Репин Портрет Стасова

Стасов очень ценил этот портрет Репина.

Русский мир в портретах работы Ильи Репина

Как хотелось бы изобразить это. Редкое своеобразие духовного облика Стасова, необычайная широта его натуры произвели неизгладимое впечатление на многих из его выдающихся современников. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Он это чудно и выполнил. Следующий 1870 год прошел в путешествии на Волге. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213.

Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Руки Пирогова энергичным жестом плотно скрещены на груди. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л.

Оставил большое эпистолярное наследие. А он так весело шутил и веселил меня». Толстого (1887). Цель экскурсии – дать представление о живописном портрете, о его содержании и художественных средствах. Весной 1883 года они вместе отправились в путешествие по Европе. Академик Императорской Академии художеств (с 1876).

Работа над новонайденной рукописью требовала большой осторожности. Член-корреспондент Венского Сецессиона, почетный член Финляндского художественного общества (с 1920). Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Пройдите в памяти все, что он до сих пор писал: «Дочь Иаирова», «Бурлаки», «Русские и чешские музыканты»— в каждой из этих картин есть много лишнего пространства в ширину, которое полезно было бы убавить. А чем этот человек был так доволен.

Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Силуэт фигуры обобщен и отчетливо рисуется на светлом фоне. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Известны пять живописных портретов Стасова, не считая многих рисунков.

Во втором номере «Пчелы» напечатана, в гравюре на дереве, картина Репина «Бурлаки на Волге». Его темперамент не проявляется во внешних жестах. Это совсем ново, — записал Толстой 8 января 1900 г. в своем дневнике. Родился в Чугуеве Харьковской губернии. В своих воспоминаниях Репин говорит, что Стасова боялись многие критики.

Неоднократно путешествовал по странам Европы (1883, 1889, 1894, 1900 и др. ). С 1900 жил в имении Пенаты (в Куоккале, ныне Репино, Ленинградской обл. ), где с послевоенного времени работает музей-усадьба художника. В своих воспоминаниях он отзывается о нем, как о человеке «рожденном для искусств», называет его «рыцарем в благороднейшем смысле слова». И английские и немецкие и французские художественные критики прямо называли «Бурлаков»— самой примечательной и характерной картиной русского отдела, а по исполнению, по колоритности и блестящему освещению — «самою солнечною картиной» целой всемирной выставки. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»).

Но, так называемый, «дрезденский портрет», по мнению искусствоведов, считается превосходным и точно передающим характер этого выдающегося человека. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. mw-parser-output.

Случилось так, что друзья попали в Дрезден на праздник, когда там были закрыты галереи. В этом следует видеть не только заслугу одного Репина, но результат общей эволюции русской живописи, необходимость движения которой к свету, краскам отлично понимал Крамской, но не мог еще осуществить в своем творчестве. Он великодушно согласился позировать. Например, о картине «крестный ход», Стасов писал: «все сами добровольно идут и жарятся на солнце, так как они великое, душевное дело справляют, несут чудотворную икону. Такая тема, кажется, не представлялась до сих пор ни одному живописцу.

всего портрет писали 14 часов, может быть с небольшим. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Но, оставляя в стороне этот недостаток, сильно бросающийся в глаза, все-таки нельзя было не видеть и крупных достоинств картины. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58.

Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Также написана бриллиантовая звезда на груди Дельвига. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Для исполнения разных подробностей и аксессуаров картины (кресел, столов, архитектуры залы, ковров, люстр и т. д. ) Репин взял себе на помощь двух из числа значительнейших своих учеников, гг.

писал много раз. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878).

Не менее значителен и портрет Л. Н. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Стасов происходил из старинного рода. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Работа над новонайденной рукописью требовала большой осторожности.

Портрет Стасова 
 (с портрета Репина)

Портрет Стасова (с портрета Репина)

По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. В статьях и речах он горячо отстаивал их искусство. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16.

Портрет Стасова написан в превосходной технике темпераментными, но в то же время невесомыми, «струящимися» мазками. Они написаны Репиным с поразительным мастерством, а главное, с ощущением их великолепия. Что вы везде тут увидите. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Стасов ставил перед собой трудную задачу.

  1. Портрет Владимира Васильевича Стасова, художественного и музыкального критика историка искусств
  2. Описание картины «Портрет Владимира Васильевича Стасова, художественного и музыкального критика историка искусств»
  3. Портрет Владимира Васильевича Стасова
  4. Русский музей Дополненная реальность
  5. Художник: Репин Илья ЕфимовичПортрет Владимира Васильевича Стасова
  6. Сочинение по картине Репина Портрет критика Стасова
  7. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

писал много раз. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Написал ряд критических статей, воспоминания о современниках, о своем творческом пути. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. С полным основанием В. Д. Комарова, близко знавшая Владимира Васильевича со времени своего детства (с конца 1860-х гг. ) и написавшая его биографию, считала, что воспоминания Репина изображают Стасова по существу чрезвычайно ярко, верно и точно. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея.

Сходны и композиционные решения. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона».

Костюм же мой был, для удобства, такой: преспокойно одно только пальто, а снизу ночная рубашка, даже на груди немножко раскрывается (чего я не знал даже, а Репин нарочно не сказал для того, чтобы я не вздумал поправиться). Бруни и Т. А. Вот таким образом-то Репин и был первоклассным портретистом. Вдали розовые горы веселый солнечный свет золотит печальную сцену горя и несчастья. Басина, Ф. А. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала.

  1. О жизни и творчестве выдающихся художников

Появление его на выставках всегда сопровождалось шепотом в устах присутствующих. Практически все произведения Репина подвергались строгой оценке такого великого критика, как Стасов. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Кавалер ордена Почетного Легиона (1901). Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Репин приехал в Петербург в 1864 году, двадцати лет от роду (он родился в Чугуеве, 25 июля 1844 года) и уже через шесть месяцев после того мрачного, ненастного ноябрьского вечера, когда он, с несколькими лишь рублями в кармане, прямо с Николаевской железной дороги, прибежал на Васильевский остров и бродил вокруг дома Академии художеств, разглядывая со всех сторон это святое для него место, а сам еще не знал, куда ему пойти провести первую свою ночь в Петербурге — через шесть каких-нибудь месяцев он уже получил от Совета Академии малую серебряную медаль за программу: «Ангел смерти избивает всех первенцев египетских».

Репина и Стасова связывала многолетняя дружба. Неоднократно путешествовал по странам Европы (1883, 1889, 1894, 1900 и др. ). Преподавал в Тенишевском училище прикладного искусства в Петербурге (1895-1899), профессор-руководитель мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств (1894-1907), с 1898 – ректор. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. И вдруг какой шаг: проходит еще четыре года и Репин является уже сильно выросшим художником, когда, весной 1869 года, получает свою 2-ю золотую медаль за академическую программу: «Иов и его друзья».

Крамской с большой силой образной выразительности и глубиной характеризует Толстого как выдающегося мыслителя, раскрывает его общественное значение как гениального писателя земли русской. Репин Илья Ефимович (1844, Чугуев, Харьковской губ. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку».

Портрет исполнен широкими, хорошо лепящими форму и вместе с тем легкими «струящимися» мазками в превосходно сгармонированной серебристой гамме. Таким образом, показ выразительного контура ограничен лишь головой и плечами. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». И опять пестрота красок, как он с нею сладит.

Но теперь уже поздно. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. – 1930, Куоккала близ Ленинграда)Художник, рисовальщик. Академик Императорской Академии художеств (с 1876). Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем.

Портрет Владимира 
Васильевича Стасова, 
художественного

Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Охотно и много Репин пишет о пылком темпераменте и возвышенной душе Стасова. Воспоминания о Стасове, написанные Репиным в 1933 г., отнюдь не затерялись. Это свойство Писемского было известно каждому, кто, как Репин, был лично знаком с писателем.

Его образ исполнен большого благородства, внутренней силы и вдохновения. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Сходны и композиционные решения. Но предметом самого пристального его внимания всегда оставался человек.

Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. В одном из своих писем Владимир Васильевич описал это событие: «. На первых порах Репины жили под одной крышей с родителями мужа3 позже, скопив денег на торговле лошадьми, глава семьи сумел поставить просторный дом на берегу Северского Донца. Кроме того, портрет Толстого работы Репина более совершенен в живописном отношении. Портрет обнаруживает не только внешнее, но и внутреннее сходство с натурой и вот таким образом кажется необыкновенно «живым».

И только лицо (и частично руки) Толстого вырываются из этого общего тона. А чем этот человек был так доволен. Что-то особенное, свое, шло из нее навстречу зрителю.

Напряженная поза, немного нахмуренный лоб, чуть приоткрытый рот, будто из него сейчас сорвутся слова или гневная отповедь своим оппонентам. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140.

Многие прятались в такие моменты, в надежде, что взгляд Стасова не остановится на нем. Пенсионер Академии в Италии и Париже (1873-1876). Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Но мне от этого не легче и я не могу утешиться в том, что до некоторой степени был причиною участи, постигшей теперь «Бурлаков»: только у меня одного, до сих пор и была фотография с картины Репина и именно я, необыкновенно высоко ценя ее талантливость и значение, предложил редакции напечатать ее в «Пчеле». Одним из лучших портретов Репина справедливо считается портрет М. П. Репина и Стасова связывала многолетняя дружба. Их рукопись сохранялась у В. Д. Комаровой.

Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Дружба двух замечательных деятелей русского искусства и по сей день служит поучительным примером того, какое большое и почетное место может занять критик в борьбе за передовое направление в искусстве, какую помощь может он оказать художнику в творческих исканиях. Среди его учеников, .

И тут же пояснял: «Смерть хочется, смерть руки чешутся. Он сидит абсолютно прямо, не прислоняясь к спинке своего кресла. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Он был написан в течение трех дней – с 13 по 15 августа. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83.

Пирогов в изображении Репина – волевой, целеустремленный характер. И это не только благодаря глубокой психологической характеристике. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело».

Неффа (1864-1871). С полным основанием В. Д. Комарова, близко знавшая Владимира Васильевича со времени своего детства (с конца 1860-х гг. ) и написавшая его биографию, считала, что воспоминания Репина изображают Стасова по существу чрезвычайно ярко, верно и точно. Это очень нужно, очень важно. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр.

Воспоминания о Стасове, написанные Репиным в 1933 г., отнюдь не затерялись. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Конечно, ограничиваться такого рода редакторской работой здесь никак нельзя было.

В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Образцовый тип ума. Как хотелось бы изобразить это.

Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Вот таким образом она оказалась среди разного хлама в разрозненной части архива. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142.

Крамского, в Академии художеств у П. В. Он помогал товарищам-художникам обдумать новую картину, обсуждал с ними каждую ее подробность, не жалея времени, добывал для них нужные материалы – книги исторические сведения, описания жилищ, одежды, оружия. Кустодиева и Куликова и, конечно, это немало способствовало ускорению окончания работы. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Неточности хронологические в этих воспоминаниях особенно часты.

Америка—Франция—Россия. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Абсолютно иной человеческий образ предстает перед нами в «Портрете хирурга Н. И. Пирогова» (1881) изображающем также одного из выдающихся деятелей русской науки и культуры. Крамского, в Академии художеств у П. В. Так, три года спустя заседание Государственного совета изображенное Репиным, Стасов вновь характеризует как «собрание подлецов — генералов, мерзавцев, злодеев, членовредителей отечества, бесстыдных изобретателей мерзости и преступлений, торжествующего зла и безумия» (IV, 123).

Например, о картине «крестный ход», Стасов писал: «все сами добровольно идут и жарятся на солнце, так как они великое, душевное дело справляют, несут чудотворную икону. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Их рукопись сохранялась у В. Д. Комаровой. Всякий знает, как на лету и мимоходом, как полупрезрительно все обыкновенно смотрят на ученические программы, проходя, во время выставки, по залам Академии.

Подобными потоками света из окон являлись уже некоторые портреты. Однако товарищи, хорошо понимавшие всю меру таланта Репина, со всех сторон толкали его под бок: «Что же ты это, Илья. И голос у него был богатырский – громовый. В своих воспоминаниях он отзывается о нем, как о человеке «рожденном для искусств», называет его «рыцарем в благороднейшем смысле слова».

Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Случилось так, что друзья попали в Дрезден на праздник, когда там были закрыты галереи. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. В любом портрете художника чувствуется определённый объективизм: не его собственная оценка изображаемых людей, а именно внутренняя сущность того человека, чей портрет перед нами. Но это не мешает художнику, создавая портрет Стасова, основные акценты расставить на такие черты характера, которые создают репутацию «идейного вождя» русского реализма, бескомпромиссного противника «искусства для искусства». »— запрашивал Стасов Репина 25 октября 1903 года.

В портрете Репин намеренно подчеркивает злую насмешливость, недружелюбность писателя. В результате Репину и Стасову пришлось остановиться в одной из местных гостиниц. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Образцовый тип ума. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. И голос у него был богатырский – громовый.

ts-comment-commentedText:not (. Писатель изображен в нем сидящим в кресле, с книгой в руке. Автор материалов – Наталья Дмитриевна СоколоваОбщие замечанияМузейная экскурсия по теме «Портрет», предназначенная для учащихся 4–5-х классов общеобразовательной школы, – одна из составляющих экскурсионного цикла «Жанры изобразительного искусства». В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости».

Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232.

Писемского» (1880). Чувство любви и благодарности к другу и идейному руководителю вдохновляло Репина. Стасов восхищен замечательной композиционной стройностью этой «галереи портретов, но вместе с тем и типов», в которых «правда и реальность» отражены настолько, что по лицам портретируемых можно читать «историю и летопись». – 1930, Куоккала близ Ленинграда)Художник, рисовальщик. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Весной 1883 года они вместе отправились в путешествие по Европе. Произведение Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его утверждения»— реалистическая изумительная по силе художественной выразительности картина.

Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Картина «Л. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103.

Строгие, проницательные глаза, лохматые, сердито насупленные брови, высокий лоб с резко прочерченной складкой – все обличает в Толстом глубокого мыслителя и наблюдателя жизни с его «сильным, непосредственным и искренним протестом против общественной лжи и фальши», с его «трезвым реализмом», срывающим все и всяческие маски (Ленин). Погода была превосходная и Вл. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения.

Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Только стоит взглянуть на черты лица, чтобы понять его истинную натуру. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Мусоргского, автора всемирно известных опер «Борис Годунов» и «Хованщина».

Я видел эту картину: она еще наполовину младенческая, в ней еще слышится мастерская малороссийского богомаза, где Репин провел первые годы, всю эпоху пробуждения страсти к искусству, где он писал большие образа для иконостасов, по пяти рублей за каждый. Те немногие фразы, которые в интересах связности повествования вводятся в текст, поставлены в угловые скобки. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Такая тема, кажется, не представлялась до сих пор ни одному живописцу.

Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Кавалер ордена Почетного Легиона (1901). Член-корреспондент Венского Сецессиона, почетный член Финляндского художественного общества (с 1920). Родился в Чугуеве Харьковской губернии. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Сходство черт лица и выражение поразительны. Но это не мешает художнику, создавая портрет Стасова, основные акценты расставить на такие черты характера, которые создают репутацию «идейного вождя» русского реализма, бескомпромиссного противника «искусства для искусства». Совет Академии не посмотрел на то, что многое осталось едва подмалеванным.

Кустодиева и Куликова и, конечно, это немало способствовало ускорению окончания работы. Владимир Васильевич был для художников-передвижников верный и надежный друг. Успешное завершение картины «Заседание Государственного совета» дало Стасову повод предложить Репину тему иного коллективного портрета — «Освобождающаяся Русь». В своих воспоминаниях Репин говорит, что Стасова боялись многие критики. Вместе с тем скольжение света по лицу Пирогова вызывает ощущение подвижности этого лица. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192.

Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878). Перед нами изображение немолодого уже генерала, тучного, но сохраняющего хорошую осанку. mw-parser-output. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». » (IV, 55). В одном из своих писем Владимир Васильевич описал это событие: «.

Писатель изображен почти фронтально по отношению к плоскости холста. Преподавал в Тенишевском училище прикладного искусства в Петербурге (1895-1899), профессор-руководитель мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств (1894-1907), с 1898 – ректор. Вспоминаются портреты тех потомков запорожских казаков, которых писал Репин, путешествуя в 1880 году по местам бывшей Запорожской Сечи в поисках материала для своей картины «Запорожцы». В конце одного из своих «Севастопольских рассказов» Лев Толстой говорит: «Герой моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен — правда».

Автор книги мемуаров Далёкое близкое. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И. Н. Пенсионер Академии в Италии и Париже (1873-1876). Портретист, автор картин исторического и бытового жанров. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. На гербе Стасовых нарисованы рука в латах и якорь – знаки верности и надежды.

Бери программу, какая есть. Портрет написан в очень сдержанной, строгой серебристо-черной гамме: черная, ниспадающая мягкими складками блуза, черное полированное кресло с серебристо-белым бликом света на нем, белые, чуть шероховатые по фактуре листы раскрытой книги и серо-серебристый фон, сквозь который просвечивает светлый золотистый подмалевок, благодаря чему фон кажется прозрачным, вибрирующим, создавая впечатление световоздушной среды, окутывающей фигуру. Фон для изображения выбран светлый, а силуэт портретируемого сделан четким, выразительным. Репин и Стасов — благодарная тема, ожидающая своего исследователя.

В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Рукопись репинских воспоминаний не имела подписи автора и состояла из отдельных листков. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Исключительно широк был круг портретируемых художником – от простых мужиков («Мужичок из робких», «Мужик с дурным глазом») до известных писателей, музыкантов, общественных деятелей (портреты Л. Толстого, Стасова, актрисы Стрепетовой, хирурга Пирогова, генерала Дельвига, композитора Мусоргского). Появление его на выставках всегда сопровождалось шепотом в устах присутствующих.

Чувство любви и благодарности к другу и идейному руководителю вдохновляло Репина. Мастером группового портрета Репин показал себя в картине «Торжественное заседание Государственного Совета» (1901-1903). Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. всего портрет писали 14 часов, может быть с небольшим. Но за всем этим очень явственно проступает иное.

Свет пронизывает весь портрет – он словно «играет» на лице, бороде, одежде, сообщая изображению воздушность и жизнерадостность. Репин замечательно передал приподнятость, поэтическую вдохновенность портретируемого, его способность «зажигать других». Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Принимал участие в выставках общества Мир искусства. Голова Пирогова слегка откинута назад. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194.

Иов, протянувший на навозе свои длинные исхудалые члены и печально опустивший голову, был полон глубокого выражения старуха, его жена, с истинною любовью вглядывается ему в лицо немного подальше сидит один из друзей, приехавший (как все друзья) мучить своими советами и наставлениями приятеля в минуту его невзгоды и несчастья. Библия говорит, что это был идумеянин Элифаз Феманский, т. е. Но душевный жар, всю страстность натуры и непримиримость критика-бойца мы отчетливо «читаем» в его живом, одухотворенном лице. В колористической гамме картины преобладают серебристо-сдержанные тона и совсем нет ярких пятен. Таким образом, показ выразительного контура ограничен лишь головой и плечами. Репин был художником широких творческих интересов, многогранного таланта. Пирогов изображен Репиным в просторном черном пальто.

Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63.

Неточности хронологические в этих воспоминаниях особенно часты. Этот момент расширяет характеристику образа – глядя на лицо Толстого, на его тяжелые натруженные руки, невольно представляешь его себе не только за письменным столом, с книгой в руках, но и в поле, за сохой, в тяжелом труде пытающемся приобщиться к жизни народа (кстати сказать, Репиным была написана и такая картина изображающая Толстого на пашне идущего за сохой по борозде). Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Только тогда, когда весь этот документальный материал будет в полной мере вовлечен в научный оборот, будущий исследователь сможет разработать указанную тему во всем ее объеме. Стасов происходил из старинного рода. Талантливо он видел, талантливо он и воспроизводил.

Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. А художники придумали для Стасова новый герб – нарисовали шпору и зажигательное стекло. В семье периодически возникали проблемы с деньгами и Татьяна Степановна шила на продажу шубы на заячьем меху7. Однако этим источником до самого последнего времени исследователи почти не пользовались. Высокий, широкоплечий, с задорно встрепанной бородой, он был похож на могучего сказочного богатыря.

А чем этот человек был так доволен. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Под его свободными складками легко угадывается сухая, но крепкая старческая фигура. Некоторые же неправильные даты заменены нами в тексте публикуемых воспоминаний уже исправленными (новые даты заключены в угловые скобки). Причем Репин сумел передать атмосферу, что царила в тот момент, а также яркое солнце, проникающее сквозь окна.

За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Только стоит взглянуть на черты лица, чтобы понять его истинную натуру. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». В статьях и речах он горячо отстаивал их искусство. Толстого Репин писал не один раз.

Из них наиболее содержательными по характеристике, наиболее «портретными» в собственном смысле слова являются самый ранний (1873) изображающий критика сидящим с закинутой несколько вверх головой в профиль и портрет 1883 года, так называемый «дрезденский». Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Никакая внешняя красота и сановитость, никакое фальшивое благородство не закроют душевног.

Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Басина, Ф. А. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Долгие годы Репин был в тесной дружбе со Стасовым. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых.

Они жили в Пенатах в течение двух недель. Под репинским пером Стасов встает как живой. Среди них наиболее значимыми для достижения педагогической цели экскурсии являются следующие:- развивать наблюдательность по отношению к внутреннему миру человека, его мыслям и переживаниям- показать яркость и разнообразие человеческих эмоций на примере их отражения в искусстве- сформировать интерес к внутреннему миру человека, показать ценность личностной индивидуальности- дать представление о содержании художественного портрета и о процессе работы художника над живописным портретом- показать роль живописных средств (цвет, композиция, красочная фактура и т. д. ) в работе художника над портретным образом. — Да, не забуду» (IV, 124). По бокам ее следовало бы «поместить четыре-пять маленьких где сцену каторги, где сцену Сибири и тундры, где сцену тюрьмы и крепости (Шлиссельбургской, Петропавловской), где сцену пропаганды, то среди интеллигентного общества, то среди рабочих, то среди народа» (IV, 107).

Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Так она и теперь осталась навсегда не оконченною и все-таки в музее «золотых программ» Академии это одно из самых оригинальных и поразительных созданий. Хронологию же всех событий и фактов, о которых повествует мемуарист, пришлось наново устанавливать автору настоящей статьи (ему же принадлежат комментарии к тексту воспоминаний). Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25.

Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Изучение жанров живописи их специфики и содержания необходимо для постижения художественно-образного языка искусства и по этой причине данный цикл является важной частью музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей. », реализуемой Русским музеем. Он преклонялся перед гением Толстого, был близко знаком с его семьей и зачастую бывал в Ясной Поляне. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию.

Я помню свое впечатление от этой программы. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Репин Илья Ефимович (1844, Чугуев, Харьковской губ. Кажется, что он лишь на минуту оторвался от своего занятия и вот-вот снова погрузится в чтение. Они чуть тронуты красноватым загаром, как будто обветренны. На гербе Стасовых нарисованы рука в латах и якорь – знаки верности и надежды.

Задачи экскурсии имеют как познавательный (расширение представления о жанровой специфике изобразительного искусства), так и развивающий характер. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). Судьбы детей Репина сложились по-разному. Вот таким образом его взгляд получает направление сверху вниз. Проникновенным лиризмом отличаются женские портреты художника – «Отдых», «Осенний букет» и др.

Бруни и Т. А. изобразил в нем Стасова уже в пожилом возрасте (59 лет), умудренным житейским опытом мыслителем. Ее, так не конченную и понесли. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Изображенный на полотне человек – внешне очень спокойный. Иллюзию усиливает свободно распахнутая на груди Мусоргского расшитая украинская сорочка.

Напряженная поза, немного нахмуренный лоб, чуть приоткрытый рот, будто из него сейчас сорвутся слова или гневная отповедь своим оппонентам. Написал ряд критических статей, воспоминания о современниках, о своем творческом пути. Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе.

Это совсем ново, — записал Толстой 8 января 1900 г. в своем дневнике. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Но что же такого важного выигрывалось от того, что зала — круглая.

Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Пора было, после того, Репину получать большую золотую медаль и ехать за границу, но на конкурс была назначена тема «Воскрешение дочери Иаировой», которая, быть может, еще менее прежней приходилась по натуре Репина. Картину «Освобождающаяся Русь» Стасов разумел как «великолепный pendant» произведению «Заседание Государственного совета», как «собрание антигенералов, людей в сюртуках, рогожах и поддевках, без самомалейших знаков постыдного отличия, но зато благодетелей ныне, присно и во веки веков своего отечества, драгоценных яхонтов и сапфиров рода человеческого — значит, вместе с тем и мучеников своего времени» (IV, 124, 125). Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Однако этим источником до самого последнего времени исследователи почти не пользовались.

Среди его учеников, . В «Иове» этот недостаток уже очень чувствителен: тут также без всякой нужды полотно распространяется в ширину, значит его надо чем-нибудь наполнять, придумывать нарочно, прилаживать, вставлять лишнее. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Костюм же мой был, для удобства, такой: преспокойно одно только пальто, а снизу ночная рубашка, даже на груди немножко раскрывается (чего я не знал даже, а Репин нарочно не сказал для того, чтобы я не вздумал поправиться). Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52.

Столь же энергично сжаты его губы, отчего вздернулся седой подбородок. Никто больше меня не радовался тому, что это великолепное художественное создание будет издано, что многие тысячи людей, только о нем слышавшие или читавшие, наконец увидят его собственными глазами зато, наверное, никто больше меня и не горевал, когда гравюра появилась на страницах журнала и превосходный рисунок В. М. Васнецова, в уменьшенном виде нарисовавшего «Бурлаков» на дереве, вышел не вполне удовлетворительно. Особое внимание в портрете привлекают пышные серебряные эполеты. Но что же такого важного выигрывалось от того, что зала — круглая. Костюм же мой был, для удобства, такой: преспокойно одно только пальто, а снизу ночная рубашка, даже на груди немножко раскрывается (чего я не знал даже, а Репин нарочно не сказал для того, чтобы я не вздумал поправиться).

Следует заметить, что художник писал Владимира Васильевича неоднократно. Чтобы не терять понапрасну время, художник предложил другу написать его портрет. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Известны пять живописных портретов Стасова, не считая многих рисунков. В результате Репину и Стасову пришлось остановиться в одной из местных гостиниц.

В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Этого Стасов в значительной мере достигает сопоставлением картины «Государственный совет» с произведениями западноевропейских художников, с теми портретами («папы и кардиналы», «короли и министры», «наемные генералы-звери», «инквизиторы и штатские разношерстные палачи»), в которых выражены «все таинства горячих симпатий и холодных варварств» портретируемых. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична.

Портрет исполнен широкими, хорошо лепящими форму и вместе с тем легкими «струящимися» мазками в превосходно сгармонированной серебристой гамме. Как, что. Требование реализма в портретном искусстве заключается в том, чтобы путем наблюдений над человеком уловить главное, определяющее в его характере.

Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта.

Но, так называемый, «дрезденский портрет», по мнению искусствоведов, считается превосходным и точно передающим характер этого выдающегося человека. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и абсолютной искренностью»150. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. изобразил в нем Стасова уже в пожилом возрасте (59 лет), умудренным житейским опытом мыслителем.

Право, как тебе не стыдно. С 1900 жил в имении Пенаты (в Куоккале, ныне Репино, Ленинградской обл. ), где с послевоенного времени работает музей-усадьба художника. Многие прятались в такие моменты, в надежде, что взгляд Стасова не остановится на нем. Итак, около многострадального Иова, этого прототипа всего человечества, сошлись представители трех главных рас и пока глубокодумный семит с глубокою миною высказывает свои мнения и советы, быстро воспламеняющийся туранец рвет, в отчаянии, одежды на своей груди, а ассириец, во всей красоте и роскоши древнеаесирийского костюма, поник головою и с состраданием смотрит на невинного мученика. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Картину «Бурлаки» я нахожу одною из самых замечательных картин русской школы, а как картина на национальный сюжет — она решительно первая изо всех у нас. Основной чертой характера Писемского Репин считал его саркастичность, язвительность.

Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Эта простота его посадки в кресле хорошо отвечает всему его облику и душевному состоянию. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50.

Владимир Васильевич был для художников-передвижников верный и надежный друг. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ.