Портрет Шаляпина

Огромный портрет (3х4) купил сам Шаляпин и увез его в эмиграцию в Париж, а в 1922 году было написано повторение полотнаПортрет Шаляпина, но уже меньшего размера. На другом портрете Коровина Шаляпин также изображён в свободной позе сидящим в кресле, закинув ногу на ногу. Сегодня Картина Кустодиева Портрет Шаляпина исполненная художником дважды, первая в 1921 году находится в Париже, вторая картина 1922 года красуется в Русском музее в Петербурге. Сам Борис Кустодиев был восхищен Федором Шаляпиным, но на портрете не преминул подметить, добродушно подтрунивая, такие индивидуальные черты прославленного певца, как самовлюбленность, стремление щегольнуть дорогой одеждой. Замечательный портрет, который очень понравился Шаляпину тем не менее был продан Коровиным коллекционеру М. Терещенко, к великому огорчению первого и большой радости последнего.

В Виши им был написан один из лучших портретов Шаляпина. Кустодиев пишет множество портретов, среди которых отдельного внимания заслуживает портрет Федора Шаляпина, написанный в 1921 году. Шаляпина находится в Париже, а в Русском музее выставлен портрет-повторение 1922 года. Глядя на портрет Шаляпина, мы невольно сравниваем его с образом другого уроженца Нижнего Новгорода – Максима Горького.

Шаляпина» находится в Париже, а в Русском музее выставлен портрет-повторение 1922 года. «портрет Ф. И. Шаляпина» (авторские названия — «Новый город», «Ф. Картина Кустодиева Портрет Шаляпина, была выполнена автором в 1921 г. и несомненно считается одной из самых наилучших работ художника. Великий живописецсоздавал картину Портрет Шаляпина по фрагментам, не имея возможности даже увидеть ее целиком.

Оригинальный портрет— 215 x 172см, масло на холсте слева внизу подпись: «Ф. И. Шаляпину. Валентин Серов и Александр Головин, Леонид Пастернак и Николай Богданов- Бельский, Константин Коровин и Борис Кустодиев, Илья Репин и Исаак Бродский создали обширную галерею шаляпинских портретов. Картина художника Бориса Кустодиева «Портрет Федора Шаляпина» была создана в 1921 году в Петрограде— так назывался город в течение 18 августа 1914 —26 января 1924, до того носивший название Санкт-Петербург, а после того Ленинград, потом снова Санкт-Петербург. Но если вы хоть раз услышите голос, то поймете, что «Портрет Шаляпина» – ни что иное, как памятник величайшему таланту. Отзывы о портрете Шаляпина, конечно быля самые, что ни на есть положительные, многие критики и современники выражали свое почтение мастеру и все как один заявляли о этом произведении как о вершине творчества Кустодиева.

Шаляпин и Кустодиев — два гения иодин портрет

Дирижёр сел в гостиной за рояль, под аккомпанемент которого Шаляпин спел почти все арии оперы «Вражьей силы». Как писал Шаляпин, «недолго мне пришлось любовно глядеть на этого удивительного человека. Б. Кустодиеву приходилось работать, глядя вверх, как при росписи плафонов. Коровин уехал на юг Франции в Виши лечиться, позже приехал туда же Шаляпин. Изящная трость и французский бульдог у его ног усиливают это впечатление.

Коровин писал портрет Шаляпина, уже пройдя большой творческий путь, найдя свой стиль, утвердив за собой право широкого «коровинского» письма. Прекрасным выражением понимания и восприятия художником Шаляпина явился «Портрет в светлом костюме», созданный в 1911г.

Все нарядно, празднично, ярко и даже деревья в снежных кружевах. И даже ученик Коровина – Б. В.

Да и комната кажется небольшой и Шаляпину в ней тесновато. Который, правда, тогда еще не пел по-итальянски. Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние. Его Россия – это Россия бубенцов и маслениц, гуляний и пышнотелых купчих, купцов в роскошных шубах, лихих молодцев и воспоминаний детства. Здесь вовсю разворачивается народное гулянье: ярмарка с разноцветными балаганами, карусели, катания на санях, скоморохи.

Стосковался по людям, по театру, по музыке — всего этого я лишен»1920. Федор Шаляпин вскоре уехал за границу и увез портрет с собой. Лучшие портреты К. Коровина появляются в 1900- годы. С этим новым уменьшенным вариантом картины Кустодиев не расставался до самой своей кончины в 1927 году14. Способ объяснения ей в любви Федор Иванович придумал весьма остроумный. В подобный же треугольник можно вписать и саму фигуру Шаляпина.

Константин Коровин: 
портреты Фёдора 
Шаляпина

Константин Коровин: портреты Фёдора Шаляпина

Великолепная шуба Федора Шаляпина нарочно распахнута, чтобы показать, что она вся – а не только воротник и шапка – на бобровом меху мизинец холеной руки отставлен, чтобы был виден перстень с драгоценным камнем. Словарь Флигель (от нем. В то время — послереволюционное, неустроенное, голодное — готовилась к постановке опера Серова «Вражья сила». Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям. Весь его облик, дышащий радостью бытия, неотделим от яркого солнечного дна.

Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской. Написав портрет, Коровин продал его коллекционеру М. И. Занимался также живописью, графикой и скульптурой, снимался в кино.

Написав портрет, Коровин продал его коллекционеру Терещенко, чем огорчил Шаляпина. Болезнь прогрессировала. Кустодиев, увидев артиста, непременно захотел написать его именно в этой шубе. Рядом— церковь, подпись Кустодиева, по его же признанию.

Комната, где они находились, названная красивым словом «мастерская», была столь маленькая, что картину художник вынужден был писать по частям: «На потолке был укреплен блок, через который была пропущена веревка с привешенным на ее конце грузом. В 1911 году произошла встреча Валентина Серова и Анри Матисса, который приезжал в Москву. Ему казалось, что весь город знает о его позоре. Flgel, основное значение — крыло) — вспомогательная пристройка к жилому или нежилому дому, а также отдельно стоящая второстепенная постройка. Недаром Федор Шаляпин говорил:. такою аппетитною сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей».

О мистической связи 
Шаляпина со своим 
портретом

О мистической связи Шаляпина со своим портретом

Тяжелая болезнь позвоночника, начавшаяся в 1911 году, все более давала о себе знать. Посмотрев спектакль, Александр Блок, поражённый силой художественного обобщения, записал в своём дневнике, что «Шаляпин в Еремке («Вражья сила» Серова) достигает изображения пьяной наглости, хитрости, себе на уме, кровавости, ужаса русского кузнеца. После операции ему было запрещено рисовать. Фон картины становится ярче по нарастающей: отливает розовато-голубыми отблесками снег, желтеют шатры из досок, золотятся солнечными лучами холмы снега, краснеют и синеют вдалеке воздушные шарики, вспыхивают разным цветами «мигали» 20-х годов. его яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой.

Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской. Двое суток без еды и воды отсиживался в каком-то сарае, боясь выйти. Работа подходила к концу, однако вместе с тем, загруженный Шаляпин никак не мог выделить время на позирование Кустодиеву, обещая приехать «как-нибудь после премьеры», но художник всё же успел сделать несколько беглых зарисовок певца для будущего портрета2324.

  1. Федор Шаляпин: робкий великан, ставивший втупик королей
  2. Описание картины «Портрет Шаляпина»
  3. Портрет Шаляпина (картина Кустодиева)
  4. Портрет Шаляпина, 1922, Кустодиев – описание картины
  5. Федор Шаляпин: дом для петербургской семьи и рисунки
  6. ПОРТРЕТ ФЕДОРА ШАЛЯПИНА Борис Кустодиев

Еще в 1911 году у него врачи обнаружили туберкулёз позвоночника. Ко времени создания портрета Шаляпина в Виши Коровин уже написал портреты Морозова, Любатович, Чигарова и другие был написан портрет Шаляпина совместно с Серовым (1904 г. ), портрет Шаляпина 1905 года. Толстым. Живой, праздничный, реалистичный и наполненный сказкой.

И он рисовал, рисовал много. Портрет в роли Бориса Годунова исполнен в период постановки В. Э.

  1. Сочинение по картине Портрет Шаляпина Кустодиева 8 класс
  2. Описание картины Кустодиева «Портрет Шаляпина»
  3. КАРТИНА ИЗВЕСТНОГО ХУДОЖНИКА БОРИСА КУСТОДИЕВА ПОРТРЕТ ШАЛЯПИНА
  4. Краткое описание Портрет Шаляпина
  5. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Но король был так растроган, что певцу это сошло с рук. Вдобавок Кустодиева очень воодушевила мысль о работе с таким всемирно известным артистом как Шаляпин1718. Мусоргского в Мариинском театре (1912).

А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф. И. Как писал тогда организатор экспозиции Игорь Грабарь, «ходчее всех идет русский товар, все, что по представлению американцев очень русское Больше всех покупают Шаляпина кустодиевского, его же Лихача»66. На первом представлении Кустодиев сидел в директорской ложе и радовался. – а под ней находится «парадно-выходной» костюм, так контрастирующий с пестрым народом.

  1. Описание настроения картины Портрет Шаляпина
  2. О жизни и творчестве выдающихся художников
  3. Константин Алексеевич Коровин (1861-1939)
  4. Серов Валентин Александрович (художник)
  5. Добавить комментарий Отменить ответ

Но этот удар судьбы не сломил сильного духом художника и он продолжал работать. Шаляпин был очень доволен портретом5, ценил его особенно и чрезвычайно высоко3622, ставя выше других работ о себе — за широту, размах и «русский дух»2. А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф. И.

Торопился и церковный писарь, который допустил ошибку в спешке, написав в церковной книге «младенец Федор Шляпкин» исказив фамилию Шаляпина. Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении. Он пишет чаепития, гостиные ряды, трактиры. Но ни о каком третейском суде он не помышляет. В этот период были написаны самые яркие и жизнерадостные полотна художника. Дебютировал на сцене Федор Шаляпин в драматическом спектакле «Бродяги», ему была поручена роль жандарма Роже. Тем же образом Шаляпин и отвозил Кустодиева домой, а затем прощался5142416.

  1. Портреты Фёдора Ивановича Шаляпина в русской живописи
  2. По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Я, действительно, был огорчен, но ни о каком третейском суде я не помышлял». Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. Шаляпин большое количество раз выступал в роли Еремки, а всего на сцену Мариинского театра в сезоне 1920/21 года он совершил 47 выходов31. Точнее, дебют этот не состоялся.

Он был поражен русским басом и передал приглашение певцу зайти в королевскую ложу. Тяжелая болезнь позвоночника, начавшаяся в 1911 году, все более давала о себе знать.

Кустодиев скончался в 1927 году, а Шаляпин — в 1938-м. Шаляпин хорошо посажен, поза его удобна, но, создается впечатление, будто он сидит на диване, а не на непрочной, кажущейся детской под его широкой фигурой, табуретке (или стуле).

Он бы в ней совсем задыхался, если бы не двери в сад. Любовь Коровина изображать «все, что вижу», без четко компоновки, верность натуре, давала повод некоторым современникам называть его натуралистом. Певецизображен на фоне типичной для кустодиевских картин ярмарочной, разгульной жизни. Отдельно и, вместе с тем, в едином строе картины, скомпонован натюрморт.

И в ней работа Бориса Кустодиева занимает, пожалуй, самое первое и почетное место. Сразу же после написания портрет был приобретён Шаляпиным34. Не совсем только, не хватает заурядности, он слишком «Шаляпин», слишком «Мефистофель» вообще местами, а не заурядный русский дьявол»27. Помните, я так долго позировал и старался делать «приятное» лицо. У Кустодиева был приятный тенор, он любил русские народные песни, особенно «Вниз по матушке по Волге».

Федор Шаляпин: робкий 
великан, ставивший 
втупик королей

Чтобы театр отозвал свое приглашение, Шаляпин назначил баснословный по меркам тех лет гонорар, в надежде что контракт не будет подписан. В написанных во Франции воспоминаниях Шаляпин уделил художнику несколько проникновенных страниц22. Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город. Примечательно, что подобная композиция характерна и для «Купчихи» – высота главного персонажа над остальным миром. Нестеров считал, что К. Коровин «срывает «цветы удовольствия», «работает, как бы играючи».

Кустодиев увлекался народным лубком, отличающимся простотой своих образов и нарядностью цвета. Имеет репутацию артиста, соединившего в своём творчестве «прирождённую музыкальность, яркие вокальные данные, необыкновенное актёрское мастерство».

Интересна история создания этой картины. Коровин, И. Е. Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город. Наугад и ощупью Кустодиев создал удивительное полотно, по сути не видя ни разу его целиком при достаточном отдалении. Колоритная шуба Шаляпина имеет сомнительную историю. После них будущий великий бас научился читать ноты и скоро попал в церковный хор.

На пальце— перстень. Много огорчений доставляло ему непонимание публики, критиков. Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов.

У Коровина несет идею живопись – идею света, жизни, добра. Когда Шаляпин вышел на сцену Панаевского сада в Казани, то впал в ступор. Главная ценность картины – ее живописность. Первоначально вид народного творчества.

Таким образом портрет был написан дважды — в 1921 и 1922 годах4947. В 1924 году полотно экспонировалось на выставке русского искусства в Гранд-Сентрал-Паласе в Нью-Йорке64, для которой Кустодиев написал картину-плакат «Извозчик-лихач» и несколько других работ, охотно раскупавшиеся посетителями, как и репродукции65. В свою очередь и Федор Шаляпин высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным». Предложили мне выбрать.

Он даже отправил встречную телеграмму в театр с просьбой продублировать первую. Он также не ищет психологической составляющей портрета, что было свойственно В. Серову. Репин и др. ), так что создалась целая галерея шаляпинских портретов. Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении.

«Этюдник – вечный его спутник во всех прогулках и путешествиях, неотъемлемая принадлежность его существования» Коровин всегда и везде писал с натуры. Сам артист до самой своей смерти не расставался с этой картиной и ценил ее выше всех других своих портретов — за широту, размах и «русский дух». Занавес опустили, режиссер сорвал с актера-неудачника костюм. Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость.

Серов, Л. О. Первоначальное название картины — «Новый город», в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу). Во времена Серова эти полотна украшали московский особняк С. И. Щукина на Пречистенке.

Как вспоминал Шаляпин, портрет Кустодиев «написал быстро»16. В этом году для Кустодиева единственной заказной работой оказался именно этот «светский» портрет, на котором он изобразил Шаляпину, с её милости, на фоне парка — романтического пейзажа, эффектно оттенявшего черты заказчицы23. Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость. Глубоко я был поражен известием о смерти, скажу – бессмертного Кустодиева. Художник перешел к декоративной расцветке, к подражанию живописи на подносах.

Шаляпин был достаточно влюбчивым человеком и до первого брака пережил несколько романов. Пошел в магазин. И когда понял, что все серьезно, его не разыгрывают, страшно испугался. Внутренний мир портретного Шаляпина сложен— он кажется озабоченным, задумавшимся о чём-то своём, мысли артиста обращены куда-то в сторону на то, что не заметно стороннему наблюдателю, а может он просто удивляется текущему мимо празднику и думает не вернуться ли обратно, как в юности на ярмарке в Нижнем Новгороде, где «просторно, весело, разгульно текла жизнь великого торжища»525348. Но это было такое целое, которое позволило некоторым современникам говорить о некоем «городе Кустодиевске», сконцентрировавшем в себе все русское. Рисовал тайком от мед персонала, в больнице. Художник Борис Кустодиев (1878—1927) к этому времени был очень болен.

Шаляпин становится центром, вершиной этого русского мира.

Чувствуется, что он наслаждается жизнью, светлым днём, солнцем, своей силой и здоровьем. Портрет Шаляпина занимает особое место в творчестве художника. С Шаляпиным у Кустодиева установились добрые отношения14. Досталась она ему вместо гонорара за один из концертов в Мариинском театре.

Первоначальное название картины «Новый город» также говорит о том, что Кустодиев изобразил Шаляпина прибывшим на гастроли в незнакомый городок. Над его работами – «мазней», смеялись известна карикатура В. Боровкова «Художник К. Коровин пишет сапогом картину» (1902). Но конечно и воздух и свет в картине создала не композиция, а колорит. Не мог выбрать похуже — выбрал получше». Он наслаждается бодрящей свежестью свежего погожего дня, струящимся светом и теплом солнца. Эту картину Кустодиев писал, прикованным к инвалидному креслу.

Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Федору Шаляпину в младенчестве поменяли фамилию. Мейерхольдом одноименной оперы М. П. Только неимоверная любовь к России могла одарить художника. Его «Портрет художника И. Я.

Пришли, предложили спеть концерт в Мариинском театре для какого-то, теперь уже не помню какого, «Дома» и вместо платы деньгами али мукой предложили шубу. В 1920 году благодаря Шаляпину Кустодиев так дважды посетил Мариинский театр, где увидел оперу Глюка «Орфей и Эвридика», а также спектакль из трёх одноактных балетов — «Павильон Армиды», «Карнавал» и «Шопениана»25. Огромная фигура в шапке и меховой шубе нараспашку возвышается над праздничным гуляньем «над горами». Певец всем своим обликом показывает, что не бедствует, что он этакий «нэпман», олицетворение ленинской «новой экономической политики», нацеленной на введение элементов капитализма в советскую экономику для восстановления страны из руин гражданской войны46. Но этот удар судьбы не сломил сильного духом художника и он продолжал работать. Кустодиев воспринимал Шаляпина, как воплощение национального духа и характера. во Франции в курортном городке Више, где друзья тогда отдыхали.

На ногах модные ботинки на пуговках — серая замша и черный лак. У ног хозяина белый породистый мопс Ройка. За широкой спиной Шаляпина развернулась картина народного празднества, гуляний, торговли и веселья, в общем встречи и празднования весны— масленица в самом разгаре с разноцветными балаганами, цирком, каруселью, лихими катаниями на разукрашенных санях и русских тройках прямо на ярмарочной площади с лотками и прилавками, которые уже тогда начали уходить в прошлое. Шаляпин даже брал портрет с собой в разъезды14.

Несколько раз он писал Федора Ивановича Шаляпина (1873–1938) – в ролях Мефистофеля, Демона, Фарлафа, Олоферна. Оказал большое влияние на мировое оперное искусство. его яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой. Таков в его изображении Федор Шаляпин. Премьера «Вражьей силы» прошла 7 ноября 1920 года, по свидетельству сына Кустодиева, Кирилла, блестяще, да так, что «домой вернулся отец возбужденный, говорил, что Шаляпин — гений и что для истории необходимо написать его портрет»24. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. Наступил паралич ног, с 1916 года прикован к креслу.

Его Портрет художника И. Я. На ногах знаменитого певца— явно концертные туфли. Он сидит у стола в невысоком кресле, на нём светлый костюм, белая рубашка со стоячим воротником, повязанным сиреневым шелковым бантом, на лице –счастливая улыбка. В 1902 году писатель Леонид Андреев в статье о Шаляпине обратился к художникам-«властителям формы» с призывом запечатлеть образ гениального певца и его творения, создать ему «прекрасную долговечную статую». Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов.

Сейчас кустодиевский Портрет Ф. И. Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена. Позже в автобиографической книге «Маска и душа» Федор Иванович напишет: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, но если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве». Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена.

Это незнакомый город, куда он только что прибыл на гастроли. Как писал впоследствии Шаляпин, Кустодиев «быстро написал эскизы декораций и костюмов к Вражьей Силе»16. Шаляпин изображен в гриме и костюме библейского царя Олоферна в опере А. Н. Серова «Юдифь». На ногах модные ботинки на пуговках – серая замша и черный лак. Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость.

В 1911 году у Бориса Кустодиева появились симптомы туберкулеза позвоночника. Первоначальное название картины – Новый город, в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу). В его картинах зритель с первого взгляда узнает типично русские черты, однако это не та Русь, которая встает с полотен художников-передвижников. такою аппетитною сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей.

Чем нарушил этикет. Коровин по-своему выявляет в человеке духовное начало. Твой, мол, портрет Шаляпина слаб, это литература»59. По свидетельству Всеволода Воинова, Петров-Водкин раздосадовал Кустодиева бесцеремонностью нападения на «Мир искусства» и своим отношением к нему «как бы покровительственно, с сожалением»: «Конечно, мол, ты бедненький, сидишь в своем кресле, ничего не видишь: отстал от века. Сюжет заимствован из Ветхого Завета (Книга Юдифи, 13, 4–10): отважная израильтянка Юдифь, проникает в стан врагов и, соблазнив царя Олоферна, отрубает ему голову.

