Пустынник Нестеров Картина

Первой значительной картиной, которая стала свидетельством самобытности нестеровского таланта, был «Пустынник», написанный художником в 1888-89 годах. Первой значительной картиной, свидетельствующей о самобытности нестеровского таланта, был «Пустынник», написанный художником в 1888-89 гг. Картина Михаила Нестерова Пустынник: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

«Пустынник», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

Картина была написана в год 70-летнего юбилея Виктора Михайловича. Нестеров мастерски изобразил в картине полное единение человека и природы. Член ТПХВ (с 1896, экспонент с 1889).

В нем появляется чахлая елка, гроздья красной рябины – любимые нестеровские герои. Картина «Великий постриг» была написана Нестеровым под впечатлением личной драмы. Глубокий внутренний лад связывает человека и природу. Именно он оказывается смысловым центром картины, невольно наводя зрителя на евангельские слова: «Если не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное» (Мф.

Елочка для Нестерова – не представитель вида, а «личность». Картина получилась слабее «Пустынника» и «Видения отрока Варфоломея». В одинаковых поворотах фигур, наклонах головы – разные выражения. Вглядитесь в лицо старца на картине.

Он идет и улыбается- ему нипочем эта стужа. Ученый изображен на террасе своего дома в Колтушах. Его лапти промокли и одет он не так тепло, как подобает. Последним его произведением стал пейзаж Осень в деревне – уголок русской природы.

Еще одной картиной, которую художник написал в окрестностях Сергиева Посада, станет «Под Благовест». Отражением идеи жизни человека в гармонии с природой стала картина «Пустынник», написанная художником во время его жизни в Сергиевом Посаде. Согласно преданию, юному Варфоломею (мирское имя преподобного Сергия) никак не давалась грамота. Старец слегка наклонил голову. Создал множество портретов, пейзажей, картин на исторические и религиозные сюжеты.

Художник относится к ним как к живым существам. Одежда его проста. Человеческие фигуры появились позже. Художник делал с него зарисовки, наблюдая его за чтением, разговорами, работой в саду. Витоге втворчестве художника появился особенный женский образ, который современники прозвали «нестеровской девушкой».

Сочинение по картине 
Нестерова Пустынник

Сочинение по картине Нестерова Пустынник

Утренний весенний пейзаж особенно удался художнику. Если на двух предыдущих картинах трилогии присутствует Христос, то здесь его уже нет. Ее композиция созревает в живых наблюдениях около Троице-Сергиевой лавры. М. В. Природа и одинокий скиталец слились воедино, они части одного целого. Именно ребенок оказывается самым совершенным выражением души народа. Композиции предшествовала длительная подготовительная работа.

Исчерпал себя и миф о Святой Руси. 1888-89, «Видение отроку Варфоломею», 1889-90, — оба в ГТГ). Всю эту красоту он видел с террасы дома в Абрамцево.

Лицо Нестерова строго и сурово, черты его обострены тяжелым раздумьем. Впоследствии, однако, художник намеренно уйдет от портретности, наделяя монаха обобщенными чертами. Картина изображает отшельника, неторопливо бредущего по тропке пустынного берега реки. Образ любимой жены был создан Нестеровым в их киевской квартире. Нет мирской суеты и заботы.

Ему нет надобности нести с собой много. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаМихаил НестеровГоды жизни: 31 мая 1862 — 18 октября 1942Страна рождения: РоссияСфера деятельности: Художник «Яжил своим художеством», — писал осебе художник Михаил Нестеров. Это произведение исполнено удивительной тишины и поэзии.

Дочери предстоит еще одно хирургическое вмешательство – трепанация черепа. Время согнуло старца, но он не замечает ни бега времени, ни суетности мира. Продолжая работать над циклом о Сергии, Нестеров написал картину «Юность Сергия Радонежского» (1892–1897, Третьяковская галерея, Москва). Уже кое-где лежит снег, а странник одет в легкую накидку. По его лицу видно, что он живет в полной гармонии с миром.

В портретах С. Н. Он превратно ее в нестеровскую девушку. Первые этюды к ней художник начал создавать еще в год написания «Святой Руси». В одной руке старик держит посох, в другой четки. Его любимым учителем был В. Г. Перов.

