Михаил Врубель Снегурочка Описание
Сочинение-описание картины Врубеля «Снегурочка»
И всё шло хорошо. Но в тот самый момент, когда ее сердцу откроется любовь, она должна погибнуть. Трудно себе представить эту арию, спетую лучше.
Именно на этом решил он сделать акцент (рис. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62.
В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. У одних она походила на крестьянку, у других – на Снежную Королеву. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить.
- Снегурочка, Михаил Врубель, 1890
- Описание картины Михаила Врубеля «Снегурочка»
- Глава пятнадцатая РИМСКАЯ СНЕГУРОЧКА
- Снегурочка в искусстве: как изменился образ внучки Деда Мороза за полтора столетия
- В 1898 году Врубель создал образ Снегурочки для декоративного панно в
Она легкая, а так же с орнаментами Древней Руси. Причем весенний восход. Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). Любовью и красотой наполнены лучшие его произведения. Здесь Врубель создаёт из майолики скульптурную сюиту «Снегурочка» под впечатлением оперы Николая Римского-Корсакова по сказке Александра Островского (представьте: в центре – мудрый старец Берендей, слева – оскорблённая Купава, справа – гордый самоуверенный Мизгирь). После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих.
Об этом нам говорит ее фигура, лицо, жест руки – все выразительно изображено художником. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. Вдохновением к написанию этой картины послужило народное творчество того времени. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. Забрав с собой сверстницу Андрея, дружившую с ним и тихой одухотворенностью напоминавшую его Лёлю Прахову («Святую Варвару» в росписи Михаила Нестерова на стене Владимирского собора), все вместе отправились дальше.
После премьеры оперы «Гензель и Гретель» Забела привезла Врубеля в дом Ге, где она тогда жила. Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. Врубель ярко запечатлел распущенные локоны девушки и образ лица, который ему нравился. Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. Она удивительно просто ведет сцену сумасшествия, голос у нее чистый, высокий, мягкий, ни одной крикливой ноты, так и баюкает. В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. В 1876 году Врубель остался на втором курсе ещё на один год, аргументируя это в письме отцу необходимостью упрочить познания и повысить оценки.
- Снегурочка в живописи русских художников
- Картина Михаила Врубеля «Снегурочка»
- Образ Снегурочки от древних времен до наших дней
- Картина Снегурочка – Врубель Михаил
- Самое интересное в виде мозаики
Риццони он поверил — ни тени корысти искательства, кокетства, мысли кому-либо потрафить. Они лишь поддавались влиянию мотивам разных времен. ВрубельБольшое впечатление ЗабелаВрубель в роли Марфы произвела на О. Л.
На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). Картина «Снегурочка», которую мы будем сегодня разбирать, написана Виктором Михайловичем в 1899 году. Врубель ярко запечатлел распущенные локоны девушки и образ лица, который ему нравился. Основной сложностью, впрочем, было то, что творчество Врубеля не находило понимания у коллег по изданию.
«Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. Противно даже опровергать. В Риме также давно жил самый знаменитый здесь русский поляк, Генрих Семирадский. С работавшими в Риме русскими художниками Врубель тоже не сошелся, вел себя с ними, как пишет Елизавета Григорьевна, «ужасно глупо», то есть задирал, дразнил обычными замечаниями о подражательстве, скудном воображении, неумении рисовать и т. п. Врубель ярко запечатлел распущенные локоны девушки и образ лица, который ему нравился.
- Любовь Григорьевна Столяренкова
- Всемирный подниматель настроения)))
- Исторический дискуссионный клуб
Домашняя постановка «Снегурочки» в оформлении Виктора Васнецова была самым удачным, самым любимым, самым памятным спектаклем кружка. Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. В тоне восхитительной пикировки следующую свою работу (а это был долго украшавший абрамцевский дом, по живописи признававшийся перлом не ниже «Девочки с персиками» и бесследно исчезнувший из усадьбы в годы Великой Отечественной войны портрет Саввы Ивановича Мамонтова на алом фоне) Михаил Врубель подписал «Minolli». Домашняя постановка «Снегурочки» в оформлении Виктора Васнецова была самым удачным, самым любимым, самым памятным спектаклем кружка.
Она чиста, как белый снег, но ее холодная душа не знала любви. Картина «Снегурочка», которую мы будем сегодня разбирать, написана Виктором Михайловичем в 1899 году. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. Не первый раз Елизавета Григорьевна искала утешения в стране, которая ей подарила много молодого счастья с Саввой, потом благословенным своим климатом надолго продлила жизнь сына, потом «Жизнь там всегда мирила меня со многим и успокаивала», — пишет она из Рима Елене Поленовой. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3.
Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Литературным отцом девушки, которую слепили из снега, считают А. Н. Островского, опубликовавшего в 1873 г. пьесу «Снегурочка».
Это самое начало весны. Вместе с тем врубелевская Снегурочка «на фоне снежных сумерек» — откровенная конкуренция с десятилетней давности композицией Васнецова, в картине изобразившего Снегурочку на фоне морозного ночного леса. – Однако опасения оказались преувеличенными. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. Есть у них в школе отделение деревянной резьбы, но, по словам Врубеля, мало интересное».
Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. После совещания с Усольцевым было решено перевезти художника в Петербург: лечения не требовалось, ему был нужен уход и общество близких. Савва Иванович рассеянно кивал: надо попробовать. Оригинально, что ему нужно было приехать в Рим для того, чтобы писать русскую зиму». Сначала дочка, потом – неизвестно почему, – внучка. Васнецов большое значение придал как и образу Снегурочки так и окружению.
Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. Разумеется, псевдоним имел смысл, внятный участникам дискуссии. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. По-видимому, Врубель, большой любитель шарад, для начальных слогов использовал форму первого лица глагола minare — минировать, взрывать и подпись шифровала горделивое «нет, дорогие дамы, я вам не воробышек — я минер, подрывник, бомбист. ». Хозяева зажигают лампы и мы можем оглядеться обстоятельней.
Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. Описать картину Врубеля Снегурочка, Васнецова Снегурочка (1895г) заданный автором ерноморова :з лучший ответ это ссылкаЭту картину художник писал со своей жены--Н. Об этом первом ее появлении на сцене Харьковского оперного театра 18 сентября 1896 года рассказала в своих воспоминаниях М. Дулова, тогда молодая певица: «Надежда Ивановна произвела на всех приятное впечатление: внешностью, костюмом, манерой держаться Уже репетиции Онегина сказали об удельном весе Татьяны – Забелы. С каждым разом гардероб Музы увеличивался.
В 1882 г. по этой пьесе была поставлена опера Н. А. Римского-Корсакова в Мариинском театре. Серов великолепно играл мрачного, нервного режиссера Калиныча, Врубель замечательно изображал провинциального трагика Хайлова-Раструбина, причем, как вспоминалось одному из благодарных зрителей, «очень ярко проводил сцену опьянения старого актера». Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий.
Об этом нам говорит ее фигура, лицо, жест руки – все выразительно изображено художником. Вступление на почву современного высокого искусства нарушило мир. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. А. Блок над могилой Врубеля сказал: «Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Относительно Врубеля было решено, что художник вернется в Рим и зиму поработает там. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет.
В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. Я так хорошо плакала в последнем акте – растрогала она меня. Относительно Врубеля было решено, что художник вернется в Рим и зиму поработает там.
При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. Она легкая, а так же с орнаментами Древней Руси. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). Но песнь солнечная утра уже звучит в предчувствии первых лучей солнца, которые наполнят все вокруг светом и радостью нового дня.
На двух его тогдашних керамических вазах врезан латинский девиз «Spes» — надежда, неясное ожидание. Не оцени Мамонтов универсальный талант Михаила Врубеля, так неизвестно, расцвел бы причудливый гений или канул бы с эпитафией «столь много обещавший киевскими работами». Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. Однако, если предыдущие сценические версии 1908 и 1912 гг. Тут же совсем другая история. И все же перед нами, скромная юная русская красавица с большими, полной чистоты, глазами. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. Он был буен, нуждался в постоянном присмотре.
Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. Согласие, однако, держалось лишь на территории нейтрально декоративных прикладных жанров. Но зато в подмосковном селе Абрамцево у Виктора Васнецова родился образ ледяной красавицы.
Позади ее белоснежный бор. Прошение было удовлетворено157. Печки раскалены добела, трубы — докрасна огонь гудит, как отдаленный водопад, но в комнатах все-таки холодно, так что видно дыхание. Для Надежды был чужд такой образ, она чувствовала некоторое неудобство и стеснение. Она чиста, как белый снег, но ее холодная душа не знала любви. В Италии ему уже не сиделось. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. В тоне восхитительной пикировки следующую свою работу (а это был долго украшавший абрамцевский дом, по живописи признававшийся перлом не ниже «Девочки с персиками» и бесследно исчезнувший из усадьбы в годы Великой Отечественной войны портрет Саввы Ивановича Мамонтова на алом фоне) Михаил Врубель подписал «Minolli».
На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги. Покрытые снегом еловые ветви охватили тени с синеватым оттенком. Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. В пьесе Островского Снегурочка была не внучкой Деда Мороза, а его помощницей.
Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Существенна была только святая верность ремеслу, страшна только измена. «Я был слишком молод и противоположен в житейских вкусах и приемах, чтобы чем-нибудь подкупать Риццони, а между тем мало от кого я услышал столько справедливой, столько благожелательной оценки», — напишет Врубель спустя десятилетие. Этот чудесный образ Снегурочки был всегда вдохновляющим и для самого Н. К. Рериха. Девушка на фоне белоснежного бора, с глазами в некоторой дремоте и с немного томной улыбкой. Сухость, присущая постановкам в казенных театрах, чувствовалась во всем».
По мнению Н. А. Дмитриевой, лермонтовские иллюстрации явились вершиной мастерства Врубеля-графика69. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. На картине Н. К. Рериха еще нет цветов и буйной зелени.
В 2006 году в московском парке Кузьминки открылась еще одна резиденция Деда Мороза. Картина «Снегурочка», которую мы будем сегодня разбирать, написана Виктором Михайловичем в 1899 году. Потеряв единственного ребёнка, супруги всё-таки поехали к фон Мекку, хотя явно не знали, что делать дальше и куда себя девать. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой.
И как прекрасно и просто поет и играет Марфу Забела. Не отчаивайтесь, надо лишь добраться до кафе «Греко», вечернего места сбора россиян, дождаться появления хмурого старика Риццони и будьте уверены — Александр Антонович всё уладит, всё устроит. Холод, почти мороз, заставляет думать о холоде холостого существования.
Этот чудесный образ Снегурочки был всегда вдохновляющим и для самого Н. К. Рериха. Не первый раз Елизавета Григорьевна искала утешения в стране, которая ей подарила много молодого счастья с Саввой, потом благословенным своим климатом надолго продлила жизнь сына, потом «Жизнь там всегда мирила меня со многим и успокаивала», — пишет она из Рима Елене Поленовой. Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. Ему тогда повезло встретить скромного праведника от искусства. Сильное, грозное произведение. В письмах родным речь шла уже о тетралогии.
Там, в глубине картины видны дома, где своим смыслом наполнена жизнь. Именно на этом решил он сделать акцент (рис. Пришлось тому по наитию и «под вдохновляющим деспотизмом Саввы Ивановича» искать фольклорный исток пьесы-сказки.
Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». Сон как будто бы стал продолжительнее. Представители рода Врубелей (от польск. В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик.
В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. Но образ Снегурочки всё равно не терял своей особенности. Она выступала и в роли его Музы, Морской царевны, а также Весны. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. Природа еще спит, едва сбросив оковы зимних холодов.
Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. Михаил строил планы.
И Новый год не Новый год без славной помощницы главного волшебника страны. Ему тогда повезло встретить скромного праведника от искусства. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии.
Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. В 1920 г. уже в Америке Николаю Константиновичу было предложено оформить «Снегурочку» для чикагского театра Опера Компании. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». В работе 1921 г. художник неожиданно сочетает славянскую мифологию и восточные влияния на нее: в работе «Лель и Снегурочка» он создал азиатский этнический тип персонажей. Тем не менее, она не может заплакать – слезы растопят ее снежное сердце.
Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. С другой стороны, мало кому в кружке доставалось столько шуток, сколько Врубелю.
Эта работа резко контрастирует с канонами академизма, несмотря на соблюдение всех формальных признаков, включая античную тему. Но, к сожалению изорвал в клочки летнее новое пальто и брюки. Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. (Забегая вперед скажем, что проба не состоялась или была неудачной Елизавета Врубель будет гастролировать по России в других оперных антрепризах. ) Савву Ивановича в том заграничном вояже 1891 года более всего занимали мысли об организованных не без его активного участия гастролях Татьяны Любатович в Испании, на подмостках барселонского театра «Принчипале».
Так что вместо смешков лишь вечная признательность. Тут же совсем другая история. Маршруты строились с учетом специальных интересов абрамцевской гончарной мастерской. Присмотритесь к выражению лица девушки – оно не просто красиво. Врубеля не тянуло улыбнуться. Эскизы декораций и костюмов к опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» создавал также и Михаил Врубель, а его жена Надежда Забела была исполнительницей главной оперной партии.
