Лунная Дорога Картина
«Лунная ночь на Днепре»: мистическая сила и трагическая судьба картины Архипа Куинджи
Например, философ, публицист и критик Николай Страхов, отдавая должное мастерству Куинджи и называя его картину истинным чудом, как по силе света, так и по «схваченным с изумительной верностью оттенкам неба, на протяжении между луной и горизонтом», полагал, что «свет луны слишком натурален, слишком бросается в глаза своей натуральностью и этим портит гармонию картины». Возможно, путаница могла возникнуть из-за того, что у самого Крамского (который в то время нуждался в деньгах) была датированная тем же годом картина «Лунная ночь», которую он продал другому Третьякову — Сергею Михайловичу33. И надо сказать их поиски время от времени приносят очередные, пусть микро-, но сенсации. Но планета Тем более «живая», на которой бушуют вулканы.
Обрушившаяся на Куинджи слава после «Лунной ночи на Днепре» едва ли не «раздавила» художника. Несмотря на то, что картина «Лунная ночь на Днепре» экспонировалась в Париже только десять дней, она успела привлечь к себе внимание французских критиков. По небу плывёт прозрачная дымка облаков. Луна состоит в основном из тех же веществ, что верхняя мантия Земли.
Между тем многие специалисты считают эту теорию ошибочной. В США о лунной афере начали говорить и говорили достаточно громко. С одной стороны, эта теория очень хорошо объясняет, почему на Луне нет железа. Британско-американский славист и искусствовед Джон Эллис Боулт полагал, что Архипа Куинджи можно рассматривать как наиболее видного представителя русской школы люминизма8384, а его картину «Лунная ночь на Днепре» — как шедевр среди произведений живописи, основанных на световых эффектах. Есть ещё вторая теория, объясняющая, как Луна попала на свою орбиту вращения вокруг Земли.
Их тщательно сфотографировали и по возвращении передали в НАСА. Она так же, как и солнце, ходит вокруг земли. Вернадского. – Я слушаю тебя, о Великое. До сих пор астрономы не встречались с блуждающими планетами. Ранние работы художника написаны под влиянием манеры Айвазовского. Свой поступок объяснял так: «.
Разумеется, за холстом лампы не было: таинственное сияние исходило от самой картины. Сердце человека замирало, ум его был спокоен и тверд. Искусствовед Фаина Мальцева отмечала, что в картине «Лунная ночь на Днепре» удачей Куинджи может считаться не только «мастерски переданный эффект лунного света», но и живопись верхней части пейзажа, правдиво воссоздающая образ ночного неба, затянутого лёгкими перистыми облаками.
– Именно. Наконец, для торможения на финише «Барбикен запасся ракетами в маленьких стальных цилиндрах с нарезкой, которые ввинчивались в дно снаряда Их было двадцать штук оставалось только вовремя вынуть металлические пробки, вставленные в дно снаряда и вместо них ввинтить цилиндры с ракетами». Ведь ещё 20 тысяч лет назад её не было. Природа гораздо экономнее в своих свершениях.
Описание картины «Лунная дорожка»
Оставляю за собой». По словам Манина, «небесные пространства у Куинджи испытывают земное притяжение», а «магия завораживания относится не к мистическим силам небес, а к грандиозному реальному миру, перед которым человек испытывает удивление и восторг»81. Отсутствие его произведений было отмечено публикой. И вот однажды, мрачной морозной ночью, когда Ветер успокоил уже быстрые воды рек, а Небо расчистило свои просторы, Солнце внезапно ахнуло от неожиданности и ужаса – ведь оно услышало невероятный звук: то хищная Птица резко и продолжительно прокричала в ночи, давая о себе знать.
Луна вызывает не только общеизвестные приливы в Мировом океане. художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. Оригинал ещё до своего первого показа был продан великому князю Константину Константиновичу (1858-1915). Солнце же не верило, что звери и птицы могут прожить без него, да еще и подать клич свой.
Этой организации он передал свои деньги, земли и картины. И Земля и Луна образовались из одних и тех же химических элементов и соединений. Константин Константинович в своём дневнике (запись от 14 марта 1880 года) так описывал свои впечатления и ощущения: «Я как бы замер на месте.
11 фактов о картине Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре»
Даже лично уговаривал князя оставить картину, но тот был непреклонен. Заказывают они и американский «лунный грунт», но в получении его, естественно им отказывают. Но помни, что сияние твое – лишь отражение моего великолепия. Недаром появилась «бредовая идея», что Луна – управляемый космический корабль. Если внимательно присмотреться, можно также заметить извилистые тропинки между хатками. Обсуждая эффект, производимый картиной «Лунная ночь на Днепре» на зрителей искусствовед Владислав Зименко называл его «совсем сверхъестественным»79. По мнению Манина, несмотря на кажущееся подобие интерпретации мироздания в полотнах Куинджи и Фридриха, это сходство является чисто внешним: в отличие от произведений Фридриха, в куинджиевской «Лунной ночи на Днепре» нет ничего магического80.
В 1882 году Куинджи устроил ещё одну персональную выставку, на которой экспонировались три картины: авторский вариант-повторение полотна «Ночь на Днепре» (возможно, тот, который ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее), второй вариант картины «Берёзовая роща», а также новое произведение «Днепр утром» (ныне в ГТГ)4922. Учёный-естествоиспытатель Дмитрий Менделеев изложил свои мысли о полотне «Лунная ночь на Днепре» в статье «Перед картиною А. И. Куинджи», опубликованной в номере петербургской газеты «Голос» от 13 ноября 1880 года. До сих пор антигравитационная тяга – обычнейший атрибут НФ. Полотно «Лунная ночь на Днепре» выставляется в зале 35 Михайловского дворца, где также находятся картины «Ночное», «Дубы» и другие произведения Архипа Куинджи55.
В своём дневнике (запись от 31 мая 1881 года) он так описывал этот эпизод: «Передаю вещи, любуясь великолепной картиной Южной ночи художника Куинджи, принадлежащей великому князю Константину Константиновичу»46. Событие стало настоящей сенсацией. Но она не забыла приказ Солнца. «Тогда я всего лишь пошутил, – заявляет сегодня сотрудник концерна «Макдоннел Дуглас» Чарлз Конрад.
Критик и публицист Михаил Неведомский, автор изданной в 1913 году биографии художника, писал, что после московской выставки 1882 года картина «Ночь на Днепре» также экспонировалась в Петербурге, а также отмечал, что «позднее, получив два заказа на повторения (по 5 тысяч рублей за каждое), Куинджи долго работал над ними, но так и не отдал их заказчикам: оба повторения остались в его мастерской и, вместе с остальными последними его произведениями, завещаны им в собственность Общества его имени». Луна не закатывается, а лишь делается невидимою. Отчего – никто не знает. Спутники, например, должны совершенно точно попадать на свою орбиту.
Город погружён в сладкую дремоту. Однако на лунных трассах аппарат Кейвора остался уникальным, да и немудрено: спустя всего два года после его создания в российском журнале «Научное обозрение» начали печататься первые главы работы К. Э. Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами» и с этого момента лунный транспорт перестал быть исключительным достоянием литературы, перейдя в более надёжное ведомство науки и техники. В октябре — ноябре того же года13 «Лунная ночь на Днепре» экспонировалась в здании Общества поощрения художников, расположенном на Большой Морской улице в Санкт-Петербурге, причём это был первый случай в истории российского искусства, когда на выставке демонстрировалась единственная картина14.
Межпланетное пространство, как следует из «Необыкновенного приключения Ганса Пфааля», заполнено воздухом в состоянии крайнего разрежения вот таким образом гондола шара была снабжена приспособлениями для герметизации и «устройством для сгущения воздуха». Так же как и в «Берёзовой роще», в «Лунной ночи на Днепре» пространство картины «организуется световым потоком, струящимся в глубину картины». Но отец картину всё-таки взял и никакого процесса не было»16.
Ответ был однозначен: невозможна. Широкая река — Днепр — спокойно течёт среди мягких по рельефу берегов. Тем не менее художник учтиво пригласил посетителя в мастерскую и показал ему свою картину. Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана в 1880 году, холст, масло.
Первым трёхместным кораблём, запущенным с астронавтом Уолтером Ширра, Доном Эйзелом и Уолтером Каннингемом, стал «Аполлон-7». В частности, в рецензии, опубликованной в конце 1880 года в газете «La Rpublique franaise», Филипп Бюрти писал, что главный эффект полотна Куинджи состоит «в передаче, поистине чудесной, бледного и искрящегося света на водной поверхности, раздробленной и взволнованной течением».
Так, человек, скелет которого изображён на снимке, судя по всему, при жизни носил джинсы. Луна же обращается вокруг Земли с незапамятных времён, находясь всё на той же орбите. Кажется, что русло реки берет своё начало где-то далеко за горизонтом. Он разместил полотно на своей яхте и отправился в мореплавание. Ведь именно они заставили снаряд стартовать с окололунной орбиты в обратный полёт к Земле.
20 картин с медовой полной Луной
Тихоокеанская область (между Америкой и Азией) почти пустая. Если писателей прошлых веков мало заботило правдоподобие описываемых путешествий, то теперь литературное «покорение космоса» происходило во всё более строгом соответствии с научными данными на дату очередного старта. Известно, что к картине «Лунная ночь на Днепре» приценивался предприниматель и коллекционер Козьма Солдатёнков.
Менделеев, Я. П. В каталоге изданном в 2001 году, отмечается, что «нынешнее представление о степени завершённости произведения и имеющиеся различия в картинах позволяют считать произведение из собрания ГТГ повторением-вариантом»61. Кометы – да. В 1915 году, после смерти Константина Константиновича, Мраморный дворец перешёл к его сыновьям, «с предоставлением в пожизненное пользование вдове покойного»18. И да пребудет у тебя сила светить, а у живых – покой и уверенность во тьме.
Он совсем не ожидал, что тот согласится. Страхов отмечал, что, несмотря на яркий свет исходящий от луны и освещающий облака и поверхность реки, «всё-таки и в этом отношении, в отношении освещения, картина, разумеется, не успела вполне подделаться под действительность». Он отмечал «невиданное ещё нигде могущество красок» и волшебное впечатление, будто бы это не картина, а сама природа в миниатюре, перенесённая художником на полотно. И тем более не может естественным образом возникнуть такое разнообразие живых существ.
Эта «троица» – единственные экспонаты, которые не принадлежат музею, а взяты им «напрокат» у НАСА. По словам Зименко, то, как Куинджи изображает природу, выступающую «в фантастическом великолепии своего ночного убора», может сравниться только со словами Николая Гоголя: «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои»6. Даже те цветовые зоны дальнего плана, которые на первый взгляд кажутся «плоскими», в действительности представляют собой наложенные в несколько слоёв лессировки, способствующие «углублению» пространства. И задал вопрос: возможна ли белковая жизнь на планете с такими условиями. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
Картины (живопись) : Лунная дорога
Вернадского уже нет. Несмотря на свою молодость (ему в то время шёл 22-й год), Константин Константинович к тому моменту уже успел поучаствовать в русско-турецкой войне, получить чин лейтенанта флота и звание флигель-адъютанта, а также орден Святого Георгия 4-й степени3031. 4. Успех был огромный и после этого Куинджи решил сделать две копии полотна. Месяц же будто бы забрал в себя Каина и поднялся с ним на небо.
Здесь открылся обновлённый и обогащённый Зал метеоритов. По словам искусствоведа Виталия Манина, «Куинджи использовал свойство тёплых цветов возгораться от лампового света, а холодных — поглощаться им»38. Тех американских специалистов, кто фабриковал «лунный грунт» из земных базальтов и метеоритного вещества, само собой, не могло быть много.
Преступления он совершает в бессознательном состоянии. Не имея сил подняться с кровати, он лёжа рисовал карандашные эскизы. Впервые в литературе человек вернулся из лунной экспедиции на ракетном корабле. Её сторонники считают, что сначала Луна не имела совершенно ничего общего с Землёй. Хайд не убедил судей и был приговорён к смерти, но бессмертие всё же обрёл: Роберт Льюис Стивенсон сделал его героем своего романа, превратив во второе «я» доктора Джекила. Аналогичное отношение масс, например, Фобоса и Марса составляет 1/50 000 000, Ганнимеда (крупнейшего в Солнечной системе спутника) и Юпитера – 1/12 200. Он закрыл двери своей мастерской и прекратил выставочную деятельность.
«Лунная ночь на Днепре» картина Куинджи
Крамской писал Репину: «Какую бурю восторгов поднял Куинджи. Эта выставка оказалась последней в творческой деятельности Куинджи: до конца своей жизни он продолжал создавать новые произведения, но не показывал их широкой публике22. 15129).
Архип Куинджи ответственно подошел к выставке своей картины. В Западной Европе в XVII веке был известен так называемый «столетний погодный календарь», созданный на основе семилетних (1652-1658) наблюдений погоды немецким аббатом Кнауэром. А по отношению грунта, доставленного «Луной-16», Парижская обсерватория пришла к иному выводу: «Образец из колонковой трубы с глубиной 20-22 см. Масса Луны (7, 351022 кг) относится к массе Земли как 1 к 81, 3. Каждое воскресенье на два часа Куинджи открывал двери своей мастерской, чтобы все желающие смогли увидеть полотно, которое ещё не было закончено.
Левитан Исаак Ильич» Лучшие пейзажи, картины» Лунная ночь, 1897
За это время резко шагнула вперёд лабораторная и исследовательская техники. Даже перед самой смертью он оставался верен делу всей своей жизни. Работа над полотном была завершена в сентябре 1880 года12.
Последний опустился на Луну с командой «Аполлона-12» в 1969 году и с удивлением увидел на поверхности естественного спутника Земли явно искусственного происхождения. Однако, с другой стороны, маловероятно, чтобы Луна случайно с нужной скоростью и под нужным углом подошла так близко к Земле, что смогла поймать её. Выставка проходила в доме Солодовникова на Кузнецком мосту505152. Из 40 исследовательских групп американских и французских учёных практически все независимые от НАСА учёные отметили резкое отличие грунта «Луны-16» и американских образцов по десяткам параметров, причём отклонения параметров были порою в сотни раз. По словам Суворина, в этом произведении всё выглядит, как в действительности: настоящая луна, которая действительно светит и настоящая река, которая светится и блестит так что, вглядываясь в эту рябь, зритель почти угадывает, в какую сторону несёт свои воды Днепр «тени, полутени, огни, воздух, чуть заметный пар — всё это передано так, что удивляешься, как могли краски это передать»72.
лет, весит 34 тонны. Да и кто мог ожидать, что такую большую вещь потащат с собой в морское путешествие»16. В письме к Якову Полонскому от 10 (22) декабря 1880 года Тургенев писал: «Сюда приехала на несколько дней картина Куинджи — и мы постараемся показать её французам»44. Бери и свети. Но, несмотря на это, картина по-прежнему завораживает зрителя. А уж грамотных людей, чтобы понять происходящее, у нас бы хватило.
Особенно чувствительны к влиянию полной луны женщины. Только после ухода морского офицера Куинджи узнал, что у него побывал великий князь11. Под сплошным обстрелом смертоносных космических лучей, на камнях, которые за две недели лунного дня разогреваются до 120 градусов Цельсия, а столь же долгой ночью охлаждаются до -150 градусов Цельсия, без воды и кислорода в течение нескольких лет продержались «эмигранты» с Земли. Когда «Герцог Эдинбургский» готовился к отплытию из Яффы, архимандрит зашёл на палубу фрегата, чтобы попрощаться с великими князьями и имел возможность увидеть полотно «Ночь на Днепре». Полотно «Лунная ночь на Днепре» неоднократно повторялось и варьировалось Архипом Куинджи. Французы изучили поляризацию отражённого от образцов света, сравнили её с поляризацией света, отражённого от Луны и сухо констатировали по поводу американского образца: «Отрицательная ветвь показывает, что такая поверхность не может полностью воспроизвести характер лунной поляризации». Явление это известно давно. Именно оно тщательно скрывало тайну американской фальшивки. Антигравитация, как и многие другие фантастические придумки Уэллса, оказалась весьма долгоживущей.
По мнению Мальцевой, среди всех полотен Куинджи подобного творческого направления именно этот пейзаж «заслуженно принёс Куинджи полное торжество» — никогда ещё не достигал он «такой поэтической цельности в изображении пейзажа, такой согласованности в соподчинённости всех его элементов»22. Позднее он использовал аналогичное построение в ряде других полотен85. Под «Выставкой» подразумевался Парижский салон 1881 года, который открывался в мае во Дворце промышленности на Елисейских полях44. Шувалова отмечала точность найденных художником образных средств: «декоративных цветовых пятен их контрастов, модуляции света, пространственного разворота композиции»12. Полотно «Лунная ночь на Днепре» было создано в 1880 году, вскоре после разрыва Архипа Куинджи с Товариществом передвижных художественных выставок (ТПХВ), поводом для которого послужила анонимная статья, содержавшая резкую критику пейзажей Куинджи, — как выяснилось впоследствии, эта статья была написана одним из членов-учредителей организации художников-передвижников Михаилом Клодтом23. Астрономы пришли к мнению, что она приблудилась откуда-то из глубины галактики.
В ответном письме Чистяков не дал прямого ответа на вопрос о покупке картины (возможно, зная, что она уже продана), но при этом сообщил Солдатёнкову о намерении коллекционера Дмитрия Боткина приобрести авторскую копию полотна Куинджи за пять тысяч рублей3335. И они, Солнце и Луна, вскоре окончили свой совместный путь по дневному небу. Откуда она появилась на земном небосклоне. О влиянии лунных ритмов на погоду в Древней Руси знали из «Шестоднева» – древнерусского естественно-научного сочинения Х века, широко распространённого в рукописных списках вплоть до XVIII века. Но, вот тучи слегка разошлись и выглянула яркая луна. Чтобы убедиться в том, что одна картина – это достаточно для выставки, Куинджи приглашал в свою мастерскую друзей, среди которых были Иван Сергеевич Тургенев, Яков Полонский, Иван Крамской, Дмитрий Иванович Менделеев, а также корреспондентов, на которых проверял силу воздействия «Лунной ночи на Днепре».
Лунная дорога – Аукционный дом современного искусства
За время путешествия полотно серьёзно пострадало: в частности, это было граничит с тем, что при его создании использовались краски, содержавшие битум, который темнел под воздействием яркого света и морского воздуха17. И вообще были ли они на Луне. Художник Иван Крамской в письме к журналисту и издателю Алексею Суворину от 15 ноября 1880 года подробно рассказывал о впечатлении, произведённом на него картиной Куинджи и писал, что «его Ночь на Днепре вся наполнена действительным светом и воздухом, его река действительно совершает своё течение и небо — настоящее бездонное и глубокое». За сутки она поднимается и опускается примерно на полметра.
По её словам, в этом полотне художник достиг «до иллюзорности верного и фантастического эффекта освещения», в результате чего ему удалось создать впечатление реальности лунного света, как на небосводе с грядами облаков, так и на чуть колеблющейся поверхности спокойно текущей реки. В 1880 году, после завершения работы на картиной, Архип Куинджи организовал выставку, причём данная картина была единственным экспонатом данной выставки. Во время работы над картиной Куинджи приглашал в свою мастерскую друзей и знакомых. По словам Крамского, при первом знакомстве с полотном он «не мог отделаться от физиологического раздражения в глазу, как бы от действительного света» и это чувство возникало у него всякий раз, когда он опять видел картину, попутно принося «наслаждение ночью, фантастическим светом и воздухом»21.
Когда посетители входили в полутёмный зал, они не могли поверить своим глазам – сверкающий серебристо-зеленоватый диск луны заливал своим глубоким завораживающим светом всю комнату. Именно от жалости я приняло решение наградить тебя даром света. Владелец картины — великий князь Константин Константинович — настолько привязался к ней, что по окончании выставки взял её с собой в длительное морское путешествие, которое он совершал в 1880—1882 годах на фрегате «Герцог Эдинбургский»16. В начале 90-х годов у Куинджи начинается период «молчания» и почти 30 лет он рисует «в стол». Следующая лунная экспедиция стартовала спустя 30 лет. 2.
Кроме этого, Неведомский сообщал, что под личным руководством Куинджи «Лунная ночь на Днепре» была воспроизведена в олеографии, «разошедшейся в огромном количестве экземпляров»54. Железная глыба, возраст которой составляет 4, 5 млрд. Но и очень отдалённая ретроспектива задаёт ошеломляющие загадки.
Сам же Полонский, задаваясь вопросом, картина ли это или действительность, писал: «В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту тёмную даль, эти дрожащие огни печальных деревень и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величавую ночь»285. Парижская обсерватория получила для исследования альбедо образцы лунного грунта «Луны-16» и американское изделие, выдаваемое за реголит, доставленный «Аполлоном-14». Важную роль в исполнении замысла художника играет колорит. Заинтересовавшись, великий князь навестил художника в его мастерской (запись об этом событии в его дневнике датирована 14 марта 1880 года). Мне пришлось вернуть его к теме разговора, попросив сообщить, когда и сколько американского лунного грунта получил институт им. Возник жанр научной фантастики его основоположник Эдгар Аллан По отправил своего Ганса Пфааля на Луну на воздушном шаре, наполненном газом плотностью «в 37, 4 раза меньше плотности водорода».
Кроме этого, от тех частей холста, где слой краски был нанесён рельефно (окна хаток, а также луна и лунная дорожка на воде), падающий луч света отражался сильнее, чем от более гладких светлых участков. Вы, вероятно, уже слышали. Со времени отбора образцов лунного грунта прошло более тридцати лет. Жюль-верновская «колумбиада», направившая их за пределы земного тяготения, представляла собой, выражаясь современным языком, вертикальную «пусковую шахту» длиной 275 м, диаметром 2, 75 м. «Цилиндро-конический вагон-снаряд» длиной 3, 66 м, выброшенный из её жерла взрывом 180 т пироксилина, был оборудован четырьмя окнами-иллюминаторами, нёс на борту запасы «хлорновато-кислого калия и едкого натра» для восстановления кислорода и удаления углекислоты и «герметически закупоривался алюминиевой крышкой, прикреплённой с внутренней стороны мощными болтами». Не вняв уговорам Тургенева, великий князь Константин Константинович вместе с картиной продолжил путешествие на фрегате «Герцог Эдинбургский», который, покинув Шербур, вошёл в Средиземное море.
Оставляю за собой». В расцвете своих творческих сил великий творец совершил неожиданный шаг. В настоящее время находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Куинджи участвовал в выставках ТПХВ в 1874—1879 годах последней выставкой с его участием стала 7-я, состоявшаяся в 1879 году, на которой он представил получившее широкую известность полотно «Берёзовая роща»24. А то, что я выиграла спор, доказывает не мою проницательность, а твое милосердие. Архип Иванович КУИНДЖИ родился 27 января 1842 года в семье бедного сапожника. Ведь рано или поздно американские данные о составе лунного грунта стали бы достоянием широкой научно-технической общественности СССР.
– О Луна, сестра моя названная, не звезда ты, но будешь подобна ей. Композиционное построение пейзажа выполнено с большой простотой и лаконичностью5.
История создания картины «Лунная ночь на Днепре»
«Луна или месяц, как её обычно называют, по народному представлению, «пекет» от главы Божией. Картина выглядит по-настоящему чарующе и необыкновенно реалистично. В 1930 году полотно было приобретено Третьяковской галереей у Е. В. Ляпуновой.
Полонский, И. Н. Через 19 дней после старта Ганс Пфааль достиг цели. Метеориты – сколько угодно.
- Картина «Лунная ночь на Днепре», Куинджи, 1880
- Картина Куинджи Лунная ночь на Днепре
- Самое интересное в виде мозаики
- Картина Куинджи «Лунная ночь на Днепре»
- Описание Картины Куинджи Лунная ночь
- Общееколичествопросмотровстраницы
- Первая экспозиция и всеобщее признание
Со времени создания и до смерти Куинджи это полотно хранилось в его мастерской. Его учениками были А. Рылов, Н. Рерих, К. Богаевский.
В грунте, доставленном с Луны, они не обнаружены. Но офицер ответил: «Хорошо. Как только американцы опубликовали первые фотографии своих «лунных достижений», в самих США возникли глубокие сомнения в том, что Армстронг и Олдрин были на Луне – фотографии выдавали фальшивку. Позже в дореволюционной России издавался целый ряд погодных календарей «по Брюсу», которому, однако, они приписывались ошибочно. «Художник света» скончался в Петербурге 11 июля 1910 года.
Полотно «Лунная ночь на Днепре» экспонировалось в полутёмном зале, окна которого были задрапированы14. 23 ноября того же года в кратере Платон высветился треугольник.
- Необъяснимый эффект присутствия
- Картина «Лунная ночь на днепре» в Третьяковской галерее
«Аполлон-4» и два последующих прошли испытания без экипажей. Затем, по завещанию художника, оно поступило в собственность Общества имени А. И. Куинджи. Мощный и непоколебимый Днепр был тих и спокоен. Вряд ли такое объяснение может кого-то удовлетворить. Тогда Луна сказала: «Это раз». Но есть одна величина, которую можно измерить, не летая на Луну, – это отражательная способность грунта на поверхности Луны, так называемое «альбедо».
Может быть, Луна как раз и является тем куском Земли, который отсутствует там. Заинтересовавшись, Константин Константинович решил навестить Куинджи в его мастерской — было известно, что художник каждое воскресенье на два часа открывал двери для посетителей. Опасения подтвердились: за время путешествия полотно серьёзно пострадало.
Однако метеориты и микрометеориты налетают на Луну с космическими скоростями. По словам искусствоведа Виталия Манина, «Куинджи практически как бы претворял теоретические суждения романтиков о пространстве»58. Таким образом, автор стремился показать мощность и непостижимость Вселенной.
Одно из объяснений этому – резкий сбой в биологических часах человека в эти периоды. А первым научно-фантастическим произведением, в котором на трассе Земля – Луна появляется настоящая ракета, была, видимо, повесть Циолковского «Вне Земли», начатая ещё в 1896 году (целиком повесть была опубликована уже при Советской власти). По-видимому, этот календарь был переиздан в Москве (1709-1715) сподвижником Петра I Яковом Брюсом. В первую очередь – а что такое сама Луна. Во время работы над картиной «Лунная ночь на Днепре» Куинджи приглашал в свою мастерскую (расположенную на Малом проспекте Васильевского острова) друзей и знакомых для того, чтобы проверить на них силу воздействия полотна. Он писал Д. В. Гигоровичу: «Нет никакого сомнения, что картинавернется абсолютно погубленной».
Он писал, что «Ночь на Днепре» — это не просто движение живописи вперёд, а огромный скачок. В результате независимые учёные Запада вынуждены были объяснить эти расхождения загрязнением проб, неравномерностью перемешивания грунта на Луне, уникальностью того района Луны, куда села «Луна-16». Он писал, что в этом произведении Куинджи сопоставил «великие стихии природы: землю и небо, свет и тень в таком едином созвучии, которого он ещё не находил раньше». Картина Куинджи заинтересовала Менделеева ещё тогда, когда он в первый раз увидел её в мастерской художника, но написать о ней он собрался только после того, как его «с разных сторон» попросили об этом73.
Этакий молодец — прелесть»42. Полноформатное повторение-вариант картины, под названием «Ночь на Днепре», хранится в Государственной Третьяковской галерее (холст, масло, 104 143см, 1882 инв. После революции в составе собрания Мраморного дворца картина перешла в Российскую академию истории материальной культуры (РАИМК с 1926 года — Государственная академия истории материальной культуры, ГАИМК), а в 1928 году была передана в Государственный Русский музей1920. А поскольку земная твердь всё-таки не вода, то приливные «горбы» не поспевают в своём движении за естественным спутником Земли, отстают примерно на четверть оборота.
Мне остаётся только дополнить сообщение о том, что американцы «доставили» с поверхности Луны метеорит, следующей информацией, взятой всё из того же сборника «Лунный грунт из Моря Изобилия». Благодаря лунному сиянию на ближнем берегу реки видны невысокие хаты с мерцающими окнами, ведущие к реке тропинки, а также силуэт ветряной мельницы5. А как только голос спадет – надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли». «Это понятно, но, по легенде, летом 1971 года СССР по обмену получил от американцев лунный грунт, – настаивал я. – Сколько. » Кадик стал объяснять, что дело это давнее и никого из тех учёных в Институте им.
Обсуждая успех и популярность, сопутствующие картине «Лунная ночь на Днепре» искусствовед Виталий Манин сопоставлял творчество Куинджи и его немецкого предшественника Каспара Давида Фридриха, в произведениях которого «люди томятся, завороженные созерцанием магического лика природы». Искусствовед Ирина Шувалова называла «Лунную ночь на Днепре» самой прославленной картиной Куинджи7, крупнейшим творческим достижением художника8 и, несмотря на потускневшие краски, «одним из украшений экспозиции Русского музея». Эта теория проще и изящнее. Критик отмечал, что, несмотря на то странное впечатление, которое возникает у зрителя при первом взгляде на картину, «мало-помалу воля художника вас покоряет и переносит вас в изображённую им местность». Другие варианты-повторения полотна хранятся в Симферопольском художественном музее («Ночь на Днепре», холст, масло, 111 147см, 1882), Астраханской картинной галерее имени П. М. Догадина («Ночь на Днепре», холст, масло, 110 146см, 188262, поступил из коллекции Гучкова63) и Национальном художественном музее Белоруссии («Ночь над Днепром», 1880-е)61. Кривая альбедо образца сходна с лунной». Да и ракете «Сатурн IB», отправившей его в космос, недоставало мощности, чтобы домчать его до Луны.
По словам Боулта, в «Лунной ночи на Днепре» Куинджи не отказался от основных стилистических принципов написанной годом ранее «Берёзовой рощи» (таких как фокусирование на центре полотна и быстрая смена тонов), но при этом осуществил радикальное изменение построения пространства картины изобразив вид с высоты птичьего полёта. Решение великого князя не было спонтанным: ещё 31 октября он записал в своём дневнике: «В 3 ч. поехал в город в Общество поощрения художников, где выставлена моя картина Куинджи Ночь на Днепре, хочу взять её с собою в море»43. Учёные из Парижского университета и Управления геологии и горных исследований в Орлеане в конце своей статьи даже акцентируют на этом внимание: «Как объяснить участие (некоторое) метеоритов в образовании реголита и наблюдаемость метеоритных остатков. » Ответ на этот вопрос даёт, между прочим, академик Виноградов: «Наиболее надёжным доказательством «работы» метеоритов (в образовании реголита – Ю. М. ) было бы их обнаружение на поверхности Луны. Краска потрескалась и поблекла. В Киевской картинной галерее (до 2017 года — Киевский музей русского искусства) есть вертикально-ориентированный вариант под названием «Ночь на Дону» (холст, масло, 165 115см, 1882 инв.
Менее известно, однако это факт: тяготение Луны сказывается и на «приливах» и «отливах» земной коры. Да будет так, как говоришь ты. Публика заходила и с трудом сдерживая чувства, не могла понять, как написанная маслом луна, может так правдоподобно сиять, а ее отражение на воде – «соперничать» с настоящим.
Восторженный рассказ Тургенева о новой картине, над которой работал Куинджи, весной 1880 года услышал великий князь Константин Константинович10 — это произошло на вечере у графини Анны Комаровской, фрейлины великой княгини Александры Иосифовны29. Высказывались предположения, что изначально картина «Лунная ночь на Днепре» создавалась по заказу Павла Третьякова, а потом, поскольку Третьяков был в отъезде, а Куинджи нуждался в деньгах, он продал её другому покупателю. Вернадского. Слава о «Лунной ночи на Днепре» разошлась по Москве ещё до окончания работы над картиной.
Гавриил Константинович писал: «Узнав об этом, Куинджи собирался возбудить процесс, считая, что его знаменитая картина в плавании испортится. Полёт «Аполлона-11» был совершён более чем за год до полёта «Луны-16», возможно, тогда американцы и не предполагали, что СССР сможет доставить образцы лунного грунта так быстро. Они случайно попали на борт лунного зонда «Сервейор-3», вместе с ним совершили межпланетное путешествие и продержались на лунной поверхности в виде спор до той поры, пока астронавты Чарлз Конрад и Алан Бин из экипажа «Аполлона-12» не обнаружили их близ кратера Ландсберг. По её словам, «тёмные участки неба и земли заметно поглощали искусственный свет, усиливая глубину тона и способствуя эффекту бархатистости живописной поверхности»39. 8. На этот раз все картины были показаны при дневном освещении53.
Куинджи в основном использует два цвета — чёрный и фосфорический зелёный. По словам Менделеева, перед «Днепровской ночью» «забудется мечтатель, у художника невольно явится своя новая мысль об искусстве, поэт заговорит стихами, в мыслителе же родятся новые понятия — всякому она даст своё»74. Вернадского – это не справочное бюро.
И. С. Тургенев пришёл от этого в ужас. Луна, единственный естественный спутник Земли. Так Каин и до сих пор стоит там с ведром и помазом в руках с расширенными ногами. Особенно опасны затмения для людей психически неустойчивых и находящихся в угнетённом состоянии. Бывший шеф-пилот компании «Люфтганза» Вернер Уттер поведал журналистам о своём разговоре с американским астронавтом Чарлзом Конрадом. Серебристо-зеленый лунный диск по-прежнему охранял спящие берега.
105 144 см. «Царя» выставки словно обступили кольцом «подданные» – экспонаты поменьше, но не менее интересные. Впоследствии картина «Лунная ночь на Днепре» хранилась в собрании великого князя Константина Константиновича в Мраморном дворце18. Сам Суворин тоже чрезвычайно высоко оценивал полотно Куинджи. В конце 1880 года, после того, как выставка была завершена, великий князь Константин Константинович отправился в морское путешествие на фрегате «Герцог Эдинбургский», взяв с собой картину «Лунная ночь на Днепре»16. Чтобы избежать давки, людей в зал запускали группами.
Объяснение этому нарушению здравого смысла я вижу одно: ЦК КПСС не хотел, чтобы подделка американцами своего «лунного грунта» вскрылась. (Толстая книга, в ней про всё есть. ) На поверхности Луны в принципе не могло быть не только метеоритов в виде камня, но и в виде мелких песчинок. За 30 лет «молчания» не было и дня, чтобы художник не взял в руки кисть или карандаш. Архип Иванович назвал невероятную по тем временам сумму – 5 тысяч рублей.
Итак, на вооружении лунного флота снова появились ракеты – на сей раз не случайно (в отличие от Сирано). Не могу отказать тебе иначе лучше испепели меня. В 1909 году Куинджи организовал Общество Художников.
Ведь всё равно не купите: она дорогая». И они делают эту историю ещё более загадочной. Вот Армстронг и увидел инопланетные корабли на другой, скрытой от нас стороне.
Но её не было. Весь день потом, когда я закрывал глаза, мне виделась эта картина»1032. Ведь посланцы с Марса – очень редкие гости на Земле. Крамской, П. П. Чистяков.
Художник Илья Репин вспоминал, что творилось на Большой Морской улице во время выставки: «непрерывная масса карет запружала всю улицу длинным хвостом стояла публика и на лестнице, в ожидании впуска и с улицы, в обе стороны тротуара терпеливо и долго ждали целые массы, строго наблюдая порядок приближения к заветной двери, куда пускали только сериями, так как зрители могли бы задохнуться и задавиться от тесноты и недостатка воздуха»4115. Недоразумением считает он и своё сногсшибательное сообщение на Землю о том, что «Аполлон» преследуют неопознанные летающие объекты. Соотношение размеров и масс Луны и Земли позволяет рассматривать совокупность этих небесных тел скорее как двойную планету, чем как родительскую планету и спутник.
Свети в ночи косыми лучами украдкой и длинными ясными – всевидящим оком ночи. Луна была довольна и надувалась от гордости серебром света и умиления. В 60-е начинающий художник 2 раза «провалил» экзамен и поступил в петербургскую Академию художеств лишь с третьего раза. Вот таким образом изучение поверхности Луны позволяет делать выводы об эволюции Солнечной системы. На картине изображена летняя ночь.
По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, «сам по себе это был беспрецедентный факт ибо вообще персональные выставки практиковались в то время редко, не говоря уж о выставке одной картины»37. (Под номерами 1-3 корабли этой серии не запускались. По его мнению именно с этим была связана возникавшая у зрителей иллюзия, что это не настоящая картина, созданная маслом на холсте, а «писано на стекле и освещено сзади»76. Об этом в журнале «Астрономи» поведал Герман Клейн.
С 1917 года оно находилось в Доме с атлантами на Солянке, в собрании А. Н. Ляпунова и Е. В. Ляпуновой, родителей известного математика А. А. Ляпунова5960 (согласно сохранившимся документам, А. Н. Ляпунов приобрёл пейзаж у Общества имени Куинджи 20 ноября 1917 года59). Тургенев, приехавший в Россию из Франции и проживший там пять месяцев в первой половине 1880 года, был одним из первых, кто увидел новое полотно Куинджи и, по свидетельству Якова Полонского, «пришёл в восторг»9. Сразу возник бы вопрос – откуда американцы взяли свой грунт. Специалисты Национального института здоровья на ежегодной встрече психиатров в британском Королевском колледже (Эдинбург) сообщили, что количество самоубийств зависит от фазы лунного цикла.
Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер». Метеорит на поверхности Луны – это исключительная глупость. После возвращения из морского путешествия полотно «Лунная ночь на Днепре» хранилось в собрании великого князя Константина Константиновича в Мраморном дворце. По словам Бюрти, «нисходящая градация света, который отчётливо бьёт только в стены хаток, расположенных по откосам берега силуэты высокого репейника тишина, царящая над огромным пространством, суровость голого, безлесого пейзажа — всё создаёт настроение меланхолическое и величавое, на редкость удачно выраженное»7778. Тем не менее полностью восстановить картину не удалось. Размер — 105 146см1 (по другим данным, 105 144см234).
Она образовалась где-то в Солнечной системе, некоторое время там «обитала», а потом её «поймала» Земля. Согласно его дневнику, «Тургенев рассказывал про последнюю, ещё не совсем оконченную, картину Куинджи он так художественно её описал, что мне захотелось непременно самому сличить рассказ с оригиналом»10. Позднее этот эксперимент был повторен в киевском Институте кибернетики с тем же результатом. Она настолько тяжела, что её не в состоянии выдержать даже самый прочный пол. Сначала оно находилось в «Царской комнате» на втором этаже, а затем великий князь переместил его в свой кабинет — «Ореховую гостиную». Искусствовед Ольга Атрощенко отмечала, что «подобную роль выполняли и гребни процарапанной сухой кистью лунной дорожки на воде», так что «разная степень отражения света на её приподнятых частях и в углублениях приумножала эффект светового мерцания и одновременно создавала иллюзию колебания водной глади».
Немецкий астроном был явно смущён своим наблюдением и признался, что ему могло и померещиться. В октябре — ноябре 1880 года13 в здании Общества поощрения художников (дом 38 по Большой Морской улице в Санкт-Петербурге) проходила необычная экспозиция — это был первый случай в истории российского искусства, когда на выставке демонстрировалась единственная картина14. 10. При этом картина была освещена направленным на неё лучом света лампы.
Но тут Кадик заявил, что Институт им. Просто дьявольщина какая-то»15. В одно из воскресений к художнику зашел скромный морской офицер и поинтересовался стоимостью картины. Советский лунный грунт продолжает оставаться доступным для исследований и даже сегодня российские аспиранты заказывают и получают грунт «Луны-16» для своих диссертационных работ. Ранее эта картина считалась «неоконченным повторением». Лунный отсек ещё не был готов, корабль прошёл испытания без него.
О лунатизме писал ещё в 400 году до н. э. отец медицины Гиппократ. Особое внимание специалисты уделяют пяти марсианским метеоритам. Оказалось, что это был Великий князь Константин Константинович Романов, который и приобрел картину для своей коллекции. До того месяц был так же красив, светил так же ярко, как солнце. На планете, где присутствует сильнейший окислитель – кислород, где в изобилии абсолютный растворитель – вода, в которой с течением времени распадаются даже стекло и металлы, белковая субстанция с её крайне узким жизненным «коридором» зародиться не может. Больше всего пространства в пейзаже занимает небо.
По свидетельству художника Игоря Грабаря, впоследствии в собрании Боткина в самом деле была картина Куинджи «Ночь на Днепре»36. Если бы он был убит на Луне, сохранился бы не скелет, а целый труп в безвоздушной атмосфере Луны разложение тканей тела невозможно.