Плакат Кукрыниксов Беспощадно Разгромим И Уничтожим Врага

беспощадно разгромим и уничтожим врага

Но вклад Кукрыниксов значителен особенно. Кукрыниксы просто не могут иначе: изобразительная метафора — родная речь их карикатур. Действительно, в альбоме «Домашние животные» (1931) можно найти и достаточно схематичные композиционные решения и свидетельства увлечения «едкой и вычурной остротой» экспрессионистской графики.

В 2 «Крокодила» за 1960 год, посвященном памяти А. П. Чехова, запоминается остроумная карикатура «Злоумышленник в международном масштабе» : западногерманский канцлер Аденауэр старательно отвинчивает гайки с рельсов, у которых стоит указатель «К мирному сосуществованию». Комизм положения фюрера, как, впрочем и всех остальных фашистов, заключается прежде всего в том, что все эти «сверхчеловеки» с их бредовыми планами господства над миром трусливо забрались в толстостенное убежище и умирают от страха, в то время как там, наверху идет последнее, решающее сражение. Собственно, вся книжка демонстрирует разнообразие возможных вариантов «печатания картошкой»: здесь есть и вполне нейтральные мотивы (ритмичное повторение одинаковых отпечатков становится изящным орнаментом) и неизбежная официозная символика (пятиконечные звезды, серпы и молоты, красные флаги, силуэты бодрых пионеров и красноармейцев) и приметы индустриализации — условные изображения паровозов и тракторов.

ПЛАКАТ КУКРЫНИКСОВ 
"Беспощадно разгромим 
и уничтожим врага

ПЛАКАТ КУКРЫНИКСОВ "Беспощадно разгромим и уничтожим врага

Этот цикл очень своеобразен и по интонации и по технике исполнения (белая гуашь на черной бумаге), мастер смело ломает сложившиеся стереотипы. Только тогда художник. «С увлечением отдается художник.

Значительной политической силой обладает и послевоенная сатира Кукрыниксов, бичующая поджигателей войны, врагов мира и социализма ("Поджидатели войны", тушь, 1953-57). Ее мрачный колорит богат. за оформление детских книг. Обстановка военного времени требовала предельной оперативности работы. Множество впечатлений сгустились в один крайне выразительный образ. Следует отметить, что рисунки известных карикатуристов не только смешны изобретательны, полны забавных подробностей, но и изысканны по колориту (иллюстрации печатались в 8 красок. ).

Агитационные плакаты 
с историей их создания 
на четвертом этаже

Агитационные плакаты с историей их создания на четвертом этаже

получил широкое распространение жанр «книжки-игрушки». «. В. Сталин и В. М. Молотов», «И. Для украинского искусства книги 1920-х гг. К последним можно отнести «Музей битых», «План окружения и взятия Москвы», «Долг платежом красен», а также живописные полотна «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец». В более сдержанной, но не менее выразительной манере оформлен «Зверинец» Б. Пастернака (1929).

И, между прочим, довольно трудно выдумать что-нибудь смешное из головы. В ходе войны окраска менялась на серую, а натуральная кожа – на искусственную. В издательской практике начала 1930-х гг.

Огромные возможности сатирического таланта Кукрыниксов оценил М. Горький, который при встрече с ними (1931) посоветовал шире охватывать жизнь, черпать темы как внутри страны, так и за её пределами. Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом и абсолютно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев»2). Как художники-сатирики Кукрыниксы заняли ведущее место в советском искусстве и получили всемирную известность. В 1926 г. Ротов вместе со своим другом К. Елисеевым оформил книгу «Твои наркомы у тебя дома», где шаржи на ведущих российских политиков сопровождались эпиграммами Н. Агнивцева, в предельно доступной форме разъясняющими детям сферу деятельности того или иного представителя исполнительной власти. Ведь в эзоповом языке у художников никакой нужды не было.

Московские художники С. Боим и Б. Суханов в иллюстрациях к книге К. Пискунова «Комсомольское племя» отчасти используют те же приемы, однако их работа кажется более вялой и прямолинейной, ей недостает динамики. Знаменитые «Окна ТАСС» — исключительное явление плакатного и сатирического искусства. Эти фильмы помогли художникам так убедительно изобразить Гитлера с его резкой жестикуляцией, с его искаженной страхом физиономией. В предвоенные годы Кукрыниксы находят себя в новом жанре – политического плаката.

Коллеги называли его «Моцартом карикатуры». Молодой питомец Гитлера опустошил бутылку и погрузился в спасительный сон. Если из ленинградских сатириков на этом поприще серьезных успехов добился, пожалуй, только Н. Радлов, оформивший произведения М. Зощенко, Д. Хармса, К. Чуковского, первое издание «Волшебника изумрудного города» А. Волкова (1939), то московская редакция еженедельника «Крокодил» подарила детской книге целую плеяду замечательных графиков. Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др. ). Они – авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947 – 1948), «Старые хозяева» (1936 – 1937).

Беспощадно разгромим 
и уничтожим врага 
плакат

Беспощадно разгромим и уничтожим врага плакат

Лаконичная, немногословная манера изображения животных заставляет вспомнить иллюстрации Н. Тырсы к «Снежной книге» В. Бианки (1926). Постоянная работа в сатирических журналах требует помимо чувства юмора и целого ряда весьма специфических профессиональных качеств. Одновременная работа над произведениями требовала от них тесной связи и близости во взглядах. При наличии ранцев старых образцов котелок носился снаружи, при поздних – внутри их.

Кукрыниксы плодотворно работали в жанре книжной иллюстрации (к «Даме с собачкой» А. П. Чехова, 1945–46 к повестям М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1937–39 стилизованные под лубок 19 в. иллюстрации к «Левше» Н. С. Лескова, к «Золотому телёнку» и «12 стульям» И. А. Ильфа и Е. П. Петрова, 1967–69 и др. ). В подобной стилистике часто работал и Б. Крюков. Сами художники считали свое творчество «противостоянием». В 1922 году Куприянов и Крылов познакомились и стали работать вдвоём в стенгазете ВХУТЕМАСа как Кукры и Крыкуп. Их создавали разные хорошие художники.

  • Оружие третьего фронта Великой Отечественной войныПамять История и события
  • Арбитражный суд Свердловской области
  • Художники Кукрыниксы: состав и биография коллектива, картины
  • О творчестве художников Кукрыниксы
  • ИСТОРИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И ПЕРВЫХ ПОСЛЕВОЕННЫХ ЛЕТ
  • Художники Кукрыниксы карикатуры

Большинство из них несут узлы, чемоданы, почти у всех за спинами рюкзаки, матери с детьми, с вещами Встречаются и модные дамы, старики в цилиндрах, спешащие на похороны» (из воспоминаний Кукрыниксов). В период восстановления страны Кукрыниксы много работают в прессе, занимаются книжной графикой, пишут картины. Конечно, фашисты подвергаются в них осмеянию. В пименовских экспрессивных рисунках к «Зоосаду у воды» С. Федорченко (1928) образы зверей решены несколько иначе, чем в «Домашних животных»: они более объемны, выпуклы, фактурны. Они бросают в звериную морду фашизма прокурорский заряд своей сатиры, «облитый горечью и злостью».

Он состоит из круглой башни И пары пулеметных гнезд. На военной машине мы проехаги 3400 километров по изувеченной, вытоптанной врагами земле. Мы прислали танкистам трафарет и они смогли восстановить рисунок. Разумеется, не все плакаты становились шедеврами, но фраз «не успели» и «не получилось» не существовало.

Создавая вместе многочисленные карикатуры и шаржи, художники никогда не прекращали работать индивидуально: писали живописные портреты и пейзажи. К их числу можно отнести «Три песенки» О. Колычева (1933) с иллюстрациями А. Гончарова. На многие рисунки для газет и журналов, для «Окон ТАСС» у художников были считанные часы. Они — авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947—1948), «Старые хозяева» (1936—1937).

Делали карикатуры в очередной номер газеты «Правда» или журнала «Крокодил», сочиняли листовки для немецких солдат (служившие им пропусками для сдачи в плен), оформляли упаковки для пищевых концентратов, рисовали плакаты для «Окон ТАСС». Но гораздо более выразительны и изобретательны его рисунки к сказке «Носорог» (поэтическому переложению киплинговского сюжета). Около него чемодан, приготовленный загодя, когда еще можо было думать о бегстве.