Похоже, что и для Нестерова он является таковым. Окружающая природа служит лишь подтверждением этому. В этом существе «не от мира сего» он узнал своего Варфоломея. Ей дорога в жизнь, только в жизнь. Здесь особого внимания заслуживает написанная на стене трапезной картина «Путь ко Христу».

В письме она объяснила свое решение тем, что не сможет дать художнику счастье, что ее любовь помешает осуществлению его творческой мечты. Тема картины «Великий постриг» – реквием по несбывшейся любви. Портрет рожден страхом за ее жизнь и потребностью запечатлеть любимые черты. На картине можно также увидеть Достоевского, Толстого и Соловьева.

Сочинение по картине 
Нестерова «Пустынник»

Сочинение по картине Нестерова «Пустынник»

Но старцу все нипочем. Однако в самой картине нет движения и динамики. Под ихвлиянием ранние картины Нестерова созданы втрадициях передвижничества. Он задумчив и сосредоточен, но в то же время его лицо наполнено внутренней улыбкой. Нестеров Михаил Васильевич (1862, Уфа – 1942, Москва)Художник, график, монументалист. Академик Императорской Академии художеств (с 1898). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Родился в Уфе.

Этот эпизод, случившийся в то время, когда Нестеров уже задумал «Пустынника», мог бы послужить сюжетом для картины, которая вряд ли уступила бы в яркости и остроте перовскому «Сельскому крестному ходу на Пасхе». Зритель не встречает ярких пятен, движения, он серый и пустой из-за надвигающихся холодов, но при этом непревзойдённо поэтичный. В середине 1890-х путешествовал по старым русским городам, в 1905 – по Волге и Каме.

Описание картины 
Нестерова «Пустынник»

Описание картины Нестерова «Пустынник»

Состоянием полной гармонии наполнено полотно. Целью путешествия Нестерова в Соловецкий монастырь частично были также художественные поиски, связанные с замыслом большой программной картины «Святая Русь», которая должна была подвести итоги его творческого пути. Критик Сергей Маковский писал о ней: «Царевич Димитрий изображен здесь не воскресшим человеком душою и телом, как это вытекало из христианских представлений, а каким-то страшным и в то же время трогательным призраком, напоминающим тех бесприютных оборотней, которые до сих пор тревожат суеверное воображение народа, вызывая в нем испуг и жалость».

Он – его часть, его продолжение. Нестеров пытается ответить на вопросы: Кто мы. Сколько в нем одухотворенности. Природа и одинокий скиталец слились воедино, они части одного целого. Пройдет много времени и он напишет своему другу: «Сегодня видел оригинал «елочки» для «Пустынника», за 18 лет она стала елью, кудрявой, стройной».

После встречи с монахом, мальчик начал бегло читать. Нестеров в поисках духовно-религиозного и этического идеала обратился к воплощению просветлённой и чистой душевной красоты людей, пренебрегших мирской суетой («Пустынник». От такого человека хочется получить благословение и воспринять хоть капельку смирения.

Только одна картина 
– Михаил Васильевич 
Нестеров «Пустынник»

Только одна картина – Михаил Васильевич Нестеров «Пустынник» (1888-1889)

«Жил в ту пору в Уфе, в бедном приходе, за Сутолокой, в Солдатской слободке батюшка, – его все звали по его приходу «батюшка Сергиевский», – человек на редкость добрый, благожелательный, бескорыстный. Еечертами наделяет художник героиню своей картины. Образ мальчика был написан художником со своего сына Алексея. Позже она получила название На Руси (Душа народа). Зритель вместе с пустынником рассматривает землю. Нестеров мастерски изобразил в картине полное единение человека и природы. Полотно отличается удивительной гармонией колорита.

Он лишен внешних красот, сер и скуден в своей наготе ранней зимы, но пронзительно поэтичен. Первая значительная картина, раскрывшая самобытность творчества Нестерова. Знакомство с ученым перерастает в близкую дружбу. Все церковные заказы отпали.

Только одна картина 
— Михаил Васильевич 
Нестеров «Пустынник»

Только одна картина — Михаил Васильевич Нестеров «Пустынник» (1888-1889)

Священник в белой рясе – воплощение кротости, смирения, покорности судьбе. Он знает, что скоро осенняя палитра сменится суровой белоснежной зимой. Все это сливается с пустынником в единый одухотворенный мир. Работая над картиной «За приворотным зельем», Нестеров задумал новое полотно.

Этот человек очень сильно повлиял на раннее творчество Нестерова. Нестеров стал переписывать голову пустынника, но не мог вернуть лицу прежнее выражение, его «душу», что было очень важным для него. Еще в картину Святая Русь Нестеров хотел поместить выдающихся представителей русской интеллигенции, народных самородков – Федора Шаляпина, Максима Горького. Среди его работ раннего периода (1879—1884) можно отметить следующие картины на бытовую тематику: «В снежки», «В ожидании поезда», «Жертва приятелей», «Домашний арест», «Знаток» и «Экзамен в сельской школе». Булгакова и П. А.

Сочиненин по картине 
Нестерова Пустынник

Сочиненин по картине Нестерова Пустынник

Он счастлив, так как все законы природы, смена времен года – она незыблема и постоянна. В середине 1890-х путешествовал по старым русским городам, в 1905 – по Волге и Каме. Автор росписей во Владимирском соборе в Киеве (1890-1895), в церкви Александра Невского в Абастумане (1902-1904), в Марфо-Мариинской обители в Москве (1910-1912), картонов для мозаик храма Воскресения Христова в Петербурге (1894). Создал множество портретов, пейзажей, картин на исторические и религиозные сюжеты. Герои становятся частью природы, умиротворенной и затаившей дыхание перед чем-то великим. И Левитан и Суриков одобрили новую работу, но последнему не понравилась фактура головы.

Они еще не монахини, но скоро и им предстоит выбрать этот путь. В его профиле и жесте рук ощутима неуемная энергия. Автор воспринимал их исключительно как живых, как главных составляющих русской природы. Его лицо обрамляет седая борода, в руке трость, а на лице легкая улыбка. Ему нет надобности нести с собой много. Саврасова и В. Г.

Другие картины Михаила 
Васильевича Нестерова

Другие картины Михаила Васильевича Нестерова

И он «портретирует» ее внимательно и проникновенно. Даже борода у старца цвета увядшей травы.

В нем художник всматривается в лицо человека, пытается разгадать сущность его характера. В природе – утверждает художник – ничто не безлико. В 1895 году была создана картина «Под благовест» (настоящее нестеровское название: «Монахи»). Прянишникова, А. К.

В ней, в ее атмосфере, в атмосфере видения, чуда, которое должно было совершиться, жил я тогда (писал Нестеров в Воспоминаниях), Первый набросок картины появился во время путешествия Нестерова в Италию, в альбоме набросков острова Капри. Крамского. Эти картины отличаются вниманием кличности портретного героя иего роду занятий. В портрете С. Н. Все, что ему нужно, дает природа: приют, отдых, пищу. И эта гармония предается зрителю, наполняя душу покоем и светлой радостью. Картина Пустынник, 1888-1889. Это первая значительная картина, раскрывшая самобытность нестеровского творчества.

Выходец из провинциальной купеческой среды, он закончил Московское училище живописи. Скромно желая всем добра, святой человек отождествляет на картине миролюбие Руси Святой. Человек сливается с окружающей природой, становится ее частичкой. Это произведение исполнено удивительной тишины и поэзии. Недвижные воды, в которых отражаются замершие леса. В своей первой большой картине, названной "Пустынник", Нестеров обращается к поиску русского религиозного идеала.

Описание настроения 
картины Пустынник

Описание настроения картины Пустынник

Откуда мы. И люди – юноши и старцы-отшельники, покорные своей судьбе, – как природа, в созерцание которой они погружены. После Октябрьской революции Нестеров стал преимущественно портретистом. Он задумчив и сосредоточен, но в то же время его лицо наполнено внутренней улыбкой.

Пейзаж Нестерова – это пейзаж среднерусский, скорее северный. На стене – картина Бенуа «Сентиментальная прогулка». По поводу ее, едва ли не впервые, зрителями, критиками и художниками было употреблено слово «настроение».

Нестеров долго не мог найти модель для отрока. То было художественное ясновидение двух образов русского апокалипсиса, по сю и по ту сторону земного бытия, первый образ в борьбе и смятении (а в душе моей оно относилось именно к судьбе моего друга), другой же к побежденному свершению, которое нынче созерцаем. Не случайно первоначально картина называлась «Христиане». В толпе — Ф. Достоевский, Л. Толстой, В. Соловьев.

но и духовное видение эпохи. Судьба Флоренского оказалась трагичной. Сюжет картины взят из «Жития преподобного Сергия» авторства Епифания Премудрого.

Описание картины 
Михаила Нестерова 
«Пустынник»

Описание картины Михаила Нестерова «Пустынник»

И правда, в «Пустыннике» ни краски, ни фактура не интересовали меня: я тогда был увлечен иным, но Суриков сумел убедить меня, что «если я захочу», то и живопись у меня будет. Девушка согласилась стать его женой, но вдруг отказала ему. Пройдет много времени и он напишет своему другу: «Сегодня видел оригинал «елочки» для «Пустынника», за 18 лет она стала елью, кудрявой, стройной». Почти через 60 лет вспоминал он о нем как о чем-то светлом, поэтичном, неповторимом.

18:3). Вечереет. Мастер обрадовался, что коллекционер принял его дар с искренней благодарностью. Выдающийся художник-сказочник изображен сидящим в своей мастерской на фоне икон.

  • Михаил Васильевич Нестеров» Картины, живопись» Пустынник, 1888-1889
  • Михаил Васильевич Нестеров (1862–1942)
  • Официальный блог Государственной Третьяковской галереи
  • Картина Пустынник Михаила Нестерова
  • Михаил Нестеров: художник, который писал «Душу народа»

Один из них в поисках свободной жизни отправился на привольный Урал, но «поверстан был заводчиком Демидовым в крепостную неволю». Начав с жанровых картин в духе передвижников («Знаток», 1884, ГТГ) и исторических композиций («До государя челобитчики», 1886, частное собрание, Москва), с конца 80-х гг. Все это сливается с пустынником в единый одухотворенный мир. Флоренского, названном «Философы», Нестеров написал двух выдающихся представителей религиозно-философской мысли. Вскоре после появления «Видения отрока Варфоломея» Нестерову предложили сделать росписи Владимирского собора в Киеве вместе с В. М. Васнецовым. Картина повествует об эпизоде из детства Сергия Радонежского (в миру Варфоломея), великого русского святого и сподвижника, жизнь и наследие которого занимали Нестерова с ранней молодости.

Для этого требуются годы упорного труда и душевной борьбы, но результат стоит того. Старец слегка наклонил голову. Человек сливается с окружающей природой, становится ее частичкой.

  • Русский музей Дополненная реальность
  • Нестеров Михаил Васильевич (1862 – 1942)
  • Творчество русского художника Михаила Васильевича Нестерова
  • Нестеров Михаил ВасильевичКартины и биография
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • «Видение отроку Варфоломею» (1889-1890)

В полной мере это относится к его Пустыннику. Идет война, близится революция. Даже борода у старца цвета увядшей травы.

Когда картина была готова, художник стал показывать ее своим друзьям. В его профиле и жесте рук ощутима неуемная энергия. Окружающая природа служит лишь подтверждением этому.

  • О жизни и творчестве выдающихся художников
  • «Любовь ипотеря сделали меня художником»
  • «Отрок Варфоломей» и«Святая Русь»
  • обещанная история русского искусства, ХХ век)

Куда идем. Такой портрет строится традиционно: лицо и фигура модели обращены к зрителю. Впоследствии, однако, художник намеренно уйдет от портретности, наделяя монаха обобщенными чертами. Л. Н. Толстой удивительно точно назвал ее «панихидой русского православия». Осенний пейзаж пронизывает картину спокойствием и умиротворением.

Михаил Васильевич 
Нестеров» Картины, 
живопись» Пустынник,

В природе нет броской красоты: пожухлая трава, ветка рябины, елочка, серая гладь озера, далекий лес за ним. Залив у подножия Рапирной горы. Очевидно, что образ старца на картине не надуманный, мы словно попали на омушку леса и встретили там инока.

Картина повествует об эпизоде из детства Сергия Радонежского (в миру Варфоломея), великого русского святого и сподвижника, жизнь и наследие которого занимали Нестерова с ранней молодости. Еечертами наделяет художник героиню своей картины. Состоянием полной гармонии наполнено полотно.

Третьяков не выразил желания приобрести ее для своей галереи. Все, что ему нужно, дает природа: приют, отдых, пищу.

