Раковина Врубель
Выдающийся русский живописец Михаил Александрович Врубель создал неповторимый художественный образ в картине «Жемчужная раковина» (или «Жемчужина», как ее называют).
Сочинение по картине Врубеля «Жемчужная раковина»
По разным версиям, Кончаловского с ним познакомили С. Мамонтов, К. Коровин и даже сам Л. Пастернак64. К тому же, раковина будила воображение художника, так появились морские девы. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. Но, то, как автор показал ее глубину и внутренний мир просто превосходно. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. Представители рода Врубелей (от польск. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68.
Прошение было удовлетворено157. С. 30. Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. Например, вискусстве Гончаровой.
В композиции «Триумф Венеры» морскую богиню изображают, как и Амфитриту, мчащейся в раковине, в сопровождении нереид, гиппокампов и тритонов, которые трубят в спиральные раковины. В капле воды отражается весь мир, а в «Жемчужине» воплощено представление о том, что в раковине, если приставить её к уху, слышатся звуки океанской бездны. Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. Керамика позволяла Врубелю свободно экспериментировать с пластическими и живописными возможностями материала, а отсутствие ремесленной выучки с её шаблонами позволяло свободно реализовать фантазии78.
Нет, не стоит писать. Вот эти до-предметные конфигурации суть прообраз авангардистской изобразительности. В кружевной пене волн игре преломлённых лучей впрозрачных льдинах, переплёте ветвей, узорах морозного стекла природа плетёт, ткёт, вяжет орнаментальные фигуры, подобно тому, как вкристаллизациях инея на окне возникают пышные леса иоранжереи растительного царства– такова философия врубелевской «Жемчужины» (1904. Врубель воспринимал природу как мир сокровищ, наполненный волшебством.
С. 347–348). Прижизненную хулу сменило обожествление художника в последние годы жизни. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. Привыкнув к интенсивной работе в мастерской Чистякова и в Киеве, Врубель исполнил все четыре больших иконы за полтора месяца и ощущал жажду деятельности и недостаток общения. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53.
Жемчужная раковина, Михаил Врубель
Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже.
См. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68.
«Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова.
С. 33). Тема картины выражает мысли Врубеля, воспринимать действительность, как «мир бесконечно гармонирующих чудных деталей». по изд. : Ален Безансон. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135.
Автопортрет с жемчужной раковиной
Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. 1903–1904. 1904. Выходом для Врубеля стало участие во Всероссийской нижегородской выставке, приуроченной к коронации нового императора— Николая II.
В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. Вэтой ипостаси Врубель– совершеннейший антиавангардист. Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. В эпоху Итальянского Возрождении исследователи пропорций в архитектуре, в частности Л. Паччьоли, обратили внимание на то, что отношение радиусов спиральной раковины наутилуса выражается последовательностью чисел Фибоначчи (1, 2, 3, 5, 8, 13 и т. д. ). Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров».
Усвоенный Врубелем ещё вмастерской Чистякова приём рисования, аименно– приближение кискомой пространственной конфигурации изображаемого предмета «методом отнимания» предлежащих участков перспективной пирамиды, выказывает поражающее сходство хронологически совсем далёкой врубелевской акварели «Несётся конь быстрее лани» иособенно рисунка кней, скомпозициями первых футуристов Карло Карры («Красный конь». Н. К. Рерих, наблюдавший за работой Михаила Александровича, писал в своём очерке: «Врубель мало выезжал теперь мало видел кого отвернулся от обихода и увидал красоту жизни возлюбил её и дал «Жемчужину», ценнейшую». 1881. Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131.
1915. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. Да.
Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. К десятилетнему возрасту у Михаила проявлялись артистические способности, в том числе к рисованию, но театр и музыка занимали в его жизни не меньше места. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Михаил Врубель. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». В тот период с М. Врубелем активно общался П. И. Карпов— один из первых исследователей творчества душевнобольных142.
Сочинение по картине Врубеля Жемчужная раковина
Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). Прим. 6).
Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. Они медленно проплывают по кругу и бросают на зрителя свой игривый взгляд. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги.
ГРМ). Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. ГРМ «Ворон. Вообще путешествия влабиринтообразные недра складчатых структур уВрубеля можно наблюдать ссамых ранних академических штудий («Обручение Марии сИосифом». Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет.
Купить картину Жемчужная раковина, Михаил Врубель
Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. Бред слишком владеет им любовь к вам— проходит красной нитью через все его разговоры Так, он объяснил мне, что пальто и брюки пригодятся Вам, если вставить в прорехи разноцветные куски материи148. pinna — «моллюск»). В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию).
Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. То был Пабло Пикассо. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7.
Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. В стремлении поразить, потрясти художник, уже утерявший душевное равновесие изменял своему культу глубокой натуры— и Демон поверженный, с чисто формальной стороны, более других картин Врубеля, написан в духе модерна»129. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. Мы слышим шум водных стихий и представляем глубинные красоты океана. Т. I.
- Жемчужина, Михаил Врубель, 1904 – описание картины
- Жемчуг — мифы, легенды история
- Описание картины Михаила Врубеля «Жемчужина»
- «Ухо мира» — в день памяти Михаила Врубеля
»Жемчужная раковина» — маленький шедевр умирающего художника. Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество.
Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне».
раковиной, принесшей Божественный жемчуг». Врубель, Врубель ибез конца Врубель // Аксёнов 2008. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать.
- Картины — Врубель, Михаил Александрович
- История гениального художника Михаила Врубеля
- Минутка искусства: Михаил Врубель и его демоны
- Врубель Михаил Александрович "Жемчужина" 1904
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
В те годы молодой художник так изощрил и натренировал глаз, что различал «грани» не только в строении человеческого тела или головы, где конструкция достаточно ясна и постоянна, но и в таких поверхностях, где она почти неуловима, например в скомканной ткани, цветочном лепестке, пелене снега. Для Н. С. Гончаровой, например, академизм из которого вышел искоторым во многом солидарен Врубель, есть свойство неприемлемое: она попрекает им даже недавних союзников– «бубновых валетов». wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. Во «владимирских эскизах» Врубеля кристалловидность формостроения, предрекающая кубизм, вполне очевидна. Сразу выражение его лица изменилось.
Осуществить задуманное на холсте живописцу помогла причудливая раковина. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. Своего рода магистральным «содержанием» футуристической «формы» оказывается как раз «содрогание» пространства, пространственные «вихри» икалейдоскопическое мелькание пространственных «планов», запечатлённых вскоростном режиме.
Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко. ГРМ). Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель.
Брюсов оставил очень интересные воспоминания о своей первой встрече с Михаилом Врубелем, состоявшейся в клинике Усольцева: «Правду сказать, я ужаснулся, увидев Врубеля. Итак, вхороводе этюдов под названием «Раковина», пастель «Жемчужина», вертикально поставленная, – точный абрис ушной раковины. «Жемчужина» Картина «Жемчужина» написана Михаилом Врубелем в 1904 году и выставлена в Третьяковской галерее города Москвы. Считается, что вдохновил на написание картины Врубеля подарок Волошина – очень красивая крупная морская раковина изнутри покрытая сверкающим перламутром. Картина «Жемчужина» очаровывает своей виртуозностью и многогранностью, в ней воссоединены природа и человек, они представлены как единое целое прекрасного, созданного природой. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков.
Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. В состоянии Михаила Александровича перемен нет. Через несколько дней он полностью ослеп155. ГТГ «Снежный сугроб».
Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. Так автор добивается эстетического совершенства в своем живописном произведении.
С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». Работа не привела к улучшению. Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71.
Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. Ее прекрасные изгибы и формы, завораживающие цвета и излучающийся звук из ее глубины. Это понимало и театральное начальство, которое держало Забелу в труппе на жалованье 3600 рублей в год150. Сквозь безумие проглянул гений». Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. Вкаталоге выставки «Золотое руно» (1909) Врубель сВ. Э. Борисовым-Мусатовым причислены кпровозвестникам русского искусства новейшей формации, каковыми вевропейском искусстве признаны Поль Сезанн, Поль Гоген, Винсент Ван Гог.
