Кто Написал Картину Гибель Помпеи
«Последний день Помпеи» картина Брюллова
В основе эскиза лежит романтически понятая идея борьбы человека с судьбой, которую здесь олицетворяют стихийные силы природы. Свет от них так силен, что ближайшие к вулкану здания кажутся как бы уже горящими.
Савинов отмечал, что Брюллов, показав вторжение стихийных сил в развитие человеческого общества, «наметил новое для его эпохи понимание истории», которая вершилась не монархами или полководцами, а стихийными силами, обрушившимися на страдающих и пытающихся спасти людей— художник попытался изобразить народ.
Себя Брюллов изобразил художником, несущим на голове ящик с кистями и красками. В ранних версиях художник изображал склонившегося над телом погибшей женщины вора-помпеянца, крадущего её драгоценности127121. ОПХ подарило картину «Итальянское утро» Александре Фёдоровне, жене Николая I. Император захотел получить парную к «Утру» картину, что послужило началом написания Брюлловым картины «Итальянский полдень» (1827 год). Незадолго до его смерти, когда картина «Последний день Помпеи» начала экспонироваться в академическом зале, товарищи Ивана на руках принесли его к полотну старшего брата. – объясняли русские), однако «Помпея» удостоилась золотой медали французской Академии изящных искусств.
Неподалеку, в другом доме, события рокового дня прервали поминки. В Помпеях было восемь ворот, но далее художник упомянул «лестницу, ведущую в Sepolcri Scauro» – монументальную гробницу именитого горожанина Скавра и это дает нам возможность точно установить выбранное Брюлловым место действия.
Сколько удивительного и сколько страшного мы пережили. По её мнению, эскизы должны быть расставлены в следующем порядке: 1) 2-й графический эскиз из ГТГ167 2) графический эскиз из ГРМ158 3) живописный эскиз из ПГХГ (на момент написания книги местонахождение этого эскиза было неизвестно)168 4) 1-й графический эскиз из ГТГ169 5) живописный эскиз из ГТГ170 6) графический эскиз из МИХМ171 7) 3-й графический эскиз из ГТГ172 8) живописный эскиз из ГРМ173. Среди тех, кто мог сопровождать Карла Брюллова в этой поездке, упоминаются имена графини Марии Разумовской, будущего сенатора Ипполита Подчасского (Подчацкого)5, а также графини Юлии Самойловой и князя Анатолия Демидова46. Одним куском материи художник объединяет в группу семью, спасающуюся от бедствия. Привлекают внимание и еще три персонажа – женщины склонившие колени в молитве.
Описание картины «Гибель Помпеи»
Гелл и Ганди предположили, что его полное имя — Ариций Скавр (Aricius Scaurus)55, но впоследствии выяснилось, что там был захоронен Умбриций Скавр (Umbricius Scaurus), а усыпальница была воздвигнута его отцом Авлом Скавром (Aulus Scaurus)565758. При построении композиции полотна Брюллов использовал академические правила. Редкий случай — общее мнение победило суждения «записных критиков» (как их именовали газеты и журналы): жюри не рискнуло угодить «записным», — Брюллов получил золотую медаль первого достоинства. Интерес художника-иностранца к героическому прошлому самобытной Италии лишь подстегивал революционные настроения страны.
Художник стал собирать необходимые материалы, прежде чем приступить к написанию картины. Сын, выносящий отца на себе, напоминает о классическом сюжете про Энея, вынесшего на себе отца из горящей Трои. Наблюдения за вулканом, когда он проявлял активность (в 18-19 вв. В мае 1831 года в мастерской у художника побывал писатель Алексей Толстой, который записал в своём дневнике: «Мы были у живописца Брюллова, который начал писать для князя Демидова картину, представляющую последний день Помпеи»71. Художник и критик Александр Бенуа в книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, писал, что, по его мнению, картина «Последний день Помпеи» представляла собой «такой фейерверк, такой трескучий оперный финал, громадный, превосходно исполненный, с весьма красивыми, славно группированными статистами», который «должен был производить ошеломляющее действие». Сам художник так описывал эту группу в письме к своему брату Фёдору, написанном в марте 1828 года: «в середине картины— упавшая женщина, лишённая чувств младенец на груди её, не поддерживаемый более рукою матери, ухватившись за её одежду, спокойно смотрит на живую сцену смерти сзади сей женщины лежит сломленное колесо от колесницы, с которой упала сия женщина»128119.
Тайны «Последнего дня Помпеи»: Кого из современниц Карл Брюллов изобразил на картине четырежды
Иванов писал Брюллову: «Любопытный видеть славную Вашу картину, я несколько раз покушался прийти к Вам в студию, но, наконец, несмотря на все убеждения людей к Вам близких войти к Вам без позволения, я решился написать к Вам письмо сие, в коем теперь спрашиваю самих Вас, позволите ли Вы мне видеть труды Ваши. » Другого живописца— Петра Басина, увидевшего «Последний день Помпеи» ещё в состоянии подмалёвка, — картина Брюллова вдохновила на создание полотна «Землетрясение в Рокка ди Папа близ Рима»31. Их лица не обезображены болью, даже лежащая на земле девушка прекрасна. Находясь под влиянием произведения Брюллова, английский писатель Эдвард Бульвер-Литтон в 1834 году написал роман «Последние дни Помпеи»97. Все хотели видеть произведение, о котором говорит весь Рим.
Казалось, что город скрылся с лица земли. Кажется, он замедлил шаги и старается запомнить развернувшуюся перед ним картину. Это трудное искусство называется «ПЛАСТИКА». Сыновья несут немощного отца на плечах, «забыв о себе, живя только страхом за его жизнь»4. Возможно именно это обстоятельство, а также нелестный прием картины Итальянский полдень и необходимость оправдываться, заставили художника принять решение, которое привело к крутому повороту в его судьбе.
«Последний день Помпеи»: причина, почему Брюллов решил написать картину о гибели итальянского города
Они бегут, мать просит её оставить и спасаться в одиночку, но Гай помогает ей идти дальше. Слово успех недостаточно для характеристики отношения к его картине. Дома вокруг трясёт на открытой узкой площадке очень страшно вот-вот они рухнут. В том же письме, отмечая недостаточное психологическое разнообразие действующих лиц полотна Брюллова, Бруни писал: «Я, может быть, немного придирчив, но я люблю видеть в картине глубокие чувства»180. По мнению Верещагиной, «подобным образом решить центр картины не позволил бы себе ни один последовательный классицист»: группа, в которую входят мёртвая мать и живое дитя, «романтически смело, в резком противопоставлении жизни и смерти, раскрывает замысел художника»125. Будучи в восторге от исключительного успеха картины «Последний день Помпеи» в Италии, её владелец Анатолий Демидов очень хотел показать творение и во Франции.
Отзыв, опубликованный в газете «Dbats», был ещё более негативным: «В этом произведении нет воодушевления, оно оставляет зрителя холодным и невнимательным»85. Содержанием многих из этих картин, как и полотна Брюллова, была тема страдания. В это же время на западных склонах вулкана шли сильные ливни, которые во время извержений случаются часто. Согласно уставу Академии, в звание профессора можно было возводить «отличившегося в бытность свою за границею пенсионера по возвращении его в отечество и по исполненной заданной ему от Совета программе». В письме к своему брату Фёдору художник так описывал семейную группу, расположенную возле ступеней гробницы Скавра: «бегущее семейство, думая найти убежище в городе: муж, закрывши плащом себя и жену, держащую грудного ребёнка, прикрывая другой рукой старшего сына, лежащего у ног отца»142119. Картина Брюллова угодила всем – и строгим академикам, ревнителям эстетики классицизма и тем, кто ценил в искусстве новизну и для кого «Помпея» стала, по словам Гоголя, «светлым воскресением живописи».
Ни один русский художник не имел такого успеха в Европе, как молодой 34-хлетний Брюллов, за которым очень быстро закрепилось символичное прозвище — «Великий Карл», — что соответствовало масштабуего шестилетнего многострадального детища — размер холста достигал 30 квадратныхметров (. ). Тема гибели Помпеи разрешала многие затруднения. Вот таким образом у Брюллова нет искажённых лиц, давки или неразберихи. Потом мастер будет писать, что он испытывал новое ощущение, забыв обо всем, кроме страшного рока, обрушившегося на город. Автор картины «Последний день Помпеи»оказался под глубоким впечатлением. В честь русского художника устраивались обеды и приемы, ему посвящались стихи.
Описание картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи»
Неизвестно, когда и каким будет следующее. Академии Болоньи, Флоренции и Пармы также сделали Брюллова своим почётным членом31. А на заднем плане виднеется языческий жрец, пытающийся спасти священный алтарь. Он же не исключал, что «дамой, подтолкнувшей Демидова на заказ», могла быть другая графиня— Юлия Самойлова46. Например, разрушения Содома или египетские казни.
По словам Гагарина, «это великое произведение вызвало в Италии безграничный энтузиазм»: в разных городах её автору устраивали торжественные приёмы, «ему посвящали стихотворения, его носили по улицам с музыкой, цветами и факелами»81. Почему. В частности, автор статьи в журнале «LArtiste» писал, что, по его мнению, у полотна Брюллова слишком большой размер и сама картина «опоздала на 20 лет», хотя она и «задумана с большой смелостью воображения». После расчистки пепла оказалось, что за две тысячи лет город прекрасно сохранился.
Застывшая трагедия: о картине Брюллова "Последний день Помпеи"
Какой-то крупный купец увез Брюллова в Милан и долгое время там лечил. Работу над картиной «Последний день Помпеи» проводила группа отдела реставрации ГРМ, в которую входили Ирина Корнякова, Александр Минин и Евгений Солдатенков116117. Это дань традиции художников Возрождения рисовать свой автопортрет на картине. Тем не менее, по мнению искусствоведа Магдалины Раковой, на полотне эта группа выглядит застывшей и неподвижной136.
Лица людей в большинстве красивы и отражают не ужас, а спокойствие. Зачем же Брюллов нарисовал их настолько похожими. Плиний описал ужас бедствия и описал вид извержения, после чего его стали называть «плинианским».
По мнению Верещагиной, своим произведением художник «приблизил историческую живопись к современному уровню знаний и представлению о прошлом» в значительной степени этому способствовало стремление Брюллова к исторической верности в изображении архитектуры, одежды, а также национального облика героев картины121. Вместе с этим званием художник получил лишь «право носить мундир старшего профессора», оставаясь при этом в чине титулярного советника. Работа Брюллова над «Последним днём Помпеи» глубоко взволновала и художника Александра Иванова— будущего автора «Явления Христа народу», работавшего с 1830 года в Риме. На верхней площадке— там, где эти встречные потоки должны столкнуться друг с другом, — находится «плотная фигура согбенного корыстолюбца, подбирающего со ступеней золото»148. Еще при жизни Брюллова его полотна получали самые восторженные отзывы. Но даже и эти собственные восхваления казались писателю недостаточными и он назвал картину "светлым воскресением живописи.
Утверждая, что живопись на протяжении конца XVIII и начала XIX века не произвела ничего «полного и колоссального», постигнув, однако, освещение, придающее силу и единство живописи, Гоголь называл картину Брюллова «полным, всемирным созданием». Николай Рамазанов тоже отмечал, что во время работы над «Помпеей» Брюллов «доходил до такого изнеможения сил, что нередко его выносили из мастерской»6364. Несмотря на то, что этот народ был показан Брюлловым довольно идеализированно и абстрактно, без какой-либо социальной характеристики, Верещагина писала, что нельзя не оценить значение сделанного автором полотна: «до него в русской исторической живописи слышался голос солиста, Брюллов заставил звучать хор»191. В частности, в очерке «Новая фаза русской литературы» (другой перевод— «Новая фаза в русской литературе»), опубликованном в 1864 году в газете «La Cloche», он так описывал свои впечатления о полотне Брюллова: «На громадной картине вы видите группы испуганных, остолбеневших людей они стараются спастись они погибают среди землетрясения извержения вулкана, настоящего катаклизма они падают под ударами дикой, тупой, неправой силы, всякое сопротивление которой было бы бесполезно.
А где, как ни в Италии этим заниматься. Под ударами заступа открывались картины гибели семей, ужасающие людские драмы. Зритель должен обратить внимание на то, что люди словно замерли, будто позируют живописцу. 24 августа начинался как самый обычный день в жизни Помпеи.
О сюжете картины «Последний день Помпеи»
Дома вокруг трясет на открытой узкой площадке очень страшно вот-вот они рухнут. Ракова также отмечала схожесть образов этой группы с античным мотивом гибели Ниобид— детей Ниобы, умерщвлённых древнегреческими богами Аполлоном и Артемидой (возможно, Брюллов видел посвящённую этому сюжету скульптурную композицию в галерее Уффици во Флоренции)139. Эту пару называют «Плиний с матерью» (хотя, как мы помним, Плиний Младший находился не в Помпеях, а в Мизено): в письме к Тациту Плиний передает свой спор с матерью, которая убеждала сына оставить ее и, не мешкая, бежать, а он не соглашался покинуть немощную женщину. Писатель Николай Гоголь в статье «Последний день Помпеи», написанной в августе 1834 года и опубликованной в январе 1835 года в сборнике «Арабески», называл картину одним из ярких явлений XIX века и «светлым воскресением живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии»18, а самого Брюллова— «первым из живописцев, у которого пластика достигла верховного совершенства». Автор в картине отказался от многого, что было ему дорого в ранних эскизах. Последнему дню древнего города и была посвящена картина русского художника Карла Брюллова. Понятно, что археологи работали не один день, а несколько десятилетий.
Ещё один эскиз хранится в собрании Пермской государственной художественной галереи (около 1827—1828, до 1986 года— в частном собрании)166. Работа вымотала художника и вскоре он заболел. Происшествие сие, рассказанное самим Плинием в письме к Тациту, случилось в Capo di Miseno, но художник, помещающий на саженной холстине Помпею и Везувий, отстоящий на пять миль от оного, может перетащить и из-за 80 миль пример детской и материнской любви, так кстати тут своею противоположностью прочим группам»128131132. Публицист и писатель Александр Герцен неоднократно писал о картине «Последний день Помпеи» в своих письмах, дневниках и других произведениях96.
История сохранила эпитеты, полученные художником от знакомых: «Блестящий», «Великолепный». Таково вдохновение, почерпнутое в петербургской атмосфере»181. Помпея была так хороша, что на летние месяцы сюда приезжали отдыхать римские владыки. С картины «Последний день Помпеи» Брюлловым были сделаны два авторских повторения исполненных акварелью85. Народ неспешно занимался своими делами, обсуждая последние новости. Такой приём в искусстве называется «УСЛОВНОСТЬЮ»: художник отказывается от внешнего правдоподобия во имя высокой цели: человек – самое прекрасное создание на земле.
Гораздо содержательнее группа сыновей, несущих отца: в образе старика, величественно простершего руку, выражена гордая непреклонность духа и суровое мужество. Кроме этого, в Русском музее есть ещё один живописный эскиз («один из ранних вариантов разработки темы»), датируемый концом 1820-х годов (бумага на картоне, масло, 17, 5 19, 7см инв. Как происходила в течение одного дня катастрофа можно увидеть в фильме Би-би-Си или вкратце на такой вот инсталляции: Или посмотреть фильм «Помпеи», где тоже с помощью компьютерной графики воссоздан вид города и масштабный апокалипсисец.
Карл метался между впитанной в Академии классикой с её идеально-возвышенными принципами и новой эстетикой романтизма. Полотно отправляется непосредственно в Рим фактически сразу после написания. Слухи об извержении тотчас долетели до Рима, все, кто мог, бросились в Неаполь — поглядеть на диковинное зрелище.
Удивительно на этой картине и то, как решен вопрос света. Он уже не способ передачи происходящего, а становится живым героем «Последнего дня Помпеи». Но кому именно они молятся. Возможно, Брюллов несколько приуменьшал сделанную им работу, поскольку примерно в то же самое время он писал скульптору Самуилу Гальбергу, что «половина картины Помпеи для Демидова уже написана», добавляя, что «сия работа меня абсолютно сделала так прилежным, как ты меня Самойлушка желал видеть»68. Следует отметить, что современники живописца по достоинству оценили его творчество. Сам Брюллов так описывал эту группу в письме к брату Фёдору: «Между сим группом и жрецом видны два молодые помпеянина, несущие на плечах своих больного старого отца между ног детей прячется верная собака»128131.
Публикация сих артефактов в издании «Antichita di Ercolano», выпущенном итальянской Академией и переизданном в других странах между 1771 и 1780 годами, вызвала реакцию культурного шока — на фоне винкельмановского постулата о «благородной простоте и спокойном величии» античного искусства. Так, например, знаменитое полотно «Итальянское утро», написанное Брюлловым после приезда в Италию в 1823 году. Картина принесла известность Брюллову, получив лестные отзывы сначала у итальянской публики, затем от членов Общества поощрения художников. Такая мощная сюжетная нагрузка на картину может быть опасна для живописи, делая полотно «рассказом в картинках», но у Брюллова литературность и обилие деталей не разрушают художественной целостности картины.
«Последний день Помпеи»: история создания картины
Плиний Младший оказался очевидцем, оставившим письменное свидетельство о гибели городов. Опыт копирования многофигурного произведения оказался очень ценным для построения композиции картины «Последний день Помпеи». Решено, наконец, уходить из города за нами идёт толпа людей, потерявших голову.
Лишь в 1830 году Брюллов приступил к написанию большой картины. Много труда и подлинного вдохновения вложил он в свое творение. Сыновья спасают старика отца, несут его на плечах. Пушкин переложил его сюжет в стихи, Н. В. При этом, «желая изъявить новый знак всемилостивейшего внимания к отличным дарованиям сего художника» император пожаловал ему орден Святой Анны 3-й степени92 (указ о награждении был датирован 27 ноября 1834 года93). Мы видели, как море отходит назад земля, сотрясаясь, как бы отталкивала его. На первом плане расположены три группы: два молодых помпеянина, несущие на плечах своих больного старика-отца, Плиний с матерью и молодые супруги – юноша-муж поддерживает падающую в изнеможении жену, венчанную брачным венком.
Брюллов вынужден был зарабатывать исполнением акварельных портретов. в брюлловской Помпее все фигуры были только поставлены на места и пропачканы в два тона», причём «вся эта работа была закончена в две недели и так подействовала на организм Брюллова, что у него от упадка сил дрожали голова, руки и ноги»707. Одежда героев, задний план картины словно сливаются с заревом вулкана. Среди них— один из первых эскизов к полотну (бумага, бистр, перо, 15, 5 18, 9см инв.
Для таких крупноформатных картин, как «Последний день Помпеи», специально изготавливали деревянные валы длиной до 10м и диаметром от 60 до 120см, на которые их наматывали. 3175)156. Вместе с «Последним днём Помпеи» на выставке, проходившей в Лувре, экспонировались полотна известных французских художников: «Мученичество святого Симфориона» Энгра, «Казнь Джейн Грей» Делароша, «Битва Мария с кимврами» Декана, «Смерть Пуссена» Гране, «Арабский сказитель» Верне13, «Алжирские женщины» Делакруа84 и другие. Карл Брюллов лично знакомится с историей погибшего города. Вспышки молний освещают лишь передний план. уже хорошо расчищена, что позволяло живописцу с максимальной точностью реконструировать на полотне архитектуру. В 1828 году Карл Брюллов завершил работу над копией фрески Рафаэля «Афинская школа», которая находилась в Ватиканском дворце. Каждая группа имеет свое содержание, вытекающее из общего содержания картины. Как бы то ни было, в ответ на письмо Брюллова Демидов попросил его продолжить его работу над полотном, «назначив для окончания картины такой срок в новом контракте, какой Брюллов признает сам за лучший для себя»69.
Возвратившись с проходившей в 1834 году выставки, на которой экспонировался «Последний день Помпеи», Александр Пушкин по памяти набросал одну из групп полотна— старца, которого несут сыновья, — и написал стихотворение: «Везувий зев открыл— дым хлынул клубом— пламя / Широко развилось, как боевое знамя. На полотне также трижды изображена графиня Юлия Павловна Самойлова— женщина с кувшином на голове, стоящая на возвышении в левой части полотна разбившаяся насмерть женщина, распростёртая на мостовой и рядом с ней живой ребёнок (обоих, предположительно, выбросило из сломавшейся колесницы)— в центре полотна и мать, привлекающая к себе дочерей, в левом углу картины. «Последний день Помпеи» — самое известное полотно Карла Брюллова. Правда, эскиз остался не вполне доработанным, отдельные образы и характеры лишь намечены в нем, а не раскрыты до конца но эта внешняя незаконченность своеобразно сочетается с глубокой внутренней завершенностью и художественной убедительностью. Там же Рамазанов приводил следующее высказывание Брюллова: «Для написания Помпеи мне ещё мало было таланта, мне нужно было пристально вглядеться в великих мастеров»6364.
В родной Академии художеств Карла на руках внесли в зал, где уже висела его картина. Его фигуры прекрасны при всем ужасе своего положения. Что пережили эти люди – закованные, беспомощные, в те часы, когда кругом все гибло. Он (К.
Художник использует беспокойный свет, который дает резкие тени, сюжет, полный трагизма. Популярность картины и её автора стремительно росла: в те дни вместо обычного приветствия на римских улицах и в местных кафе можно было услышать: «Видели ли вы картину Последний день Помпеи, о которой говорит весь Рим. »78 Писатель Николай Рожалин в письме к литературному критику Степану Шевырёву от 25 августа 1833 года сообщал: «У нас в Риме важнейшим происшествием была выставка картины Брюллова в его студии.
Он оказался погребенным под семиметровой толщей пепла. Вторую копию Брюллов сделал для вице-короля Ломбардо-Венецианского королевства Райнера Иосифа Австрийского— об этом известно из хранящегося в рукописном отделе Русского музея письма художника, в котором он давал поручение о переводе 1350 австрийских лир, описывая их как «вознаграждение, которое Его Высочество герцог Раниери и вице-король Ломбардский Венецианского королевства соблаговолил назначить мне, на акварельный рисунок исполненный мною в его альбоме изображающий мою большую картину Последний день Помпеи»85. Картина Брюллова, говоря современным языком, стала действительно трендовой.
Внимательное исследование позволило восстановить разыгравшуюся здесь трагедию. На стенах харчевен сохранились любовные стишки и прекрасные фрески. Половину сознательной творческой жизни Карл Брюллов провел в Европе. Выстроенная по «рецептам» академиков композиция – осмеянные последующими поколениями живописцев «треугольники», в которые вписываются группы людей, равновесные массы справа и слева – читается в живом напряженном контексте картины совсем по-другому, чем в сухих и мертвенных академических полотнах. Он делает ряд эскизов: пейзажа, руин, окаменелых фигур. Художник несколько раз посещал оперу Пачини «Последний день Помпеи» и одевал своих натурщиков в костюмы героев этого спектакля. И лишь немногим удалось спастись.
Описание картины «Последний день Помпеи»
Слышны были женские вопли, детский писк икрик мужчин, одни окликали родителей, другие детей или жен истарались узнать ихпоголосам. Картина швейцарской художницы Анжелики Кауфманн как раз показывает этот момент. Во время пребывания в Эрмитаже картину часто копировали начинающие художники108.
Подобное использование драпировок демонстрирует хорошее знакомство Брюллова с шедеврами античного искусства более того, в ряде первоначальных набросков к «Последнему дню Помпеи» просматривается непосредственное влияние искусства вазописи31. Ж-11015, поступил в 1929 году из музея Остроухова)164165. В частности, это видно в изображениях их ног: «мускулистые, натруженные в походах ноги широко шагающего воина, мелко переступающие и мягко очерченные— юноши»137.
Осенью 1833 года картина появилась на выставке в Милане. Исследователи творчества Брюллова полагают, что самое раннее письменное упоминание художника о работе над новой картиной относится к марту 1828 года52: в письме к своему брату Фёдору Карл Брюллов писал: «Эскиз для картины, заказанной мне граф Разумовской, приведён в порядок сочинение следующее: Последний день Помпеи». Тогда я осветил всю мостовую и увидел, что картина моя была окончена»7677. Искусствовед Галина Леонтьева писала, что одной из причин поездки художника в Неаполь могло быть то, что туда же ехала и Самойлова, с которой он познакомился незадолго до этого50. Созданию картины предшествовало пристальное изучение исторических источников (в том числе писем очевидца историка Плиния Младшего) и памятников древности. Прославившее художника полотно изображает не только трагедию народа, гибнущего в столкновении со стихией, но и смену исторических эпох – зарождение на обломках старого языческого мира новой христианской цивилизации.
Интересные факты о картине «Последний день Помпеи»
Многие известные деятели культуры того времени восхищались картиной. Перед отъездом из России фамилия братьев Брюлло была официально изменена на русский лад: Александр I пожаловал им «въ» и они стали Брюлловыми24. Толпа в картине разбивается на отдельные группы, по которым зритель постепенно считывает литературный замысел художника – изобразить чувства и поведение людей перед лицом гибели. Каждая группа имеет свое содержание, вытекающее из общего содержания картины. Учитывая то, что в 1828 году (когда был готов эскиз для Разумовской) Демидову было всего лишь 15 лет, журналист Николай Прожогин высказывал предположение, что передача заказа могла произойти несколько позже.
Реакция публики была здесь не столь горячей, как в Италии (завидуют. Только к осени 1833 года работа была завершена75.
Описание картины Айвазовского «Гибель Помпеи»
Это называется «КЛАССИЦИЗМ». Плиний Старший, который в то время был командиром римского флота, отправился в Мизены, чтобы понаблюдать за редким явлением природы. Её скорбный и проникновенный взгляд свидетельствует о том, что «ей вдруг до конца ясна стала её судьба, судьба города, всех людей вокруг, она опускает руки, сосуд падает». Богатые римляне стали возводить здесь виллы и летние дворцы. В начале 1833 года в письме к Обществу поощрения художников Александр Иванов сообщал: «Брюлло оканчивает картину свою, удивляющую уже Рим, а следовательно и Европу»74.
Один из самых известных живописных эскизов, созданных Брюлловым при работе над «Последним днём Помпеи», хранится в Государственном Русском музее (бумага на картоне, масло, 58 81см инв. Отныне, впервые в жизни, он поистине свободен. Одни оплакивали свою гибель, другие гибель близких, некоторые встрахе перед смертью молились осмерти многие воздевали руки кбогам большинство объясняло, что нигде иникаких богов нет идля мира это последняя вечная ночь».
За обильным пеплопадом полностью скрылось солнце и наступила кромешная тьма. Мать стремится укрыть детей. Извержение он видел издали: «Облако (глядевшие издали не могли определить, над какой горой оно возникало что это был Везувий, признали позже), по своей форме больше всего походило на пинию: вверх поднимался как бы высокий ствол и от него во все стороны расходились как бы ветви. Вот отрывок изего письма Тациту: «Я оглядываюсь назад. Его возвращение состоялось в конце 1835 года: 17 декабря он прибыл в Одессу из Константинополя на пароходе «Император Николай».
Одна французская газета отмечала этот живописный эффект, которого хотел достичь художник и указывала: «Художник обыкновенный, конечно, не преминул бы воспользоваться извержением Везувия, чтобы осветить им свою картину но господин Брюллов пренебрег сим средством. В письме родителям от 8 мая 1824 года Александр писал, что «вид сих развалин невольно заставил меня перенестись в то время, когда эти стены были ещё обитаемы, когда этот форум, на котором мы стояли одни и где тишина была прерываема какой-нибудь ящерицею, был наполнен народом»3435. Доминирующий цвет на картине – красный. Другой альбом с набросками художника для картины находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи (ГТГ)155.
Его там просто нет. Его монументальные полотна, портреты современников, составляют золотой фонд русской живописи. В том же письме художник сообщает, что местом действия им была выбрана улица Гробниц (Strada dei Sepolcri или Via dei Sepolcri), а картинная линия проходит от гробницы Скавра (Sepolcro di Scauro) к гробнице сына жрицы Цереры. Может быть, напуганные, они просят помощи у всех известных божеств.
Описание картины Последний день Помпеи
Гоголь восторгается этим произведением. Дома вокруг трясет на открытой узкой площадке очень страшно вот-вот они рухнут. Кроме этого, Николай I подарил художнику бриллиантовый перстень94. Люди пытаются спастись от разбушевавшейся стихии, вокруг слышны их крики, стоны и мольбы. Например, в 1822 году английский художник Джон Мартин написал большое полотно «Разрушение Помпеи и Геркуланума» (холст, масло, 161, 6 253, 0см, ныне в галерее Тейт)30, а в 1824 году появилась опера итальянского композитора Джованни Пачини «Последний день Помпеи», декорации к которой создал Алессандро Санквирико31.
О данном полотне с восторгом отзывались ценители живописи Италии, России и других стран. Художник писал портреты итальянской знати и своих соотечественников. По словам Иванова, общий стол был накрыт перед полотном «Последний день Помпеи», причём «на одну сажень расстояния от картины протянута решётка, чтобы не близко подходить к оной»105. Брюллов написал почти всё не так как полагалось.
В июле 1827 года Карл Брюллов, наконец, отправился в путешествие из Рима в Неаполь4. Как сообщала газета «Одесский вестник» в номере от 4 января 1836 года, жители города «с нетерпением ожидали увидеть г. Брюллова, которого имя заняло столь блистательное место между европейскими артистами и которого могущественной кисти Россия одолжена дивным созданием Последний день Помпеи».
Три года понадобилось ему, чтобы создать шедевр размером 4, 5 х 6, 5 метра. Причем это не тот жизнерадостный цвет, который призван дарить жизнь.
Кроме этого, значительное влияние на художника оказала другая ватиканская фреска — «Пожар в Борго», созданная Рафаэлем и его учениками. Что-то было навеяно раскопками, что-то историческими фактами.
Фотопроект, который показывает коренные народы с 5 континентов
Арядом сними — юноша, умоляющий мать подняться ибежать далее отэтой всепоглощающей стихии. Автопортрет и портреты подруги – лучшее доказательство того, что в своем проникновении в прошлое Брюллов действительно сроднился с событием, создавая и для зрителя «эффект присутствия», делая его как бы участником происходящего. Кто мог их раскидать. Живший в Неаполе художник Сильвестр Щедрин в письме к своему брату Аполлону от 6 мая 1828 года писал: «Наконец мне удалось увидеть и сделать этюд с натуры: извержение Везувия». По материалам археологических раскопок Брюллов пишет не только все предметы быта. Они заглушают его своею красотою».
По рассказу самого автора «Помпеи» изложенному в воспоминаниях его ученика Аполлона Мокрицкого, в один из дней к нему в мастерскую пришёл глава римской школы художников Винченцо Камуччини, который, постояв несколько минут перед картиной, подошёл к Брюллову, прижал его к себе и сказал: «Обними меня, Колосс. »79 Работавший в Риме датский художник и скульптор Бертель Торвальдсен заявил, что «такой картины никто из теперешних художников не только написать, но и скомпоновать не в силах»80. Неподалёку от них стоит христианский священник. Вот таким образом подготовка к написанию шедевра заняла у Брюллова больше 5-ти лет.
Особенно постаралсяуже состарившийся кавалер Камуччини, считавшийся в то время первым итальянским живописцем. Здесь не может быть никаких рассуждений о вине и наказании. Священник— «один из немногих героев картины, который бесстрашно обратил открытое лицо навстречу молниям, навстречу катастрофе», будто бы он «готов вступить в единоборство с разбушевавшейся стихией»143. Христианский священник— одна из наиболее поздних фигур, введённых Брюлловым в композицию127.
Эволюция Виктории Бекхэм: Как она из простушки превратилась в светскую львицу
(Кстати, у театральной основы картины был реальный прототип – опера Джованни Паччини «Последний день Помпеи», которая в годы работы художника над полотном ставилась в неаполитанском театре Сан Карло. Он несет на голове самое дорогое – ящик с красками и другими живописными принадлежностями. / Земля волнуется— с шатнувшихся колонн / Кумиры падают. Вблизи вулкана слышался страшный грохот и происходили непрерывные подземные толчки, ощущавшиеся и в Мизено (примерно в 30 км от Помпеи), где находилась семья Плиния.
По словам Ольги Лясковской, голова младшего из сыновей обладает исключительной жизненной реальностью, «она необычайно рельефно рисуется почти в центре картины и привлекает зрителя своими мягкими живыми чёрными глазами»134. «Последний день Помпеи» отлично характеризует романтизм в русской живописи, смешивающийся с идеализмом, повышенным интересом к пленэру и страстной любовью того времени к подобным историческим сюжетам. В том же письме Сильвестр Щедрин сообщал, что среди прибывших в Неаполь был и Карл Брюллов, но, по его словам, «лишь Брюллов явился ко мне, то, как насмех, стихший вулкан перестал вовсе куриться и он, пробыв дня четыре, возвратился опять в Рим»6061. Брюллов) силится схватить природу исполинскими объятиями". Поэты посвящали ему стихи. Извержение Везувия. Так, в 1834 году была опубликована статья Гоголя, посвященная картине.
Художник же, смело подняв глаза, смотрит на небесный огонь: «в роковую минуту он не оставил того, что для него всего дороже, — ящик с кистями и красками»149. Сам же Демидов имея «непреодолимое желание тотчас повергнуть картину на высочайшее воззрение», отправился сухопутным путём, прибыв в Санкт-Петербург раньше, чем туда было доставлено полотно8814. Одежда людей чистая, на ней не видно крови.
Художник рисует незамысловатые картины с глубоким смыслом
В этом Гоголь видел главную идею картины. И вот что интересно – лица на картине похожи, а позы – разные. Костюмы, украшения и предметы быта того времени художник изучал посещая музеи.
Каждый большой художник нарушает существующие правила. По воспоминаниям Александра Бенуа, в том же зале находились «Медный змий» и «Смерть Камиллы, сестры Горация» Бруни, «Христианские мученики в Колизее» Флавицкого, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» Иванова, «Тайная вечеря» Ге и ещё две-три картины Айвазовского109110. По некоторым данным, в результате этого извержения в Помпеях погибло около двух тысяч человек29.
Тем не менее, по свидетельству жившего в Риме художника Якова Яненко, весной 1833 года работа Карла Брюллова над полотном «Последний день Помпеи» всё ещё продолжалась. Роберт Винспиер, состоявший чиновником при русском посольстве в Риме, 6 июля 1827 года сообщал Александру Брюллову: «Ваш братец Карл увезён был в Неаполь графиней Разумовской»47 она же потом выступала в качестве заказчицы эскиза будущей картины48. Узнав о том, что в Помпеях было открыто хорошо сохранившееся здание публичных бань (терм), Александр получил от неаполитанского короля позволение делать обмеры и зарисовки любых заинтересовавших его архитектурных сооружений, обнаруженных при раскопках32. По словам Степановой, в этом произведении Брюллову требовалась определённая авторская смелость, чтобы преодолеть границы строгого академизма «путём постановки и разрешения сложнейших композиционных, световых и пластических задач». Его приветствовали аплодисментами на улице, устраивали овации в театре.
Но думается, что возможен и другой поворот темы: сплав двух «измов» оказался плодотворным для картины. И жрец, которого привыкли слушать и которому верили, трусливо покидает гибнущий город, надеясь остаться незамеченным. В одной из групп заднего плана художник изобразил самого себя.
Не случайно рядом с центральной фигурой убитой женщины художник изобразил прекрасного младенца, как символ неиссякающей силы жизни не случайно противопоставлены образы юности и старчества в группах Плиния с матерью и сыновей, несущих престарелого отца не случаен, наконец и подчеркнутый контраст между языческой, по-античному прекрасной толпой на ступенях гробницы и величественно спокойной семьей христиан. Брюллов намеренно соединил здесь образы цветущей силы и юности. По словам искусствоведа Эсфири Ацаркиной, картина Карла Брюллова «была высоко оценена жюри потому, что поражала грандиозностью события, патетикой чувств, правдивостью ситуации», создавая тем самым «впечатление подлинной монументальной эпопеи»13.
В одной из комнат были найдены скелеты женщины и собаки. Жених уносит бесчувственную невесту. И над ними — три прекрасных лица, две молодые женщины и художник. К счастью, они спасаются.
Анализ картины «Последний день Помпеи»
И когда наконец люди поняли, что им угрожает, было уже слишком поздно. На луврской выставке 1834 года, где был показан «Последний день Помпеи», рядом с картиной Брюллова висели полотна Энгра и Делакруа, приверженцев «пресловутой античной красоты». С утра ни что не предвещало о надвигающейся трагедии. По мнению искусствоведа Алексея Савинова, «большой темой» картины «Последний день Помпеи» была смена эпох, вызванная катастрофой, которая прервала размеренное течение жизни. Юный жених, забыв об опасности, вглядывается в помертвевшее лицо невесты.
Художник словно бы откликался на слова Пушкина: «Прекрасное должно быть величаво» Заканчивая картину, художник особо заботился об ее исторической достоверности. По словам Эры Кузнецовой, «только в результате напряжённой работы художнику удалось передать то величие и красоту чувств, которые и по сей день пленяют нас»123. 3176). Там же хранятся три графических эскиза, датированных 1828—1830 годами.
Отзывы критиков ошеломляли. Речь идет о Геркуланских воротах Помпей (Porto di Ercolano), за которыми, уже вне пределов города, начиналась «Улица гробниц» (Via dei Sepolcri) – кладбище с пышными усыпальницами и храмами. Именнокартина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» вызвала столь высокую оценку, удостоив творца титулом великого русского художника-романтика. Он выражает спокойствие, смирение, принимая случившееся как Божью волю. Результаты трудов Александра Брюллова по исследованию помпейских бань были опубликованы в вышедшем в 1829 году в Париже альбоме «Thermes de Pompi»2738. По словам Яненко, Карл Брюллов «себя прославил между новейшими художниками», все «за счастье поставляют видеть картину в его студии, хотя ещё не совсем законченную».
Его восторженно встретили в Италии, Франции, России. От изнеможения художник порой не мог идти, его буквально выносили из мастерской. Нам открылась откопанная часть сего несчастного города. Юноша, держащий на руках свою погибшую невесту, будто не верит, что ее уже нет в живых. Савинов писал, что Брюллов так сильно стремился «быть правдивым и точным в изображении дорогой ему античности, воплощённой в прекрасных людях, в улицах и гробницах Помпей, что мы до сих пор верим ему, какой бы условностью ни страдали его воззрения на древность, его художественные средства и приёмы»189.
После открытия музея в 1898 году она была выставлена в Михайловском дворце, в одном зале с другой картиной Брюллова «Осада Пскова». В письме к Александру Брюллову от 13 апреля 1833 года Яненко сообщал, что его брат «творит чудеса», а его новая картина— чудо.
ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ (история одной картины)
Смятение и страх испытывает спасающаяся бегством семья. В середине полотна жрец, спасая храмовые ценности, убегает от неминуемой погибели. Искусствовед Светлана Степанова отмечала, что полотно «Последний день Помпеи», прибывшее в Россию в 1834 году, стало «не просто одним из очередных достижений национальной школы, а явлением, ускорившим эволюцию искусства». Здесь Брюллов сосредоточил примеры мужества и самоотверженного выполнения долга. Здесь триумф русского мастера достиг своей высшей точки. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Анны 3-й степени. Выйдя за город, мы останавливаемся. Прозрачные одежды героев картины падают «струящимися складками», которые дают возможность явственно обрисовать контуры их фигур при этом характер складок одежды свидетельствует о душевном состоянии действующих лиц. Рядом с ними— христианский священник, без страха взирающий на происходящее.
- Древнеримская трагедия, ставшая триумфом Карла Брюллова
- Картина «Последний день Помпеи», 1833, Брюллов
- «Последний день Помпеи»: классический шедевр русского искусства руки Карла Брюллова
- История одного шедевра: «Последний день Помпеи» Брюллова
- Картина «Последний день Помпеи»: описание
Этот эскиз датирован 1828 годом и, по-видимому именно он упоминался Карлом Брюлловым в письме к брату Фёдору как «эскиз для картины, заказанной мне графиней Разумовской»161. В картине рассказано множество захватывающих и трогательных историй. «Последний день Помпеи» итальянцы называли «триумфальной» картиной. Вправой части картины навтором плане изображен всадник наконе, который встал надыбы.
Заказчик картины— князь Анатолий Демидов— заплатил за полотно сорок тысяч франков16. Виной – соблазнительное морское побережье и плодородные земли. Искусствовед Алла Верещагина писала, что малыш с золотыми кудрями занимает композиционный центр полотна, а его мать— в ярко-жёлтом одеянии с синим шарфом— представляет собой колористический центр картины. Зритель проникается атмосферой, его сердце начинает биться быстрее, то и дело он и сам поддастся панике. Прибывшие туда картины и другие экспонаты были размещены в Молотовской областной картинной галерее (ныне Пермская государственная художественная галерея), расположенной в здании Спасо-Преображенского кафедрального собора. В 1821 году Карл Брюлло окончил Академию художеств, получив большую золотую медаль.
- Последний день Помпеи – математика и искусство
- Последний день Помпеи: хроника событий
- На стыке классицизма иромантизма
- Где находится «Последний день Помпеи»
- Карл Павлович Брюллов: Последний день Помпеи
Ж-5081)161162. Россия торжествовала. Везувий и после этого просыпался не раз, почти что раз в 20 лет. В письме к Демидову от 4 сентября 1830 года Карл Брюллов писал, что ему передали сведения о намерении заказчика разорвать относящийся к картине «Последний день Помпеи» контракт в том случае, если работа над полотном ещё не начата.
Сыновья спасают старика отца, несут его на плечах. Это еще больше усилило тревогу и замешательство людей. Художник так описывал эту группу в письме к своему брату Фёдору: «По правую сторону помещаю групп матери с двумя дочерьми на коленях (скелеты сии были найдены в таком положении)»48119.
В толпе, находящейся на ступенях гробницы Скавра, происходит встречное движение. Отмечая, что «из этого, вероятно, ничего бы не вышло», далее Железнов писал, что одна дама имя которой осталось ему неизвестным, за обедом, на котором присутствовал и Брюллов, завела с Демидовым разговор о поездке в Помпеи и «сумела поставить его в такое положение, что он из угождения своей собеседнице, заказал Брюллову написать Последний день Помпеи»67. Критики дружно бранили Брюллова. 25 сентября 1834 года Совет Академии пытался ходатайствовать перед Николаем I о возможности присвоить Брюллову звание профессора в порядке исключения, учитывая то, что картина «Последний день Помпеи» «имеет неоспоримо величайшие достоинства, ставящие её в число необыкновенных в нынешнее время художественных творений в Европе».
На картине вам не удастся найти главного героя.
Молодой художник не подозревал о фатальности поездки. С 1825 по 1828 год он работал над копией «Афинской школы» Рафаэля— этот заказ, который дал художнику важный опыт работы над многофигурной композицией, был предложен ему русским посольством в Риме, обещавшим заплатить за него 10 тысяч рублей41. Жених уносит бесчувственную невесту. Дело в том, что натурой для всех этих персонажей послужила одна и та же дама – та самая графиня Самойлова. Зарево вулкана оттеняет панораму умирающего города на заднем плане картины. Густой черный туман, потоком расстилающийся поземле, настигал нас. Настоящий же триумф ожидал К. Брюллова на родине. Прообразом помпеянца в семейной группе стал итальянский метатель тяжестей и игрок в паллону Доменико Марини86, портрет которого Брюллов написал в 1829 году (холст, масло, 62 50см, ныне— в Новгородском музее-заповеднике)144145K 3.
- Брюллов-театральный постановщик
- Самое интересное в виде мозаики
- Завораживающая красота страсти и любви в нежных иллюстрациях
- Вот как «удаляли из друзей» до того, как появились интернет и соцсети
- Вот 8 хитростей, к которым прибегает мужчина, чтобы нравиться женщинам
Они вызывали повышенный интерес в художественных кругах не только Италии, но и всего мира. Кстати, Брюллов некоторые фигуры срисовал с фигур из раскопок. Он посещает раскопки.
Художник Григорий Гагарин писал, что «успех картины Гибель Помпеи был, можно сказать, единственный, какой когда-либо встречается в жизни художника». Карл Брюллов так описывал эту часть композиции в письме к своему брату Фёдору: «сзади сей группы виден теснящийся групп на лестнице, ведущей в Sepulcro Scauro, накрывая головы табуретками, вазами (спасаемые ими вещи все взяты мною из музея)»48119. 15734, также из собрания Остроухова)156157. Мать на картине совсем не немощна, а вполне еще молода.
Стоит также отметить, что на картине изображён и сам Брюллов — мужчина в левом углу. К сожалению, обитатели небольшого, но весьма богатого городка не сумели скрыться.
- Женственные образы звезд, решившихся на экстремально короткие стрижки
- Лучшие идеи, в чем встречать Новый 2019 год: 20 роскошных образов
- Составлен рейтинг того, что чаще всего искали в Яндексе в 2018-м году
- 13 архивных фото звезд, которые покажут их с новой стороны
Женщина – единственный персонаж, смотрящий прямо, обращаясь к зрителю. В 1897 году она была передана в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне— Государственный Русский музей), где она и находится до сих пор12. Среди этих подготовительных работ особое место занимает эскиз 1828 года.
Несмотря на успех, с которым полотно «Последний день Помпеи» было принято в России, Карл Брюллов не торопился возвращаться на родину. Тому, кто слишком медлил с бегством, не могли помочь ни мужество, ни осмотрительность, ни сила. На картинах Карла Брюллова люди находились во власти слепой природной стихии, рока. Торжественное событие было подробно описано в письме художника Андрея Иванова (бывшего наставника Брюллова) своему сыну Александру от 8 августа 1836 года. 11733, поступил из собрания И. С. Остроухова).
- 20 необычных и стильных идей новогоднего маникюра, которые стоит показать своему мастеру
- На Тайвани нашли самую красивую продавщицу рыбы
- 18 доказательств того, что рваные джинсы это не только стильно, но и удобно
- Феминизм не помеха женственности: 5 самых красивых феминисток
Эпическая тема, накал эмоций, напряжение вызванное ужасом от предчувствия надвигающейся гибели, пропитали всю картину. Шедевр создавался долгих шесть лет — от замысла и первого эскиза до полноценного полотна.
Он сделался самым известным человеком в Италии. На обеде, устроенном в его честь Московским художественным классом 28 января 1836 года, певец-баритон Николай Лавров исполнил песню «Там, где парил орёл двуглавый», содержавшую следующее четверостишие: «Принёс ты мирные трофеи / С собой в отеческую сень, — / И был последний день Помпеи / Для русской кисти первый день. »101102 Автором музыки был композитор Алексей Верстовский, а стихи приписывались Евгению Баратынскому (по другой версии, автором слов являлся Степан Шевырёв)102. Но Брюллов не остановился на этом решении своей темы.
- 20 примеров того, как сильно стрижка может изменить человека
- Любовница и только: Женщины, с которыми изменяли знаменитые мужчины
- 10 самых высокооплачиваемых моделей мира за 2018 год
- 10 эмоциональных рисунков о таинстве любви и близости мужчины и женщины
- Как бы выглядели принцессы Дисней, если бы стали злодейками
- ЗАСТЫВШАЯ ТРАГЕДИЯ: О КАРТИНЕ КАРЛА БРЮЛЛОВА ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ
- Коллекция Государственного Русского музея
Именно в этом Гоголь видел высшее совершенство художника— в том, что в самой катастрофе ему удалось показать всю красоту человека и «всё верховное изящество своей природы»175176. Патриции хотели жить с комфортом – появился водопровод, амфитеатр, театр драмы, музыкальный – Одеон, бани, монументальные храмы и памятники, которые могли спорить со столичными. Они заглушают его своею красотою»175.
Эта часть Помпей была в 1820-е гг. Это весьма шокирует почтенных членов «Общества поощрения художников» и они лишают Брюллова стипендии. В те времена старались подражать творениям старых мастеров, умевших показать идеальную красоту человека. Она показывает, что бывают в жизни моменты, когда «горе оказывается сильнее страха смерти»: не замечая грохота и молний, не слыша криков других людей, отрешившись от движений толпы, молодой жених неотрывно смотрит в покрывшееся мертвенной белизной лицо своей погибшей невесты, цветы в свадебном венке которой ещё не успели завять4. На ступенях гробницы слева мы видим женщину, чей взгляд полон первобытного ужаса.
Эту новизну принес в Европу свежий ветер романтизма. В письме от 12 (24) сентября 1834 года Демидов сообщал Брюллову: «Достославную сию картину я всеподданейше поднёс государю императору и удостоился благосклонного принятия. Брюллов отошел от правил реализма, следуя основам классицизма.
В канцеляриях лежали восковые таблички, в библиотеках – свитки папируса, в мастерских – инструменты, в банях – стригилы (скребки). Отец художника, Павел Брюлло, не дожил до этих событий— он скончался в январе 1833 года. Среди мастеров русского романтизма Карл Брюллов– выдающаяся фигура. Сохранились многие рисунки извержений разных веков. Немногие российские художники удостаивались настолько высоких оценок за рубежом. Далее художник пишет: «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину, — без чего похоже ль было бы на пожар. » В том же письме Карл Брюллов подробно описывает группы действующих лиц, которые он предполагал изобразить на полотне4853. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
Я осветил камни около ног воина и воин выскочил из картины. Еще задолго до окончания в Риме начали говорить о дивной работе русского художника. Рядом мужчина поднял руку и пытается хоть как-то защитить свою семью. Причем, в тот момент наиболее расчищенными оказались именно Помпеи. Ответ находим все в той же статье Гоголя, который сравнивает картину Брюллова «по обширности и соединению в себе всего прекрасного с оперой, если только опера есть действительно соединение тройственного мира искусств: живописи, поэзии, музыки» (под поэзией Гоголь, очевидно, подразумевал литературу вообще). Яркое солнце заливало улицы города.
«Его фигуры прекрасны при всем ужасе своего положения. К нему жмется мать с двумя дочерьми, будто ища у старика защиты. Девушка рядом несет светильник. По словам самого Брюллова, которые цитировал в своих воспоминаниях скульптор Николай Рамазанов, «надо было пережевать 400 лет успехов живописи, дабы создать что-нибудь достойное нынешнего требовательного века». Ж-7867, поступил в 1963 году от Е. М. Шапиро), а также этюд «Голова натурщицы» (бумага на холсте, масло, 17, 2 17, 2см инв. По мнению поэта Алексея Константиновича Толстого, Брюллов считался «лучшим живописцем в Риме».
Последние стали очень популярным сувениром из Италии. Передний план левого угла картины – семейная пара, укрывающая своими телами детей. Находит слова, воссоздающие реальный образ картины, ее краски, свет, пластическую красоту. Напервом плане— два сына несут своего старика отца наруках.
Отчаяние, немая мольба о помощи заметны каждому. Искусствовед Алла Верещагина отмечала, что сюжет, выбранный Брюлловым для полотна «Последний день Помпеи», «был неслыханным в практике классицистической исторической живописи»: художник показал не подвиг одного героя, совершаемый в гордом одиночестве или в окружении восхищённых его действиями зрителей, а стихийное бедствие, одновременно затронувшее многих людей, — тем самым «впервые в русскую историческую живопись вошёл народ»20. Реставрация картины проходила в Колонном зале корпуса Бенуа, куда полотно было доставлено на валу. Брюллов так вспоминал свои первые впечатления от посещения Помпеи: «.
- Иван Константинович Айвазовскии (Русский художник)
- Общееколичествопросмотровстраницы
Заканчивая описание картины «Последний день Помпея» (как ошибочно называют полотно некоторые), попробуем проанализировать ее, найти скрытый смысл. Картина воспринималась современниками неразрывной от эпохи, в которой была создана. Кажется, что на плоскости холста запечатлен не город, а целый мир, переживающий гибель. В монографии о творчестве Брюллова изданной в 1940 году искусствовед Ольга Лясковская предприняла попытку хронологического упорядочивания восьми графических и живописных эскизов, созданных Брюлловым в процессе работы над картиной «Последний день Помпеи». Ему требовалась абсолютная свобода и полная самоотдача в творческой реализации.
Художник Михаил Железнов со ссылкой на рассказы самого Брюллова писал, что «к концу 1830г. И все же в художника особо не верили, а иногда и вовсе насмехались. По одному описанию, «его несли сквозь бесчисленную толпу, молча расступавшуюся перед ними»17, по другому— «в часы, свободные от публики, его принесли в кресле из академического лазарета и оставили в зале одного», после чего он долго молча сидел перед картиной, впервые за долгое время абсолютно не кашлял и, закрывая и открывая глаза, как бы вбирал картину в себя, чтобы унести с собой её образ95.
Участие полотна в этой экспозиции было обеспечено при содействии Юлии Самойловой82 сообщая об этом факте, художественный критик Владимир Стасов писал, что «Последний день Помпеи» был помещён на выставке «стараниями графини Самойловой, как видно из письма А. Н. Демидова к его брату в ноябре 1833 года»83. Именно для «совета» со старыми мастерами уже в процессе работы над картиной Брюллов ездил в Венецию и Болонью — в Венеции художник хотел ещё раз повидать творения Тициана и Тинторетто, а в Болонье он на некоторое время задержался, копируя «Святую Цецилию» Рафаэля65. В собрании Третьяковской галереи хранится эскиз исполненный маслом и итальянским карандашом на холсте, разграфлённом на квадраты (58 76см, 1827—1828 инв. Последний день Помпея встретила бурлящей жизнью. Брюллов получил диплом почётного члена Миланской Академии изящных искусств, в сопроводительном письме от которой было написано: «Присоединив Вас к себе в качестве своего почётного члена, Академия только увеличила блеск своей славы». За столом был предложен тост за Карла Брюллова, «прославившего в Европе имя русского художника»106.
У него совсем не такая толпа, как на улице. Этим Брюллов хотел показать как христианская вера приходит на смену язычеству. Весь город стекался дивиться ей»9. Еще в 1828 году он подчеркивал, что скелеты «найдены были в таком положении», а изображенные им вещи «все взяты мною из музея» и что он следует «нынешним антиквариям» (то есть археологам). Однако, в 1748 г. археологи смогли его раскопать, приоткрыв завесу ужасной трагедии.
Картина пользовалась огромным успехом, ей посвятил своё стихотворение «Везувий зев открыл» поэт Александр Пушкин, а писатель Николай Гоголь написал статью, в которой он называл «Последний день Помпеи» одним из ярких явлений XIX века и «светлым воскресением живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии»18. В письме к своему брату Фёдору Карл Брюллов так описывал образ жреца: «По правую сторону упавшей женщины— жрец, схвативши жертвенник и приборы жертвоприношения, с закрытой головой, бежит в беспорядочном направлении»128131.
В начале января 1836 года99 (по другим данным, в конце декабря 1835 года100) Брюллов выехал из Одессы в Москву, где провёл несколько месяцев. 1 июля 1941 года экспонаты музея, подготовленные к эвакуации, были отправлены на Московский вокзал, далее на специальном эшелоне в сопровождении военной охраны в Горький (ныне Нижний Новгород), а затем по Волге и Каме в Молотов (Пермь)114. Художник Фёдор Бруни, работавший в те годы над монументальным полотном «Медный змий», подробно описывал картину «Последний день Помпеи» в письме к скульптору Самуилу Гальбергу от 17 марта 1834 года. Женщина стоит на коленях, её окружили дети, пытаясь найти у неё защиты и помощи.
Рассматривая эскизы будущего шедевра Брюлловаон делает вывод, что «тема требует огромного полотна, но на огромном полотне пропадет то хорошее, что есть в эскизах Карл мыслит небольшими холстами Маленький русский пишет маленькие картины Колоссальное произведение по плечу кому-нибудь покрупнее. » Брюллов не обиделся, лишь улыбнулся — злиться и гневаться на старика было бы абсурдным. Одновременно он делал наброски и на мифологические темы (Смерть Фаэтона, Гилас, похищаемый нимфами и другие). Весной 1828 года снова начал проявлять свою вулканическую активность Везувий. Образ-антипод других действующих лиц полотна, его глаза не несут ужаса. Но были третьи — зрители: парижане часами толпились перед «Последним днем Помпеи» и восхищались им так же дружно, как римляне. Эту особенность «Помпеи» можно обозначить одним словом – синтетичность: картина органично соединяет драматический сюжет, яркую зрелищность и тематическое многоголосье, подобное музыке.
Мать стремится укрыть детей. По мнению искусствоведа Марины Шумовой, введение в композицию автопортрета Брюллова является «абсолютно романтической деталью», поскольку «художник становится соучастником изображённого события, всё, происходящее в картине, как бы проходит через призму его восприятия и переживания»151. Вся опасность становилась ясной лишь постепенно. На картине «Последний день Помпеи» графиня Самойлова представлена сразу в трёх образах: женщина с кувшином на голове, разбившаяся женщина на мостовой в центре полотна и мать в левом углу картины, которая обнимает своих дочерей. Древнеримский писатель и адвокат Плиний Младший рассказывал, что это случилось в седьмом часу после восхода солнца (примерно в полдень) 24 августа.
А мы посмотрим что же отрыли археологи за долгие годы раскопок. Одну из причин такого прохладного приёма критик «Gazette de France» видел в том, что «прекрасная картина господина Брюллова прибыла слишком скоро в Париж после пребывания в нём казаков». Картина принесла Брюллову мировую известность.
Человечество до сих пор верит в «авось пронесет». Заносчивые итальянцы, превозносив итальянскую живопись над всей мировой, считали молодого и перспективного русского живописца не способного на что-то большее, что-то крупное и масштабное. И это несмотря на то, что картины Брюллова в определенной мере уже были известны задолго до «Помпеи». Жители Помпеи уже переживали за 15 лет до этого извержение вулкана, но не сделали выводов.
Однако позднее и туда проникали серные пары. Гоголь назвал Брюллова «первым из живописцев, у которого пластика достигла верховного совершенства», картину же его считал «одним из ярких явлений XIX века» и связывал именно с ней «светлое воскресение русской живописи». По поводу столь длительной и тщательной подготовки к написанию «Помпеи» художник Александр Иванов писал – «Долго зрела композиция в голове его, чертил он ее в альбомах своих и, наконец, решил ее в огромной величине. После окончания войны экспонаты были возвращены в Русский музей— ящики с большими картинами прибыли туда 17 апреля 1946 года115. Историческая память – важное понятие страны, боровшейся за свободу от Австрийской власти. Смотрит он на разрушаемые огромной силой стихи статуи языческих богов. За картину Карла Павловича Брюллова Николай I наградил лавровым венком.
Конечно, такая работа требовала много времени. Полотно по-праву назвали лучшей картиной столетия. Невозможно передать в словах ритм этих скомканных в один узел человеческих фигур, над которыми ясным Американский искусствовед Джордж Хёрд Хэмилтон в монографии об искусстве и архитектуре России писал, что успех, который сопутствовал полотну «Последний день Помпеи», можно было объяснить тем, что в нём любой зритель мог найти что-нибудь на свой вкус. Достоинство картины Брюллова обычно видят в том, что блестящий воспитанник петербургской Академии художеств был открыт новым веяниям. Это были небольшие по размеру картинки с малофигурными композициями, без психологических портретов.
Он посещал окрестности Везувия не единожды, делая наброски для будущего полотна. Здесь изображена женщина, обнимающая дочерей и священник-христианин. Как если бы библейская история знала бы не бессмысленный рок, а только гнев Божий. Вместе с тем Бенуа полагал, что и публика и художники «заболели» от этой картины «самым бешеным энтузиазмом» потому, что она притягивает всех своим «эффектничанием» и «надутым, но выдержанным пафосом»183.
Художник сообщал Демидову, что по ряду непредвиденных обстоятельств он «не имел на холсте другого, кроме одних начертаний фигур время приближалось к концу контракта, а окончание картины слишком было далеко от оного»6667. Брюлловский красный – кровавый, словно отражающий библейский Армагеддон. Известно, что художник общался с людьми, проводившими археологические раскопки, много читал труды по теме. Вот молодой человек в чем-то убеждает сидящую без сил старуху.
Отдавая должное своему конкуренту, он писал что новая картина Брюллова «очень красива, особенно для публики». Какие муки должна была испытать эта собака, прежде чем околела. Рядом мы видим христианского священника с крестом на шее, держащий в одной руке факел а в другой кадило, в испуге он обращает свой взор на рушащиеся статуи языческих богов.
В более поздних эскизах изображение жреца было отодвинуто художником на второй план. Преимущественно его полотна написаны в историческом и портретном жанре. Он не был удовлетворен эскизом именно потому, что в нем так настойчиво звучали ноты безысходного пессимизма, слепой покорности судьбе и неверия в силы человека. Берег явно продвигался вперед много морских животных застряло в сухом песке.
С графиней Юлией Самойловой Брюллов познакомился в 1827 году в Риме, в художественном салоне княгини Зинаиды Волконской впоследствии Самойлову и Брюллова связывала многолетняя близкая дружба49. Извержение произошло 24 августа 79 года, в результате чего из 20 000 населения города погибло 2 000 человек. По словам Савинова, «Брюллову выпала на долю редкая судьба новатора, принятого в первый же день, как только его труд стал известен»190. Брюллов не захотел обезобразить лица людей их тела ни ранами, ни грязью. По предположению Ольги Лясковской, при написании сыновей и отца Брюллов воспользовался принципом построения аналогичной группы использованным в картине Тинторетто «Похищение тела святого Марка из Александрии»127.
Таким образом мастер передал чувства с помощью движения, пластики. Эту «моду на вулкан» ввел британский посланник в Неаполитанском королевстве лорд Уильям Гамильтон (супруг легендарной Эммы, подруги адмирала Нельсона). Оставшиеся же не спаслись от пепла, достигшего Египта и вулканической лавы.
По мнению искусствоведа Галины Леонтьевой, разбившаяся женщина «символизирует прекрасный, но обречённый самой историей на гибель античный мир» в то же время дитя, тянущееся к погибшей матери, «воспринимается как аллегория нового мира, должного возникнуть на обломках прежнего, не порвав, однако, живых связей с минувшим»86. Формальной причиной отказа в звании профессора было то, что Брюллов создавал «Последний день Помпеи» по свободному выбору, а не по академической программе91. Так автор обозначил историческую кончину языческой религии после прихода христианства.
Бруни также отмечал «ужасный эффект, полученный благодаря молнии, которая соблаговолила замереть в воздухе, чтобы осветить сцену, выполненную с художественной точки зрения достойной восхищения»179. Педагоги-классицисты поругивали Карла за отступление от канонов классической живописи. 1827.
Может быть их растащила собака, в которой под влиянием голода проснулась волчья природа. Сам Брюллов посетил трагически известный город в 1827 году. По её словам, эта группа построена как «типичный равнобедренный треугольник композиции классицизма, решённый, однако, чрезвычайно мастерски, без обнажения рёбер конструкции». Создавались произведения искусства, связанные с этой темой.
М-7267. Г-176)160. По силе художественного воздействия, он, быть может, не уступает самой картине. Более полутора тысяч лет город оставался погребенным под землей и забытым. Художник Михаил Железнов вспоминал, что, заканчивая работу над большим холстом, Брюллов остался недоволен своим произведением— «по его расчёту фигуры должны были выходить из холста, а в картине они не имели того рельефа, который он хотел им придать».
29 ноября того же года Министерство императорского двора известило Академию о том, что «государь император не соизволил изъявить высочайшего соизволения на возведение художника Карла Брюллова в звание профессора, а соизволили отказаться, что в сем случае надлежит держаться устава». Изображение художника в левом углу картины является автопортретом автора. Перед нами предстает только толпа, народ, который был объят страхом. В 1851 году картина «Последний день Помпеи», хранившаяся до этого времени в Академии художеств, была перемещена в только что построенное здание Нового Эрмитажа, где она находилась в зале русской школы19107.
По словам самого Брюллова, знаменитый посетитель «просидел целое утро перед картиной весь смысл, всю подноготную понял»72. В другом письме к матери, датированном 6 декабря 1825 года, он так описывал свои впечатления: «Я вижу огненные реки, вырывающиеся из его жерла», «дождь песку, золы и камней засыпает пышную Помпею Помпея исчезает перед моими глазами»36. В частности, он прочитал свидетельства очевидца событий, древнеримского писателя (впоследствии также политического деятеля и адвоката) Плиния Младшего, который в своих письмах к историку Тациту писал: «Уже первый час дня, а свет неверный, словно больной. «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину», – делился Брюллов в одном из писем.
По словам Раковой и в автопортрете и в «Последнем дне Помпеи» Брюллов «изображает себя в сходном душевном состоянии: и в том и в другом случае мы видим человека, чьи душевные силы в трагическом напряжении, выражающемся даже игрой одних и тех же мускулов лица, к тому же одинаково подчёркнутых в обоих случаях резким освещением»150. Само же полотно, площадью более 30-ти квадратных метров, он создал меньше чем за год. Помпеи на долгие века были погребены под толстым слоем пепла. Его живопись становится прозрачнее, колорит картин напряженнее, краски свежее. В Помпее началась паника, да вот бежать было некуда. Стоило Брюллову появиться в театре – зал взрывался овациями.
Обмеры терм были закончены в 1826 году37. В Государственном Русском музее (ГРМ) хранится альбом Брюллова с первыми набросками для «Последнего дня Помпеи» исчерченный художником «без всякого порядка».
Рот мужчины раскрыт, его лицо выражает ужас134. Но картина Брюллова «Последний день Помпеи» – по первому впечатлению обычная история катастрофы. Образ юноши с матерью художник взял у Плиния. Каждый садовник знает, как хорошо растет на золе урожай. Аближе кзрителю — жених, охваченный ужасом, который пытается удержать наруках свою невесту (наней венок изроз), потерявшую сознание.
Его фигуры прекрасны при всём ужасе своего положения. Летом 1834 года, после окончания парижской выставки, по распоряжению Анатолия Демидова картина «Последний день Помпеи» была запакована в огромный ящик, погружена на корабль «Царь Пётр» и отправлена из Франции в Санкт-Петербург морем14. Полотно Брюллова вдохновляло поэтов и писателей на создание литературных произведений. Трагедия обнажает их чувства, показывает суть человеческих душ120. В различных проявлениях классического искусства очень часто изображались трагические сцены. В самом деле, почему скелет собаки сохранился полностью, а останки женщины были раскиданы по всей комнате.
Осознавая, что самостоятельно спастись невозможно, они надеются на помощь Бога. В целом приём, оказанный в Париже картине «Последний день Помпеи», оказался менее восторженным, чем в Италии13.
Он силён в своей вере, вот таким образом бесстрашен и спокоен перед надвигающейся опасностью. В ней «с равною силой выражены и физические движения и порывы испуганных, трепещущих душ»143. Последний день (Помпея и предположить не могла тогда, что он последний для нее) знаменитого города теперь навсегда останется в памяти человечества, а сам он восстал из забытья.
Описывая эту группу, в письме к своему брату Фёдору художник писал: «я ввожу случай, происшедший с самим Плинием: мать его, обременённая летами, не будучи в состоянии бежать, упрашивает сына своего спастись, сын же употребляет просьбу и силу всю, чтобы влечь её с собой.