Мстислав Добужинский Кукла Описание
Мстислав добужинский картина кукла содержание
И таким он действительно был на языке оригинала. Все равно где: на родине в Вильно, на месте ли постоянного его пребывания — в Ленинграде, в других ли русских городах (Витебск, Псков, Москва) или во время его многочисленных путешествий по чужим странам. Овсей Дриз стал известен в большой советской литературе прежде всего как детский поэт. Добужинский также участвовал в организации Дома искусств в Петрограде (1920).
В 1925 г. работал для Рижского театра, с 1926 по 1929 год — для парижского театра Н. Ф. Балиева «Летучая мышь». Работал в дюссельдорфском театре над оформлением драмы Г. Э. Лессинга Натан Мудрый. Характерно, что очень много внимания уделено пейзажу, как это и у самого Карамзина. Они поселились в 6-й роте, а через год переселились в 7-ю роту. Внимательный «читатель» и опытный «рассказчик», он умеет остановиться на самых существенных моментах повествования, наиболее ярких образах, выразительных «мелочах», столь любовно им подмечаемых. Налево во всю страницу изображен принц, грустящий на могиле отца, направо над текстом — в овале — стареющая принцесса с паяцем.
Линия здесь законченная, четкая, определенная, очерчивающая контуры целиком. А. Сидоров метко определил его как «одного из лучших читателей среди художников Петербурга». После рождения сына родители разошлись и мать, артистка и «радикалка», как ее называли знакомые, взяла мальчика к себе в Казань, затем переехала в Нижний Новгород. На обложке — сплошной узор из шлемов, стрел, гербов и скрещенных под черепами мечей. Вскоре после того, как он удачно оформил несколько спектаклей в Старинном театре и Театре В. Ф. Комиссаржевской (1907-08), МХТ пригласил его на постановку пьесы И. С. Тургенева "Месяц в деревне" (1909). Перед нами книжка, своим форматом, расположением многочисленных рисунков среди текста их яркими свежими красками напоминающая известные издания для детей И. Кнебеля. На обложке принцесса и свинопас, между ними — волшебный котелок. Эти «скупые» цифры свидетельствуют о насыщенности творческого пути художника – работы Добужинского хранятся в 12 европейских музеях, 8 американских музеях и частных коллекциях, он оформил свыше 100 постановок для более чем 50 театров иллюстрировал более 40 книг, более 200 изданий украшены обложками и виньетками Добужинского.
Не все в графике к «Белым ночам» одинаково удачно. Живёт в Нью-Йорке. Вот и все самое характерное из известного нам об его первоначальном развитии. Имеются еще два рисунка в тексте из которых второй играет роль концовки и, повторяя тему предпоследней строфы (гусар уносит казначейшу среди предутренней тишины провинциального города), выразительно завершает текст. В четырехлетнем возрасте его увезли в Петербург к отцу. По отцу он происходит из древнего литовского рода.
Художник: Добужинский Мстислав ВалериановичРусские куклы
1949. За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург. Добужинском», с. 277). Иллюстратор отнюдь не стремится воплотить все образы писателя, а лишь дополняет его и именно там, где средства последнего ограничены. В 1929 году Добужинскому довелось посетить родину своих предков. Закрыл собственную художественную студию. Милашевский, дочь княгини М. Д.
Порой концовка воспроизводит какую-либо случайную, но характерную деталь. Читатель любовно всматривается во все «мелочи», что так просто и четко изображены внутри небольших квадратов, являющихся фоном для буквы, вместе с тем внимательней воспринимает самый текст книги. Что же касается «Казначейши», выпущенной Кружком любителей изящных изданий в 1914 г. (подготовлена в 1913 г. ), то и здесь Добужинский преимущественно декоратор этой прекрасно «сделанной» книги. В этом же году состоялось так много значившее для художника знакомство с К. С. В эмиграции он много работал как театральный художник. Кое-что было сделано для «Детского альманаха».
На них обычно запечатлены неброские домишки, старые дворики. Добужинский стал часто бывать на ивановских «средах», встречался там с Блоком, Белым, Сологубом, Волошиным, Ремизовым, Чулковым и многими другими поэтами и писателями. В 1901 году Добужинский стал членом художественного объединения «Мир искусства». В 1950-е гг. Яремичем, Е. Е.
Господствует линия, строго вычерченная, замкнутая. Работал над оформлением спектаклей БДТ в первые годы его работы. Так или иначе, но возле этого окна со старой куклой можно предаться воспоминаниям. Эти книжки были: антология «Цветник Ор», «Трагический зверинец» и «33 урода» Лидии Зиновьевой-Аннибал и По звездам Вячеслава Иванова». Сомовым, Л. С. Это больше похоже на сельский пейзаж, чем на городской вид из окна. Март. Удивительно подходит «чувствительной» повести Карамзина быть изданной в виде небольшого томика в плотной зеленой обертке с наклейкой, на которой наивно-узорчатыми буквами выведено заглавие. Более близок художнику был «Станционный смотритель» Пушкина, к которому еще раньше, в 1905-1906 годах, были выполнены им шесть рисунков сепией, подправленных пером.
