Ленин И Ходоки Картина

Юбилейная фотожаба на Ленина и ходоков (132 работы)

Неисчерпаема ленинская тема в искусстве. Многие явления в искусстве словно предвосхищают события политические. Ему принадлежит первенство в создании трех самых гигантских по размерам памятников: один в Ереване высотой 49 метров (вместе с постаментом) другой в Дубне – памятники Ленину и Сталину по обе стороны от входа в Канал имени Москвы и третий на ВСХВ (ВДНХ) в Москве.

Быстро подойдя к столу, Ильич написал записку членам наркомпрода: «Завод сельскохозяйственных машин имея уголь и материалы, рабочие (1300 рабочих) не разбежались. При этом, особое уважение проявляется к В. И. Чаще всего такие бумажки приходилось выдавать крестьянам-ходокам. Ставропольскому губернатору велели компенсировать потери крестьян в связи с уничтожением скота. Другая дверь секретариата вела в соседнюю комнату.

Большая разница: 
Ожившая картина: 
Ходоки у Ленина

Большая разница: Ожившая картина: Ходоки у Ленина

Сама задача вела к углублению в творчестве реалистических начал. В ту пору время было тревожное и мы не раз ждали нападения на Смольный. При жизни Ленина его изображения практически не тиражировались – он сам был против этого. Так в 1952 году (за год до смерти Сталина. ) во время реконструкции ВСХВ в Москве был демонтирован самообрушающийся памятник Иосифу Виссарионовичу работы Меркурова.

Осмотрев монумент в Уфе, Меркулов распорядился каменную стелу оставить, а статую Ленина заменить на другую – его собственной работы. Из них в Москве сохранилось два памятника — в Парке искусств «Музеон» и во дворе Третьяковской Галереи в Лаврушинском переулке. Начинает все более энергично работать над ленинской темой Петр Васильев, который еще в 1922 году, представив на ученическую выставку свои первые рисунки, посвященные образу Ленина, получил только благосклонные (а какие же еще) отзывы критиков и публики: Только после выставки, – рассказывал художник, – я почувствовал, как нужны народу рисунки и картины о Ленине. Особо приветствуют критики эмоциональные работы, – в Лениниане входит в моду своего рода импрессионизм – но, конечно, не в технике, чего доброго, а в названиях и композиции картин. Зато коллекционную ценность они имели огромную – ведь их можно пересчитать по пальцам. Это очень точно подмечено. Именно вот таким образом, когда Серов начал воплощать образ на холсте, работа спорилась.

Владимир Ильич Ленин 
на картинах художников

Владимир Ильич Ленин на картинах художников

Я поколебалась дать приезжим окончательное разъяснение и повела их к Ленину. Ленин. Около его дверей круглые сутки дежурил латышский стрелок. Они-то и регулируют ход маятника в механизме Ленинианы. Так начинает проявляться страшный, неизлечимый недуг советской эпохи: исчезновение с фотографий (и не только) лиц, ставших вдруг неугодных властям. Так были вытравлены лица Зиновьева, Каменева, Бухарина и других врагов народа со всех коллективных снимков.

Вскоре они приехали и явились ко мне. По Декрету о земле земли рядовых крестьян не подлежали переделу. Тиражировалась уже не фотография, не доклад, но набор разрешенных деталей художественного образа – если хотите, штамп.

В 1930 – 1940 годы в Лениниане все настойчивее слышны темы, мало проработанные ранее: юность Ленина и общение вождя с молодежью. Председатель СНК В. Ульянов (Ленин)». К сожалению, большая часть статуй Меркурова не сохранилась. Около них посменно дежурили солдаты-пулеметчики.

Оба полотна были выставлены на Всесоюзной выставке 1950 года. Лучше этих словесных клише о происходящем и не скажешь. У входных дверей этой комнаты также дежурил латышский стрелок. Через трое суток вопрос решился.

У двух окон в течение многих дней стояли два пулемета. Одна дверь этой комнаты вела в маленький кабинет Ильича.

Другой Серов: когда 
ходоки были не белыми

Другой Серов: когда ходоки были не белыми

На таких крестьян село смотрело как на собственников и зарилось на их землю. В этой «бумаге» они требовали написать, что такой-то действительно был принят Лениным. Показательно с этой точки зрения творчество Сергея Меркурова.

В боковом крыле Смольного находилась большая комната секретариата. Советские искусствоведы с почтением отмечали «ассиро-вавилонскую» мощь в стиле Меркурова, о количестве никто не говорил – Ленина не могло быть слишком много. Поддержать такой завод особенно важно было бы. Затем маятник, как ему и положено, возвращается назад. Чтобы попасть в кабинет Ленина, нужно было миновать три караула.

Когда начали прощаться, он обратился к Платонову с просьбой на минутку задержаться. Оттепель для Ленинианы ничего не меняет в глобальном идеологическом плане. Картина писалась легко, уверенно, с большим творческим подъемом. Рядом с ЗАГЭС есть маленький поселок с таким же названием, внизу течет бурлящая река Кура. Забыли дух образа, – сокрушенно говорят официальные контролеры творческих работ.

Существуют различные творческие подходы к ее решению. Портретов Ленина до революции было написано крайне мало, а до нас дошли и вовсе единицы. Так сказать, монополии на ее скульптурную часть он не получил, но вот на партбилетах члена КПСС и члена нынешней КПРФ (внешне абсолютно одинаковых) размещен профиль Ленина работы именно Николая Андреева. Это были середняки-крестьяне, которые потом и кровью окупали годами «отрезки» земли, украденные помещиками в пореформенное время. Призы и премии, как вы догадываетесь, этим авторам были гарантированы. были отправлены в Петропавловскую крепость.

Крестьяне-ходоки 
у Ильича в Смольном

Крестьяне-ходоки у Ильича в Смольном

А вот после смерти вождя ленинизация страны приняла поистине грандиозный масштаб. Труд Андреева был единодушно одобрен Совнаркомом, а сам автор назван автором Ленинианы. Андреев осознавал, что его работа – вопрос репутации и благоразумно отказался от оплаты до того, как портрет будет утвержден и одобрен партией. В будущем, – писал он, – талантливый художник, даже не видевший и не знавший Владимира Ильича, сможет дать портрет первого председателя Совнаркома и вождя пролетарской революции для тех, кто не видел живого вождя (фотографии и маски не дают о нем полного представления).

Вспомним, например, Выставку к сорокалетию Советской власти в 1957 году.

В Кемерове впервые покажут картину Шахтеры ходоки у Ленина

Здесь нельзя ничего передвинуть, переместить ибо это не только нарушило бы заполненность холста в чисто формальном плане (это всегда принимает во внимание любой художник) такие изменения нарушили бы целостность самого содержания картины, которое художник раскрыл во всех деталях ее композиционного строя. Честь такая выпала, например, Науму Аронсону и Александру Магараму. В телеграмме указывались не только фамилии, но и имена и отчества крестьян.

Ленин-ходок и мудаки 
в олимпийках против 
памятников

Ленин-ходок и мудаки в олимпийках против памятников

Однако достигнутый ими эффект оказался ровно противоположным поставленной цели. Некоторые после приема просили дать им на руки «бумагу» от имени секретаря. А уже через четыре года, в эпоху хрущёвской «оттепели», статуи Сталина и те, в которых Ленин и Сталин напоминали сиамских близнецов (а таких, конечно, было предостаточно) было приказано демонтировать и уничтожать. Здесь, около деревянных перил, дежурили два красногвардейца. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

Прошу позвонить мне в ответ. Это было время неудержимого паломничества к Ленину. Каждое слово Ильича доходило до делегатов. Множатся на холстах, затвердевают в мраморе и бронзе вечные мотивы: Ленин – трибун (авторы: художник Герасимов, скульпторы Евсеев и Щуко), Ленин – мыслитель (Андреев), Ленин за работой, Ленин – вдохновитель масс (Шадр).

Так стоящий Ленин в центре Уфы превратился в сидящего, каковым остается и по сей день. Рекой текла сермяжная деревня послушать человека, «который был у Ленина и говорил с ним». К многочисленным переименованиям в свою честь Ильич относился равнодушно.

Художник очень удачно воспроизвел знакомый властный жест руки Ильича, жест, которым он, Ленин, указывает на бешеную силу течения Куры. Они часами сидели в приемной Совнаркома, терпеливо ожидая приема. Он, очевидно и порекомендовал их Ленину.

По словам художника, он долго подкрадывался к своей теме и ждал, когда образ станет в его воображении абсолютно ясным. Советские искусствоведы абсолютно справедливо замечали, что выполнены эти портреты на весьма скромном художественном уровне. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

Получив такое поручение, я спешно вызвал указанных крестьян в Уфу. Серов создал глубоко типические национальные образы.