Пиросмани Картина Маргарита
Наиболее известная картина Пиросмани «Актриса Маргарита» окутана, как и вся жизнь художника, флером щемящей грусти и одновременно загадкой. Ходит красивая легенда о том, как на выставке картин Нико Пиросмани в Лувре в 1968 г. перед портретом актрисы часто подолгу стояла пожилая женщината самая Маргарита де Севр. Благодаря им, были спасены «Кутеж кинто», «Черный лев», «Ортачальские красавицы», «Актриса Маргарита» и еще 80 картин Пиросмани, нарисованных на грубой клеенке и пылившихся где-то среди дворницкой ветоши.
Она изображена на известной картине Пиросмани Актриса Маргарита.
Описание картины «Актриса Маргарита»
Эти копии в дальнейшем и разошлись по рукам. Но бизнесмена из Пиросмани не получилось – через несколько лет он разорился. Да, это была постаревшая Маргарита де Севр. При этом талантом своим не кичился (соглашался, к примеру, покрасить стену или написать название улицы). Он опаздывал на работу, нарушал служебные инструкции, за что получал штрафы от начальства. Несколько месяцев учился в типографии. На нем мы видим ухоженного и хорошо одетого юношу. В конце концов кто-то заметил сходство ее глаз с глазами на портрете.
Но разве ему, городскому жителю, место в деревне. Покупатели сильно удивлялись, даже пугались и картин не брали. Обителью тебе станет рай. Он часто сидел неподвижно и смотрел в одну точку невидящими глазами.
Описание картины Нико Пиросмани «Маргарита»
Произносящий тост обычно стоит. К примеру, кто-нибудь говорил: «Нико, дорогой. Однажды в музей пришла старушка и долго стояла возле картины «Актриса Маргарита», а потом заплакала. У меня талант устал».
Там Пиросмани иумер, неприходя всознание. Во-первых, это граничит с подлинностью его работ. Растроганная актриса велела передать ему записку, в которой просила прийти. Сегодня из нескольких тысяч его творений сохранились лишь около 300. Я навсегда запомнил его клеёнку «Князь», где бледный старик в чёрной черкеске стоит с рогом в руках на скудной земле.
«Черный» – самый величественный и яростный. В марте 1909-го года на тумбах в Ортачальском саду появилась афиша: «Новость. Клеёнки были чёрные и белые. Порой бывал очень мнителен, спрашивал: «Зачем вы оказываете мне гостеприимство, если у вас нет задних мыслей. » Мог обидеться непонятно на что, раскричаться. Однако небольшой лучик счастья все же мелькнул в тяжелой жизни художника.
Рано осиротел. Но слава пришла к Нико очень поздно. Ему было 56 лет.
колорит разрабатывает не по правилам. Животных, которых он именовал «друзьями своего сердца», Пиросмани наделял нередко большим, по сравнению с людьми, психологизмом и передавал в их образах чувства сострадания, нежности, восхищения, страха, а порой и глубокого драматизма. Белый барашек, перевязанный розовой лентой, показан в профиль, повернутым слева направо. Среди его известных картин такие как «Актриса Маргарита», «Гумно», «Дворник», «Кутеж трех князей и другие». Попросту сбежала с богатым кавалером, оставив среди жителей Тифлиса воспоминания о великой любви: однажды возле дома актрисы собралась толпа зевак, которые недоумевали, глядя на «целое море цветов», выросшее под ее окнами, – таков был подарок от бедного художника. Настенные росписи были уничтожены вместе со старыми зданиями или намеренно большевиками. 24 марта 1913 года в Москве на Большой Дмитровке открылась выставка живописи художников-футуристов «Мишень», где, наряду с произведениями известных художников, в первую очередь Ларионова и Натальи Гончаровой, были выставлены и несколько картин Пиросмани, привезённые из Тбилиси Ильёй Зданевичем.
Клеенки были черные и белые. Глубокий кашель неоставлял его, ноги, руки, спина, грудь болели. Все это кажется страницами некой саги о Грузии – современной и «былых времен». Был ли на ней сам Нико, неизвестно. Но при всем своем индивидуализме, он был укоренен в народную почву, хранившую в своем «культурном слое» память о древнем и средневековом искусстве.
Было ли их действительно миллион или меньше история умалчивает. Пиросмани принадлежит всему человечеству». А в букете была записка с просьбой о встрече. Все они кажутся, как в стихотворении Блейка (посвященного, правда, не льву, а тигру), гимном Творцу, чья «мощная ладонь» сотворила одновременно ягненка и царя зверей, похожего на «живой огонь». И все тебе там будет и жить будешь одной семьей с архангелами Михаилом и Гавриилом». Сирень, акации, анемоны, бегонии, лилии, маки, пионы выгружали охапками прямо на мостовую.
Сочинение-описание картины Пиросмани «Маргарита»
В июле 1913 года в тифлисской газете «Закавказье» Е. К. Псковитинов напечатал ещё одну статью о Пиросмани. Несколько месяцев был в обучении ремеслу в типографии, затем ушёл оттуда и жил в доме Элизабед Ханкаламовой (сестры Калантаровых), затем у её брата. Зданевичи взялись за гениального примитивиста Нико всерьез: отвезли четыре его картины на выставку в Москву, Илья написал статью в газету «Кавказская речь», другую с его подачи опубликовало иллюстрированное издание «Сахалхо Пурцели» (там поместили репродукцию «Свадьбы в Кахетии» и фотографический портрет самого Пиросмани). Известен его гордый ответ на предложение торговца Месхишвили поступить к нему на службу: «Кандалов на себя надеть не хочу».
Выходец из крестьянской семьи, он родился в селе Мирзаани в Кахетии. Картины писаны на клеенке. В 1870 году умер отец, вскоре после этого мать и старший брат. Но он сделал это уже после гастролей Марго и по причине весьма прозаической.
Однако жилось Нико у «важных господ» хорошо: его растили как родного сына, выучили грузинскому и русскому языку, потакали его увлечению живописью. Она приехала в Тифлис с бродячим театром. Может быть, все эти горы цветов он прислал ей в память этого полузабытого дня. Но как бы там ни было, желаю всем иметь таких друзей, какие были у Нико Пиросмани. Во всем этом художник начала ХХ века был наследником средневековой фресковой живописи, в которой происходило последовательное движение от темной, порой даже черной основы к более светлым тонам и, наконец, к «пробелм», воплощающим Божественную энергию. Ниже его морды – большой кулич на подносе.
Выходное пособие вложил в молочную торговлю и вместе с компаньоном Димитрой Алугишвили открыл молочную лавку, для которой нарисовал две вывески «Белая корова» и «Чёрная корова». Но кем. Поняв, от кого цветы, Маргарита, по этой же версии легенды, вышла на улицу и крепко поцеловала Пиросмани в губы.
Но, говорят, в тот день опустели все цветочные лавки Тбилиси. Нико Пиросмани был замечен «Обществом грузинских художников». Бессмысленно их перечислять. Рисовал Нико всегда в стиле примитивизма, что тоже стало причиной интереса к его картинам.
Картины его не продавались. Будучи приглашенным на заседание Общества грузинских художников Пиросмани сказал фразу, которая могла бы служить эпиграфом к главе о «кутежах»: «Вот, что нам нужно, братья. И вновь оказался без профессии, без дома, без положения. Как сложилась жизнь Маргариты Севр истории не известно.
Жил в зажиточной семье Калантаровых в Тифлисе, куда мальчика отдали в услужение. Маргарита де Севр – французская певица и танцовщица кафешантана (увеселительное заведение-кафе или ресторан с открытой сценой). Отстроив сестре дом (добротный, с железной крышей, каких в Мирзаани отродясь не бывало), он уехал.
Как оценить и продать картину Пиросмани
Но судьба Пиросмани была тяжелой. Каждый предмет, сохраняя самоценность, становился знаком в изобразительном «тексте», причем пластическая речь художника отличалась исключительной энергией и интуитивной организованностью. Незакрашенные поверхности создавали фон или части фигур. Так, шляпа у «Дамы с зонтиком» представляет собой пластично изогнутый обод, на котором несколькими мазками обозначены цветы и все в целом напоминает живопись французских импрессионистов и постимпрессионистов. Снял небольшое помещение, которое украсил изображениями коров, а над входом нарисовал красивую вывеску.
И даже самый широкий жест – огромное количество цветов, которое Нико Пиросмани отправил Маргарите в собственный день рождения, не смягчил ее сердце. Пирующие, как правило, сидят за столом, покрытом скатертью. Когда Нико исполнилось 20 лет, отвели к фотографу сделать портрет. На концерт Пиросмани не попал и никогда не встречался с Маргаритой – всё по Паустовскому. Такая вот история.
