Кустодиев Купчиха За Чаем Описание
Картина Бориса Кустодиева Купчиха за чаем: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Купчиха за чаем, 1918, Кустодиев – описание картины
Стол же заставлен аппетитной и располагающей к чаепитию снедью и сладостями: здесь плетёная корзинка-хлебница с кренделями, булочками, печеньем, кексом с изюмом, да и всякие фрукты— гроздь винограда, яблоки, ну и спелый и сочный сахарный, яркий и красный разрезанный арбуз с чёрными косточками, который Кустодиев уподобляет роскошному розовому телу купчихи. Стоит заметить, что Кустодиев иронично наделил мордочку кота чертами хозяйкиного лица26. Он показал на выставке 11 картин, в том числе впервые «Купчиху за чаем», которую разместили в центре одной из стен, целиком предоставленной в пользование художнику39404123. 1918. Натюрморт, занимающий первый план, усиливает декоративное звучание всей работы. Пышная, полная, сытая белотелая, румяная, голубоглазая и русоволосая молодая женщина, в общем, довольная и весёлая купчиха, удобно устроившись, вальяжно сидит за столом на балконе деревянного особняка, в своём «домашнем раю».
Полусонная атмосфера картины является олицетворением богатства и благополучия, однако богатство и беззаботность купчихи показаны иронично, беззлобно. Можно сказать, что «Купчиха за чаем» является вдохновенной поэмой о русской красоте, прощальным памятником старой России, замечательным и характерным образом, своего рода апофеозом воспоминаний о сочных пышных красавицах, о приближающихся лазоревых вечерах, о монументально торжественных чаепитиях, о неторопливой, будто неизбывной и безмятежной жизни с её размеренным укладом, сытым и бездумным существованием. Над столом возвышается пышущий жаром, величавый и красивый, сверкающий своими начищенными до блеска медными боками огромный пузатый ведёрный самовар исполненный в столь любимой среди купечества форме «ваза».
Преподавал в своей частной художественной школе (Новая художественная мастерская, Петербург, 1913). На столе перед ней стоят фрукты, большой самовар. Но тем живее работало воображение. В 1925 году «Купчиха за чаем» была передана из отдела изобразительных искусств Наркомпроса в Государственный Русский музей25, где она и находится в настоящее время, экспонируясь в Зале 71-м Корпуса Бенуа9. Картину «Купчиха за чаем» можно считать одним из наивысших достижений Кустодиева в послереволюционный период его творчества38, программной работой художника29.
В роскошном натюрморте трапезы, сверкающем величии самовара, в вывесочной красочной яркости сахарного арбуза, мраморной белизне плеч купчихи, в живописной красоте и выразительности каждой детали господствует звучное многоцветье. Борис Михайлович Кустодиев родился в семье преподавателя духовной семинарии. Потеряв возможность двигаться, Кустодиев удивительным образом сохранил способность писать задушевные и колористически богатые, светоносные картины, во многом благодаря тому, что у него в памяти осталась «чудесная страна воспоминаний». И такие молодцы проглядели революцию. Картина в настоящее время находится в Санкт-Петербурге. В 1910 удостоился чести дать автопортрет в галерею Уффици (Флоренция), где собраны автопортреты величайших художников за несколько столетий. Автор жанровых картин, портретов, книжных иллюстраций. Да вот только вместо широких просторов за спиной – холодная стена.
«Волжские серии» он продолжал писать и после того, как в 1916 году паралич приковал его к креслу.
То были сюжеты и люди уже ушедшей, но не утратившей свой терпкий аромат жизни. Она молода, красива, хорошо одета. Участвуя в художественном объединении «Мир искусства», Кустодиев интересовался не только образами дворянской культуры, но и провинциальным бытом— он был настоящим поэтом купечества1. Это одна из первых больших работ Кустодиева после пережитых операций на позвоночнике. А сам портрет – образ сытой, ярмарочно-праздничной Руси, которая в 1918 году, когда создавалась картина, погибла в революционном водовороте.
Загадка самой известной картины Кустодиева: кем на самом деле была «Купчиха за чаем»
Также высоко он оценил и «Купчиху за чаем» как работу, утверждающую красоту человеческую522953. Работ с изображениями заводских рабочих, матросов, бойцов Красной Армии было большинство. Власова (Астрахань, 1890-е), в Высшем художественном училище при Академии художеств у В. Е. Занимался также скульптурой.
Особую известность завоевал картинами из жизни российской провинции. В 1909 году у Бориса Михайловича была обнаружена серьезная опухоль спинного мозга. Вот кого рисовать-то.
Все остальное, что ее окружает – лишь дополнительное повествование, пояснение к образу. Купчиха спокойна и величава в сознании своей красоты и женского обаяния. Зашел с мороза прямо в шубе. На самом деле тем, кто знаком с личностью Бориса Михайловича, это совсем неудивительно. Там тоже есть полная женщина, блюдце с чаем, самовар и арбуз. Даже наоборот, образ русской купчихи кажется немного ироничным, добрым и даже невинным.
