Картины Дайнеко
Дейнека Александр: творчество, самые известные картины художника
В начале 1930-х художник пережил еще одно графическое увлечение — плакатом: создал около 20 агитационных плакатов, многие из которых были очень популярны («Механизируем Донбасс», «Работать, строить и не ныть. », «Китай на пути освобождения от империализма» и др. ). Таков прелестный рисунок «Теннис» (1926) – четыре легкие изящные фигурки девушек-спортсменок. Предприятие существует и сегодня. На родине Дейнеку потом долго ругали за этот эксперимент.
путь зигзагообразный, путь колебаний. А кроме того, ОСТовцы всё больше замыкались на производственной тематике. Особенно интересен с исторической точки зрения запечатленный художником коммунальный быт 1920-х годов. За довольно долгую жизнь Александр Александрович попробовал себя в живописи, графике (в том числе журнальной, книжной, плакатной и театральной), монументальном искусстве (панно, фрески, мозаики), скульптуре. Нередко при всей незрелости формальных исканий (ведь в 1924 году Дейнеке было двадцать пять, Пименову и Гончарову – двадцать один год от роду) эта тогдашняя художественная молодежь ставила себе весьма серьезные и важные задачи.
Это были панно и росписи для фабрики-кухни в Филях (1932), эскизы панно для клуба Наркомзема, увы, так и не реализованные (1933). Он умел понять, пережить и выразить в глубоких образах и абсолютной форме главный и основной гуманистический смысл своего времени и выразить не формально, не в одних лишь сюжетах, а в строго и ясно продуманном тончайшем построении всех элементов художественной формы – композиции, колорита, пространства, движения, ритма. 2009–2011». Молодых немецких и русских художников того времени объединяли революционные взгляды как на политику, так и на искусство. Дейнека ездил по стране и постоянно рисовал он проникся культурой афроамериканцев: «Они поют такие грустные песни, в моленьях приходят в экстаз, по-особенному бешено и ритмично танцуют, а главное они— рабочие». Их получилось около 300.
Творческая направленность «Объединения трех» во многом послужила созданию Общества станковистов. Даже после распада объединения (в 1931 г. ) художник во многом остается верен его направленности. Некоторые из них в дальнейшем легли в основу картин. Особое место занимает в искусстве Дейнеки спорт.
Я знал Дейнеку много лет и очень близко.
Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись. Уплотненная программа поездки оставляла мало времени для творческой работы. В 1918 году Дейнека работает фотографом в Угрозыске, становится руководителем секции ИЗО Губнадобраза, занимается оформлением агитпоездов, выпускает плакаты, принимает участие в театральных постановках. Среди художников самых разных радикальных направлений выставлялось «Объединение трех», состоявшее из студентов полиграфического факультета Вхутемаса Андрея Гончарова, Александра Дейнеки и Юрия Пименова.
Александр Дейнека: самые популярные картины (топ 12)
Впоследствии и Дейнеке досталось за «формалистские» эксперименты 1920-х годов с цветом, формой и композицией, но в первой половине 1930-х он пока был в фаворе. Художники нового общества стали совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, а главным героем их картин стала советская художественная молодежь. Самым сильным и самым совершенным воплощением этого перелома (или, по существу, полной художественной зрелости мастера) стала картина «Мать» (1932), бесспорно принадлежащая к числу вершин советского искусства. Большевистские руководители Советской России рассматривали ее как наиболее «слабое звено» в системе мирового империализма, где посредством коминтерновской агентуры должна начаться следующая после «октябрьской» революция (планировавшаяся на 1925 год). Художник и сам говорил: «.
На Первой дискуссионной выставке (1924), предшествовавшей образованию ОСТа, Дейнека в компании с Юрием Пименовым и Андреем Гончаровым выставил свою картину «Футбол». Дейнека известен и как художник театра: совместно с Е. Вахтанговым оформил спектакль «Баня» в Гос. «Истинным спартанцем» называли современники и самого художника. Прежде всего в сфере производства и закупок вооружений (причём даже во время гражданской войны в Испании, когда итальянские и советские военные друг друга убивали). Живописный стиль Дейнеки к тому времени уже вполне сформировался. Но была и противная сторона.
И это издание (пользовавшееся покровительством Бухарина) и сам художник все чаще подвергались критике в печати. И художник вновь справляется с вызовом. Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова ("Кот и повар", "Крестьянин и смерть", 1922). Мейерхольда, 1930 «День рождения» братьев Тур в ЦТСА (1945). Ноябрь.
Александр Дейнека (по другой версии, Дейнеко) родился 8 (20) мая 1899 года в семье железнодорожного слесаря в уездном Курске. Бронзой и сталью отливает сдержанный колорит картины. Парадокс утверждающейся литературы бросается в глаза: она вещает о новом человеке – возвращается к старой, обветшалой эстетике. «Живописное полотно Футбол 1924 года, – пишет Татьяна Малова, – своеобразный манифест нового объединения» 3.
В это время он создал напряженные и драматичные произведения. Они занесены снегом. За ней последовали другие работы: В обеденный перерыв в Донбассе (1935), Никитка—первый русский летун (1940), Будущие летчики (1937). (Через год и ОСТ и РАПХ прекратят своё существование).
Александр Дейнека – картины с названиями и описанием по алфавиту
Дейнека, будучи опытным физкультурником, ловко схватывал динамику движений бегунов, пловцов, футболистов, баскетболистов Кто-то мог критиковать художника за излишнюю увлеченность спортивной темой, которой он якобы отгораживался от насущных проблем, но на самом деле эти работы способствовали созданию культа беззаботности, силы и красоты, ставшего одним из ключевых в соцреализме. На форуме AI время от времени разворачиваются бурные обсуждения работ Дейнеки из тех, что появляются на аукционах (подробнее — здесь и не поленитесь дочитать до конца). Некоторые из них особенно выделяются своей смелой новизной и поэтической прелестью. Большой популярностью пользовались тогда теоретические концепции представителя формальной школы искусствознания Адольфа Гильдебрандта. Фон дан скупой линией отдаленного города. Советский Союз действительно находился на передовых подступах к современной авиации. Но если паровозы, а также автомобили и прочие пароходы у Дейнеки обычно лишь часть фона, то самолёты часто становятся центральными элементами картин художника.
