Петров Водкин Тревога Описание Картины

Картина Кузьмы Петрова-Водкина Тревога-null: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

Утренний натюрморт Петров-Водкин: описание картины и связь с реальностью

2. Мимо Петрова-Водкина трудно было пройти, его не заметив. Петров-Водкин. Но трубка в руке отсылает нас к одному из главных любителей трубок, хозяину Кремля – И. В.

Сочетание папиросы и грудного младенца симптоматично. К. С. Энциклопедия банальностей. Ему вообще надлежало остаться в Хвалынске и стать сапожником. Насколько нам известно, первой заподозрила евангельский контекст этой сцены Анна Генина: «Не тайная ли вечеря нового времени, где каждый может оказаться Иудой. ». И чего от него следовало бы ждать в дальнейшей жизни. Вспоминаются и эскизы 1923 года к трагедии А. С. Космологический символизм сказывается и в портретах (Автопортрет, 1918 Голова мальчика-узбека, 1921 Портрет Анны Ахматовой, 1922 и др. ).

Петров-Водкин Кузьма 
Сергеевич: картины 
и творческий путь

Петров-Водкин Кузьма Сергеевич: картины и творческий путь

На рубеже 1920-х и 1930-х гг. 8). Это аллегория «союза рабочих и крестьян», это аллегория отзывчивого, но заблудившегося народа. Их три. В зеркале отражаются и часы. Жилищный вопрос в быту у ленинградской партийно-советской номенклатуры.

Ил. По-своему «планетарны» его натюрморты («Селедка», «Утренний натюрморт», 1918). Натюрморты Петрова-Водкина с красноречивой точностью передают суровый дух времени ("Селедка", "Скрипка", оба 1918). Протоколы. Научно-библиографический архив Академии художеств СССР. Документы. 4).

На следующий год художник стал членом объединения Мир искусства, с которым был связан до его роспуска (1924). Что в данном случае хотел сказать автор. Это «техническая» сила октябрьского бунта, победители в гражданской войне. Вне сомнений – сама советская действительность. Ил. Но художник стремится дать в картине приметы современности.

Работать хорошо и радостно. Не вышло. Оба произведения взаимосвязаны, несмотря на меньшую творческую удачу «Землетрясения».

Ил. На протяжении 1910-х годов амплитуда поисков Петрова-Водкина остается очень широкой. Его фигура – в противоположность фигурам солдат – представляется невесомой. – В. К. ). Что в известной мере мы и наблюдаем в творчестве живописца: церковная живопись у него получалась с примесью «светской», а светская – с налетом «церковности».

Меня вообще поразила картина Смерть комиссара, с убегающими с поля боя большевиками. Умирая, он обретает ореол святости. Петров-Водкин. М., 1993.

Белая ночь противопоставляется черным дням. Герои произведения полны явного волнения за свое будущее. Мрак зловеще нависает над героями «нового мира», торящими путь в «светлое будущее». Тревога не только на лицах людей. Художник специально написал натюрморт с той стороны, где и должен сидеть человек.

Картины Петрова-Водкина: 
описание

Картины Петрова-Водкина: описание

Что в данном случае могло не удовлетворять художника в эскизе. 1920 – 1930-х гг. Возникает намек на пустой оклад иконы. Первые шаги (1925), Вместе с тем это организация символического пространства, адресующая к восприятию любого фрагмента действительности с планетарной точки зрения.

В искусствоведческой литературе уже не раз говорилось о том, что термин натюрморт неудачен, не отражает сути жанра, которому более соответствуют Stilleben, Still Life – тихая или спокойная жизнь (по-немецки и английски). Рядом с матерью стоят две антимироносицы: курящая магдалина «нового мира», голова которой повязана красной косынкой и женщина, лицемерно смотрящая на мать, одновременно обнимающая магдалину, а на языке жестов – одобряющая ее антикаждение. Он ни слова не говорит о замысле, отделываясь малозначащими фразами: «Оказывается, что за пять лет солдатов нет, а есть красноармейцы, красногвардейцы, что-то другое Он принципиально считал, что великороссы угнетали «большее число наций, чем какой-либо другой народ» (VII (апрельская) Всероссийская конференция РСДРП (б). С. 214). И в результате получился аналог безжалостной «ханской» физиономии испытывающе смотрящей нам прямо в глаза. Тревога» (ил. Вся жизнь Петрова-Водкина состоит из «небывальщин».

Хотя Петров-Водкин подобную возможность ему оставляет. Ответ на заданный вопрос и внутренняя работа мастера абсолютно очевидны. В этом же письме 30 июня – 1 июля, кстати, есть и такие строки: «Перед моими глазами горизонт исчезает в ночных сумерках, наряжаясь в розовую и голубую краски».

Сочинения по картинам 
5-9 класс

Сочинения по картинам 5-9 класс

собр. Это писал не безусый, романтично настроенный юноша, а муж в возрасте полных 38 лет. Многие произведения построены по принципу двойной экспозиции ("1918 год в Петрограде", 1920 "После боя", 1923 "Смерть комиссара", 1928), что дает повод ассоциировать его живопись с языком кинематографа.

Если убрать прическу, то Предводитель становится весьма похожим на В. И. Первые робкие опыты привели пятнадцатилетнего юношу в Классы живописи и рисования Ф. Е. Бурова (Самара). Стенографический отчет). Но художник искренен в своих последних словах: он воистину передает «тревогу исторического масштаба, масштаба больших переживаний». Статьи.

Описание картины 
Кузьмы Петрова-Водкина 
«Утренний натюрморт»

Описание картины Кузьмы Петрова-Водкина «Утренний натюрморт»

Петровой-Водкиной, от 3 декабря 1902 года // Петров-Водкин К. С. Принципиальное ее отличие от "итальянской" перспективы – в расчете на динамику зрителя. В то же время созревают идеи, приведшие Петрова-Водкина к созданию единственной в своем роде художественной системы. 1997.

Пойди Петров-Водкин по «правильному» пути, он создал бы полотно наподобие «Клятвы сибирских партизан» С. В. Единственный в мировой практике пример. Испытал разнообразные воздействия как современных (французский символизм), так и старых традиций (живопись Древней Руси и итальянского Раннего Возрождения). С 1908 участник выставок «Золотого руна». Самаркандия. По сей день этот рисунок хранится в музее города Хвалынска.

"Играющие мальчики" (1911) и особенно "Купание красного коня" (1912) знаменуют принципиально важный рубеж в творчестве Петрова-Водкина. М., 1958. Многие произведения Петрова-Водкина построены по принципу двойной экспозиции ("1918 год в Петрограде", 1920 "После боя", 1923 "Смерть комиссара", 1928), что дает повод ассоциировать его живопись с языком кинематографа. Оп. Путь художника // Советское искусство.

Описание картины 
«Селедка» и сравнение 
с «Утренним натюрмортом»

Описание картины «Селедка» и сравнение с «Утренним натюрмортом»

Кто, если не человек, принес свежие полевые цветы. С. 430). Творческая судьба Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина Даниэль С. М. Творческая судьба Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина (1878-1939) складывалась счастливо. Современники свидетельствовали: «Уничтожают религию, а из Ленина сделали бога Уголки Ильича, как божницы, портретам чуть не молятся» (См: Измозик В. С., Лебина Н. Б. 1. 1916 Присмотримся к фигурам второго плана.

После смерти художника его имя было вычеркнуто из советского искусства. Самаркандия. С. 206 – 207). Каялся он, несомненно, в глубине души за свой обогрев у пламени вражеского костра. Первое, что обращает на себя внимание: люди идут в бой колонной.

Так же как и на картине «1918 год в Петрограде», мать у Петрова-Водкина — защитница, берегиня. 10). С. 205). Если руководствоваться «правдой жизни», то такое состояние неба, как на картине, бывает в полночь только в июне, но не осенью.

Картины Петрова-Водкина 
с названиями и описанием

Картины Петрова-Водкина с названиями и описанием

Общественный резонанс первых выступлений художника носил противоречивый характер. Через четверть столетия времена изменились. И если в последней композиции художник представляет «делателей» общественных потрясений и непосредственную деятельность «творцов нового мира», то в первой – коллективную расплату за содеянное.

Вот таким образом в «Землетрясении» мы не видим тектонических сдвигов в природе (страдают люди, плоды их трудов, а не природа) иное дело в «Смерти комиссара» (ил. Наталья, . Художник не верит в будущее этих людей, в жизненность их идей», – отмечает С. Сандомирский.

Эту тенденцию пытается передать в своих натюрмортах «Селедка» и «Утренний натюрморт» Петров-Водкин. Обобщения в «Землетрясении», действительно, заметны. С. 208). Впрочем и «сатира на новый быт» представляет собой упомянутую повествовательную иллюстрацию, только под углом критицизма. Это противопоставление движения реки сверху из глубины и отряда – вниз в глубину картины наводит на мысль о реке как нехитром символе жизни и об отряде – символе смерти.

  1. Тревога 1919 год — Кузьма Петров-Водкин
  2. Картина Тревога- Кузьмы Петрова-Водкина
  3. Художественная галерея : Петров-Водкин Кузьма
  4. Петров – Водкин Кузьма Сергеевич (1878 – 1939)
  5. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878–1939)
  6. КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ

С. 558). С. 391). К. С. К. С.

Ил. Через год он ей признается: «Право, твоими молитвами, но в самые трудные моменты что-нибудь да выручит» (Письмо матери от 6 марта 1920 года // Там же. 1934 В том же 1934 году, когда был написан «Портрет В. И. Понимание пространства как "одного из главных рассказчиков картины" вместе со специфическим истолкованием роли цвета (на основе первичной триады: красный, желтый, синий) определили зрелый живописный стиль Петрова-Водкина. 5).

  • Русский музей Дополненная реальность
  • Анализ творчества Петрова-Водкина
  • Русская Советская живопись: Петров-Водкин (124 работы)
  • Картина Тревога Петрова-Водкина 1919 год
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Коллекция Государственного Русского музея

Иконным изображением претендует стать сам портретируемый. Здесь художник настолько обнажает свое неприятие «гегемона» в качестве ведущего класса общества, что практически не прибегает ни к каким иносказаниям, хотя опыт существования при тоталитарном режиме заставляет его косноязычно вуалировать задуманное: «Я пишу рабочих (вариантов много). 4.

Чертами такой организации отмечены многие произведения: "Полдень. Такая «работа мысли» и становится творческим методом художника. В картине «Тревога» 1934 года можно проследить «предчувствие» политики «большого террора» Сталина, а «Новоселье» 1937 года словно высмеивает бывших буржуев. Из-за смерти Бурова пришлось вернуться через год в родной Хвалынск. Свет для них не льется сверху ибо онтологически имеет лишь горизонтальное измерение. Это личины слепой в своей жестокости толпы, знакомой художнику по холерному бунту (свидетелем которого он стал в детстве) и описанной им в повести «Хлыновск» : «Этот звук (толпы.

  • К 130-летию со дня рождения художника
  • Удивительные коллажи из книг классических произведений
  • Психоделические ландшафты окружающего нас мира
  • Отправить запрос на изготовление копии

1. У них нет не только глаз, но и ртов. В эти же годы посетил Италию, Грецию, Францию, Северную Африку. В 1910-х складывается особая художественно-теоретическая система Петрова-Водкина, где главную роль играет принцип «сферической перспективы», который позволяет изображая натуру одновременно сверху и сбоку, передавать ощущение «земли как планеты» («Полдень. Ваше имя стало некоей гарантией достойного содержания материла, который Вы представляете.

Когда он завершил свою работу «Сельдь», был 1918 г. Коллеги подняли его на смех: «Водкин рисует селёдку. » А он ответил что-то несуразное: «Это паёк блокадного времени». Тревожен и колорит картины: в многоцветье домашнего мира резко вторгается красный (юбка женщины) и синий (темнота ночи за окном). Последнее значительное произведение Петрова-Водкина – "1919год. Тревога" (1934). Искренне приняв революцию, художник создал эпически-идеализированные образы Гражданской войны («После боя», 1923 «Смерть комиссара», 1928). На рубеже 1920-х и 1930-х, вынужденный из-за болезни на время оставить живопись, обратился к литературному творчеству.

  1. Картина Тревога 1919 год – Петров-Водкин Кузьма
  2. Словари и энциклопедии на Академике

Драматизм положения Петрова-Водкина, равно и всей русской интеллигенции начала ХХ века, состоит в том, что многие яркие личности того времени иногда позволяли себе, подобно героям картины «Смерть комиссара», уходить из храма в «поисках Бога» и даже заниматься пресловутым «богостроительством», не говоря о самоочевидных увлечениях атеизмом. Космологический символизм сказывается и в портретах ("Автопортрет", 1918 "Голова мальчика-узбека", 1921 "Портрет Анны Ахматовой", 1922 и др. ). Дело сделано.

Начнем со знаменитого «Купания красного коня» – картины, которая стала зримым предвестием «грядущих перемен в жизни общества. Можно также увидеть, что «присутствие» усиливают все предметы, находящиеся на столе. Учился в иконописной мастерской, позже – в классах живописи и рисования Ф. Е. Бурова в Самаре (1893–1895), в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица в Петербурге (1895–1897), в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина и В. А. Серова (1897–1904), в студии А. Ашбе (1901) в Мюнхене, в частных академиях Парижа (1905–1908), в том числе в студии Ф. Коларосси. По причине названного противоречия художник и «продолжает разрабатывать ту же тему в ином варианте – в картине Смерть комиссара», где он разрешает подобную проблему в пользу семантической цельности произведения. Рабочие.

Космологический символизм сказывается и в портретах («Автопортрет», 1918 «Голова мальчика-узбека», 1921 «Портрет Анны Ахматовой», 1922 и др. ). Напомним: значение приставки «анти» переводится не только как «против» (чем активно в своем языке пользовалась новая власть), но и как «вместо». Впрочем, сегодня, после падения коммунистической идеологии, подобный взгляд на это полотно можно считать привычным. Советская повседневность: контуры, символы, знаки.

Тревога 1919 год 
— Кузьма Петров-Водкин

1928 Пейзаж в ней поистине играет огромную семантическую роль. Натюрморты Петрова-Водкина хочется назвать не мертвой природой (они слишком для этого живы) и не спокойной жизнью (слишком уж они неспокойны), а скорее, описательно – предметными композициями. Принципиально важным рубежом стало «Купание красного коня» (1912), в котором прочитывается стремление к синтезу восточной и западной живописных традиций. Однако представим ситуацию: комиссару повезло, он был только ранен, а потом выжил (не выжил этот – выжил другой комиссар). Прежде чем выносить приговор о неубедительном воплощении замысла, стоит задуматься: что подвигло художника к передаче «экспрессивного выражения взгляда» и лица Ленина. К. С.

Ленина» и в «1919 год. Розовый натюрморт (1918, ГТГ) весь пронизан светом, обливающим ветку яблони, рассыпанные плоды и стакан на столе. Анна Генина недоумевает: «Новоселье справляет рабочий люд, а в квартиру въезжают барскую – дорогие стулья, красивая лампа в углу, богатые оклады икон (вместо иконы – перо жар-птицы)» (Анна Генина. В первые послереволюционные годы Петров-Водкин особенно часто обращался к натюрморту, находя в этом жанре богатые экспериментальные возможности (Утренний натюрморт, 1918 Натюрморт с зеркалом, 1919 Натюрморт с синей пепельницей, 1920). Небо за окном холодно-синеватое.

Но если за пять лет до переворотов 1917 года к будущим устроителям потрясений у Петрова-Водкина были некие романтические симпатии, то через пять лет после переворотов взгляды живописца изменились на глубокую антипатию. Самаркандия. После боя.

етерлинку) обращался к литературе, особенно в свой поздний период. Смерть комиссара. Надо ли понимать, что старик говорит о причине несчастий. «Барскую» обстановку художник вводит, разумеется, специально. 3.

Плеханов. Но и Сандомирский ошибается насчет времени года. Это последняя «антиикона» мастера. Это лишь доказывает, что истинный смысл произведения надо искать не столько в словах художника, сколько в его живописных образах.

Если день – время действия светлых, добрых сил, то ночь – время тьмы, насилия, зла. Можно ли настаивать на том, что глава семейства выглядывает в окно из любопытства посмотреть на сбор рабочих по сигналу сирены, а не из-за страха, возникшего от подкатившего к дому «черного воронка», когда поневоле станешь посматривать в темноту. Ответ мы находим не в литературном наследии мастера, а на самом полотне. Кузнецов и П. С.

Для «антипьеты» это весьма важно. Совсем другой настрой и другие мысли возникали у художника в тяжком 1919 году: «Вчера по дороге в Академию зашел в церковь В храме мороз, служат в шубах, семь-восемь человек молящихся, но от всего этого, кажется, еще глубже и вечнее казались слова молитвы» (Письмо матери от 4 марта 1919 года // Там же. Петров-Водкин сразу занял место в первом ряду русских художников XX века.

И если на иконах мы привыкли видеть Богородицу с тайной скорбью в очах, сидящей на Престоле в качестве Царицы Небесной, то здесь сидит в чужом кресле-троне жизнерадостная советская женщина, бывшая крестьянка, уверенная в своем будущем, на глазах у всей публики без стеснения кормящая грудью младенца. Это настолько красноречивый ход мысли, что всякие комментарии излишни. На балконе дома изображена работница с ребенком в руках.

Подобный подход диктует важность деталей произведения. И если до революционных переворотов церковные художественные опыты Петрова-Водкина, начавшись неудачно, даже скандально, потом получили ярлык «церковного модерна», то в советское время, как признавался сам художник, религиозную живопись ему «ставили на вид» по идеологическим причинам. Пространство Эвклида. Профессор. Его лицо отмечено интеллектом, тогда как остальные персонажи на одно, примитивное, лицо.

Ради казавшегося близким торжества с библейским размахом не жалели ни камней, ни пуль. Малыш уже спит в своей кроватке, а дочь еще только собираются укладывать.

Наконец, в 1970 году вышли новым изданием его автобиографические повести. Для чего. В пейзаже центральное место занимает дорога от церкви. Мальчик, юный естественник, кормит попугая сахаром, который страшно дорог.

Сегодня можно сказать: дело было не в непонимании законов композиции, а в непонимании того, что изограф творит образ в Духе Святом, он всеми способами стремится умалить свое «я», явить не свою индивидуальность через знание тех же «законов композиции», а обнаружить через образ церковную истину. Отсюда берет начало и сам метод работы над произведением. И неважно, что замысел картины созрел в эскизе 1926 года, «красный террор» лютовал с 1918, а не с 1934 года, вот таким образом были все основания трактовать данную тему подобным образом. Первый председатель Ленинградского отделения Союза советских художников. Уже в ранний период творчество отмечено символистской ориентацией («Элегия», 1906 «Берег», 1908 «Сон», 1910).

Петров-Водкин любил обращаться к литературе в своих поздних произведениях («Пространство Эвклида» 1933 год) и создавать в них «вымышленные автобиографии». Знак советской темы – дважды повторенные кумачовые косынки на головах женщин (обратим внимание: лица их без глаз), даже красное платье на девочке-подростке, задавая цветом определенный настрой, вызывает мысль о том же, а лощеный вид представителей новой элиты (справа) лишь подчеркивает ее. За всю последующую жизнь у будущего «могильщика русского царизма» не произошло даже незначительной эволюции в отношении к государствообразующему народу, который он считал великим не достижениями, а «своими насилиями только так, как велик держиморда» (Ленин В. И. 5.

Полдень. По его мнению, бегущих солдат из композиции «На линии огня» «как бы остановило навсегда мгновение смерти поручика. Когда страна была поделена на два противоборствующих лагеря – красных и белых, то при всей «барской» обстановке комната является некой моделью красного мира. Это в свою очередь символизирует присутствие человека. Кто же он, который сдвинул страну с мертвой точки.

Письма. Сдвинули «страну с мертвой точки» монстры. Но мы не видим ничего похожего. М., 1999. 3). Преподавал в школе Е. Н. Званцевой (1910–1915) в Петербурге, в Свободных художественных мастерских (1918–1921), Всероссийской Академии художеств (1918–1933). Иначе не будет характеристического контраста.

Отсюда подбор и сочетание образов. Уже в ранний период творчество Петрова-Водкина отмечено символистской ориентацией (Элегия, 1906 Берег, 1908 Сон, 1910) здесь, безусловно, сказалось влияние старших современников (Михаил Врубель, Виктор Борисов-Мусатов, П. Пюви де Шаванн в области литературы – Морис Метерлинк). Его ранние работы выполнены в духе символизма (например, «Сон» 1911 года).

Симптоматична закрытость художника: работая над книгой «Пространство Эвклида» в начале 1930-х годов, он ни словом не обмолвился о Крымском землетрясении, хотя последняя 22 глава посвящена восхождению автора на Везувий и случившемуся тогда извержению вулкана, которое сопровождалось еще и сильным землетрясением. Принципиальное ее отличие от итальянской перспективы – в расчете на динамику зрителя. Петров-Водкин.

Разве бывает, чтобы у художника внезапно появилась аллергия на краски. Купальщицы, 1917). О. уже довольно поздно, 40 минут до полуночи.

Эскиз к картине «Смерть комиссара» В картине же найден иной человеческий образ и соответственно ему – иное лицо и иное положение фигуры. Однако его приняли в класс живописи и рисования Бурова. В «Новоселье» мастер употребил тот же ход оригинальных рассуждений, каким он пользовался в «Смерти комиссара», то есть применил наложение одних смыслов на другие, заменил идеологическое «анти» – против художественным «анти» – вместо.

Сначала эту деталь одежды можно было увидеть на молодых работницах и рабфаковках. Дело – в религиозной философии автора картины. Понимание пространства как одного из главных рассказчиков картины вместе со специфическим истолкованием роли цвета (на основе первичной триады: красный, желтый, синий) определили зрелый живописный стиль Петрова-Водкина. Художник знал Азию не понаслышке ибо побывал в самом ее сердце в 1921 году.

Может быть именно это позволяло ему читать судьбу по лицам. Этот тоталитарный мир ограничен с двух сторон решетками окон (они специально изображены тонкими, чтобы напоминать темницу одни решетки видны непосредственно в окнах, а другие – отражаются в стеклах). Именно тема сотрясения основ бытия объединяет «Землетрясение в Крыму» со «Смертью комиссара». Цветы и женская голова» (1921).

То есть художник, тонко знавший особенности иконописи, сознательно создавал «антиикону». Может быть именно это позволяло ему читать судьбу по лицам. В определенный период своего творчества Петров-Водкин сосредоточился на натюрмортах. А он каким-то непостижимым образом стал украшением. С. 333 – 334).

Человек-парадокс. Ил. Такая теплохладность веры, предательство веры всегда наказуемы. Коль художник хотел подчеркнуть любовь вождя к творчеству Пушкина, то по какой причине избрал именно «Песни западных славян», а не «Евгения Онегина» или сборник стихов поэта. В 1926 году искусствовед А. И.

Есть смысл, наверное, в том, что человек, захвативший власть в свои руки силой и хитростью, в ультимативной форме настаивавший на подписании Брест-Литовского договора, по которому немцам под контроль отходили западные земли страны, взял для чтения этими же руками «Песни западных славян». Советская повседневность: контуры, символы, знаки. Понимание пространства как одного из главных рассказчиков картины вместе со специфическим истолкованием роли цвета (на основе первичной триады: красный, желтый, синий) определили зрелый живописный стиль Петрова-Водкина. Картину «Купание красного коня» (1912 год), принесшую художнику мировую известность, отождествляют с судьбой России. Вот таким образом Кузьма Сергеевич на всякий случай подстраховывает себя самокритикой: «Между военным и стариком клетка с попугаем: некуда было ее повесить.

Они подчеркивают непримиримость ее приверженцев, которых в письме Андрею Белому Кузьма Сергеевич называет «ватагою Двенадцати Блока». С. 197). Но можно ли считать творчество Петрова-Водкина ужасным, страшным, жутким, чудовищным, кошмарным, то есть соответствующим термину «макабрический». Художник, сам послуживший «ратником лейб-гвардии Измайловского полка», стало быть, умышленно выстраивает людей колонной имея в виду некий скрытый смысл. Сильная фигура молодой женщины прочно стоит в центре комнаты.

Вместе с тем натюрморты с красноречивой точностью передают суровый дух времени (Селедка, Скрипка, оба 1918). Два образа этих военных противопоставляет и Лев Мочалов. Прежний хозяин ее, фабрикант или банкир, сбежал, очевидно, за границу. Ничего нового Петров-Водкин не сказал бы, не измени он эскиза. Чему художник находит свое художественное решение. Последнее значительное произведение Петрова-Водкина – "1919 год. Тревога" (1934).

Как писали газеты того времени, мощный факел вспыхнул в Черном море «первый удар сопровождался весьма яркими звуковыми и световыми эффектами, слышался необычной силы гул и грохот, провода сетей высокого и низкого напряжения, соприкасаясь, производили сильные вспышки и выстрелы наподобие ружейных», люди выбрасывались из окон – картина, явно отмеченная гневом Божиим. Но не менее интересно и другое: бойцы, теряющие своих товарищей их оставляют без какого бы то ни было внимания (на что обращал внимание С. Сандомирский) и, даже потеряв идейного вожака, почти не реагируют на утрату. Художник, внутренне протестуя против новых порядков, прибегает в своем искусстве к сложным, многоуровневым комбинациям символов и метафор, опираясь на спасительную возможность неоднозначного толкования художественных тропов. И напротив, не претерпевает изменения характеристик второй главный образ – образ красногвардейца, поддерживающего комиссара.

И мастер его успешно находит. Случайность ли это. Что же они переживают. Подтверждением чего является смерть комиссара: он лежит среди разбросанных, еще не заросших травой камней и, даже умирая, не выпускает из руки оружие.

Живописная природа хвалынской земли привлекает художников и по сей день. Тревога. Но одно дело формально, а другое фактически. Необходима была не просто новизна, а новый философский смысл образа. Превращение сына сапожника в знаменитого живописца, его стремительное перемещение из волжского захолустья в центры европейской культуры (Петербург, Москва, Мюнхен, Рим, Париж), его соседство с крупнейшими деятелями русского искусства в рафинированных столичных кругах – все это кажется фантастичным. Центральный образ представляет собой почти самоцитату художника из его произведения 1916 года «На линии огня» (ил.

Т. 45. Жалкие клоповники-деревни зацветут садами и любовью к труду свободному. Скрипка, прислоненная к окну, за которым виден покачнувшийся на пространственных осях пейзаж бесчисленных петербургских крыш и тесных дворов, своим изящно-артистичным силуэтом эстетизирует этот печальный мир и, в свою очередь, получает от него щемяще-минорную окраску (Скрипка, 1918, ГРМ). С. 359). Автопортрет.

Когда идет игра с заменой смыслов, то нет ничего случайного. Многие произведения Петрова-Водкина построены по принципу двойной экспозиции (1918 год в Петрограде, 1920 После боя, 1923 Смерть комиссара, 1928), что дает повод ассоциировать его живопись с языком кинематографа.

В первые послереволюционные годы Петров-Водкин особенно часто обращался к натюрморту, находя в этом жанре богатые экспериментальные возможности ("Утренний натюрморт", 1918 "Натюрморт с зеркалом", 1919 "Натюрморт с синей пепельницей", 1920). С самого раннего детства Петров-Водкин увлекался рисованием. Для освоения и уяснения себе человека того времени, тех дней, живущего рядом со мной. Ф. 7.

Примечательная дата: страна готовилась к 10-летию Октября. Интересен тот факт, что в авангарде отряда нет потерь, они оказываются лишь позади. Ленин в 1895 году признался ему, что «очень любил играть со своими сверстниками в солдатики, но, в отличие от них, никогда не имел желания быть русским генералом, а находил более приятным изображать из себя командира английского войска и с ожесточением, без жалости бить русских» – своих противников (Валентинов В. Недорисованный портрет. Оба человека изображены художником на рубеже жизни и смерти. Выступления.

Письма. вот – зарифмованная мысль о природе души и ее взаимосвязи- взаимодействии со своим земным носителем:Я вечность чувствую момента, Когда свое теряя «я», Привычные сместив акценты, Смотрюсь в глубины бытия. Скользнув душой в поток СознаньяТо ль духа, то ли естества, Меж берегов двух мирозданьяМысль созерцаю и Слова –Не как мои, совсем иные. Значение их – ощущаю я, Как бы пространства сквозь земныеСмыслы лучат они своя. И отраженье «я» второго, На чем божественного знак, То так волнующе суровоГлядит в меня, то нежно так. Его герой надеется спастись, уповая на прочность новых государственных устоев.

Вспомним впечатления Кузьмы Сергеевича от посещения им храма лютой зимой того же года. Романтически-эмоциональны, весьма самобытны по жанру его Хлыновск (1930) и Пространство Эвклида (1933) – своего рода «вымышленные автобиографии», где причудливо сочетаются черты авантюрного романа, теоретического трактата и мемуаров. Сейчас он по-хозяйски снял пиджак (единственный из мужчин. ), сидит на почетном месте и принимает подобострастные знаки внимания. Мочалова: «В картине После боя красноармейцы вспоминают погибшего товарища и его образ, как проекция их представлений, вырастает над ними». Большое время остановилось.

СПб., 2008. На берегу, между водным и людским потоками, расположился небольшой городок с церковью посередине. 53/339). В данном контексте примечательно, как шла работа художника над образом комиссара. Это и есть остров нормальной человеческой жизни, определяемой емким понятием «бытие». Свидетелем нагнетания этого культа художник стал «в дни народного прощания с Ильичем», рисуя, по воле комиссии ЦИКа, главного революционного деятеля в гробу. Играющие мальчики (1911) и особенно Купание красного коня (1912) знаменуют принципиально важный рубеж в творчестве Петрова-Водкина.

Эта романтичная затея чуть не стоила жизни молодому искателю приключений. 1919 год. Одна из первых известных работ на госпитале в Питере. Историк Валентин Сахаров доказывает факт фальсификации Л. Д. В некоторые натюрморты Петров-Водкин вводит изображение собственных рисунков и акварелей, заново интерпретируя их сообразно духу данного холста (так до него уже делал Матисс) или палитры – словом, своего рода атрибутов искусства, окунающих зрителя в атмосферу мастерской художника. Получается, что отряд слепых ведут, точнее, толкают сзади, такие же слепые комиссары.

Да и с чего бы. В их живописи предстали самые разнообразные решения проблемы мертвой природы. Причем говорит не с кем-нибудь, а с комиссаром или сотрудником ВЧК.

Крестьянин является органичным контрастом образу комиссара. Отрезвление наступило довольно скоро: в новогоднем поздравлении матери 30 – 31 декабря 1917 года он высказывает пожелание: «Чтоб кончилось безделье и хулиганство на земле русской, болтовня свою судьбу вся страна решит, творить судьбу только миром можно, а не насилием, не штыками, не тюрьмами, да не разговорами, а делом, а дело еще не делается». С автором процитированной монографии Владимиром Костиным нельзя не согласиться. Вот этот момент мне и хотелось передать. Призывы «ватаги» сам А. Блок в своей знаменитой поэме, как известно, сформулировал так: «Товарищ, винтовку держи, не трусь. Петрова-Водкина в ЛОСХе 29 марта и 5 апреля 1938 года.

Его взгляд направлен назад (в прошлое. В «Новоселье» автор им лишь как бы прикрывается и маскируется, для подстраховки даже дает второе название: «Рабочий Петроград». Однако Петров-Водкин, не ограничиваясь одной сюжетной линией, выстраивает несколько других контрапунктов. Что называется, подальше от столиц: с глаз долой – из сердца вон. Вечер, за окном сумеречно, под потолком горят лампочки и отражаются в окне. Для недогадливых художник посреди решеток помещает золотую клетку с попугаем (. ).

Эти слова искусствоведа – не просто дань торжествовавшей тогда идеологии. М., 1936. Ед.

Член обществ «Мир искусства» (1910–1922), «Четыре искусства» (1925–1928) и других. Отсюда стены – красного цвета: не первородного красного времен Красной Пресни, а успевшего «зачахнуть» и превратиться в приторно-бордовый. Но трудно приписать Петрову-Водкину интерес к приземленному быту. Не так давно получил прописку в волжском городке фестиваль Хвалынске этюды.

Пространство мира и пространство картины. С 1890 по 1893 г. Кузьма Сергеевич учился в Хвалынском четырехклассном городском училище, где, как говорил он сам, «числился на никаком счету». Форма предметов определенная и четкая. Если сравнить поручика из композиции «На линии огня» с названным комиссаром, то бросается в глаза разное отношение их к оружию. А его дар пророчества.

На картине смерть лишь подразумевается, однако нет трупов. Хлыновск. М., 1991. В картине ничто не указывает на время гражданской войны напротив, заголовок газеты, брошенной в левом нижнем углу, недвусмысленно подчеркивает то настроение, которое поселилось в обществе еще со времен «красного террора» и привело к разоблачению так называемого «Ленинградского центра» : «Враг убит».

Художнику отводилась роль одного из родоначальников социалистического реализма. Когда учитель закончил опрашивать детей, Петров-Водкин громко объявил, что «дыра» нарисована. Лето», 1917, «Весна», 1935 и др. ). В правой части полотна вождю соответствует женщина с грудным ребенком на руках.

Момент смерти передан беспомощно поникшим телом и потухшим, опущенным к земле взором (ил. Людской поток клином уползает и западает за крутой бугор (в котлован, в небытие, в преисподнюю. ), наследив умирающими фигурами. В зеркале видна горка грязной посуды и за столом допивают чай. Как тут не вспомнить повесть Н. В.

В известной степени их можно даже назвать аллегорией. хр. К вопросу о национальностях или Об «автономизации» // Полн. 2): то же положении правой руки, прижатой к груди та же наголо остриженная голова (почти одинаково падающая с нее фуражка) те же портупея и пояс От офицера царской армии красный командир отличается лишь закрытыми глазами, что уже знаменательно. На линии огня.

8. Петров-Водкин К. С. Почему Петров-Водкин, прославившийся как замечательный и тонкий рисовальщик, создавший немалую портретную галерею своих известных современников, оказался вдруг «неспособным» написать «похожий» портрет Ленина. Для Петрова-Водкина это время пришлось на вторую половину 1960-х годов.

В первые послереволюционные годы Петров-Водкин особенно часто обращался к натюрморту (Утренний натюрморт, 1918 находя в этом жанре богатые экспериментальные возможности Натюрморт с зеркалом, 1919). 17 ноября. Мастер, знавший толк в словесности и драматургии ибо написал несколько талантливых книг и пьес, выбирает для названия работы не популярное в таких случаях слово «подвиг», а именно «смерть», звучащее, как возмездие, как наказание свыше. Ожидается зима, холода.

Принципиальное ее отличие от "итальянской" перспективы – в расчете на динамику зрителя. 7. Лето" (1917), "Спящий ребенок" (1924), "Первые шаги" (1925), "Смерть комиссара" (1928), "Весна" (1935). Последнее значительное произведение Петрова-Водкина – 1919 год. Андрониковой», «Девочка на пляже. Петрова-Водкина в ЛОСХе 29 марта и 5 апреля 1938 года). С. 464). Причем его религиозная мысль становилась более отточенной и интересной не тогда, когда он прибегал к чисто религиозным темам, а когда далеко от них отходил.

Глядя на картину «Смерть комиссара», думается, что выживи главный герой в Гражданскую – он, конечно же, не вернулся бы на завод. Руководит всеми этот основной иуда. Ленина», художник создает и композицию «1919 год. Художник, носящий в первой половине своей фамилии имя первоверховного апостола, неслучайно уже в 1919 году создает для журнала «Пламя» графический лист на Евангельскую тему «Отречение Петра». Вместе с тем натюрморты с красноречивой точностью передают суровый дух времени ("Селедка", "Скрипка", оба 1918).

Статьи. Но художник все-таки не захотел давать своему герою подобного шанса и вынужден был назвать произведение «Смерть комиссара». Дьепп», «Фантазия», «В Шувалове», «Девушка в саду» и др. ). Чертами такой организации отмечены многие произведения: "Полдень. Достаточно взглянуть на холст 1923 года «После боя» (ил.

Герасимова, с героическим пафосом и советской патетикой. Сандомирский С. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. 1), посвященный якобы воспоминанию о смерти командира-красноармейца.

1926 Поражают раблезианского вида герои из группового портрета «Рабочие» (1926) (ил. Таким образом, у зрителя может возникнуть эффект присутствия, который подразумевал на своей картине «Утренний натюрморт» Петров-Водкин. В 1910 году автор создает собственную художественно-теоретическую систему, в которой пытается передать «живое смотрение» на окружающий его мир. Документы. Все перечисленные приемы и атрибуты противоположны иконописным.

Вместо вина присутствующие потребляют чай с хлебом. Пространство замкнулось.

Святой оказывается смерть. Художник любит вводить в них зеркала, стеклянные или просто какие-нибудь блестящие предметы (самовар, никелированный чайник), позволяющие ему отдаться анализу сложной игры рефлексов, преломлений падающих и отраженных во внутренних гранях пучков света. Пушкина «Борис Годунов», где несколько главных персонажей пьесы нарисованы с явными азиатскими типажными характеристиками.

Чего стоит одна буржуйка на фоне такой обстановки. Однако спустя два года, осознавая свое живописное призвание, Петров-Водкин перешел в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), которое окончил в 1904 году. Хлыновск. Хотя пластическая проработка объемов вступает в известное противоречие с условностью цвета и уплощением пространства, здесь ясно прочитывается стремление к синтезу восточной и западной живописных традиций, оказавшемуся столь плодотворным. Умер Петров-Водкин в Ленинграде 15 февраля 1939.

На полотне изображена семья. С. 21 – 23). Смерть комиссара (1928), Разнообразие пространственных позиций в картине граничит с законом тяготения: наклонные оси тел образуют как бы веер, раскрытый изнутри картины.

// Вопросы истории. Повернув голову, она настороженно смотрит в сторону окна и бережно обнимает дочь, готовая защитить ребенка от смертельной опасности. С. 69). Как "гимн Аполлону", как заклятие "чудовищного смятения" (Бенуа) современной действительности, призывом и предчувствием грядущего очищения и обновления мира была воспринята критикой появившаяся в 1912 на выставке "Мира искусства" картина Петрова-Водкина "Купание красного коня". То есть они смотрят, но это не глаза смысла, разума, мысли.

«Комната демонстративно перечеркнута уродливой черной трубой буржуйки – как отрицание царившей здесь когда-то гармонии Чужеродные предметы вторгаются в пространство и сами люди здесь чужие», – делится своими впечатлениями одна из почитательниц таланта Петрова-Водкина. Лето (1917), Спящий ребенок (1924), Первые шаги (1925), Смерть комиссара (1928), Весна (1935) и др. И, тем не менее, отряд рвется в бой. Мать Кузьмы работала горничной в доме ее сестры. Хлыновск. Подчеркнем последние слова «почему были несчастья на земле русской» Причем мы уже знаем, что «молодой фронтовик» никто иной как комиссар (ВЧК. ) и он на картине не в полувоенной, а в настоящей военной форме. Сейчас, правда, появились и другие взгляды, рассматривающие «Новоселье» с одной стороны чуть ли не как «макабрическое» произведение, с другой – в ракурсе «уплотнения бывших буржуев – как сатиру на новый быт».

М., 1975. Секулярное общество середины ХХ века стало заинтересованно оглядываться на прошлое. Петров-Водкин, вынужденный из-за болезни на время оставить живопись, вновь обратился к литературному творчеству.

Тревога (1934). Красноречиво признание Кузьмы Сергеевича: «Раз у русского нет влияния иконы, то значит это не русский и не художник». Петров-Водкин. К. С. Ленина, которого на портрете художник изобразил в 1934 году в такой же белой рубахе. И она права.

Петров-Водкин. Когда «больной организм» есть общество, серьезно страдающее классовой паранойей, другого способа общения с ним трудно придумать.

906.

Активно использовал этот принцип в картинах, посвященных материнству («Мать», 1915, «Богоматерь Умиление злых сердец», 1914–1915, «Петроградская мадонна», 1918). Его узкий разрез глаз и крутой лоб нам поистине кого-то напоминает. Рядом с холстами монументально-декоративного характера, не лишенными стилизации (Девушки на Волге, 1915), возникают психологизированные образы в оболочке почти натуралистической формы (На линии огня, 1916).

Здесь ему посчастливилось работать в мастерской Валентина Серова. На лице комиссара, вместо раскаяния в братоубийственной войне, все тем же Костиным прочитывается «огромная сила воли и вера в победу». Вместе с тем натюрморты с красноречивой точностью передают суровый дух времени (Селедка, Скрипка, оба 1918). Тревога». Жизнь замирает, цепенеет. Самый хладнокровный человек здесь – мать, прижимающая к себе грудного ребенка.

Вот этот анализ событий и поиски типажа и были моей внутренней глубочайшей работой». Выступления. Кроме того, в 1901 году он был в Мюнхене, где посещал художественную школу А. Ашбе. Вполне возможно, что данный образ задумывался художником в качестве представителя «аппаратной обслуги». «Воспоминания» – всего лишь занавес, укрывший истинный замысел автора.

Годы пребывания в МУЖВЗ отмечены литературными занятиями (проза и драматургия), подчас столь интенсивными, что художник даже колебался в выборе между живописью и литературой. С. 209). Космологический символизм сказывается и в портретах (Автопортрет, 1918 Портрет Анны Ахматовой, 1922 и др. ). Приведем определение отцов VII Вселенского Собора: «Если картина изображает гнусного человека или демона, то она мерзка и скверна так как таков и первообраз».

Именно к данной фигуре, подчеркивая ее значительность и ее деревенское происхождение, художник выстраивает с помощью домотканого половика «въезд» в композицию. Он вообще предпочитал полевые цветы садовым.

Это и есть те, кто еще живы, но по сути мертвы. Единственной фразой, наводящей нас на мысль о картине 1927 года, можно считать следующую: «Встречи с крупными земными явлениями прочищают сознание, стряхивают с него мелочи и дают обобщение» (Петров-Водкин К. С. Л. 3 – 33). О лице поручика, смотрящего в вечность, мы уже говорили в Царствии Небесном шашка излишня. Остановимся на изображении отряда. И если Карл Брюллов в «Гибели Помпеи» трактовал катаклизм как историческое завершение язычества, то Петров-Водкин, очевидно, чаял отобразить конец новоязычества – советского строя. Чертами такой организации отмечены многие произведения: Полдень.

В Москве все художники знают и интересуются. Он сидит в окружении холуев, сложил руки на груди и курит трубку. Важную деталь сообщил Г. В.

Наглядно такой прием особенно заметен в левой части холста, где за столом изображена «вечеря наоборот» : она не тайная, а явная на привычном месте Иуды спиной к зрителю сидит обычная женщина (возможно, активистка ибо «активистом» был Иуда), а места апостолов занимают персонажи с лицами штатных иуд. На предприятиях «красных уголков» становилось недостаточно, возникали Ленинские комнаты. Позволим себе сделать аналогичное построение, тем более что сам Петров-Водкин прибегает к образу комиссара в своей последней большой композиции «Новоселье», о которой речь впереди. Ведь потом последовали росписи в храмах Василия Златоверхого в Овруче (1910), в Морском Никольском соборе Кронштадта (1913), росписи и витраж в Свято-Троицком соборе города Сумы (1915) все они так или иначе получили признание Церкви, хотя сам автор был к ним строг: «Я себя также виню за то, что ни одна из этих работ не доведена до выразительности Джотто или Рублева, а это и доказывает – к стыду моему, – что как я ни изучал древнерусскую иконопись, как ни был влюблен в нее, а ее законов композиции, верно, так и не понял до конца» (Петров-Водкин К. С. Пространство Эвклида.

Объяснение художника своего замысла в газетной публикации приходит в противоречие с его собственными словами, произнесенными на творческом отчете в ЛОСХе: «Кругом светлая белая ночь, примерно десять с половиной вечера» (Стенограмма творческого отчета К. С. Художник объяснял свой замысел так: «Время действия – 1922 год. С. 65). На картине время к зиме и ночи» (Сандомирский С. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин). И дело здесь не в «сферической перспективе», которую открыл и охотно применял художник, хотя и перспектива в качестве одного из художественных средств настраивает зрителя на раскрытие основного замысла композиции.

Что убедительно подтверждается и «сферической перспективой», для которой помимо глубины теории характерна авторская точка зрения с высоты птичьего полета. Лето (1917). Каждый узнает в себе человека, уважать в себе его будет, а вот таким образом и других будет уважать. Это обобщение родных мест и Родины в целом послужило основой композиционного построения пейзажа в картине». Позже Петров-Водкин напишет: «Жили мы за время росписи безалаберно и бродяжно. С. Сандомирский задается вопросом: «Почему смерть комиссара, а не командира.

На рубеже 1920-х и 1930-х гг. 1923 Прежде всего стоит обратить внимание на эволюцию взглядов художника. Может быть именно это позволяло ему читать судьбу по лицам. В первые послереволюционные годы художник особенно часто обращался к натюрморту, находя в этом жанре богатые экспериментальные возможности ("Утренний натюрморт", 1918 "Натюрморт с зеркалом", 1919 "Натюрморт с синей пепельницей", 1920). И К. С.

Образ Ленина написан так, как и был задуман. XX век: картинки с выставки // Знамя. Может быть именно это позволяло ему читать судьбу по лицам. Данное обстоятельство особенно подчеркивается боковыми безглазыми фигурами красноармейцев.

Стенографический отчет. До блокады Ленинграда оставалось 23 года. И как вообще «самый передовой пролетарский художник» в разгар репрессий открыто рассуждает о «вселенской иконописности» и, не таясь, переименовывает свою старую картину в «Петроградскую Мадонну». (3) И хотя на картине изображено, вероятно, утро, но «розовый горизонт» тоже можно видеть. Социальная тема осмысливается здесь через традиционный образ мадонны.

Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878, Хвалынск Саратовской губ. Весна (1935). Замысел весьма очевиден и говорить о неудачности его воплощения будет ошибкой.

Троцким этой работы Ленина (подробнее см. : Сахаров В. Подлог завещания вождя // Молния. Ил. Описание картины «После боя» 1923 года дает понять зрителю, что художник пытается идеализировать образ гражданской войны. «Следует заметить, что у красногвардейцев нет глаз. Именно тогда написаны автобиографические повести «Хлыновск» (1930) и «Пространство Эвклида» (1933). И как его за это не покарали.

Так, «Утренний натюрморт» можно описать, как некую «поэму» о пространстве и вещах в нем. 1918г. Он вполне обдуманно выбрал тему для композиции, работая над ней там же, в Крыму. По поводу него С. Сандомирский замечает: «В центре крепкий, крутолобый, с узким разрезом глаз, уверенный в себе сдержанно улыбающийся Предводитель в белой рубашке».

К. С.

На таких мировоззренческих условиях и позволялось специалистам изучать его творчество. 2001. Играющие мальчики (1911) и особенно Купание красного коня (1912) знаменуют принципиально важный рубеж в творчестве Петрова-Водкина. А после работы в саратовском храме молодой человек раздраженно скажет: «Никогда, кажется, в жизни не буду связываться с попами» (Письмо матери, А. П. Но и сегодня некоторые православные исследователи (имена коих не провожу по причине нежелания спорить с ними ибо предмет спора надуман) пытаются упомянутую юношескую неудачу в храме Казанской иконы Божией Матери спроецировать на все наследие мастера (тогда почему только К. С.

соч. Рабочая семья получила новую квартиру в центре города. Гоголя «Портрет». Весна.

К. С. Его черты проступают в некоторых героях повести «Хлыновск». В картине Смерть комиссара фигура умирающего написана прозаически сурово. В эскизе 1927 года «комиссар – такой же красноармеец, как и другие бойцы отряда. Петров-Водкин и П. В.

Значит, дело здесь не в «правде жизни», а в философском осмыслении художником сюжета. На кого направлен взгляд собаки и чьи спички лежат на столе. Трудно поверить в слепые совпадения. В настоящее. ) в точку удаления отряда. Если весна, то в половине одиннадцатого вечера (на картине часы показывают на один час больше) ночь темна.

Сталин произнес свою крылатую фразу: «Жить стало лучше, товарищи, жить стало веселее»). Пространство Эвклида. Врага один в другом не увидят – недоверия не будет друг другу» (Петров-Водкин К. С. Сталину. За год до картины «После боя» Петров-Водкин создает портрет Анны Ахматовой с началом работы над «Смертью комиссара» напишет Максимилиана Волошина через четыре года после окончания работы – портрет Андрея Белого (поэту художник обязан своей литературной школой он был с ним в нечастой переписке).

После созерцания личин красноармейцев можно ли вести речь о каких-либо воспоминаниях. Лето" (1917), "Спящий ребенок" (1924), "Первые шаги" (1925), "Смерть комиссара" (1928), "Весна" (1935) и др. Плодотворно работал также как художник театра и педагог (преподавал в школе Е. Н. Званцевой (1910–1915) и Академии художеств (1918–1933). Энциклопедия банальностей. Петров-Водкин.

В его натюрмортах довольно часто встречаются букеты полевых цветов: «Утренний натюрморт» (1918), «Натюрморт с самоваром» (1920) и «Натюрморт. Хотя своим названием картина адресует к конкретным историческим событиям, она сочетает в себе контрастные смыслы и вырастает до символа целой эпохи. Разложенные и расставленные на столе вещи художник рассматривает сверху, так что расположение их поддается точной фиксации и они видны как на ладони полированные грани чайника или покрытая стеклом поверхность стола удваивают изображение, позволяя взглянуть на него с невидимой художнику стороны. Один из них художник уклончиво объясняет: «В правом углу картины разговор молодого фронтовика со стариком, который прожил долгую жизнь и знает, где раки зимуют и почему были несчастья на земле русской. ». Поездка в Северную Африку послужила основой работ, показанных в парижском Салоне (1908), а затем и на родине. Или к погибшим раньше комиссара. ), комиссар устремляет предсмертный взор вперед, (в будущее.