мстислав добужинский картина кукла содержание
Об этой деятельности напоминает находящийся в коллекции Русского музея лист «Двор Дома искусств». С. 160 – 161). К 1907 году относятся первые оформленные Добужинским театральные постановки – пастурель средневекового автора «Робен и Марион» в Старинном театре и «Бесовское действо» А. М. После рождения сына родители разошлись и мать, артистка, певица и либералка уехала. Главные свои силы за это время художник отдает декорационной живописи.
На второй — та же хижина, уже разрушенная, под облачным небом. Но не только как обстоятельный «рассказчик» Добужинский близок маленьким читателям, его роднит с ними простота восприятия, острая наблюдательность соединенная с изобретательностью, редкая памятливость на мелочи и трогательная любовь к вещам, словно к живым существам. Исполнил ряд графических заказов для советских издательств. Первый рисунок играет роль фронтисписа. Письма / Издание подготовил Г. И.
- Описание картины Мстислава Добужинского «Кукла»
- Художник Мстислав Добужинский (1875 — 1957)
- Добужинский Мстислав Валерианович (1875 – 1957)
- Добужинский Мстислав Валерьянович
- Добужинский, Мстислав Валерианович
- «На моих глазах город умирал смертью необычайной красоты»
- На моих глазах город умирал смертью необычайной красоты
Политические разногласия авторов в «Перезвонах» были стерты, объединение творческих сил осуществлялось вокруг идеи русскости. В октябре 1918 г. его избирают учёным хранителем Эрмитажа. С 1939 года жил в США. «На моих глазах город умирал, смертью необычайной красоты и я постарался перед тем, как его покинуть навсегда, посильно запечатлеть его страшный, безлюдный и израненный облик» (Новый Журнал. Но чаще всего Добужинский стремится к систематической и возможно более полной интерпретации лежащих перед ним сказки, рассказа, драмы.
В этом рисуночке — вся поэма Лермонтова. Ездил в Амстердам в связи с персональной выставкой. С 1929 году Добужинский — ведущий художник литовского Государственного театра (Каунас).
- Мстислав Валерианович Добужинский (1875–1957)
- Добужинский Мстислав Валерианович рассказ о родителях «Матери и отце»
- Добужинский Мстислав Валерианович
- Добужинский Мстислав Валерианович Добужинский Мстислав Валерианович Русский художник (1875- 1957) – презентация
Двумя счастливыми исключениями стали иллюстрации к "Трем толстякам" Ю. К. Олеши (1928) исполненные еще по заказу из Москвы, а также к "Евгению Онегину" (1936), в которых он реализовал свой давний замысел глубоко оригинального прочтения романа А. С. Пушкина. Детство и юность будущего художника прошли в Петербурге. В этих рисунках есть что-то жуткое, но нет опять-таки действия, драматического напряжения. Добужинском, с. 128).
Хозяйством управляла жена Добужинского – Елизавета Осиповна, о чем даже сохранилось стихотворение, написанное художником. Сюда он попал одиннадцатилетним, там же окончил гимназию. Долгое время его домом былПетербург. С искусством гравюры молодой художник познакомился в студии В. В. Матэ. Оставался членом ложи по 1938 год.
- Мстислав Валерианович Добужинский
- Выберите размер и материал репродукции
- Стоимость печати постера – картины
- Картины (репродукции) изготовленные на печатном оборудовании
- Примеры оформления "галерейная натяжка" (заказывается дополнительно)
- Мстислав Добужинский: В Новгороде я жил среди преданий
- Картины художника Мстислава Валериановича Добужинского
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жизнь в эмиграции была не столь благополучной, как он надеялся. Имя Мстислав дано ему было в честь новгородского князя, жившего в XII в., – св. Сказка иллюстрирована вся, в буквальном смысле — от начала до конца. Мстислав Валерианович Добужинский родился в Новгороде 2 августа (по новому стилю – 15 августа) 1875 года. Четыре больших рисунка воспроизводят основные моменты этого «рассказа на могиле», повествующего о трагической судьбе крепостной актрисы и ее возлюбленного. Удачны контрасты белого, черного, серого (дан штриховкой). Но наиболее весомыми были его работы в театре и в книжной графике. Но его справедливо называют по преимуществу художником Петербурга, связь с которым была для него «абсолютно романтическим чувством».
Как и всякая интерпретация, она принадлежит к наиболее «смертным» видам художественного творчества. Оформляет спектакли и для «Метрополитен-опера», других театров Америки и Европы, работает для кинематографа. Конечно, здесь немало привлекательной казалась задача воссоздания внешнего быта начала XIX в. Но Добужинский, обдуманно и любовно воспроизводя ряд характерных мелочей (типичная карета, верстовой столб, дамская шляпка корзинкой, овальные портреты на стенах и т. п. ), не выдвигает их на первый план, как то бывало у иных чрезмерно увлеченных стариной ретроспективистов и не затемняет ими существенного. 71.
За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург. И прежде всего это хочется сделать по отношению к М. В. Добужинскому. В 1901 году изучал гравюру под руководством Василия Матэ.
