Продавец Воды Веласкес
Описание картины «Севильский водонос»
В эти годы Веласкес получает возможность изучения сокровищницы собрания живописи короля имеет возможность общаться с испанской культурной элитой, впервые едет в Италию, что способствует расширению его художественного кругозора. Иисус изображен на кресте в очень спокойной, лишенной надрыва позе. Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. Исчезает сам источник энергии. 25 мая 1651 года художник покинул Италию.
Представления о роли и месте художника в обществе изменились не меньше. Но кувшин заключает в себе и смысловую нагрузку. Те, кто не хочет этого понять и не хочет отказаться от описаний и демонстрации плохого, кого «переубедить невозможно», вольны продолжать внедрённую в России технологию – жизнь научит.
Две миловидные фрейлины развлекают ее. Надо сказать, что в те времена женщины очень редко занимались живописью. Натура отражается в них, как в зеркале в них нет и тени какой-либо условности. Их естественные позы очень правдивы и человечны.
Примером такой композиции является полотно «Старая кухарка» (около 1618, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург). За единственным исключением — «Венера перед зеркалом» (около 1648 года, Национальная галерея, Лондон) стала уникальным образцом чувственного женского портрета кисти Веласкеса. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера.
Глубоко посаженные глаза внимательно и холодно смотрят прямо на зрителя. Рядом лежит скомканная тряпка, видимо, служившая полотенцем. Рефлексы здесь переданы с большой убедительностью. При всем кажущемся веселье, все участники выглядят скорее усталыми или даже грустными. В мастерской Пачеко будущий великий художник занимался больше всего изображением голов с натуры, обращение же с красками он усвоил себе этюдами плодов и живности, также с натуры.
Гениальный художник сумел очень сбалансировано окутать вакхической стихией привычную бытовую картину. Летом 1623 Веласкес предпринял вторую поездку в Мадрид. Но портреты Веласкеса запомнятся потомкам не только изображением королевской семьи и придворной знати, но и портретами «сирых и обиженных» – королевских карликов и шутов.
Диего Веласкес «Продавец воды в Севилье» (1623)
Нет, ничто здесь не преувеличено, здесь не видно насмешки. Сюжет «Менин» – это не просто групповой портрет особ королевского двора.
Впоследствии оно только увеличивалось. В 2014 году художественный фильм «Географ глобус пропил» получил кинопремию Ника, как лучшая картина года. Своим предназначением Веласкес считал судьбу художника.
«Продавец воды в Севилье» 1620 г
Примером такого пейзажа может быть полотно «Вилла Медичи в Риме. Существует несколько версий, противоречащих друг другу. Именно в его мастерской Веласкес познакомился с будущим крупным архитектором и скульптором Алонсо Кано и знаменитым художником Франсиско де Сурбараном.
Их четкий ритм усиливает впечатление могущества и силы победившего войска. Пачеко во всех смыслах поверил в Веласкеса.
А борьба с ними государством ведётся и трезвость замалчивается. В основном это представители простого народа, в отображении которых уже виден столь характерный для Веласкеса реализм изображения.
И здесь мастер остался верен себе. Знакомство с творениями великих итальянских художников оказало заметное влияние на живописца: его стиль стал более свободным и блестящим, колорит— менее тёмным в тенях и передающим натуру в ярком освещении. Над группой офицеров Спинолы стоит целый лес стройных копий. Павильон Ариадны» (обе 1630, Прадо, Мадрид).
Пьяница. Здесь важны три знаковых момента как отличительные маркеры испанского самосознания. Король освободил Веласкеса от превратностей профессиональной деятельности как художника.
Филипп IV во время отъезда любимого живописца никому не желал позировать. и о наличии вакансии на это место. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». Благодаря этому покровительству Веласкес занимал все более и более важные должности при дворе. Павильон Ариадны» (обе 1630 год, Прадо, Мадрид). Полотна имеют свою неповторимую атмосферу заброшенности мест и отличаются стаффажностью людских фигур, которые мастер словно специально вписал в сюжет, чтобы оживить унылый парк. Согласно точному определению Ортеги-и-Гассета, «мы имеем дело с народом, понимающим язык тела, а потому культивирующим искусство позы, уделяющим немало внимания именно его формальной стороне» и несколько выше — «в этом самообладании, поставленном на службу трагическому и торжественному формализму, нет ни капли импровизации.
Именно в этой школе молодой Веласкес получил свою первую техническую подготовку и эстетические навыки, в ней же подружился с будущим скульптором и живописцем Алонсо Кано и знаменитым испанским живописцем Франсиско де Сурбараном. Необычным в ней было всё — от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла.
