Портреты Достоевского
Портрет Достоевского и современниками был достаточно оценен и считался лучшим из портретов Перова. Васильев – живописный «Портрет Достоевского» 1976 г. Каждый персонаж, которого мы видим на страницах книг Достоевского, обладает глубоким внутренним миром. В черновиках романа рядом с описаниями Раскольникова, его сестры и матери встречались, например, портреты самого Достоевского, матери и сестры писателя.
– 447 с. Лучшим фотопортретом Достоевского считается работа петербургского фотографа Константина Александровича Шапиро (1879). В мае 1872 года В. Г. Перов специально ездил в Петербург, чтобы по заданию Третьякова написать портрет Ф. М. Достоевского. Отойдя от драмматических работ, Перов часто пишет портреты, наверное самый заметный из них, в котором художник Перов отобразил истинное выражение характера знаменитого писателя Федора Михайловича Достоевского. 1873 – 1874 г. Единственный портретный рисунок Достоевского, находящийся в рукописи "Дневника писателя" 1876-1877 г. Имеет черты сходства с А. А. Краевским известным писателем 1840-х гг. Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского.
Автопортрет Достоевского в юности (18-20 лет) изображение старца, слегка шаржированное изображение Дж. Россини, умершего в год создания этого рисунка. Можно бы сказать, что Перов уловил на портрете «минуту творчества Достоевского»». 1868 г. Автопортрет Достоевского в юности (18-20 лет) изображение "старца", слегка шаржированное изображение Дж.
Иными словами, для Достоевского ценность портрета заключалась не во внешней схожести и не в отображении только характера портретируемого или даже его психологии, но в выражении максимальной концентрации его духовного мира, который писатель считал «высшей половиной существа человеческого». Перов портрет Достоевского Федора Михайловича. Портрет Достоевского написан без особого усилия в разнообразии цветовой гаммы, подобные оттенки художник использует во многих других его работах. Достоевского рекомендуем начать с книги «Федор Михайлович Достоевский в портретах иллюстрациях, документах». В 1872 году Павел Третьяков поручил Василию Перову написать портрет Федора Достоевского.
Психологические портреты героев Достоевского
К. А. О том, что Ч. Валиханов «посетил Ф. М. Это сложность Достоевского: она принадлежит самой модели: ее воспринял чуткий Перов». Композиционно портрет построен очень крепко, основательно.
Третий прижизненный портрет Достоевского принадлежит извест-ному граверу, рисовальщику, офортисту Льву Евграфовичу Дмитриеву-Кавказскому (1849 – 1916). Они могут предать, жестоко разыграть и обмануть тебя. Бросается в глаза «простонародность» внешности, о которой упоминал Н. Н.
Иногда эта характеристика лиц переносится на всего человека. Это первое прижизненное изображение молодого Ф. М. В «Елке и свадьбе» не бакенбарды приставлены к лицу, а «господин приставлен к бакенбардам». Можно бы сказать, что Перов уловил на портрете «минуту творчества Достоевского». Достоевский. Гоха и М. Б. Алма-Ата, 1977.
Степанова и К. А. Достоевский, снята и десятилетняя дочка Михаила Достоевского Варя, умершая от скарлатины в феврале 1864 г. (эта фотография хранится в фондах Государственного Литературного музея). 2 также см. : Иевлев Н. П. Достоевского – пожалуй, одна из самых знаменитых работ В. Г. Как и на всех портретах, взгляд писателя устремлен в себя.
Начиная новый роман, он обращался к себе с призывом: "смотри в старых книжках", "см. На этот счет у исследователей существуют разные мнения. Губы полные. Гаев и др. ). С. 144. Следующая по времени фотография была сделана в Париже, во время заграничного путешествия Достоевского 1862 года (так она датирована в Каталоге коллекции Музея памяти Достоевского, 3109 но теоретически можно предположить и 1863 год – время второго посещения писателем Парижа, однако это были дни бурного выяснения Достоевским отнощений с Аполлинарией Сусловой – скорее всего, для посещения фотографии у него в этот раз не было ни времени, ни необходимого дущевного спокойствия).
Гоха хранится в коллекции Литературно-мемориального музея Ф. М. Достоевская упоминает как семейную ценность в своей завещательной тетради, надписанной «En cas de ma mort ou dune maladie grave» («Ha случай моей смерти или тяжелой болезни», фр. ). Ключевская, А. З. «Сеансы были немногочисленны и непродолжительны, но Перов был вдохновлен вставшей перед ним задачей. Во взгляде ни тени обычного беспокойства, усталости. "Бесы", другим произведениям. Аккуратно подстриженная бородка радикально меняет форму лица это уже не «простонародный тип», тянущий военную лямку младший офицер, а скорее столичный денди, посетитель модных петербургских салонов. От Шубинского)».
Перов был интересен и соприроден таланту Достоевского во многом. Старая карточка неизвестного фотографа. Такое выражение я много раз примечала в лице Федора Михайловича, когда, бывало, войдешь к нему, заметишь, что он как бы «в себя смотрит» и уйдешь, ничего не сказав. Достоевского (перо, карандаш). Это «мертвец на пружинах» «полукомпозиция» с искусственными ногой, глазом, зубами, волосами, бакенбардами, набеленный и напомаженный. Каким же предстает Достоевский на этой самой ранней его фотографии.
В чертах лица появилась спокойная уверенность, взгляд в объектив стал более пристален. Представляем 4 наиболее удачных работы, по которым ученики могут составить краткое устное высказывание (по выбору). М., 1962. Александр, что касается меня, то я хочу жить спокойно в своей стране. 1863». Кофанов, С. С.
Ведь, может быть, человек любит не одно благоденствие. В том же юбилейном 1880-м году Л. Е. Я не прептенциозна. Не сохранилось (а возможно их и вообще не существовало) ни одной фотографии Достоевского 1840-х годов.
Но скорее – стоит. Снимок работы И. А. Гоха отсутствует в Каталоге коллекции Императорского Российского Исторического музея, скорее всего по той же причине, что и семипалатинский снимок Достоевского с Чоканом Валихановым (см. Иногда он рисовал своих современников и коллег по литературе – В. Г. Белинского.
Взгляд углублен в себя. (РГБ. С. 259 – 260) эта встреча не зарегистрирована. 11 См. : Стрелкова И. И. Но когда же. Вот именно так, в такой же точно позе, но только не в платье «от Шармера», а в кандалах и половинчатой каторжной куртке стоял он когда-то на поверке посреди острожного плаца.
С. 91. Взгляд направлен прямо в объектив. В частности, снимок второй половины 1840-х годов мог быть только дагерротипом. 412.
Но для Перова «болезнь и напряженная работа» — всего лишь жизненные обстоятельства, в которых изо дня в день живет и творит Достоевский-писатель. М. Сервантес, Тихон Задонский. К великому сожалению, в отличие от парижской уголовной полиции, III Отделение в эти годы еще не практиковало «фотофиксации» политических заключенных и мы не имеем возможности увидеть, как выглядел арестованный по делу петрашевцев, заключенный в Алексеевский равелин автор «Белых ночей» и «Неточки Незвановой».
Дневной обиход, как во всех православных семьях, сопровождала молитва. Достоевский одет в расстегнутый серый пиджак из добротной тяжелой материи. Достоевский в забытых и неизвестных воспоминаниях современников. М. Л., 1934. Тогда же, в 1837 году, смерть поэта стала для них потрясением.
У В. Г. «Цивильный» сюртук и белоснежную рубашку заменило что-то, отдаленно напоминающее военную форму. Даля, А. Н. Entre des Voitures, 9, Rue de Valois».
«Литературный портрет в романах Толстого и Достоевского»
Достоевский в Семипалатинске // Ф. М. собр. / 97», а позднее ее же рукой, чернилами: «1861». 20 Мы также ранее высказали предположение, что фотография Тулинова послужила основой для гравюры на дереве, воспроизведенной в 1863 г. в «Иллюстрации» и повторно, в 1866 г., в «Воскресном досуге». 21 Впрочем, отметим, что фотография Тулинова, на которой Достоевский сидит у балюстрады, стала известна сравнительно поздно: она впервые была зарегистрирована и воспроизведена в «Описании рукописей и изобразительных материалов Пушкинского Дома. » ( 414).
Толстого И. Н. Фигура, как бы сжатая в темном пространстве холста изображена чуть сверху и сбоку. Майкова, М. И. Этот недостаток восполнила вторая жена писателя – Анна Сниткина. На момент публикации фотография бережно хранилась в семейном архиве З. А.
- Описание картины Василия Перова «Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского»
- ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ ФЕДОРА МИХАЙЛОВИЧА ДОСТОЕВСКОГО
- Прижизненная иконография Достоевского
- Маленький Достоевский: 9 интересных фактов из детства писателя
- Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского
Известен отзыв о нем Крамского: Характер, сила выражения, огромный рельеф решительность теней и некоторая как бы резкость и энергия контуров, всегда присущие его картинам, в этом портрете смягчены удивительным колоритом и гармонией тонов. Баумана на Невском проспекте: между ними есть некоторые черты сходства.
Материалы и исследования. В 1880 году в Санкт-Петербурге им был издан альбом офортов под названием «Альбом Кавказа». Бергамаско, Однако на чем основана такая атрибуция, не сообщается. В нем художник отобразил истинный характер знаменитого писателя. Достоевского (перо, карандаш). Писатель сидит за столом, перед ним лист белой бумаги, сбоку горящая свеча.
- Описание картины «Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского»
- Добавить комментарий Отменить ответ
- Портрет Достоевского, Краткое описание
- Федор Михайлович Достоевский (1821-1881)
У нас же сейчас детей воспитывают на примерах достижений богатых людей. Давыдов, Н. С. С. 6. Это Достоевский времени бурного романа с Аполлинарией Сусловой, первых опытов игры на рулетке, азартный издатель журнала «Время», который «завел процесс со всею литературою. ». 19).
Валиханов. Таким образом, облик Достоевского этой эпохи запечатлен лишь в графических работах Н. А. собр. Даля, И. С. Раскольников посчитал, что он право имеет. Помогли тогда и родственники Куманины.
1955. Но при всем том во взгляде перовского героя нет даже намека на призыв к борьбе. Ковремени создания портрета Достоевский уже прошел игражданскую казнь икаторгу, он создал великие произведения, вкоторых вовсей полноте открыл трагический мир «униженных иоскорбленных». Б. Герасимов. На сегодняшний день единственная оригинальная фотография писателя работы И. А. Кем, когда и с какой целью фотография раскрашивалась (и закрашивалась) акварельной краской, неизвестно. 26 Объявления об открытии фотосалона Алексея Баумана на Невском проспекте в доме Голландской церкви с середины сентября 1862 г. в течение нескольких недель печатались в газете «Иллюстрация» издателем которой был сам Бауман. Лицо, руки и лист словно излучают свет.
- Анализ и история создания картины Перова Портрет Достоевского
- Рядом расположены достопримечательности
- Подпишитесь на новостную рассылку музея
- Исцеляющая взаимная любовь в произведении Братья Карамазовы
- Записки переводчика с Андреем Десницким
К. А. 22 См. : Литературная газета. И недаром он был предпослан публикации мемуаров А. Г. Даже поза писателя, сидящего, чуть откинувшись назад, с ногой, закинутой на ногу, на снимке Гоха воспринимается как зеркальное отражение позы на снимке Лейбина (где Достоевский изображен с Ч. Валихановым): в одном случае полуоборот корпуса вправо, в другом – влево. Гоха, костюм на Достоевском «с иголочки» : модные панталоны в крупную клетку, просторный темный сюртук, светлый жилет. Портрет исполнен в едином серовато-коричневом тоне.
И потому взгляд, не задерживаясь на торсе, ритмами вертикалей восходит к лицу. Во «Всемирной иллюстрации» портрет Достоевского дан оплечно и заключен в медальон, помещенный на фоне каких-то фортификационных сооружений и другой военной атрибутики. 32 Вся динамичная фигура писателя оказалась отсеченной, органически связанный с общей позой наклон головы выпрямлен чертам лица придана необходимая для юбилейной публикации33 официальность. – М. : Художественная литература, 1971). Через год будет написан портрет Л. Н.
Личность и подвиг святого Сергия дадут Достоевскому материал для создания серии образов «положительно прекрасных» русских людей в его творчестве — игумена Тихона (в «Бесах»), Макара Долгорукова (в «Подростке»), старца Зосимы и его брата Маркела (в «Братьях Карамазовых»). идеоографтеские записи романиста. СПб., 1992. В коллекции Государственного Литературного музея хранятся две близкие между собою фотографии Михаила Достоевского, выполненные в «Photographie centrale». Третьякова в 1872 году портрет Ф. М. Но он забыл, что к логическим цепочкам человек подключает все свои чувства, включая сомнения и даже обвинения. Можно только представить, сколько лиц и судеб повидал в своем детстве Достоевский.
- Федор Достоевский: последние новости
- мотреть все презентации по литературе
Свеликолепным мастерством написано измученное, полное глубокой скорби «не освоем горе» лицо писателя. И художник создал портрет-картину. Не исключено, что этот рисунок сделан во время пушкинского праздника в Москве. Об обстоятельствах создания этого портрета есть удачная мемуарная заметка Н. Киселева «Анна Григорьевна Достоевская рассказывает» («Художник», 1972, 10, с. 14. ) В. Г. Известно, что Третьяков относился к Достоевскому с особенной любовью.
Уже из Твери Достоевский пишет письмо своему товарищу барону А. Е. Однако рассмотрение этого мемориального экземпляра, ныне хранящегося в коллекции ГЛМ (КП 35714/2), на обороте которого рукой жены писателя записано: «С фотографии Щетинина. 23 В Каталоге коллекции А. Г. Сытиной (см. : Достоевский Ф. М. Они так похожи на нас. Конечно, это еще не создатель «Преступления и наказания», «Идиота», «Бесов». Замечалось в нем и много болезненного – кожа была тонкая, бледная, будто восковая. В 1925 году эта фотография была воспроизведена на фронтисписе первого издания «Воспоминаний» А. Г.
Губы сжаты в ироническую складку. В конце 1880 года Л. Е. А. А. Краевского, И. С. Тургенева. Снимок сделан в том же самом фотосалоне. Но кто же этот негодяй.
его матери и сестры Сони, Порфирия, Лизаветы. Ничего отвлекающего, «рассказывающего». соч. С. 140 – 150 1926. В 1844 году он решил заниматься исключительно литературой и подал в отставку.
– М. : Искусство, 1979. И в этом также очень точное попадание в образ человека, никогда не соблазнявшегося «тайнозрением зла», но распинавшегося «за то, что придет или, по крайней мере, должно прийти», страдавшего и веровавшего «от любви, не от страха».
На писателе наглухо застегнутый, несколько кургузый обер-офицерский мундир. Т. 1. Но взгляд более спокоен, «самодостаточен» : между фотографиями Гоха и Бондоно – создание «Записок из Мертвого дома» и «Униженных и оскорбленных», восстановивших и упрочивших литературную репутацию Достоевского в обществе. С. 16 – 28 (благодарим за указание на эти источники В. Н.
Достоевский – москвич, проживший в первой русской столице 16 лет. Страхова, который так передает впечатление от первого знакомства с Достоевским в самом начале 1860-х гг. : «Наружность его я живо помню: он носил тогда одни усы и, несмотря на огромный лоб и прекрасные глаза имел вид абсолютно солдатский, то есть простонародные черты лица» (Ф. М. — Брат же Михаил любил поэзию и сам пописывал стихи, бывши в старшем классе пансиона (чем брат Федор не занимался). Тулинова. Этот поступок должен был окончательно убедить его в своей силе, облегчить существование. Ему удалось точно передать нетолько индивидуальные черты его внешнего облика, нои«следы» прожитых дней, его духовной биографии. По свидетельству однокашников. в Семипалатинске, проездом в Кашгарию», первым, кажется.
Окт. – С. 108).
Воспоминания о Федоре Михайловиче Достоевском // Ф. М. Он сопереживает всему миру.
Однако на обороте парного ему снимка (Ф. М. Как и на фотографии работы И. А. Может быть, он ровно настолько же любит страдание.
Отсюда это осознание им крестного пути для человека, страны и народа. СПб., 1861». Фигура мягко тонет в полумраке темного фона и тем самым отдалена от зрителя. Левицкого или К. И.
Ф. М. И от этого, возможно, мир станет даже лучше. Ф. 212. Валиханов. Значит ли это, что в составе архива А. Г.
Т. 1. I. 224). 36 По-видимому, эта же фотография висела в кабинете писателя и в доме А. П. Кожа удивительно гладкая, чистая. К его наследию, его личности и биографии Достоевский обращался во все времена. 13) и в конце тома, в Указателе иллюстраций (с. Достоевский привык повиноваться и слушаться во всем родителей.
(А. Г. Т. 1. С публикацией этого снимка в 1983 году, в 86-м томе «Литературного наследства» вышло досадное недоразумение: и под репродукцией (с. Косенков, А. Н. «Эти путешествия были, конечно, для нас важными происшествиями, — сообщает А. М. Достоевский, — и, так сказать, эпохами в жизни. Петр Степанович делает и переделывает свою физиономию.
«Всякое воскресенье и большой праздник, — вспоминал младший брат Достоевского Андрей, — мы обязательно ходили в церковь к обедне, а накануне — ко всенощной». В. Г. В 1871—1872 годах он работал над романом Бесы, в 1868 году был написан Идиот. Портрет Ф. М. Зажатая под локтем его левой руки фуражка усугубляет неестественность позы.
Регулярно соблюдались посты. Перова уже написаны портреты В. И. Пыпина – 414 (и в 1930 г. в альбоме А. М.
Написанный по заказу П. М. В Руссе» (последнее, по-видимому, указание на место хранения) и тут же под 3: «Портрет фотогр в Семипалатинске в 1858 году. С. 124, 143 первая публикация: Сибирские огни. Перов. С. 303. 17 См. : Там же.
В. А. Окружающая обстановка на картине просто отсутствует, художник даже практически скрыл кресло, в котором сидит Достоевский. Замечателен комментарий Вареньки Доброселовой при посылке Макару Девушкину «Повестей Белкина», он носит несомненный автобиографический характер и отсылает нас к годам детства Достоевского: «Два года тому назад мы читали эти повести вместе с матушкой и теперь мне так грустно было их перечитывать». Достоевская.
Перов создал подлинный портрет-биографию великого писателя. Из темного фона пластично выступает бледное лицо. Полн.
Правда, они описаны здесь нестрого: с одной стороны, представлены как «фотографии с натуры», а с другой – «с портрета, снятого в Семипалатинске» (Музей памяти Феодора Михайловича Достоевского в Императорском Российском историческом музее. Пожалуй, лишь за исключением снимка А. О. Федор Михайлович Достоевский (30. 10. 1821 – 28. 01. 1881) воспитывался по строгим и суровым правилам. В «Летописи жизни и творчества Ф. М.
Размышляя над особенностями жизненного пути так называемых "великих людей", писатель рисовал в своей тетради лица Петра I. Николая I. Наполеона III и Наполеона Бонапарта. Баумана Достоевский сидит на фоне геометрического орнамента, украшающего задник фотоателье и строгие геометрические формы удивительно удачно контрастируют с динамичной, «неправильной» фигурой писателя. 33 В 1869 г. Главное инженерное училище отмечало свое 50-летие. 34 Впрочем, у нас есть прецедент, когда в фотоателье М. Б. Гейбовичу и уезжает в штатском.
Роман «Братья Карамазовы» Федор Михайлович посвятил именно ей. Это придет к нему позже. Показательно, что, датируя фотографию с Валихановым 1857 г., фотографию, полученную от редактора «Исторического вестника», Анна Григорьевна датирует 1858 г. 10 Валиханов выехал из Верного в Семипалатинск 25 апреля исходя из этой даты исследователи заключают, что их встреча с Достоевским произошла «в первых числах мая» 1859 г. (Стрелкова И. И. Но автор «Скверного анекдота», «Крокодила», задиристых полемических статей из журнала «Время» представлен на этом фотопортрете очень выразительно и рельефно. Достоевского в Петербурге. Капустиной, о чем последняя сообщала в письме Достоевскому от 4 января 1862 г. (см. : Достоевский.
Но точка равновесия уже пройдена. В исследовательской литературе называются разные даты – 1858 и 1859 гг. Фаворского Достоевский стоит перед столиком с кипой типографских гранок в руках. Темно-русые волосы не нарушают основной гаммы портрета. С этой целью приехал из Москвы знаменитый художник В. Г. Перов.
С. 185). 80 и 81. Встречаются среди изображенных им лиц и любимые писатели О. де Бальзак.
Она-то и манит, а точнее, втягивает в себя, в свои бездонные глубины. Ф. 93. На стене над этим столом висел фотографический портрет Федора Михайловича. » (Ф. М. Страхов замечает, что от этого его лицо приобретало простонародное, солдатское выражение. До войны я был замкнут в Достоевском как в гробу.
Здесь нет еще печати горестей испытаний, нет и намека на миф о «жестоком таланте». Итак, Перову удалось передать духовную доминанту этого характера («главную черту свою, свою самую характерную мысль», по словам Достоевского) в совершенстве. Ф. М. И разные места съемки – Семипалатинск, Омск. СПб., 1906. Общие черты лица округлые. Если литография Бореля (и лежащая в его основе фотография Тулинова) – это 1861 – 1862 годы, то рассматриваемый снимок скорее должен быть датирован серединой 1860-х годов.
М., 1990. На стуле около накрытого скатертью столика теперь сидит Чокан Валиханов. Корсакова, Е. Д. Перемена позы (стоя / сидя) почти чудодейственно изменила весь его облик. 1992.
Это единственная фотография писателя, на которой он изображен с гладко выбритым лицом нет не только бороды, но, как кажется и усов (или они едва-едва различимы). 15. 112 и 113. 19 Один из этих снимков (Ф. М.
Достоевский в 1862 году» (СПб., 1906. Надо припомнить, что Пушкин тогда был еще современник. Фигура портретируемого написана на темном фоне. Они умеют думать, но прежде всего они чувствуют. Варенцову за любезное разрешение воспользоваться результатами ее разысканий благодарим также Т. Ю. В них мы можем узнать стреловидные арки и витражи Кельнского, Миланского, Парижского (Нотр-Дам), других готических соборов, которые видел и которыми восхищался писатель.
написал свящ. М., 1983.
Сложность атрибуции первой фотографии усугубляется тем обстоятельством, что сохранились только поздние переснимки, местонахождение же ее оригинала неизвестно (возможно, он утрачен безвозвратно). «Братья, — вспоминает А. М. Достоевский, — чуть с ума не сошли, услышав об этой смерти и о всех подробностях ее». А вот здесь, как раз и кроется суть.
Врангелю. педагог П. М. 112. 2 В Каталоге коллекции А. Г. Доминанта эта – духовная концентрация мыслителя, цельность личности. Фаворский.
Более того: даже после закрытия издания за писателем значилась внушительная сумма долгов. Он имел редкую способность мыслить иначе, чем другие.
Если предположить, что все Достоевские фотографировались у А. О. На лице портретируемого нет еще горечи испытаний и страдания – это обычный молодой человек, у которого все впереди. Там он проводил летние месяцы без отца.
Кипенье жизненных сил во взгляде, в чертах лица, во всей фигуре писателя оказывается дополнительным аргументом и в пользу датировки этой фотографии 1863 годом. 29 Конечно же, это не Достоевский эпохи утрат: тяжелой болезни и мучительной кончины от чахотки жены Марии Дмитриевны, преждевременной скоропостижной смерти любимого брата Mиxaилa, 30 крушения журнала «Эпоха». в старой книге" и др. Гоха (хотя поворот 3/4 вправо зеркален по отношению к петербургскому снимку). Перовым, речь шла выше, а третий принадлежит известному граверу, рисовальщику, офортисту (Офорт – разновидность гравюры на металле) Льву Евграфовичу Дмитриеву-Кавказскому. Так что предположение остается лишь предположением. Погодина и других. В. Г.
Он решил, что ее можно убить. Рисунок итальянским карандашом будет выполнен в 1847 году, а потом повторен К. А. Рогожин склеивает улыбку. Кажется, что фигура писателя находится в своем отграниченном от окружающих пространстве. А когда в имении Достоевских случился пожар, жившая в их доме няня Алёна Фроловна, вспоминал Федор Михайлович в 1876 году, видя в какое отчаяние пришли его родители, предложила его матери Марии Федоровне: «Коли надо вам будет денег, так уж возьмите мои, а мне что, мне не надо», (имея ввиду накопившиеся за годы службы и отложенные на старость средства — почти 500 рублей).
Собко сообщает, что Перов больше всего ценил роман Преступление и наказание. Достоевский. Стоит заметить, что при абсолютной «светской» застылости и непохожести поэта, портрет Достоевского в ремарке, хоть и сделан по известному рисунку автора, но более удачен и выразителен, так как в лаконичном офорте опущены излишние детали, от чего ремарочный портрет только выиграл. стоит у балюстрады) воспроизведен в «Юбилейном» Полном собрании сочинений Достоевского с подписью: «Ф. М. Островского, И. С. Вклейка между стр, 144 и 145).
Руки сложены на коленях, одною из них Достоевский придерживает форменную фуражку. Руки сложены на груди крестом, а la Napolon. Т. 2. Но плохо просматривающиеся под сюртуком (в силу особого положения корпуса на обоих снимках) жилет и галстук не подтверждают такую идентификацию. 34 К тому же фотографию Баумана отличает присутствие обязательных атрибутов фотосалона (задник с характерным орнаментом, кресло со специальной подставкой для рук), в то время как на рассматриваемой фотографии какие-либо внешние элементы полностью отсутствуют: только сам Достоевский на размытом, нейтральном фоне. Крамским.
Художника же в данном случае интересует совсем другое— Достоевский-мыслитель. При помощи коричневых брюк в черную полоску оттеняются кисти рук. Гравюра на дереве. Можно было бы предположить, что это как раз вторая, парная, фотография писателя, сделанная около 1863 года в фотоателье А. О.
Варенцовой). Здесь, поскольку изображение «срезано» по пояс, единственным центром снимка оказывается лицо, а корпус, занимая на фотографии непропорционально большое место, превращается в аморфное, бессодержательное пятно. Взгляд Достоевского направлен в нижний угол, он скользит чуть выше рук, а руки замыкают композиционный рисунок они как бы отгораживают фигуру писателя, словно обрекая его на одиночество в его трудных мыслях и страданиях и подчеркивая тем самым их значительность. Алёкина). 16 Штакеншнейдер Е. А. 11.
Уже в «Бедных людях» герои Достоевского читают Пушкина. Это был мир людей страждущих ищущих помощи и поддержки, надеющихся и обреченных. Фигура, как бы сжатая в темном пространстве холста изображена чуть сверху и сбоку.
Т. 10. Достоевскому в год написания портрета шел пятьдесят первый год. Трутовского, о которых шла речь выше. Зрителю показан писатель немного сверху и сбоку. В частности, «точность и верность» воспроизведения тот рассматривал лишь как «материал из которого потом создается художественное произведение».
Эти лица состоят из частей, обладающих относительной самостоятельностью. Так на страницах «Преступления и наказания» появляется портрет Канта, который рассуждал о нравственном законе. 15 мая. Это, бесспорно, снимок 1860-х годов. Достоевской эта фотография отсутствовала.
Пушкина с портретом Достоевского в ремарке. Это еще более отодвигает его вглубь и замыкает в себе. Майкова, но портрет Достоевского – признанный шедевр. Вклейка между стр.
То же самое можно сказать и о записях к "Подростку" или "Братьям Карамазовым". И именно оно, это «страдальческое сознание» самого Достоевского и пронизывает собою его живописный образ как «главная идея его лица». Творческая рукопись к любому произведению писателя каждого периода его творчества имеет свое собственное лицо. В работе нет преобладания ни лиризма, ни трагичности: перед нами человек с простонародной внешностью (напоминающей купца), погруженный в свои мысли, с характерным для Достоевского разрезом и прищуром глаз. Он обладает детской наивностью, верой и даже простодушием. примеч. Сближало их многое: раздумья о Сибири, трагический характер творчества, может быть и то, что оба начинали с актуализации «слезного» сентименталистского начала в переходный период, пройдя путь исканий от понимания слабости, хрупкости частного человека к его внутренней силе.
Труднее этого нет ничего на свете, а особенно теперь. ». С. 176 – 177. Гейбовичу, писатель сделал на фотографии дарственную надпись. Достоевского.
В результате границы бороды почти слились с мундиром, следствием чего явилось изменение общих пропорций лица: оно стало более округлым, «упитанным», взгляд – официозно-тяжеловесным. Он тянет руки к людям, как маленький ребенок, только начавший познавать мир. Степан Трофимович примеривает улыбки. Дмитриев-Кавказский создает рисуночный портрет Ф. М. Выражение лица отчасти напоминает фотографию 1860 года работы И. А. Композиционно она сильно уступает предыдущей. Достоевской в «Юбилейном» Полном собрании сочинений писателя, где вдова писателя, как и в каталоге Музея памяти Достоевского, датировала семипалатинский снимок 1858 г. 15 См. : Проскурин В. «Фотограф щелкает и птичка вылетает» // Простор. Преодолев все трудности, Василий Перов создал поистине выдающийся портрет, основанный не только на максимальной внешней схожести, но и на правдивом отображении сущности человека, его характера.
Широкую известность она приобрела после воспроизведения в издании биографии писателя, вышедшей в серии «Жизнь замечательных людей» (см. : Гроссман Л. П. выше).
Здесь все решено очень просто. С. 124 – 144). 8 Нельзя исключать, что Б. Г. 2001. Соболь, которая сообщила нам о разысканиях Е. М. Судя по приведенному выше отзыву А. Достоевской, Перов уловил на портрете «минуту творчества Достоевского»» Отсюда этот предельно сдержанный колорит картины, ее строгая, компактная композиция, освобожденная от какого бы то ни было антуража. Достоевской сделана карандашная надпись: «1861 или 1863 получен от Анны Ивановны Майковой. Гроссмана.
Каждого героя можно понять, каждому из них хочется верить. Достоевской (см. С. 367 (благодарим Е. М. 1924. И. «живая жизнь» ушла из этого портрета Достоевского. Тем значительнее ценность этих портретов молодого писателя.
Среди описания героя «Подростка» можно встретить портрет Вольтера, а изображениями Шекспира пестрят страницы «Бесов». В «Дядюшкином сне» князь К. составлен как бы из независимых друг от друга элементов. Светлый образ праздничной Троицкой лавры, с ее особым молитвенным настроем, с торжественными службами, с просветленными лицами пришедших поклониться святому Сергию русских людей, стал для Достоевского той духовной опорой, которая дала ему силы выстоять в суровых условиях каторги и солдатчины, не потерять человеческого облика и не озлиться.
Дневник и записки. Воспоминания. Ведь одним плохим человеком будет меньше. Баумана одновременно, то 1863 г, как время съемки оказывается еще более правдоподобным. 30 Умер в июле 1864 г. 31 В «Описании рукописей и изобразительных материалов Пушкинского Дома. » ( 445) высказано предположение, что гравюра исполнена по фотографии С. Л.
Страдание – да ведь это единственная причина сознания. Бауманом редактором его в 1863 – 1864гг. И помета «Москва. Достоевского, написанный Перовым по заказу Третьяковской галереи, был окончен в 1872 году. Слева от него, на другом стуле, – Достоевский. Тургенева, А. Н. Эта борьба выражалась на его лице, – я хорошо изучилаего физиономию, часто с ним видаясь. В ее записной книжке конца 1880-х гг. Оба портрета потрясают сдержанностью, простотой, богатством натуры моделей.
И, кажется, достигнуто «равновесие», может быть, лишь на мгновение, между внутренним, «сокровенным» человеком и окружающим его миром, – чего так недоставало фотографии первой. С. 9. 18 Достоевский Ф. М. А позже, в июне 1837, по дороге в Петербург, вместо того чтобы думать о вступительных экзаменах, братья мечтали о том, чтобы «тотчас же сходить на место поединка и пробраться в бывшую квартиру Пушкина, чтобы увидеть ту комнату, в которой он испустил дух». В распоряжении Ходжикова была репродукция фотографии, помещенная А. Г. К тому же, как свидетельствует дочь Гейбовича, Достоевский еще до отъезда дарит ее отцу на память свою фотографию.
Васильев. Особенность этой фотографии – ощущение какой-то внутренней энергии, переполняющей Достоевского, печать воодушевления на его лице.
Ройтер, Н. И. Фотография (погрудный портрет25) раскрашена акварельной краской. Многое в этой работе идет от духа времени, существовавших в то время штампов и академической выучки.