Все эти фигуры были введены в портрет по просьбе самого Шаляпина523544454628394749. Только неимоверная любовь к России могла одарить художника. Композиция важна, но ее во главу угла ставили передвижники, так как у них она несла идею.

Вершиной творчества художника является «Портрет Федора Шаляпина». Роскошная шуба из бобра распахнута – истинно русский жест. Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям. Здесь состоялось его первое вокальное выступление. Я помню, как после уроков в школе, которая находилась недалеко от Государственного музея изобразительных искусств, я шла смотреть на огромные панно Матисса «Музыка» и «Танец» и долго не могла понять, что так притягивает меня, а что настораживает в этих полотнах.

Репин и передвижники были недовольны Коровиным, так как он не создавал ничего серьезного идейного, только «этюдики». Он словно оглядывает этот городок с высоты. Певец рассказывал: «Шуба-то хороша, да возможно — краденая. По свидетельству П. И.

Знаменитого артиста рисовали часто (В. А. На ногах модные ботинки – серая замша и черный лак. Сейчас артист на прогулке, ему еще предстоит покорить своим талантом этот пока не знакомый город. И в дополнение к созданному образу— модная в те годы трость. Он не выходил из дома.

Первоначальное название картины — «Новый город». Борис Кустодиев окончил Академию Художеств. Терещенко, чем огорчил Шаляпина.

Он выбрал другую живопись – с яркими красками, зрелищную, праздничную, вызывающую радостные чувства. В такой оценке творчества художника Воинову вторил и редактор сборника «Утренники» Долмат Лутохин, отметивший, что если кто и «царит на выставке — так это Кустодиев Как он знает и любит Россию. Кустодиев рисует ярмарочное гуляние более чем подробно – он заполняет людьми все полотно. Артист стоит в театральной позе.

С кустодиевским портретом Шаляпин не расставался до самой смерти361. Нерадовского, портрет Шаляпина в роли Бориса Годунова был заказан Головину специально для Русского музея товарищем управляющего музеем графом Д. И. Наиболее живая часть натюрморта – букет цветов, написанный более плотно (пастозно), чем остальная часть картины.

Он переделал строчки в арии Гремина в «Евгении Онегине» и вместо положенных «Онегин, я скрывать не стану, безумно я люблю Татьяну» спел «Онегин, я клянусь на шпаге, безумно я люблю Торнаги». Уехал в Швейцарию. Головин обращается к языку ассирийских рельефов, пытаясь придать образу монументальность. Лубок (лубочная картинка, лубочный лист, потешный лист, простовик) — вид графики изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов.

Несмотря на то, что за окном плотная стена зелени, неба не видно – пространство ощущается. Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка. Работа над оперой «Вражья сила» шла, несмотря на сложнейшие условия войны и революции из за которых труппа театра значительно поредела, а новонабранную молодёжь приходилось учить элементарным основам актёрского мастерства и даже нотному письму.

На одном из спектаклей в зале присутствовал король Англии. Но потом жизнь художника сложилась очень трудно.

Вазочка с фруктами сливается с фоновым пейзажем в окне. Хвалебные отзывы слышны крайне редко. Как и каждое кустодиевское полотно, «Портрет Шаляпина» невозможен без ярмарки.

Из-за кулис ему подсказывали, потом кричали — тщетно. Пастернак, К. А. В его картинах зритель с первого взгляда узнает типично русские черты, однако это не та Русь, которая встает с полотен художников-передвижников.

Мне, действительно, было жаль, что мой портрет, который так удался, попал не ко мне. Композиционное построение портрета является любимым для Кустодиева— центральная фигура, укрупнённый первый план, за которым далеко и внизу развёрстывается большое пространство, прямо как на картине «Купчиха»24749.

Портрет Шаляпина, а также портрет его супруги вместе с некоторыми другими работами Кустодиев показал на выставке объединения «Мир искусства», открывшейся 14 мая 1922 года в Аничковом дворце58. Недаром Федор Шаляпин говорил, «. В своей автобиографической книге «Маска и душа» знаменитый певец так рассказывает о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. Шаляпина находится в Париже, а в Русском музее выставлен портрет-повторение 1922 года. Оригинал хранился в семье Шаляпина, но в 1968 году был передан его дочерьми в дар Ленинградскому театральному музею и с 1985 года выставляется в Большой гостиной в доме-музее Ф. И. Шаляпина в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).

Экий я мерзавец — буржуй. Больше всего его поразили мальчики — его ровесники, певшие по нотам. 1921 год, акварель, цветные карандаши.

Дворищина. К нему существовал этюд, написанный в одно время с портретом. Особенно выразителен величавый жест героя.

Вершиной творчества художника является Портрет Федора Шаляпина. Выставляется в зале 70 Корпуса Бенуа77. Ими сохранён в веках облик артиста и его сценические образы. Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка.

Холст все время поворачивали по-разному, чтобы прикованному к креслу художнику удобнее было, но охватить фигуру Шаляпина в шубе полностью он не мог. Родители волновались: как бы не покинул этот свет некрещеным. На домах и лавках виднеются живописные вывески «Трактир», «Пряники» с изображением калачей или баранок, запрещённые приказом петербургского градоначальника Драчевского в 1914 году как «аляповатые» и оттого сохранившиеся лишь в провинции2251. Но в театре приняли условия русского баса. Именно от Репина молодой художник получил самое важное в своем творчестве – «стремление к содержательности в живописи и к созданию картины как логически завершенного целого». Художник А. Н. Бенуа сказал про его творчество: «настоящий Кустодиев— это русская ярмарка, пестрядина, глазастые ситцы, варварская драка красок, русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями». Художник известный как крупнейший мастер театрально-декорационного искусства, создал целый ряд своеобразных театральных портретов.

Но не сам сюжет, очень популярный в мировой живописи, занимает Головина. Шаляпин перелез через забор, бежал куда глаза глядят. Он пишет чаепития, гостиные ряды, трактиры. Коровин ценился далеко не всегда. Но потом жизнь художника сложилась очень трудно.

Портрет – эскиз Федора Шаляпина. Импозантный Шаляпин смотрится на этом фоне органично, являя собой образ эдакого русского барина, похваляющегося своей богатой шубой и почти кокетливо отставившего мизинец с дорогим перстнем. Возможно, художник экспериментировал прямо на холсте, накладывая один цвет за другим. А скорее это даже не город, а «страна Кустодия» — место обитания и веселья русского народа. Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние. Наряду с «Вражьей силой» в том же году художник был занят созданием декораций к опере Римского-Корсакова «Царская невеста», которую ставил режиссёр Виктор Раппопорт с коллективом Большого театра в петроградском Народном доме26. Федор Шаляпин вскоре уехал за границу и увез портрет с собой.

Фёдор Иванович Шаляпин (1873 —1938) — русский оперный и камерный певец (высокий бас), в разное время солист Большого и Мариинского театров, а также театра Метрополитен Опера, первый народный артист Республики (1918—1927, звание возвращено в 1991), в 1918—1921 годах — художественный руководитель Мариинского театра. Долгое время Коровина считали художником неглубоким, поверхностным и удивлялись его замечательно удававшимся портретам. Его учителем был И. Репин.

Его большая, удивительно легкая и ладная фигура купается в золотом сиянии. М. В. Вдали видны постройки старинного русского городка, навеянные Кустодиеву прежними его живописными циклами пейзажей Костромы и Кинешмы 1910-х годов, а также декорациями к «Вражьей силе»362354533394628504749. Спектакль был представлен всеми нами старательно и публике понравился»30. Певец оглядывает горы с высоты своего роста и прогуливается по улице в этот праздничный день в полной уверенности в том, что люди будут покорены его талантом, а сам он покорит этот город3224533394628504749. Иогансон, столь ценивший учителя, пишет: «Он обещал поразительно много и, в конце концов, не оправдал ожиданий» 1.

По оценке художника Евгения Климова, в повторном портрете Шаляпина «из-за уменьшения формата почти в два раза потерялась величественность и значительность фигуры знаменитого артиста»63. На руках у Марины обезьянка.