Описание Портрета Лермонтова
Описание картины Михаила Лермонтова «Автопортрет»
Глаза маленькие и быстрые. Подлинный портрет в имении Княгининского уезда Нижегородской губернии (ср. Кончаловский. На портрете нет ни подписи, ни даты. Меринского: «Л.
иллюстратор Л., еще в 1913-14 к отд. Они ускользали не только от кисти художников, но и от описаний мемуаристов. В кн. В последний год жизни он положил на музыку свою «Казачью колыбельную песню». и оригинальных работ. Собр. Поливанова среди 18 рисунков карандашом обращают на себя внимания работы «Лермонтов с юнкерами в палатке» и «Лермонтов с юнкерами на учении».
Других поражает живостью и веселостью. К композициям в известной мере примыкают и портреты Л., появляющиеся в илл. иск-во. В том же 1837 году, но уже на Кавказе, в ссылке, Лермонтов создаёт автопортрет на фоне кавказского пейзажа (бумага, акварель в ГЛМ поступил из ФРГ). После возвращения из ссылки (с аир.
Биография Лермонтова описание внешности
4, 32). Мавриной к повести С. Сергеева-Ценского Мишель Лермонтов (1933) – почти половина с изображением Л. в разных ситуациях на переплете – Лермонтов с дамой верхом и фронтиспис Лермонтов в обществе гостей Верзилиных (поодаль – Мартынов в черкеске). А тогда он голодал. На гагаринском снимке сходство значительно большее, видны и пробивающиеся усы. Интересна литография А. С. Пруцких.
Попытка такого анализа была предпринята И. Л. В 1931-53 Н. В. Ильин создал большую серию изображений поэта – гл. «По натуре своей предназначенный властвовать над людьми», – начинает и вычеркивает Дружинин, стремясь наиболее точно передать впечатления Дорохова. Пахомов по надписи на обороте («писал Будкин 1834 года С. -Петербург») он установил фамилию художника и дату. Будкина, ни простоты и реалистичности изображения П. Е. Портрет его работы (тушь, перо ГРМ) – на титуле Песни про. ГЛМ не воспроизв. ).
осталась незаконченной (написана на обороте портрета Н. Ф. Плаутина). портрет поэта. Есть и др. интерьера.
В 1932 вышла 13-я повесть о Лермонтове П. Павленко с илл. в кн. : Лирика Л., М., 1970 суперобложка, фронтисписы). 1837. иск-в им.
Скудна иконография в этой области и в 19 в. (скульптурная карикатура Н. А. Степанова 50-х гг. Этой т. з. придерживался и Пахомов. Р. Голике и А. Вильборг, СПБ, 1910). На живописи, внизу: Писал А. Челышев. Большим интересом к личности и творчеству Л. отмечены юбилейные годы – 1939 и 1941. Андронниковым, заключившим: «Дело, видимо, не в портретистах, а в неуловимых чертах поэта.
Автопортрет Лермонтова: история одного полотна
Другой, схожий с ним по технике, размеру и композиции портрет неизв. гравюр, литографий, офортов с изображением Л. (А. изд. традициях, портрет остропсихологичен, оставляет ощущение достоверности и жизненности.
В 1883 для экспозиции нового Лермонт. Строк Смерти поэта (холст, масло) Б. Г. Биргер – Свидание Лермонтова с Белинским в заключении (холст, масло). Ивану Сергеевичу Тургеневу они кажутся большими и неподвижными: Задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших неподвижно-темных глаз. Горбунова (1841) Последний прижизненный портрет Лермонтова — 1841 год (до мая) — выполнен во время короткого отпуска поэта, вернувшегося в Петербург из кавказской ссылки. По свидедетельствам родственников, рисовать он начал раньше нежели писать стихи.
Сочинение описание Лермонтова картина Заболотского
(все – в ГЛМ и музее Л. в Пятигорске офорт – в ИРЛИ). На поэте мундир Нижегородского драгунского полка (красный воротник, эполеты, газыри, бурка на плече и шашка). Несмотря на некоторую нарядность изображения и явное стремление художника приукрасить натуру (удлинённое лицо, прямой нос, пышная шевелюра), портрет внушает доверие не только верно переданными красивыми линиями лба, очертанием губ, но и общим мягким, приятным выражением лица и глаз, глубину взгляда которых художнику удалось уловить. Великая человечность Лермонтова, пластичность его образов, его способность «перевоплощаться» – в Максима Максимыча, в Казбича, в Азамата, в Бэлу, в княжну Мери, в Печорина, соединение простоты и возвышенности, естественности и оригинальности – свойства не только созданий Лермонтова, но и его самого.
Портрет Шведе условно был отнесен к прижизненным, так как писался с натуры. период жизни Л. создаются еще 2 портрета, один из них – Заболотского (картон, масло ИРЛИ). В том же году Ефремов обнаружил портрет у Горбунова (он взял его у Краевского для копирования), но уже испорченным от сырости (в Лермонтовский музей портрет поступил от художника в 1882 году). Однако портрет маловыразителен — в нем нет ни парадности, определяющей работу Ф. О. По окончании юнкерской школы он брал уроки живописи у художника Петра Ефимовича Заболотского, преподававшего во многих петербургских аристократических семьях, автора двух прижизненных портретов поэта. Живописное наследие Лермонтова, дошедшее до нас, к большому сожалению, не в полном объёме, содержит около пятистот рисунков и набросков (на отдельных листах, в двух личных альбомах и альбомах родственников и друзей, в письмах к тётушкам, кузинам, на полях рукописей и книг), более пятидесяти акварелей и полтора десятка картин, написанных маслом.
Этот портрет Лермонтова относится к январю – февралю 1837. Внук. В 1842 по акв. Кончаловского – А. С. Все совместилось в этой маленькой книжке – старинный сказ «Песни про царя Ивана Васильевича. » и простая речь бородинского ветерана тихая молитва о безмятежном счастье любимой женщины, которая принадлежит другому и горечь разлуки с родиной холодное отчаяние, продиктовавшее строки «И скучно и грустно. » и нежный разговор с ребенком беспощадная ирония в обращении к богу и ласка матери, напевающей песню над младенческой колыбелью трагическая мысль «Думы» и страстный разговор Терека с Каспием горестная память о погибшем изгнаннике и гневная угроза великосветской черни сокрушительная страсть Мцыри – призыв к борьбе, к избавлению от рабской неволи и сладостная песня влюбленной рыбки пустыни Востока, скалы Кавказа, желтеющие нивы России, призрачный корабль, несущий по волнам океана французского императора, слезы заточенного и страстный споро направлении поэзии – все было в этом первом и последнем сборнике, который вышел при жизни поэта. Но в совокупности созданные профессиональными художниками высокой квалификации (Ф. О.
Портрет лермонтова сочинение описание
Второй портрет – 1820-22 также выполнен неизв. Портрет Шведе условно м. б. отнесен к прижизненным, т. к. писался с натуры. В 19 – нач. Исследователи считают этот портрет одним из лучших посмертных. Скворцов, И. Айзеншер, А. Константинов и др. ). Он значительно богаче и тоньше по технич. Среди них Лермонтов-ребенок с бабушкой на Кавказе М. Зайцева (Соч.
к лермонт. Эта заметка осталась незамеченной, а след портрета затерялся. Во время вспышек гнева они были ужасны. Так рождалась картина «Лермонтов на Кавказе», работа над которой продолжалась в течение нескольких лет. работ: Лермонтов среди солдат у костра Кроля и Сидорова В горах Кавказа С. Ф. Веселовского (акв. ), Лермонтов и Белинский Б. Николаева (все – в музее Л. в Тарханах). Горбунова. О том, что Лермонтов писал картины известно далеко не всем.
Вопрос: портрет лермонтова сочинение описание
Поэта гениального и так рано погибшего. дворце появился оригинал, а в газ. Около 80 лет портрет считался утерянным, но в 1934 на аукционе в Хохберге его купил профессор М. Винклер, в 1955 передавший два слайда (автопортрет Лермонтова и изображение Лопухиной) искусствоведу В. Н. Лазареву, который, в свою очередь, передал их Пахомову, опубликовавшему портреты в журнале «Огонёк», 1961, 31, с. 9. под ред. и пошла резня. И два часа в струях потокаБой длился.
К 1870-м гг. Выполненный в реалистич.
Роль портретных описаний в прозе Лермонтова
Портрет, написанный по заказу А. А. Он утверждал это на основании своего опыта. Л. здесь в военной форме, стоит спиной к камину, с сигарой. Поэт стоит у открытого окна, скрестив руки на груди в лице – мягкая грусть, задумчивость. По – детски выпуклые губы, но всё это не сочеталось с его приземистой фигурой. Гусарского полка, с красным воротником на синей подкладке, с эполетами корнета. деятельности Л. 4 его портрета создает А. И. Клюндер.
С 1889, т. е. со времени первой публикации этого портрета (Собр. Бакаева) почти не отличается от предыдущего портрета Фотография 6 этого альбома), нарисованного тем же художником разница лишь в том что Лермонтов повернут в другую сторону и в небольших изменениях (бумага, акварель с 1917 находится в Институте русской литературы). Он владеет французским, немецким, английским, читает по-латыни, впоследствии, на Кавказе, примется изучать «татарский», то есть азербайджанский язык, в Грузии будет записывать слова грузинские и одной из своих поэм даст грузинское название – «Мцыри». В 1923 году через потомков Столыпиных портрет из саратовского имения (Нееловка) поступил в Мурановский музей, где его и обнаружил Н. П. судьбу поэта – две ссылки на Кавказ, участие в боевых походах и его раннюю гибель.
В те же годы создано неск. копии, на к-рых повреждения не переданы. Мнения современников относительно сходства противоречивы. До 1865 о существовании портрета не было известно. Он оставался доверчивым и неосторожным. В том же году Ефремов обнаружил портрет у Горбунова (он взял его у Краевского для копирования), но уже испорченным от сырости (в Лермонт.
- Презентация по литературе Портреты Лермонтова
- Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841)-художник
- Хорошее настроение, не отходя от компьютера
- Самое интересное в виде мозаики
- Поэт на полотнах различных художников
- Другие статьи из «Лермонтовской энциклопедии»
1841) неизв. Однако в 1905 на выставке в Таврич. Заболотский, А. И. Еще ребенком Лермонтов постигал законы поэзии, переписывая в свой альбом их стихи.
«Когда бывал задумчив, – пишет узнавший его на войне артиллерийский поручик К. Х. Мамацев, – что случалось нередко, лицо его делалось необыкновенно выразительным, серьезно-грустным но как только являлся в компании своих гвардейских товарищей, он предавался тому же банальному разгулу, как все другие в это время делался более разговорчив, остер и насмешлив и часто доставалось от его острот дюжинным его товарищам». Все рис. - перовые с тоном (ГЛМ) – отличаются живым, стремит. К оформлению первых сов.
Одних поражали большие глаза поэта, другие запомнили выразительное лицо с необыкновенно быстрыми маленькими глазами. Автопортрет предназначался любимой женщине – В. А. Лопухиной (Бахметевой), которой Лермонтов и вручил его в июне 1838 года при их последней встрече, перед её отъездом в Германию. Столыпин об этой работе. Снят с натуры и находился у родственников поэта Юрьевых.
В одежде подчеркнуты лишь нек-рые существ. в виде гравюры Брокгауза с фотографии в 1865 при первом отд. Алексей Аркадьевич Столыпин (Монго) в костюме курда, 1841 годВ гусарской среде, а затем и в Петербургских гостиных был известен под именем Монго Алексей Столыпин, друг и родственник Лермонтова:Монго – повеса и корнет, Актрис коварных обожатель, Был молод сердцем и душой, Беспечно женским ласкам верилИ на аршин предлинный свойЛюдскую честь и совесть мерил. Породы английской он был – Флегматик с бурыми усами, Собак и портер он любил, Не занимался он чинами, Ходил немытый целый день, Носил фуражку набекреньИмел он гадкую посадку:Неловко гнулся наперед, И не тянул ноги он в пятку, Как должен каждый патриот. Зпизод сражения при Валерике 23 июля 1840 годаРисунок М. Ю. Следующий портрет относится к янв. - февр.
- 200 лет назад 15 октября 1814 года родился великий русский поэт, преемник гениального Пушкина
- Сегодня 31 декабря понедельник2018
- ПОРТРЕТНАЯ ГАЛЕРЕЯ ЛЕРМОНТОВА МИХАИЛА ЮРЬЕВИЧА
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Независимая оценка качества оказания услуг
- Общееколичествопросмотровстраницы
Большая часть портретов относится уже к последующему, петербургскому периоду жизни. В 1840 г. Г. Г.
в кн. : Демон изд. В настоящее время портрет хранится в Институте русской литературы. Портрет Лермонтова – из собрания бывшего командира этого полка М. Г. Хомутова. Клюндер, К. А.
Попытки использовать для этого портрет были ещё в ранних прозаических опытах Михаила Юрьевича — в романе «Вадим». В этот период (с июня 1840 по янв. Однако здесь воплощен духовный облик поэта, каким он сложился у художника в течение многолетнего труда над лермонт. Заболотского.
Андроников И., Я хочу рассказать вам. Клюндер исполнил много портретов лейб-гусаров для взаимного обмена между ними». М. А. Врубеля 1891 к стих. литерами).
«Лермонтов долго был нескладным мальчиком, – пишет Дружинин, – и даже в молодости выезжая в свет имея на всем Кавказе славу льва-писателя, не мог отделаться от застенчивости, которую только прикрывал то холодностью, то насмешливой сумрачностью приемов». Клюндера авторское повторение 1839 года (из коллекции однополчанина поэта В. Д. Четвертый портрет выполнен художником в 1978 (авторский экземпляр в музее Л. в Пятигорске). Известно, что Клюндер в это время выполнял серии портретов лейб-гусар по их заказу. Изящный силуэтный рис. обр. В 1842 году по акварельному портрету Горбунова К. Поль изготовил литографию, которая была разослана подписчикам «ОЗ» одновременно с январским номером журнала.
Во время вспышек гнева они бывали ужасны. Портреты – один из жанров живописи, скульптуры и графики. Несомненное сходство с автопортретом и в рис. к стих. Одним он кажется холодным, желчным, раздражительным.
80 лет портрет считался утерянным, но в 1934 на аукционе в Хохберге его купил проф. Кузьмин в серии иллюстраций к биографии Л. создает несколько его портретных изображений. И все оттенки человеческой внешности он подмечал и умел изобразить.
В своих воспоминаниях Кончаловский писал: «Все потом его узнали и оценили. купца Калашникова, вышедшем у А. И. Глазунова, указавшего (по неизвестному нам источнику) П. З. Захарова как автора портрета. Портрет Горбунова был приложен также к первой части «Стихотворений» Лермонтова (1842—44). Известно неск. Захарова, однако на выставке в Таврическом дворце в 1905 году появился оригинал, а в газете "Новое время" (23 марта, 10434) в обозрении был помещен следующий текст "Писал Буткин в 1834 г. Принадлежит Ю. Л. Портрет созвучен настроению последних стихотворений Л. Затем Н. 13. Все это свершалось словно затем, чтобы усилить трагический характер его поэзии.
выходит неск. Тем не менее вопрос об авторстве и датировке портрета остается открытым. в ГЛМ поступил из ФРГ).
полка (красный воротник, эполеты, газыри, бурка на плече и шашка). Художнику удалось передать настроение грустной задумчивости поэта и схватить характерное лермонтовское выражение глаз. По свидетельствам современников, Шведе точно запечатлел облик погибшего.
Это глубоко жизненный, полный обаяния и внутр. явлений лермонт. У истоков сов. Прижизненных скульптурных портретов Л. нет не была снята и посмертная маска. Самый ранний портрет Лермонтова, 3-4-летнего ребёнка, выполнен неизвестным художником, возможно, крепостным (холст, масло ГЛМ).
Вот таким образом он создавал впечатление мрачного человека. Последний прижизненный портрет Л. – 1841 (до мая) – выполнен во время короткого отпуска поэта, вернувшегося в Петербург из кавк. мастера ИРЛИ). Впервые он был опубл. Верещагиной.
Вот таким образом было бы неверно противоречия, обнаруживаемые при сравнении этих портретов, ставить в зависимость от возрастных различий (напр., портрет Л. работы Заболотского 1837, написанный непосредственно перед ссылкой и Клюндера, созданный через год после возвращения поэта здесь возмужание духа иное психологическое состояние изменило выражение лица Л., особенно глаз). Лермонтова. Были даже и ноты, но пропали и до нас не дошли. Это – оплечное, профильное изображение (бумага, карандаш ИРЛИ).
Баратова передали ее в дар Государственному Литературному музею. карандаш, акв. Таков Арбенин, таков Печорин. Меринский тогда же видел этот портрет. Портрет работы Р. К. «На воздушном океане» – строки, не уступающие пантеистической лирике Гёте, Лермонтов написал в 24 года. Силуэтные изображения поэта, выполненные Ильиным, лаконичны, тонки и изящны. Как часто.
Изображение поясное, Лермонтов одет в сюртук Тенгинского полка. В тот же петерб. набросок к живописному портрету Шведе (бумага, карандаш ИРЛИ). На обороте картонной подложки наклейка с надписью по-немецки: «Michael Lermontoff Russischer Officier und Dichter von ihm Selbst gemalt» («Михаил Лермонтов, русский офицер и поэт им самим нарисованный»). Лирика Л. (М., 1949 оба оригинала не сохранились).
Сам портрет не столь интересный, сколько его история: он предназначался любимой женщине – В. А. Лопухиной (Бахметевой), которой Лермонтов и вручил его в июне 1838 при их последней встрече, перед её отъездом в Германию. И опять возражение: нет, «глаза небольшие, калмыцкие, но живые, с огнем, выразительные». мира гениального поэта. штрихом, меткой характеристикой образов. Краевский заказал его К. А. К 50-летию со дня гибели Л. готовились разного рода сувениры. 1841), т. е. за 6 с небольшим лет.
Своеобразен, в стиле модерн, портрет Л. работы М. А. Дурнова (картон, пастель музей Л. в Пятигорске). художником, вероятно, тоже крепостным (холст, масло ИРЛИ). материалами привез из ФРГ оригинал портрета. Они ускользали не только от кисти художников, но и от описаний мемуаристов. Долгое время портрет находился в Царскосельском дворце, затем попал в Арт. Гусарского полка Горбунов создал живописный портрет поэта (холст, масло ИРЛИ), для к-рого использовал свой акв.
В 1884 М. И. Цейдлер по портрету Шведе (Лермонтов на смертном одре) вылепил барельеф – погрудное изображение, ограниченное профилированньгм рельефом по овалу (гипс, крашенный под терракоту из ИРЛИ в 1928 перешел в музей Л. в Пятигорске). сторона обложки) подготовил его портрет (авторский оттиск, подцвеченный акварелью музей Л. в Пятигорске). В 30-е гг. Это привело к огромным потерям.
Поэт показан в живой историко-бытовой обстановке – в помещении почтовой станции, в ожидании лошадей одетый в форму Нижегородского драгунского полка, он прилег на диван, чуть прикрывшись буркой и опираясь на рукоять шашки за открытой дверью – хозяйский двор, вдали – вершины Казбека. таких работ было мало. Ивану Сергеевичу Тургеневу они кажутся большими и неподвижными: «Задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших неподвижно-темных глаз». Интересна картина Г. С. Метелева Лермонтов – изгнанник (холст, масло Свердловская картинная галерея). А. А.
Как мы видим, поэт изображен в расстёгнутом ментике с золотыми шнурками. На портрете нет ни подписи, ни даты. форм и Н. Шабанянц, автор работ о худ.
Они ускользали не только от кисти художников, но и от описаний мемуаристов. композиций – недостаточно выразительных, но получивших известное распространение. И Лермонтов своим описанием еще раз подчеркивает исключительность героя. На портрете 1961-62 (гравюра на дереве см., М., 1965, с. 51-52).
Песни про. художника 50-60-х гг. ). художник имел в качестве натуры не Лермонтова, а другое лицо. Заболотского, поэт изображен в мундире лейб-гвардейского гусарского полка.
Это поясное изображение Л. в сюртуке с эполетами, с красным на синей подкладке воротником. Глаза маленькие и быстрые. И снова – о железном характере Лермонтова, который впервые проявился в дни опалы за стихи на смерть Пушкина: «Немилость и изгнание, последовавшие за первым подвигом поэта, Лермонтов, едва вышедший из детства, вынес так, как переносятся житейские невзгоды людьми железного характера, предназначенными на борьбу и владычество».
писателей, ему посвященных. Поэт в белой рубашке, черном галстуке синий офицерский сюртук распахнут. Она хотя и опубликована ныне (Литературное наследство, т. 67, 1959, с. 630 – 43, публикация Э. Г. Герштейн), но мало кому известна. «Скучен и угрюм», – вторит другая.
Уроки Марии Лопухиной впрок не пошли. на обложке кн. : В. Сиповский, Лермонтов и Грибоедов, П., 1914). В 1962г Андроников вместе с другими материалами привёз из ФРГ оригинал портрета.
Если не считать этих двух детских портретов, то все остальные созданы за очень короткий промежуток времени с конца 1834 до начала 1841 (до отъезда Лермонтова из Петербурга в апреле 1841), то есть за шесть с небольшим лет. И – сардоническая улыбка. В 1883 И. А. Астафьев создал один из первых и лучших посмертных изображений Л. с самостоят. Во время вспышек гнева они бывали ужасны. Портрет не документирован и у нек-рых специалистов (И. Перед Пушкиным он благоговел всю жизнь.
Врубеля. К 100-летию со дня рождения Л. появилось неск. Последнее относится к работе А. Челышева. А. М.
На обороте картонной подложки наклейка с надписью по-немецки: "Michel Lermontoff Russischer Officier u/nd/ Dichter von ihm Selbst gemalt" ("Михаил Лермонтов, русский офицер и поэт им самим рисованный"). 31 декабря 1994 года начался штурм Грозного. динамики образ. приемам, содержательнее по композиции, здесь иная трактовка лица и всех деталей. Ориентируясь на систему Рембрандта, Лермонтов создавал полотна на военную тему, портреты и, конечно, пейзажи. Портрет подписной, датированный: 38/XI. Если не считать двух детских портретов, то все они созданы за очень короткий промежуток времени – с конца 1834 по начало 1841 (до отъезда Лермонтова из Петербурга в апреле 1841 года), т. е.
И решительно все стремятся передать непостижимую силу взгляда: «огненные глаза», «черные как уголь», «с двумя углями вместо глаз». Он хранился у потомков художника Г. Г. Гагарина в Ленинграде еще в 1936 году (там же, с. 598). Однако наиболее полно этот дар проявился во время первой ссылки на Кавказ.
стих. А. С. Пушкина, музеи Л. в Пятигорске и Тарханах). тем не менее, вопрос об авторстве и датировке портрета остаётся открытым.
Здесь поэт лежит в белой рубашке, прикрытый до пояса простыней волосы коротко острижены, рот и глаза полуоткрыты. По свидетельствам современников, Шведе точно запечатлел облик погибшего. Лермонтов на смертном одре. кавк. Л. здесь юнкер л. -гв.
Погрудный портрет эмоционален, выразителен по технике и композиции. к Думе создал А. Г. Якимченко: Л. в воен. 20 вв. М. Винклер, в 1955 передавший два слайда (автопортрет Л. и изображение В. А. Лопухиной) искусствоведу В. Н. Лазареву, к-рый, в свою очередь, передал их Пахомову, опубликовавшему портреты в журн.
Одной из самых агрессивных организаций стал созданный в 1990 году Общенациональный конгресс чеченского народа (ОКЧН), ставивший своей целью выход Чечни из состава СССР и создание независимого чеченского государства. журн. портрет 1841.
иконографии поэта стоят видные мастера. номером журнала. Но один из юных почитателей Лермонтова, которому посчастливилось познакомиться с поэтом в последний год его жизни, был поражен: «То были скорее длинные щели, а не глаза, – пишет он, – щели, полные злости и ума». ун-та (акв. ) Б. А. Дехтерев – Лермонтов и Одоевский на Кавказе (акв. ) А. И. Кравченко – Лермонтов-юноша в парке Середникова (сепия) Бехтеев – Лермонтов у Краевского в редакции (акв. ) Н. Е. Давыдов – Лермонтов читает Раевскому 16 заключит.
все – в музее Л. в Тарханах). Кончаловскому с раннего детства: уже тогда он знал наизусть всего «Мцыри». художника.
Не много рождалось поэтов, которые бы так «слышали» мир и видели его так – динамично, объемно, красочно. Тот много рассказывал о Лермонтове. Кушнерев) Л. О. Пастернак выполнил портрет Л. в виде заставки к Думе (восходит к портрету Клюндера бумага, акв. О. Будкин, П. Е. Заболотский, А. И. Клюндер, К. А. Горбунов – авторы осн.
Один говорит: «широкий, но не высокий лоб», другой: «необыкновенно высокий лоб». Среди них илл. До 1865 года о существовании портрета не было известно. И, скажем, снять «Бэлу» в кино невозможно, не изменив при этом ее структуру и смысл. В не, м преобладали лишь детали, говорящие непосредственно только о личности героя. В Музее изобразит. В 1936 в ГЛМ поступил портрет, очень близкий этой гравюре, – скорее всего именно считавшийся утраченным оригинал работы Клюндера.
Второй портрет также запечатлевает поэта в детстве. Самый ранний портрет Л. – 3-4-летнего ребенка – выполнен неизв. / И пылок он, когда над ним / Грозит бедой Перун земной».
Лит. : Ефремов П., Портреты и рисунки, в кн. : Соч. Одни воспоминания о нем надобно читать, понимая буквально, другие – угадывая в описаниях, казалось бы объективных, бессильную злобу и стремление дискредитировать если не поэзию, то хотя бы поэта – человека иного образа мыслей и нравственных представлений, разрушавшего общепринятую условность и весь этикет лицемерного великосветского общества и поставившего себе целью говорить одну только беспощадную правду. Эпитеты «ангельский» и «дьявольский» дополняют картину, традиции романтизма здесь еще сильны и Лермонтов в «Вадиме» стремится наделить своих неординарных героев неординарной внешностью. Гагариным был выполнен эскизный рисунок «Кружок шестнадцати» (бумага, карандаш, ИРЛИ), на котором среди портртетов А. Столыпина, С. Долгорукого, П. и А. Шуваловых замечен Л. — поэт изображен в форме офицера сидящим в кресле. И – сардоническая улыбка. Почему Лермонтов в платье.
Портрет подписной, датированный: "38/ХI". В эту пору появилось мн. Среди прижизненных портрет считается одним из лучших. Несмотря на нек-рую нарядность изображения и явное стремление художника приукрасить натуру (удлиненное лицо, прямой нос, пышная шевелюра), портрет внушает доверие не только верно переданными красивыми линиями лба, очертанием губ, но и общим мягким, приятным выражением лица и глаз, глубину взгляда к-рых художнику удалось уловить. Наиболее популярным стал третий портрет работы Клюндера (1939-40) – из коллекции кн. Всматриваясь в изображения Лермонтова, мы понимаем, что художники старательно пытались передать выражение глаз.
Л. - слева, на диване, в гусарском доломане. Гравюра на дереве по этому рис. Д. А. Шмаринова к Герою. Оклики часовых перемежались с шумом горячих ключей, спущенных на ночь. Поэт изображен в расстегнутом ментике с золотыми шнурами. Аналогии с прижизненными портретами нет.
Считалось, что таким образом можно обмануть судьбу, повысить шансы на выживание. Не стоит забывать о том, что Лермонтов — не только поэт и прозаик, а еще и художник. Л. изображен в группе товарищей, в центре, в рост, почти со спины (бумага, карандаш ГЛМ). И через всю жизнь проносим в душе и в сознании гениальные эти страницы – повесть «Максим Максимыч», одно из самых гуманных созданий во всей мировой литературе. Этот портрет (холст, масло), как свидетельствует А. М.
Будкина может служить, однако, старая надпись на иконе в Тарханах: «Обличия Архангела Михаила списано с портрета Лермонтова, работы Будкина». Не только с натуры, но и на память он мог воспроизводить на полотне, на бумаге фигуры, лица, пейзажи, кипение боя, скачку, преследование. Ефремов, со слов Горбунова, сообщил, что художник не успел закончить работы «за отъездом Лермонтова на Кавказ и доделал уже после его смерти». Глаза маленькие и быстрые. Др. черно-белых силуэтов. форме стоит на балконе между колоннами (см.
Живопись нехороша, но память дорога, т. к. это единственный снимок, – писал в 80-х гг. Дело, видимо, не в портретистах, а в неуловимых чертах поэта. Гроза», «С развалин Мцыри», «Казбек», «Пятигорск. Заболотским, учителем живописи Лермонтова, по заказу Е. А.
людей, Живопис. юбилея 1964 появляются новые портреты Л. Лучшие среди них – работы Ф. Д. Константинова. Атрибуция портрета вызвала возражения (Г. Лермонтов, М., 1951 (там же его статья Портрет) первая публикация – журн. Нет.
значит. Глазунова «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», по непонятным причинам указавшего в качестве автора П. З. Слабый по живописи, он не вызывает ощущения достоверности. И надо было обладать прозорливостью Белинского, чтобы увидеть в «охлажденном и озлобленном взгляде на жизнь» веру Лермонтова в достоинства жизни и человека. А. А. Краевский издатель "Отечественных записок", заказал его тогда ещё молодому художнику К. А. Горбунову (1822-1893).
иск-в им. Гусарского полка, в шинели, наброшенной на правое плечо, с треуголкой в левой руке. Пушкина лепил И. П. Витали. Лермонтов на Кавказе. См.
Ульянова (бумага, уголь, мел ГЛМ), готовившийся как эскиз, представляет собой самостоят. При этом не было учтено, что в 1832 у Л. усов еще не было (см. с 1917 – ИРЛИ). Меринский писал: «Лермонтов был брюнет, с бледно-желтоватым лицом, с черными, как уголь глазами». В иконографии Л. имеется группа т. н. сомнительных портретов – не убедительных по сходству или недостаточно документированных. Второй портрет работы А. И. Если бы он профессионально занимался живописью, он мог бы стать настоящим художником. Г. Кормишина, В. И. Шиканов, в кн. : Сибирские юридич.
Пахомов считал портрет сомнительным потому, что Л. у Челышева мало похож на себя, а также и потому, что вопреки приказу, запрещавшему военным брить усы, здесь их нет. 1941) ссыльного поэта он в форме Нижегородского драгун. Я никогда не в состоянии был бы написать портрет Лермонтова при виде неправильностей в очертании его лица и по-моему, один только К. П. Брюллов совладал бы с такой задачей, так как он писал не портреты, а взгляды (по его выражению, вставить огонь глаз)». До этого времени (с 1882) в России знали об автопортрете лишь по копии О. А. Кочетовой, выполненной ею с оригинала (акв. художники, осветившие отд. Он помнит тысячи строк из произведений поэтов великих и малых иностранных и русских, но из обширного круга его чтения нужно выделить двух авторов: Байрона и – особенно – Пушкина.
купца Калашникова (М. - П., 1919). Перестройка переросла в перестрелку. Сохранился и первонач.
В 1923 через потомков Столыпиных портрет из их б. саратовского имения (Нееловка) поступил в Мурановский музей, где его и обнаружил Н. П. Пахомов по надписи на обороте (Писал Будкин 1834-го С. Петербург) он установил фамилию художника – Ф. А. Будкин – и дату. «Большая часть из современников Лермонтова, – продолжает Дружинин, – даже многие из лиц, связанных с ним родством и приязнью, – говорят о поэте как о существе желчном, угловатом испорченном и предававшемся самым неизвинительным капризам, – но рядом с близорукими взглядами этих очевидцев идут отзывы другого рода, отзывы людей, гордившихся дружбой Лермонтова и выше всех других связей ценивших эту дружбу». темой. Изображение поясное, Л. одет в сюртук Тенгинского полка. Для этого же музея в 1883 по заказу офицеров л. -гв. Все три портрета восходят к рис. Изображение поясное, Лермонтов одет в сюртук Тенгинского пехотного полка (бумага, акварель ИРЛИ).
в кн. : Герой. ссылки. художники значительно обогатили иконографию Л. Кроме традиц. Иконография Л. открывается его детскими портретами. с надписью на экз.
В 1952 Н. И. Абакумцев создает в мраморе погрудное изображение поэта (музей Л. в Пятигорске) Б. Д. Королев в 1955 подготовил эскиз к фигуре Л. (гипс музей Л. в Пятигорске). И если мы обратимся к воспоминаниям о Лермонтове, то сразу же обнаружим, что люди, знавшие его лично, в представлении о его внешности абсолютно расходятся между собой. И снова: «большие глаза». ИРЛИ).
Портрет не документирован и у некоторых специалистов вызывает сомнения (И. К 1964 молодой художник Ю. В. Иванов подготовил серию илл. Однако И. Шинкаренко, занимающийся атрибуцией воен. Клюндера – из коллекции князя В. А. Меншикова (Гравюра на стали ИРЛИ, Музей Лермонтова в Тарханах). Эта акв. А надпись, предназначенная для любимой женщины, ныне выглядит контрастом, по сравнению с банально-музейным: «Лермонтов Автопортрет (акварель, 1837)».
полка, дан на фоне поэтич. При этом – портреты все разные. Долгое время считалось, что оригинал не сохранился (но с него успели сделать снимок, по которому и была изготовлена гравюра). соч. музей.
его портрет Л. - авторское повторение 1839 (из коллекции однополчанина поэта В. Д. Бакаева) – почти не отличается от предыдущего (бумага, акв. Все это позволило Андроникову датировать портрет 1832 и считать его убедительным. На обороте картонной подложки наклейка с надписью по-немецки: Michel Lermontoff Bussischer Officier und Dichter von ihm Selbst gemalt (Михаил Лермонтов, русский офицер и поэт им самим рисованный). анализ портретов – Е. Ковалевской и А. Вейсу (Описание ИРЛИ, с. 315-16). обозрение, 1898, 25 Бабенчиков М., Л. в живописи, Совр., 1914, 10 Пахомов Н. П., Портреты Л., ЛН, т. 19-21 его же, Новые портреты Л., Огонек, 1939, 25-26 Пахомов (2) Иванов В. И., Лермонтов П. П. Кончаловского, Лит-ра и иск-во, 1943, 17 апр. Живописного или графического изображения Лермонтова в период его учения в Москве нет. Портрет Лермонтова работы К. А.
Д. А. Столыпин об этой работе (ИРЛИ, ф. 524, оп. Однако изображения Мартынова, как и большинство других карикатур, утрачены. И совсем другой Лермонтов в изображении поэта – переводчика Лермонтова на немецкий язык: «В его характере преобладало задумчивое, часто грустное настроение».
Здесь ясно виден принцип контраста. В 1939 оригинал был приобретен ГЛМ (холст, масло см. Одному вся фигура поэта внушает безотчетное нерасположение.
Будкин, П. Е. Как свидетельствует А. М. Меринский, товарищ Лермонтова по Школе юнкеров, Е. А. Арсеньева заказала портрет внука в 1834 году, сразу по производстве его в корнеты (холст, масло ИРЛИ). К ним относились и маленькие фигурки поэта, близкие к акв. Подарен мне фон-Баумгартеном. соч.
Мальчик изображён в натуральную величину, в белом платье. Там она отдала акварель на хранение А. М. ИРЛИ).
Внизу подпись художника и дата 1840 (слав. П. 3. На самом деле у Лермонтова были, умные глаза, чёрного цвета.
художниками высокой квалификации (Ф. музей портрет поступил от художника в 1882). Акв. В ГЛМ хранится еще один портрет Л. работы Клюндера, поступивший в 1939. А один из приятелей Лермонтова пишет о милом выражении лица.
Л. одет в темный двубортный сюртук с красными обшлагами. Л. изображен на фоне кавк. Что же касается автопортретов, то при их создании доля субъективности максимальна. Горбунову (бумага, акварель). Его жизнь омрачала память о декабрьском дне 1825 года и о судьбах лучших людей.
Это наиболее популярный портрет работы А. И. А. С. Пушкина и в ИРЛИ хранятся акв. Следующий портрет относится к январю-февралю 1837 года.
Сов. Лермонтова, раскрашенный акварелью князем Григорием Гагариным. Д. И. Митрохин – первый сов. Клюндера — как и на портрете П. Е. В 40-50-х гг. Картина Н. П. Ульянова – наиболее значит.
Самый ранний – 1838 (бумага, акв. купца Калашникова", вышедшем у А. И. Глазунова. Без даты. Известно, что Клюндер в это время выполнял серии портретов лейб-гусар по их заказу. к Мцыри, к-рая открывается изображением поэта (линогравюра находится в музее Л. в Пятигорске). Л. изд-во Печатник, т. III, с. 3). Так, на портрете, выполненным Ф. О.
Л. (изд. Зильберштейн, Е. Ковалевская), однако сходство с первым, достоверным портретом, позволяет отнести его к бесспорным.
До 1865 года о существовании портрета не было известно. На самом же деле он любил выпить и повеселится. Спор (внутр. «Портреты» (1829): «Он некрасив, он невысок, / Но взор горит, любовь сулит, / И на челе оставил рок / Средь юных дней печать страстей. Маврина выполнила еще 2 работы для альбома М. Ю. Лермонтов (1941) – Смерть Лермонтова и илл.
Два детских портрета исполнены масляными красками в 1817– 1818 и 1820–1822 гг. И — сардоническая улыбка По одним воспоминаниям, глаза Л. сверкали мрачным огнем, другой мемуарист запомнил его с пламенными, но грустными по выражению глазами, смотревшими на него приветливо, с душевной теплотой». В иконографии замечается новая черта – сильный элемент жанровости.
Заболотского, на котором поэт изображен в ментике лейб-гвардейского гусарского полка, «нетрудно заметить в нем большую реалистическую основу: за гусарской внешностью художник сумел увидеть сложный внутренний мир поэта». предшествовал его лирич. В трех из десяти илл. Михалков-Кончаловский, Н. С. А человек из другого круга – кавказский офицер А. Есаков, бывший еще безусым в пору, когда познакомился с Лермонтовым, – вспоминает: «Он школьничал со мною до пределов возможного, а когда замечал, что теряю терпение (что, впрочем, недолго заставляло себя ждать), он, бывало, ласковым словом, добрым взглядом или поцелуем тотчас уймет мой пыл». Нет.
Самый ранний – 1838 года (бумага, акварель ИРЛИ). – автор уделяет описанию главного героя романа — Печорина. Мешал, наверное, страшно. Войска имели аэрофотоснимки города, устаревшие планы города в ограниченном количестве.
А. Э. Бухгейма (ИРЛИ музей Л. в Пятигорске). В том же 1837, но уже на Кавказе, в ссылке, Л. создает свой автопортрет на фоне кавк. произведение этих лет (холст, масло альбом М. Ю. Лермонтов, М., 1941 вариант – музей Л. в Пятигорске). Рисунок связан со стихотворением Журналист, читатель и писатель. И, узнавая причины этой «болезни», вникаем в «историю души человеческой» и задумываемся над судьбой «героя» и над характером «времени». Беккер И., К. А. Горбунов и его портрет Л., ЛН, т. 45-46 Андроников (6), с. 297-98 Андроников (13), с. 186-91, 194-95, 229-30, 557-99 Описание ИРЛИ, М. -Л., 1953 Розенталь Ш. М., К. А. Горбунов, в кн. : Рус.
3 Шугаев П., Из колыбели замечат. Лермонтов жил теперь для того, чтобы сказать современному человеку правду о «плачевном состоянии» его духа и совести, – поколению малодушному, безвольному, смирившемуся, живущему без надежды на будущее. Л. 1840-41 Diplomatie civile et militaire (Дипломатия штатская и военная бумага, карандаш ГПБ).
относится портрет Л. художника Н. П. Загорского (местонахождение оригинала не установлено), также восходящий к акв. Н. Неутолимова воспроизведена на обложке кн. Новое время (23 марта, 10434) в обозрении был помещен портрет со след. Заболотский не был крупным мастером, однако портрет, выполненный в реалистич. музее им. Очевидно, Лермонтова можно было представить себе только в динамике – в резких сменах душевных состояний, в быстром движении мысли, в постоянной игре лица. Мысль о необходимости передатировки и переадресовки портрета принадлежит Андроникову исследование вопроса – Зильберштейну (в изд. : М. Ю. Л. в портретах, с. 30-32), сравнит. В офорте художника Г. Рабиновича Л. изображен погрудно, на фоне кавк.
Одних поражали большие глаза поэта, другие запомнили выразительное лицо с необыкновенно быстрыми маленькими глазами. От портрета веет поэтическим обаянием, светлой печалью, одухотворённостью. Все оригиналы этих работ, за исключением картин Давыдова и Биргера, - в ИРЛИ.
художника, с к-рого сохранились копия и фотография, раскрашенная сепией. рис. Шведе создал портрет Лермонтов на смертном одре. В Музее изобразительных искусств имени А. С.
Пушкина был подготовлен проект «Выставка одной картины», на которой впервые экспонируется работа П. П. Стихи на устах у всей России. По одним воспоминаниям, глаза Лермонтова «сверкали мрачным огнем», другой мемуарист запомнил его с «пламенными, но грустными по выражению глазами», смотревшими на него «приветливо, с душевной теплотой». Печорина никак не сыграешь ибо в «Бэле» перед нами не сам Печорин, а Печорин в представлении Максима Максимыча, человека совсем другого круга и другого образа мыслей. С какой ясностью свидетельствуют эти строки о том, что Лермонтов, более чем кто-либо другой при его жизни исключая разве В. Г. Белинского, понимал собственное значение и роль, каковую ему было предназначено сыграть в русской литературе и – больше того – в жизни русского общества.
Л. изд-во Печатник, т. 1, с. 20-21). эпизоды из жизни Л. : В. И. Ладягин – Проводы Лермонтова у Карамзиных (уголь) В. А. Милашевский – Лермонтов в аудитории Моск. Рисунок ему не понравился – он изрежет, выбросит, а я подберу, склею и под подушку к себе. Искусство, 1968, 12). Др. На одном из карандашных рисунков (1935) Л. изображен на переднем плане листа, слева, в армейском сюртуке, за ним – Эльбрус и грозовое небо, подчеркивающее тревожное состояние поэта, его острую душевную боль.
трактовкой образа. и маленький фарфоровый бюст работы неизв. письмо М. Лопухиной, VI, с. 763). Огарёвой-Тучковой). Мы уже поняли, что Печорин — личность яркая, выдающаяся, неординарная. Все эти работы слабы по своей рисовальной технике.
гор (ИРЛИ воспроизв. музей Л. в Пятигорске). В большой серии илл. Л. Д. Муравин представил оплечный портрет Л. на конкурс по созданию памятника в Москве (бронза музей Л. в Пятигорске), а в 1958 И. Д. Бродский, тоже к конкурсу, подготовил эскиз памятника Л. в Пятигорске находится эскиз (гипс), по к-рому выполнен памятник в Москве, открытый в 1965.
скульптурных портретов Л. – В. П. Бублева (гипс, тонированный под бронзу ИРЛИ), М. Г. Минкина (гипс, тонированный под бронзу музей Л. в Пятигорске) и П. А. Якимович (гипс, тонированный под бронзу ИРЛИ). Подобная практика была широко распространена. Резались жестокоКак звери, молча, с грудью грудь.
На обороте снимка надпись: Поэт Лермонтов. Он написал 3 картины: Лермонтов на привале в Чечне (1941 холст, масло), Лермонтов на дуэли (1947 холст, масло), Лермонтов и Белинский (холст, масло все – в музее Л. в Пятигорске). Выполнен он П. Е. Лишь один раз мы видим Печорина, как его видит автор. стал рисовать карикатуры, которые были так похожи и удачны, что наделали много шума в высшем петербургском обществе. Бахрушина, в ГЛМ, музее Л. в Тарханах).
В 1891 для иллюстрир. Л., 3 изд., т. 1, СПБ, 1873 его же, Портреты Л., PC, 1875, т. 14, кн. музея А. А. Бильдерлине сделал два портрета: Лермонтов в юнкерской форме (бумага, сепия, белила ИРЛИ) и Лермонтов в бурке (литография неизв. Дорохова, человека безудержной отваги и пылкого темперамента, удивляла в Лермонтове эта сила характера. Так, портрет Л. угадывается в образе военного, спиной прислонившегося к камину, на карандашном рисунке «Дипломатия гражданская и военная» (1841).
Портрет оставляет тяжелое впечатление. «Язвительная улыбка», «злой и угрюмый вид», – читаем в записках светской красавицы. отличается лиризмом изяществом колорита и композиции.
В 50-60-е гг. Мальчик изображён в натуральную величину, в белом платье. Искусствоведы скрупулезно выискивают в нем недостатки наподобие плохо прорисованных рук. пейзажа (бумага, акв., сепия, тушь, кисть, перо музей Л. в Пятигорске вариант – в ГЛМ).
Палена (1840). Я никогда не в состоянии был бы написать портрет Лермонтова при виде неправильностей в очертании его лица и по-моему, один только К. П. Брюллов совладал бы с такой задачей, так как он писал не портреты, а взгляды (по его выражению, вставить огонь в глаз). Но в совокупности созданные проф. В канун лермонт. Кузьмина к повести К. Большакова Бегство пленных или История страданий и гибели поручика Тенгинского полка (1932) изображен Л. : Поэт за карточным столом в доме Нигорина, Лермонтов под арестом и Дуэль Лермонтова с Мартыновым. В 1875 году П. А.
Но вот мы читаем «Тамань», «Княжну Мери» и «Фаталиста» и наконец постигаем характер Печорина в его неизбежной раздвоенности. «Приземистый, маленький ростом, с большой головой и бледным лицом, – пишет Меликов, – он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остается для меня загадкой. Дополнит. Михалков, О. Ю. Там она отдала акварель на хранение А. М. Верещагиной. И, конечно же, огромное внимание — почти целую страницу. Ок.
Реставрация (до 1938) исказила облик поэта. ПОРТРЕТЫ Лермонтова. Горбунова 1841 (неизв. Бессмертного и навсегда молодого.
И больше всего любил «Евгения Онегина». Из скульптурных изображений нач. интерьере (3 варианта – в музеях Л. в Тарханах и Пятигорске, в собр. На поэте мундир Нижегородского драгун. тематике обратился Б. Н. Бессонов. Портрет – это то, что делает возможным представить читателю героя как личность.
В Чечню были введены войска. И если не будет Максима Максимыча, Печорин станет похож на героев Марлинского. конф. за 6 с небольшим лет. Портрет хранится в Институте русской литературы.
Ни один портрет Лермонтова, взятый отдельно, не дает исчерпывающего представления о внешнем облике, о глубине и многогранности внутреннего мира гениального поэта. Однако И. Шинкаренко, занимающийся атрибуцией военных портретов и историей военных форм и Н. Шабанянц, автор работ о живописце П. З. В 1962 Андроников вместе с др. И все же из воспоминаний можно сложить конкретное представление о внешности поэта.
И чувствуем, что взгляд не уловлен. Л. изображен в натуральную величину, погрудно, в вицмундире л. -гв. Так, в юнкерском альбоме Н. И. портрет работы Кузьмина (1940 тушь, перо собственность художника). Здесь нет полутонов, все ярко и однозначно. К портрету Заболотского восходит и утраченный ныне оригинал неизв.
изд. 1840. В 1956-1957 появилось неск. П. П. К 1941 относятся 3 работы Л. Е. Фейнберга: Лермонтов узнает о смерти Пушкина, Лермонтов рисует в горах, Лермонтов под выстрелом Мартынова (все – уголь ГЛМ не воспроизводились).
По этому рис. Поступил в ГЛМ от И. Л. Поливанова в 1934. Слева на стене – кавк.
Среди прижизненных считается одним из лучших. таких книг. Арсеньевой. лицом был сделан еще один карандашный, несколько шаржированный набросок – На привале в Темир-Хан-Шуре (помещен в альбоме П. А. Урусова).
Он способствует раскрыию внутреннего мира героя. Когда смотрел на них долго пронзительным взглядом. В 1841 А. П. Шан-Гирей сделал с него копию (холст, масло ИРЛИ) копия 1870 выполнена В. Г. Перовым по заказу П. М. Третьякова. Проясняет историю портрета ранний снимок, опубл. Шереметьевой".
Последний жанр более всего представлен в живописном наследии поэта. манере имеет преимущества перед другими и свидетельствует о прекрасном знании художником натуры и дружественном расположении к портретируемому. Долгое время считалось, что оригинал не сохранился (но с него успели сделать снимок, по к-рому и была изготовлена гравюра). основу (см. В мастерской было холодно и художник перенес полотно домой. 1841 (до отъезда Л. из Петербурга в апр. Сравнивая этот портрет с портретом работы П. Е.
автопортрет, в к-ром поэт запечатлел собств. Так, запись А. М. в 1941 А. И. Троицкий вырезал гравюру на дереве (ГЛМ, музеи Л. в Пятигорске и Тарханах) второй портрет профильный. Как перевалился через хребет в Грузию, так бросил тележку и стал ездить верхом лазил на снеговую гору (Крестовая) на самый верх, что не совсем легко оттуда видна половина Грузии как на блюдечке и право я не берусь объяснить или описать этого удивительного чувства: для меня горный воздух – бальзам хандра к чорту, сердце бьется, грудь высоко дышит – ничего не надо в эту минуту так сидел бы да смотрел целую жизнь.
Тем более, что Лермонтов был очень болезненным ребенком. Сообщение это прошло незамеченным, а след портрета затерялся. В портрете 1932 (бумага, акв., сепия, кисть, перо ГЛМ) Л. изображен на фоне бытового интерьера: он полулежит на диване в сюртуке с эполетами, облокотившись на подушки задумчив (вариант – в ГЛМ с датой: 1933). А в «Журнале Печорина» мы видим героя опять в новом ракурсе – такого, каким он был наедине сам с собой, каким мог предстать в своем дневнике, но никогда бы не открылся на людях. работ на темы жизни Л. в Тарханах: Лермонтов в девичьей А. Храмова и А. Константинова (1943, холст, масло) Миша с дворовыми ребятишками катается с горки и Лермонтов в Тарханах Б. Лебедева (1950 уголь) Подарок крестьян А. Плескова (1954 акв. Самый ранний портрет Лермонтова, 3-4-летнего ребёнка, выполнен неизвестным художником, возможно, крепостным (холст, масло ГЛМ).
Также он был известен как мастер театральной декорации и книжный иллюстратор. изданий Л. был привлечен и С. В. Чехонин. окрашенность. неизвестным художником, вероятно крепостным. Можно предположить, что художнику удалось уловить осн.
1840), в пору расцвета поэтич. Однако на этот счет Карл Брюллов держался иного мнения. к этому стихотворению. портретов и историей воен. пейзажа (бумага, акв. Все варианты – погрудное, прямоличное изображение, близкое к акв.
П. П. Кончаловский в 1941-46 работал над большим полотном, посв. Выполнен он П. Е. Заболотским (1803-1866) по заказу Арсеньевой (картон, масло ГТГ). Портрет Л. - из собрания б. командира этого полка М. Г. Хомутова (. ). И неудивительно.
музей Л. в Пятигорске). Отличен от этих работ акварельный портрет кисти А. И. Андрониковым в 1948. Художник передал портретное сходство (восходит к акварельному портрету Горбунова, 1841), однако лицо Л. маловыразительно.
После возвращения из ссылки (с апреля 1838 по апрель 1840), в пору расцвета поэтической деятельности Лермонтова художник А. И. Клюндер (1802-1875) создаёт 4 его портрета. И, пожалуй, наиболее убедительны из бесспорных портретов Лермонтова – беглый рисунок Д. П. Палена (Лермонтов в профиль, в смятой фуражке) и акварельный автопортрет: Лермонтов на фоне Кавказских гор, в бурке, с кинжалом на поясе, с огромными печально-взволнованными глазами. портрет Л. (1941 бумага, уголь ГТГ).
Дом Лермонтова». Дополнительным подтверждением авторства Ф. А. Будкиным в 1834 г., Л. больше гусар, чем поэт. Л. Журналист, читатель и писатель занимает особое место (бумага, черная акв.
детали, все остальное зачернено романтич. Портрет Горбунова был приложен также к 1-й ч. Стихотворений Л. (1842-44). В итоге автору удалось изобразить человеческий характер, неординарный тип со всеми свойственными ему терзаниями. А. А. Краевский заказал его К. к. Горбунову (бумага, акв. автор бисквит музей Л. в Пятигорске). Именно вот таким образом автопортреты в первую очередь привлекают внимание искусствоведов как ценный артефакт имеющий полное сходство с оригиналом на внешнем (изобразительном) и внутреннем эмоциональных планах.
Горбунова. Автор полотна изобразил нарядно одетого мальчугана с причесанными волосами. С безоговорочной надписью М. Ю. Лермонтов (1838) Андроников поместил портрет в качестве фронтисписа в кн. Последним в этой череде cтал Николай Мартынов – главный герой последних карикатур поэта:. «Высокомерен», «едок», «заносчив» – это из отзывов лиц, принадлежавших к великосветскому обществу.
Михаил Юрьевич Лермонтов слыл также незаурядным карикатуристом. Столыпина, много лет находился у него, а в 1882 году А. Столыпиным был передан в Лермонтовский музей. илл. Главные прижизненные портреты поэта были написаны в период между 1834 и 1841 гг. Серии илл. Отец, чтобы помочь ему в работе, поселил его у нас.
Другого он привлекает «симпатичными чертами лица». Огонек, 1947, 33-35. В этом Лермонтову-поэту помогал его глаз художника. Выполнен он П. Е. Заболотским, учителем живописи Л., по заказу Арсеньевой (картон, масло ГТГ). В. А. Меншикова (гравюра на стали ИРЛИ, музей Л. в Пятигорске и в Тарханах).
Если пушкинские как бы дополняют друг друга, то лермонтовские один другому противоречат. Самостоят. В город вступили около 250 единиц бронетехники, крайне уязвимой в уличных боях. 1940), Н. Н. Данилина (1955), А. Кроля и Н. Сидорова (1958).
ИРЛИ см. Огонек, 1961, 31, с. 9. Л. в черном расстегнутом сюртуке л. -гв. музей и оттуда – в ИРЛИ. В ИРЛИ портрет поступил из Тархан в 1927.
галерея скульптурных портретов Л. обогащается новыми работами. Повторение этого портрета было выполнено тогда же для А. И. Арнольди. Кончаловского «Лермонтов на Кавказе». Петр Петрович Кончаловский (1876 – 1956), русский и советский художник, один из основателей общества «Бубновый валет» и впоследствии его председатель, в отечественной живописи ХХ века занимал одно из центральных мест.
И к вершине этой он пришел не сразу — мастерство его оттачивалось годами. Писал он все время, а я торчал у него тоже все время. Об этом он сам говорил Белинскому. Смертность мальчиков выше, чем девочек и малышей до 5-7 лет рядили в девчоночьи платья.
Автопортрет предназначался любимой женщине – В. А. Лопухиной (Бахметевой), к-рой Л. и вручил его в июне 1838 при их последней встрече, перед ее отъездом в Германию. Лермонтов не умел и не хотел скрывать свои мысли, маскировать чувства. текстом: Писал Буткин в 1834 г. Принадлежит Ю. Л. Шереметьевой. Впервые с такой очевидностью мы узнаем из этой статьи, что на Кавказе, среди людей непривилегированных, у Лермонтова были истинные друзья, что он был знаменит не только в литературных салонах и в широком кругу своих почитателей в обеих столицах, но и на «всем Кавказе».
иконографии. Шведе На второй день после гибели поэта Р. К. Мальчик изображен в натуральную величину, в белом платье. Нет.
Р. Бар-то, среди к-рых портрет Л. (фронтиспис) и 2 сцены: Встреча Лермонтова с Омер де-Гелль и Лермонтов на берегу моря. П. Е. Корнилова). И в то же время – негодование по адресу блистательного Печорина. (из воспоминаний Н. А.
Зильберштейн, с. 41-42 Е. Ковалевская) вызывает сомнение. На второй день после гибели поэта Р. К. Шведе создал портрет Лермонтов на смертном одре (бумага, масло ИРЛИ). Резкость красок — вот основное свойство портретов этого периода. К 1964 появилось еще неск.
художника, - копия с предыдущего (картон, масло ИРЛИ). При жизни поэта были созданы сюжетные рисунки с его участием. Совершенствуя его, Константинов к 1964 создает второй портрет (авторские оттиски – в музеях ИРЛИ, Пятигорска, Тархан). Лермонтова было знакомо П. П. Его Л. молод, романтичен, одухотворен изображен на фоне неспокойного, взвихренного пейзажа. К участию в этом альбоме были привлечены и др.
На подрамнике карандашная надпись, сделанная его отцом – Л. И. Поливановым: Поэт Лермонтов. Соч. В этом смысле вся живопись субъективна и импрессионистична. «Оттого-то до сих пор в отдаленных краях России вы еще встретите людей, которые говорят о нем со слезами на глазах и хранят вещи, ему принадлежавшие, более, чем драгоценность». Впервые это лицо назвал Лермонтовым М. Бабенчиков (Совр., 1914, 10, с. 156-62).
В 1914-15 появилось неск. художником, возможно, крепостным (холст, масло ГЛМ). Переехав в Петербург, Лермонтов не прекратил своих занятий живописью. В 1940 К. И. Рудаков создает портрет Л. в петерб. Последний прижизненный портрет Лермонтова – 1841 года (до мая) – выполнен во время короткого отпуска поэта, вернувшегося в Петербург из кавказской ссылки. Рис.
Л. (холст, масло собственность семьи художника). Семенова и М. М. В графическом наследии Н. И. К юбилею поэта готовили свои работы также В. С. Зинов (1940, картон, пастель музей Л. в Пятигорске не воспроизв. ), И. М. Тоидзе (бумага, уголь собственность художника), А. И. Васильев (бумага, гуашь итал.
оружие. Т. А. Маврина подготовила погрудный портрет (ок. в настоящем изд.
1838 по апр. к книгам сов. 9 Шульц В. К., Портреты М. Ю. Л. изданные в 1842-1856 гг., там же, 1882, т. 33, кн. Пыльный сюртук и чистое белье, крепкое сложение и «первичная слабость», первое и последующее впечатление о его возрасте.