И все же можно сказать, что «монументализм» искусства Дейнеки нигде не проявился в таком последовательном и чистом виде, как в станковой живописи и акварелях, – именно здесь большой стиль менее всего оказался предвзятой, заранее намеченной формой, а стал органически целостным и естественным выражением чувства реального времени в его наиболее прогрессивном и действенном осмыслении, стал верным эхом истинных и вечных человеческих ценностей. Его товарищ по ОСТу, один из самых блистательных живописцев ХХ века Александр Лабас писал о том времени, о «мелких и консервативных» людях, окружавших Дейнеку: «Незаметно Дейнека сам приобрел их черты Несколько месяцев назад в Facebook состоялась интересная дискуссия: пользователь Сергей Сигачёв опубликовал картину «Бегущие девушки» и остроумно доказал, что, во-первых, девушки на картине — не главное, а во-вторых, паровоз на заднем плане картины — не просто «я-художник-я-так-вижу» паровоз, а редкая модификация паровоза «ЭУ», у которой тендер для воды и угля был конструктивно интегрирован с самим локомотивом.
Как вам наверняка стало понятно из биографии художника Дейнека Александра Александровича. Эта, казалось бы, чисто техницистская идея соединяется в его работах с живым, волнующим восприятием природы как, например, в картинах «Дождь и самолеты над морем» (1932) или «Будущие летчики» (1938). В них заметны черты надуманности или рассудочной нарочитости. Он осознавал окружающий мир как совокупность множества элементов.
Это особенно ощущается, например, в «Портрете художника К. А. Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР. Научные и исторические статьи, атеистическая публицистика сочетались с безжалостной сатирой: памфлетами на библейские темы, антирелигиозными частушками и, конечно, рисунками и карикатурами. В начале 1950-х гг.
Как позже писал Дейнека о «Текстильщицах», он «обрабатывал поверхность, делая ее гладкой, лакированной, смутно желая найти единство поверхности с фактурой полированных, светлых, еще не существующих стен, для которых он мечтал писать картины». При небольшом размере они отличаются монументальной широтой.
Учился в Харьковском художественном училище (1915-1917), во Вхутемасе в Москве (1920-1925) у В. А. Фаворского. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915-1917). Однако карикатурами рисунки Дейнеки все-таки назвать сложно. После нескольких работ с мучительно тревожными образами гибели и страдания (например, «Сгоревшая деревня», 1942) Дейнека создал «Оборону Севастополя» (1942) – одну из самых сильных своих картин и одну из самых драматических работ всего советского искусства того времени – скорбную и величественную героическую эпопею о подвиге защитников Севастополя.
Миром машин сын железнодорожника Дейнека был пленен, как мы помним, еще с детства.
Мерно и стройно шагает отряд. Особенно характерны для этого времени две: авиация и история. Пафос советской действительности, революционная романтика созидания социалистического общества сразу же завладели Дейнекой, когда он после окончания московского Вхутемаса (Всесоюзных художественно-технических мастерских) в 1924 г. выехал в творческую командировку в шахтерский Донбасс. В суровом, строгом ритме фигур рабочих идущих на защиту Петрограда, в непреклонной воле и убежденной силе этих людей заключено мощное дыхание революционной действительности. Это был не первый его полет (летал однажды в Курске), но на этот раз он сумел запомнить и после передать на холсте необъятность воздушной среды, перевернутый с ног на голову мир. И все. театре им.
Много и успешно работал Дейнека в области монументальной живописи: панно для павильона СССР на Парижской выставке (1937), для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (1939), мозаические плафоны для станций Московского метрополитена (1938—43). Художник старался видеть пейзажи глазами не стороннего наблюдателя, но моряка или летчика. Усвоенные теории стали для Дейнеки руководством в творческих поисках. То же самое можно сказать и о картине «Левый марш», написанной на тему известного стихотворения В. Маяковского. Наробраз Курска привлек художника к агитационной работе, поручил иллюстрировать стихи Маяковского плакатами по типу «Окон РОСТа».
Это полотно обозначило резкий перелом в искусстве Дейнеки. В 1944 году он создал наполненную оптимизмом картину «Раздолье». Один из авторитетнейших критиков 1920-х годов Абрам Эфрос отмечал, что ОСТ является единственной группировкой, которая сумела переработать и ввести в дальнейший обиход все то, что было значимого в самых разных «измах». Дейнека родился в Курске в семье рабочего.
Дейнеку пленил залитый солнцем Севастополь с его «презагорелыми, с фиолетовым отливом» мальчишками, отдыхающими, строгими набережными и конечно морем. Уже на Первой дискуссионной выставке 1924 года, где Дейнека, студент Вхутемаса, фигурировал в составе особой «группы трех» (вместе с Г. Пименовым и А. Гончаровым), он имел ясно выраженный творческий облик и очень отчетливо проступающие склонности и стремления. Великая нежность, всепоглощающая любовь женщины к своему малышу дали художнику возможность создать обобщенный образ благородной и прекрасной материнской души.
Краткая информация о художнике и его картинах
Биплан И-15 изображенный на этом панно, производился серийно с 1934 по 1939 год. Эта замечательная картина, показанная в феврале 1928 года на выставке к десятилетию Красной Армии, – одно из сильнейших воплощений в искусстве образа Революции, могущее с полным правом и честью стоять в одном ряду с «Клятвой сибирских партизан» С. Герасимова и «Октябрем» А. Матвеева. Настоящим ударом стал для Дейнеки прорыв немцами обороны Севастополя. На следующей выставке ОСТа, в 1926 году Дейнека поразил всех картиной «На стройке новых цехов». Его картины и панно отражают приметы современности и дух эпохи (коллективизация индустриализация, военная тематика, антирелигиозный пафос, новый быт) в стилистике, близкой конструктивизму и «новой вещественности». Один из немногих— эскиз росписи плафона Челябинского театра оперы и балета— приемная комиссия признала «низкого качества» и даже призывала художника исправить росписи. С переломом к победе изменились и образы все еще обостренно-напряженных произведений художника: «Сбитый ас» (1943), с его безжалостно-суровой и в то же время великодушно-человечной правдой художественного образа и акварель «Берлин.
В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». Фигура футболиста написана неанатомично просто, на грани фигуративности. «Вход» в композицию происходит слева-направо вдоль правой руки футболиста. Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают "ориентацию на художественную молодежь". Многие из этих задач ОСТ очень весомо и сильно решил за время своего короткого существования – именно отсюда среди других работ вышла первая подлинно монументальная, несущая в себе обобщенный и глубоко действенный образ советская историко-революционная картина – «Оборона Петрограда» Дейнеки (1927). Дейнека был расстроен, ведь на новые краски придется снова копить целый месяц.
- Дейнека, Александр Александрович
- Дейнека Александр АлександровичКартины и биография
- Александр Александрович Дейнека
- Дейнека Александр Александрович (1899-1969)
- Дейнека Александр Александрович
- 10 неизвестных: мозаики Александра Дейнеки на "Маяковской"
В картине практически нет никаких примет быта. И вместе с тем дается образ неприступной для врага столицы.
При всей правдоподобности, смешного в них было меньше, чем у тех же Кукрыниксов. В творчестве Дейнеки в полной мере воплотились идеи и художественные принципы мастеров ОСТа (общества станковистов) – "техницистов", вдохновленных новой жизнью, прежде всего ее индустриальными и спортивными аспектами и стилистически тяготеющих к немецкому экспрессионизму. Итальянские зарисовки отличны от американских или французских. Отбросив традиционные критерии, Дейнека создал, как сказали бы сегодня, объект – по сути, большеформатное графическое панно, в чем определенно сказались уроки авангарда.
Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению "примет XX столетия", воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта ("В Донбассе", 1925, "Перед спуском в шахту", "На стройке новых цехов", "Лыжники", 1926, "Текстильщицы", 1927). В нескольких листах начала 1930-х годов под общим названием «Кросс» в бегущих крепких голубоглазых блондинах определенно просматривается увлечение арийской эпикой. Студент Дейнека зимой жил при пяти градусах тепла, работал по ночам, но задора не терял.
- АЛЕКСАНДР ДЕЙНЕКА: ХУДОЖНИК ВО ВРЕМЕНИ
- Дейнека Александр – художник монументального стиля
- Александр Александрович Дейнека биография
- Дейнека Александр Александрович (1899—1969)
- Художник Александр Дейнека (1899–1969)
Если в «Обороне Петрограда» превалировала формально-художественная сторона, то теперь сугубо политическая концепция была выражена гипертрофированным языком батального жанра. Это время оказывается для Дейнеки весьма плодотворным на плакатное творчество, в непривычном для себя жанре художник быстро осваивается и создаёт ряд достойных работ ("Ударник, будь физкультурником", "Мы требуем всеобщего обязательного обучения. Недоработка была «исправлена» созданием в 1942-м своего рода живописно-идеологического шедевра «Оборона Севастополя», с содержанием весьма далеким от исторической правды.
Специфика работы в периодических изданиях (поточность, ограниченность по времени, невысокое качество печати) заставляли приспосабливаться, работать быстро, упрощать рисунок и вкладывать максимум смысла в форму и композицию. Одним из последних был журнал «Даешь», где также трудились Родченко и Маяковский.
- АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ ДЕЙНЕКА
- Биография Александра Дейнеки: детство и юность
- Самый плодотворный период в творчестве Дейнеки
- Военные и послевоенные годы Александра Дейнеки
- Западноевропейская и антикварная живопись
- Декоративно-прикладное искусство
- Направление, стиль и тематика произведений
В 1924 году художник съездил в Донбасс. Более того, Дейнека уже не был указан в списке участников ОСТа. К тому времени у него уже имелся опыт иллюстрирования книг, например, романа А. Барбюса "В огне" в 1926 (впрочем, более известно повторное в 1934). Плафон тем не менее был выполнен в первоначальном варианте. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки ("Сам батюшка пожаловал", "Святые прозорливцы", "Чудодейница", 1925) пришлись в этом журнале ко двору. Исследования, книги, выставки. В работах, показанных на первой выставке ОСТа, Дейнека находил свой стиль.
Такая популярность привела к часто встречающейся фальсификации работ художника. Оставим в стороне мозаики для фойе актового зала МГУ (1956) и Дворца съездов Московского Кремля (1961), где проявился технический профессионализм мастера, заключенный в прокрустово ложе государственного заказа. Художник умел молниеносно схватывать силуэты спортсменов, ловить их характерные движения его постоянно видели на стадионах за такими «снайперскими» зарисовками. За комплекс мозаичных работ «Красногвардеец», «Доярка», «Хорошее утро», «Хоккеисты» Дейнека в 1964 г. был удостоен Ленинской премии. Но государственных заказов в этот период ему все равно почти не давали.
Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943). Много общего между ними и в решении пространства. Многие графические приемы перешли потом в живопись художника. Как уже было сказано, в рисунках Дейнеки вырабатывался его «большой стиль». Заслуживают внимания всего лишь три картины этого периода: «Первая пятилетка» (1936), «Никитка – первый русский летун» (1940), «Левый марш» (1941).
Для создания этой композиционной мозаики автор использовал монтажное построение. В конце 1940-х— 1950-е Дейнеку начали все больше критиковать за «формализм» и «схематизм». Особое впечатление на художника произвела Сикстинская капелла: рассматривая роспись Микеланджело, художник убедился, что «темперамент заключается не в размашистом мазке, а в более глубоких проявлениях». Преподавал во ВХУТЕИНе (1928—30). Дейнека идеализировал советский мир еще тогда, когда понятие соцреализм не изобрели.
- Лирика на полотнах этого периода
- Годы Великой Отечественной войны
- Бесплатно получать новые статьи на свою почту
В передаче и глубоко трагического («Наемник интервентов») и светлого, радостного, личного («На балконе», «Девочка у окна. Дейнека действительно был большим мастером. Вялова» (1923) Дейнеки с явным налетом посткубизма, чем-то напоминающем живопись Натана Альтмана. С 1923 года помимо учебы Дейнека начал сотрудничать с журналом «Безбожник у станка» чуть позже — с изданиями «У станка», «Прожектор», «Даешь», «Красная нива», «Смена». Это «Спящий мальчик с васильками», «Полдень» (обе – 1932), «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами», «Купающиеся девушки» (обе – 1933). Но враг не пройдет.
Вс. Даже облака порой приобретали какую-то особую геометрическую упорядоченность. Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1930—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957). Дома тревожно притихли. Журнал "Безбожник", в 1923-1932 гг.
Что писать— он понимал, а вот как— пока не очень. Это самый полный на сегодняшний день живописный каталог Дейнеки. Такова замечательная акварель «Тюильри» (1935) с изображенной на ней скульптурой стремительно бегущей девушки и с неподвижно застывшей фигурой человека – бродяги или безработного – на садовой скамейке.
