Последний День Помпеи Брюллов Описание
Характеристика и описание картины Брюллова Последний день Помпеи
Публикация сих артефактов в издании «Antichita di Ercolano», выпущенном итальянской Академией и переизданном в других странах между 1771 и 1780 годами, вызвала реакцию культурного шока — на фоне винкельмановского постулата о «благородной простоте и спокойном величии» античного искусства. Портретист. Бруни также отмечал «ужасный эффект, полученный благодаря молнии, которая соблаговолила замереть в воздухе, чтобы осветить сцену, выполненную с художественной точки зрения достойной восхищения»179. Каждый большой художник нарушает существующие правила.
Потом мастер будет писать, что он испытывал новое ощущение, забыв обо всем, кроме страшного рока, обрушившегося на город. Автор картины «Последний день Помпеи»оказался под глубоким впечатлением. Возможно, Брюллов несколько приуменьшал сделанную им работу, поскольку примерно в то же самое время он писал скульптору Самуилу Гальбергу, что «половина картины Помпеи для Демидова уже написана», добавляя, что «сия работа меня абсолютно сделала так прилежным, как ты меня Самойлушка желал видеть»68. Перед отъездом из России фамилия братьев Брюлло была официально изменена на русский лад: Александр I пожаловал им «въ» и они стали Брюлловыми24. Историческая память – важное понятие страны, боровшейся за свободу от Австрийской власти.
Вместе с «Последним днём Помпеи» на выставке, проходившей в Лувре, экспонировались полотна известных французских художников: «Мученичество святого Симфориона» Энгра, «Казнь Джейн Грей» Делароша, «Битва Мария с кимврами» Декана, «Смерть Пуссена» Гране, «Арабский сказитель» Верне13, «Алжирские женщины» Делакруа84 и другие. Вместе с тем Бенуа полагал, что и публика и художники «заболели» от этой картины «самым бешеным энтузиазмом» потому, что она притягивает всех своим «эффектничанием» и «надутым, но выдержанным пафосом»183. Карл Брюллов так описывал эту часть композиции в письме к своему брату Фёдору: «сзади сей группы виден теснящийся групп на лестнице, ведущей в Sepulcro Scauro, накрывая головы табуретками, вазами (спасаемые ими вещи все взяты мною из музея)»48119. Ещё один эскиз хранится в собрании Пермской государственной художественной галереи (около 1827—1828, до 1986 года— в частном собрании)166. Сохранились многие рисунки извержений разных веков.
29 ноября того же года Министерство императорского двора известило Академию о том, что «государь император не соизволил изъявить высочайшего соизволения на возведение художника Карла Брюллова в звание профессора, а соизволили отказаться, что в сем случае надлежит держаться устава». Плиний Младший оказался очевидцем, оставившим письменное свидетельство о гибели городов. Он уже не способ передачи происходящего, а становится живым героем «Последнего дня Помпеи».
Место, где происходит действие, для него было ясно сразу – перекресток улицы Гробниц. Иванов писал Брюллову: «Любопытный видеть славную Вашу картину, я несколько раз покушался прийти к Вам в студию, но, наконец, несмотря на все убеждения людей к Вам близких войти к Вам без позволения, я решился написать к Вам письмо сие, в коем теперь спрашиваю самих Вас, позволите ли Вы мне видеть труды Ваши. » Другого живописца— Петра Басина, увидевшего «Последний день Помпеи» ещё в состоянии подмалёвка, — картина Брюллова вдохновила на создание полотна «Землетрясение в Рокка ди Папа близ Рима»31. История сохранила эпитеты, полученные художником от знакомых: «Блестящий», «Великолепный».
За картину Карла Павловича Брюллова Николай I наградил лавровым венком. Фото шедевра в статье детально показывает, как молодой отец воздевает в мольбе руку к небу. По мнению искусствоведа Алексея Савинова, «большой темой» картины «Последний день Помпеи» была смена эпох, вызванная катастрофой, которая прервала размеренное течение жизни. Везувий и после этого просыпался не раз, почти что раз в 20 лет. Катастрофе днем ранее предшествовало землетрясение, так что большинство из людей успело покинуть город.
Описание картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи»
Художник. Они бегут, мать просит её оставить и спасаться в одиночку, но Гай помогает ей идти дальше. Это трудное искусство называется «ПЛАСТИКА». Рядом с ними— христианский священник, без страха взирающий на происходящее. Заносчивые итальянцы, превозносив итальянскую живопись над всей мировой, считали молодого и перспективного русского живописца не способного на что-то большее, что-то крупное и масштабное. И это несмотря на то, что картины Брюллова в определенной мере уже были известны задолго до «Помпеи».
– архитектора. Брюллов не захотел обезобразить лица людей их тела ни ранами, ни грязью. Это дань традиции художников Возрождения рисовать свой автопортрет на картине. Художник. Ж-7867, поступил в 1963 году от Е. М. Шапиро), а также этюд «Голова натурщицы» (бумага на холсте, масло, 17, 2 17, 2см инв. Они хотели жить, любить, творить, но смерть неизбежна.
Образ-антипод других действующих лиц полотна, его глаза не несут ужаса. В журналах и газетах публиковались статьи, посвященные картине издавались брошюры. Навстречу им движутся обезумевшие от страха люди, которые, наоборот, пытаются найти спасение внутри гробницы. Известно, что он одевал натурщиков в костюмы к спектаклю.
Плиний описал ужас бедствия и описал вид извержения, после чего его стали называть «плинианским». По мнению Верещагиной, своим произведением художник «приблизил историческую живопись к современному уровню знаний и представлению о прошлом» в значительной степени этому способствовало стремление Брюллова к исторической верности в изображении архитектуры, одежды, а также национального облика героев картины121. Профессор. Критики дружно бранили Брюллова. Осознав, что эта группа может сыграть значительную роль для раскрытия замысла, в дальнейшем художник перенёс её на первый план, внеся изменения в жесты и позы матери и её дочерей127. На картинах Карла Брюллова люди находились во власти слепой природной стихии, рока.
Писатель Николай Гоголь в статье «Последний день Помпеи», написанной в августе 1834 года и опубликованной в январе 1835 года в сборнике «Арабески», называл картину одним из ярких явлений XIX века и «светлым воскресением живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии»18, а самого Брюллова— «первым из живописцев, у которого пластика достигла верховного совершенства». Картина знакома мне с детства, когда-то, еще в художественной школе мы разбирали её целый урок именно на примере «Последнего дня Помпеи» педагог рассказывала про основные живописные приемы, которые использовал художник. Стихии природы с уничтожающей силой обрушились на человека и творение его рук. Достоинство картины Брюллова обычно видят в том, что блестящий воспитанник петербургской Академии художеств был открыт новым веяниям.
У Плиния художник позаимствовал образ матери и юноши. Он хлопнул Дементия по плечу, тот обернулся и с радостью обнял любимого дядьку. По словам Ольги Лясковской, голова младшего из сыновей обладает исключительной жизненной реальностью, «она необычайно рельефно рисуется почти в центре картины и привлекает зрителя своими мягкими живыми чёрными глазами»134. Себя Брюллов изобразил художником, несущим на голове ящик с кистями и красками.
Как и его старшие братья Федор и Александр, первые уроки рисования получил от отца, скульптора-орнаменталиста Павла Брюлло, а в 1809 г. был зачислен в Воспитательное училище при. Извержение он видел издали: «Облако (глядевшие издали не могли определить, над какой горой оно возникало что это был Везувий, признали позже), по своей форме больше всего походило на пинию: вверх поднимался как бы высокий ствол и от него во все стороны расходились как бы ветви. Плиний Младший так описывает то, что происходило 25-го числа в Мизено.
Великолепный акварелист. По его проектам построены в Петербурге здания Михайловского театра (ныне Малый театр оперы и балета. Роберт Винспиер, состоявший чиновником при русском посольстве в Риме, 6 июля 1827 года сообщал Александру Брюллову: «Ваш братец Карл увезён был в Неаполь графиней Разумовской»47 она же потом выступала в качестве заказчицы эскиза будущей картины48. На луврской выставке 1834 года, где был показан «Последний день Помпеи», рядом с картиной Брюллова висели полотна Энгра и Делакруа, приверженцев «пресловутой античной красоты». Сохранились многие рисунки извержений разных веков.
Картина «Последний день Помпеи»: описание
Гоголь ухватил в своей вдохновенной статье, посвященной картине, секрет её популярности : «Его произведения первые, которых могут понимать (хотя неодинаково) и художник имеющий высшее развитие вкуса и не знающий, что такое художество» И впрямь, гениальное произведение понятно всем и в тоже время человек более развитый откроет в нем еще иные плоскости другого уровня. Пушкин написал стихи и даже набросал на полях эскизно часть композиции картины. Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламяШироко развилось, как боевое знамя. Земля волнуется — с шатнувшихся колоннКумиры падают. Эти черные клубы дыма и пепла разрывают острые яркие молнии. Неизвестно, когда и каким будет следующее.
Ни один русский художник не имел такого успеха в Европе, как молодой 34-хлетний Брюллов, за которым очень быстро закрепилось символичное прозвище — «Великий Карл», — что соответствовало масштабуего шестилетнего многострадального детища — размер холста достигал 30 квадратныхметров (. ). Жители Помпеи уже переживали за 15 лет до этого извержение вулкана, но не сделали выводов. Сила извержения была такова, что пепел от него долетал даже до Египта и Сирии.
Описание картины последний день помпеи
Полотно Брюллова вдохновляло поэтов и писателей на создание литературных произведений. Анны 3-й степени. Художник же, смело подняв глаза, смотрит на небесный огонь: «в роковую минуту он не оставил того, что для него всего дороже, — ящик с кистями и красками»149. В лицах и фигурах Брюллов Брюллов Карл Павлович Великий русский художник. Одежда людей чистая, на ней не видно крови.
Люди пытались укрыться в домах, но погибали от удушья или под развалинами. В Помпеях было восемь ворот, но далее художник упомянул «лестницу, ведущую в Sepolcri Scauro» – монументальную гробницу именитого горожанина Скавра и это дает нам возможность точно установить выбранное Брюлловым место действия. Он оказался погребенным под семиметровой толщей пепла. Взгляд зрителя невольно устремляется за ним в пучину, в круговорот событий.
Сочинение по картине Последний день Помпеи Брюллова
Кстати, Брюллов некоторые фигуры срисовал с фигур из раскопок. И вот что интересно – лица на картине похожи, а позы – разные. Решено, наконец, уходить из города за нами идёт толпа людей, потерявших голову.
Действительно, она может служить учебником по живописи, если её разбирать внимательно. Женщина стоит на коленях, её окружили дети, пытаясь найти у неё защиты и помощи. Причем это не тот жизнерадостный цвет, который призван дарить жизнь. Именно в этом Гоголь видел высшее совершенство художника— в том, что в самой катастрофе ему удалось показать всю красоту человека и «всё верховное изящество своей природы»175176. В Государственном Русском музее (ГРМ) хранится альбом Брюллова с первыми набросками для «Последнего дня Помпеи» исчерченный художником «без всякого порядка».
Во время пребывания в Эрмитаже картину часто копировали начинающие художники108. На картине «Последний день Помпеи» графиня Самойлова представлена сразу в трёх образах: женщина с кувшином на голове, разбившаяся женщина на мостовой в центре полотна и мать в левом углу картины, которая обнимает своих дочерей. Портретист. Вместе с этим званием художник получил лишь «право носить мундир старшего профессора», оставаясь при этом в чине титулярного советника. Художник Михаил Железнов вспоминал, что, заканчивая работу над большим холстом, Брюллов остался недоволен своим произведением— «по его расчёту фигуры должны были выходить из холста, а в картине они не имели того рельефа, который он хотел им придать». Художник.
«Последний день Помпеи»: классический шедевр русского искусства руки Карла Брюллова
Дементия берут в армию и вдобавок в отряд, которым командовал дядька. Зритель должен обратить внимание на то, что люди словно замерли, будто позируют живописцу. Великолепный акварелист. Далее художник пишет: «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину, — без чего похоже ль было бы на пожар. » В том же письме Карл Брюллов подробно описывает группы действующих лиц, которые он предполагал изобразить на полотне4853.
Сыновья, которые уносят своего отца. Задержки, приводившие к отсрочке написания большого полотна, в конце концов привели к недовольству заказчика — князя Анатолия Демидова65. Вот таким образом подготовка к написанию шедевра заняла у Брюллова больше 5-ти лет.
Картина «Последний день Помпеи», 1833, Брюллов
25 сентября 1834 года Совет Академии пытался ходатайствовать перед Николаем I о возможности присвоить Брюллову звание профессора в порядке исключения, учитывая то, что картина «Последний день Помпеи» «имеет неоспоримо величайшие достоинства, ставящие её в число необыкновенных в нынешнее время художественных творений в Европе».
По одному описанию, «его несли сквозь бесчисленную толпу, молча расступавшуюся перед ними»17, по другому— «в часы, свободные от публики, его принесли в кресле из академического лазарета и оставили в зале одного», после чего он долго молча сидел перед картиной, впервые за долгое время абсолютно не кашлял и, закрывая и открывая глаза, как бы вбирал картину в себя, чтобы унести с собой её образ95. Среди персонажей шедевра присутствует и приверженец христианской веры, которого легко узнать по кресту на груди. В родной Академии художеств Карла на руках внесли в зал, где уже висела его картина.
Так продолжалось несколько часов, но после полудня пепловая туча стала рассеиваться. Несмотря на успех, с которым полотно «Последний день Помпеи» было принято в России, Карл Брюллов не торопился возвращаться на родину. – объясняли русские), однако «Помпея» удостоилась золотой медали французской Академии изящных искусств. Кажется, что на плоскости холста запечатлен не город, а целый мир, переживающий гибель. Те помпеяне, которые пытались спастись под крышей усыпальницы, пытаются выбраться обратно испуганные видом того, как рушатся от ударов стихии здания на противоположной стороне улицы. Они заглушают его своею красотою»175.
Она стала первой заказчицей картины. На картине вам не удастся найти главного героя. Портретист.
Описание картины «Последний день Помпеи»
Он тоже уходит, как и все другие из-под града каменьев. Сохранилось два письма, написанных им историку Тациту, в которых он рассказывает о гибели своего дяди Плиния Старшего известного естествоиспытателя и собственных злоключениях. Эта часть Помпей была в 1820-е гг. Я осветил камни около ног воина и воин выскочил из картины. Мать на картине совсем не немощна, а вполне еще молода.
Будучи в восторге от исключительного успеха картины «Последний день Помпеи» в Италии, её владелец Анатолий Демидов очень хотел показать творение и во Франции. Искусствовед Светлана Степанова отмечала, что полотно «Последний день Помпеи», прибывшее в Россию в 1834 году, стало «не просто одним из очередных достижений национальной школы, а явлением, ускорившим эволюцию искусства». Понятно, что археологи работали не один день, а несколько десятилетий. В тот последний день нескольких прибрежных городов погибло порядка 5 тысяч человек. Художник. Он тонко улавливает рефлексы света и соединяет их с отчетливой светотенью. Это отразилось в последней композиции художника и составляет описание картины Брюллова «Последний день Помпеи».
Описание картины Брюллова «Последний день Помпеи»
К картине ведет длинный ряд эскизов, но нет рисунков и этюдов с натуры. Картина принесла Брюллову мировую известность. Очень важным было в работе над картиной ввести в нее своих современников, сблизив далекие эпохи. Отмечая, что «из этого, вероятно, ничего бы не вышло», далее Железнов писал, что одна дама имя которой осталось ему неизвестным, за обедом, на котором присутствовал и Брюллов, завела с Демидовым разговор о поездке в Помпеи и «сумела поставить его в такое положение, что он из угождения своей собеседнице, заказал Брюллову написать Последний день Помпеи»67. Из 20 000 жителей Помпей в зданиях и на улицах погибло около 2000 человек.
Вот отрывок изего письма Тациту: «Я оглядываюсь назад. Ж-5081)161162. Работа Брюллова над «Последним днём Помпеи» глубоко взволновала и художника Александра Иванова— будущего автора «Явления Христа народу», работавшего с 1830 года в Риме. Казалось, что город скрылся с лица земли. Почему.
Немногие российские художники удостаивались настолько высоких оценок за рубежом. Прозрачные одежды героев картины падают «струящимися складками», которые дают возможность явственно обрисовать контуры их фигур при этом характер складок одежды свидетельствует о душевном состоянии действующих лиц.
После этого художник начал изучать исторические документы. объединило в себе все главные творческие поиски художника: движение и пластику фигур, выразительность лиц «море блеска», по выражению Гоголя, заливает все полотно. Полотно отправляется непосредственно в Рим фактически сразу после написания. Один из самых известных живописных эскизов, созданных Брюлловым при работе над «Последним днём Помпеи», хранится в Государственном Русском музее (бумага на картоне, масло, 58 81см инв. Над мечущимися фигурами – темное небо с зигзагами молний. Однако Брюллов тоже противопоставляет языческой вере и гибели язычников веру христианскую.
Эту новизну принес в Европу свежий ветер романтизма. Картина швейцарской художницы Анжелики Кауфманн как раз показывает этот момент. Кстати, Брюллов некоторые фигуры срисовал с фигур из раскопок. Брюллов учился живописи в Италии.
Картина Брюллова «Последний день Помпеи»
Как бы то ни было, в ответ на письмо Брюллова Демидов попросил его продолжить его работу над полотном, «назначив для окончания картины такой срок в новом контракте, какой Брюллов признает сам за лучший для себя»69. Результаты трудов Александра Брюллова по исследованию помпейских бань были опубликованы в вышедшем в 1829 году в Париже альбоме «Thermes de Pompi»2738. Одежда героев, задний план картины словно сливаются с заревом вулкана. Одну из причин такого прохладного приёма критик «Gazette de France» видел в том, что «прекрасная картина господина Брюллова прибыла слишком скоро в Париж после пребывания в нём казаков». О данном полотне с восторгом отзывались ценители живописи Италии, России и других стран. Сам художник так описывал эту группу в письме к своему брату Фёдору, написанном в марте 1828 года: «в середине картины— упавшая женщина, лишённая чувств младенец на груди её, не поддерживаемый более рукою матери, ухватившись за её одежду, спокойно смотрит на живую сцену смерти сзади сей женщины лежит сломленное колесо от колесницы, с которой упала сия женщина»128119. Дома вокруг трясёт на открытой узкой площадке очень страшно вот-вот они рухнут. Она показывает, что бывают в жизни моменты, когда «горе оказывается сильнее страха смерти»: не замечая грохота и молний, не слыша криков других людей, отрешившись от движений толпы, молодой жених неотрывно смотрит в покрывшееся мертвенной белизной лицо своей погибшей невесты, цветы в свадебном венке которой ещё не успели завять4.