Но вкомплексе поздних импровизаций Врубеля есть ещё одно событие– во исполнение того завета, который он получил во время последнего своего пребывания вКиеве перед собственными росписями вКирилловской церкви: «Вот то, кчему ядолжен вернуться». Фигуры не слишком удались Врубелю их позы чересчур горделивы и величественны. Если воспользоваться этой метафорой, то искусство Врубеля иесть такая раковина, которая вибрирует под натиском веяний со стороны грядущего авангарда иэти вибрации близким идалёким эхом отзываются висторическом лабиринте изобразительных художеств, напоминая отом, что буквально все авангардные «выкрутасы» имеют прецедент втрадиционных стилевых метаморфозах, равно как вбесконечных модификациях природного формотворчества. Однако впарижской экспозиции присутствовали упомянутые эскизы кросписям киевского Князь-Владимирского собора (1887), вкоторых стилистика картины 1890года прочитывается полностью как формула изобразительного метода.
Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103.
Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». konche — «раковина»). Однако по сравнению с прочим кругом интересов, занятия живописью представлены крайне лапидарно1213.
«Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». Н. А. Дмитриева писала: «Эта ранняя академическая работа— одна из самых колдовских у Врубеля. По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив.
Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. На выставке НОХ присутствовало девять исполненных карандашом иуглём этюдов кней под названием «Раковина»– если представить их вместе, то они образуют исключительно последовательный цикл: изображается сама материя, чреватая превращениями. Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. Насколько созданное Врубелем отвечает тому статусу, которым оно наделено втитуле «врубелизм».
Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Забела с беспокойством писала Анне Врубель, что Михаил почти не спит и его вновь не удовлетворяет лицо, которое он бесконечно переписывал. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. А все герои причастны к миру превращений, творимых силами природы и искусства. Раковина (праслав. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния.
Царевны изображены внизу полотна и дают всей конструкции твердую опору. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. Он ищет в ней саму природу, легкость и теплоту, волшебство. После обычных приветствий он спросил меня: Это вас я должен писать. Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86.
В спиральной раковине наутилуса видели образ Вселенной — модель космоса, восходящее и заходящее Солнце или «лунную спираль». Сон как будто бы стал продолжительнее. Выходом стала командировка художника в Италию— в Равенну и Венецию, для изучения сохранившихся там памятников позднеримского и византийского искусства. Он умер тяжко больным, но как художник он был здоров и глубоко здоров».
Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. Центр такой раковины считали «пупом мира». И, как бы сами собой из игры перламутра возникли нимфы. И всё же при таком сопоставлении характер авангардизма и«врубелизма» обрисовываются как абсолютные противоположности. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. Краски на его полотнах светятся своим внутренним особым светом. Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. Несмотря на это, 10 апреля 1891 года иллюстрированное издание получило цензурное разрешение и сразу же стало событием в прессе.
Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Полотно показывает нам большую воронку, в которой виден весь морской мир. Но ещё раньше вкачестве такой образцовой формулы врубелевский метод «готико-барочного кубизма» явлен вграфических иакварельных этюдах цветов (1886–1887). Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра».
area — рака) — в античности морская раковина, прежде всего двустворчатая раковина «морского гребешка», была атрибутом женских божеств и символом водной стихии. Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же).
Художник абсолютно оставил идею доучиться в Академии художеств и получить официальное удостоверение своей профессии40. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». Рука делает движение – и ракушка изменяет свою цветовую гамму.
Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. В начале 1902 года картина «Демон поверженный» была показана публике на выставке «Мира искусства» в Санкт-Петербурге.
Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. Раковина – панцирь моллюска – рождена в море и отражает его причудливый «лик», его волшебную бездонность. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41.
Прибывшая 3 мая комиссия Академии в составе В. А. Беклемишева, К. А. Савицкого, П. А. Брюллова и других сочла невозможным экспонирование работ Врубеля в художественном отделе выставки. Раковину, написанную красками, он решает не оставлять в черно-белом варианте. А свет также дает о себе знать. Сдругой стороны, Врубель впроцессе самоутверждения авангардной изобразительности провоцирует скептическую реакцию: бытовало даже ироническое определение– «врубелизм» (Крусанов 1996. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. Асдругой стороны– что есть авангардизм вавангарде, особенно от места встречи с«врубелизмом». Вглазах современников раннего авангарда Врубель– это отброшенная назад тень кубизма: по свидетельству С. Ю. Судейкина, на выставке русского искусства впарижском Гран-Пале (1906) взале можно было видеть коренастого человека, часами простаивавшего перед произведениями Врубеля.
Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. Однако самостоятельные работы Врубеля были отвергнуты А. В. Праховым, который прекрасно понимал их значение. В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. И стал рассматривать меня по-особенному, по-художнически, пристально, почти проникновенно. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. Савву похоронили на Байковой горе.
Раковина была рождена в море и отражала его причудливый лик, его волшебную бездонность. Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98.
Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. Ивкотором из этих воплощений авангард представлен вполноте своего эйдетического замысла. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. При этом одиночество Врубеля объяснялось и сугубо социальной средой: модерн, будучи буржуазным видом искусства, ещё не имел в 1880-е годы своих потребителей в России. Согласно Морису Дени, «картина, прежде чем стать боевым конём, обнажённой женщиной или какой угодно сценой, восновном плоская поверхность, покрытая красками, расположенными вопределённом порядке» (цит.
С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. «Форма– главнейшее содержание пластики»– так ещё вакадемические годы Врубель отмежёвывался от прежнего, свойственного передвижникам представления осодержании вискусстве. «Он пришел с безумным, но блаженным лицом, его застигла ночь искусства, потом ночь смерти, так как скучные песни земли не могли заменить ему звуков небес» Эти слова Александра Блока прозвучали во время похорон М. Врубеля, умершего в возрасте 54 лет в психиатрической клинике.
В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». Тогда художник вписывает в картину морских царевен.
Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. На этом фоне Врубель– принципиальный архаик. Сама по себе раковина уже есть морским чудом.
Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. За годы, проведённые в мастерской Чистякова, резко поменялись мотивы поведения Врубеля: декоративный дендизм уступил место аскезе, о чём он с гордостью писал сестре26. То есть на новом «витке спирали», на пороге грядущего авангардизма, это обращение кглубокой архаике, киконописным византийским ликам, но вдетски-наивном лубочном варианте– до сих пор изумляющее пророчество иконописных стилизаций вконтексте неопримитивизма, которыми врусском искусстве отмечено начало авангардной эпопеи. Симптоматика была прямо противоположной, чем в прошлый раз: вместо мании величия— бред самоуничижения и галлюцинации.
Следующим годом датируется рождение кубизма вискусстве Пикассо иБрака. Сверкающая белизной жемчужина в христианском искусстве стала символом чистоты Девы Марии. Академизм же им воспринимался как отправная точка для собственного движения вперёд, как совокупность базовых профессиональных навыков173. Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина.
Михаил Александрович создавал новый мир, построенный по внутренним законам искусства. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. Это уже готовый вариант авангардистской беспредметности, где существенной особенностью является абстрагирование от какой-либо миметической мотивации изображения сюжетом «из жизни» уВрубеля сюжетом является интеллектуальное приключение на тему «форма– главнейшее содержание пластики».
По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. Парадокс втом, что, приобретая характер обобщающего «изма» искусство Врубеля поднимается на уровень понятийных универсалий, где становится равновеликим таким «глобалитетам», как «реализм», «символизм», втом числе ивроде бы отмежёвывающийся от него авангардизм. concha) означало женственное начало природы, а моллюск (лат. Замысленный сюжет был прост: возле заснувшего патриция перемигиваются виночерпий и юный кифаред.
Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106.
Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. гаку — «оболочка» лат. С. 191. «Мифологичность» Врубеля, смелость его фантазии, – всё это были черты нового искусства.
Изумрудную рябь рассекают чёрные плавники чудесных рыб. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. Врубель в поисках изощрённой техники для изображения «волшебства» формы, неутомимо рисовал и писал итальянским карандашом, углём, пастелью, гуашью и акварелью свою пепельницу – перламутровую раковину, на которую многие годы прежде смотрел только как на предмет в обиходе курильщика. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138.
