Рубенс Художник Картины
«совершеннолетие Людовика XIII» (1622-1625) – картина, входящая в серию фламандского художника барокко Питера Пауля Рубенса о жизни Марии Медичи. Число картин Рубенса доходит до 1500, Немногие художники имели в свое время такое могущественное и неоспоримое влияние, как Рубенс и нет ни одной области нидерландской живописи, на которую он не оказал бы воздействия. «христос в доме Марфы и Марии» (1628) – картина фламандских художников Яна Брейгеля Младшего и Питера Пауля Рубенса.
«воспитание Марии Медичи» (1622-1625) является частью серии картин фламандского художника барокко Питера Пауля Рубенса о жизни Марии де Медичи.
Рубенс Питер, картины с описанием и биография (на фото: Автопортрет)
Если наоборот – те же вопросы. Все полотна посвящены жизни Марии Медичи.
Эта картина, с рельефной проработкой фигур, является у Рубенса одной из самых классицистских117. На сцену покровительственно смотрят сверху Юпитер и Юнона.
Обе алтарные композиции, приведшие к подлинной революции в антверпенской живописи, считаются характерными иллюстрациями обеих сторон рубенсовского искусства – "барочной" и "классической". Картины Питера Пауля Рубенса представляют собой удивительно цельное сочетание художественного брейгелевского стиля и лучших свершений венецианской школы.
Они всегда уступают Рубенсу в отношении стихийной чувственности и здоровой эротики. фламандский художник и дипломат. Такие работы обычно преследовали одну цель — продемонстрировать знания анатомического строения животного и основывались главным образом на библейских или мифологических рассказах.
Питер Пауль Рубенс – биография и картины
Луки214. Они похитили дочерей царя Левкиппа – Гилаиру и Фебу. Основной целью художника становилось окружить ореолом изображаемое лицо и подчеркнуть его значимость. «Снятие с креста» – центральная панель триптиха Рубенса. После постройки замка Рубенс всё реже появлялся в мастерской на Ваппере. Особенно его интересовали монеты и медали, а также геммы, которые были источниками подробностей о религиозных и бытовых обыкновениях античности и бесценным пособием по хронологии152.
Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена Фаурмент с детьми (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена). В переписке восхищение Питером, по выражению М. -А. «Он терпеть не мог злоупотребления вином и обжорства, как и азартных игр»82. Первая распродажа имущества Рубенса принесла 52 тысячи флоринов, вторая— более 8 тысяч. По браку Елена приходилась родственницей Изабеллы Брандт: её сестра Клара Брандт была замужем за Даниэлем Фоурменом-младшим (1592—1648), братом Елены. Только после смерти отца, в 1589, вместе с матерью вернулся на родину.
Питер Пауль Рубенс: жизнь и творчество художника
Однолюб по природе, Рубенс вёл в Италии и во вдовстве целомудренную жизнь, никогда не разменивался на мелкие интрижки и романы и, будучи темпераментным человеком, внешне был чрезвычайно выдержан. Барокко рассматривается М. Лекуре как искусство мира, утратившего свою незыблемость. В стеновский период живопись Рубенса становится более интимной и задушевной, колорит его картин утрачивает многоцветность и строится на богатстве красочных оттенков, выдержанных в горячей, эмоционально насыщенной красно-коричневой гамме.
Греки, угрожая Трое войной, потребовали вернуть ее. Его творчество стало связующим звеном двух художественных культур — возрождения и барокко. С начала 1620-х годов Рубенс вел активную дипломатическую деятельность.
Однако величина фигур угнетает динамику композиции. В 1635 г. он приобрёл поместье Элевейт неподалёку от Мехелена. Он даже организовал гравировальную школу, чтобы еще шире распространять свои работы.
Рубенс исполнял и частные заказы: написал цикл «Двенадцать апостолов», портреты членов семьи герцога Лермы и герцога Инфонтадо, которому был представлен поверенным Иберти49. Не было ещё и виртуозной лёгкости владения кистью, которую он приобрёл в Италии28.
Неизвестные факты об известных художниках 7 часть
Личных дневников художник не вёл, да и письма его содержат почти одну деловую информацию. На нем тоже венок победителя. Однако к тому времени мастерская Рубенса почти развалилась, а «аспиранты» разбежались201. М. Лекуре утверждала, что «создаётся впечатление, что при работе над женской фигурой Рубенс раз и навсегда запретил себе использовать угол»112.
Сделка была совершена и художник сделался обладателем 21 крупной, 8 «детских» и 4 поясных скульптур, 57 бюстов, 17 пьедесталов, 5 урн, 5 барельефов и набора прочих предметов. Брак был заключён с большой поспешностью.
Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок, они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (Возчики камней, около 1620, Пейзаж с радугой, около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург). В частности, старейшина Гильдии святого Луки художник-маньерист Абрахам Янсенс (1575—1632), также проработавший три года в Италии, предложил Рубенсу «дуэль», в рамках которой художникам предстояло написать по картине на один и тот же сюжет. По-видимому, он считал достоинством картины обилие изображённых персонажей.
Петер Пауль Рубенс и его картины (16)
Рубенс и себя не раз писал в ней. Ярким примером такой работы являлся портрет маркизы Вероники Спинола-Дориа64.
По И. Е. Прусс, живописи Рубенса свойственна особая воздушность. Портреты членов семьи достались тем, кто для них позировал. Там не было ни слова о статусе Пфальца и примирении между Фландрией и Голландией.
Скопировал он и голову носорога работы Дюрера. Он побывал в Венеции, Мантуе, Флоренции, Риме, Генуе. Герцог Брабанта 29 июля даровал аналогичную привилегию Рубенсу на своей территории, а 16 января 1620 года она была распространена на все Испанские Нидерланды. Возможно, это труды Сенеки. Текущая из амфоры вода, похоже изображает реку, впадающую в море (несомненно, это река Шельда). Если девушка изображает Фландрию (намек на ее богатства и важность для испанской короны – жемчуг в косах и в ушах), а мужчина – испанских Габсбургов, то картина – аллегория соглашения 1617 года, по которому Антверпен (Фландрия) получил мирную жизнь, следовательно и возможность процветания.
Филипп Рубенс держит перо, готовый записывать, а Воверий открывает ещё одну книгу. Современникам казалась фантастической его память: однажды он без труда припомнил имя римской поэтессы, которую единственный раз упомянул Ювенал в одной из сатир13. Соперничество кончилось трагедией.
Художник увлекся новым жанром — портретом. Или буйвол. Они были размещены в его домашней ротонде «с порядком и симметрией» 153. В переписке сохранились замечательные образцы стиля общения художников, когда Брейгель мог назвать коллегу в письме к миланскому кардиналу Федерико Борромео «мой секретарь Рубенс».
Старший сын Ян Баптист навсегда уехал в Италию (там он и скончался), вскоре от болезней умерли ещё трое детей. Многие жители покидали разоренную войной страну.
Питер Пауль Рубенс – биография, жизнь и творчество художника: властелин империи красок
Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели. Изображая человеческие фигуры, Рубенс разработал собственный подход. Художник скончался в 1640 году. Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама. Никаких следов его ранней графики не сохранилось17.
В 1610 году Николас Рококс заказал для городской ратуши «Поклонение волхвов», причём уже в 1612 году картина была подарена Родриго Кальдерону, графу дОлива. Выехав из Мадрида 28 апреля, 11 мая Рубенс был в Париже и уже через два дня в Брюсселе. Композиция картины многопланова и может быть прочтена различными способами. «Если бы Рубенсу удалось решить все эти задачи, он уничтожил бы в зародыше Тридцатилетнюю войну»190. Ходили слухи, что он сумел внушить «известные чувства» Изабелле Брант. Когда посольство 28 января проследовало через Антверпен, Рубенс не стал встречаться с его членами и отправил главе посольства письмо, в ответ получив записку с фразой «мы не нуждаемся в художниках», которая быстро стала анекдотической206.
Питер и Бальтазар сохранили дружбу на всю оставшуюся жизнь.
Картина «Водружение Креста» была заказана для церкви святой Валъпургии, в то время как картина «Снятие с креста» всегда находилась в Кафедральном соборе. Для него мечта реальна, а реальность сказочно прекрасна. 28 июня 1577 года родился знаменитый фламандский художник Питер Пауль Рубенс.
Но на этом профиле можно прочитать какой-то вопрос, какое-то напряжение. Франциска, Христа с апостолами— и множество иных религиозных сюжетов. Он как бы полуприсел на пенек, на котором лежит исторгающий пресную воду кувшин. После возвращения Рубенса они продолжили сотрудничество, причём, по мнению Анны Воолетт, «это было соавторство редкостного сорта— не просто между художниками равными по статусу, но и между живописцами, чьи стилевые искания были направлены в разные области— многофигурные и аллегорическо-исторические сцены у Рубенса и атмосферные эффекты в пейзажах и натюрмортах у Брейгеля»101. Работая с античными памятниками, Рубенс ставил перед собой различные задачи. В Кёльне Ян Рубенс сам стал учить своих детей Священному Писанию, латинскому и французскому языкам.
Галерея картин Питера Пауля Рубенса
Перевернутые урны являются атрибутами древних богов, обитавших в реках 4 континентов мира: Африки, Азии, Европы, Америки. 20 августа 1631 года король Филипп IV удовлетворил просьбу о титуле. Рубенс свободно писал на латыни используя её либо для обсуждения проблем философии и высокой политики, либо, напротив, для шифровки высказываний, не предназначенных для посторонних. Но Рубенс, однако, не ограничивается ими. Рубенс без колебаний использовал в религиозных сюжетах обнажённую натуру.
Вернувшись на родину, Рубенс в 1630 году женился на Елене Фоурмен, племяннице своей первой супруги Изабеллы Брант. О подаренном ему небольшом полотне Рубенса он писал, что установил его в своей мастерской словно «в святилище для поклонения». Поскольку в Антверпен вернулась чума, в октябре 1625 года Рубенс вывез семью в Лаэкен.
Пьедестал Меркурия украшен гражданским венком из зелени дуба ибо охранять граждан – такова цель послов (их можно узнать по ветвям Оливы Счастливой, которые они держат перед собой), успешно ведущих государственные дела. Рубенс любил затемнённый задний план, на котором ярко изображался план передний. Удостоверение придворного живописца Питер Пауль Рубенс получил 9 января 1610 года68.
В 1598 году Рубенс вступил в гильдию св. Рубенсовские обнажённые тела были результатом огромной аналитической работы. Два главных шедевра Рубенса в этой области — «Похищение дочерей Левкиппа» и «Три грации».
Напротив, в колорите центральной сцены преобладают белый, чёрный и красный тона. В свою очередь, через Монтальто Рубенс был представлен Шипионе Боргезе— племяннику папы Сикста V, который был официальным покровителем немецких и фламандских художников в Риме.
Главный идейный противник Делакруа— мэтр французского академизма Жан-Огюст Энгр — в композицию своей программной картины «Апофеоз Гомера» отказался включить Рубенса, обозвав его «мясником»231. Денег для передачи маршалу Субизу Рубенс также не получил.
Большую долю его творчества заняли и различные пейзажи.
Известные картины Питера Пауля Рубенса
С приобретением в 1635 году замка Стеен в Элевейте Рубенс получил титул сеньора. Расцвет творчества Рубенса пришёлся на пик развития барокко138. Как оказалось позднее инициатором этой истории был казначей аббат де Сент-Амбруаз, который хотел заполучить некоторые вещи Рубенса для своей коллекции. Место, где плещутся дети и тритон, – очевидно, море. Рубенс избегал излишеств в вине, пище и игре.
Портрет изображает придворную даму Изабеллы Клары Евгении. По-лисьи лукаво смотрят на зрителя зеленоватые глаза девушки. А рядом с ним плещутся путти (путти – декоративные изображения маленьких детей, характерные для искусства барокко и ренессанса). Архитектура этой страны стала развиваться по другому, более интересному пути.
- Рубенс Питер ПаульКартины и биография
- 10 шедевров Питера Пауля Рубенса
- Питер Пауль Рубенс: биография и лучшие работы
- Картины и репродукции Питера Пауля Рубенса
За оформление отвечали Якоб Йорданс, Корнелис де Вос, Эразм Квеллин III, Лукас Файдербе. Собственных работ Рубенса этого периода сохранилось очень мало. Беломраморное решение фасада символизировало Небесный Иерусалим, спустившийся на землю143. Картина была подписана обоими художниками104.
Дочь Клара-Серена родилась в 1611 году и умерла 12-летней от болезни. Возможно, это мальчик и девочка (если судить по длине волос). И еще один персонаж – тигр. Цветовая гамма палитры Рубенса была воссоздана в 1847 году гентским художником Ж. Ренье. Он усиливает во много раз поэтическое очарование увиденного, возводя его в мир искусства.
- Елена Фоурмен со своими детьми Питер Пауль Рубенс
- Осенний пейзаж с замком Стен Питер Пауль Рубенс
- Похищение дочерей Левкиппа Питер Пауль Рубенс
- Снятие с креста Питер Пауль Рубенс
- Получайте самые главные и обсуждаемые статьи дня на свой электронный адрес
- Питер Рубенс: последние новости
По этой причине достаточно сложно определить, откуда заимствованы образы. Впрочем, он продолжал исполнять поручения мантуанского двора: приискал резиденцию в Риме для герцогского сына, назначенного кардиналом и приобрёл для коллекции «Успение Богородицы» Караваджо55. Это произведение не парадное, оно подчеркнуто камерное и простое по композиции. В статуях и рельефах древних Рубенс стремился открыть не только технику построения фигуры, но и сам пульс давно ушедшей жизни.
Эта же комната служила и личным кабинетом. В написанном Рубенсом эскизе «Голгофа» исчезли смятение и беспокойство ранней вещи. Гуго Гроций даже сообщал Дюпюи, что Рубенс был выслан штатгальтером204. Однако критики обрушились на картоны для шпалер с историей Константина, обвинив Рубенса в нарушении анатомии (у равноапостольного императора якобы ноги были изображены кривыми). В 1598 г. он был принят в гильдию св. Мощный старец стоит к зрителю спиной.
Перенося в картину изображение живой модели, художник освобождал ее от всего случайного. Письма художник чаще всего диктовал, не отрываясь от кисти. Уже три десятилетия шла война с Испанией, стремившейся вернуть северные провинции Нидерландов, объявившие себя «Свободной, независимой республикой Голландией».
О чем он ее спрашивает. Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе. Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма». В этот период состоялось очное знакомство с Пейреском.
- ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ РУБЕНСА
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Лучшие работы Питера Пауля Рубенса
- Творчество Питера Пауля Рубенса
- Возвращение Дианы с охоты, 1615
- Аллегория – Четыре Континента, 1615
- Профессиональный фотограф и графический язык
Это обошлось ещё в 7000 флоринов. Венки на головах главных персонажей – символы побед и мира, символы мудрости правителей воюющих стран.
Рубенс интенсивно занимался изучением флорентийского искусства, в частности, скопировал картон фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари»3435. 3 июня они взошли в Дюнкерке на борт военного судна, отправленного королём Карлом. Напротив, женщины отличаются крайней рыхлостью форм. Для приёма посетителей была предназначена ещё одна зала, оформленная в тёмных тонах.
- Энциклопедия античной мифологии
В трактате «Теория человеческой фигуры», приписываемом Рубенсу, утверждается, что базовым элементом женской фигуры является круг. Осталось несколько полотен с изображением Альберта.
Для учеников была предназначена особая студия, даже превосходящая по размеру мастерскую самого Рубенса. Это одна из самых известных мифологических картин Рубенса. Колористическую задачу Рубенс выполнил на контрасте светлой гаммы одежд и тёмного фона (особенно в «Домицилле»), который скупым стилем может напомнить Караваджо, но без его световых эффектов. Женат он был на дочери Деодато дель Монте— первого студента своего отца. Попробуем подойти с другой стороны.
На знаменитой картине «Охота на гиппопотама», одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами. Антонис Ван Дейк и Франц Снайдерс продолжили его славу. Триумфальное шествие кардинала-инфанта длилось целый день, который закончился в соборе. Н. А. Дмитриева даже утверждала, что луврский портрет Елены Фоурмен «поражает лёгкостью и свежестью кисти: кажется, он мог бы быть написан Ренуаром»213. Основная тематика, конечно, – образ юной жены.
До конца XIX века только восемь иностранных художников удостаивались рыцарского звания200. Парис решил похитить Елену. Считается, что эта картина не совсем характерна для творчества Рубенса – в ней очевидно обращение к жанру психологического портрета. Некоторые исследователи даже сомневаются в авторстве Рубенса (работа автором не подписана), а иные предполагают, что художник на полотне изобразил свою старшую дочь Клару Серену, которая умерла ко времени создания полотна. Это погрудный портрет девушки.
Рубенс был одним из подписчиков только что появившихся газет, в том числе «Рейнской газеты» и «Итальянских хроник», последние он решительно рекомендовал всем своим знакомым, а также пересылал Пейреску151. Был и другой мотив: в одном из писем Рубенс откровенно сообщал, что в преддверии большой войны беспокоится лишь о «сохранности своих колец и своей персоны»173. Обучение в его мастерской продлилось четыре года по мнению Мари-Анн Лекуре, самым важным уроком для Питера стала любовь и внимание к «Фландрии, чьи пышные красоты позже предстанут перед нами на картинах Рубенса»21. Существует предположение, что герцог, бывавший ранее в Антверпене, уже был знаком с творчеством Рубенса33. Как минимум один натюрморт с цветами для Борромео Рубенс и Брейгель исполнили совместно. Рубенс, попытавшийся участвовать в испано-савойских переговорах (герцог Карл-Эммануил был готов поддержать испанскую сторону против Франции), был отстранён личным приказом короля. Помимо законченного триптиха с поклонением семейства Гонзага Св.
(Рубенс жил в Антверпене. )Рассмотрим эту версию. Войны истощали всех и вся. Впоследствии это стало причиной того, что в Брюгге лев укротителя сожрал137. В феврале 1639 года состояние художника уже вызывало опасения222. Только в последнюю очередь на холсте или на дереве исполнялся весь портрет. По мнению М. Лебедянского, трактовка Рубенсом своего образа напоминает рафаэлевский «Портрет Бальдассаре Кастильоне».
Инфанта Исабель даже удостоилась порицания в личном письме от Филиппа IV175. Испания в то время оставалась сильной морской державой (мужчина держит в руках трезубец, символ владыки морей), но уже начала терять свое могущество. Однако во второй половине XVII века во Франции, где он впервые столкнулся с неприятием, началось противостояние «рубенсистов» и «пуссенистов».
Многие из них Рубенс копировал, оттачивая своё мастерство. Рубенс никогда не стеснялся подражать художникам, которые восхищали его (Тициану, Питеру Брейгелю Старшему) и др. Иезуиты этим преследовали абсолютно конкретную цель: Рубенсу была заказана «Библия бедных», в которой чередовались ветхозаветные и новозаветные сюжеты. Пользуясь невнимательностью герцога к своей персоне, уже в 1601 году Рубенс отправился в путешествие по Италии из письма брату Филиппу в декабре того же года следует, что он объехал «почти все крупнейшие итальянские города»37.
Своей личной палитры Рубенс ещё не изобрёл. Рубенсу нравилась жизнь сельского аристократа. Это же подчёркивалось достоинством жестов, позой, тщательной отделкой мельчайших деталей. Называя готический стиль «варварским», он агитировал богатых нидерландцев строить дома с просторными холлами и лестницами, а внушительные размеры алтарей в новоманерных церквях, кессонные своды и просторные простенки могли быть наилучшим образом заполнены картинами из его мастерской148.
Существует анекдот, согласно которому Рубенс, работая над картиной «Охота на львов», пригласил в мастерскую укротителя с его питомцем и был так захвачен зрелищем распахнутой пасти, что снова и снова заставлял укротителя раззадоривать льва. Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (Автопортрет с женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом. В числе его друзей, постоянно посещавших дом, был бургомистр Антверпена Николас Рококс, государственный секретарь Гевартс, Бальтазар Моретус— глава третьего поколения семьи издателей, а также бывавшие в городе учёные-иезуиты. Достаточно быстро Рубенс получил должность попечителя картинной галереи герцога, но, в общем, крупных заказов почти не было (единственное исключение— оформление церкви иезуитов в 1603 году) и даже в 1607 году в одном из писем он сетовал, что его работы почти не представлены в коллекции Гонзага. В известном смысле дом Рубенса превратился в «приёмную» Брюссельского двора: у него квартировали посланники Лотарингии и Англии перед официальными приёмами.
В этот венок вплетена пальмовая ветвь, что говорит о Мудрости – Победительнице. С другой стороны, Воверий, Липсий и Филипп Рубенс изображены компактно, а Питер Пауль Рубенс и Сенека— слева и справа— расположены выше группы учёных на втором плане, но вровень с головой Липсия. По мнению М. Лекуре, постройка особняка означала окончательный отказ от итальянских планов, а размеры дома намекали и на карьерные амбиции его хозяина: Рубенсу было 35 лет и он «знал, что и как будет писать, а также знал, как будет жить»83.
Ему предстояло написать «Мадонну» для главного алтаря. Наиболее поразительна во всей работе фигура мертвого Христа. Из этих последних следует, что Рубенс задумал сооружение как «фламандскую Сикстину»: как и в Ватикане, каждое из 39 полотен было вписано в отдельный свод.
Рубенс заботился о своих авторских правах. Это отвечало эстетическим потребностям самого Рубенса, который не хотел жертвовать разнообразием фигур и колористических сопоставлений. Петра и Павла в Кирххайм-ин-Швабен, Германия.
Шляпа – столь характерная деталь в данном произведении, что часто из его названия вообще опускается слово «дама». Сюжет для него позаимствован из греческой мифологии. Автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки. С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Рубенс очень тонко отклонил своё участие в состязании, сообщив, что его работы выставлены в общественных и частных собраниях Италии и Испании и ничто не мешает Янсенсу отправиться туда со своими работами и повесить их рядом95. Однако в следующий раз его пригласили в Париж лишь 4 февраля 1625 года157. Рубенс стал больше писать «для себя», создавая с жены десятки зарисовок и портретов, причём высокого эротического стиля («Подножка» и «Шубка»)212.
В сентябре 1626 года, 15 лет спустя, он закончил произведение. А кисть эта создает здесь красочную гамму, которая своими переливами, воздушной прозрачностью, незаметно переходящей в самые глубокие, насыщенные тона, сливающиеся в едином полноцветном потоке, вероятно, ставит Рубенса наряду с Тицианом выше всех колористов Италии и Фландрии" (Л. Д.
О двойственности барокко и творчества Рубенса писал Е. И. Ротенберг. Рубенс живо продолжал интересоваться не только теоретической наукой, но и прикладной.
Фасадные скульптуры также ваялись по моделям Рубенса. В качестве примера он приводил картину «Три грации», отмечая, что пышность этих фигур— не что иное, как гимн благодарности за изобилие земных благ, воплощающий «то же бесхитростное религиозное чувство, которое воплощают снопы пшеницы и груды тыкв, украшающие деревенскую церковь во время праздника урожая». Никулин. Предложение было рассмотрено на Тайном совете 16 августа и отвергнуто203.
Его друг Якоб Зандрарт писал: «Не в силах более сопротивляться внутреннему порыву, который влёк его к живописи, он испросил у матери позволения целиком посвятить себя этому искусству». Она была выдана замуж за капитана Спинола, главнокомандующего испанскими войсками. В каждой из этих стран, его авторитет был весьма высок. Союзниками Рубенса в его миссии были посланники Савойи, напротив, посланник Голландии Йоахими всячески подчёркивал, что художник Рубенс находится в английской столице по прямой своей профессиональной обязанности. Высокие цены объясняются и тем, что некоторое количество полотен Рубенса доступно для перепродажи, в отличие от его младших современников Рембрандта или Веласкеса, чьи картины находятся в государственных музеях234. Среди сюжетов преобладают сцены охоты, битвы, яркие и драматичные евангельские эпизоды и сцены из жизни святых, аллегорические и мифологические композиции в них Рубенс с удовольствием писал энергичные, мощные тела, так нравившиеся его современникам.
Кажется, что свет исходит из самой картины из глубины. Считается, что женщинами на картине являются Мария Магдалина и две сестры Девы Марии. Не только художники, но и скульпторы и гравёры обучались у Мастера. Этот дом современники единогласно провозгласили самым красивым зданием в городе.
Несмотря на то что, художник прославился своими потрясающими монументальными мифологическими и религиозными полотнами, Рубенс также являлся искусным мастером пейзажа и портрета. Портрет девушки выполнен по рисунку, написанному с натуры. Именно его разносторонние интересы и широкий кругозор оказали сильное влияние на личность Рубенса. Официальным поводом для поездки стал королевский заказ на писание парадного портрета.
В 1626 году умерла жена художника и он очень тяжело переживал эту потерю. 16 февраля того же года Рубенс представил духовенству модель.
Этот образ мастер начал создавать гораздо раньше, чем Елена вошла в его жизнь. Итало-фламандский стиль Вениуса был отмечен подражанием римским образцам, например, силуэты обводились линией контура. От Изабеллы словно исходит невидимый свет.
После передачи ему дел и бумаг 6 марта Рубенс покинул английскую столицу199. Если мужская – то почему такая мощная фигура. Дипломатическая миссия Рубенса завершилась полным провалом202.
9-дневная поездка оказалась крайне неудачной. Среди них следует назвать портрет «Елены Фоурмен Шубка» (ок. Иосиф Аримафейский, стоя на лестнице, поддерживает тело под руку. Например, в полотне «Венера, Вакх и Арея» поза Ареи заимствована у присевшей Афродиты Дедалса, а Венера, вероятно, восходит к Леде Микеланджело.
При постройке дома была предусмотрена отдельная купольная зала с верхним освещением, в которой разместили вывезенные из Италии скульптуры и камеи. Для исполнения 24 картин был приглашён именно Рубенс. Рубенс специализировался на религиозной живописи (в том числе алтарных образах), писал картины на мифологические и аллегорические сюжеты, портреты (от этого жанра он отказался в последние годы жизни), пейзажи и исторические полотна, делал также эскизы для шпалер и книжных иллюстраций. Это, конечно же, описка: вместо «paille» должно быть «poil» (с французского – «фетр»). В 1629 году он побывал в Англии.
Несмотря на оскорбительность этого приказа (король не доверял аналитическим способностям художника), Рубенс решился лично отвезти архив в испанскую столицу. Мастерство позднего Рубенса воплотилось в полотнах, созданных им собственноручно. Параллельно мать записала Питера в светскую школу Ромбоутса Вердонка, где он смог раскрыть свои способности в области гуманитарных наук, стал изучать греческий язык.
Символический смысл картины раскрывался в трёх книгах, лежащих перед изображёнными. Художник узнал обо всём лично от инфанты и был глубоко удручён. В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса. И думать, что «Союз Земли и Воды» представляет какую-то абстрактную композицию, было бы в корне неверно. Вот что пишет сам художник о некоторых символах, которые он использовал в своих картинах: «Пьедестал Минервы украшает масличный венок, отличительный знак сей Богини некогда на Народном собрании греки присудили такой венок Фемистоклу как признание его мудрости. Из множества учеников Питера Пауля Рубенса самый знаменитый – Ван Дейк.
Жить приходилось в бедности: Ян Рубенс не имел права работать по специальности, Мария занималась огородничеством и сдавала комнаты в доме, предоставленном родственниками. Он был написан вслед за близким по масштабу и теме «Водружением креста» (1610-11). Имение Стеен было оценено в 100 тысяч флоринов, половина его была завещана вдове, вторая половина— детям226. Художник выполнил множество копий с шедевров великих итальянских мастеров: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициана, Тинторетто, Веронезе, Корреджо и эта работа довольно сильно повлияла на формирование художественного вкуса и техники Рубенса. Он ещё продолжал учиться и как профессионал созрел поздно.
Содержание предстает проясненным как высокая героическая трагедия. И в дальнейшем основным языком иностранной переписки Рубенса оставался итальянский38. У него было три учителя: Т. Ферхахт, А. ван Норт и О. Вениус. Кресты с распятыми на них Христом и двумя разбойниками вздымаются над пустынной, голой местностью. Елена стала любимой моделью художника в последние годы его жизни.
Выглядит он довольно непривлекательно, можно сказать, мерзко. Незадолго до кончины Рубенс набросал её портрет. Его появление вызвало серьёзную озабоченность у папского нунция Джованбаттиста Памфили. Свои интимные переживания он претворял в ценности эстетического порядка. Приступ апреля 1638 года поразил правую руку, лишив его возможности писать.
На лондонском аукционе Christies картина Рубенса «Избиение младенцев» в 2002 году была продана за 75 миллионов евро, а «Лот с его дочерьми»— за 52 миллиона евро в 2016 году, что делает его одним из самых дорогих старых мастеров. В этой стране Рубенс прожил восемь лет, переезжая из одного города в другой. Другая версия висит на правом алтаре замковой церкви Св. Очевидно, он был любимым ребёнком, поскольку единственным из всех детей Питера Пауля удостоился упоминания в переписке.
Живопись «Воздвижения креста» знаменовала и сильное итальянское влияние и начало освобождения от него. Причиной тяжбы была дата изготовления гравюры «Распятие»: до продления авторских прав или после. Или бегемот. Вопрос на лице мужчины – не праздный: Фландрия может быть и немецкой. При этом он не преследовал научных целей и не пытался создать целостный каталог античного и ренессансного искусства, поскольку потакал своим личным вкусам63.
Это была Вирсавия, жена Урии Хеттеянина. Рубенс помещал портретируемых на нейтральном фоне или перед драпировкой. Богатство декоративной фантазии исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). В марте 1571 года Ян Рубенс был арестован за незаконную связь и провёл два года в заключении в Дилленбурге, а после суда был сослан в небольшой городок Нассауского герцогства, Зиген. В реестр не вошли созданные им произведения искусства, а также коллекция античных гемм.
Лекуре, «доходило до угодничества». В этом отношении Рубенс получил одобрение у представителей романтизма XIX века.
Из документов и переписки удаётся, как правило извлекать только финансовую информацию. Получив первоначальные навыки и отточив их, в 1595 году Рубенс перешёл в мастерскую самого знаменитого антверпенского живописца того времени— Отто ван Веена (Вениуса), получившего образование в Италии и привнёсшего во Фландрию дух маньеризма14. Минерва (Афина) изображена с совой (ее доспехи лежат рядом), Венеру (Афродиту) сопровождает ее сын Купидон, а Юнону (Геру) – павлин.
Луки. Конечно же, это роскошная фетровая шляпа, модная в XVII веке. Здесь он часто бывал в последние годы своей жизни. Я хотел иметь жену, которая бы не краснела, видя, что я берусь за кисти и, сказать по правде, мне показалось жестоким потерять драгоценное сокровище свободы в обмен на поцелуи старухи». Высокие доходы Рубенса позволили ему приобрести поместье с замком Стен, давшим название этому периоду – «стеновский». В версии, которая перед нами (1639), Парис изображен в пастушеском наряде, пристально разглядывающим трех великолепных нагих женщин, которых он попросил снять одежды, чтобы ничто не мешало судить об их красоте. За свою жизнь этот великий художник написал множество картин.
Королева и герцог Ришельё добрались до Рубенса только в середине июня, по сообщению Роже де Пиля, королева была равно очарована картинами и манерами Рубенса, а кардинал «с восхищением смотрел на полотна и никак не мог ими налюбоваться». Единственным свидетельством их свадьбы осталась латинская эпиталама Филиппа Рубенса, полная «игривых сальностей» (по выражению Э. Мишеля) и не слишком изысканная по стилю74. В последние годы жизни Рубенс сильно страдал подагрою.
Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе «Святой Георгий, поражающий дракона». По мнению Ч. Веджвуда, «Рубенс был лучше подготовлен, чем большинство молодых художников, пересекавших Альпы до него».
11 января 1630 года в Лондон прибыл испанский посланник— дон Карлос Колома. Первый успех у эрцгерцога привлёк внимание герцога Гонзага к своему придворному художнику. Среди его собеседников и корреспондентов были Гуго Гроций и Корнелис Дреббель, причём, общаясь с последним, Рубенс заинтересовался не только оптикой, но и проблемой «вечного двигателя». Он считается родоначальником нового стиля в живописи – барокко. Порваны все земные связи между тремя распятыми и живыми людьми.
Прямым «наследником» пасторальной линии в его искусстве стал Антуан Ватто, родившийся спустя 44 года после кончины Рубенса. Такие его работы, как данный пейзаж, – наилучшее тому подтверждение. Рубенс много сил потратил на передачу выражения своего лица и супруги. По объяснению самого Рубенса, дети – символ процветания. Хотя Гонзага не ставил задачи воспитания молодого художника, он предоставил Рубенсу работу, способствующую быстрому развитию его таланта: фламандец должен был отбирать произведения искусства для копирования, а далее занимался и их приобретением, получая определённые комиссионные34. В коллекции оказалось 13 работ Питера Брейгеля Старшего— преимущественно пейзажей.
Должность предполагала контроль над исполнением испанского законодательства5. Жениху было 32 года, невесте— 18 лет их венчание состоялось 8 октября 1609 года. Здесь же воспроизводились гравюры – живописные оригиналы Рубенса и его окружения. Его духовное искусство начисто лишено духовности»111. Первая жена знаменитого фламандского живописца родила ему троих детей – Клару Серену, Альберта и Николаса.
Особенно это заметно в письме декоративных драпировок. Темой его творчества в основном были сцены на мифологические и библейские темы, но также были исторические полотна и портреты, где скрупулёзно и тщательно он передавал все тонкости лица и интерьера комнаты — кресла, люстры, посуду. У него тоже есть выражение, хотя лицо только обозначено частью профиля. Остается неизвестным, почему Рубенс не закончил эту картину, которая, возможно, была обрезана уже после его смерти для того, чтобы выглядела более «завершенной».
Из-за этих качеств всеми любима и оплакиваема всеми после смерти». 29 июня 1577 года родился их шестой ребёнок— Питер Пауль. Драгоценности покойной Изабеллы Брант были оценены в 2700 флоринов. Питер Пауль Рубенс (Peter Paul Rubens), 1577–1640 гг. Большая мастерская, здание которой он спроектировал в стиле генуэзского палаццо (восстановлено в 1937–1946), вскоре стала общественным центром и достопримечательностью Антверпена. Умер Питер Пауль Рубенс 30 мая 1640 года.
В этом городе его отец отбывал ссылку за связь с супругой принца Оранского Анной Саксонской. Детство будущего художника проходило в Зигене, затем в Кёльне и только после смерти отца семья вернулась на родину – в Антверпен (Фламандский регион Бельгии). Получил юридическое образование, но живописью стал заниматься очень рано. Это зависит и от нее. Художник сделал рисунки с различных ракурсов с аллегорической статуи «Ночь», стремясь научиться свободному выявлению выразительности и красоты человеческого тела. Родился в Зигене в Вестфалии 28 июня 1577 г. в семье Яна Рубенса, антверпенского юриста. Это произошло, прежде всего из-за того, что крупнейшие французские художники Пуссен и Лоррен пребывали в том году в Риме, а итальянцы— Гвидо Рени или Гверчино— не собирались покидать Италии.
Однако Рубенс создал столь смелое произведение, что заказчики его не приняли. КОНТИНЕНТЫ. Фромантен считал, что Рубенса «восхваляют, но не смотрят»233. Эти документы были переданы эрцгерцогине, которая предложила ограничиться только двусторонними отношениями. Первое время художник квартировал в доме матери на улице Куван.
К. Кларк писал: «Даже если бы он не испытывал естественного влечения к толстым женщинам, он считал бы складки пышной плоти необходимыми для лепки формы». «Никакой преувеличенной аффектации чувств, всё сдержанно и достойно». Впрочем инфанта Исабель в апреле 1632 года разрешила Рубенсу оставить французские дела. В акте указаны «большой каменный дом в виде замка», пруд и ферма в 4 бония и 50 вержей, «вокруг лес».
Откровенно негативно к наследию художника относился Пабло Пикассо, который в одном из интервью сообщил, что это «талант, но талант бесполезный ибо употреблён во зло»230. Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635-1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего. Речь шла о «Воздвижении креста». Это не мольба, это именно вопрос.
В них начисто отсутствует мистика. Описание жизни Рубенса в Испании оставил тесть Веласкеса— Пачеко187. Подобно академистам и импрессионистам XIX века, они противопоставляли линию и рисунок цвету. 11 июня Питер Пауль Рубенс прибыл в Брюссель и на следующий день— в родной Антверпен159.
Далее он перешёл к Адаму ван Ноорту18. И опять же – зачем тигр. Сам Питер Пауль также был хорошо знаком с философией неостоицизма, но в то же время, видимо, ему был близок эразмовский образ разумного и добродетельного «христианского воина»129. Слева два путта играют с Пегасом, крылатой лошадью Персея.
Друг Рубенса, Николас Рококе, являлся одним из руководителей этой гильдии (Рубенс, кстати, позже тоже стал ее членом). В 1630-е годы начался новый период творчества художника.
Гвидо Рени ещё в Италии говорил, что «Рубенс подмешивает в свои краски кровь», подчёркивая, насколько реалистично тот научился изображать человеческую плоть. Чаще всего он цитировал сатиры Ювенала, поэмы Вергилия и труды Плутарха и Тацита. Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет. Посетил Венецию, Мантую, Рим и Геную. В браке с Изабеллой Брант у Рубенса было трое детей. Он отказался от национальной фламандской традиции (значимость которой признавал ещё Микеланджело), но так и не смог органично воспринять итальянскую школу26.
В «Четырёх философах» Питер Пауль Рубенс изобразил себя отдельно, вероятно, обозначая необходимость продолжать жизнь уже без брата и его стоицизма135. Давид соблазнил ее, а Урия отправил на верную гибель. Расстались они, впрочем, вполне мирно: ван Дейк подарил бывшему патрону портрет Изабеллы Брант, «Ecce Homo» и «Гефсиманию», а Рубенс отдарился лучшим испанским жеребцом из своих конюшен100. М. Лекуре не слишком высоко оценивала триптих для церкви Кьеза Нуова (центральная часть— Богородица, боковые части— святой Григорий и святая Домицилла). В Мадриде написал многочисленные портреты испанской знати. В каком-то смысле Рубенс этим изданием создавал себе работу на будущее. На свою свадьбу Рубенс написал двойной портрет «В жимолостной беседке» («Автопортрет с Изабеллой Брант»). Иными словами, он готовил для себя запас сюжетов, моделей и технических решений.
Он писал: «Я глубоко преклоняюсь перед величием античного искусства, по следам которого я пытался следовать, но сравниться с которым я не смел и помыслить». Эта картина считается «портретом брака» – молодая женщина доверчиво положила свою правую руку на руку мужа. Пейзажный фон кажется реальной средой местонахождения персонажей картины. Начинающих художников Рубенс именовал «аспирантами», каждый из них имел определённую специализацию. У верующих, созерцающих картину, не должно было остаться ни малейших сомнений в масштабе принесённой ради них жертвы107. Его осведомителем в делах Соединённых Провинций выступал двоюродный брат жены— Ян Брант. Вторым учителем Рубенса был Адам ван Ноорт. Церемония была назначена на 17 апреля 1635 года и подготовка заняла более года.
Художник в письмах жаловался, что французский двор его утомил. Собор Богородицы в Антверпене объявил конкурс на Успенский алтарь в 1611 году.
К. Кларк писал, что вопрос о портрете ещё более осложняется при работе в жанре ню. Естественно, что букет фруктов и ягод символизирует изобилие. В переписке Рубенса имеются многостраничные пассажи о формах и способах применения античных треножников изображениях на античной серебряной ложке и прочего. Эти особенности барочного искусства отразились и в его картине «Сусанна и старцы» на сюжет из Книги пророка Даниила. Современники оставили воспоминания о том, как распределялась работа в мастерской Рубенса.
Парадоксом на этом фоне является то, что в сюжетных полотнах, создаваемых бригадным методом в его мастерской, Рубенс предпочитал писать именно лица122. В готическом по стилю Антверпене особняк производил впечатление «дворца эпохи Ренессанса»80. Супруга последовала за ним, сохранились два её письма, которые, по мнению В. Н. Лазарева, «являются замечательными документами возвышенной женской любви и самоотверженной преданности»8. Так, в сцене, где Генрих IV получает портрет Марии, два крылатых гения, олицетворяющих любовь и супружество, держат перед восхищенным королем идеализированное изображение принцессы. За 10 лет брака родилось пятеро детей: дочь Клара-Иоганна, сын Франциск, Изабелла-Елена, Питер Пауль и посмертная дочь Констанция Альбертина (она родилась через 8 месяцев после смерти отца)219. По словам Ч. Веджвуда, «Рубенс был хорош, но он не был вундеркиндом», подобным ван Дейку. В 1600 г. художник приехал в Италию там он изучал античную архитектуру и скульптуру итальянскую живопись, а также писал портреты (в основном в Генуе) и алтарные образы (в Риме и Мантуе).
Вскоре Рубенс женился на шестнадцатилетней Елене Фоурмен у них было пятеро детей. Рубенс не скрывал коммерческой направленности своего творчества и придавал огромное значение материальному благосостоянию87. Четыре континента часто изображались в произведениях художников эпохи барокко. Рубенс числился его учеником до 23-летнего возраста, хотя ещё в 21 год получил удостоверение «свободного художника»23. Ферма в Экерене приносила 400 флоринов в год.
Голландцы раскрывают скромную, незаметную красоту, присущую природе в ее обычном, хочется сказать «повседневном», состоянии. Известно, что знаменитую картину «Поклонение волхвов» (Антверпен, музей) высотой в пять метров он написал в 1624 году за одиннадцать дней. Возможно, художник это передал именно таким выражением лица девушки.
Питер Пауль Рубенс родился в 1577 г. в Зигене (Германия) в семье адвоката Яна Рубенса. Жизнелюбцу Рубенсу незнаком «разлад мечты и действительности». Соглашаясь писать портрет, Рубенс не скрывал, что делает большое одолжение. В Троицын день, 5 июня 1629 года уполномоченный Рубенс был уже в Лондоне191. Вследствие болезни он был практически парализован.
В 1610— 14 он создал знаменитые — «Водружение креста» и «Снятие с креста» (Антверпен. Он называл Рубенса «самым мифологическим» из живописцев своего века, поскольку миф у него реализуется как естественная форма первичного жизнеощущения. Назвали его также в честь крёстного— генуэзского банкира Никколо Паллавичини. Однако это не сказалось на развитии Рубенса как художника: он всё более работал «для себя», что привнесло в его живопись непосредственные, глубоко личные переживания220.
Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. Откровенность собственного чувства и завораживающее мастерство живописца являет образ обнаженной Елены с накинутой на плечи меховой накидкой в картине «Шубка». Пейзажи позднего Рубенса – опоэтизированная чувственно-материальная красота природы Фландрии («Радуга», «Возвращение с поля»).
Стоящая рядом женщина – аллегория Франции, дает ему совет следовать влечению сердца. В целом судьба Альберта Рубенса более напоминала судьбу его покойного дяди Филиппа— он не увлекался живописью (как и все остальные потомки Рубенса), совершил путешествие в Италию в 1634 году. В мастерской он обыкновенно оставался до пяти часов пополудни.
Там же были выставлены готовые произведения хозяина дома, которые гости могли обозревать и с деревянного балкона. В этот же период Рубенс создает новый жанр европейского парадного барочного портрета, который явно указывает на социальную значимость персонажа (портреты Марии Медичи и камеристки инфанты Изабеллы). Успехи в искусстве омрачает смерть любимой жены от чумы в 1622 году. 13 мая 1625 года помост, на котором было место Рубенса, обвалился, но художник ухватился за балку и не пострадал. Но Идас камнем сразил Полидевка. Ян Рубенс продолжал исполнять обязанности юриста, не оставлял он и симпатий к кальвинизму, что выражалось, в частности, в том, что он не ходил к мессе. Таким был великий фламандский художник XVII века Петер Пауль Рубенс.
В завещании, составленном перед смертью, он писал, что «его труды пригодятся тому из наследников, кто пойдёт по его стопам». Рубенс, как и все его современники, считал недосягаемым образцом античную древность. Теперь обе работы, прославившие Рубенса, находятся в Кафедральном соборе Антверпена. Однако, когда ван Дейка пригласили в Англию, Рубенс не стал его удерживать.
Хозяйка этой ангельской, едва заметной улыбки умеет хранить дворцовые секреты. Справа (прямо над сиденьем стула) намечена еще одна пара рук. Письма Питера Пауля к нему не сохранились, но остались послания старшего брата младшему. Хотя в Мадриде почти никто не верил в заявления Рубенса о художественной миссии, 8 месяцев своего второго пребывания в Испании он занимался почти исключительно живописью. Его талант был сразу же замечен. Он сравнивал собственное творчество с философским камнем.
Но она воплотила идеал в действительность. Рубенс писал Елену в виде библейской Вирсавии, богини Венеры («Суд Париса), одной из трех граций. Несмотря на чувственность его творчества, «следует принять как данность искреннее целомудрие художника»35. Рубенс изображает прозрачный перелесок на берегу ручья, когда деревья озарены золотисто-розовыми лучами заходящего солнца. А над ним сияющая богиня славы.
После возвращения он ужинал с избранными друзьями. Однако художник любил писать Елену и просто как любимую жену и мать своих детей.
Однако еще более совершенны собственноручные эскизы мастера, в частности, поразительный по живости композиции изысканности цветового решения, виртуозной свободе исполнения эскиз "Коронация королевы Марии Медичи" (1622-1625)". Для нас не суть важно, кто и что получил – установился мир, началась нормальная жизнь. Переходы света и теней едва заметны, причём тени легки и холодны по тону. Таким образом, суд Париса стал причиной Троянской войны, окончившейся разрушением Трои.
Питер Пауль Рубенс (на местном диалекте «Петер Паувел Рюббенс»2) происходил из почтенного антверпенского семейства ремесленников и предпринимателей, упоминавшегося в документах с 1396 года. Далее следовала староголландская и немецкая живопись, представленная в основном портретами Яна ван Эйка, Гуго ван дер Гуса, Дюрера, Гольбейна, Квентина Массейса, Виллема Кея, Луки Лейденского, ван Хемессена, А. Мора, ван Скорела и Флориса.
Творческое содружество плавно перешло в личное: Рубенс писал Яна Брейгеля со всей семьёй и исполнил картину «Апостол Пётр с ключами» для надгробия Питера Брейгеля-старшего в брюссельском соборе Нотр-Дам-де-ла-Шапель. Ошибка в названии возникла в XVIII веке во Франции, где в одном из каталогов работ художника полотно было записано: «Le Chapeau de Paille» («Соломенная шляпа»). «Его довольно грузные композиции и грузные тела в подлиннике такими не кажутся: они выглядят лёгкими исполненными своеобразной грации»94. Рубенс не осуждал чужих произведений и находил «нечто хорошее в любой манере». Духу, он исполнил две копии с картин Корреджо в дар для императора Рудольфа II.
Великий художник изобразил жизнерадостные и в чем-то даже стихийные народные праздники («Крестьянский танец», «Кермесса»). В старости Рубенс сильно страдал от подагры. Заверив завещание 28 августа, Рубенс на следующий день отбыл в Испанию183. Липсий указывает на некий пассаж в четвёртом, раскрытом томе. Из картин этого рода наиболее замечательны: «Похищение Прозерпины», «Персей и Андромеда», «Битва амазонок», «Венера с Адонисом», многочисленные Вакханалии, «Сад любви» и аллегорические изображения из жизни Марии Медичи и аллегория войны. Король вернулся в Вальядолид в первых числах июля.
Рубенс любил свой труд и старался жить так, чтобы работа была в радость. Мужские фигуры Рубенса всегда подтянуты, широкоплечи, с развитой мускулатурой рук и ног. Сколько поколений зрителей слышало, читало в книгах, рассматривало картину с этим названием, не «спотыкаясь» о его несуразность. Рубенс обладал талантом заводить светские знакомства. Это событие ознаменовало новый этап его жизни, наполнив идиллическим семейным счастьем. Игнатия (ныне посвящённой св.
В барочной композиции «Персей освобождает Андромеду» из собрания Эрмитажа фигура Андромеды восходит к одной из античных статуй Venus Pudica (Венеры Целомудренной). Очевидно именно Рококе и предоставил Рубенсу заказ на этот алтарный образ. Место в церкви святого Иакова в Антверпене, где покоится его прах, украшено превосходным произведением его работы – «Мадонной со святыми». Эти мотивы оказались выражены в портрете известном под названием «Четыре философа».
Больше всего его работы напоминают пробу пера: чередование белого с зелёным, похожее на приёмы Веронезе или Джулио Романо, тициановская охра, тёмный колорит Карраччи»54. Царь Давид однажды «прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину а та женщина была очень красива». Первые упоминания об этом произведении относятся только к началу XVIII века.
Род Колонна (покровители Караваджо) не заинтересовался фламандцем, но Шипионе Боргезе рекомендовал его ордену ораторианцев для оформления храма Кьеза Нуова. Спустя десять лет он напишет картину «Битву греков с амазонками», где постарается достичь выразительности картины Леонардо в сложной многофигурной композиции. Основоположником этого жанра фламандской живописи тоже стал Рубенс. Женитьба на Елене Фоурмен резко изменила образ жизни Рубенса.
Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии. Винсент Ван Гог выражал в отношении Рубенса особое мнение. Почему не лев. При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости.
Вставал художник в четыре часа и шёл к заутрене, а далее занимался живописью. Благодаря рисунку Рубенса сейчас можно представить себе исчезнувшую композицию Леонардо «Битва при Ангиари». С другой же, Италия была тесно связана в сознании Рубенса с античной мифологией и произведениями древнеримских поэтов, философов и историков.
В королевском собрании он скопировал для себя серию «Триумф Цезаря» Мантеньи, которая когда-то находилась в собрании герцога Мантуанского и была приобретена королём Карлом196. С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование.
Борромео, ценитель фламандского искусства, делал заказы Брейгелю в 1606—1621 годах102. Вернувшись в Антверпен, Рубенс был встречен с большими почестями испанский король пожаловал ему титул государственного советника, а английский король – личное дворянство. Д. Веджвуд на примере картины «Три грации» также демонстрировал, как Рубенс трансформировал стандартную форму и позу античных скульптур в своих собственных целях120. Гардероб покойного и другие вещи, включая глобусы, были распроданы.
Уроженец купеческого Антверпена в предисловии к книге писал, что отдал предпочтение генуэзским домам, «более подходящим для обычных семейств, чем для двора владетельного князя»146147. «Вознесение Девы Марии» или «Успение Пресвятой Богородицы» – картина Питера Пауля Рубенса, завершённая в 1626 году в качестве запрестольного образа для главного алтаря Собора Богоматери в Антверпене, где она хранится. В 1621-1625 годах Рубенс работает над большой серией из 23 картин, предназначенных для украшения Люксембургского дворца и изображающих жизнь Марии Медичи. Венеция не случайно стала первым итальянским городом, который посетил Рубенс. Своеобразие женских изображений Рубенса таково, что К. Кларк подчёркивал в своей монографии о наготе в искусстве (1956), что даже в среде художественных критиков считается признаком хорошего вкуса критиковать Рубенса как «художника, писавшего жирных голых баб» и, более того, употреблять определение «вульгарный»113.
Рубенс умер 30 мая 1640 года в Антверпене. Мастерская не вернулась к порядкам 1620-х годов: каждый из ассистентов подписывал выполненные заказы собственным именем.
Античное искусство помогало найти должную меру между жизненным и идеальным началом. Благоприятным для Рубенса оказался и римский период его жизни и творчества (1605-1608). В картине «Большой Страшный суд» вытянутые руки и тела персонажей образуют некое подобие арки, на вершине которой Господь. Знаменитый английский художник XVIII в. сэр Джошуа Рейнолдс (1723-1792) писал: «Это одна из самых прекрасных его фигур.
До ноября 1605 года Рубенс оставался в Мантуе исполняя заказы герцога Винченцо. Способности к языкам (он говорил на шести языках) позволили ему не только освоить культурное наследие своей эпохи, но и достичь значительных успехов на дипломатическом поприще. В 1628 и 1630 гг.
В гуманитарной области он всё более и более интересовался средневековой и современной ему французской историей (в том числе «Хрониками» Фруассара), даже выписал себе мемуары Оссата— посредника обращения Генриха IV в католическую веру— и собирал документы о царствовании этого короля и его наследника Людовика XIII. Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца. Во время засады, устроенной Диоскурами, Идас убил Кастора, а Полидевк – Линкея. создал свою мастерскую. Почему именно тигр.
По смерти отца Рубенса в 1587 г, вдова с детьми переехала в Антверпен. Что-то странное в этой картине.
Впоследствии, вернувшись на родину, он передал эти работы своему приятелю Н. Рейкельмансу, который награвировал их и в 1622 году выпустил двухтомник «Дворцы Генуи». Разве шляпка здесь соломенная, тем более с таким пером.
Художник объединил в рамках одного произведения три разновременных события. Памятуя о неприятном римском опыте, Рубенс работал прямо в помещении церкви, что позволяло учитывать все особенности восприятия полотна105. Делегацию возглавил герцог Арсхот, который в штыки воспринимал любые попытки художника вмешаться в ход переговоров. Из мастерской Рубенса вышли Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, трое братьев Тенирс, Антонис ван Дейк. Нет традиционных для этого сюжете воинов и палачей, нет горюющих последователей Христа.
В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти. Помимо перечисленных, на полотне запечатлен автопортрет его автора— отдельно от учёных слева— и (справа внизу) любимый пёс Липсия по кличке Мопс. Свою первую совместную работу они исполнили ещё до отъезда Рубенса в Италию в 1598 году, это была «Битва с амазонками»97. Кто изображает реку – женская фигура или мужская. Лицо и платье маркизы четко выписаны, создан цельный образ аристократки.
Семья воссоединилась в Троицын день 1573 года, в 1574 году родился сын Филипп. В дневнике Делакруа Рубенс— «Гомер живописи»— упоминается 169 раз230. И как пишут историки, Фландрия была экономически развитой областью.
Он правил даже работы Микеланджело и Рафаэля, не говоря о своих современниках50. Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский художник. Ожидавшийся британский посланник не приехал из-за покушения на Бэкингема в Портсмуте 23 августа, о чём в Мадриде узнали лишь 5 октября.
Его зрительная память не уступала памяти на тексты. Если это союз города с рекой – то где город, а где река.
Кроме того, «рубенсисты» желали отображать натуру, тогда как «пуссенисты» стремились подчинить её абстрактному идеалу227. Первые годы жизни мальчик провел в Кёльне. После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов. Наконец и герцог Бэкингем лично посетил Рубенса и купил его коллекцию за 100 000 флоринов. В 1620-е годы Рубенс работал для французского королевского дома.
10 апреля 1609 года Рубенс писал Иоганну Фаберу в Рим: «Я до сих пор не знаю, какое принять решение— остаться ли на родине или навсегда возвратиться в Рим, куда меня приглашают на самых благоприятных условиях»67.
Эти речные божества показаны отдыхающими под пологом, окруженные вниманием нагих женщин. Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие художники). Она писала, что полотно «выглядит впечатляюще монументально», а персонажи отличаются скульптурностью форм, почти как у Веронезе. За это Зевс (отец Диоскуров) поразил Идаса перуном. Эрцгерцог Брюссельский Альбрехт Австрийский заказал заалтарный образ обретения Истинного Креста, который поручил исполнить в Риме, причём художник должен был быть фламандцем, «при условии, что сумма расходов не превысит 200 золотых экю».
Рубенс был чрезвычайно плодовитым художником. Прибытие французского посла с большими финансовыми возможностями означало выбытие Рубенса из «дипломатической гонки»197. За первое десятилетие самостоятельной работы Рубенс написал семь картин на сюжет Распятия, пять— снятия с креста, три— воздвижения Креста, пять Святых Семейств, шесть поклонений Младенцу Христу (волхвов и пастухов), множество изображений св. При громадном числе заказов Рубенс успевал чертить одни эскизы исполнение же картин он поручал ученикам и только иногда, отдельные части, особенно главные, проходил кистью сам. Помимо его гонораров, доход семье по-прежнему приносила сдача комнат внаём9.
Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника. Он сочетает в своем цикле элементы подлинной исторической живописи со всевозможными мифологическими фигурами, аллегориями иносказательными намеками. С наслаждением писал местные пейзажи. От этого брака родилось трое детей. Отпевание состоялось 2 июня.
Заниматься живописью Рубенс стал очень рано. Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами). Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот или моста или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания. Однако в период господства авангарда критики открыто нападали на наследие Рубенса и даже Эрвин Панофский по поводу его пейзажей дословно высказался: «Это всего лишь живопись».
Клоду Пейреску он писал, что 12-летний сын неплохо успевает в греческой литературе. Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах. 8 декабря 1635 года художник сообщал Пейреску, что тяжба так и не закончена.
С 1635 г. Рубенс писал по большей части станковые картины, тщательно их выполняя. Со страстным языческим жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (Союз Земли и Воды, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен).
Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника. Метод работы над этим портретом использовался художником долгие годы: сначала делался набросок или предварительный композиционный эскиз, затем— всегда с натуры— писалось лицо модели.
Лицо его искажено приступом боли, пальцы плотно сжаты, все мышцы тела напряжены. После 4-летнего обучения у ван Веена, Рубенс был принят свободным мастером в антверпенскую гильдию Святого Луки (1598), а в 1600 г. отправился заканчивать своё художественное образование в Италию. По К. Кларку, «он настолько полно реализовал выразительные возможности женской наготы, что на протяжении всего следующего века художники, не являвшиеся рабами академизма, смотрели на него глазами Рубенса изображая пышные тела жемчужного цвета».
13-летнего Питера Мария Рубенс устроила пажом к графине де Лален (урождённой принцессе де Линь) в Ауденарде, где он за счёт патронов продолжил образование, приобрёл навыки каллиграфии и красноречия, а также обрёл вкус к изяществу одежды, в частности, научившись эффектно запахивать плащ141516. Несмотря на постоянную занятость, художник жил очень размеренно. Кисть Рубенса (1577-1640), обычно широко и активно создающая форму, здесь мягко касается создаваемого портрета. В первую очередь это относилось к мировосприятию139. Однако новый этап в творчестве Рубенса оказался связан с заказом настоятеля церкви Св. Именно Филипп ввёл брата в высшее общество Испанских Нидерландов. В Мантуе он обосновался с лета 1601 года, но не собирался сидеть на одном месте.
В этом доме родился седьмой ребёнок— сын Бартоломеус, проживший недолго. Марк Морфорд сопоставлял «Четырёх философов» с падуанским «Автопортретом с друзьями» 1606 года, посвящённым кончине Липсия в том же году. Вальбурги, посредником при сделке выступил философ и коллекционер Корнелис ван дер Гест.
Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь без этого ни один художник не может быть великим Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными». Рубенс объединил сцены начала жизни и её земного завершения.
По поручению испанского короля были куплены четыре картины за 42 тысячи флоринов. Контраст похотливой старости и цветущей молодости привносит в картину оттенок драматизма. Слаженная команда выполняла множество заказов от аристократов, включая работу «История Марии Медичи» для королевского дворца Франции. Порой сцены на его полотнах имеют весьма условный характер («Охота на крокодила и гиппопотама», «Охота на кабана», «Охота на львов») иногда приближенный к реальности, часто анималистический жанр сочетается с пейзажем («Охота на кабана). Невероятным жизнелюбием и оптимизмом проникнуты полотна Рубенса на античные темы с образами, обладающими грузноватой плотью – «Статуя Цереры, «Венера и Адонис», «Союз Земли в Воды», «Возвращение Дианы с охоты», «Венера перед зеркалом». В 1620-е годы на «художника королей» посыпались заказы от величайших королевских дворов Европы.
В живописи Рубенса (1577-1640) соединились экспрессия, драматизм и бьющая через край полнота жизни. В Национальной галерее искусств, Вашингтон, округ Колумбия, находится небольшая студийная версия с некоторыми отличиями. Южные нидерландские провинции (иначе называемые Фландрией) во главе с Антверпеном оказались под властью Испанской монархии. Фигуры объединяют близкие цветовые тона, особенно золотистые.
Любимов). Рубенсу было 53 года, а его жене— 16, она была ровесницей его сына Альберта. В январе 1611 года Рубенс приобрёл большой участок на улице де Ваппер. Примером служит огромная потолочная фреска Тьеполо АПОЛЛОН и четыре континента (ок. Дело тут не в страданиях распятого, а в усилиях распинающих108. В 1622 году Рубенс опубликовал альбом «Дворцы Генуи» в двух томах, первый из которых был посвящён античности, второй— его времени.
Тигрица представляет реку Тигр, а путти играют с крокодилом, символом Нила. Коллекция медалей и гемм, а также библиотека досталась старшему сыну Альберту.
Скончался он в 1657 году, его сын— внук Рубенса— умер искусанный бешеной собакой. Картины Рубенса этих лет полны страстной динамики. Он находил удовольствие в поездках на испанском коне, чтении, а также – изучении медалей и резных камней (агатов и сердоликов) прекрасным собранием которых располагал.
Луки. Он был погребен в церкви святого Иакова, его могилу украшает скульптура Девы Марии, выполненная архитектором и скульптором из Мехелена Лукасом Фейдхербе, который в последние годы жизни художника работал в его мастерской. Без сомнений, творчество Рубенса – основополагающее в развитии национального искусства Фландрии (и не только ее), ставшее символом в борьбе с безжизненными академическими догмами. Будущий художник получил образование в школе иезуитов. Ниточка к этому заложена в приведенном комментарии: «Художник изобразил союз города Антверпена с рекой Шельдой, то есть союз торговли и морских дорог – залог и символ процветания Фландрии». После 1635 года приступы подагры становились у Рубенса тяжелее и продолжительнее: приступ этого года уложил его в постель на месяц.
Елена была десятым ребёнком в семье и Рубенс впервые запечатлел её в 11-летнем возрасте для полотна «Воспитание Богородицы». Он любуется богинями, стоящими перед ним в разных ракурсах. После свадьбы молодые, согласно обычаю, поселились у родителей жены, в деловом квартале73.
Ещё на полпути он получил известия, что его мать скончалась 14 ноября. Рубенс является одним из самых значительных фигур в искусстве, начиная с 16-17 веков и по сей день. Эти работы, а также многочисленные изображения вакханалий, в том числе «Вакханалию» (1615–1620, ГМИИ, Москва), можно считать переходными от первого ко второму этапу.
В этой картине Рубенс использовал миф о братьях Диоскурах (сыновья Зевса и Леды). Она предназначалась для капеллы Гильдии аркебузиров, своеобразного стрелкового клуба того времени (аркебуза в качестве огнестрельного оружия имела тогда широкое хождение). Выполнив миссию, в 1604—08 вернулся в Италию к мантуанскому двору. Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин История Марии Медичи (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами. Особой лиричностью и романтизмом обладали написанные им интимные портреты.
В первых работах (особенно в картине «Поклонение пастухов») фигуры и их одеяния по полированной жёсткости более напоминали скульптуры, складки одежды в академической манере были уложены правильным порядком или даже изображались летящими по ветру, хотя это не предусматривалось сюжетом. Характерно, что Рубенс перед отъездом составил завещание на обоих своих сыновей. Исполнителем последней воли Липсия был ещё один его любимый ученик— Ян Воверий изображённый в профиль в правой части картины. Оно осталось незаконченным и первоначально превышало по ширине нынешний вариант.
1638–1640, Вена, Художественно-исторический музей), «Кермесса» (ок.
Полотно датируется именно по возрасту детей, определяемому визуально (даты их рождения хорошо известны). Он не только восстановил копии с картин Рафаэля исполненные в Риме Пьетро Факкетти, но и самостоятельно исполнил «Демокрита и Гераклита». Его начальное творчество как раз и представляет собой некоторое подражание художникам XVI в. Он освоил все жанры ренессансной живописи и затем стал самым универсальным художником своего времени. В Мантуе Рубенс пополнил местную картинную галерею портретами придворных. К январю 1623 года работа над галереей картин была практически завершена. Он увлекался картинами Микеланджело и Караваджо, от того в их творчестве есть нечто схожее — удивительное, притягивающее и неизменно магическое. Но, технике фрески он предпочитал масляную живопись.
1750). Если признать, что из-под его кисти вышло около 1300 картин, в том числе гигантского размера (не считая почти 300 эскизов, рисунков и гравюр), можно рассчитать, что за 41 год активной творческой деятельности он писал в среднем по 60 картин в год, то есть 5 картин в месяц. Коленопреклоненные святые жены готовы помочь Иоанну, а Богоматерь (изображенная слева) с белым, как мел, лицом приближается к Христу, протягивая ладонь, чтобы принять тело сына. И даже с какой-то угрозой. У ног мужчины – тритон гудит в раковину. Доброклонский и Н. Н.
Мантуанский герцог Винченцо Гонзага сделал его своим придворным живописцем. Письма домой и брату Филиппу написаны на живом и богатом итальянском языке и подписаны «Pietro Pauolo»— в форме, которой он придерживался до конца жизни. 15 сентября художник прибыл в Мадрид. Питер Рубенс картины которого украшали множество дворцов знати.
И все же в 1611–1618 годах в Антверпене было построено одно здание, напоминавшее строения Генуи, — дом Рубенса (в 1947 году в нем был открыт Музей Рубенса). Как отмечал В. Лазарев, второй брак наполнил жизнь Рубенса абсолютно новым содержанием. Картина является частью коллекции М. Паскье в Руане, которая была выставлена на аукцион в 1755 году в Париже. В столицу Франции Рубенс прибыл в январе 1622 года.
Здесь для алтаря мантуанской церкви создал картину «Преображение» — произведение, отошедшее от ренессансных традиций. За работы, полностью исполненные самостоятельно, он удваивал цену98. Новая поездка в Париж оказалась неудачной. «Союз земли и воды» был написан в 1618 году, через год после заключения мира.
Антверпенский период. На своем могильном камне в церкви святого Якова в Антверпене он распорядился выбить надпись: «Лорд Стен». Она стала персонажем картины «Сад любви», наполнив ее своим естеством. Впрочем, первый свой официальный заказ Рубенс получил на родине— в 1602 году.
При помощи Питера ван Веена— брата его учителя — и Дадли Карлтона, посла Англии в Гааге, Рубенс 24 февраля 1620 года получил «привилегию» на 7 лет. Однако этот проект так и остался неосуществлённым182. В итальянский период Рубенс ещё не достиг творческой зрелости, почти все критики единодушно заявляли, что его итальянское творчество не вполне самостоятельно и отмечено сильным влиянием шаблонов Болонской академии6162.
Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса. Тело его в тот же день было перенесено в Синт-Якобскерк, в склеп семьи Фоурмен. Ночью торжества продолжались при свете 300 бочек со смолой. За конный портрет короля Рубенс удостоился стихотворной похвалы от Лопе де Веги, назвавшего его «новым Тицианом»186.
Триптих «Снятие с креста» для городского собора Антверпена был заказан Рубенсу в 1611 году антверпенской гильдией стрелков. Книга включала 139 вставных таблиц с иллюстрациями, выполненными на основе рисунков и обмеров Рубенса и Деодата дель Монте 15-летней давности. Картины Питера Пауля Рубенса не оставляют равнодушным ни одного зрителя. Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко. Путь из Рима в Антверпен занял у Рубенса 5 недель.
Но чаще всего резких границ в его творчестве провести нельзя, так как Рубенс постепенно избавлялся от наиболее характерных черт одного этапа и переходил к другому. К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность. Рубенс создал большое количество картин на библейские сюжеты.
Рубенс выявлял движение в морщинках и складках натянутой или расслабленной кожи121. Также Рубенс создал множество портретов. Ян Квеллин II с 1637 года занимался исключительно заказами плантеновского издательства. Картина исполнена в сдержанных тонах, построена на неуловимых тончайших переходах цветов. По всей видимости, он собирался вернуться в Италию.
Перед нами, вероятно, самый знаменитый из поздних пейзажей Рубенса. Именно в этом стиле Рубенс создал свои знаменитые картины: «Союз Земли и Воды», «Вакх», «Три грации», «Воздвижение Христа», «Портрет Инфанты Изабеллы» и многие другие. Губерта, Диану на охоте и подобное. Среди портретов великого фламандского живописца это полотно занимает особое место. Умер Рубенс в Антверпене 30 мая 1640 года.
Быстрота работы мастера поражала современников. На заднем плане в окне виден пейзаж. Были и более изысканные сюжеты: в картине «Сад любви» Рубенс представил картину светских забав, позднее развитых Ватто в целый жанр221. В частности, были убраны бойницы.
Меркурий держит яблоко, которое станет наградой победительнице. «Персей освобождает Андромеду» – картина фламандского художника Питера Пауля Рубенса, выполненная в 1622 году. Был придворным художником мантуанского герцога Винченцо Гонзага.
Он также выписал себе копии эдиктов, запрещающих дуэли и следил за ходом процесса над аристократами, которые нарушили этот запрет150. Различные аспекты творчества Рубенса привлекали самых разных художников. Несмотря на то, что у него много времени отнимала работа над большими декоративными композициями и сооружениями (роспись плафона в банкетном зале во дворце Уайтхолл в Лондоне триумфальные арки в честь въезда в Антверпен инфанта Фердинанда украшение охотничьего замка Торре де ла Парада), Рубенс успевал писать также более камерные, лирические произведения. Карлу Борромео). Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены.
Если женская – то какая связь между плодами и рекой. Однако благодаря отличным отношениям с королём он добился назначения посланником в Мадрид Фрэнсиса Коттингтона, происпански настроенного католика, который как раз и убедил художника остаться в Лондоне198. Большое значение он придавал архитектурному обрамлению своих произведений. Впрочем, Н. А. Дмитриева утверждала, что в основе «Воздвижения креста»— напряжённая схватка людей с тяжёлым крестом, который они с великим усилием поднимают вместе с телом распятого. Э. Фромантен, однако, замечал, что в картинах почти нет рубенсовских янтарных тонов их колорит напоминает о его итальянских работах.
Это руки третьего ребенка Елены, Изабеллы Елены, родившейся в мае 1635 года. Напротив, создавая копии привлёкших его произведений, Рубенс преследовал две задачи. Точные маршруты странствий Рубенса сложно реконструировать, документально подтверждается его многократное пребывание в Венеции, Флоренции, Генуе, Пизе, Падуе, Вероне, Лукке и Парме, возможно в Урбино и в Милане, где он скопировал «Тайную вечерю» Леонардо. Отличительная черта его творчества – несколько тяжеловесные «рубенсовские» женские формы. Все персонажи этой картины также наделены красотой, здоровьем молодости, ловкостью, силой и жаждой жизни. В 1610-е гг. В изображении Рубенса «Вознесение Девы Марии» хор ангелов поднимает её в спиралевидном движении к вспышке божественного света.
Прежд е всего: Антверпен был во Фландрии. Все фигуры переплетены и образуют композиционный круг. С Веласкесом они смогли найти общий язык и занимались верховой ездой. По его поручению в 1603 посетил Испанию.
Она находится в Берлинской картинной галерее, Германия.