Картины Henri Matisse
Биография Анри Матисса, список картин
В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. Когда молодой помощник юриста валялся дома после несложной операции, скучал он невероятно. Стилистика тут дивизионистская, но композиция об наруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. Выполненная на гигантском холсте, занимающем всю стену, эта картина поражала современников и производит неизгладимое впечатление на современных зрителей. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. В 1908 году в мастерскую к Анри Матиссу заглянул Сергей Щукин. Анри учился у известного мастера салонного искусства, Виллиама Адольфа Бугро, готовясь к вступительным экзаменам в Школу изящных искусств (фр. cole nationale suprieure des beaux-arts de Paris), куда, однако, не поступил. В 1893 году он перешёл в Школу декоративных искусств (англ. )русск.
Картины Матисса изображают мирные мгновения: женщины за чтением, музыкальными занятиями или в минуты задумчивости натюрморты и пейзажи. Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна. Это видно и по его картинам. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Матиссу пришлось выполнить эту просьбу. Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы.
Анри Матисс: жизнь и творчество художника известные картины с названиями
И тех и других Матисс позже изобразит на полотнах. Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse) родился 31 декабря 1869 года в городке Ле-Като-Камбрези, в Пикардии на севере Франции. Кроме того, в течение первого десятилетия 20 века художник стал активно интересоваться африканской скульптурой, арабским декоративным искусством и японской ксилографией и вскоре в его живопись начинают проникать этнические мотивы. Отец Анри посчитал поступок сына позором для всей семьи. Новая версия Танца была сделана из кусочков разноцветной бумаги, приклеенных к холсту.
Ковёр на этой картине – реальный. Такой, какой был у Матисса в его доме. Среди последних работ, которые Матисс создал перед своей смертью – «Память Океании», прообразом которой стала старая фотография, сделанной в 1930 г. на шхуне на Таити. Он мучился от жары, но при этом сетовал, что не мог остаться в стране подольше.
Он стремился к тому, чтобы его искусство оказалось «бальзамом для души», но при этом порой не справлялся с влечением к красочному, пышному узору. «Танец», созданный вместе с картиной «Музыка», был написан в 1910 году по заказу российского коллекционера Сергея Щукина. Интенсивный, контрастный цвет фовистских полотен (панно) Матисса до 1910 года, был призван привлечь внимание зрителя, создать особую атмосферу гармонии и созерцания в декорированных ими помещениях.
Яркий пунцовый цвет здесь прекрасно сбалансирован с синим и зеленым. Его модель Каролина Жобло (фр. Caroline Joblau) родила дочь Маргариту (1894—1982). Лето 1896 года он провёл на острове Бель-Иль у побережья Бретани, вместе с Эмилем Бери, соседом по лестничной площадке в Париже. Здесь Анри познакомился с художником из Австралии, Джоном Питером Расселом, другом Огюста Родена, коллекционером произведений Эмиля Бернара и Винсента ван Гога. А. Матисс «Музыка» (1910).
Синий цвет фона и отсутствие перспективы делают центральный образ более выразительным, а клетчатый узор дивана подчеркивает округлость форм женского тела. После того как операция проходит успешно и юноша идет на поправку, мать покупает ему принадлежности для рисования. Он знакомился с художниками разных стран.
Европейцы познакомились с тем, что они впоследствии назвали «танцем живота» именно в их исполнении. Алжир оказал колоссальное влияние на Матисса. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Существуют лишь предположения искусствоведов. На языке живописца это означало отрешенность и созерцание совершенной внутренней тишины.
Картина Матисса «Красные рыбки» — не самое отдалённое от реальности, а вполне понятное и нормальное произведение автора. В 1891 году Матисс отправился в Париж с намерением изучать живопись. Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов. 1901 год можно назвать годом становления художника. Другое название этой работы – «Десерт».
Как устроена картина Анри Матисса
Но Матисс утверждал: «Я создаю не женщину, я создаю картину». Именно в этот момент юный Генри впервые берет в руки кисть и начинает рисовать. Его восточные мотивы были частыми темами также и для более поздних картин, например, целой серии одалисок. Визит Матисса был недолгим – всего две недели.
Он возвратился в Сен-Кантен и устроился на работуклерком у присяжного поверенного. Откровение пришло ко мне с Востока, скажет впоследствии художник. Ухудшение здоровья вынудило его упростить свой стиль. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры.
Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Хотя, согласно традиции именно Анри (как старший сын) должен был стать во главе семейного бизнеса, по окончании лицея Анри Мартен в Сен-Кантене он отправился в столицу, чтобы изучать юриспруденцию в известной Школе юридических наук. Матисс участвовал в выставках под названием «Салон независимых», которые регулярно проводились в Обществе. Перед тем, как отправить картину заказчику, он выставил её в Осеннем Салоне в Париже.
Впервые картины с использованием такого метода были созданы Полем Синьяком и Жоржем Сера. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже8. Работа с моделью начиналась только после освоения техники копирования. Но не таков Анри Матисс. Эти две поездки в Марокко, в начале и конце 1912 года, можно рассматривать как одно темпераментное путешествие, в результате которого были созданы такие шедевры зрелого декоративного стиля Матисса, как Марокканский триптих (ГМИИ), портрет Стоящего рифа (Марокканец в зеленой одежде) и Арабская кофейня (обе картины художника находятся в Эрмитаже).
Герои «Танца» динамичны, а фигуры в «Музыке» статичны, спокойны. В ней он преподавал в 1908-1911 гг. Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски. В таком стиле написана его картина «Роскошь, покой и наслаждение». Эти плоскости играют в картине важную роль – в том числе и композиционную.
В чём особенности картины Анри Матисса «Красные рыбки»
Эта дружба в его судьбе значила многое. Свою самую знаменитую работу «Танец» Матисс написал в двух версиях: одна хранится в Петербургском Эрмитаже, другая – в Нью-Йоркском музее современного искусства. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения19.
Но со временем Матисс перешел от тире и точек к более широким плоскостям цвета, которые оставили всяческие претензии на реализм. В 1887 году во время экзаменов Анри внезапно бросил школу. И мать принесла сыну коробку с красками. Наверное, одна из самых знаменитых его картин является Танец.
Эта простота (и совсем уж «детскость» в конце жизни – чего стоят его аппликации. ) является результатом точнейшего расчета, кропотливого изучения естественных форм и их смелого упрощения. Сосуд, японская ваза, кружка, скульптура, его поле, коньяк. Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане.
По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). Матиссу удавалось гармонично выражать непосредственное эмоциональное ощущение действительности в самой строгой художественной форме. Анри с Амели поженились быстро, спустя всего три месяца после знакомства. Он набросил этот ковёр на камин или комод или другую мебель.
- Анри Матисс: Картины ножницами (9 фото)
- Кстати, о счастье в жизни французского художника
- Все Картины Анри Матисс по алфавиту
- Анри Матисс «Женщина, сидящая в кресле»
- Анри Матисс «Женщина на диване»
- Анри Матисс «Женщина за фортепиано»
Матисс был признан лидером фовистов (наряду с Андре Дереном). Все, кто видел картину «Танец» в Эрмитаже, наверняка были под впечатлением от этого огромного полотна (размер 260х391), вибрирующего яркостью красного, синего, благородного зеленого.
Удар для семьи. Как заметил биограф художника, Лоуренс Гоуинг, «был период, когда постоянным сюжетом Матисса стало обнаженное женское тело». В 1941 году Матисс перенёс тяжелую операцию на кишечнике, у него был рак. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. По тем же одалискам, например, сидящим или лежащим в причудливых чувственных позах.
- Анри Матисс «Интерьер со скрипкой»
- Анри Матисс «Одалиска в красном» (Одалиска в красных шароварах)
- Анри Матисс «Молодая женщина в розовом»
- Анри Матисс «Женщина перед аквариумом»
- Анри Матисс «Открытое окно, Этрет»
- Анри Матисс «Анемоны и зеркало»
При этом он продолжал заниматься юриспруденцией. Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру. Преподавание велось на некоммерческой основе. Одним из самых значительных поздних творений художника стала доминиканская Капелла Четок в Вансе, близ Ниццы (1948 – 1951).
"Розовая обнаженная" предвосхищает поздние рисунки художника и действительно, женщина, которая была здесь моделью, Лидия Делекторская, стала одним из его помощников, которые позже помогали слабому и пожилому Матису в создании этих работ. Матисс много путешествовал: посетил Италию (1907), Германию (1908, 1910), Испанию (1910 – 1911). Работы Матисса из серии «одалисок» со всей очевидностью обнаруживают это противоречие. Анри Матисс. В 1943 г. начал серию иллюстраций к книге «Джаз» из раскрашенных гуашью обрезков.
Летом 1905 года в рыбацкой деревне Коллиур Матисс написал одни из самых значимых работ «Открытое окно, Коллиур» и «Портрет Мадам Матисс» («Зеленая полоса»). Свой медовый месяц молодожены провели в Лондоне, где Матисс увлекся творчеством великого мастера цвета Тернера. Все люди на картине находятся в неподвижности. Если в левом панно по замыслу художника мир как бы распахнут вовне, то в правом изображен вход во внутренний двор (казба)—помещение, скрытое от посторонних глаз.
- Анри Матисс «Кровать в зеркале»
- Анри Матисс «Лоретт в красном платье»
- Анри Матисс «Яблоки на столе, зеленый фон»
- Анри Матисс «Корзина с апельсинами»
- Анри Матисс «Натюрморт с апельсинами»
Зачем писать внешний вид яблока, как бы похоже ни получалось. Для названия картины Матисс выбрал строчку из произведения горячо любимого Бодлера. Четкий узор вышивки на блузе сохраняется, но фигура героини, слегка выпрямляясь и на глазах «вырастая», заполняет собой почти все пространство картины и в целом принимает отчетливую форму сердечка. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. Матисс был признан лидером фовистов, наряду с Андре Дереном.
- Творчество между двумя мировыми войнами
- Произведения, выставленные в музеях нашей страны
- Коллекция Художники Анри Матисс
- Профессиональный фотограф и мистификация
- Анри Матисс: из биографии (1869-1954)
Девочка приняла заботу Амели и полюбила ее всей душой. Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Сегодня этот период называют «картины ножницами». Но через полгода слухи о новой методике преподавания Круазе дошли до директора школы.
Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения26. Московский купец и коллекционер, горячо любивший французскую живопись, прикипел душой к работам художника с первого взгляда. Там начался его отход от техники дивизио-низма. Он запомнил большой чердак, набитый мешками с удобрениями и семенами, там также хранились маленькие медные весы, на которых мать взвешивала корм для рыбок и птиц. Отношения между патроном и художником были очень доверительными, полными взаимопонимания.
- Один комментарий к Анри Матисс: Картины ножницами
- Картина Очертания Нотр-Дам ночью Анри Матисса 1902 года
- Картина Роскошь, спокойствие и наслаждение Анри Матисса 1904-1905 года
- Картина Маргаритка Анри Матисса 1906 года
- Картина Обнаженная в лесу Анри Матисса 1906 года
- Картина Молодой моряк Анри Матисса 1906 года
Возвратился в Сен-Кантен (где окончил лицей) после окончания учёбы, устроился на работу клерком (служащим) у присяжного поверенного. Интерес к рисованию возник у будущего художника абсолютно случайно: он перенёс операцию по удалению аппендицита и мать, чтобы Анри не скучал в период двухмесячного выздоровления, купила ему принадлежности для рисования. Его картины того периода отличаются плоскими формами, чёткими линиями и яркостью красок. Для вестибюля и площадок парадной лестницы в особняке С. И. Щукина, Матисс написал два панно, вскоре приобретших мировую известность — «Танец и Музыка». В них господствуют огненные краски, а композиции, заполненные движущимися в стремительном танце или играющими на древних музыкальных инструментах обнаженными юношами, символизируют природные стихии огонь, землю, воздух. Так и случилось.
У создания картины «Танец» своя необычная история. В общем, новые приемы выражения продолжили традицию и обогатили ее». Их общение кардинальным образом повлияло на творчество художника и позднее он называл Джона Питера Рассела своим учителем, объяснившим ему теорию цвета (англ. )русск. Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины.
Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера. Жена и дочь были любимыми моделями художника. Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ. Сергей Иванович Щукин называл Матисса «современным Микеланджело» — то ли ирония это была, то ли правда известно только ему самому. О нем как о крайне интересном явлении заговорили после осеннего Салона 1905 года.
- Картина Голубая обнаженная Анри Матисса 1907 года
- Картина Танец Анри Матисса 1910 года
- Картина Музыка Анри Матисса 1910 года
- Картина Купальщицы у реки Анри Матисса 1909 года
- Картина Марокканцы Анри Матисса 1915 года
Художник отправился на Таити и приступил к работе над заказом в спокойной обстановке. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка».
Именно к нему относится знаменитая «Обнаженная голубая». Раз в неделю все вместе они посещали музей, согласно учебной программе. На её создание художника вдохновила поэма «Послеполуденный отдых фавна» Стефана Малларме.
Последней работой мастера стал макет витражного окна для церкви в Покантико-Хиллс (штат Нью-Йорк), созданный по заказу Нельсона Рокфеллера. Это умышленное нарушение пропорций как бы обозначает иерархию «значимостей» — женское тело представляло для художника больший интерес. С 1890 по 1902 г. Матисс создавал картины, близкие по духу импрессионизму: «Бутылка схидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукты и кофейник» (1899), «Посуда и фрукты» (1901).
В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Картина «Роскошь, Спокойствие и Наслаждение» является наиболее известным трудом Матисса в неоимпрессионизме, однако год спустя художник отказывается от этого стиля и становится пионером фовизма. Особенно интенсивные творческие поиски относятся к 1901-1904 гг. Означает ли он лучшие времена в прошлом или будущем. Однако, уже через несколько лет, пейзажи и портреты фовистов регулярно выставлялись на парижских выставках, а сам Матисс в эволюции своего стиля ушел далеко вперед к созданию обновленной гармонии цвета и линии в огромных настенных панно, призванных преобразить жилище человека новой технологической эры. В 1912 и 1913 годах Матисс дважды побывал в Марокко, написав там одну из своих лучших живописных серий.
Затем, чтобы, произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры», выразить непосредственное ощущение жизни в строжайшей художественной форме. В трех школах, в которых Анри довелось учиться, он в основном бездельничал. Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм». За время существования академии доля студенток в ней была всегда на удивление высокой. В 1908 г. Матисс совершил свою первую поездку в Германию, где познакомился с художниками из группы Мост (основоположники немецкого экспрессионизма). В 1941 г. Матисс перенёс тяжелую операцию на кишечнике. От натуралистического изображения до чистой абстракции – Анри Матисс всю жизнь предпочитал самовыражаться в предельно разнообразных видах и формах.
В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». Такой, наверное, воспринимал художник свою жену. Синьяк был вице-президентом Общества независимых художников. И еще из него же: «Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности».
Керамика, графика, рисунок, декупаж. Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане. Она наверняка не последнюю роль сыграла в судьбе мальчика — обладая артистическойнатурой, она, помимо работы в семейной лавке, занималась изготовлением шляпок.
С ним, Вламинком и Дереном выставлялись так же Кес ван Донген, Анри Камуэн, Рауль Дюфи. Основной задачей Матисс ставил получение учениками базовой подготовки: раз в неделю он водил из в музеи и велел копировать классические работы. Щукина зрители назвали собирателем хлама и обвинили в безвкусице. Слева на горизонте несколько облаков, справа гористый испанский берег».
Такой, наверное, воспринимал художник свою жену. В течение своего творческого пути он создал некоторые из величайших шедевров 20-го века. Матисс погрузился в исследования произведений других художников и, несмотря на серьезные финансовые затруднения, приобретал картины авторов, работой которых он восхищался. Однако «Женщину в зеленой шляпе», одну из двух, выставленных Матиссом картин, приобрел Лео Стайн, американский коллекционер.
В те времена картины Матисса мало кому нравились. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» – от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи.
Donatello parmi les fauves. ), опубликованной 17 октября 1905 года в газете Жиль Блаз, дал художникам ироничное прозвище «фовистов», то есть «дикарей» (фр. Его поздние работы были столь же экспериментальными и яркими, как и ранние. Все они (кроме Кееса ван Донгена) были учениками Гюстава Моро, подтолкнувшего учеников думать вне формальных рамок и следовать своему видению. Эта работа тронула Щукина. У Анри и Амели один за другим родились два сына.
В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). Лидия ухаживала за ним, помогала бороться с бессонницей, астмой и моральным истощением. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича.
Только так произведение может быть по-настоящему интересно зрителю, что и явилось ярким подтверждением в полотне «Красные рыбки». Матиссу удавалось гармонично выражать непосредственное эмоциональное ощущение действительности в самой строгой художественной форме. Художник постоянно испытывал два противоположных стремления.
Творчество Матисса основывалось на изучении натуры и законов живописи. В 1890 году, находясь в больнице на длительном лечении, он попробовал заняться живописью, о чем впоследствии вспоминал: «С того момента, как в моих руках оказалась коробка красок, я понял, что это и есть моя жизнь». Речь идет о фовизме. Обнажёнными в Алжире, стране строгой морали, можно было увидеть лишь танцовщиц племени улед наиль. Академия Матисса торжественно распахнула свои двери в 1908 году. Углы комнаты даёт другим цветом.
Иметь дома репродукции картин Анри Матисса – признак высокого художественного вкуса. ФотографияВыдающийся французский художник Анри Матисс родился 31 декабря 1869 г. в Ле-Като на севере Франции в семье преуспевающего торговца зерном. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо.
На создание работы Матисса вдохновили Дягилевские «Русские сезоны». В путешествии он ни разу не притрагивался к кистям, но по возвращении написал картину «Голубая обнажённая (Сувенир из Бискры)», ставшую одной из его знаковых работ (в 1913 религиозные фанатики демонстративно сожгли репродукцию этой работы в Чикаго). По воле отца, старший сын должен был унаследовать семейное дело, но Анри, проучившись с 1882 по 1887 год в средней школе и лицее Анри Мартен в городке Сен-Кантен, уехал в Париж изучать юриспруденцию в Школе юридических наук. В августе 1888 года, после окончания учёбы, молодой Анри получил право работать по специальности. Важно показать отношение предмета к художнику, к его личности и способность художника организовать свои ощущения и чувства. В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. Камиль Моклер сравнил картины с брошенным в лицо горшком краски, а Луи Воксель написал рецензию, в которой назвал Франца Марка «Донателло среди дикарей» и язвительно окрестил новых художников «дикими» (франц.
Он стремился найти такие контрасты цвета, которые излучали бы свет сами по себе. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Период увлечения фовизмом (который, по большом) счету, Матисс и придумал) зафиксировал отход Матисса от «сладкого» неоимпрессионистского цвета. Весной 1906 года он увидел холст «Радость жизни» и захотел познакомиться с художником. Этот период был насыщен важными событиями и большими переменами.
Впрочем и сам художник однажды заметил: «Фигура интересует меня намного сильнее, чем натюрморт или пейзаж». Доминика и Девы Марии. Смелое сочетание красок объясняет название нового направления – фовизм (дикий). Щукин предоставил Матиссу возможность самовыражения.
В Лондоне изучал творчество Уильяма Тёрнера. Однажды он познакомился с художником из Австралии – Джоном Питером Расселом, другом Огюста Родена. Amlie Noellie Parayre), которая родила ему сыновей Жана-Жерара (1899 — 1976) и Пьера (1900 — 1989). Сам художник никогда не воплощал своей мечты о парадизе (цветном земном рае) с той силой непосредственности и чистоты, без примеси рефлексии, как в Марокко. Несомненно, однако, что в 1913 году, в период упоения машинным конструктивизмом грядущего компьютерного века, марокканский цикл Матисса не мог восприниматься с той острой, ностальгической силой, как сегодня. Сюжетом картины стала вакханалия изображённая достаточно трогательно и пасторально. Эрмитаж (Петербург)Но одновременно Матисс искал свой путь в искусстве, об этом говорят два его ранних пейзажа: «Булонский лес» (1902) и «Люксембургский сад» (1902).
