Пикассо П Девочка На Шаре
«девочка на шаре»— картина Пабло Пикассо, написанная в 1905 году. «девочка на шаре» – это размышления Пабло Пикассо о судьбе искусства и художника в целом. Задуманная, вероятно, как подготовительная работа к неосуществленному «Привалу комедиантов», картина «Девочка на шаре» стала законченным и одним из самых совершенных произведении розового периода Пикассо.
Девочка на шаре, Пабло Пикассо, 1905
Разрешение противоречия между ними было одним из важнейших вопросов античной литературы. Так, нога девочки зрительно опирается на колено акробата.
Главная идея картины – конфликт форм. Оставшийся в эскизах эпизод художник превратил в другую картину меньшего размера — «Девочку на шаре». Пикассо подружился с артистами труппы.
На получившемся в итоге полотне «Семья акробатов» подростка на шаре уже нет.
Девочка на шаре картина Пабло Пикассо
Одна любовница сменяла другую, связи с мужчинами, алкоголь, опиумные запои. В глазах гимнаста сквозит забота и тревога за будущую жизнь гимнастки. На полотне изображена репетиция уличной труппы.
Но автор не просто копирует жизнь. Мы словно бы видим грезы, любовь, преданность и нежность, силу и мужество. На горизонте Пикассо изобразил часть бродячей труппы, какие он видел в детстве на родине. Период, в который создавалась эта картина, получил название розового.
Молодой Пабло Пикассо, обосновываясь в начале прошлого века в Париже, постигал мир богемы. Но картина Пикассо «Девочка на шаре» не является буквальной аллегорией Фортуны и Доблести, ее содержание гораздо шире. На дальнем плане мы можем увидеть женщину с ребёнком, собаку и лошадь. Художник также написал «Автопортрет в костюме Арлекина в кафе» (1905 г., Нью-Йорк). Обыгрывается контраст движения и неподвижности.
Описание картины «Девочка на шаре»
Но художник не сразу пришел к ее образному и композиционному решению. В «Девочке на шаре», как и в других произведениях на тему странствующих комедиантов, Пикассо стремится создать микро-общество, семью актеров как особый мир, противостоящий современному художнику обществу, строящийся на абсолютно иных началах, началах человечности и искусства. Они являются необходимым дополнением для главных фигур художник показывает целую семью актеров, маленький, жизнеспособный коллектив, ведущий замкнутое, независимое существование.
Своим физическим обликом он может напомнить фигуры юношей с фресок Сикстинской капеллы Микеланджело, а духовной сосредоточенностью — «Меланхолию» Дюрера. Сам Пикассо чувствовал особенную близость к актерам, акробатам, атлетам.
В его позе, чуть согнутой спине и взгляде читается усталость, но скорее не физическая, а от тягостей жизни бродячего артиста. Было понятно, что у него один путь – в художники. По словам британского искусствоведа Джона Ричардсона, знавшего Пикассо, художник написал ее на обороте закрашенного мужского портрета из экономии, потратившись на холст и краски для «Семьи акробатов». Пабло Пикассо родился в семье художника.
Другая формулировка той же мысли, проникнутая верой в человеческие возможности, — это слова Плиния Старшего перед восхождением на Везувий: «Удача сопутствует сильному». Разве не нарушали сложившиеся в обществе правила — формальные и неформальные. Похоже, слова Аполлинера о живописи Пикассо 1905 года: «Колорит обладает матовостью фрески. », – относятся именно к «Девочке на шаре».
Эта картина, как сказка, в которую хочется верить, несмотря ни на какие глобальные сложности человеческого бытия. Если в «голубом периоде» Пикассо всё больше отдавал предпочтение различным человеческим страданиям из-за чего они были довольно мрачными и унылыми, то «розовый период» в его искусстве является более радостным и жизнелюбивым. Именно через нее он выражает свои идеи, свое мироощущение. В его бедной художественной мастерской зимой даже вода замерзала – так бывало холодно.
Мы словно бы видим грезы, любовь, преданность и нежность, силу и мужество. Морозов.
Пабло Пикассо "Девочка на шаре": описание картины
В раскрытии содержания этого произведения большую роль играет пластический контраст. Вместе с Аполлинером Пикассо часто ходил слушать лекции близко знакомого ему поэта Ж. Мореаса, основателя «романской школы», которая ставила своей целью оживление греко-латинской традиции в противовес всем современным течениям и принципам в искусстве. И произведение «Девочка на шаре» (картина Пикассо «розового» периода) — яркий тому пример. В этой картине мы можем увидеть, что в творчестве Пикассо ещё сохранились некие последствия «голубого периода» – унылый пейзаж, но уже намечаются позитивные изменения в пользу нового периода – изображение весёлых циркачей. А тема родства и общечеловеческих отношений – в живопись художника в тот период. На полотне изображены сидящий взрослый мужчина-акробат и хрупкая девочка, которая грациозно балансирует на шаре.
Вскинутые руки ищут опоры в воздухе, ладони сжимают как бы второй, невидимый шар. На Монмартре так жили многие творческие люди и многие не выдерживали. Настоящая статья является попыткой восполнить этот пробел. Картина написана в 1905 г., в образно выражаясь «розовый период» творчества Пикассо.
История одного шедевра: «Девочка на шаре» Пикассо
Балансирование на шаре было обозначением Фортуны, по крайней мере, с эпохи Возрождения. Главные фигуры картины не только противостоят друг другу, но и образуют на плоскости единую конфигурацию, внутри которой шаткое движение девочки уравновешивается, успокаивается «квадратностью» атлета. Тема судьбы не случайна в раннем творчестве Пикассо.
Картина наполнена воздухом, в ней много полностью чистых цветовых полей. Пустынный пейзаж, на фоне которого изображены герои, является своеобразной метафорой атмосферы, в которой живет искусство. Были времена, когда женщина, с которой он жил, не могла выйти на улицу – банально не было обуви. Так, в картине «Странствующие комедианты» Пикассо наделил Арлекина автопортретными чертами, а старому клоуну придал особенности лица и фигуры поэта Г. Аполлинера. Картина Пикассо «Девочка на шаре» — один из шедевров изобразительного искусства.
Одновременно с этим, автор использует и огрубление фактуры живописи, опрощение стиля, проявившееся в более ранние годы. Тема дружбы, внутренней общности и взаимопомощи также просматривается в работе. Участь семьи отдана на волю судьбы. Голова акробата и фигура девочки разрабатываются и в наброске, выполненном на обратной стороне гуаши «Мальчик с собакой» (1905). Однако постепенно сошли до ребусов, разгадать которые практически невозможно. И произведение «Девочка на шаре» (картина Пикассо «розового» периода) – яркий тому пример.
В Париже Пикассо пережил все – от непереносимой нищеты до сказочного богатства. Пикассо создает своей волей мир людей, которые нуждаются друг в друге. Уже Цицерон утверждал: «Доблесть ведет, Фортуна следует за нею».
Пикассо испугался, что однажды, будучи в наркотическом опьянении, он перейдет черту отчаяния и тоже покончит с собой. По представлениям классической философии в жизни человека борются, вступают в союз или побеждают друг друга два начала: внешние, безличные силы (судьба, случай) и собственная воля, достоинство человека, разум. Фортуна и Доблесть всегда понимались вместе, взаимосвязанными. В его бедной художественной мастерской зимой даже вода замерзала – так бывало холодно.
Трагическая история с картины «Девочка на шаре» Пабло Пикассо
В отличие от картин голубого периода, где фигуры занимали почти всю плоскость холста, пространство в «Девочке на шаре» раздвигается, тона, в которых оно написано, делаются прозрачнее и воздушнее. Тема дружбы, внутренней общности и взаимопомощи также просматривается в работе. Эти, на первый взгляд, второстепенные детали играют важную роль в сюжете. Устойчивость и тяжеловесность куба противопоставлена неустойчивости и подвижности шара.
В начале прошлого века среди художников большую популярность обретает жизнь и быт бродячих циркачей – именно этому посвящена эта картина. Комедиант не имеет свободы выбора и не волен идти своим путем, в желаемом направлении. Подчиненность некоей внеличной силе, нестабильность, неосознанность действия, пленительность и хрупкость — все эти качества рассматриваемого образа являются разными гранями классического понятия «фортуна» (то есть удача, случай, судьба). А на Монмартре часто отключали электричество. В «Девочке на шаре» в качестве таких двух полюсов, вокруг которых распределяются остальные моменты содержания, выступают понятия женственности и мужественности, персонифицированные в главных фигурах: на одном полюсе — юность, легкость, грация, хрупкость, подвижность на другом — зрелость, сила, массивность, устойчивость, тяжесть.
Как и подобает истерику, она соблазняет играет, увлекает и не может успокоиться, обрести устойчивость. В этом и заключена основная идея картины – надежда, которая возлагается на будущее детей, противопоставлена обреченности. Их жизнь протекает в безлюдной местности, где нет следов современной цивилизации. И «Девочка на шаре» (картина Пикассо) — одно из тех гениальных произведений, перед которыми можно завороженно простаивать часами, наслаждаясь волшебной игрой цвета и света, поразительным мастерством великого художника.
Интересные факты о картине Пабло Пикассо "Девочка на шаре"
Высоко оценивая картину исследователи при ее рассмотрении обычно не шли дальше простого указания на контраст главных фигур, хрупкой девочки и мощного атлета. Эта картина не является исключением. Обыгрывается контраст перемещения и неподвижности.
Он воссоздает ее своим искусством, мастерством. «Розовый» период Каждое произведение великого художника имеет свою историю. Контраст противоположностей также дополняет и местность.
Вначале девочка балансировала на камне, как это видно в рисунке пером под названием «Эквилибристка» (Париж). Так символизировалось непостоянство человеческого счастья. К 15 годам Пабло уже участвовал в городских выставках в родной Малаге. Периоды творчества последовательно идет за изменениями в глобальном мире.
Девочка пребывает в сложном движении. Идеей картины было показать время и постоянство, движение и неподвижность.
А был ли мальчик: 9 любопытных фактов о картине «Девочка на шаре»
Насколько легкой и воздушной кажется девочка, облаченная в сине-голубое трико, настолько «приземленным» и надежным кажется зрителю атлет. Атлет показан в раздумье и бездействии. В ту пору (1905 год) художник зачастую склонен избирать самые обыденные сюжеты для своих произведений.
Все волшебство, пронизывающее произведение великого мастера, основывается и на магии освещения, созвучии цветов, точности мазков. И «Девочка на шаре» (картина Пикассо) – одно из тех гениальных произведений, перед которыми можно завороженно простаивать часами, наслаждаясь волшебной игрой цвета и света, поразительным мастерством великого художника. Он не только силач, но и мыслитель. Молодой Пабло Пикассо, обосновываясь в начале прошлого века в Париже, постигал мир богемы. А тема родства и общечеловеческих отношений – в живопись художника в тот период.
Как устроены Пабло Пикассо «Девочка на шаре»
Герои данной картины – бродячие акробаты – захватывают воображение Пабло Пикассо: девочка на шаре, хрупкая и нежная, атлет, олицетворяющий собой мужественность и надежность. Любое неверное движение может привести к падению и к травме, которая нарушит ее развитие.
Одно из лучших произведений тех лет – «Девочка на шаре». В 1913 году картину приобрел в Париже И. А.
Картина Пикассо «Девочка на шаре»
Среди героев полотна были ребенок-акробат на шаре и наблюдающий за ним старший товарищ. Более к окончательному варианту близкое изображение фигур первого плана намечено в двух рисунках 1905 г. (Париж, частное собрание), являющихся эскизами к картине московской. Исключение образа из его прежней, привычной среды и перенесение в новое, отвлеченное окружение — важная особенность произведений Пикассо (ранних). И этот баланс очень важен.
Картина полна энергии и подвижности. Так например, в уже упомянутой картине «Странствующие комедианты», как и в эскизе к ней, кажется, что какая-то невидимая сила прижимает актеров к земле, не позволяет им двигаться: их ноги расположены так, что напоминают «балетные» позиции. Вместе с Жоржем Браком они придумали кубизм. Каждое произведение великого художника имеет свою историю. Тогда же он начал писать большую картину о быте артистов.
«Девочка на шаре», картина Пикассо: история создания и сюжет
Делают предположения, что Пикассо в это время задумал две парные большие композиции про жизнь актеров в странствии: картину «Странствующие комедианты» (1905 г., Вашингтон, Национальная галерея) и «Привал комедиантов». В графической работе «Семья акробата», выполненной в технике сухой кисти, девочка на шаре является уже в окружении многих фигур. В 1905 году Пабло Пикассо переезжает в Париж. А на Монмартре часто отключали электричество.
Мир богемы, отвергаемый обывателями, прочно входит в жизнь Пабло Пикассо. Сегодня картина хранится в Музее изобразительных искусств имени А. Пушкина в Москве. Рассмотрим картину в деталях и, не вторгаясь в компетенцию искусствоведенья изучим визуальные решения. Первое, на что можно обратить внимание — противопоставление молодости и пластичности девочки опыту и силе атлета.
Девочка на шаре, Пабло Пикассо – анализ картины
Пикассо в те годы позволял себе все – и в творчестве и в жизни. Пейзаж на заднем плане пустынен, его оживляет только несколько случайных персонажей, в том числе мирно пасущаяся лошадь. Но зато на дверях мастерской красовалась надпись «Место встречи поэтов», радующая глаз. В ту пору (1905 год) художник зачастую склонен избирать самые обыденные сюжеты для своих произведений. В цветовой гамме преобладает розовый (основный цвет этого творческого этапа), но еще слышны отголоски предыдущего, «голубого» периода, посвященного беднякам, тяготам жизни, нищете и в целом производящего тяжелое впечатление (насыщенный синий с его оттенками использовался художником как ретранслятор печали, безнадежности и пустоты). В это время Пикассо занимает мастерскую Бато-Лавуар на Монмартре.
Наконец, он является артистом. В этом шедевре «розового периода» Пикассо вновь обращается к теме странствующих цирковых артистов. Именно отец научил ребенка рисовать, причем довольно рано. Фигура девочки на шаре воплощает мечту художника о поэзии жизни и вместе с тем напоминает о мимолетности всего прекрасного, а мощь атлета как бы защищает ее от жестокости действительности. Полотно было написано в 1905 году. О замысле второй композиции известно по эскизам и работам подготовительного характера.
Эта картина не является исключением. Картина «Девочка на шаре» является ярким примером «розового периода» творчества Пабло Пикассо, а точнее произведением переходного периода от «голубого» к «розовому». Он воссоздает ее своим искусством, мастерством. Но зато на дверях мастерской красовалась надпись «Место встречи поэтов», радующая глаз. Это заложенный природой механизм, дестабилизирующий общественную систему в целом, но, одновременно, раздвигающий границы общечеловеческого восприятия. В цветах, которыми нарисована девочка, есть тревожность.
Перед нами подлинное осуществление классического идеала Virtus, то есть Доблести или Добродетели. После одиночества голубого периода новая обстановка, в которой оказался молодой Пикассо, способствовала смягчению тональности его живописи, что ощущается в эмоциональном строе «Девочки на шаре», решенной в романтическом, просветленном ключе. Мир богемы, отвергаемый обывателями, прочно входит в жизнь Пабло Пикассо.
историяоднойкартины Пикассо «Девочка на шаре»
«Девочка на шаре» – ключевая картина «розового периода» Пикассо. Но автор не просто копирует жизнь. Потому пейзаж так напоминает испанские земли. Для понимания содержания «Девочки на шаре» нужно также возвратиться к тому обстоятельству, что в ней аллегорическая тема проецирована на изображение цирковых артистов. Причем их шансы равны. Сопоставление двух противоположных качеств (слабости и силы, старости и молодости и т. п. ) — существенная черта поэтики раннего Пикассо.
Противопоставление между девочкой и атлетом можно также определить как «действие без мысли» и «мысль без действия».