Рубенс Три Грации
Хотя, скорее всего, наоборот: Старостин вдохновился тремя грациями Рубенса. Мы рассмотрим 3 картины разных эпох, что наглядно проиллюстрирует различие между взглядами на женскую красоту во времени: Сандро Боттичелли «Весна» (1482 г. ), Лукас Кранах «Суд Париса» (1528 г. ), Питер Пауль Рубенс «Три грации» (1639 г. ). Картина Питера Пауля Рубенса Три грации: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Три грации, Рубенс – описание картины
Денег для передачи маршалу Субизу Рубенс также не получил. Его духовное искусство начисто лишено духовности»111. Сделка была совершена и художник сделался обладателем 21 крупной, 8 «детских» и 4 поясных скульптур, 57 бюстов, 17 пьедесталов, 5 урн, 5 барельефов и набора прочих предметов. В королевском собрании он скопировал для себя серию «Триумф Цезаря» Мантеньи, которая когда-то находилась в собрании герцога Мантуанского и была приобретена королём Карлом196.
Путь из Рима в Антверпен занял у Рубенса 5 недель. Обучение в его мастерской продлилось четыре года по мнению Мари-Анн Лекуре, самым важным уроком для Питера стала любовь и внимание к «Фландрии, чьи пышные красоты позже предстанут перед нами на картинах Рубенса»21. Эти мотивы оказались выражены в портрете известном под названием «Четыре философа». Рубенс не скрывал коммерческой направленности своего творчества и придавал огромное значение материальному благосостоянию87. Изображая человеческие фигуры, Рубенс разработал собственный подход.
В те времена почта из Лондона в Мадрид шла 11 суток, а принятие решений занимало много времени192. Всему он предпочитал интересную беседу, чтение или занятия своими коллекциями. В январе 1611 года Рубенс приобрёл большой участок на улице де Ваппер.
Он ещё продолжал учиться и как профессионал созрел поздно. Рубенс без колебаний использовал в религиозных сюжетах обнажённую натуру. Бабка моя их обзывала – карельские березки. Композиции приобрели сдержанный и уравновешенный характер.
Напротив, создавая копии привлёкших его произведений, Рубенс преследовал две задачи. В возрасте 11 лет, Питер вместе со старшим братом стал посещать латинскую школу. В этом доме родился седьмой ребёнок— сын Бартоломеус, проживший недолго. Творческое содружество плавно перешло в личное: Рубенс писал Яна Брейгеля со всей семьёй и исполнил картину «Апостол Пётр с ключами» для надгробия Питера Брейгеля-старшего в брюссельском соборе Нотр-Дам-де-ла-Шапель. Он называл Рубенса «самым мифологическим» из живописцев своего века, поскольку миф у него реализуется как естественная форма первичного жизнеощущения. Скопировал он и голову носорога работы Дюрера.
В барочной композиции «Персей освобождает Андромеду» из собрания Эрмитажа фигура Андромеды восходит к одной из античных статуй Venus Pudica (Венеры Целомудренной).
История одного шедевра: «Три грации» Рубенса
В переписке сохранились замечательные образцы стиля общения художников, когда Брейгель мог назвать коллегу в письме к миланскому кардиналу Федерико Борромео «мой секретарь Рубенс». В 1622 году Рубенс опубликовал альбом «Дворцы Генуи» в двух томах, первый из которых был посвящён античности, второй— его времени. Точные маршруты странствий Рубенса сложно реконструировать, документально подтверждается его многократное пребывание в Венеции, Флоренции, Генуе, Пизе, Падуе, Вероне, Лукке и Парме, возможно в Урбино и в Милане, где он скопировал «Тайную вечерю» Леонардо.
Различные аспекты творчества Рубенса привлекали самых разных художников. Рубенс выявлял движение в морщинках и складках натянутой или расслабленной кожи121. Игнатия (ныне посвящённой св.
Две картины -"Три грации" – Рафаэль и Рубенс
Дипломатическая миссия Рубенса завершилась полным провалом202. М. Лекуре не слишком высоко оценивала триптих для церкви Кьеза Нуова (центральная часть— Богородица, боковые части— святой Григорий и святая Домицилла). Рубенс накладывал краску жидкими прозрачными слоями, сквозь которые просвечивал подмалёвок или тон грунта92. Лекуре, «доходило до угодничества».
Весьма ценил Рубенса Эжен Делакруа, находивший у мастера умение передавать высочайший накал эмоций. Например, в полотне «Венера, Вакх и Арея» поза Ареи заимствована у присевшей Афродиты Дедалса, а Венера, вероятно, восходит к Леде Микеланджело. Наконец и герцог Бэкингем лично посетил Рубенса и купил его коллекцию за 100 000 флоринов. Помимо перечисленных, на полотне запечатлен автопортрет его автора— отдельно от учёных слева— и (справа внизу) любимый пёс Липсия по кличке Мопс.