Я думаю, что в период между 1935 и 1941 годами Дейнека не писал ничего более значительного и ответственного, чем «Первая пятилетка» и последовавший за нею «Левый марш». Обнаженные на картинах Дейнеки— это почти всегда сильные, крепкие, пышущие здоровьем юноши и девушки, похожие на античных богов или олимпийских героев. И вот однажды утром, когда он делал утреннюю гимнастику в боксерских трусах, к нему пришел проверяющий из комитета по устройству выставки и увидел кристально белый холст. Написанные в 1925 году, они тогда же экспонировались на первой выставке ОСТа.
Успех картины был такой, что в том же 1928 году ее послали на Венецианскую биеннале, а впоследствии «Оборона Петрограда» была выкуплена государством (сейчас входит в собрание ГТГ). Благодаря этому, хоть и косвенно, его знают даже люди, далекие от живописи. Основу структуры составляет фигура спортсмена, аккуратно наложеннная на второй план – колокольню церкви в Толчкове близ Ярославля. Между тем во ВХУТЕМАСе к середине 1920-х годов образовалась художественная группа ОСТ — «Общество станковистов». Глубоким страданием проникнуто другое произведение— «Сгоревшая деревня» (1942).
Художественный образ предельно величав и обобщен. Первый полет на новом самолете в 1933 году произвел летчик-испытатель Валерий Чкалов, более позднему перелету которого через полюс также посвящена одна из мозаик станции. «Окраина Москвы» (1941) передает пустоту и тревогу. Этого не допустят защитники столицы, которые здесь незримо присутствуют.
Для создания нового художественного языка была применена старая классическая схема или вернее канон египетского рельефа: фараон изображается больше обычных людей и построек, голова в профиль, туловище – в фас, ноги в профиль. Художник к тому же очень любил изображать море и небо. Четкую грань между этими двумя творческими периодами провести сложно: спортсменов Дейнека писал и в 1920-х, а к темам Гражданской войны и техники (особенно авиации) художник обращался и в 1930-х.
И сразу же по возвращении на родину он пишет наполненную солнечным светом картину из жизни советских детей — «Будущие летчики» (1938, Государственная Третьяковская галерея). Последние два года жизни из-за тяжелой болезни Дейнека был не в состоянии работать. Это качество особенно впечатляюще развернулось в севастопольских и заграничных работах Дейнеки.
Поездка в Севастополь в 1934 году даёт художнику почву для написания ряда новых пейзажей. Но там, где он оставался самим собой, где возвращался к основам своего дара, где уходил от схем к живым, ярко индивидуальным человеческим образам, к нему всегда приходила удача и рождались сильные, смело новаторские произведения. «В огне» А. Барбюса, 1927 и 1935), плакате, станковой графике (серия «Севастополь», акварель, гуашь, 1932-1934, ГТГ и ГРМ).
Послушайте знающих людей, особенно тех, кто сомневается. 1941 год» (1941) стало почти символом тревоги за столицу и вместе с тем обобщенным образом неприступной Москвы военных лет. Первая выставка ОСТа сразу же принесла художнику большую популярность. Набережная Сены", "Париж.
Крутящийся мяч неправильной формы с «намотанными» мазками практически осязаем. Но в целом «журнально-плакатная работа» (таким объединяющим термином художник обозначил свои графические труды) Дейнеку порядком утомила. С 1920-х гг. Его персонажи — рослые юноши и девушки, пышущие здоровьем, атлетически сложенные.
Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров ("У моря. Большую выставку его работ, устроенную в 1969 году, он увидеть уже не смог. Вместе с тем тяга к красивому была в мальчике всегда: прогулки по окрестным полям и лесам воспитывали любовь к природе иллюстрации из журнала «Нива» и лубочные картинки знакомили с искусством. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). К этому времени было окончательно покончено с остатками гуманистической русской культуры. Александр Александрович родился 20 мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожника.
У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. Кстати, этому самолёту своим рождением обязан Комсомольск-на-Амуре. О «программных» произведениях 1920-х напоминают только их большие размеры. Возможно, они до сих пор лежат под землей (во время бомбежек их прятали во временное хранилище, местонахождение которого не установлено).
В подаренном бабушкой тайком от родителей альбоме появились первые рисунки — солдаты, шарманщики, птицеловы, дамы, разные животные (рисунки, увы, не сохранились). В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. «Сколько себя помню, я всегда рисовал», — вспоминал Дейнека. Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи.
Картина «Окраина Москвы. Во второй половине 1930-х годов в искусство Дейнеки широко входят новые темы. Но все эти пути для Дейнеки были мелковаты. Он посещает Америку, Францию, Италию. В нем, правда, тоже пробыл недолго. Если они представляют лирическую линию в творчестве Дейнеки, то общественно-политическую, а также художественно-публицистическую сторону его искусства не менее сильно представляют картина «Безработные в Берлине» (1933) и обостренно-драматические, дышащие гневом рисунки к книге «Огонь» А. Барбюса (1934).
С началом 1930-х годов тематика работ Дейнеки начала меняться. Они захватили воображение художника в связи с работой над иллюстрациями к детским книгам «Через полюс в Америку» Г. Байдукова и «Наша авиация» И. Мазурука (вышли в свет в 1938 и 1940 годах). Таким образом идеология ОСТа полностью совпадала с творческими и политическими убеждениями Дейнеки, многие из которых, в свою очередь, послужили учреждению этого общества. Одной из лучших картин этого цикла считается «Улица в Риме» (1935). Чуть отставший раненый только подчеркивает драматизм и напряжение ситуации.
Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). Сходите в музеи, посмотрите альбомы, не ориентируйтесь на Интернет (некоторые, мягко говоря, сомнительные работы считаются там подлинными). В картине «Парашютист над морем» (1934) не сразу различаешь, где небо, вода и суша фигура парашютиста показана в неожиданном ракурсе — вниз головой все это создает ощущение полета, бескрайнего неба. Очень показательна в этом отношении картина «На стройке новых цехов», где даются две точки схода, что позволяет снять ощущение прорыва картины вглубь.
Ту полноту чувства, какую сумел в этой картине выразить Дейнека, он мог найти только в глубокой вере в непреходящую моральную силу и достоинство человека. Все эти работы – от картины «Мать» до произведений, выполненных в Америке, – отличаются особенным живописным богатством, необычайно изысканной колористической гармонией, неисчерпаемой изобретательностью композиционного построения, неизменно оставаясь проникнутыми жизненной правдой, обостренной психологической выразительностью. Потребность продолжать обучение чувствовалась и в 1921 году Дейнеку направили повышать квалификацию во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские).
Художник академической выучки, М. Р. Пестриков муштровал ученика в классическом рисунке. Для ранних работ Дейнеки характерны аскетизм колорита, повышенная роль силуэта и контура, монтажность композиции («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ «Текстильщицы», 1927, ГРМ) в картине «Оборона Петрограда» (1928, Центральный музей Вооружённых Сил РФ, Москва) с её обострённым ритмом, героической монументализацией образов заметно влияние Ф. Ходлера. Тема спорта как культа сильного и здорового тела никогда не оставляла Дейнеку, художник постоянно обращался к ней в рисунках («У финиша», 1926 «Лыжники», 1927 «Хоккей», «Футбол», оба – 1928, «Рабочая окраина», 1929). Во Вхутемасе он читал «теорию композиции».
Педагоги разглядели в мальчике талант и посоветовали ему ехать в Харьковское художественное училище, куда Дейнека успешно поступил в 1916 году в класс М. Р. Пестрикова. И тогда Дейнека решил: раз он пишет картину о том, чего никто раньше не изображал, то он должен изобрести для нее новую композицию — «игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык». Фигура получилась формально очень статичной, но с огромной скрытой смысловой динамикой. Капитолий", "Танцоры в Гарлеме", "Нью-Йорк", "Париж. Герой Социалистического Труда (1969). Двухъярусная композиция избранная здесь Дейнекой, позволяет построить развитие сюжетной линии на контрастном сопоставлении идущих на фронт в боевом строю отрядов и возвращающихся с фронгруппами раненых рабочих и солдат.
Был одним из лучших в боксерской секции ВХУТЕМАСа (говорят, даже дрался с чемпионом Градополовым, чей портрет впоследствии написал). Ее кульминацией можно считать один из лучших советских плакатов «Физкультурница» (1933). А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом "Сутки советского неба" (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена "Маяковская", всего за шесть месяцев до её открытия.
Ноябрь 1941 года» (1941)— первая в этом ряду. Где остальные мозаики — неизвестно. В нем среди других значились следующие «линии» : революционная современность и ясность в выборе сюжета стремление к совершенному мастерству в области предметной станковой живописи, рисунка, скульптуры в процессе дальнейшего развития формальных достижений последних лет стремление к законченной картине ориентация на художественную молодежь. Так и статья Рогинской, хотя и в малой степени, не лишена этого оттенка. Она – первая в целом ряду отличных работ того же, 1932 года и ближайших последующих лет. Проходит изящный Петя Вильямс с молодым белобрысым Сергеем Образцовым. Многим картинам и правда, предшествовали журнальные иллюстрации.
В том же 1937 году художник получил заказ на эскизы 35 мозаик для украшения строящейся станции метро «Маяковская». ", "Китай на пути освобождения от империализма", "Механизируем Донбасс. Работа была выполнена по заказу РВС СССР и, что интересно, всего за одну неделю.
Созданные Дейнекой мифические города, полные «света и воздуха» (любимая формула конструктивистов), населены выстроенными в колонны и дружно марширующими народными массами. Он все больше стал работать в живописи, а потом и в монументальном искусстве. Картина «Первая пятилетка» (группа идущих рабочих, со строгими, серьезными, напряженными лицами, а за ними вверху, на фоне неба, греческая статуя Ники Самофракийской – гордое олицетворение победы) еще раз доказала одно из важнейших свойств Дейнеки: умение создать живые человеческие образы, полные психологической сложности и обостренной выразительности. Представленная на выставке к 10-летию Октября картина «Текстильщицы» решена в светлой, почти белой гамме с оттенками красных охр на лицах и руках девушек. К числу лучших живописных работ Дейнеки относится картина «Окраина Москвы. Через несколько лет крымские впечатления выльются в одну из самых романтичных работ Дейнеки— «Будущие летчики» (1938). Согласно постановлению ЦК ВКП (б) 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций», художники с целью более эффективного ими управления были коллективизированы в едином хозяйстве под названием «Союз советских художников». носивший название "Безбожник у станка" (т. к.
Торопливый шаг рабочего, неуверенность, сквозящая в его облике, еще нагляднее оттеняют отталкивающее самодовольство и самоуверенность служителей Ватикана— хозяев «вечного города». Я очень мало писал станковых картин – в год две картины.
Конечно, картина далеко вышла за рамки простой иллюстрации. Он не показывает непосредственно боя с противником. Даже в работах 1940 – 1950-х годов, отшлифовав «стиль соцреализма» до полного соответствия критериям «партийности и народности», художник довел его почти до соответствующего «идеала» и тем самым до состояния абсурда в силу исчерпывающе обозначенных имманентных соцреализму качеств. Объединение покинул один из лучших его представителей из-за чрезмерной, по его словам, увлеченности участников станковой живописью. На ключевой выставке «Художники РСФСР за пятнадцать лет» (1933) работы Дейнеки демонстрировались как наиболее близкие, задающие верное направление в сторону соцреализма, в противовес работам авангардистов.
С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как "Никитка – первый русский летун" (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского "авиатора". С наступлением «оттепели» оттаяли чиновники и в отношении к Дейнеке. Тем не менее, Италия и Советский Союз вовсю сотрудничали.
Вот таким образом в ОСТе он стал одним из основных участников (до тех пор, пока не покинул объединение). Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах ("Тоска по изящной жизни", 1927). Поодиночке, не зная еще друг друга, бредут будущие Кукрыниксы.
Ажурная крыша строящегося цеха уходит вдаль, добавляет какого-то глубинного динамизма композиции. За это время им были созданы сотни рисунков, многие из которых послужили основой для будущих картин. Тема авиации занимала Дейнеку и ранее, но в Крыму художнику удалось посмотреть на мир из кабины самолета. После Февральской революции занятия в училище прекратились.
За посредственные мозаики «Хорошее утро» и «Хоккеисты» (обе 1959 – 1960) в 1964-м Дейнека удостаивается Ленинской премии. Но возникла проблема с проведением испытаний — для них не хватало лётчиков.
Так же, как и в акварели, ярко пылают на солнце красные сутаны монахов. Александр Александрович Дейнека (20. 05. 1899 – 1969) – выдающаяся личность. Тема спорта была одной из любимых у художника на протяжении всей жизни. Рыбачки» (все 1956), такие мозаики, как «Парашютист» (1957), «Красногвардеец», «Доярка» (обе 1962), такие рисунки, как «Обнаженная девушка» (1951), являются созданиями большого художника, влюбленного в жизнь, преклоняющегося перед нравственной и физической красотой и достоинством человека. Пустынная «Площадь Квиринала» или причудливая «Испанская лестница» передают неповторимый «дух местности», атмосферу улочек Рима. В эти годы у Дейнеки были удачи и в монументально-декоративном искусстве – в мозаиках для фойе актового зала Московского университета (1956), для Дворца съездов в Московском Кремле. Командиром трансатлантичесего перелёта 1933 года был Итало Бальбо, министр авиации Италии и второй после дуче фашист страны (ему даже дали прозвище «наследник Муссолини»).
К юбилейным выставкам Александр Дейнека создал два знаковых произведения — картины «Текстильщицы» и «Оборона Петрограда». Раньше всего, в 1930 году, он с большим блеском сказался в плакатах Дейнеки («Механизируем Донбасс», «Физкультурница»), где очень счастливо использованы приемы строго продуманной и построенной композиции, полной стремительной динамики, с чеканно четким силуэтом и условным, распластанным пространством, а главное – с живыми, хотя и обобщенно типизированными человеческими образами. Опыт «Обороны Петрограда» и лучших рисунков конца 1920-х годов дал свои плодотворные результаты очень скоро. Их отличительную особенность составляет тщательно проработанный рисунок, подчеркнутая архитектоничность композиции, силуэтное обобщение, преобладание крупного кадра.
«Она поражала многих зрителей своей жизненностью, большой образной собирательностью, пластической силой и конкретностью в изображении нового человека», – вспоминал Костин. Они создают компиляции из элементов разных работ художника (вот таким образом даже «насмотренному» зрителю подделка кажется уже виденной), в иных случаях они пишут нечто совсем новое, но пытаются подражать стилистике автора. Сегодня мы предлагаем 10 мозаик мастера, которые можно увидеть в подземке. Так же «монтажно» в строго отведенном месте подвешен мяч.
Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью. Его картины «Перед спуском в шахту» (1925), «На стройке новых цехов» (1926), «Текстильщицы» (1927) выполнены в полном соответствии с принципами индивидуального стиля дейнековских рисунков. Его скульптурные работы были в основном посвящены темам спорта.
А в это «жизнерадостное» время ведущие советские авиаконструкторы во главе с Андреем Туполевым находились в Бутырской тюрьме. Огромное значение в этом случае имеет провенанс (история бытования) и если вещь не экспонировалась, не публиковалась в серьезных изданиях, т. е. Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению "примет XX столетия", воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта ("В Донбассе", 1925, "Перед спуском в шахту", "На стройке новых цехов", "Лыжники", 1926, "Текстильщицы", 1927). Вице-президент Академии художеств СССР (1962—66).
Журнальной графикой художник активно занимался до начала 1930-х. Таким видит город Дейнека Александр. На смену ей и ее носителям пришла «советская культура» и «великий советский народ». Происходит кристаллизация режима. В целом в его искусстве прошлое переплетается с будущим. Но если судить в целом, общее настроение работ художника в 1930-х очевидно изменилось.
Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы" Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно "Оборона Севастополя" (1942), страшное и величественное. Дейнека с детства был увлечен спортом, закалял свое тело и дух. Резкая и яркая, зорко наблюденная характеристика изображенных людей скупой отбор минимальных необходимых примет места и времени смелая, вольная, даже причудливо отстраненная композиция цвет, сдержанный и полностью отвечающий эмоциональному состоянию, – все это говорило о настоящей взволнованности и действенном гуманизме создателя этих картин, очень далеких от элементарной, чисто внешней «современности», какую часто только и хотели видеть в искусстве Дейнеки.
Весной 1924 года в Москве открылась вошедшая в историю мировой культуры «Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства». носивший название "Безбожник у станка" (т. к. Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). Самый интересный из них— «Скука» (1935), портрет госпожи Снайдер. 1932 год ознаменовал окончательный перелом в развитии искусства Дейнеки в сторону большого стиля, подлинно монументального по своей форме и проникнутого великой человечностью. «Весь путь ОСТ –. Игра каждый раз наталкивала меня на желание написать картину.
Как верно сказал один из участников форума, «экспертиза экспертизой, но мозги нужно иметь свои», вот таким образом к работам Дейнеки, как, впрочем и любого другого «музейного» художника, нужно относиться с повышенным вниманием и бдительностью. И все-таки художник успел сделать огромное число зарисовок, создать массу акварелей. И так же подлинно звучат «Набережная Сены» или «Дорога в Маунт-Вернон» в парижских и американских акварелях и этюдах маслом. Она создана на основе акварели «Итальянская улица.
Живые наблюдения самоотверженного труда горняков стали основой для монументальных полотен «Перед спуском в шахту» и «На стройке новых цехов». Размещенные в куполах мозаики рассказывали об одном дне из жизни Страны Советов: «. Это многокрасочные, пронизанные светлым оптимизмом и радостью бытия картины «У моря» и «В Донбассе» (обе 1956 г. ). Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами ("На балконе", 1931) он пишет идейные и трагические картины ("Наёмник интервентов", 1931) и вместе с тем продолжает рисовать плакаты ("Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов", "Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу", 1931). Художественная «критика» зачастую носила характер политического доноса. На второй выставке Общества станковистов в 1926 году наиболее сильное впечатление на зрителей произвела картина Дейнеки «На стройке новых цехов», не просто продолжавшая графическую манеру двух упомянутых композиций, но углубившая и поднявшая ее настолько, что можно было говорить о возникновении оригинального монументального стиля.
Более остовскую вещь сложно себе представить, однако на четвертой выставке объединения в 1928 году «Текстильщицы» показаны не были. Дейнека перешел в созданное в том же году объединение «Октябрь». Дейнека много и плодотворно работал над темой о спорте. Его перепады из одного состояния в другое преподносятся как закономерная эволюция. Художник начал было оправдываться, что картину он, дескать, пишет не здесь, а в другом месте и что она почти готова, но проверяющий этому не поверил и доложил, что, так, мол и так: холст у Дейнеки чистый и сам он передо мной голый.
История изображённой на «Будущих летчиках» «савойи» связана с министром самым непосредственным образом. По сути дела, по моей природе ОСТ мне не был родственным.
Он что-то все-таки жалеет, к какой-то стороне изображаемого относится снисходительно» 9. Тогда же, в начале 1930-х, страна, воодушевленная призывом «отца всех народов» «летать выше всех, дальше всех, быстрее всех» переживала авиационный восторг. В своей поэтизации физического труда художник достиг невиданных ранее высот.
И рисункам и картинам Дейнеки свойственна известная плоскостность, художник явно избегает иллюзии глубины. В 1935 году художник посещает США, Францию и Италию. Яркие порывы, титанические размахи пролетариата хочется писать тысячью самоцветных каменьев, запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс» Дейнека собирался писать, ни много, ни мало, «красоту заводов» и «работу коллективных созиданий» для «храмов современности». В послевоенный период искусство Дейнеки было очень неровным.
Насколько к концу войны была глубока эта «разрядка» в настроении художника, наглядно говорит его большая картина «Раздолье» (1944) – радостная, полная жизнеутверждающей праздничной яркости, звучащая как песня благодаря ясному, прозрачному, легкому ритмическому и колористическому строю. Его книга «Проблема формы в изобразительном искусстве» была издана в России в 1914 году в переводе Владимира Фаворского и Николая Розенфельда. Но картина не была одинокой удачей. В день подписания декларации» (1945), написанная Дейнекой с натуры и поднятая до символического обобщения, – это превосходные свидетельства всеобщности тех чувств, что владели всем советским народом на исходе войны.
Важную роль в творчестве Дейнеки играет и другая командировка – заграничная. Предельная обобщенность образов превращает их в символы. Полетико.
Фигуры, при всей своей уплощенности и некоторой графичности, тем не менее обладают «чисто живописной весомостью в духе Микеланджело», как выразилась ведущая западная исследовательница творчества Дейнеки Кристина Кьер. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки ("Сам батюшка пожаловал", "Святые прозорливцы", "Чудодейница", 1925) пришлись в этом журнале ко двору.
Для ее оформления 35 мозаичных панно из смальты были заказаны художнику Александру Дейнеке. На склоне лет, в конце 1950-х— 1960-е, Дейнеку начали осыпать почестями и наградами: стал народным художником РСФСР (1959) и СССР (1963), был избран вице-президентом АХ СССР (1962–1966), получил орден Трудового Красного Знамени (1962) и др. Но самое главное, что в рамках проекта вышли в свет три отдельных исчерпывающих исследования по графике (том 1), живописи (том 2) и монументальным работам (том 3) художника. В 1936 году им были выполнены два панно для Дома Красной Армии в Минске (уничтожены в годы войны).
Но удивительнее всего не это (по первой профессии Дейнека железнодорожник), а то, что такие паровозы сохранились в виде памятников по сейдень. Зимой 1942 года Дейнека был командирован на фронт под Юхнов.
Ноябрь 1941». Всё это создает идеальные условия для фальсификаторов. Писал футбол. Меняются лица исчезают образованные люди, упрощается язык, уплощается мышление.
В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. Однако работа художника в "Безбожнике" и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой. Полная трагизма, ярости, героики, «Оборона Севастополя» по праву считается одним из лучших произведений, посвященных Великой Отечественной войне. Уже первое произведение Дейнеки «Окраина Москвы. Уже только эта «мадонна двадцатого века» могла бы дать Дейнеке право на одно из первых мест в советском искусстве. Это было самое прогрессивное художественное объединение 1920-х годов, состоявшее из молодых художников, вчерашних студентов, что сказалось на содержании устава – «Платформы» ОСТа.
Чтобы собрать материал, он даже едет на передовую линию фронта в действующую армию под Юхнов и своими глазами наблюдает наступательные бои. Просто сейчас они все объединены одной идеей и ничему личному в данный момент нет места. Картина даже сближается со скульптурой, настолько мощно выписаны защитники города. Обращают на себя внимание его наиболее известные послевоенные картины: «Эстафета по кольцу Б» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Открытие колхозной электростанции» (1954), в которых сложился удивительный симбиоз присущего Дейнеке монументализма с натуралистическо-иллюстративными тенденциями и фальшивым восторгом персонажей, полотно «Покорители космоса» (1961) с игрушечными ракетами.
Тогда же происходят события, которые сам художник считал основополагающими в своей карьере – начинается период его сотрудничества с рядом журналов: "Безбожник у станка", "У станка", "Прожектор", "Красная Нива". Монахи в красном», написанной во время путешествия. У финиша", 1927). А летающие лодки фирмы SIAI (известные под брендом «Savoia-Marchetti» и активно закупавшиеся СССР в 20-е и 30-е гг. ) оставили яркий след в истории авиации: итальянцы осуществили два массовых трансатлантических перелёта на двухфюзеляжных S. 55.
По воспоминаниям Дейнеки, роль агитационного плаката, журнального рисунка сводилась в ОСТе на нет, в то время как сам художник чувствовал себя в ту пору больше графиком, нежели живописцем (писал всего несколько картин в год). и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени. Надо сказать, что интерес к искусству Германии не был случайным.
В кафе", "Париж. Картина Эстафета по кольцу Б (1947), мозаика Лыжники (1950), скульптуры Стометровка, Бегущая спортсменка и многие другие — убедительное тому подтверждение. Дейнека абсолютно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа. Большое влияние на Дейнеку оказали немецкие экспрессионисты (Отто Дикс, Эмиль Нольде, Оскар Кокошка, Георг Гросс), работы которых привезли на выставку в Москву осенью 1924 года.
Одним из них стал Александр Дейнека. Итальянцы нам— Караваджо, а мы им— Дейнеку. Жизнь СССР бьет полным пульсом круглые сутки».
Немногие картины, созданные до «Обороны Петрограда», можно расценивать только как эксперимент, но не как свершение («Перед спуском в шахту» 1925, «На стройке новых цехов» 1926) в них много по тем временам нового и дерзкого – в построении условного пространства, в столь же условном цвете, в нарочито резкой экспрессивности жестов и поз, – но в целом работы эти схематичны и «сочинение» полностью преобладает в них над реальным знанием и реальным чувством жизни. Причем свойственная прежнему Дейнеке живописная экспрессия в «Обороне Севастополя» была подменена экспрессией жестов и поз. Именно в журналах во многом сформировался уникальный дейнековский стиль. Наступила золотая эра гидропланов и все полагали, что за ними будущее, а сухопутные самолёты и дирижабли — это так, побаловаться. К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «Эстафета по кольцу Б» (1947), «У моря. Художник много работает в области монументально-декоративного искусства.
Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. Мазки, лепящие объем перемежаются с совершенно плоскими участками одежды и местами, где просвечивается подмалевок – «небо». Окончив ВХУТЕМАС, Дейнека вместе с другими выпускниками основывают Общество станковистов (ОСТ). В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» С (1928).
