Картины Александра Бенуа
В 1905 годуБенуа выпустил книгу Азбука в картинах Александра Бенуа. Бенуа написал «Азбуку вкартинках» исоздал иллюстрациик «Медному всаднику» и«Пиковой даме» Александра Пушкина, которые вошли висторию книжной графики. Среди самых интересных его работ — «Азбука в картинках Александра Бенуа» (1905) иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» (1903–1905 вариант — в 1916–1922), главным героем которых стал Петербург с его старинной архитектурой. В 1905 году художник выпустил книгу Азбука в картинах Александра Бенуа.
Художник Бенуа Александр Николаевич, картины и биография
Они составляют едва ли не половину его наследия. Основное место в картинах Бенуа занимали пейзажи. Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. Станиславский писал о работе с Бенуа так: «Бенуа оказался очаровательным.
«Авось, что там не будет этих русских. » – записал А. Бенуа в своём дневнике перед очередной заграничной поездкой. Грабарь так писал: «У Бенуа много страстей, но из них самая большая 150 страсть к искусству, а в области искусства, пожалуй, к театру133 Он самый театральный человек, какого я в жизни встречал, не менее театральный, чем сам Станиславский, чем Мейерхольд133». искусствовед подверг критике академическое искусство, эстетику Н. Г. Чернышевского и гражданственность живописи передвижников.
Описание картины Александра Бенуа «Вечер»
В 1907 году А. Н. Бенуа играл важную роль в основании Старинного театра в Петербурге (для которого создал занавес), на следующий год одна из его декораций была использована в парижской постановке «Бориса Годунова». В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. Его детской мечтой было стать театральным художником. История «Мира искусства» началась с устроенной Сергеем Дягилевым выставки русских и финляндских художников в январе 1898 года в помещении училища барона Штиглица в Петербурге. Либретто писал Бенуа, музыку 150 его молодой родственник, композитор Н. Черепнин. Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему».
Пушкина «Пиковая дама» с иллюстрациями А. Н. К работе в театре он впервые обратился в 1902 г., оформив оперу Р. Вагнера "Гибель богов" на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнив эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина "Павильон Армиды" (1903), либретто которого сочинил сам.
Александр Николаевич Бенуа был девятым (и последним) ребёнком в семье академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос). Одной из важнейших миссий этого движения, возникшего в русле «Мира искусства», был систематический пересмотр всего материала, критических оценок и основных проблем истории русской живописи, архитектуры, пластики и декоративно-прикладного искусства XVIII и XIX столетий. В начале 1905 года Бенуа с семьёй вновь выезжает во Францию. Рано зародилась в нем любовь к сцене, он сохранил ее на всю жизнь. Дягилев, по большому счёту, являлся лишь талантливым администратором с хорошим, говоря современным языком, «административным ресурсом»: связями, знакомствами, доступом к государственному финансированию.
- БИОГРАФИЯ И КАРТИНЫ АЛЕКСАНДРА БЕНУА
- Статьи и воспоминания Александра Бенуа
- История гениального художника Александра Бенуа
- Картины — Бенуа, Александр Николаевич
- Бенуа Александр НиколаевичКартины и биография
- Бенуа Александр Николаевич (1870 – 1960)
- Александр Николаевич Бенуа (1870–1960)
Нам важно было избрать для изучения в первую очередь тот элемент живописного творчества, который может считаться наиболее общим для всех эпох и школ. И только художники общества «Мир искусства», во главе которого был А. Бенуа, пытались изменить к лучшему театральные постановки. Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления». Его литературные произведения, бесспорно имеют самостоятельное значение, характеризуя сложный, большой и плодотворный этап в развитии русской критики и науки об искусстве. Превосходно скомпонованные, звучные, эти иллюстрации похожи на завершённые картины.
За этим первым опытом последовали четыре акварели – иллюстрации к «Золотому горшку» Э. Т. А. Ей недостает именно историзма. Скажут, что рожденный и воспитанный в художественной семье, я просто не мог избегнуть такой семейной заразы, что я не мог не интересоваться искусством — раз вокруг меня было столько людей, начиная с моего отца, кто знали в нем толк и обладали художественными талантами.
- Литературно-исторические заметки юного техника
- Бенуа Александр Николаевич (1870-1960)
- Прогулка короля, Александр Николаевич Бенуа, 1906
- Картины БЕНУА Александр Николаевич
- Все Картины Александр Бенуа по алфавиту
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- «Охватить предмет как можно шире иизучить как можно глубже»
Художник работал над ними в течение всей своей жизни. Позднее, в воспоминаниях, написанных в старости, Бенуа признавался: «Во мне «пассеизм» начал сказываться, как нечто абсолютно естественное еще в раннем детстве и он остался на протяжении моей жизни «тем языком, на котором мне легче, удобнее изъясняться». Успех Бенуа в «Павильоне Армиды» лишь подтвердил его художественное призвание. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой "Азбука в картинах Александра Бенуа" (1905) и иллюстрациями к "Пиковой даме" А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к "Медному всаднику", трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра.
См. Подробнее о проекте. Бенуа14. Известно, что от своей матери Александр «унаследовал» культ театра.
- «К простейшим ивернейшим изображениям действительности»
- Александр Бенуа вкомиссии Горького
- Эстетические взгляды «Мира искусства»
- Западноевропейская и антикварная живопись
- Декоративно-прикладное искусство
- Картины в заранее подобранных рамах
- Дизайн загородного дома встиле шале
- Профессиональный фотограф и музыкальность снимка
К ранним впечатлениям и переживаниям Александра Бенуа восходят истоки той смелой переоценки искусства XVIII столетия, которая является одной из крупнейших заслуг «Мира искусства». Художник трудился над ней около года, но создаётся впечатление, что все иллюстрации сделаны «за один присест» и что процесс рисования сопровождался играми и разговорами с маленьким сыном Колей, впоследствии известным театральным художником. Подобные эмоции он назвал «ощущение ОГПУ», а также «общей болезнью в России». К тому времени театральные искания «мирискусников» обрели уже достаточный опыт и зрелость. Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей. Лучшими творческими достижениями мастер обязан книжному искусству и театру.
401), «Выход императрицы Екатерины II в Царскосельском дворце» (1909, Гос. Экспозиция выставки стала прообразом будущих выставок журнала «Мир искусства» именно здесь наметилась их структура и состав участников. Как мы знаем, спектакли русского балета произвели в Европе ошеломляющее впечатление.
К тому же Бенуа является режиссёром театра (Пиковая дама, Павильон Армиды, Петрушка) и иллюстратором в различных изданиях. Александр Николаевич становится вместе с С. Дягилевым редактором журнала «Мир искусства» и принимает непосредственное участие в выставках созданного им общества общества. С 1910 года начал выпускать серийные издания «Русская школа живописи» и «История живописи всех времен и народов» (издание прервалось лишь с началом революции в 1917 году). К этим темам он обращался как в своих исторических картинах, так и в пейзажных работах, выполненных с натуры в Петербурге и окрестных дворцах и во Франции, в Версале, где он часто и подолгу бывал (серия Последние прогулки Людовика XIV, 1897 — 98 Версальская серия, 1905 — 06). Этот лишенный специального термина элемент мы и обозначили словом пейзаж. Почувствовав это, А. Н.
«Хорошо, если благодаря мне Зимний дворец будет спасен и превращен в памятник-сокровищницу мирового значения», – искренне надеялся он. К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух версальских сериях (1897, 1905-06), в широко известных картинах Парад при Павле I (1907), Выход Екатерины II в Царскосельском дворце (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. К этим темам он обращался как в своих исторических картинах, так и в пейзажных работах, выполненных с натуры в Петербурге и окрестных дворцах и во Франции, в Версале, где он часто и подолгу бывал (серия "Последние прогулки Людовика XIV", 1897 — 98 "Версальская серия", 1905 — 06). Этим же темам художник уделял много внимания в своих театральных и книжных работах. Точнее было бы сказать, что А. Н. Решение стать художником созрело у Александра очень рано.
Художник хорошо чувствовал красоту архитектурных форм. Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей. Бенуа пытался работать на императорской сцене, создавая декорации к балетам в постановках традиционных балетмейстеров, но это не приносило существенных результатов 150 либо постановки не осуществлялись, либо декорации мало что меняли в общем характере спектакля. В своих воспоминаниях художник особенно подчеркивает, что в детстве он был переполнен театральными впечатлениями.
В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. статьи о Льве Баксте- части 28, 29). Три картины с этой выставки были приобретены П. М. Третьяковым. Объяснимым поводом к отъезду была постановка спектакля в «Гранд-опера» и участие в выставках, но оттуда в Россию он не вернулся. Однако в СССР нельзя было жить вне политики. В своей первой книге История русской живописи в XIX веке (1900 — 1902) и в статьях начала 1900-х гг.
был государственным служащим, которому эти пайки выдавались в качестве заработной платы. С 1904 г публикуется в газетах: Слово, Русь и Речь. К сожалению после первого издания книга была переиздана только два раза незначительными тиражами, вот таким образом многие до сих пор не имели к ней свободного доступа.
