Репин Художник Картины

Говоря о том, какие есть картины художника Репина с названиями известными всем, невозможно не вспомнить об этой. Репин изобразил Софью в Новодевичьем монастыре, в келье, куда она была заточена в 1697 году за организацию заговора и участие в стрелецком бунте против Петра I. Чтобы картина была более живой, художник изучал все особенности той эпохи, костюмов, обстановки. В мае 1870 года вместе с художником Ф. Васильевым Репин поехал на Волгу, где делал зарисовки и этюды к задуманной картине.

Многие художники искусствоведы утверждают, что, написав эту картину, Репин впервые состоялся как величайший портретист.

Илья Ефимович Репин – биография и картины

После революции Репин больше ни разу не был в России. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125.

За некоторое время до поступления Репина в академию претенденты на золотую медаль (их было 14 человек) обратились в Совет профессоров с предложением изменить правила, согласно которым они должны были писать картину на одну и ту же (религиозную или мифологическую) тему. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Репин талантливо изобразил томящий зной иссушивший все вокруг, ослепительный блеск солнечных лучей и сверкающую на солнце золотую ризу дьякона, колыхание людского моря в мареве пыльного накаленного воздуха. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Обладатели этой награды получали возможность совершить поездку за границу.

Общение с прежними друзьями было только заочным. Зло, непримиримо горят на бледном лице глаза, сжаты губы, рассыпались по плечам волосы. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. На первых порах Репины жили под одной крышей с родителями мужа3 позже, скопив денег на торговле лошадьми, глава семьи сумел поставить просторный дом на берегу Северского Донца.

В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь.

Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Он перелистывает альбомы, радуется успехам мальчика, встрече с ним, смотрит на мать. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242.

Крамской. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Скопив 100 рублей от церковных заказов, в 1863 году молодой художник едет в Петербург.

Внимание художника тяготит их. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. В те времена доля солдатской жены была нелегкой.

Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Мне минутами становилось страшно». К башенке мимо беседки «Храм Озириса и Изиды» и площади Гомера пролегла аллея Пушкина. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью.

Репин встречал их по средам. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения.

Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Немногие детали — растрепавшиеся волосы Софьи, ее расширенные горящие глаза, складка между нахмуренными бровями, сдвинутый стул и смятая скатерть, покрывающая стол, — говорят о том, что лишь минуту назад погасла вспышка ярости, охватившая царевну.

7 знаменитых картин 
Ильи Репина

7 знаменитых картин Ильи Репина

Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Однако картина поражает в первую очередь именно великолепно прописанными характерами. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171.

Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Этюд получился превосходный. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. Начались поиски. Это художник, который всецело отдавался творчеству итогом его многолетних трудов, большого количества эскизов, набросков, стали «Бурлаки на Волге» – одна из известнейших картин Репина.

Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Эта история получила название «бунт 14».

Илья Репин: картины 
исторические, портреты, 
парадные полотна

Илья Репин: картины исторические, портреты, парадные полотна

Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге».

Вода хлынула с напором 400 ведер в час. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице.

На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». -— И. Г. ), они много смеялись».

По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Скептически настроен и казак в оранжевом, выглядывающий из-под руки хохочущего казака в центре. — И. Г. ) посидеть мне смирно. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным.

Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Еще в 1876 году в Чугуеве художник задумал картину "Крестный ход в Курской губернии". Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы.

В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173.

Позднее полотно было отреставрировано специалистами. «Как. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. От крупной фигуры Софьи веет недюжинной силой и энергией. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало.

Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. — Да это превосходно. Горе отца затмевает страдания умирающего сына. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет.

С поразительной естественностью Репин передал одутловатое от болезни лицо, помутневшие, словно выцветшие глаза, мягкие спутавшиеся волосы. Третьяков»109. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Центральная группа словно недовольна своей ролью.

Репин был очень дружен с Мамонтовым. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Репин трактует историческое событие как драму человеческой личности.

Публике картина понравилась. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом.

Работал весь день, не замечая времени. После Бурлаков это наиболее значительное произведение. Люблю тайно, ревниво, как старый пьяница, – неизлечимо. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие.

Так родилась Чугуева гора, на которой построили беседку «Башенка Шехерезады», с нее можно было любоваться видом на залив. Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина.

Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Вот она вещь в уровень таланту.

Илья Ефимович Репин 
– биография и картины 
 (1844- 1930)

Илья Ефимович Репин – биография и картины (1844- 1930)

Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142.

Валентина Семеновна соглашается приходить позировать. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Со дна моря достаньте.

В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Реакционные круги сочли полотно «крамольным» и запретили его показ. Так в мастерской Репина рядом с привезенными из Чугуева начатыми картинами стала новая картина — «Правительница царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Ново-Девичьем монастыре во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году».

Рассмотрим "ближний круг". Часы утра, которые я посвящаю ему, – лучшие часы моей жизни. Смерть уже наложила свою печать на лицо юноши. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном.

Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246.

Куда делась куча 
картин Репина и 
других русских художников

Куда делась куча картин Репина и других русских художников

Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. В 1879 году он написал полотно «Царевна Софья» (Третьяковская галерея, Москва). Она ушла из жизни в 1931 году55.

Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158.

Его женой стала Пелагея Минаевна, девичью фамилию которой исследователям установить не удалось6. В его глазах читается печаль, тоска. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Именно там впервые проявилась его страсть к рисованию.

«Роковой» художник: 
мистика и мифы, 
связанные с картинами

«Роковой» художник: мистика и мифы, связанные с картинами Ильи Репина

Лишь И. Н. Крамской поддержал мастера. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко.

Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. В дверях все еще стоит горничная, впустившая человека – ссыльного, о котором помнили, но которого не ждали в семье. Это был только сырой, черновой материал, который в дальнейшем переплавлялся, перерабатывался до неузнаваемости в творческой лаборатории живописца. После поездки в зону эпидемии тифа в 1911 году молодая женщина начала страдать душевным недугом54.

Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Вегетарианцем стал и сам Репин. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын.

Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». М. Бунакову. И вот уже перед нами не царь, а отец. Таким оно становится благодаря переполняющим царевича чувствам – жалости к отцу и прощения. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились.

Как великий русский 
художник Илья Репин 
оказался эмигрантом

Как великий русский художник Илья Репин оказался эмигрантом

Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Он развелся со своей супругой, обвиняя в бюрократизме, покинул ряды Товарищества, занимавшегося организацией передвижных выставок художников, к тому же значительно ухудшается здоровье художника. Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.

«Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» – глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают" Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Репин, конечно, согласен.

«Отступничество» 
в картинах Ильи 
Репина

«Отступничество» в картинах Ильи Репина

С 1882 года художник вновь живет в Петербурге, где в 1884 году примыкает к Товариществу передвижных художественных выставок. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко.

Весь облик Толстого, манера держаться подчеркнуто просты, обыкновенны, будничны и в то же время глубоко содержательны индивидуальны. Своим непосредственным наставником он считал Крамского: Репин был своим человеком в созданной Иваном Николаевичем художественной артели, показывал ему свои ученические эскизы, прислушивался к советам18. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Добровольные посланцы повезли в Куоккалу деньги и продукты. Л. Н. Толстого». Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.

Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Илья Репин родился в Чугуеве близ Харькова в 1844 году. В облике Ивана Грозного претворились некоторые черты художника Г. Г. Мясоедова, композитора П. И. Бларамберга, а в облике сына Ивана – писателя Гаршина и художника В. К. Менка.

Но он мечтает о большем. Сняв за пять с половиной рублей комнату в мансарде и перейдя на режим жёсткой экономии, он устроился в вечернюю рисовальную школу, где вскоре был признан лучшим учеником.

Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников». Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Даже больше — я думаю, что эта картина еще лучше. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы.

Музыка переносила его в мастерскую, к картине.

Биография художника 
Ильи Репина

Биография художника Ильи Репина

Портрет производит яркое и сильное впечатление. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год.

В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. На лицах священнослужителей так и написано: «Вот приплыли. ». Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. «Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям. В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение. О чем эта история.

Жизнь и творчество 
художника Ильи Репина, 
описание

Жизнь и творчество художника Ильи Репина, описание

Репин забыл о конкурсе, об Академии. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. А чтобы ямы траншеи наполнились чистой водой, пробурили артезианскую скважину глубиной 72 метра.

Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»).

