Медный Змий Бруни Сюжет

10 фактов о картине Бруни «Медный змий»

Завершить монументальное полотно Бруни не удалось. Лицо женщины имеет сходство с лицом Анжелики— жены Бруни. Главные темы его творческой деятельности – античные и библейские сюжеты, а также портреты. Стоит признать, что художнику это удалось. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки.

При этом, по мнению Шевырёва изображая лежащего в агонии мужчину в центре картины, художник «как будто хотел представить нам мрачную картину безверия»44. В окончательном варианте уже никто не стремиться достичь спасительного столба. Зажил Алексей Егорович в маленькой квартирке на Первой линии, брал заказы помаленьку, принимал по-прежнему учеников, помогая им наставлениями и советами, тренькал на балалаечке свое «Алексей Егоров сын, всероссийский дворянин», во всякий день и во всякую погоду ходил гулять по одному и тому же маршруту, непременно останавливался поговорить со знакомым лавочником и цирюльником, на руки был силен как в былые годы — рвал пополам колоду карт, вот только квартального сильно боялся. Молодые художники называли себя гильдией «Союзом Святого Луки» и обосновались в пустующем монастыре Святого Исидора в Риме.

После учебы Бруни-младший жил и работал в Риме. Мрачный пейзаж с грозовыми тучами из которых падают ядовитые змеи, подчёркивает безжалостность наказания и ужас, охвативший людей. Такова история про ядовитых змей, обрушившихся на вечно недовольных евреев (Числ21, 4-9). Корабль благополучно прибыл в Петербург, привез «Медного змия», а вместе с ним и «Тайную вечерю», которую художник считал давно утерянной.

Медный змий, Федор 
Антонович Бруни, 
1841

Медный змий, Федор Антонович Бруни, 1841

Евреи еще слишком мало знают о Боге, чтобы Ему доверять. Сам он считал, что «причина такой противоположности в мнениях происходит оттого, что художник не отдал себе основательно отчёта в идее своей картины и отсутствие внутреннего, живого содержания заменил драматическим разнообразием подробностей», при этом подчёркивая, что «искусство прежде всего требует определённой и самой себе ясной идеи». Само словосочетание «Медный змий» должно было напомнить современникам о том, что малодушие ведет к рабству и безверию. Однако евреи продолжают роптать их сердца не сильно меняются. Русские художники XX века – философы и богословы, создававшие свои творения в красках. Иные руку пожимали Карлу, будто дни торжества были его, а не Федора Бруни. Перед «Медным змием» Брюллов думал об «Осаде Пскова», досадой торчащей в сердце.

Стоит признать, что художнику это удалось. Окружающие ее люди охвачены страхом разных «оттенков»: от дикого и безумного ужаса, которым охвачена девочка, сдерживаемая своим братом, до легкого испуга симпатичной малышки, прячущейся на коленях у бабушки. В центре упал навзничь молодой мужчина, ужаленный сразу двумя змеями. Не стал избегать этой темы и художник итальянского происхождения. Принес папку рисунков и акварелей — большей частью уличные сцены и сцены армейской жизни. В качестве пейзажа Бруни, по его собственным словам изобразил место «посреди каменистой аравийской пустыни недалеко от Красного моря, где поднимаются высокие отвесные скалы, отроги горы Ор».

Символ Спасения 
или Чем медный змей 
лучше золотого тельца

Символ Спасения или Чем медный змей лучше золотого тельца

Антонио Бруни поступил на военную службу в армию Суворова, чтобы защитить свою родину от «общего врага человечества» Наполеона. Цецилия», «Св. Ему устроили овацию не меньшую, чем в свое время Брюллову, выставившему «Последний день Помпеи». 21, 9). Фиделе, довольно быстро ставшей Федором, поступил в Академию Художеств.

Иногда, чтобы образумить народ, Бог вынужден прибегать к жестким мерам. Андрей Иванович торжествующе согласился: он четверть века ждал этого часа — это был час славы его вкуса, его понимания искусства и красоты. Когда в зале никого не было, Карл заворачивал к «Нарциссу». Здесь он испытывает влияние художественной культуры итальянского Ренессанса. Да и Брюллова, которые, казалось бы, выбрал нейтральную тему, они не обошли стороной. Подобно картине Брюллова, полотно «Медный змий» построено по-новому, романтическому, принципу. В ранних эскизах и в первоначальном варианте (подмалёвке) картины Бруни изображал там группу из четырёх человек, стремившихся к медному змию— несущий старого отца мужчина, а также его жена и сын. Его предки были консулами и даже советниками Швейцарской республики.

В Новом спасение к нам приближено максимально. После этого картина находилась в зале русской школы Эрмитажа. Вероятно, плодом этих размышлений и стал окончательный выбор названия полотна. Бруни Федор Антонович (1801— 1875)Медный змий1841г, холст, масло 565 х 852 смГосударственный Русский музей, Санкт-ПетербургЗАЛ N15Самое большое полотно из коллекции живописи XIX века Русского музея и самая знаменитое произведение Федора Бруни создавалось на протяжении 15 лет, а заканчивалось в Риме. Кроме того, Бруни известен как автор уникального натурного рисунка «Пушкин в гробу», после размноженного им литографией. В специальном послании государю Николаю I художник объяснил это так: «В России нет ни подобающего света, ни соответствующих типажей, столь необходимых для завершения полотна». Смерть Камиллы, сестры Горация (1824), Портрет 3. Работу над картиной «Медный змий» проводила специально созданная группа отдела реставрации ГРМ, в которую входили Андрей Богомолов, Антон Макаров и Александр Минин353637.

Египетский плен был позади и умерли почти все, кто помнил рабство. На Академической выставке осенью 1836 года экспонировались его эскизы к «Медному змию», которые вызвали большой интерес и были отмечены в прессе. Кроме того, он хотел передать в этой картине глубокие чувства. От укусов умерло множество сынов Израилевых и тогда Господь приказал Моисею выставить на знамя медного змия. Занятия состояли из хозяйственных работ и живописи. В Россию же полотно прибыло с некоторыми приключениями.

По окончании в 1818 году Академии художеств, Фёдор Бруни пишет картину «Улисс, потерпевший кораблекрушение перед Навзикаей», удостоенную аттестата I степени. В 1807 году семья переехала в Петербург. Вероятнее всего, оказавшись на своей «религиозной родине», в центре католичества, Бруни по-новому взглянул на привитые ему с детства ценности.

Но завоевать ее Бруни не удалось. В 1838 году мечта художника сбылась. Уже умерли многие представители поколения, помнящего египетское рабство. Он бьется в агонии, кричит, яростно колотит по камням и, как писал сам художник, «испускает дух в бешенстве и богохульстве». Федор Бруни привез наконец из Италии своего «Медного змия» громадное полотно выставили поначалу в Зимнем, потом, когда окреп лед на Неве, перенесли в академию.

Даже окружающий их пейзаж производит гнетущее впечатление. Многие годы евреи скитаются по Аравийской пустыне. «Нарцисс» — совершенство, конечно. Поскольку сам художник в тех местах не бывал, весь ландшафт был написан им по воображению— и скалы и горы и земля и небо. Рядом с ней ее маленький братик, которому уже не нужна помощь медного змея. Художник написал ее, когда ему еще не исполнилось и 22-х лет.

ТБН-Россия расскажет 
о полотне Федора 
Бруни «Медный змий»

ТБН-Россия расскажет о полотне Федора Бруни «Медный змий»

Дело в том, что по Петербургу прошел слух, что судно «Нептун», на котором Бруни отправил все, что оставалось в его римской мастерской, потерпело крушение. Мы видим родителей, на руках которых гибнет сын. Его спешно вызывают в Петербург, чтобы преподавать в Академии Художеств. Это была картина русского художника Федора Антоновича Бруни «Медный змий». Вряд ли он мог предположить, что последние мазки нанесет только в 1841 году. Иванова и В. К.

В нужный момент на блоках и верёвках новый холст опустили на старый. Экспозиция галереи меня покорила: там была и картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» и «Девятый вал» Ивана Айвазовского (я тогда очень увлекался его творчеством и увидеть картины художника в подлиннике было для меня пределом мечтаний). В основе картины «Медный змий» лежит — один из эпизодов 40-летнего странствия народа Израиля.

Библейские сюжеты 
в русской живописи

Библейские сюжеты в русской живописи

Жить они стали в Царском Селе и Антонио стал преподавать в Лицее. Если нет, то мы взбунтуемся. Маленькая, всеми покинутая, она ухватилась за камень ища в нем защиты и опоры.

Занятия состояли из хозяйственных работ и живописи. Егорова, А. И. Его нет долгое время, в лагере начинается паника. Что привлекло художника в этом сюжете. Вот таким образом укус змеи можно сравнить с искушением (укусить искусить), когда в сердце возникает соблазн, как капля змеиного яда. Змеи на картине выступают метафорой человеческих грехов, спасение от которых сам художник видел только в покорности Божественной воле.

Ради этого Фёдор Антонович даже прервал свою работу по росписи Исаакиевского собора, а в своё оправдание в специальном послании государю Николаю I приводил такие аргументы: «В России нет ни подобающего света, ни соответствующих типажей, столь необходимых для завершения полотна». Впервые картина стала доступна итальянскому зрителю в 1841 году. В то время, когда жил художник и когда в русском обществе стали появляться нигилисты (вспомните хотя бы героя Тургенева Базарова), эта мысль читалась сразу и вызывала понимание современников. Бруни близок к гоголевскому определению исторической живописи как выбирающей «сильные кризисы, чувствуемые целой массой». Весной 1820 года по приглашению княгини 3. Небо – в суровых и мрачных тучах. В книге «Чисел» Ветхого завета сказано, что когда Моисей вывел народ иудейский из египетского плена их путь лежал через безводную пустыню, по которой они скитались сорок лет. По воспоминаниям Александра Бенуа, в том же зале находились «Последний день Помпеи» и «Осада Пскова» Брюллова, «Христианские мученики в Колизее» Флавицкого, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» Иванова, «Тайная вечеря» Ге и ещё две-три картины Айвазовского.

В 1839 году в письме министру императорского двора Петру Волконскому он жаловался на трудное материальное положение из-за того, что ему перестали платить жалованье. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Что делать, как себя вести без мудрого предводителя. У ног их павшие ниц и застывшие в покорности люди. Шебуева (1809-1818).

Комитет ОПХ, в целом одобряя идею художника, в том же году постарался предупредить его о сложностях, сопряжённых с созданием большой многофигурной композиции, на что Бруни ответил, что «фигуры на упомянутой картине будут в натуральную величину и, следовательно, вся картина будет довольно велика, но как она уже начата, то мне не хотелось бы её оставить». Каждый, взглянувший на него с верой, оставался жить. В дни, когда Православная Церковь живёт праздником Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, рассказ о живописном полотне замечательного русского художника Фёдора Бруни «Медный змий» приходится как нельзя кстати.

В российской столице он был обласкан власть и стал делать стремительную карьеру. С 1838 года Фёдор Бруни продолжил работу над картиной в Риме. В Петербурге она появилась лишь через 10 лет и за нее Бруни получил звание академика. При этом, по мнению Шевырёва изображая лежащего в агонии мужчину в центре картины, художник «как будто хотел представить нам мрачную картину безверия». И тогда настигла людей кара Господня – дождь из ядовитых змей.

Не так ли все во все времена. По заданию Академии художеств Бруни выполнил две копии с ватиканских фресок («Изгнание Илиодора из Иерусалимского храма» и «Галатея»), написал несколько произведений на темы античной мифологии, среди которых следует отметить «Пробуждение граций» (1827), «Вакханка и Амур» (1828). Эпизод этот следует связать с древними ближневосточными культами змеи с её амбивалентной семантикой, ассоциирующейся, с одной стороны, с плодородием, возрождением исцелением, а с другой— с началами разрушения и зла, восходящими к вариантам змееборческого мифа (см. После открытия музея в 1898 году она была выставлена в Михайловском дворце, в одном зале с другой картиной Бруни «Смерть Камиллы, сестры Горация».

Само же прозвище происходило, естественно, от города Назарет. Они пытались торговаться и шантажировать Бога. Маленькая, всеми покинутая, она ухватилась за камень ища в нем защиты и опоры. Художник и критик Александр Бенуа в книге «История русской живописи в XIX веке» писал, что «затронутый за живое грандиозным успехом Брюллова» (имеется в виду успех картины «Последний день Помпеи»), Бруни «принялся за картину также колоссальных размеров— за своего Медного змия, который был окончен в 1840 году и имел такой же успех в Риме, как Помпея, но несколько меньший в Петербурге».

В частности, он отмечал, что «Бруни по великолепию своего выдержанного и почти безупречного мастерства оставляет далеко позади себя неровного и часто безвкусного Брюллова», но причина меньшей популярности Бруни в том, что он уступает Брюллову в темпераменте. Продолжает тему отчаяния и изображение девочки у камня. Это к вечному сюжету и таланту христианского художника не имеет отношения. Многие художники женились и покинули монастырские стены. Все они спешили к медному змею. Говорили, что в «Помпее» все основано на любви, а у Бруни жестокость и мучение.

Итальянская публика с восторгом приняла картину русского академиста. В российской столице он был обласкан власть и стал делать стремительную карьеру. Начиная с 1819 подолгу жил и работал в Италии. Каждый, взглянувший на него с верой, оставался жить.

Тайный смысл картины 
Медный змий

Тайный смысл картины Медный змий

Тот, кто посмотрит на него с истиной верой в спасение через Господа, будет помилован. Чем же так уникальная эта картина. Бог ведет евреев, но Он не может сделать их свободными помимо их воли.

Бруни Федор Антонович (1801, Милан – 1875, Санкт-Петербург)Художник. По примеру своего отца, Федор решил стать художником и поступил в Воспитательное училище при Академии художеств, где занимался под руководством А. Е. Егорова, А. И. Иванова (старшего) и В. К. Шебуева. И далее Бенуа пояснял: «его искусство вполне удовлетворяло казённым требованиям, приводило в восхищение знатоков, но не обладало средствами впечатлять толпу— то, чем, несомненно, обладало творчество Брюллова»10. Бруни близок гоголевскому определению исторической живописи как выбирающей «сильные кризисы, чувствуемые целой массой». Скользящий свет создает ощущение взволнованного движения толпы.

«Библейские сюжеты 
в искусстве»: Медный 
змий (Русский музей)

«Библейские сюжеты в искусстве»: Медный змий (Русский музей)

Об этом картина Ф. Бруни. Художник написал ее, когда ему еще не исполнилось и 22-х лет.

Иные руку пожимали Карлу, будто дни торжества были его, а не Федора Бруни. Автор альбома Русская история в гравюрах, многочисленных эскизов икон и стенных росписей. Некоторые потрясены гибелью близких людей, кто-то молит Бога о прощении, а кто-то проклинает его и Моисея.

