Описание Картины Портрет Шаляпина Кустодиев
Портрет Шаляпина, 1922, Кустодиев – описание картины
В 1920 году благодаря Шаляпину Кустодиев так дважды посетил Мариинский театр, где увидел оперу Глюка «Орфей и Эвридика», а также спектакль из трёх одноактных балетов — «Павильон Армиды», «Карнавал» и «Шопениана»25. Репин и др. ), так что создалась целая галерея шаляпинских портретов. Как писал Шаляпин, «недолго мне пришлось любовно глядеть на этого удивительного человека. Сразу же после написания портрет был приобретён Шаляпиным34. По свидетельству Всеволода Воинова, Петров-Водкин раздосадовал Кустодиева бесцеремонностью нападения на «Мир искусства» и своим отношением к нему «как бы покровительственно, с сожалением»: «Конечно, мол, ты бедненький, сидишь в своем кресле, ничего не видишь: отстал от века. его яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой.
Аккуратная трость и небольшой перстень подчеркивают статус этого человека. Комната, где они находились, названная красивым словом «мастерская», была столь маленькая, что картину художник вынужден был писать по частям: «На потолке был укреплен блок, через который была пропущена веревка с привешенным на ее конце грузом. Это картина покорила меня своей величественностью и простотой – и подарила надежду. Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена.
его яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой. Шаляпина находится в Париже, а в Русском музее выставлен портрет-повторение 1922 года. Досталась она ему вместо гонорара за один из концертов в Мариинском театре. Эткинд так говорит о новой русской портретной школе, пришедшей на смену традиции XIX в. : «Модель подается напористо, крупным планом, занимает изрядную часть холста сохраняется импрессионистическая свежесть первого впечатления, живость непосредственного восприятия». Недаром Федор Шаляпин говорил, «. Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние.
Тяжелая болезнь позвоночника, начавшаяся в 1911 году, все более давала о себе знать. Шаляпин становится центром, вершиной этого русского мира. Шаляпин тоже высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным». В 1924 году полотно экспонировалось на выставке русского искусства в Гранд-Сентрал-Паласе в Нью-Йорке64, для которой Кустодиев написал картину-плакат «Извозчик-лихач» и несколько других работ, охотно раскупавшиеся посетителями, как и репродукции65. Первоначально вид народного творчества.
Сочинение по картине Портрет Шаляпина Кустодиева 8 класс
Только неимоверная любовь к России могла одарить художника. Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. его яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой. Изящная трость и французский бульдог у его ног усиливают это впечатление.
Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город. Фёдор Иванович Шаляпин (1873 —1938) — русский оперный и камерный певец (высокий бас), в разное время солист Большого и Мариинского театров, а также театра Метрополитен Опера, первый народный артист Республики (1918—1927, звание возвращено в 1991), в 1918—1921 годах — художественный руководитель Мариинского театра. Спектакль был представлен всеми нами старательно и публике понравился»30. Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям. Огромная фигура в шапке и меховой шубе нараспашку возвышается над праздничным гуляньем «над горами».
Описание картины Кустодиева «Портрет Шаляпина»
Не мог выбрать похуже — выбрал получше». С её помощью можно было приближать холст к креслу самому, без посторонней помощи, наклоняя его к себе настолько, что можно было кистью доставать до его поверхности или удалять от себя для того, чтобы проверить написанное». Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость. Болезнь прогрессировала.
М. Г. У Кустодиева был приятный тенор, он любил русские народные песни, особенно «Вниз по матушке по Волге». Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость. Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка.
В свою очередь и Федор Шаляпин высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным». Оригинал хранился в семье Шаляпина, но в 1968 году был передан его дочерьми в дар Ленинградскому театральному музею и с 1985 года выставляется в Большой гостиной в доме-музее Ф. И. Шаляпина в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Работа над оперой «Вражья сила» шла, несмотря на сложнейшие условия войны и революции из за которых труппа театра значительно поредела, а новонабранную молодёжь приходилось учить элементарным основам актёрского мастерства и даже нотному письму.
Колоритная шуба Шаляпина имеет сомнительную историю. Кустодиев рисует ярмарочное гуляние более чем подробно – он заполняет людьми все полотно. На ней показан гениальный человек всех времен и народов – Шаляпин. Эту картину художник исполнил дважды в 1921г и 1922г.
Лубок (лубочная картинка, лубочный лист, потешный лист, простовик) — вид графики изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Живой, праздничный, реалистичный и наполненный сказкой. Глядя на картину русского художника Бориса Кустодиева Портрет Шаляпина, никогда не подумаешь, что большую часть своей недолгой жизни он проводил в кресле-каталке и писал свои работы, пользуясь своим воображением, уникальной памятью и сложной системой рычагов.
Сам Б. Кустодиев так говорил о своём творчестве: «Любовь к жизни, радость и бодрость, любовь ко всему русскому – это всегда было единственным «сюжетом» моих картин». Не совсем только, не хватает заурядности, он слишком «Шаляпин», слишком «Мефистофель» вообще местами, а не заурядный русский дьявол»27. Сочинение по картине Кустодиева Портрет Федора Шаляпина. Известность и признание пришли к Борису Михайловичу Кустодиеву, когда он еще учился в Академии художеств в Петербурге.
такою аппетитною сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей. В целом, атмосфера картины крайне оптимистичная и доброжелательная. Он пишет чаепития, гостиные ряды, трактиры.
сочинение по картина кустодиева портрет шаляпина
Вдали видны постройки старинного русского городка, навеянные Кустодиеву прежними его живописными циклами пейзажей Костромы и Кинешмы 1910-х годов, а также декорациями к «Вражьей силе»362354533394628504749. Певец всем своим обликом показывает, что не бедствует, что он этакий «нэпман», олицетворение ленинской «новой экономической политики», нацеленной на введение элементов капитализма в советскую экономику для восстановления страны из руин гражданской войны46. Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость. Репин и др. ), так что создалась целая галерея шаляпинских портретов. Певец рассказывал: «Шуба-то хороша, да возможно — краденая. Пастернак, К. А.
Шаляпин был очень доволен портретом5, ценил его особенно и чрезвычайно высоко3622, ставя выше других работ о себе — за широту, размах и «русский дух»2. Видно, что его одежда сшита из бобрового меха. На мизинце у Шаляпина дорогой перстень. Только неимоверная любовь к России могла одарить художника.
Его Портрет художника И. Я. Все это, однако, барство показное, которое не заслоняет размаха широкой натуры великого певца, в котором сильно выразилась творческая стихия русского народа. В эффектной, нарочито театральной позе стоит огромная, все подавляющая своими размерами фигура Ф. Шаляпина. На нем одеты замшевые ботинки, сразу понятно, что не по погоде.
Сочинение по картине Кустодиева Портрет Шаляпина 8 класс (описание)
Композиционное построение портрета является любимым для Кустодиева— центральная фигура, укрупнённый первый план, за которым далеко и внизу развёрстывается большое пространство, прямо как на картине «Купчиха»24749. Предложили мне выбрать. В этом году для Кустодиева единственной заказной работой оказался именно этот «светский» портрет, на котором он изобразил Шаляпину, с её милости, на фоне парка — романтического пейзажа, эффектно оттенявшего черты заказчицы23. Видно, как группа людей весело катаются на санях.
Эту картину Кустодиев писал, прикованным к инвалидному креслу. Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка. Роскошная шуба из бобра распахнута – истинно русский жест. В этот период были написаны самые яркие и жизнерадостные полотна художника.
Б. Кустодиеву приходилось работать, глядя вверх, как при росписи плафонов. Его «Портрет художника И. Я. такою аппетитною сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей». Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов. Певецизображен на фоне типичной для кустодиевских картин ярмарочной, разгульной жизни.
На ногах певца —начищенная обувь, которая будто противопоставлена белому снегу. Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям. Создается впечатление, что в судьбе этого талантливого человека все стабильно хорошо. Народ вывалил на улицу для встречи весны. На ногах знаменитого певца— явно концертные туфли.
Однако эта картина стала прекрасным исключением из этого ряда. Парадокс. Недаром Федор Шаляпин говорил:.
Описание картины «Портрет Шаляпина»
Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) был учеником И. Репина в Петербургской Академии художеств и даже соавтором репинской картины «Заседание Государственного совета», в которой он написал всю правую сторону, принимал участие в международных выставках, сам побывал в Германии, Испании, Италии, где изучал работы старых мастеров. В своей автобиографической книге «Маска и душа» знаменитый певец так рассказывает о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. Первоначальное название картины – Новый город, в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу).
Борис Кустодиев любил этого гениального артиста. Он пишет чаепития, гостиные ряды, трактиры. Первоначальное название картины — «Новый город». На руках у Марины обезьянка.
Таким образом портрет был написан дважды — в 1921 и 1922 годах4947. Он словно оглядывает этот городок с высоты. Дело в том, что он любил свою Родину во всех проявлениях, принимая исторические события как данность.
Прямое противопоставление серой и скучной жизни. И в ней работа Бориса Кустодиева занимает, пожалуй, самое первое и почетное место. Дирижёр сел в гостиной за рояль, под аккомпанемент которого Шаляпин спел почти все арии оперы «Вражьей силы».
– а под ней находится «парадно-выходной» костюм, так контрастирующий с пестрым народом. Посмотрев спектакль, Александр Блок, поражённый силой художественного обобщения, записал в своём дневнике, что «Шаляпин в Еремке («Вражья сила» Серова) достигает изображения пьяной наглости, хитрости, себе на уме, кровавости, ужаса русского кузнеца. Он создает впечатление серьезного, степенного человека. Он смотрится очень солидно в своем костюме и роскошном пальто. Работа подходила к концу, однако вместе с тем, загруженный Шаляпин никак не мог выделить время на позирование Кустодиеву, обещая приехать «как-нибудь после премьеры», но художник всё же успел сделать несколько беглых зарисовок певца для будущего портрета2324. Рисовал тайком от мед персонала, в больнице. 1921 год, акварель, цветные карандаши.
Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город. А скорее это даже не город, а «страна Кустодия» — место обитания и веселья русского народа.
Художник Борис Кустодиев (1878—1927) к этому времени был очень болен. Афиша о его концерте внизу холма. Восхищаясь личностью Шаляпина, художник, однако, не лишает себя возможности выразить некоторую иронию относительно характера и привычек артиста. Долгожданная весна уже не за горами. Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена.
В 1911 году у Бориса Кустодиева появились симптомы туберкулеза позвоночника. На ногах модные ботинки – серая замша и черный лак. Глубоко я был поражен известием о смерти, скажу – бессмертного Кустодиева.
Кустодиев, будучи малоподвижным человеком, с готовностью и без колебаний согласился на предложение Шаляпина о создании декораций1718. Как и каждое кустодиевское полотно, «Портрет Шаляпина» невозможен без ярмарки. Возможно. И в ней работа Бориса Кустодиева занимает, пожалуй, самое первое и почетное место. Первоначальное название картины – Новый город, в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу).
Все нарядно, празднично, ярко и даже деревья в снежных кружевах. Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской. Этот выдающийся человек показан не в хоромах, а на небольшом пригорке. В 1916 году у него случился паралич ног и с тех пор Кустодиев навсегда был прикован к креслу.
Портрет Шаляпина (картина Кустодиева)
С Шаляпиным у Кустодиева установились добрые отношения14. Это было началом становления нового синтетического портрета и «типичной» линии творчества художника. Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении. После операции ему было запрещено рисовать. Тяжелая болезнь позвоночника, начавшаяся в 1911 году, все более давала о себе знать.
Так как больше всего художник прославился изображением полных, пышущих здоровьем и радостью женщин, картине Кустодиева под названием Русская Венера будто суждено было стать последней в его творческой жизни. Кустодиев, увидев артиста, непременно захотел написать его именно в этой шубе. Подготовительные рисунки к портрету хранятся в Третьяковке из которых можно выделить отличный по мнению критиков рисунок головы Шаляпина5.
С кустодиевским портретом Шаляпин не расставался до самой смерти361. Первоначальное название картины — «Новый город», в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу). На ногах модные ботинки на пуговках – серая замша и черный лак. Но потом жизнь художника сложилась очень трудно. Артист стоит в театральной позе. Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов.
Но потом жизнь художника сложилась очень трудно. Одет Шаляпин в широкое тёмного оттенка пальто с рыжим воротником и в дорогой шапке из бобра. У него есть семья и поклонники, у него есть Россия.
Шаляпин и Кустодиев — два гения иодин портрет
У ног хозяина белый породистый мопс Ройка. Имеет репутацию артиста, соединившего в своём творчестве «прирождённую музыкальность, яркие вокальные данные, необыкновенное актёрское мастерство». Художник перешел к декоративной расцветке, к подражанию живописи на подносах. Дворищина.
Будучи придирчивым даже к самым малейшим деталям, такое же серьёзное значение он придавал и художественному оформлению оперы, чтобы все её элементы приобрели бы единую художественную целостность1027. Низ имеет большое пространство. На ногах модные ботинки на пуговках – серая замша и черный лак. А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф. И.
Сейчас кустодиевский Портрет Ф. И. Рядом— церковь, подпись Кустодиева, по его же признанию. В нижнем левом углу на втором плане видны три фигуры в чёрном: дочери Шаляпина Марина и Марфа, сопровождаемые на прогулку большим другом и личным секретарём артиста, тенором Исаем Дворищиным.
В написанных во Франции воспоминаниях Шаляпин уделил художнику несколько проникновенных страниц22. Тем же образом Шаляпин и отвозил Кустодиева домой, а затем прощался5142416. Это заметно по заснеженным сугробам. А если так, то надо спешить поделиться этой радостью с другими. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Нельзя без волнения думать о величии нравственной силы, которая жила в этом человеке и которую иначе нельзя назвать, как героической и доблестной. Федор Шаляпин приходил в петроградскую квартиру художника и, вспоминая родную Волгу, они запевали вдвоем – сначала Шаляпин, потом к нему присоединялся Борис Кустодиев – и пели серьезно, сосредоточенно, будто священнодействовали. Но этот удар судьбы не сломил сильного духом художника и он продолжал работать.
Сочинение по картине «Портрет Шаляпина» Кустодиева
Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние. Портрет Шаляпина, а также портрет его супруги вместе с некоторыми другими работами Кустодиев показал на выставке объединения «Мир искусства», открывшейся 14 мая 1922 года в Аничковом дворце58. Еще в 1911 году у него врачи обнаружили туберкулёз позвоночника.
В своей автобиографической книге «Маска и душа» Шаляпин так пишет о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве.
Но потом жизнь художника сложилась очень трудно. И он рисовал, рисовал много. «На потолке был укреплен блок, через который была пропущена веревка с привешенным на ее конце грузом. Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении. На картинах Бориса Кустодиева перед зрителем предстают изумительные зимы с веселым катанием на санях, балаганами, каруселями, праздничными народными гуляниями, яркость и красочность, которая противопоставлена серости и скуке прозаической жизни.
Как вспоминал Шаляпин, портрет Кустодиев «написал быстро»16. Заливающее все радостное, бодрящее зимнее солнце, нарядные кроны инея, голубые и розовые тени на сверкающем снегу. Первый план картины укрупненный. Огромная фигура в шапке и меховой шубе нараспашку возвышается над праздничным гуляньем над горами. А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф. И.
Федор Шаляпин вскоре уехал за границу и увез портрет с собой.
Это любимая композиция художника. Он уверенно идет вперед, его любят и ждут им восхищаются. Но это было такое целое, которое позволило некоторым современникам говорить о некоем «городе Кустодиевске», сконцентрировавшем в себе все русское. Серов, Л. О. Если вы внимательно присмотритесь к выражению лица тенора, то увидите, что Новгород ему близок – по своей народной среде, по массовости масленичных гуляний, по быту россиян. Художник позволил себе долю лукавства и показал самовлюбленность известного певца.
сочинение – описание портрета Ф И шаляпина картина художника Кустодиева
Увидеть эту картину можно в петербургском Государственном Русском музее. Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении. Он пишет чаепития, гостиные ряды, трактиры. Увидеть эту прекрасную картину можно в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга. В такой оценке творчества художника Воинову вторил и редактор сборника «Утренники» Долмат Лутохин, отметивший, что если кто и «царит на выставке — так это Кустодиев Как он знает и любит Россию. Но такова необъяснимая с точки зрения «здравого смысла» природа человеческой души: радость внутри человека, а не во внешних проявлениях.
И в дополнение к созданному образу— модная в те годы трость. А рядом с ним стоит веселый мопс. Сам артист до самой своей смерти не расставался с этой картиной и ценил ее выше всех других своих портретов — за широту, размах и «русский дух». Пастернак, К. А.
Оказал большое влияние на мировое оперное искусство. Коровин, И. Е. Как писал тогда организатор экспозиции Игорь Грабарь, «ходчее всех идет русский товар, все, что по представлению американцев очень русское Больше всех покупают Шаляпина кустодиевского, его же Лихача»66. На пальце— перстень.
Все эти фигуры были введены в портрет по просьбе самого Шаляпина523544454628394749. Мастеру приходилось просить усаживать кошку на возвышение, чтобы мопс, глядя на нее мог «позировать» художнику. Твой, мол, портрет Шаляпина слаб, это литература»59.
Сочинение по картине Кустодиева Портрет Федора Шаляпина
Недаром Федор Шаляпин говорил:. Но зима еще цепляется и не хочет уступать ей место. Билибина» был удостоен второй золотой медали на Международной выставке изобразительного искусства в Мюнхене. Как художник, Б. Кустодиев сформировался в русле русской демократической культуры, под влиянием творчества писателей-реалистов XIX века и живописи передвижников.
Весь наряд Шаляпина говорит о том, что он любит отнюдь не дешевые вещи. Портрет Шаляпина занимает особое место в творчестве художника. Пошел в магазин. Просто в глубине души русские – это чистые и светлые люди. Экий я мерзавец — буржуй. Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город.
Сочинение по картине Кустодиева Портрет Шаляпина 8 класс
Кустодиев. А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф. И. На ногах модные ботинки на пуговках — серая замша и черный лак.
Да она такая, может быть и существовала только в его воображении, объединившем его разрозненные впечатления в единое целое. На первом представлении Кустодиев сидел в директорской ложе и радовался. Кустодиев воспринимал Шаляпина, как воплощение национального духа и характера. Его учителем был И. Репин. Во всех картинах художника видна всепоглощающая любовь к России, крестьянскому и купеческому быту, но в этой картине прикованный к кровати художник превзошел сам себя, будто стараясь компенсировать невозможность присутствовать на веселом празднике.
Для контраста Шаляпин изображен более темными красками. По оценке художника Евгения Климова, в повторном портрете Шаляпина «из-за уменьшения формата почти в два раза потерялась величественность и значительность фигуры знаменитого артиста»63. Он не выходил из дома. В то время — послереволюционное, неустроенное, голодное — готовилась к постановке опера Серова «Вражья сила». При создании этого полотна художник использовал преимущественно светлые тона, которые удачно передают сущность русского человека.
Портрет – эскиз Федора Шаляпина. Персонаж одет в распахнутую шубу, хотя на улице еще морозно. Стосковался по людям, по театру, по музыке — всего этого я лишен»1920. Уехал в Швейцарию. Знаменитого артиста рисовали часто (В. А.
Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. Вершиной творчества художника является «Портрет Федора Шаляпина». Наступил паралич ног, с 1916 года прикован к креслу.
Портрет изображает одновременно и конкретного человека (Николая Александровича Романова) и собирательный образ (царя). Кажется, что отдельно стоящая пестрая толпа, на фоне желтых домов и сиренево-красных флажков создает настоящий переливающийся калейдоскоп. Вершиной творчества художника является Портрет Федора Шаляпина.
Премьера «Вражьей силы» прошла 7 ноября 1920 года, по свидетельству сына Кустодиева, Кирилла, блестяще, да так, что «домой вернулся отец возбужденный, говорил, что Шаляпин — гений и что для истории необходимо написать его портрет»24. Серов, Л. О. Внутренний мир портретного Шаляпина сложен— он кажется озабоченным, задумавшимся о чём-то своём, мысли артиста обращены куда-то в сторону на то, что не заметно стороннему наблюдателю, а может он просто удивляется текущему мимо празднику и думает не вернуться ли обратно, как в юности на ярмарке в Нижнем Новгороде, где «просторно, весело, разгульно текла жизнь великого торжища»525348.
Сочинение по картине Кустодиева «Портрет Шаляпина»
Примечательно, что подобная композиция характерна и для «Купчихи» – высота главного персонажа над остальным миром. Интересна история создания этой картины. Это одна из первых больших работ Кустодиева после пережитых операций на позвоночнике. Наряду с «Вражьей силой» в том же году художник был занят созданием декораций к опере Римского-Корсакова «Царская невеста», которую ставил режиссёр Виктор Раппопорт с коллективом Большого театра в петроградском Народном доме26. Коровин, И. Е.
Для Кустодиева Шаляпин был кумиром с юных лет и другом. Фон картины становится ярче по нарастающей: отливает розовато-голубыми отблесками снег, желтеют шатры из досок, золотятся солнечными лучами холмы снега, краснеют и синеют вдалеке воздушные шарики, вспыхивают разным цветами «мигали» 20-х годов. Это незнакомый город, куда он только что прибыл на гастроли.
Сочинение по картине кустодиева портрет шаляпина
Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена. Только неимоверная любовь к России могла одарить художника. Но этот удар судьбы не сломил сильного духом художника и он продолжал работать. Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской.
Кустодиев скончался в 1927 году, а Шаляпин — в 1938-м. Федор Шаляпин вскоре уехал за границу и увез портрет с собой. Начинал он как портретист и именно в этом жанре получил известность. Первоначальное название картины «Новый город» также говорит о том, что Кустодиев изобразил Шаляпина прибывшим на гастроли в незнакомый городок. А Федор Шаляпин прилагал все усилия, чтобы подбодрить Б. Кустодиева во время сеансов. Фон картины – это символ мира, в котором существует человек изображённый на портрете. На самом деле тем, кто знаком с личностью Бориса Михайловича, это совсем неудивительно.
Сын художника потом вспоминал об одной смешной подробности в работе над портретом. Великолепная шуба Федора Шаляпина нарочно распахнута, чтобы показать, что она вся — а не только воротник и шапка — на бобровом меху мизинец холеной руки отставлен, чтобы был виден перстень с драгоценным камнем. Борис Кустодиев окончил Академию Художеств. Словарь Флигель (от нем. Его Портрет художника И. Я. Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве.
Позже в автобиографической книге «Маска и душа» Федор Иванович напишет: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, но если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве». В 1909 году у Бориса Михайловича была обнаружена серьезная опухоль спинного мозга. Выставляется в зале 70 Корпуса Бенуа77. Именно от Репина молодой художник получил самое важное в своем творчестве – «стремление к содержательности в живописи и к созданию картины как логически завершенного целого». Как писал впоследствии Шаляпин, Кустодиев «быстро написал эскизы декораций и костюмов к Вражьей Силе»16.
Впоследствии Шаляпин пригласил Кустодиева к совместной работе над постановкой оперы «Вражья сила» в Мариинском театре в качестве художника по декорациям и костюмам. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Везде стоят лотки и ярмарочные прилавки.
Шаляпин даже брал портрет с собой в разъезды14. Его образ одновременно и вливается в народный лубочный стиль, как бы подчеркивая, что и он родом оттуда же и вместе с тем, помещенный художником выше, символизирует величие— Шаляпин возвышается над этим народным фоном из которого вышел. Художник А. Н. Бенуа сказал про его творчество: «настоящий Кустодиев— это русская ярмарка, пестрядина, глазастые ситцы, варварская драка красок, русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями». На домах и лавках виднеются живописные вывески «Трактир», «Пряники» с изображением калачей или баранок, запрещённые приказом петербургского градоначальника Драчевского в 1914 году как «аляповатые» и оттого сохранившиеся лишь в провинции2251.
Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов. Борис Кустодиев открыл ее другую сторону: в его картинах нет показа тяжести народной жизни изображенная им Русь – радостная, где во всем чувствуется материальный достаток, царят звонкие краски и яркие узоры. На картинах Бориса Кустодиева перед зрителем предстают изумительные зимы с веселым катанием на санях, балаганами, каруселями, праздничными народными гуляниями, яркость и красочность, которая противопоставлена серости и скуке прозаической жизни. Занимался также живописью, графикой и скульптурой, снимался в кино. Пришли, предложили спеть концерт в Мариинском театре для какого-то, теперь уже не помню какого, «Дома» и вместо платы деньгами али мукой предложили шубу.
Портрет государя создан по той же авторской схеме, что и «Автопортрет»: задний план картины имеет не меньший смысл, чем передний, т. к. Тяжелая болезнь позвоночника, начавшаяся в 1911 году, все более давала о себе знать. Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям.