Рокотов Екатерина 2 Портрет

Федор Рокотов: лица екатерининской эпохи

Воспитанные им племянники сделали успешную военную карьеру. Ф. С. Предпосылками для него стало формирование еще в Екатерининскую эпоху уникальной по качеству коллекции Эрмитажа, а также длительные поездки за рубеж успешно окончивших Академию молодых художников. Молчанова репрезентирует интеллектуальное начало. Этот портрет интересен своим камерным, «домашним» характером и императрица смотрит на нем как-то грустно и даже несколько удивленно. Это полотно было создано в 1889-м к 125-летию академии.

С конца 1760-х гг. Он созвучен появившейся в том же 1783 году оде Державина «Фелица».

Его автор Михаил Микешин (1835–1896) уже один раз изобразил великую императрицу – на памятнике Тысячелетию России в Новгороде: там она, возлагающая лавровый венок на голову склонившегося перед ней Григория Потемкина, представлена среди многих выдающихся деятелей русской истории. Выражения лиц моделей Рокотова сложны, подчас неуловимы. В 1770-е для Рокотова становится характерным раскованная манера письма. Конец 1780-х в портретной галерее Екатерины представлен ее портретом в дорожном костюме кисти бывшего крепостного, художника Михаила Шибанова (биографические сведения о нем крайне скудны), написанным во время ее знаменитого путешествия в Крым (1787). Именно С. Дягилев вывел этого замечательного портретиста из забвения. Но чувственный телесный покой сатира – лишь оборотная сторона его животной натуры и Кипренский великолепно пользуется этой памятью прототипа (одновременно знаковой и пластической), создавая образ героя, пребывающего в расслабленном покое, но способного распрямиться, подобно пружине.

При создании двух самых знаменитых образов императрицы на страницах художественных произведений – в «Капитанской дочке» и «Ночи перед Рождеством» – Пушкин и Гоголь используют даже одинаковые слова: у русской царицы голубые глаза и легкая улыбка, так умевшая покорять все вокруг. Вполоборота она повернулась к нам, оглядываясь на сопровождающего ее фаворита. С этого времени и на весь наступающий век портрет станет синонимом русской живописи.

Рокотов, Федор Степанович 
– Портрет Екатерины 
 (2)

Рокотов, Федор Степанович – Портрет Екатерины (2)

Мы пришли смотреть, но сами оказались под перекрестным огнем взглядов: почти все экспонаты здесь – портреты. Императрица как бы устремлена в будущее, к планам и преобразованиям. Соответствующее место этот жанр занимает и в академической иерархии. Обычно художник пишет голову в трёхчетвертном повороте, отчего на лицах моделей появляется неопределенное загадочное выражение. Автором одного из первых был француз Луи Каравак (1684–1754), получивший известность как придворный портретист еще при Петре I. За долгие годы в России он перерисовал практически всех членов императорской фамилии, не стала исключением и юная Екатерина Алексеевна, которую художник изобразил в излюбленной манере – словно окутанной легкой дымкой.

Струйской была не менее счастлива, чем судьба её портрета. С первых своих шагов в Древнем мире портрет играл роль магическую: он буквально замещал изображаемого и продлевал его бытие после смерти. Это решение надолго определило композиционную традицию екатерининских монументов империи: таков памятник ей в Одессе (1900), таков же – в Екатеринодаре, как назывался современный Краснодар (1907, проект все того же Микешина). А один из её гуляк-сыновей погиб от руки крепостного.

Обе эти работы не понравились стареющей монархине. Контуры фигур растворены, они как бы сплавляются с густым мерцающим фоном. Поза Давыдова не просто демонстрирует отрешенную непринужденность, она иконографически облагораживает персонажа, поскольку восходит к знаменитому «Отдыхающему сатиру» Праксителя: совершенство классической статуи гарантирует достоинство героя полотна. На картине известного исторического живописца Валерия Якоби (1833–1902) показана церемония инаугурации Академии художеств в 1765 году. Так возникает эффект мерцания, ощущение особой призрачной атмосферы. Вот таким образом у Ф. С. А лучшим и самым известным портретом И. И.

Эта непринужденность героев вместе с демонстративной легкостью исполнения выступают зримым воплощением внутреннего «самостояния» поколения – небывалого до той поры в русской истории ощущения свободы. Здесь художник представил зрителям не только саму императрицу, но и большое число придворных, видных деятелей культуры и искусства эпохи ее правления (Панина, Разумовского, Дашкову, Бецкого, Сумарокова и многих других).

Фото, рисунки и 
портреты Екатерины 
 Великой

Фото, рисунки и портреты Екатерины Великой

Фёдор Рокотов создал огромную галерею портретов. Посмертная изобразительная слава Екатерины началась лишь в 1860-х. Рокотову были заказаны парные портреты Струйского и его будущей жены перед свадьбой. Освещение, по-прежнему выполняющее важную роль в характеристике образов, меняется.

Духовный мир ее богат и сложен. В результате изображенные воспринимаются светлыми силуэтами на тёмном фоне. выше). Корыстных целей в издании книг у Струйского никогда не было – он их никому не продавал, а лишь раздаривал: печатал только себя или тех поэтов, которые ему нравились. Живопись приобретает плотность, фактуры разнообразных материалов – определённость.

Лессировки создают впечатление особой глубины и прозрачности поверхности. В первое десятилетие царствования Екатерины ее придворным художником был датчанин Вигилиус Эриксен (1722–1782). Женские портреты, как правило, овальной формы. Через четыре года художник буквально воспроизведет эту схему в портрете вице-канцлера князя Голицына. Ничего не вырисовывая до конца, художник передает прозрачность кружев, мягкую массу напудренных волос по моде того времени, светлое лицо с затенёнными глазами. Князь И. М. Долгорукий писал о ней в своих воспоминаниях: «Я признаюсь, что мало женщин знаю таких, о коих обязан бы я был говорить с таким чувством усердия и признательности, как о ней». Но.

Могила его затерялась. До начала XX в. творчество художника было почти забыто. Портрет отражает и транслирует стандарты социального поведения. На экслибрисе, выполненном Анной Остроумовой-Лебедевой (1871–1955) для Сергея Казнакова, Екатерина (угадывается лишь ее силуэт) изображена с одним из своих фаворитов лунной ночью в Камероновой галерее Царскосельского парка. Исчезает та рокайльная дымка, которая придавала образу атмосферу недоговоренности и таинственности.

На фоне заметен торговый флот – вестник процветания государства. Без сомнения, самым знаменитым произведением русской исторической живописи, где образ Екатерины не просто присутствует, а играет одну из главных ролей, является картина Николая Ге (1831–1894) «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы» (1874). Императрица в лавровом венке и гражданской короне, жертвуя своим покоем, сжигает маки на стоящем под статуей Фемиды алтаре с надписью «для общего блага». Становление его манеры граничит с воздействием итальянца Ротари, чьи девичьи «головки» принято считать пикантными безделушками рококо. А вот об Алексее она сильно заботилась, ведь это был ребенок от любимого человека.

10 неизвестных: 
история России в 
портретах Федора

10 неизвестных: история России в портретах Федора Рокотова

Художник больше не пишет парадных изображений и выбирает сферу камерного портрета. Таковы, например, «Лизынька и Дашинька» (1794) – дворовые девушки покровительствовавшего живописцу Львова, почти неотличимые внешне от молодых дворянок. Жил в Москве на Пречистенской улице.

Это тоже XVIII век. В годы юности первая известная работа русского художника «Портрет неизвестного в гвардейском мундире», написанная в 1757 году.

Становление русской 
живописи: портрет 
века

Становление русской живописи: портрет века

Алексей только в 19 лет узнал, кто его родители. Каждый из карандашных портретов молодых «ветеранов» также в некоторой степени подчинен какому-либо портретному клише, но вместе они демонстрируют небывалую графическую свободу и разнообразие формальных решений: поворотов тела, наклонов головы, жестов, взглядов.

В 1760 году, по словесному приказанию Шувалова, Рокотов был зачислен в Академию художеств. При доме у неё была ткацкая мастерская, где работали 7-8-летние девочки. Классическая теория искусства невысоко ценит портрет.

В лицах моделей всё чаще проскальзывает надменность, осознание своего превосходства над окружающими9. Данный портретный тип впоследствии был воспроизведен Иваном Аргуновым (1729–1802), учеником Ротари и Алексеем Антроповым (1716–1795) изобразившим Екатерину восседающей на троне, со скипетром и державой, в 1766 году. История русского портрета XVIII века – это картина визуального самосознания нации, развернутый во времени процесс обретения русским человеком «лица».

С основанием Академии художеств в 1757 году ситуация стала меняться. Первый варьирует характерный для Европы XVIII и начала XIX века тип дворянского портрета. Первый историограф русского искусства XVIII века Якоб Штелин свидетельствует, что еще в Петербурге художник был «столь искусен и знаменит, что не мог один справиться со всеми заказанными ему работами Он имел у себя в своей квартире около 50 портретов, очень похожих, на них ничего не было закончено, кроме головы».

А на рисунке Валентина Серова (1865–1911), созданном для знаменитого издания Николая Кутепова по истории царской и императорской охоты, мы видим императрицу выезжающей вечером на соколиную охоту. В связи с этим возникла версия о происхождении его из крепостных. Впечатление от петербургского монумента, а в большей степени от самой личности царицы превосходно выразил замечательный поэт Алексей Апухтин в стихотворении «Недостроенный памятник».

По его протекции Ф. С. Очень милы портреты работы Георга Кристофа Гроота (1716–1749), представлявшего Екатерину в разной обстановке, в частности на охоте. Именно он наряду с итальянцем Стефано Торелли (1712–1780) создавал официальный, канонический образ императрицы. Майков наверняка вел беседы во время сеансов.

Хозяйкой Александра Петровна слыла замечательной. Струйский был одной из самых причудливых и странных личностей XVIII столетия. Особенно это заметно в виртуозно исполненных женских портретах, следующих идеалу юной «природной» красоты и калькирующих позы и атрибуты модели. Источник света помещен сбоку. Здесь парадный стиль портретов сменяется на более камерный.

Другое дело, что далеко не всем она шла. Но это Рокотов. Более неестественное изображение и представить себе сложно. Рокотов написал один из самых лучших портретов Екатерины II, по её же заказу.

Сочинение-описание 
картины Рокотова 
«Портрет Екатерины

Сочинение-описание картины Рокотова «Портрет Екатерины 2»

Портрет кисти Боровиковского (известен в двух вариантах) показывает императрицу в сугубо «домашних» условиях – на обычной прогулке в Царскосельском парке, но при этом и он не лишен аллегоричности (фоном на одном из вариантов является Чесменская колонна, на втором – Кагульский обелиск). Изысканная цветовая гамма построена на бесчисленном разнообразии оттенков розового цвета. Елизавета Петровна забрала Павла к себе и Екатерина в течение года видела сына всего несколько раз и то только в присутствии государыни. Художник почти не обращает внимания на детали одежды.

Но царица выглядит здесь грузной и тяжеловесной, ее лицо – одутловатым и в целом оно производит скорее отталкивающее впечатление (это лишь в незначительной степени было скорректировано живописцем на другом парадном портрете Екатерины). Впоследствии Рокотов создал и ее портрет со знаками ордена Святого Георгия.

Согласно записи в журнале Опекунского совета от 22 ноября 1768 года, за портреты С. В. Гагарина, П. И. Вырубова и И. Н. Тютчева, он получил по 100 рублей: «Положим академику г-дину Рокотову за написание им трех опекунских портретов за каждый по сту итого триста Рублев выдать из опекунской суммы и впредь по написании таковых выдавать за каждый по сту Рублев»15. О последних двадцати годах его жизни известно мало. Шувалова был принят в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге (ИАХ). Образам, созданным Рокотовым в эти годы, присуща особая одухотворенность, сдержанность и нечто сокровенное, значительное, что открывается не сразу.

На нем Екатерина одновременно и величественна и очаровательна: ее милостивая улыбка обращена к верноподданным. В 1763 году был приглашён в Москву писать коронационный портрет Екатерины II. Так, в 1760 году Рокотов по словесному приказанию И. И.

Мать Отечества: 
12 символов, зашифрованных 
в портрете Екатерины

Мать Отечества: 12 символов, зашифрованных в портрете Екатерины Великой

Переплетчики обертывали книги в глазет, в сафьян, в пергамент. Именно у Боровиковского пейзаж впервые среди русских художников становится постоянным фоном портрета, обозначая целый комплекс представлений, связанных с идеями естественности, чувствительности, частной жизни и единения родственных душ. В 16-летнем возрасте был зачислен солдатом в лейбгвардии Преображенский полк. Несчастный Павел ничего из им задуманного осуществить уже не мог. Портрет не понравился Екатерине, но, скорее всего, подсказал Пушкину мизансцену встречи Маши Мироновой с императрицей в «Капитанской дочке». Но она была человеком своего времени.

С улыбкой она вошла и в русскую классическую литературу. Портретом Алесандры Струйской восхищались все современники. Потом он жил в Ревеле.

Наконец, в последние годы жизни Екатерину запечатлели Иоганн Баптист Лампи Старший (1751–1830) и Владимир Боровиковский (1757–1825), хотя у последнего есть и более ранний парадный портрет императрицы. Теперь же Микешин создал памятник самой Екатерине, но композиционное решение новгородского монумента, которое оказалось чрезвычайно удачным использовал и здесь. Впервые имя Рокотова упоминается в 1757 году в письме М. В. Улыбка облагораживала, делала образ привлекательнее.

А уж пленять сердца Екатерина умела виртуозно. Его моделями становятся представители старой московской знати. «На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными»9. формируется классический «рокотовский» стиль.

По-видимому, он отвечал той необходимой героизации, которая была чрезвычайно важна для императрицы при упоминании о «революции» 1762 года. Первоначально считалось, что он из псковских дворян Рокотовых, вот таким образом «Портрет молодого человека в гвардейском мундире» можно считать автопортретом художника. На ее голове вместо императорской короны – лавровый венец.

Однако на написанном Торелли портрете в русском платье она кажется абсолютно серьезной (даже без улыбки) и производит скорее не слишком благоприятное впечатление.

«Золотой век» екатерининской 
эпохи

«Золотой век» екатерининской эпохи

Все эти знания в скором будущем пригодились ей в качестве источника успешного правления. Его молодая супруга держит в руках раскрытую книгу и со спокойным достоинством глядит на нас (по данным исповедных книг, Феодосии Хрипуновой вряд ли больше двадцати лет: персонажи портретов XVIII века часто выглядят старше своего возраста). Рокотова было много заказов от знатных особ. Стоит присмотреться к тому, как Рокотов пишет глаза: в таких вещах, как знаменитый портрет Александры Струйской (1772), зрачок написан сплавленными мазками близких цветов с ярким бликом, – взор теряет ясность, но приобретает глубину. Девушки танцуют исполняют театральные роли, но два замыкающих серию изображения «старшекурсниц» Глафиры Алымовой и Екатерины Молчановой словно подводят итог, воплощая две ипостаси просвещенной женщины. Но портрет Екатерины стал настолько популярным (ныне он в собрании Русского музея), что Левицкий написал несколько его повторений, одно из этих полотен хранится в Третьяковской галерее. Многочисленные портреты Эриксена отличают плоскостной характер и слабая выразительность.

Портреты занимали важное место на академических выставках и позволяли художнику сделать полноценную карьеру – стать «назначенным» (то есть членом-корреспондентом) или даже академиком. Её всю жизнь согревал пламень любви и поэтического вдохновения мужа. По сути, Львов и предложил «программу» этого полотна. Коллективным героем произведений Кипренского стало поколение 1812 года. Вечерами восторженный поэт читал ей посвященные стихи. На его примере мы можем составить представление о положении востребованного живописца.

Возможно, у художника слабело зрение. В этом ряду стоят и портреты четы Хрипуновых кисти Аргунова (1757). С именами Рокотова и Левицкого впервые в России Нового времени связывается представление о строго индивидуальной манере, которая словно подчиняет себе модели: теперь можно смело говорить о даме, «сошедшей с полотна Рокотова», о кавалере «с потрета Левицкого». С конца 1760-х до начала 1790-х годов художник написал «всю Москву».

Шувалову, основателю и первому куратору Московского Университета (ныне МГУ), а также Академии художеств и Эрмитажа. Он словно говорит: «Перед тобой благородный человек. Её образ – словно воздушный полунамек. При этом известно, что работал он не очень быстро. Улыбка Екатерины – это нечто большее, чем просто улыбка согласно портретной традиции.

Наконец, та же Анна Розина де Гаск написала семейный портрет Петра и Екатерины с мальчиком-пажом (в этой манере был исполнен и их парный портрет Гроотом): здесь статичность образов наследника российского престола и его супруги придает картине выхолощенный характер. Учившийся в Италии петровский пенсионер Иван Никитин – первый русский мастер, «забывший» про парсуну. На постаменте скульптуры вырезан профиль Солона – афинского законодателя. Он должен был занять центральное место в интерьере здания Думы (совета) ордена.

Из Преображенского полка он вышел в отставку прапорщиком и навсегда осел в своей вотчине. юность проходит быстро. В конце 1780-х годов в творчестве Рокотова вновь начинает преобладать парадный портрет. Свободно положенные мазки обозначают абрис формы, не совпадая с ее границами.

Лик Екатерины 2: традиции изображения

Портрет человека творческой профессии сам по себе мог символически повышать его статус. Судьба Струйской была не очень удачной. Портрет Екатерины II 1783 года открывал серию изображений кавалеров этого ордена. Александру окружала атмосфера поэзии и красоты.

С 1762 года, став адъюнктом, уже надзирал над занятиями других учеников. И факт рождения Алексея таким образом был действительно скрыт. Ломоносова к И. И. В начале 1770-х Рокотов, устав от придворных скандалов, уезжает в Москву.

Владимира и располагаться в царскосельской Софии, таким образом входя в идеологический аппарат Греческого проекта Екатерины. Маленький Павел Петрович приветлив и весел, взгляд его доверчив. 1780-е – нач. 1790-х – новый период творчества художника. На них великая княгиня всегда улыбается, а лицо ее несколько заострено. Лицо героини окутывает легкий слой воздуха, скрадывающий контуры. Земная судьба А. П. Полуулыбка соединяется с грустным взглядом особенно, по-рокотовски, написанных удлиненных и прищуренных глаз.

Богдан Умский, заказавший ему в 1768 году серию портретов опекунов Московского воспитательного дома, сетовал, что такой молодой художник «за славою стал спесив и важен»14. В XVII веке мастера Оружейной палаты и другие изографы создали гибрид иконы и портрета – парсуну (от слова «персона», которое в первой половине XVIII заменяло в России слово «портрет»). Рокотов скончался в Москве 12 (24) декабря 1808 г. Похоронен племянниками на кладбище Новоспасского монастыря. Отсюда и притягательность таких изображений, где лишенное внешней красивости лицо словно бы выступает залогом правдивой передачи характера: таковы антроповские портреты статс-дамы Анастасии Измайловой (1759) или Анны Бутурлиной (1763). Характерный для «эпохи чувствительности» гибрид представляет собой изображение Екатерины II в Царском Селе (см. В них обязательно говорится, что портрет «как живой», он «дышит», ему не хватает только дара речи и т. п. Как правило, описываемые поэтами картины были плодом их воображения.

Очевидно, отсюда проистекает обаяние, которым наделено для современного зрителя изображение десятилетней Сарры Фермор (1749). Аргунов учился у Гроота и по повелению императрицы сам наставлял живописи «спавших с голоса» певчих, среди которых был будущий исторический художник Антон Лосенко. Посетитель Русского музея, переходящий из экспозиции иконописи в зал Петра I испытывает ощущения, похожие на те, что в фильме «Матрица» пережил Нео, принявший из рук Морфеуса красную таблетку.

Но оба брата были вспыльчивого характера, вот таким образом дружба продлилась недолго. В 1762 году русский художник назначен в адъютанты Петербургской Академии художеств, благодаря написанным им картинам: «Венера» и «Портрет Петра Фёдоровича в будущем Петра III». Она передавалась, в частности, литературными произведениями, которые описывали воображаемую коммуникацию с портретом: поэтические «собеседования» с ним истории о влюбленности в портреты, а в эпоху романтизма – страшные рассказы об оживающих изображениях. Теперь портрет отчетливо расслаивается на парадный и приватный.

Ни семьи, ни детей, только портреты, где взгляд притягивают лица, а не кружева и шелка. Источник света теперь помещен не сбоку, а прямо перед портретируемым. Помимо просветительской идеи верховенства закона, здесь возможны и иные политические обертоны. Это инструмент ее политики, ее общения, один из очень многих, но немаловажный.

В нём чувствуется деликатная тонкость, доброта и жажда привязанности. Его портреты часто отмечены особым правдоподобием, лицо трактуется подчеркнуто рельефно, узнаваемость превалирует над идеализацией. Растрелли. Портретный класс в Академии был основан в 1767 году.

Портрет середины столетия – это по большей части изображение не личности, а статуса. Принцесса Фике (таково было ее домашнее прозвище) смотрит на зрителя внимательно и в то же время как бы высокомерно. Характерный пример – супруги Лобановы-Ростовские кисти Ивана Аргунова (1750 и 1754). При всей узнаваемости персонажей перед зрителем прежде всего «благородный вельможа» и «любезная красавица», положение которых раз и навсегда зафиксировано форменным мундиром, горностаевой мантией и платьем с серебряным шитьем.

Ему этого и не дали сделать. Но европеизация изобразительных форм началась раньше. Екатерина факт рождения младенца тщательно скрывала, нещадно затягиваясь. В 15-летнем возрасте поступил солдатом в лейбгвардии Семеновский полк.

Высшее достижение 
в области парадного 
портрета

Высшее достижение в области парадного портрета

Н. Е. Эта «вечерняя» Екатерина Серебряного века завершает галерею ее художественных образов, созданных в старой России. Начало XX века принесло интерес к частной жизни императрицы. Из-под его кисти вышли целые фамильные галереи (например, графов Воронцовых) изображающие представителей двух-трёх поколений одного семейства.

Портрет молодого человека в гвардейском мундире (ок. Владычица на алтаре сжигает маки в знак жертвования собственным покоем ради общего блага. В конце XVIII века, например, считалось, что «в портретном роде всегда делается только одна фигура и по большей части в одинаковом положении Не можно сей род сравнять с историческим». Историкам непонятно: откуда могла возникнуть в этом самодуре неугасимая страсть к печатному делу и где Струйский приобрел опыт и знания в столь сложном производстве. Это была эпоха столетия ее царствования. Спокойное достоинство, гордость и уверенность в себе сообщают герою и сдержанная, но естественная поза и встречающий зрителя прямой взгляд.

Именно Ф. С. В застывшем образе императрицы тут совсем мало жизни. Он пишет обобщенно и легко, создавая прелестную гамму жемчужно-серых, перламутровых тонов. В 1905 г. Сергей Дягилев устроил в Петербурге в Таврическом дворце «Историко-художественную выставку русских портретов».

Портрет, в котором соблюдены и согласованы необходимые условности изображения (поза, костюм, антураж и атрибуты), автоматически удостоверит высокий социальный статус своего персонажа. Карл Брюллов конструировал собственный образ по лекалам «старого мастера» и вместе с тем воссоздавал на русской почве великолепие вандейковского парадного портрета с его симфонической роскошью колорита («Всадница», 1831 портрет сестер Шишмарёвых, 1839). Другие дети тоже не всегда радовали. Но в невесте Струйского художник увидел эту пока ещё ничем не замутненную красоту. Гениальный крепостной, ставший академиком. В это время в Русском музее не было ни одной его работы, а в Третьяковской галерее находился только «Портрет Г. Г. Орлова».

Именно это приятное впечатление послужило Пушкину основой для создания известного эпизода повести «Капитанская дочка» (поэт был знаком с портретом по гравюре Николая Уткина, очень популярной в его время). Это один из первых признаков нового для России процесса: изобразительное искусство перестает обслуживать утилитарные потребности элиты (репрезентация политических и личных амбиций, украшение жизни, визуализация знания и т. п. ) и постепенно становится важным элементом национальной культуры, организуя диалог между различными частями общества. Вокруг был столетний парк с тенистыми аллеями и проточными прудами. На губах едва заметная полуулыбка.

Парадные портреты 
петербургского периода

Парадные портреты петербургского периода

Живописное начало преобладает над рисунком. Можно предположить, что это Павел, но на нем нет андреевских лент. Свадебное настроение тоже и вот наступают будни. Художественные ценности из дома Струйских будут вывезены, проданы и перепроданы. Показательно сопоставление «формального» портрета полковника Евграфа Давыдова (1809) и серии графических портретов участников Отечественной войны 1812 – 1814 годов (Алексея Ланского, Михаила Ланского, Алексея Томилова, Ефима Чаплица, Петра Оленина и других, все – 1813).

Но об этом чуть ниже. «Почти геральдический по своей отточенности профиль» так польстил императрице, что она распорядилась впредь изображать своё лицо по оригиналам Рокотова11. Он был человеком начитанным, знавшим языки. На портрете ему примерно 23 года. Рокотов хорошо знал Струйского и вот таким образом можно считать, что он создал правдивый образ вспыльчивого, увлекающегося и крайне неуравновешенного человека, в котором удивительным образом уживалось поклонение Вольтеру и Екатерине II (он скончался, узнав о ее смерти) с дикими привычками барина-самодура. А в образе Александры Струйской художник подчеркнул ту красоту, которая несёт в мир добро и любовь. Рокотова от его современников. Рокотов – первый в России мастер эмоционального портрета. Везде императрица возвышается над зрителями и везде она не одна.

Золотой век екатерининской 
эпохи

Золотой век екатерининской эпохи

Поздние московские портреты Рокотова наряднее и импозантнее прежних. Каноническим можно назвать портрет императрицы в профиль, созданный Федором Рокотовым (1735 (. ) –1808) вскоре после ее коронации, в 1763 году: именно этот ее образ является одним из наиболее известных. Здесь молодожены построили роскошный дом-дворец по проекту самого Ф. Б. В 1759 году переведен в артиллерию адъютантом графа Шувалова П. И. В них – как, например, в портрете врача Леруа работы Жака Луи Давида (1783) – важен не статус, а деятельность героя, не благообразие облика, а честно предъявляемый характер.

Сегодня мы больше ценим те произведения русского портрета XVIII века, в которых условный образ кажется утратившим цельность, а декорум (баланс идеального и реального в портрете) нарушен в пользу правдоподобия. Эти портреты отличаются беспрецедентной в русском искусстве раскованностью «поведения» персонажей. Семь полотен серии «Смолянки», написанные в 1772 – 1776 годах изображают девятерых воспитанниц Смольного института благородных девиц разных «возрастов» (периодов обучения). От портрета пришла задача – облик человека в его социальной роли. Императрица изображена в профиль в полный рост в царской обстановке. Говоря о портрете, нужно напомнить несколько вещей.

Это позволило художнику приобрести участок земли за 14 000 рублей, построить на нем двухэтажный каменный дом, стать членом Английского клуба и заслужить раздраженное замечание современника: «Рокотов за славою стал спесив и важен». На полотнах же Пьетро деи Ротари (1707–1762) Екатерина, напротив, чрезвычайно неинтересна: это полная дама, умиротворенно и даже немного отрешенно взирающая на зрителя, хотя округлость лица делает ее образ довольно приятным.

Парадные и не очень парадные, они должны были служить определенным целям. Тонкие сжатые губы усиливают это впечатление. При этом художник остается верен натуре. И вот зал 4. При всей их официальности портреты Левицкого (а существует несколько их вариантов и повторений) отличает создание образа мягкой, милостивой, ободряющей окружающих и в то же время уверенной в себе царицы и, кстати, улыбка, которую столь блистательно умел передать этот художник играет тут очень важную роль.

Она, что называется, себе на уме – качество, угадываемое позднее и другими живописцами. В начале выставки вы увидите обворожительные детские портреты. Нарочитой роскошью блещет изображение «бриллиантового князя» Куракина (1801 – 1802), прозванного так за любовь к драгоценностям и показной пышности. Правда, во многих произведениях Боровиковского «причастность природе» персонажа приобретает характер клише, свидетельствующего о том, что чувствительность и естественность превратились в моду.

  • Описание картины «Портрет Екатерины »
  • Портрет Екатерины (1763 год), Фёдор Степанович Рокотов
  • Портрет Екатерины, Федор Степанович Рокотов, 1780-е
  • Официальный блог Государственной Третьяковской галереи
  • То, что время пощадило, то, что память сберегла
  • Портреты женщин века художника Рокотова

Художник более тщательно «выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шёлковых платьев игру света на драгоценных украшениях», однако заученная мимика и напряжённый взгляд часто не пускают зрителя внутрь образа18. Его происхождение не совсем выяснено.