После переезда в Москву Врубель становится одним из самых активных членов художественной группы Саввы Мамонтова. Интеллектуальная история иконоборчества. Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. ГТГ).
После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. Под воронкой автор изобразил огромную раковину с ее прекрасными переливами и мерцаниями.
Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. Такого рода «странные сближения» оказываются возможными, поскольку во всех случаях изобразительная иллюзия некоего известного предмета или существа есть не что иное, как визуализация метафоры– «сдвиг», «складка», «излучение», «завихрение», «гул-ритм» невидимой субстанции, каковой является не предметный объём, асамо пространство, отношения пространственной протяжённости. Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95.
В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. В. фон Мекк предложил Врубелям провести лето в его имении в Киевской губернии, что несколько взбодрило Михаила Александровича и очень понравилось Надежде Ивановне.
molluskus — «мягкий, мягкотелый») — эвфемизм, который употребляли в поэзии для обозначения женских половых органов. Абсолютно понятно, что художник создает зрительный эквивалент весьма популярного верования– вморской раковине, если приставить её кушной «раковине», слышится гул океанской бездны, где глаголет невидимое всё. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. также: И. А. Аксёнов.
В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. Вэтой области специалисту надо потрудиться остальное сделано уже до меня, только выбирай».
Кушает хорошо— и в своё время. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. Но, как ни странно, художник столкнулся с определенными трудностями. В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. На выставке Союза русских художников 1905 года была показана очередная работа Врубеля — «Жемчужная раковина». (или просто «Жемчужина», как ее называют, картина была написана в 1904 году).
Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». 1913.
На 8-й выставке НОХ (1912–1913) вчисле поздних работ демонстрировалось «Видение пророка Иезекииля» (1906. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. Он спит через ночь по пять часов и редкий день, чтоб не поспал хотя бы три часа. Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема».
Иесли «Жемчужина» являет один полюс вварианте сугубо традиционной для XIX века салонной эстетики, то этюды кней предъявляют саму природу как «лоно» авангардной нефигуративности– за шесть лет до её возникновения впервых опусах такого рода уВ. В. Кандинского. Экспрессивно-драматичны и портреты (К. С. 32). Институт Карнеги, Питтсбург) иУмберто Боччони («Атака улан». Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. Запретный образ.
Богиню любви Афродиту изображали стоящей на раковине морского гребешка иначе «пинна» (греч. Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. Частная коллекция, Милан) или, например, скартиной Н. С. Гончаровой «Велосипедист» (1913. Как художник, Врубель попытался передать красоту и переливчатость перламутра. Истина, выговоренная Морисом Дени, фиксирует ту самую точку, где сходятся Врубель иавангард. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3.
Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея). Позднее, в рельефах романского периода, раковина опирается на две колонки по сторонам. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства).
Это уже восхищает и поражает. На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Слово «конха» (греч. Эта птица с ликом девы едва ли станет послушной женой Гвидона и благополучия не обещает её грустный прощальный взор. Как он это делал, можно видеть на примере его картины «Натурщицы в обстановке Ренессанса».
Творчество Врубеля не раз претерпевало резкие изменения в оценках. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. В 1906 художник ослеп. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. Т. I.
Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. В результате, проучившись на год больше положенного срока, М. Врубель не защитил заключительную конкурсную работу и окончил университет в звании действительного студента15.
В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. В его даровании раскрылись универсальные возможности. «Ведь я совсем не собирался писать морских царевен в своей «Жемчужине» Я хотел со всей реальностью передать рисунок из которого слагается игра перламутровой раковины и только после того, как сделал несколько рисунков углём и карандашом, увидал этих царевен», – писал Михаил Александрович. А. М. Врубель заметил, что едва ли эта картина будет вызывать симпатии и у публики и у Академии художеств. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург.
Врубель сделал массу рисунков раковины углем и карандашом, прежде чем написал ее в цвете. В форме спиральной раковины рисовал проект «идеального города» Б. Палисси. Фантазия по Э. По», 1905. Но, к сожалению изорвал в клочки летнее новое пальто и брюки. Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. (Крусанов 1996.
Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. Всамом деле: рисунок, акварель, станковая картина, монументальная роспись, декоративное панно, скульптура, театральная декорация сюжеты: Гёте, Шекспир, Пушкин, Лермонтов, Эдмон Ростан, Анатоль Франс, древняя мифология, русский былинный эпос стилистические реминисценции, включающие Византию, венецианский колористический комплекс, мозаику ивитраж, Ренессанс ибарокко, готику истилистические формы изобразительного «фольклора»– таков разворот врубелевского репертуара. Да.
Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. ГТГ «Рука художника, держащая платок».
Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. Здесь же совсем рядом– ларионовский лучизм. В Академии он работал по классу П. П. Чистякова. Причём сама пастель представляет собой изысканное салонное дивование, которое Врубель вэтом самом качестве изображает в«Автопортрете» (1905. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре).
Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты). От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. Акт третий: 1903—1906 годы, связанные с душевной болезнью, постепенно подтачивавшей физические и интеллектуальные силы живописца. По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. М., 1999. Первое впечатление: сумасшедший.
Работая над «Демоном (сидящим)», он писал сестре: «Одно для меня ясно, что поиски мои исключительно вобласти техники. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». Кирилле», «Св.
В письмах родным речь шла уже о тетралогии. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. ГРМ) до поздних композиций («Кампанулы». Тем самым Врубель открывал новое качество в живописи 20 века. Художнику захотелось показать красоты блеска перламутра и он перенес все это на холст.
Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. В сопровождении трубящих тритонов изображают Посейдона, нимфу Галатею и богиню Фортуну. Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). Чуть намечена фигура Нептуна. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки.
Переливающиеся в тонн раковине морские нимфы. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. Он «гранил» фигуры и предметы плоскостями, строя форму как бы изнутри. Да и название выбрано не случайно. Он не раз рассматривал и восхищался раковиной, считал ее настоящим волшебством. С именем Кокала (происходит от слова «кохлос»), мифического царя Сицилии, связана история о мастерстве Дедала, сумевшего пропустить нить сквозь спиральную раковину, привязав к ней муравья. «Врубелевская готика» ипри этом «кубист до кубизма»– таков, по характеристике Аксёнова (Аксёнов 2008.
Обстановка в клинике Усольцева вообще не должна была напоминать пациентам об их недугах их не подвергали стеснительному режиму и жили они в одном доме с семьёй своего врача. konche — «раковина», лат. Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118.
Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса).
Художник использует сложнейшие переливы лилового, зеленого, голубого и розового цветов. Правда, на выставке 1906 года не было «Демона (сидящего)» (ГТГ), которого одного было бы достаточно, чтобы отнести возникновение кубизма к1890году. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1.
У него было красноватое лицо глаза как у хищной птицы торчащие волосы вместо бороды. Напоминающая о зыби морской, раковина будила в воображении Врубеля звучания морской стихии, звуки моря, которые он так любил слушать в операх Римского-Корсакова. Она, носительница души, превращается в одушевлённого собеседника. Творенье Врубеля – надежда на лучшее, прекрасное.
Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. Мастер искал такой степени обобщения натуры, которой до него не знала русская живопись. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. Он относится без внимания к письмам— и сам не пишет.
«Жемчужина» (1904) – это своего рода галактика, увлекающая взгляд по спирали вглубь. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее.
Это фантастическое создание природы было панцирем моллюска, жившего в далёких чудесных странах. Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2.
Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. В «Жемчужине» он показывает, что природа и человек – единое целое. ГРМ). Между салонным «сделайте мне красиво» исамозабвенным служением «культу глубокой натуры», где натура– не сумма вещей, абесконечность вселенских метаморфоз– вэтом промежутке несовместимых противоположностей располагается парадокс совмещающего их «врубелизма», коим подтверждается пушкинское «гений– парадоксов друг». В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18.
1904. Но за этим фасадом парадного Врубеля, типичного экстраверта, скрыт другой Врубель– абсолютный интроверт. При каждом повороте руки раковина меняет свой цвет. Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137.
Трансформация формы раковины связана с возникновением рокайля, однако это слово, как и название стиля Рококо, не имеет связи со еловом «раковина». Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144.