Картины Художника Рубенса

«совершеннолетие Людовика XIII» (1622-1625) – картина, входящая в серию фламандского художника барокко Питера Пауля Рубенса о жизни Марии Медичи. «христос в доме Марфы и Марии» (1628) – картина фламандских художников Яна Брейгеля Младшего и Питера Пауля Рубенса. «воспитание Марии Медичи» (1622-1625) является частью серии картин фламандского художника барокко Питера Пауля Рубенса о жизни Марии де Медичи.

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Питера Пауля Рубенса. Вероятно, Рубенс писал ее для себя, а не на заказ и очень ею дорожил: эта картина оставалась в мастерской художника до самой его смерти.

Рубенс Питер, картины с описанием и биография (на фото: Автопортрет)

Рубенс любил затемнённый задний план, на котором ярко изображался план передний. За первое десятилетие самостоятельной работы Рубенс написал семь картин на сюжет Распятия, пять— снятия с креста, три— воздвижения Креста, пять Святых Семейств, шесть поклонений Младенцу Христу (волхвов и пастухов), множество изображений св. Другая версия висит на правом алтаре замковой церкви Св.

Вопрос на лице мужчины – не праздный: Фландрия может быть и немецкой. Перенося в картину изображение живой модели, художник освобождал ее от всего случайного.

Питер Пауль Рубенс 
– биография и картины

Питер Пауль Рубенс – биография и картины

В дневнике Делакруа Рубенс— «Гомер живописи»— упоминается 169 раз230. Удостоверение придворного живописца Питер Пауль Рубенс получил 9 января 1610 года68. Называя готический стиль «варварским», он агитировал богатых нидерландцев строить дома с просторными холлами и лестницами, а внушительные размеры алтарей в новоманерных церквях, кессонные своды и просторные простенки могли быть наилучшим образом заполнены картинами из его мастерской148. Ходили слухи, что он сумел внушить «известные чувства» Изабелле Брант.

Много ли найдется художников, которые находясь на вершине славы стали бы изучать и копировать произведения других живописцев. Эрцгерцог Брюссельский Альбрехт Австрийский заказал заалтарный образ обретения Истинного Креста, который поручил исполнить в Риме, причём художник должен был быть фламандцем, «при условии, что сумма расходов не превысит 200 золотых экю». Рубенс свободно писал на латыни используя её либо для обсуждения проблем философии и высокой политики, либо, напротив, для шифровки высказываний, не предназначенных для посторонних.

Изображая человеческие фигуры, Рубенс разработал собственный подход.

Помимо перечисленных, на полотне запечатлен автопортрет его автора— отдельно от учёных слева— и (справа внизу) любимый пёс Липсия по кличке Мопс. Вставал художник в четыре часа и шёл к заутрене, а далее занимался живописью. Это же подчёркивалось достоинством жестов, позой, тщательной отделкой мельчайших деталей.

Питер Пауль Рубенс: 
жизнь и творчество 
художника

Питер Пауль Рубенс: жизнь и творчество художника

Композиция картины многопланова и может быть прочтена различными способами. Не только художники, но и скульпторы и гравёры обучались у Мастера. Напротив, женщины отличаются крайней рыхлостью форм.

Рубенс не осуждал чужих произведений и находил «нечто хорошее в любой манере». В частности, были убраны бойницы. О чем он ее спрашивает. Когда посольство 28 января проследовало через Антверпен, Рубенс не стал встречаться с его членами и отправил главе посольства письмо, в ответ получив записку с фразой «мы не нуждаемся в художниках», которая быстро стала анекдотической206.

Многие из них Рубенс копировал, оттачивая своё мастерство. Рубенс никогда не стеснялся подражать художникам, которые восхищали его (Тициану, Питеру Брейгелю Старшему) и др. Причиной тяжбы была дата изготовления гравюры «Распятие»: до продления авторских прав или после. В столицу Франции Рубенс прибыл в январе 1622 года. Единственным свидетельством их свадьбы осталась латинская эпиталама Филиппа Рубенса, полная «игривых сальностей» (по выражению Э. Мишеля) и не слишком изысканная по стилю74. Считается, что эта картина не совсем характерна для творчества Рубенса – в ней очевидно обращение к жанру психологического портрета. Некоторые исследователи даже сомневаются в авторстве Рубенса (работа автором не подписана), а иные предполагают, что художник на полотне изобразил свою старшую дочь Клару Серену, которая умерла ко времени создания полотна. Это погрудный портрет девушки. М. Лекуре не слишком высоко оценивала триптих для церкви Кьеза Нуова (центральная часть— Богородица, боковые части— святой Григорий и святая Домицилла).

Неизвестные факты 
об известных художниках 
7 часть

Неизвестные факты об известных художниках 7 часть

Петра и Павла в Кирххайм-ин-Швабен, Германия. Итальянское искусство античности и Ренессанса произвело на живописца огромное впечатление — он внимательно рассматривал росписи в соборах, картины, статуи, а также прекрасные архитектурные сооружения. Был возведён в дворянское достоинство испанским королём Филиппом IV (1624) и пожалован рыцарством английским королём Карлом I (1630) со включением геральдического льва в личный герб.

Тем более, что если мы внимательно посмотрим на портреты обеих его жён, то заметим очевидное сходство. Достаточно быстро Рубенс получил должность попечителя картинной галереи герцога, но, в общем, крупных заказов почти не было (единственное исключение— оформление церкви иезуитов в 1603 году) и даже в 1607 году в одном из писем он сетовал, что его работы почти не представлены в коллекции Гонзага.

Иезуиты этим преследовали абсолютно конкретную цель: Рубенсу была заказана «Библия бедных», в которой чередовались ветхозаветные и новозаветные сюжеты. Масштабность картин в сочетании с изумительным композиционным мастерством и тонко прописанными деталями создают эффект погружения души в произведение искусства. Рубенс числился его учеником до 23-летнего возраста, хотя ещё в 21 год получил удостоверение «свободного художника»23. 15 сентября художник прибыл в Мадрид. Уроженец купеческого Антверпена в предисловии к книге писал, что отдал предпочтение генуэзским домам, «более подходящим для обычных семейств, чем для двора владетельного князя»146147.

Этот образ мастер начал создавать гораздо раньше, чем Елена вошла в его жизнь. Эти мотивы оказались выражены в портрете известном под названием «Четыре философа». По дороге он заглянул в свою мастерскую в Антверпене и захватил с собой шурина Хендрика Бранта. Впоследствии это стало причиной того, что в Брюгге лев укротителя сожрал137. Должность предполагала контроль над исполнением испанского законодательства5.

Незадолго до кончины Рубенс набросал её портрет. Свои интимные переживания он претворял в ценности эстетического порядка. Как минимум один натюрморт с цветами для Борромео Рубенс и Брейгель исполнили совместно. Он побывал в Венеции, Мантуе, Флоренции, Риме, Генуе. Этот алтарный образ по праву считается одной из самых мощных и величественных картин Рубенса.

Петер Пауль Рубенс 
и его картины (16)

Петер Пауль Рубенс и его картины (16)

Кроме того, «рубенсисты» желали отображать натуру, тогда как «пуссенисты» стремились подчинить её абстрактному идеалу227. В этой стране Рубенс прожил восемь лет, переезжая из одного города в другой. «Персей освобождает Андромеду» – картина фламандского художника Питера Пауля Рубенса, выполненная в 1622 году. Для приёма посетителей была предназначена ещё одна зала, оформленная в тёмных тонах.

Заниматься живописью Рубенс стал очень рано. Коллекция медалей и гемм, а также библиотека досталась старшему сыну Альберту. С противоположной стороны другой старец спускается по приставной лестнице, выпустив угол савана и передав свою ношу стоящему рядом Иоанну. Умер Питер Пауль Рубенс 30 мая 1640 года.

В королевском собрании он скопировал для себя серию «Триумф Цезаря» Мантеньи, которая когда-то находилась в собрании герцога Мантуанского и была приобретена королём Карлом196. Тем не менее, военные поражения в Испанских Нидерландах и невнятная позиция Оливареса привела к тому, что восстановление отношений было невозможно. И в дальнейшем основным языком иностранной переписки Рубенса оставался итальянский38. Спустя десять лет он напишет картину «Битву греков с амазонками», где постарается достичь выразительности картины Леонардо в сложной многофигурной композиции. Дело тут не в страданиях распятого, а в усилиях распинающих108. «Его довольно грузные композиции и грузные тела в подлиннике такими не кажутся: они выглядят лёгкими исполненными своеобразной грации»94.

В студию на улице де Ваппер он попал в 20-летнем возрасте, когда уже два года состоял в гильдии на правах свободного мастера. Эта же комната служила и личным кабинетом. Питер Пауль сотрудничал с семейством изготовителей клавесинов Рюккертов, создавал эскизы ковров и гобеленов для купца Свеертса145. Рубенс объединил сцены начала жизни и её земного завершения.

Галерея картин Питера 
Пауля Рубенса

Галерея картин Питера Пауля Рубенса

Она стала персонажем картины «Сад любви», наполнив ее своим естеством. По К. Кларку, «он настолько полно реализовал выразительные возможности женской наготы, что на протяжении всего следующего века художники, не являвшиеся рабами академизма, смотрели на него глазами Рубенса изображая пышные тела жемчужного цвета». Напротив, в колорите центральной сцены преобладают белый, чёрный и красный тона. В трактате «Теория человеческой фигуры», приписываемом Рубенсу, утверждается, что базовым элементом женской фигуры является круг. Поздний периодВ 1630 году Рубенс женился на шестнадцатилетней Елене Фаурмент, племяннице первой жены.

Впрочем, первый свой официальный заказ Рубенс получил на родине— в 1602 году. На сцену покровительственно смотрят сверху Юпитер и Юнона. 28 июня 1577 года родился знаменитый фламандский художник Питер Пауль Рубенс. В готическом по стилю Антверпене особняк производил впечатление «дворца эпохи Ренессанса»80.

После четырехлетнего пребывания в мастерской Вениуса Рубенс в 1598 году был принят в гильдию художников св. Прибытие французского посла с большими финансовыми возможностями означало выбытие Рубенса из «дипломатической гонки»197. Архитектура этой страны стала развиваться по другому, более интересному пути.

Портреты членов семьи достались тем, кто для них позировал. Занимался в мастерской Отто ван Веена, придворного художника, мастера исторической живописи. Борромео, ценитель фламандского искусства, делал заказы Брейгелю в 1606—1621 годах102.

Питер Пауль Рубенс (нидерл. Pieter Paul Rubens, МФА: 28 июня 1577, Зиген— 30 мая 1640, Антверпен)— нидерландский (фламандский) художник, один из основоположников искусства барокко, дипломат, коллекционер. Биографы и исследователи творчества Рубенса единодушно отмечают его необычайную свободу в живописи. Однако во второй половине XVII века во Франции, где он впервые столкнулся с неприятием, началось противостояние «рубенсистов» и «пуссенистов». Впоследствии, вернувшись на родину, он передал эти работы своему приятелю Н. Рейкельмансу, который награвировал их и в 1622 году выпустил двухтомник «Дворцы Генуи».

У него тоже есть выражение, хотя лицо только обозначено частью профиля. Рубенс живо продолжал интересоваться не только теоретической наукой, но и прикладной. К. Кларк писал: «Даже если бы он не испытывал естественного влечения к толстым женщинам, он считал бы складки пышной плоти необходимыми для лепки формы».

После свадьбы молодые, согласно обычаю, поселились у родителей жены, в деловом квартале73. Если признать, что из-под его кисти вышло около 1300 картин, в том числе гигантского размера (не считая почти 300 эскизов, рисунков и гравюр), можно рассчитать, что за 41 год активной творческой деятельности он писал в среднем по 60 картин в год, то есть 5 картин в месяц. Характерно, что Рубенс перед отъездом составил завещание на обоих своих сыновей.

Известные картины 
Питера Пауля Рубенса

Известные картины Питера Пауля Рубенса

Пожалуй, во всей истории живописи не найдется еще одного примера такой талантливой личности, которая бы оказала такое сильное влияние и имела бы подобный художественный фурор. В этом доме родился седьмой ребёнок— сын Бартоломеус, проживший недолго. На знаменитой картине «Охота на гиппопотама», одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами. Тело его в тот же день было перенесено в Синт-Якобскерк, в склеп семьи Фоурмен.

Беломраморное решение фасада символизировало Небесный Иерусалим, спустившийся на землю143. По всей видимости, он собирался вернуться в Италию. В акте указаны «большой каменный дом в виде замка», пруд и ферма в 4 бония и 50 вержей, «вокруг лес».

  • 10 шедевров Питера Пауля Рубенса
  • Рубенс Питер ПаульКартины и биография
  • Прибытие Марии Медичи в Марсель Питер Пауль Рубенс
  • Елена Фоурмен со своими детьми Питер Пауль Рубенс
  • Осенний пейзаж с замком Стен Питер Пауль Рубенс
  • Похищение дочерей Левкиппа Питер Пауль Рубенс
  • Снятие с креста Питер Пауль Рубенс

В этой стране Рубенс прожил восемь лет, переезжая из одного города в другой. Кроме того, многочисленные корреспонденты Рубенса по антикварной торговле позволяли вести обширную тайную переписку, в которой художник пользовался как минимум четырьмя разными шифрами181. Кажется, что свет исходит из самой картины из глубины.

Венеция не случайно стала первым итальянским городом, который посетил Рубенс. Художник увлекся новым жанром — портретом. Триумфальное шествие кардинала-инфанта длилось целый день, который закончился в соборе. Эта картина считается «портретом брака» – молодая женщина доверчиво положила свою правую руку на руку мужа. Пейзажный фон кажется реальной средой местонахождения персонажей картины. Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены.

  1. Питер Пауль Рубенс: биография и лучшие работы
  2. Картины и репродукции Питера Пауля Рубенса
  3. Получайте самые главные и обсуждаемые статьи дня на свой электронный адрес
  4. Питер Рубенс: последние новости
  5. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  6. ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ РУБЕНСА
  7. Творчество Питера Пауля Рубенса

Почему именно тигр. В Троицын день, 5 июня 1629 года уполномоченный Рубенс был уже в Лондоне191. Чаще всего он цитировал сатиры Ювенала, поэмы Вергилия и труды Плутарха и Тацита. Ранее, 3 июля 1619 года, Рубенс получил аналогичную привилегию во Франции сроком на 10 лет, в её получении неоценимую помощь оказал Николя де Пейреск. Однако еще более совершенны собственноручные эскизы мастера, в частности, поразительный по живости композиции изысканности цветового решения, виртуозной свободе исполнения эскиз "Коронация королевы Марии Медичи" (1622-1625)".

Королева и герцог Ришельё добрались до Рубенса только в середине июня, по сообщению Роже де Пиля, королева была равно очарована картинами и манерами Рубенса, а кардинал «с восхищением смотрел на полотна и никак не мог ими налюбоваться». В реестр не вошли созданные им произведения искусства, а также коллекция античных гемм. Помимо его гонораров, доход семье по-прежнему приносила сдача комнат внаём9.

Соперничество кончилось трагедией. Осталось несколько полотен с изображением Альберта. Коленопреклоненные святые жены готовы помочь Иоанну, а Богоматерь (изображенная слева) с белым, как мел, лицом приближается к Христу, протягивая ладонь, чтобы принять тело сына.

Он считается родоначальником нового стиля в живописи – барокко. Рубенс, попытавшийся участвовать в испано-савойских переговорах (герцог Карл-Эммануил был готов поддержать испанскую сторону против Франции), был отстранён личным приказом короля. Существует анекдот, согласно которому Рубенс, работая над картиной «Охота на львов», пригласил в мастерскую укротителя с его питомцем и был так захвачен зрелищем распахнутой пасти, что снова и снова заставлял укротителя раззадоривать льва. Источником научных и эстетических представлений для художника был и круг известного учёного Юста Липсия, в который входил его брат Филипп Рубенс.

  • Лучшие работы Питера Пауля Рубенса
  • Возвращение Дианы с охоты, 1615
  • Аллегория – Четыре Континента, 1615
  • Общееколичествопросмотровстраницы
  • Кованые изделия из металла на заказ
  • Образ лестницы в предметной фотосъемке

Церемония была назначена на 17 апреля 1635 года и подготовка заняла более года. «Союз земли и воды» был написан в 1618 году, через год после заключения мира. Основоположником этого жанра фламандской живописи тоже стал Рубенс. Из-за этих качеств всеми любима и оплакиваема всеми после смерти».

10 шедевров Питера 
Пауля Рубенса

В этом отношении Рубенс получил одобрение у представителей романтизма XIX века. Художник увлекся новым жанром – портретом.

Вальбурги, посредником при сделке выступил философ и коллекционер Корнелис ван дер Гест. После передачи ему дел и бумаг 6 марта Рубенс покинул английскую столицу199. Заверив завещание 28 августа, Рубенс на следующий день отбыл в Испанию183. В Рим он был приглашён своим братом, библиотекарем при ватиканском кардинале Асканио Колонна. Гвидо Рени ещё в Италии говорил, что «Рубенс подмешивает в свои краски кровь», подчёркивая, насколько реалистично тот научился изображать человеческую плоть.

Ян Квеллин II с 1637 года занимался исключительно заказами плантеновского издательства. В них начисто отсутствует мистика. Художник в письмах жаловался, что французский двор его утомил.

Рубенсу было 53 года, а его жене— 16, она была ровесницей его сына Альберта. Его духовное искусство начисто лишено духовности»111. Это событие ознаменовало новый этап его жизни, наполнив идиллическим семейным счастьем.

В 1635 г. он приобрёл поместье Элевейт неподалёку от Мехелена. С наслаждением писал местные пейзажи. По возвращении, он часто находил у себя дома нескольких друзей, пришедших отужинать с ним вместе, дополняя, тем самым, застольные удовольствия. Сам Питер Пауль также был хорошо знаком с философией неостоицизма, но в то же время, видимо, ему был близок эразмовский образ разумного и добродетельного «христианского воина»129.

Гардероб покойного и другие вещи, включая глобусы, были распроданы. Он оставил большую школу учеников и последователей во Фландрии и, в том числе, таких мастеров живописи, как А. Ван-Дейк, Ф. Снейдерс и Я. Йорданс. Там не было ни слова о статусе Пфальца и примирении между Фландрией и Голландией. В 1590 году обучение пришлось прервать: сестра Питера и Филиппа— Бландина— вышла замуж, её приданое поглотило остатки средств, завещанных Яном Рубенсом. Скончался он в 1657 году, его сын— внук Рубенса— умер искусанный бешеной собакой. Некоторые художники называют его королём живописцев, так как его кисти были присущи уверенная манера, выразительность персонажей, даже где-то манерность, а так же уникальные световые градации. Прежд е всего: Антверпен был во Фландрии.

Они похитили дочерей царя Левкиппа – Гилаиру и Фебу. Наконец и герцог Бэкингем лично посетил Рубенса и купил его коллекцию за 100 000 флоринов. Модель одета по испанской моде в строгое тёмное платье с белым гофрированным воротником. Колорит картины довольно сдержан и построен на переходе от тёмного платья к тёплым краскам лица с преобладанием жемчужно-серебристых тонов. Подлинной страстью Рубенса было коллекционирование предметов искусства, которым он увлёкся ещё в Италии. В будущем мать видела своих сыновей продолжателями дела отца.

Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах. Возможно, это мальчик и девочка (если судить по длине волос). И еще один персонаж – тигр. В браке с Изабеллой Брант у Рубенса было трое детей.

Все полотна посвящены жизни Марии Медичи. И думать, что «Союз Земли и Воды» представляет какую-то абстрактную композицию, было бы в корне неверно. Вот что пишет сам художник о некоторых символах, которые он использовал в своих картинах: «Пьедестал Минервы украшает масличный венок, отличительный знак сей Богини некогда на Народном собрании греки присудили такой венок Фемистоклу как признание его мудрости. Именно в этом стиле Рубенс создал свои знаменитые картины: «Союз Земли и Воды», «Вакх», «Три грации», «Воздвижение Христа», «Портрет Инфанты Изабеллы» и многие другие. На своем могильном камне в церкви святого Якова в Антверпене он распорядился выбить надпись: «Лорд Стен». Франциска, Христа с апостолами— и множество иных религиозных сюжетов. В феврале 1639 года состояние художника уже вызывало опасения222.

Здесь он часто бывал в последние годы своей жизни. Игнатия (ныне посвящённой св. В 1598 году Рубенс вступил в гильдию св. О двойственности барокко и творчества Рубенса писал Е. И. Ротенберг.

Филипп Рубенс держит перо, готовый записывать, а Воверий открывает ещё одну книгу. 11 июня Питер Пауль Рубенс прибыл в Брюссель и на следующий день— в родной Антверпен159. Впрочем, благодаря хозяйственным талантам Рубенса, к моменту кончины поместье расширилось впятеро от его первоначальной площади. Рубенс избегал излишеств в вине, пище и игре. Своей личной палитры Рубенс ещё не изобрёл.

Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца. Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама. Портрет изображает придворную даму Изабеллы Клары Евгении. Если женская – то какая связь между плодами и рекой.

А семейный портрет с Изабеллой, поразивший современников естественностью, новизной и свежестью исполнения, положил конец чопорным и отстранённым изображениям любящих супругов. Кто изображает реку – женская фигура или мужская. Одна серия должна была представлять, «в соответствии с желаниями Ее Величества», «события преславной жизни и героические деяния» самой королевы, тогда как другая — «сражения» и «триумфы» ее покойного супруга Генриха IV.

Южные нидерландские провинции (иначе называемые Фландрией) во главе с Антверпеном оказались под властью Испанской монархии. 3 июня они взошли в Дюнкерке на борт военного судна, отправленного королём Карлом. После постройки замка Рубенс всё реже появлялся в мастерской на Ваппере.

В частности, старейшина Гильдии святого Луки художник-маньерист Абрахам Янсенс (1575—1632), также проработавший три года в Италии, предложил Рубенсу «дуэль», в рамках которой художникам предстояло написать по картине на один и тот же сюжет. Вследствие болезни он был практически парализован. Естественно, что букет фруктов и ягод символизирует изобилие. После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов. Художник объединил в рамках одного произведения три разновременных события.

Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма». Духу, он исполнил две копии с картин Корреджо в дар для императора Рудольфа II.

В январе 1611 года Рубенс приобрёл большой участок на улице де Ваппер. Уже три десятилетия шла война с Испанией, стремившейся вернуть северные провинции Нидерландов, объявившие себя «Свободной, независимой республикой Голландией». Он продолжал руководить своими помощниками, заботился об учениках, а когда уже не смог держать в руках перо, диктовал письма. Путь из Рима в Антверпен занял у Рубенса 5 недель.

При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости. Во время засады, устроенной Диоскурами, Идас убил Кастора, а Полидевк – Линкея.

Не было ещё и виртуозной лёгкости владения кистью, которую он приобрёл в Италии28.

Впрочем, с её старшей сестры Сусанны он исполнил 7 портретов— больше, чем с Изабеллы Брант209. Из этих последних следует, что Рубенс задумал сооружение как «фламандскую Сикстину»: как и в Ватикане, каждое из 39 полотен было вписано в отдельный свод. Современники оставили воспоминания о том, как распределялась работа в мастерской Рубенса. «Вознесение Девы Марии» или «Успение Пресвятой Богородицы» – картина Питера Пауля Рубенса, завершённая в 1626 году в качестве запрестольного образа для главного алтаря Собора Богоматери в Антверпене, где она хранится.

Мастерство позднего Рубенса воплотилось в полотнах, созданных им собственноручно. Семья воссоединилась в Троицын день 1573 года, в 1574 году родился сын Филипп.

Начинающих художников Рубенс именовал «аспирантами», каждый из них имел определённую специализацию. В Мантуе он обосновался с лета 1601 года, но не собирался сидеть на одном месте. В первых работах (особенно в картине «Поклонение пастухов») фигуры и их одеяния по полированной жёсткости более напоминали скульптуры, складки одежды в академической манере были уложены правильным порядком или даже изображались летящими по ветру, хотя это не предусматривалось сюжетом. В известном смысле дом Рубенса превратился в «приёмную» Брюссельского двора: у него квартировали посланники Лотарингии и Англии перед официальными приёмами.

Рубенс очень тонко отклонил своё участие в состязании, сообщив, что его работы выставлены в общественных и частных собраниях Италии и Испании и ничто не мешает Янсенсу отправиться туда со своими работами и повесить их рядом95. Он был погребен в церкви святого Иакова, его могилу украшает скульптура Девы Марии, выполненная архитектором и скульптором из Мехелена Лукасом Фейдхербе, который в последние годы жизни художника работал в его мастерской. Без сомнений, творчество Рубенса – основополагающее в развитии национального искусства Фландрии (и не только ее), ставшее символом в борьбе с безжизненными академическими догмами.

Очевидно именно Рококе и предоставил Рубенсу заказ на этот алтарный образ. Барокко рассматривается М. Лекуре как искусство мира, утратившего свою незыблемость. Его талант был сразу же замечен. «Он терпеть не мог злоупотребления вином и обжорства, как и азартных игр»82.

Речь шла о «Воздвижении креста». В картине «Большой Страшный суд» вытянутые руки и тела персонажей образуют некое подобие арки, на вершине которой Господь. Они всегда уступают Рубенсу в отношении стихийной чувственности и здоровой эротики. Он не только восстановил копии с картин Рафаэля исполненные в Риме Пьетро Факкетти, но и самостоятельно исполнил «Демокрита и Гераклита». До ноября 1605 года Рубенс оставался в Мантуе исполняя заказы герцога Винченцо.

Новая поездка в Париж оказалась неудачной. Рубенс исполнял и частные заказы: написал цикл «Двенадцать апостолов», портреты членов семьи герцога Лермы и герцога Инфонтадо, которому был представлен поверенным Иберти49. Но, технике фрески он предпочитал масляную живопись.

Он сравнивал собственное творчество с философским камнем. М. Лекуре утверждала, что «создаётся впечатление, что при работе над женской фигурой Рубенс раз и навсегда запретил себе использовать угол»112. Назвали его также в честь крёстного— генуэзского банкира Никколо Паллавичини. Клоду Пейреску он писал, что 12-летний сын неплохо успевает в греческой литературе. Заглушить боль помогает дипломатическая деятельность.

Собственных работ Рубенса этого периода сохранилось очень мало. Рубенс продолжал активно снабжать брюссельский двор информацией из Англии, но в Мадриде так и не оценили её значения167. Фасадные скульптуры также ваялись по моделям Рубенса. 16 февраля того же года Рубенс представил духовенству модель.

Среди его собеседников и корреспондентов были Гуго Гроций и Корнелис Дреббель, причём, общаясь с последним, Рубенс заинтересовался не только оптикой, но и проблемой «вечного двигателя». Однако новый этап в творчестве Рубенса оказался связан с заказом настоятеля церкви Св. Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. Например, в полотне «Венера, Вакх и Арея» поза Ареи заимствована у присевшей Афродиты Дедалса, а Венера, вероятно, восходит к Леде Микеланджело. И даже с какой-то угрозой. У ног мужчины – тритон гудит в раковину.

Сохранилась обширная переписка Рубенса, преимущественно дипломатическая. Это одна из самых известных мифологических картин Рубенса. Точные маршруты странствий Рубенса сложно реконструировать, документально подтверждается его многократное пребывание в Венеции, Флоренции, Генуе, Пизе, Падуе, Вероне, Лукке и Парме, возможно в Урбино и в Милане, где он скопировал «Тайную вечерю» Леонардо. Особенно это заметно в письме декоративных драпировок. Жениху было 32 года, невесте— 18 лет их венчание состоялось 8 октября 1609 года. В гуманитарной области он всё более и более интересовался средневековой и современной ему французской историей (в том числе «Хрониками» Фруассара), даже выписал себе мемуары Оссата— посредника обращения Генриха IV в католическую веру— и собирал документы о царствовании этого короля и его наследника Людовика XIII.

Соглашаясь писать портрет, Рубенс не скрывал, что делает большое одолжение.

Елена стала любимой моделью художника в последние годы его жизни. Но она воплотила идеал в действительность. Рубенс писал Елену в виде библейской Вирсавии, богини Венеры («Суд Париса), одной из трех граций. Питер Пауль Рубенс родился в семье антверпенского адвоката. Благоприятным для Рубенса оказался и римский период его жизни и творчества (1605-1608).

Письма Питера Пауля к нему не сохранились, но остались послания старшего брата младшему. И как пишут историки, Фландрия была экономически развитой областью. Он писал: «Я глубоко преклоняюсь перед величием античного искусства, по следам которого я пытался следовать, но сравниться с которым я не смел и помыслить».

В 1610 году Николас Рококс заказал для городской ратуши «Поклонение волхвов», причём уже в 1612 году картина была подарена Родриго Кальдерону, графу дОлива. Физическая сила, страстность иногда даже необузданность, упоение природой – вот характерные черты рубенсовской живописи.

В технике масляной живописи Рубенс был одним из последних художников использовавших деревянные панели для станковых работ, даже очень больших по размеру. В первую очередь это относилось к мировосприятию139. Личных дневников художник не вёл, да и письма его содержат почти одну деловую информацию. В 1622 году Рубенс опубликовал альбом «Дворцы Генуи» в двух томах, первый из которых был посвящён античности, второй— его времени. Рубенс прекратил свою дипломатическую деятельность, перестал интересоваться карьерой придворного и целиком отдался живописи.

Липсий указывает на некий пассаж в четвёртом, раскрытом томе. В мастерской он обыкновенно оставался до пяти часов пополудни.

Всему он предпочитал интересную беседу, чтение или занятия своими коллекциями. И все же в 1611–1618 годах в Антверпене было построено одно здание, напоминавшее строения Генуи, — дом Рубенса (в 1947 году в нем был открыт Музей Рубенса).

Скопировал он и голову носорога работы Дюрера. Художник узнал обо всём лично от инфанты и был глубоко удручён. В сравнении с Рубенсом, Ватто кажется болезненным меланхоликом, Буше— холодным развратником, Ренуар— утончённым сластолюбцем»232.

Он как бы полуприсел на пенек, на котором лежит исторгающий пресную воду кувшин. Ферма в Экерене приносила 400 флоринов в год. Картина «Водружение Креста» была заказана для церкви святой Валъпургии, в то время как картина «Снятие с креста» всегда находилась в Кафедральном соборе.

Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника. Порой сцены на его полотнах имеют весьма условный характер («Охота на крокодила и гиппопотама», «Охота на кабана», «Охота на львов») иногда приближенный к реальности, часто анималистический жанр сочетается с пейзажем («Охота на кабана). Невероятным жизнелюбием и оптимизмом проникнуты полотна Рубенса на античные темы с образами, обладающими грузноватой плотью – «Статуя Цереры, «Венера и Адонис», «Союз Земли в Воды», «Возвращение Дианы с охоты», «Венера перед зеркалом». В 1620-е годы на «художника королей» посыпались заказы от величайших королевских дворов Европы. Однако, когда ван Дейка пригласили в Англию, Рубенс не стал его удерживать. Рубенс был одним из подписчиков только что появившихся газет, в том числе «Рейнской газеты» и «Итальянских хроник», последние он решительно рекомендовал всем своим знакомым, а также пересылал Пейреску151. Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе.

В барочной композиции «Персей освобождает Андромеду» из собрания Эрмитажа фигура Андромеды восходит к одной из античных статуй Venus Pudica (Венеры Целомудренной). По И. Е. Прусс, живописи Рубенса свойственна особая воздушность.

Никулин. В это время появились известия о франко-испанском договоре о совместном вторжении на Британские острова и восстановлении на них католической веры, который был подписан Оливаресом ещё 20 марта 1627 года. В Нидерландах он оставил эту практику, вот таким образом не существует прямых свидетельств, как Рубенс понимал трактовку тех или иных философских постулатов и религиозных таинств, человеческих страстей и прочего9091. Собор Богородицы в Антверпене объявил конкурс на Успенский алтарь в 1611 году.

Вскоре от Рубенса потребовали выслать эскизы картин для ознакомления, что его оскорбило как признак недоверия к его мастерству исполнять это требование он не собирался. Невыгодным стало его положение после прибытия посланника Франции де Шатонёфа, поскольку француз обладал правом принятия решений на месте, а Рубенсу приходилось за каждый шаг отчитываться перед Оливаресом. К январю 1623 года работа над галереей картин была практически завершена. Друг Рубенса, Николас Рококе, являлся одним из руководителей этой гильдии (Рубенс, кстати, позже тоже стал ее членом). Но на этом профиле можно прочитать какой-то вопрос, какое-то напряжение.

Он был написан вслед за близким по масштабу и теме «Водружением креста» (1610-11). Античное искусство помогало найти должную меру между жизненным и идеальным началом. После 1635 года приступы подагры становились у Рубенса тяжелее и продолжительнее: приступ этого года уложил его в постель на месяц. В каком-то смысле Рубенс этим изданием создавал себе работу на будущее. По каталогу М. Джаффе насчитывается 1403 аутентичных полотна1. 9-дневная поездка оказалась крайне неудачной.

Луки214. Или бегемот.

Помимо законченного триптиха с поклонением семейства Гонзага Св. В этот период состоялось очное знакомство с Пейреском. Основная тематика, конечно, – образ юной жены. Быстрота работы мастера поражала современников.

За это Зевс (отец Диоскуров) поразил Идаса перуном. «Никакой преувеличенной аффектации чувств, всё сдержанно и достойно». Лицо его искажено приступом боли, пальцы плотно сжаты, все мышцы тела напряжены. Она писала, что полотно «выглядит впечатляюще монументально», а персонажи отличаются скульптурностью форм, почти как у Веронезе.

Выехав из Мадрида 28 апреля, 11 мая Рубенс был в Париже и уже через два дня в Брюсселе. В коллекции оказалось 13 работ Питера Брейгеля Старшего— преимущественно пейзажей. Однако критики обрушились на картоны для шпалер с историей Константина, обвинив Рубенса в нарушении анатомии (у равноапостольного императора якобы ноги были изображены кривыми). Лекуре, «доходило до угодничества».

Впрочем инфанта Исабель в апреле 1632 года разрешила Рубенсу оставить французские дела. И конечно же, этим «ноу хау» Рубенс не замедлили воспользоваться наиболее продвинутые художники того времени.

За конный портрет короля Рубенс удостоился стихотворной похвалы от Лопе де Веги, назвавшего его «новым Тицианом»186. Пользуясь невнимательностью герцога к своей персоне, уже в 1601 году Рубенс отправился в путешествие по Италии из письма брату Филиппу в декабре того же года следует, что он объехал «почти все крупнейшие итальянские города»37. За оформление отвечали Якоб Йорданс, Корнелис де Вос, Эразм Квеллин III, Лукас Файдербе. Рубенс «терпеть не мог излишеств в вине и пище, а также в игре».

Рубенс помещал портретируемых на нейтральном фоне или перед драпировкой. Великий художник изобразил жизнерадостные и в чем-то даже стихийные народные праздники («Крестьянский танец», «Кермесса»). В старости Рубенс сильно страдал от подагры. Рубенс выявлял движение в морщинках и складках натянутой или расслабленной кожи121. Рубенсу нравилась жизнь сельского аристократа. Считается, что женщинами на картине являются Мария Магдалина и две сестры Девы Марии.

Ярким примером такой работы являлся портрет маркизы Вероники Спинола-Дориа64. Ниточка к этому заложена в приведенном комментарии: «Художник изобразил союз города Антверпена с рекой Шельдой, то есть союз торговли и морских дорог – залог и символ процветания Фландрии». Питер и Бальтазар сохранили дружбу на всю оставшуюся жизнь. А рядом с ним плещутся путти (путти – декоративные изображения маленьких детей, характерные для искусства барокко и ренессанса). Приступ апреля 1638 года поразил правую руку, лишив его возможности писать. Брак был заключён с большой поспешностью.

В этот венок вплетена пальмовая ветвь, что говорит о Мудрости – Победительнице. Резкие контрасты света и тени, теплые богатые краски, кажется, наделяют его картины кипучей энергией. Различные аспекты творчества Рубенса привлекали самых разных художников.

Он находил удовольствие в поездках на испанском коне, чтении, а также – изучении медалей и резных камней (агатов и сердоликов) прекрасным собранием которых располагал. Его работы интересны тем, что он прежде всего выражал свое отношение к человеку, которого изображал. 8 декабря 1635 года художник сообщал Пейреску, что тяжба так и не закончена.

Ещё на полпути он получил известия, что его мать скончалась 14 ноября. Его друг Якоб Зандрарт писал: «Не в силах более сопротивляться внутреннему порыву, который влёк его к живописи, он испросил у матери позволения целиком посвятить себя этому искусству». Для исполнения 24 картин был приглашён именно Рубенс.

К 1568 году эшевен Рубенс не скрывал симпатий к кальвинизму и принял участие в подготовке оранжистского восстания. С приобретением в 1635 году замка Стеен в Элевейте Рубенс получил титул сеньора. Драгоценности покойной Изабеллы Брант были оценены в 2700 флоринов. Художник сделал рисунки с различных ракурсов с аллегорической статуи «Ночь», стремясь научиться свободному выявлению выразительности и красоты человеческого тела. Это зависит и от нее. Его зрительная память не уступала памяти на тексты.

Войны истощали всех и вся. Картины Питера Пауля Рубенса не оставляют равнодушным ни одного зрителя. Она предназначалась для капеллы Гильдии аркебузиров, своеобразного стрелкового клуба того времени (аркебуза в качестве огнестрельного оружия имела тогда широкое хождение).

Его появление вызвало серьёзную озабоченность у папского нунция Джованбаттиста Памфили. Питер Пауль Рубенс (на местном диалекте «Петер Паувел Рюббенс»2) происходил из почтенного антверпенского семейства ремесленников и предпринимателей, упоминавшегося в документах с 1396 года. В 1629 году он побывал в Англии. Портрет демонстрирует несомненную близость Рубенса тех лет к старой голландской школе, заложенной ван Эйком.

Как свидетельствовали современники, одновременно Рубенс мог «непринужденно беседовать с теми, кто приходил его навестить». Фромантен считал, что Рубенса «восхваляют, но не смотрят»233. По словам Н. Грицай, «в недостойный его кисти жанр придворного портрета художник вдохнул новую жизнь, решительно освободив его от характерных для маньеристического искусства рубежа XVI и XVII веков жёсткости письма, застылости композиций, напряжённой замкнутости словно отгороженных от реального мира образов.

А над ним сияющая богиня славы. Огромное число фигур позволяло располагать их по принципу контраста, причём действия художника выстраивались по принципу театральной мизансцены: композиции Рубенса динамичны и всегда образуют единое целое110. За работы, полностью исполненные самостоятельно, он удваивал цену98. Перед нами, вероятно, самый знаменитый из поздних пейзажей Рубенса.

Как оказалось позднее инициатором этой истории был казначей аббат де Сент-Амбруаз, который хотел заполучить некоторые вещи Рубенса для своей коллекции. Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь без этого ни один художник не может быть великим Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными».

Известно, что художник зарисовывал сцены с арки Константина, колонны Траяна, стремясь к точной передаче осанки, выразительности жеста и поведения римлян. Этот дом современники единогласно провозгласили самым красивым зданием в городе. Полотно датируется именно по возрасту детей, определяемому визуально (даты их рождения хорошо известны). Судя по описаниям, прибор более напоминал термометр и был описан в книге по исследованию атмосферы149.

Винсент Ван Гог выражал в отношении Рубенса особое мнение. Поскольку в Антверпен вернулась чума, в октябре 1625 года Рубенс вывез семью в Лаэкен. Расстались они, впрочем, вполне мирно: ван Дейк подарил бывшему патрону портрет Изабеллы Брант, «Ecce Homo» и «Гефсиманию», а Рубенс отдарился лучшим испанским жеребцом из своих конюшен100. Справа (прямо над сиденьем стула) намечена еще одна пара рук. За 10 лет брака родилось пятеро детей: дочь Клара-Иоганна, сын Франциск, Изабелла-Елена, Питер Пауль и посмертная дочь Констанция Альбертина (она родилась через 8 месяцев после смерти отца)219.

Несмотря на оскорбительность этого приказа (король не доверял аналитическим способностям художника), Рубенс решился лично отвезти архив в испанскую столицу. Он называл Рубенса «самым мифологическим» из живописцев своего века, поскольку миф у него реализуется как естественная форма первичного жизнеощущения. Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет. Описание жизни Рубенса в Испании оставил тесть Веласкеса— Пачеко187.

Эрцгерцогиня не хотела содержать королеву-мать в Брюсселе и прикомандировала к ней Рубенса, который встретил её в Монсе 29 июля. Д. Веджвуд на примере картины «Три грации» также демонстрировал, как Рубенс трансформировал стандартную форму и позу античных скульптур в своих собственных целях120. Предложение было рассмотрено на Тайном совете 16 августа и отвергнуто203. Напротив, создавая копии привлёкших его произведений, Рубенс преследовал две задачи. Женитьба на Елене Фоурмен резко изменила образ жизни Рубенса.

После возвращения он ужинал с избранными друзьями. Однако к тому времени мастерская Рубенса почти развалилась, а «аспиранты» разбежались201. Несмотря на чувственность его творчества, «следует принять как данность искреннее целомудрие художника»35. Здесь же воспроизводились гравюры – живописные оригиналы Рубенса и его окружения.

Если наоборот – те же вопросы.

Из документов и переписки удаётся, как правило извлекать только финансовую информацию. После возвращения Рубенса они продолжили сотрудничество, причём, по мнению Анны Воолетт, «это было соавторство редкостного сорта— не просто между художниками равными по статусу, но и между живописцами, чьи стилевые искания были направлены в разные области— многофигурные и аллегорическо-исторические сцены у Рубенса и атмосферные эффекты в пейзажах и натюрмортах у Брейгеля»101. Больше половины портретируемых не могли быть в Италии в это время, вот таким образом истинный смысл композиции ускользает от современных исследователей. Марк Морфорд сопоставлял «Четырёх философов» с падуанским «Автопортретом с друзьями» 1606 года, посвящённым кончине Липсия в том же году. Так он работал «до пяти часов вечера, затем садился на коня и отправлялся на прогулку за город или на городские укрепления или как-либо иначе старался дать отдых своему уму».

Рубенс накладывал краску жидкими прозрачными слоями, сквозь которые просвечивал подмалёвок или тон грунта92. В изображении Рубенса «Вознесение Девы Марии» хор ангелов поднимает её в спиралевидном движении к вспышке божественного света. Представитель Бэкингема— Балтазар Жербье— сам вышел на Рубенса, поскольку герцог стремился приобрести богатейшую коллекцию художника.

Почему не лев. Рубенс получил также изукрашенную драгоценностями шпагу, бриллиантовую ленту для шляпы и бриллиантовое кольцо с пальца монарха. Многие жители покидали разоренную войной страну. В возрасте 11 лет, Питер вместе со старшим братом стал посещать латинскую школу. 29 июня 1577 года родился их шестой ребёнок— Питер Пауль.

Был и другой мотив: в одном из писем Рубенс откровенно сообщал, что в преддверии большой войны беспокоится лишь о «сохранности своих колец и своей персоны»173. Слева два путта играют с Пегасом, крылатой лошадью Персея. Однако это не сказалось на развитии Рубенса как художника: он всё более работал «для себя», что привнесло в его живопись непосредственные, глубоко личные переживания220. А уж почему нам не известно ни одно изображение Изабеллы в стиле «ню» – тайна сия велика есть.

Он писал грубоватые библейские сцены, стремительную, захватывающую охоту на животных, звонкие ратные побоища, примеры высочайшего проявления религиозного духа и все это делал с равным пристрастием к перенесению на холст высочайшей жизненной драмы. Мантуанский герцог Винченцо Гонзага сделал его своим придворным живописцем.

Рубенс, как и все его современники, считал недосягаемым образцом античную древность. Н. А. Дмитриева даже утверждала, что луврский портрет Елены Фоурмен «поражает лёгкостью и свежестью кисти: кажется, он мог бы быть написан Ренуаром»213. Женат он был на дочери Деодато дель Монте— первого студента своего отца.

Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе «Святой Георгий, поражающий дракона». Наиболее поразительна во всей работе фигура мертвого Христа. В городе он остановился в престижной гостинице и скоро свёл знакомство с дворянином из свиты Винченцо I Гонзага, поскольку герцог Мантуи прибыл на карнавал из Спа, где проходил лечение. Никаких следов его ранней графики не сохранилось17. В сентябре 1626 года, 15 лет спустя, он закончил произведение. Рубенс обладал талантом заводить светские знакомства. 4 июля Мадрид дал на это согласие, после письма от инфанты, что Рубенс не допускал утечки сведений и не искажал информации.

Рубенс стал больше писать «для себя», создавая с жены десятки зарисовок и портретов, причём высокого эротического стиля («Подножка» и «Шубка»)212. По мнению М. Лебедянского, трактовка Рубенсом своего образа напоминает рафаэлевский «Портрет Бальдассаре Кастильоне». К тому времени он свободно владел латинским и итальянским языками, был знаком лично и по переписке со всеми известными учёными-антиковедами31.

Обучение в его мастерской продлилось четыре года по мнению Мари-Анн Лекуре, самым важным уроком для Питера стала любовь и внимание к «Фландрии, чьи пышные красоты позже предстанут перед нами на картинах Рубенса»21. Рубенсу же принадлежала идея трёхчастного членения фасада, уровни которого объединены волютами так же, как и в римской церкви Иль Джезу.

Пьедестал Меркурия украшен гражданским венком из зелени дуба ибо охранять граждан – такова цель послов (их можно узнать по ветвям Оливы Счастливой, которые они держат перед собой), успешно ведущих государственные дела. В завещании, составленном перед смертью, он писал, что «его труды пригодятся тому из наследников, кто пойдёт по его стопам». Супруга последовала за ним, сохранились два её письма, которые, по мнению В. Н. Лазарева, «являются замечательными документами возвышенной женской любви и самоотверженной преданности»8. Символический смысл картины раскрывался в трёх книгах, лежащих перед изображёнными.

Впрочем, Н. А. Дмитриева утверждала, что в основе «Воздвижения креста»— напряжённая схватка людей с тяжёлым крестом, который они с великим усилием поднимают вместе с телом распятого. Однако в следующий раз его пригласили в Париж лишь 4 февраля 1625 года157. Возможно, художник это передал именно таким выражением лица девушки. Официальным поводом для поездки стал королевский заказ на писание парадного портрета. Все фигуры переплетены и образуют композиционный круг. Письма домой и брату Филиппу написаны на живом и богатом итальянском языке и подписаны «Pietro Pauolo»— в форме, которой он придерживался до конца жизни.

Откровенно негативно к наследию художника относился Пабло Пикассо, который в одном из интервью сообщил, что это «талант, но талант бесполезный ибо употреблён во зло»230. Остаток дня художник проводил в кругу семьи и друзей, «пришедших отужинать с ним вместе». Получив первоначальные навыки и отточив их, в 1595 году Рубенс перешёл в мастерскую самого знаменитого антверпенского живописца того времени— Отто ван Веена (Вениуса), получившего образование в Италии и привнёсшего во Фландрию дух маньеризма14. В переписке восхищение Питером, по выражению М. -А. Они были размещены в его домашней ротонде «с порядком и симметрией» 153.

Рубенс заботился о своих авторских правах. Два главных шедевра Рубенса в этой области — «Похищение дочерей Левкиппа» и «Три грации». Картина является частью коллекции М. Паскье в Руане, которая была выставлена на аукцион в 1755 году в Париже. Ночью торжества продолжались при свете 300 бочек со смолой. В должности посла он посетил многих сильных мира сего и добился решения важных политических вопросов.

Инфанта Исабель даже удостоилась порицания в личном письме от Филиппа IV175. Картины Питера Пауля Рубенса представляют собой удивительно цельное сочетание художественного брейгелевского стиля и лучших свершений венецианской школы. По словам одного из биографов, Рубенс «необычайно любил свой труд и потому жил всегда так, чтобы работать легко, не нанося ущерба своему здоровью». Губерта, Диану на охоте и подобное. По браку Елена приходилась родственницей Изабеллы Брандт: её сестра Клара Брандт была замужем за Даниэлем Фоурменом-младшим (1592—1648), братом Елены. Впрочем, он продолжал исполнять поручения мантуанского двора: приискал резиденцию в Риме для герцогского сына, назначенного кардиналом и приобрёл для коллекции «Успение Богородицы» Караваджо55.

Денег для передачи маршалу Субизу Рубенс также не получил. Живопись «Воздвижения креста» знаменовала и сильное итальянское влияние и начало освобождения от него. Король вернулся в Вальядолид в первых числах июля.

Только в последнюю очередь на холсте или на дереве исполнялся весь портрет. Были и более изысканные сюжеты: в картине «Сад любви» Рубенс представил картину светских забав, позднее развитых Ватто в целый жанр221.

В переписке сохранились замечательные образцы стиля общения художников, когда Брейгель мог назвать коллегу в письме к миланскому кардиналу Федерико Борромео «мой секретарь Рубенс». Рубенс специализировался на религиозной живописи (в том числе алтарных образах), писал картины на мифологические и аллегорические сюжеты, портреты (от этого жанра он отказался в последние годы жизни), пейзажи и исторические полотна, делал также эскизы для шпалер и книжных иллюстраций. Для нас не суть важно, кто и что получил – установился мир, началась нормальная жизнь. Прямым «наследником» пасторальной линии в его искусстве стал Антуан Ватто, родившийся спустя 44 года после кончины Рубенса. Фигуры объединяют близкие цветовые тона, особенно золотистые.

Вернувшись на родину, Рубенс в 1630 году женился на Елене Фоурмен, племяннице своей первой супруги Изабеллы Брант. По мнению Ч. Веджвуда, «Рубенс был лучше подготовлен, чем большинство молодых художников, пересекавших Альпы до него». Он ещё продолжал учиться и как профессионал созрел поздно. 13-летнего Питера Мария Рубенс устроила пажом к графине де Лален (урождённой принцессе де Линь) в Ауденарде, где он за счёт патронов продолжил образование, приобрёл навыки каллиграфии и красноречия, а также обрёл вкус к изяществу одежды, в частности, научившись эффектно запахивать плащ141516.

Первая распродажа имущества Рубенса принесла 52 тысячи флоринов, вторая— более 8 тысяч. Она находится в Берлинской картинной галерее, Германия. Именно Филипп ввёл брата в высшее общество Испанских Нидерландов. Письма художник чаще всего диктовал, не отрываясь от кисти. Рубенс любил свой труд и старался жить так, чтобы работа была в радость.

Дочь Клара-Серена родилась в 1611 году и умерла 12-летней от болезни. Это обошлось ещё в 7000 флоринов. Стоящая рядом женщина – аллегория Франции, дает ему совет следовать влечению сердца. В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти. Известно, что знаменитую картину «Поклонение волхвов» (Антверпен, музей) высотой в пять метров он написал в 1624 году за одиннадцать дней.

Первый успех у эрцгерцога привлёк внимание герцога Гонзага к своему придворному художнику. «Если бы Рубенсу удалось решить все эти задачи, он уничтожил бы в зародыше Тридцатилетнюю войну»190. Вторая серия осталась неосуществленной.

После 4-летнего обучения у ван Веена, Рубенс был принят свободным мастером в антверпенскую гильдию Святого Луки (1598), а в 1600 г. отправился заканчивать своё художественное образование в Италию. Луки. Любимов). На нем тоже венок победителя.

Знаменитый английский художник XVIII в. сэр Джошуа Рейнолдс (1723-1792) писал: «Это одна из самых прекрасных его фигур. Но Идас камнем сразил Полидевка. И все же в 1611–1618 годах в Антверпене было построено одно здание, напоминавшее строения Генуи, – дом Рубенса (в 1947 году в нем был открыт Музей Рубенса). Старший брат Питера, действительно, получив юридическое образование, степень доктора обоих прав, стал секретарем Антверпена. Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии. И опять же – зачем тигр. По этой причине достаточно сложно определить, откуда заимствованы образы.

Как отмечал В. Лазарев, второй брак наполнил жизнь Рубенса абсолютно новым содержанием. Род Колонна (покровители Караваджо) не заинтересовался фламандцем, но Шипионе Боргезе рекомендовал его ордену ораторианцев для оформления храма Кьеза Нуова. И все же привычная активность не покидала Рубенса до последнего дня жизни. Каждый персонаж на триптихе имеет свой неповторимый характер, который раскрыт через взаимодействие с остальными участниками композиции. Инициатива натолкнулась на противодействие короля Филиппа, который пошёл на затягивание всяких решений Спинола был отправлен наместником в Милан, где скончался в 1630 году179. В итальянский период Рубенс ещё не достиг творческой зрелости, почти все критики единодушно заявляли, что его итальянское творчество не вполне самостоятельно и отмечено сильным влиянием шаблонов Болонской академии6162.

В этом городе его отец отбывал ссылку за связь с супругой принца Оранского Анной Саксонской. Детство будущего художника проходило в Зигене, затем в Кёльне и только после смерти отца семья вернулась на родину – в Антверпен (Фламандский регион Бельгии). Получил юридическое образование, но живописью стал заниматься очень рано. Питер Пауль Рубенс родился в 1577 г. в Зигене (Германия) в семье адвоката Яна Рубенса. Карлу Борромео). Доброклонский и Н. Н.

Триптих «Снятие с креста» для городского собора Антверпена был заказан Рубенсу в 1611 году антверпенской гильдией стрелков. В качестве примера он приводил картину «Три грации», отмечая, что пышность этих фигур— не что иное, как гимн благодарности за изобилие земных благ, воплощающий «то же бесхитростное религиозное чувство, которое воплощают снопы пшеницы и груды тыкв, украшающие деревенскую церковь во время праздника урожая». Автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки. Работая с античными памятниками, Рубенс ставил перед собой различные задачи. Я хотел иметь жену, которая бы не краснела, видя, что я берусь за кисти и, сказать по правде, мне показалось жестоким потерять драгоценное сокровище свободы в обмен на поцелуи старухи». Высокие доходы Рубенса позволили ему приобрести поместье с замком Стен, давшим название этому периоду – «стеновский».

На свою свадьбу Рубенс написал двойной портрет «В жимолостной беседке» («Автопортрет с Изабеллой Брант»). Отпевание состоялось 2 июня. Антонис Ван Дейк и Франц Снайдерс продолжили его славу. Да, чувственность и пылкость Рубенса в полной мере проявились в восторженном любовании его второй женой, пусть не обладавшей изысканностью и тонкостью Изабеллы, но такой прелестной и соблазнительной. В 1626 году умерла жена художника и он очень тяжело переживал эту потерю. Или буйвол.

Стараясь забыть о постигшем его горе, Рубенс совершил несколько поездок по странам Европы, посетив в 1628 году с дипломатическим поручением Испанию, где, по всей видимости, встречался с Веласкесом и оказал некоторое влияние на его творчество. Теперь обе работы, прославившие Рубенса, находятся в Кафедральном соборе Антверпена. Сюжет для него позаимствован из греческой мифологии.

20 августа 1631 года король Филипп IV удовлетворил просьбу о титуле. Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника. Делегацию возглавил герцог Арсхот, который в штыки воспринимал любые попытки художника вмешаться в ход переговоров. Попробуем подойти с другой стороны. До конца XIX века только восемь иностранных художников удостаивались рыцарского звания200. Сверх того: 9 статуй из металла, 2 статуи из слоновой кости, 2 мраморные статуи и 12 ящиков с геммами170.

На боковых створках показаны встреча Марии с Елизаветой и Обрезание Господне, которые решены в праздничных тонах. Несмотря на постоянную занятость, художник жил очень размеренно. Елена была десятым ребёнком в семье и Рубенс впервые запечатлел её в 11-летнем возрасте для полотна «Воспитание Богородицы». Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами). Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот или моста или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания.

Архитектура этой страны стала развиваться по другому, более интересному пути. Рубенс интенсивно занимался изучением флорентийского искусства, в частности, скопировал картон фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари»3435. По словам Ч. Веджвуда, «Рубенс был хорош, но он не был вундеркиндом», подобным ван Дейку. Текущая из амфоры вода, похоже изображает реку, впадающую в море (несомненно, это река Шельда). Если девушка изображает Фландрию (намек на ее богатства и важность для испанской короны – жемчуг в косах и в ушах), а мужчина – испанских Габсбургов, то картина – аллегория соглашения 1617 года, по которому Антверпен (Фландрия) получил мирную жизнь, следовательно и возможность процветания. Первые упоминания об этом произведении относятся только к началу XVIII века.

Его осведомителем в делах Соединённых Провинций выступал двоюродный брат жены— Ян Брант. Однако художник любил писать Елену и просто как любимую жену и мать своих детей. Первое время художник квартировал в доме матери на улице Куван.

Рубенса отвлекала от тяжелой утраты только активная дипломатическая деятельность, предписывающая ему посещать Испанию, Англию и Голландию. Впоследствии, вернувшись на родину, он передал эти работы своему приятелю Н. Рейкельмансу, который награвировал их и в 1622 году выпустил двухтомник «Дворцы Генуи». Мощный старец стоит к зрителю спиной. Картина была подписана обоими художниками104. Испания в то время оставалась сильной морской державой (мужчина держит в руках трезубец, символ владыки морей), но уже начала терять свое могущество. Большое значение он придавал архитектурному обрамлению своих произведений.

Своеобразие женских изображений Рубенса таково, что К. Кларк подчёркивал в своей монографии о наготе в искусстве (1956), что даже в среде художественных критиков считается признаком хорошего вкуса критиковать Рубенса как «художника, писавшего жирных голых баб» и, более того, употреблять определение «вульгарный»113. В каждой из этих стран, его авторитет был весьма высок. И слава Богу. По объяснению самого Рубенса, дети – символ процветания. Старший сын Ян Баптист навсегда уехал в Италию (там он и скончался), вскоре от болезней умерли ещё трое детей. Антверпенский период.

Эти работы, а также многочисленные изображения вакханалий, в том числе «Вакханалию» (1615–1620, ГМИИ, Москва), можно считать переходными от первого ко второму этапу. При помощи Питера ван Веена— брата его учителя — и Дадли Карлтона, посла Англии в Гааге, Рубенс 24 февраля 1620 года получил «привилегию» на 7 лет.

Цветовая гамма палитры Рубенса была воссоздана в 1847 году гентским художником Ж. Ренье. Это не мольба, это именно вопрос. В этой картине Рубенс использовал миф о братьях Диоскурах (сыновья Зевса и Леды). В разгар приготовлений Рубенса отозвали в Мантую, но вмешался Шипионе Боргезе и художнику разрешили остаться до следующей весны. Иосиф Аримафейский, стоя на лестнице, поддерживает тело под руку. Композиция его чрезвычайно сдержанная, Рубенс, сидящий на скамье под кустом жимолости, слегка наклонился к сидящей подле него Изабелле Брант, покойно положившей свою руку на руку супруга. Однако в период господства авангарда критики открыто нападали на наследие Рубенса и даже Эрвин Панофский по поводу его пейзажей дословно высказался: «Это всего лишь живопись».

Таким был великий фламандский художник XVII века Петер Пауль Рубенс. Ему предстояло написать «Мадонну» для главного алтаря. Вокруг её могилы собраны 12 апостолов – некоторые с поднятыми в благоговении руками другие пытаются дотронуться до её сброшенного савана.

Однако этот проект так и остался неосуществлённым182. Сделка была совершена и художник сделался обладателем 21 крупной, 8 «детских» и 4 поясных скульптур, 57 бюстов, 17 пьедесталов, 5 урн, 5 барельефов и набора прочих предметов.

Женщины Рубенса являются частью природы и представляют более оптимистический взгляд на природу, нежели античный. Возможно, это труды Сенеки. Он отказался от национальной фламандской традиции (значимость которой признавал ещё Микеланджело), но так и не смог органично воспринять итальянскую школу26.

Свою первую совместную работу они исполнили ещё до отъезда Рубенса в Италию в 1598 году, это была «Битва с амазонками»97.

Место, где плещутся дети и тритон, – очевидно, море. В то же время выполненные Рубенсом копии, скорее, следует рассматривать как вариации на тему оригинала, поскольку он неизменно— хотя и в разной степени— прибегал к переделке оригинала. 24 мая Рубенс прибыл в Париж, с собой он привёз ещё 9 картин и коллекцию медалей герцога Арсхота на реализацию.

В «Четырёх философах» Питер Пауль Рубенс изобразил себя отдельно, вероятно, обозначая необходимость продолжать жизнь уже без брата и его стоицизма135. Франс Снейдерс в течение 30 лет писал для полотен Рубенса животных, цветы и плоды в завещании великого фламандца Снейдерс был назначен распорядителем его имущества99. Однако величина фигур угнетает динамику композиции. Художник скончался в 1640 году. (Рубенс жил в Антверпене. )Рассмотрим эту версию.

Он побывал в Венеции, Мантуе, Флоренции, Риме, Генуе. На лондонском аукционе Christies картина Рубенса «Избиение младенцев» в 2002 году была продана за 75 миллионов евро, а «Лот с его дочерьми»— за 52 миллиона евро в 2016 году, что делает его одним из самых дорогих старых мастеров. 11 января 1630 года в Лондон прибыл испанский посланник— дон Карлос Колома. Будучи протестантом, его отец с семьей бежал в Германию, спасаясь от террора. По-видимому, он считал достоинством картины обилие изображённых персонажей. Рубенс был чрезвычайно плодовитым художником.

Главный идейный противник Делакруа— мэтр французского академизма Жан-Огюст Энгр — в композицию своей программной картины «Апофеоз Гомера» отказался включить Рубенса, обозвав его «мясником»231. Переходы света и теней едва заметны, причём тени легки и холодны по тону.

К. Кларк писал, что вопрос о портрете ещё более осложняется при работе в жанре ню. По мнению М. Лекуре, Рубенса отправили в Лондон с разведывательной миссией и одновременно ему предстояло сгладить все трения в отношениях, чтобы затем было подписано абсолютно готовое соглашение. Он правил даже работы Микеланджело и Рафаэля, не говоря о своих современниках50. Его творчество стало связующим звеном двух художественных культур — возрождения и барокко.

Рубенсовские обнажённые тела были результатом огромной аналитической работы. О подаренном ему небольшом полотне Рубенса он писал, что установил его в своей мастерской словно «в святилище для поклонения». Выглядит он довольно непривлекательно, можно сказать, мерзко. А Питер с 14 лет начал обучаться живописи имея к этому непреодолимое желание.

Изображённый на картине бюст Сенеки принадлежал художнику и был использован в нескольких картинах и гравюрах133. Колористическую задачу Рубенс выполнил на контрасте светлой гаммы одежд и тёмного фона (особенно в «Домицилле»), который скупым стилем может напомнить Караваджо, но без его световых эффектов. Творческое содружество плавно перешло в личное: Рубенс писал Яна Брейгеля со всей семьёй и исполнил картину «Апостол Пётр с ключами» для надгробия Питера Брейгеля-старшего в брюссельском соборе Нотр-Дам-де-ла-Шапель.

На заднем плане в окне виден пейзаж. Благодаря рисунку Рубенса сейчас можно представить себе исчезнувшую композицию Леонардо «Битва при Ангиари». Отличительная черта его творчества – несколько тяжеловесные «рубенсовские» женские формы. Все персонажи этой картины также наделены красотой, здоровьем молодости, ловкостью, силой и жаждой жизни. В 1610-е гг.

10 апреля 1609 года Рубенс писал Иоганну Фаберу в Рим: «Я до сих пор не знаю, какое принять решение— остаться ли на родине или навсегда возвратиться в Рим, куда меня приглашают на самых благоприятных условиях»67. Далее он перешёл к Адаму ван Ноорту18. Дипломатическая миссия Рубенса завершилась полным провалом202. Что-то странное в этой картине.

Если мужская – то почему такая мощная фигура. По поручению испанского короля были куплены четыре картины за 42 тысячи флоринов. Вторым учителем Рубенса был Адам ван Ноорт. Гуго Гроций даже сообщал Дюпюи, что Рубенс был выслан штатгальтером204.

Если это союз города с рекой – то где город, а где река. К 19 мая 1622 года была готова концепция предстоящей работы, что вызвало сильное недовольство в художественном мире Парижа, был даже запущен слух о смерти Рубенса, который он опровергал лично156. Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко. Рубенс без колебаний использовал в религиозных сюжетах обнажённую натуру.

Расцвет творчества Рубенса пришёлся на пик развития барокко138. Это руки третьего ребенка Елены, Изабеллы Елены, родившейся в мае 1635 года. В целом судьба Альберта Рубенса более напоминала судьбу его покойного дяди Филиппа— он не увлекался живописью (как и все остальные потомки Рубенса), совершил путешествие в Италию в 1634 году. Остается неизвестным, почему Рубенс не закончил эту картину, которая, возможно, была обрезана уже после его смерти для того, чтобы выглядела более «завершенной».

Чуть болезненный румянец и едва заметная улыбка на губах придают портрету личный интимный характер. «Снятие с креста» – центральная панель триптиха Рубенса. Откровенность собственного чувства и завораживающее мастерство живописца являет образ обнаженной Елены с накинутой на плечи меховой накидкой в картине «Шубка». Пейзажи позднего Рубенса – опоэтизированная чувственно-материальная красота природы Фландрии («Радуга», «Возвращение с поля»).

Иными словами, он готовил для себя запас сюжетов, моделей и технических решений. С Веласкесом они смогли найти общий язык и занимались верховой ездой.

Рубенс много сил потратил на передачу выражения своего лица и супруги. Может она и в самом деле была чрезвычайно скромна. По мнению М. Лекуре, постройка особняка означала окончательный отказ от итальянских планов, а размеры дома намекали и на карьерные амбиции его хозяина: Рубенсу было 35 лет и он «знал, что и как будет писать, а также знал, как будет жить»83. Мужские фигуры Рубенса всегда подтянуты, широкоплечи, с развитой мускулатурой рук и ног. В этот же период Рубенс создает новый жанр европейского парадного барочного портрета, который явно указывает на социальную значимость персонажа (портреты Марии Медичи и камеристки инфанты Изабеллы). Успехи в искусстве омрачает смерть любимой жены от чумы в 1622 году. Оно осталось незаконченным и первоначально превышало по ширине нынешний вариант.