- О знаменитости:русский художник
- Западноевропейская и антикварная живопись
- Декоративно-прикладное искусство
- артины нахолсте красивый, современный арт подарок
- Имя с открытки – Добужинский Мстислав Валерьянович
Особенно изысканны тончайшие белые силуэты на черном фоне, рисующие даже целые пейзажи. Письма, с. 184). Занимался также офортом и литографией, пробовал свои силы и в живописи маслом.
Гимназию окончил в Вильне. Что здесь иллюстрировать. Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой.
К современному европейскому и американскому искусству 1950-х гг. 1956. Гагарина и художник Б. П.
Несколько раз устраивал в Нью-Йорке свои выставки. Скупой рыцарь» усердно украшен. Конечно, не всегда в своей основной теме «Город» Добужинский повествует.
В Париже проходят его персональные выставки. Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай. Об отъезде Добужинских из Петербурга сохранились воспоминания дочери Б. М. Апрель. 1975. Добужинский вне конкурса дал своего «Дьявола», помещенного в 1 «Золотого Руна» за 1907 г. Это — идеальная сюжетная символико-аллегорическая композиция.
Мария Цетлина, жена основателя «Нового Журнала» Михаила Цетлина, устраивала вечера, на которых бывал и Добужинский, встречаясь там с Г. Федотовым, Керенским, пианистом В. Пастуховым и многими другими и, кроме того, с писателями и поэтами второй эмиграции (Елагиным, Анстей, Б. Филипповым, С. Максимовым). Прежде всего любование бытом 20-х годов XIX в., когда и развертывается описанное событие. 1963. Си Клиф), писал пейзажи. Но в других случаях достигнуты необычайные эффекты, например в изображении светлеющего неба (утро четвертой ночи) или водной глади (вторая ночь — Екатерининский канал у церкви Николы Мокрого).
В понимании эпохи рисовальщик превзошел писателя незабываемы уголок старого ночного Петербурга с горбатым мостиком, занесенным снегом или пышная томная красавица александровских времен. Добужинский. Завершая свое послание, Добужинский пишет: «я исполнил какой-то священный долг» (М. В.
Жизнь в эмиграции была не столь благополучной, как он надеялся. В 1923–1924 гг.
Неподдельной жутью веет от этого листа, от одного сопоставления серых и темных пятен. Среди художественных начинаний этого времени – устройство Витебского художественно-практического института, организация Витебского художественного музея (1918-1919), участие в создании колонии художников и литераторов в Холомках (1919) в бывшем имении княгини М. Д. Еще в 1909 г. Александр Бенуа не в хулу, а лишь свидетельствуя наличное направление творческих сил, отметил, что «в нем гораздо больше «рассказчика», нежели «художника формы». Добужинский.
Добужинский. Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай. Точно так же и некоторые эскизы к постановке «Николая Ставрогина» воспринимаются определенно как иллюстрации к «Бесам». Характерно для вкусов того времени, что в конце 1906 г. журнал «Золотое Руно» объявил конкурс для поэтов, прозаиков и художников на тему «Дьявол». Добужинский.
В этой новой манере сделаны весьма примечательные иллюстрации 1917 г. к «Свинопасу» Андерсена. Он синтезировал в своем творчестве увлечение прерафаэлитами, мюнхенскую школу изящество и ретроспективность «Мира Искусства», любовь к русскому лубку, народной игрушке, сатирический журнальный рисунок, японскую гравюру на дереве, мечтательную «музыку» символистов, «величие и гармонию» (по его собственным словам) архитектуры старого Петербурга. И этот мотив использован в очаровательном рисунке, замыкающем первую главу. Но как не простить это отступление от текста, тем более, что оно вполне в духе повести. Ведь и у Пушкина описания внешней обстановки хотя и очень тщательны, все-таки всегда даны мимоходом. После отъезда из Петербурга Добужинский поселился в Риге. Кажется, что здесь ко всякой мелочи можно подыскать у Гоголя соответствующую цитату.
Остальные четыре рисунка воспроизводят основные моменты истории Лизы и Эраста. Перед нами действительно «книжка с картинками», честь создания которой в равной мере принадлежит и художнику и писателю. Мне говорят, что впервые здесь в театре аплодировали художнику» (М. В. Затем учился в Санкт-Петербурге в Императорской школе общества поощрения художеств (1885—1887), в школе Антона Ажбе (Мюнхен, 1899—1901) и у Ш. Холлоши (Надьбанья, Венгрия). Лишь квартиру Дуни художник показал во всей прелести «ампира», но и здесь он следовал тексту, указывающему на особо пышную обстановку.
«У Вячеслава Иванова, – вспоминал Добужинский, – я еще бывал и по поводу затеянного им его собственного издательства «Оры». Впереди стеклянная стена. Под ней — сердце между белых крыльев. – М. : Наука, 1987, с. 26).
Наибольшее внимание уделено станционному смотрителю. Кустодиевой. Раскрываем книжку и сразу воочию видим все то, о чем повествуется в первых же строках. Достоевского, был также значительным успехом Добужинского как театрального художника. Софийский был священником новгородской церкви (в роду Софийских многие служили в церкви).