В своих «Заметках живописца» (1908) он сформулировал художественные принципы, говоря о необходимости непосредственной передачи эмоций за счет простых средствС картиной «Женщина в шляпе» связывают как известность Матисса, так и прощание с неоимпрессионизмом (пуантилизмом) и началом фовизма. Цвет стал главным фактором его произведений, вечным источником вдохновения и поисков. Ж. Помпиду). Анри уехал в Париж осенью 1891 года.
Есть некоторые имена (среди них Пабло Пикассо), которые стали неотделимыми от современного искусства, но никто так тесно не ассоциируется с получением плотского удовольствия от цвета, как Анри Матисс (1869-1954). Но при ближайшем рассмотрении открывается необычайная тонкость и человеческое тепло. А. Матисс «Роскошь, покой и наслаждение» (1904-1905)В 1907 г. Матисс совершил путешествие по Италии, во время которого посетил Венецию, Падую, Флоренцию и Сиену изучая итальянское искусство. По совету друзей Матисс основал частную школу живописи, которая получила название Академии Матисса. Он взял их в рукии мир потерял юриста Матисса, зато приобрел Матисса художника. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии.
Ему это так понравилось, что он решает стать художником, очень огорчая своего отца. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. Он был недоволен собой — худой, непривлекательный, застенчивый юноша не нравился девушкам.
Символичный элемент картины — это круг. Картина написана художником в комнате отеля Вилла де Франс, где Матисс останавливался в Танжере и откуда открывался прекрасный вид на медину (старый город) и окрестные пейзажи.
К рисованию он приобщился абсолютно неожиданным образом. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Перед отправкой в Россию панно «Танец» было выставлено в Париже на «Осеннем салоне».
«Русский» след в жизни художника становился все явственнее. Эти художники разрабатывали новейшее направление живописи, начиная с 1900 года. Фигуры персонажей обведены черным контуром, заполненным впоследствии краской. У нее уличная одежда, а он одет в полосатую пижаму (выбранный наряд не только для сна, но и для работы в студии). Он выставляет ряд работ. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы.
Тема панно — танец. Другое дело, что за ощущение жизни было у художника. 260 х 389 см.
В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). Это произвело настоящий фурор во всей среде живописцев, ценителей и критиков и послужило налом становления нового жанра. В 1906 году Матисс вновь раздразнил критиков, выставив в галерее Берней-Жён своё новое полотно «Радость жизни» – первое масштабное декоративное панно в его карьере. Однако это не помешало специалистам рассматривать произведения этого периода как неотъемлемую часть фовизма. В Лувре он чувствовал себя как в библиотеке, но и импрессионизм не слишком его привлекал.
Жил Матисс в это время трудно. Необходимо было найти нечто объединяющее живую натуру и приемы ее изображения. Центральная фигура — стол, нарисованный в форме круга, что обычно указывает на вид сверху.
Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции. Очень интересно наблюдать эволюцию художественного взгляда Матисса по его работам. Я очень люблю яркие, ясные, чистые краски и всегда удивляюсь, когда красивые цвета зачем-то грязнят и затемняют» — так позднее писал Матисс в «Заметках о живописи». Он презентовал эти работы в Осеннем салоне в Париже.
Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар. Сам Матисс признался, что не знал, почему он выбрал красный цвет для композиции, хотя одна более ранняя картина "Красная комната" (1908) также характеризовалась преобладанием малинового. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева).
То лето было переломным моментов для творчества Анри Матисса. Картина так и называется «Вход в казба». Присесть у окна и увидеть потрясающие пейзажи, городские панорамы, странных прохожих. Это особенно заметно в пейзажах «Аркуэль», «Нотр Дам», «Мост Сен-Мишель» и серии автопортретов 1900 года, натюрмортах.
«Мне стало неинтересно копировать предмет. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Все это заметно улучшило материальное положение живописца. Вот он мир Анри Матисса.
В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Его детские годы прошли в соседнем городке Боэн-ан-Вермандуа, где отец, преуспевающий торговец зерном, держал лавку. Он запросто «разбирал» картину на простейшие цветные формы (как в случае с вырезанными из цветной бумаги силуэтами), но следом мог вернуться к искусным узорам, спиралям, зигзагам из которых складывался декоративный орнамент, напоминающий ковер, обои или яркую ткань. Всего на холсте изображено 5 персонажей, двое из них играют на музыкальных инструментах (скрипке и двуствольной свирели), а остальные поют. Наиболее характерными темами изображений обоих мастеров были женщины и натюрморты, но Матисс предпочитал размещать натуру в полностью обставленных или декорированных интерьерах изображениям которых на полотнах уделял большое внимание.
Но «Розовая обнаженная» «сделана» абсолютно иначе. Утешающее, успокаивающее разум, что-то вроде хорошего кресла". Когда началась Октябрьская революция, Щукину пришлось спешно покинуть Россию. Матисс использовал цвет ради цвета, став лидером фовизма вместе с Андре Дереном.
В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. Характерные особенности этой живописи – интенсивный цвет, упрощенный рисунок, плоскостное изображение. Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера. Общество, в котором он вырос, резко осуждало художников и считало их бездельниками.
Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже. Каждый из них имел своих последователей. Фона в привычном понимании в этой работе нет. Там он был принят в мастерскую художника-символиста Гюстава Моро.
Полотно «Красные рыбки» выполнено в ярких насыщенных цветах, а представленная композиция лишена пропорций и симметрии. Мать помогала отцу в лавке и занималась росписьюкерамики. При этом он всегда фокусировался на заманчивом развлечении пигментами и оттенками. Под конец жизни врачи запретили Матиссу рисовать – он мог полностью потерять зрение.
Амели погрузилась в заботу о муже и была готова пожертвовать многим ради Анри. fauves). «Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он. Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному.
Матисс придавал большое значение классической базовой подготовке молодых художников. Зачем. Зрители недоумевали: разве женщина может быть такой. Матисс переосмыслил своё творение и применил метод аппликации (декупаж). И рано или поздно занимает свою нишу в искусстве.
А. Матисс «Фрукты и кофейник» (1899). Цвета – красный, зелёный, синий, чёрный. Чтобы сберечь силы, он разработал технику составления изображения из обрезков бумаги (так называемыеPapiers decoupes), которая давала ему возможность добиться долгожданного синтеза рисунка и цвета. 10 января 1898 года 28-летний Анри Матисс женился на Амели Парейр (фр. Матисс вспоминает, что стал первым художником, вышедшим из Боэн-ан-Вермандуа.
Выходные мальчик проводил у бабушки Жерар, в доме по улице Шен-Арно. (фр. cole nationale suprieure des arts dcoratifs de Paris), где познакомился с юным Альбером Марке. Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины.
Холст, масло. Амели посчитала оскорблением попытку Матисса впервые обойтись без нее. Полотна «Танец» и «Музыку» он вывести не успел и они направились в Эрмитаж. ДетствоМатисса было счастливым. Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951). В 1947 г. Матисс познакомился с доминиканским священником Пьером Кутюрье, в разговорах с ним возникла идея возведения небольшой капеллы для небольшого женского монастыря в Вансе. Исчезают стул и обои.
Все остальное здесь придумал сам Матисс. Вот таким образом каждый из зрителей может дать свою интерпретацию «Музыкантов». Картины «Танец» и «Музыканты» схожи по цветовой гамме и количеству изображённых фигур. Это его так увлекло, что он, преодолев сопротивление отца, решил стать художником и записался в школу рисунка Кантен де ля Тур (фр. Ecole Quentin de la Tour), где обучались чертёжники для текстильной промышленности. В 1891 году он оставил юридическую практику и снова приехал в Париж, где поступил в Академию Жюлиана. На протяжении 22 лет они были неразлучны. Щукин выкупил 37 работ Матисса и отправил художнику столько же посланий.
краски написанных Матиссом интерьеров снова стали крайне насыщенными: такие его работы, как «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947) и «Египетский занавес» (1948) построены на контрасте между светом и темнотой, а также между внутренним и внешним пространствами. Но между ними есть много различий: в «Танце» изображены женские персонажи, в «Музыке» – мужские. В 1898 году художник женился на Амели Перейр. Одним из первых, кто оценил талант Матисса, был русский предприниматель и коллекционер Сергей Иванович Щукин8.
Всё это отразилось в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 г. Две зимы (1912 и 1913) он провел в Марокко, обогатившись знанием восточных мотивов. Вообще, Матисс жадно впитывал в себя всё, что касалось изобразительного искусства: он копировал в Лувре произведения старых французских и голландских мастеров, особенно привлекало его творчество Жана-Батиста Симеона Шардена. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи.
Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Лаконизм рафинированных художественных средств, колористических гармоний, сочетающих то яркие контрастные созвучия, то равновесие локальных больших пятен и масс цвета, служат главной цели художника — передать наслаждение от чувственной красоты внешних форм. Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений исламского искусства, показанных на выставке в Мюнхене. Друг и дружеский соперник Пикассо, темпераментно он был антиподом испанского художника. В то время как картины и скульптуры Пикассо характеризовались наличием углов и шокированием новым (по крайней мере, во время его кубического периода), работы Матисса отличались наличием извилистых кривых, берущих начало в традиционном изобразительном искусстве. Он увлекся эстетикой Ислама, восточными орнаментами (арабесками), персидскими миниатюрами, коврами.
И он началвырезать. Работы возмутили благочестивую публику, вызвав нешуточный скандал, а Щукина критики объявили сумасшедшим. Творчество Анри в это время также находилось под влиянием современных ему художников и японского традиционного искусства. В 1894 году в личной жизни художника произошло знаменательное событие. Матиссу пришлось «хлебнуть» страшного XX века, но жестокости и страданий в его творчестве нет и в помине. Свет господствует в замечательном холсте Открытое окно с видом на бухту в Танжере. В 1943 году он начал серию иллюстраций к книге «Джаз» из раскрашенных гуашью обрезков (закончена в 1947).
В 1887 году в Париже начал изучать юриспруденцию в Школе юридических наук. Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит. д. 1901—1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков8.
Его одалиски – это носительницы божественной гармонии, а не сексуального чувства (оно ведь, поопределению, беспокойно). Голова женщины выглядит непропорционально маленькой по сравнению с телом. Эти плоскости играют в картине важную роль — в том числе и композиционную. И это было отражением каких-то борений, происходивших в душе художника.
"Я не революционер по принципу", – сказал он однажды. Матисс и Пикассо были близкими друзьями, но также и вечными соперниками. Он – психолог, «врачеватель» ран его картины представляют собой островок тишины и мира – то есть как раз того, чего так не времен, теперь его цвет усложнился «контролировать» его стало гораздо труднее. Здесь он написал выдающийся триптих «Марокканский пейзаж» и картины «Вход в каз-ба» и «Окно в Танжере». Государственный Эрмитаж (Петербург)При написании картины Матисс стремился свести их к элементарным формам. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе.
Некоторые историки искусства считают, что "Память Океании" (и еще одна габаритная работа, сделанная примерно в то же время под названием "Улитка"), были ответами на крупномасштабную абстракцию, появившуюся в Соединенных Штатах в то время, в частности, "абстрактный экспрессионизм". До её закрытия в 1911 году художник сам преподавал в ней. Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета.
В то же время мне понадобится второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка» Вторую версию «Танца» Матисс завершил в 1910 и перед отправкой заказчику выставил её вместе с «Музыкой» на осеннем Парижском Салоне. В 1892 году Матисс принимает решение посвятить себя живописи.
У Матиссов была конюшня: Анри любил лошадей и даже мечтал стать жокеем. В Париже Анри становится студентом Академии Жюлиана. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). В 1912 Матисс надолго осел в Марокко, в Танжере.
Следующим летом он отправился отдыхать в рыбацкую деревню Коллиур вместе с Андре Дереном и Морисом де Вламинком. Разумеется, это иллюзия. Анри Матисс родился на севере Франции в 1869 году в семье преуспевающего торговца зерном. Критики современного искусства прозвали Матисса и его единомышленников Андре Дерена и Морриса де Вламинка «фовистами» («дикими зверьми»).
Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Почти весь 1889 год он провел в больничной палате в борьбе с грыжей. Тем не менее, необходимо отметить, что уже в те годы художник осознал, что не желает следовать по проторенной дороге. Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования.
– "Танец" написан мной всего тремя красками. В 1937 г. им были сделаны эскизы декораций для балета «Красное и чёрное» на музыку Дмитрия Шостаковича в хореографии Леонида Мясина. В период 1946-1948 гг. Рисование с натуры начиналось только после освоения студентами техники копирования. Одной из самых запоминающихся стала книга «Джаз», написанная и проиллюстрированная Матиссом в 1947 году.
fauves). Рыбка и палитра обозначают скрытую связь с работой «Арлекин» Пикассо интерпретируемый как автопортрет.
Теоретические изыскания, как уже было сказано, мало их занимали. В 1904 году Анри Матисс пробует себя в дивизионизме и пуантилизме. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. В мае 1907 года Матисс уехал в Алжир. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок40.
Амели отдала всю себя заботе о муже, была ему верной помощницей и другом. Эта техника не была чем-то новым для художника: он использовал ее еще в 1919 году. Матисс не просто влился в круг этих новых художников, но вскоре возглавил их движение, полностью отказавшись от оптического, «правильного» цвета. Ж. Помпиду, Париж). Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения.
Полувеком ранее Мане представил публике свою скандально известную картину, где на переднем плане мы видим такую же, как у Матисса, расстеленную на земле белую скатерть. Стилистика тут дивизионистская, но композиция обнаруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. Это изображение жены Матисса является наглядным тому примером.
С одной стороны, его увлекали чистый цвет и простая форма, с другой – пышный орнамент. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). В частности, его палитра сильно светлеет, появляется своеобразная техника импрессионистского мазка. Правда, он написал художнику, что не может повесить такую картину у себя на лестнице.
Очень скоро Анри заболел бронхитом и его уволили. (фр. Внешне все шло хорошо, но на душе у Матисса была тоска.
В 1889 году у Матисса случается приступ аппендицита. Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного. Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного.
С вашим темпераментом вы, без сомнения, будете иметь колоссальный успех». Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства. Так родились и закрепились наименования «фовисты» и «фовизм». Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. 27.
Пять женских фигур не совсем пропорциональны, но они завораживают своей естественностью. Жизни этому увлечению было отпущено около двух лет. В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке. Его называли грубым, нахальным недоучкой, но все же именно Матисс привлек внимание Щукина. 1905 год стал поворотным в творчестве живописца. Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом.
В 1872 году родился младший брат Анри, Эмиль Огюст. Но к 1930-м годам он снова вернулся к изображению более плоских форм и цветов, которые были еще более упрощенными, чем прежде – "Розовая обнаженная" известный пример того. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика.
За время двухмесячного пребывания на больничной койке Матисс копировал цветные открытки. Он часто повторяет одни и те же мотивы: зеленые решетчатые ставни, отбрасывающие полосатую тень на пол комнаты, узорные металлические ограды балконов, призывно синеющий за окном кусочек моря, зеленые деревья парка, дрожащие в лучах южного солнца пейзажи, кресло, обшитое полосатой тканью, золотые рыбки в прозрачном аквариуме, пышные комнатные растения, ковры и ткани с вызывающе крупным узором, кирпичного цвета обнаженные музыканты или хоровод танцующих на густом сине-зеленом фоне. Родители были счастливы — отец уже представлял сына работником министерства. Их союз долгое время был идеальным.
«Радость жизни» была приобретена Лео Стайном – он увидел в ней манифестацию современности. В настоящее время существует в двух версиях.
В 1904 году состоялась его первая персональная выставка в галерее дилера Амбруаза Воллара. Да и здоровье не позволяло таскать мешки с зерном, как отец. Тогда выразительные пейзажи Средиземноморья, написанные открытым чистым цветом Матиссом и его друзьями Дереном, Марке, Камоэном, Вламинком, воспринимались как новое видение в живописи, поражая интенсивностью цветов и манерой письма. Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру.
Весной 1905 года он продемонстрировал свои новые, кричащие полотна в Салоне Независимых. По возвращении он получил ещё один заказ от Барнса – тот попросил подготовить триптих «Танец II», повторяющий самую знаменитую работу мастера. И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья». В центральном полотне триптиха «Зора на террасе» Восток персонифицируется художником в образе молодой женщины, представленной сидящей в неподвижной позе, полной сдержанной медлительной грации. Наверное, Матисс сделал бы неплохую карьеру в юриспруденции, если бы не случай. Началась их дружба, полная духом соперничества, но и взаимного уважения. В 1920 г. по просьбе Сергея Дягилева он создал эскизы костюмов и декораций для балета «Соловей» на музыку Игоря Стравинского в хореографии Леонида Мясина. Стайны подружились с художником.
Так образовалось движение, получившее название «фовизм», произошедшее от французского слова fauve, то есть «дикий». Насыщенные оттенки казались неестественными, создавая напряженность и нарушая привычный «покой» классических элементов. Здесь же он знакомится с австралийцем художникомДжоном Питером Расселом. 31 марта он написал художнику: «Я нахожу в Вашем панно «Танец» столько благородства, что решил пренебречь буржуазным мнением и поместить у себя на лестнице сюжет с обнажёнными.
Девушка стала незаменимой для художника: она была его секретарем, сиделкой и моделью. Сердить, между тем, Матисс никого не собирался. Коллекционер предложил или сделать панно поменьше или нарисовать женщин в платьях.
Анри Матисс рос послушным сыном, но заниматься семейным делом не хотел. Когда художник создавал свою «Женщину в шляпе» (1905), он хотел лишь показать потенциальные возможности чистого цвета. Первой картиной, в этом стиле, которую увидели зрители, стала Женщина в зелёной шляпе. В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство.
Это занятие так увлекло молодого человека, что после выписки из больницы он заявил родителям о своем твердом намерении стать художником. Таким образом, в конце концов, он приходит к фовизму. Или помчаться, кружась, в танце, забывая обо всём на свете. Но увлечение Матисса техникой пуантилизма было недолгим. Стул и обои еще присутствуют здесь, но уже на четвертой стадии Матисс совершает резкую композиционную модернизацию картины.
Любимыми темами Матисса были рыбки и аквариум. В 17 лет уехал в Париж и поступил на юридический факультет Сорбонны. Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов. Картина была противоречива и по-своему не укладывалась в заданные пуантилистами рамки. Все остальное здесь придумал сам Матисс.
Так начался долгий и яркий путь художника Анри Матисса. У фовистов не было сформулированной программы и они не издали ни одного манифеста. В 19 лет Анри перенес операцию по удалению аппендикса. Там Матисс устроил большую мастерскую, предназначенную для создания живописныхкомпозиций в новой яркой манере, еще в 1905 году на выставке в Осеннем Салоне, названной одним из журналистов фовизмом (в переводе работать в манере диких зверей зоосада).
Холст, масло. В 1908 году Щукин заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). Фона в привычном понимании в этой работе нет. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse 31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция (Вторая французская империя)— 3 ноября 1954, Ницца, Франция)— французский художник и скульптор, лидер течения фовистов. Искаженные размеры нижней части тела героини картины заставляют вспомнить о примитивной африканской скульптуре, для которой характерны похожие законы «построения» образа.
«Мне просто это подходило», — признется она позже.