По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. Это полотно автора поражает проникновенностью и глубиной насыщенности чувств. Нет, не стоит писать.
Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. И столько в ней естественного, застенчивого, что поистине –– это образ России, жемчужины на земном пространстве, где «тысячи переливов, звуков нежных, неброских, но завораживающих настолько, что не отвести глаз». По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. М. Ф. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне.
По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. Италия не обманула, была прежней, дышала «таинственной поэзией катакомб», лаской природы, тишиной священных руин.
Об этом нам говорит ее фигура, лицо, жест руки – все выразительно изображено художником. В декоративных работах Врубеля проявлялась универсальность его талантов, соединявших собственно живопись с архитектурой, скульптурой и прикладным искусством. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру.
В его даровании раскрылись универсальные возможности. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона.
«За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Говорят, она слеплена из снега И тает от любви. Врубель начал трудиться у Риццони.
В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). И однажды вышла к ним из чащи.
Глубокий и зимний пейзаж добавляет некого драматизма произведению. На звание "родового гнезда" дочери Мороза и Весны претендуют два места. Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. 5) (geci. cn. ua, 12). В 1906 художник ослеп. Врубель охотно принял вызов.
Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Вдохновением к написанию этой картины послужило народное творчество того времени. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. Но наиболее удачным полотном с применением данного образа считается «Снегурочка».
Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. (Забегая вперед скажем, что проба не состоялась или была неудачной Елизавета Врубель будет гастролировать по России в других оперных антрепризах. ) Савву Ивановича в том заграничном вояже 1891 года более всего занимали мысли об организованных не без его активного участия гастролях Татьяны Любатович в Испании, на подмостках барселонского театра «Принчипале». Хорошо жилось Михаилу Врубелю в Абрамцеве.
Тут снегурочка представлена нам олицетворением уверенности и некой раскованности. Да, это всецелое отдание искусству делает жизнь его более тяжелой, чем она есть. Римская «Снегурочка» Михаила Врубеля не сохранилась, но, видимо, к ней — точнее, как всегда у Врубеля, к серии ее вариаций — следует отнести свидетельство Всеволода Мамонтова насчет врубелевской Снегурочки с наружностью его сестры Веры. Четыре раза к оформлению «Снегурочки» для оперной и драматической сцен обращался и Николай Рерих, он создал десятки эскизов и рисунков к этой постановке.
Савва Иванович рассеянно кивал: надо попробовать. Всем римским студиям и мастерским он предпочитал экзотичное холостяцкое жилище Сведомских, о котором поведал читателям «Недели» Владимир Кигн (Дедлов). Художник В. М. Васнецов Заречная слободка Берендеевка Эскиз декорации к первому действию оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» (на сюжет одноименной сказки А. Н. Островского) В советской России официально праздновать Новый год было разрешено только в 1935 году. «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова. Она выступала и в роли его Музы, Морской царевны, а также Весны.
Любовью и красотой наполнены лучшие его произведения. Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). На двух его тогдашних керамических вазах врезан латинский девиз «Spes» — надежда, неясное ожидание. Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. Надежда Ивановна была очень хороша и стильна. В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость.
Врубель потом говорил, что «если бы она ему отказала, он лишил бы себя жизни». "Гензель и Гретель"28 июля 1896 года в Швейцарии состоялась свадьба Забелы и Врубеля. В 1920 г. уже в Америке Николаю Константиновичу было предложено оформить «Снегурочку» для чикагского театра Опера Компании. Шубка у Снегурочки на картине цельнокроеная, слегка расклешенная, восходящая к модному в конце XIX века силуэту принцессы. И что естественнее римского поклонения Врубеля постоянно мелькавшей перед глазами «абрамцевской богине».
Здесь Врубель создаёт из майолики скульптурную сюиту «Снегурочка» под впечатлением оперы Николая Римского-Корсакова по сказке Александра Островского (представьте: в центре – мудрый старец Берендей, слева – оскорблённая Купава, справа – гордый самоуверенный Мизгирь). Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». Только спустя пять лет Римский-Корсаков вновь прочитал «Снегурочку» и ему немедленно захотелось написать музыку к этой душевной пьесе к необыкновенно трогательному образу Снегурочки. Но если ее сердце полюбит и станет горячим, погибнет Снегурочка.
Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. Покрытые снегом еловые ветви охватили тени с синеватым оттенком. Ее сестра «заметила, что Надя както особенно моложава и интересна и сообразила, что это от атмосферы влюбленности, которою ее окружал именно этот Врубель». Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. Елизавета Григорьевна в негодовании не находила слов для отповеди оскорбителю святынь. Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1.
Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. И все же перед нами, скромная юная русская красавица с большими, полной чистоты, глазами. Там, в глубине картины видны дома, где своим смыслом наполнена жизнь. Впервые певицу РимскийКорсаков услышал 30 декабря 1897 года в партии Волховы в «Садко».
Снегурочке не страшен мороз, поскольку она является хозяйкой этого сказочного леса. Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко. Есть у них в школе отделение деревянной резьбы, но, по словам Врубеля, мало интересное».
Дружил он только с братьями Сведомскими, вместе с ними развлекался в любимом их варьете «Аполло» или в компании художников, поэтов со всех концов Европы веселился в шумном, насквозь прокуренном кафе «Араньо». На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Особо надо выделить роль Маргариты («Фауст» Гуно), одну из самых сложных и показательных в оперной классике.
В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. На картине Н. К. Рериха еще нет цветов и буйной зелени.
Конечно, Врубель писал не просто портрет. Характерна и разница в деятельности Амбрамцева и Талашкина, в которых активно работал Врубель, — у Мамонтова основной акцент делался на театральные и архитектурные проекты использующие все достижения мировой культуры у Тенишевой же деятельность мастерских ограничивалась сферой быта с опорой на русские национальные традиции77. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. С другой стороны, мало кому в кружке доставалось столько шуток, сколько Врубелю. Вскоре произошла ее встреча с музыкой РимскогоКорсакова. Впервые певицу РимскийКорсаков услышал 30 декабря 1897 года в партии Волховы в «Садко». У Рериха можно так сказать совсем иная подача.
В образе Снегурочки, В. М. Васнецов воплотил свое понимание женской красоты, которое неразрывно с глубиной русской души и чистотой ее образа. Она хозяйка в этом фантастически прекрасном мире, маленькая волшебница с удивительными глазами. В состоянии Михаила Александровича перемен нет. Остановить воду нельзя, так как разорвет трубы. Тогда всё на своих местах: любуйся на здоровье красивыми парадами костюмированных «христиан», «цезарей», «древних греков» и никаких упреков в пустоте, напрасных ожиданий трепета алчных душевных фибр.
Сердце прекрасной девушки стремиться ввысь, чтоб открыть для себя это чувство. Вдобавок окружение ее на сцене было лишено поэзии. В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты). Вступление на почву современного высокого искусства нарушило мир.
Темп существования переменился. 2). В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод.
Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. И образ ожившей ледяной девочки частенько встречается в преданиях тех времен. 2). Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы».
Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. Миша больше верит в искусство (и имеет на это больше данных, чем я) Миша увидел опять веру людей в свой талант и потому сам относится спокойнее к своему делу, увереннее». Актриса изображена в образе Снегурочки, на ее лице видна слегка томная улыбка.
Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. И после нескольких лет супружества Надежда Ивановна оставалась для Врубеля манящей загадкой, «Незнакомкой», воплощением той ускользающей тайны, которая всегда чудилась ему и в природе и в музыке и в состояниях человеческой души. Ценил подлинное остроумие не меньше подлинной возвышенности. Снегурочка пришла к Деду Морозу не сразу. Так что вместо смешков лишь вечная признательность.
Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. Но образ Снегурочки всё равно не терял своей особенности. Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём.
Индивидуальные подходы не обсуждались. Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие).
Вдохновением к написанию этой картины послужило народное творчество того времени. Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. Ветки пушистых елей припорошены легким снежком. Любовью и красотой наполнены лучшие его произведения. Судя по всему, это мифологизированный образ зимнего состояния вод священной реки арьев Двины (Ардви древних иранцев). Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз.
Через несколько дней он полностью ослеп155. Не понимал, что значило искусство этого мастера для творчества Репина, Антокольского и особенно Поленова, по примеру Морелли совершавшего экспедиции в Палестину, создававшего свои циклы композиций, посвященных жизненным странствиям «учителя из Назарета». Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля.
Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. С работавшими в Риме русскими художниками Врубель тоже не сошелся, вел себя с ними, как пишет Елизавета Григорьевна, «ужасно глупо», то есть задирал, дразнил обычными замечаниями о подражательстве, скудном воображении, неумении рисовать и т. п. Полнота образов, выполненных с точной деловитостью, дополнена напряженностью цвета и необъятностью фатума. В сознании художника, как явствует из его писем той поры, поиск «чисто и стильно прекрасного» сплетался с надеждой отыскать реальность «затейливого личного счастья».
Васнецов написал можно так сказать эпизод с продолжением. Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. Немало способствует низкой температуре фонтан холодной, как лед, воды, бьющей из стены в мраморный ящик — бассейн. Важная встреча в его жизни и, между прочим, узор врубелевской биографии содержит некое ее предвосхищение. Тут снегурочка представлена нам олицетворением уверенности и некой раскованности.
Там же родились его младшие брат и сестра— Екатерина и Александр, не дожившие до отроческих лет. Вот один из киевских отзывов: «Гжа Забела, с которой мы познакомились впервые в этом спектакле, создала такой поэтический в сценическом отношении образ, была так безупречно хороша в вокальном отношении, что с первого своего выхода на сцену во втором акте и с первых же ноток своего вступительного речитатива, пропетого безукоризненно, вплоть до заключительной сцены в темнице последнего действия, – она всецело завладела вниманием и расположением публики». Красиво по краскам, но лицо с флюсом и сердитыми глазами. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. Кушает хорошо— и в своё время.
Любовью и красотой наполнены лучшие его произведения. Эти платья были очень красивы, но не очень удобны: Е. И. Ге с женской наблюдательностью замечала, что в таком платье «Надя боится пошевельнуться». Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. Книппер, которая писала Чехову: «Вчера я была в опере, слушала второй раз Царскую невесту.
Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. Стать равным великому Морелли не получится, но Врубель имеет возможность перевести фамилию с польским значением «воробей» на римский диалект и называться «малышом, воробышком» — Monelli.
Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. Под горой река, а за ней –– огни Берендеева посада. Врубель начал трудиться у Риццони. Что ж, Врубель был отнюдь не прочь посмеяться и над собой.
Вдобавок художник так ослаб, что его возили в кресле-каталке, а весенняя простуда переросла в острый ревматизм. Что касательно внешнего вида- тут тоже сразу видны отличия. Это настоящие паруса, а веревки, которыми их отдергивают и задергивают — целые снасти. Грезился простор. Мы привыкли видеть Снегурочку в теплой светлой одежде. Водопровод устроен еще при римских императорах и, как видно, довольно несовершенен.
Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». Через пару недель прибыли Савва Иванович с Врубелем. Он спит через ночь по пять часов и редкий день, чтоб не поспал хотя бы три часа. Все-таки тесновато становилось мастеру, мечтавшему о росписи громадных стен.
Но, несмотря на это, она их надевала и с гордостью носила творения своего супруга. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. Савву похоронили на Байковой горе. Не отчаивайтесь, надо лишь добраться до кафе «Греко», вечернего места сбора россиян, дождаться появления хмурого старика Риццони и будьте уверены — Александр Антонович всё уладит, всё устроит.
Она очаровательна, даже сама природа восторгается красотой своего творения. Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. Замечание не лишенное меткости: что-то от «волшебной оперы» действительно есть в его картинах. Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7.
Дела гончарной мастерской настолько увлекли, что целую зиму 1892/93 года художник прожил в тихой заснеженной усадьбе. Милый образ Снегурочки Васнецов запечатлел особо изобразив ее на опушке леса. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. Оба мы все так же мучимы искусствами.
В сознании художника, как явствует из его писем той поры, поиск «чисто и стильно прекрасного» сплетался с надеждой отыскать реальность «затейливого личного счастья». Описать картину Врубеля Снегурочка, Васнецова Снегурочка (1895г) заданный автором ерноморова :з лучший ответ это ссылка ссылкаЭту картину художник писал со своей жены--Н. Этот чудесный образ Снегурочки был всегда вдохновляющим и для самого Н. К. Рериха. Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы.
Конфликт разгорелся из-за Морелли. Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым.
Этот образ он почерпнул из русской народной сказки. 4, рис. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120.
Какая дивная, тонкая изящная музыка. В имении Щелыково Костромской области Островский придумал свою пьесу по мотивам старой сказки – вот, вроде бы и родина Снегурочки. Чуткая ночная тишина вокруг, слышно, как позванивают березки обледенелыми веточками. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Темп существования переменился. Оба мы все так же мучимы искусствами.
Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. Врубель ярко запечатлел распущенные локоны девушки и образ лица, который ему нравился. Однако, если предыдущие сценические версии 1908 и 1912 гг. Впервые пела ее в Киеве, в Тифлисе выбрала эту партию для своего бенефиса, а в Харькове – для дебюта. По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73.
Работа не привела к улучшению. Забрав с собой сверстницу Андрея, дружившую с ним и тихой одухотворенностью напоминавшую его Лёлю Прахову («Святую Варвару» в росписи Михаила Нестерова на стене Владимирского собора), все вместе отправились дальше. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. Сердце прекрасной девушки стремиться ввысь, чтоб открыть для себя это чувство.
Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. Вместе с тем врубелевская Снегурочка «на фоне снежных сумерек» — откровенная конкуренция с десятилетней давности композицией Васнецова, в картине изобразившего Снегурочку на фоне морозного ночного леса. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе.
В сочиненной Саввой Ивановичем по случаю пятнадцатилетия кружка комедии «Около искусства» главные роли были отданы Валентину Серову и Михаилу Врубелю. Ту мастерскую на Васильевском острове, где, учась в академии, Врубель писал «Натурщицу в обстановке Ренессанса», сочинял «Гамлета и Офелию», где он впервые радостно обнаружил в своей композиции «живой кусок», задолго до Врубеля занимал учащийся Академии художеств Александр Риццони.
Она чиста, как белый снег, но ее холодная душа не знала любви. Дни до отказа наполнились поездками, осмотрами. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив.
Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. Индивидуальные подходы не обсуждались. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». Под заказанные эскизы декораций предполагавшейся оперной постановки «Виндзорских проказниц» и разработку нового занавеса Частной оперы Мамонтов обеспечит живописца ежемесячными субсидиями.
В той же роли наставника Савва Иванович повезет по Европе «Феденьку», Федора Шаляпина. Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). Под заказанные эскизы декораций предполагавшейся оперной постановки «Виндзорских проказниц» и разработку нового занавеса Частной оперы Мамонтов обеспечит живописца ежемесячными субсидиями.
Ее сестра «заметила, что Надя както особенно моложава и интересна и сообразила, что это от атмосферы влюбленности, которою ее окружал именно этот Врубель». Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». Покрытые снегом еловые ветви охватили тени с синеватым оттенком. – Однако опасения оказались преувеличенными. В 1865 году семья переехала в Саратов, где подполковник Врубель принял командование губернским гарнизоном. Когда всё только- только просыпается.
Вскоре произошла ее встреча с музыкой РимскогоКорсакова. Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве.
Именно на этом решил он сделать акцент (рис. 4, рис. 5). Но в тот самый момент, когда ее сердцу откроется любовь, она должна погибнуть. Но разве от этого они менее прекрасны.
Дельно прозвучало недавнее предложение известного искусствоведа рассматривать искусство Семирадского в сфере искусства сугубо декоративного. И даже не зная, как Врубель реализовал (и реализовал ли) абрамцевский замысел, понятно, в каком направлении — интимнее, острее, тоньше — он стремился развить образ с любопытной предысторией. И столько в ней естественного, застенчивого, что поистине –– это образ России, жемчужины на земном пространстве, где «тысячи переливов, звуков нежных, неброских, но завораживающих настолько, что не отвести глаз». У меня меньше веры и есть уже покорность, что если и из этой последней попытки ничего не выйдет, то нужно оставить все и стараться своим существованием по меньшей мере не мешать и помогать жить другим. Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71.
С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. Врубель пристыженно извинялся искупал грехи подвигами прилежания.
По всей стране начали устанавливать елки и приглашать Деда Мороза. «Я был слишком молод и противоположен в житейских вкусах и приемах, чтобы чем-нибудь подкупать Риццони, а между тем мало от кого я услышал столько справедливой, столько благожелательной оценки», — напишет Врубель спустя десятилетие. Наиболее красочной среди образов Художника, является полотно «Снегурочка», написанное в 1895г (рис. 2).
По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. Здесь же построили двухэтажный домик и для его внучки. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105. Раньше Мамонтов любил брать с собой за границу Константина Коровина и таким образом развивать вкус, кругозор «Костеньки».
Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. Особо надо выделить роль Маргариты («Фауст» Гуно), одну из самых сложных и показательных в оперной классике. "Черевички"Отзыв другого критика – Кашкина: «Забела удивительно хорошо поет арию. Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. Врубель Как наиболее любимую Забела выделяла роль Татьяны в «Евгении Онегине». Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135.
Необычайно красивые глаза кудесницы добавляют волшебства образу. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Родителями Снегурочки оказались Мороз и Весна-Красна.
Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. Вот один из киевских отзывов: «Гжа Забела, с которой мы познакомились впервые в этом спектакле, создала такой поэтический в сценическом отношении образ, была так безупречно хороша в вокальном отношении, что с первого своего выхода на сцену во втором акте и с первых же ноток своего вступительного речитатива, пропетого безукоризненно, вплоть до заключительной сцены в темнице последнего действия, – она всецело завладела вниманием и расположением публики». Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64.
Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. Согласно В. А. Леняшину, Михаил Александрович смог реализовать символизм как стройную эстетическую и философскую систему в изобразительном искусстве. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию).
Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. Кирилле», «Св. Центральный объект на картине – это Снегурочка, которая идет по зимнему лесу.
Существенна была только святая верность ремеслу, страшна только измена. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея).
Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. Холод, почти мороз, заставляет думать о холоде холостого существования. Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея).
Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой.
Вдохновительницей образов художника является актриса Надежда Ивановна Забела. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. Наилучшим для сестры ему виделась возможность присоединения Лили к труппе Частной оперы.
Хотя трудно поверить, что художник, отлично владевший итальянским, перепутал буквы. Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. Тут снегурочка представлена нам олицетворением уверенности и некой раскованности.
Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. Всем римским студиям и мастерским он предпочитал экзотичное холостяцкое жилище Сведомских, о котором поведал читателям «Недели» Владимир Кигн (Дедлов). Что ж, Врубель был отнюдь не прочь посмеяться и над собой. Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца.
Разумеется, псевдоним имел смысл, внятный участникам дискуссии. Она это знала и все-таки решилась: вымолила у матери-Весны способность страстно любить. Спектакль Онегин прошел прекрасно». Он сам пишет о том, что «великая равнина России после доисторических эпох явилась ареной для шествий всех переселяющихся народов, здесь прошло несметное количество племен и кланов» Н. К. Рерих видит Россию, как чудесный край, где сталкиваются достояния различных народов – и из этих столкновений рождается великое и прекрасное древо русской культуры. описка. ) странное, не отмеченное в лексиконах слово, которым подписался Врубель.
Манера, в которой ментор скрупулезно выписывал свои маленькие гладенькие холсты, была забавна и чужда, давала массу поводов тонким сарказмам. Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна.
Премьера поставленной на сцене Малого театра в 1873 году «Снегурочки» А. Н. Островского провалилась. Оказывается, на стенах картины, эскизы, этюды. Он стал ее дизайнером, который придумывал для нее новые наряды разнообразных форм и расцветок. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру.
Тогда всё на своих местах: любуйся на здоровье красивыми парадами костюмированных «христиан», «цезарей», «древних греков» и никаких упреков в пустоте, напрасных ожиданий трепета алчных душевных фибр. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Сведомские безоговорочно признавали творческое превосходство Врубеля и не только приютили его у себя дома, но и делились заказами82. Стать равным великому Морелли не получится, но Врубель имеет возможность перевести фамилию с польским значением «воробей» на римский диалект и называться «малышом, воробышком» — Monelli. С Врубелем диспозиция была иная.
Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. В той же роли наставника Савва Иванович повезет по Европе «Феденьку», Федора Шаляпина. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. В 1920 г. уже в Америке Николаю Константиновичу было предложено оформить «Снегурочку» для чикагского театра Опера Компании.
Дружил он только с братьями Сведомскими, вместе с ними развлекался в любимом их варьете «Аполло» или в компании художников, поэтов со всех концов Европы веселился в шумном, насквозь прокуренном кафе «Араньо». Постоянно работая над образом Маргариты, Забела все более утонченно трактует его. Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». Природа еще спит, едва сбросив оковы зимних холодов. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43.
Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. Синие тени легли на покрытые снегом ветви елей, но морозы, кажется, не пугают Снегурочку. Он относится без внимания к письмам— и сам не пишет.
«Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». И пока он, знаток древности и Ренессанса, выражал восхищение свежеизготовленными «роббиатами» (сувенирными копиями скульптурно-архитектурных майолик, шедевров работы семейства делла Роббиа) или браковал эстетическое качество образчиков резчицкого мастерства, мнение его для всей компании звучало веско. Мишино отношение лучше к искусству, чем мое. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86.