  • Карикатуры Кукрыниксов: искусство разоблачительной метафоры
  • 8 уникальных русских храмов, которые еще можно успеть увидеть
  • Порядок и точки доступа к ресурсам
  • Формирование и обработка ресурсов

Творчество Кукрыниксов поражает своим многообразием. Например, обращение к жизни далеких экзотических стран объединяет литографии москвича Л. Вольштейна («Наблюдательность» К. Ушинского, 1930) и ленинградцев Е. Сафоновой («Ленин в Индии», 1931) и Ю. Петрова («Мистер Смит» Ю. Варшавского, 1931). ее не надо искать в непосредственном зрительном опыте». Определенное воздействие беглой, эскизной манеры «13» угадывается, например, в рисунках к «Повести о Рыжем Мотеле. » И. Уткина, созданных в разные годы Л. Зусманом (1931) и М. Горшманом (1933).

Например, А. Дейнека, как отмечает исследователь, «. Ими выполнены рисунки пастелью— «И. В. Сталин и В. М. Молотов», «И. В. Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905г», «Чкалов на острове Удд» и других. Графиков группы «13» занимали пластические задачи, во многом близкие установкам ОСТа. И сегодня многие их шаржи не утратили актуальности. ", 1941). Вероятно, эта игра увлекала читателей не меньше, чем сюжет сказки. С 1925 года они стали выступать художниками-карикатуристами в газетах: Правда и Крокодил. Именно эти элементы должны быть обязательно в рисунках для детей.

  • О режиме выдачи документов и работе зала ознакомления 28 и 29 декабря 2018
  • Информация любезно предоставлена сотрудниками Областного суда
  • Художественный метод Кукрыниксов
  • Значительные работы Кукрыниксов
  • Выставки и наследие Кукрыниксов
  • Творческий путь Михаила Куприянова
  • Творческая биография Николая Соколова

решали эту проблему по-своему в поисках эффективных средств, способных заинтересовать ребенка книгой, они нередко обращались к открытиям киноэстетики. Например, несколько схематизированные, диагонально построенные композиции к «Центру тяжести» А. Абрамова (1931) наглядно демонстрируют читателям сущность законов физики. Чтоб в работе рисовальщика, как и в работе акробата, чувствовался темп. В 2 «Крокодила» за 1960 год, посвященном памяти А. П. Чехова, запоминается остроумная карикатура «Злоумышленник в международном масштабе»: западногерманский канцлер Аденауэр старательно отвинчивает гайки с рельсов, у которых стоит указатель «К мирному сосуществованию». Художники 1920-1930-х гг. Михаил Куприянов и Порфирий Крылов познакомились в 1922 году, работая над выпусками стенгазеты ВХУТЕМАСа «Арапотдел». без поправок, без ретуши.

В детской книге периодически работали такие художники этого круга, как В. Милашевский, Т. Лебедева (Маврина), Д. Даран. еще трудно узнать руку будущего прославленного иллюстратора русских народных сказок. Аналогичные приемы использует художник Д. Горлов при оформлении альбома «Зоопарк М. О. К. Х» (1931), однако он берется за обобщение фигур столь решительно, что желаемый результат не достигается.

Он вошел в жизнь советских людей, как призывные повестки и затемненные окна. Например, на обложке книги Б. Жукова «Как вооружены капиталисты» (1931), помимо изображений военных кораблей и самолетов, помещены фигуры офицеров в противогазах— незамысловатая метафора обезличенности, бесчеловечности вражеских армий. Награждены орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени и медалями. Хоть в уборную, но пройтись туда фюрером.

Алфеевский и Лебедева, в отличие от их ленинградских коллег, ни в коей мере не собираются воспевать величие русской природы или разъяснять текущие задачи водного транспорта. Главной задачей плаката стало укрепление веры советских людей в победу. Первым плакатным тезисом (сейчас бы это назвали слоганом) стала фраза из речи Молотова 22 июня 1941 года: «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами». В этом отношении очень показательно творчество К. Кузнецова. Перед глазами мастеров стояли не отвлеченные тезисы, но живые судьбы. Но в то же время мы стремились, чтобы характерность каждого «портрета» была выражена предельно, будь то жестокость, хитрость, тупость игра в безразличие, развенчанность при сохранившейся привычке принимать позы «вождя» чтобы, глядя на рисунки, зритель поверил в правдивость изображения даже таких деталей, как руки, как одежда. Соколов. С начала содружества Кукрыниксы также много работают над шаржем. Их сила — в сплоченности.

Я умышленно выстроил в ряд описания нескольких наудачу взятых карикатур Кукрыниксов. На Нюрнбергском процессе им пришлось столкнуться лицом к лицу. Благодаря своим точно подмеченным сюжетам стали всемирно известны и получили особое место в советском искусстве.

  1. Карикатуры художниковКукрыниксов
  2. ПлакатыВОВ в творчестве Кукрыниксов
  3. Словари и энциклопедии на Академике
  4. Влияние на мировую культуру, награды

Как и в России, смелые эксперименты художников вызывали неприятие и вражду педагогов. SA Wehr. Wettkampftage 1939, Знак участника Имперских соревнований Гитлерюгенд 21 июня 1934 года.

Оружие третьего 
фронта Великой Отечественной 
войныПамять История

Пастернак пишет о буйстве и удали павиана, а Купреянов изображает его спящим. конструктивистский культ техники уже постепенно изживает себя, акцент чаще всего делается теперь не на технологической составляющей, а на «человеческом факторе» производства. Она работала в тылу на заводе, собирала урожай, ждала и верила. Однако не психологические портреты сами по себе интересуют художников.

Например, в рисунках Л. Гамбургера к «Пятилетке» Б. Евгеньева (1930) узнаются некоторые графические приемы А. Дейнеки, в оформлении другой производственной книжки, «Тракторобуд» Н. Забилы (1933), свободный эскизный рисунок в духе Н. Шифрина сочетается с конструктивистским монтажом фотографий. Если, например, в книге Л. Фейнберга «Картинки чудесные про вещи всем известные» или в рисунках А. Заковряшина к «Паровозу» Е. Стюарт (1937) доминируют клишированные, плакатные образы рабочих в фартуках с гигантскими молотами, то литографированная книжка-картинка М. Штерна «Уголки» (1930) построена на выразительных образах детей, осваивающих первые навыки слесарного дела, эта работа заставляет вспомнить ранние иллюстративные циклы А. Пахомова. Уже самостоятельно Т. Лебедева (Маврина) оформила «Сказку о тенях» В. Шкловского (1931). Художники того и добивались, чтобы первой эмоциональной реакцией, которую способны вызвать их рисунки и плакаты, был смех советских зрителей над гитлеровцами, даже в самые трудные для нас периоды войны (я бы сказал, в такие периоды — особенно). В тексте говорится всего лишь о девочке, любившей плакать по любому поводу.

Вот таким образом неудивительно, что многие известные карикатуристы плодотворно сотрудничали в 1920-1930-х гг. Жители выходили нам навстречу из землянок. Например, в работах А. Брея встречаются убедительные, трогательные и в то же время лишенные манерности образы детей («Книжка эта про четыре цвета» Н. Саксонской, 1934). Гитлерюгенд, Членский знак организации Стальной шлем, оригинальный знак раннего типа H. J. Большое количество немецких медалей периода Второй Мировой войны, таких как – Медаль За зимнюю компанию на Востоке 1941-1942 или, как её называли сами немецкие солдаты, пережившие ту кошмарную для них зиму – «медаль Мороженное Мясо», Медаль За строительство Западного Вала, Медаль «За Итало-Германскую Кампанию в Африке», Медаль За Заботу о Немецком Народе, так называемые «Цветочные медали», это Медаль В память 13 марта 1938 года – медаль Первого Аншлюса, Медаль В память 1 октября 1938 года – За Судеты, с планкой «Пражского Знака» и без, Медаль В память 22 марта 1939 года – Медаль «Возвращение Мемеля», так же можно найти медали за Выслугу в Вермахте, а так же медали За Выслугу для гражданских и партийных чинов.

Так, плакат Кукрыниксов, на котором фашист в виде гориллообразного чудовища с автоматом в руках шагает по трупам женщин и детей, был создан менее чем через сутки после появления в печати стихотворения К. Симонова «Убей его. ». Созданные по образу «Окон РОСТА», расклеенные на улицах городов, «Окна ТАСС» с яростной энергией боролись с фашизмом как с безумием, обвиняя его в бесчеловечности. Сталин и В. М. Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др. ). В книге «Я печатник» (1932) газетные листы присутствуют уже в качестве фона.

В данной главе представлены главным образом публикации киевского издательства «Культура» начала 1930-х гг. Не спорю, но к современной карикатуре эта общеизвестная истина почти не относится.

Даже бегающие оловянные глазки – все до мелочей знакомо нам. Если у Порет толпа, «революционная масса» не расчленяется на отдельные фигуры, превращается в неуправляемый поток магмы, заливающий улицы, то Л. Попова, А. Петрова, Г. Туганов в иллюстрациях к «Октябрьским песенкам» (1927) берут на себя кропотливый труд, подробно прорисовывая фигурку каждого участника восстания, каждого красноармейца, марширующего на параде. Они – авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947 – 1948), «Старые хозяева» (1936 – 1937). Знаки компаний WHW отражены в каталогах по фалеристике периода Третьего Рейха.

— в общем, я плохо понимал тогда тончайшие неповторимости реальности и все втискивал в придуманные, готовые схемы, схемы чувств, приемов, композиций». «Уже к концу 20-х годов характер и направление развития книжной графики заметно меняется. Проблема комизма, сатирического разоблачения имела для Кукрыниксов очень существенное значение. Часто художники прибегают к известному приему — изображают врага в звероподобном обличье, подчеркивая тем самым зверство фашизма («Убей его. », «Доигрался») визуализируют народные поговорки и крылатые фразы («Молодец среди овец, против молодца — сам овца») самостоятельно изобретают слова-образы (к примеру, «крыслинг» — существо с телом крысы и головой человека) используют приемы народного лубка, совмещая рисованную картинку с текстом.

Подобные претензии высказывались и раньше, но в культурной ситуации 1920-х гг. В годы войны он становится настоящим оружием против врага. Организованная в музее небольшая группа ребят. В это время Соколов, ещё живя в Рыбинске, ставил на своих рисунках подпись Никс. Использовался он и старшими унтер-офицерами. Результаты совместного творчества поэта и художников представлены в коллекции Мамонтовых: оригиналы плакатов «Против молодца — сам овца», «Смерть за смерть», «Дрожит фашистская империя», эскиз плаката «Паразит на паразите», карикатуры «Роммелевский марш», «Минеральные воды», «Беспокойный покойник» иллюстрации к сборникам военных стихотворений «Урок истории», «Черным по белому», «Капут. » и другие.

Сходство с басенным переносом понятий здесь чисто внешнее и второстепенное. Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др. ). художники имели право голоса, могли отстаивать свои взгляды.

Он был понят художниками не только конкретно-политически, но и нравственно, эстетически (как ни странно звучат в этом контексте подобные слова). Конечно, эта работа уступает лучшим иллюстративным циклам Гончарова (скажем, ксилографиям к «Пугачеву» С. Есенина, «Двенадцати» А. Блока или «Двум жизням Госсека» М. Гершензона), но на общем фоне детских книг аналогичной тематики она смотрится выигрышно. он «. Эта же тенденция заметна в менее удачных рисунках (почти чертежах) Ф. Кондратова к «Плохому мастеру» (1930), где крохотные человеческие фигурки людей скромно ютятся на полях, а центральное место занимают показанные почти в натуральную величину нож, линейка и карандаш. За политические карикатуры и плакаты Кукрыниксы удостоены Государственной премии СССР (1942) и Ленинской премии (1965). В 1930 г. художники задумали книгу, в которой типажи представителей власти дореволюционной России — царя, фабриканта, помещика, городового, жандарма и т. д. — были бы представлены в виде смешных и нелепых «старых кукол».

Тра-та-та-там. Теперь «зверское начало» разрабатывается мастерами с особой остротой и силой. Юный герой «Октябренка-постреленка» (1925) попадает в компанию персонажей народных сказок, невероятные приключения ожидают и детей из книги «В защиту трубочиста» (1926), без должного почтения относившихся к представителю почтенной пролетарской профессии. Простейший способ искусственного взросления юных героев предложен В. Добровольским в иллюстрациях к «Ребячьему городу» Н. Агнивцева (1929): улыбающиеся детские физиономии словно вклеены в чужие, взрослые фотографии два румяных мальчугана в шинелях и буденовках принимают парад Красной армии вместо реальных военачальников. Он обращался к производственной теме («Гончары» (1930) изображал сцены из жизни современных подростков («Колькина биография» Д. Чепурного (1930).

Но почему же так убедительны эти заиндевевшие силуэты на черном снегу. Как вспоминает Ю. Ганф, уже самые ранние выступления художника в печати поражали «. Карикатура сопровождалась стихами С. Маршака: Я здесь пою. Плакаты, «Окна ТАСС», газетная и журнальная графика требовали от нас полной отдачи. Кукрыниксы известны также и как художники и мастера станкового рисунка.

Карикатура—искусство чистого представления. В новых условиях диалог с властью был совершенно невозможен. Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом и абсолютно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев»). чем сбиться с ритма». С развитием военных действий -жалкий неудачник.

Третьим направлением, в котором работали Кукрыниксы, была живопись. В самом названии группы содержался полемический вызов, ее участники часто обращались к прикладным видам творчества, но им было не по пути с теми, кто отрицал само право на существование станкового искусства. Если иная вещь получалась схематично, без «изюминки» — ее немыслимо было отложить, спрятать в архив. Эта тенденция заметна в творчестве Лебедева и его соратников, но более отчетливо и последовательно она проявилась в деятельности московских графиков, прежде всего—членов «Общества станковистов» (ОСТ) и группы «13», а также карикатуристов, активно взявшихся в 1930-е гг. Правда, первые обращения графика к детской литературе не отличались самостоятельностью, нетрудно заметить в них попытки подражания корифеям «Мира искусства». Те же крепкие, рабочие клещи (уподобление, разумеется, неслучайное) изогнувшись в цифру «3», своими концами сдавливают глотку фюрера («Три года войны», 1944). Дается даже проект стенгазеты, посвященной борьбе с вредителями (правда, судя по рисунку, речь идет не о троцкистах и бухаринцах, а всего лишь о грызунах).

Выступая с 1925 в газетах и журналах (Правда, Крокодил и др. ), Кукрыниксы выработали в тесном сотрудничестве с журналистами новый тип карикатуры, отмеченный острой злободневностью, уничтожающе-язвительным решением темы, шаржированной характерностью типов (серии: Транспорт, тушь, 1933-34 О дряни, тушь, гуашь и др., 1959-60). Нет, нет и еще раз нет. Оформление детских изданий график считал прекрасной «школой трезвости и ясности», помогающей избавиться от излишней манерности и усложненности пластического языка. Еще один яркий пример отклика детской книги на злободневные события международной жизни— сказка в стихах С. Маршака «Акула, гиена и волк» (1938), графически интерпретированная Кукрыниксами. И шьет ему костюм стальной Известный Крупп, мужской портной. Этот парадокс— страшный, но совершенно реальный — заложен в самой сущности «натуры», которую использовали в своих работах авторы антифашистских карикатур.

По сигналу тревоги с противогазами выходим во двор на свои посты. За ним маячит чуть видно голова Геббельса. Любое нарочитое упрощение пластического языка могло обернуться фальшью и художники ОСТа прекрасно чувствовали эту опасность. Студентов объединила не только любовь к искусству, но и общее мировоззрение.

Планшеты, сумки, бинокли, фонарики немецких солдат третьего рейха. Они обращаются к историческим сюжетам (серия "Старые хозяева", 1936-37, Третьяковская галерея), обличают фашизм, значительное место отводя и теме героизма советских людей во время Великой Отечественной войны ("Таня", 1942-47, Третьяковская галерея). Живопись пастозна, материальна, красива. В изданиях, посвященных временам года и путешествиям («Картинки зимние» В. Гвайты, 1927 «Весна» Л. Поповой, 1929 «Зима кругом» Л. Вольштейна, 1931 «Белый стадион» Б. Иноземцева, 1930 «Путешествие в Крым» Е. Сафоновой, 1929 и др. ), герои, как правило, также ведут себя естественно, они заняты играми, спортом, созерцанием природы, а не решением производственных проблем.

«Завод» А. Громова (1930) представлял собой простейший вид конструктора, развивающего комбинаторное мышление. Покупая предметы военной тематики, каждый становится хранителем исторических знаний. Например, в ряде оформительских работ А. Порет («Как победила революция», 1930 «Тринадцать октябрей», 1930 «Гражданская война», 1930) события недавнего прошлого подвергаются талантливой мифологизации. Художники Кукрыниксы – это уникальное явление в мировой культуре.

Правда, в них трудно выделить единый стилистический вектор: впечатлительный график легко попадал под влияние то «мирискусников», то лебедевской школы, то сатириков «Крокодила», то средневековых японских граверов один из рецензентов даже упрекал его в отсутствии «ярко выраженного индивидуального лица». Биография коллектива связана с созданием уникального явления в изобразительном искусстве, оно получило название «положительная сатира». Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом и абсолютно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев»).

В одном из тяжелых боев немцы угодили в карикатуру и оторвали Гитлеру ноги. чувство юмора необходимо.

Все это Кукрыниксы великолепно почувствовали и поняли. Одним из основных персонажей военного плаката был образ женщины – матери, Родины, подруги, жены. Самыми заметными были: серия сатирических портретов «Лицо врага», объединявшая выразительные возможности плаката и станковой живописи, триптих «Старые хозяева» иллюстрации к собранию сочинений Гоголя и произведениям Горького, Салтыкова-Щедрина, Ильфа и Петрова, а также многочисленные плакаты военных лет. Известны их картины, эскизы театральных декораций, шаржи. Поведение подсудимых было не слишком разнообразно, если не считать нетерпеливой подвижности Геринга, показного равнодушия Гесса, углубленного в чтение книги.

Едва ли даже самому неискушенному ребенку придет в голову читать попавшие в книгу обрывки текста отпечатки с пропитанных краской вырезок включаются в совсем иной контекст, становятся строительным материалом для новых образов. Кукрыниксы прошли всю войну: их листовки сопровождали советских солдат всю военную дорогу до Берлина. Ими выполнены рисунки пастелью – «И.

В 1972 П. Н. Крылову, а в 1973 Н. А. Соколову присвоено звание Героя Социалистического Труда. были объявлены вне закона и преданы анафеме. Ужас, охвативший всю компанию, находит в фюрере самое откровенное и комичное выражение. В иллюстрациях очень четко выразился и тот крайне нестабильный, тревожный характер эпохи, который мог ощущаться детьми лишь на подсознательном уровне. В. Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905 г», «Чкалов на острове Удд» и других.

Иными они и не могли быть. Поразительно, что черным здесь изображен как раз снег. Однако наследие лучших мастеров «золотого века» обладает такой мощной энергетикой, таким неисчерпаемым потенциалом новаторских художественных идей, что многие поколения создателей детской книги неизбежно обращались и будут обращаться к нему в поисках «утраченной правды искусства». «Искусством разоблачительной метафоры» назвал карикатуры Кукрыниксов известный критик Александр Каменский.

«А что вы можете нарисовать. »—спросил Жаров. Идеолог объединения Милашевский часто иллюстрировал произведения современной социальной тематики особой популярностью пользовались его рисунки к книге дрессировщика В. Дурова «Мои звери» (1927) и «Кара-Бугаз» К. Паустовского (1932). Кукрыниксы обыгрывают этот омерзительный парадокс не только как материал для художественных метафор и гипербол, но и как «формулу обвинения», если говорить языком юриспруденции. Значимым моментом в творчестве стал военный плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага. ».

Мне могут возразить, что изобразительное искусство, так же как музыка и архитектура, всегда обладало своей особой и неповторимой художественной речью, для которой немыслимо найти исчерпывающе точный словесный эквивалент. Во всяком случае их иллюстрации лишь весьма отдаленно напоминают бесхитростный детский рисунок, зато в них можно найти немало цитат из «взрослого» искусства. На такой вопрос нельзя ответить односложно. На страницах «Правды», «Крокодила» и других советских изданий неизменно появлялись острые карикатуры Кукрыниксов, пригвождающие к позорному столбу трубадуров холодной войны и их пособников.

Находившиеся на западе части не были полностью укомплектованы людьми и современной техникой. Ее историческое значение бесценно. У пустоголового фанатика в Берлине уже «котелок не варит» — и вот результат его безмозглой стратегии — «русский котел под Минском», в который приклад советского бойца уминает кучи немцев («Два котла», 1944). Предатель Лаваль привязан фашистской веревкой к креслу премьер-министра марионеточного правительства Виши, но на этой обветшалой мебели «рококо» не рассядешься с комфортом: лезвие штыка «Сражающаяся Франция» проткнуло сидение насквозь и гномик Лаваль в отчаянии балансирует на руках («Ни сесть, ни слезть. », 1943). Во всяком случае, эта работа не выдерживает сравнения с одухотворенными, полными высокой поэзии литографиями Л. Гальперина к «Самолету» Ю. Владимирова (1931), где при всей условности графического стиля и геометризации форм панорама города представляет собой волнующее изысканное, эмоционально насыщенное зрелище, а не сухую схему архитектурной застройки. Эта тенденция прослеживается и в очень многих детских изданиях 1930-х гг. И тут своего рода толчком послужила корреспонденция П. Лидова о подвиге Зои Космодемьянской, напечатанная в «Правде» 27 января 1942 года.

обновить себя, очистить глаз и руку от всех привычек, готовых приемов и предвзятых суждений и, сменив материал, заново и свежо увидеть окружающий мир». Но наибольшее признание принесла художникам работа в области политической сатиры. Вольштейн изображает картины из жизни индейцев весьма лаконично и немногословно, безжалостно отсекает все детали, но при этом явно ориентируется на каноны архаического искусства (что заметно прежде в патетических позах фронтально развернутых к зрителю персонажей). Он вспоминает, что важную роль в деятельности «Культуры» играл художественный редактор А. Бутник-Сиверский, служивший по совместительству заведующим кабинетом детского творчества в Академии наук УССР.

Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др. ). Статус нейтралитета оказался вынужденным. За политические карикатуры и плакаты Кукрыниксов удостоены Государственной премии СССР (1942) и Ленинской премии (1965). Он ставил перед собой все более сложные задачи, мучительно искал новую графическую стилистику, продиктованную не выдумкой, а внимательным изучением природы. Их искусство, как никогда, обрело общенародный характер. Картина «Конец» (1948) написана в новаторском жанре сатирической исторической картины.

В 60-х годах они создают большое количество иллюстраций к русской классике. Хотя эти книги адресованы самым маленьким читателям, неискушенным в вопросах политической истории, в них нет «лобовых» решений, плакатной прямолинейности, художница использует достаточно острые и изощренные композиционные приемы, оригинальные колористические решения. Так, обложка Вялова к «Небоскребу» Л. -С. Страсть к изобретению остроумных деталей была характерна и для А. Каневского. «Ведь стрела, —говорит он, —только тогда попадает в цель, когда тетива натянута туго».

Результаты этого погружения ощутимо сказались и в купреяновской книжной графике для детей. Измученные болью, горем и страхом люди ждали их с нетерпением и надеждой. Британцев охватила паника. «Тысячелетний» Рейх пал, а сохранившиеся трофеи должны напоминать о Славной Победе.

Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом и абсолютно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев»). Ими выполнены рисунки пастелью — «И. В. Работы соавторов вызывали неоднозначные оценки коллег и критиков.

Они— авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947—1948), «Старые хозяева» (1936—1937). В скобки складной ручки крышки-миски пропускался крепежный ремешок. Например, рисунки к книге «Андре Марти» (1930) убедительно доказывают, что мастер мог быть не только едким сатириком, но и проникновенным романтиком. Сам художник признавался впоследствии, что, в отличие от Купреянова, в начале 1930-х гг.

Они отмечали своим творчеством различные злободневные темы иногда с язвительной подоплёкой и даже уничижающими героев своих карикатур, часто встречаются политические темы, плакаты с обличением фашизма (Бегство фашистов из Новгорода, Конец, Обвинение и др. ) и свой ответ мировым событиям, которым Советский Союз давал крайне отрицательную оценку. Они подписывали свои работы сокращением Кукры и Крыкуп.

Их яркие плакаты воодушевляли людей в годы Великой Отечественной войны («Беспощадно разгромим и уничтожим врага. », 1941 и др. ). «Художники ОСТа дали детской книге новый графический язык изменили ее интонацию, почерк и темы рисунка, резко сблизили с тем, что рисовалось в эти годы для взрослого читателя.

Снова набросок, опять не то. Активное, волевое, конструктивное искусство. Удачную попытку пластически передать самоощущение ребенка в современном мире предпринимает и А. Дейнека в рисунках к «Кутерьме» Н. Асеева. рисунки такого рода очень часто появлялись во взрослой периодике, но отнюдь не в изданиях для детей — юмористический (пусть и вполне дружелюбный, благонамеренный) акцент в изображении «вождей» считался недопустимым с педагогической точки зрения.

По-своему интересна книга Н. Агнивцева «Винтик-шпунтик» (1925) с иллюстрациями В. Твардовского. Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом и абсолютно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев»). Художники прибегали даже к гриму, чтобы лучше войти в роль они вылепили фигурки из пластилина и пользовались ими в поисках наиболее выразительного решения светотени в композиции. Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905 г», «Чкалов на острове Удд» и др. И некоторые другие плакаты Кукрыниксов, сделанные в годы войны, таковы же.

Другое дело—развить то, о чем пишет автор иди даже чего нет, но подразумевается в книге». Кукрыниксы известны также и как художники и мастера станкового рисунка. произведения Чехова (1940-46 Государственная премия СССР, 1947), "Жизнь Клима Самгина" (1933), "Фома Гордеев" (1948-49 Государственная премия СССР, 1950) и "Мать" (1950 Государственная премия СССР, 1951) М. Горького, "Дон Кихот" Сервантеса (1949-52) – все чёрная акварель.

Художница подключается к этой веселой игре, она словно сама удивляется способности людей, животных, предметов порождать таинственных двойников, постоянно меняющих свои очертания. Внутри планшета имелись перегородки, прозрачные целлулоидные пластины для карт. А главное— враг был взят на прицел изучен и понят. Проникнутое публицистическим пафосом искусство Кукрыниксов противостояло варварству и жестокости фашизма. Маршак читает только что написанные строчки: «Посмотри—у русских каша, будем кашу есть. Им было гораздо важнее показать, насколько наивно выглядит это открытие сегодня.

Маршак считает, что напряжение, в котором мы живем, приносит свою пользу. Надписи были сделаны на немецком языке. В рисунках Усто-Мумина (А.

Кукрыниксы известны также и как художники и мастера станкового рисунка. «Воображение в искусстве не распыляет мысль художника, а делает ее плотнее, умнее и глубже, так как воображение свободно в усвоении нужного и в отсечении лишнего». Художники саркастически высмеивают и клеймят не патологию отдельных личностей, а извращенную, враждебную человечеству прироДу нацистской мерзости. Именно с тем, что фашизм так подло и гнусно извращает человеческое в человеке, чудовищно деформирует людскую душу и людские поступки, закономерно граничит столь частое появление мотивов «звероподобия» в антифашистских карикатурах Кукрыниксов.

В 1922 году Куприянов и Крылов познакомились и стали работать вдвоём в стенгазете ВХУТЕМАСа как Кукры и Крыкуп. Так, книга Т. Шишмаревой и Е. Шварца «Кино-загадки» (1930) раскрывает некоторые секреты кинопроизводства, речь идет прежде всего о технологии съемки самых эффектных трюков. На правый конец надевалась штампованная из алюминия или стали (а в конце войны и бакелитовая) пряжка с зерненной или гладкой поверхностью, серебристая либо окрашенная в цвет фельдграу, хаки, серый. Иной раз и описания могут служить сугубо искусствоведческим целям.

Фантастическая эксцентриада рисунков, совершенно далеких от «внешнего правдоподобия», не только не препятствует их жизненной убедительности, но, напротив, является тут ее вернейшим залогом. Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др. ). Огромные, склеенные из нескольких плотных листов, вызывающе яркие и красочные, а теперь уже пожелтевшие и обветшавшие от времени, сатирические плакаты Кукрыниксов для «Окон ТАСС» можно считать авангардом советского изобразительного искусства военного времени (в молодости, в эпоху смелых экспериментов, Кукрыниксы успели поработать с В. Маяковским, В. Мейерхольдом, С. Эйзенштейном). Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом и абсолютно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев»). Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др. ). Поэт тоже обратил внимание на интересный коллектив и предложил им оформить постановку «Клопа», позже они создадут серию эскизов по этому произведению. Это или исторические раритеты до 1953 года, которые являются культурно-историческими ценностями или реконструкция униформы, знаков и снаряжения, которые не выставляются в открытом виде в свободной продаже и не являются пропагандой нацистской атрибутики в понимании статьи 20. 3 Кодекса об административных правонарушениях и закона «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».

Это он – Геринг». Новые произведения Кукрыниксов в самом буквальном смысле слова рвали из рук. Иллюстрации Лидии Поповой к стихотворению В. Маяковского «Конь-огонь» (1928) и особенно к «Загадкам» С. Федорченко (1928)—возможно, наиболее явное в практике московских художников использование стилистических открытий лебедевской школы, здесь налицо повышенный интерес к фактурным и конструктивным особенностям предметов современного быта, поэтизация орудий производства, осознанная скупость эмоций и художественных средств. Трогательно-домашние, как бы прирученные фантазией ребенка образы кораблей появляются и в альбоме «Парк культуры и отдыха» (1930).

Бывает. Но от этой немногословности действие нисколько не теряет эмоционального накала. Заимствование отдельных мотивов Р. Дюфи можно найти и в других работах Алфеевского и Лебедевой, в частности— в книжке-картинке «На якоре» (1931).

В начале войны — свирепый завоеватель. Индивидуально работают как портретисты и пейзажисты. Особая напряженность возникала на скамьях подсудимых, когда слово брал Руденко. За петлю пряжки зацеплялся крюк левого конца пояса.

Вторым человеком, сыгравшим важнейшую роль в формировании Кукрыниксов, был Горький. Экспонируются около 100 подлинных рисунков и плакатов, наиболее яркие и характерные работы художников военного времени: оригиналы плакатов «Окна ТАСС», карикатуры, эскизы, зарисовки, сделанные на Нюрнбергском процессе, живописные этюды. Без него жизнь теряет половину своего обаяния».

Фашистские лидеры выжимали последние соки из своих европейских сателлитов — и вот в карикатуре 1942 года показывается, как Гитлер и Муссолини, наподобие грязного белья, выкручивают Лаваля, а другие квислинги уже висят на веревке, как жалкие израсходованные тряпки. Удачно найти сюжет – половина дела для мастера жанровой или исторической картины. Он при последнем издыхании.

В поэме А. Барто «Первое мая» (1930), как и во многих других книгах тех лет, кульминацией сюжета становится парад на Красной площади. Однако стилистические поиски этих мастеров повлияли на деятельность очень многих иллюстраторов (причем не только московских), формально не входивших ни в какие группы, но заинтересованных в том, чтобы сделать книжную графику для детей более энергичной, раскованной, непосредственной, внести в нее лирические и иронические ноты, освоить новые, современные темы и художественные приемы. Все идет прахом. Творческие группы существовали и до них, но таких, в которых все креативные индивидуальности стерты во имя коллективного «Я» художника, не бывало.

Даже в пределах одного разворота Земенков использовал разные стилистики: Монгольфье изображен в карикатурной, но по-своему изысканной манере, обстановка его лаборатории воспроизводится с реалистической основательностью, дома и любопытные прохожие словно нарисованы ребенком, недавно научившимся держать в руках карандаш. Изначально этот творческий союз создавал карикатуры на различные темы из литературы (12 стульев, Золотой телёнок, Господа Головлёвы, Жизнь Клима Самгина и др. ). Юный герой предается естественным для его возраста и весьма похвальным занятиям: мастерит модель самолета, сажает деревья, принимает душ (что считалось в те годы важным завоеванием социализма). В. Сталин и В. М. Молотов», «И. Ими выполнены рисунки пастелью— «И. В. Сталин и В. М. Молотов», «И. В. Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905г», «Чкалов на острове Удд» и др.

На страницах «Правды», «Крокодила» и других советских изданий неизменно появлялись острые карикатуры Кукрыниксов, пригвождающие к позорному столбу трубадуров холодной войны и их пособников. «Героический» период российской детской книги закончился в середине 1930-х гг. Язык их карикатуры точен и прост, деталей не много, но каждая предельно выразительна и, что примечательно, в отличие от образа деталь может быть забавной («Пузыри» и др. ). Они обвиняют фашизм в бесчеловечности. Ими выполнены рисунки пастелью— «И. В. Сталин и В. М. Молотов», «И. В. Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905г», «Чкалов на острове Удд» и других. Записки американского пионера» (1932) убедительно доказывают, что так называемый «стиль 13-ти» был не настолько камерным, как это может показаться на первый взгляд, ему было подвластно эмоциональное и убедительное изображение массовых сцен, панорам большого города.

Даже в карикатурах он не был столь страшен и жалок. Молотов», «И. В.

Но этот сознательный эклектизм не мешает восприятию книги, усиливает ее комический эффект. Возможно, в «Домашних животных» он следовал этому принципу чересчур прямолинейно, но, несмотря на сознательные самоограничения, ему удалось передать не только внешние черты, но и характеры упрямого осла, преданной человеку собаки, выносливого верблюда, задумчивого оленя. Общее количество детских книг, оформленных художниками «Общества станковистов» и «13», сравнительно невелико.

В остроумных беглых набросках Т. Лебедевой (Мавриной) к «Песне о стройке» А. Барто (1931), «Разрушению Кентаи» Б. Лапина и другим изданиям 1930-х гг. В таком наряде ходит дома Немецкий фюрер в дни приема. Cуществует также старый советский анекдот про военрука, вразумлявшего студентов: «Пока вы тут смеётесь, в Америке кукрыниксы негров вешают. » — ну перепутал Ку-кры-никсов с ку-клус-кланом. В это время Соколов, ещё живя в Рыбинске, ставил на своих рисунках подпись Никс. Для «Окон ТАСС» писали тексты известные поэты.

Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др. ). Казалось бы, смешной и презираемый враг уже не так страшен. Введение принципиально важного для авангардистской эстетики приема коллажа не только придает всему изданию фактурное разнообразие (в сочетании с рисунками и традиционно набранным текстом), но и прекрасно подчеркивает условный игровой характер персонажей. Когда Гитлера и его присных изображают безмозглыми, пустоголовыми, то ведь не в том же дело, что художники хотят убедить зрителей в клинической психопатии главарей фашизма, в том, что эти «деятели» — форменные идиоты игрой случая оказавшиеся у руля власти. В. Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905 г», «Чкалов на острове Удд» и др. Они— авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947—1948), «Старые хозяева» (1936—1937).

По-своему трактовал анималистические сюжеты Ю. Пименов. Осуждая и проклиная фашизм, Кукрыниксы не боятся крайностей. Возможно лейтенант Красной Армии смотрел через него на горящий Рейхстаг. Затем появлялся Гитлер после разгрома его армий в районе Волги. Все это питало воображение художников, а мысль работала в определенном направлении. Фашизм рушится на глазах – таково основное ощущение зрителя. Вся суть этих «пиктографических» карикатур в таких-то ситуациях, таких-то поступках, еще чаще— репликах персонажей.

В Московский ВХУТЕМАС художники съехались из разных концов Советского Союза.

Надо полагать, что эта внезапность появления военных преступников одного за другим на пороге зала суда отложилась в сознании художников и подсказала найденное в «Конце» внезапное появление Гитлера. Сотрудничество Кукрыниксов с С. Маршаком продолжилось в годы Великой Отечественной войны они вместе создавали «Окна сатиры ТАСС». Неистощимые в художественной выдумке и изобретательности, Кукрыниксы умеют несколькими смелыми и точными линиями воссоздать перед нами облик того или иного политического дегенерата (Столыпин, Керенский, Врангель), показать типическое в образах бюрократа, очковтирателя, хапуги. Их стихия была смех, они тонко подмечали юмористические черточки в окружающей действительности и это стало их исходной точкой в сотрудничестве. Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др. ). Митчель (1930) смотрится в новом контексте уже несколько старомодно, кажется неизбежной данью технократическим утопиям 1920-х гг.

Уже к вечеру 22 июня 1941 года Кукрыниксы создали эскиз плаката «Беспощадно разгромим и уничтожим врага. », а 24 июня плакат появился на улицах Москвы и других городов. Регулировалась пряжка с помощью пришитого к ремню язычка с парными дырочками, в которые входили зубцы внутренней втулки. Внутренняя пружина «зверских» образов в карикатурах Кукрыниксов совсем иная. Кукрыниксы известны также и как художники и мастера станкового рисунка.

Грубовато, до резкости прямолинейно. Художники Кукрыниксы смогли создать уникальный метод работы над произведением. Живопись отошла на второй план и мы не знали, когда сможем к ней вернуться. Конечно, не всегда ребенок изображался в книгах 1930-х именно таким образом.

Это тоже – история. Но, когда мы видели, как при чтении составленных Гессом и Штрайхером документов о планомерном уничтожении восточных народов сам Гесс начинал одобрительно кивать головой и кривить рот в отвратительной улыбке, становилось не по себе. Детские издания тех лет оперативно откликались на события кинематографической жизни.

Кукрыниксы известны также и как художники и мастера станкового рисунка. Карикатуристы—художники абсолютно особого склада. И снова в работу, как в рукопашную схватку с врагом.

Есть ли хоть какое-нибудь сходство между обликом больного и вирусом, вызвавшим недуг. военизированных, таких как НСДАП, Гитлерюгенд, Стальной Шлем Это и Членский знак N. S. D. A. P., Членский знак HitlerJugend (HJ), нагрудный знак За снайперскую стрельбу. С анималистическими работами Пименова в чем-то перекликаются иллюстрации Дейнеки к книге В. Владимирова «Про лошадей» (1928). Стандартная экипировка пехотинца являлась базовой для многих других родов войск.

На Украине в оформлении детской книги наблюдались тенденции, схожие с российскими. В 1940–60-е гг. Пожалуй, в стилистическом плане эти работы не слишком заметно отличаются от столь любимых читателями всех возрастов бесчисленных ротовских карикатур для «Правды» или «Крокодила». потирает руки и притопывает ногами».

Такого искажения в работах Кукрыниксов нет и в помине. Час возмездия близок, бои идут на улицах Берлина, бежать некуда. Куда были направлены линзы этого бинокля 1941 году. Затем так же внезапно «на пороге двери показалось нечто еще более страшное. В 1958— 1959 годах были опубликованы карикатуры «Берлинский вопрос», «Воинствующий попугай» и другие. Так появилась знаменитая группа Кукрыниксы.

Сатирическая фантазия, метафорический строй изображения, столь свойственные художникам в их карикатурах военных лет, воплощаются с особой емкостью и лапидарностью иносказательного обобщения. Никто не встал, даже не обернулся, когда Гитлер появился в дверях. не просто цвет— не окраска и не светотень, но две активные борющиеся между собой силы. Не может быть ни таланта, ни вдохновения без кропотливого труда.

О сложных, долгих поисках образа, о вариантах, переделках не могло быть и речи. Художники работали с удивительной самоотдачей. Одна из его бесспорных удач в книжной графике — оформление «Необычайной истории об изобретении воздушного шара. » Г. Владычиной (1927). Генерал на первом плане парализован страхом. произведения Салтыкова-Щедрина (тушь, 1939), "Дама с собачкой" и др. В Московский ВХУТЕМАС художники съехались из разных концов СССР. Где-то вверху, куда обращен безумный взгляд Гитлера (важный мимический и сюжетный штрих. ), громыхает советская артиллерия.

Авторы использовали подлинную фамилию французских естествоиспытателей XVIII в. братьев Жозефа и Этьена Монгольфье, но фигуры прототипов слились в единый откровенно гротескный образ главного героя—чудака-изобретателя в камзоле и накрахмаленном парике, постоянно курящего огромную трубку. Начинали совместную работу Кукрыниксы как карикатуристы в знаменитой стенгазете «Арапотдел», которая остро высмеивала космополитов и формалистов, проводя в жизнь линию партии. Это ведь не зрелище для медлительно-задумчивого музейного созерцания.

Огромная ее часть куда ближе к литературе, чем к изобразительному искусству. Творчество Кукрыниксов поражает своим многообразием. Вспомним, что у первого издания «Мойдодыра» К. Чуковского был подзаголовок «Кинематограф для детей». Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др. ). На этом фоне работы членов «Общества станковистов» резко выделяются простотой и естественностью языка, раскованной легкостью графического почерка. Кукрыниксы известны также и как художники и мастера станкового рисунка. «Книжка о зиме — и черная.

Все пять лет войны они трудились ежедневно. Все трудятся Взаимно волнуемся: он — за рисунок, мы — за стихи». Мы рисуем карикатуры для «Правды», во фронтовые газеты, маленького размера—для упаковок концентратов и пачках с махоркой.

И дело оно делало общее. С некоторыми работами «Общества станковистов» перекликаются иллюстративные циклы Б. Земенкова. «Гитлеры всех мастей» выступают в их карикатурах как типические представители фашизма в целом.

Да. Именно он поощрял их интерес к политике и помогал понять линию партии. Она разительно отличается от большинства изданий сходной тематики, например, от «Реки» Е. Сафоновой (1930) или «Волги» Н. Свиненко (1930) с их широкими и масштабными панорамами, четкими изображениями кораблей, мостов, подъемных кранов импрессионистически трактованными пейзажами.

Нельзя научить человека быть остроумным, веселым. – выводит томный Франко. Волшебные картинки» (1929) и «Синие загадки — красные разгадки» (1929), следовало вооружиться цветофильтрами и поочередно накладывать их на страницы. И в то же время в изданиях 1930-х гг. Отточенное острие художественной сатиры. сочетание страшного и выдуманного было в этой фигуре, оказавшейся Гессом».

Фантазия и изобретательность поразительны. Наборный шрифт постоянно чередуется с рукописным. Они служили Родине и прошли всю войну с солдатами в виде плакатов и листовок. Ими выполнены рисунки пастелью – «И.

Оригиналы тиражируемых трафаретным способом «Окон ТАСС» занимают главное место в коллекции произведений Кукрыниксов галереи Мамонтовых. Кроме того, был очень популярен цикл плакатов «Окна ТАСС». Куприянов из Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска. Его «Окна сатиры Роста» стали настоящим университетом для карикатуристов.

Партийный функционер мог стать героем карикатуры лишь после того, как был разоблачен и объявлен «врагом народа». Карикатура на фюрера была нарисована и на танке «Беспощадный», который мы купили с С. Маршаком, С. Михалковым, Н. Тихоновым и В. Гусевым. Лидеры объединения советовали своим единомышленникам рисовать «. В 1920-х гг.

И было бы снобистским ханжеством осуждать художников за то, что в огромной массе их работ военной эпохи есть какое-то число «проходных», малоудачных. Все развороты книги просторны, четко организованы, ясны по смыслу. Ее эмоциональные характеристики — искренность и страстность.

Увидев макет «Парка культуры. », Н. Купреянов пошутил: «Отлично, очень похоже, длинно и скучно». В последние годы жизни мастер (он трагически погиб в 1933 г. ) преподавал, постоянно ездил в творческие командировки. Что же отличает Кукрыниксов как художников-карикатуристов. Но особенно органичным было обращение художника к фольклорным образам, о чем свидетельствуют литографии к сборнику народных песенок «Держись, не отставай» (1929). Цветовые и тональные градации плавно моделируют объемы их тел. Эти слова многое объясняют в последующем творчестве мастера. Автор статьи: Дмитрий Фомин.

Оно воевало. В Нюрнберге на суде демонстрировались фильмы, в которых действовал Гитлер и его подручные.

Иногда срочную работу заканчиваем в бомбоубежище. Этапными работами для Кукрыниксов были гротескные злободневные карикатуры на темы внутренней и международной жизни (серии «Транспорт», 1933—1934, «Поджигатели войны», 1953—1957), агитационные, в том числе антифашистские, плакаты («Беспощадно разгромим и уничтожим врага. », 1941) иллюстрации к произведениям Николая Гоголя, Михаила Салтыкова-Щедрина (1939), Антона Чехова (1940—1946), Максима Горького («Жизнь Клима Самгина», «Фома Гордеев», «Мать», 1933, 1948—1949), Ильи Ильфа и Евгения Петрова («Золотой Телёнок»), Мигеля Сервантеса («Дон Кихот»). Остроумие Кукрыниксов неисчерпаемо. Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др. ). И как на негативе идут по нему мягко вылепленные кистью светлые силуэты.

В 1930 г. в ОСТ вступили В. Алфеевский и Т. Лебедева (Маврина). Среди иллюстрированных ими произведений: "12 стульев" (тушь, 1933 и 1967) и "Золотой телёнок" (тушь, цветная акварель, 1971) Ильфа и Петрова, "Господа Головлёвы" и др. Художники прибегали к разным жанрам, как к различным родам оружия. На основе личных впечатлений создано полотно «Бегство фашистов из Новгорода» (1944–46). В сущности, громоздкий заводской антураж, производственная коллизия нужны здесь лишь для реализации нехитрой, но грозной социальной метафоры: из-за нерадивости одного несознательного «винтика» может остановиться работа всей гигантской государственной машины.

Через день эти плакаты появлялись на улицах. Не снежная, с оттеняющими белизну черными силуэтами. Ее достоинства становятся очевидными при сравнении с явно перенаселенными, сумбурно скомпонованными иллюстрациями А. Соборовой к «Городской улице» Л. Зилова (1929).

Он был из числа тех художников, которые искренне и взволнованно погрузились в жизнь». В любое время войны появляется образ врага-марионетки («Густав и устав», «Кукольный театр», «Цирк»). Его рисунки к повести Г. Айзмана «Хаусорн. «А что вы можете нарисовать. » – спросил Жаров. Ко времени Великой Отечественной войны искусство Кукрыниксов-сатириков достигло полной, глубокой зрелости. При этом каждый художник творит и самостоятельно.

Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др. ). В выпученных глазах старика отчаяние преступника перед неминуемой гибелью. Пропагандисты и художники превратили карандаши и кисти в оружие. Так, в «Зинкиных картинках» (1930) все герои и предметы вырезаны из старых газет причем используются не готовые рисунки и фотографии, а текстовая часть газеты. Их объединяла не столько стилистическая (манера каждого мастера глубоко индивидуальна), сколько мировоззренческая общность, установка на воспроизведение новой действительности новыми (хотя и не радикально авангардистскими) художественными средствами.

Форма рождается из памяти. Так, чрезмерная политизация детской литературы в 1930-е гг.

Характеристика маньяка подчеркнуто экспрессивна и окрашена острым комизмом. Оформитель подчеркивает природную грацию, темперамент, трудолюбие этих персонажей. И это в декабре, в самые морозы. Они— авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947—1948), «Старые хозяева» (1936—1937). Эта особенность сатирической графики также чрезвычайно созвучна детскому творчеству, ведь юные художники явно предпочитают рисование по памяти и по воображению дотошному копированию натуры, но при этом высоко ценят узнаваемость образа, проявляют большой интерес к юмористическим ситуациям.

Видное место в детских изданиях 1930-х гг. Николаева) к книге «Два Первомая» (1930) также используются оригинальные ракурсы, но подчас целостному восприятию зрительного ряда мешает излишняя детализация массовых сцен. До апреля 1941 г. котелки емкостью 1. 7 л красили в серый цвет, затем перешли на оливково-зеленый (впрочем, на полевых краска часто была ободрана).

Пресловутое евангелие фашизма — «Майн кампф» — преображается художниками в дойную корову с мордой Гитлера, которую сам же Гитлер доит — ведь доходы фюрера от этой книги были баснословны («Дойная корова», 1942). Изображение и слово совмещались независимо от того, что из них рождалось первым. Внимание художника привлекают и типажи посетителей зверинца. А это уже тема полнокровного искусства.

Также они работали в проекте «Окна ТАСС», который в форме плаката освещал новости и поддерживал боевой дух нации.

А на холсте началось все сначала. Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др. ). Шла война Во время воздушных налетов надевали противогазы и спускались во двор -дежурить или забирались на крышу дома — тушить «зажигалки». В годы «большого террора» дружеские шаржи на членов правительства стремительно исчезли и из взрослых газет и журналов.

Работаем ночами, дня не хватает. Вероятно, возможны и другие толкования неожиданного оформительского приема, но гораздо важнее то, что этот прием не вызывает ни малейшего эстетического протеста, он находит живой отклик в непредвзятом, еще не засоренном различными условностями детском воображении. Однако, в начале 1930-х гг. Здесь предпочтительнее ошибаться.

Это не только позволяет составить представление о круге сюжетов избиравшихся художниками. Вероятно, под этими словами подписался бы и И. Малютин. Но сам Купреянов редко бывал доволен сделанным и продолжал начатые поиски, у современников создавалось впечатление, что он рисует всегда и везде. С 20-х гг. занимала политическая тематика, в особенности— разоблачение пороков империализма. Один человек не осилил бы такого творческого и эмоционального напряжения. Свою первую работу эпохи 1941—1945 годов — плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага. » — Кукрыниксы выполнили в первый же день, точнее, в первый же вечер войны— 22 июня 1941 года.

Большую роль в патриотическом воспитании советских людей сыграли карикатуры, плакаты и «Окна ТАСС», созданные Кукрыниксами в годы Великой Отечественной войны 1941–1945, сочетающие в символически-обобщённых образах злую сатиру и героизм («Беспощадно разгромим и уничтожим врага. », 1941). Что и кого он видел в его окуляры О чём он думал. Куприянов из Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска. С 1924 года они начинают заниматься иллюстрациями к литературным произведениям.

Он не только помогал им найти работу, но и наставлял на правильный идеологический путь. «Мы принялись за работу с отвагой первооткрывателей, — пишет начинающий художник об оформлении фантастического рассказа М. Гершензона «Товарищ Метр» (1930). — Нам тогда нравился французский художник Дюфи с его красочной жизнерадостностью, с него и начали. Картина «Конец» – свод жизненных наблюдений ее авторов, в котором отлились характерные черты их творчества, определился высокий уровень достигнутого ими мастерства.

Гораздо более условно, с почти детской непосредственностью животные изображены в альбоме Л. Поповой «Лакомки» (1930), выполненном под явным влиянием натюрмортов Д. Штеренберга. Все в этой картине находится в состоянии неустойчивости. Животные, наделенные человеческими характерами (например, падающие в обморок слабонервные герои «Тараканища» или пляшущие и музицирующие насекомые на свадьбе Мухи), выглядят здесь абсолютно органично, они живут в этом уютном сказочном мире на равных правах с уморительно-серьезным Айболитом, морским разбойником Бармалеем, любознательными и находчивыми детьми. Но большинство плакатов и карикатур Кукрыниксов создано в соавторстве с С. Маршаком. с детскими издательствами. Через коридор между протянутыми веревками он не проходил, а величественно шествовал.

— Для меня он стал настоящим учителем, приобщившим меня к пониманию детской литературы и особенностям иллюстраций для детей. Их плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага. » появился на улицах страны уже в июне 1941 года. Но развить, воспитать. Конечно, неизбежная в искусстве тех лет тема торжества «нового быта» занимала мастеров ОСТа не меньше, чем анималистические эксперименты. В 1958 – 1959 годах были опубликованы карикатуры «Берлинский вопрос», «Воинствующий попугай» и другие. Все остальные стилистические направления в середине 1930-х гг. Господин Адольф Гитлер мог быть от природы умен или глуп, талантлив или бездарен, но нацистская догма, которая выдвинула его на политическую арену, была исторически обреченной, враждебной разуму и перспективам развития человеческой цивилизации. Здесь они выработали свой особенный стиль. характерно было соперничество продолжателей традиций «Мира искусства» (главным образом учеников Г. Нарбута) и представителей радикального авангарда (объединившихся вокруг М. Бойчука).

Уже в оформительской практике начала 1930-х гг. Дейнека, Ю. Пименов, А. Гончаров, Н. Шифрин (некоторые их работы уже рассматривались в предыдущих главах), многие студенты и выпускники ВХУТЕМАСа. К сожалению, партия и правительство придерживались иного мнения. В 1930-е гг., да и во все последующие годы Советской власти, вплоть до горбачевской перестройки, выход такой книги был, конечно же, абсолютно немыслим. Но вернемся к содержанию военных карикатур Кукрыниксов. Deutsche Arbeiter Jugend.

Художественные — виртуозное мастерство и пластическая экспрессия. Листовки служили л пропуском для сдачи немецких солдат в плен. В ночь на 8 августа был совершен первый налет советской авиации на Берлин.

В те годы предпринимались самые разнообразные попытки усилить игровое начало детской книги, превратить ребенка из пассивного созерцателя чужого произведения в его героя или соавтора. изживает себя. помогала ему в его экспериментах, заряжаясь энтузиазмом печатника».

Гитлеровцы безбожно раздували миф о могуществе созданного ими на северных берегах Франции «атлантического вала» — и Кукрыниксы показывают какова эта «дутая величина»: длинный ряд каких-то латаных пушкообразных хлопушек, которые, как футбольные камеры, надувает мартышка Геббельс («Сплошное надувательство», 1943). Я не намереваюсь пускать в ход качественные критерии, говорить о том, насколько хорош или плох жанр «пиктографической» карикатуры— он существует и представляет собой особое явление, в котором надобно разбираться подробно и основательно. Разоблачая бесчеловечность как оборотную сторону и внутренний импульс любых теорий и действий фашизма, Кукрыниксы вдохновлялись образной идеей, полной благородного этического смысла и высокой содержательности. Кампания по «борьбе с формализмом», развязанная безграмотными функционерами, сломала жизни многих лучших художников и писателей, заставила их уйти из профессии (а иногда и из жизни) или приспосабливаться к унылым канонам социалистического реализма. «На улицах г. Нюрнберга в декабре 1945 г», «Жители Нюрнберга», «На улице Берлина»). Вероятно, в этом цикле график использовал зарисовки, сделанные с натуры.

Кукрыниксы являлись художниками-сатириками. Кукрыниксы обрисовали каждое действующее лицо, так или иначе помраченное животным страхом. Они разоблачали литературные пороки: скуку, заумь, формализм.

Сходным образом, но несколько более монотонно П. Кондратьев оформляет «Парижскую коммуну» Я. Ипатьева (1931). Красноречивые детали соподчинены друг другу и главной теме. В центре выштамповывался круглый медальон с имперским орлом в окружении девиза «С нами Бог». Вот как комментировал мастер свои иллюстрации к сборнику сказок К. Чуковского: «Я пытался дать динамичный, выразительный штриховой рисунок, в котором юных читателей привлекла бы.

– гудит ему в ответ Усатая любовница-германка, Закутанная в плащ-нейтралитет. Вместе с тем она так удачно оркестрована, что зритель сразу схватывает самое существенное. Атлантический вал Геббельсовская пропаганда предпринимала огромные усилия, раздувая миф о неприступности атлантического вала (оборонительного рубежа, создававшегося вдоль атлантического побережья Западной Европы), якобы способного отразить вторжение любых сил с моря. Может быть, потому, что черное и белое.

Харьковская педагогическая школа прославилась еще более ожесточенными, чем в Москве и Ленинграде, гонениями на жанр сказки. Процесс взаимовлияния различных творческих концепций не ограничивался Москвой и Ленинградом, он измерялся, как любили говорить в те годы, «во всесоюзном масштабе». Позы, жесты, мимика, кисти рук характеризуют состояние персонажей. Гитлер пытался паучьими лапами своих танковых дивизий окружить, взять в клещи Москву, но напоролся на мертвую хватку других клещей — ответного удара Советской Армии («Клещи в клещи», 1941). «В основном женщины, дети, старики. В качестве корреспондентов газеты «Правда» с этюдниками и красками, альбомами и карандашами Кукрыниксы «дошли до Берлина» (21 мая 1945 года художники были направлены в Берлин для сбора материалов о подписании акта о безоговорочной капитуляции Германии), присутствовали на Нюрнбергском процессе. Особенности его подхода к интерпретации детской литературы отчетливо видны уже в одном из первых иллюстративных циклов— в рисунках к «Девочке – ревушке» А. и П. Барто (1934).