Портрет Брюсова Валерия Яковлевича
В память о жизни и творчестве Брюсова Валерия Яковлевича на его могиле установлен монумент с портретом. Валерий Яковлевич Брюсов написал стихотворение «Портрет» в 1912 году.
Ему нужна была маска мэтра. Согласно характеристике Андрея Белого48, Валерий Брюсов— «поэт мрамора и бронзы» в то же время С. А. Венгеров считал Брюсова поэтом «торжественности по преимуществу»23. Символизм в России был признан существующим. М., 1924). Поэт из «пустыни одиночества» возвращается в мир людей он словно бы вновь обретает «отчий дом» среда, которая взрастила его, разрушена и теперь на месте «полутёмных лавок и амбаров» вырастают сияющие города настоящего и будущего («Рассеется при свете сон тюрьмы и мир дойдёт к предсказанному раю»)33.
Поэт по-прежнему был верен своему стремлению быть первым в любом начатом деле. В юности Брюсов увлекался также театром и выступал на сцене московского Немецкого клуба здесь он познакомился с Натальей Александровной Дарузес (выступала на сцене под фамилией Раевская), ставшей вскоре возлюбленной поэта (первая любовь Брюсова— Елена Краскова— скоропостижно скончалась от чёрной оспы весной 1893 ей посвящено множество стихотворений Брюсова 1892—1893 годов) любовь к «Тале» Дарузес Брюсов испытывал до 1895 года. По Л. Каменеву Брюсов— «молотобоец и ювелир»источник не указан 63 дня. В юности Брюсов увлекался также театром и выступал на сцене московского Немецкого клуба здесь он познакомился с Натальей Александровной Дарузес (выступала на сцене под фамилией Раевская), ставшей вскоре возлюбленной поэта (первая любовь Брюсова— Елена Краскова— скоропостижно скончалась от чёрной оспы весной 189328 ей посвящено множество стихотворений Брюсова 1892—1893 годов).
- Портрет поэта Валерия Яковлевича Брюсова, Врубель, 1906
- Портрет поэта Валерия Яковлевича Брюсова
- Описание работы «Портрет поэта Валерия Яковлевича Брюсова»
- Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924)
Поэт писал в дневнике: «Недели перед свадьбой не записаны. Новый поэтический предмет требовал нового языка. В 1918 году Брюсов издал сборник «Опыты», не ставивший творческих задач и специально посвящённый самым разнообразным экспериментам в области стиха (сверхдлинные окончания строк, фигурная поэзия ит. п. ).
Его вид поколебал мое представление о декадентах. В это время появляется первая проза Брюсова. Руки вдоль тела – не Брюсов. В 1901 году вышел их первый совместный альманах «Северные цветы» — именно тогда символизм и стал сформировавшимся литературным течением. В 1914 году, с началом Первой мировой войны, Брюсов отправился на фронт военным корреспондентом «Русских ведомостей».
- Биография Брюсова Валерия Яковлевича
- Сергей Малютин — Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1913
- Портрет Валерия Яковлевича Брюсова
- Интересные факты из жизни Брюсова Валерия Яковлевича
- Валерий Брюсов: жизнь и творчество
- Исторические романы и концепции
- «Громадные пакеты исписанной бумаги»
Тогда же Брюсов начал читать русскую литературу «от Пушкина и Лермонтова, через Тургенева, Толстого, Достоевского, доЛескова. » (до того он увлекался историей и естественными науками). Схоже по духу с «Каменщиком» и стихотворение «Гребцы триремы» (1905). Известны брюсовские переводы произведений Эдгара По (стихотворения), Ромена Роллана («Лилюли»), Мориса Метерлинка («Пеллеас и Мелезанда», «Избиение младенцев»), Виктора Гюго, Расина, Авсония, Мольера («Амфитрион»), Байрона, Оскара Уайльда («Герцогиня Падуанская», «Баллада Рэдингской тюрьмы»). Основу «Русских символистов» составили произведения самого Брюсова, которые он подписывал различными псевдонимами (Даров, Созонтов, Фукс и другие).
В последней работе имеются новооткрытые и восстановленные тексты Пушкина-лицеиста). Выросшая между ними стена отчуждения начала сильно тяготить обоих. В течение двух лет работал секретарем редакции журнала Русский архив. Свободное отношение Брюсова к наследию веков, к мифологиям и религиям позволяло ему, смешивая их, создавать единую систему культурных знаков, где отдельные «портреты» призваны были символизировать непрерывность, единство культуры и диалогичность времени. С самого начала он был окутан ореолом мистификации — формально издателем трудов выступил некто Владимир Маслов, которого на самом деле никогда не существовало.
- Посвящение «Вечности и искусству»
- Корреспондент, переводчик, профессор
- Интересные факты из жизни Брюсова
- Творчество поэта между двумя революциями
- Поэт в России – больше, чем поэт
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Словари и энциклопедии на Академике
др. )14. В 1900 году выходит в свет третья книга поэта «Третья стража», после чего его стали называть поэтом с большой буквы. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. В 1893 году он пишет письмо (первое из нам известных) Верлену, в котором говорит о своём предназначении распространять символизм в России и представляет себя как основоположника этого нового для России литературного течения. Он высунут и дразнит меня. – это еще вопрос.
В некоторых текстах проявляются ноты разочарования своей прошлой и настоящей жизнью, даже самой революцией (особенно характерно стихотворение «Дом видений»). Наиболее полным сборником критических статей Брюсова является «Далёкие и близкие». Приглядываюсь и вижу, что это совсем не губа, а острый кончик языка. Для себя Брюсов выбирает среди всех жизненных путей «путь труда, как путь иной», дабы изведать тайны «жизни мудрой и простой». А рот – какой странный рот.
- Основные черты творчества Брюсова
И даже в период поклонения городу у Брюсова иногда возникает мотив «бегства» с шумных улиц на лоно природы. Не лишён Брюсов был и чувства «ревности» к новому поколению символистовисточник не указан 63 дня (см. М., 1895), «Me eum esse» («Это – я».
Задайте вопрос главе Минприроды РФ Дмитрию Кобылкину У нас в гостях – заместитель мэра Москвы по вопросам ЖКХ Петр Бирюков Задайте вопрос министру просвещения РФ Ольге Васильевой 16. 12. 2018 22:07Рубрика: Культура Я знаю гибель наизусть Текст: Андрей Максимов (писатель, телеведущий) Российская газета – Федеральный выпуск 7746 (283)На этой неделе исполнилось 145 лет со дня рождения Валерия Брюсова. Следующую книгу — сборник стихотворений «Третья стража» с историко-мифологическими сюжетами — поэт посвятил Константину Бальмонту.
Этим подчеркивалась преемственность между классической литературой и новым искусством. Это потому, что они были неделями счастья. Эти эксперименты были плодотворно восприняты младшими поэтами. Может быть, в этом было преувеличение, но то, что Пушкин был весь у Брюсова на памяти, несомненноЧитая стихи, Брюсов обычно стоял за стулом, прямой, напряженный держался обеими некрасивыми руками за спинку.
«Северные цветы» подготовили почву для появления на свет собственного журнала символистов «Весы» (1904). Присмотревшись повнимательнее, она в ужасе вскрикнула. Брюсов не был очень умен от природы, но был бесконечно образован, начитан и культурен.
В 1921 году организовал Высший литературно-художественный институт (впоследствии ВЛХИ им. Они стали своеобразным манифестом отечественных символистов, показавших свое поэтическое лицо. Особым пиететом наполнен сонет «К портрету Лейбница», в котором Брюсов отдает дань уважения любимому ученому.
Интересныисточник не указан 63 дня брюсовские работы по стихосложению («Основы стиховедения» и др. ). Уже на втором курсе обучения поэт опубликовал свой первый сборник «Chefs doeuvre» — «Шедевры». Однако эта разлука совсем не способствовала творческой деятельности, а потому к написанию своей новой работы, трактату «Ключи тайн», Брюсов приступил только после возвращения на родину.
(Конец столетия)», в которой рассказывает о недолгом счастье знаменитого французского символиста с Матильдой Моте и затрагивает взаимоотношения Верлена с Артюром Рембо. Брюсов проводит аналогии между существованием грешников-оккультистов, обреченных на мученическую гибель в процессе поисков новых знаний и судьбой современного ему общества. Несмотря на все свои стремления стать частью наступившей эпохи, «поэтом Новой жизни» Брюсов стать так и не смог.
с 1919 по 1921 год был председателем Президиума Всероссийского союза поэтов (в качестве такового руководил поэтическими вечерами московских поэтов различных групп в Политехническом музее). Классическим примером гражданской лирики (и, пожалуй, наиболее известным в сборнике) является стихотворение «Каменщик». Поэт из «пустыни одиночества» возвращается в мир людей он словно бы вновь обретает «отчий дом» среда, которая взрастила его, разрушена и теперь на месте «полутёмных лавок и амбаров» вырастают сияющие города настоящего и будущего («Рассеется при свете сон тюрьмы и мир дойдёт к предсказанному раю»). Во всяком случае у итальянцев какая-то страсть ставить памятники на всех площадях. По-новому определяется и его взгляд на творчество.
Вслед за Началом Брюсов, уже в одиночку, выпускает рукописный «Листок V класса», посвятив его не литературе, а политике и сатире на гимназическую жизнь. Одной из причин был отказ Струве печатать роман Андрея Белого «Петербург», считавшего роман творческой неудачей— на печатании романа настаивал Брюсов. Но он.
Однако упаднические настроения только усилились в последующие годы жизни поэта. Он. Следует отметить рост патриотических настроений в лирике Брюсова 1914—1916 годов42. В нем переплетается автобиография поэта с мистическими мотивами и историей. Классическим примером гражданской лирики (и, пожалуй, наиболее известным в сборнике) является стихотворение «Каменщик». Он устраивается в журнал «Русский архив», где около двух лет проработает секретарем редакции.
Особенно примечательны те слова, которые он написал в пятой и шестой строках: «никому не сочувствуй, Сам же себя полюби беспредельно». В 1885 в возрасте 11 лет он поступил во 2-й класс гимназии. В 1916 году Брюсов издал стилизованное продолжение поэмы Пушкина «Египетские ночи», вызвавшее крайне неоднозначную реакцию критики. Брюсов полностью перевёл «Фауста» Гёте, «Энеиду» Вергилия. Он тщательно забронировался и показывал мне только свою внешнюю оболочку.
Эта запись показывает, что и самовлюбленный Брюсов отметил неординарность своего нового друга. Бунин. С каждым днем портрет оживал под его карандашами. Волк, да еще голодный, рыщет и ищет, кого бы разорвать». Либо перо, либо крест.
Опыт Брюсова-редактора был учтён Струве, когда тот пригласил поэта редактировать литературный отдел старейшего московского журнала «Русская мысль» в 1910 году. Брюсов являлся и членом Моссовета. Став родоначальником «русской литературной Ленинианы», Брюсов пренебрёг «заветами» изложенными им самим ещё в 1896 году в стихотворении «Юному поэту»— «не живи настоящим», «поклоняйся искусству»11. Он заново перечитывает Пушкина, но восхищается и «новыми» поэтами, Д. С. Мережковским и К. М. Фофановым. В Берлине я впервые увидел подлинные полотна Боттичелли (петербургское Поклонение волхвов я еще не умел ценить). Только циклы «Из ада изведённые» и «Мгновения» посвящены любви. В гостях у Волошина Брюсов опять встретился с Андреем Белым и провел с ним много времени.
Действительно, только ленивый не прошелся с критикой по опубликованным в сборнике стихам. Брюсов поёт «гимн славы» «грядущим гуннам», прекрасно понимая, что они идут разрушить культуру современного ему мира, что мир этот обречён и что он, поэт, — его неотрывная часть. Опыт Брюсова-редактора был учтён Струве, когда тот пригласил поэта редактировать литературный отдел старейшего московского журнала «Русская мысль» в 1910 году. Валерий Брюсов скончался от воспаления легких в Москве 9 октября 1924 года. бойких фельетонистов». В. Я. Брюсова) и до конца жизни был его ректором и профессором. И сам он любил казаться загадочным.
Его литературные интересы становятся более разнообразными. Свою миссию в качестве литературного редактора Брюсов видел в продолжении традиций «Весов». Романы «Гора Звезды» (1895–1899 опубликован в 1975), «Огненный Ангел» (М., 1908 2-е изд., доп., М., 1909) «Алтарь Победы. И ты дала мне увидеть последние глубины, последние тайны моей души. Вместо голого лохмача с лиловыми волосами и зеленым носом (таковы были декаденты по фельетонам Новостей дня) – увидел я скромного молодого человека с короткими усиками, с бобриком на голове, в пиджаке обычнейшего покроя, в бумажном воротничке.
Стихи 1912–1915гг» (М., 1916), «Последние мечты» (М., 1920), «В такие дни. В Urbi et orbi в стихотворениях Работа и В ответ (цикл Вступления) Брюсов в противовес идее спонтанности, «стихийности» поэтического акта, популярной среди символистов, утверждал необходимость сознательной работы над стихом. В 1908 году Валерий Яковлевич представляет роман «Огненный ангел», признанный одним из самых загадочных произведений своего времени. Русские символистыподверглись яростной критике, что создало его авторам скандальную славу.
Усы – как клыки, характерное французское en croc (закрученные кверху). Причина— повесть Брюсова «Последние страницы из дневника женщины». Там Брюсов создал новый цикл любовных стихотворений. магией искусства объединила бы всех собравшихся в одном порыве», — писал поэт.
Он начинает переводить символистов и подражать им. Поэты и писатели устраивали литературные встречи в кружке Гиппиус, на «средах» у Брюсова, а также у его друга Александра Миропольского (Ланга). Возглавляемые им «Весы» стали самым тщательным по отбору материала и авторитетным модернистским журналом (противостоящим эклектичным и не имевшим чёткой программы «Перевалу» и «Золотому Руну»).
При этом Брюсов замаскировал свои опыты несколькими псевдонимами: каждый представлял особый темперамент и особое ответвление «нового искусства». «Песни» написаны жизненно, в «лубочной» форме они привлекли к себе большое внимание критики, отнёсшейся, однако, к этим произведениям большей частью скептически, назвав «фальсификацией» «псевдонародные частушки» Брюсова14.
В 1897 году Валерий Брюсов женился. Он сравнивал поэтическую мечту с волом, а поэта с ее погонщиком. Валерий Брюсов внёс большой вклад в развитие формы стиха, активно использовал неточные рифмы, «вольный стих» в духе Верхарна, разрабатывал «длинные» размеры (12-стопный ямб с внутренними рифмами: «Близ медлительного Нила, там, где озеро Мерида, в царстве пламенного Ра // ты давно меня любила, как Озириса Изида, друг, царица и сестра», знаменитый 7-стопный хорей без цезуры в «Конь блед»: «Улица была как буря. В этом было даже что-то ребяческое.
Принимал активное участие в подготовке первого издания Большой советской энциклопедии (являлся редактором отдела литературы искусства и языкознания первый том вышел уже после смерти Брюсова)47. Необычность, новизна мысли или образа, оригинальность формы – вот что для Брюсова было необходимостьюЧувствую потребность подчеркнуть еще одно примечательное (и для многих, вероятно, неожиданное) качество Брюсова. Третья стража начинается (после программного пролога Возвращение) циклом Любимцы веков, посвященным истории и месту личности в ней. По Л. Каменеву Брюсов— «молотобоец и ювелир».
Причем их направленность носила ярко выраженный материалистический характер, вот таким образом Брюсов с малых лет был знаком с теорией Дарвина, биографиями Кеплера и Ливингстона, а также стихами Н. Некрасова. был у меня Бугаев, читал свои стихи, говорил о химии. Валерий Брюсов родился 1 (13) декабря 1873 года в Москве.
В 1920-е годы (в сборниках «Дали» (1922), «Mea» («Спеши. », 1924) он радикально обновляет свою поэтику используя перегруженный ударениями ритм, обильные аллитерации, рваный синтаксис, неологизмы (вновь, как в эпоху «Стихов Нелли» используя опыт футуризма) Владислав Ходасевич, в целом критически настроенный к Брюсову, не без сочувствия оценивает этот период как попытку через «сознательную какофонию» обрести «звуки новые». Прекрасно играл в винт и преферанс интересовался спортом изучал языки (он мог отдаться изучению какого-либо языка специально для того, чтоб прочесть в подлиннике того или иного автора или перевести его произведения). Глаза горят, ребра втянуло, грудь провалилась. Даже стихотворения о природе, которых в сборнике немного, звучат «из уст горожанина» («Месячный свет электрический» ит. п. ). Характерной чертой поэтики Брюсова с этого периода становится стилевая всеохватность, энциклопедизм и экспериментаторство, он был ценителем всех видов поэзии (им посещаются «пятницы К. К. Случевского»), собирателем «всех напевов» (название одного из его сборников).
Поэт вспоминал о детстве: «От сказок, от всякой «чертовщины» меня усердно оберегали. Первое, негибкость, негнущесть, вплоть до щетиной брызжущих из черепа волос (бобрик). В 1920 году вступил в Коммунистическую партию. В 1917 – 1919 годах он возглавлял Комитет по регистрации печати (с 1918 года – отдел Российской книжной палаты).
Литературовед Михаил Гаспаров оценивает роль Брюсова в русской модернистской культуре, как роль «побеждённого учителя победителей-учеников», повлиявшего на творчество целого поколения38. Последней вспышкой творческой активности Брюсова стала его поездка в Крым летом 1924 года. Они Её слышат. («Если бы мне жить сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня», — отмечал поэт в дневнике).
Брюсов солидно знал историю, математику и даже оккультные науки. В чем только ни обвиняли молодого поэта, а более всего во вторичности. Именно этот сборник принес Валерию Брюсову всеобщее признание.
Нередко здесь проходили модные в те годы спиритические сеансы. С 1917 по 1919 год он возглавлял Комитет по регистрации печати (с января 1918 года— Московское отделение Российской книжной палаты) с 1918 по 1919 год заведовал Московским библиотечным отделом при Наркомпросе. Гордая голова с клином черной бородки и выступающими скулами была закинута назад. Брюсов сочувственно относился к творчеству пролетарских поэтов, что выражено в его статьях «Вчера, сегодня и завтра русской поэзии», «Синтетика поэзии». Книга Tertia Vigilia (Третья стража, 1900), третий поэтический сборник Брюсова, принесла ему признание и обозначила начало его творческой зрелости. «Внешность Брюсова. Сразу после отречения Николая II он пишет статью «О новом русском гимне», в которой призывает создать торжественную песнь.
Он пишет серию рассказов «Земная ось», где предлагает читателю через призму характеров своих героев помочь ощутить некую земную ось, пронзающую бытие и являющуюся абстрактной гармонией этого противоречивого мира. Не таяло постепенно, нет, а исчезло вдруг, сразу, точно захлопнулась какая-то заслонка». Стихотворные сборники «Chefs doeuvre» («Шедевры». Был заведующим Московского библиотечного отдела при Наркомпросе (1918 – 1919), председателем президиума Всероссийского союза поэтов (1919 – 1921), с 1919 года работал в Государственном издательстве, с 1921 года – заведующий литературным подотделом Отдела художественного образования при Наркомпросе. В 1919 году Брюсов стал членом РКП (б).
Свое творческое становление Брюсов подробно описал в автобиографии (Из моей жизни). М., 1903), «Etefauoz. По мнению Брюсова, отрыв от действительности губителен для художника. С 1917 по 1919 год он возглавлял Комитет по регистрации печати (с января 1918 года— Московское отделение Российской книжной палаты) с 1918 по 1919 год заведовал Московским библиотечным отделом при Наркомпросе с 1919 по 1921 год был председателем Президиума Всероссийского союза поэтов (в качестве такового руководил поэтическими вечерами московских поэтов различных групп в Политехническом музее). В 1899 году Брюсов заканчивает университет и с головой окунается в творческий процесс.
По Брюсову, революция была неминуема. У нас нет даже ни одной обстоятельной монографии о Серове (приготовлена к печати и скоро должна выйти книга о Серове – И. Э. Грабаря). Фигура стояла во весь рост и лицо было чуть более натуральной величины.
Толпы проходили // Словно их преследовал неотвратимый Рок») использовал чередования строк разного метра (так называемые «строчные логаэды»: «Губы мои приближаются // К твоим губам»). Значительного внимания критики удостоиласьисточник не указан 63 дня и повесть «Последние страницы из дневника женщины»53. С посвящением Валерия Брюсова» (М., 1913), «Семь цветов радуги. Стихотворение Осеннее чувство (Гаснут розовые краски в бледном отблеске луны. ) варьировало мотивы Малларме и Бодлера, Самоуверенность (Золотистые феи в атласном саду. ) играло метафорами на манер Рембо, а Творчество (Фиолетовые руки на эмалевой стене. ) было примером «утаивания», характерного для «суггестивной» поэзии и т. д. Она была посвящена коллеге и единомышленнику К. Бальмонту. В последней работе имеются новооткрытые и восстановленные тексты Пушкина-лицеиста)57.
В связи с этим Брюсов прекращает выступать как деятель литературной борьбы и лидер конкретного направления, занимая более взвешенную, «академическую» позицию. Брюсов известен в широких кругах как талантливый переводчик. В них была угрюмость и злоба. Но Брюсова окрестили «декадентом» и на целых пять лет журналы оказались для него закрыты. Чулков. – скрещивать руки. Уже сборники конца 1900-х годов— «Земная ось» (прозаический сборник рассказов, 1907), «Все напевы» (1909)— оценивались критикой как более слабые, чем «Stephanos», в основном они повторяют прежние «напевы» усиливаются мысли о бренности всего сущего, проявляется духовная усталость поэта (стихотворения «Умирающий костёр», 1908 «Демон самоубийства», 1910).
Вскоре Брюсов, помимо беллетристики, стал курировать библиографию и критику журнала. Глаза с тяжелыми-тяжелыми веками, упорно злые, не отрываясь, пристально смотрели на меня. Лица, близко, дружески знавшие Серова, свидетельствуют, что у него была душа не только глубокая, но и поразительно цельная и красивая. Работал в Государственном издательстве, заведовал литературным подотделом Отдела художественного образования при Наркомпросе, был членом Государственного учёного совета, профессором МГУ (с 1921) с конца 1922 года— заведующий Отделом художественного образования Главпрофобра в 1921 году организовал Высший литературно-художественный институт (ВЛХИ) и до конца жизни оставался его ректором и профессором. Однако первой публикацией Брюсова стала вполне обыденная статья — в 13 лет он выступил на страницах журнала «Русский спорт» в поддержку тотализатора на скачках.
В новеллистическом цикле «Ночи и дни» Брюсов отдаётся «философии мига», «религии страсти». Как переводчик Брюсов много сделал для русской литературы. И аккуратность у него, в его низкой комнате на антресолях, была удивительная» (И. В своих стихах он использует рваный синтаксис, футуристические конструкции сложения стихотворных строк, множество аллитераций, что позволило назвать эту манеру «академический авангардизм». Брюсов видит в будущем лишь времена «последних дней», «последних запустений».
Но однажды она увидела перед своим окном силуэт странного человека. В нем появились урбанистические исторические и научные мотивы. Не современникам и даже не человечеству завещаю я эту книгу, а вечности и искусству». Он пользовался большим авторитетом как среди сверстников-символистов, так и среди литературной молодёжи имел репутацию строгого безукоризненного «мэтра», творящего поэзию «мага», «жреца» культуры и среди акмеистов (Николай Гумилёв, Зенкевич, Мандельштам) и футуристов (Пастернак, Шершеневич и др. ). Не случайно обратился он и к теме ежедневного труда, продолжавшей тему города: Здравствуй, жизни повседневной / Грубо кованная речь.
Тогдашняя критика с таким названием-выводом не согласилась. Брюсов, происходивший из русского крестьянства, находившегося под «барским гнётом», был хорошо знаком с сельской жизнью. «Нужна краткая песнь, которая. Не таков Брюсов. Это был момент славы, которого он так долго ждал, лучшая пора в его жизни. И главным действующим лицом в поэзии Брюсова является то отважный, мужественный боец, то— отчаявшийся в жизни человек, не видящий иного пути, кроме как пути к смерти (таковы, в частности, уже упоминавшиеся «Стихи Нелли», творчество куртизанки с «эгоистической душой»)38.
Несмотря на то что Брюсов много слышал о Петровской, официально они познакомились только после ее разрыва с Андреем Белым. Из брюсовских литературоведческих работ наиболее известны его труды, посвящённые биографии и творчеству Александра Пушкина (работы по стихосложению Пушкина, «Письма Пушкина и к Пушкину», «Пушкин в Крыму», «Сношения Пушкина с правительством», «Лицейские стихи Пушкина». Я учился в гимназии с его младшим братом. Еще в дошкольном возрасте мальчик написал первую комедию — «Лягушка». Два следующих сборника, Urbi et orbi (Городу и миру, 1903) и Stephanos (Венок, 1905) вводят бытовые и гражданские мотивы в поэзию Брюсова. Слова вылетали с как бы припухших губ.
Стихи 1903–1905гг» (М., 1906), «Все напевы» (М., 1909), «Зеркало теней» (М., 1912), «Стихи Нелли. Его отец был довольно преуспевающим торговцем. Однако позже Брюсов сблизился с другими юными любителями чтения, вместе они начали издавать рукописный журнал «Начало».
Но сам Валерий Брюсов очень настороженно отнесся к этому разрыву и решил подстраховаться. Стихотворения «Кинжал» (1903), «Довольным» (1905)— стихотворения «песенника» растущей революции, готового встретить «приветственным гимном» её свержение14. Варьируя намеченные в предыдущих книгах мотивы, Брюсов изменил акценты.
Основным, то есть особо характеризующим Брюсова, была собранность, скованность. Окончание редакторства Брюсова произошло в конце 1912 года. Периоды полного бесстрастия сменяются у Брюсова лирикой неутолённых болезненных страстей («Я люблю в глазах оплывших», 1899 «В игорном доме», 1905 «В публичном доме», 1905 и мн. Оригинальные новеллы Брюсова, построенные на принципе двоемирья, составили сборник «Земная ось» (1907).
В 1894-1895 годах Валерий подготовил три поэтических сборника под названием «Русские символисты» изданные в виде трех тонких брошюрок. В стихотворениях Брюсова перед читателем встают противоположные начала: жизнеутверждающие— любовь, призывы к «завоеванию» жизни трудом, к борьбе за существование, к созиданию, — и пессимистические (смерть есть блаженство, «сладостная нирвана», вот таким образом стремление к смерти стоит превыше всего самоубийство «соблазнительно», а безумные оргии суть «сокровенные наслаждения искусственных эдемов»). Окончание редакторства Брюсова произошло в конце 1912 года. «В первое мгновение я подумала, что вижу сатану. М., 1897), «Tertia vigilia» («Третья стража».
Приятную особенность итальянских городов составляет изобилие статуй. В числе изданных работ «Скорпион» выпустил в свет ряд сборников Брюсова, в том числе «Зеркало теней», «Пути и перепутья». Манеру позднего Брюсова детально исследовавший её М. Л. Гаспаров назвал «академический авангардизм». Уже в 13 лет он связывал свою будущую жизнь с поэзией. Своего пика эти настроения достигли во время Первой русской революции они ярко выражены в брюсовской драме «Земля» (1904, вошла в сборник «Земная ось»), описывающей будущую гибель всего человечества затем— в стихотворении «Грядущие Гунны» (1905) в 1906 году Брюсовым была написана новелла «Последние мученики», описывающая последние дни жизни русской интеллигенции, участвующей в безумной эротической оргии пред лицом смерти.
– воскликнул он. В своём эксперименте Брюсов оказался одинок: в эпоху построения новой, советской поэзии опыты Брюсова были сочтены слишком сложными и «непонятными массам» представители модернистской поэтики также отнеслись к ним отрицательноисточник не указан 63 дня. С попыткой выйти из кризиса и найти новый стиль исследователи творчества Брюсова связывают такой интересный эксперимент поэта, как литературную мистификацию— посвящённый Надежде Львовой сборник «Стихи Нелли» (1913) и продолжившие его «Новые стихи Нелли» (1914—1916, остались не изданными при жизни автора). Эти стихи насыщены социальными мотивами, пафосом «научности» (в духе «научной поэзии» Рене Гиля, которой Брюсов интересовался ещё до революции: «Мир электрона», 1922, «Мир N-измерений», 1924), экзотическими терминами и собственными именами (автор снабдил многие из них развёрнутым комментарием).