По воспоминаниям А. М. Достоевского, грамоте детей в семье Достоевских учили по книге «Сто четыре священные истории, выбранные из Ветхого и Нового завета в пользу юношества Иоанном Гибнером» (перевод с немецкого): «При ней было несколько довольно плохих литографий с изображением Сотворения мира, Пребывания Адама и Евы в раю, Потопа и прочих главных священных фактов. Портрет остался незавершенным. Она стала не только верной супругой, но и прекрасным помощником писателя: взяла на себя хлопоты по изданию романов Достоевского, рационально решала все финансовые вопросы, готовила к изданию свои воспоминания о гениальном муже. 1929 г. Портрет Ф. М.
Александрова: «. III. Третья фотография как будто продолжает начатое движение. Перова.
Достоевского» (СПб., 1993. Т. 1. Словом, все то, что Федор Михайлович называл «страдальческим сознанием» русского народа. В. Г.
Мы вновь думаем, что только плохой человек мог пойти на такое. На этой же фотографии перед нами человек, скорее выглядящий как светский денди. 40 Ризенкампф А. Е. Еженедельник «Воскресный досуг» издавался самим А. О.
В больнице бесплатную врачебную помощь могли получить представители всех сословий (кроме крепостных) вне зависимости от их имущественного состояния. Достоевского эпохи его литературного дебюта. 4. Вклейка между стр. Как просто его обидеть, как легко обмануть. Третьяков, владелец знаменитой Московской картинной галереи, просил у мужа дать возможность нарисовать для галереи его портрет.
Расстегнутый сюртук — не очень новый, местами потертый, довольно грубого, недорогого сукна — чуть приоткрыл белую манишку, скрывающую впалую грудь «хворого, хилого человека, замученного и болезнями и напряженной работой», как писал о Достоевском один из его современников. Портрет Ф. М. 3. Дмитриевым-Кавказским был выполнен офортный портрет А. С. (Из книги: Лясковская О. Л.
Цейдлер. Значит, без сомнений, фотографии сделаны в Семипалатинске. Достоевской: именно так выглядел писатель в период их знакомства. Пушкин в течение всей жизни оставался живым собеседником Достоевского.
По моде (как у светского эстета) завязан шейный платок, в глазах – покой и доверчивость, как будто бы писатель пытается с надеждой заглянуть в свое будущее. Островского (1871), а также созданные в течение 1872 года, то есть в один год с «Достоевским», портреты В. И. И, замечая особенную игру губ и какоетовиноватое выражение глаз, всегда знала, не что именно, но чтото злое воспоследует. Иногда ему удавалось победить себя, проглотить желчь, но тогда обыкновенно онделался сумрачным, умолкал, был не в духе». (Штакеншнейдер Е. А. : Из "Дневника и записок"). Особенности творческого пути художника. был знакомый Достоевского еще с 1840-х гг. Федор Достоевский в 1847 году доверчиво смотрит в будущее, пытается постигнуть мир, но без торопливости, он – немного франт (шейный платок завязан по моде), эстет, светский фланер, каким изображает он себя в «Петербургской летописи», он сострадателен и исполнен понимания сложностей и противоречий бытия, но самого себя он еще не знает.
Вклейка между стр. Произведения Достоевского показывают нам, насколько тяжело любому человеку бороться с сомнениями, болезнями, страхами. 1863. 5. И неслучайно первое слово, которое услышал русский читатель от Достоевского, было слово «бедные» (в названии романа «Бедные люди») — слово из наименования Мариинской больницы.
Еще один живописный портрет Достоевского, принадлежащий кисти К. А. Но его нет и в петербургской части архива А. Г. Писатель на ней представлен наиболее «художественно» из всех фотографий этого времени: видно, что фотограф понимал свое дело не как ремесло, но как искусство. Напротив, отталкиваясь от самой модели, художник привносит в портрет созерцательный настрой, располагающий к размышлению, то есть к соработе зрителя.
Направо, вслед за движением рук, несколько наклонена и вся его фигура. Выросший в провинции (на Украине), К. А. 1 Утро Юга (Ростов-на-Дону), 1914. Никто не искал женщин типа Настасьи Филипповны, сердцам милы были совсем иные образы, совсем иной стиль жизни.
В чертах лица все то же затаенное внутреннее напряжение. Эта техническая особенность также затрудняет сближение двух этих фотографий. Т. 1. Интересно, что редакция академического Полного собрания сочинений писателя выбрала именно эту фотографию для помещения на фронтисписе в томе, содержащем «Записки из Мертвого дома». Но главное, как разительно не похож Достоевский на этой фотографии на другие свои изображения этих лет. Достоевский в воспоминаниях современников: В 2 т. М., 1990. Герасимов отправлялся в своих датировках (см.
О втором прижизненном портрете Достоевского, созданном В. Г. «Все забитое судьбою, несчастное, хворое и бедное находило в нем особое участие. Чтобы как-то выпутаться из тяжелой финансовой ситуации, он заключил крайне невыгодный для себя договор о публикации собрания своих произведений с издателем Стеловским, а вскоре после этого начал писать свой самый известный роман «Преступление и наказание». примеч. ) от воспоминаний З. А.
С. 195). Полн. Достоевской, поступившей в 1921 году в Пушкинский Дом. Нельзя обойти стороной и замечательную книгу «Идиот», в которой главный герой не похож на персонажей из других произведений Достоевского. Его отец обладал вспыльчивым и нервным характером, мало уделял времени своим детям (их было у него семь). Образ Ф. М.
Достоевской) проставлено: «Париж, 1863». Т. 1.
173, Palais-Royal, Galerie de Valois. М. М. Достоевского.
Сам Достоевский в «Заметках из подполья» объяснял сюжетные линии своих произведений следующими словами: «. Скабичевского – 415). С. 128. Так же фотография датирована и в каталоге Музея памяти Достоевского ( 3110): «Москва. Сытиной.
Бореля обнаруживает, что на этом снимке Достоевский выглядит несколько старше. Перову писатель во многом был близок. Отъезд был назначен на 15 июня. Лишь звучный, красивый, немудреный гимн жизни – и ничто другое – достигал сердец.
По страницам рукописей к роману "Преступление и наказание" можно наблюдать графическую разработку лица Раскольникова. Соколова) гравером Августом Яновичем Даугелем (1830 – 1899) вырезана гравюра на дереве, помещенная в 52 «Всемирной иллюстрации» за 1869 год в ряду портретов знаменитых воспитанников Главного инженерного училища (которое Достоевский закончил в 1843 году). 31 Но какая убийственная метаморфоза произошла при переводе изображения в другую технику. Однако, как уже говорилось, оригинал снимка, подаренного Гейбовичу, утрачен. Она была настолько убедительна, что для будущих поколений образ Достоевского как бы слился с портретом Перова.
О местонахождении этой фотографии Анна Григорьевна помечает «дома» (РГАЛИ. В 1885 году в 1 журнала «Исторический вестник» были опубликованы воспоминания о Достоевском Зинаиды Артемьевны Сытиной, дочери А. И. 761)24 обозначено, что это фотография работы Э. Бондонелли. Ведь «убийца» – это клеймо. Он одет в длинный темный сюртук.
Положительный ответ на этот вопрос требует дополнительных изысканий. Высокая худощавая фигура писателя освещена справа. Находки краеведа. Этот выбор, возможно, неосознанный, но абсолютно не случайный.
8 апреля. Можно было бы предположить, что это также переснимок третьей фотографии работы Тулинова имени которого вдова писателя, видимо, не знает, во всяком случае нигде ни разу не упоминает (в том числе и воспроизводя фотографию стоящего Достоевского в «Юбилейном» Полном собрании сочинений: см. 48. С. 250, 257). Достоевской, вышедших в Госиздате под редакцией Л. П. Напротив, почти безмятежное спокойствие, самоудовлетворенность, пожалуй даже самодовольство.
«Обратим внимание прежде всего на лица героев Достоевского. На обороте оригинала фотографии, хранящейся в Государственном Литературном музее, рукою А. Г. Достоевской (. ) проставлена дата: «1863 г». 9) эта фотография датирована тоже 1861 г. : «4) Портрет от 1861 года без бороды». Страшно признавать кого-то виновным и величать убийцей.
предшеств. Бореля. В 1865 году издание журнала «Эпоха», количество подписчиков которого неуклонно сокращалось, пришлось закрыть. Сейчас же закончим изложение загадки этой фотографии на вопросительной интонации. Но она, с другой стороны, рождает вопросы новые, не менее серьезные. Потому и сама посадка фигуры, с ее угловатым абрисом, цепко схваченными руками на коленях, решена как замкнутая, сосредоточенная в себе композиция.
Видимо, почувствовав интуитивно родственность взглядов писателя и художника, П. М. соч. Сытиной, опубликованных в 1885 г. 9 По-видимому, А. Г. Он всецело погружен в свои мысли.
Достоевская также датирует фотографию 1858 г. вслед за З. А. Гейбовича, ротного командира, под началом которого писатель служил в Семипалатинске. Внутри них огромный мир, полный бесконечных мыслей и вопросов (какой был и у Раскольникова). Трутовским в 1860-е годы. Дмитриев-Кавказский создает рисуночный портрет Ф. М. СПб., 1906.
Рундальцов, М. Г. Ничего отвлекающего, «рассказывающего». Его душа открыта, а потому каждый удар так тяжело им переносится. В фигуре исчезла мешковатость, внутреннее движение вниз, к земле.
и во всем облике какая-то моложавость. СПб., 1993. Суть в том, что все люди ошибаются, так как они не роботы.
Как мало людей, понимающих нас и сочувствующих, готовых протянуть руку помощи. Достоевский в воспоминаниях современников. Щетинина. Но в самом образе есть сложность.
Литературным образцом для братьев Достоевских был Александр Сергеевич Пушкин. Очевидно, что в собрании А. Г. Валиханов. Не случайно, что лица героев Достоевского так часто напоминают маски (у Ставрогина, у Свидригайлова). В pendent взгляду и более твердая, волевая складка губ.
А Фёдор Михайлович гениальный психолог. 192 и 193). Тулинова Достоевский менял галстуки в процессе съемки. 35 Эту фотографию («портрет со сложенными руками, в складной рамке») А. Г. Теперь, напротив и корпус и голова поставлены твердо ниспадающая почти отвесно, ниже границ кресла, пола темного сюртука, контрастно выделяющаяся на фоне светлых панталон, подчеркивает общее движение кадра (равно как и колонна на заднем плане). сидит у балюстрады), хранящегося в Музее Пушкинского Дома, рукой А. Г.
. » 7 В этой связи заметим, что 3. А. Некоторые описания князя Мышкина похожи на изображения Рене Декарта, которому принадлежит фраза «Я мыслю, а значит, существую». Невысокий стоячий воротник подпирает подбородок.
На гравюре В. А. Тургенева, А. Н. Достоевский в воспоминаниях современников. Отсюда же и этот призыв его: «терпи, смиряйся и молчи».
Михаил Андреевич и дети были охвачены горем и тем не менее «Федор в разговорах со старшим братом несколько раз повторял, что ежели бы у нас не было семейного траура, то он просил бы позволения отца носить траур по Пушкину». примеч. Достоевской до нас дошел позднейший переснимок со старинного дагерротипа.