1 июля 1941 года экспонаты музея, подготовленные к эвакуации, были отправлены на Московский вокзал, далее на специальном эшелоне в сопровождении военной охраны в Горький (ныне Нижний Новгород), а затем по Волге и Каме в Молотов (Пермь)114. По словам Раковой и в автопортрете и в «Последнем дне Помпеи» Брюллов «изображает себя в сходном душевном состоянии: и в том и в другом случае мы видим человека, чьи душевные силы в трагическом напряжении, выражающемся даже игрой одних и тех же мускулов лица, к тому же одинаково подчёркнутых в обоих случаях резким освещением»150. Три года велась работа над огромным полотном. Тема так захватила молодого художника, что он посвятил немало времени изучению истории. В письме родителям от 8 мая 1824 года Александр писал, что «вид сих развалин невольно заставил меня перенестись в то время, когда эти стены были ещё обитаемы, когда этот форум, на котором мы стояли одни и где тишина была прерываема какой-нибудь ящерицею, был наполнен народом»3435. Здесь изображена женщина, обнимающая дочерей и священник-христианин.
Действие развивается, уходя вглубь полотна: с колесницы упал мужчина, которого увлекают испуганные кони. Передний план левого угла картины – семейная пара, укрывающая своими телами детей. Есть «эффект присутствия». Карл Брюллов закончил Академию Художеств в 1823 году с золотой медалью. Народ, гонимый страхом, Под каменным дождем, под воспаленным прахом, Толпами, стар и млад, бежит из града вон (III, 332). Это краткий пересказ картины, многофигурной и сложной композиционно, совсем не маленькое полотно, в те времена оно было даже самой большой картиной, что уже поражало современников: масштаб картины, соотнесенный с масштабом бедствия. Наша память не может впитать всё, её возможности не безграничны, такую картину можно рассматривать не единожды и каждый раз что-то увидеть еще.
Портретист. Выйдя за город, мы останавливаемся., видимо, делала ненужными предварительные натурные зарисовки и этюды. Там Брюллов посещает мастерскую итальянского художника и в течение 4х лет копирует «Афинскую школу» Рафаэля, причем в натуральную величину все 50 фигур. В Лондоне картину увидел писатель Эдвард Бульвер-Литтон, позже написавший под впечатлением от полотна свой роман «Последние дни Помпеи». Ю. Самойлова была воплощением его идеала, который пылал мощью и страстью красоты. Гоголь, кстати, сравнивал картину с оперой, видимо почуствовал «театральность» мизансцены.
«Последний день Помпеи» картина Брюллова
Везувий и после этого просыпался не раз, почти что раз в 20 лет. Были и исследования и ознакомление с работами археологов и с описаниями Плиния Младшего. К счастью, они спасаются. Плиний описал ужас бедствия и описал вид извержения, после чего его стали называть «плинианским». Художник. Он выражает спокойствие, смирение, принимая случившееся как Божью волю. Так автор обозначил историческую кончину языческой религии после прихода христианства.
Наблюдения за вулканом, когда он проявлял активность (в 18-19 вв. Живший в Неаполе художник Сильвестр Щедрин в письме к своему брату Аполлону от 6 мая 1828 года писал: «Наконец мне удалось увидеть и сделать этюд с натуры: извержение Везувия». В письме к Александру Брюллову от 13 апреля 1833 года Яненко сообщал, что его брат «творит чудеса», а его новая картина— чудо. Выстроенная по «рецептам» академиков композиция – осмеянные последующими поколениями живописцев «треугольники», в которые вписываются группы людей, равновесные массы справа и слева – читается в живом напряженном контексте картины совсем по-другому, чем в сухих и мертвенных академических полотнах.
Отзыв, опубликованный в газете «Dbats», был ещё более негативным: «В этом произведении нет воодушевления, оно оставляет зрителя холодным и невнимательным»85. Популярность «Последнего дня Помпеи» и его автора стремительно росла: писатель Николай Рожалин сообщал, что в Риме «важнейшим происшествием была выставка картины Брюллова в его студии», «весь город стекался дивиться ей»9. Но были третьи — зрители: парижане часами толпились перед «Последним днем Помпеи» и восхищались им так же дружно, как римляне. По некоторым данным, при написании лежащей женщины Брюллов использовал образ графини Юлии Самойловой129.
Сочинение по картине Брюллова Последний день Помпеи (описание)
Несомненно, что Брюллов многому научился у Рафаэля, умению организовывать большой холст. Художник пробыл в Неаполе и его окрестностях с начала июля до конца августа445, посвятив четыре дня осмотру развалин города Помпеи, которые произвели на него глубокое впечатление45. Среди них— один из первых эскизов к полотну (бумага, бистр, перо, 15, 5 18, 9см инв. слышал рассказы от своего брата Александра Брюллов (Брюлло) Александр Павлович Русский архитектор, график. Савинов писал, что Брюллов так сильно стремился «быть правдивым и точным в изображении дорогой ему античности, воплощённой в прекрасных людях, в улицах и гробницах Помпей, что мы до сих пор верим ему, какой бы условностью ни страдали его воззрения на древность, его художественные средства и приёмы»189.
Страх и смятение в композиции семьи, укрывшейся покрывалом. Сам же Демидов имея «непреодолимое желание тотчас повергнуть картину на высочайшее воззрение», отправился сухопутным путём, прибыв в Санкт-Петербург раньше, чем туда было доставлено полотно8814. В письме к Демидову от 4 сентября 1830 года Карл Брюллов писал, что ему передали сведения о намерении заказчика разорвать относящийся к картине «Последний день Помпеи» контракт в том случае, если работа над полотном ещё не начата.
Любопытно сравнить два момента трактовки сюжета. Великолепный акварелист. И лишь немногим удалось спастись.
Сочинение по картине Брюллова Последний день Помпеи
Вспышки молний освещают лишь передний план. В 1834 году состоялась «презентация» картины в Петербурге. Ей точно не хватает музыкального сопровождения в духе «Кармины Бураны». Итак, после долгого эскизирования, Брюллов написал картину и уже в Италии она вызвала колоссальный интерес. Так появился на полотне портрет легкоатлета Марини – фигура отца в семейной группе.
От изнеможения художник порой не мог идти, его буквально выносили из мастерской. Брюллов отошел от правил реализма, следуя основам классицизма. «Последний день Помпеи» — самое известное полотно Карла Брюллова. Кроме этого, Николай I подарил художнику бриллиантовый перстень94. Отзывы критиков ошеломляли.
По словам Яненко, Карл Брюллов «себя прославил между новейшими художниками», все «за счастье поставляют видеть картину в его студии, хотя ещё не совсем законченную». Извержение Везувия. Его там просто нет. И все же в художника особо не верили, а иногда и вовсе насмехались.
И впрямь похожий сюжет: стихия (наводнение) бушует, памятник оживает испуганный Евгений бежит от стихии и памятника. Лотман пишет еще и о направлении взгляда Пушкина: «Сопоставление текста с полотном Брюллова раскрывает, что взгляд Пушкина скользит по диагонали из правого верхнего угла в левый нижний. Живыми делают их эта трепетность и двойственность освещения. На верхней площадке— там, где эти встречные потоки должны столкнуться друг с другом, — находится «плотная фигура согбенного корыстолюбца, подбирающего со ступеней золото»148. В 1897 году она была передана в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне— Государственный Русский музей), где она и находится до сих пор12. Для таких крупноформатных картин, как «Последний день Помпеи», специально изготавливали деревянные валы длиной до 10м и диаметром от 60 до 120см, на которые их наматывали. Воспользовавшись этим разрешением, в том же 1824 году Александр Брюллов посетил Помпеи, которые произвели на него большое впечатление32. В письме от 12 (24) сентября 1834 года Демидов сообщал Брюллову: «Достославную сию картину я всеподданейше поднёс государю императору и удостоился благосклонного принятия. Отчаяние, немая мольба о помощи заметны каждому.
Последний день Помпеи: хроника событий
Гоголь в «Арабесках» напечатал статью, трактующую картину Брюллова Брюллов Карл Павлович Великий русский художник. Даже сейчас у современного человека слово «гибель» тут же ассоциативно потребует слова «Помпеи», а фраза: «У меня вчера была просто гибель Помпеи» понятна и метафорически укажет на масштаб неприятностей, пусть то прорвало фановую трубу и затопило соседей. Нам эта история особенно хорошо известна по картине Карла Брюллова, которую можно увидеть в Русском музее Санкт-Петербурга. Портретист. Человечество до сих пор верит в «авось пронесет». В монографии о творчестве Брюллова изданной в 1940 году искусствовед Ольга Лясковская предприняла попытку хронологического упорядочивания восьми графических и живописных эскизов, созданных Брюлловым в процессе работы над картиной «Последний день Помпеи».
Следует отметить, что современники живописца по достоинству оценили его творчество. Художник Михаил Железнов со ссылкой на рассказы самого Брюллова писал, что «к концу 1830г. Горизонт заливает кроваво-красный свет пожара. Брюллов считается основателем «итальянского жанра» в русской живописи. Люди пытаются спастись от разбушевавшейся стихии, вокруг слышны их крики, стоны и мольбы. Так художник начал работать над «Последним днем Помпеи». В мае 1831 года в мастерской у художника побывал писатель Алексей Толстой, который записал в своём дневнике: «Мы были у живописца Брюллова, который начал писать для князя Демидова картину, представляющую последний день Помпеи»71.