Другая композиция на мифологическую тему – «Кузница Вулкана» (1630, Прадо, Мадрид) также имеет оригинальное авторское истолкование. В полотне «Завтрак» (около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) художник изобразил двух веселых молодых людей и солидного пожилого человека.
С неё было сразу же сделано несколько копий. Оливареса, адмирала Парехи, придворных карлов и шутов. Теми же высокими достоинствами отмечены и другие произведения великого мастера.
Продавец воды из Севильи – Веласкес, Диего
Ведь именно его кисти принадлежит портрет обнаженной женщины в картине «Венера с зеркалом», – неслыханная во времена суровой инквизиции дерзость, редчайшее в истории испанской живописи изображение обнажённой натуры. По композиционному строю перед нами классический вариант «картины в картине», когда два сюжета тесно перекликаются по смыслу.
Ортега считает, что именно в этот момент Веласкес «с ужасом отвергает мысль посвятить себя ремеслу живописца». Резкие мазки светотени в обоих этюдах навевают легкую романтичную грусть.
Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старуха, жарящая яйца» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Его тут же приняли в мастерскую другого талантливого художника и очень обходительного человека — Франсиско Пачеко (1564-1645). Например, на картине «Триумф Вакха» (второе название — «Пьяницы», 1629 год, Прадо, Мадрид) показан вовсе не пир богов и сатиров, а пирушка обычных испанских бродяг, расположившихся прямо в поле. Лицо восседающего Иисуса торжественно и сосредоточено.
Лицо восседающего Иисуса сосредоточено и торжественно. Веласкесу несказанно повезло. Но у художника был несокрушимый покровитель. Сестры Мария и Марфа слушают речь Христа, пришедшего в их дом, оставив свои домашние дела. Как замечено выше, В. был художник-натуралист в лучшем значении слова.
наркотиках, тюрьмах и ни слова – о трезвости, на вопрос что он понял на классном часе, ответил: «Я понял, что алкоголь вреднее табака, вот таким образом курить можно», а часть студентов демонстративно ушла с середины классного часа, так как «уже сто раз об этом слыхали». Так, например, собственноручное письмо Веласкеса художнику В. Диасу свидетельствует, что по возвращении из поездки Веласкес находился «в полном здравии». Среди них – античный бог Вакх со своим фавном. Этот жанр получил название «бодегонес» (слово «bodegon» по-испански означает «трактир, харчевня»). Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования.
Заказ картины – Продавец воды из Севильи
Картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. Пребывание Веласкеса на вилле Медичи дает жизнь чудесному пейзажу «Сад виллы Медичи», где эта великолепная архитектурная постройка и окружающая её природа отображена в золотистых красках близящегося заката. Что же происходит, когда обстоятельства не препятствуют, а сказочным образом благоволят человеку. Работы художника отличались оригинальной трактовкой независимо от того изображал ли он традиционные сюжеты как самостоятельные произведения, например, картины «Непорочное зачатое» (1618 год, Национальная галерея, Лондон) или «Поклонение волхвов» (1819 год, Прадо, Мадрид) или вставлял библейский сюжет в обыденную жанровую сценку, например — «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 года, Национальная галерея, Лондон). Тем более что ситуация Веласкеса сама по себе уникальна.
Бродяга, склонившийся над плечом юного бога, выглядит хмельным и суровым. Немного воды же пролилось на глиняный кувшин. Все эти картины вскоре украсили стены дворца. Над подобным типом портретов, называемых «dos truhanes», в разное время работали все придворные художники.
- Диего Веласкес: биография и творчество, видео
- Текст книги "Диего Родригес де Сильва Веласкес"
- Читать онлайн «Диего Родригес де Сильва Веласкес»
- Диего Родригес де Сильва Веласкес (1599-1660)
- Общееколичествопросмотровстраницы
У Веласкеса тоже имеется подобная работа. Полотно «Продавец воды в Севилье» тоже мало похоже на изображение акта купли-продажи. Усталая пожилая женщина готовит завтрак из яиц в темной кухне.
Она готовит пищу (рыбы — символ Христа), а старая умудренная женщина указывает на картину, повествующую о евангельском сюжете. Проведя в этой стране около 3-х лет (1629 – 1631), он изучал и копировал произведения Тициана, П. Веронезе и Тинторетто в Венеции, Рафаэля, Микель-Анджело и антики в Риме. Таким образом, пожилой мужчина небрежно предлагает испробовать «чашу любви» ничего не подозревающему мальчику. В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. Этот жанр получил название «бодегонес» (от испанского «bodegon», что означает «трактир, харчевня»). По одной из них, Веласкес изобразил перерыв в работе над портретом инфанты, когда в мастерскую заглянули её родители.
- Получайте самые главные и обсуждаемые статьи дня на свой электронный адрес
- Описание картины Диего Веласкеса «Водонос»
«Подумаешь, новость. » – скажет, наверное, специалист по истории живописи, - «Всюду можно прочесть про эту картину известного испанского художника». В «Портрете инфанта Валтасара Карлоса с карликом» (1631, Музей изящных искусств, Бостон) изображен маленький принц в красивом, расшитом золотом костюмчике и перекинутой через плечо ливрее. Мифологические сюжеты на полотнах Веласкеса также имеют довольно оригинальную трактовку. Веласкес (Velazquez, Дон-Диего-Родригес-Веласкес-де-Сильва), наряду с Б. Э. Мурильо, знаменитейший из испанских живописцев, род. Однако головокружительная карьера оживила в душе гениального художника глубоко запрятанный семейный миф о знатном происхождении (отец Веласкеса принадлежал к знатному, но пришедшему в упадок португальскому роду) и подавленный обстоятельствами императив «Ты должен стать знатным».
Здесь он был не столько представителем своего времени и настоящего (настоящее имеет свойство тут же превращаться в прошлое), сколько человеком будущего. Веласкес пользовался у него особым расположением, о чем свидетельствует работа «Портрет Филиппа IV» (1631–1632, Национальная галерея, Лондон). Мы, члены и волонтеры Казанского отделения МНАТ, тоже любим путешествовать по различным странам, что очень нас развивает интеллектуально и духовно. Обнаженная богиня, обращенная спиной к зрителю, лежит на шелковых простынях.
С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. Так, после второго посещения Италии, художник увлекся изображением обнаженной натуры. В это время Веласкес достигает вершин своего мастерства. В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин».
Кульминации своего влияния алкогольные символы достигли в 30-60-е гг. Веласкес был прилежным учеником и, по утверждению ранних биографов, все схватывал буквально «на лету». В те времена женщины достаточно редко занимались живописью.
Первыми произведениями этой второй манеры В. были: «Кузница Вулкана» (в Мадридском музее), «Одежда Иoсифа» (в Эскурьяльском дворце) и два вида виллы Медичи (в Мадридском музее) за ними следовал ряд других великолепных картин, каковы напр. Портрет вызывает ряд вопросов о скрытом психологическом смысле, заложенном художником. Фактически, художник создал себе на память настоящий портрет возлюбленной. — Е. М. ) получил и до сих пор получает так много милостей». Другой сторонник этой идеи был Караваджо, значительно повлияли эту картину.
Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Скорее всего, он стремится представить его в пути, который точно верен жизни. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. Перед ней на столе лежат головки чеснока, рыба в чашке и два яйца на тарелке. Лучшие придворные врачи не могли его спасти».
По словам историка Хулиана Гальего (исп. )русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту. Одним из трезвенных символов, созданных в Элладе, является сова. Усталая пожилая женщина в темной кухне готовит завтрак из яиц.
В «Портрете Гаспара де Гусмана, герцога Оливареса» (1624 год, Музей искусств, Сан-Паулу), герой выглядит грозным и мощным кавалером. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Как бы невзначай художник подчеркивает крупное ухо понтифика, на которое падает свет. В жаркой Испании вода поциновувалась чрезвычайно.
В этом произведении, мастер остался верен себе — он в очередной раз изобразил не традиционно-ожидаемый божественный образ, а простого человека. у лорда Веллингтона), «Поклонение волхвов» (в лонд. Другое полотно «Продавец воды из Севильи» (1622, Собрание Уоллеса, Лондон) призвано представить зрителю совсем иную жизненную аллегорию. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем.
Художник и власть — вряд ли можно найти тему, более подверженную мифологизации. Сегодня это – водка «Путинка», водка «Медведефф» и многое другое. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. Но ни одни художник не будет работать в темноте.
В 1634 г. знаменитый художник получил почетное звание королевского гардеробмейстера, в 1643 году – камердинера и в 1642 – 44 гг. Ведущая в никуда вертикаль лестницы, расположенной в левой части картины, над головой ткачихи, сидящей за деревянным станком, призвана композиционно направить взгляд зрителя от светлого дальнего плана обратно в полумрак мастерской.
Все карлики у Веласкеса выразительны и интересны. И, конечно, самые знаменитые полотна Диего Веласкеса «Менины» и «Пряхи». Приходится черпать информацию из разных источников. В этот период создаются крайне необычные для испанской живописи «античные» полотна: «Вакх или пьяницы», «Кузница Вулкана», с характерной для них ироничностью и жизненной достоверностью.
С возвращения В. из этой поездки в Мадрид (1651) начинается третий период его творчества, к которому относятся, между прочим: «Св. в Испании отличался гипертрофированными, анекдотически нелепыми формами. В 1627 г., по конкурсу с Кахесом, Нарди и Кардучо, он написал картину: «Изгнание мавров» и получил звание гофмейстера. А также его ранние религиозные картины: «Христос в доме Марфы и Марии», «Поклонение волхвов».
сопровождал короля в его походе для усмирения Аррагонии. Семейство» известное под названием Los Meninas, «Ковровая фабрика», «Св. По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю.
Картины «Бог войны Марс» и «Эзоп» (обе – около 1640, Прадо, Мадрид) вошли в серию работ, предназначенных для украшения королевского охотничьего замка Торре де ла Парада, расположенного поблизости от Мадрида. На заднем плане с наслаждением допивает свой бокал крепкий юноша. Уже в тексте Ф. Пачеко обозначена главная причина мифологизации биографии художника.
Уставший художник решил покинуть королевскую резиденцию и, получив благоволение монарха, уехал в Италию исполненный решимости поработать над пейзажами. К сожалению, его имя неизвестно. Простолюдин с загорелым морщинистым лицом подает бокал с водой задумчивому мальчугану. Лишь несколько воинов осталось за спиной Нассау и те в унынии опустили головы.
На это раз, художнику удалось наладить при дворе Филиппа IV прочные контакты. Стряпни дожидается мальчишка, видимо, чей-то подмастерье или прислуга самой героини. Эти известные персонажи выполнены не пафосно, а обыденно, в излюбленной манере художника.
Так-то оно так. Конечно, он – всего лишь игрушка, принадлежащая наследнику престола, но только почему предметы в его руках так напоминают скипетр и державу. Испанцы даже указывают, что этот Аквадор с Севильи – был корсиканцем. Германские же трезвенники путешествуют очно, чего хотелось бы и нам. Многие мне возражают. Перед ней на столе лежат головки чеснока, рыба в чашке и два яйца на тарелке.
В произведении «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620, Национальная галерея, Лондон) чувствуется совсем другая атмосфера. К первой поре его самостоятельной деятельности относятся: «Продавец воды» (наход. Например, на «Портрете инфанта Валтасара Карлоса с карликом» (1631 год, Музей изящных искусств, Бостон) рядом с маленьким принцем, одетым в красивый, расшитый золотом костюмчик с перекинутой через плечо ливреей, стоит карлик в белом фартучке.
На заднем плане полотна, крепкий юноша, с наслаждением допивает свой бокал. Произведение «Коронование Марии» (1645 год, Прадо, Мадрид) несет в себе совсем другую интонацию. Ему удалось установить прочные контакты при дворе Филиппа IV.
И, хотя на столе лежит довольно скудная еда, молодые люди явно довольны происходящим. Художник Иероним Босх (ок. 1450-1516) в картине «Корабль дураков» и ряде других создаёт потрясающей силы антиалкогольные образы. Все персонажи как будто взяты из самой реальности.
Всех шутов и уродцев художник писал очень правдиво, без прикрас и с глубокой симпатией. Но без учителя Диего не остался. Особое место в творчестве живописца занимает его единственное монуменальное полотно в жанре исторической живописи – «Сдача Бреды». Во взгляде главы церкви читается надменность, ум, проницательность и хитрость.
Сюжет с удручающей обстановкой трактира обыгран также в картине «Двое юношей у стола» (около 1618, Музей Веллингтона, Лондон). Главными задачами придворных живописцев было создание портретов королевской семьи и картин для украшения королевских покоев.
Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. Типичными высказываниями в этой версии можно считать следующие утверждения Т. П.
Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Все портреты карликов у Веласкеса отличаются выразительностью и глубокой симпатией. Длинный нос свидетельствует о его благородном происхождении. Здесь и кроется даже не ирония, а скорее горькое сожаление великого живописца. Получается, что таким образом Веласкес показывает нам, что он пишет свои гениальные полотна «во мраке» королевского дворца. Вернувшись с острова Фазанов (где он как гофмаршал двора организовывал бракосочетание дочери Филиппа IV Марии-Терезы и Людовика Х IV.
Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 161110. Героев окутывает скрытая грусть, которая, видимо, была свойственна и автору во время выполнения заказа. У её босых ног уютно расположилась кошка. На холсте король изображен в вышитом серебром одеянии.
Иначе мы бы знали, кто он. ХХ столетия: «фронтовые 100 грамм», воспевание табака, водка «Столичная» и т. д.
выдающиеся испанские мастера. Замечательные фотографии из Германии опубликованы в предыдущем Фениксе (номер 1 (246), январь 2015 год). — Е. М. )». Рядом наблюдает за её работой другая молодая женщина. Второй композиционной частью полотна является задний план.
А дальше, в сумеречной дымке, видны еще две фигуры придворных. И только пожилой мужчина с бородой смотрит на своих приятелей с усмешкой. Благородство и истинное достоинство любого испанца предполагают в деянии акт спасения/благодеяния/милосердия, а не торгашества (оборотная сторона этого — неспособность к занятию торговлей в отличие от прагматичных голландцев Х VII в. ), служение тому, что «не отнимется». Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634—1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам.
Мастер создал несколько полотен, самым знаменитым из которых стала картина «Распятый Христос» (около 1632 года, Прадо, Мадрид). Таким образом, фигура Иисуса воспринимается как стена, отделяющая мир от тьмы. Эта реалистичная картина, наверное, единственная среди «бодегонес» Веласкеса, которая, несмотря на бедность изображаемой обстановки и унылый фон излучает молодость и оптимизм.
И это при том, что ему удалось достичь величайшей правдивости в своих произведениях, не льстя никому, даже самым могущественным особам этого мира. Он держит в одной руке длинную кисть, а в другой – палитру. По композиционному строю перед нами «картина в картине» и обе они перекликаются по смыслу. Молодая кухарка что-то толчет в ступке. с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. )русск.
Если вглядеться в «Портрет карлика Эль Примо» (1644, Прадо, Мадрид), то нельзя не отметить его мудрое и печальное лицо. К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV. Подданные Филиппа IV не могли не реагировать на тот упадок, в котором находилась страна. По меньшей мере, один из этой пирующей в харчевне троицы имеет благородное происхождение. Первый считает, что король освободил Веласкеса «от тирании рынка искусства, который мешал великому испанскому художнику». 6 октября он был назначен придворным живописцем вместо умершего Вильяндрандо с жалованием в двадцать дукатов в месяц, не включавшим в себя будущие гонорары за картины. Например, «Вилла Медичи в Риме. К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом».
Крайне интересна и содержательная сторона портретов мастера. Все его тело словно излучает теплое сияние, контрастируя с темным прозрачным фоном. В произведении «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620, Национальная галерея, Лондон) чувствуется совсем другая атмосфера. Несколько иную интонацию имеет картина «Коронование Марии» (1645, Прадо, Мадрид). Ортега-и-Гассет).
Как описывает художник Хусепе Мартинес, это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск.
В конце 1640-х, Веласкес совершил своё второе путешествие в Италию. Однако, его произведениями могут гордиться и другие европейские галереи. Когда во время второй поездки в Италию он изображает главу церкви папу Иннокентия X, он настолько мастерски отображает внутреннюю жесткость и коварство своего героя, вместе с тем реалистически описывая роскошную обстановку, окружающую его, что папа имел все основания для своего знаменитого комментария: «Слишком правдиво». Вот таким образом «Венера перед зеркалом» так чувственна и разительно отличается от обычных образов мастера.
Веласкес осмелился невозмутимо навязать зрителю «живопись, которая создает незаконченные картины». : «Взятие Бреды» (в Мадридском музее), «Усопший Спаситель» (в монастыре С. -Пласидо, в Мадриде) и многочисленные портреты королей Филиппа III, Филиппа IV их супруг инфантов и инфант, герц. Одной из самых удивительных и символических картин Веласкеса стало полотно «Пряхи» (второе название — «Миф об Арахне», около 1657 года, Прадо, Мадрид).
Полотна этой серии характеризуются темным, чаще всего условным фоном. Но, все-таки, эти герои лишены оттенка вульгарности. Но особенно поражает лицо понтифика.
В то же время, все герои абсолютно лишены даже намека на вульгарность. Так же, как и большинство портретов того времени, этот, очевидно, был написан в мастерской, а испанская природа на заднем плане, не более чем подготовленный «задник». И не смотря на его дворянское происхождение и титул рыцаря ордена Сантьяго, о котором красноречиво свидетельствует золотая символика в виде креста на куртке его костюма, он не имеет возможности «выйти на свет».
При всем кажущемся общем довольстве и веселье у него грустный и усталый взгляд. По некоторым сведениям, всего при монаршем дворе того времени было более ста шутов, уродцев и карликов. Спаситель изображен на кресте в спокойной, лишенной надрыва позе. Все любящие мужчины верят, что их жены преданны им и безупречны. В плоском безвоздушном пространстве королева изящно держит узду своей лошади.
Это объясняет, почему «Веласкес никогда не повторяется, каждое его полотно — это живописная теорема, единственный экземпляр из бесконечного ряда возможных полотен» (Х. Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере. Мне табачный дым нравится». Однако уже тогда Веласкес не ограничивался простым изображением жанровых сцен на близкие севильским гражданам темы. Полотна этого периода созданы в жанребодегонов (в переводе с исп. То, что впервые в художественной практике Нового времени реализовал своей жизнью Веласкес, позднее станет проблемой номер один для многих творцов (поэтов, художников).
Будет здорово, если редакция Феникса поделится еще материалами о немецких трезвенниках имеющимися у нее в портфеле. Согласно метафорической формуле Ортеги-и-Гассета Веласкес был «гением неучтивости», «гением презрения». Очень хорошо проводят немецкие трезвенники свой досуг: ярко, полезно. Испанские искусствоведы долгое время датировали эти работы Веласкеса 1650–1651, то есть временем второго визита художника в Италию.
По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке. Согласно биографу Антонио Паломино, по исполнении 10 лет, в 1610 году, Диего определили на учёбу в мастерскую известного севильского художника Франсиско Эрреры Старшего. Именно этим объясняется крайняя бедность жизни Веласкеса на события: после переезда в Мадрид «Веласкес так и проживет всю свою жизнь во дворце и сменит его лишь на могилу». Фасад Гротто-Лоджии» и «Вилла Медичи в Риме.
Однако сюжет Веласкесом трактован абсолютно иначе. Обнаженная Венера лежит на шелковых простынях, обращенная спиной к зрителю. Результат трехмесячной работы художника ошеломил весь Рим, не говоря уже о заказчике. Вероятно, дама слева — хозяйка мастерской, терпеливо ожидающая решения потенциальной покупательницы. Молодая кухарка что-то толчет в ступке. галерее) и «Поклонение пастырей» (в Мадридском музее) – картины, уже замечательные по благородному натурализму, сильной лепке, но еще несколько сухие по кисти и резкие в отношении контрастов освещения.
с английского, Берлин, 1856) и Paul Lefort, «Velazquez» (общедоступный труд, входящий в состав серии книжек: «Les Artistes cеlebres»). Здесь, как ни странно, автор позволил себе симпатию к проигравшим. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. Можно представить бурю негодования мощного бога огня и железа. В испанской живописи XVI века сложилась традиция изображения карликов и уродцев.
Индивидуальность и своеобразие Веласкеса проявляется уже в раннем творчестве живописца, к которому относят Севильский период – 1617 – 1623 гг. Веласкес изначально, с детства, был наделен, по мнению Ортеги, «непомерным талантом», благодаря чему «он вступил в жизнь с чувством невероятной уверенности в себе». Но кувшин несет в себе и смысловую нагрузку. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха», 1628—1629 «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634). Первая – прижимает к груди игрушку, второй – толкает ногой лежащую большую собаку.
Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. Неужели ещё не научила. Два полотна — «Эзоп» и «Бог войны Марс» (обе — около 1640 года, Прадо, Мадрид) были частью большой серии, предназначенной для украшения королевского охотничьего замка расположенного поблизости от Мадрида Торре де ла Парада. Стряпни дожидается мальчишка, видимо, ученик какого-то ремесленника или прислуга героини.
Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. И виртуоз художник хорошо передает эту влажное пятно свои краски. Ловушка захлопнулась. Среди них мы видим и античного бога Вакха, вместе с его фавном. Формулой жизни Веласкеса станет «только одна женщина — его жена, только один друг — король и только одна мастерская — дворец».
К этому же времени относится создание Веласкесом серии картин, воспевающих военные победы Филиппа IV. По задумке автора, картина является жанровым полотном с элементами бытовой сцены.
Согласно концепции Ортеги человек как бы уходит в небытие, отстраняется от жизни. При внимательном взгляде на «Портрет карлика Эль Примо» (1644 год, Прадо, Мадрид) трудно не заметить печать и мудрость на его лице. Сам себя он освобождает от зависимости от цеховых проблем. Абсолютно иная жизненная аллегория представлена в работе «Продавец воды из Севильи» (1622 год, Собрание Уоллеса, Лондон).
Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид).
В левой руке карлик держит погремушку, а правой прижимает к себе яблоко. («Триумф Вакха»).
Она отражает своим величавым спокойствием вечную незыблемость и невозмутимость мироздания, которое не волнуют и не задевают человеческие страсти. Пьянство и курение расцвело, количество наркоманов растёт, возраст снижается. Своей особой философией дышит и природа произведения.
Уже 6 октября 1623 он был назначен придворным художником испанского монарха. Бродяга, склонившийся над его плечом, выглядит хмельным и суровым. В 1622 году Веласкес переселился в Мадрид, где копировал образцовые произведения живописи в королевском собрании и написал портрет поэта Гонгоры (в Мадридском музее). Всего лишь пара-тройка бердышей одиноко высится над ними.
По словам Ортеги, «Испания Филиппа IV иллюзорное и иллюзионистическое существование спиной к реальности», одним из проявлений которого являлось увлечение общества и самого короля искусством. С помощью провокационного названия в массовое сознание был внедрён очередной проалкогольный символ, хотя в первоисточниках (книге и самом фильме) Географ глобус не пропил. Король похож, он глядится в портрет, как в зеркало. И как художник Веласкес был ограничен заказами своего господина — Филиппа IV. Здесь собрана целая галерея портретов испанской аристократии того времени, начиная от образа полководца Амбросио Спинолы, которому художник дал благородную рыцарскую психологическую характеристику и заканчивая собственным печальным автопортретом возле головы лошади.
Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. Только «Феникс» – не искусствоведческий журнал, мнатовцы – не дипломированные выпускники школ и академий живописи.
Там нет самого обмена, нет денег. «Венера перед зеркалом» (около 1648, Национальная галерея, Лондон)– образец чувственного женского портрета, являющийся, по задумке автора, жанровым полотном с элементами бытовой картины. С таким трепетом можно принимать только святое причастие в самом раю или чашу искупления из рук ангела в Гефсиманском саду. Каждая из них не только является прекрасно изображённым эпизодом из жизни, но и наполнена глубоким подтекстом благодаря многим деталям, позам фигур их расположению, освещению — всё это позволило говорить о загадках в позднем творчестве Веласкеса. – харчевня или трактир). Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623году Веласкес вернулся в Севилью.
И далее: «Возможно, художник сам захотел взять на себя обязанности другого рода, но эта работа компенсировалась почестями и финансовыми преимуществами». Однако учитель обладал тяжелым характером, уже через год юный Диего оставил его и перешел в мастерскую Франсиско Пачеко (1564–1645). Именно вот таким образом ценителями живописи в Севилье были встречены с презрением работы молодого Веласкеса, «низменный сюжет» которых не вызывал у публики восхищения.
Развивалась и трезвенническая субкультура, которая достигла максимума на подъеме трезвеннических движений в конце XIX-начале XX вв., но оставалась она всё-таки культурой меньшинства, вот таким образом автор называет её «СУБкультура». По композиционному строю перед нами «картина в картине» и обе они перекликаются по смыслу. При всём этом следует отметить, что не возникает сомнений в жизненности и достоверности изображённых образов и сцен. При этом надо иметь в виду не только скорописную манеру мастера зрелого периода, но и обращение к самой реальности, которая «отличается от мифа тем, что не имеет завершённых форм» (Х.
Антоний и Павел» (все три в Мадридском музее) и многие портреты. Самым известным полотном, написанным мастером для монастыря, является «Распятый Христос» (около 1632, Прадо, Мадрид), в котором художник намеренно придал образу Иисуса максимально реалистическую и психологическую окраску. К наиболее известным полотнам этого периода относятся картины «Завтрак», «Старая кухарка», «Завтрак двух юношей», «Водонос».
И как в художника и как в человека. В случае с Веласкесом заслуживает удивления неизменность поддержки короля, который своим упрямым «я выбираю Веласкеса» (это касалось как художественного конкурса на написание аллегории на тему изгнания морисков из Испании, так и выбора кандидатуры на пост гофмаршала двора и членства в высшем военном ордене Сант Яго), по существу, легитимизировал жизненный и художественный эксперимент художника. Она готовит пищу (рыбы – символ Христа), а старая умудренная женщина указывает на картину, повествующую о евангельском сюжете.
В центре молодая работница, опустившись на одно колено, подбирает с пола мотки шерсти. Нац. Центральное место в картине занимает сам водонос.
— Е. М), он вскоре почувствовал приступ вновь вернувшейся лихорадки. Фасад Гротто-Лоджип» или «Вилла Медичи в Риме. Он трактовал их как самостоятельные произведения – «Поклонение волхвов» (1819, Прадо, Мадрид), «Непорочное зачатие» (1618, Национальная галерея, Лондон) или помещал библейский сюжет внутри обыденной жанровой сцены – «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620, Национальная галерея, Лондон). Динамику их изменения прекрасно демонстрирует высказывание одного из исследователей творчества Веласкеса — Д. Брауна: «Веласкес сумел подойти к изображению королей и королев, принцев и принцесс используя новую манеру письма, мощь которой не переставала расти еще долго после того, как воспоминания о его покровителях постепенно стирались в памяти и почти забылись». Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию. По поводу той картины существует легенда, согласно которой, Веласкесу позировала итальянская художница Фламиния Тривио.
Однако божественного и мифологического в картине очень мало. Работа является ярким примером традиционного для Испании того времени парадного портрета. Их отличает непосредственное восприятие жизни, свободная манера письма и ясность форм. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. )русск.
Нередко они рисовали шутов и на парадных портретах вместе с хозяевами. Сюжет здесь обыденный, спокойный и простой. Быть может именно эту мысль хотел донести художник изображая самого себя вместе со свитой принцессы на «Семейном портрете» или «Менинах».
Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. В двадцать четыре года случай (смена короля и возвышение графа-герцога Оливареса, который, будучи, как и Веласкес, родом из Севильи, говоря современным языком, набирал свою команду) подарил ему должность королевского живописца и дружеское расположение августейшей особы. Первые известные произведения живописца отображали обыденную жизнь многочисленных ремесленников, подмастерьев и кухарок, занятых разговорами, уборкой или приготовлением нищи. Ярким проявлением проалкогольной символики стала речь Сталина после победы в Великой Отечественной войне, в которой на протяжении короткой речи вербальные алкогольные символы прозвучали 6 раз («пью», «поднимаю тост»).
Никакого негодования и возмущения на его лице нет – только удивление и сомнение. Его картина «Менины» оказала влияние на последующее создание картин бытового жанра. Ортега-и-Гассет).
Не меньше споров вызывают и «Пряхи». Картина «Пряхи» словно продолжает тему ранних мифологических полотен Веласкеса, где происходит поразительный синтез мифологической мистики и современных художнику реалий. Так и все по-настоящему любящие мужчины верят, что их супруги безупречны и преданны им. Как на лучшие биографии В. можно указать на сочинения: С. Justi, «Diego Velazquez und sein Jahrhundert» (Бонн, 1888, 2 т. ) W. Stirling Maxwell, «Velazquez und seine Werke» (перев. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. В средневековой кузнице вместо циклопов работают крепкие мужчины в набедренных повязках.
С 1622 года он возглавил правительство. Под «синдромом Веласкеса» Ортега-и-Гассет подразумевает ту странную жизненную ситуацию, когда по воле случая человек в одно мгновение осуществляет свое представление об идеальной модели своей личности, некоем воображаемом персонаже, составляющем его подлинное «я» и призвание.
Вся картина пропитана однообразием дней, которые проводит здесь эта пожилая женщина. К сожалению, до настоящего времени работы не сохранились, за исключением одной. Его живопись станет «искусством отстранения». И в этом свете становится понятным его интерес к теме пребывания Христа в доме Марии и Марфы, так как выбор между словом господним и реальными хлопотами по хозяйству, между идеальным и реальным — это выбор испанской нации в пользу «благой части, которая не отнимется» (Лука, 10, 42), выбор трагичный и возвышенный на фоне торжествующего в мире прагматизма.
Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев»11. Один из них, улыбаясь, поднял большой палец вверх, а второй со счастливым видом демонстрирует еще полную склянку вина. Например, Е. Батраков, который писал обо мне, что «переубедить в таком возрасте человека невозможно» и что сокол на одном крыле не летает и о вреде говорить надо».
То есть, художник мог творить только «в лучах» своего монарха или же был бы вынужден покинуть королевский дворец и уйти в никуда. Боги и исторические личности решены у него не героически и возвышенно, а приземленно. Испания находилась в упадке и это не могло не отражаться на подданных Филиппа IV. И бравый вояка граф Бенавенте, глуповатый седой бородач, по самые уши упрятанный в сверкающую железную чешую.
Известна басня Эзопа о трёх виноградных гроздьях Диониса, в которой Эзоп приходит к выводу, что «было бы лучше и полезней, если бы вовсе не являлся на свет Дионис». Он даже выдал за него в 1618 году свою пятнадцатилетнюю дочь. Сноску я не зафиксировал, каюсь, грешен. Получается, что пожилой мужчина, как бы небрежно предлагает ничего не подозревающему мальчику испробовать «чашу любви». Отныне «Веласкес будет знатным вельможей, который лишь время от времени берется за кисть». Фрейлина Изабелла де Веласко застыла в реверансе с другой стороны.
Отмечая почетность своей роли быть учителем человека, превзошедшего своим талантом и успехами учителя («венец моей старости» — так определяет старый художник свои взаимоотношения с учеником), Пачеко тут же пишет, что виною всему не талант Веласкеса, а милости короля, оказанные последнему: «Если я пишу это, то не для того, чтобы превозносить талант моего ученика как живописца (это придет позже. Например, на полотне «Триумф Вакха» (другое название – «Пьяницы», 1629, Прадо, Мадрид) изображена пирушка испанских бродяг, расположившихся в поле. Девочка стоит, слегка повернув голову и как бы выжидающе смотрит на зрителя. Картина «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург) является ярким примером этого жанра.