Добужинский стал ближайшим постоянным сотрудником журнала. Учился в Петербурге в Императорской школе общества поощрения художеств (1885—1887), в школе Антона Ажбе и у Ш. Холлоши (Мюнхен, 1899—1901). С тех пор прошло более двадцати лет напряженного и все время совершенствующегося труда. К тому же ему не всегда дается хорошо изобразить человеческую фигуру, особенно в движении. Это больше похоже на сельский пейзаж, чем на городской вид из окна. Иногда книга орнаментируется рисунками, воспроизводящими лишь характерные детали («Жизнь Калиостро»).
Быть может, это не совсем уместно там, где на передний план сильно выдвинуты какие-либо предметы (решетки канала, фигуры), от которых видна лишь верхняя часть. Добужинский принимал участие в художественной жизни «Дома искусств», основанного в 1919 г. К. Чуковским. С. 299 – 300). Апрель—май. Первый директор Витебского художественного училища (1919). Попов. Его принцесса — совсем немецкая мещаночка, поет «Augustin» и очень интересуется, что у соседей на ужин.
Художник любил его и посвятил ему многие из своих городских пейзажей. Это как бы иллюстрация к лирическому вступлению ко всей повести. И так много о снисходительном любовании «ретроспективного мечтателя» прошлым говорит обложка, на которой две гирлянды вокруг надписи сплетаются в форме сердца.
Таким образом, огромное значение приобретают «характерные детали», столь выразительные не нагромождением их, а удачным сопоставлением. В творчество Добужинского вошел и древний Новгород. Добужинском, с. 124). Эпизоду с подаренной табакеркой — сама табакерка, очаровательной формы и с силуэтом на крышке (как сказано у Кузмина: охотник целится в утку, а из воды вылезает купальщица) из которой выпадают ожерелье и футлярчик с банковыми билетами. Он торжественно нарек меня почетным именем «художника Ор» и я сделал несколько обложек для крошечных книжек этого издательства, удовлетворяя Вячеслава Иванова моими символическими рисунками. Добужинский.
К счастью, у него сложились отличные отношения с Каунасским театром, в котором он оформлял спектакли. Внизу — песочные часы и черные крылья.
у Добужинского начинают вырабатываться новые приемы. Самое удачное в «Тупейном художнике» — это заглавные буквы. Перед домом огромная клумба сирени. Ничто не упущено, скорее даже можно признать излишним изображение Дуни с ребенком, едущих в карете, так как эпизод возвращения дочери смотрителя достаточно отражен в другом рисунке. Это петербургское Возрождение, начавшееся с «Мира искусства» еще недостаточно оценено исторически, а в общую картину тех лет входит еще огромный мир Москвы, который был охвачен тем же подъемом.
44. Заниматься же книжной графикой не было возможности из-за отсутствия заказов от издательств. На первой (начальной) изображена при лучах солнца перед Симоновым монастырем хижина из трубы которой весело подымается дым. В 1938 году он получает приглашение от М. А. Чехова участвовать в постановке спектакля «Одержимые» по роману Ф. М. Достоевского «Бесы», над которым работает в Англии весной 1939 г. В июле того же года для продолжения работы в Театре-студии М. А. Чехова Добужинский уезжает в США. Иногда в виньетках даются лишь вольные парафразы на мотивы текста («Месяц в деревне»). В 1895 году окончил Виленскую 2-ю гимназию.
Следует отметить, что Б. М. Лично встречался практически со всеми петроградскими деятелями художественной культуры. Станиславским. Иллюстрации здесь просто украшают самую книгу. С. 103). «Эпоха Тургенева, – писал Добужинский, – была мне душевно близка».
Таким его знали на русском и на других языках. Создание декораций и костюмов к пьесе было подлинной удачей художника: «Произошло то, что еще не случалось в Художественном театре: аплодировали декорациям при поднятии занавеса». Добужинский по-прежнему ограничивается композициями на отдельных листах одна единственная концовка в счет не идет. Но лишь восемь лет спустя после своей первой большой удачи в области иллюстрации («Ночной принц»), во всеоружии накопленного опыта в деле интерпретации чужих замыслов (декорации к пьесам драматургов разных времен и народов) и много поработав для искусства книги, он принялся за акварели к «Свинопасу». Родился 2 (14)августа1875 в Новгороде. «Меня интересовала больше всего «изнанка» города Я рисовал Питер, его «уголки», а красотами Петербурга любовался, но рисовать их не подмывало За парадный С. -Петербург я взялся попутно лишь по настоянию друзей и «заказчиков», хотя довольно рано, с 1903 – 4 г. : большие графические рисунки – Зимний дворец, Фонтанка с Чернышевым мостом и ансамблем казенных зданий, Исаакий от Сената и Невский проспект с Казанским собором» (Письмо художнику Е. Климову // Новый Журнал. Кустодиева, И. Б. И, наконец, на обложке всего лишь несколькими озорными штрихами набросана свинка над брошенной короной.
Участвует в выставках с 1902. Это как-то сразу делает его более близким духу современности и отличает от других ленинградских «ретроспективных мечтателей». Мы видим типичные арки желтого Гостиного двора, купцов с картузами, зазывающих покупателей, огромную лужу, спящего алебардщика, чешущуюся о столб свинью, рожицу, нарисованную мелом на этом столбе и т. д. и т. д. и переносимся, действительно, в «Город николаевскик времен». (М. В.
Сын генерал-лейтенанта Валериана Петровича Добужинского. (М. В. Был членом парижской масонской ложи «Юпитер» 536 (Великая Ложа Франции). Но наиболее весомыми были его работы в театре и в книжной графике.
Андерсена и многие другие. Впрочем Добужинский, оставаясь верен себе, конечно, не только «декорирует». Принцесса изображена жеманной отцветающей девушкой. Рисунки раскрашены, вернее, слегка подкрашены. Но уже примерно с 1916-1917 гг.
Но особенно характерны две виньетки, окаймляющие все повествование. К форме силуэта Добужинский обращается снова год спустя, в 1919 г., работая над «Барышней-крестьянкой». (Так до 1923 года назывались нынешние Красноармейские улицы, проложенные еще в XVIII веке на территории дисклокации Измайловского полка и получившие в XIX веке наименование по номерам расквартированных рот). В «Октябрьской идиллии» ощущается, скорее, не протест, а скорбное чувство, горькая авторская ирония. Плоскость листа строго блюдется. Бенуа, С. П.
Мстислава Храброго. Как писал об этом Добужинский, «способности к рисованию» обнаружились у него «с тех пор, как я научился держать в руке карандаш» (М. В. Воспоминания, с. 189). Спустя два года последовало предложение Станиславского оформить спектакль по пьесе И. С. он учился в школе рисования Общества поощрения художеств. При этом в иллюстрациях отражены все характерные черты рассказа Ауслендера. Добужинский никак не комментирует свой рисунок, но зрителю ясно: только что в этом месте произошло заранее спланированное властью кровопролитие.
«Тут действительно не было ничего общего с тем, чем был полон мой внутренний мир», – вспоминал Добужинский («Новый Журнал». Декорации и эскизы костюмов сделаны им для балетов, поставленных в Монреале. Вскоре после того, как он удачно оформил несколько спектаклей в Старинном театре и Театре В. Ф. Комиссаржевской (1907-08), МХТ пригласил его на постановку пьесы И. С. Тургенева Месяц в деревне (1909).
21. Начал преподавать в частной Художественной академии Т. Л. Толстой-Сухотиной. Но вот художник берется за работу над «Белыми ночами» Достоевского.
Одним из первых оценил талант М. К. Чюрлёниса. Ведь и в повести его душевная драма — главная тема. Несколько особняком среди работ для «Жупела» стоит «1905-1906 гг. ». Обычно в заключительном рисунке повторяется тот образ, которым выразительно завершается какой-либо отрывок или все повествование (в «Тупейном художнике», в «Западне» и во втором акте «Скупого рыцаря»).
В 1895 году окончил Виленскую 2-ю гимназию. Перелистываем страницу, — перед нами слева большое изображение тронного зала. Добужинский по характеру своего творчества обещал стать прекрасным «детским художником».
Оформляет книги: «Поэмы» М. Ю. Лермонтова (1941, не издана), «Левша» («The Steel Flea») Н. С. Лескова (1943), «Граф Нулин» А. С. Пушкина (1943, не издана), «Ночной трактир» И. А. Бунина (1946), «Слово о полку Игореве» (1950). Тургенева «Месяц в деревне» в Московском Художественном театре. В 1901 году изучал гравюру под руководством Василия Матэ. Конечно, в тексте нет ни слова, да и не могло быть, о каких-либо деталях жанра. продолжительное время он жил в Европе: во Франции, два года в Италии (Милан, Рим, с наездами на Ривьеру, в Неаполь и во Флоренцию), затем год в Англии. Однако, по признанию самого Добужинского, методы преподавания не вызвали у него большого интереса: «копировка и тушевание», которые предлагалось освоить ученикам как основные приемы рисования, казались ему скучными. При въезде в ворота усадьбы (деревянный забор) стоит высокий крест.
Сентябрь, 6—октябрь, 5. Во всей картине сквозит заброшенность, неухоженность, опустелость. На переднем плане — огромные причудливые синие вазы с подарками. Это два оазиса с купами старых деревьев среди довольно ровной местности.
Гагариной. Октябрь. Какой-то немецкой кажется вся книжка. В 1935 году с группой каунасского театра уехал в Англию.
Среди важных событий этого периода жизни художника – работа над оформлением оперы П. И. И так очаровательна буква «А», сложенная из прутиков, в руках Алексея. Добужинский скончался 20 ноября 1957 года в Нью-Йорке. Все же его детство было беззаботным по сравнению с взрослой жизнью, вот таким образом так отчетливо звучат в картине «Кукла» ностальгические нотки. Уже неоднократно говорилось о том, что Добужинский прежде всего — изобразитель города.
Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой. Воспоминания, с. 244).
Правда, у Пушкина сказано, что Лиза училась грамоте по буквам, рисуемым на бумаге. Чугунов. Член объединения «Мир искусства».
И «жуткий» Обводный канал и верстовой столб, упоминаемые Добужинским, мы можем видеть в таких работах из коллекции Русского музея, как «Обводный канал в Петербурге» (1902) и «В ротах. Им написаны воспоминания, главы из которых публиковались в эмигрантских изданиях – «Новоселье», «Возрождении», но главным образом в «Новом Журнале», где напечатаны его замечательные очерки «Круг Мира искусства», «О Художественном Театре», «Встречи с писателями и поэтами», «Новгород», «Петербург моего детства», «Деревня», «Историческая выставка портретов» и другие. Местами кое-где введены небольшие пятна черного. Бакстом и С. П.
Мстислав Валерианович Добужинский принадлежит по возрасту к младшим членам группы художников «Мир Искусства». Многого в рисунке, предназначенного для столь миниатюрного издания, не воспроизведешь. В 1939 г. Добужинский переехал в США. Создаёт цикл воображаемых пейзажей блокадного Ленинграда (1943).
Добужинский. Дело еще в том, что эти рисунки и силуэты выполнены в старой «классической» графической манере. Воспоминания, с. 197). Среди его театральных работ – декорации к постановкам «Евгения Онегина» (Дрезден, 1923 г. и в неаполитанском Сан Карло, 1954 г. ), «Бориса Годунова» (Нью-Йорк, Филадельфия, Кливленд), «Половецких плясок» (Буэнос-Айрес, 1957 г. ), «Пиковой дамы», «Бала-маскарада», «Хованщины». В своих работах для театра он в сущности так же — это заметил уже цитированный нами Н. Н. Врангель — «иллюстрирует» замыслы писателя.
На шмуцтитуле и заглавном листе надписи и их орнаментации вычерчены «под готику». Пожалуй, эта ирония неуместна в книге для детей. Преподавал в частной художественной школе, сотрудничал в литовских изданиях. Иллюстрации же рисует редко.
Добужинский как будто хотел это передать и в самой манере графики (только можно ли здесь говорить о книжной графике. ) : линией капризной, гротескной, кривой формами шаржированными, упрощенными раскраской простодушно-яркой и вместе с тем нежной. В 1924 году при содействии Ю. Балтрушайтиса художник принял литовское гражданство и уехал из России. (Воспоминания о М. В. Сопротивление местных шовинистов лишило его возможности заниматься преподаванием, к чему он очень стремился. Тут художник, видимо, не совладал с соблазном показать жизнь тогдашней Москвы. Важное место в творчестве Добужинского занимала урбанистическая тема.
Во вступительной статье можно найти «статистическую» информацию о творчестве художника. Однажды художник просто договорил то, на что лишь намекнул писатель. Ремизова. Были иллюстрированы и кой-какие из басен Крылова (для хрестоматий «Живое слово» и «Цветничок») и при этом с большой обдуманностью и тщательностью.
В 1905 году в журнале «Жупел» появился его рисунок «Октябрьская идиллия». – С. -Петербург, 2001, с. 229–230). А Добужинский, видимо, в своих иллюстрациях стремился не дополнить конкретными зрительными образами то, что дано у Пушкина, а интерпретировать все, что есть в повести, сохраняя то же соотношение отдельных элементов (психологического и описательного) и закрепляя в шести рисунках все самые существенные моменты повествования. Первой книжкой иллюстрированной Добужинским, была сказка Алексея Ремизова Морщинка».
Иллюстрациями же только к ненаписанной поэме, воспевающей некий коллектив промышленного города, мнятся рисунки «Будни» и «Праздник» 1906 г. И совсем как рассказы-гротески нами «прочитываются» «Гримасы города», появившиеся на страницах «Сатирикона» в 1908-1911 гг. Добужинский занимался и станковой графикой и живописью, успешно преподавал – сначала вместе с Л. С. Бакстом в частной художественной школе Е. Н. Званцевой, а позднее в разных учебных заведениях после революции ему доводилось проектировать праздничное убранство улиц, состоять одним из хранителей Эрмитажа и даже читать популярные лекции по искусству. На них обычно запечатлены неброские домишки, старые дворики. Вся фигура словно бы не имеет объема, распластана, зажата в немыслимо тесном пространстве. Располагалась она в доме на Таврической улице, где этажом выше был знаменитый литературно-художественный салон Вячеслава Иванова («Башня»). После рождения сына родители разошлись и мать, артистка, певица и либералка уехала.
Одной из картин на эту тему является «Кукла», которая написана в 1905 г. Взгляд, направленный в окно полуразрушенного дома, падает на куклу. Впрочем, в самом характере своих восприятие и способе их передачи он остается верным «мир-искусником». Но вот нарастает конфликт: король увидел свою дочь, целующую свинопаса. Именно в них всегда особенно проявлялись вся зоркость и изобретательность Добужинского. Воспоминания / Издание подготовил Г. И. загадочных приключений «Ночного принца». (Кстати и в приемах раскраски обнаруживаются скорее искания новой акварельной техники, чем забота о возможно лучшем воспроизведении рисунка при помощи печатного станка. ) Все герои сказочные, но трактованы иронически, подчас карикатурно.