В его облике нет теплоты, он слишком холеный, надменный, начальственный. Неторопливо бредут два человека, погруженные в беседу. Мамонтова (с 1888). Первоначально он написал картину Святая Русь. Темные одежды подчеркивают мягкий свет, словно исходящий от лица старика. Христианство для этого, в сущности, нигилиста, озорника мысли есть несравненная тема.

Нестеров Михаил Васильевич (1862-1942), русский и советский художник. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у И. М. Портрет понравился многим, а сам мастер считал его одной из лучших своих работ. И лицо светится каким-то детским счастьем. Лето 1883 года провёл в Уфе, где познакомился с М. И. Мартыновской, своей будущей женой. Первой работой, вкоторой воплотились характерные для зрелого творчества Михаила Нестерова черты, стала «Христова невеста». Ему хорошо и приятно даже в этой обстановке. Он – его часть, его продолжение.

Жена, Екатерина Петровна Нестерова изображена в интерьере киевской квартиры. Все предельно просто и это сближает природу и человека. Детали одной фигуры несколько противопоставлены другой. Мастер обрадовался, что коллекционер принял его дар с искренней благодарностью. Нестеров умер во второй год Великой Отечественной войны. Член-учредитель Союза русских художников (1903). Посетил Италию, Австрию, Францию, Германию, Грецию, Турцию.

Художник был расстроен, т. к. Все предельно просто и это сближает природу и человека.

Он как бы прислушивается к тому, что говорит ему рябина, каждая травинка. Зритель вместе с пустынником рассматривает землю. Апологеты передвижничества говорили, что нестеровское полотно «подрывает те рационалистические устои, которые с таким успехом укреплялись правоверными передвижниками много лет». Но, несмотря на реалистичность пейзажа и образов (все фигуры, кроме Христа и святых, написаны с натуры), картина получилась надуманной, лишенной жизненной убедительности. Такой увидел ее художник.

Он рад первому снегу, несильному морозцу, разлитой вокруг благодати. Пришлось переписывать все заново. Художнику не сразу удается найти модель для головы Варфоломея. Внутренняя красота была для него важнее, чем «так называемые сильные страсти». Время согнуло старца, но он не замечает ни бега времени, ни суетности мира. Главная тема картины— реквием по несбывшемуся счастью.

Критик Сергей Маковский писал о ней: «Царевич Димитрий изображен здесь не воскресшим человеком душою и телом, как это вытекало из христианских представлений, а каким-то страшным и в то же время трогательным призраком, напоминающим тех бесприютных оборотней, которые до сих пор тревожат суеверное воображение народа, вызывая в нем испуг и жалость». Первая крупная работа живописца. В 1916 году Нестеров завершил работу над большой картиной «Душа народа» («На Руси», Третьяковская галерея, Москва). Эта девочка (а не мальчик) стала моделью для образа Варфоломея в главной картине Нестерова. Красота весенней природы вносит примиряющие нотки в скорбную мелодию целого. Но Нестеров был не монументалистом по характеру своего дарования, а лириком. К последней и держат свой путь седовласый старец и юноша.

Нестеров в поисках духовно-религиозного и этического идеала обратился к воплощению просветлённой и чистой душевной красоты людей, пренебрегших мирской суетой («Пустынник». В одной руке старик держит посох, в другой четки. Она должна была стать выражением сокровенных нестеровских мыслей. Первая – воплощение примиренных страстей, вторая их еще не испытала.

Они были рождены любовью и нежностью к близким – жене и дочери. Отражением идеи жизни человека в гармонии с природой стала картина «Пустынник», написанная Михаилом Нестеровым во время его жизни в Сергиевом Посаде. В 1888 году Нестеров создал картину «Пустынник», которая стала событием и впервые заставила заговорить о Михаиле Васильевиче как о состоявшемся художнике. Оба – на роковом изломе эпох – находились под сильным влиянием модерна. В варианте Третьяковской галереи фигура пустынника поднята, по сравнению с прежней, показана целиком, увеличено пространство, занятое землей. Вечереет.

Учился в МУЖВЗ (1877-81 и 1884-86) у В. Г. Перова, А. К. Саврасова, И. М. Прянишникова и в петербургской АХ (1881-84) у П. П. Чистякова. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией. Эта картина становится первой работой в новом для мастера жанре портрета. И действительно автор приметил чистого душой и сердцем монаха в Троице-Сергиевой лавре.

По его лицу видно, что он живет в полной гармонии с миром. Вскоре он приступил к созданию «Пустынника» (1888–1889, Третьяковская галерея, Москва). Педагогами Михаила Нестерова были Василий Перов, Илларион Прянишников, Алексей Саврасов. Пейзаж конкретен – это Волга у Царева кургана, но обладает эпической ширью.

За девушками следует старуха с девочкой. В картине Христос присутствует лишь в виде старинной потемневшей иконы Спаса. У самой реки — одинокая худенькая фигура мальчика (моделью для этого образа стал сын живописца, маленький Алеша Нестеров), легко ступающего по земле. Он ценит каждый момент этой жизни. Вот таким образом даже на стенах церкви он стремится создать станковую картину. За фигурой писателя он поместил его героя, русского инока Алешу Карамазова.

Его героини приходили сюда в переломный момент жизни. Чистякова (1881-1884). Булгакова и П. А.

Его семья была купеческой, родители— хорошо образованными людьми широких взглядов. Каких прекрасных, задушевных разговоров не велось тогда между нами. Как Тургенев, написав Асю, Лизу и других их сестер и подруг, создал свой женский образ и достаточно сказать: «тургеневская девушка», чтобы младшая сестра пушкинской Татьяны предстала пред нами, так достаточно назвать «нестеровская девушка», чтобы появился пред нами живой облик девушки из народа, поэтический образ, неразрывный с безмолвной печалью.

Обычно на картинах Нестерова – весна или осень, реже – зима или лето. Итогом творческих исканий этого периода стало большое полотно «Святая Русь» (1905, Русский музей, Санкт-Петербург), над которым Нестеров работал пять лет. Оба лица выражали одно и то же постижение, но по-разному, одному из них как видение ужаса, другое же как мира, радости, победного преодоления.

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Однако, он идет и улыбается тому, что видит. Почти все крупные фигуры написаны с натуры.

В коричневато-сером колорите картины еще сохраняется воздействие передвижнической живописи, но это уже неповторимый нестеровский мир Святой Руси. Сочинение по картине М. В. Родился Михаил Нестеров в1862 году вУфе. Нестеров неоднократно избирает себя в качестве модели. За образом пустынника в творчестве Нестерова возникла чреда образов "смиренных, кротких, жаждущих уединения и пламенной в душе молитвы", образов Святой Руси, хранящихся в сердце народном. Нестерова привлекают самобытность и непосредственность, буйный темперамент ученого.

По его словам, он испытал «молниеносную любовь». Это была не первая его попытка. На картине изображен странствующий старец на фоне ранней зимы. За ней, словно печальное эхо, такая же девушка в профиль. в том немногом (одна фигура человека, одна елочка, одна гроздь рябины), что изображено в картине, Нестеров открывает поэтическую прелесть подробностей.

Эта людская лавина движется за ребенком, который единственный с открытым и чистым сердцем может «догнать» Бога. Пользовался также советами И. Н. Сколько в нем одухотворенности. Два типа портретов сосуществуют в творчестве Нестерова. Перова (1876-1880, 1884-1886), в Академии художеств у П. П. Автопортрет – это размышление художника о своем месте в искусстве и жизни.

Автор росписей во Владимирском соборе в Киеве (1890-1895), в церкви Александра Невского в Абастумане (1902-1904), в Марфо-Мариинской обители в Москве (1910-1912), картонов для мозаик храма Воскресения Христова в Петербурге (1894). На фоне пологих холмов, поросших елями, стоят деревянные домики – кельи монахинь. Неторопливое движение странника направлено к зрителю, создавая ощущение встречи в пути.

«Вредный мистицизм, отсутствие реального, этот нелепый круг (нимб) вокруг головы старика Круг написан, так сказать, в фас, тогда как сама голова поставлена в профиль». Глазу зрителя видны редкая елка и красная рябина – главные герои пейзажей Нестерова. Фигуры святых Нестеров взял из своих прежних работ.

Неторопливо бредут два человека, погруженные в беседу. Вглядитесь в лицо старца на картине. Это эпический образ родины, знакомый по многим картинам Нестерова. Закончена она была в разгар войны и отразила тревогу художника за судьбы родины. На картине Михаила Васильевича Нестерова «Пустынник» изображен старец-пустынник, человек, который ушел от всего мирского в уединение и молитвы.

Осенний пейзаж пронизывает картину спокойствием и умиротворением. Первой значительной картиной, которая стала свидетельством самобытности нестеровского таланта, был «Пустынник», написанный художником в 1888-89 годах. Он старается ступать осторожно, словно боясь нарушить эту патриархальную тишину.

Создана она была после глубокой личной трагедии, постигшей художника. Булгакова и П. А. Зрителю передавалось теплое любящее умиление, с которым бредущий по бережку старец в лаптях взирает на «кроткое природы увяданье» и на эту худенькую, взъерошенную елочку, на последнюю алую ветку рябины, на прибрежную луговинку с первым, робким еще снежком. «Пустынник» привлек внимание необычностью: слишком большими размерами холста, что не характерно для такой камерной темы и колоритом, выдержанным в гамме светло-зеленых, серебристо-серых, синеватых оттенков.

Нестеров особенно почитал Достоевского. На картине изображен странствующий старец на фоне ранней зимы. Велика была моя радость.

Знакомство с Павловым перерастает в близкую дружбу. Позднее Нестеров подарил «Юность Сергия Радонежского» и две другие работы из этого цикла (триптих «Труды Сергия Радонежского» и полотно «Прощание Дмитрия Донского с преподобным Сергием») галерее Третьякова. С 1889 года учавствовал в выставках передвижников. Горький даже побывал на полотне в толпе богоискателей, но художник убрал его. Необычен и сам образ человека, окруженного спокойной осенней природой.

Художник относится к ним как к живым существам. Она в это время перенесла тяжелую операцию и ожидала вторую. По преданию, неизвестный святой, взглянув на юного пастушонка, угадал в нем «сосуд избранный». Жизнь монастыря и монастырских скитов, далекая от мирской суеты и исполненная сокровенного смысла, произвела на страстного импульсивного по натуре художника чрезвычайно сильное впечатление.

Ольга вспоминала, что она не была столь печальной. 1890 году «Отрока Варфоломея» увидел профессор Прахов, заведовавший росписью Владимирского собора в Киеве. Варфоломей ответил: «Всей душой я желаю научиться грамоте, Отче святой, помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту». Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1896), общества Мир искусства (1899-1901).

Тихая умиротворенность сообщается всему пейзажу. Портрет понравился многим, а сам мастер считал его одной из лучших своих работ. Белый кружевной цветок на столе вносит в портрет лирическое начало.

Так и случилось. Нестерова Пустинник. Картины Михаила Нестерова полны правдивости и натуральности. Это первая значительная картина, раскрывшая самобытность нестеровского творчества. Обостренная композиция яснее выражает мысль художника. И вслед за стужей обязательно придет тепло. На берегу художник располагает еще один храм, тем самым символично иллюстрируя Церковь земную и Церковь небесную.

Счастье их первой любви созвучно весеннему ликованию природы. Иным настроением проникнут портрет дочери Ольги. Одухотворенный старец как бы говорит своим современникам и нам – далеким потомкам, что человек должен со смирением принимать все, что дано ему свыше и нести свою ношу без пререканий. И природа поддерживает старца, она так же скромно и невзрачно одета, без пурпура, без багрянца, без золота. Таково было распоряжение отца. Лето 1888 года Нестеров провел в Троице-Сергиевом Посаде, где много и плодотворно работал. Она еще находилась в мастерской, когда разразилась Февральская революция. Художник почти отчаялся найти подходящий облик, как вдруг на деревенской улице нечаянно встретил хрупкую, болезненную девочку с бледным лицом, широко открытыми удивленными глазами, «скорбно дышащим ртом» и тонкими, прозрачными ручками.

Для этого требуются годы упорного труда и душевной борьбы, но результат стоит того. На правом плане обращает на себя внимание Христова невеста с горящей свечой в руке. Но, несмотря на реалистичность пейзажа и образов (все фигуры, кроме Христа и святых, написаны с натуры), картина получилась надуманной, лишенной жизненной убедительности. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

В1886году, спустя год после свадьбы, вовремя родов скончалась его жена Мария. Здесь же церковь, часовенка. Это смысловой центр картины. Лишь на одном из первоначальных эскизов толпа народа идет за Христом. Входил в Абрамцевский кружок С. И. В одинаковых поворотах фигур, наклонах головы – разные выражения.

Тихая умиротворенность сообщается всему пейзажу. Навстречу им из-за ограды выходят Христос и святые, наиболее почитаемые на Руси заступники – Николай, Сергий и Георгий (Егорий Храбрый – герой русских былин). Священник в белой рясе – воплощение кротости, смирения, покорности судьбе. Всех их насквозь пронизывает чисто-русская «любовь-жалость» автора к героиням, на всех тема одна и та же: раскрытие тайников народной души— чуткой, глубокой женской души, напрасно одарившей любовью не стоящего такого чувства человека и готовой скрыться в поисках покоя за стеной старообрядческого скита. Он почти протер холст до дыр, но ничего не получалось. Впереди – юная девушка в сарафане и платке, повязанном по-старообрядчески. Осенний пейзаж пронизывает картину спокойствием и умиротворением.

Состояние природы чутко уловлено художником, но он не следует за натурой пассивно. Он как бы прислушивается к тому, что говорит ему рябина, каждая травинка. В природе – утверждает художник – ничто не безлико. Вся эта толпа движется вдоль берега Волги. Задача была не из легких. Интересно, что в первом варианте «Пустынника» (1888), принадлежащем Русскому музею, земля занимает меньшую часть холста, ноги старца срезаны рамой.

В лучах заходящего солнца горят кресты храма. Другой, в черном пальто, Булгаков – олицетворение неистового противления, яростного бунта. Улыбка скитальца говорит нам, что он по-настоящему счастлив. Он рад первому снегу, несильному морозцу, разлитой вокруг благодати.

И лицо светится каким-то детским счастьем. Родители были людьми глубоко верующими. Под ихвлиянием ранние картины Нестерова созданы втрадициях передвижничества. В конце концов мастер добился желаемого результата. Другой, в черном пальто, Булгаков – олицетворение неистового противления, яростного бунта.

У самой реки — одинокая худенькая фигура мальчика (моделью для этого образа стал сын живописца, маленький Алеша Нестеров), легко ступающего по земле. Дали, открывающиеся с высоких холмистых берегов реки Белой. Другой тип портрета – это портрет-обобщение, портрет-биография иногда – портрет-символ. По великим праздникам, на Пасху и Рождество, в доме принималось множество гостей. Всю эту красоту он видел с террасы дома в Абрамцево. Затем художник побывал в Греции и Италии.

Один – аналитический, во многом похожий на портретный этюд. Неудачной оказалась левая часть композиции с изображением Христа и святых. И пусть увидят и поймут его люди века XXI. В этом же году он напишет и портрет дочери Ольги, которая незадолго до этого перенесет сложную операцию по возвращению слуха. Зрителю передавалось теплое любящее умиление, с которым бредущий по бережку старец в лаптях взирает на «кроткое природы увяданье» и на эту худенькую, взъерошенную елочку, на последнюю алую ветку рябины, на прибрежную луговинку с первым, робким еще снежком». Красота – она под ногами, как бы говорит мастер. Одежда его проста. И никогда не бушуют бури, не льют дожди, не гнутся под покровами ветра деревья. Нестерова должен был посетить П. М. Третьяков и художник страшно боялся, что знаменитый коллекционер увидит «Пустынника» без головы.

Нет мирской суеты и заботы. Лето 1888 года Нестеров провел в Троице-Сергиевом Посаде, где много и плодотворно работал. «Видение отроку Варфоломею» – стала первой картиной идея которой возникла во время посещения имения Абрамцево, куда он был приглашен женой Мамонтова Елизаветой Григорьевной.

Его семья была купеческой, родители— хорошо образованными людьми широких взглядов.

И эта гармония предается зрителю, наполняя душу покоем и светлой радостью. Художник делал с него зарисовки, наблюдая его за чтением, разговорами, работой в саду. Третьякова» указывала на то, что еще до открытия выставки картина была приобретена знаменитым собирателем национальной галереи, а помещение в каталоге, во всю страницу, репродукции с первой и единственной картины экспонента-дебютанта означало, что художественные достоинства ее были высоки в глазах требовательного жюри Товарищества передвижников (из 186 картин, бывших на XVII выставке, лишь 45 удостоились воспроизведения в каталоге).