  • Персоны и личности (интересное о известных)
  • Илья Репин: биография и факты из жизни
  • Картины Репина с названиями история создания, сюжет
  • Топограф иконописец, студент Академии художеств
  • Жанровые и исторические полотна Ильи Репина

Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах.

у которых ни на йоту не попадается ничего духовного – весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев. ». Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Это самая феноменальная черта, чрезвычайно трудная и решенная только двумя фигурами. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения.

  1. Все Картины Илья Репин по алфавиту
  2. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  3. Путешествие по России: Самарская область
  4. «Отказ от исповеди перед казнью» (1879-1885)

Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Автор концентрирует внимание зрителя именно на лице композитора, словно пытаясь передать секрет гения Мусоргского. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения».

Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Подробность шекспировского комизма. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым.

Не доносчик ли. Вот стоит она у стола, откинувшись назад, скрестив на груди руки, побежденная, но непокоренная. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Написан портрет вдохновенно. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом».

  • «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883)
  • «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891)
  • «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1903)
  • Картины Репина (фото) с названиями
  • Краткая характеристика творчества

Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Не случайно здесь нет главных или второстепенных персонажей, ведь равенство и братство, наряду со свободой, столь значимы для пишущих письмо турецкому султану людей. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт.

В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. В. В. Стасов обвинил Репина в непонимании истории. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства».

  1. «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»
  2. «Торжественное заседание Государственного совета»
  3. Портрет премьер-министра Столыпина
  4. «Портрет пианистки графини Луизы Мерси дАржанто»
  5. Самое интересное в виде мозаики

Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году.

Персоны и личности 
 (интересное о известных)

Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства.

Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. я работал завороженный. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Раскрывая характер писателя, подчеркивая его значимость в обществе, тем не менее, Репин не идеализирует Толстого, не пытается окружить его ореолом исключительности. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок.

Однако мальчику не повезло, так как отделение было вскоре закрыто. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Казалось, она спит.

Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Свет наступающих сумерек скрадывает рефлексы и переливы красок. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Убийство свершилось.

Над этой картиной Репин работает долго, тщательно отбирая типажи. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми.

Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин.

В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке. Репин считал сам эту картину красивой. Все эти Замечательные мастера использовав завоевания своих больших и малых предшественников как в русском, так и в мировом искусстве, сумели сообщить русской живописи поистине грандиозный размах, поставить ее в один ряд с другими смежными искусствами — литературой и музыкой, занявшими в это время передовое место в мировой культуре. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры.

Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу.

О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Полностью погрузиться в новую работу ему не давали академические обязательства, связанные с конкурсом на малую золотую медаль, однако, по признанию художника, ни во время игр с товарищами в городки, ни во время общения со знакомыми барышнями он не мог освободиться от зреющего замысла26. Репин дважды подавал прошения об отставке.

Комната небогатой интеллигентной семьи. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану.

Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Когда школа закрылась, Репин поступил в иконописную мастерскую Бунакова.

К примеру, полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», более известное под названием «Иван Грозный убивает своего сына», которое было представлено на выставке передвижников, появилось на свет после того, как художник посетил концерт Римского-Корсакова. Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных. В Петербург к Стасову полетели письма: «.

Публика восприняла работу Репина как протест против самодержавного деспотизма. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Это стремление художника особенно заметно в «Запорожцах».

В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Сюжет полотна «Садко» Репин взял из одноименной новгородской былины. Все в нем – мясистое, обрюзгшее лицо с властным тяжелым взглядом маленьких, заплывших жиром, глаз, крутой изгиб широких бровей, большой, потерявший форму, нос, нависающий над чувственным ртом, тучная фигура с бездонным чревом, на котором покоится короткопалая крепкая рука, – обличает грубую, примитивную, но сильную и непреклонную натуру, далекую от христианских идеалов, от постов и смирения, преисполненную всех греховных помыслов и страстей земных. Однако несмотря на эти экстравагантные правила, в доме Репина и Нордман бывали поэты, писатели и художники. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135.

Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал. Достаньте его в гардеробе Мариинского или Александрийского театра. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141.

Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Критик, как и многие другие современники художника (В. И. Суриков, П. М. Третьяков, М. П. Мусоргский), считал, что Софья на картине слишком стара, некрасива, ей не хватает одухотворенности. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. «Царевна Софья» вызвала в обществе жаркие споры. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина).

В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Имя Репина стало широко известным.

И лишь вдали красноречиво виднеется буксир, ещё неведомый простому народу в те времена. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился.

И, отталкиваясь от всех ранее выполненных этюдов головы Софьи, от того этюда, который он делает с Серовой, он пишет свою Софью и свою картину. Рисунок уверенный, лепка твердая. И тут помог случай. Горестно, недоуменно смотрит на нее молоденькая черница-прислужница. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253.

Но театральные костюмы не подошли. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110.

Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Силу человеческого духа увидели в картине современники. Америка—Франция—Россия. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу.

Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине. Первой самостоятельной работой Репина стала композиция «Бурлаки на Волге» (1870–1873, Русский музей, Санкт-Петербург). Так ли это – судить зрителям.

Идея сформировалась после его путешествия по Волге в 1870 году и посещения села Ширяева (Самарская область) близ Жигулёвских гор. С тех пор и началась их дружба, сыгравшая огромную роль в жизни Репина. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Эта встреча оказала огромное влияние на дальнейшую судьбу Репина. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки.

Но что-то гнало меня к этой картине и я опять работал над ней». Этот мужчина слыл в городе колдуном. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.

И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Репин являл собой пример беззаветной преданности искусству.

Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156.

В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. К тому же и погода благоприятствовала работе. «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин.

Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. В Москву приехала В. С. Серова с сыном.

Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. "Я родился военным поселянином. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди.

В эту минуту в комнату вошел Христос. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка.

Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко.

Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина.

На моих друзей она производила то же впечатление. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу.

Художник писал: "Искусство я люблю больше добродетели. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Потом рассказывали, что на границе их обыскивали до трусов. В его взгляде осуждение и тревога.

Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Обер-прокурор Святейшего синода К. П. Победоносцев в письме к царю отозвался о произведении знаменитого художника так: «Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения». м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет.

Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Судьба картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» драматична. Я отворачивался от этой картины, прятал ее. Илья Ефимович собственноручно копал канавы и насыпал холмы.

Осознав непоправимость случившегося, он обезумел от ужаса.

В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Репин стал очевидцем казни народовольцев. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны.

В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52.

Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. Причем отношение к ним было достаточно враждебное. Облик Ивана Грозного настолько страшен, что зритель забывает о причине разыгравшейся трагедии — об убийстве. Минута и отец в ужасе закричал, бросился к сыну, схватил его, присел на пол, приподнял его к себе на колени и зажал крепко, крепко одною рукою рану на виске (а кровь так и хлещет между щелей пальцев), а другою, поперек талии, прижимает к себе и крепко, крепко целует в голову своего бедного (необыкновенно симпатичного) сына, а сам орет (положительно орет) от ужаса, в беспомощном положении. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167.

В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Они словно противопоставлены друг другу. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122.

В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении. Бросаясь, схватываясь и за голову, отец выпачкал половину (верхнюю) лица в крови. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак.

До Великой Отечественной войны его росписи украшали несколько храмов на Украине (к сожалению, эти церкви были разрушены фашистами). Из-за близкого соседства картин народ приписал её более известному на тот момент Репину. Как мог он забыть о ней. Вся центральная часть написана самим Репиным.

Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос.

В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек.

Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. художественный музей им.

Это лучше всех ваших академических работ. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. В народе известна эмоциональная, оценочная реплика: «Картина Репина «Приплыли. ». Творчество Репина 1870-1900-х являлось знаковым для современников и стало иллюстрацией этого времени для потомков.

О картине появилось много статей в периодической печати. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос.

Эту сумму за Репина внёс покровитель— руководитель почтового департамента Фёдор Прянишников, к которому Илья Ефимович обратился за помощью14. Возвращается в Россию летом 1876 года. — сказал Крамской. «Иван Грозный» был показан на XIII Передвижной художественной выставке.

Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Отец ударил своего сына жезлом в висок.

Берег Волги. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы.

Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. В центре — вернувшийся из ссылки революционер, осторожно и неловко входящий в комнату. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Ведь вот где «натура» для его Софьи, пожалуй самая подходящая.

Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Произошла банальная путаница: в Сумском художественном музее выставлялись работы Ильи Ефимовича и рядом оказалась работа художника Льва Соловьёва «Не туда заехали». Она была закончена только в 1891 году. Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку. Мне минутами становилось страшно.

Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. На ней изображена лодка с монахами, причалившая к берегу, где купаются обнажённые женщины. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Запорожцы, коллективно сочиняющие ответ турецкому султану, представлены Репиным крепким единодушным братством во всей своей силе и сплоченности. Поставленная перед художником задача была очень трудной. "Иван Грозный" – явление в русской живописи необычайное".

Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский».

Каждый персонаж переживает что-то своё. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Картина "Садко". Единственная «сказочная» картина Репина – «Садко» («Садко в подводном царстве») – написана в 1876 году по заказу великого князя Александра (будущего императора Александра III). Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Все заняты. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя.

Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. Он писал Репину: «Я очень был тронут Вашей картиной. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. В основе композиции лежит реальное событие XVII столетия.

Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников. Полное название первой исторической картины Репина — «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году». Первый факт.

Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Труд — вот что определяет и украшает человека. Будьте благодетель, пришлите мне костюм для царевны Софьи. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Часть работы проходила на даче в Белогорке отсюда Репин периодически выезжал в Петергоф и Александрию, чтобы сделать зарисовки царской одежды165.

Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Там новые костюмы построены довольно верно. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Репин никуда не делся. За окном летний день.

Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Общественность начала сбор пожертвований. Тут больше любви к делу, — пояснил он. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242.

Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183.

И Стасов присылал портреты, добывал костюмы и охотно исполнял все поручения друга. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике. Вид царя ужасен: его лицо испачкано кровью, глаза вылезли из орбит, редкие волосы растрепались. Источник назвали «Колодец Посейдона».

Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. 1 марта 1881 года в Петербурге представители «Народной воли» убили АлександраII. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Это вы сами. Экспрессию безудержного веселья несколько умеряет освещение. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255.

Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным.

Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме.

О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Знакомство писателя и художника произошло ещё в Петербурге81 позже они встретились в Париже.

Заказ Павла Третьякова на написание портрета Ивана Сергеевича Репин воспринял с воодушевлением. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Пятый факт. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина.

Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Уже в пятнадцатилетнем возрасте Илья принимал участие в расписывании сельских церквей. Репин попытался самостоятельно отреставрировать «Ивана Грозного», но стареющему мастеру не удалось вернуть картине прежние краски. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков.

С осязаемой реалистичностью передана фактура тканей одежды казаков. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Тогда Репин решает поступить в частную рисовальную школу, где преподавал И. Н.

В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка.

В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла. Много учился на написании портретов близких и друзей. В 1877 году Репин оставил Чугуев и поселился в Москве. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках.

Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901 – 1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет.

Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Одной из наиболее интересных и значительных работ Репина стала композиция «Не ждали». Они жили в Пенатах в течение двух недель. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124.

Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Стасов присылает ему все, что он просит. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Рисовать начал благодаря своему двоюродному брату Трофиму – когда он рисовал, Илья любил сидеть рядом и наблюдать, как на бумаге появляются цветы и фрукты.

Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ).

Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Вскоре тот заметил талантливого юношу, пригласил его к себе в гости. И вот Репин безжалостно стер все, что было на холсте за четыре месяца и начал все сначала.

В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. А свеча становилась ниже и тени менялись. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией.

Трагические события побудили мастера написать полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, Третьяковская галерея, Москва). Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. 2. Как и многие дети военных поселян, Репин поступил в военную школу, на отделение топографии. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202.

Он заклятый враг турецкого султана, не раз доходил до самого Царьграда и такого пускал туда дыму, что султану чихалось, точно он понюхал табаку с тертым стеклом. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Тогда по настоятельной просьбе мальчика отец отдал его в ученики к иконописцу Бунакову. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133.

Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».

Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Выражено и выпукло выдвинута на первый план – нечаянность убийства.

Множество зарисовок казачьих типов мастер создал во время поездок по Украине. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Он идет прямо к матери.

Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Энергичной мощной кистью созданы яркие, колоритные образы запорожцев, великолепно переданы их заражающий смех, бодрость и удаль.

Глаза ясные и добрые. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». «Пенаты» стали его малой родиной. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111.

Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий».