Мадонна Литта Да Винчи
«мадонна Литта» — шедевр Леонардо да Винчи и его школы. «мадонна Литта» (1490—1491)— картина из собрания Государственного Эрмитажа, традиционно приписываемая итальянскому художнику Леонардо да Винчи. Литта – графское семейство из Милана, продавшее Эрмитажу «Мадонну с младенцем» кисти великого Леонардо да Винчи в 1865 году за 100 тысяч франков. «мадонна с младенцем» относится к миланскому периоду творчества Леонардо да Винчи, а имя Литта она получила по имени миланских герцогов Литта из собрания которых картина была приобретена. «мадонна Литта» выполнена Леонардо да Винчи на холсте темперой.
Картина Леонардо да Винчи Мадонна Литта: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Тайна шедевра Леонардо да Винчи «Мадонна Литта»
Ранние мадонны Рафаэля следуют известным образцам умбрийской живописи кватроченто. В утешение зрителям покажут сразу две версии «Мадонны в скалах» – одна, недавно отреставрированная из Национальной галереи Лондона, другая (1483-1486 гг. ) – из Лувра (см. «Эта небольшая по размерам (42 х 33 см) работа, поражающая сокровенным величием композиции (уместно привести изречение Леонардо, что «тесное пространство, которое способно вместить в себя образ всей вселеннойнаправляет человеческие размышления к созерцанию Божественного» – C. A.
Но для ребёнка в настоящий момент это всего лишь невинная игрушка. «Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи в своё время была широко известна художникам того времени. Анну и Богомладенца, пытающегося оседлать ягненка, таким образом, что «все фигуры нарисованы в натуральную величину, но размещаются на сравнительно небольшом картоне, так как сидят или наклонились и каждая расположена одна перед другой, справа налево», согласно дошедшему до нас свидетельству посланника маркизы Изабелль дЭсте о первом показе этого картона в марте-апреле 1501 г. (Уоллейс Р. Мир Леонардо. Михаил Пиатровский прав: мое поколение выросло рядом с репродукцией этой картины. Изображение основывается на традиционном мотиве Madonna del latte (Млекопитательница). Зритель видит только один глаз, при этом зрачок его не вырисован. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Оп. Любовь к Черному квадрату появилась со временем. Так называемая Мадонна Литта изображена мастером задумчивой и серьёзной женщиной. Думаю, что в каждом доме были листочки из Огонька с репродукциями любимых картин. Мадонна одета в костюм, который носили современницы Леонардо.
Тем не менее, произведение утратило многое от первоначальной версии, что значительно осложнило работу искусствоведов и экспертов. В то же время сам наклон головы, тени, скользящие по лицу, слегка угадывающийся взгляд создают то неповторимое ощущение одухотворенности, которое Леонардо так любил и умел изображать. Сама же фигура Мадонны словно озарена светом идущим откуда-то спереди.
Насколько я помню, он считается национальным достоянием. Картина «Мадонна Литта» написана художником не маслом, а темперой – ее лучшей сохранностью объясняется, вероятно, несколько более интенсивное, чем обычно у Леонардо, колористическое созвучие подбитого золотистой подкладкой синего плаща (более светлым отголоском которого воспринимается голубое небо с легкими облаками) и насыщенно красного платья мадонны. К этому периоду жизни Леонардо относятся картина Мадонна в скалах (Мадонна в гроте), заметки, рисунки и чертежи, посвященные авиации, разработка летательной машины, основанной на птичьем полете, записи, посвященные «аэропланам» и «искусственным птицам». для доминиканского монастыря Санта Мария деле Грацие в Милане.
Взаимодействие фигур на мадоннах флорентийского периода более непосредственно. Мать кормит своего ребенка грудью, устремив на него задумчивый, полный нежности взгляд. Лицо мадонны повернуто в профиль. Идиллические образы не лишены скованности, суховатости иератичности.
Так же композиционно решена и работа да Винчи «Мадонна Литта». Даже беглый взгляд улавливает в «Мадонне Литта» именно эту полноту чувств и сосредоточенность настроения. Через это кормление Он принимает и человеческую душу. В связи с этим приобретает особое значение интерес художника в этот период к доминирующей красно-синей гамме, которая сближает «Мадонну Литту» с «Тайной вечерей», созданной в 1495-1498 гг. Фигуры Марии и младенца Христа моделированы при помощи тончайшей светотени.
Согласно принятому мнению, в «Мадонне Литте» сам Леонардо выполнил общую постановку фигур, закончил голову Богоматери и полностью написал некоторые части тела Богомладенца. Как известно, в лондонском варианте «Мадонны в скалах» Леонардо пришлось учесть пожелания миланского Братства Непорочного Зачатия и добавить в руки младенца Иоанна Предтечи удлиненный крест, на который направлено благословение Богомладенца. Художник считал, что птичья душа через кормление копирует душу человека.
Paris. Прежде всего, следует принять во внимание цветовое сходство синего плаща с желтой подкладкой у «Мадонны в скалах» и «Мадонны Литты». Для них свойственны сложные пейзажные фоны. С. 28-29).
Мадонна с Младенцем (Мадонна Литта) – Леонардо да Винчи
Вскоре после рождения сына отец ушел из семьи, женившись на богатой женщине. Опять типа шутите. Безусловно, автором ее является Леонардо да Винчи. Она любуется им, погруженная в свои мысли, сосредоточив на ребенке всю силу своих чувств. На картине изображена женщина, держащая на руках младенца, которого она кормит грудью. Леонардо приехал в Вечный город в 1513 году и прожил в нем три года.
Р. 14, plat. Единственный источник света в ней – расположенное в глубине двойное окно. Исходя из этого, вполне оправданно будет в настоящем исследовании отнести начало работы над «Мадонной Литтой» ко второму миланскому периоду творчества Леонардо, который продолжил в Риме создание своего маленького шедевра. Такое предположение граничит с данными о том, что Леонардо получил в 1506 году заказ на изображение Мадонны от французского короля Людовика XII и от Папы Льва X, который просил написать Мадонну с младенцем на руках.
Однако именно лондонский вариант была вывешена в миланском соборе в 1508 г. В 2005 г. специалисты Национальной галереи в Лондоне, проанализировав с помощью инфракрасного излучения знаменитое полотно Леонардо «Мадонна в скалах», обнаружили под внешним слоем краски рисунок, на котором изображена коленопреклоненная женщина с протянутой рукой. Мадонна изображена с чуть заметным подобием улыбки на губах. В качестве подтверждения этой версии можно рассматривать отсутствие нимбов, символизирующих божественное начало, вокруг голов Марии и младенца в «Мадонне Литта», в то время как они присутствуют в «Мадонне Бенуа».
Согласно официальной версии её принято относить к миланскому периоду жизни Да Винчи. V, 1865 г. Д. 3. Л. -М., 1959. Это символ распятия. Т. II. Тогда с уверенностью сказать, что это картина да Винчи, было нельзя.
Описание картины «Мадонна с младенцем» Леонардо да Винчи
Мальчик нежно приник к ней. Обе «Мадонны» как отдельная экспозиция в рамках выставки будут висеть в одном зале. Вып. 1820 г. Предполагают, что ок.
Он выступает в Милане как военный инженер, архитектор, гидротехник, скульптор, художник. Подготовительный рисунок к эрмитажному полотну хранится в Париже в Лувре». Женщина смотрит на ребёнка нежно и задумчиво. Мать любовно и бережно держит, обхватив, младенца. Эта парность двух шедевров является иллюстрацией к утверждению христианской церкви о том, что в Христе соединены Божественное и человеческое начала. Сама же фигура Мадонны освещенасветом идущим откуда-то спереди.
И здесь знаменательной деталью является изображение щегленка. И причёсана она по моде тех лет. На символичность картины указывает цветок крестоцвет. Я уверен, что совместная демонстрация этих шедевров произведет неизгладимое впечатление».
Также как и в «Мадонне Литте», цвета в «Мадонне в скалах» приглушены, отчего лица и тела кажутся на первый взгляд словно покрытыми мертвенной бледностью. Любовь к ней, к Эрмитажу – это с раннего детства и навсегда. Когда после II Мировой войны живопись «Мадонны в скалах» была расчищена, некоторым искусствоведам цвета показались столь тусклыми, что они обвинили Британскую Национальную Галерею в том, что она не следила за сохранностью шедевра. Но правый разрез был торопливо разорван— верхние стежки и обрывок нити отчетливо виден.
И как раз в картине «Мадонна Литта» (фото – в статье) ребенок не сидит на коленях у матери, как Леонардо рисовал на других полотнах, а покоится в ее руках. Р. 1. До того как художественное произведение оказалось в залах Эрмитажа, оно хранилось в коллекции миланского герцога Литта. Она очень впечатлила Леонардо да Винчи.
При этом он не является бесстрастным. Златокудрый малыш рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. СПб., 1999. В его левой руке изображена птичка-щегол – символ христианской души. До поступления в Эрмитаж в 1865 году «Мадонна Литта» находилась в фамильной коллекции герцога Антуана Литта в Mилане, отсюда и происходит ее название. Выбирая библейский сюжет, он представляет его как сцену из повседневной жизни.
Композиционное построение картины отличается поразительной четкостью и совершенством. Мадонна Литта – это абсолютно другая история. 1495 г. картина «Мадонна Литта» была полностью переписана миланским художником, возможно, Амброджио де Предисом, как, например, считал В. Н.
Христос глядит на зрителей и словно бы говорит: «Я всегда с вами». Красота, воплощенная в нежных формах юных Мадонн и пухленьких телах младенцев, представляет для Леонардо не просто изобразительный мотив, - это размышление мастера об образе матери, о ее глубокой любви к сыну, переведенное им на язык живописи. 1-10 Б. В. фон Кёне. Фигуры Марии и младенца Христа подчёркнуты лёгкой светотенью.
Музей имени Андрея Рублева и его обитатели
То есть создание «Мадонны Литта» следует отнести ко времени между 1513 и 1517 годами. Прекрасная женщина, кормящая младенца, предстает олицетворением материнской любви как величайшей человеческой ценности. илл. ). Младенец сосредоточен на своём занятии, рассеянно взглянув на зрителей. В окнах просматривается пейзаж в голубых тонах. На картине изображена женщина, держащая на рукахмладенца, которого она кормитгрудью. В следующий раз в поле зрения «Спаситель мира» попал в 1900 г., когда оказался у британского коллекционера сэра Фредерика Кука после нескольких неудачных попыток реставрации.
Л. 142-143). Когда Леонардо исполнилось 13 лет, мачеха умерла. По мнению Демона, предложившего собственную датировку «Мадонны Литты» 1491-1494 гг., этот эскизный рисунок был без изменений повторен в картине, в частности, трехчетвертная постановка плечевого пояса, образующего с поверхностью стены угол в 45, полностью перенесена с рисунка на картину (Demonts L. Les Dessins de Leonardo da Vinci. М., 1952.
В окнах просматривается пейзаж в голубых тонах. Картины Леонардо да Винчи. sfumato – затушёванный, буквально: «исчезающий как дым»). Младенец Иисус, наоборот изображён в энергичном движении. Ко всем этим сопоставлениям, помимо прочего, корректных и хронологически, следует добавить, что научное рентгеновское исследование картины «Мадонна Литта» в Эрмитаже позволило установить несомненное сходство «Мадонны Литты» с «Джокондой» (1503, 1514-1515 гг. ) как по общим очертаниям, так и по всему характеру выявленного в рентгеновских лучах авторского рисунка (Гуковский М. А. Мадонна Литта. Он похож на мать своей смуглостью и золотистым цветом волос.
Заслуживает внимания также, что в Хаммеровском кодексе (ранее – Лейчестерский кодекс), составленном Леонардо между 1506 и 1508 гг., находится эскиз женской фигуры со спины (Хаммер 20), весьма напоминающей разворотом головы в сторону зрителя такую же особенность образа Богомладенца в картине «Мадонна Литта». Не следует забывать, что альбом рисунков, хранящийся ныне в Виндзоре, был составлен аретинцем Помпео Леони, сыном бывшего ученика Микеланджело Буонарроти из разрозненных иллюстраций к «Атлантическому кодексу», причем определенная часть из них первоначально принадлежала Collection Arundell (sic. Родился в семье нотариуса. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. В действительности споры о том, является ли Леонардо да Винчи автором «Мадонны Литта», не утихали до середины прошлого века. У мастера трудно найти совершенное следование неизменному образцу в трактовке образа Марии. В Эрмитаже хранятся две работы Леонардо с изображением Богоматери – «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа».
Через это кормление он принимает и человеческую душу. 7. Картина «Мадонна с младенцем» относится к прославленным шедеврам эрмитажного собрания, вызывающим неизменный восторг и благоговение зрителей. Отсюда возникло название картины.
Британский эксперт усомнился в авторстве эрмитажного Леонардо
Вокруг одного из самых прекрасных изображений Богоматери с Младенцем до сих пор не утихают споры, главной темой которых является авторство Леонардо. Ему так хочется дотянуться до цветка. 1999). «Это беспрецедентное событие. Зрелый период творчества да Винчи ознаменован написанием картины «Мадонна Литта», которая пронизана человечностью и любовью к живым, подлинным чувствам, благодаря чему даже при беглом взгляде на картину улавливается вся полнота чувств и настроения. Изображение основывается на традиционном мотиве Madonna del latte (Млекопитательница). 12276 v. ) с головой льва в картине Леонардо «Св.
С. 2-3). И, к счастью, не мне одной. Изображенный младенец тоже выглядит грустным и не по возрасту серьёзным. С. 56). В левой руке ребёнок держит щегла. С. 122). Это распространенный богословский сюжет, посвященный богоматери и Младенцу-Христу. В последней работе Леонардо впервые применил темперу, для чего ему потребовалось изобрести специальный состав из смолы и мастики для укрепления грунта (нужно отметить, что до Леонардо специальный клей из оскребков козьего пергамента, который применялся для темперной лазури в силу его кристаллической прозрачности, упоминался лишь в работах XIV в. у Ченнино Ченнини).
Этот образ является воплощением идеально прекрасной женщины. Огромное влияние приобрел доминиканец Джироламо Савонарола. Cambridge, 1935.
Подготовительный рисунок к эрмитажному полотну хранится в Лувре. 1490 г. ). Еще одно открытие было сделано в ходе подготовки лондонской выставки, когда реставраторам удалось определить тип красного пигмента, который был известен по письменным источникам, но никогда прежде не был точно идентифицирован. Кроме того, на выставке экспонируется недавно обнаруженное полотно «Salvator Mundi» – «Спаситель мира». Работа получила название «Мадонна с младенцем». Однако некоторые исследователи считают, что полотно было создано в начале 1500-х годов. Сохранность картины была такой плохой, что ее сразу пришлось переложить с дерева на холст.
В 2 тт. Это делает фигуру особенно рельефной. Этот приём разработал Леонардо да Винчи. В 1865 году герцог продал картину Эрмитажу за сто тысяч франков. Картина «Мадонна Литта» написана художником не маслом, а темперой — ее лучшей сохранностью объясняется, вероятно, несколько более интенсивное, чем обычно у Леонардо, колористическое созвучие подбитого золотистой подкладкой синего плаща (более светлым отголоском которого воспринимается голубое небо с легкими облаками) и насыщенно красного платья мадонны. Лазарев (Лазарев В. Н. Леонардо да Винчи.
Лондонский вариант, ранее считавшийся студийной копией, но затем признанный более поздней оригинальной работой мастера, был куплен Национальной галереей в конце 19-го столетия. Мать по настоянию ребёнка изменила своё решение и отложила этот нелегкий момент. Постановка плечевого пояса Девы Марии в «Мадонне с прялкой», прежде всего, на эскизе 1501 г. из Виндзорского собрания, выполненном красным мелом на тонированной розовым бумаге, напоминает аналогичный композиционный прием в «Мадонне Литте».
Мона Лиза – 1503-1506Леонардо да Винчи
Мадонна изображена приёмом сфумато. На женщине красная сорочка с узкой горловиной. С. 383-385). Обе картины находятся в настоящее время в Пеши в доме мессера Джулио Турини». Первоначальное название-«Мадонна с младенцем».
Этим автор показывает как близки образы матери и ребенка. Вот что закодировал в своих художественных творениях великий Леонардо. Одухотворенный взгляд Богоматери подчеркнуто сконцентрирован на сыне, поскольку для нее Он является центром Вселенной. Современное название происходит от имени ее владельца –графа Лита, владельца картинной галереи в Милане. Столь же существенным представляется совпадение постановки левой ножки Богомладенца в «Мадонне Литте» с аналогичной деталью во втором варианте картины «Св. Данная интерпретация взаимосвязи двух картин могла бы являться также безусловным доказательством авторства Леонардо, поскольку в принадлежности его кисти «Мадонны Бенуа» искусствоведы не сомневаются.
Анализ произведения Леонардо да Винчи Мадонна Литта
И здесь знаменательной деталью видится изображение щегленка. Отец еще раз женился и опять стал вдовцом. Взор младенца размыкает закрытую композицию картины. II. «Картина исполнена, очевидно, в Милане, куда художник переехал в 1482 г. Она относится к числу произведений, появление которых ознаменовало новый этап в ренессансном искусстве – утверждение стиля Высокого Возрождения.
Женщина смотрит на ребёнка нежно и задумчиво. Одну из них стоит рассказать. Однако если проанализировать, каким образом Леонардо добивается этой выразительности, то можно убедиться, что маэстро использует довольно обобщённые и лаконичные способы изображения. Правой рукой он придерживает материнскую грудь, а в левой держит щегла. С. 336-348).
Картина Мадонна Литта Леонардо да Винчи
М., 1997. Некоторые искусствоведы склонны считать её плодом работы учеников маэстро (за исключением лица Богоматери, принадлежность которого кисти Леонардо мало кто решается отрицать). В феврале 1865 г. картина «Мадонна Литта» была закуплена в Императорский Эрмитаж из фамильной коллекции герцога Антуанна Литта в Милане директором Эрмитажа Гедеоновым С. А. и советником по ученой части бароном фон Кёне, автором первой публикации о картине (Архив ГЭ. Даже беглый взгляд улавливает в «Мадонне Литта» именно эту полноту чувств и сосредоточенность настроения. Существует мнение, что это всего лишь копия с оригинала, который до сих пор не известен. Скромная и упорядоченная прическа из рыжеватых волос говорит об ухоженности и аккуратности молодой красавицы.
Эта уникальная технология, которая позволила спасти полотно, была придумана эрмитажным столяром Сидоровым, за что он получил серебряную медаль. Мать любовно и бережно держит, обхватив, младенца. Мать по настоянию ребёнка изменила своё решение и отложила этот нелёгкий момент. Мадонна с Младенцем изображены в полутёмной комнате. 12276 v. ), отнес создание «Мадонны Литты» к концу первого флорентийского периода, до отъезда Леонардо в 1482 г. в Милан (Clark K. A Catalogue of the drawings of Leonardo da Vinci in the collection of H. Majesty the King at Windsor Castle. Галерее не удалось договориться о путешествии в Лондон «Джоконды», которая выставлена в Лувре.
На этот раз художник избрал более строгий тип лица мадонны, выдержал картину в другой красочной гамме, даже обратился снова к технике темперы, внеся в нее, впрочем, ряд новых приемов (Леонардо постоянно проводил всевозможные эксперименты). Однако живописное исполнение картины менее абсолютно. Два года спустя, в 1494 г., во Флоренции вспыхнуло восстание против тирании Пьеро Медичи, сына Лоренцо. Он похож на мать: такой же смуглый, с таким же золотистым цветом полос. Композиция картины лаконична и уравновешенна.
Близкую тему Леонардо разрабатывает в тот же период (1503-1508 гг. ) в картине «Мадонна с прялкой», где такой бытовой детали, как прялка, за которой потянулся Богомладенец, придано сходство с крестом, что символизировало, по замыслу художника, грядущие Страсти Господни. Ф. 1. Леонардо изобразил Богоматерь, Св. Еще в 1543 г. леонардовская «Мадонна до пояса, в полфигуры, которая кормит грудью младенца» упоминалась в собрании венецианского философа Пьетро Контарини. Бог воплотился в человека и вскормлен молоком матери.
Она любуется им, погруженная в свои мысли, сосредоточив на ребенке всю силу своих чувств. «Мадонна Литта» — закончена несколькими годами позже Мадонны Бенуа. Тонкому прекрасному лицу мадонны особую одухотворенность придают полузакрытые глаза и едва уловимая улыбка — кажется, что она улыбается своим грезам. Бог воплотился в человека и вскормлен молоком матери. В изображении мадонны и младенца художником достигнута исключительная выразительность.
Сочинение-описание картины Мадонна Литта Леонардо да Винчи
14). Правой ручкой он обхватил материнскую грудь, а в левой – держит щегленка. «Мадонна Литта» стала результатом творческого осмысления этого символического обещания Христа человечеству, так же как и изображение процесса кормления. У мастера трудно найти совершенное следование неизменному образцу в трактовке образа Марии.
Избранные произведения: переводы, статьи, комментарии. Изначально полотно писалось для семьи правителей Милана. В семейной галерее герцога Антуана Литта картина хранилась, пока не была куплена «Эрмитажем», где ее перенесли с дерева на холст из-за слишком плохой сохранности. Этот художник, действительно, сотрудничал с Леонардо, в частности, по контракту с миланским Братством Непорочного Зачатия над картиной «Мадонна в скалах». Сейчас полотно по-прежнему хранится здесь, как «Мадонна Бенуа» — еще одна «Мадонна с младенцем» кисти самого знаменитого флорентийца. СПб., 1866. Остальное поручалось ученикам.
По картине Леонардо да Винчи – Мадонна Литта
Это распространенный богословский сюжет, посвященный Богоматери и Младенцу-Христу. К вящему сожалению, до сих пор никто из исследователей не заметил того, как тесно согласуется эта уникальная информация Вазари с композицией именно картины «Мадонна Литта», где Богоматерь изображена Леонардо с Богомладенцем на руках (sic. ), равным образом совпадает описание сохранности и технологических особенностей «Мадонны Литты» из Эрмитажа» (Полную публикацию статьи см. : Ульянов О. Г. Произведение было в таком плачевном состоянии, что потребовалась срочная реставрация. Наибольшим числом полотен владеют Лувр и флорентийская галерея Уффици две картины находятся в Эрмитаже – это представленная в Лондоне «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа».
Дата создания картины также доподлинно неизвестна. Ясно. Между тем, эта датировка в значительной степени устарела, – достаточно указать на рисунок «Богоматерь с младенцем» из того же собрания (W. Были они и в моем доме. Понятия образа (imago) и подобия (similitude) в средневековом богословии означало также Тело и Кровь Христа. Сохранились также подготовительные рисунки его ученика Больтраффио с изображением младенца. Ф. 1.
Правой ногой Младенец упирается в подушку, а левая в напряжении приподнята. Мы видим ребёнка и мать в драматический момент отлучения от груди.
Младенец в картине тоже грустен и не по возрасту серьезен. Губы также нельзя назвать явно улыбающимися, на улыбку намекает только тень в углу рта. Картина поступила в 1865 г. из миланского собрания герцога Антонио Литта, с именем которого связано ее второе название. Vol. Пор его словам, это первая такого масштаба выставка, которая концентрируется именно на живописи, на становлении стиля да Винчи, а не изучает его как философа, ученого, графика или скульптора.
Наконец, среди рисунков самого Леонардо находится этюд головы «Мадонны Литты», выполненный серебряным карандашом на тонированной зеленым бумаге (Лувр, 2376, ок. Леонардо нередко приходил на птичий рынок, покупал и отпускал в небо птиц. Над созданием таких комбинаций освещения, которые давали бы возможность подчеркивать нежной игрой света и тени объемность, реальность изображаемого, много и упорно уже с юных лет работал Леонардо. Композиционное построение картины отличается поразительной четкостью и совершенством.
Мадонна Литта (Мадонна с младенцем) — Леонардо да Винчи
Это связано, по-видимому, с тем, что в работе над картиной принимал участие ученик Леонардо Амброджо де Предис. Картина «Мадонна Литта» по своему типу напрашивается на сравнение с «Мадонной с цветком», в сопоставлении с которой становится особенно наглядным решающий качественный скачок, который произошел в творчестве Леонардо да Винчи. Картину перенесли с дерева на холст, применив уникальную технологию. В 2010 г. после сложной программы реставрации экспертиза подтвердила подлинность да Винчи. На эту тему существует несколько мнений.
– Леонардо да Винчи. Фон картины— стена с двумя арочными окнами, свет из которых падает на зрителя и делает стену более тёмной. В 1502 г. пожизненным гонфалоньером (главою республики) был провозглашен Пьетро Содерини. Нередко кним пристает имя одного изпрошлых владельцев, как и случилось с «Мадонной Литта». Картина, написанная в 1490-х годах, долгие века оставалась в Италии. Композиция картины уравновешенна и лаконична.
Леонардо да Винчи «Мадонна с младенцем» («Мадонна Литта»)
Правой рукой он обхватил материнскую грудь, а левой- держит щегленка. Но характерно, что в документах этого периода Леонардо именуется сначала «инженером», а потом «художником». История создания картины «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи, а также история ее принадлежности разным владельцам повлияли на известное сейчас название произведения искусства мирового значения. Он изображал женщин с лицами, то серьезными, то улыбающимися, в позах, выражающих нежность, со взглядом, полным трепетного чувства и тихой умиротворенности, а прелестных младенцев – занятых игрой и прочими ребяческими забавами. В левой руке ребёнок держитщегла. Традиционно считается, что картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» была начата в 1480 году и переписана в 1495-м.
Присциллы (Рим) (к 550-летию со дня рождения художника) // Искусство христианского мира. Сейчас эта картина оценивается в 120 миллионов фунтов стерлингов. Ко второму варианту «Мадонны в скалах» Леонардо приступил повторно в 1506 г. в Милане, куда был призван в возрасте 54 лет французским вице-королем Шарлем дАмбуазом по заданию короля Людовика XII, которому захотелось иметь «несколько маленьких изображений Богоматери» кисти Леонардо. «Мадонна Литта» в «Эрмитаже» с 1865 года. Оп.
Картина Леонардо Да Винчи Мадонна Литта
Оба разреза были аккуратно зашиты (то есть было принято решение отлучить ребёнка от груди). Картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» и древнейшее изображение Богоматери в катакомбах Св. Еще помню маленькую книжечку об Эрмитаже, на обложке которой была эта Мадонна Леонардо. Лл. Художник считал, что птичья душа через кормление копирует душу человека. Совершенной вершиной считается «Сикстинская мадонна» (1514), где гармонично сплетены воедино торжествующий восторг с нотами пробуждающейся тревоги.
До этого она именовалась «Мадонна с младенцем». Согласно одной из теорий, автором которой является старший научный сотрудник Эрмитажа Михаил Аникин, «мадонна Бенуа» иллюстрирует божественную природу Иисуса Христа, в то время как «Мадонна Лита» должна рассматриваться как отображение человеческой сущности Христа. У неё излюбленный художником тип красоты – высокий, чистый лоб, несколько удлинённый нос, рот с едва приподнятыми уголками губ (знаменитая «леонардовская улыбка») и чуть рыжеватые волосы.
Христос как бы смотрит на зрителя и говорит: «Я всегда с вами». Фигуры Марии и младенца Христа моделированы тончайшей светотенью. М., 2003. А мясистый младенец принадлежит кисти Больтраффио, который так и остался тяжеловесным ломбардцем (как говорит А. Бенуа), несмотря на годы обучения в мастерской утонченного флорентийца Леонардо.
На другой небольшой картине он изобразил Младенца поразительной красоты и изящества. Мальчик нежно приник к ней. «Мадонна Литта» стала результатом творческого осмысления этого символического обещания Христа человечеству, так же как изображение процесса кормления. Младенец рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. V, 1865 г. Д. 7.
Но правый разрез был торопливо разорван— верхние стежки и обрывок нити отчетливо виден. Он похож на мать: такой же смуглый, с таким же золотистым цветом полос. Она заложена и в сюжете и в композиции картины. Директор Лувра Генри Лойретт (Henri Loyrette), в свою очередь, подтвердил: «Это уникальное сотрудничество Лондонской Национальной галереи и Лувра позволило совершить историческую совместную выставку двух хорошо известных версий «Мадонны в скалах» и «Святой Анны с Мадонной и младенцем Христом» Леонардо да Винчи, о которой мечтали целые поколения историков искусства».
Картины «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа» кисти Леонардо да Винчи покинули свои привычные места в Эрмитаже
Интрига с авторством картины тоже давно разрешена. Младенец рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. Оба разреза были аккуратно зашиты (то есть было принято решение отлучить ребёнка от груди).
О божественности персонажей зритель может догадываться не столько по символам, которые использует мастер (мадонна предстает в традиционных для Богоматери одеждах: красном платье и синей накидке, а младенец левой рукой сжимает щеглёнка, символ будущих испытаний Спасителя), сколько по атмосфере одухотворенности исходящей от произведения. Взор младенца размыкает закрытую композицию картины. Подвергается сомнению авторство Леонардо и хотя в его бумагах имеются эскизы к картине, некоторые считают ее плодом работы учеников маэстро (по крайней мере того, что касается одежды и интерьера все же мало найдется людей, которые бы отвергали, что лицо Богоматери принадлежит кисти Леонардо). Доподлинно неизвестна и дата ее создания.
Последнее является настоящей визитной карточной автора и в кругах ценителей искусства называется «леонардовской улыбкой». Напомним, что в 1483 г. Леонардо да Винчи получил заказ на «Мадонну в скалах», которая должна была украсить алтарь одного из соборов в Милане. Иероним» (Пинакотека Ватикана), обнаруженной в Риме кардиналом Иосифом Фешем ок.