Медный змий (картина 
Бруни) Информацию 
О

Медный змий (картина Бруни) Информацию О

И указал, что с профиля пролет между спиной козла и ногами Фавна образовывал равносторонний треугольник. — То уже не скульптура, где встречается геометрическая фигура, — весело пропел Карл Павлович и вовсе рассмеялся, увидев побелевшие толстые щеки Коли Рамазанова, его страдальческие глаза. — Что. Однако не спасение, но, скорее, отчаяние и страх изображает художник. Давайте рассмотрим полотно повнимательнее и определим так ли это. На Академической выставке осенью 1836 года экспонировались его эскизы к «Медному змию», которые вызвали большой интерес и были отмечены в прессе26. Мрачный пейзаж с грозовыми тучами из которых падают ядовитые змеи, подчёркивает безжалостность наказания и ужас, охвативший людей. Раскаявшись, спутники Моисея стали молить о прощении.

Как и картина Брюллова, полотно «Медный змий» построено по принципам романтизма. Работу над картиной «Медный змий» проводила специально созданная группа отдела реставрации ГРМ, в которую входили Андрей Богомолов, Антон Макаров и Александр Минин353637. Амбивалентность эта зафиксирована в эпизоде с М. з. в своеобразном варианте исцеления «подобного подобным». Фиделе, довольно быстро ставшей Федором, поступил в Академию Художеств.

Описание картины 
Федора Бруни «Медный 
змий»

Описание картины Федора Бруни «Медный змий»

На лице юноши – выражение смертельной муки. Окружающие ее люди охвачены страхом разных «оттенков»: от дикого и безумного ужаса, которым охвачена девочка, сдерживаемая своим братом, до легкого испуга симпатичной малышки, прячущейся на коленях у бабушки. вы можете запросить все в системе с коробкой. Бог ведет евреев, но Он не может сделать их свободными помимо их воли.

Комитет ОПХ, в целом одобряя идею художника, в том же году постарался предупредить его о сложностях, сопряжённых с созданием большой многофигурной композиции, на что Бруни ответил, что «фигуры на упомянутой картине будут в натуральную величину и, следовательно, вся картина будет довольно велика, но как она уже начата, то мне не хотелось бы её оставить»7. Завершить монументальное полотно Бруни не удалось. Эти же слова когда-то звучали из уст евреев, мечтавших о свободе. Кто-то спешит к спасительному столбу, а кто-то застыл потрясенный смертью близких. Сначала полотно экспонировалось в Риме.

Законченный Медный змий в 1841 году был доставлен пароходом в Петербург, где имел ошеломляющий успех, сравнимый только с триумфом «Последнего дня Помпеи» Карла Брюллова, вечного вынужденного соперника Федора Бруни. Иногда его фигуру сравнивают с Лаокооном— жрецом бога Аполлона в Трое, который, по преданию, был задушен змеями вместе с сыновьями («Лаокоон и его сыновья»). Бесплодные, безлесые желто-серые скалы, почва без единой травинки. Летом 1836 года Фёдор Бруни вернулся в Россию, где был назначен профессором Академии художеств. Любовь видится им силой, укрепляющей на пути к спасению. Со временем состав братства менялся. Наконец, 15 апреля 1841 года он сообщил, что «большая изображающая Моисея картина исполнение которой вызвало необходимость моей поездки в Рим, абсолютно закончена».

В Бельгии из-за 
кражи медного кабеля 
начались массовые

В Бельгии из-за кражи медного кабеля начались массовые задержки поездов

Художник и критик Александр Бенуа в книге «История русской живописи в XIX веке» писал, что «затронутый за живое грандиозным успехом Брюллова» (имеется в виду успех картины «Последний день Помпеи»), Бруни «принялся за картину также колоссальных размеров— за своего Медного змия, который был окончен в 1840 году и имел такой же успех в Риме, как Помпея, но несколько меньший в Петербурге». Ко времени прибытия в итальянскую столицу молодых русских художников Бруни, Брюллова и Иванова «назарейцы» уже стали признанными корифеями, оказывающими довольно сильное воздействие на молодые умы академистов, приехавших со всей Европы усовершенствовать свое мастерство. Религиозная мысль была связана с изображением того, какое чудо может совершить истинная вера для спасения страдающих людей, а живописная мысль была направлена на то, чтобы «изобразить телесные страдания бедствующего народа». Карл Павлович забрел взглянуть на работы выпускаемых из академии скульпторов.

Моисей по указанию бога сделал «медного змея и выставил его на знамя и когда змей жалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив» (Чис. Самый ранний эскиз на ветхозаветную тему был создан в 1824 году. Тогда пророк выставил медного змия, чтобы те, кто посмотрит на него с истинной верой, остались живы исцелившись от змеиных укусов. Многие, как метко и едко сказал про них А. С. Совет просил отставного профессора Андрея Ивановича Иванова уступить академии брюлловского «Нарцисса» за двести рублей серебром.

В одном из писем Бруни середины 30-х годов XIXвека читаем: «Я надеюсь, что моя кисть сможет выразить все эти разные страсти, которые, как я хотел бы, господствовали в моей картине и особенно угрызения совести, страх, вера, смирение, горе, сострадание и, наконец, уверенность тех, которые являясь священниками, стоят бесстрастно посреди бедствия, которое смущает всех других». рис. ). Картина имела ошеломляющий успех, сравнимый только с триумфом «Последнего дня Помпеи» Карла Брюллова, вечного вынужденного соперника Федора Бруни.

Сам он считал, что «причина такой противоположности в мнениях происходит оттого, что художник не отдал себе основательно отчёта в идее своей картины и отсутствие внутреннего, живого содержания заменил драматическим разнообразием подробностей», при этом подчёркивая, что «искусство прежде всего требует определённой и самой себе ясной идеи». В качестве пейзажа Бруни, по его собственным словам изобразил место «посреди каменистой аравийской пустыни недалеко от Красного моря, где поднимаются высокие отвесные скалы, отроги горы Ор». В книге «Чисел» Ветхого завета сказано, что когда Моисей вывел народ иудейский из египетского плена их путь лежал через безводную пустыню, по которой они скитались сорок лет. По заданию Академии художеств Бруни выполнил две копии с ватиканских фресок («Изгнание Илиодора из Иерусалимского храма» и «Галатея»), написал несколько произведений на темы античной мифологии, среди которых следует отметить «Пробуждение граций» (1827), «Вакханка и Амур» (1828). Умер старший брат Моисея Аарон. Древние иудеи боялись жить с Богом, боялись принять свою свободу. В другой книге Бенуа, «Русская школа живописи», целая глава посвящена сравнительной характеристике Бруни и Брюллова, главным образом на примере указанных картин.

  1. Русский музей Дополненная реальность
  2. Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском – Тихвинский храм в Алексеевском
  3. Материал из Википедии — свободной энциклопедии
  4. Взглянув на Него, останется жив
  5. Служитель: Мы должны помочь людям безопасно пережить трудности
  6. Епископ высказался об идее создания «бога» при помощи ИИ

Ведь они должны были знать, чем кончилась история этого чудесного спасительного символа. Сначала полотно экспонировалось в Риме. Все они спешили к медному змею. В 1838 году Федор Антонович снова отправился в командировку в Италию, чтобы создать свой главный шедевр – «Медный змий».

5. Нога его обвита змеёй, а рот широко раскрыт— по-видимому, он проклинает всех «в бешенстве и богохульстве»1617. В частности, он отмечал, что «Бруни по великолепию своего выдержанного и почти безупречного мастерства оставляет далеко позади себя неровного и часто безвкусного Брюллова», но причина меньшей популярности Бруни в том, что он уступает Брюллову в темпераменте.