Он ничего не изображает, а просто поверх пяти букв «конец» надписывает характерным размашистым почерком те слова, что навсегда остаются в памяти читателя: «помните и любите вашу Настеньку». Сын генерал-лейтенанта Валериана Петровича Добужинского. Вспоминает Добужинский и знаменитые масленичные балаганы, которые размещались на Марсовом поле. В числе книг, которые он иллюстрировал в разные годы, — «Слово о полку Игореве» «Дон Карлос» Ф. Шиллера «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина «Барышня-крестьянка», «Граф Нулин», «Скупой рыцарь» А. С. Пушкина «Казначейша», «Поэмы» (издания 1941) М. Ю. Лермонтова «Белые ночи» Ф. М. Достоевского «Тупейный художник», «Левша» (30 иллюстраций) Н. С. Лескова «Новый Плутарх» М. А. Кузмина «Ночной трактир» И. А. Бунина «Ночной принц» С. А. Ауслендера «Примус» О. Э. Мандельштама «Веселая азбука» Н. Павловой «Три толстяка» Ю. Олеши «Микель-Анджело Буонаротти» Г. Грима «Свинопас» Г. -Х.
Б. М. И потому так много прелести и подлинной детскости в его изображениях приключений двух озорников — куклы Нолли и паяца Пшика (к рассказу Саши Черного в сборнике «Жар-Птица», 1911 г). Так всегда.
Мастерскую Званцевой обычно называли «Школой Бакста и Добужинского». Впрочем, художник не ограничивается одними «эмблемами» иногда он не может удержаться от того, чтобы не показать нам того или другого героя, а то и изобразить целую сцену. Но драматическое напряжение пушкинской трагедии, ее монументальные и в то же время такие человечные образы остались невоплощенными, несмотря на всю «содержательность» иллюстраций. Гагариной С. А. Перед нами мелькают маски, плети и цепи, пистолеты и червонцы, а то и целые сценки.
Во всей манере рисунка какая-то особая чистота, свежесть, простота, быть может, несколько деланая, но вполне соответствующая «духу» жеманного сентиментализма. Зима в городе» (1904). Дягилевым и вступил в художественное объединение «Мир искусства». И опять-таки городу посвящен альбом литографий «Петербург в 1921 г. ». Годы революции и Гражданской войны Добужинский прожил в Петрограде.
Типичные приемы графики, обнаруживающие немецкие влияния. После «Ночного принца» в области иллюстрации Добужинский долгие годы, вплоть до 1917 года, не создавал ничего подобного не только в смысле удачности, но и в отношении значительности задания. Холомки», на котором изображены В. А. Одна из последних работ Добужинского, завершенная в советской России, – иллюстрации к «Белым ночам» Достоевского, оставляющие незабываемое впечатление. Сам Добужинский отдал работе в театре пятьдесят лет своей жизни. Спектакль «Николай Ставрогин», поставленный В. И.
Подтверждением этому как раз и служит забытая или умышленно оставленная кукла. По матери он русский, его дедушка Т. Е. Его стихи буквально лучатся добротой и шуткой. Чугунова изложенным в книге «Воспоминания о М. В.
Различны и системы иллюстрирования. Несмотря на эту семейную драму, Добужинский в мемуарах назвал свои ранние годы «воистину золотым детством». Им же была нарисована обложка «Нового Журнала», под которой этот ежеквартальник выходит и в настоящее время. Образ города, враждебного человеку, предстает в композициях «Двор» (1903, Третьяковская галерея, Москва), «Домик в Петербурге» (1905, Третьяковская галерея, Москва). Но было бы несправедливо не упомянуть об этом альбоме.
Как писал Добужинский жене, это был «триумф. В 1885 – 1887 гг. Театральный деятель А. Суткус вспоминает о работе Добужинского в Литовском государственном театре, в частности, о спектакле «Пиковая дама»: «Для всех нас, работников театра, это было нечто необыкновенное, непривычное, невиданное. Кое-какие из них разбросаны по разным изданиям, кое-что осталось не опубликованным (рисунки 1913 г. к стихотворениям Лермонтова).
Но и сказка Андерсена далеко не вполне для детей. Необходимо отметить еще значение концовок. Он устраивает также персональные выставки, читает лекции, дает интервью для эмигрантской печати, пишет для рижской газеты «Сегодня» воспоминания о художниках Баксте и А. Яковлеве, об издателе Гржебине, статью о постановке «Ревизора» в эмигрантском театре. Наивно-элегический тон выдержан здесь до конца с исключительной последовательностью. 120. Вильнюс, как и некоторые другие старые города Европы, отразился в творческом наследии Добужинского.
В «Воспоминаниях» он увлеченно рассказывает о своих детских впечатлениях. Чугунов. Фигуры героя и героини сравнительно мало заметны. Ребёнком три года жил с отцом в Кишинёве, где поступил во второй класс 2-й городской гимназии7. У Добужинского интересная родословная.
Систематически это сделано в графике 1918 г. к «Жизни графа Калиостро» М. Кузмина. И потому так много мы можем ждать от него в области чисто литературной иллюстрации. Словно перед нами какая-то «конденсированная» иллюстрация к сочинениям этого писателя, прекрасно выполняющая свое назначение быть школьным пособием. Затем учился в Санкт-Петербурге в Императорской школе общества поощрения художеств (1885—1887), в школе Антона Ажбе (Мюнхен, 1899—1901) и у Ш. Холлоши (Надьбанья, Венгрия). Был в Гааге на открытии персональной выставки. С семьей Кустодиевых Добужинских связывали давние дружеские отношения. Обычно с няней он прогуливался по Литейному мосту и далее, по Литейному проспекту до Невского, где на углу с улицей Троицкой (ныне Рубинштейна) была булочная, в которой продавались вкусные булки и пирожки.
Несмотря на подписи, столь старательно выведенные, мы в изображениях отдельных сцен преимущественно любуемся рядом деталей, в обилии нагроможденных помимо указаний текста (например обстановка комнаты Лизы) или красотой силуэта. Прекратил преподавание в парижской Школе декоративного искусства. Май. С осени 1906 г. он преподавал в мастерской ученицы Репина Е. Н. Немировичем-Данченко по роману «Бесы» Ф. М. Работы, как правило, выполнены в стилесимволизмаилимодерна. Но это не вся правда о его творчестве.
Контрастов черного и белого нет. По возвращении из-за границы, Добужинский вместе с женой Елизаветой Осиповной (урожденной Волькенштейн) обосновался в Петербурге. Чайковского «Пиковая дама» в Литовском государственном театре. Эскизы декораций к «Месяцу в деревне» могли бы быть с большим успехом помещены среди текста пьесы, понимание которой они бы существенно дополнили. Двумя счастливыми исключениями стали иллюстрации к Трем толстякам Ю. К. Олеши (1928) исполненные еще по заказу из Москвы, а также к Евгению Онегину (1936), в которых он реализовал свой давний замысел глубоко оригинального прочтения романа А. С. Пушкина.
Пожалуй, содержательнее всего маленькие концовки. Переезд в Латвию по времени совпал с основанием в Риге иллюстрированного журнала «Перезвоны» (1925 – 1929 гг. ). Большие рисунки даны в характерном архитектурном обрамлении. Это была его единственная выставка за несколько лет пребывания в Европе в 1950-е гг. и Добужинский с горечью в письме к Сомову говорит о себе как о «забытом художнике». Обычные «кривизна» линий и эскизность очертаний утратили некоторую прежнюю нарочитость.
он относился с недоверием, видя в нем «страшное падение вкуса». много путешествует, бывает в Каунасе, Берлине, Париже, Амстердаме, Копенгагене. Здесь использован старый прием, уже знакомый нам по «Калиостро», — воспроизведения каких-нибудь деталей повествования. Старый дом не существует уже 50 лет, только осталась старая липа около его места».
Кустодиев часто портретировал Добужинского – известен портрет 1913 года, послуживший подготовительным эскизом для «Группового портрета художников общества Мир искусства» (1920). С этим городом у него были связаны детские воспоминания. На стене висит листовка с текстом манифеста 17 октября, поверх которого наклеен приказ генерал-губернатора Д. Ф. Трепова: «Патронов не жалеть». После рождения сына родители разошлись и мать, артистка, певица и либералка уехала.
Побывал в Германии (Кельн, Дюссельдорф) и в Копенгагене – «моем издавна любимом городе». Мстислав Добужинский родился 2 (14) августа 1875 г. в Новгороде. С. 174 – 175).
Остановимся хотя бы на рисунке «Крестьянин и Смерть» 1908 г. Невольно при этом вспоминается силуэт Нарбута исполненный три года спустя к той же басне и повторяющий ту же композицию, но повернутую наоборот и с некоторыми изменениями (смерть иначе держит косу и левую руку песочные часы с крыльями нетопыря помещены отдельно внизу). С 1922 г. он был профессором факультета живописи Академии Художеств. В картине изображен поэт и художественный критик К. А. Сюннерберг, выступавший под псевдонимом Конст. Эрберг. Небольшой альбомчик в украшенной нехитрым узором папке. Только два рисунка вдвинуты в текст (заглавная виньетка и концовка), три остальных помещены на отдельных страницах.
Лансере, К. А. Значителен лишь второй, дающий образ безумца-скупца среди его сокровищ. В 1929 г. Добужинский переехал в Вильнюс.
После заключительной фразы пушкинской «Барышни-крестьянки»: «Читатели избавят меня от излишней обязанности описывать развязку» — нарисовано, как оба отца благословляют Лизу и Алексея. Замечательны сами приемы графики. Окончив университет в 1899 г., Добужинский едет в Мюнхен учиться рисунку в школе А. Ашбе. Родился 2 (14) августа 1875 в Новгороде.