Кустодиев Описание Картины Купчиха За Чаем
Картина Бориса Кустодиева Купчиха за чаем: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Купчиха за чаем, 1918, Кустодиев – описание картины
Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург). «Картины в моей голове сменяются, как кино», – говорил Кустодиев. Михаил Нестеров, посетивший вместе с Всеволодом Воиновым в марте 1923 года квартиру Кустодиева в Петрограде, высоко оценил его работы на тему купечества, особенно задержавшись возле картины «Купцы», написанной ещё в 1918 году (известна также как «Гостиный двор», «Торговые ряды»).
В 1925 году «Купчиха за чаем» была передана из отдела изобразительных искусств Наркомпроса в Государственный Русский музей, где она и находится в настоящее время, экспонируясь в Зале 71-м Корпуса Бенуа. Несмотря на это в 1913 году он стал преподавать в петербургской Новой художественной мастерской, а самые известные картины художника Кустодиева с названиями Купчиха за чаем, Масленица, Портрет Шаляпина и Русская Венера были написаны в этот тяжелый период. То были сюжеты и люди уже ушедшей, но не утратившей свой терпкий аромат жизни.
Примечательно, что для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой. При этом он получился у него настоящим, а не нарочито иллюзорным. Увидеть эту картину можно в петербургском Государственном Русском музее.
Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. В 1964 году в фильме «Женитьба Бальзаминова» режиссёра Константина Воинова по трилогии пьес А. Н. Островского актриса Нонна Мордюкова сыграла избалованную изнемогающую от праздности купчиху Белотелову5556, которая, как отмечали кинокритики, будто сошла с картин Кустодиева57, перевоплотилась в «кустодиевскую купчиху», могущую коня на скаку остановить58. Какова шуба на нем. Примечательно, что сам Кустодиев на время проведения выставки, то есть с 15 до 28 мая, проживал на квартире у Нотгафта, где ему была выделена отдельная комната. Она является частью экспозиции Государственного Русского музея. Эта картина сейчас хранится в Нижегородском государственном музее.
Стоит заметить, что Кустодиев иронично наделил мордочку кота чертами хозяйкиного лица26. В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой. «Русский Рубенс» Борис Кустодиев, чьи картины в разные времена поворачивали то в защиту купеческого сибаритства, то против, на самом деле, просто любил жизнь – сочные краски, вкусную еду, дородные формы. Облаченная в дорогое парчовое платье с глубоким декольте, обнажающим впечатляющую округлость белосахарных плеч, в шелковой чалме, короной венчающей голову, с янтарными серьгами в ушах, эта русская богиня «царит» над всем миром, вбирая в себя его соки и краски. Огромный начищенный до блеска самовар, сочный алый арбуз, налитые спелостью яблоки, прозрачный виноград, румяная сдоба и даже кот, что мурлыча, ластится к хозяйскому плечу, – все это символы достатка купеческого дома.
Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). Она молода, красива, хорошо одета. Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы». Картина была написана в проблемный для России год.
Борис Михайлович Кустодиев родился в семье преподавателя духовной семинарии. Но «Купчиха за чаем» занимала центральное место в одном из залов. В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. На своей картине мастер изобразил дородную, пышущую здоровьем женщину. Правда их в этом провела интеллигенция Крепкий и цельный народ— купечество». На этой картине художник уделил большое внимание мелким деталям: кот, лениво трущийся о плечо женщины, стол с угощением, нарядное переливающееся платье, балкон на заднем плане, где супружеская чета тоже пьёт чай, — всё это создаёт образ спокойной, благоустроенной жизни, прямо противоположной всему тому, что окружало художника в послереволюционные годы. Наш интернет-магазин предлагает любителям творчества Б. Кустодиева приобрести копию его творения.
Описание картины Бориса Кустодиева «Купчиха за чаем»
В 1964 году в фильме «Женитьба Бальзаминова» режиссёра Константина Воинова по трилогии пьес А. Н. Островского актриса Нонна Мордюкова сыграла избалованную изнемогающую от праздности купчиху Белотелову, которая, как отмечали кинокритики, будто сошла с картин Кустодиева, перевоплотилась в «кустодиевскую купчиху», могущую коня на скаку остановить. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). В этом он находил свое спасение.
А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. Баронесса обладала пышными формами и была вполне в художественном вкусе Кустодиева, признававшегося, что «худые женщины на творчество не вдохновляют». Пышная, полная, сытая белотелая, румяная, голубоглазая и русоволосая молодая женщина, в общем, довольная и весёлая купчиха, удобно устроившись, вальяжно сидит за столом на балконе деревянного особняка, в своём «домашнем раю».
