Описание Картины Таня Кукрыниксы

Описание картины «Таня (Подвиг Зои Космодемьянской)»

В. Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905 г», «Чкалов на острове Удд» и др. Около него чемодан, приготовленный загодя, когда еще можо было думать о бегстве. Никто (кроме него самого) никогда не видел, как он создает свои картины, хотя иногда попытки проникнуть в тайну его творчества предпринимались и досужие фоторепортеры пытались изобразить этот колдовской процесс.

Форма рождается из памяти. Они служили Родине и прошли всю войну с солдатами в виде плакатов и листовок. «Героический» период российской детской книги закончился в середине 1930-х гг. Кукрыниксы обрисовали каждое действующее лицо, так или иначе помраченное животным страхом.

«Книжка о зиме — и черная. В поэме А. Барто «Первое мая» (1930), как и во многих других книгах тех лет, кульминацией сюжета становится парад на Красной площади. Но не это было главным. Но развить, воспитать. Если у Порет толпа, «революционная масса» не расчленяется на отдельные фигуры, превращается в неуправляемый поток магмы, заливающий улицы, то Л. Попова, А. Петрова, Г. Туганов в иллюстрациях к «Октябрьским песенкам» (1927) берут на себя кропотливый труд, подробно прорисовывая фигурку каждого участника восстания, каждого красноармейца, марширующего на параде.

Описание картины 
Аркадия Пластова 
«Таня»

Описание картины Аркадия Пластова «Таня»

Ходит ходуном, горит земля над головами злодеев. были объявлены вне закона и преданы анафеме. Цветовые и тональные градации плавно моделируют объемы их тел. Награждены орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени и медалями. Здесь свершилась казнь. Индивидуально работают как портретисты и пейзажисты.

Ими выполнены рисунки пастелью — «И. В. Ревет яростное пламя, пожирая древние стены. Может быть, потому, что черное и белое. С 20-х гг.

Художники Кукрыниксы: 
состав и биография 
коллектива, картины

Художники Кукрыниксы: состав и биография коллектива, картины

Куприянов из Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска. Никто не встал, даже не обернулся, когда Гитлер появился в дверях. Аналогичные приемы использует художник Д. Горлов при оформлении альбома «Зоопарк М. О. К. Х» (1931), однако он берется за обобщение фигур столь решительно, что желаемый результат не достигается. Перед зрителем на фоне бронепоезда – окруженная усиленной охраной, согбенная фигура Гитлера в длинном черном плаще из-под которого робко высовывается левая рука для рукопожатий, правая после покушения не действует».

Маршак считает, что напряжение, в котором мы живем, приносит свою пользу. Для украинского искусства книги 1920-х гг. Этапными работами для Кукрыниксов были гротескные злободневные карикатуры на темы внутренней и международной жизни (серии «Транспорт», 1933—1934, «Поджигатели войны», 1953—1957), агитационные, в том числе антифашистские, плакаты («Беспощадно разгромим и уничтожим врага. », 1941) иллюстрации к произведениям Николая Гоголя, Михаила Салтыкова-Щедрина (1939), Антона Чехова (1940—1946), Максима Горького («Жизнь Клима Самгина», «Фома Гордеев», «Мать», 1933, 1948—1949), Ильи Ильфа и Евгения Петрова («Золотой Телёнок»), Мигеля Сервантеса («Дон Кихот»).

Все это питало воображение художников, а мысль работала в определенном направлении. Однако наследие лучших мастеров «золотого века» обладает такой мощной энергетикой, таким неисчерпаемым потенциалом новаторских художественных идей, что многие поколения создателей детской книги неизбежно обращались и будут обращаться к нему в поисках «утраченной правды искусства». В этом отношении очень показательно творчество К. Кузнецова. Это он – Геринг».

О том, как создавалась 
картина Конец Кукрыниксов

О том, как создавалась картина Конец Кукрыниксов

Например, в нескольких изданиях, оформленных К. Вяловым, энтузиазм по поводу разнообразных технических новаций выразился в предельно жесткой и четкой, на первый взгляд лишенной эмоций стилистике иллюстраций. Девушка выглядит насуплено и немного напыщенно. Карикатура—искусство чистого представления. Ее достоинства становятся очевидными при сравнении с явно перенаселенными, сумбурно скомпонованными иллюстрациями А. Соборовой к «Городской улице» Л. Зилова (1929). он «. Николаева) к книге «Два Первомая» (1930) также используются оригинальные ракурсы, но подчас целостному восприятию зрительного ряда мешает излишняя детализация массовых сцен.

Иные воспевают красоту пейзажа и тем отрицают уродство. характерно было соперничество продолжателей традиций «Мира искусства» (главным образом учеников Г. Нарбута) и представителей радикального авангарда (объединившихся вокруг М. Бойчука). Вот некоторые названия работ Кукрыниксов, сделанных в 30-е годы: «Уборка урожая — грозный удар по врагу», «Уничтожим кулака как класс». Также они работали в проекте «Окна ТАСС», который в форме плаката освещал новости и поддерживал боевой дух нации. Другое дело—развить то, о чем пишет автор иди даже чего нет, но подразумевается в книге».

., и кресты, березовые кресты. Пустыри, Пожарища, Обугленные черные головешки. Работали, как обычно, коллективно и слаженно, без перерывов. Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко. », «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др. ).

  • Таня (Подвиг Зои Космодемьянской)
  • Образ Зои Космодемьянской в годы войны
  • Таня (Подвиг Зои Космодемьянской) — Кукрыниксы
  • Кукрыниксы «Таня», «Бегство фашистов из Новгорода»
  • О творчестве художников Кукрыниксы
  • Официальный туристический портал Ивановской области

Врагу не сгубить славу России. Пусть одобрение мира дает вам еще больше уверенности и силы», - писал художникам в год начала создания «Бегства фашистов из Новгорода» Рокуэлл Кент. Генерал на первом плане парализован страхом. По сигналу тревоги с противогазами выходим во двор на свои посты.

Отступая, фашисты спилили ее. Они обречены. Введение принципиально важного для авангардистской эстетики приема коллажа не только придает всему изданию фактурное разнообразие (в сочетании с рисунками и традиционно набранным текстом), но и прекрасно подчеркивает условный игровой характер персонажей. Вторым человеком, сыгравшим важнейшую роль в формировании Кукрыниксов, был Горький.

  1. Картина художников Кукрыниксы «Конец» и её творческая история
  2. Интегрированный урок МХК и литературы «Война глазами художника» в 8 классе
  3. Картина Таня (Подвиг Зои Космодемьянской) – Кукрыниксы
  4. Карикатуры художниковКукрыниксов
  5. ПлакатыВОВ в творчестве Кукрыниксов
  6. Художественный метод Кукрыниксов
  7. Значительные работы Кукрыниксов
  8. Выставки и наследие Кукрыниксов

», 1941). Увидев макет «Парка культуры. », Н. Купреянов пошутил: «Отлично, очень похоже, длинно и скучно». Например, А. Дейнека, как отмечает исследователь, «.

Графиков группы «13» занимали пластические задачи, во многом близкие установкам ОСТа. Сталин и В. М. В 1920-х гг. Живопись пастозна, материальна, красива.

не просто цвет— не окраска и не светотень, но две активные борющиеся между собой силы. Воет лютый пожар. Снега, снега. Идеолог объединения Милашевский часто иллюстрировал произведения современной социальной тематики особой популярностью пользовались его рисунки к книге дрессировщика В. Дурова «Мои звери» (1927) и «Кара-Бугаз» К. Паустовского (1932). художники имели право голоса, могли отстаивать свои взгляды.

Партийный функционер мог стать героем карикатуры лишь после того, как был разоблачен и объявлен «врагом народа». Картина «Конец» – свод жизненных наблюдений ее авторов, в котором отлились характерные черты их творчества, определился высокий уровень достигнутого ими мастерства. «Завод» А. Громова (1930) представлял собой простейший вид конструктора, развивающего комбинаторное мышление. Вероятно, под этими словами подписался бы и И. Малютин. Иллюстрации Лидии Поповой к стихотворению В. Маяковского «Конь-огонь» (1928) и особенно к «Загадкам» С. Федорченко (1928)—возможно, наиболее явное в практике московских художников использование стилистических открытий лебедевской школы, здесь налицо повышенный интерес к фактурным и конструктивным особенностям предметов современного быта, поэтизация орудий производства, осознанная скупость эмоций и художественных средств. Так, книга Т. Шишмаревой и Е. Шварца «Кино-загадки» (1930) раскрывает некоторые секреты кинопроизводства, речь идет прежде всего о технологии съемки самых эффектных трюков. Рисовали для газет «Правда», «Окна ТАСС», плакаты, листовки.

  1. Творческий путь Михаила Куприянова
  2. Творческая биография Николая Соколова

Однако, в начале 1930-х гг. Куприянов из Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска. Вероятно, в этом цикле график использовал зарисовки, сделанные с натуры. Смелость начинаний.

Таня (Подвиг Зои 
Космодемьянской)

При малейшей возможности мы работали. Именно он поощрял их интерес к политике и помогал понять линию партии. Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом и абсолютно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев»2). Позы, жесты, мимика, кисти рук характеризуют состояние персонажей.

Если для Купреянова крайне важны были конкретные наблюдения за обитателями зверинца, то его младший товарищ стремился дать ребенку самые общие представления об облике своих героев. «А что вы можете нарисовать. » – спросил Жаров. Кампания по «борьбе с формализмом», развязанная безграмотными функционерами, сломала жизни многих лучших художников и писателей, заставила их уйти из профессии (а иногда и из жизни) или приспосабливаться к унылым канонам социалистического реализма. Вдохновенно и настойчиво трудятся вдумчивые художники над большими живописными полотнами, карикатурой, плакатом, книжной иллюстрацией и даже над скульптурным портретом, добиваясь в каждом виде искусства высоких результатов.

Эта тенденция прослеживается и в очень многих детских изданиях 1930-х гг. Художники 1920-1930-х гг. Надо полагать, что эта внезапность появления военных преступников одного за другим на пороге зала суда отложилась в сознании художников и подсказала найденное в «Конце» внезапное появление Гитлера. Заимствование отдельных мотивов Р. Дюфи можно найти и в других работах Алфеевского и Лебедевой, в частности— в книжке-картинке «На якоре» (1931).

Надвигается заслуженное возмездие – полное торжество победителей, освобождающих мир от фашизма. Следует отметить, что рисунки известных карикатуристов не только смешны изобретательны, полны забавных подробностей, но и изысканны по колориту (иллюстрации печатались в 8 красок. ). Звонкие голоса юного Советского государства. Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др. ).

И как на негативе идут по нему мягко вылепленные кистью светлые силуэты. Простейший способ искусственного взросления юных героев предложен В. Добровольским в иллюстрациях к «Ребячьему городу» Н. Агнивцева (1929): улыбающиеся детские физиономии словно вклеены в чужие, взрослые фотографии два румяных мальчугана в шинелях и буденовках принимают парад Красной армии вместо реальных военачальников. Жутко, страшно было повторять этот путь.

Необычайная актуальность тематики идейная направленность и доходчивость содержания, оригинальность и лаконизм художественного языка – эти ясно видимые каждому достоинства произведений Кукрыниксов делают их понятными самому широкому кругу советских зрителей и читателей. Но. А вот заднему плану картины уделено минимальное внимание. Среди иллюстрированных ими произведений: "12 стульев" (тушь, 1933 и 1967) и "Золотой телёнок" (тушь, цветная акварель, 1971) Ильфа и Петрова, "Господа Головлёвы" и др.

чувство юмора необходимо. Здесь предпочтительнее ошибаться. Что же отличает Кукрыниксов как художников-карикатуристов. Индивидуально работают как портретисты и пейзажисты. С некоторыми работами «Общества станковистов» перекликаются иллюстративные циклы Б. Земенкова. Конец бесславный, позорный и жалкий. Но в то же время мы стремились, чтобы характерность каждого «портрета» была выражена предельно, будь то жестокость, хитрость, тупость игра в безразличие, развенчанность при сохранившейся привычке принимать позы «вождя» чтобы, глядя на рисунки, зритель поверил в правдивость изображения даже таких деталей, как руки, как одежда.

Характеристика маньяка подчеркнуто экспрессивна и окрашена острым комизмом. Организованная в музее небольшая группа ребят.

Ими выполнены рисунки пастелью — «И. Кукрыниксы известны также и как художники и мастера станкового рисунка. Без него жизнь теряет половину своего обаяния». Например, в рисунках Л. Гамбургера к «Пятилетке» Б. Евгеньева (1930) узнаются некоторые графические приемы А. Дейнеки, в оформлении другой производственной книжки, «Тракторобуд» Н. Забилы (1933), свободный эскизный рисунок в духе Н. Шифрина сочетается с конструктивистским монтажом фотографий.

с детскими издательствами. «. В 1926 г. Ротов вместе со своим другом К. Елисеевым оформил книгу «Твои наркомы у тебя дома», где шаржи на ведущих российских политиков сопровождались эпиграммами Н. Агнивцева, в предельно доступной форме разъясняющими детям сферу деятельности того или иного представителя исполнительной власти. Затем так же внезапно «на пороге двери показалось нечто еще более страшное. В. Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905 г», «Чкалов на острове Удд» и др. Нескончаемыми казались извилистые завьюженные тропы.

Например, на обложке книги Б. Жукова «Как вооружены капиталисты» (1931), помимо изображений военных кораблей и самолетов, помещены фигуры офицеров в противогазах— незамысловатая метафора обезличенности, бесчеловечности вражеских армий. В последние годы жизни мастер (он трагически погиб в 1933 г. ) преподавал, постоянно ездил в творческие командировки. Суд истории близок. В руках бандитов – чадящие факелы. Именно этот слой людей в его творчестве занимал главенствующее положение.

Общее количество детских книг, оформленных художниками «Общества станковистов» и «13», сравнительно невелико. Равнина. Уникален рабочий метод Кукрыниксов: мастера добиваются единого, «кукрыниксовского» почерка, объединяя личные дарования в коллективном творческом процессе. — изумился Жаров, — что можете. ». Московские художники С. Боим и Б. Суханов в иллюстрациях к книге К. Пискунова «Комсомольское племя» отчасти используют те же приемы, однако их работа кажется более вялой и прямолинейной, ей недостает динамики.

Новые материалы углубляли собственные наблюдения, рождались первые наброски, черновые эскизы картины. Они иллюстрировали молодых писателей и даже выработали такой жанр, как изобразительная критика. Таковы Гойя, Домье, Хогарт, Федотов, Перов. Подобные претензии высказывались и раньше, но в культурной ситуации 1920-х гг.

Все развороты книги просторны, четко организованы, ясны по смыслу. С 1924 года они начинают заниматься иллюстрациями к литературным произведениям. Упал стул.

Около каждого – заметенная вьюгой каска. Пастернак пишет о буйстве и удали павиана, а Купреянов изображает его спящим. Уже много лет мы являемся свидетелями необычайного явления в искусстве.

Лицо серое изможденное. Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905 г», «Чкалов на острове Удд» и др. Пожалуй, в стилистическом плане эти работы не слишком заметно отличаются от столь любимых читателями всех возрастов бесчисленных ротовских карикатур для «Правды» или «Крокодила».

А остовцы широко и свободно перенесли в издания для маленьких гротескную остроту своих журнальных иллюстраций и сатирических рисунков, лаконизм плакатов, живую беглость натурных зарисовок. ». Вот таким образом неудивительно, что многие известные карикатуристы плодотворно сотрудничали в 1920-1930-х гг. В данной главе представлены главным образом публикации киевского издательства «Культура» начала 1930-х гг. Юный герой «Октябренка-постреленка» (1925) попадает в компанию персонажей народных сказок, невероятные приключения ожидают и детей из книги «В защиту трубочиста» (1926), без должного почтения относившихся к представителю почтенной пролетарской профессии. получил широкое распространение жанр «книжки-игрушки».

Ее мрачный колорит богат. Внимание художника привлекают и типажи посетителей зверинца. чем сбиться с ритма». Молодой питомец Гитлера опустошил бутылку и погрузился в спасительный сон. Рисковое, порою безудержное желание творить. Вспомним, что у первого издания «Мойдодыра» К. Чуковского был подзаголовок «Кинематограф для детей». Особая напряженность возникала на скамьях подсудимых, когда слово брал Руденко.

Во всяком случае, эта работа не выдерживает сравнения с одухотворенными, полными высокой поэзии литографиями Л. Гальперина к «Самолету» Ю. Владимирова (1931), где при всей условности графического стиля и геометризации форм панорама города представляет собой волнующее изысканное, эмоционально насыщенное зрелище, а не сухую схему архитектурной застройки. Видное место в детских изданиях 1930-х гг. Автор статьи: Дмитрий Фомин. Главным на полотне Аркадия Пластова является лицо, прописаны все его черты.

С 20-х гг. Митчель (1930) смотрится в новом контексте уже несколько старомодно, кажется неизбежной данью технократическим утопиям 1920-х гг. Страсть к изобретению остроумных деталей была характерна и для А. Каневского. На пороге стояла пожилая женщина.

Значительной политической силой обладает и послевоенная сатира Кукрыниксов, бичующая поджигателей войны, врагов мира и социализма ("Поджидатели войны", тушь, 1953-57). Свежесть. Коллеги называли его «Моцартом карикатуры».

Если из ленинградских сатириков на этом поприще серьезных успехов добился, пожалуй, только Н. Радлов, оформивший произведения М. Зощенко, Д. Хармса, К. Чуковского, первое издание «Волшебника изумрудного города» А. Волкова (1939), то московская редакция еженедельника «Крокодил» подарила детской книге целую плеяду замечательных графиков. И, между прочим, довольно трудно выдумать что-нибудь смешное из головы. Самыми заметными были: серия сатирических портретов «Лицо врага», объединявшая выразительные возможности плаката и станковой живописи, триптих «Старые хозяева» иллюстрации к собранию сочинений Гоголя и произведениям Горького, Салтыкова-Щедрина, Ильфа и Петрова, а также многочисленные плакаты военных лет. Пришвартовавшиеся к причалу суда воспринимаются ими как забавные типажи и изображаются в жанре добродушного дружеского шаржа.

Художники яростно спорили и неустанно искали пути для отражения наступившей нови. Среди опустошения и смерти, глушащей все живое, мы как бы слышим слова: «Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет» – такова историческая правда, звучащая в этом полотне, так найдены масштабные соотношения, композиционный строй этого огромного холста, такова сила веры в победу, заложенная в это произведение. Хоть в уборную, но пройтись туда фюрером. Неистощимые в художественной выдумке и изобретательности, Кукрыниксы умеют несколькими смелыми и точными линиями воссоздать перед нами облик того или иного политического дегенерата (Столыпин, Керенский, Врангель), показать типическое в образах бюрократа, очковтирателя, хапуги. Увы именно такая участь постигла большинство наркомов, с такой симпатией и тактом изображенных Ротовым и Елисеевым в книге 1926 г. В 1930-х гг.

сочетание страшного и выдуманного было в этой фигуре, оказавшейся Гессом». Решили на месте событий сделать эскизы к картине «Таня». за оформление детских книг. Даже в карикатурах он не был столь страшен и жалок. И не только потому, что юность всегда кажется золотой сказкой.

Молодого художника поддерживал великий пролетарский писатель. Еще один яркий пример отклика детской книги на злободневные события международной жизни— сказка в стихах С. Маршака «Акула, гиена и волк» (1938), графически интерпретированная Кукрыниксами. Детские издания тех лет оперативно откликались на события кинематографической жизни.

Кукрыниксы известны также и как художники и мастера станкового рисунка. «С увлечением отдается художник. Именно эти элементы должны быть обязательно в рисунках для детей. произведения Салтыкова-Щедрина (тушь, 1939), «Дама с собачкой» и др. Поведение подсудимых было не слишком разнообразно, если не считать нетерпеливой подвижности Геринга, показного равнодушия Гесса, углубленного в чтение книги. Однако не психологические портреты сами по себе интересуют художников.

Особое место в творчестве Кукрыниксов занимает картина «Конец» (1947—48 Кукрыниксы удостоены за нее Сталинской премии в 1949). Узкая тропинка привела нас в маленький дом. Уже в оформительской практике начала 1930-х гг. Смята, сдернута скатерть.

К их числу можно отнести «Три песенки» О. Колычева (1933) с иллюстрациями А. Гончарова. Они писали жанровые картины, портреты, полотна на исторические темы, закладывая основы нового направления в искусстве – социалистического реализма. Я слышу этот Древний благовест, слышу клики народа, голос Невского. Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др. ). Развороты построены на сопоставлении крупных и общих планов тех кадров, которые так поразили детское воображение и рисунков, показывающих, как все было на самом деле.

Жители выходили нам навстречу из землянок. Этот прием весьма наивен, но именно таков был посыл книги, призывавшей ребят воспроизводить малопонятные им ритуалы старшего поколения, строить свою жизнь по проверенным схемам. По-своему трактовал анималистические сюжеты Ю. Пименов.

За политические карикатуры и плакаты Кукрыниксов удостоены Государственной премии СССР (1942) и Ленинской премии (1965). Лидеры объединения советовали своим единомышленникам рисовать «. Снова набросок, опять не то. В 1930 г. график впервые получил предложение оформить детскую книгу и с тех пор несколько десятилетий увлеченно работал в этой области. При этом каждый художник творит и самостоятельно.

Новгород. И никакие фразы, никакая ложь не оправдают чудовищных злодеяний фашизма. Куприянов, Крылов и Соколов с увлечением рассказывают, как они входили в роль действующих лиц, как одевались в мундиры и сообща искали выразительные позы и жесты.

В. Сталин и В. М. Молотов», «И. Хотя эти книги адресованы самым маленьким читателям, неискушенным в вопросах политической истории, в них нет «лобовых» решений, плакатной прямолинейности, художница использует достаточно острые и изощренные композиционные приемы, оригинальные колористические решения. Широко известен цикл рисунков и акварелей, созданный им во время посещения рыбных промыслов Каспийского моря.

Во всяком случае их иллюстрации лишь весьма отдаленно напоминают бесхитростный детский рисунок, зато в них можно найти немало цитат из «взрослого» искусства. В это время Соколов, ещё живя в Рыбинске, ставил на своих рисунках подпись Никс. Мечутся, трусливо пригибаясь, фашистские тати по чужой земле.

В подобной стилистике часто работал и Б. Крюков. В Московский ВХУТЕМАС художники съехались из разных концов Советского Союза. Воспрянет краса собора.

Студентов объединила не только любовь к искусству, но и общее мировоззрение. Удачную попытку пластически передать самоощущение ребенка в современном мире предпринимает и А. Дейнека в рисунках к «Кутерьме» Н. Асеева. помогала ему в его экспериментах, заряжаясь энтузиазмом печатника». изживает себя. ", 1941). Определенное воздействие беглой, эскизной манеры «13» угадывается, например, в рисунках к «Повести о Рыжем Мотеле. » И. Уткина, созданных в разные годы Л. Зусманом (1931) и М. Горшманом (1933). Десятки вариантов, сделанных по памяти, не заменят одного, сделанного с натуры».

Он вспоминает, что важную роль в деятельности «Культуры» играл художественный редактор А. Бутник-Сиверский, служивший по совместительству заведующим кабинетом детского творчества в Академии наук УССР. Но почему же так убедительны эти заиндевевшие силуэты на черном снегу. Пустые, зияющие глазницы окон. К сожалению, партия и правительство придерживались иного мнения. Совместное творчество Кукрыниксов началось ещё в студенческие годы в Высших художественно-технических мастерских. Ротов часто изображает ситуации, не упомянутые в тексте, но делает это предельно тактично, не в ущерб общей концепции сказок.

В картине «Конец» Кукрыниксы показали конец фашизма как воплощение мечты многомиллионных народных масс, героически боровшихся против империалистических захватчиков. Это было очень нужно для работы, но все же не давало для картин необходимых живых, образных впечатлений. Например, рисунки к книге «Андре Марти» (1930) убедительно доказывают, что мастер мог быть не только едким сатириком, но и проникновенным романтиком. Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом и абсолютно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты». произведения Чехова (1940-46 Государственная премия СССР, 1947), «Жизнь Клима Самгина» (1933), «Фома Гордеев» (1948-49 Государственная премия СССР, 1950) и «Мать» (1950 Государственная премия СССР, 1951) М. Горького, «Дон Кихот» Сервантеса (1949-52) — все чёрная акварель. Красноречивые детали соподчинены друг другу и главной теме.

Где-то вверху, куда обращен безумный взгляд Гитлера (важный мимический и сюжетный штрих. ), громыхает советская артиллерия. Оформитель подчеркивает природную грацию, темперамент, трудолюбие этих персонажей. Ими выполнены рисунки пастелью – «И. Немало пустозвонов и смутьянов сокрушали «старое», опрокидывали каноны, не предлагая, по существу, ничего взамен. В это время Соколов, ещё живя в Рыбинске, ставил на своих рисунках подпись Никс.

В 2 «Крокодила» за 1960 год, посвященном памяти А. П. Чехова, запоминается остроумная карикатура «Злоумышленник в международном масштабе» : западногерманский канцлер Аденауэр старательно отвинчивает гайки с рельсов, у которых стоит указатель «К мирному сосуществованию». Молотов», «И. В. Иногда срочную работу заканчиваем в бомбоубежище.

В декабре 1943 года Министерство обороны командировало нас во фронтовые бронетанковые части. Явная или скрытая, сатира должна была присутствовать в произведении, в котором подводились итоги последним дням Гитлера и гитлеризма. И сегодня многие их шаржи не утратили актуальности.

В 1958 – 1959 годах были опубликованы карикатуры «Берлинский вопрос», «Воинствующий попугай» и другие. Надписи были сделаны на немецком языке. Уже самостоятельно Т. Лебедева (Маврина) оформила «Сказку о тенях» В. Шкловского (1931). Эта тенденция заметна в творчестве Лебедева и его соратников, но более отчетливо и последовательно она проявилась в деятельности московских графиков, прежде всего—членов «Общества станковистов» (ОСТ) и группы «13», а также карикатуристов, активно взявшихся в 1930-е гг. Вскоре Кукрыниксы стали самыми известными и востребованными карикатуристами в СССР — их работы печатались в самых «главных» советских газетах, даже в «Правде».

Все в этой картине находится в состоянии неустойчивости. Их объединяла не столько стилистическая (манера каждого мастера глубоко индивидуальна), сколько мировоззренческая общность, установка на воспроизведение новой действительности новыми (хотя и не радикально авангардистскими) художественными средствами. Немало смутного и наносного сопровождало эту зарю рождения новой красоты. Безнадежность и страх животный, тупой охватил этих недавних вершителей судеб. Это было суровое, порою голодное время. Кукрыниксы запомнили, как «фюрер, задыхаясь в бесконечных речах, рвется к власти, как, захватив ее, неистово торжествует, лихорадочно строит планы разгрома мира. Награждены орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени и медалями.

Удачно найти сюжет – половина дела для мастера жанровой или исторической картины. Скрипнула дверь. Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др. ). Скрип снега под босыми ногами Зои. Среди иллюстрированных ими произведений: «12 стульев» (тушь, 1933 и 1967) и «Золотой телёнок» (тушь, цветная акварель, 1971) Ильфа и Петрова, «Господа Головлёвы» и др. Значимым моментом в творчестве стал военный плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага. ».

На Украине в оформлении детской книги наблюдались тенденции, схожие с российскими. Они обращаются к историческим сюжетам (серия «Старые хозяева», 1936-37, Третьяковская галерея), обличают фашизм, значительное место отводя и теме героизма советских людей во время Великой Отечественной войны («Таня», 1942-47, Третьяковская галерея). Его «Окна сатиры Роста» стали настоящим университетом для карикатуристов. И восстанет из пепла Новгород.

В 1972 П. Н. Крылову, а в 1973 Н. А. Соколову присвоено звание Героя Социалистического Труда. Отстукивают секунды нервные пальцы эсэсовского убийцы. Ими выполнены рисунки пастелью— «И. В. Сталин и В. М. Молотов», «И. В. Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905г», «Чкалов на острове Удд» и других.

Все идет прахом. Они— авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947—1948), «Старые хозяева» (1936—1937). Безусловно, этот язык более понятен и нагляден, но он лишает революционную тему сказочно-мистической составляющей, события утрачивают планетарные масштабы и включаются в будничный, почти бытовой контекст. Вольштейн изображает картины из жизни индейцев весьма лаконично и немногословно, безжалостно отсекает все детали, но при этом явно ориентируется на каноны архаического искусства (что заметно прежде в патетических позах фронтально развернутых к зрителю персонажей). Известны их картины, эскизы театральных декораций, шаржи. Буревые зори двадцатых годов. Поразительно, что черным здесь изображен как раз снег.

И многие другие. Конечно, неизбежная в искусстве тех лет тема торжества «нового быта» занимала мастеров ОСТа не меньше, чем анималистические эксперименты. Работы соавторов вызывали неоднозначные оценки коллег и критиков. Дрожащий свет фонарей. Он не только помогал им найти работу, но и наставлял на правильный идеологический путь.

Значительной политической силой обладает и послевоенная сатира Кукрыниксов, бичующая поджигателей войны, врагов мира и социализма («Поджидатели войны», тушь, 1953-57). Но этот сознательный эклектизм не мешает восприятию книги, усиливает ее комический эффект. По-своему интересна книга Н. Агнивцева «Винтик-шпунтик» (1925) с иллюстрациями В. Твардовского. Маршак читает только что написанные строчки: «Посмотри—у русских каша, будем кашу есть.

В картине воспроизведено бомбоубежище Гитлера в Берлине. Их творчество полностью отвечало духу времени и злобе дня. Они — авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947—1948), «Старые хозяева» (1936—1937). Творчество Кукрыниксов поражает своим многообразием.

В тексте говорится всего лишь о девочке, любившей плакать по любому поводу. Начинали совместную работу Кукрыниксы как карикатуристы в знаменитой стенгазете «Арапотдел», которая остро высмеивала космополитов и формалистов, проводя в жизнь линию партии. Тупик. Вероятно, эта игра увлекала читателей не меньше, чем сюжет сказки.

Яркость. «Ведь стрела, —говорит он, —только тогда попадает в цель, когда тетива натянута туго». Она разительно отличается от большинства изданий сходной тематики, например, от «Реки» Е. Сафоновой (1930) или «Волги» Н. Свиненко (1930) с их широкими и масштабными панорамами, четкими изображениями кораблей, мостов, подъемных кранов импрессионистически трактованными пейзажами.

Карикатура на фюрера была нарисована и на танке «Беспощадный», который мы купили с С. Маршаком, С. Михалковым, Н. Тихоновым и В. Гусевым. Чтоб в работе рисовальщика, как и в работе акробата, чувствовался темп. В новых условиях диалог с властью был совершенно невозможен.

Святыня Руси, собор, семь столетий назад осенивший стяги Александра Невского на ратный подвиг и встретивший могучим звоном колоколов великую победу. Были ошибки, глупости, промахи. В издательской практике начала 1930-х гг. Живопись отошла на второй план и мы не знали, когда сможем к ней вернуться. Особенности его подхода к интерпретации детской литературы отчетливо видны уже в одном из первых иллюстративных циклов— в рисунках к «Девочке – ревушке» А. и П. Барто (1934).

К последним можно отнести «Музей битых», «План окружения и взятия Москвы», «Долг платежом красен», а также живописные полотна «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец». занимала политическая тематика, в особенности— разоблачение пороков империализма. Например, в работах А. Брея встречаются убедительные, трогательные и в то же время лишенные манерности образы детей («Книжка эта про четыре цвета» Н. Саксонской, 1934). Но гораздо более выразительны и изобретательны его рисунки к сказке «Носорог» (поэтическому переложению киплинговского сюжета).

Мы рисуем карикатуры для «Правды», во фронтовые газеты, маленького размера—для упаковок концентратов и пачках с махоркой. выразилась прежде всего в обилии изданий историко-революционного плана и книг, прославляющих достоинства социализма. А на холсте началось все сначала. Он был из числа тех художников, которые искренне и взволнованно погрузились в жизнь».

Пока один спит, второй дорисовывает, третий готовит обед и так по кругу. Выступая с 1925 в газетах и журналах («Правда», «Крокодил» и др. ), Кукрыниксы выработали в тесном сотрудничестве с журналистами новый тип карикатуры, отмеченный острой злободневностью, уничтожающе-язвительным решением темы, шаржированной характерностью типов (серии: «Транспорт», тушь, 1933-34 «О дряни», тушь, гуашь и др., 1959-60). В детской книге периодически работали такие художники этого круга, как В. Милашевский, Т. Лебедева (Маврина), Д. Даран. Кроме того, был очень популярен цикл плакатов «Окна ТАСС». Кукрыниксы известны также и как художники и мастера станкового рисунка. Михаил Куприянов и Порфирий Крылов познакомились в 1922 году, работая над выпусками стенгазеты ВХУТЕМАСа «Арапотдел». «Уже к концу 20-х годов характер и направление развития книжной графики заметно меняется. В 1930 г. художники задумали книгу, в которой типажи представителей власти дореволюционной России — царя, фабриканта, помещика, городового, жандарма и т. д. — были бы представлены в виде смешных и нелепых «старых кукол».

Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др. ). Вот таким образом зрители могут созерцать действительность такой, какой она была на самом деле. Отрицать и утверждать.

В изданиях, посвященных временам года и путешествиям («Картинки зимние» В. Гвайты, 1927 «Весна» Л. Поповой, 1929 «Зима кругом» Л. Вольштейна, 1931 «Белый стадион» Б. Иноземцева, 1930 «Путешествие в Крым» Е. Сафоновой, 1929 и др. ), герои, как правило, также ведут себя естественно, они заняты играми, спортом, созерцанием природы, а не решением производственных проблем. Поэт тоже обратил внимание на интересный коллектив и предложил им оформить постановку «Клопа», позже они создадут серию эскизов по этому произведению. Правда, не каждому дано быть бойцом.

Отточенное острие художественной сатиры. Вмиг перед глазами предстала глухая декабрьская ночь. Через коридор между протянутыми веревками он не проходил, а величественно шествовал. Художники Кукрыниксы смогли создать уникальный метод работы над произведением.

Между тем, несмотря на все поверхностные увлечения, художник сохранял глубокую внутреннюю связь с традициями народного искусства в нем жили воспоминания о детстве, проведенном на Волге, среди сплавщиков леса. Но особенно органичным было обращение художника к фольклорным образам, о чем свидетельствуют литографии к сборнику народных песенок «Держись, не отставай» (1929). Сам художник признавался впоследствии, что, в отличие от Купреянова, в начале 1930-х гг. На страницах «Правды», «Крокодила» и других советских изданий неизменно появлялись острые карикатуры Кукрыниксов, пригвождающие к позорному столбу трубадуров холодной войны и их пособников. Оформление детских изданий график считал прекрасной «школой трезвости и ясности», помогающей избавиться от излишней манерности и усложненности пластического языка.

Они обращаются к историческим сюжетам (серия "Старые хозяева", 1936-37, Третьяковская галерея), обличают фашизм, значительное место отводя и теме героизма советских людей во время Великой Отечественной войны ("Таня", 1942-47, Третьяковская галерея). Они – авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947 – 1948), «Старые хозяева» (1936 – 1937). В Московский ВХУТЕМАС художники съехались из разных концов Советского Союза. Он обращался к производственной теме («Гончары» (1930) изображал сцены из жизни современных подростков («Колькина биография» Д. Чепурного (1930).

За ним маячит чуть видно голова Геббельса. В 60-х годах они создают большое количество иллюстраций к русской классике. На военной машине мы проехаги 3400 километров по изувеченной, вытоптанной врагами земле. Правда, в них трудно выделить единый стилистический вектор: впечатлительный график легко попадал под влияние то «мирискусников», то лебедевской школы, то сатириков «Крокодила», то средневековых японских граверов один из рецензентов даже упрекал его в отсутствии «ярко выраженного индивидуального лица». Он при последнем издыхании. Нельзя научить человека быть остроумным, веселым.

Его рисунки к повести Г. Айзмана «Хаусорн. Все остальные стилистические направления в середине 1930-х гг. Месяц, нескончаемый долгий месяц висел оледеневший труп героини. Действительно, в альбоме «Домашние животные» (1931) можно найти и достаточно схематичные композиционные решения и свидетельства увлечения «едкой и вычурной остротой» экспрессионистской графики.

Не были забыты и так называемые язвы советского общества. И посреди всего этого адова хаоса – София. Одна из его бесспорных удач в книжной графике — оформление «Необычайной истории об изобретении воздушного шара. » Г. Владычиной (1927).

Не может быть ни таланта, ни вдохновения без кропотливого труда. Лаконичная, немногословная манера изображения животных заставляет вспомнить иллюстрации Н. Тырсы к «Снежной книге» В. Бианки (1926).

КуКрыНикСы были рады помочь своей стране и сразу принялись за работу. Они разоблачали литературные пороки: скуку, заумь, формализм. Например, обращение к жизни далеких экзотических стран объединяет литографии москвича Л. Вольштейна («Наблюдательность» К. Ушинского, 1930) и ленинградцев Е. Сафоновой («Ленин в Индии», 1931) и Ю. Петрова («Мистер Смит» Ю. Варшавского, 1931). Петрищево.

«Мы принялись за работу с отвагой первооткрывателей, — пишет начинающий художник об оформлении фантастического рассказа М. Гершензона «Товарищ Метр» (1930). — Нам тогда нравился французский художник Дюфи с его красочной жизнерадостностью, с него и начали. «Все трое. «Воображение в искусстве не распыляет мысль художника, а делает ее плотнее, умнее и глубже, так как воображение свободно в усвоении нужного и в отсечении лишнего».

Записки американского пионера» (1932) убедительно доказывают, что так называемый «стиль 13-ти» был не настолько камерным, как это может показаться на первый взгляд, ему было подвластно эмоциональное и убедительное изображение массовых сцен, панорам большого города. Хотя на других полотнах краски более яркие. Едва ли имеет смысл перечислять длинные и нудные названия партийных постановлений, комсомольских совещаний, разгромных статей в центральной прессе, угробивших лучшие традиции отечественной детской книги. Активное, волевое, конструктивное искусство.

- Машина шла на запад. А главное – бескомпромиссность и честность всех начинаний. Даже бегающие оловянные глазки – все до мелочей знакомо нам. конструктивистский культ техники уже постепенно изживает себя, акцент чаще всего делается теперь не на технологической составляющей, а на «человеческом факторе» производства. Если, например, в книге Л. Фейнберга «Картинки чудесные про вещи всем известные» или в рисунках А. Заковряшина к «Паровозу» Е. Стюарт (1937) доминируют клишированные, плакатные образы рабочих в фартуках с гигантскими молотами, то литографированная книжка-картинка М. Штерна «Уголки» (1930) построена на выразительных образах детей, осваивающих первые навыки слесарного дела, эта работа заставляет вспомнить ранние иллюстративные циклы А. Пахомова. Мы постучали в одну из изб. «Этот человек по-настоящему был увлечен своим делом и умел зажечь всех, кто с ним работал, — пишет Рачев. Например, в ряде оформительских работ А. Порет («Как победила революция», 1930 «Тринадцать октябрей», 1930 «Гражданская война», 1930) события недавнего прошлого подвергаются талантливой мифологизации.

Кухонька. Трогательно-домашние, как бы прирученные фантазией ребенка образы кораблей появляются и в альбоме «Парк культуры и отдыха» (1930). Не снежная, с оттеняющими белизну черными силуэтами. Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др. ). В 1972 П. Н. Крылову, а в 1973 Н. А. Соколову присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Юный герой предается естественным для его возраста и весьма похвальным занятиям: мастерит модель самолета, сажает деревья, принимает душ (что считалось в те годы важным завоеванием социализма). В 1958— 1959 годах были опубликованы карикатуры «Берлинский вопрос», «Воинствующий попугай» и другие. Порыв народа первой Страны Советов в стремлении к миру, стройке. На этом фоне работы членов «Общества станковистов» резко выделяются простотой и естественностью языка, раскованной легкостью графического почерка. На этот раз график проявляет интерес к подробностям и все же он создает не пособие по зоологии, а полнокровные поэтические образы. В 1930 г. в ОСТ вступили В. Алфеевский и Т. Лебедева (Маврина). Биография коллектива связана с созданием уникального явления в изобразительном искусстве, оно получило название «положительная сатира».

рисунки такого рода очень часто появлялись во взрослой периодике, но отнюдь не в изданиях для детей — юмористический (пусть и вполне дружелюбный, благонамеренный) акцент в изображении «вождей» считался недопустимым с педагогической точки зрения. Они подписывали свои работы сокращением Кукры и Крыкуп. «Конец» является наиболее сильной реалистической картиной Кукрыниксов создавая эту картину, художники использовали лучшие традиции русской реалистической школы живописи. Сходным образом, но несколько более монотонно П. Кондратьев оформляет «Парижскую коммуну» Я. Ипатьева (1931). В ней показан конец кровавой авантюры гитлеризма, разгромленного Советской Армией.

Как вспоминает Ю. Ганф, уже самые ранние выступления художника в печати поражали «. В пименовских экспрессивных рисунках к «Зоосаду у воды» С. Федорченко (1928) образы зверей решены несколько иначе, чем в «Домашних животных»: они более объемны, выпуклы, фактурны. Результаты этого погружения ощутимо сказались и в купреяновской книжной графике для детей. В этом — подлинная народность картины и ее грозное предупреждающее значение для новых «претендентов» на мировое господство. Но наибольшее признание принесла художникам работа в области политической сатиры.

Уже в Москве написали полную картину «Таня». Дейнека, Ю. Пименов, А. Гончаров, Н. Шифрин (некоторые их работы уже рассматривались в предыдущих главах), многие студенты и выпускники ВХУТЕМАСа. Плакаты, «Окна ТАСС», газетная и журнальная графика требовали от нас полной отдачи.

Мы прислали танкистам трафарет и они смогли восстановить рисунок. Низко стелются зловещие клубы дыма. Животные, наделенные человеческими характерами (например, падающие в обморок слабонервные герои «Тараканища» или пляшущие и музицирующие насекомые на свадьбе Мухи), выглядят здесь абсолютно органично, они живут в этом уютном сказочном мире на равных правах с уморительно-серьезным Айболитом, морским разбойником Бармалеем, любознательными и находчивыми детьми. Названия этих работ говорят сами за себя: ««Гад-бюрократ засорил советский аппарат, гони его вон, рабочий отряд. ». В одном из тяжелых боев немцы угодили в карикатуру и оторвали Гитлеру ноги. Художники понимали, что нужны народу и Красной армии и в срок исполняли все поручения. Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом и абсолютно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев»).

Конечно, не всегда ребенок изображался в книгах 1930-х именно таким образом. Но, как ни странно, эти лишенные всякой конкретики образы не теряют притягательности и обаяния. Однако стилистические поиски этих мастеров повлияли на деятельность очень многих иллюстраторов (причем не только московских), формально не входивших ни в какие группы, но заинтересованных в том, чтобы сделать книжную графику для детей более энергичной, раскованной, непосредственной, внести в нее лирические и иронические ноты, освоить новые, современные темы и художественные приемы. За политические карикатуры и плакаты Кукрыниксов удостоены Государственной премии СССР (1942) и Ленинской премии (1965).

И угрюмый трубочист и коварная Баба Яга явно теряются при общении с наглыми, самоуверенными подростками. В 1925 году поэт Александр Жаров известный, в том числе и стихотворением «Взвейтесь кострами», работал редактором молодежного журнала «Комсомолия». Листовки служили л пропуском для сдачи немецких солдат в плен. Возможно, в «Домашних животных» он следовал этому принципу чересчур прямолинейно, но, несмотря на сознательные самоограничения, ему удалось передать не только внешние черты, но и характеры упрямого осла, преданной человеку собаки, выносливого верблюда, задумчивого оленя.

В 2 «Крокодила» за 1960 год, посвященном памяти А. П. Чехова, запоминается остроумная карикатура «Злоумышленник в международном масштабе»: западногерманский канцлер Аденауэр старательно отвинчивает гайки с рельсов, у которых стоит указатель «К мирному сосуществованию». Кукрыниксы известны также и как художники и мастера станкового рисунка.

Первые дни 1944 года. Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др. ).

еще трудно узнать руку будущего прославленного иллюстратора русских народных сказок. Этот цикл очень своеобразен и по интонации и по технике исполнения (белая гуашь на черной бумаге), мастер смело ломает сложившиеся стереотипы. Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом и абсолютно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев»). Ощеренные крыши изб. Кругом были минные поля, мы ехали мимо городов, от которых почти ничего не осталось, мимо деревень, превращенныx в пепелища. Третьим направлением, в котором работали Кукрыниксы, была живопись.

Процесс взаимовлияния различных творческих концепций не ограничивался Москвой и Ленинградом, он измерялся, как любили говорить в те годы, «во всесоюзном масштабе». И в то же время в изданиях 1930-х гг. Огромные возможности сатирического таланта Кукрыниксов оценил М. Горький, который при встрече с ними (1931) посоветовал шире охватывать жизнь, черпать темы как внутри страны, так и за её пределами. В более сдержанной, но не менее выразительной манере оформлен «Зверинец» Б. Пастернака (1929). брошена телефонная трубка.

Художник изобразил молодую девушку, одетую в теплые одежды. Они — авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947—1948), «Старые хозяева» (1936—1937). В годы «большого террора» дружеские шаржи на членов правительства стремительно исчезли и из взрослых газет и журналов. Как и в России, смелые эксперименты художников вызывали неприятие и вражду педагогов.

Сотрудничество Кукрыниксов с С. Маршаком продолжилось в годы Великой Отечественной войны они вместе создавали «Окна сатиры ТАСС». Так, в «Зинкиных картинках» (1930) все герои и предметы вырезаны из старых газет причем используются не готовые рисунки и фотографии, а текстовая часть газеты. В. Сталин и В. М. Молотов», «И.

Художникам дозволялось иронизировать лишь над внешностью деятелей культуры и всевозможных врагов, прежде всего — лидеров капиталистических государств. Только тогда художник. Например, несколько схематизированные, диагонально построенные композиции к «Центру тяжести» А. Абрамова (1931) наглядно демонстрируют читателям сущность законов физики. С анималистическими работами Пименова в чем-то перекликаются иллюстрации Дейнеки к книге В. Владимирова «Про лошадей» (1928). «Теперь я понимаю, что для ребят, тем более для ребят младшего возраста, эти иллюстрации давали очень мало, запутывали сюжетную канву, — оценивал Ротов в 1935 г. свои работы начала 1920-х гг. — В рисунках не было, на мой взгляд, главного—искренности, теплоты, художественной простоты.

Собственно, вся книжка демонстрирует разнообразие возможных вариантов «печатания картошкой»: здесь есть и вполне нейтральные мотивы (ритмичное повторение одинаковых отпечатков становится изящным орнаментом) и неизбежная официозная символика (пятиконечные звезды, серпы и молоты, красные флаги, силуэты бодрых пионеров и красноармейцев) и приметы индустриализации — условные изображения паровозов и тракторов. Художники Кукрыниксы – это уникальное явление в мировой культуре. Затем появлялся Гитлер после разгрома его армий в районе Волги. Волшебные картинки» (1929) и «Синие загадки — красные разгадки» (1929), следовало вооружиться цветофильтрами и поочередно накладывать их на страницы.

В годы войны он становится настоящим оружием против врага. без поправок, без ретуши. Безвольно повисла рука спящего пьяного офицера. Работаем ночами, дня не хватает. Кукрыниксы прошли всю войну: их листовки сопровождали советских солдат всю военную дорогу до Берлина.

Ужас, охвативший всю компанию, находит в фюрере самое откровенное и комичное выражение. Они умели находить грани бытия, в которых наиболее зримо предстает уродство зла. Однако ни «пролеткульты», ни иные свергатели Рафаэля и Пушкина не одержали конечной победы. Таким способом он подчеркивает, что на улице холодно, наступила настоящая зима. На страницах «Правды», «Крокодила» и других советских изданий неизменно появлялись острые карикатуры Кукрыниксов, пригвождающие к позорному столбу трубадуров холодной войны и их пособников.

Эти слова многое объясняют в последующем творчестве мастера. Площадь. В сущности, громоздкий заводской антураж, производственная коллизия нужны здесь лишь для реализации нехитрой, но грозной социальной метафоры: из-за нерадивости одного несознательного «винтика» может остановиться работа всей гигантской государственной машины. В Нюрнберге на суде демонстрировались фильмы, в которых действовал Гитлер и его подручные.

Здесь изверги измывались над Зоей. Из сугроба торчал остаток виселицы. Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др. ).

Большую роль в патриотическом воспитании советских людей сыграли карикатуры, плакаты и «Окна ТАСС», созданные Кукрыниксами в годы Великой Отечественной войны 1941-45, сочетающие в символически-обобщённых образах убийственный сарказм и героику («Беспощадно разгромим и уничтожим врага. И тут своего рода толчком послужила корреспонденция П. Лидова о подвиге Зои Космодемьянской, напечатанная в «Правде» 27 января 1942 года. В выпученных глазах старика отчаяние преступника перед неминуемой гибелью. В картине изображен хаос, кошмарный по чудовищности акт разрушения. Гораздо более условно, с почти детской непосредственностью животные изображены в альбоме Л. Поповой «Лакомки» (1930), выполненном под явным влиянием натюрмортов Д. Штеренберга.

Нет. Фашизм рушится на глазах – таково основное ощущение зрителя. Комизм положения фюрера, как, впрочем и всех остальных фашистов, заключается прежде всего в том, что все эти «сверхчеловеки» с их бредовыми планами господства над миром трусливо забрались в толстостенное убежище и умирают от страха, в то время как там, наверху идет последнее, решающее сражение.

В книге «Я печатник» (1932) газетные листы присутствуют уже в качестве фона. И вот таким образом вхутемасовцы получили заряд, которого каждому хватило почти на всю жизнь. С начала содружества Кукрыниксы также много работают над шаржем. произведения Салтыкова-Щедрина (тушь, 1939), "Дама с собачкой" и др. Особенности подхода графиков ОСТа к оформлению детских книг наглядно прослеживаются при сравнении с работами иллюстраторов других направлений, посвященными сходной тематике. В рисунках Усто-Мумина (А.

Им было гораздо важнее показать, насколько наивно выглядит это открытие сегодня. Эта же тенденция заметна в менее удачных рисунках (почти чертежах) Ф. Кондратова к «Плохому мастеру» (1930), где крохотные человеческие фигурки людей скромно ютятся на полях, а центральное место занимают показанные почти в натуральную величину нож, линейка и карандаш. Русская печь. С начала содружества Кукрыниксы также много работают над шаржем. Конечно, подобные прозаические разоблачения не могли отвратить детей от любимого искусства, да авторы и не ставили перед собой такой задачи.

Вместе с тем она так удачно оркестрована, что зритель сразу схватывает самое существенное. Их плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага. » появился на улицах страны уже в июне 1941 года. В предвоенные годы Кукрыниксы находят себя в новом жанре – политического плаката. Творчество Кукрыниксов поражает своим многообразием. Разумеется, трудоустройство состоялось.

Правда, первые обращения графика к детской литературе не отличались самостоятельностью, нетрудно заметить в них попытки подражания корифеям «Мира искусства». Под колесами была земля, побывавшая в плену. И когда задумаешься и представишь себе этих трех высокоодаренных живописцев, рисовальщиков, которые при всем умении создавать буквально все — от пленэрного пейзажа, реалистического портрета, сложнейшей станковой картины до превосходной книжной иллюстрации к творениям мировой и отечественной классики — прежде всего находили в себе энергию и время отдавать свой дар борьбе со злом и неправдой в карикатурах, плакатах, «Окнах ТАСС», то становится ясно, какую высочайшую этическую задачу ставили перед собою мастера. Творческие группы существовали и до них, но таких, в которых все креативные индивидуальности стерты во имя коллективного «Я» художника, не бывало. Множество впечатлений сгустились в один крайне выразительный образ. Вхутемасовцы. Главным было – дерзание. Дается даже проект стенгазеты, посвященной борьбе с вредителями (правда, судя по рисунку, речь идет не о троцкистах и бухаринцах, а всего лишь о грызунах).

И это в декабре, в самые морозы. Час возмездия близок, бои идут на улицах Берлина, бежать некуда. «А что вы можете нарисовать. »—спросил Жаров. Так, обложка Вялова к «Небоскребу» Л. -С. ее не надо искать в непосредственном зрительном опыте».

Наборный шрифт постоянно чередуется с рукописным. В остроумных беглых набросках Т. Лебедевой (Мавриной) к «Песне о стройке» А. Барто (1931), «Разрушению Кентаи» Б. Лапина и другим изданиям 1930-х гг. Так, чрезмерная политизация детской литературы в 1930-е гг.

Ей было всего 18 лет, а она боролась как настоящий герой. Нет, нет и еще раз нет. Но от этой немногословности действие нисколько не теряет эмоционального накала. произведения Чехова (1940-46 Государственная премия СССР, 1947), "Жизнь Клима Самгина" (1933), "Фома Гордеев" (1948-49 Государственная премия СССР, 1950) и "Мать" (1950 Государственная премия СССР, 1951) М. Горького, "Дон Кихот" Сервантеса (1949-52) – все чёрная акварель. Так появилась знаменитая группа Кукрыниксы.

потирает руки и притопывает ногами». Карикатуристы—художники абсолютно особого склада. Конечно, эта работа уступает лучшим иллюстративным циклам Гончарова (скажем, ксилографиям к «Пугачеву» С. Есенина, «Двенадцати» А. Блока или «Двум жизням Госсека» М. Гершензона), но на общем фоне детских книг аналогичной тематики она смотрится выигрышно. можно найти отдельные примеры буквального, почти натуралистического прочтения литературных образов, дотошного воспроизведения всех деталей интерьера, тщательного реалистического портретирования персонажей.