  1. В Казахстане пастора судят за вовлечение детей в богослужение
  2. Как помочь людям которые пережили ситуацию "массового убийства"
  3. Уровень враждебности к христианам не увеличился – исследование
  4. СРОЧНО: Пастор из США Николай Кулакевич в критическом состоянии
  5. Капеллан дал советы как вести себя в местах массового убийства

Подобно картине Брюллова, полотно «Медный змий» построено по-новому, романтическому, принципу. «Нарцисс» — совершенство, конечно. Весной 1820 года по приглашению княгини 3. Перед «Медным змием» Брюллов думал об «Осаде Пскова», досадой торчащей в сердце.

Николай Рамазанов выполнил статую Фавна играющего с козленком. Вскоре «Медный змий» был доставлен пароходом в Петербург, где вызвал ожесточённые споры, но вместе с тем имел ошеломляющий успех, сравнимый только с триумфом «Последнего дня Помпеи» Карла Брюллова. Как и картина Брюллова, полотно «Медный змий» построено по принципам романтизма. Художник и критик Александр Бенуа в книге «История русской живописи в XIX веке» писал, что «затронутый за живое грандиозным успехом Брюллова» (имеется в виду успех картины «Последний день Помпеи»), Бруни «принялся за картину также колоссальных размеров— за своего Медного змия, который был окончен в 1840 году и имел такой же успех в Риме, как Помпея, но несколько меньший в Петербурге»41. 3, 14-15).

Впрочем, они все сохранили своеобразную манеру работы и преданность идеалам юности. Даже окружающий их пейзаж производит гнетущее впечатление. Здесь он испытывает влияние художественной культуры итальянского Ренессанса. Многие из них, осев в чужой державе, считали себя подданными Российской империи. Испугались небось.

На первый взгляд они похожи, но на самом деле их смысл – диаметрально противоположный. Бруни стал профессором в своей альма матер, был любим учениками имел достаточное количество заказов и мог безбедно жить. Антонио Бруни поступил на военную службу в армию Суворова, чтобы защитить свою родину от «общего врага человечества» Наполеона. Во время работы над картиной художник столкнулся с огромным количеством трудностей. На первый взгляд они похожи, но на самом деле их смысл – диаметрально противоположный. Религиозная мысль была связана с изображением того, какое чудо может совершить истинная вера для спасения страдающих людей, а живописная мысль была направлена на то, чтобы «изобразить телесные страдания бедствующего народа»43. С 1838 года Фёдор Бруни продолжил работу над картиной в Риме.

В качестве пейзажа Бруни, по его собственным словам изобразил место «посреди каменистой аравийской пустыни недалеко от Красного моря, где поднимаются высокие отвесные скалы, отроги горы Ор». Перед отъездом Николай сильно обидел художника, посетив в его отсутствие мастерскую и отдав еще недописанного «Евангелиста Иоанна» на переделку давнему сопернику Бруни, Карлу Брюллову. И далее Бенуа пояснял: «его искусство вполне удовлетворяло казённым требованиям, приводило в восхищение знатоков, но не обладало средствами впечатлять толпу— то, чем, несомненно, обладало творчество Брюллова».

В специальном послании государю Николаю I художник объяснил это так: «В России нет ни подобающего света, ни соответствующих типажей, столь необходимых для завершения полотна». После переезда в Россию Антонио становится Антоном, а имя сына меняет на Федора. Новый завет содержит слова Иисуса Христа, уподобляющие его вознесение как несущее верующим вечную жизнь вознесению Моисеем змеи в пустыне (Ио. В противоположной части картины развита тема, как говорил сам художник, «ужасного наказания».

Русский музей Дополненная 
реальность

Итальянская публика с восторгом приняла картину русского академиста. В центре упал навзничь молодой мужчина, ужаленный сразу двумя змеями. Дело в том, что по Петербургу прошел слух, что судно «Нептун», на котором Бруни отправил все, что оставалось в его римской мастерской, потерпело крушение. Боялся и Бруни, выросший в России и привыкший к ее порядкам. В специальном послании государю Николаю I художник объяснил это так: «В России нет ни подобающего света, ни соответствующих типажей, столь необходимых для завершения полотна». Им уже кажется, что нет конца их путешествию.

И если человеку удается подавить в себе этот мимолетный соблазн, это внезапно возникшее животное чувство и тем более, пробудить в себе добрые побуждения и желание служить Всевышнему, то этот внутренний переворот в сознании находит отклик наверху и вызывает «цепную реакцию»: Всевышний совершает аналогичный «переворот», обращая духовную тьму в свет, а смертельно раненного человека возвращает к жизни». Они должны обрести внутреннюю свободу и мир с Богом, а это требует ежедневных усилий. Библия повествует о том, что Езекия вынужден был истребить сделанного Моисеем медного змея, которого называли Нехуштан, так как многие израильтяне стали поклонятся ему, воздвигнув высоты и насадив священные дубравы (4Цар18, 4). Находившийся там Александр Иванов писал, что «здесь все были довольны, особливо итальянцы, но немцы уничтожили его в своём журнале»— Иванов имел в виду группу художников-назарейцев во главе с Иоганном Фридрихом Овербеком. Впрочем, проигрыш не сильно расстроил молодого художника.

Эта картина была выставлена в Капитолии и получила положительные отзывы критиков. Осенью 1839 года Бруни написал второе прошение, указав, что он непрерывно и «со всей энергией» работает над большой картиной «Моисей», но ситуация такова, что «при таком положении мне придётся уже думать не о большой моей картине— единственной цели моей поездки в Италию, а о ежедневных средствах к существованию моей семьи, к чему я должен буду приложить все мои работы». Федору Антоновичу было грех жаловаться. Однако остались документы, согласно которым автор сообщил Обществу поощрения художников о начале работы над большим полотном в феврале 1827-го. Евреи еще слишком мало знают о Боге, чтобы Ему доверять. Он продолжает создавать картины на религиозные сюжеты, которые пользуются неизменной популярностью (к этому периоду относят и представленную работу «На пути в Египет»).

Академик Императорской Академии художеств (с 1834). В 1807 году семья переехала в Петербург. Был консулом и отец художника, Антонио.

Главные темы его творческой деятельности – античные и библейские сюжеты, а также портреты. В частности, она была освобождена от многочисленных слоёв потемневшего лака, скрывавшего многие детали. В 1809 году Фёдор Бруни поступил в Воспитательное училище при Академии художеств.

Картина полна изображением горя, боли, ужаса и смерти. Библия повествует о том, что Езекия вынужден был истребить сделанного Моисеем медного змея, которого называли Нехуштан, так как многие израильтяне стали поклонятся ему, воздвигнув высоты и насадив священные дубравы (4Цар18, 4). Иногда его фигуру сравнивают с Лаокооном— жрецом бога Аполлона в Трое, который, по преданию, был задушен змеями вместе с сыновьями («Лаокоон и его сыновья»)16.

Умирает мужчина в самом расцвете физических сил. Однако начало XIX века было временем смутным и неспокойным. Кто-то спешит к спасительному столбу, а кто-то застыл потрясенный смертью близких. На существование в околобиблейской мифологии культа змеи указывает, помимо эпизода с М. з., рассказ (4 Царств 18, 4) об истреблении царём Езекией, боровшимся с пережитками языческих культов, «медного змея, которого сделал Моисей, — так как до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан» (nеhustan, контаминация обоих созвучных слов, обозначающих М. з. ). Так и появился на свет будущий академик, яркий представитель академической живописи Федор Антонович Бруни. Вряд ли он мог предположить, что последние мазки нанесет только в 1841 году.

Бесплодные, безлесые желто-серые скалы, почва без единой травинки. Они не передают и сотой доли того, что ты чувствуешь, когда стоишь перед оригиналом и погружаешься в мир, созданный живописцем. Сам он считал, что «причина такой противоположности в мнениях происходит оттого, что художник не отдал себе основательно отчёта в идее своей картины и отсутствие внутреннего, живого содержания заменил драматическим разнообразием подробностей», при этом подчёркивая, что «искусство прежде всего требует определённой и самой себе ясной идеи»4546. Скользя взглядом от одного персонажа к другому, мы не можем не испытывать жалости к этим несчастным людям.

Каждый мускул его прекрасного тела протестует против смерти. Знаменитые полотна «Последний день Помпеи» Карла Брюллова и «Медный змий» Фёдора Бруни находятся в одном зале Русского музея. Комитет ОПХ, в целом одобряя идею художника, в том же году постарался предупредить его о сложностях, сопряжённых с созданием большой многофигурной композиции, на что Бруни ответил, что «фигуры на упомянутой картине будут в натуральную величину и, следовательно, вся картина будет довольно велика, но как она уже начата, то мне не хотелось бы её оставить».

А без нее что же вы сделаете, будь у вас даже бездна воображения и таланта. — Хорошо, — одобрил Брюллов. В качестве пейзажа Бруни, по его собственным словам изобразил место «посреди каменистой аравийской пустыни недалеко от Красного моря, где поднимаются высокие отвесные скалы, отроги горы Ор». Шебуева. Федору Антоновичу было грех жаловаться.

В этом смысле пейзаж играет роль действующего лица картины. Сам Бруни, обсуждая замысел картины, писал: «Я пытался сделать так, чтобы с первого взгляда она внушала патетический пафос этой ужасной сцены и чтобы на ней была печать божьего наказания». Помогло, кстати, не всем. Выше: что вы искали.

Из произведений Федора Антоновича «итальянского» периода широкую известность получило заказанное князем Барятинским полотно «Смерть Камиллы, сестры Горация», написанное в 1824 году. Вероятнее всего, оказавшись на своей «религиозной родине», в центре католичества, Бруни по-новому взглянул на привитые ему с детства ценности. Тем не менее, надо отдать должное Бруни, стремившемуся к научной точности. Картина полна изображением горя, боли, ужаса и смерти. Она словно напоминает слова Христа о помощи малым. Случился бунт, бессмысленный и беспощадный.

Это движение позволяет достичь единства впечатления от гигантского многофигурного полотна. Куда смотрят авторы полотен. После окончания реставрации, в начале 2003 года, была организована выставка, среди экспонатов которой, помимо обновлённого «Медного змия», были картоны использованные Бруни при подготовке к написанию картины. Семейство», «Свидание Т. Тассо с сестрою», четыре больших образа: «Моление о Чаше», «Богоматерь с младенцем на руках», «Спаситель на небесах», «Благовещение» и еще несколько картин и портретов. В хмуром небе, среди рваных туч, различимы падающие змеи, а зловещие громады скал вдали, безжизненная, каменистая почва ближнего плана довершают впечатление обреченностиКартина «Медный змий» – самая большая в русской исторической живописи, (её размер около 48 квадратных метров) создавалось на протяжении 15 лет.

Брюллова. В частности, он отмечал, что «Бруни по великолепию своего выдержанного и почти безупречного мастерства оставляет далеко позади себя неровного и часто безвкусного Брюллова», но причина меньшей популярности Бруни в том, что он уступает Брюллову в темпераменте. Но одна картина заслонила все эти шедевры.

В ранних эскизах и в первоначальном варианте (подмалёвке) картины Бруни изображал там группу из четырёх человек, стремившихся к медному змию— несущий старого отца мужчина, а также его жена и сын. Они пытались торговаться и шантажировать Бога. Только тогда я понял, насколько одномерны и плоски книжные репродукции. К тому времени увеличилась его семья— родился сын Александр.

Сюжет картины «Медный змий» основан на истории, описанной в Ветхом Завете, в Книге Чисел. Бруни творил в те времена, когда художники часто обращались к ветхозаветным сюжетам. Скользящий свет создает ощущение взволнованного движения толпы. Его отец швейцарский итальянец «мастер живописного и скульптурного дела». Ради этого Фёдор Антонович даже прервал свою работу по росписи Исаакиевского собора, а в своё оправдание в специальном послании государю Николаю I приводил такие аргументы: «В России нет ни подобающего света, ни соответствующих типажей, столь необходимых для завершения полотна». Сам он считал, что «причина такой противоположности в мнениях происходит оттого, что художник не отдал себе основательно отчёта в идее своей картины и отсутствие внутреннего, живого содержания заменил драматическим разнообразием подробностей», при этом подчёркивая, что «искусство прежде всего требует определённой и самой себе ясной идеи»4546.

Находившийся там Александр Иванов писал, что «здесь все были довольны, особливо итальянцы, но немцы уничтожили его в своём журнале»— Иванов имел в виду группу художников-назарейцев во главе с Иоганном Фридрихом Овербеком. Художник завершил свое творение в Риме. Этот образ появляется не случайно. Он был снова в Риме и перед ним снова был его «Медный змий». Нога его обвита змеёй, а рот широко раскрыт— по-видимому, он проклинает всех «в бешенстве и богохульстве».

К концу обучения он получил серебряную медаль и право на участие в конкурсе на золотую. Его нет долгое время, в лагере начинается паника.

О начале работы над большой картиной по мотивам сюжета из Ветхого Завета Бруни сообщил Обществу поощрения художников (ОПХ) в феврале 1827 года, указав, что среди его эскизов он особенно «остановился на одном, который желал бы произвести в большой картине он представляет воздвижение медного змея в пустыне». Он был снова в Риме и перед ним снова был его «Медный змий». Вот таким образом укус змеи можно сравнить с искушением (укусить искусить), когда в сердце возникает соблазн, как капля змеиного яда. Луки в Риме. Родился в Милане в семье художника-декоратора А. Бруни. Умер старший брат Моисея Аарон. Однако делать это не стоило, особенно, если речь идет о пророке. Если «Последний день» – это историческая картинка, то «Медный змий» – это великолепная иллюстрация в учебнике жизненно-важной науки именуемой «догматическое богословие». Поверив в свои силы, Бруни вознамерился сам создать великое произведение «Медный змий» избрав сюжетом для него эпизод из Ветхого Завета. В книге «Чисел» Ветхого завета сказано, что когда Моисей вывел народ иудейский из египетского плена их путь лежал через безводную пустыню, по которой они скитались сорок лет.

В качестве пейзажа Бруни, по его собственным словам изобразил место «посреди каменистой аравийской пустыни недалеко от Красного моря, где поднимаются высокие отвесные скалы, отроги». В хмуром небе, среди рваных туч, различимы падающие змеи, а зловещие громады скал вдали, безжизненная, каменистая почва ближнего плана довершают впечатление обреченностиКартина «Медный змий» – самая большая в русской исторической живописи, (её размер около 48 квадратных метров) создавалось на протяжении 15 лет. В другой книге Бенуа, «Русская школа живописи», целая глава посвящена сравнительной характеристике Бруни и Брюллова, главным образом на примере указанных картин.

