Картины Рериха
Философская направленность его картин ещё и тем объяснялась, что женой его была крупнейший философ 20-го века Елена Ивановна Рерих. На картине Н. К. Рериха «На вершинах» изображено хорошо известное явление «Тум-мо» – возжжение основных энергетических центров сознания. Мне посчастливилось побывать на выставке Н. Рериха, я была потрясена его работами и что интересно со мной была моя дочь младшая, ей было тогда 7 лет, после посещения этой выставки она прекрасно стала рисовать, настолько картины Рериха повлияли на нее.
Николай Рерих картины пишет играя контрастами. За свою жизнь Николай Константинович Рерих написал свыше семи тысяч прекрасных и неповторимых картин. В картине «Песнь потока» («Песнь водопада»), 1920 г., Николай Константинович Рерих обращается к традиционным символам Востока – лотос символизирует Божественную истину и чистоту, река – человеческую жизнь. А за свою творческую жизнь Николай Рерих написал более 7000 картин.
Наркому просвещения А. В. Луначарскому Рерих передал картины серии «Майтрейя», которые не принял ни один советский музей, так как художественная комиссия посчитала их некоммунистическими и декадентскими и они долгое время висели на даче у М. Горького103. Картины Рериха хранятся во многих музеях самых разных стран. Очень нравиться творчество Рериха, у меня есть альбом с репродукциями его картин.
Здесь представлены картины Рериха Николая Константиновича, художественное наследие которого невероятно огромно. Именно Их имел ввидуН. К. Рерих, когда писал картину «Сокровище гор». На картине Н. К. Рериха, мудрый конь, окруженный сиянием, осторожной горной поступью несет Камень вниз, к людям. Рерих противопоставляет в своих картинах контрастные тона, усиливающие эффект красок, так же как композиторы сопоставляют в своих оркестровых пьесах тембры различных инструментов и добиваются таким путём особо яркого выявления звучаний каждого инструмента.
Николай Константинович Рерих писал свои картины, объединяя их в серии или «сюиты». В Финляндии Рерих работает над повестью «Пламя», пьесой «Милосердие», сочиняет основную часть будущего поэтического сборника «Цветы Мории», пишет статьи и очерки, создает серию картин, посвященную Карелии.
Николай Константинович Рерих, картины, биография, живопись
Николай Рерих сформулировал принципиальное отличие Культуры от цивилизации. Уже в 1977 году в музее был открыт специализированный рериховский зал в своей постоянной экспозиции198. Результатом путешествия стала большая архитектурная серия картин художника (около 90 этюдов), коллекция фотографий старины, вошедшая частью в «Историю русского искусства» Грабаря и статьи, в которых Рерих одним из первых поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры35. В 1937 году Рерих сначала через Парижский центр Рериха, а после и лично, обращается к советскому руководству о возможности присоединения СССР к Пакту Рериха— «полный мыслью о служении Родине»155, обсуждает через посла СССР во Франции Сурица пути возвращения на Родину. Я также не знал, что они спрашивали своих руководителей позволить мне вступить в кружок.
Родился 27 сентября (9 октября) 1874 года в Петербурге в семье нотариуса. Этапным для сценографии модерна явился театральный дизайн, феерически-красочный и в то же время «режиссерски» соучаствующий в ритмике спектакля («Пер Гюнт» Г. Ибсена в московском Художественном театре, 1912 «Весна священная» И. Ф. Стравинского, – где Рерих выступил и соавтором либретто, – для антрепризы С. П. Дягилева в Париже, 1913 «Князь Игорь» А. П. Бородина для той же антрепризы в Лондоне, 1914). Далее его путь лежал на Запад. Самобытность и оригинальность искусства художника была отмечена художественной критикой.
Работает музей Николая Рериха в Париже (в Пале Рояль, где выставлены не менее 19 картин). Кроме собираемой Рерихом коллекции картин «малых голландцев»47, появляется коллекция японского искусства. Исполненная не без влияния художественной манеры Куинджи, эта работа по своему замыслу превосходит задачи мастерской изобразительности. Осенью 2002 года они были возобновлены и снова в Париже почти через 100 лет увидели декорации, выполненные по эскизам Н. К.
Особым почитанием творчество Рериха пользуется в Индии. В академии Рерих писал в основном картины с исторической тематикой. Материал оказался столь обширным, что в последствии послужил основой при создании института гималайских исследований «Урусвати», с которым сотрудничали ученые из разных стран мира. Рериховское движение почитателей «Живой Этики», сформировавшееся в СССР во время перестройки, оказало заметное влияние на развитие нью-эйджа в России185. Здесь действуют постоянные экспозиции, посвященные жизни и творчеству семьи Рерихов. Николай Константинович имел юридическое образование. Славяне, посвященной образованию в IX веке древнерусского государства.
Рерихи преодолевают свыше трех тысяч километров, посещая Бомбей, Джайпур, Агру, Сарнатх, Бенарес, Калькутту и Дарджилинг (Сикким). С 1932 по 1947 год в разных городах Индии было проведено 18 крупных выставок картин Рериха (Бенарес (1932), Аллахабад (1933), Люкноу (1936), Тривандрам (1938), Хайдарабад (1939), Тривандрам (1939), Ахмадабад (1939), Майсур (1939), Лахор (1940), Бомбей (1940), Тривандрам (1941), Индор (1941), Барода (1941), Ахмадабад (1941), Мадрас (1941), Майсур (1942), Хайдарабад (1943—1944), Дели (1947). Путь к духовному обновлению жизни многие мыслители видели в возвращении к природе. Роль женщины – защитницы культуры, хранительницы духовных сокровищ – воплощена Рерихом также в картине Мадонна Орифламма (1932). Куинджи. После революции 1917 года Финляндия, к которой отошел Сердоболь, обрела независимость.