История одного шедевра: «Купчиха за чаем» Кустодиева
Облаченная в дорогое парчовое платье с глубоким декольте, обнажающим впечатляющую округлость белосахарных плеч, в шелковой чалме, короной венчающей голову, с янтарными серьгами в ушах, эта русская богиня «царит» над всем миром, вбирая в себя его соки и краски. Огромный начищенный до блеска самовар, сочный алый арбуз, налитые спелостью яблоки, прозрачный виноград, румяная сдоба и даже кот, что мурлыча, ластится к хозяйскому плечу, – все это символы достатка купеческого дома. Константин Сомов, в то же самое время как-то зашедший к Кустодиеву домой, отмечал, что выставка эта в целом скверная и никуда не годится, оговорившись, правда, что к «Купчихе за чаем» это не относится42. В этом он находил свое спасение. «Купчихой» оказалась баронесса Галина Адеркас, представительница древнего дворянского рода из Астрахани, в ту пору студентка медицинского факультета1021.
Член Союза русских художников (1907-1910), Мира искусства (с 1911), Ассоциации художников революционной России и других. Учился у П. А. В этом он находил свое спасение.
Эта картина сейчас хранится в Нижегородском государственном музее. Холст, масло. Баронесса обладала пышными формами и была вполне в художественном вкусе Кустодиева, признававшегося, что «худые женщины на творчество не вдохновляют». Увидеть эту картину можно в петербургском Государственном Русском музее. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. При создании картины Кустодиев изучал различные виды народного искусства, включая лубок, творчески переосмысливая его и создавая таким образом свой неповторимый своеобразный стиль.
«Купчиха за чаем» картина Кустодиева
Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы. «Картины в моей голове сменяются, как кино», – говорил Кустодиев. Борису Кустодиеву удалось очень точно передать образ купчихи. И пользовалась спросом публики.
С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната. Картина была написана в проблемный для России год. При этом он получился у него настоящим, а не нарочито иллюзорным. Ее движения плавны и неторопливы – под стать замедленному провинциальному ритму жизни. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой). 25-летняя вдова старалась прививать детям любовь к живописи, театру, музыке и литературе.
И это показательно. Светится молодое, здоровое, сильное тело женщины, блестят зубы в застенчивой и вместе с тем простодушно-горделивой улыбке играет свет в шелковистых распущенных волосах. При отсутствии постепенного перехода от переднего плана к дальнему, пространство передано неторопливо-спокойными и пластически-плавными ритмическими линиями, сливающимися от периферии в центр композиции, что заостряет внимание зрителя на купчихе как символе старой России и чаепитии как концентрации всего уклада её жизни, в то время как остальные окружающие детали, в том числе кот, купеческая чета, городская панорама и наконец притягивающий внимание зрителя красным пятном арбуз, кажутся лишь приложением к образу, дополнительным повествованием, не лишённым однако большой смысловой нагрузки. Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков.
Описание картины «Купчиха за чаем»
В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой.
Конечно, основной темой выставки стала революционная. Шумно выдохнул – белый пар остановился в холодном воздухе – в доме не топили, не было дров. Чем же была для Кустодиева данная работа.
Подперев одной рукой локоть другой, в которой она держит фарфоровое блюдечко, купчиха чинно и по купеческой традиции пьёт из него чай, кокетливо оттопырив свой пухлый мизинец112613272829. На самом деле «Купчиха за чаем» была вовсе не купчихой, а настоящей баронессой. Все в образе купчихи говорит о спокойствии, умиротворенности. Да и сам Кустодиев в 1923 году нарисовал еще одну похожую картину – «Купчиха, пьющая чай». Возможно, зримой целью её чувственных мечтаний является молодой человек, пытающийся за забором обуздать белую лошадь37.
Загадка самой известной картины Кустодиева: кем на самом деле была Купчиха за чаем
Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. Чаепитие стало традицией в русской семье с XVIII века. Примечательно, что атласное тело купчихи даже светлее неба3032. В 1918 году, когда на Россию обрушилась революция, голод и разруха, многие мечтали о той жизни, которая осталась в прошлом и эта картина является красочным воспоминанием, последним лучиком света бывшего уклада жизни. Трудно представить, что душевно и колористически щедрое, светоносное искусство Кустодиева сохранило свои удивительные качества даже в ту пору, когда болезнь лишила его возможности двигаться.
Однако некоторые моменты из первоначального эскиза Кустодиев всё же перенёс на картину30. Желающие украсить свой дом копией полотна «Купчиха за чаем» могут у нас заказать печать постеров на холсте или бумаге. К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем – еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу. Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж.
Описание картины Бориса Кустодиева «Купчиха за чаем»
Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют»3619. «Картины в моей голове сменяются, как кино», – говорил Кустодиев.
Очень часто моделями для купчих Кустодиеву служили представительницы интеллигентной среды. Примечательно, что для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой. Спустя несколько лет, в 1923 году, Кустодиев написал схожую по композиции картину под названием «Купчиха, пьющая чай» (Нижегородский государственный художественный музей)2324. Летом 1918 года Кустодиев приступил к воплощению на полотне своего давнего замысла, связанного с картиной «Чаепитие» (частное собрание) 1913 года, на которой изображено застолье дебелых купчих во главе с чинным купцом— отцом семейства, в котором художнику виделся действительный тайный советник, сенатор-правовед Николай Таганцев141516.
Какова шуба на нем. Савинского, И. Е. Этот мир был уничтожен вихрем революции с приходом к власти большевиков. К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем – еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу. Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт.
Михаил Нестеров, посетивший вместе с Всеволодом Воиновым в марте 1923 года квартиру Кустодиева в Петрограде, высоко оценил его работы на тему купечества, особенно задержавшись возле картины «Купцы», написанной ещё в 1918 году (известна также как «Гостиный двор», «Торговые ряды»). Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины.
А последними работами мастера стали иллюстрации к книгам о Ленине. Правда их в этом провела интеллигенция Крепкий и цельный народ— купечество». Весной 1919 года в Зимнем дворце, переименованном в Дворец искусств, прошла Первая Государственная выставка с участием более 300 художников, в том числе и Кустодиева.
С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната. А шуба.
Занимался живописью в мастерской Ильи Репина. Купчиха расположилась на террасе, возвышающейся над холмом на фоне голубого неба, по которому плывут розовые облака, так как солнечный день уже клонится к вечеру. В июне 1924 года на XIV Международной выставке в Венеции Кустодиев представил несколько своих работ, в том числе «Купчиху за чаем», а также «Большевика»2554. Картина Б. Кустодиева, название которой Большевик, порой вводит в замешательство тех, кто пытается определить для себя политические взгляды художника.
Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы. «Замыслы, один другого заманчивее, так и теснились в голове, – писал Кустодиев – Руки работают. Кустодиев Борис Михайлович (1878, Астрахань – 1927, Ленинград)Художник, график, театральный художник. Академик Императорской Академии художеств (с 1909). Родился в Астрахани.
Но «Купчиха за чаем» занимала центральное место в одном из залов. Одним из излюбленных персонажей произведений Кустодиева была дородная, пышущая здоровьем купчиха. Однако во многих его жанровых полотнах на тему купечества народный, русский идеал женской красоты при гиперболизированных формах обретал особую монументальность, одновременно сочетая в себе восхищение иронию и гротеск, современность и прошлое, реальность и вымысел123. На протяжении нескольких лет он перенес не одну операцию, в результате последней опухоль была удалена, но ноги остались парализованы.
На своей картине мастер изобразил дородную, пышущую здоровьем женщину. Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы». Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. Как справедливо отмечали исследователи, а прежде всего сам художник, у него была чудесная страна воспоминаний. Увидеть эту прекрасную картину можно в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга. Возможно также, что образ этого русского захолустья навеяли Кустодиеву его детские воспоминания, ведь вырос он в Астрахани, такой же обычной провинции2611. Кустодиев нарочито крупным планом выделяет фигуру купчихи и детали натюрморта.
Загадка самой известной картины Кустодиева «Купчиха за чаем»
По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. Композиционным центром «Купчихи» является разрезанный красный арбуз, притягивающий внимание к натюрморту. Впервые публика увидела «Купчиху» 13 апреля 1919 года на первой свободной выставке произведений искусства во Дворце искусств (такое название после революции получил Зимний дворец). Но тем живее работало воображение.
Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками. На этот раз художник решил сделать центром новой работы женщину, такую крупную, как «Красавица» (Государственная Третьяковская галерея) и такую же монументальную, чинно сложившую руки и стоящую над городом, как «Купчиха» (Государственный Русский музей) 1915 годов151718. Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). В 1964 году в фильме «Женитьба Бальзаминова» режиссёра Константина Воинова по трилогии пьес А. Н. Островского актриса Нонна Мордюкова сыграла избалованную изнемогающую от праздности купчиху Белотелову5556, которая, как отмечали кинокритики, будто сошла с картин Кустодиева57, перевоплотилась в «кустодиевскую купчиху», могущую коня на скаку остановить58.
Сочинение по картине Кустодиева Купчиха за чаем
Трудно представить, что душевно и колористически щедрое, светоносное искусство Кустодиева сохранило свои удивительные качества даже в ту пору, когда болезнь лишила его возможности двигаться. Весной 1920 года в трёх комнатах квартиры Нотгафта в здании петроградского Дома искусств состоялась первая и единственная прижизненная персональная выставка Кустодиева, на которую он представил около 170 разных с художественной точки зрения произведений, выполненных в основном в 1915—1920 годах, в число которых вошла и «Купчиха за чаем».
После завершения учебы в духовной семинарии в 1896 году Борис поступил в петербургскую Академию художеств. Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. Она является частью экспозиции Государственного Русского музея. Репина (1896-1903).
Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему.