Картины Святки
Рождество, Новый год, святки в картинах русских художников
Отсюда куда более опасный способ ворожбы – не с одним, а с двумя зеркалами. Девушки, обращаясь к петуху, хотят узнать свою судьбу. Его «Гадание на картах» изображает двух девушек и карты для них — атрибут, а не намек на душевную драму. Считать эти картины жанровыми трудно: слишком много в них романтизма и поэтичности.
Конечно же, выбирать и решать только Вам. Девушки зажигали свечку и капали воском в чашку с водой. Подушки и перины сгрудились на печи в ожидании хозяек.
Особого новаторства в изображении женщины в темноте со свечой и зеркалом нет — Жорж де Ла Тур в 1640 году так же написал «Марию Магдалину». За любование народным бытом в отечественном искусстве того времени отвечал Алексей Венецианов, автор бесчисленных изображений крестьян за работой и отдыхом. Выходец из польских дворян Генрих Семирадский посвящает работу ворожбе в Андреев день (13 декабря), причем в этом достаточно салонном произведении художник использует стандартные штампы: тут вам и драматическая светотень и скрюченная старуха и нежные девы — причем опять контрастные, одна в декольте, другая в вышиванке, то есть барышня и служанка. Вариантов для гадания в канун праздников не перечесть – есть более добрые и светлые (как гадание на сапогах), призванные радовать и веселить молодежь, гуляющую в канун Рождества, но есть и более темные способы узнать свое будущее (самым страшным гаданием на святки считается гадание на зеркале со свечой).
Рассыпали они на полу перед птицей пригоршню зерна и ждут исполнится их желание или нет. Стоит только помнить, что заигрывать с нечистой силой ради забавы не следует. Тщательно выписанные детали на картине позволяют предположить, что девушки пользуются раскладом «13 карт», который показывает прошлое, настоящее и будущее.
Самое неприятное – если петух вообще не склевал ни единого зёрнышка. Будет их четное число – сбудется задуманное, а нечетное – ждать следующего года придется. Получалось это путем капания горячего воска в чашку с холодной водой.
Желанию иллюстрировать тот же сюжет поддался и другой художник XIX века Александр Новоскольцев («Светлана», 1889), но его героиня выглядит слишком уж бесстрашной, напоминая опытную гадалку. Ровно в полночь снимают с насеста петуха и пускают его в комнату. Того и гляди жди беды или череды несчастий.
Девушки весело рассматривают профиль, а вдруг увидят кого-то или что-то знакомое. Посчитают потом они зерна оставшиеся. Он создаёт глубокие, наполненные красотой и духовной силой картины. Святки считались неким продолжением Рождества, но зимой-то свадьбу не сыграешь – холодно. К этому времени сходились и парни, они вместе пили чай, рассказывали всякие истории и байки. Клюет петушок зерна, а девушки считают, чтоб больше двенадцати не склевал. Это, согласно поверьям, определит богатого, пьющего, красивого или непостоянного суженого.
Как гадали на картинах русских художников
По полу рассыпают предварительно посчитанные зёрна пшеницы. Гадания проводились в доме, где собирались только девушки. Под конец столетия становится свободнее: советские и российские мастера, заново открывающие для себя русскую историю, будто возвращаются в XIX век, следуя упоминавшемуся выше «историческому» подходу Константина Маковского. Художник написал эту картину, когда гостил в семье Алексея Перовского, арзамасца, автора сказки «Черная курица или Подземные жители». Эффект был таким сильным, что иллюстрация к Жуковскому стала, пожалуй, единственной картиной на «русскую народную» тему Карла Брюллова — гражданина мира и любителя полногрудых смуглых итальянок.
Противопоставлением занят и Вильгельм Голике в своем полотне «Гадание у колодца»: бродячая цыганка с темнокожим младенцем, примотанным к спине, здесь общается с фарфорово-прекрасной селянкой и отроком с льняными волосами. Если же петух склевал только несколько зёрен, то по их количеству определяется, через сколько месяцев ждать приятное известие или какая по счёту девушка выйдет замуж.
Также в это время людям хотелось отдохнуть и развлечься. Были и другие развлечения во время Святок, например, переодевания. Именно, во время таких занятий начинались песнопения. Самые ранние картины на этот сюжет многое заимствовали у европейских образцов.
Картины (живопись) : Весёлые святки
В Красном углу освещает иконки небольшая свеча. Издревле почти повсеместно в Европе считалось, что в это время границы между мирами — видимым и невидимым, материальным и духовным — становятся прозрачными и появляется возможность заглянуть в будущее, открывается дорога всему сверхъестественному: вода приобретает волшебную силу, животные подчас говорят на человеческом языке, ведуны и колдуньи могут передавать свою силу другим.
Обязательным элементом были и колядки, где резвилась молодежь. Они использовали тему гадания в назидательных целях изображая наивных людей, которых та же предсказательница и обкрадывала (на картинах видно, как гадалка ворует деньги из их кармана или кольцо с пальца). Так, учившийся в Риме художник Василий Шебуев явно цитирует в своем «Автопортрете с гадалкой» те полотна, которые он видел в Европе. Женщины шили красивые сарафаны, мужчины подготавливали форму солдатов, начищали ботинки. Чтобы воск, как в случае с пушкинской Татьяной Лариной, не просто «чудно-вылитым узором что-то чудное гласил», гадательницы рассматривали тень от застывшей восковой кляксы, проецируя ее с помощью свечи на стену.
Именно вот таким образом крестьянки на картине одеты в праздничные наряды. Принцип гадания на курах следующий: нужно довериться птице, которая сама решит, подойти ли ей к зерну, к миске с водой, к зеркалу или к другой курице. Художник-передвижник Константин Маковский изображал крестьян часто и с любовью. Для него это знакомая повседневность — он сам жил в деревне, а позже открыл школу живописи, куда охотно брал и крепостных. Прибыв из Италии как раз к Святкам, Брюллов вспоминает сюжет романтической баллады «Светлана» Василия Жуковского, в которой описываются десятки способов высматривания суженого, вплоть до дословного воспроизведения заговоров и народных подблюдных песен.
святки Фото со стоков и изображения
Именно этот момент и изобразил художник на своей картине. Интересно, что в отличие от Пимоненко изобразившего незамужних простоволосых девушек, другой художник XIX века Егор Солнцев («Гадание», 1844) в том же сюжете пишет девушек в шапочках- «сороках», украшенных жемчугом и лентами. И только Константин Васильев, спорный, но самобытный, в своем «Гадании» больше интересуется потусторонним, вот таким образом его девушка со свечой почти также загадочна, как и брюлловская «Светлана». Ярко светит в окошко полная луна. Днем ходили по улицам, горланя песни-колядки или исполняя церковные песнопения.
Это полотно сразу же предлагает пример наиболее опасного гадания. Избежать неловких ситуаций с выбрасыванием из окна башмаков или окликанием прохожих (имя первого встречного и будет именем суженого) поможет еще один, наиболее привычный способ гадания – на картах. В эту опасную пору всякая нечисть стремится прорваться в мир людей и над заснеженными промёрзлыми равнинами с воем и гиканьем носится по ночам «дикая охота»: под предводительством древнего бога Водана скачут на призрачных конях неистовые духи, неприкаянные души и разнузданные ведьмы.
Девушки очень пристально вглядывались в тень, чтобы хорошо рассмотреть профиль суженого. Не обходилось и без растопленного самовара и душевного чаевничества.