Кустодиев 1920 Купчиха С Покупками
Описание картины Бориса Кустодиева «Купчиха с покупками»
На этот раз художник решил сделать центром новой работы женщину, такую крупную, как «Красавица» (Государственная Третьяковская галерея) и такую же монументальную, чинно сложившую руки и стоящую над городом, как «Купчиха» (Государственный Русский музей) 1915 годов151718. Пышная, полная, сытая белотелая, румяная, голубоглазая и русоволосая молодая женщина, в общем, довольная и весёлая купчиха, удобно устроившись, вальяжно сидит за столом на балконе деревянного особняка, в своём «домашнем раю».
Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната. Рядом о сдобное плечо своей хозяйки ластится и трётся, мурлыча и изогнув хвост, сытый и ленивый кот, непременный житель любого купеческого дома, холёный и просто лоснящийся от непрестанного удовольствия301132728. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой).
Народный идеал красоты: пышнотелые русские красавицы на картинах Бориса Кустодиева
Он показал на выставке 11 картин, в том числе впервые «Купчиху за чаем», которую разместили в центре одной из стен, целиком предоставленной в пользование художнику39404123. Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. Манеры аристократки тщательно скрыты за кротким, но мощным нравом купчихи. С годами в его композициях нарастает иронически-театральное начало, крепнет общее чувство идиллической, либо чуть печальной и ностальгической ирреальности («все мои картины — сплошная иллюзия», — говорил сам мастер). 25-летняя вдова старалась прививать детям любовь к живописи, театру, музыке и литературе. Особое впечатление всегда оказывали на художника города и села Верхней Волги — Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др.
Занимался живописью в мастерской Ильи Репина. Баронесса обладала пышными формами и была вполне в художественном вкусе Кустодиева, признававшегося, что «худые женщины на творчество не вдохновляют». Также высоко он оценил и «Купчиху за чаем» как работу, утверждающую красоту человеческую522953. Какова шуба на нем.
Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками. «Купчихой» оказалась баронесса Галина Адеркас, представительница древнего дворянского рода из Астрахани, в ту пору студентка медицинского факультета1021.
Здесь зарождались его прославленные образы крестьянского, мещанского, купеческого быта, «ярмарки», «масленицы», «деревенские праздники», которые складывались в большие серии картин маслом, гуашей и акварелей, где художник многократно варьировал исходный мотив — с неизменно красочным, пестрым, мажорным, колористически близким народному искусству эффектом. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург). Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы». После революции 1917 года, которую он принял в духе народного лубка, Кустодиев создал лучшие свои произведения в сфере книжной иллюстрации.
Уже с начала 1900-х годов Борис Кустодиев разрабатывал своеобразный жанр портрета, вернее, портрета-картины, в котором модель связана воедино с окружающим её пейзажем или интерьером. Однако некоторые моменты из первоначального эскиза Кустодиев всё же перенёс на картину30. Сначала Борис брал уроки у художника Власова, который приехал в Астрахань на постояенное место жительства. Мотивы радостного обновления доминируют в его картинах с новой, революционной тематикой («Большевик», 1920, Третьяковская галерея «Праздник II конгресса Коминтерна на площади Урицкого», 1921, Русский музей).
Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы. Я. Билибин, 1901). Пейзаж городка отличается спокойствием и умиротворённостью непрекращающейся бытовой и повседневной, медленно текущей уличной жизни, будто сошедшей с полотен Шагала или воплощённой в пьесах Островского1130151331012272831.
Загадка самой известной картины Кустодиева «Купчиха за чаем»
Спустя несколько лет, в 1923 году, Кустодиев написал схожую по композиции картину под названием «Купчиха, пьющая чай» (Нижегородский государственный художественный музей)2324. Характерные для ряда его образов эротические ноты, добродушные («Русская Венера», Нижегородский государственный художественный музей, 1924-26) или более драматичные («Купчиха и домовой», 1922, частное собрание, Санкт-Петербург), достигают предельной откровенности в неопубликованных рисунках к «Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова. В 1964 году в фильме «Женитьба Бальзаминова» режиссёра Константина Воинова по трилогии пьес А. Н. Островского актриса Нонна Мордюкова сыграла избалованную изнемогающую от праздности купчиху Белотелову5556, которая, как отмечали кинокритики, будто сошла с картин Кустодиева57, перевоплотилась в «кустодиевскую купчиху», могущую коня на скаку остановить58. И такие молодцы проглядели революцию.
Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева — портретиста (И. А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. «Волжские серии» он продолжал писать и после того, как в 1916 году паралич приковал его к креслу. Позднее (с 1908) увлеченно работал и в скульптурном (тоже импрессионистическом по манере) портрете, создав — в пластилине, гипсе, которые затем часто переводились в мрамор, — целую галерею портретных бюстов известных деятелей культуры (М.
Я. Билибин, 1901). Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Так что кисти мастера доступна бессловесная характеристика избранного образа. Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии.
Михаил Нестеров, посетивший вместе с Всеволодом Воиновым в марте 1923 года квартиру Кустодиева в Петрограде, высоко оценил его работы на тему купечества, особенно задержавшись возле картины «Купцы», написанной ещё в 1918 году (известна также как «Гостиный двор», «Торговые ряды»). Зашел с мороза прямо в шубе. «Картины в моей голове сменяются, как кино», – говорил Кустодиев.
Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. Константин Сомов, в то же самое время как-то зашедший к Кустодиеву домой, отмечал, что выставка эта в целом скверная и никуда не годится, оговорившись, правда, что к «Купчихе за чаем» это не относится42. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились.
Картина Купчиха с покупками Бориса Кустодиева
Стоит заметить, что Кустодиев иронично наделил мордочку кота чертами хозяйкиного лица26. Я. Билибин», 1901, там же «Семья Поленовых», 1905, Историко-художественный музей, Вена). Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв.
Вот кого рисовать-то. Этот мир был уничтожен вихрем революции с приходом к власти большевиков. Примечательно, что для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
Кустодиев Борис Михайлович (1878 – 1927)
Участвуя в художественном объединении «Мир искусства», Кустодиев интересовался не только образами дворянской культуры, но и провинциальным бытом— он был настоящим поэтом купечества1. В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой. Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков. Вот таким образом сценография как таковая (оформление «Блохи» Е. И. Замятина во 2-м МХАТе, 1925 и др. В сидящей на балконе за столом, уставленным яствами, дебелой, необъятной толщины русской красавице, образ купчихи приобретает подлинно символическое звучание.
Борис Михайлович Кустодиев родился в семье преподавателя духовной семинарии. Можно сказать, что «Купчиха за чаем» является вдохновенной поэмой о русской красоте, прощальным памятником старой России, замечательным и характерным образом, своего рода апофеозом воспоминаний о сочных пышных красавицах, о приближающихся лазоревых вечерах, о монументально торжественных чаепитиях, о неторопливой, будто неизбывной и безмятежной жизни с её размеренным укладом, сытым и бездумным существованием. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. А шуба. Он создает агитационную графику в духе народного лубка, часто выступает как художник книги, суммируя свою старорусскую иконографию в книжке «Русь» (с текстом Е. И. Замятина 1923) и др. Картину «Купчиха за чаем» можно считать одним из наивысших достижений Кустодиева в послереволюционный период его творчества38, программной работой художника29. Потеряв возможность двигаться, Кустодиев удивительным образом сохранил способность писать задушевные и колористически богатые, светоносные картины, во многом благодаря тому, что у него в памяти осталась «чудесная страна воспоминаний».
Примечательно, что атласное тело купчихи даже светлее неба3032. Над столом возвышается пышущий жаром, величавый и красивый, сверкающий своими начищенными до блеска медными боками огромный пузатый ведёрный самовар исполненный в столь любимой среди купечества форме «ваза». Очень часто моделями для купчих Кустодиеву служили представительницы интеллигентной среды. И. Шаляпин», 1922, там же). Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка.
циклах, продолжает работать и как скульптор (модели для фарфоровых статуэток). В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют»3619. Летом 1918 года Кустодиев приступил к воплощению на полотне своего давнего замысла, связанного с картиной «Чаепитие» (частное собрание) 1913 года, на которой изображено застолье дебелых купчих во главе с чинным купцом— отцом семейства, в котором художнику виделся действительный тайный советник, сенатор-правовед Николай Таганцев141516.
Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. Весной 1920 года в трёх комнатах квартиры Нотгафта в здании петроградского Дома искусств состоялась первая и единственная прижизненная персональная выставка Кустодиева, на которую он представил около 170 разных с художественной точки зрения произведений, выполненных в основном в 1915—1920 годах, в число которых вошла и «Купчиха за чаем».
Репин сделал молодого мастера одним из соавторов своей картины «Заседание Государственного Совета» (1901-03, Русский музей). Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). В июне 1924 года на XIV Международной выставке в Венеции Кустодиев представил несколько своих работ, в том числе «Купчиху за чаем», а также «Большевика»2554.
Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). Но тем живее работало воображение. К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем – еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу. Мастер пишет также жанровые портреты-типажи, где фигуры предстают олицетворениями русской провинции как таковой («Купчиха», 1915 «Купчиха за чаем», 1918 оба — Русский музей), окружает живой жанрово-пейзажной средой и собственно портретных персонажей («Ф.
Портал Проза. ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург). На самом деле «Купчиха за чаем» была вовсе не купчихой, а настоящей баронессой. Нужно сказать для объективности, что не все образы купечества так изображены художником. Правда их в этом провела интеллигенция Крепкий и цельный народ— купечество».
Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. На его фоне как кичливо смотрится летний зонтик от солнца в руках хозяйки. При отсутствии постепенного перехода от переднего плана к дальнему, пространство передано неторопливо-спокойными и пластически-плавными ритмическими линиями, сливающимися от периферии в центр композиции, что заостряет внимание зрителя на купчихе как символе старой России и чаепитии как концентрации всего уклада её жизни, в то время как остальные окружающие детали, в том числе кот, купеческая чета, городская панорама и наконец притягивающий внимание зрителя красным пятном арбуз, кажутся лишь приложением к образу, дополнительным повествованием, не лишённым однако большой смысловой нагрузки. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности.
Сам Кустодиев не был поклонником такого типажа, да и жена его, Юлия, не обладала пышными формами, обладала хрупкой, неброской внешности. Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины.
Лучшие картины русского художника Бориса Кустодиева
В этом он находил свое спасение. В 1925 году «Купчиха за чаем» была передана из отдела изобразительных искусств Наркомпроса в Государственный Русский музей25, где она и находится в настоящее время, экспонируясь в Зале 71-м Корпуса Бенуа9.
.