Особенно остро Рерих чувствовал «прямую противоположность» природы и современного города: «Город, выросший из природы, угрожает теперь природе, город, созданный человеком, властвует над человеком», – писал он. С 1932 года в индийском Аллахабаде работает Рериховский центр искусства и культуры. В Японии Рерихов принимают на высшем правительственном уровне.
Николай Рерих: картины и краткая биография великого русского художника
Он жил в двадцать одной стране мира и всегда оставлял о себе добрую память. Так, благодаря множеству слышанных им во время экспедиции легенд и преданий, виденных им величественных изображений, Майтрейя – грядущий мессия – предстает на его картинах в различных образах: индийского Калки-Аватара (Калки Аватар, 1932-33), монгольского Ригден-Джапо (Приказ Ригден Джапо 1927), алтайского Белого Бурхана (Знамя грядущего, 1925-1926).
В 1893 году в залах Зимнего дворца была устроена специальная выставка. Длилась она 5 лет. Итогом творческой жизни Рериха стало богатейшее наследие183. А затем настаёт черёд театральных работ к опере Римского-Корсакова.
Николай Константинович Рерих, картины и биография
Восстал род на род стала первой в серии Начало Руси. далее) превратилась, как это воспринималось из США, в сплошной скандал американская пресса обвиняла Рериха в «унижении правительства США». Вспомним миф «О Происхождении Гор». Г. Г. Ш извещал, что Суриц предложил пожертвовать для музеев четыре картины. С 1929 года музей и все рериховские учреждения размещались в специально построенном здании на месте прежнего музея— 29-этажном небоскрёбе Мастер Билдинг. В России Лев Толстой звал к «опрощению» в Индии Махатма Ганди сделал домашнюю прялку символом спасения во Франции художник Поль Гоген в поисках «первобытного рая» бежал из Европы на остров Таити в Англии философ Джон Рёскин идейный вдохновитель художников-прерафаэлитов, требовал, чтобы при сооружении железных дорог сообразовывались с окружающим пейзажем американские кантианцы-трансценденталисты (Р. У.
Беспредельное делает и мысли возвышенными. В 1930 году Рерих выступил с Пактом о защите мировых ценностей в годы войн. С 1906 года художник постоянно участвует в зарубежных выставках. У Рериха была своя идея-фикс: пережив сначала Первую мировую войну, а потом русскую революции и возмущаясь тем, как разумные существа могут вести себя как «потерявшие человеческий облик безумцы», Рерих пришел к своей формуле спасения человечества (впрочем, уже до него высказанной его соотечественником) – «красота спасет мир», а инструментом этой красоты должно стать искусство. В 1940 году в галерее им. Продолжается сотрудничество с культурными центрами Америки и Европы.
Рерих обладал обостренным чувством света, его вещи очень декоративны. Обширный научный материал, собранный Рерихами во время экспедиции, требовал систематизации и обработки и по окончании экспедиции 12 июля 1928 года в Нью-Йорке был основан Институт Гималайских исследований107, а затем в Западных Гималаях, в долине Куллу (англ. )русск. Писали в Комитет по делам искусства. Этот период является одним из самых плодотворных в творчестве Рериха. Золото, алмазы, рубины.
О картинах Николая Константиновича Рериха
Николай Рерих исполнил также целый ряд монументально-декоративных работ, однако наиболее значительные произведения в этой области (росписи Святодуховской церкви в Талашкине под Смоленском, 1911–1914 панно «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани» для Казанского вокзала в Москве, 1915–1916) не сохранились вообще, либо дошли до настоящего времени в виде фрагментов. Рерих с семьей оказался не по своей воле за пределами Родины. Он считал, что развитие подобного синтетического видения в человеке эволюционно неизбежно.
Первый музей Рериха был основан 17 ноября 1923 года и официально открыт для публики 24 марта 1924 года188 в Нью-Йорке (Риверсайд-драйв, 310) с помощью тесного круга соратников Рериха при финансовой поддержке бизнесмена Луиса Хорша183. Голодая, сам он предлагал свою работу. Духа в Талашкине (композиции «Царица Небесная», «Спас Нерукотворный с предстоящими ангелами»). В 1897 выполнил эскизный рисунок раскопа знаменитого20 майкопского кургана «Ошад»2122.
Репродукции картин Николая Рериха
Работа центра не прекращается даже в годы Второй мировой войны. Одним из наиболее активных было Рериховское общество Латвии. С конца 1935 года Рерих постоянно живёт в Индии (Северные Гималаи, долина Куллу, Наггар). Рерих был вынужден составить завещание.
Но заручившись положительным ответом, меня попросили войти и сесть за столик. С 1936 года начались письма, запросы. Там же зародилась и Ариаварта. Вся эта экспедиция была одним непрерывным открытием. Там находится вход в священную страну Шамбалу.
Николай Рерих: картины, краткая биография
В 1911 году при деятельном участии Рериха была создана Комиссия по регистрации памятников старины в Санкт-Петербургской губернии при Обществе защиты и сохранения в России памятников искусства и старины27. На картине вся природа, весь Космос в едином порыве слушают проповедника, т. к. Одним из первых произведений, взволновавших воображение молодого художника, была симфоническая картина «Садко».
Рериха избирают членом Художественного общества Финляндии, награждают шведским королевским орденом «Полярной Звезды» II степени. Брамапутра означает Сын Брамы. Многие картины Н. К. Рериха посвящены звездной красоте Мироздания. И в самые трудные дни один взгляд на звездную красоту уже меняет настроение. На полотне видим, как святые занимаются простыми земными делами, трудятся на Общее Благо. Мальчик прилег отдохнуть, а Бэда, приняв всплеск волны за говор людей, стал проповедовать. Столик нервно вздрагивал и подскакивал и когда его спросили, кто это (был условный стук: раз— да два раза— нет три раза— усиленное да), не Учителя ли, — то столик подскочил и ударил раз.
В 1908 году Рерих делает эскизы к опере Бородина «Князь Игорь», в 1912 году создает необычайно лирические декорации к драме Ибсена «Пер Гюнт». Монгольское издание «Общины» (1926), одной из книг Агни-Йоги, содержало частые упоминания о Ленине и проводились параллели между коммунистической общиной и буддийской. Делая земные дела, можно мыслью высокой и прекрасной устремляться в высшие сферы, цементируя пространство красотой.
Николай Рерих (История одной картины)
Он писал о том, что «Богатство само по себе ещё не даёт Культуры. Выставки имели исключительный успех. Пусть некоторые боятся их, но для других они будут спасением».
Подобно знамени Красного Креста Знамя Мира, по замыслу Николая Константиновича, должно было отмечать места (как в военные, так и в мирные времена), находящиеся под защитой Пакта Мира. В Англии Рерих успешно проводит персональные выставки под общим названием «Очарования России»— в Лондоне, а затем в Уортинге. Скажу больше: полотна его представляют собою кристаллы сгущенного Света, которым насыщены творения его рук. Экспедиция продолжалась до 1928 года. Позднее Николай Константинович писал: «На коне вместе с нами Елена Ивановна проехала всю Азию, замерзала и голодала в Тибете, но всегда первая подавала пример бодрости всему каравану». Проект данного Положения станет прообразом будущего международного Пакта о защите культурных ценностей.
После Европы, в начале 1925 года, Рерих посещает Индонезию, Цейлон, Мадрас. Самые красивые на Земле горы представлены во всем своем величии и многообразии. Во всех его движениях была уравновешенная гармония. По России тогда прокатился слух о смерти известного живописца. В Академии Рерих стал посещать мастерскую А. И. В списке строителей Общины Сергий сохранил большое место».
Музеи Рериха и рериховские общества в мире
Маньчжурская экспедиция Рериха 1934-35 годов (см. В картинах и очерках Рериха Индия стала появляться все чаще и чаще. Небесное и земное как бы раздвоились, как бы отошли друг от друга. Не примитивными представлениями о язычестве веет от его работ Дочь викинга (1910), Человечьи праотцы (1911), Три радости (1916) или эскизов к декорациям оперы Снегурочка (1908) и балета Весна священная (1910-1913).
выставленное на весенней ученической выставке в Академии художеств в Петербурге. Примерно с 1906 года отмечается новый период в творчестве Рериха. Представлен шестью выставочными залами, библиотекой, видеозалом. В его искусстве сочетаются реализм и символизм, усиливается поиск мастера в области цвета.
На рубеже веков Рерих написал цикл архитектурно-исторических пейзажей Пскова, Ростова Великого, Изборска и других старинных русских городов (1899–1904, Музей искусства народов Востока, Москва другие собрания). Постоянной резиденцией Рериха становится Институт гималайских исследований (Институт Урусвати – от санскритского слова, означающего «утреннюю зарю») в долине Кулу близ Наггара (штат Химачал-Прадеш, Северная Индия), организованный им в 1929. Он редко делал к ним подготовительные этюды и эскизы. Академик Н. И. Вавилов известный советский ботаник и генетик, обращался в институт «Урусвати» за научной информацией, а также получал оттуда семена для своей уникальной ботанической коллекции112.
- «Держава Рериха»: Художник и Личность мирового масштаба
- Картины — Рерих, Николай Константинович
- Рерих Николай КонстантиновичКартины и биография
- Научно-философское обществоМир через культуру
- Николай Константинович Рерих (1874–1947)
Одновременно в Японии был организован «Комитет Пакта Рериха и Знамени Мира» под руководством Г. И. Черткова. Публикуются очерки о Японии и Индии («Девассари Абунту» 1905, «На Японской выставке» 1906, «Границы царства» 1910, «Лакшми-победительница» 1909, «Индийский путь» 1913, «Заповедь Гайатри» 1916), пишутся картины на индийские мотивы («Девассари Абунту» 1905, «Девассари Абунту с птицами» 1906, «Граница царства» 1916, «Мудрость Ману» 1916— для теософского центра в Петербурге). В комнате был полный свет и я ясно видел, что всякая возможность обмана была исключена. Пища и вещи могли быть принимаемы лишь в обмен на труд. С 1895 года занимается в студии знаменитого художника А. И. Куинджи. Рерих Николай Константинович (Roerich Nicholas), русский художник, театральный художник, ученый, писатель, путешественник, общественный деятель и философ человек-легенда, одна из самых ярких фигур русского символизма и модерна.
В 1910—1914 годах им была оформлена церковь св. Рерих не получил ответа на посланные обращения. С 1892 года Рерих начал проводить самостоятельные археологические раскопки. Она хранит пять сокровищ Мира. экспонатов из России, Германии, Италии и Франции (в н. в. экспонируется в Эрмитаже25).
Жена, которую художник называл Ладой (по-древнерусски — любезная, милая), не только помогала Рериху создавать картины (они обсуждали темы его работ), но и сопровождала его в путешествиях. Кроме того Рерих, работая темперой постоянно искал более чистые тона, более яркий цвет и с 1924 года перешел на новые краски, которыми пользовался до конца жизни. Братство». В 1928 году131 Н. К. Рерих в сотрудничестве с доктором международного права и политических наук Парижского университета Г. Г. Шклявером подготавливает проект Договора о защите культурных ценностей (Пакт Рериха)132. С его творчеством познакомились Париж, Венеция, Берлин, Рим, Брюссель, Вена, Лондон.
- Искусство и культура Картины Святослава Рериха
- Николай Рерих — «Поездка по старине»
- Художник, археолог, редактор и ученый
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Пусть незримо, но эти силы присутствуют там реально. Успешно работает музей Николая Рериха в Брюгге при созданном фонде «Рерих Фаундейшен», где экспонируются 18 картин Рериха. С институтом сотрудничали десятки научных учреждений Европы, Америки и Азии111. Экспедиция стартовала 28 апреля 1934 года из Сиэтла в Иокагаму (Япония), откуда 24 мая 1935 Рерих с старшим сыном отбыли в Киото.
У 19-летнего Николая Рериха захватывало дух от статуэток будд, маленьких изображений ступ, четок нетерпеливыми пальцами он перелистывал огромный красочный каталог, описывающий все представленные предметы. Так оценили работу Н. К. Рериха известные французские мастера во время знаменитых «Русских сезонов», организованных Дягилевым в Париже.
В 1906 году он создаёт 12 эскизов для церкви Покрова Богородицы в имении Голубевых в Пархомовке под Киевом (арх. Под впечатлением этой музыки Рерих пишет картину «Садко у морского царя» (1895). Свайный посёлок изображенный внизу, как бы притих в ожидании исхода схватки стихий. В 1932 году отдельный зал 12 картин Н. К. Рериха был организован в музее «Бхарат Бхала Бхаван» (Варанаси)151. Картины, написанные Николаем Константиновичем Рерихом во время пребывания на Алтае или впоследствии, но тоже посвящённые Алтаю, можно объединить в «Алтайский цикл».
- Все Картины Николай Рерих по алфавиту
- Учение Рерихов – Живая Этика (Агни-Йога)
- Фильм о Николае Рерихе Творец будущего
- Статьи из журнала «Восход» о Николае Константиновиче Рерихе
- Обновления во Введении в путеводитель по Индии
Вон жёны с детьми. Источниками финансирования являлись пожертвования Хорша и облигационный заём. Именно в Риге были впервые изданы многие книги «Живой этики». Род на род» (Третьяковская галерея, Москва) и получил за нее звание художника.
В 1957 году часть имущества Н. К. Рериха была привезена в Москву его старшим сыном Юрием. У него много ветвей, но корень один». Музей Рериха был открыт в 1924 в Нью-Йорке. Его фиолетово-синие глаза временами могли становиться абсолютно темными. Елена Ивановна записывала, а Николай Константинович отображал идеи Живой Этики в художественных образах.
К 1910г. Анастасии у Ольгинского моста в Пскове (1913), 12 панно для виллы Лившиц в Ницце43 (1914), эскиз росписи «Святая Ольга» (1915). До революции жил преимущественно в Петербурге, много путешествовал. Туда и отправился Николай Константинович с семьей в декабре 1916 года. Среди скал и песков, в лиловых и пурпуровых тонах течет Брамапутра.
- Рерих Николай Константинович (1874-1947)
Ни одно событие в жизни Рериха не было случайным. Конечно, не физическою, но духовной пищей. В последнем учреждении в 1898—1903гг. Король Леопольд жалует музею титул «в память короля Альберта». Умер Рерих в Кулу 13 декабря 1947.
Дольше всего он был, конечно, на родине, в России — сорок два года. Культура, по мнению Н. К. Рериха, тесно связана с проблемами космической эволюции человечества и является «величайшим устоем» этого процесса. И если сознание позволяет и достаточно чутко, то это воздействие очень сильно и длительно. Здесь еще живут престарелые люди, которые помнят их личные встречи с Махатмами. В одежде измятой ветрами, Пустынной тропою шел Бэда слепой. На Родину смог вернуться только старший сын Рерихов – Юрий Николаевич в 1957 году, во время хрущевской оттепели.
В 1900–1901 годах Николай Рерих учился в Париже. Целью этой «поездки по старине» было изучение корней русской культуры. В начале 1915 года Николай Константинович заболел ползучим воспалением легких. Нет, старый Восток ценит иные сокровища. Потом было последовательное сообщение букв.
Был вечер. Вечный поиск утонченности и красоты был для Рериха священным. В 1925 году, в то время как Рерих находился в Азии, Хорш начал реализацию самого масштабного проекта Рериха в США— строительство Мастер-Билдинга (The Master Building, название может быть переведено как Дом Учителя или Дом Мастера). Болезнь обострилась настолько, что Н. К. Шри Читралайама (Тривандрум) под картины Н. К. Рериха был выделен отдельный флигель из двух залов.
Часто он вводит в свои работы излюбленный символистами напряженный красный цвет. Идет бой между двумя началами. он был лектором специального курса «Художественная техника в применении к археологии»19, организатором и одним из руководителей учебных археологических раскопок, а также редактором-составителем «Археологической карты Петербургской губернии». Он же руководил этнолого-лингвистическими исследованиями и разведкой археологических памятников. Отказ от личной собственности не по указу, но по сознанию вредности этого понятия.
Средоточием образов в картинах Рериха нередко становятся легендарные фигуры героев и святых («Пантелеймон-целитель», 1916, Третьяковская галерея, Москва «Три радости», 1916, Русский музей, Санкт-Петербург). На мальчика он опирался рукой, По камням ступая босыми ногами. Идеи Руссо приобрели в XIX веке еще больший смысл.
Значит, было ниже 50 градусов по Цельсию. В очерке «Шамбала» Рерих передавал легенду о Белом Бурхане: «Глуше и дичее становятся горы от Чугучака к Алтаю. Пакт привлекает всеобщее внимание. В путевом дневнике Н. К.
Картина Держательница Мира (Камень несущая) посвящена Елене Ивановне Рерих, ее особой миссии приготовления человечества к новым космическим условиям через расширение сознания и самоусовершенствование. Как художник Рерих работал в области станковой, монументальной (фрески, мозаика) и театрально-декорационной живописи. Он верил, что, хотя земные храмы и предметы искусства могут гибнуть, мысль, которая вызывает их к жизни, не умирает, но составляет часть вечного потока сознания и что устремления человека питаются его целенаправленной волей и энергией его мысли.
Ближе к области Шигатце на живописных берегах Брамапутры и в направлении к священному озеру Манасаровар еще совсем недавно существовали Ашрамы Махатм Гималаев. В 1893 году по окончании гимназии Карла Мая Николай Рерих одновременно поступает на юридический факультет Петербургского университета (закончил в 1898 году, диплом «Правовое положение художников Древней Руси») и в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств. От них веяло тайной. Какие это сокровища. С 1906 года Рерих дружит и имеет переписку48 с индологом В. В. Голубевым.
Основой для рисунка послужили кроки Н. И. Веселовского21. Зачинателем этой издательской деятельности был рижанин Владимир Анатольевич Шибаев (1898—1975). В 1890-1891 годах наследник престола, будущий император Николай II, в сопровождении востоковеда князя Э. Э. В том же 1938 году Рерих пишет письмо в Наркомат иностранных дел СССР: «Я и члены моей семьи стремятся теперь же принести свои познания и творчество в пределы Родины».
В ходе экспедиции были сделаны интересные научные открытия, собраны уникальные коллекции. Уже в студенческие годы он становится членом Русского археологического общества. «Культура покоится на Красоте и Знании», — писал он. 130 И повторял известную фразу Достоевского с небольшой поправкой: «Осознание Красоты спасёт мир». Идеологическая близость к коммунизму проявилась у Рерихов в литературе.
Метод преподавания Куинджи отличался от системы прочих профессоров. Вся мудрость, вся слава, весь блеск собраны там. Директором Института становится Юрий Рерих, старший сын Николая Рериха, учёный-востоковед. Среди многоплановой деятельности бывает трудно найти наиболее яркую ее грань. Его жизнь была в опасности.
Картина Мост славы (1923) изображает Сергия Радонежского, который в глубокой задумчивости идет на фоне синего моста, образованного северным сиянием, соединяющим небо и землю. В 1913—1914 годах Рерих создает два монументальных панно— «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани» для оформления Казанского вокзала в Москве (не сохранились). Рерих совместно с Н. Е. Макаренко провел первые археологические раскопки в Новгороде26. В августе 1935 года разразился кризис— Хорш окончательно вышел из повиновения Рериху. Тибет и тибетские чудотворцы были притягательны особо.
Строя монастырь, Преподобный сам с двумя водоносами носил воду для братии (что изображено на картине), молол муку ручными жерновами, пёк просфоры, варил квас, катал церковные свечи, кроил и шил одежду, обувь и работал на братию как раб купленный. К ней еще большее уважение, чем к Голубой Реке. В 1912 году Рерих совместно с А. К. Лядовым и С. М. Городецким выступает против переименования исторических мест России56, а в 1915 году Н. К. Рерих делает доклад императору Николаю II и Великому князю Николаю Николаевичу (младшему) с призывом принять серьёзные государственные меры по всенародной охране культурных сокровищ, рассмотреть возможность законодательного утверждения Положения об охране исторических памятников в России. Так картина Гонец. На темы полюбившейся сказки им были написаны также отдельные картины, а на страницах дневников и очерков художника мы не раз встретим глубокие размышления, вызванные образами «Снегурочки».
Около двадцати лет провел в Индии. В 1911 году совместно с Бенуа он основал «Общество защиты памятников искусства и старины». Газета «Биржевые ведомости» печатает бюллетень о состоянии здоровья Рериха. Это общество существовало до присоединения Латвии к СССР в 1940 году. В соответствии с требованиями жены С. Н. Рериха, Девики Рани Рерих, выразившей свою волю о передаче семейного наследия Рерихов в руки российского государства, было принято постановление Правительства от 4 ноября 1993 года о создании Государственного музея Рериха в качестве филиала Государственного музея Востока с размещением его в усадьбе Лопухиных, выбранной Святославом Рерихом198. Иногда стилизует вещи под древнерусскую икону.
Один из выставочных залов посвящён Центрально-Азиатской экспедиции Н. К. Рериха (1924—1928). Сцены минувшего предстают в картинах Николая Рериха в виде красочных символов-обобщений: «Гонец» (Восстал род на род), 1902 «Город строят», 1902 «Бой», 1906 история трактуется как цепь таинственных космических знаков («Небесный бой», 1912, Русский музей, Санкт-Петербург «Короны», 1914, Музей русского искусства, Киев). Многогранный талант Николая Рериха проявился также в его работах для театральных постановок: «Снегурочка», «Пер Гюнт», «Принцесса Мален», «Валькирия» и др.
Более 400 картин, коллекционные предметы, коллекция восточных книг были переданы государству и вошли в коллекции Третьяковской галереи, Русского музея, Новосибирского художественного музея, Горловского художественного музея, Института востоковедения РАН ит. д. С 1932 года издательскую деятельность перенял Рихард Яковлевич Рудзитис179 (1898—1960), поэт и знаток культуры и традиций Востока, приглашённый в 1929 году для перевода трудов по философии180. Во время знаменитых «Русских сезонов» С. Дягилева в Париже (1909—1913) в оформлении Н. К. Рериха проходили «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Бородина, «Псковитянка» Римского-Корсакова, балет «Весна священная» на музыку Стравинского, в котором Рерих выступил не только как создатель костюмов и декораций, но и как либреттист46. Георгия для домовой церкви Ю. С. Нечаева-Мальцова (1911), 4 эскиза для росписи часовни Св. Это борьба Света и тьмы. На картине Рериха на груди у Нагараджи просматривается Брахма в огненном сиянии.
Картины приобретаются индийскими музеями и коллекционерами. Какие же «легенды о русской жизни», воплотившиеся в музыке любимого композитора, были близки Николаю Константиновичу. В Москве же (помимо специального отдела искусства Н. Н. Так Н. К. Санкт-Петербургское государственное учреждение культуры «Музей-институт семьи Рерихов» создано 12 марта 2007 года. Сотрудничает с Агваном Доржиевом и другими российскими буддистами50. Позже Рерихи стали запрещать своему окружению использовать спиритические сеансы, а для представления своих «собеседников» и для их «слышания» семье Рерихов уже не нужна была помощь стола88.
С 1898 года начал сотрудничать с Петербургским Археологическим институтом. Мы глубоко уважаем Николая Рериха за его мудрость и творческий гений. Сперва не приняв революцию и выразив свой ужас перед ее вандализмом в символической драме «Милосердие» (1918), Рерих, оказавшись за финской границей, с 1918 года жил за рубежом.
Собирателя заинтересовали идеи молодого талантливого художника, его замыслы по созданию большой серии картин, посвященных начальной истории Руси. В Сиккиме Рерихи определяют будущий маршрут экспедиции и в сентябре 1924 года Рерих с младшим сыном совершает поездку в Америку и Европу для оформления необходимых разрешений и документов (официально экспедиция была заявлена как американская). И рисовал, рисовал Особенно полюбившиеся Гималаи. На переломе веков Россия переживала увлечение Индией и всем ориентальным.
(Н. К. Рерих. И далее начинается основной этап экспедиции, который проходил через Кашмир, Ладак, Китай (Синьцзян), Россию (с заездом в Москву), Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет, по неизученным областям Трансгималаев. Ждали вестей»154. Приближаясь к Брамапутре, можно найти еще больше легенд, связанных с Шамбалой. Сказано: Придет время, когда голод охватит весь мир.
Ухтомского посетил многие города Индии и привез оттуда огромную коллекцию предметов буддийского культа. Рериха по праву называют «Мастером гор». Именно он может строить светлое будущее своей страны».
Алтай-Гималаи). Для начала он написал серию из семидесяти пяти картин изображающих древние строения. говорит он от сердца.
Страна Благословенного Ойрота, народного героя этого уединенного племени. Но мальчик устал ягод свежих отведать, Иль просто слепца он хотел обмануть: Старик. В 1914 году издается первый том собраний сочинений Рериха54.
В 1904 году совместно с князем Путятиным Рерих обнаружил несколько неолитических стоянок на Валдае (в окрестностях озера Пирос)23. Но зная основные, доминирующие мысли можно одним словом определить ее направление.
А в 1922 году, опять же его стараниями, возник Международный культурный центр «Венец мира», где могли трудиться деятели науки и искусства из разных стран. Здесь же, в Куллу, пройдёт последний период жизни художника. Для строительства здания в 1923 году была учреждена общественная организация— Музей Рериха, управлявшаяся Президентом Л. Хоршем и Советом поверенных (The Board of Trustees), Н. К. Рерих был избран Почётным президентом. Мало кто знает, что Николай Константинович кроме эскизов декораций написал ещё и либретто к балету «Весна Священная» Игоря Стравинского. Рерихи переезжают в Америку. Стремление выразить грандиозность замысла приводило к тому, что нередко художник, вместо единичного полотна на интересующую его тему, создавал целую серию картин.
в коллекции насчитывалось более 30 тыс. «Вот это краски. Уже в первых значительных работах таких, например как Гонец (1897), Рерих проявил себя достойным учеником своего учителя. Художник Николай Константинович Рерих родился в Петербурге 10 октября (27 сентября) 1874 года в дворянской семье. Вернувшись на родину, художник представил полотна «Заморские гости» (1901, Третьяковская галерея, Москва) и «Идолы» (1901, Русский музей, Санкт-Петербург), посвященные истории Древней Руси.
В 1913 году, предчувствуя ужасы, которые принесет война, Рерих пишет символическую картину «Крик змия», в 1914-м — «Град обреченный», «Зарево» и другие. Он никогда не спешил и все же его продуктивность была изумительной. Рериховские же идеи «Мира через культуру» в итоге были воплощены в специальном Пакте его имени, который лег в основу международной конвенции о защите культурных ценностей при вооруженных конфликтах, заключенной в Гааге в 1954. В научных и периодических изданиях Азии, Европы и Америки выходили статьи по специальным вопросам, разрабатывающимся в «Урусвати»113. Но главное, как писал Николай Константинович, «Снегурочка» показала «часть подлинной России в её красоте». Покровский В. А. ) (1906) и Троицкого собора Почаевской лавры (1910) иконостас для церкви Казанской Божией Матери Успенского женского монастыря в Перми42 (1907) изображение св. Однако, все предпринятые усилия не увенчались успехом. Наше французское общество писало Верховному Совету о Пакте.
В Америке снова проявился неутомимый общественный темперамент Рериха: он организовал Институт объединенных искусств в Чикаго, объединение художников с характерным названием – «Пылающее сердце». В монументальной живописи художник тесно сотрудничает с архитектором Щусевым44. С 1905г. Его верными соратниками всегда оставались жена и сыновья – востоковед Юрий Рерих (1902–1960) и художник Святослав Рёрих (1904–1993). Но очевидцы бывали поражены утонченной точностью в передаче цветовых сочетаний. Проявляясь в течение всей жизни, мышление обуславливает всю деятельность человека.
В Америке Рерих предпринял несколько путешествий по Аризоне, Новой Мексике, Калифорнии, на остров Монхеган и создал серии картин «Новая Мексика», «Сюита океана», «Мечты мудрости». В этом нам видится преимущество поэмы перед небольшим стихотворением. Свои философские проповеди художник собрал в книгах «Держава Света» (1931) и «Твердыня пламенная» (1933). Так было собрано несколько фраз.
Достаточные доказательства существования махатм отсутствуют. 9495. Прошел там тридцать пять высочайших горных перевалов, пересек пустыни Монголии и Китая, собрал колоссальный научный материал (этнографический, лингвистический, биологический) изучил философские и этические учения, народные легенды и предания. Отчего так зовётся эта величественная гора. Пять лет в путешествиях по Центральной Азии, в самых труднодоступных ее районах.
Перед исследователем предстало величественное зрелище многообразных, неповторимых по своим формам памятников отечественной старины. Строение общины и просвещение были единственными занятиями этого замечательного человека. И еще чудо случилось в этой стране, где до последнего времени грубые формы шаманизма и колдовства процветали.
Какие-то старцы стоят на дороге. Этюды Гималайской серии написаны темперой. Или пусть они получат крылья или пусть им будут даны горы, чтобы спастись от золота». Наверно, потому ему была близка работа художника-декоратора. Он был в числе создателей реконструктивного «Старинного театра» (1907—1908 1913—1914)— уникального явления в культурной жизни России начала XX века, причём участвовал Н. Рерих выступал и как создатель декораций и как искусствовед. Он почти отказывается от масла и переходит к темперной технике. Духовным итогом путешествий явились книги «Алтай-Гималаи», «Сердце Азии» и «Шамбала» (1927–1930), написанные в своеобразном, как бы «мистико-археологическом» жанре, полном ярких поэтических образов.
Что-то скрыто в этих неверных, враждующих формах облаков. Врачи настоятельно рекомендуют переехать из сырого Петербурга, климат которого лишь усугублял болезнь, в Сердоболь (Сортавалу). Темпера, от итальянского, «temperare» – что значит «смешивать краски». В 2016 году музеем был создан отдельный филиал – Музей Рерихов. К счастью всё обошлось.
Он стремился, прежде всего, развить в своих учениках чувство декоративности цвета. Художественное наследие Рериха огромно. Темперой писали русские иконописцы, многие мастера эпохи Возрождения.
Именно с творчеством Рериха многие французские критики связывали свои представления о «новом русском национальном искусстве»52. В 1897 году он выполнил программную композицию «Гонец. В 1900–1901 годах Рерих учился в студии Кормона в Париже.
Кан-чен-цзонд-нга – пять сокровищ Великих Снегов. Еще более известны изобильные живописные итоги этих лет – написанные темперой, тоже завораживающе-яркие, «самоцветные» пейзажи, где величественная горная природа сочетается с символами древних вер (цикл картин «Майтрейя», 1926, Художественный музей, Нижний Новгород и многие другие). Хорш помогал Рериху и в других его начинаниях— финансировал экспедиции «Гуру» и организовываемые им предприятия, прежде всего концессии «Ур» и «Белуха».
Не отказываясь от работы с натуры, он настаивал на том, чтобы картины писались по памяти. Только за первый месяц путешественники преодолели более 3000 км. С 1929 года все коммерческие начинания Рериха и Хорша шли неудачно.
Николай Константинович Рерих утверждал, что «человек ищет соотношение себе в окружающей жизни». На подъёме к вершине множество пещер Канченджанги. Рерих близко знакомится с Рабиндранатом Тагором, поддерживает теплые отношения с Гербертом Уэллсом, Джоном Голсуорси, с деятелями культуры и искусства Х. Райтом, Ф. Брянгвиным, А. Котсом, Б. Боттомлеем и др. Были переведены и изданы «Провозвестие Рамакришны», книги его ученика Вивекананды, Упанишады, «Бхагават-Гита». Однако из-за финансовых трудностей ему приходится задержаться в Лондоне. К маю 1918 года граница с Советской Россией была наглухо закрыта.
Подверглись репрессиям также и члены маньчжурских групп. Вначале на медно-звучащем облаке были написаны фигуры летящих Валькирий, которых художник потом обратил в облака: Пусть присутствуют незримо. Тогда появится некто, кто откроет великие сокровищницы и напитает всё человечество.
Посылали книги. Первая персональная выставка Рериха в США была открыта в декабре 1920года в Нью-Йорке. В 1920-е и 1930-е годы начали создаваться общества Рериха, ставившие своей целью продвижение Пакта Рериха, одновременно распространявшие идеи Агни Йоги («Живой этики»). Впоследствии Николай Константинович вновь обращается к этому образу: Садко становится одним из героев декоративного панно «Богатырский фриз» (1909). Изучая древнюю историю, участвуя в археологических раскопках испытывая постоянное тяготение к природе, художник стремился дать художественную концепцию «несравненно самобытной былой природы», русского исторического прошлого.
Рериха. «Величайший интуитивист века», по определению А. М. Горького, Н. К. Рерих в символических образах выразил накануне Первой мировой войны свои тревожные предчувствия: картины «Пречистый град— врагам озлобление», «Ангел Последний», «Зарево», «Дела человеческие» и др. Его отец – коренной петербуржец юрист Константин Федорович Рерих (1837-1900), мать – псковитянка Мария Васильевна, урожденная Калашникова (1845-1927). Но этим мечтам не суждено было сбыться. Пакт Рериха стал первым международным актом, специально посвящённым охране культурных ценностей, единственным соглашением в этой сфере, принятым частью международного сообщества до Второй мировой войны. 137 В 1949 году на 4-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО было принято решение приступить к работе по международно-правовой регламентации в области защиты культурных ценностей в случае вооружённого конфликта. 137 В 1954 году Пакт Рериха лёг в основу Гаагской «Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта»137.
Восста. В Америке Рерихом также была написана серия картин «Санкта» (Святые) о жизни русских святых и подвижников. Увлечение Рериха Востоком не взялось из «ниоткуда», как иногда пишут. Четырежды — в 1908, 1912, 1919, 1921 годах — обращался Рерих к оформлению «Снегурочки» для оперной и драматической сцены. Во время спиритических сеансов «столоверчения», которые не были самоцелью86, Рерихи пытались установить контакт с Учителями (Махатмами), что, по их представлению им удалось сделать со второй половины 1921 года89. Работают экспозиции, посвящённые Музею им. В 1900-х— начале 1910-х годов Рерих, наряду с некоторыми другими участниками «Мира искусства», был одним из самых известных русских художников во Франции.
Эмерсон, Г. Торо, Т. Паркер и другие) связывали свои духовные искания с природой. По сути в ней давались указания Советскому правительству на необходимость немедленного проведения в жизнь преобразований, начатых Лениным (что не было сделано), одухотворения коммунизма буддийским учением69, а также давались указания о недопустимости насильственной общины. Летом 1910г. Вы не найдете двух одинаковых или сколько-нибудь похожих картин. Мастер-Билдинг представлял собой 29-этажный небоскрёб в стиле ар-деко, на первых двух этажах которого размещались Музей Рериха (The Roerich Museum) и Институт объединённых искусств Мастера (The Master Institute of United Arts), а на верхних— апартмент-отель.
Третьяков приобрел полотно Гонец. Рериховское движение возникло в 1920-е годы в таких странах, как США (Нью-Йорк), Латвия (Рига), Франция (Париж)176, Болгария (София), Маньчжурии (Харбин), Эстонии177, Литве ит. д. Это обстоятельство создавало много сложностей при пересечении границ различных государств. Так различаются люди на равнинных и на горных.
Именно так Рерих впоследствии писал свои картины, называя их «сочинениями». Многие замечали, что светятся краски на картинах его. Позже была издана «универсальная» версия книги (2-е изд., Рига, 1936г. )— без упоминания имён Ленина и Маркса, а слово «коммуна» было заменено словом «община». 99 Например, в параграфе 64 «Общины» 1936 года уже нет тех слов, которые были в издании 1926 года: «Появление Ленина примите как знак чуткости Космоса»100. Рерих написал также огромные циклы мемуарных очерков («Листы дневника», 1934–1935 «Моя жизнь», 1936–1947). Рерих можно прочитать такую запись: «Температура опускалась так низко, что даже коньяк замерзал во флягах. В 1897 году П. М.
«Сергий, Строитель Общин, запрещал своим сотрудникам принимать подаяния. Леонид Андреев образно называет творимый художником мир— «Державой Рериха». 57 На общественном поприще Рерих совместно с Андреевым организует кампанию против большевиков, захвативших власть в России. Н. К. Рерих основывает Институт «Урусвати»108, что в переводе с санскрита означает «Свет Утренней звезды».
Несколько картин Рериха затем были приобретены Советом галереи. В 1936 году в Риге выходят в свет книги «Врата в Будущее» и «Нерушимое», а в 1939 году— одна из самых крупных монографий о творчестве Рериха с очерками Всеволода Иванова и Эриха Голлербаха.