Научился читать по-грузински и по-русски, но не получил никакого формального образования. Я не такой, как вы все. И крестьяне и горожане стоят у него на земле, осененные небом.
Он просто потерял голову. Так, специалисты московской НИНЭ имени Третьякова рассказали о том, что с конца 1990-х годов к ним массово приносили на экспертизу картины Пиросмани, которые на поверку оказались копиями. В реальной жизни Пиросмани такие праздники случались редко.
Похоронен как бездомный и безродный. Он был уничтожен. Прожив всю жизнь в нищете, он так и умер от голода и болезней в возрасте около 56 лет (сведения по его биографии довольно примерны).
Только семь гастролей красавицы Маргариты де Севр в Тифлисе. Там подавались блюда, приготовленные на французский манер и французские же вина. Безответный.
Вот таким образом Пиросмани купил разные цветы и усыпал пестрым ковром их на улице перед ее домом. И по какому случаю. «Элисабет, Калантар, перестаньте спорить с Николаем. Исчез и ящик с «жательменом» вместо него явился какой-то безобразный заплечный мешок. Остаток жизни он действительно прожил в нищете и забвении, скитаясь по друзьям. В окнах появились первые хозяйки.
Каких цветов тут только не было. Впрочем, о бессмертии своих работ Нико, кажется, совсем не думал.
«Знаковость» обуславливала несравненную свободу и смелость обобщения у Пиросмани, экономность его письма использование отработанных приемов, создание своего рода пластических формул для каждого элемента натуры. «Ни у кого из художников я не знал подобного ощущения Грузии, как у Нико. Они были посланы певице. Художник так и не смог завоевать Маргариту.
Кстати, черная, маслянисто-матовая, пупырчатая пленка, выпускаемая для каких-то сложных технических нужд, на которой он нарисовал большинство своих картин, тоже стоила немало (рисование самодельными красками на клеенках, якобы покрывавших столики в духанах, — не более чем часть мифа о Нико Пиросмани). Работник из Пиросманишвили получился не очень ответственный. Поздняя иранская сирень.
Один из самых известных натюрмортов так и называется: «Да здравствует хлебосольный человек. » Симметрично и вместе с тем, непринужденно размещены на черном фоне кувшин, бутылки, стаканы с вином, бурдюк, рог, шампуры и блюдо с вином. Купите лучше мне краску» (он писал английской, довольно дорогой). Но чаще мы видим анонимного рыбака, дворника, повара, шарманщика, грузчика, грузинку с бубном, даму с зонтиком, крестьянку с детьми или «ортачальскую красавицу» (женщину легкого поведения из пригородного района Ортачала). Старушка оказалось той самой Маргаритой де Севр. Все они в разное время вдохновлялись примитивным искусством вроде купеческих вывесок. В 1890 году поступил на работу тормозным кондуктором на железной дороге. Всё как в песне Пугачёвой.
В Тифлисе у него не было собственного дома, он вынужден был ютиться по подвалам. И краски на ней от времени не покрываются мелкими трещинками — кракелюрами. Художник рисовал то, что видел, делая это быстро и без исправлений. Лишь в 1962 году журнал «Курьер ЮНЕСКО» напишет: «Значение этого художника выходит за пределы Грузии. Впечатление от некоторых вещей, сделанных в такой манере, было необыкновенным. Купим большой стол, большой самовар, будем пить чай, много пить и говорить об искусстве» Этот «кутеж художников» оказался утопией и никогда не был написан, но свою мечту о братстве людей Пиросмани реализовал в изображениях других пиров, в которых принимали участие почти все сословия, включая русских молокан и которые были столь характерны для тогдашней Грузии.
Понемногу учился живописи у странствующих художников. Отвергнутый Пиросмани не ожесточился, а простил Маргариту. Хорошая картина, но нарисуй на ней зайца. » Нико отвечал: «Нет, здесь не нужен заяц. По словам Игоря Оболенского, художник не задерживался ни на одном месте работы, поскольку был слишком добрым: в молодости, работая кондуктором на железной дороге (к слову сказать, среди его коллег был молодой Федор Шаляпин), он позволял многим ездить зайцами, а позже чуть не привел к разорению собственную молочную лавку, раздавая продукты в долг. Но как позднее он заметил, холодное сердце Маргариты вряд ли кому-то удалось растопить.
Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
Ведь в них нет напыщенности и помпезности, характерной для картин многих академистов, нет надуманных идей авангардистов и иных представителей искусства. Онсоглашался съесть тарелку супа икусок хлеба, которые давали ему измилости. Еще рассказывают, что когда в 1969 году в Лувре экспонировались 85 «примитивных» шедевров Пиросмани, к картине «Актриса Маргарита» каждый день приходила старая женщина.
Отработанные в отдельных произведениях образные мотивы соединялись в больших панорамных панно, таких, например, как «Кахетинский эпос», в котором добро и зло показаны с поистине эпической объективностью. Взволнованная Маргарита, еще ничего не понимая, быстро оделась. Французская актриса и танцовщица Маргарита де Севр приехала в Тбилиси на гастроли. Маргарите он был вручён во время или сразу после концерта. Теперь Пиросмани постоянно бормотал что-то себе под нос. Перепродавцы же платили Пиросмани за его картины гроши.
Она догадывалась, что этот праздник устроен для нее. Ранее гордый исамолюбивый, теперь онбыл готов навсе. Поразительны также поистине пламенные львы. Но Пиросмани не соглашался на это.
Однако даже возросшая популярность не принесла Нико богатства. Грузинский художник – анималист Нико Пиросмани увидел ее выступление в тифлисском дукане (трактире) и потерял голову. Среди них есть «именные» изображения — Илья Зданевич, духанщик Александр Гаранов, актриса Маргарита, с которой романтическая легенда связывала разорение Пиросмани, когда он был владельцем лавки, Шота Руставели и царица Томара.
Уильям Блейк: необычные картины английского поэта
Я никак не мог понять, какими красками было передано это освещение. Это была любовь к актрисе, которая гастролировала с бродячим театром. Так, очень милым получился образ актрисы Маргариты де Севр — той самой возлюбленной, воспетой в «Миллионе алых роз», ради которой художник совершил отчаянный поступок. Там Маргарита блистала на сцене до тех пор, пока ей не пришлось уезжать. В среде тифлисских художников Пиросмани чувствовал себя чужим. Главный принцип живописи Пиросмани состоял именно в контрастах, цветовых и световых. Окружающие вообще считали его человеком не от мира сего.
Пиросман. Девушка была воплощением красоты Востока. В память о своей любви Нико в 1909 году написал картину «Актриса Маргарита». Нико Пиросмани родился в крестьянской семье в 1862 году, младшим из четверых детей. Варьируя типажи и число пирующих, присоединяя к ним музыкантов и официантов, меняя пейзаж и время суток, в которое происходит действие, а также формат и размеры картины, Пиросмани создавал неповторяющиеся по образному звучанию произведения, от предельно монументальных в своей обобщенности и статичных (их примером может служить «Кутеж» из московского Музея Востока) до более динамичных, живых и даже имеющих жанровый оттенок. Вот таким образомженщины, полные восхищения и гордости от сознания тайны, приблизившейся вплотную к их стертым, знакомым до последней трещины порогам (а они знали все трещины потому, что им приходилось часто мыть эти пороги), крепко держали за руки детей и не отпускали их от себя.
Сочинения по картинам 5-9 класс
Часто он говорил заказчикам: «За деньги рисовать не хочу. Как бы там ни было, они оказались прекрасным материалом для картин: изображения на них не покрывались трещинами со временем, как это случается с холстами. Ночевал вподъездах, забираясь втемные углы, стараясь остаться незамеченным под лестницей, скорчиться так, чтобы меньше ощущать сырой пронизывающий холод. На данный момент неизвестно, куда делись эти письма и что в них было написано. Про Нико говорили, что он живет «как птичка», не заботясь ни о прошлом, ни о будущем. Но признание ничего не поменяло в жизни Нико. «Иранский» — словно сошедший с иранского герба. Художник умер в полной нищете.
Например известная песня «Миллион алых роз» отражает тот момент, когда влюбленный Пиросмани потратил все средства, чтобы сделать подарок приехавшей из Франции актрисе (об этом ниже). Головинский проспект стал ему ненавистным, а район духанов и саклей — чужим.
Дело было весной и, на самом деле, роз еще не было. Театр «Бель Вю». Но Маргариту не забыл до конца своих дней. Таковы его «пасхальные барашки», символы жертвы Христа, часто потрясающие зрителя своей человечностью и трагизмом.
- Миллион алых роз или Кем была женщина из-за которой разорился художник Нико Пиросмани
- Нико Пиросмани иего шедевры заеду
- Актриса Маргарита — Нико Пиросмани
- «Миллион алых роз» Нико Пиросмани
- Лекцию о любви Пиросмани прочитали рижанам
- МИЛЛИОН АЛЫХ РОЗ, ИЛИ КЕМ БЫЛА ЖЕНЩИНА, ИЗ-ЗА КОТОРОЙ РАЗОРИЛСЯ ХУДОЖНИК НИКО ПИРОСМАНИ
- Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
- Жил-был художник один: миллион алых роз Пиросмани
Холстов или других специальных материалов также было не сыскать. Позади него виден доведённый почти до топографической схемы горный Кавказ. Пестреют вывески духанов, звучат зурна и шарманка, стройным грузинским многоголосьем поют «Сулико», «Алаверды», «Маруся отравилась» и даже «Семь сорок» Льется рекой молодое кахетинское маджари, днями напролет сидят за столами кинто — прожигатели жизни, весельчаки и бездельники.
Она заросла плющом. «Желтый» – с янтарными глазами, «светло горящий» используя выражение английского поэта У. Блейка, на иссиня-черном с зелено-желтыми листьями фоне яростный, но по-детски сказочный и не страшный. В мае 1916 года Зданевич устроил однодневную выставку работ Пиросмани в Тифлисе. Но на этом все и закончилось. Кутру тело застывало ионструдом разгибался.
- Нико Пиросмани и актриса Маргарита
- Самое интересное в виде мозаики
- Наивная история о любви Нико Пиросмани
- Всемирный подниматель настроения)))
Дикий боярышник — его запах был тем крепче, чем каменистее была почва, на которой он рос. Источником образов служила окружающая действительность, но в согласии с народной традицией (а также, с новейшим европейским искусством), Пиросмани не имитировал натуру, а облекал в живописную плоть свои представления о ней, соединяя наивную прямоту отображения реальности с мифопоэтическим обобщением. В дальнейшем о нем писали стихи, песни, романы, снимали фильмы. Да всё не так было. Он раздал долги и даже стал получать прибыль. В конце 1890-х годов Алугишвили выдавал ему по рублю в день на проживание. На столе, написанном для наглядности с элементами обратной перспективы, можно видеть чередующиеся вертикали бутылок с вином, дуги хлеба «шоти» и горизонтальные штрихи тарелок с курицей, рыбой или овощами.
Что же касается маленьких детей, то они могли даже заблудиться в этих цветочных грудах. Слезинки разлетались от этого в разные стороны и долго еще горели на ее платье. Но бледные скулы 10-летнего мальчика вспыхнули краской негодования: «Я безответный. Женщин почти не видно (им не положено шататься по улицам без дела), мужчины одеты в синие чохи.
Поистине гениальным изобретением оказалось использование вместо холста клеенки, которая обладала глубоким черным тоном. Кажется, это были стихи его собственного сочинения: «Братец ты мой Никола. Похоронен был в общей могиле для бедняков. Перед столом обычно лежит бурдюк с вином. Но апофеоз данного жанра – большой натюрморт, где в абстрагированном черном пространстве, «на фоне вечности», нам является почти вся снедь, которую могли предложить грузинские духаны. Ей было уже больше 80 лет.
Причины до сих пор неясны: то ли обманул друг-компаньон, то ли случилась роковая любовь. Имея большую тягу к живописи, но не имея средств для покупки дорогих материалов, Пиросмани сам изготавливал краски и рисовал в основном на клеенках, снятых со стола. В очередной раз, несколько дней к ряду, в беспамятстве коченея в подвале на Молоканской улице, организм художника не выдержал голода и лишений. Давно горевавший, что он один на белом свете, Николай обрадовался и поехал в Мирзаани.
- Грузинский художник Нико Пиросмани (1862-1918) и его Маргарита
- Подписка на блог по электронной почте
- 20 фотографий для новогоднего настроения
- Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
- Зимние пейзажи выдающихся художников
- Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
- 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии
- Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста
И тысячи других цветов. В Комсомолке я читал статью об этой истории году этак в 1988. Это преображение светом особенно впечатляет в уже упоминавшемся «большом натюрморте», где предметы,, моделированные на черном фоне оттенками красных, золотистых, охристых, зеленых, серебристо-серых и белых тонов, превращены в явление нетленных, сияющих сущностей вещей, а сама живопись напоминает витраж.
В общем, Калантаровы любили сироту и всячески оберегали его тонкую натуру. Нико ее увидел и влюбился. Световые контуры и блики, подобно вспышкам молнии, высвечивают у него фигуры и предметы. Пиросман писал, оставляя там, где это было нужно, незакрашенные куски клеёнки.
Его отчужденность прогрессировала — он не хотел ничьей помощи. Нежная синяя вероника, бегония и множество разноцветных анемон. Счастье— это было нето, для чего оказался рожден Нико Пиросмани. Сказали: «Ты сумасшедший. Короче, своё имущество он продал для того, чтобы рассчитаться с долгами.
- Клод Моне – человек, дарящий «впечатление»
- Новогодняя иллюминация в Нью-Йорке: главная елка и рождественские огни
- Старомодные западные рождественские открытки
- Пока ты стоишь в пробках, движется в подземном тоннеле со скоростью телепортации
- Как правильно встречать Год Свиньи
- Диснеевские мультфильмы про Рождество и Новый год: потрясающая подборка
Он никогда ни с кем не торговался, отдавая свои картины и за 30 рублей и за рубль и за копеечную тарелку лобио со стаканом водки (трезвым Пиросмани не работал никогда). Это были розы, сирень, веточки акации, анемоны, пионы, лилии, маки и многие другие цветы3. И более портретные и анонимные образы глубоко жизненны индивидуально неповторимы, но одновременно в той или иной мере обобщены и типизированы.
Там Пиросмани иумер, неприходя всознание. Пиросмани в буквальном смысле слова был бедным художником. Пиросмани родился предположительно в 1862 году в селе Мирзаани (Кахетия) в крестьянской семье, четвёртый и последний ребёнок (брат Георгий, сёстры Мариам и Пепуца). Видимо, не для счастья был рожден художник.
К сожалению, воспоминания современников о нем разрозненны и неполны. Зачем заяц. » — «Нико, нарисуй для моего уважения. » И художник соглашался. Да и сама выставка проходила в их тифлисской квартире.
За ним стала бегать стайка мальчишек, выкрикивавших бессмысленную дразнилку: «Пиросман. Вскоре её гастроли в Тифлисе завершились (по другой версии она уехала с богатым поклонником) и больше художник и певица никогда не встречались. Жестяные вывески ржавели. И тем не менее, особого успеха у публики его примитивные работы не имели.
Даже дата рождения до конца не определена – примерно 1862 год. Потом он применил этот прием и для портретов. Ошарашенная, она сказала Николаю: «Ты продал свою лавку, чтобы подарить мне цветы. Он умер в Тифлисе в 1918 году – нищий и всеми забытый. В газетах спорили: одни отвергали его искусство, другие восхищались.
И уж конечно обидеть его Георгий вовсе не собирался: что же оскорбительного в слове «безответный». Онумер отголода ихолода вполнейшей нищете вмае 1918года. Она отлично одевалась, ухаживала за собой и следила за своим внешним видом.
композицию не выдерживает. Ему ираньше приходилось трудно, нотак, как втовремя— никогда. Онумер отголода ихолода вполнейшей нищете 5 мая 1918года. Густая акация с отливающими серебром лепестками. К тому же часто болел.
Глубокий кашель неоставлял его, ноги, руки, спина, грудь болели. И, невзирая начерный цвет «холста», краски его картин всегда были чистыми исильными. Пиросмани писал, оставляя там, где это было нужно, незакрашенные куски клеенки. У него была собственная комната, его брали с собой в театр и на молитву в храм. Позади него виден доведенный почти до топографической схемы горный Кавказ.
Изучение этого вопроса показало, что в 1960-х годах, когда про Пиросмани снимали фильм, пришлось сделать около ста копий, так как музеи не захотели дать для съемок оригиналы. В 1968 году, через 50 лет после смерти Пиросмани, выставка его работ проходила в Лувре. О жизни Нико Пиросманишвили или Пиросмани, до сих пор известно не так много. Впечатление от некоторых вещей, сделанных в такой манере, было необыкновенным. Я навсегда запомнил его клеенку "Князь", где бледный старик в черной черкеске стоит с рогом в руках на скудной земле.
Впрочем, тем, кто въезжал в Тифлис не с Московской, а с Эриванской заставы, город представлялся абсолютно другим: темные кривые улочки, то взбирающиеся в гору, то круто уходящие вниз, сакля лепится на сакле. Именно такой ее и нарисовал на картине художник. В общем, служба его не задалась.
К чему тебе эта житейская суета. И тут она вспомнила, что сегодня, кажется, день рождения Пиросмани. Место его могилы до сих пор неизвестно. Характера Нико оказался странного.
Пиросмани было 56лет. Актриса попросила сфотографировать её на фоне полотна, что и сделали работники Лувра. Его обнаружили, доставили в больницу, но вскоре Нико Пиросмани умер. Однажды к гостинице2, в которой жила Маргарита, подъехали арбы, доверху гружёные цветами.
Впрочем, многие искусствоведы и по сию пору недоуменно пожимают плечами: что в нем. Потрясенная усыпанной площадью цветов вокруг дома, Маргарита поцеловала Нико в губы. Например, картина «Бездетный миллионер и бедная с детьми» проста и понятна безо всяких объяснений. По словам автора вряд ли кто-то, вообще, смог достучаться до холодного сердца актрисы.
Я никак не мог понять, какими красками было передано это освещение. Именно это занятие и стало основным для него на всю жизнь. Впрочем, по одной из легенд, за это он был вознагражден единственным поцелуем. В конце жизни мастер стал почти что отшельником. Они стали первооткрывателями Пиросмани. Пиросмани воссоздавал и другие ключевые моменты народной жизни: храмовые праздники (например «Праздник святого Георгия в Болниси»), молебен (среди крестьян, слушающих священника, он поместил самого себя в облике маленького мальчика), свадьбы, путешествия на арбе, сцены нападения разбойников исторические события.
На выходное пособие и занятые у друзей деньги открыл собственную молочную лавку. Его живопись оказалась нетленной. Случилось это благодаря братьям Константину и Илье Зданевичам. Мне кажется, что с появлением его картин моя жизнь стала богаче, счастливее.
Потом он применил этот приём и для портретов. По слухам, в 1968 году, когда картину «Актриса Маргарита» вместе с другими работами Пиросмани представили в Лувре, уже состарившаяся актриса долго разглядывала ее. Это полотно – своеобразный взгляд художника на окружающий его мир. Картина выполнена в стиле примитивизма, как и большинство его произведений. Когда он брал в руки кисть, собутыльники вечно вмешивались.
Сильное чувство сподвигло Пиросмани на то, чтобы написать картину для своей возлюбленной. Но ставка на это слово не удалась. Пытался работать тормозным кондуктором товарных вагонов на железной дороге — так почти вся его зарплата «съедалась» штрафами то за опоздание, то за неявку на работу. С обеих сторон при входе в переулок уже собрались и шумели толпы. Дела его пошли в гору.
Сказать, что Пиросмани был оскорблен, значит не сказать ничего. Кладя краску в один слой, Пиросмани благодаря иллюзии «записанности» черной поверхности добивался единства изображения и фона.
Но как я уже отметил, сразу после концерта она уехала. «Впечатление от некоторых вещей, сделанных в такой манере, было необыкновенным», – рассказывал писатель Константин Паустовский. И благодаря такому подходу его работы трогали за душу своей простотой и пронзительностью. «Обществом грузинских художников» сумело собрать 300 рублей за помощь Пиросмани, но найти его уже не смогли.
Через четыре года Нико подал в отставку. А Пиросмани знал, что какой бы он ни был неученый художник или, как говорят русские, самоучка, но по силе и чистоте красок и рисунка он мог бы, пожалуй, потягаться с некоторыми большими художниками (он видел хорошие репродукции их картин). Один платил за его картину 30 рублей, а другому он мог нарисовать вывеску за обед и стакан водки. В семье Калантаровых с перерывами провёл около пятнадцати лет, сначала в Шулавери, потом вместе с сыном Эпросине Георгием Калантаровым в середине 1870-х годов переехал в Тифлис.
На его портрете актриса изображена в белом платье, с букетом цветов, средь лугов. Через много лет выяснится, что техническая клеенка, которую Пиросмани придумал использовать для картин, более «живучая», чем холст.