В середине полотна жрец, спасая храмовые ценности, убегает от неминуемой погибели. К нему жмется мать с двумя дочерьми, будто ища у старика защиты. Многочисленна группа людей на ступенях гробницы Скавра, среди которых находится и художник, в образе которого Брюллов изобразил самого себя. В ней «с равною силой выражены и физические движения и порывы испуганных, трепещущих душ»143. Столько же героев изображено на многофигурном полотне Брюллова. Молодые люди пытаются вынести старика и уберечь от надвигающейся природной стихии.
В частности, автор статьи в журнале «LArtiste» писал, что, по его мнению, у полотна Брюллова слишком большой размер и сама картина «опоздала на 20 лет», хотя она и «задумана с большой смелостью воображения». Стоит также отметить, что на картине изображён и сам Брюллов — мужчина в левом углу. Полотно по-праву назвали лучшей картиной столетия. Художник и критик Александр Бенуа в книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, писал, что, по его мнению, картина «Последний день Помпеи» представляла собой «такой фейерверк, такой трескучий оперный финал, громадный, превосходно исполненный, с весьма красивыми, славно группированными статистами», который «должен был производить ошеломляющее действие».
В письме к своему брату Фёдору художник так описывал семейную группу, расположенную возле ступеней гробницы Скавра: «бегущее семейство, думая найти убежище в городе: муж, закрывши плащом себя и жену, держащую грудного ребёнка, прикрывая другой рукой старшего сына, лежащего у ног отца»142119. По словам Савинова, «Брюллову выпала на долю редкая судьба новатора, принятого в первый же день, как только его труд стал известен»190. Причем в 1631-м, в 1794-м и 1944 годах извержение было довольно сильным. Толпа беглецов. Вокруг рушатся здания. В том же письме художник сообщает, что местом действия им была выбрана улица Гробниц (Strada dei Sepolcri или Via dei Sepolcri), а картинная линия проходит от гробницы Скавра (Sepolcro di Scauro) к гробнице сына жрицы Цереры. Кто-то оплакивал свою неминуемую гибель, другие – смерть близких. Великолепный акварелист.
По некоторым данным, в результате этого извержения в Помпеях погибло около двух тысяч человек29. Отдавая должное своему конкуренту, он писал что новая картина Брюллова «очень красива, особенно для публики».
Последний день Помпеи – История картины
Само же полотно, площадью более 30-ти квадратных метров, он создал меньше чем за год. Извержение он видел издали:«Облако (глядевшие издали не могли определить, над какой горой оно возникало что это был Везувий, признали позже), по своей форме больше всего походило на пинию: вверх поднимался как бы высокий ствол и от него во все стороны расходились как бы ветви. Отец Дементия погиб, когда тот был маленьким и Амадей был ему, как отец.
Тем не менее, по свидетельству жившего в Риме художника Якова Яненко, весной 1833 года работа Карла Брюллова над полотном «Последний день Помпеи» всё ещё продолжалась. Это и составляет предварительное описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». Эту «моду на вулкан» ввел британский посланник в Неаполитанском королевстве лорд Уильям Гамильтон (супруг легендарной Эммы, подруги адмирала Нельсона).
Плиний Младший оказался очевидцем, оставившим письменное свидетельство о гибели городов. Дома вокруг трясет на открытой узкой площадке очень страшно вот-вот они рухнут. В 1821 году Карл Брюлло окончил Академию художеств, получив большую золотую медаль. Однако подавляющее большинство жителей все же успели покинуть город. Второй рисунок из собрания ГТГ описан как эскиз-вариант (бумага, тушь, кисть, перо, 17, 5 24, 4см инв.
Виной – соблазнительное морское побережье и плодородные земли. Рядом мужчина поднял руку и пытается хоть как-то защитить свою семью. Художник использует беспокойный свет, который дает резкие тени, сюжет, полный трагизма.
По мнению искусствоведа Марины Шумовой, введение в композицию автопортрета Брюллова является «абсолютно романтической деталью», поскольку «художник становится соучастником изображённого события, всё, происходящее в картине, как бы проходит через призму его восприятия и переживания»151. Гробница Скавра была описана в изданной в 1817 году книге археолога Уильяма Гелла и архитектора Джона Питера Ганди. Авторский лак полностью восстановлен путём регенерации парами спирта. Перед нами предстает только толпа, народ, который был объят страхом. жил в Италии, но до него, несомненно, доходили известия о политической жизни России. произошло несколько извержений), словесные описания и зарисовки его изменчивых красот, восхождения к кратеру – таковы были развлечения неаполитанской элиты и приезжих.
Незадолго до его смерти, когда картина «Последний день Помпеи» начала экспонироваться в академическом зале, товарищи Ивана на руках принесли его к полотну старшего брата. Доминирующий цвет на картине – красный.
Художник. Он же не исключал, что «дамой, подтолкнувшей Демидова на заказ», могла быть другая графиня— Юлия Самойлова46. В начале 1833 года в письме к Обществу поощрения художников Александр Иванов сообщал: «Брюлло оканчивает картину свою, удивляющую уже Рим, а следовательно и Европу»74.
Герои спасаются и принимают христианство. Были ли христиане в Помпеях. Сначала был сделан по свежему впечатлению композиционный набросок. Тогда я осветил всю мостовую и увидел, что картина моя была окончена»7677.
Хотя он так и не увидел сына после долгой разлуки, до него успели дойти слухи об успешной работе Карла над большим полотном. Во время восстания декабристов Брюллов Брюллов Карл Павлович Великий русский художник. создал красоту столь совершенную, что хотя она и выражает собой страдание и ужас перед гибелью, но доставляет такое же эстетическое наслаждение, как группа Ниобид, «Раненая амазонка» или другие произведения античной пластики, родственные картине Брюллова Брюллов Карл Павлович Великий русский художник. Кроме этого, в Русском музее есть ещё один живописный эскиз («один из ранних вариантов разработки темы»), датируемый концом 1820-х годов (бумага на картоне, масло, 17, 5 19, 7см инв. Сам Брюллов посетил трагически известный город в 1827 году.
По мнению искусствоведа Галины Леонтьевой, разбившаяся женщина «символизирует прекрасный, но обречённый самой историей на гибель античный мир» в то же время дитя, тянущееся к погибшей матери, «воспринимается как аллегория нового мира, должного возникнуть на обломках прежнего, не порвав, однако, живых связей с минувшим»86. Это дань традиции художников Возрождения рисовать свой автопортрет на картине. Девушка рядом несет светильник. Романтизм и классику смело соединяет на полотне Брюллов («Последний день Помпеи»).
Мать, стоящая на коленях и рядом ее дети, которые ищут у нее помощи. А мы посмотрим что же отрыли археологи за долгие годы раскопок. Но кому именно они молятся. Именно в этот момент застал художник своих героев. В другом письме к матери, датированном 6 декабря 1825 года, он так описывал свои впечатления: «Я вижу огненные реки, вырывающиеся из его жерла», «дождь песку, золы и камней засыпает пышную Помпею Помпея исчезает перед моими глазами»36. Именно для «совета» со старыми мастерами уже в процессе работы над картиной Брюллов ездил в Венецию и Болонью — в Венеции художник хотел ещё раз повидать творения Тициана и Тинторетто, а в Болонье он на некоторое время задержался, копируя «Святую Цецилию» Рафаэля65.
Анализ картины «Последний день Помпеи»
Художник Фёдор Бруни, работавший в те годы над монументальным полотном «Медный змий», подробно описывал картину «Последний день Помпеи» в письме к скульптору Самуилу Гальбергу от 17 марта 1834 года.
Академии Болоньи, Флоренции и Пармы также сделали Брюллова своим почётным членом31. Люди живут в этих горячих отблесках зарева и холодном свете молний. Кроме этого Брюллов вдохновился оперой Паччини «Последний день Помпеи», которую он видел в Италии. Торжественное событие было подробно описано в письме художника Андрея Иванова (бывшего наставника Брюллова) своему сыну Александру от 8 августа 1836 года. Другой альбом с набросками художника для картины находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи (ГТГ)155.
Сочинение описание картины Брюллова Последний день Помпеи
Помпеи на долгие века были погребены под толстым слоем пепла. Согласно уставу Академии, в звание профессора можно было возводить «отличившегося в бытность свою за границею пенсионера по возвращении его в отечество и по исполненной заданной ему от Совета программе». Плиний вернулся в Мизено, хотя землетрясения продолжались. При построении композиции полотна Брюллов использовал академические правила. Как происходила в течение одного дня катастрофа можно увидеть в фильме Би-би-Си или вкратце на такой вот инсталляции: Или посмотреть фильм «Помпеи», где тоже с помощью компьютерной графики воссоздан вид города и масштабный апокалипсисец.
Художник ранее у него учился, копируя фрески «Пожар в Борго» и «Афинскую школу», где действует около сорока персонажей. Две темы переплетаются в картине Брюллова Брюллов Карл Павлович Великий русский художник. обдумывая композицию «Последнего дня Помпеи» с карандашом или кистью в руках, фиксируя в эскизах и мимолетных набросках каждое движение своей мысли, меняя, совершенствуя расположение фигур изменяя и детализируя обстановку. Поэт Евгений Боратынский написал строки: «Последний день Помпеи стал для русской кисти первым днем. » Картина поразила Пушкина и Гоголя. Люди скорее бегут от пожара. Молодой человек, уговаривающий свою мать встать и продолжить бегство. Рот мужчины раскрыт, его лицо выражает ужас134.