К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем – еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу. «Русский Рубенс» Борис Кустодиев, чьикартины вразные времена поворачивали товзащиту купеческого сибаритства, топротив, насамом деле, просто любил жизнь— сочные краски, вкусную еду, дородные формы. Это одна из первых больших работ Кустодиева после пережитых операций на позвоночнике. «Волжские серии» он продолжал писать и после того, как в 1916 году паралич приковал его к креслу.
Над столом возвышается пышущий жаром, величавый и красивый, сверкающий своими начищенными до блеска медными боками огромный пузатый ведёрный самовар исполненный в столь любимой среди купечества форме «ваза». В июне 1924 года на XIV Международной выставке в Венеции Кустодиев представил несколько своих работ, в том числе «Купчиху за чаем», а также «Большевика».
Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. В 1925 году «Купчиха за чаем» была передана из отдела изобразительных искусств Наркомпроса в Государственный Русский музей25, где она и находится в настоящее время, экспонируясь в Зале 71-м Корпуса Бенуа9. Купчихи в творчестве Кустодиева— это богини, выразительницы мечтаний народа о счастье, сытости и достатке. Примечательно, что атласное тело купчихи даже светлее неба3032. Он показал на выставке 11 картин, в том числе впервые «Купчиху за чаем», которую разместили в центре одной из стен, целиком предоставленной в пользование художнику.
«Купчиха за чаем» картина Кустодиева
Все в образе купчихи говорит о спокойствии, умиротворенности. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой).
Из-за нужды семье Кустодиева пришлось продавать личные вещи, сам художник из-за отсутствия заказов занялся оформлением улиц Петрограда к годовщине революции, а на жену его легло ведение всего хозяйства, включая колку дров. Зашел с мороза прямо в шубе. Там тоже есть полная женщина, блюдце с чаем, самовар и арбуз. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева — портретиста (И. Константин Сомов, в то же самое время как-то зашедший к Кустодиеву домой, отмечал, что выставка эта в целом скверная и никуда не годится, оговорившись, правда, что к «Купчихе за чаем» это не относится42.
Весной 1920 года в трёх комнатах квартиры Нотгафта в здании петроградского Дома искусств состоялась первая и единственная прижизненная персональная выставка Кустодиева, на которую он представил около 170 разных с художественной точки зрения произведений, выполненных в основном в 1915—1920 годах, в число которых вошла и «Купчиха за чаем». Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. Все остальное, что ее окружает – лишь дополнительное повествование, пояснение к образу.
Аж дух захватывает, если представить изображенное наяву. Впервые публика увидела «Купчиху» 13 апреля 1919 года на первой свободной выставке произведений искусства во Дворце искусств (такое название после революции получил Зимний дворец). Над столом возвышается пышущий жаром, величавый и красивый, сверкающий своими начищенными до блеска медными боками огромный пузатый ведёрный самовар исполненный в столь любимой среди купечества форме «ваза».
Потеряв возможность двигаться, Кустодиев удивительным образом сохранил способность писать задушевные и колористически богатые, светоносные картины, во многом благодаря тому, что у него в памяти осталась «чудесная страна воспоминаний». Но тем живее работало воображение. По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. В 1909 году у Бориса Михайловича была обнаружена серьезная опухоль спинного мозга. Однако некоторые моменты из первоначального эскиза Кустодиев всё же перенёс на картину30.
Михаил Нестеров, посетивший вместе с Всеволодом Воиновым в марте 1923 года квартиру Кустодиева в Петрограде, высоко оценил его работы на тему купечества, особенно задержавшись возле картины «Купцы», написанной ещё в 1918 году (известна также как «Гостиный двор», «Торговые ряды»). Это великолепное полотно – как в плане сюжета, так и в плане исполнения – было написано в 1916 году. На самом деле «Купчиха за чаем» была вовсе не купчихой, а настоящей баронессой. Это души, достигающие зрелости и мудрости, начинающие ценить жизненный покой.
Картину «Купчиха за чаем» можно считать одним из наивысших достижений Кустодиева в послереволюционный период его творчества38, программной работой художника29. Работ с изображениями заводских рабочих, матросов, бойцов Красной Армии было большинство. Картина в настоящее время находится в Санкт-Петербурге. Хотя художнику для этой работы позировала студентка медицинского института Галина Адеркас, героиня представляет собой собирательный образ русской купчихи, символизируя целый пласт общества, безвозвратно ушедшего в прошлое.
Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков. Приэтом жизнь самого Бориса Михайловича была далека отсозданного имобраза. «Купчихой» оказалась баронесса Галина Адеркас, представительница древнего дворянского рода из Астрахани, в ту пору студентка медицинского факультета1021.
Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины. Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы. Как справедливо отмечали исследователи, а прежде всего сам художник, у него была чудесная страна воспоминаний. На нижнем уровне находятся люди, отдыхающие от повседневных забот.
Но тяга к рисованию, проявившаяся с детства, не оставляла надежды учиться профессии художника. Занимался живописью в мастерской Ильи Репина. Однако некоторые моменты из первоначального эскиза Кустодиев всё же перенёс на картину. Можно сказать, что «Купчиха за чаем» является вдохновенной поэмой о русской красоте, прощальным памятником старой России, замечательным и характерным образом, своего рода апофеозом воспоминаний о сочных пышных красавицах, о приближающихся лазоревых вечерах, о монументально торжественных чаепитиях, о неторопливой, будто неизбывной и безмятежной жизни с её размеренным укладом, сытым и бездумным существованием.
Загадка самой известной картины Кустодиева: кем на самом деле была «Купчиха за чаем»
Пышная, полная, сытая белотелая, румяная, голубоглазая и русоволосая молодая женщина, в общем, довольная и весёлая купчиха, удобно устроившись, вальяжно сидит за столом на балконе деревянного особняка, в своём «домашнем раю». Возможно, зримой целью её чувственных мечтаний является молодой человек, пытающийся за забором обуздать белую лошадь37.
Летом 1918 года Кустодиев приступил к воплощению на полотне своего давнего замысла, связанного с картиной «Чаепитие» (частное собрание) 1913 года, на которой изображено застолье дебелых купчих во главе с чинным купцом— отцом семейства, в котором художнику виделся действительный тайный советник, сенатор-правовед Николай Таганцев. Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют». Купчиха спокойна и величава в сознании своей красоты и женского обаяния.
Примечательно, что атласное тело купчихи даже светлее неба. Константин Сомов, в то же самое время как-то зашедший к Кустодиеву домой, отмечал, что выставка эта в целом скверная и никуда не годится, оговорившись, правда, что к «Купчихе за чаем» это не относится. Можно сказать, что «Купчиха за чаем» является вдохновенной поэмой о русской красоте, прощальным памятником старой России, замечательным и характерным образом, своего рода апофеозом воспоминаний о сочных пышных красавицах, о приближающихся лазоревых вечерах, о монументально торжественных чаепитиях, о неторопливой, будто неизбывной и безмятежной жизни с её размеренным укладом, сытым и бездумным существованием.
Правда их в этом провела интеллигенция Крепкий и цельный народ— купечество». Вот кого рисовать-то.
Загадка самой известной картины Кустодиева: кем на самом деле была Купчиха за чаем
Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками. И пользовалась спросом публики. Чаепитие стало традицией в русской семье с XVIII века. А последними работами мастера стали иллюстрации к книгам о Ленине. Участвуя в художественном объединении «Мир искусства», Кустодиев интересовался не только образами дворянской культуры, но и провинциальным бытом— он был настоящим поэтом купечества.
В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют»3619. С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната. А шуба. Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. Возможно также, что образ этого русского захолустья навеяли Кустодиеву его детские воспоминания, ведь вырос он в Астрахани, такой же обычной провинции2611. Спустя несколько лет, в 1923 году, Кустодиев написал схожую по композиции картину под названием «Купчиха, пьющая чай» (Нижегородский государственный художественный музей).
25-летняя вдова старалась прививать детям любовь к живописи, театру, музыке и литературе. В июне 1924 года на XIV Международной выставке в Венеции Кустодиев представил несколько своих работ, в том числе «Купчиху за чаем», а также «Большевика»2554.
История одного шедевра: «Купчиха за чаем» Кустодиева
Ее движения плавны и неторопливы – под стать замедленному провинциальному ритму жизни. Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы».
И это показательно. И такие молодцы проглядели революцию. На этот раз художник решил сделать центром новой работы женщину, такую крупную, как «Красавица» (Государственная Третьяковская галерея) и такую же монументальную, чинно сложившую руки и стоящую над городом, как «Купчиха» (Государственный Русский музей) 1915 годов. «Картины в моей голове сменяются, как кино», – говорил Кустодиев.
Описание картины «Купчиха за чаем»
Да вот только вместо широких просторов за спиной – холодная стена. Да и сам Кустодиев в 1923 году нарисовал еще одну похожую картину – «Купчиха, пьющая чай». Этот мир был уничтожен вихрем революции с приходом к власти большевиков. Этот мир был уничтожен вихрем революции с приходом к власти большевиков. Весной 1920 года в трёх комнатах квартиры Нотгафта в здании петроградского Дома искусств состоялась первая и единственная прижизненная персональная выставка Кустодиева, на которую он представил около 170 разных с художественной точки зрения произведений, выполненных в основном в 1915—1920 годах, в число которых вошла и «Купчиха за чаем».
Увидеть эту прекрасную картину можно в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга. Угадывается даже некоторое сходство образа на этой иконе со строгим и торжественным лицом председателя чаепития.
Сочинение по картине Кустодиева Купчиха за чаем
Холст, масло. «Купчихой» оказалась баронесса Галина Адеркас, представительница древнего дворянского рода из Астрахани, в ту пору студентка медицинского факультета. Она была наслышана о своём соседе-художнике, охотно согласилась позировать для картины и даже гордилась этим2022. Чем же была для Кустодиева данная работа.
Картину «Купчиха за чаем» можно считать одним из наивысших достижений Кустодиева в послереволюционный период его творчества, программной работой художника. Кустодиев нарочито крупным планом выделяет фигуру купчихи и детали натюрморта. Выше них лишь мальчик на крыше, гоняющий голубей, юная душа, стремящаяся в порыве к небу. Я. Билибин, 1901).
Аждухзахватывает, если представить изображенное наяву. Потеряв возможность двигаться, Кустодиев удивительным образом сохранил способность писать задушевные и колористически богатые, светоносные картины, во многом благодаря тому, что у него в памяти осталась «чудесная страна воспоминаний». Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины. Очень часто моделями для купчих Кустодиеву служили представительницы интеллигентной среды. Желающие украсить свой дом копией полотна «Купчиха за чаем» могут у нас заказать печать постеров на холсте или бумаге. Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились.
На этот раз художник решил сделать центром новой работы женщину, такую крупную, как «Красавица» (Государственная Третьяковская галерея) и такую же монументальную, чинно сложившую руки и стоящую над городом, как «Купчиха» (Государственный Русский музей) 1915 годов151718. На самом деле тем, кто знаком с личностью Бориса Михайловича, это совсем неудивительно. Даже наоборот, образ русской купчихи кажется немного ироничным, добрым и даже невинным.
Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы.
Загадка самой известной картины Кустодиева «Купчиха за чаем»
Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. Но тем живее работало воображение. К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем – еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу.
Спустя несколько лет, в 1923 году, Кустодиев написал схожую по композиции картину под названием «Купчиха, пьющая чай» (Нижегородский государственный художественный музей)2324. Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. Также высоко он оценил и «Купчиху за чаем» как работу, утверждающую красоту человеческую.
Купчиха за чаем — Борис Кустодиев
Примечательно, что для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой. С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната. Участвуя в художественном объединении «Мир искусства», Кустодиев интересовался не только образами дворянской культуры, но и провинциальным бытом— он был настоящим поэтом купечества1.
Купчиха выглядит старше и внушительней самой модели, более миловидной и в реальности обладавшей пышными, но всё же гораздо меньшими формами10122113. Он показал на выставке 11 картин, в том числе впервые «Купчиху за чаем», которую разместили в центре одной из стен, целиком предоставленной в пользование художнику39404123. И такие молодцы проглядели революцию. При этом жизнь самого Бориса Михайловича была далека от созданного им образа.
Загадка известной картины Кустодиева: кем на самом деле была "Купчиха за чаем"
Стоит заметить, что Кустодиев иронично наделил мордочку кота чертами хозяйкиного лица. Также высоко он оценил и «Купчиху за чаем» как работу, утверждающую красоту человеческую522953.
Летом 1918 года Кустодиев приступил к воплощению на полотне своего давнего замысла, связанного с картиной «Чаепитие» (частное собрание) 1913 года, на которой изображено застолье дебелых купчих во главе с чинным купцом— отцом семейства, в котором художнику виделся действительный тайный советник, сенатор-правовед Николай Таганцев141516. Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв. Конечно, основной темой выставки стала революционная. Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж.
На столе перед ней стоят фрукты, большой самовар. 1918. Всё это тщательно выписано художником, причём не иллюзорно, а необыкновенно вещно и осязаемо и одновременно нарочито упрощённо, в стиле, будто взятом с лавочных вывесок.
Борису Кустодиеву удалось очень точно передать образ купчихи. В этом он находил свое спасение.