С начала 1910-х годов он уделяет значительное внимание прозе (роман «Алтарь победы»), критике (работа в «Русской мысли», журнале «Искусство в Южной России»), пушкинистике32. Как же писать теперь, если свое состояние я могу определить только словом «блаженство». Одной из причин был отказ Струве печатать роман Андрея Белого «Петербург», считавшего роман творческой неудачей— на печатании романа настаивал Брюсов. Волевой, наполеоновский, естественнейший — сосредоточенной воли жест. Пила.
В 1920-е годы (в сборниках «Дали» (1922), «Mea» («Спеши. », 1924) он радикально обновляет свою поэтику используя перегруженный ударениями ритм, обильные аллитерации, рваный синтаксис, неологизмы (вновь, как в эпоху «Стихов Нелли» используя опыт футуризма) Владислав Ходасевич, в целом критически настроенный к Брюсову, не без сочувствия оценивает этот период как попытку через «сознательную какофонию» обрести «звуки новые». Он не выносил только плохой поэзии. Вскоре владелец текстильного предприятия С. А. стихотворение «Младшим»: «Они Её видят. Портреты Серова почти всегда – суд над современниками, тем более страшный, что мастерство художника делает этот суд безапелляционным.
Однако вскоре наметились трения между Струве и Брюсовым: декабрьский номер «Русской мысли» 1910 года был арестован за порнографию. Стихи 1919–1920гг» (М., 1921), «Миг.
Восхищаясь Верленом, Брюсов в конце 1893 года создаёт драму «Декаденты. Годы странствий). Свободен человек лишь на природе, — в городе он лишь ощущает себя узником, «рабом каменьев» и мечтает о будущем разрушении городов, наступлении «дикой воли». Прямота и честность были основными чертами его существа. Брюсов сочувственно относился к творчеству пролетарских поэтовисточник не указан 63 дня, что выражено в его статьях «Вчера, сегодня и завтра русской поэзии», «Синтетика поэзии».
В 1919 году Брюсов стал членом РКП (б). В каждом городе непременно есть свой Виктор-Эммануил и свой Гарибальди. Стилизации самых разных поэтических манер, русских и иностранных (вплоть до «песней австралийских дикарей»)— излюбленное занятие Брюсова, он готовил даже антологию «Сны человечества», представляющую собой стилизацию (или переводы) поэтических стилей всех эпох. К тому времени его здоровье было окончательно подорвано моральными терзаниями, лишениями и злоупотреблением морфием. В 1923-1924 годах выходят два его последних сборника — «Дали» и «Меа», в которых перед читателем предстает абсолютно иной Валерий Брюсов.
В сборнике Me eum esse за прологом (Новые заветы), где речь шла о новых поэтических задачах автора, следовал цикл Видения, в котором, подключая контекст поэзии Бодлера и Малларме, Брюсов решал проблему соотношения земной жизни и небесного идеала. Во время Первой мировой Валерий Яковлевич отправился на фронт, где работал корреспондентом одного из петербургских изданий «Русские ведомости». Дату эту, похоже, никто не заметил. При негодности данных – сильнейшее данное (не дано, дан).
Это была крепкая хватка, волевая и судорожная. Следующим сборником Брюсова стал «» («Венок»), написанный во время самых ожесточённых революционных событий 1905 года (вышел в декабре 1905) сам поэт считал его вершиной своего поэтического творчества («Венок завершил мою поэзию, надел на неё воистину венок», — пишет Брюсов37). Некоторые постреволюционные стихи являются восторженными гимнами «ослепительному Октябрю» в отдельных своих стихах он славит революцию в один голос с марксистскими поэтами (см., например, стихотворения сборника «В такие дни» (1923)— в частности, «Работа», «Отклики», «Братьям-интеллигентам», «Только русский»). Брюсову будто бы были ведомы какие-то великие тайны творчества и жизни. В своей поэзии Брюсов то стремится к новаторству, то вновь уходит к проверенным временем формам классики.
Как литературный критик Валерий Брюсов начал выступать ещё в 1893 году, когда отбирал стихи начинающих поэтов (таких же, впрочем, как и он сам) для первого сборника «Русские символисты»56. Он дал нам пример трудолюбия, точности, добросовестности. В четыре года Брюсов научился читать и буквально поселился в родительской библиотеке. », 1903)39. Брюсов изучал творчество Николая Гоголя (что выразилось в его речи «Испепелённый»), Баратынского, Фёдора Тютчева (Брюсов фактически открыл творчество этого талантливого поэта для русского общества), Алексея Толстого.
Знания, которые давались Валерию, строго разграничивались и были преимущественно техническими и математическими. Произошло это на одной из литературных встреч у общих знакомых. Наиболее полным сборником критических статей Брюсова является «Далёкие и близкие». «Ни разбросанные, как попало, кубические линии лица, ни несколько заспанные, но всегда просверливающие глаза, ни намеренная эластичность движений (он написал о себе, что он потомок скифов, как же можно было после этих строк потерять гибкость и упругость. ), – ничто из этого не было самым существенным в Брюсове. На протяжении 1890-х годов поэт обращается к «крестьянской» теме всё чаще.
Настроения Брюсова подчас противоречивы они без переходов сменяют друг друга. Так, при написании «Огненного ангела» Брюсов изобразил себя положительным героем, а вот Андрея Белого, отношения с которым в тот момент у него были достаточно прохладными, – королем Генрихом, присвоив ему характер и внешность прототипа: небесно-голубые глаза, золотисто-русые волосы, прекрасное лицо и изящное тело. «Если бы мне жить сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня», — отмечал поэт в дневнике27.
После организации издательства Скорпион, которое стало выпускать новую литературу (произведения модернистов), Брюсов принимал активное участие в организации альманахов и журнала Весы (1904 – 1909), ставшего рупором русского символизма. Его избранницей стала Иоанна Рунт, молодая гувернантка сестер поэта. Только у детей бывает такая пытливость, такая тяга узнать все. В Октябре поэт увидел знамя нового, преображённого мира, способного уничтожить буржуазно-капиталистическую культуру, «рабом» которой поэт считал себя ранее теперь же он может «возродить жизнь». Но у нас было много общих знакомых.
Брюсов сам ощущает себя рабом буржуазной культуры, культуры города и его собственное культурное строительство является сооружением той же тюрьмы, что представлена в стихотворении «Каменщик». Эта черта творчества Брюсова вызывала наиболее поляризирующие критику отклики сторонники его (прежде всего символисты, но и такие акмеисты-ученики Брюсова, как Николай Гумилёв) видели в этом «пушкинскую» черту, «протеизм», знак эрудиции и поэтической мощи, критики (Юлий Айхенвальд, Владислав Ходасевич) критиковали такие стилизации как знак «всеядности», «бездушия» и «холодного экспериментаторства»источник не указан 57 дней33. Для себя Брюсов выбирает среди всех жизненных путей «путь труда, как путь иной», дабы изведать тайны «жизни мудрой и простой». Издательская деятельность поэта будет продолжена в начале XX века, когда он принял участие в создании альманаха символистов «Северные цветы». Современники иронизировали, что ежемесячник Струве издаётся так, будто это «юбилейные номера русского символизма».
В сборниках «Зеркало теней» (1912), «Семь цветов радуги» (1916) нередкими становятся выдающие этот кризис авторские призывы к самому себе «продолжать», «плыть дальше» ит. п. изредка появляются образы героя, труженикаисточник не указан 57 дней. У него были хорошие знания в области латинской поэзии и поэзии французской (русскую он знал просто ослепительно). В нём мы видим слияние трудносочетаемых качеств. И вдруг я узнала – да ведь это Брюсов. Его знакомые поэты тоже прекрасно знали об этой его особенности, говоря, что он «скорбь венчал сонетом иль балладой».
Благодаря этому у него были хорошо развиты пытливость и любознательность. Все формы вытянулись и углубились. В некоторых текстах проявляются ноты разочарования своей прошлой и настоящей жизнью, даже самой революцией (особенно характерно стихотворение «Дом видений»).
Это трехчастная антология, составленная из переводов (поэзии П. Верлена, А. Рембо, С. Малларме, М. Метерлинка, А. Э. По, Лорана Тальяда) и подражаний. В его коллекции есть переводы произведений Гете, Метерлинка, Байрона, По. Она замыкала и строгие мысли и девическую застенчивость. Образование мальчика родители старались дать наиболее рациональным. Он искал одного – верности тому, что есть.
Одним из первых русских поэтов Брюсов в полной мере раскрыл урбанистическую тему (хотя элементы «городской лирики» можно встретить ещё задолго до Брюсова— например, в пушкинском «Медном всаднике», в некоторых стихотворениях Н. А. Некрасова). Первую книгу своих стихотворений назвал незамысловато – "Шедевры". Поэт по-прежнему был верен своему стремлению быть первым в любом начатом деле. В Октябре поэт увидел знамя нового, преображённого мира, способного уничтожить буржуазно-капиталистическую культуру, «рабом» которой поэт считал себя ранее теперь же он может «возродить жизнь». Усы нападчика, шевелящиеся в гневе.
Да, он любил Нину, но поэзия – это госпожа, которой он будет служить всю жизнь. Дед с материнской стороны А. Я. Бакулин был поэтом-самоучкой. Повесть IV века» (1911–1912), «Юпитер поверженный» (опубликован в 1934) повести «Обручение Даши» (1913), «Рея Сильвия» (1914), «Моцарт» (1915) сборник рассказов «Ночи и дни» (М., 1913) пьесы «Путник» (1911), «Протесилай умерший» (1913), «Диктатор» (1921). Настроения Брюсова подчас противоречивы они без переходов сменяют друг друга. Единственное, чего не терпел Брюсов, были проторенные дороги.
Оно выпускало их книги, а также альманах «Северный вестник». В отчаянии, не зная, как еще убедить любимую, Брюсов говорил: «Я живу – поскольку она (поэзия) во мне живет и когда она погаснет во мне, умру». В последнем великолепно отображена психология описываемого времени (Германии XVI века), точно передаётся настроение эпохи по мотивам «Огненного ангела» Сергей Прокофьев написал одноимённую оперу51. Настроение «Земли» (произведения «предельно высокого», по определению Блока) в целом пессимистическое.
Крестьянские образы возникают ещё в ранний— «декадентский»— период брюсовской лирики. Двумя годами позднее вышел второй сборник — «Это — я». Любовь к «Тале» Дарузес Брюсов испытывал до 1895 годаисточник не указан 63 дня. В раскосости и скуластости – перекличка с Лениным.
Венок. В 1896 выпустил вторую книгу стиховMe eum esse (Это – я, датировано 1897). Стихи 1920–1921гг» (Берлин Пг., 1922), «Дали» (М., 1922), «Меа» («Спеши».
За всеми перипетиями государственной службы Валерий Яковлевич не забывал и о творчестве. Широта охвата ценимой Брюсовым поэзии была беспредельна. Наиболее известны исторические романы Брюсова «Алтарь победы», описывающий быт и нравы Рима IV века н. э. 50 и— в особенности— «Огненный ангел». Несмотря на все свои стремления стать частью наступившей эпохи, «поэтом Новой жизни» Брюсов стать так и не смог. Осенью 1890 поступает в 6-й класс другой гимназии, где увлеченно занимается математикой изучает философию (Канта, Шопенгауэра, особенно Спинозы).
Но как страшно он изменился. В остальном он умел как никто переключаться из одной поэтической атмосферы в другую. По мнению Брюсова, отрыв от действительности губителен для художника14. В Любимцах веков и в подобных циклах из других сборников (Баллады в Urbi et Orbi Правда вечная кумиров в Stephanos Правда вечная кумиров и Приветствия в книге Все НапевыВластительные тени в Зеркале Теней и т. д. ) Брюсов-поэт говорил от лица исторических персонажей, героев древнегреческой и библейской мифологии, обобщенных героев, символизирующих определенную эпоху. Как литературный критик Валерий Брюсов начал выступать ещё в 1893 году, когда отбирал стихи начинающих поэтов (таких же, впрочем, как и он сам) для первого сборника «Русские символисты». Эти стихи насыщены социальными мотивами, пафосом «научности» (в духе «научной поэзии» Рене Гиля, которой Брюсов интересовался ещё до революции: «Мир электрона», 1922, «Мир N-измерений», 1924), экзотическими терминами и собственными именами (автор снабдил многие из них развёрнутым комментарием).
Зато об идеях Дарвина и о принципах материализма я узнал раньше, чем научился умножению. Одновременно с третьим выпуском Русских символистов Брюсов опубликовал первую книгу своих стихов Chefs d"oeuvre (Шедевры, 1895). Несмотря на трагический финал, в пьесе изредка всё же встречаются вселяющие надежду нотки так, в финальной сцене появляется верящий в «возрождение человечества» и в Новую жизнь юноша по нему— лишь истинному человечеству вверена жизнь земли и люди, решившиеся умереть «гордой смертью», — только заблудившаяся в жизни «несчастная толпа», ветвь, оторванная от своего дерева. Это стало причиной исключения Брюсова из гимназии. Такие молодые люди торговали галантерейными товарами на Сретенке».
В «Третьей страже» помещены также несколько переводов стихотворений Верхарна, восхищение творчеством которого последовало за восхищением музыкой и «нечёткими образами» поэзии Верленаисточник не указан 63 дня. Это едва ли не интереснейший человек в России. Возможно, в какой-то момент поэту и удалось бы переубедить возлюбленную, но в одном из разговоров с ней он произнес фразу, которую женщина восприняла как последний удар по ее чувствам: «Во имя поэзии – я, не задумываясь, принесу в жертву все: свое счастье, свою любовь, самого себя». После революции Брюсов продолжал и активную творческую деятельность.
Зрелость и дряхлость ума при странной молодости». Некоторые постреволюционные стихи являются восторженными гимнами «ослепительному Октябрю» в отдельных своих стихах он славит революцию в один голос с марксистскими поэтами (см., например, стихотворения сборника «В такие дни» (1923)— в частности, «Работа», «Отклики», «Братьям-интеллигентам», «Только русский»)40. Убедившись в невозможности этого, поникший, с потухшими глазами, поэт посетил своего старого друга Волошина, некоторое время гостил у него и специально для хозяина написал стихотворение, которое назвал «Максимилиану Волошину». Несколько статей («Пушкин и крепостное право», статья о стихотворной технике Пушкина и др. ) написано Брюсовым для собрания сочинений великого русского поэта (издание Брокгауза). Его произведения разбросаны по разным городам, вспоминаются только в перспективе лет. Поэт публиковал свои произведения во многих московских и петербургских журналах, работал в московском издательстве «Скорпион».
Критики восприняли стихи скептически, в том числе из-за громкого названия книги. В 1890-е годы параллельно с Зинаидой Гиппиус Брюсов разрабатывал тонический стих (дольник— термин им и введённый в русское стиховедение в статье 1918 года), но, в отличие от Гиппиус и впоследствии Блока, дал мало запоминающихся образцов и в дальнейшем к этому стиху обращался редко: наиболее известные дольники Брюсова— «Грядущие гунны» (1904) и «Третья осень» (1920)49. / Я хочу изведать тайны, / Жизни мудрой и простой, / Все пути необычайны. Воспоминания). В нём ярко расцветает гражданская лирика Брюсова, начавшая проявляться ещё в сборнике «Urbi et Orbi». Среди его руководителей оказался «Валерий Яковлевич.
Появились в них и темы, которые Брюсов будет развивать в последующих книгах: тема поэта и поэзии тема современного города, впервые зазвучавшая у Бодлера тема личности и истории «декадентские» мотивы смерти и любви как губительной страсти лирические пейзажные зарисовки в духе романтиков, с одной стороны и Верлена, с другой. Невозможность изгиба (невозможность юмора, причуды, imprevu (неожиданность)– всего, что относится к душевной грации). В 1895 году вышла первая книга стихотворений Брюсова – Chefs duvre (Шедевры), в 1897 году – сборник стихов Me eum esse (Это – я) о мире субъективно-декадентских переживаний, провозглашавшие эгоцентризм. Однако вскоре наметились трения между Струве и Брюсовым: декабрьский номер «Русской мысли» 1910 года был арестован за порнографию. Несколько статей («Пушкин и крепостное право», статья о стихотворной технике Пушкина и др. ) написано Брюсовым для собрания сочинений великого русского поэта (издание Брокгауза).
Брюсов оказал влияние советами и критикой на творчество очень многих младших поэтов, почти все они проходят через этап тех или иных «подражаний Брюсову»14. Отзывы 1916—1917 годов (писавшая под псевдонимом Андрей Полянин София Парнок, Георгий Иванов и др. ) отмечают в «Семи цветах радуги» самоповторения, срывы поэтической техники и вкуса, гиперболизированные самовосхваления («Памятник» и др. ), приходят к выводу об исчерпанности брюсовского таланта4445. Несмотря на слабость большинства стихотворений, мистификация удалась.
Прямо так и писал в своем дневнике: "Юность моя – юность гения". Все было в его словах крайне революционно (в смысле искусства)– да здравствует только новое и долой все старое. Причина— повесть Брюсова «Последние страницы из дневника женщины»60.
Символистская поэзия стала для Брюсова «целым откровением: не будучи знаком с западно-европейской литературой последнего полустолетия», он «только из их стихов понял, как далеко ушла поэзия от творчества романтиков» (там же). В той атмосфере безумия, которая была разлита вокруг, право, мне не трудно было по временам терять различие, где я подлинный: тот, который позирует и сейчас уедет, вернется в жизнь или другой, на полотне, который останется вместе с безумным и гениальным художником. Мне знакома каждая черточка этого лица, но какая перемена. Свою миссию в качестве литературного редактора Брюсов видел в продолжении традиций «Весов». Такая позиция позволила ему занимать ряд важных должностей. Согласно характеристике Андрея Белого, Валерий Брюсов— «поэт мрамора и бронзы» в то же время С. А. Венгеров считал Брюсова поэтом «торжественности по преимуществу».
Также он пишет неопубликованные при жизни пьесы футурологического характера «Диктатор» и «Мир семи поколений». Конец личности, как и конец поэмы о ней, – смерть. В своём эксперименте Брюсов оказался одинок: в эпоху построения новой, советской поэзии опыты Брюсова были сочтены слишком сложными и «непонятными массам» представители модернистской поэтики также отнеслись к ним отрицательно.
Работал в Государственном издательстве, заведовал литературным подотделом Отдела художественного образования при Наркомпросе, был членом Государственного учёного совета, профессором МГУ (с 1921) с конца 1922 года— заведующий Отделом художественного образования Главпрофобра в 1921 году организовал Высший литературно-художественный институт (ВЛХИ) и до конца жизни оставался его ректором и профессором. Позднее Брюсов с горестью вспоминал, что «стал героем мелких газет и. Форма головы – конус, посадка чуть кверху, взирание и вызов, неизменное свысока. Урбанистическая тема получает здесь большее развитие по сравнению с «Tertia Vigilia» поэт отдельными штрихами рисует жизнь большого города во всех её проявленияхисточник не указан 63 дня: так, мы видим и чувства рабочего («И каждую ночь регулярно я здесь под окошком стою и сердце моё благодарно, что видит лампадку твою»35) и истинные переживания обитательницы «дома с красненьким фонариком». Об этом он говорит в предисловии к «Tertia Vigilia»: «Я равно люблю и верные отражения зримой природы у Пушкина или Майкова и порывания выразить сверхчувственное, сверхземное у Тютчева или Фета и мыслительные раздумья Баратынского и страстные речи гражданского поэта, скажем, Некрасова»23. Отрывистая и чуть-чуть картавая речь с неожиданной и подчас детскою улыбкою из-под усов была уверенна и точна.
Ты вознесла меня к зениту моего неба. Писать Брюсов начал рано, еще ребенком, сочиняя стихи и рассказы. Именно там, впереди, он видел социальные и культурные перспективы общества. Сборник рассказов и драмы «Земля», «Зеленая ось» (М., 1907). Он, без колебания, не заботясь о последствиях исполнял то, что почитал своим долгом.
В первую очередь Брюсов заинтересовал ее только как человек, с помощью которого она сможет отомстить бывшему возлюбленному, заставить его ревновать, может быть и вернуть. Великодержавное настроение времён Русско-японской войны 1904—1905 годов (стихотворения «К согражданам», «К Тихому океану») сменились у Брюсова периодом веры в непременную гибель урбанистического мира, упадок искусств, наступление «эпохи ущерба». Брюсов кидался на все и все, на что он кидался, он изучал необычайно основательно. «О, придут не китайцы избиваемые в Тяньцзине, а те— более страшные, втоптанные в шахты и втиснутые в фабрики Я зову их ибо они неизбежны», — пишет поэт четырём символистам в 1900 году, после «Трёх разговоров» Владимира Соловьёва14. «Песни» написаны жизненно, в «лубочной» форме они привлекли к себе большое внимание критики, отнёсшейся, однако, к этим произведениям большей частью скептически, назвав «фальсификацией» «псевдонародные частушки» Брюсова.
Вскоре Брюсов, помимо беллетристики, стал курировать библиографию и критику журнала. Из брюсовских литературоведческих работ наиболее известныисточник не указан 63 дня его труды, посвящённые биографии и творчеству Александра Пушкина (работы по стихосложению Пушкина, «Письма Пушкина и к Пушкину», «Пушкин в Крыму», «Сношения Пушкина с правительством», «Лицейские стихи Пушкина». Перешла в католичество. Даже стихотворения о природе, которых в сборнике немного, звучат «из уст горожанина» («Месячный свет электрический» ит. п. ).
Поляков, увлеченный символизмом, основывает издательство «Скорпион», которое быстро объединило на своей площадке творцов «нового искусства». Конечно, Серов был реалист, в лучшем значении этого слова. Такие губы называют чувственными, – пожалуй, на сей раз эпитет был бы по существу. В своих критических статьях Брюсов не только раскрывал теорию символизма, но и выступал с высказываниями о зависимости формы от содержания в литературе поэзии, как считает Брюсов, «можно и должно» учиться ибо она— ремесло имеющее важное воспитательное значение. Мне почти стыдно делать такое признание, но что же. Так есть».
Брюсов писал и фантастические произведения— это роман «Гора Звезды», рассказы «Восстание машин» (1908) и «Мятеж машин» (1914), повесть «Первая междупланетная», антиутопия «Республика Южного Креста» (1904—05)52. Однако даже общество милого сердцу ребенка не смогло возродить Брюсова к жизни.
Журнал «Весы» прекращает выходить в 1909 к 1910 активность русского символизма как движения снижается. Брюсов остаётся сотрудником журнала в качестве критика до 1914 года. Вот таким образом так многозначительны портреты, оставленные Серовым. В период с 1894 по 1895 он издал (под псевдонимом Валерий Маслов) три сборника Русские символисты, куда вошли многие из его собственных стихов (в том числе под различными псевдонимами) большая их часть была написана под влиянием французских символистов. Сейчас еще не время оценивать творчество Серова в его целом.
Стояла, не шевелясь, совсем реальная и пристально, злобно-насмешливо смотрела на меня. После революции Брюсов продолжал и активную творческую деятельность. М., 1900), «Urbi et orbi» («Граду и миру». Таким образом, по собственному выражению, он творил «храм всем богам, дню и ночи и Христу и Адонису и демонам» (из письма И. И. Ореусу-Коневскому 15 марта 1899).
В 1917 году Брюсов пробует себя на ниве либеральной публицистики. Родился 1 декабря 1873 в Москве в купеческой семье. Урбанистическая тема получает здесь большее развитие по сравнению с «Tertia Vigilia» поэт отдельными штрихами рисует жизнь большого города во всех её проявлениях: так, мы видим и чувства рабочего («И каждую ночь регулярно я здесь под окошком стою и сердце моё благодарно, что видит лампадку твою») и истинные переживания обитательницы «дома с красненьким фонариком». Длинный большой нос, высоко отросшие волосы, когда-то подстриженные ежиком.
Одним из первых русских поэтов Брюсов в полной мере раскрыл урбанистическую тему (хотя элементы «городской лирики» можно встретить ещё задолго до Брюсова— например, в пушкинском «Медном всаднике», в некоторых стихотворениях Н. А. Некрасова). Современники иронизировали, что ежемесячник Струве издаётся так, будто это «юбилейные номера русского символизма». С раннего детства Валера был окружен заботой и вниманием, а в его воспитании и становлении как личности большую роль сыграли книги. Кроме того уже давно, после Пана, после Тридцати трех богатырей, после Фауста я был страстным поклонником его творчества (Демона мне на выставке не довелось видеть).
Интересны брюсовские работы по стихосложению («Основы стиховедения» и др. ). Топорная внешность, топором, а не резцом, но крепко, но метко. В юности Валерий Яковлевич был уверен в собственной гениальности.
Специально для театра В. Комиссаржевской он представил русскоязычные версии множества произведений, среди которых «Амфитрион» Мольера, «Лилюли» Р. Роллана, «Елена Спартанская» Э. Верхарна, «Герцогиня Падуанская» О. Уайльда и другие. Вместе они стали издавать рукописный журнал «Начало». / Путь труда, как путь иной (Работа). Поэт, прозаик, драматург, критик, литературовед (теория стихосложения исследования о творчестве Пушкина – более 80 публикаций), переводчик, литературный и общественный деятель.
Манеру позднего Брюсова детально исследовавший её М. Л. Гаспаров назвал «академический авангардизм»38. В комнатах приглушали свет и вызывали «духов», которые двигали мебель и даже «писали» таинственные тексты — разумеется, чужой рукой. Раньше с Врубелем встречаться мне не приходилось. В своих критических статьях Брюсов не только раскрывал теорию символизма, но и выступал с высказываниями о зависимости формы от содержания в литературе поэзии, как считает Брюсов, «можно и должно» учиться ибо она— ремесло имеющее важное воспитательное значение. Активный деятель, работающий в издательстве «Скорпион» и журнале «Русский архив», а также корреспондент английского журнала «Athenaeum», Валерий Брюсов оказался на пике популярности. Какая широкая нижняя губа. В «Третьей страже» помещены также несколько переводов стихотворений Верхарна, восхищение творчеством которого последовало за восхищением музыкой и «нечёткими образами» поэзии Верлена.
Это все – смешно, но именно так я чувствовал тогда. Став родоначальником «русской литературной Ленинианы», Брюсов пренебрёг «заветами» изложенными им самим ещё в 1896 году в стихотворении «Юному поэту»— «не живи настоящим», «поклоняйся искусству». Принимал активное участие в подготовке первого издания Большой советской энциклопедии (являлся редактором отдела литературы искусства и языкознания первый том вышел уже после смерти Брюсова). Брюсов являлся и членом Моссовета40. Эти стихи написаны от лица увлечённой модными веяниями «шикарной» городской куртизанки, своего рода женского соответствия лирического героя Игоря Северянина, поэтика обнаруживает— наряду с характерными приметами брюсовского стиля, благодаря которым мистификация была скоро разоблачена— влияние Северянина и футуризма, к появлению которого Брюсов относится с интересом1446.
Брюсов изучал творчество Николая Гоголя (что выразилось в его речи «Испепелённый»), Баратынского, Фёдора Тютчева (Брюсов фактически открыл творчество этого талантливого поэта для русского общества), Алексея Толстогоисточник не указан 63 дня. На протяжении 5 лет до 1909 года Брюсов будет работать над его редактированием. В это же время издательство «Скорпион» выпустило потрясшую общественность книгу Брюсова, которая называлась «Третья стража». Прошло несколько недель.
Я стоял в зале Берлинского музея (то было еще его прежнее помещение, теперь занятое почти исключительно собранием чудовищно-безобразных мула-жей, опозоривающих едва ли не все лучшие создания мировой скульптуры), стоял в пестрой толпе, беспечно глазеющей на белокурую Афродиту, стыдливо потупившую глаза, – и чувствовал себя как бы государем, путешествующим инкогнито и узнанным некоей принцессой. Единственный выход для человечества в создавшемся положении— коллективное самоубийство, которое и являет собой финал драмы. Заслуживает внимания повесть «Обручение Даши», в которой автор изображает своего отца, Якова Брюсова, вовлечённого в либеральное общественное движение 1860-х годовисточник не указан 63 дня.
Потом – чик и все пропало. В нём мы видим слияние трудно сочетаемых качеств. Так продолжалось 2 – 3 минуты. Ум Брюсова не был быстр, но очень остер и подкреплен особой, брюсовской логичностью.