Словом 150 он театральный человек». Очень трудолюбив. В отечественной научной литературе вопросы истории искусства никогда ещё не излагались с такой полнотой и систематичностью, с такой проницательностью анализа и вместе с тем с такой подчеркнутой и даже программной субъективностью.
Две темы неизменно пользовались его вниманием: «Петербург XVIII – начала XIX в» и «Франция Людовика XIV». В 1904 году вышла в свет «Азбука в картинках» (1904)13, едва ли не единственная его крупная работа для детей. Выше уже упоминалось о значении таких «открытий», как русская портретная живопись XVIII века и архитектура старого Петербурга. Гофмана (1899), оставшиеся неизданными и две страничные иллюстрации к книге П. И. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси» (1902), созданные в сотрудничестве с Е. Е. Лансере.
Этим же темам художник уделял много внимания в своих театральных и книжных работах. Понятие «художественности» с детства ассоциировалось у Бенуа с понятием «театральности». Две темы неизменно пользовались его вниманием: "Петербург XVIII – начала XIX в. " и "Франция Людовика XIV".
Даже музыка соответствовала сути действия и эпохе, отображаемой на сцене. Александр Бенуа вырос в атмосфере исключительной художественности, он посещал классы Академии художеств, но считал себя автодидактом (самоучкой). В своих воспоминаниях он писал: «Мой интерес к художественным произведениям, естественно приведший меня к знаточеству, стал проявляться с очень ранних лет. «Ныне я себя чувствую более усталым, разбитым и удрученным, нежели за все эти годы. В 1926 году художник эмигрировал во Францию, где в конце жизни написал мемуары «Мои воспоминания» о России начала XX века. Но для Бенуа натурные штудии являлись лишь начальным этапом творчества.
Художник признавал сам, что патриотом его назвать сложно. Одновременно с этими крупными работами Бенуа опубликовал в журнале «Мир искусства» (1899-1904) и ежемесячном сборнике «Художественные сокровища России» (1901-1903), а позднее в журнале «Старые годы» (1907-1913) и некоторых других изданиях множество статей и заметок по отдельным вопросам истории русского и западноевропейского искусства. Разглядывание книги вызывает множество ассоциаций и при выполнении традиционного задания для детей «рассказ по картинке» фантазия маленьких читателей и их родителей или наставников может быть просто безграничной. В «Сентиментальной прогулке» Бенуа словно намеренно дематериализует человеческие фигуры и деревья, тогда как самой «живой» выглядит архитектура, а еще точнее — впечатление от нее. Само обращение к пейзажу у Бенуа было продиктовано интересом к истории. Если М. В. Ломоносову принадлежит слава первого русского учёного-энциклопедиста, то А. Н. С «Азбуки» А. Бенуа начинается история детской книги «Мира искусства». «Павильон Армиды» был осуществлён на сцене Мариинского театра лишь в 1907 году.
Работа над таким спектаклем началась в 1901 году на сцене Мариинского театра. Имя Бенуа – живописца, сценографа и иллюстратора историка искусства и художественного критика граничит с высшими достижениями «серебряного века» отечественной культуры. Такое ощущение, точно что-то, нависло над головой», - писал А. Н. Там он работал главным образом в театрах. К ранним работам Бенуа для книги принадлежит иллюстрация к «Пиковой даме» (1898), опубликованная в трехтомном собрании сочинений Пушкина (1899) иллюстрированном многими русскими художниками, в том числе и мастерами «Мира искусства». С. П. Дягилев учился вместе с Бенуа на юридическом факультете.
«Героем» новых произведений художника становится само искусство прошлого: не люди, а великолепные архитектурно-парковые ансамбли, то поражающие своей грандиозностью, то очаровывающие интимным изяществом и поэтической прелестью. «От этих. А. Н.
Не вызывает сомнений, что именно эти ранние впечатления подготовили Бенуа к работе над одноактным балетом Делиба «Сильвия» в 1901 году, когда директор Им- ператорских театров князь С. М. Волконский, поддавшись уговорам С. П. Дягилева, принял решение подготовить специальную постановку под его руководством. Современники видели в нём живое воплощение духа артистизма. Недаром Фокин впоследствии вспоминал, что критика находила в «Петрушке» слишком много «от Достоевского», сравнивала его с «Балаганчиком» Блока. Александр Бенуа (1870-1960). Он как будто противопоставляет их бронзовой скульптурной группе изображающей детей играющих в воде.
Его биография хорошо известна, но считаю уместным напомнить коротко основное: Александр Николаевич Бенуа (1870-1960) – сын Николая Леонтьевича Бенуа, академика и архитектора и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос). В конце 1896 года вместе с друзьями впервые приехал во Францию, где написал «Версальские серии»— картины изображали парки и прогулки «короля-солнце» Людовика XIV. Первая и наиболее сильная из них связана с театральными впечатлениями. Вдохновитель и организатор объединения «Мир искусства», куда в разные годы входили К. Сомов, Л. Бакст, Е. Лансере. Я лучше понимаю тогдашние мысли, тогдашние идеалы, мечты, страсти и самые даже гримасы и причуды, нежели я понимаю все это в «плане современности». ». Более зрелую фазу в развитии книжной графики Бенуа отражает его «Азбука в картинах» (1904) – первая книга, в которой художник выступил как единоличный автор, создатель замысла иллюстратор и оформитель. И. Грабарь отметил в иллюстрациях Бенуа тонкое понимание Пушкина и его эпохи и вместе с тем обостренное чувство современности, а Л. Бакст назвал цикл иллюстраций к «Медному всаднику» «настоящим перлом в русском искусстве».
Таким образом искусство действительно становилось синтетическим. Главным критерием оценки произведений искусства Бенуа считал их художественность. Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления. Он не окончил Академию художеств, считая, что художником можно стать лишь непрерывно работая.
Совершал длительные заграничные поездки.
Гольдони «Хозяйка гостиницы» художник создал подлинно театральный образ Франции и Италии, стилизованный изящный, чуть жеманный, образ очень точный в деталях, но претворённый в изысканное зрелище. Там он работал главным образом в театрах: сначала в «Гранд-опера» в Париже с 1924 года с перерывом по 1934 год (знаменитый «Поцелуй феи» И. Стравинского), а в 1930-1950-е годы — в «Ла Скала» в Милане, где постановочной частью заведовал его сын Николай. Вместе с С. П. Дягилевым, К. А. Сомовым и другими «мирискусниками» не принимал тенденциозность передвижников и пропагандировал новое русское и западноевропейское искусство. Он начал с рисунков к «Пиковой даме» (1898) и потом дважды возвращался к иллюстрированию этой повести (в 1905 и 1910 годах). Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал. Они хотели быть художниками-постановщиками, они мечтали о реформе балетного жанра вцелом. Книга Бенуа представляет собой серьёзное и оригинальное исследование, поражающее обилием и разнообразием привлекаемого материала, глубокой продуманностью и проникновенной тонкостью отдельных характеристик, но Одновременно книга является острым публицистическим трактатом, полемически направленным против академизма и передвижничества.
С ними были тесно связаны Н. Рерих, М. Нестеров, К. Серов, М. Врубель, М. Коровин, Б. Кустодиев и другие мастера русского искусства начала XX века. Программа «Мира искусства» предполагала вторжение его деятелей во все области культуры, включая не только изобразительное искусство, театр, оформление книг, но и создание предметов быта — мебели изделий прикладного искусства, проектов оформления интерьеров. Бенуа часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои «Художественные письма» (1908-16) в газете «Речь».
«Мирискусникам» удалось воплотить свою мечту 150 создать театральное зрелище, органичное во всех аспектах 150 было достигнуто единство живописи, музыки, танца и литературы. Радостная, разгульная русская масленица вставала перед зрителем. Две темы неизменно пользовались его вниманием: «Петербург XVIII — начала XIX в. » и «Франция Людовика XIV». Обучался он на юридическом факультете Петербургского университета (1890-94), но при этом самостоятельно изучал историю искусства и занимался рисованием и живописью (главным образом акварельной).
Целому ряду молодых художников некуда было деваться. Сам Бенуа так писал о методе работы в «Русских сезонах» и о «Петрушке» : «133Было решено в «дирекции Дягилева», что настал момент создать русскую хореографическую сказку, то стали эту сказку сочинять общими усилиями133 разработкой фабулы занялась целая, очень своеобразная «комиссия», в которой приняли участие и Черепнин и Фокин и я и Стеллецкий и Головин и несколько литераторов, среди которых неоценимые указания и материалы сообщил А. М. Ремизов133 Вместо Черепнина музыку к затеянному балету взялся написать юный композитор, ученик Римского-Корсакова и сын знаменитого оперного певца И. Ф. Стравинский и нужно сознаться, что смелость Дягилева, поручившего наугад такое рискованное дело художнику, себя ещё ни в чём не проявившему, что эта смелость оказалась как нельзя более благополучной». А в 1926 г. Бенуа, сделав вынужденный выбор между трудностями эмигрантского существования и все более пугающей перспективой жизни в советской стране, уехал во Францию. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 году триумфальные выступления в Париже – «Русские сезоны». Это излюбленный художником французский 17 век и не менее любимый им Пушкин. Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра. Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912).
Главным критерием оценки произведений искусства Бенуа считал их художественность. Бенуа и его друзей не удовлетворяла роль оформителей, декораторов сцены. Русско-финляндская выставка имела большой успех. Опубликование иллюстраций в «Мире искусства» сразу было встречено художественной общественностью как большое событие в русской графике. Именно из «Записок» Бенуа узнал о ритуалах прогулок Людовика, о кормлении рыб, о созерцании королем величественных скульптур в парке («Прогулка в кресле», 1897 «У бассейна Цереры», 1897 «Кормление рыб», 1897 «У Курция», 1897— все в Русском музее, Санкт-Петербург).
Именно его постановка «Павильона Армиды» стала началом «дягилевских сезонов» в Париже в 1909 году. Бенуа оформил оперу Р. Вагнера «Гибель богов» на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина «Павильон Армиды» (1903), либретто которого сочинил сам. Дягилева, забывая, что именно А. Н. Мольера (1913 г. ) и некоторое время даже участвовал в руководстве театром наряду с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко. Не исключено, что А. Н.
В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. Главная встреча «мирискуссников» во главе с Бенуа произошла именно в этой постановке 150 в творческий коллектив органично влился талант гениалного балетмейстера М. Фокина, который тоже мечтал об обновлении всей стилистики балетного искусства. В годы революции и Гражданской войны А. Н. Бенуа оставался в Петрограде.
В конце 1890-х годов кружок молодых единомышленников преобразовался в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала. Русский музей). Мая, Александр познакомился и подружился с людьми, которые, став старше, составили костяк общества «Мир искусства»: К. Сомовым, В. Нувелем, Д. Философовым (двоюродным братом С. П. Дягилева), Л. Бакстом. Например, было исполнено не менее восьми вариантов ставшего легендарным балета «Петрушка».
В 1897 году приобрёл известность серией акварелей «Последние прогулки Людовика XIV», написанные под впечатлением от пребывания в Париже и Версале. Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912). Русский музей стр. Соблазн остаться за границей был велик, но страх навсегда оторваться от родной почвы, оказавшись «беженцем» без определённых занятий, останавливал художника на протяжении нескольких лет. Этот период замечателен формированием множества течений и творческих объединений, среди которых одно из ведущих мест занимал «Мир искусства».
К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух "версальских сериях" (1897, 1905-06), в широко известных картинах "Парад при Павле I" (1907), "Выход Екатерины II в Царскосельском дворце" (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Именно в «Мире искусства» начинали свою разнообразную деятельность всемирно известные художники: Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Игорь Грабарь. Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) получившую широкую известность книгу "Русская живопись в XIX веке", существенно переработав для нее свой ранний очерк начал выпускать серийные издания "Русская школа живописи" и "История живописи всех времен и народов" (1910-17 издание прервалось с началом революции) и журнал "Художественные сокровища России" создал прекрасный "Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа" (1911). Художник умел ценить величие искусства прошлого. Выше уже упоминалось о значении таких «открытий», как русская портретная живопись XVIII века и архитектура старого Петербурга. В 1911 году выходит, пожалуй, лучшее дореволюционное издание знаменитой повести А. С.
Рисовать он начал ещё в частном детском садике, а в 1885-1890 годах, обучаясь в частной гимназии К. И. Мая, Александр познакомился и подружился с людьми, которые, став старше, составили костяк общества «Мир искусства»: К. Сомовым, В. Нувелем, Д. Философовым (двоюродным братом С. П. Дягилева), Л. Бакстом. Работы Бенуа связаны с Версалем, его парком, Петергофом. В композициях Бенуа нередко сохраняются черты театрального «кулисного» построения, хотя на сценических площадках и не выступают исторические персонажи. Искусство являлось наследственностью в его семье.
Главным же трудом последних (с 1934 г. ) лет были его воспоминания, на страницах которых он подробно и увлекательно воскрешает годы своего детства и юности. В ту же серию входят работы, принадлежащие к числу самых удачных произведений Бенуа, заслуженно пользующихся широкой известностью: «Парад при Павле I» (1907, Гос. Их обычно связывают лишь с именем С. П. Легкий и нервный рисунок художника создает неповторимую атмосферу «галантного века». Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы.
Несмотря на прорыв, совершённый МХТ, в Петербурге, на казённой сцене оставались в ходу «дежурные» декорации. Каждый из рисунков к «Азбуке» представляет собой развёрнутую повествовательную сцену, проникнутую мягким юмором иногда жанровую, чаще – сказочную или театральную, всегда неистощимо изобретательную по сюжетным мотивам. Бенуа, занявший в труппе пост директора по художественной части исполнил оформление к нескольким спектаклям.
Это решение было связано, главным образом, с финансовыми и семейными обстоятельствами. Но иллюстрации носят пока еще «станковый» характер: это исторические композиции, вмонтированные в книгу, не сливающиеся с ней органически. Это решение было связано, главным образом, с финансовыми и семейными обстоятельствами.
Семье Бенуа удалось выжить в эти годы лишь благодаря американским пайкам АРА (помощи пострадавшим странам в Первой мировой войне). Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. Сначала в «Гранд-опера» в Париже (знаменитый «Поцелуй феи» И. Стравинского), а в 1930-1950-е годы – в «Ла Скала» в Милане, где постановочной частью заведовал его сын Николай. Он осмыслил и систематизировал искусство прошлого.
Но и здесь перед А. Н. Именно в «Мире искусства» начинали свою разнообразную деятельность всемирно известные художники Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Игорь Грабарь. Сюжеты для большинства картин этих циклов навеяны мемуарами Сен-Симона.
Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов. В 1894 году начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века». Театр был в течение всей жизни Бенуа самым сильным его увлечением. Впервые ему пришлось решать здесь вопросы художественного конструирования книги. Вот таким образом его лучшие творения принадлежат искусству книги и живописи театра.
Наиболее значительные статьи касаются архитектуры старого Петербурга и его пригородов. Этот балет создан по идее самого Бенуа и по написанному им же самим либретто. Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры. А вектор такому движению первым задал герой этой статьи.
Именно пейзаж полно отразил мировидение художника. Для этого нужны были новые композиторы и балетмейстеры, новые танцовщики и либреттисты. У меня и отношение к прошлому более нежное, более любовное, нежели к настоящему.
Но на его пути постоянно вставали препятствия бытового характера: приходилось заботиться о благосостоянии семьи, постоянно обходить препоны, чинимые правительством деятелям искусства (например, запрет рисовать на улицах Петрограда). Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 году триумфальные выступления в Париже — «Русские сезоны». Выдающийся образец книжной графики — иллюстрации к «Медному всаднику» А. С. Пушкина, выполненные в технике имитации цветной гравюры на дереве (1903).
картинная галерея Армении, Ереван), «Петербургская улица при Петре I» (1910, частное собрание в Москве) и «Петр I на прогулке в Летнем саду» (1910, Гос. Большевики, едва захватив власть, объявили «войну дворцам» и радетель отечественного искусства деятельно занялся проблемами реорганизации дворцовых комплексов, а также сохранения этих памятников отечественной культуры от вандализма и разграбления. Решение стать художником созрело у Александра очень рано. Они организовали кружок любителей искусства. По происхождению и воспитанию принадлежал к петербургской художественной интеллигенции.
В этих сериях нет историко-жанровых сцен, нет изображений людей и вот таким образом нет оттенка лирической иронии, которой отмечены «Последние прогулки Людовика XIV». Целью группы было чистое искусство, поиск гармонии и красоты жизни. Бенуа исполнил также две серии иллюстраций к «Капитанской дочке» и в течение ряда лет подготавливал свою главную работу — рисунки к «Медному всаднику». Так как Александр Бенуа вырос в атмосфере исключительной художественности, он посещал классы Академии художеств, но считал себя автодидактом (самоучкой). С детства полюбил он старый Петербург, пригороды столицы. В своей первой книге История русской живописи в XIX веке (1900 1902) и в статьях начала 1900-х гг.
Значительную часть перечисленных серий составляют работы с натуры. Ничто не любил он так горячо и не знал так глубоко. Скажут, что рожденный и воспитанный в художественной семье, я просто не мог избегнуть такой семейной заразы, что я не мог не интересоваться искусством раз вокруг меня было столько людей, начиная с моего отца, кто знали в нем толк и обладали художественными талантами.
Но даже с большевиками А. Н. В музеях и картинных галереях Франции, Италии изучал творчество великих мастеров прошлого. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой «Азбука в картинах Александра Бенуа» (1905) и иллюстрациями к «Пиковой даме» А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к «Медному всаднику», трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22).
В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой Азбука в картинах Александра Бенуа (1905) и иллюстрациями к Пиковой даме А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к Медному всаднику, трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным. В те же годы под редакцией Бенуа выходил иллюстрированный журнал «Художественные сокровища России». Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 г. триумфальные выступления в Париже — «Русские сезоны». В отечественной историографии существует мнение, что «Александр Бенуа, подобно Блоку, Белому и Брюсову, поддержал Октябрьскую революцию и с обычным своим усердием работал в качестве хранителя произведений изобразительного искусства в своем родном Петербурге».
Это был «Павильон Армиды». Следует заметить, что художественные вкусы и взгляды молодого Бенуа формировались в оппозиции к его семье, придерживавшейся консервативных «академических» воззрений. В 1901 году князь С. М. Волконский, директор Императорских театров, поддавшись уговорам С. П. Дягилева, принял решение подготовить специальную постановку под его руководством одноактного балета Делиба «Сильвия».
Он сразу же был вовлечен во множество театральных проектов. Бенуа был последовательным защитником ценностей старины.
В сюжетных композициях циклов «Последние прогулки ЛюдовикаXIV» и «Версальская серия», равно как и в пейзажах, для художника важны не люди с их переживаниями и деяниями, а величественная красота искусства и природы. Бенуа с уверенностью можно назвать первым русским «энциклопедистом» от искусства.
В 1911 году им был создан прекрасный «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа». С 1901 — 1903 г. г. Своим успехом «Русские сезоны» во многом были обязаны А. Бенуа. Именно они осуществили реформу театра, поменяли точку зрения на художественное оформление спектаклей: «мирискусники» добились соблюдения исторической правды, особенно в костюмах. Вершиной его достижений были декорации к балету И. Ф. Стравинского «Петрушка» (1911 г. ). Причиной успеха постановок Дягилева было абсолютно новое оформление спектаклей: не красочный фон, существующий отдельно от спектакля, а единый стилевой порыв, подчинённый отображению художественной правды эпохи.
Для балета И. Стравинского Петрушка (1911) Бенуа написал либретто, а его декорации к этому спектаклю стали одним из высших достижений художника. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). В ней приняли участие едва ли не все деятели «Мира искусства». Бенуа внес огромный вклад в историю русской художественной культуры XX века. «Нами руководили не столько соображения идейного порядка, сколько соображения практической необходимости. Пропагандируя старое русское искусство и западноевропейских мастеров живописи, в 1901 году начал издавать журналы «Старые годы» и «Художественные сокровища России»8. Он активно участвовал в художественной жизни – прежде всего в деятельности объединения "Мир искусства" идеологом и теоретиком которого был, а также в издании журнала "Мир искусства", ставшего основой этого объединения часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои "Художественные письма" (1908-16) в газете "Речь".
Эти же темы господствовали в его книжных и театральных работах, которым он, как большинство "мирискусников", уделял не меньше, если не больше, внимания, чем станковому творчеству. Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры. Лучшая из книжных работ художника, безусловно, его шедевр – рисунки к «Медному всаднику» Пушкина. Бенуа оформил оперу Р. Вагнера Гибель богов на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина Павильон Армиды (1903), либретто которого сочинил сам. Первый балет (либретто, декорации и костюмы) Павильон Армиды Н. Н. Черепнина, созданный в 1907 г. был дан в Париже в 1909 г., в Риме в 1911 г. Увлечение художника балетом привело к тому, что по его инициативе была организована частная балетная труппа С. Дягилева Русские сезоны, которая начала свои выступления в Париже в 1909 г. Бенуа занял в труппе пост директора по художественной части и оформил несколько спектаклей в 1908, 1910, 1911, 1924 гг. Так, в балете И. Стра- винского «Петрушка» Бенуа воплотил свою мечту-воспоминание о народных играх, об удалом веселье улицы давно прошедших эпох.
К десяти годам Бенуа был глубоко захвачен тогдашней страстью к драме, опере и балету и еще до своей поездки в Германию в 1890 году он видел «Спящую красавицу», «Пиковую даму» и многие другие спектакли. Но этими декоративными качествами далеко не исчерпывались задачи постановки. Но более известны эскизы театральных декораций для «Русских сезонов» Дягилева, доказывающих несомненный талант художника в воссоздании духа разных эпох и национальных культур (балет И. Стравинского «Петрушка», опера Р. Вагнера «Гибель богов»). Родилась идея зарубежных гастролей русского балета, которая и была осуществлена в 1909 150 1912 годах под названием «Русские сезоны». В ней приняли участие едва ли не все деятели «Мира искусства». Александр Бенуа, став идеологом и теоретиком объединения «Мир искусства», активно участвовал в его художественной жизни, а также в издании журнала «Мир искусства», взявшего на себя роль основы и идейного рупора этого объединения.
Ещё более плодотворно работал он как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) книгу «Русская живопись в XIX веке», существенно переработав для нее свой ранний очерк. В колорите Бенуа отсутствует живое ощущение цвета. Расцвет художественно-критической деятельности Бенуа падает на период создания третьей серии его статей – под общим заглавием «Художественные письма», которые еженедельно печатались в газете «Речь» с ноября 1908 по 1917 год.
Однако голод, холод, обилие мусора, военных калек и «интеллигентных» нищих на улицах Петрограда никак не вписывались в представления Бенуа о жизни вообще и о жизни своей семьи в частности. Представляя собою дань времени, они не должны играть решающей роли в оценке труда Бенуа. Бенуа мог бы вполне ужиться (именно это он и пытался сделать ещё с 1917 года), если бы они давали ему возможность спокойно заниматься любимым делом. К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях — в двух «версальских сериях» (1897, 1905-06), в широко известных картинах «Парад при Павле I» (1907), «Выход Екатерины II в Царскосельском дворце» (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля.
Следует заметить, что художественные вкусы и взгляды молодого Бенуа формировались в оппозиции к его семье, придерживавшейся консервативных «академических» воззрений. В 1896—1898 и 1905—1907 годах работал во Франции8. Идеологом и эстетическим лидером «Мира искусства» был Александр Николаевич Бенуа. Понятие «художественности» неизменно ассоциировалось у него с понятием «театральности» именно в искусстве театра он видел единственную возможность создать в современных условиях творческий синтез живописи, архитектуры, музыки, пластики и поэзии, осуществить то органическое слияние искусств, которое представлялось ему высшей целью художественной культуры. Оставаясь в советской России, Бенуа никогда не разрывал своих связей с Европой, в частности с парижским театром «Гранд-опера», в постановках которого участвовал как театральный художник ещё в предреволюционные годы. Будучи, по собственному выражению, органически чуждым политике, художник надеялся, что с образованием Государственной думы все «безобразия» в России закончатся.
Вместе с другими мастерами «Мира искусства», Бенуа был одним из самых активных деятелей художественного движения, возродившего в России искусство книжной графики. Бенуа вспоминал впоследствии: «Балет, может быть, самое красноречивое из зрелищ133. Александр Николаевич Бенуа был девятым (и последним) ребёнком в семье академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос).
Его перу принадлежат «История живописи всех времен и народов», «Русская живопись в XIX веке». С 1917 по 1926 год Бенуа заведовал Картинной галереей Эрмитажа, т. е. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там).
Отъезд как и ранее состоялся для постановки спектакля в «Гранд-опера» и участия в выставках, но оттуда в Россию он не вернулся. Единственным утешением в зачастую просто невыносимой действительности для Александра Бенуа в эти годы служил Эрмитаж. В 1910 году вышло в свет обширное исследование Бенуа «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны» – обстоятельно документированный труд, посвященный истории быта и художественной жизни России в первой половине XVIII века. В отличие от короля и его свиты, напоминающих легкие тени прошлого, бронзовые ребятишки кажутся энергичными и живыми.
Они организовали кружок любителей искусства. В пьесах Мольера (режиссёры К. Станиславский и А. Бенуа, художник А. Бенуа) «Мнимый больной», «Брак поневоле», «Тартюф» И. К.
Особо любимый им период в истории искусства 150 барокко. В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. Бенуа уже в апреле 1923 года. Эти особенности книги связаны с групповой тактикой «Мира искусства» и с личными, субъективными пристрастиями автора.
Бенуа занимал в труппе пост директора по художественной части. Он слушает, охотно идёт на всякие пробы и переделки и, видно, хочет понять секреты сцены. В конце 1890 годов кружок молодых единомышленников преобразовался в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала.
Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). С 1895 г. по 1899 г. Бенуа состоит хранителем собрания, пожертвованного княгиней M. К. Тенишевой Русскому музею в Санкт-Петербурге. В 1897 году, возвратившись из Франции, создает серию акварелей Последние прогулки Людовика XIV, которая принесла ему известность как художнику. С именем Бенуасвязано возникновение в 1898 г. объединения «Мир искусства», одним из основателей и идейным руководителем которого он был. К своим персонажам (Людовику и придворным) Бенуа относится с долей иронии. Бабушка привозила Александру из Венеции настоящих итальянских марионеток изображавших героев комедии дель арте: Коломбину, Арлекина, Пьеро Именно в искусстве театра уже взрослый А. Бенуа видел единственную возможность создать творческий синтез живописи, архитектуры, музыки, пластики и поэзии, осуществить то органическое слияние искусств, которое представлялось ему высшей целью художественной культуры. Нам скажут еще, что было бы правильнее и проще изменить самое заглавие первой части. Работал на прежнем профессиональном уровне, но ничего принципиально нового и интересного создать уже не смог, часто довольствуясь варьированием старого (одних вариантов ставшего легендарным балета "Петрушка" было исполнено не менее восьми).
Бенуа стал задумываться об эмиграции.