1941» (1942), отобразившая драматический образ военной столицы, а также цикл акварелей «Берлин» (1945). В 1939–1940 годах Дейнека расписал плафон в Центральном театре Красной Армии в Москве и получил заказ на эскизы 14 мозаик для нынешней станции «Павелецкая». Увиденное отразилось в драматичных полотнах «Сгоревшая деревня», «Тревожные ночи» и др. Насмотревшись на модные «измы» во время столичных командировок, Дейнека принялся «насаждать на курских ухабах яркий кубизм». Журнал "Безбожник", в 1923-1932 гг.
Как говорил автор, «искусство выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью». Одной из лучших работ военного периода Дейнеки стала «Окраина Москвы. Увидев на фотографии в немецкой прессе милый сердцу город в руинах, представив, как отчаянно защищали Севастополь его «будущие летчики», Дейнека решил написать картину именно об этом эпизоде войны, хотя и не видел его своими глазами. Его давний (от Фаворского) интерес к философии и теории искусства, особенно к проблеме пространства, заставлял искать почти научный метод в построении картинной архитектоники.
В книге Дейнеки «Из моей рабочей практики» приводится любопытный эпизод о том, как рождалась первая его картина — «Футбол» (1924). В 1937 Дейнека создал панно «Знатные люди Страны Советов» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже. Дейнека Александр Александрович, российский художник, график, скульптор, народный художник СССР (1963), действительный член Академии художеств СССР (1947 вице-президент в 1962-1966).
Графическое искусство он находил самым полезным для агитационных целей. Живописные работы Дейнеки 1920-х годов напоминали многократно увеличенные рисунки. Участник «Объединения трёх» (1924, с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым), член художественных объединений ОСТ (1925-1927, один из учредителей), «Октябрь» (1928-1930), Российской ассоциации пролетарских художников (1931-1932).
Дейнека, в частности, демонстрировал картины «Футбол» и «Две фигуры» (1923). В такой же манере, сдержанной по колориту и лаконичной, но полной внутренней динамики, пишет Дейнека в 1928 г. картину «Оборона Петрограда», запечатлевшую героические события гражданской войны и непреклонное мужество защитников Петрограда, полных решимости отстоять завоевания революции. Дейнека постепенно отходил от графической работы в журналах. Строг и суров ритм картины. В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. Тогда ее планировали назвать «Донбасской» и восьмигранные мозаики были объединены темой «Донбасс — всесоюзная кочегарка». А Фаворский, правда, учил его классической гравюре — полезно, но не так актуально.
На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают "Общество станковистов" (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей. В 1935 году Дейнека уезжает в свою первую творческую командировку за границу. Ведущий представитель идеологии казенной Ассоциации художников революции искусствовед Фрида Рогинская выступила на страницах журнала «Искусство в массы» со статьей, очень характерной для полемических выпадов конца 1920-х – начала 1930-х. Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают "ориентацию на художественную молодежь".
Проработка лица соседствует с едва намеченной кистью руки. Учился в Харьковском художественном училище. Вы как бы только что поутру вышли из холодной реки. Бескомпромиссное отвержение новаторства – ее главная черта» 10.
Критика охарактеризовала работы «Объединения трех» как «экспрессионистический урбанизм». В 1928-29 гг. Когда в 1931 году "Октябрь" принимает его рисунки на выставку с большим количеством оговорок, художник покидает общество и переходит в РАПХ ("Российская ассоциация пролетарских художников"). Выстраивая архитектонику своих произведений на теоретической основе, а не эмпирически и не в подражание каким-то классическим образцам, он был редким явлением среди советских художников. На юбилейной выставке к 10-летию РККА одним из центральных произведений стала дейнековская «Оборона Петрограда».
В творчестве Дейнека потом очень далеко ушел от сатиры. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, "Краснокрылый гигант", 1938). Одним из первых шагов становится работа над книгой "Про лошадей" для самых маленьких. Творцами таких «текстов», оседлавших полуофициальные, выражавшие казенную точку зрения журналы «Искусство в массы» и «Пролетарское искусство», были забытые впоследствии «деятели искусства» Борзятов, Вязьменская, Цирельсон, Четыркин (см. «Не вопрос», — ответил фашист 2.
ВХУТЕМАС в начале 1920-х годов — отдельная история. Начавшаяся война все изменила: мозаики «Павелецкой» стали не нужны из 14 мозаик, героически собранных в блокадном Ленинграде 70-летним мозаичистом Владимиром Фроловым (умер от голода в 1942 году, едва закончив и отправив по «дороге жизни» в Москву последний ящик с мозаиками), удалось сохранить только семь, установив их на соседней «Новокузнецкой». роман «Мастер и Маргарита» Булгакова). Поначалу художник тяготел почти к монохромности и в целом к темному, мрачному колориту. Таков трогательный и нежный «Негритянский концерт» (1935), где словно схвачен самый звук музыки и пения, самый образ и стиль американской музыки середины XX века.
«В двадцать четвертом году я впервые выставлялся. Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая». В 1946 году по зарисовкам Дейнека создал серию акварелей «Москва военная», где зорко увидена и достоверно передана жизнь столицы в годы войны, но передана она уже с эпическим спокойствием, без напряжения и тревоги. Байдуков "Через полюс в Америку", 1938, И. Мазурука "Наша авиация", 1940).
Конечно, совершенно застраховаться нельзя (известно, что на фальшивом Дейнеке «прокалывались» даже опытные коллекционеры). С задачей он, впрочем, все равно справился. В этих работах со все большей силой стала проявляться тяга художника к монументальности. Такие картины, как «Донбасс» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Тракторист», «В Севастополе», «У моря.
Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики. успешно работал в журнальной графике (для журналов «У станка», «Прожектор» и др. ), книжной иллюстрации (к басням И. А. Крылова, 1922 кн. Эту работу (и некоторые последующие) нельзя полностью охарактеризовать как произведение живописи.
Результатом поездки стало создание картин «В штреке» и «Перед спуском в шахту», в которых предпринята попытка сформулировать «типовой» облик современного пролетария. Картина Оборона Петрограда была первым живописным произведением художника. Отдушиной в этот период для Дейнеки стала скульптура (работал в дереве, майолике, бронзе, фарфоре, цементе) и камерная живопись— портреты близких, натюрморты, пейзажи. В 1921 году, получив первоначальное образование в Курском первом высшем начальном училище и в Харьковском художественном училище (1916 – 1917), Дейнека был принят во Вхутемас, где чрезвычайно разнообразные процессы обучения зависели от самых разных творческих воззрений преподавателей. Однако у современного инвестора, который пожелает приобрести работы Дейнеки, есть некоторые преимущества. В 1919-1920 гг.
Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского – "Левый марш" (1941).