Брюллов написал почти всё не так как полагалось. Рядом ещё один мужчина пытается помочь пожилой даме встать. А на заднем плане виднеется языческий жрец, пытающийся спасти священный алтарь. Весь город стекался дивиться ей»9.
Исследователи творчества Брюллова полагают, что самое раннее письменное упоминание художника о работе над новой картиной относится к марту 1828 года52: в письме к своему брату Фёдору Карл Брюллов писал: «Эскиз для картины, заказанной мне граф Разумовской, приведён в порядок сочинение следующее: Последний день Помпеи». За столом был предложен тост за Карла Брюллова, «прославившего в Европе имя русского художника»106. ОПХ подарило картину «Итальянское утро» Александре Фёдоровне, жене Николая I. Император захотел получить парную к «Утру» картину, что послужило началом написания Брюлловым картины «Итальянский полдень» (1827 год). При этом, «желая изъявить новый знак всемилостивейшего внимания к отличным дарованиям сего художника» император пожаловал ему орден Святой Анны 3-й степени92 (указ о награждении был датирован 27 ноября 1834 года93).
Описание настроения картины Последний день Помпеи
Карл Брюллов лично знакомится с историей погибшего города. Подобное использование драпировок демонстрирует хорошее знакомство Брюллова с шедеврами античного искусства более того, в ряде первоначальных набросков к «Последнему дню Помпеи» просматривается непосредственное влияние искусства вазописи31.
1827. Портретист.
«Последний день Помпеи»: история создания картины
Мать на картине совсем не немощна, а вполне еще молода. Бегущая по дороге толпа вскоре оказалась в полной темноте, слышались крики, плач детей.
В 1828 году Карл Брюллов завершил работу над копией фрески Рафаэля «Афинская школа», которая находилась в Ватиканском дворце. У него совсем не такая толпа, как на улице. Россия торжествовала. В такой ситуации остается сохранить мужество и человеческое достоинство.
Несмотря на то, что этот народ был показан Брюлловым довольно идеализированно и абстрактно, без какой-либо социальной характеристики, Верещагина писала, что нельзя не оценить значение сделанного автором полотна: «до него в русской исторической живописи слышался голос солиста, Брюллов заставил звучать хор»191. Сыновья спасают старика отца, которого они несут на своих плечах. Привлекают внимание и еще три персонажа – женщины склонившие колени в молитве. Брюллов стремится к естественности освещения, нарушая требования классицизма.
Рядом с разрушающимися постройками в правом краю полотна можно увидеть человека на лошади. Материалы археологических раскопок дали художнику предметы быта для его полотна. Последнему дню древнего города и была посвящена картина русского художника Карла Брюллова. Эту особенность «Помпеи» можно обозначить одним словом – синтетичность: картина органично соединяет драматический сюжет, яркую зрелищность и тематическое многоголосье, подобное музыке. Учитывая то, что в 1828 году (когда был готов эскиз для Разумовской) Демидову было всего лишь 15 лет, журналист Николай Прожогин высказывал предположение, что передача заказа могла произойти несколько позже.
Города Помпеи не стало всего за два дня — в августе месяце 79 года он был полностью засыпан вулканическим пеплом. Вправой части картины навтором плане изображен всадник наконе, который встал надыбы. Художник сообщал Демидову, что по ряду непредвиденных обстоятельств он «не имел на холсте другого, кроме одних начертаний фигур время приближалось к концу контракта, а окончание картины слишком было далеко от оного»6667. В то время они были гонимы и неизвестно дошла ли новая вера до провинциального курорта.
Он посещал окрестности Везувия не единожды, делая наброски для будущего полотна. Жители в ужасе бежали из города к берегу моря (вероятно, так же пытались поступить и жители погибших городов). / Земля волнуется— с шатнувшихся колонн / Кумиры падают. Этот эскиз датирован 1828 годом и, по-видимому именно он упоминался Карлом Брюлловым в письме к брату Фёдору как «эскиз для картины, заказанной мне графиней Разумовской»161.
Его фигуры прекрасны при всём ужасе своего положения. Брюллову удалось передать трагическую участь жителей и их неминуемую гибель. У автора ушло 3 года для того, чтобы полностью продумать и изобразить все его замыслы.
Интересные факты о картине «Последний день Помпеи»
В Помпее началась паника, да вот бежать было некуда. Портретист. (Кстати, у театральной основы картины был реальный прототип – опера Джованни Паччини «Последний день Помпеи», которая в годы работы художника над полотном ставилась в неаполитанском театре Сан Карло. С 1825 по 1828 год он работал над копией «Афинской школы» Рафаэля— этот заказ, который дал художнику важный опыт работы над многофигурной композицией, был предложен ему русским посольством в Риме, обещавшим заплатить за него 10 тысяч рублей41. Великолепный акварелист. «Последний день Помпеи» итальянцы называли «триумфальной» картиной.
Великолепный акварелист. Что же выделил и запомнил Пушкин. О Помпеях Брюллов Брюллов Карл Павлович Великий русский художник. В 1851 году картина «Последний день Помпеи», хранившаяся до этого времени в Академии художеств, была перемещена в только что построенное здание Нового Эрмитажа, где она находилась в зале русской школы19107.
Где находится «Последний день Помпеи»
Арядом сними — юноша, умоляющий мать подняться ибежать далее отэтой всепоглощающей стихии. Оставшиеся же не спаслись от пепла, достигшего Египта и вулканической лавы. Художник. Таково описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». 3176).
Ракова также отмечала схожесть образов этой группы с античным мотивом гибели Ниобид— детей Ниобы, умерщвлённых древнегреческими богами Аполлоном и Артемидой (возможно, Брюллов видел посвящённую этому сюжету скульптурную композицию в галерее Уффици во Флоренции)139. На ступенях гробницы слева мы видим женщину, чей взгляд полон первобытного ужаса. Каждый садовник знает, как хорошо растет на золе урожай. Феноменальная зрительная память Брюллова Брюллов Карл Павлович Великий русский художник.
По словам Эры Кузнецовой, «только в результате напряжённой работы художнику удалось передать то величие и красоту чувств, которые и по сей день пленяют нас»123. Каменные блоки из которых состояли здания, также стремятся упасть на землю. В картине рассказано множество захватывающих и трогательных историй. В 1851 году картина поступила в Новый Эрмитаж19, а в 1897 году была передана в создаваемую в то время коллекцию Русского музея императора Александра III (ныне— Государственный Русский музей)12.
Великолепный акварелист. Места свыше сотен утрат авторского холста, особенно многочисленых вдоль краев, были заделаны вставками из нового холста. Жених уносит бесчувственную невесту. Брюллов получил диплом почётного члена Миланской Академии изящных искусств, в сопроводительном письме от которой было написано: «Присоединив Вас к себе в качестве своего почётного члена, Академия только увеличила блеск своей славы». Зарево вулкана оттеняет панораму умирающего города на заднем плане картины.
Отец художника, Павел Брюлло, не дожил до этих событий— он скончался в январе 1833 года. Смятение и страх испытывает спасающаяся бегством семья. Кроме этого она экспонировалась в Милане и Лондоне.
О сюжете картины «Последний день Помпеи»
Напервом плане— два сына несут своего старика отца наруках. Рядом с лошадью расположилась толпа.
И сделал вполне разумный вывод: Пушкин только что закончил своего «Медного всадника» и увидел то, что ему было в тот момент близко. Прообразом помпеянца в семейной группе стал итальянский метатель тяжестей и игрок в паллону Доменико Марини86, портрет которого Брюллов написал в 1829 году (холст, масло, 62 50см, ныне— в Новгородском музее-заповеднике)144145K 3. по своему смыслу. Речь идет о Геркуланских воротах Помпей (Porto di Ercolano), за которыми, уже вне пределов города, начиналась «Улица гробниц» (Via dei Sepolcri) – кладбище с пышными усыпальницами и храмами. Лица людей в большинстве красивы и отражают не ужас, а спокойствие.
Одни оплакивали свою гибель, другие гибель близких, некоторые встрахе перед смертью молились осмерти многие воздевали руки кбогам большинство объясняло, что нигде иникаких богов нет идля мира это последняя вечная ночь». Последнее, 1944 года, было достаточно масштабным, в то время в Неаполе была американская армия, солдаты помогали во время катастрофы. Поскольку она слепа, то легко находит дорогу впотьмах.
Описание картины Последний день Помпеи
Такой приём в искусстве называется «УСЛОВНОСТЬЮ»: художник отказывается от внешнего правдоподобия во имя высокой цели: человек – самое прекрасное создание на земле. Её скорбный и проникновенный взгляд свидетельствует о том, что «ей вдруг до конца ясна стала её судьба, судьба города, всех людей вокруг, она опускает руки, сосуд падает». Сопоставляя эти сведения исследователи творчества Брюллова заключают, что этой дамой могла быть Разумовская, которая тем самым как бы уступила свой изначальный заказ Демидову. Старик обратил взгляд в небеса, к своему Богу, возможно он его спасет.
Созданию картины предшествовало пристальное изучение исторических источников (в том числе писем очевидца историка Плиния Младшего) и памятников древности. Прославившее художника полотно изображает не только трагедию народа, гибнущего в столкновении со стихией, но и смену исторических эпох – зарождение на обломках старого языческого мира новой христианской цивилизации. Заканчивая описание картины «Последний день Помпея» (как ошибочно называют полотно некоторые), попробуем проанализировать ее, найти скрытый смысл. Кто бы мог продумать, что эта поездка будет иметь значение не только для самого художника, но и для всей мировой живописи. В письме к своему брату Фёдору Карл Брюллов так описывал образ жреца: «По правую сторону упавшей женщины— жрец, схвативши жертвенник и приборы жертвоприношения, с закрытой головой, бежит в беспорядочном направлении»128131. Паренек должен был явиться в крепость для присяги послезавтра. В частности, в очерке «Новая фаза русской литературы» (другой перевод— «Новая фаза в русской литературе»), опубликованном в 1864 году в газете «La Cloche», он так описывал свои впечатления о полотне Брюллова: «На громадной картине вы видите группы испуганных, остолбеневших людей они стараются спастись они погибают среди землетрясения извержения вулкана, настоящего катаклизма они падают под ударами дикой, тупой, неправой силы, всякое сопротивление которой было бы бесполезно.
В частности, это видно в изображениях их ног: «мускулистые, натруженные в походах ноги широко шагающего воина, мелко переступающие и мягко очерченные— юноши»137. Осознавая, что самостоятельно спастись невозможно, они надеются на помощь Бога. Причем, в тот момент наиболее расчищенными оказались именно Помпеи.
Находясь под влиянием произведения Брюллова, английский писатель Эдвард Бульвер-Литтон в 1834 году написал роман «Последние дни Помпеи»97. Конечно, такая работа требовала много времени. Люди бессильны перед стихией. Мы видели, как море отходит назад земля, сотрясаясь, как бы отталкивала его. Великолепный акварелист. Сыновья несут немощного отца на плечах, «забыв о себе, живя только страхом за его жизнь»4.
Карл Павлович Брюллов: Последний день Помпеи
Его восторженно встретили в Италии, Франции, России. Создавались произведения искусства, связанные с этой темой. К вечеру извержение пошло на убыль, а 26-го к вечеру все стихло. Художник.
К их страху прибавилось новое чувство – неотвратимость трагедии. Брюллов так увлекся, что сам участвовал в раскопках. Костюмы, украшения и предметы быта того времени художник изучал посещая музеи. Весной 1828 года снова начал проявлять свою вулканическую активность Везувий. Они на грани жизни и смерти и не могут уже что-то изменить. Христианин с обнажившейся грудью и крестом на ней верит в будущее воскресение.
Сочинение Последний день Помпеи
Юноша, держащий на руках свою погибшую невесту, будто не верит, что ее уже нет в живых. Таково вдохновение, почерпнутое в петербургской атмосфере»181. в брюлловской Помпее все фигуры были только поставлены на места и пропачканы в два тона», причём «вся эта работа была закончена в две недели и так подействовала на организм Брюллова, что у него от упадка сил дрожали голова, руки и ноги»707. Хотя современники-художники прозвали её «яичницей» из-за ярких красок, в основном яркого композиционного центра, мы понимаем, что Италия с её яркими природными красками не могла не повлиять. Вот таким образом точное число погибших оценить невозможно.
В том же письме, отмечая недостаточное психологическое разнообразие действующих лиц полотна Брюллова, Бруни писал: «Я, может быть, немного придирчив, но я люблю видеть в картине глубокие чувства»180. Люди остаются людьми, мужественными и милосердными, даже в таком ужасном положении. Священник— «один из немногих героев картины, который бесстрашно обратил открытое лицо навстречу молниям, навстречу катастрофе», будто бы он «готов вступить в единоборство с разбушевавшейся стихией»143. По словам самого Брюллова, знаменитый посетитель «просидел целое утро перед картиной весь смысл, всю подноготную понял»72. 11733, поступил из собрания И. С. Остроухова). Мать, обнявшая двоих дочерей молодая женщина, насмерть разбившаяся при падении с колесницы, наскочившей на булыжник, вывернутый землетрясением из мостовой люди на ступенях гробницы Скавра, защищающие головы от камнепада табуретами и посудой, – все это не плод фантазии живописца, а художественно воссозданная реальность.
Картина Последний день Помпеи (1830-1833)
Но даже и при такой тщательной подготовке и тяжелой работе над шедевром Брюллов то и дело изменял первоначальный замысел в той или иной мере. Содержанием многих из этих картин, как и полотна Брюллова, была тема страдания. Демидов решил везти её в Париж на Салон, где она тоже получила золотую медаль.
Брюлловский красный – кровавый, словно отражающий библейский Армагеддон. Прибывшие туда картины и другие экспонаты были размещены в Молотовской областной картинной галерее (ныне Пермская государственная художественная галерея), расположенной в здании Спасо-Преображенского кафедрального собора. Великолепный акварелист. Портретист.
По словам Степановой, в этом произведении Брюллову требовалась определённая авторская смелость, чтобы преодолеть границы строгого академизма «путём постановки и разрешения сложнейших композиционных, световых и пластических задач». Педагоги-классицисты поругивали Карла за отступление от канонов классической живописи. Каждый образ на картине уникален. 24 августа 79 года н. э. люди услышали оглушительный грохот и увидели, как из недр Везувия начали вырываться столпы огня, пепла и камней. Великолепный акварелист. Утром на город стала надвигаться черная туча пепла. В толпе, находящейся на ступенях гробницы Скавра, происходит встречное движение.
По словам Иванова, общий стол был накрыт перед полотном «Последний день Помпеи», причём «на одну сажень расстояния от картины протянута решётка, чтобы не близко подходить к оной»105. Например, разрушения Содома или египетские казни. Что-то было навеяно раскопками, что-то историческими фактами. Художник. Неподалёку от них стоит христианский священник.
Виной — соблазнительное морское побережье и плодородные земли. Только к осени 1833 года работа была завершена75. Так произведение Брюллова Брюллов Карл Павлович Великий русский художник. Шедевр создавался долгих шесть лет — от замысла и первого эскиза до полноценного полотна.
В это в время Брюллова посещает писатель Стендаль. Там же Рамазанов приводил следующее высказывание Брюллова: «Для написания Помпеи мне ещё мало было таланта, мне нужно было пристально вглядеться в великих мастеров»6364. В честь русского художника устраивались обеды и приемы, ему посвящались стихи. По её мнению, эскизы должны быть расставлены в следующем порядке: 1) 2-й графический эскиз из ГТГ167 2) графический эскиз из ГРМ158 3) живописный эскиз из ПГХГ (на момент написания книги местонахождение этого эскиза было неизвестно)168 4) 1-й графический эскиз из ГТГ169 5) живописный эскиз из ГТГ170 6) графический эскиз из МИХМ171 7) 3-й графический эскиз из ГТГ172 8) живописный эскиз из ГРМ173.
В Помпеи Брюллов попал в 1827 году вместе с графиней Марией Григорьевной Разумовской. Так, например, еще в 1824 году Брюллов Брюллов Карл Павлович Великий русский художник. Художник. 3175)156. По словам искусствоведа Эсфири Ацаркиной, картина Карла Брюллова «была высоко оценена жюри потому, что поражала грандиозностью события, патетикой чувств, правдивостью ситуации», создавая тем самым «впечатление подлинной монументальной эпопеи»13.
По её словам, эта группа построена как «типичный равнобедренный треугольник композиции классицизма, решённый, однако, чрезвычайно мастерски, без обнажения рёбер конструкции». Дети, обнимающие мать, преклонили колени. По словам Гагарина, «это великое произведение вызвало в Италии безграничный энтузиазм»: в разных городах её автору устраивали торжественные приёмы, «ему посвящали стихотворения, его носили по улицам с музыкой, цветами и факелами»81. В июле 1827 года Карл Брюллов, наконец, отправился в путешествие из Рима в Неаполь4. Он посещает раскопки. Возвратившись с проходившей в 1834 году выставки, на которой экспонировался «Последний день Помпеи», Александр Пушкин по памяти набросал одну из групп полотна— старца, которого несут сыновья, — и написал стихотворение: «Везувий зев открыл— дым хлынул клубом— пламя / Широко развилось, как боевое знамя.
Реставрация картины Последний день Помпеи
Картина Брюллова угодила всем – и строгим академикам, ревнителям эстетики классицизма и тем, кто ценил в искусстве новизну и для кого «Помпея» стала, по словам Гоголя, «светлым воскресением живописи». Каждая фигура в картине возведена художником в пластически цельный образ. Кроме этого, значительное влияние на художника оказала другая ватиканская фреска — «Пожар в Борго», созданная Рафаэлем и его учениками. В целом приём, оказанный в Париже картине «Последний день Помпеи», оказался менее восторженным, чем в Италии13. Сколько удивительного и сколько страшного мы пережили. В частности, он прочитал свидетельства очевидца событий, древнеримского писателя (впоследствии также политического деятеля и адвоката) Плиния Младшего, который в своих письмах к историку Тациту писал: «Уже первый час дня, а свет неверный, словно больной.
Картина Брюллова, говоря современным языком, стала действительно трендовой. Таким образом мастер передал чувства с помощью движения, пластики. Трагедия обнажает их чувства, показывает суть человеческих душ120.
Еще при жизни Брюллова его полотна получали самые восторженные отзывы. Мать стремится укрыть своих детей. Чистого годового дохода он имел два миллиона рублей. К счастью, они спасаются.