Шебуева (1809-1818). Фиделио Бруни родился 10 июня 1799 года, когда семья обитала еще в Милане. Им трудно было поверить, что их Бог сильнее египетских богов.

Вскоре «Медный змий» был доставлен пароходом в Петербург, где вызвал ожесточённые споры, но вместе с тем имел ошеломляющий успех, сравнимый только с триумфом «Последнего дня Помпеи» Карла Брюллова. В 1807 приехал с отцом в Россию. В частности, он отмечал, что «Бруни по великолепию своего выдержанного и почти безупречного мастерства оставляет далеко позади себя неровного и часто безвкусного Брюллова», но причина меньшей популярности Бруни в том, что он уступает Брюллову в темпераменте. Многие историки говорят о том, что это было естественно для художников того времени, поскольку именно такие работы принимала Академия Художеств.

1. С годами лак желтеет и мутнеет, покрываясь сеткой микротрещин. В этом смысле пейзаж играет роль действующего лица картины.

Из произведений Федора Антоновича итальянского периода широкую известность получило заказанное князем Барятинским полотно «Смерть Камиллы, сестры Горация», созданное в 1824-м. Через всю картину проходит одно общее движение, оправданное смыслом сюжета: справа налево к столбу с изваянием змия. Двенадцатилетний труд погиб.

Если нет – взбунтуемся. После окончания реставрации, в начале 2003 года, была организована выставка, среди экспонатов которой, помимо обновлённого «Медного змия», были картоны использованные Бруни при подготовке к написанию картины3839. Когда Моисей отправляется на гору Синай. Многие художники женились и покинули монастырские стены. В 1809 году Фёдор Бруни был принят в Воспитательное училище при Академии художеств (АХ), затем учился в классе исторической живописи у А. Е. Егорова и В. К. Шебуева закончил АХ в 1818 году. Случился бунт, бессмысленный и беспощадный.

Картина имела ошеломляющий успех, сравнимый только с триумфом «Последнего дня Помпеи» Карла Брюллова, вечного вынужденного соперника Федора Бруни. Что привлекло художника в этом сюжете. Однако история со змеями не так проста, как это кажется на первый взгляд. У каждого была своя келья. У ног их – павшие ниц, застывшие в покорности люди.

Подобно картине Брюллова, полотно «Медный змий» построено по-новому, романтическому, принципу. И тогда настигла людей кара Господня – дождь из ядовитых змей. Грибоедов, приехали «для ловли счастья и чинов». Сам Бруни, словно подтверждая мысль Крылова, писал: «Я пытался сделать так, чтобы с первого взгляда она /картина — А. Г. / внушала патетический пафос этой ужасной сцены и чтобы на ней была печать Божьего наказания». С левой стороны господствует движение к колонне с «медным змием»: к ней устремились три женщины, потрясенная мать прижимает ребенка к столбу. И если человеку удается подавить в себе этот мимолетный соблазн, это внезапно возникшее животное чувство и тем более, пробудить в себе добрые побуждения и желание служить Всевышнему, то этот внутренний переворот в сознании находит отклик наверху и вызывает «цепную реакцию»: Всевышний совершает аналогичный «переворот», обращая духовную тьму в свет, а смертельно раненного человека возвращает к жизни».

После триумфа Брюллова этого было явно недостаточно. Это масштабное полотно (размер оригинала пять с половиной на восемь с половиной метров) иллюстрирует известный эпизод Ветхого завета. В Петербурге она появилась лишь через 10 лет и за нее Бруни получил звание академика. По воспоминаниям Александра Бенуа, в том же зале находились «Последний день Помпеи» и «Осада Пскова» Брюллова, «Христианские мученики в Колизее» Флавицкого, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» Иванова, «Тайная вечеря» Ге и ещё две-три картины Айвазовского. Нога его бережно перевязана, но яд уже сделал свое дело. — Только как же вы не подумали об этом.

Холодно-голубые, тускло-зеленые и серо-коричневые тона подчинены драматизму сюжета, а налёт некоторой экзальтированности воздействует на воображение зрителей. В 2003 году была завершена многолетняя реставрация знаменитой картины. В этом смысле пейзаж играет роль действующего лица картины. Иногда его фигуру сравнивают с Лаокооном— жрецом бога Аполлона в Трое, который, по преданию, был задушен змеями вместе с сыновьями («Лаокоон и его сыновья»)16. Картина полна изображением горя, боли, ужаса и смерти.

Поскольку сам художник в тех местах не бывал, весь ландшафт был написан им по воображению— и скалы и горы и земля и небо. Каждый, взглянувший на него с верой, оставался жить. В другой книге Бенуа, «Русская школа живописи», целая глава посвящена сравнительной характеристике Бруни и Брюллова, главным образом на примере указанных картин. Религиозная мысль была связана с изображением того, какое чудо может совершить истинная вера для спасения страдающих людей, а живописная мысль была направлена на то, чтобы «изобразить телесные страдания бедствующего народа»43. Интересно и поучительно задуматься иногда над началом, над корнем своим.

Тонко сближенная гамма холодно-голубых, тускло-зеленых, серо-коричневых тонов придает единство метущимся фигурам. Небо – в суровых и мрачных тучах. Бруни творил в те времена, когда художники часто обращались к ветхозаветным сюжетам.

Они должны обрести внутреннюю свободу и мир с Богом, а это требует ежедневных усилий. Уже умерли многие представители поколения, помнящего египетское рабство. В 1897 году она была передана в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне— Государственный Русский музей), где она и находится до сих пор. Осенью 1839 года Бруни написал второе прошение, указав, что он непрерывно и «со всей энергией» работает над большой картиной «Моисей», но ситуация такова, что «при таком положении мне придётся уже думать не о большой моей картине— единственной цели моей поездки в Италию, а о ежедневных средствах к существованию моей семьи, к чему я должен буду приложить все мои работы».

Мне казалось, что там я получаю настоящее понимание изобразительного искусства и могу по достоинству оценить мировые шедевры. В 1838 году Федор Антонович снова отправился в командировку в Италию, чтобы создать свой главный шедевр – «Медный змий». Это движение позволяет достичь единства впечатления от гигантского многофигурного полотна.

Поверив в свои силы, Бруни вознамерился сам создать великое произведение «Медный змий» избрав сюжетом для него эпизод из Ветхого Завета. В 1809 году Фёдор Бруни поступил в Воспитательное училище при Академии художеств. После этого картина находилась в зале русской школы Эрмитажа2. После открытия музея в 1898 году она была выставлена в Михайловском дворце, в одном зале с другой картиной Бруни «Смерть Камиллы, сестры Горация».

В свое время картина была так же популярна, как и Последний день Помпеи К. П. Змей). В 2003 году была завершена многолетняя реставрация знаменитой картины. На лице юноши – выражение смертельной муки. В результате внешний вид картины был максимально приближен к колористическому замыслу её автора.

А. Волконской в костюме Танкреда (1820-е), Вакханка, поящая амура (1828) – картины принесли ему успех и известность. Художник мог двигаться дальше по этому пути, обогащаясь тем новым, что принес романтизм, но Бруни остался на позициях академизма. Исходя из этого, Шевырёв полагал, что «главное действие картины» граничит с образом женщины, которую несёт её муж— на её лице «уже просиял луч исцеления». При этом, по мнению Шевырёва изображая лежащего в агонии мужчину в центре картины, художник «как будто хотел представить нам мрачную картину безверия».

С 1838 года Фёдор Бруни продолжил работу над картиной в Риме. Наконец, 15 апреля 1841 года он сообщил, что «большая изображающая Моисея картина исполнение которой вызвало необходимость моей поездки в Рим, совершенно закончена»28. Умирает мужчина в самом расцвете физических сил. Работа над картиной «Медный змий» велась художником в течение пятнадцати лет и это объясняется не только огромным размером холста, но и сложностью осмысления и написания глубокого по философскому содержанию ветхозаветного сюжета. Почему эти люди, видевшие столь много чудес и столько страдавшие, роптали. На Академической выставке осенью 1836 года экспонировались его эскизы к «Медному змию», которые вызвали большой интерес и были отмечены в прессе26.

Более того, оказалось, что первоначально змий был повернут в другую сторону. Остатки этого культа прослеживаются вплоть до христианско-гностической секты офитов (греч.

Лицо женщины имеет сходство с лицом Анжелики— жены Бруни. opis, «змея»). После этого император изменил своё решение и распорядился возобновить выплату окладов, «но с тем, чтобы в будущем году сам привёз сюда оконченную свою картину»8. Сам же Бруни писал: «Что касается меня, то я в восторге от всеобщего успеха, который имела моя работа»29. Сам Бруни, обсуждая замысел картины, писал: «Я пытался сделать так, чтобы с первого взгляда она внушала патетический пафос этой ужасной сцены и чтобы на ней была печать божьего наказания». Учитесь сами смотреть на мир.

К тому времени увеличилась его семья— родился сын Александр. Он и сегодня возьмет первый номер на конкурсе. В 1897 году она была передана в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне— Государственный Русский музей), где она и находится до сих пор1. Наконец, 15 апреля 1841 года он сообщил, что «большая изображающая Моисея картина исполнение которой вызвало необходимость моей поездки в Рим, абсолютно закончена»28. Он продолжает создавать картины на религиозные сюжеты, которые пользуются неизменной популярностью (к этому периоду относят и представленную работу «На пути в Египет»).

По окончании в 1818 году Академии художеств, Фёдор Бруни пишет картину «Улисс, потерпевший кораблекрушение перед Навзикаей», удостоенную аттестата I степени. Русский художник, выходец из семьи художника. Жить они стали в Царском Селе и Антонио стал преподавать в Лицее.

Бруни близок к гоголевскому определению исторической живописи как выбирающей «сильные кризисы, чувствуемые целой массой». В другой книге Бенуа, «Русская школа живописи», целая глава посвящена сравнительной характеристике Бруни и Брюллова, главным образом на примере указанных картин. Гагариным, а также с русскими художниками, находившимися в то время в Италии. В 1808 году, спасаясь от французов, семья оказалась в России. Но как вырвать первый номер у вечности. Ради нее Бруни даже прервал свою работу по росписи Исаакиевского собора.

Картина Бруни в известном смысле может именоваться образом, если хотите иконой. Вероятно, плодом этих размышлений и стал окончательный выбор названия полотна. Работу над картиной «Медный змий» проводила специально созданная группа отдела реставрации ГРМ, в которую входили Андрей Богомолов, Антон Макаров и Александр Минин. Сам Бруни, обсуждая замысел картины, писал: «Я пытался сделать так, чтобы с первого взгляда она внушала патетический пафос этой ужасной сцены и чтобы на ней была печать Божьего наказания». В ранних эскизах и в первоначальном варианте (подмалёвке) картины Бруни изображал там группу из четырёх человек, стремившихся к медному змию— несущий старого отца мужчина, а также его жена и сын. Кроме того, нельзя исключать и влияния группы, получившей название «назарейцы», на этого яркого представителя русского академизма. В 1897 году она была передана в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне— Государственный Русский музей), где она и находится до сих пор1. И далее Бенуа пояснял: «его искусство вполне удовлетворяло казённым требованиям, приводило в восхищение знатоков, но не обладало средствами впечатлять толпу— то, чем, несомненно, обладало творчество Брюллова»10. Высочайше приказано было объявить совету, что мнение его не соответствует предложенным вопросам государь повелел в пример другим вовсе уволить профессора Егорова от службы и единственно в уважение долговременного прохождения оной назначить ему пенсион образа же как неодобренные приказано было Егорову вернуть. Зажил Алексей Егорович в маленькой квартирке на Первой линии, брал заказы помаленьку, принимал по-прежнему учеников, помогая им наставлениями и советами, тренькал на балалаечке свое «Алексей Егоров сын, всероссийский дворянин», во всякий день и во всякую погоду ходил гулять по одному и тому же маршруту, непременно останавливался поговорить со знакомым лавочником и цирюльником, на руки был силен как в былые годы — рвал пополам колоду карт, вот только квартального сильно боялся.

Нога его обвита змеёй, а рот широко раскрыт— по-видимому, он проклинает всех «в бешенстве и богохульстве». Да и Брюллова, которые, казалось бы, выбрал нейтральную тему, они не обошли стороной. Тем не менее сначала Николай I отказал, повелев приостановить выплаты до возвращения Бруни в Россию. По воспоминаниям Александра Бенуа, в том же зале находились «Последний день Помпеи» и «Осада Пскова» Брюллова, «Христианские мученики в Колизее» Флавицкого, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» Иванова, «Тайная вечеря» Ге и ещё две-три картины Айвазовского3132. В окончательном варианте картины группа совсем другая— сын с перевязанной от рокового укуса ногой, умирающий на руках у отца и матери.

Конечно же, в первую очередь чисто художественная сторона дела. Давайте рассмотрим полотно повнимательнее и определим так ли это. После этого император изменил своё решение и распорядился возобновить выплату окладов, «но с тем, чтобы в будущем году сам привёз сюда оконченную свою картину».

В ранних эскизах и в первоначальном варианте (подмалёвке) картины Бруни изображал там группу из четырёх человек, стремившихся к медному змию— несущий старого отца мужчина, а также его жена и сын. Бруни-старший получил должность «живописца и скульптурного дела мастера».

В то время, когда жил художник и когда в русском обществе стали появляться нигилисты (вспомните хотя бы героя Тургенева Базарова), эта мысль читалась сразу и вызывала понимание современников. Духовные поиски религиозного художника отразились и в названии полотна, сменившего за много лет несколько наименований: «Исцеление Израильтян в пустыне», «Моисей» или «Воздвижение Моисеем Медного змия в пустыне». 3. Ведь ему предстояла поездка в Италию. Впервые картина стала доступна итальянскому зрителю в 1841 году.

Осенью 1839 года Бруни написал второе прошение, указав, что он непрерывно и «со всей энергией» работает над большой картиной «Моисей», но ситуация такова, что «при таком положении мне придётся уже думать не о большой моей картине— единственной цели моей поездки в Италию, а о ежедневных средствах к существованию моей семьи, к чему я должен буду приложить все мои работы». К «Медному змию» надежно приклеилась новая кожа, которая, по мнению специалистов, прослужит ему не менее ста лет. Но сердце его рвалось в Италию, чтобы завершить начатое грандиозное полотно. В правой части на переднем плане картины изображена женщина, в страхе и отчаянии бросившаяся к своему мужу.

По воспоминаниям Александра Бенуа, в том же зале находились «Последний день Помпеи» и «Осада Пскова» Брюллова, «Христианские мученики в Колизее» Флавицкого, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» Иванова, «Тайная вечеря» Ге и ещё две-три картины Айвазовского3132. Их работы стали пользоваться хорошим спросом. О начале работы над большой картиной по мотивам сюжета из Ветхого Завета Бруни сообщил Обществу поощрения художников (ОПХ) в феврале 1827 года, указав, что среди его эскизов он особенно «остановился на одном, который желал бы произвести в большой картине он представляет воздвижение медного змея в пустыне». У ног их павшие ниц и застывшие в покорности люди.

Находившийся там Александр Иванов писал, что «здесь все были довольны, особливо итальянцы, но немцы уничтожили его в своём журнале»— Иванов имел в виду группу художников-назарейцев во главе с Иоганном Фридрихом Овербеком. Из произведений Федора Антоновича «итальянского» периода широкую известность получило заказанное князем Барятинским полотно «Смерть Камиллы, сестры Горация», написанное в 1824 году.

Ко времени прибытия в итальянскую столицу молодых русских художников Бруни, Брюллова и Иванова «назарейцы» уже стали признанными корифеями, оказывающими довольно сильное воздействие на молодые умы академистов, приехавших со всей Европы усовершенствовать свое мастерство. Если нет – взбунтуемся. Первое поколение, покинувшее рабство, считается, согласно талмудической традиции, лучшим. Братья собирались в трапезной, где ели и трудились, а по вечерам обсуждали свои работы. Федор (Фиделе Джованни Бароффио) Антонович Бруни родился 15 декабря 1801 года в Милане.

Академик Императорской Академии художеств (с 1834). Когда евреи просят сделать золотого тельца. На счастье слухи оказались ложными. Она словно напоминает слова Христа о помощи малым. Учился в Академии художеств у А. Е. 1.

Эти же слова когда-то звучали из уст евреев, мечтавших о свободе. Впрочем, они все сохранили своеобразную манеру работы и преданность идеалам юности. Но сердце его рвалось в Италию, чтобы завершить начатое грандиозное полотно. Звали офицера Павел Андреевич Федотов. Исходя из этого, Шевырёв полагал, что «главное действие картины» граничит с образом женщины, которую несёт её муж— на её лице «уже просиял луч исцеления».

Несмотря на глубину их горя, они не стремятся достичь медного змия— по-видимому, потеряв всякую надежду на спасение сына18. При этом, по мнению Шевырёва изображая лежащего в агонии мужчину в центре картины, художник «как будто хотел представить нам мрачную картину безверия»44. Моисей ушел, может быть и Всевышний хочет нас покинуть. Впрочем, художник мог создавать и другие «исторические» полотна, например, на тему Античности и Академия была бы не менее благосклонна. А. Волконской в костюме Танкреда (1820-е), Вакханка, поящая амура (1828) – картины принесли ему успех и известность. К тому времени увеличилась его семья— родился сын Александр.

Если нет – мы взбунтуемся». Первый план во многом диктует трагическое звучание всего произведения. Сам Бруни, словно подтверждая мысль Крылова, писал: «Я пытался сделать так, чтобы с первого взгляда она /картина – А. Г. / внушала патетический пафос этой ужасной сцены и чтобы на ней была печать Божьего наказания». Рядом с ней ее маленький братик, которому уже не нужна помощь медного змея.

По примеру своего отца, Федор решил стать художником и поступил в Воспитательное училище при Академии художеств, где занимался под руководством А. Е. Егорова, А. И. Иванова (старшего) и В. К. Шебуева. Так, например известно мнение, что работа Бруни принадлежит дряхлеющему и вырождающемуся академизму и в некоторой степени отражает набиравший (в начале XIXвека) силу романтизм. У Бруни «Медный змий» – это истинно христианское произведение, простирающееся в духовную перспективу.

Страх неминуемой смерти, которая ждет каждое существо, разъедает человека, даже такого внешне прекрасного как герой Бруни, если он живет без Бога и действует он сильнее яда любой змеи. В ветхозаветных преданиях изображение змеи, сделанное Моисеем в пустыне (после исхода из Египта) для защиты от «ядовитых змеев» (букв. — «огненных»), которые были насланы на него за малодушие и ропот во время скитаний по пустыне (см.

Художник и критик Александр Бенуа в книге «История русской живописи в XIX веке» писал, что «затронутый за живое грандиозным успехом Брюллова» (имеется в виду успех картины «Последний день Помпеи»), Бруни «принялся за картину также колоссальных размеров— за своего Медного змия, который был окончен в 1840 году и имел такой же успех в Риме, как Помпея, но несколько меньший в Петербурге»41. В 1809 году Фёдор Бруни был принят в Воспитательное училище при Академии художеств (АХ), затем учился в классе исторической живописи у А. Е. Егорова и В. К. Шебуева закончил АХ в 1818 году. После открытия музея в 1898 году она была выставлена в Михайловском дворце, в одном зале с другой картиной Бруни «Смерть Камиллы, сестры Горация». Находившийся там Александр Иванов писал, что «здесь все были довольны, особливо итальянцы, но немцы уничтожили его в своём журнале»— Иванов имел в виду группу художников-назарейцев во главе с Иоганном Фридрихом Овербеком. В Италии Бруни создает множество религиозных образов. Бруни Федор Антонович (1801— 1875)Медный змий1841г, холст, масло 565 х 852 смГосударственный Русский музей, Санкт-ПетербургЗАЛ N15Самое большое полотно из коллекции живописи XIX века Русского музея и самая знаменитое произведение Федора Бруни создавалось на протяжении 15 лет, а заканчивалось в Риме. В основе картины «Медный змий» лежит — один из эпизодов 40-летнего странствия народа Израиля. Сам же Бруни писал: «Что касается меня, то я в восторге от всеобщего успеха, который имела моя работа».

Им трудно было поверить, что их Бог сильнее египетских богов. Семейство», «Свидание Т. Тассо с сестрою», четыре больших образа: «Моление о Чаше», «Богоматерь с младенцем на руках», «Спаситель на небесах», «Благовещение» и еще несколько картин и портретов. Помогло, кстати, не всем. Он бьется в агонии, кричит, яростно колотит по камням и, как писал сам художник, «испускает дух в бешенстве и богохульстве». Такова история про ядовитых змей, обрушившихся на вечно недовольных евреев (Числ21, 4-9).

Работу над картиной «Медный змий» проводила специально созданная группа отдела реставрации ГРМ, в которую входили Андрей Богомолов, Антон Макаров и Александр Минин. Это было граничит с тем, что Николай I хотел видеть художника в России. У ног их павшие ниц и застывшие в покорности люди. Комитет ОПХ, в целом одобряя идею художника, в том же году постарался предупредить его о сложностях, сопряжённых с созданием большой многофигурной композиции, на что Бруни ответил, что «фигуры на упомянутой картине будут в натуральную величину и, следовательно, вся картина будет довольно велика, но как она уже начата, то мне не хотелось бы её оставить»7. Само же прозвище происходило, естественно, от города Назарет.

Всеми покинутый малыш погиб просто от голода. Егорова и В. К. Экспозиция галереи меня покорила: там была и картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» и «Девятый вал» Ивана Айвазовского (я тогда очень увлекался его творчеством и увидеть картины художника в подлиннике было для меня пределом мечтаний).

Многие годы евреи скитаются по Аравийской пустыне. При баллотировке Савин получил 40 голосов, а будущий ректор Академии всего 22. При баллотировке Савин получил 40 голосов, а будущий ректор Академии всего 22. Раскаявшись, спутники Моисея стали молить о прощении.

Стали, конечно, сравнивать картину Бруни с «Помпеей» большинство склонялось к тому, что в сравнении бесспорно выигрывает «Помпея». К этому же периоду творчества относятся произведения «Спящая нимфа», «Св. Молодой художник посещал класс исторической живописи А. Е. Но как вырвать первый номер у вечности.