Летящие Над Городом Шагал
История одного шедевра: «Над городом» Шагала
Разрушенные и выпотрошенные дома, переименованные улицы, где из знакомых лиц только тени. Большие, выпуклые, чёрные. Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», «Молящийся еврей», которые вывели Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры. А художник и его супруга в своей реальной нереальности сна. У Шагала есть «Автопортрет с семью пальцами».
На свободе. Старый друг Марка Захаровича Яаков Бааль-Тшува рассказывает о том времени: «Мы беседовали между собой на идише, но стоило нам на улице поравняться с кем-нибудь из французов, как Шагал тут же переходил на французский». Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги — отец швырнул их под стол. Большие, выпуклые, чёрные.
Описание картины Марка Шагала «Над городом»
В своей книге «Моя жизнь», Шагал описывает этот период так: «Захватив двадцать семь рублей — единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. Её черты узнаваемы во всех женщинах и ангелах. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни31.
Это мои глаза, моя душа». /Сказка, ласка /Резеды». Вечный покой для не обретшего его в жизни художника. А ещё Белла была одухотворенной и воздушной. Способность сочетать высокое с обыденным – индивидуальное качество творчества Шагала.
Это всё, что я могу наскрести. Впрочем, Сергей Юрский – актер многоликий и в спектакле «не одну играет роль». В этих картинах Шагала фантастическое неотделимо от реальности: кажется, нет ни одного искусствоведа, который не отметил бы, что в работе «Над городом» художник и его жена Белла совершают полёт над Витебском так же непринуждённо и легко, как если бы прогуливались за руку по улице.
Ты мой второй Витебск. ». И я понял: это моя жена. «Сней должен быть я— вдруг озаряет меня. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. Может показаться, что «Полеты с ангелом. Все четыре года разлуки жених с невестой переписывались. Её звали Белла Розенфельд. У него был один брат и пять сестёр14.
Описание картины «Над городом» Марка Шагала
Можешь не рассчитывать». И его картины – это удивительный сплав живописи и поэзии. Витебск навсегда останется для Шагала местом действия.
«Теперь ни синагог, ни тех, / Кто в них молился. Для Шагала это была большая драма, он даже подумывал о самоубийстве. Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24июня (6июля)1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921)1011 и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915)11213. Затем выставка Шагала прошла в Русском музее. Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой1516. Они видят игрушечные домики и амбарчики, еще покрытые туманной дымкой, которая словно переносят в сказку.
Шагал не тоти не другой. Пламени в спектакле довольно. Целый год после этого Марк Захарович ещё проживет в России, с увлечением работая учителем рисования в детских трудовых колониях «Малаховка» и «III Интернационал». Мужчина придерживает женщину за грудь – довольно интимный жест любовников, которые сбежали из спящего города рано поутру. На сцене и художник и худо все вокруг.
С 14 лет он обучался рисованию у витебского художника Юделя Пэна. Вдалеке на горизонте белый, подобно «фата моргане», собор. В дневнике он записал: «я понял: это моя жена глаза.
В строфах пьесы (написана она белым стихом) «видны» приметы и призраки картин Шагала и фрагменты малоизвестных его стихов. Черты ее лица прорисованы довольно четко, а прическа естественна и легка. Высылать ничего не буду.
Но этот рассказ не был бы возможен без его прекрасной (bella) Беллы. Войдя в возраст и обнаружив в себе страсть к рисованию, Шагал покидает родной город: «В Витебске тогда было много столбов, свиней и заборов, а художественные дарования дремали. Но каждый раз на мгновенье. Это мои глаза, моя душа», – пишет Шагал в книге «Моя жизнь». Но Шагал стал исследовать окружающий его мир, рисуя все, что видел своими глазами.
Там его окружали, в основном, поэты-символисты. Но хуже всего то, что Марк Захарович стал слишком мало думать о творчестве и слишком много — о благосостоянии семьи. На сцене, впрочем, всем «места хватит», но искренне обидно, что притчевость и магия, ощущение сокровенности и задушевности, к которому располагает линия Юрского-актера, меркнет под звуки живого оркестра одинаково скучно играющего что клезмер, что мелодии на манер французских, заземляется многократно опробованными гастролерами «номерами». Черты ее лица прорисованы довольно четко, а прическа естественна и легка. К моменту завершения «Над городом» они уже были супругами и родителями. Многоликость формальна – ни притворства, но и не перевоплощения. Даже изображая влюбленных, парящих над городом и бытом, художник не забывает о деталях.
Глаза летуньи лучатся чистотой и невинностью, но их черный цвет, «жгучий и прекрасный», приковывает своей таинственностью. И я понял: это моя жена. Его дочь Ида все время повторяла: «Надо что-то сделать иначе он покончит с собой.
Над городом, Марк Захарович Шагал
Прогремел художник уже после возвращения на родину. «Над городом» значит под облаками, между небом и землей, в пограничном «ничейном» пространстве. Даже изображая влюбленных, парящих над городом и бытом, художник не забывает о деталях. Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—. ), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии1617, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин» мать художника происходила из Лиозно1819., бабушки художника со стороны отца), которые к тому времени жили в местечке Лиозно в 40км от Витебска22. В предвоенные и военные годы одной из ведущих тем его искусства стало распятие («Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Желтый Христос»). В спектакле ее узнаешь еще до того, как звучит ее имя: фиолетовое платье с белым воротничком, сирень — этот портрет запечатленный многократно («Над городом», «Любовники в сирени», «Венчание» и др. ), раз увиденный – не забудется.
Может быть, вот таким образом я постоянно испытываю потребность куда-то уехать». Шагал» не столько на тему Шагала, сколько по темам его творчества. Вот один из них, от 16 октября 1918 года: «Всем лицам и учреждениям имеющим мольберты, предлагается передать таковые во временное распоряжение Художественной комиссии по украшению г. Витебска к первой годовщине Октябрьской революции». Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—. ), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии1718, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин» мать художника происходила из Лиозно1920. Над сценой — те самые «плетни и крыши», пляшущие избы, накренившиеся дома. Их здесь трое – он, его жена Белла и родной Витебск.
Шагал здесь не в полетах, в летах. Как Макаренко, наравне со всеми пёк хлеб, дежурил на кухне, качал воду из колодца. Благодаря этой картине слова «парить в небесах» и «взлететь от счастья» обрели зримое воплощение. Полет влюбленных продолжается уже за пределами комнаты. Свадебные свечи превратятся в спектакле в поминальные. Неизвестно, чем бы все это кончилось, если бы необъяснимые «внутренние часы» Марка Захаровича не показали, что пришло время совершить новый «перелет».
В ту же серию попали картины «Двойной портрет» и «Над городом». Палитру держит в руках режиссер и исполнитель главной роли Сергей Юрский. В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала. Жена была его музой.
Для создания цикла иллюстраций к роману Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» в 1923 году Марк Захарович переехал в Париж. Печально, однако, разглядеть среди этих красок оттенки антрепризы. «Люди уменьшаются в размерах / По мере удаления от нас», — это урок о перспективе, а не о роли личности в истории. Умерший город обязан своей бессмертной славе Шагалу. Там – маленькие домики, маленькие сценки из жизни городка. В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию.
Он изображает не людей, а их души, не предметы, а их суть. Картина «Над городом» – самое известное произведение «русского периода» Шагала. «Перелётной птице» будто подрезали крылья — поселившись с Вавой на вилле Коллин в небольшом средиземноморском городке Сен-Поль-де-Васе километрах в двадцати от Ниццы, он больше никогда никуда не переезжал (если, конечно, не считать рабочих поездок). Странствия как поиск свободного дыхания — таким рисует пьеса путь Шагала.
Марк Шагал, летящие над городом
Творение Шагала, в котором воплощено видение художником современного для него мира. Белла отвечала ему взаимностью сразу. Семь – число, которое не может быть случайным. «Полеты с ангелом.
На бледном лице сияют глаза. Я не закончил ни одной картины и ни одной гравюры, не спросив у нее: да или нет».
141 х 197 см Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия В картине «Над городом» Шагал и его супруга Белла словно летят над Витебском, оставляя в пространстве земного притяжения его покосившиеся домики. «С любимыми не расставайтесь», но разлуками движим спектакль. Марк Шагал один из тех, кто опроверг этот урок, опровергло его и время.
«Полеты с ангелом. На этой почве Шагал рассорились с Пикассо. Артист (а вернее режиссер), как и его герой, кажется, не смог расправить крылья в этом спектакле. Те, кто знал их с Беллой, пришли в изумление.
«Твоих работ в России тоже не видно, — ответил Шагал, — а ведь ты как-никак коммунист. » Пикассо рассмеялся: «Я знаю, почему ты не выставляешься в России: ведь там нельзя заработать. » Насчёт России Пикассо был не прав — через несколько лет Шагал поехал туда и подарил Пушкинскому музею 75 своих бесценных литографий, чего с ним долгие годы не случалось (раньше-то Марк Захарович много работ раздаривал, но Вава считала это непростительным мотовством). В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. В «Двойном портрете» Белла сидит на плечах мужа и готовится к прыжку, а в картине «Над городом» они уже парят в небе вдвоем.
Футболка «Над городом» Марк Шагал
В беседе с Соломоном Михоэлсом Константин Станиславский как-то заметил: «Птице для полета прежде всего необходимо свободное дыхание, птица набирает воздух в грудную клетку, становится гордой и начинает летать». «Париж, ты мой Витебск. » — это, по мнению Шагала, было лучшим комплиментом. Одну из квартир там занимал в то время Амедео Модильяни, другую — Фернан Леже Все обитатели «Улья», как и положено настоящим художникам, бедствовали и даже голодали. А сам Шагал написал: «Художнику надо иногда быть в пеленках» – видимо имея ввиду, что внешний мир не должен рубить творцу его мирный полет фантазии.
И снова он рисовал себя и свою Беллу летящими в небе, свободными и влюблёнными. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф (У времени нет берегов, 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк). В сегодняшних энциклопедиях пишут: «русский и французский художник еврейского происхождения» или так – «русский, затем французский художник».
Вместе с ним переносила тяготы Гражданской войны: голод, холод, бытовую неустроенность. В пьесе не берутся отвечать за Шагала, но ответ очевиден: город умер раньше, чем его сын. Потом Ваве, хоть она и сама принадлежала к «избранному народу», захотелось, чтобы творчество Шагала перестало ассоциироваться с еврейством. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). Большие, выпуклые, чёрные. Шагал пишет БеллуКартина «Над городом» писалась в годы революции, которая, по словам самого Шагала, взволновала его «зрелищем динамического порыва, пронизывавшего ее до глубины».
«Прогулку» трактовали и как побег от реальности, которую собой тогда представляла революция. Творение Шагала, в котором воплощено видение художником современного для него мира. Их здесь трое – он, его жена Белла и родной Витебск. Здесь не до полетов: одни стоят на руках, другие валяются, третьи наваливаются.
Брошь по картине Марка Шагала Над городом
В августе 1910 года Марк уехал в Париж. – Ведь всё созданное им неразрывно граничит с любимым им Витебском». Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары»1. Но есть в спектакле и иное пламя – пламя свечей.
Свободой впрок не надышаться. По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Белоруссии, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался»28. Часто он так её и рисовал — безмятежно парящей в небе. Шагал Марк Захарович (наст. Шагал, пожалуй, как никакой другой художник умел передать на своих полотнах «гений места» — субстанцию тонкую, загадочную и отнюдь не материальную. Они наконец-то воспарили на своем счастье, вместе, вдвоем.
«Шагал по городу шагал»: шутливые стихи рифмоплёта-хулигана Орлуши
Шагал даже издавал декреты. «Его позвал в дорогу какой-то таинственный инстинкт. На сцене – безликая толпа, а по Шагалу – «Толпа всегда погром/ Толпа всегда расправа». — В России всё сумрачно и имеет серовато-коричневый оттенок. Это мои глаза, моя душа». Седьмая свеча, как и седьмой день творения, будет означать покой. Ощущение Витебска стало главным в декорациях Марии Рыбасовой.
Цветовая палитра картины «Над городом» на первый взгляд имеет некий диссонанс. «Прогулка», Марк Шагал (1918)Судьба художникаМарк Шагал прожил почти 100 лет. Я смотрю на тебя и мне кажется, что ты – мое творение. Приехав в Париж, я был потрясен переливами света». Если и была чаша, то, которую лучше «мимо пронести».
95 лет назад Марк Шагал завершил картину Над городом
За ними скрывается биография мастера, его мироощущение. /Месяц, ты. Две эти картины – «Над городом» и «Прогулка» – которые чаще всего и ассоциируются с творчеством Шагала, относятся к периоду времени между 1914 и 1918 гг. Это и не нужно, в вечер спектакля на сцене театра им. На сцене – творческий поиск в режиме реального времени. Для начала перестал рисовать раввинов. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Здесь стараниями Людмилы Дребневой выведена и громогласная пылающая Революция, сокращенно Люция, а короче Лушка, прозвавшая «мазню» Шагала карикатурами и «Сожженная картина» исполняющая песню на манер немецкого кабаре 30-х годов о том, как ее, признанную дегенеративной и опасной для арийской нации, осквернили и предали огню.
Художник показан в духовно-пластическом единстве со своей подругой. Используя контрастные световые эффекты, художник повествует о чуде рождения человека. Внешне она была очень похожа на самого Шагала. Что сам Марк только отучился в Витебской школе живописи и рисунка. В своей книге «Моя жизнь», Шагал описывает этот период так: «Захватив двадцать семь рублей — единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем.
В 1920году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. Белла отвечала ему взаимностью сразу. Большие, выпуклые, чёрные. Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. 25 Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. Не имея денег на холсты, Шагал писал картины то на скатерти, то на простынях, то на собственной ночной рубашке. Родила ему дочь. Девушка поражает своей геометрической структурой и хрупкостью.
- 10 шикарных картин Марка Шагала изучив которые, вы станете более образованным человеком
- Народныя навны ВцебскаНародные новости Витебска
- Летающие люди на картинах Шагала
- Топ-10 самых известных картин Марка Шагала
- Как сделать стильный и яркий интерьер, чтобы он не был похож на агро-ренессанс
В пьесе всего два действующих лица – Художник и Ангел. Можешь не рассчитывать». Это как бы одно существо. А еще «Прогулка» стала частью триптиха.
Марк Шагал – не только талантливый художник, но и одарённый поэт. Но он вернется», — объясняла она. Вошла, чтобы остаться навсегда, наполняя картины и жизнь новым смыслом. Наше в том числе: те, кто на виду, мельчают и мельчат. «Плетни и крыши, срубы и заборы и все, что открывалось дальше, за ними, восхищало меня. Надо ему кого-то подыскать».
Одежда ее вполне в духе того времени, винтажной женственности: длинная «учительская» юбка с пеной кружев и блузка с манжетами и воротником, которая олицетворяет молодость. Пьесу, которой можно навесить ярлык «эмигрантская» (не потому, что автор ее эмигрант, а потому, что эмиграция и странствия Шагала в ней – главная тема) – отличная основа для гастрольного спектакля. Это мои глаза, моя душа.
- Другие картины Марка Захаровича Шагала
- Последние записи в блокнотах тайников
- Ирина Стрельникова СовсемДругойГород
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Самое интересное в виде мозаики
Город внизу маленький, нереальный. /Лежат в лесу за городом, в овраге, / И руки простирают к небесам», — говорит Шагалу в спектакле его мать (блистательное исполнение Натальи Теняковой). Они – это сама реальность, счастливая реальность, а все остальное – где-то там. В 1909, возможно, на одной из этих улочек, натурщица Шагала познакомила его со своей подругой Беллой. Она молчит, я тоже. Все почти как на одноименной картине («Революция»), — хаотично и устрашающе.
Ермоловой только «живые» картины, освободившиеся от рам, говорящие больше, чем таблички с их названиями. Не Шагал на сцене, но Актер, ведущий диалог «как художник с художником». В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по-русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция»26. «Полеты» Шагал на своих полотнах сравнял людей с ангелами, подарив им способность летать. Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала.
Увы, она была обыкновенной женщиной и не устояла перед парижскими соблазнами. Забор тянется черной лентой, с ним соседствуют дома приглушенных оттенков – Витебск спит. Город в спектакле – один из безмолвных его персонажей.
Туристы скучно слушают, грохочут ботинками, топчут картины безразличными взглядами, легко меняя один зал на другой. Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. «Полеты с ангелом. Любовь вошла в творчество Шагала в образе Беллы. 141 х 197 см Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия В картине «Над городом» Шагал и его супруга Белла словно летят над Витебском, оставляя в пространстве земного притяжения его покосившиеся домики.
В гамме спектакля куда больше красок. Он давно уже творец, о какой бы роли не шла речь. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни32. В своей книге «Моя жизнь» художник писал: «Вся в черном или белом она пролетала сквозь мои холсты, направляя мое искусство. Одежда ее вполне в духе того времени, винтажной женственности: длинная «учительская» юбка с пеной кружев и блузка с манжетами и воротником, которая олицетворяет молодость. А над официальными учреждениями развевается знамя с изображением человека на зелёной лошади и надписью: «Шагал — Витебску». В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк. Благодаря этой картине слова «парить в небесах» и «взлететь от счастья» обрели зримое воплощение.
Главная тема творчества Шагала – «время человека». Живой в памяти Шагала, он стерся бы из нее, стал бы фантазией, бредом посети он его вновь. Теперь, в 1914-м, он как будто бы заново влюбился в неё — и во сто крат сильнее прежнего. Город то помнил, то забывал, — у разных властей были свои любимые художники.
«Мои русские картины были без света, — писал Шагал из Парижа. А она сама хранила спокойствие. К излюбленному Шагалом фиолетовому примешивается в стихах лиловый Пастернака: « что в грозу лиловы глаза и газоны/ И пахнет сырой резедой горизонт». Отдельных зрителей подобный прием завораживает. Решено. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза».
Так как стипендии хватало, в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей»— дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников. Он заставляет нас воспринимать Христа уснувшим, а не умершим. Это был небывалый, уникальный праздник, совсем не похожий на те, которые когда-либо где-либо устраивала советская власть: дома покрашены белым, а по белому разбегаются зелёные круги, оранжевые квадраты, синие прямоугольники (дело рук Малевича, которого Шагал пригласил из Москвы). Горожане в широкополых шляпах, с бантами в петлицах несут плакаты: «Да здравствует революция слов и звуков. » Какие-то дамы вышли на парад на ходулях.
Город не оставит его даже тогда, когда Шагал оставит город. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары»1. Через несколько лет автор «Чёрного квадрата» вытеснит Шагала из Витебска, обвинив его в консерватизме. Глаза летуньи лучатся чистотой и невинностью, но их черный цвет, «жгучий и прекрасный», приковывает своей таинственностью. Работы Шагала не иллюстративны.
К ней летят в спектакле стихи вечным лейтмотивом: «Вечер, сад. После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. И это было поразительно, так как Белла была красавицей, а Марк не слишком хорош собой. Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу)21. Только свет и тень. Её черты узнаваемы во всех женщинах и ангелах. Сам знаешь.
Великий испанец спросил его, почему Марк не выставляется в советской России. Официальные, как правило. В ту же серию попали картины «Двойной портрет» и «Над городом». Искусствоведы считают, что эта деталь олицетворяет самого бога, но это неточно. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза».
Как грача или журавля осенью. Когда Шагал начал писать картину «Над городом» в 1914 году, они были знакомы с Беллой уже 5 лет. Не легкости полета, но свободы в полете от театральных и иных не столько условностей, сколько условий. Так как стипендии хватало, в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей»— дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников.
Не сойдутся, не составят дома, полной чаши. И художник подчинился. Забор тянется черной лентой, с ним соседствуют дома приглушенных оттенков – Витебск спит. Что именно — вы можете увидеть на моей картине «Над городом»», — писал Марк Шагал в своих мемуарах. Это и Витебск и Париж одновременно.
За ними скрывается биография мастера, его мироощущение. «Избито» значит проверено. А творческая потенция Шагала так велика, что никакое препарирование его городского пейзажа не в силах лишить прелести «густо-синий свет из единственного окна». У Шагала всегда был город, но не было дома.
Жил Марк на улице Данциг, неподалёку от бульвара Монпарнас, в круглом кирпичном здании — это было общежитие художников под названием «Улей». Гид, будто вышедшая из «греческого зала» М. Жванецкого, сыплет «измами» и эпитетами о художнике, от человека оставляя лишь: «Родился Жил Любил Творил Страдал И умер». Они летят над Витебском, родным городом Марка Шагала. В отличие от нее, самого себя он нарисовал угловатым и неловким. Она тотально пресекла его общение с Вирджинией, сыном и многими прежними знакомыми, зато Шагал в этот период очень много работал и стал коммерчески успешен.
Вместе с ним уехала в эмиграцию, где к Шагалу пришла всемирная слава. Экспозиция включала 34 картины на холсте и 160 рисунков на бумаге. Но запомни: денег у меня больше нет. Вся жизнь показана как сочетание высокого и низкого. В 1916 году у них с Беллой родилась дочь Ида. «Ты помнишь ль меня, мой город», — писал Шагал. Имя Шагала становится известным после выставки «1915 год» в Москве, где он показал 25 произведений из «Витебской серии».
Человеческого пепла миллионов сожженных и обожженных сердец. Через год после знакомства Белла и Марк были женихом и невестой.
В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж1, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ). А когда в 1916 году родилась дочь Ида, стал рисовать и её. Хотя исполнитель по отношению к Юрскому слово неверное. Он и Шагал от мала до велика и старый фотограф Шмерц, под началом которого художник учился дорисовывать и ретушировать фотопортреты и парижский поэт Сандрар и суетливый сват – бадхен и набожный дядя Исроэл и даже Луначарский, назвавший Шагала «Гофманом околовитебских трущоб». Так во всяком случае считали его друзья. Марк Шагал «Над городом» (1918) Холст, масло.
Не брала в расчет, что он – сын простого еврея, который разгружал селёдку. Автор отталкивается не от сухой фактуры (впрочем, ей не противоречит), но от ключевых для художника образов и символов. Правый верхний угол декорации кажется обгоревшим, обожженным. Что сам Марк только отучился в Витебской школе живописи и рисунка.
Ее не закрасить, не стереть, не вытравить, — восстает как феникс из пепла. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Здесь хорошо просматривается отношение Марка Шагала к жене. Главная тема творчества Шагала – «время человека».
С детства он получил традиционное домашнее еврейское образование. «С нейдолжен быть я — вдруг озаряет меня. Вот что писала в 1951 году подруга семьи Шагалов — Марина Антоновна Деникина (дочь знаменитого белого генерала): «Ирландка вдруг сбежала от Шагала с художником — то ли шведом, то ли норвежцем — и сына захватила с собой. Художественно оформить спектакль о Художнике – это весьма и весьма.
Спектаклю, обозначенному как полеты о художнике, чьей стихией был воздух, не хватило как раз ощущения полета. Большие, выпуклые, чёрные. Ничего суицидального и мистического. Художник показан в духовно-пластическом единстве со своей подругой.
Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Белла стала главной женщиной в жизни Шагала и главной музой. Она молчит, я тоже. В спектакле разыграна импровизированная экскурсия по Лувру. Я ничего не понимаю ни в людях, ни в собственных картинах. Он мечтал вернуться в Париж с женой, но Первая мировая война разрушила его планы.
Ползал и подбирал. Союз с Беллой означал для художника не просто один из аспектов человеческой жизни.
— я тоже. Вып. Сагалов в пьесе не стал препарировать это триединство души Шагала.
«Горящие свечи» — так называлась книга воспоминаний Беллы – музы и ангела Шагала (эту роль, как и роль Ангела исполняет Анна Гарнова). Художник-Шагал отображал жизнь красками, художник-Юрский отображает (а не изображает. ) жизнь Шагала «красками» Театра. И я понял: это моя жена. Вся жизнь показана как сочетание высокого и низкого. Книга в переводе на французский язык увидела свет в Париже в 1931 году. Прогремел художник уже после возвращения на родину.
Картины Шагала противоречат правилам перспективы. И всё же сюжеты его картин не изменились. Любовь художника кроется в изящных ее линиях, стройности стана, нежности лица. К моменту завершения «Над городом» они уже былисупругами и родителями.
Сорок лет Белла была рядом с Шагалом. Там он проучился 2 месяца. И, что поразительно, тех же нескольких дней хватило, чтобы Шагал подчинился ей полностью. – я тоже. На бледном лице сияют глаза. В дневнике он записал: «я понял: это моя жена глаза.
Оторвавшись от палитры, я умчался в Питер». Именно эти глаза смотрят на нас почти со всех картин Шагала. В библиографии Зиновия Сагалова, автора пьесы, много произведений о героях с «говорящими фамилиями». Именно эти глаза смотрят на нас почти со всех картин Шагала. В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958 витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961 собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970 собора в Реймсе, 1974 церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981 и др. ).
Просто в Витебске ему не у кого было по-настоящему учиться живописи. «И погасили мы Луну, И свечек пламя заструилось, И лишь к тебе моя стремилась Любовь избрав тебя одну» — написал Шагал вскоре после свадьбы. На сцене –единственный холст на подрамнике, который так и не будет развернут к залу. Даже со своей первой женойон познакомился на одной из таких вечеринок «для своих». Ияпонял: это моя жена. Она смотрит— о, её глаза.
Образы и объекты на холсте не детализированы. Образы и объекты на холсте не детализированы. Факты биографии составили коллаж пьесы, а сквозь него проступил и портрет. Не брала в расчет, что он – сын простого еврея, который разгружал селёдку. Любовь вошла в творчество Шагала в образе Беллы. Он изображает не людей, а их души, не предметы, а их суть.
Обратите внимание на белый луч – он пересекает картину сверху вниз. В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж1, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ). Её черты узнаваемы во всех женщинах и ангелах.