Густой черный туман, потоком расстилающийся поземле, настигал нас. Здесь не может быть никаких рассуждений о вине и наказании. Амадей пришел с хорошими новостями. Как сообщала газета «Одесский вестник» в номере от 4 января 1836 года, жители города «с нетерпением ожидали увидеть г. Брюллова, которого имя заняло столь блистательное место между европейскими артистами и которого могущественной кисти Россия одолжена дивным созданием Последний день Помпеи». Исследователь его творчества Юрий Лотман выделил три главные мысли «восстание стихии — статуи приходят в движение — народ (люди) как жертва бедствия». Трагически мрачен день катастрофы. Опыт копирования многофигурного произведения оказался очень ценным для построения композиции картины «Последний день Помпеи».
отказался писать святых «патронов», то есть святых, одноименных членам царствующего дома. Обмеры терм были закончены в 1826 году37. Летом 1834 года картина «Последний день Помпеи» была отправлена из Франции в Санкт-Петербург14, где Демидов преподнёс её императору Николаю I. В августе 1834 года картина была помещена в Эрмитаже, а в конце сентября того же года полотно было перемещено в отдельный зал Академии художеств для всеобщего обозрения151617. Рафаэль оказал огромное влияние на композиционное и пластическое решение, на характеристики и описание картины Брюллова «Последний день Помпеи».
- Древнеримская трагедия, ставшая триумфом Карла Брюллова
- Тайны «Последнего дня Помпеи»: Кого из современниц Карл Брюллов изобразил на картине четырежды
- Сообщество «Волшебная сила искусства»
- Композиция картины: сочетание романтизма и классицизма
- Центральная и левая часть холста
- На стыке классицизма иромантизма
- Брюллов-театральный постановщик
Упавшая с колесницы молодая женщина с ребёнком— самая центральная группа в окончательной версии полотна86. Зачем же Брюллов нарисовал их настолько похожими. С картины «Последний день Помпеи» Брюлловым были сделаны два авторских повторения исполненных акварелью85. Ж-11015, поступил в 1929 году из музея Остроухова)164165.
В том же письме Сильвестр Щедрин сообщал, что среди прибывших в Неаполь был и Карл Брюллов, но, по его словам, «лишь Брюллов явился ко мне, то, как насмех, стихший вулкан перестал вовсе куриться и он, пробыв дня четыре, возвратился опять в Рим»6061. В одной из групп заднего плана художник изобразил самого себя. Портретист. Одним куском материи художник объединяет в группу семью, спасающуюся от бедствия.
Реакция публики была здесь не столь горячей, как в Италии (завидуют. Эту пару называют «Плиний с матерью» (хотя, как мы помним, Плиний Младший находился не в Помпеях, а в Мизено): в письме к Тациту Плиний передает свой спор с матерью, которая убеждала сына оставить ее и, не мешкая, бежать, а он не соглашался покинуть немощную женщину. Там же хранятся три графических эскиза, датированных 1828—1830 годами. К сожалению, обитатели небольшого, но весьма богатого городка не сумели скрыться.
Искусствовед Алла Верещагина отмечала, что сюжет, выбранный Брюлловым для полотна «Последний день Помпеи», «был неслыханным в практике классицистической исторической живописи»: художник показал не подвиг одного героя, совершаемый в гордом одиночестве или в окружении восхищённых его действиями зрителей, а стихийное бедствие, одновременно затронувшее многих людей, — тем самым «впервые в русскую историческую живопись вошёл народ»20. Эта новость невероятно обрадовала Дементий, наконец, его мечта осуществиться. Например, в 1822 году английский художник Джон Мартин написал большое полотно «Разрушение Помпеи и Геркуланума» (холст, масло, 161, 6 253, 0см, ныне в галерее Тейт)30, а в 1824 году появилась опера итальянского композитора Джованни Пачини «Последний день Помпеи», декорации к которой создал Алессандро Санквирико31. Так, например, знаменитое полотно «Итальянское утро», написанное Брюлловым после приезда в Италию в 1823 году. Картина принесла известность Брюллову, получив лестные отзывы сначала у итальянской публики, затем от членов Общества поощрения художников.
По предположению Ольги Лясковской, при написании сыновей и отца Брюллов воспользовался принципом построения аналогичной группы использованным в картине Тинторетто «Похищение тела святого Марка из Александрии»127. На её лице изображено смирение, принятие неизбежной смерти. Они бегут, мать просит её оставить и спасаться в одиночку, но Гай помогает ей идти дальше. Девушка рядом несет светильник. Великолепный акварелист. Он рисует не привычную толпу, которая в панике стремится покинуть город, а упорядоченные группы людей, в которых похожие лица, но разные позы.
- О жизни и творчестве выдающихся художников
- ЗАСТЫВШАЯ ТРАГЕДИЯ: О КАРТИНЕ КАРЛА БРЮЛЛОВА ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ
- Самое интересное в виде мозаики
- Общееколичествопросмотровстраницы
- Интересные сочинения по картинам
Он силён в своей вере, вот таким образом бесстрашен и спокоен перед надвигающейся опасностью. Гелл и Ганди предположили, что его полное имя — Ариций Скавр (Aricius Scaurus)55, но впоследствии выяснилось, что там был захоронен Умбриций Скавр (Umbricius Scaurus), а усыпальница была воздвигнута его отцом Авлом Скавром (Aulus Scaurus)565758. Именнокартина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» вызвала столь высокую оценку, удостоив творца титулом великого русского художника-романтика.
Стоило Брюллову появиться в театре – зал взрывался овациями. Зато вулкан оказал человечеству неоцененную услугу – он как бы законсервировал жизнь того времени, сохранив в первозданном виде жилища знати, стенные росписи, мозаичные полы, картины, цветы. По словам самого Брюллова, которые цитировал в своих воспоминаниях скульптор Николай Рамазанов, «надо было пережевать 400 лет успехов живописи, дабы создать что-нибудь достойное нынешнего требовательного века». Древнеримский писатель и адвокат Плиний Младший рассказывал, что это случилось в седьмом часу после восхода солнца (примерно в полдень) 24 августа. Участие полотна в этой экспозиции было обеспечено при содействии Юлии Самойловой82 сообщая об этом факте, художественный критик Владимир Стасов писал, что «Последний день Помпеи» был помещён на выставке «стараниями графини Самойловой, как видно из письма А. Н. Демидова к его брату в ноябре 1833 года»83.
Великолепный акварелист. Трагедия пробуждает в героях самые разные чувства – отчаяние и страх, любовь и стремление защитить близких. Невозможно передать в словах ритм этих скомканных в один узел человеческих фигур, над которыми ясным Американский искусствовед Джордж Хёрд Хэмилтон в монографии об искусстве и архитектуре России писал, что успех, который сопутствовал полотну «Последний день Помпеи», можно было объяснить тем, что в нём любой зритель мог найти что-нибудь на свой вкус. Художник Григорий Гагарин писал, что «успех картины Гибель Помпеи был, можно сказать, единственный, какой когда-либо встречается в жизни художника». Они неподвижны и просто ждут страшной неминуемой участи. Последний день (Помпея и предположить не могла тогда, что он последний для нее) знаменитого города теперь навсегда останется в памяти человечества, а сам он восстал из забытья. После открытия музея в 1898 году она была выставлена в Михайловском дворце, в одном зале с другой картиной Брюллова «Осада Пскова». Центральная фигура холста— упавшая с колесницы и разбившаяся насмерть женщина, рядом с которой находится её ребёнок.
- Металлические рамки для фотографий
- Металлические рамки для плакатов
- Коллекция Государственного Русского музея
Места утрат красочного слоя заполнены реставрационным грунтом и тонированы акварелью. Искусствовед Магдалина Ракова писала, что в группе матери с дочерьми присутствуют и простота пластической конструкции и ясность психологической коллизии. И над ними — три прекрасных лица, две молодые женщины и художник. Сам Брюллов так описывал эту группу в письме к брату Фёдору: «Между сим группом и жрецом видны два молодые помпеянина, несущие на плечах своих больного старого отца между ног детей прячется верная собака»128131.
По воспоминаниям Александра Бенуа, в том же зале находились «Медный змий» и «Смерть Камиллы, сестры Горация» Бруни, «Христианские мученики в Колизее» Флавицкого, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» Иванова, «Тайная вечеря» Ге и ещё две-три картины Айвазовского109110. По мнению Верещагиной, «подобным образом решить центр картины не позволил бы себе ни один последовательный классицист»: группа, в которую входят мёртвая мать и живое дитя, «романтически смело, в резком противопоставлении жизни и смерти, раскрывает замысел художника»125. В «Последнем дне Помпеи» каждая группа имеет свое содержание, вытекающее из общего содержания картины. Николай Рамазанов тоже отмечал, что во время работы над «Помпеей» Брюллов «доходил до такого изнеможения сил, что нередко его выносили из мастерской»6364.
Художник так описывал эту группу в письме к своему брату Фёдору: «По правую сторону помещаю групп матери с двумя дочерьми на коленях (скелеты сии были найдены в таком положении)»48119. Публицист и писатель Александр Герцен неоднократно писал о картине «Последний день Помпеи» в своих письмах, дневниках и других произведениях96. Старший брат, Александр известен главным образом как талантливый архитектор. Художник, собирающий свои инструменты – это и есть автопортрет Брюллова.
Среди тех, кто мог сопровождать Карла Брюллова в этой поездке, упоминаются имена графини Марии Разумовской, будущего сенатора Ипполита Подчасского (Подчацкого)5, а также графини Юлии Самойловой и князя Анатолия Демидова46. Экспедиция состояла из ученого-эпиграфиста, архитектора, художника и, наконец, самого ее инициатора, который и руководил всей работой он определил маршрут экспедиции и наметил памятники, которые предполагалось исследовать и отразить в рисунках и описаниях. Несмотря на шумный успех картины, сам художник вовсе не спешил возвращаться в Петербург. М-7267. Г-176)160.
Действующие лица были разбиты на отдельные группы, которые располагались с соблюдением равновесия, соответствуя друг другу по массе. Однако, в 1748 г. археологи смогли его раскопать, приоткрыв завесу ужасной трагедии. Может быть, напуганные, они просят помощи у всех известных божеств.
Великолепный акварелист. Это соотвествует основной композиционной оси картины. Художник. Он как бы замедлил свои шаги и старается запомнить развернувшуюся перед ним картину. Но картина Брюллова «Последний день Помпеи» – по первому впечатлению обычная история катастрофы.
Картина пользовалась огромным успехом, ей посвятил своё стихотворение «Везувий зев открыл» поэт Александр Пушкин, а писатель Николай Гоголь написал статью, в которой он называл «Последний день Помпеи» одним из ярких явлений XIX века и «светлым воскресением живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии»18. Формальной причиной отказа в звании профессора было то, что Брюллов создавал «Последний день Помпеи» по свободному выбору, а не по академической программе91. Человечество до сих пор верит в «авось пронесет». Молодой художник не подозревал о фатальности поездки.
Получение такого разрешения было непростой задачей и в этом Александру Брюллову помогла находившаяся в то время в Неаполе Елизавета Хитрово, дочь Михаила Кутузова и вдова Николая Хитрово, по рекомендации которой Александр написал портреты членов неаполитанской королевской семьи после этого ему удалось выхлопотать требуемое позволение33. Женщина – единственный персонаж, смотрящий прямо, обращаясь к зрителю. Вторую копию Брюллов сделал для вице-короля Ломбардо-Венецианского королевства Райнера Иосифа Австрийского— об этом известно из хранящегося в рукописном отделе Русского музея письма художника, в котором он давал поручение о переводе 1350 австрийских лир, описывая их как «вознаграждение, которое Его Высочество герцог Раниери и вице-король Ломбардский Венецианского королевства соблаговолил назначить мне, на акварельный рисунок исполненный мною в его альбоме изображающий мою большую картину Последний день Помпеи»85. Редкий случай — общее мнение победило суждения «записных критиков» (как их именовали газеты и журналы): жюри не рискнуло угодить «записным», — Брюллов получил золотую медаль первого достоинства.
Работу над картиной «Последний день Помпеи» проводила группа отдела реставрации ГРМ, в которую входили Ирина Корнякова, Александр Минин и Евгений Солдатенков116117. На обеде, устроенном в его честь Московским художественным классом 28 января 1836 года, певец-баритон Николай Лавров исполнил песню «Там, где парил орёл двуглавый», содержавшую следующее четверостишие: «Принёс ты мирные трофеи / С собой в отеческую сень, — / И был последний день Помпеи / Для русской кисти первый день. »101102 Автором музыки был композитор Алексей Верстовский, а стихи приписывались Евгению Баратынскому (по другой версии, автором слов являлся Степан Шевырёв)102. Исследователь диагональных композиций, художник и теоретик искусства Н. Тарабукин писал: «Содержанием картины, построенной композиционно по этой диагонали, нередко является то или другое демонстрационное шествие». Тьма, абсолютно непроглядная, нависла над терпящими бедствие людьми. Среди мастеров русского романтизма Карл Брюллов– выдающаяся фигура.
Его возвращение состоялось в конце 1835 года: 17 декабря он прибыл в Одессу из Константинополя на пароходе «Император Николай». Автопортрет и портреты подруги – лучшее доказательство того, что в своем проникновении в прошлое Брюллов действительно сроднился с событием, создавая и для зрителя «эффект присутствия», делая его как бы участником происходящего. Первая мысль картины «Последний день Помпеи» относится к 1826 – 1827 годам. Такая мощная сюжетная нагрузка на картину может быть опасна для живописи, делая полотно «рассказом в картинках», но у Брюллова литературность и обилие деталей не разрушают художественной целостности картины. Популярность картины и её автора стремительно росла: в те дни вместо обычного приветствия на римских улицах и в местных кафе можно было услышать: «Видели ли вы картину Последний день Помпеи, о которой говорит весь Рим. »78 Писатель Николай Рожалин в письме к литературному критику Степану Шевырёву от 25 августа 1833 года сообщал: «У нас в Риме важнейшим происшествием была выставка картины Брюллова в его студии. Узнав о том, что в Помпеях было открыто хорошо сохранившееся здание публичных бань (терм), Александр получил от неаполитанского короля позволение делать обмеры и зарисовки любых заинтересовавших его архитектурных сооружений, обнаруженных при раскопках32.
Берег явно продвигался вперед много морских животных застряло в сухом песке. Портретист. Савинов отмечал, что Брюллов, показав вторжение стихийных сил в развитие человеческого общества, «наметил новое для его эпохи понимание истории», которая вершилась не монархами или полководцами, а стихийными силами, обрушившимися на страдающих и пытающихся спасти людей— художник попытался изобразить народ. Портретист. Три года понадобилось ему, чтобы создать шедевр размером 4, 5 х 6, 5 метра. Художник использует цветовые и световые контрасты, умело объединяет группы людей. Летом 1834 года, после окончания парижской выставки, по распоряжению Анатолия Демидова картина «Последний день Помпеи» была запакована в огромный ящик, погружена на корабль «Царь Пётр» и отправлена из Франции в Санкт-Петербург морем14.
Вот таким образом у Брюллова нет искажённых лиц, давки или неразберихи. По традиции золотые медалисты уезжали в Италию на стажировку. Смотрит он на разрушаемые огромной силой стихи статуи языческих богов. Это называется «КЛАССИЦИЗМ». В начале января 1836 года99 (по другим данным, в конце декабря 1835 года100) Брюллов выехал из Одессы в Москву, где провёл несколько месяцев.
И далее: «Зритель картины в данном случае занимает место как бы среди толпы изображенной на полотне». Действительно, нас необыкновенно захватывает происходящее, Брюллову удалось сделать зрителя сопричастным событиям максимально. Рассматривая эскизы будущего шедевра Брюлловаон делает вывод, что «тема требует огромного полотна, но на огромном полотне пропадет то хорошее, что есть в эскизах Карл мыслит небольшими холстами Маленький русский пишет маленькие картины Колоссальное произведение по плечу кому-нибудь покрупнее. » Брюллов не обиделся, лишь улыбнулся — злиться и гневаться на старика было бы абсурдным. 15734, также из собрания Остроухова)156157. Как если бы библейская история знала бы не бессмысленный рок, а только гнев Божий. Преимущественно его полотна написаны в историческом и портретном жанре. Свет от них так силен, что ближайшие к вулкану здания кажутся как бы уже горящими. Юный жених, забыв об опасности, вглядывается в помертвевшее лицо невесты. Их лица не обезображены болью, даже лежащая на земле девушка прекрасна.
Портретист. Но думается, что возможен и другой поворот темы: сплав двух «измов» оказался плодотворным для картины. После расчистки пепла оказалось, что за две тысячи лет город прекрасно сохранился. Каждый садовник знает, как хорошо растет на золе урожай.
Портретист. Им некому помочь. Заказчик картины— князь Анатолий Демидов— заплатил за полотно сорок тысяч франков16. Ответ находим все в той же статье Гоголя, который сравнивает картину Брюллова «по обширности и соединению в себе всего прекрасного с оперой, если только опера есть действительно соединение тройственного мира искусств: живописи, поэзии, музыки» (под поэзией Гоголь, очевидно, подразумевал литературу вообще). По рассказу самого автора «Помпеи» изложенному в воспоминаниях его ученика Аполлона Мокрицкого, в один из дней к нему в мастерскую пришёл глава римской школы художников Винченцо Камуччини, который, постояв несколько минут перед картиной, подошёл к Брюллову, прижал его к себе и сказал: «Обними меня, Колосс. »79 Работавший в Риме датский художник и скульптор Бертель Торвальдсен заявил, что «такой картины никто из теперешних художников не только написать, но и скомпоновать не в силах»80.
Художник. Впервые произведение искусства вызвало столь широкие отклики и живой общественный интерес. Некогда великолепные статуи девушек падают на несчастных жителей Помпеи. Этим Брюллов хотел показать как христианская вера приходит на смену язычеству. В более поздних эскизах изображение жреца было отодвинуто художником на второй план.
Вот почему публика начала XIX века могла ассоциировать извержение Везувия с библейской карой, обрушенной на нечестивые города Содом и Гоморру. Аближе кзрителю — жених, охваченный ужасом, который пытается удержать наруках свою невесту (наней венок изроз), потерявшую сознание. «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину», – делился Брюллов в одном из писем. Художник.
Восторженное отношение к Брюллову Брюллов Карл Павлович Великий русский художник. Последний день Помпея встретила бурлящей жизнью. Вот молодой человек в чем-то убеждает сидящую без сил старуху.
Упавших затаптывали идущие следом.