Картины Врубеля С Названиями
Самые знаменитые картины Врубеля
Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. В 1890 году свет увидела его картина – «Демон сидящий». всегда свой. ». Кирилле», «Св. В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93.
Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. Характерно, что самая схема росписи— полукруг апостолов, чьи нимбы соединены с эмблемой Святого Духа подобием связки, — византийского происхождения и заимствована из чеканного складня одного из тифлисских монастырей39. Когда художник писал демона, в начале работы, тот вполне умещался на холсте. Всё тело Демона составлено из металлических мускулов.
Савва Иванович положил Врубелю ежемесячное жалованье, однако попытка поселить Врубеля в доме Мамонтовых привела к очередному конфликту и Михаил Александрович поселился у Сведомских81. Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50.
Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. Установить подлинность холста, время его создания, состояние и другие особенности может только эксперт. В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве.
Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Конечно, Врубель писал не просто портрет. 17 марта 1856. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году.
В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты). В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. Он относится без внимания к письмам— и сам не пишет.
Врубель Михаил Александрович: биография
Однако художественное воспитание отец прививал сыну лишь для общего развития. Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея). А в образе Младенца есть сходство с их дочкой.
Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54.
Врубель Михаил АлександровичКартины и биография
Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». Эта картина была задумана ещё в Киеве. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3.
В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. Так в 1874 году М. Врубель учиться на юриста в Петербургском университете. Сам художник не однократно упоминал, что демон с греческого переводится как «душа».
Вернувшись в апреле в Одессу, художник вновь оказался в ситуации хронического безденежья и семейных размолвок. Там он почувствовал первый тревожный симптом ухудшения здоровья – постоянные головные боли. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. Работа над «Демоном поверженным» буквально кипела: вместо обычных трех-четырех часов художник иногда работал по 14 часов в день.
Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. В результате долгих усилий картину вновь вернули в Армению.
Его композиция построена так, что образ Мамонтова словно врывается в сознание зрителя. Михаил Александрович Врубель – русский художник, один из важных представителей символизма и модерна русского изобразительного искусства. Летом 1901 года в семье Врубелей появился первенец – Саввочка.
Любовь и ревность иногда мешают талантливым людям. Он перекликается с опустошённостью души. В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. Коровин и Серов, – друзья живописца, – стали частыми гостями Михаила Александровича.
В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. Среди многообразия реставрационных работ, помимо «Сошествия Святого Духа на апостолов», выделялись фрески «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание». Михаил Александрович создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Близкие полагали, что он не переживёт этой весны.
Уже во время болезни он создал полотна «Шестикрылый серафим», «Роза в стакане», «Жемчужина». Художник показал своего первого, так называемого «Демона (сидящего)» уже в Москве, куда он переехал в 1889 году. По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. Воздухом художник дышал в открытую форточку один раз в день.
Картины — Врубель, Михаил Александрович
Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее.
Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. Д. и М. И. Арцыбушевых, а также Саввы Мамонтова, все три 1897 все работы – в Третьяковской галерее).
Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Им посчастливилось работать вместе в киевских храмах над реставрацией древних фресок.
Однажды такое обещание он дал коллекционеру И. Терещенко по поводу завершенной картины «Моление о чаше». Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой.
Михаил Врубель: от иконы до демона история нового стиля
Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Именно семья Папмелей, склонная к эстетству и богемной жизни, стала поощрять художественные занятия Врубеля и его дендизм. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. Стоит сказать, что картина посвящена одному из произведений М. Ю. Лермонтова. Однако слава пришла сквозь волну острой критики и непонимания.
Вот таким образом и в годы болезни Врубель продолжал творить, пока полностью не потерял зрение. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены.
Алпатов: «Среди произведений Врубеля имеются такие, в которых он занимателен как рассказчик и которые потому нетрудно передать словами такова его картина К ночи (1900) с пасущимися среди озаренной цветами лужайки конями, которых стережет голый сатир, таков его Пан (1899), лохматый старик, сжимающий флейту в волосатой руке, угрожающе страшный среди ночного пейзажа с ущербной луной над горизонтом, такова Царевна Лебедь (1900), большеглазая гордая красавица в низанном жемчугом кокошнике с лебедиными крыльями, отливающими сиреневыми оттенками. Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля.
Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Супруге Врубель в буквальном смысле поклонялся. А. М. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна.
Остальное сделано уже до меня, только выбирай». В 1884 году Врубель уходит из Академии. Вся цветовая композиция приведена в единство.
форма, которая создана природой вовек. ». Вессель. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98.
Картины Врубеля Михаила Александровича
Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. В 1910 году художник скончался после многих лет страданий. Врубельский «демон» сочетает в себе красоту, ум, величие, мощь и в то же время – бессилие, беспомощность (что видно из его безнадёжно сцепленных рук). Надежда играла роль сестры Гретель. Это был Петербург 1896 года. Через два года отец женился вторично на пианистке Елизавете Христиановне Вессель. Из русских художников Врубель особенно ценил И. К. Айвазовского и В. М. Васнецова.
Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. Простота цветовых соотношений и лаконизм композиции выражают глубину и величие скорби. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. По словам Н. А. Дмитриевой, «Врубель оказался незаменим, так как действительно мог с лёгкостью делать всё, только не сочинял текстов. Особенное влияние на Врубеля оказала живопись венецианского Возрождения.
Афанасий» и «Христос Спаситель». Талант Врубеля-декоратора проявился и в его огромном панно Принцесса Греза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). Одной из самых известных картин Михаила Врубеля стала работа под названием «Демон«.
Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. Стоит также сказать, что не меньший вклад в искусство художника внёс Абрамцевский кружок (сейчас музей в Абрамцеве). Мы рекомендуем вам обратиться в петербургский Центр научной экспертизы им. Самостоятельная жизнь вне рамок и запретов отца воодушевляла Михаила. Предложение руки последовало незамедлительно, в тот же день. Красоты самого романтичного города Италии не произвели на Михаила впечатления.
В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. Данная манера полностью сформировалась в киевские годы, в русле церковного искусства. Незадолго до этого он написал страшную в своей обречённости картину – «Демон поверженный». Поразительна пластическая лепка лица и рук.
Михаил Врубель: рисунки и наброски
А в 1886 году он знакомится с К. Коровиным. Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. В письмах родным речь шла уже о тетралогии. Тогда же Михаил стал работать над мифологическими и сказочными сюжетами – «Пан», «Царевна-Лебедь», «Богатырь». Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги.
Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. Увидев изображение, подросток позже воспроизвел его детально (по памяти). В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. Там Врубель продолжил работу над панно для готического кабинета А. В. Морозова— к моменту венчания он в буквальном смысле слова остался без копейки и от вокзала шёл к наречённой пешком111. Вот таким образом и художественные средства выбраны Врубелем соответственные. Омск.
Тогда художник повел себя слишком импульсивно и смело, целуя незнакомке руку за кулисой. Художник явил миру множество уникальных картин, создав целое направление в живописи. Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля.
О своей картине Врубель написал отцу: «Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбящий, при всём этом дух властный, величавый». Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. Экспрессивно-драматичны и портреты (К. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо.
Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. В этом явно проявлялось влияние П. Чистякова, который полагал, что подчинение техники искусства идее— коренное духовное свойство русского творчества27. Сама группа апостолов, охваченная общим высоким душевным подъемом, выражающая это каждый по-своему, производит неизгладимое впечатление: руки, то напряженно стиснутые, то порывисто прижатые к сердцу, то в раздумье опущенные, то трепетно прикасающиеся к руке сидящего рядом. Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». Михаил Александрович Врубель (1856-1910) родился в семье офицера участника Крымской кампании. В 1874 г. после окончания гимназии юноша поступает на юридический факультет Санкт-Петербургского университета и в 1879 г. оканчивает его с золотой медалью. В 1880 г. Михаил Врубель зачисляется вольнослушателем в Императорскую Академию художеств. В 1884 г. его приглашают в Киев для работы над реставрацией Кирилловской церкви (церкви Святых Кирилла и Афанасия Александрийских). Чтобы выполнить это поручение, Врубель отправился в Венецию для изучения средневековой христианской живописи.
Летом 1990 года художник был удостоен присуждения золотой медали на всемирной выставке во Франции за знаменитый камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович». Работа не привела к улучшению. С 1889 Врубель жил преимущественно в Москве. Фон только на этой картине реалистичен.
Учился в Академии Художеств. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Книжное оформление редактировал Л. Пастернак.
Оценить картину Врубеля без опыта оценки и необходимого оборудования можно лишь условно. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». Арцыбушева и С. И. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. Артистически свободно написаны черный костюм, темнокрасный галстук, кресло красного дерева, ковер, кожаные корешки книг.
О портрете Арцыбушева говорит Н. В. Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Сведомские безоговорочно признавали творческое превосходство Врубеля и не только приютили его у себя дома, но и делились заказами82. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55.
Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявляется в Девочке на фоне персидского ковра (1886, там же). «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. И свою картину художник сначала назвал Сатир. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки.
Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. В 1880 – 1890-е годы творческие искания Врубеля не находили поддержки Академии художеств и критиков искусства. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова.
Михаил Александрович Врубель ( )
Так, в 1995 году из Музея русского искусства в Ереване таинственно исчезла картина художника «Ангел с душой Тамары и Демон». Маленький Миша рано увлекся рисованием, питал интерес к музыке и театру. Именно здесь, по словам одного из историков искусства «его палитра приобрела новые сильные насыщенные тона, напоминающие переливающийся игру драгоценных камней». Он притворился спокойным, лёг в кровать, закрылся одеялом и под ним начал теребить его и изорвал на полоски, прежде чем прислуга заметила Сила физическая в нём очень большая— редкая для интеллигентного человека Вы спрашиваете, нужно ли ему писать. Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству.
Брак казался ему счастливым завершением многолетних скитаний в поисках самого себя. Но, к сожалению изорвал в клочки летнее новое пальто и брюки. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. Первые вполне самостоятельные произведения относятся к 1884-1885 годам. Ярко поразила юного Врубеля копия работы Микеланджело – «Страшный Суд». В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод.
Фигуры двенадцати апостолов расположены полукругом в коробовом своде хор, в центре— стоящая Богоматерь. Словно в исступлении Врубель писал по 14 часов в день свою работу.
При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. В кругу взрослых и детей Врубель был всеобщим любимцем с 5 лет занимался в рисовальной школе, в 7 лет посещал в Петербурге школу Общества поощрения художеств.
Однако в 2017 году работа была обнаружена уже в России российскими спецслужбами. Шелестят под ветром крылья, сверкают дорогие каменья в ее головном уборе, затягивает, манит прощальный взгляд. Кирилл», «Богоматерь c Младенцем», «Св. Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года.
Портрет в живописи Михаила Врубеля
Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. А. Блок) колорит окончательно сформировалась в его киевские годы (1884-1889), причем в русле церковного искусства. Выходом для Врубеля стало участие во Всероссийской нижегородской выставке, приуроченной к коронации нового императора— Николая II. Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24.
Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. Бросила сцену, что заставило художника содержать семейство. Из-за службы отца семья часто переезжала. Особое влияние на картины художникаоказали живопись венецианского Возрождения (из современников испанец М. Фортуни и, возможно, английские прерафаэлиты), а также классические образы ренессансной и романтической литературы (У. В этих работах соединились гармония древности и экспрессия чувств современного человека. Знакомство с семьей Надежды Забелы прошло не очень приветливо, в первую очередь по причине двенадцатилетней разницы в возрасте между женихом и невестой (Врубелю было 40). Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14.
Врубель Михаил Александрович (1856 – 1910)
Он лечился фенацетином, принимая по 25 гранул в день. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. С работавшими в Риме русскими художниками Врубель так и не сошёлся, постоянно задирал их своими рассуждениями о неумении рисовать, подражательстве ит. п.
Долгие годы жизни он провел в психиатрических больницах. Казалось, судьба гения была предопределена с ранних лет. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. Во время создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона».
Казалось, что желание превзойти свой гений только портило картину. Учился в петербургской Академии художеств (1880-1884) у П. П. Чистякова уроки акварели брал у И. Е. Репина.
Постоянные перегрузки, общественная критика и семейная трагедия (сын родился с дефектом, а затем умер в возрасте двух лет), привели к тому, что психическое здоровье художника пошатнулось. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. Биография Михаила Врубеля и благодаря этому сложится очень непросто. В начале 1902 года В. Бехтерев обнаружил у него неизлечимую болезнь (сухотка спинного мозга), которая грозила сумасшествием. Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. Вот в это-то время, в поисках чисто и стильно прекрасного, одновременно прилагающего дорогу в бытовой обиход, а тем самым— к сердцу публики, Врубель и становился одним из творцов русского модерна— того нового стиля, который наслаивался на неорусский романтизм мамонтовского кружка, частично из него вырастая»75.
Шекспир, И. В. Гёте, М. Ю. Лермонтов). Родился в Омске 5 (17) марта 1856 в семье военного юриста.
Во власти демонов: знаменитые картины Михаила Врубеля, созданные за шаг от безумия
Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим.
Врубель умеет извлечь красивые, красочные созвучия из самых обыкновенных предметов. Федорова. Врубель жениться на Е. Х. Зрители часами простаивали у его холстов, удивляясь его образам и размышляя о жизни.
Краткая биография Михаила Врубеля, картины
Его преподавателями были П. Чистяков и И. Репин. Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. Демон Врубеля получился поломанным, с неестественной позой и положением левой руки. Могучее прекрасное тело словно не умещается в раме, заломлены руки, трогательно прекрасно лицо, в глазах нечеловеческая скорбь», – описывает картину Н. А.
Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. В 1899 году Врубель потерял отца, а в 1901 году у него родился сын Савва, с врождённым дефектом – «заячьей губой», – что произвело на художника тягостное впечатление. Михаил Александрович Врубель родился в Омске в семье военного юриста. Их изумлял сюжет «Демона сидящего» и «Демона поверженного», они обсуждали загадочную «Царевну-Лебедь», с восхищением рассматривали детали «Сирени» и «Жемчужины» и других известных картин автора. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22.
Немного биографии иособенности творчества
Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции.
Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. Блок видел в «демоне» – «Юношу в забытье Скуки». В ней максимально выражена и скорбь Марии и ее страдание и безмерная любовь. Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. Кладбище Новодевичьего монастыря после революции очень сильно пострадало, было разрушено множество могил.
Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. Врубелевская манера портретной живописи получила дальнейшее развитие в других картинах, особенно в «Гадалке», написанной в 1895 году. Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. Прошение было удовлетворено157.
Сестре художник писал так: «Поиски мои – исключительно в области техники. А глаза были материнские – карие. Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. На беду, под рукой был единственный и уже проданный холст «Моление о чаше», на котором художник и творил до поздней ночи, зарисовав всю картину образами красавицы-наездницы.
Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями». Надежда Забела-Врубель предпочла сама выкармливать сына. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. Дальнейшая школа живописи ждала Врубеля в Саратове.
Годы жизни Врубеля Михаила Александровича
Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). Вершиной киевского периода явились эскизы к неосуществленным росписям Владимирского собора (1887, акварель и графитный карандаш, в большинстве своем в том же собрании). Блестящие примеры портретной живописи Врубеля – портреты К. Д.
Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. Судя по письмам Забелы Римскому-Корсакову, Врубель ударился в загул, пьянствовал, транжирил деньги и легко срывался по любому поводу. Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. В свои девять лет М. Врубель по памяти копировал Микеланджело. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать.
Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. Свадебное торжество проходило в Женеве. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости.
Картины Михаила Врубеля с названиями
Интересно, что «Богоматерь с Младенцем» он писал с жены своего работодателя, профессора Прахова, будучи влюблённым в неё. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Он критически относился к современному искусству.
Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. В каждом мазке словно слышится эхо непрекращающегося спора между ними. Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». Работа его, подходя к концу, снова и снова переписывалась.
В семье штабного адъютанта рождается второй ребенок (сын Михаил). Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Стал раздражительным, срывался, если слышал критику в адрес своих работ.
Описание картины Михаила Врубеля «Богоматерь с младенцем»
«Юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. Врубель пребывал в тяжелейшей депрессии и хотел свести счёты с жизнью, для чего морил себя голодом. Болезнь прогрессировала, но в периоды ясного сознания художник снова работал. В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость.
Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи – как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Картина «Демон сидящий» написана в 1890 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении.
Именно там он научился писать с натуры, получая уроки у нанятого учителя. Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. В 1906 художник ослеп.
Примечательно, что лица святых художник писал по памяти со своих знакомых. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135.
По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. Ничего внешнего, бросающегося в глаза.
В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101.
В 1895 году Врубель попытался обозначить своё присутствие в общей художественной жизни России. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна.
Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. Экспрессия, хаос, бегающие мазки, насыщенность цвета, мрака и густоты деталей – стали узнаваемым «автографом» мастера. Его учителями были П. П. Чистяков, И. Е. Репин и М. Фортуни. Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47.
Описание картины Михаила Врубеля «Демон сидящий»
Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. У Врубеля сложились близкие отношения с другим русским художником в Академии – В. Серовым. Душевная мягкость, отрешенная задумчивость – это пришло к нему от матери, в 23 года умершей от туберкулеза. Причем, второй занимался обучением Михаила Врубеля до 1882 года в собственном классе.
В Одессе мальчик учиться рисованию в школе Общества изящных искусств. Эти сложные смешения, несомненно, повлияют на жизнь художника. Свою будущую жену, Надежду Ивановну Забелу, Врубель увидел во время репетиции оперы-сказки «Гензель и Гретель». Врачи констатировали, что он болен как человек, но как художник абсолютно здоров. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе».
Описание картины Михаила Врубеля «Пан»
В 1903 году умирает малолетний сын Врубебя, через год после написания его портрета. С самого рождения мальчик болел и через два года умер. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже.
Она окаменела, глядя глазами, полными слез, на сына. Он спит через ночь по пять часов и редкий день, чтоб не поспал хотя бы три часа. Представители рода Врубелей (от польск. Именно здесь он написал одни из самых известных своих работ: Египтянка, Купава, Мизгирь, Волхова и т. д. Произведение удалось. Он пытался подарить её Э. Праховой, разорвал отвергнутую работу, но потом склеил уничтоженный лист.
Манера Врубеля – это некий кристаллический рисунок, который мерцает тонами «сине-лилового мирового сумрака». По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона».
Описание картины Михаила Врубеля «Снегурочка»
Прадед художника— Антон Антонович Врубель— был родом из Белостока и служил в родном городе судьёй. Отличительными штрихами врубелевских картин стали декоративность и орнаментальность. Художник в периоды помрачения впадал то в манию величия, то в полное самоуничижение. Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. На него он был и внешне похож: густые светлые волосы, прямой нос.
Византийская традиция насыщается здесь острым, трагически-напряженным психологизмом нового времени. Так Врубель превращается в постоянного обитателя психиатрических клиник. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано.
Описание картины Михаила Врубеля «Царевна Лебедь»
В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил». С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». Михаил Врубель (1856-1910) — художник, крупнейший представитель символизма в русском изобразительном искусстве.
Он уехал в Москву и его поглотила столичная богемная жизнь. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159.
К примеру, говорил учителю Репину, в глаза, что тот не умеет рисовать. Лишь спустя долгие годы некоторые критики отозвали свои негативные отзывы и изменили мнение о творчестве живописца.
В 1887 году Прахов привлек Врубеля к росписи Владимирского собора. «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». В ней смешались русские, татары, финны, выходцы из прусской Польши и варшавские поляки. Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. В то же время он как будто театральный – фантастичный, неподвижный, декоративный. Он творил всегда, можно сказать, непрерывно и творчество было для него так же легко и так же необходимо, как дыхание. Сильное, грозное произведение.
Нет, не стоит писать. Возможно, это стало причиной того, что в 1902 году у Михаила Александровича проявились признаки душевной болезни. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же). «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности.
«Действительный студент» Михаил Врубель
Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. Работал над картиной Врубель уже в Москве, в доме Мамонтова, в предоставленной студии. В эти годы он вновь писал демонов. Синими искрами загораются стекла пенсне. Окончив Петербургский университет и пройдя военную службу М. А.
В этом он имеет в виду обращение живописи к литературе. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 в. ), он в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) взамен утраченных тогда же он написал для этого храма и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). Арцыбушев сидит за столом с разложенными книгами в своём кабинете. Вдобавок к обретенному душевному покою творец получил и уверенность в будущем.
Она поражает разнообразием этнического состава. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. Тогда он переехал в Москву. Мамонтова (оба – 1897). Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80.
Так, как Врубель написал «демона», не мог писать ни один из его современников. Это ухудшило его душевное состояние: он стал замкнутым, вспыльчивым, страдал бессонницей. В 1898 году Врубель отправился на Украину. Одна из самых известных работ того времени — графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге.
Кушает хорошо— и в своё время. В «Надгробном плаче», который представлен выше, прослеживается вся глубина материнского горя. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68.
В клинике Сербского наметилось улучшение, хотя свидания с ним были запрещены, но он начал писать жене, в основном, в самоуничижительном тоне. В его даровании раскрылись универсальные возможности. Михаила Врубеля пригласили реставрировать Кирилловскую церковь (12 век), где в некоторых случаях он должен был исполнить абсолютно новые композиции (например, «Сошествие Святого Духа») именно в это время художник написал икону «Богоматерь с младенцем». Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. В. Васнецов так же чутко изображал литературные произведения в своих картинах.
Врубель, в 1880 году становится студентом Академии художеств. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля.
«Дивная патетическая симфония» Врубеля
Все расходы за проживание и учебу взял на себя Николай Вессель. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. Наравне с новыми открытиями ребенок учился постигать мир прекрасного в рисовальных классах «Общества поощрения» в Петербурге.
Сон как будто бы стал продолжительнее. На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). Именно тогда уравновесилась характерная для Врубеля техника письма и «история» его произведений. 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103.
Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. Художник входил в число самых активных членов художественного кружка С. И. Мамонтова. Здесь он написал ряд лучших своих картин, работал в технике майолики (скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, все в Третьяковской галерее, Москва), обращаясь к дизайну исполял эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве).
Цветовой контраст достигает на этом полотне своей кульминации. Под впечатлением от того, как Модест разбивал рояль исполняя речитативом «Блоху», Михаил зримо представил образы Фауста и Мефистофеля, которые в дальнейшем художник перенес на холст. По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. Однако художник не смог сдержать свое обещание.
Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». За спиной этажерка тоже с книгами и деловыми бумагами. Данный сюжет отсутствует в Евангелиях и не характерен для православной иконописи, но встречается в искусстве итальянского Ренессанса. Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета. Тщательное расследование ни к чему не привело и 22 года о картине не слышали. Им были созданы сюжеты «Сошествия Святого Духа на апостолов» на хорах церкви.
В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Врубель целыми днями работал с большим напряжением. Это традиционный реалистический портрет, герой которого не позирует, а наоборот, находится в состоянии задумчивости, в удобной позе, в комфортной и привычной для него обстановке.
В студенческие годы Врубель познакомился с композитором Модестом Петровичем Мусоргским. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. Красота врубелевской Царевны-Лебеди рождена морской стихией, она как-бы соткана из закатных лучей игры волн, блеска камней, шума прибоя. В 1899 году он пишет «Демона летящего», перед которым вспоминаются слова Блока: «Летим, летим над бездной, среди сгущающейся тьмы» Но Врубель не завершает это полотно и приступает к упорной работе над иным образом Демона, который получил название «Демон поверженный». Из мемуаров известно, что Врубель выступал в самых разных образах.
Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. Конец 80-ых для художника стал особенно плодовитым.
Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. Отношения Врубеля младшего с мачехой сложились хорошо и благодаря её призванию (она была пианисткой) художник вырос на классической музыке.
Картины с описанием и названиями
Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». Это было непонятно следующему поколению художников, крайне скептически относившихся к академической системе выучки.
Вдобавок художник так ослаб, что его возили в кресле-каталке, а весенняя простуда переросла в острый ревматизм. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. Результатом станут при возвращении в Киев шедевры – акварельные эскизы росписей Владимирского собора (1887).
Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина. Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен.
Через несколько дней он полностью ослеп155. Среди его наставников были Валентин Серов и Павел Чистяков. То он «вельможный пан» с иголочки одетый (отец его был поляком), то он одет в чёрный бархатный костюм, панталоны и чулки как венецианец с картины Тициана, то окружает себя странными людьми: снобами, кутилами, цирковыми артистами итальянцами, бедняками, алкоголиками (так говорил друг Коровин). В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии.
В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105. О популярности работ Врубеля можно судить и по похищенным полотнам. Савву похоронили на Байковой горе.
Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2.
Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. В состоянии Михаила Александровича перемен нет. Удивительна наследственность Врубеля. Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё.
В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду. Это сказалось на его работе над «Демоном поверженным». Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1.
.