История и замысел картины Рафаэля «Три грации»
Картина была подписана обоими художниками104. Будучи протестантом, его отец с семьей бежал в Германию, спасаясь от террора. Однолюб по природе, Рубенс вёл в Италии и во вдовстве целомудренную жизнь, никогда не разменивался на мелкие интрижки и романы и, будучи темпераментным человеком, внешне был чрезвычайно выдержан. Все композиции решены в многолюдном театральном стиле, который может одновременно напомнить и о Веронезе и о Микеланджело. Называя готический стиль «варварским», он агитировал богатых нидерландцев строить дома с просторными холлами и лестницами, а внушительные размеры алтарей в новоманерных церквях, кессонные своды и просторные простенки могли быть наилучшим образом заполнены картинами из его мастерской148.
Удостоверение придворного живописца Питер Пауль Рубенс получил 9 января 1610 года68. К великим современникам лично Рубенс не испытывал интереса и не предпринимал попыток встретиться в Риме ни с Гвидо Рени, ни с Караваджо или Аннибале Карраччи. О двойственности барокко и творчества Рубенса писал Е. И. Ротенберг.
Картина Три грации Питера Пауля Рубенса
В мастерской он обыкновенно оставался до пяти часов пополудни. Войдя в свиту Винченцо Гонзага в октябре 1600 года, Рубенс вместе со двором отбыл во Флоренцию на заочное бракосочетание младшей сестры супруги герцога— Марии Медичи. Из этих последних следует, что Рубенс задумал сооружение как «фламандскую Сикстину»: как и в Ватикане, каждое из 39 полотен было вписано в отдельный свод. В готическом по стилю Антверпене особняк производил впечатление «дворца эпохи Ренессанса»80. Иезуиты этим преследовали абсолютно конкретную цель: Рубенсу была заказана «Библия бедных», в которой чередовались ветхозаветные и новозаветные сюжеты.
Ночью торжества продолжались при свете 300 бочек со смолой. Три грации изображены на фоне пустого берега небольшой реки. Рубенс исполнял и частные заказы: написал цикл «Двенадцать апостолов», портреты членов семьи герцога Лермы и герцога Инфонтадо, которому был представлен поверенным Иберти49.
Постройка особняка обошлась художнику в 10 000 флоринов, только его фасад тянулся на 36м, а в глубине участка был разбит сад размером 24 на 48 метров80. Эта скульптурная группа, три обнажённые молодые женщины, сейчас известна под названием «Три грации».
С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Зрачки женщины на картине расположены не по центру радужной оболочки. В переписке восхищение Питером, по выражению М. -А.
Рубенс живо продолжал интересоваться не только теоретической наукой, но и прикладной. Характерно, что Рубенс перед отъездом составил завещание на обоих своих сыновей. М. Лекуре утверждала, что «создаётся впечатление, что при работе над женской фигурой Рубенс раз и навсегда запретил себе использовать угол»112. А южные области остались под владычеством Испании и эту территорию по названию важнейшей, наиболее богатой провинции именовали Фландрией (её основная часть впоследствии вошла в современную Бельгию). Переговоры с художником начались в 1621 году, в ноябре согласие дал королевский интендант Ришельё и 23 декабря Николя де Пейреск писал Рубенсу о его приглашении в Париж154.
Ван Дейку Рубенс доверял писать уменьшенные копии картин, с которых снимались гравюры, распространяемые затем по всей Европе. Он отказался от национальной фламандской традиции (значимость которой признавал ещё Микеланджело), но так и не смог органично воспринять итальянскую школу26. Художник в письмах жаловался, что французский двор его утомил.
Рубенс объединил сцены начала жизни и её земного завершения. Был возведён в дворянское достоинство испанским королём Филиппом IV (1624) и пожалован рыцарством английским королём Карлом I (1630) со включением геральдического льва в личный герб. Рубенс любил затемнённый задний план, на котором ярко изображался план передний. Однако в следующий раз его пригласили в Париж лишь 4 февраля 1625 года157.
Кротова Татьяна Рубенс Три грации
Брак был заключён с большой поспешностью. 3 июня они взошли в Дюнкерке на борт военного судна, отправленного королём Карлом. В будущем мать видела своих сыновей продолжателями дела отца. А в Одессе так и говорили: красивый полный ребенок. Современникам казалась фантастической его память: однажды он без труда припомнил имя римской поэтессы, которую единственный раз упомянул Ювенал в одной из сатир13. Соглашаясь писать портрет, Рубенс не скрывал, что делает большое одолжение.
Тема диптиха могла быть заимствована Рафаэлем из стихотворения «Пуника» поэта Силия Италика. Борромео, ценитель фламандского искусства, делал заказы Брейгелю в 1606—1621 годах102. Вставал художник в четыре часа и шёл к заутрене, а далее занимался живописью. Неизвестно, откуда у Питера оказались деньги на заграничную поездку— возможно, он выполнил некий заказ в Антверпене или продал некоторые свои работы.
«Три грации» Рубенс Питер Пауль
Эрцгерцог Брюссельский Альбрехт Австрийский заказал заалтарный образ обретения Истинного Креста, который поручил исполнить в Риме, причём художник должен был быть фламандцем, «при условии, что сумма расходов не превысит 200 золотых экю». «Если бы Рубенсу удалось решить все эти задачи, он уничтожил бы в зародыше Тридцатилетнюю войну»190. Его осведомителем в делах Соединённых Провинций выступал двоюродный брат жены— Ян Брант. За оформление отвечали Якоб Йорданс, Корнелис де Вос, Эразм Квеллин III, Лукас Файдербе.
Художник узнал обо всём лично от инфанты и был глубоко удручён. Колористическую задачу Рубенс выполнил на контрасте светлой гаммы одежд и тёмного фона (особенно в «Домицилле»), который скупым стилем может напомнить Караваджо, но без его световых эффектов. Расцвет творчества Рубенса пришёлся на пик развития барокко138.
Впрочем, Н. А. Дмитриева утверждала, что в основе «Воздвижения креста»— напряжённая схватка людей с тяжёлым крестом, который они с великим усилием поднимают вместе с телом распятого. Большим новаторством стал пейзажный жанр, в котором природа сама являлась главным персонажем после кончины Рубенса осталось 17 пейзажей. Напротив, женщины отличаются крайней рыхлостью форм. До ноября 1605 года Рубенс оставался в Мантуе исполняя заказы герцога Винченцо.
Официальным поводом для поездки стал королевский заказ на писание парадного портрета. 20 августа 1631 года король Филипп IV удовлетворил просьбу о титуле. Душевное состояние его было таково, что он пожелал на некоторое время уединиться в монастыре и перед обществом предстал только в январе следующего, 1609 года66. Впрочем, он продолжал исполнять поручения мантуанского двора: приискал резиденцию в Риме для герцогского сына, назначенного кардиналом и приобрёл для коллекции «Успение Богородицы» Караваджо55.
Питер Пауль Рубенс «Три грации» (1634)
Елена была десятым ребёнком в семье и Рубенс впервые запечатлел её в 11-летнем возрасте для полотна «Воспитание Богородицы». Причиной тяжбы была дата изготовления гравюры «Распятие»: до продления авторских прав или после. Не было ещё и виртуозной лёгкости владения кистью, которую он приобрёл в Италии28. Эта же комната служила и личным кабинетом.
Ему предстояло написать «Мадонну» для главного алтаря. Женат он был на дочери Деодато дель Монте— первого студента своего отца. Мужские фигуры Рубенса всегда подтянуты, широкоплечи, с развитой мускулатурой рук и ног. Возможно, это труды Сенеки.
Репродукция картины "Три грации"
Рубенс помещал портретируемых на нейтральном фоне или перед драпировкой. Описание жизни Рубенса в Испании оставил тесть Веласкеса— Пачеко187. Чаще всего он цитировал сатиры Ювенала, поэмы Вергилия и труды Плутарха и Тацита. Свою первую совместную работу они исполнили ещё до отъезда Рубенса в Италию в 1598 году, это была «Битва с амазонками»97. 24 мая Рубенс прибыл в Париж, с собой он привёз ещё 9 картин и коллекцию медалей герцога Арсхота на реализацию. В столицу Франции Рубенс прибыл в январе 1622 года.
Иными словами, мир мог быть постигнут путём персонификации, а человек ощущал в себе непосредственную причастность к мировым процессам116. Тело его в тот же день было перенесено в Синт-Якобскерк, в склеп семьи Фоурмен. В 1632 году Рубенс добился продления авторских прав на репродукции своих картин во Франции, однако некий предприимчивый торговец оспорил решение суда низшей инстанции и апеллировал к Парижскому парламенту. Как минимум один натюрморт с цветами для Борромео Рубенс и Брейгель исполнили совместно.
- 28 июня, 435 лет назад, родился фламандский художник эпохи барокко – Питер Пауль Рубенс
В Троицын день, 5 июня 1629 года уполномоченный Рубенс был уже в Лондоне191. Имена граций, по Гесиоду, (Теогония, 905): Аглая, Евфросина и Талия. Если признать, что из-под его кисти вышло около 1300 картин, в том числе гигантского размера (не считая почти 300 эскизов, рисунков и гравюр), можно рассчитать, что за 41 год активной творческой деятельности он писал в среднем по 60 картин в год, то есть 5 картин в месяц. Были и более изысканные сюжеты: в картине «Сад любви» Рубенс представил картину светских забав, позднее развитых Ватто в целый жанр221. На второй, грации вознаграждают его выбор добродетели золотыми яблоками Гесперид.
В дневнике Делакруа Рубенс— «Гомер живописи»— упоминается 169 раз230. О подаренном ему небольшом полотне Рубенса он писал, что установил его в своей мастерской словно «в святилище для поклонения». Королева и герцог Ришельё добрались до Рубенса только в середине июня, по сообщению Роже де Пиля, королева была равно очарована картинами и манерами Рубенса, а кардинал «с восхищением смотрел на полотна и никак не мог ими налюбоваться». В браке с Изабеллой Брант у Рубенса было трое детей.
Главное для него – передать горячее биение жизни, живую и полновесную человеческую плоть. По К. Кларку, «он настолько полно реализовал выразительные возможности женской наготы, что на протяжении всего следующего века художники, не являвшиеся рабами академизма, смотрели на него глазами Рубенса изображая пышные тела жемчужного цвета». Барокко рассматривается М. Лекуре как искусство мира, утратившего свою незыблемость. Беломраморное решение фасада символизировало Небесный Иерусалим, спустившийся на землю143.
В качестве примера он приводил картину «Три грации», отмечая, что пышность этих фигур— не что иное, как гимн благодарности за изобилие земных благ, воплощающий «то же бесхитростное религиозное чувство, которое воплощают снопы пшеницы и груды тыкв, украшающие деревенскую церковь во время праздника урожая». 9-дневная поездка оказалась крайне неудачной. Н. А. Дмитриева даже утверждала, что луврский портрет Елены Фоурмен «поражает лёгкостью и свежестью кисти: кажется, он мог бы быть написан Ренуаром»213. Драгоценности покойной Изабеллы Брант были оценены в 2700 флоринов. Речь шла о «Воздвижении креста».
Предложение было рассмотрено на Тайном совете 16 августа и отвергнуто203. Губерта, Диану на охоте и подобное.
1 мая 1628 года пришёл приказ из Мадрида переслать всю переписку с английскими официальными лицами, накопленную Рубенсом за три года. Его зрительная память не уступала памяти на тексты.
В том же декабре 1627 года Рубенс попытался выйти на руководство Протестантской лиги, приняв в своей мастерской посланника Дании в Гааге Восбергена. Гиперреализм в изображении трех граций подчас вызывает отторжение у зрителя. Для приёма посетителей была предназначена ещё одна зала, оформленная в тёмных тонах. На свою свадьбу Рубенс написал двойной портрет «В жимолостной беседке» («Автопортрет с Изабеллой Брант»). В возрасте 11 лет, Питер вместе со старшим братом стал посещать латинскую школу.
Фромантен считал, что Рубенса «восхваляют, но не смотрят»233. Для исполнения 24 картин был приглашён именно Рубенс. Его появление вызвало серьёзную озабоченность у папского нунция Джованбаттиста Памфили.
Это же подчёркивалось достоинством жестов, позой, тщательной отделкой мельчайших деталей. По И. Е. Прусс, живописи Рубенса свойственна особая воздушность. Король вернулся в Вальядолид в первых числах июля. Ещё на полпути он получил известия, что его мать скончалась 14 ноября. Вальбурги, посредником при сделке выступил философ и коллекционер Корнелис ван дер Гест.
Однако это не сказалось на развитии Рубенса как художника: он всё более работал «для себя», что привнесло в его живопись непосредственные, глубоко личные переживания220. Заверив завещание 28 августа, Рубенс на следующий день отбыл в Испанию183. В картине «Большой Страшный суд» вытянутые руки и тела персонажей образуют некое подобие арки, на вершине которой Господь. 11 января 1630 года в Лондон прибыл испанский посланник— дон Карлос Колома.
Филипп Рубенс держит перо, готовый записывать, а Воверий открывает ещё одну книгу. В этом отношении Рубенс получил одобрение у представителей романтизма XIX века.
В частности, старейшина Гильдии святого Луки художник-маньерист Абрахам Янсенс (1575—1632), также проработавший три года в Италии, предложил Рубенсу «дуэль», в рамках которой художникам предстояло написать по картине на один и тот же сюжет. Приступ апреля 1638 года поразил правую руку, лишив его возможности писать. Символический смысл картины раскрывался в трёх книгах, лежащих перед изображёнными. Пейреск в письме от 10 мая 1623 года рекомендовал Рубенсу предпринять ряд дипломатических шагов, в частности, подарить картину Ришельё. Письма художник чаще всего диктовал, не отрываясь от кисти.
Иными словами, он готовил для себя запас сюжетов, моделей и технических решений. Наиболее раскрепощенной юная жена художника предстаёт перед зрителями на картине «Шубка» (другое название: «Венера в мехах»). Первое время художник квартировал в доме матери на улице Куван. Луки214. Рубенс, как и все его современники, считал недосягаемым образцом античную древность. В «Четырёх философах» Питер Пауль Рубенс изобразил себя отдельно, вероятно, обозначая необходимость продолжать жизнь уже без брата и его стоицизма135. Несмотря на чувственность его творчества, «следует принять как данность искреннее целомудрие художника»35.
Достаточно быстро Рубенс получил должность попечителя картинной галереи герцога, но, в общем, крупных заказов почти не было (единственное исключение— оформление церкви иезуитов в 1603 году) и даже в 1607 году в одном из писем он сетовал, что его работы почти не представлены в коллекции Гонзага. 15 сентября художник прибыл в Мадрид. В трактате «Теория человеческой фигуры», приписываемом Рубенсу, утверждается, что базовым элементом женской фигуры является круг. Рубенс интенсивно занимался изучением флорентийского искусства, в частности, скопировал картон фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари»3435.
После постройки замка Рубенс всё реже появлялся в мастерской на Ваппере. Осталось несколько полотен с изображением Альберта. Скончался он в 1657 году, его сын— внук Рубенса— умер искусанный бешеной собакой. Он правил даже работы Микеланджело и Рафаэля, не говоря о своих современниках50. Его друг Якоб Зандрарт писал: «Не в силах более сопротивляться внутреннему порыву, который влёк его к живописи, он испросил у матери позволения целиком посвятить себя этому искусству».
Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Несмотря на оскорбительность этого приказа (король не доверял аналитическим способностям художника), Рубенс решился лично отвезти архив в испанскую столицу. В 1610 году Николас Рококс заказал для городской ратуши «Поклонение волхвов», причём уже в 1612 году картина была подарена Родриго Кальдерону, графу дОлива. В январе 1622 года Рубенс отправился в Париж, где с французской королевой Марией Медичи, матерью Людовика XIII, заключил договор на исполнение картин для двух галерей из нового Люксембургского дворца. Рубенс был чрезвычайно плодовитым художником.
Рубенс много сил потратил на передачу выражения своего лица и супруги. Эту древнюю традицию заимствовало и западное Возрождение.
Эротические, как и подобает быть всем «ню», но не пошлые, цельные, но не банальные, его обнаженные женские фигуры свидетельствуют о его сердцем прочувствованном, получаемом от жизни удовольствии. Третий ребёнок— Никлас Рубенс— родился в 1618 году и тоже стал героем портретов своего отца. Назвали его также в честь крёстного— генуэзского банкира Никколо Паллавичини. «Отличие Рубенса от любого другого художника, жившего до него, сильнее всего чувствуется в цвете.
В первую очередь это относилось к мировосприятию139. Однако новый этап в творчестве Рубенса оказался связан с заказом настоятеля церкви Св. При помощи Питера ван Веена— брата его учителя — и Дадли Карлтона, посла Англии в Гааге, Рубенс 24 февраля 1620 года получил «привилегию» на 7 лет. Венцом живописи барокко является, безусловно, Питер Пауль Рубенс.
Рубенс прекрасно разбирался в искусстве и истории материальной культуры и в этой области выделялся даже в кругу своих друзей-учёных. Существует анекдот, согласно которому Рубенс, работая над картиной «Охота на львов», пригласил в мастерскую укротителя с его питомцем и был так захвачен зрелищем распахнутой пасти, что снова и снова заставлял укротителя раззадоривать льва. Личных дневников художник не вёл, да и письма его содержат почти одну деловую информацию. Начинающих художников Рубенс именовал «аспирантами», каждый из них имел определённую специализацию.
Единственным свидетельством их свадьбы осталась латинская эпиталама Филиппа Рубенса, полная «игривых сальностей» (по выражению Э. Мишеля) и не слишком изысканная по стилю74. Дочь Клара-Серена родилась в 1611 году и умерла 12-летней от болезни. Ярким примером такой работы являлся портрет маркизы Вероники Спинола-Дориа64.
Восприятие мира художником стало глубже, спокойнее. Именно он привил Питеру Рубенсу вкус к античным классикам и внушил идею, что талант не сможет проявить себя без могущественных покровителей24.
Социальное положение модели всегда подчёркивалось аксессуарами, пристальное внимание уделялось костюму, который выписывался с особой тщательностью. Звали прекрасных сестёр Аглая (Сияющая), Талия (Цветущая) и Эвфрозина (Радующая сердце). Однако этот проект так и остался неосуществлённым182. Евангельские герои облачены в элегантные наряды и выглядят как светские особы, это подчёркивается и сочетанием ярких насыщенных красок. Однако семейное благополучие закончилось в 1587 году после кончины главы от скоротечной лихорадки. В то время, когда он работал, наёмный чтец читал ему вслух античных классиков, чаще всего Плутарха, Тита Ливия или Сенеку. Грации (в древнегреческом варианте – хариты) были в античной мифологии богинями красоты и добродетели.
Резкая смена обстановки, однако, не изменила вкусов и устремлений юного Рубенса, его отталкивала богемная жизнь, которую вёл ван Ноорт20. В первых работах (особенно в картине «Поклонение пастухов») фигуры и их одеяния по полированной жёсткости более напоминали скульптуры, складки одежды в академической манере были уложены правильным порядком или даже изображались летящими по ветру, хотя это не предусматривалось сюжетом. Там не было ни слова о статусе Пфальца и примирении между Фландрией и Голландией.
Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить рубенсовских «Трёх граций» (1638–1640) с группой трёх граций в картине Сандро Боттичлли «Весна».
Остаток дня художник проводил в кругу семьи и друзей, «пришедших отужинать с ним вместе». Рубенс тщательно проработал детали своего костюма, особенно пурпуэн— род камзола с высоким воротником, коричневые чулки и туфли вместе с дорогим нарядом супруги композиция близка типичному барочному портрету. По мнению Ч. Веджвуда, «Рубенс был лучше подготовлен, чем большинство молодых художников, пересекавших Альпы до него». По словам одного из биографов, Рубенс «необычайно любил свой труд и потому жил всегда так, чтобы работать легко, не нанося ущерба своему здоровью». В своих произведениях их воспели многие прекрасные скульпторы и художники: Рафаэль, Тинторетто, Рубенс, Боттичелли, Канова, Торвальдсен «Три грации» Жермена Пилона выглядят достойно рядом даже с такими признанными мастерами.
На заднем плане в окне виден пейзаж. Гвидо Рени ещё в Италии говорил, что «Рубенс подмешивает в свои краски кровь», подчёркивая, насколько реалистично тот научился изображать человеческую плоть. Будучи протестантом, его отец с семьей бежал в Германию, спасаясь от террора. По всей видимости, он собирался вернуться в Италию. (Рубенс был в числе его ярчайших представителей. ) Роскошный колорит и трепетные, волнообразные движения кисти передают чувственную красоту женскою тела.
Духу, он исполнил две копии с картин Корреджо в дар для императора Рудольфа II. Питер Пауль Рубенс (нидерл. Pieter Paul Rubens, МФА: 28 июня 1577, Зиген— 30 мая 1640, Антверпен)— нидерландский (фламандский) художник, один из основоположников искусства барокко, дипломат, коллекционер. Винсент Ван Гог выражал в отношении Рубенса особое мнение. Впоследствии это стало причиной того, что в Брюгге лев укротителя сожрал137. Рубенс «терпеть не мог излишеств в вине и пище, а также в игре». В Мантуе он обосновался с лета 1601 года, но не собирался сидеть на одном месте. Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (Автопортрет с женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом.
Питер Пауль Рубенс родился в семье антверпенского адвоката. Откровенно негативно к наследию художника относился Пабло Пикассо, который в одном из интервью сообщил, что это «талант, но талант бесполезный ибо употреблён во зло»230. А Питер с 14 лет начал обучаться живописи имея к этому непреодолимое желание.
После смерти его матери, весьма преданной иезуитам, герцог приказал воздвигнуть церковь этого ордена в Мантуе, а Рубенсу заказал картину изображающую поклонение семейства Гонзага Святой Троице. Переходы света и теней едва заметны, причём тени легки и холодны по тону. Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок, они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (Возчики камней, около 1620, Пейзаж с радугой, около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург).
Особое место занимали отношения Рубенса с Яном Брейгелем-младшим: это была своего рода дружеская взаимопомощь. Чтобы изготовить такой прибор, ему даже пришлось нанять брабантского монетных дел мастера Жана де Монфора. К. Кларк писал: «Даже если бы он не испытывал естественного влечения к толстым женщинам, он считал бы складки пышной плоти необходимыми для лепки формы».
Когда посольство 28 января проследовало через Антверпен, Рубенс не стал встречаться с его членами и отправил главе посольства письмо, в ответ получив записку с фразой «мы не нуждаемся в художниках», которая быстро стала анекдотической206. После свадьбы молодые, согласно обычаю, поселились у родителей жены, в деловом квартале73. С приобретением в 1635 году замка Стеен в Элевейте Рубенс получил титул сеньора. Семья воссоединилась в Троицын день 1573 года, в 1574 году родился сын Филипп.
Триптих «Снятие с креста» для городского собора Антверпена был заказан Рубенсу в 1611 году антверпенской гильдией стрелков. Триумфальное шествие кардинала-инфанта длилось целый день, который закончился в соборе. За первое десятилетие самостоятельной работы Рубенс написал семь картин на сюжет Распятия, пять— снятия с креста, три— воздвижения Креста, пять Святых Семейств, шесть поклонений Младенцу Христу (волхвов и пастухов), множество изображений св. Помимо его гонораров, доход семье по-прежнему приносила сдача комнат внаём9. Свои интимные переживания он претворял в ценности эстетического порядка.
Он был хорошо известен в античную эпоху и вновь обрел популярность в период развития гуманизма. Помимо законченного триптиха с поклонением семейства Гонзага Св. Рубенс обратился к изображению народной жизни, писал пейзажи, портреты своих близких, жену, детей, себя в их окружении, особенно удаются ему образы детей: «Портрет Елены Фаурмент с детьми» (1636, Лувр, Париж).
На лондонском аукционе Christies картина Рубенса «Избиение младенцев» в 2002 году была продана за 75 миллионов евро, а «Лот с его дочерьми»— за 52 миллиона евро в 2016 году, что делает его одним из самых дорогих старых мастеров. В целом судьба Альберта Рубенса более напоминала судьбу его покойного дяди Филиппа— он не увлекался живописью (как и все остальные потомки Рубенса), совершил путешествие в Италию в 1634 году.
Зиму 1606 года он провёл с братом в Риме, в квартире на виа делла Кроче, где тяжело заболел плевритом, но сумел оправиться благодаря попечению фламандского врача Фабера56. Здесь необходимо небольшое пояснение. Гардероб покойного и другие вещи, включая глобусы, были распроданы. В акте указаны «большой каменный дом в виде замка», пруд и ферма в 4 бония и 50 вержей, «вокруг лес». В завещании, составленном перед смертью, он писал, что «его труды пригодятся тому из наследников, кто пойдёт по его стопам». По словам одного из биографов, Рубенс «необычайно любил свой труд и потому жил всегда так, чтобы работать легко, не нанося ущерба своему здоровью».
Лицо его искажено приступом боли, пальцы плотно сжаты, все мышцы тела напряжены. Все потыкал ее, мол, посмотри, какая у командующего жена, настоящая генеральша. По словам Ч. Веджвуда, «Рубенс был хорош, но он не был вундеркиндом», подобным ван Дейку.
Питер и Бальтазар сохранили дружбу на всю оставшуюся жизнь. В феврале 1639 года состояние художника уже вызывало опасения222. Напротив, в колорите центральной сцены преобладают белый, чёрный и красный тона. Барочные формы дам, очень хорошо отражают этот стиль с его вычурностью и излишествами. Для работы над эскизами и графикой предназначалась особая комната, в ней же принимались натурщики.
По этой причине достаточно сложно определить, откуда заимствованы образы. Композиция картины многопланова и может быть прочтена различными способами. После возвращения он ужинал с избранными друзьями. Первая распродажа имущества Рубенса принесла 52 тысячи флоринов, вторая— более 8 тысяч. Д. Веджвуд на примере картины «Три грации» также демонстрировал, как Рубенс трансформировал стандартную форму и позу античных скульптур в своих собственных целях120.
Богатство декоративной фантазии исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). По поручению испанского короля были куплены четыре картины за 42 тысячи флоринов. Самые яркие и осязаемые результаты в раскрытии «плотского» начала принесла живопись.
Жениху было 32 года, невесте— 18 лет их венчание состоялось 8 октября 1609 года. Рубенс обладал талантом заводить светские знакомства.
Рубенс стал больше писать «для себя», создавая с жены десятки зарисовок и портретов, причём высокого эротического стиля («Подножка» и «Шубка»)212. Сам Питер Пауль также был хорошо знаком с философией неостоицизма, но в то же время, видимо, ему был близок эразмовский образ разумного и добродетельного «христианского воина»129. Липсий указывает на некий пассаж в четвёртом, раскрытом томе. Такое художественное решение находим, например, в картине «Даня» (1636), где великий голландский художник Хрменс ван Рейн Рмбрандт (1606–1669) следует греческому мифу: царь, которому предсказана смерть от руки внука, заключил свою дочь Данаю в башню, куда не было доступа никому от Зевса, проникшего к Данае в виде золотого дождя, она родила сына и он во время игр случайно убил деда брошенным диском.
29 июня 1577 года родился их шестой ребёнок— Питер Пауль. Впрочем, это было свойственно не одной только Франции.
С Веласкесом они смогли найти общий язык и занимались верховой ездой. Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин История Марии Медичи (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами. Попутно художник получил от него полный текст англо-голландского договора, который немедленно отправил в Париж. Художник объединил в рамках одного произведения три разновременных события. Особенно это заметно в письме декоративных драпировок.
Выехав из Мадрида 28 апреля, 11 мая Рубенс был в Париже и уже через два дня в Брюсселе. Это обошлось ещё в 7000 флоринов. Главный идейный противник Делакруа— мэтр французского академизма Жан-Огюст Энгр — в композицию своей программной картины «Апофеоз Гомера» отказался включить Рубенса, обозвав его «мясником»231. Далее он перешёл к Адаму ван Ноорту18.
Рубенс числился его учеником до 23-летнего возраста, хотя ещё в 21 год получил удостоверение «свободного художника»23. Своеобразие женских изображений Рубенса таково, что К. Кларк подчёркивал в своей монографии о наготе в искусстве (1956), что даже в среде художественных критиков считается признаком хорошего вкуса критиковать Рубенса как «художника, писавшего жирных голых баб» и, более того, употреблять определение «вульгарный»113. «Он терпеть не мог злоупотребления вином и обжорства, как и азартных игр»82. Вот таким образом он не боится впасть в «разгул чувственности», рисуя цветущие буйным цветом тела с их пышностью, бугристыми массами и складками. Пользуясь невнимательностью герцога к своей персоне, уже в 1601 году Рубенс отправился в путешествие по Италии из письма брату Филиппу в декабре того же года следует, что он объехал «почти все крупнейшие итальянские города»37.
И все же привычная активность не покидала Рубенса до последнего дня жизни. За конный портрет короля Рубенс удостоился стихотворной похвалы от Лопе де Веги, назвавшего его «новым Тицианом»186. Был и другой мотив: в одном из писем Рубенс откровенно сообщал, что в преддверии большой войны беспокоится лишь о «сохранности своих колец и своей персоны»173.
В первые десять лет Рубенс создал около 200 полотен, преимущественно религиозного содержания, не считая немногих картин мифологического содержания и двух десятков портретов.
Незадолго до кончины Рубенс набросал её портрет. Ян Квеллин II с 1637 года занимался исключительно заказами плантеновского издательства. Он считал религиозные картины художника излишне театральными, но восхищался его способностью выражать настроение с помощью красок, а также его умением быстро и уверенно рисовать228.
Первый успех у эрцгерцога привлёк внимание герцога Гонзага к своему придворному художнику. Письма Питера Пауля к нему не сохранились, но остались послания старшего брата младшему. По мнению М. Лекуре, постройка особняка означала окончательный отказ от итальянских планов, а размеры дома намекали и на карьерные амбиции его хозяина: Рубенсу было 35 лет и он «знал, что и как будет писать, а также знал, как будет жить»83.
Женитьба на Елене Фоурмен резко изменила образ жизни Рубенса. В гуманитарной области он всё более и более интересовался средневековой и современной ему французской историей (в том числе «Хрониками» Фруассара), даже выписал себе мемуары Оссата— посредника обращения Генриха IV в католическую веру— и собирал документы о царствовании этого короля и его наследника Людовика XIII. Как отмечал В. Лазарев, второй брак наполнил жизнь Рубенса абсолютно новым содержанием. Они хорошо заметны в картинах «Сон рыцаря» (Национальная галерея, Лондон) и «Три грации» (Музей Конде, Шантийи).
Поскольку вторжение оттягивалось на неопределённый срок, а помощь французским протестантам была разорительна, король Карл I решил вернуться к переговорам с Испанией. Как свидетельствовали современники, одновременно Рубенс мог «непринужденно беседовать с теми, кто приходил его навестить». Получив первоначальные навыки и отточив их, в 1595 году Рубенс перешёл в мастерскую самого знаменитого антверпенского живописца того времени— Отто ван Веена (Вениуса), получившего образование в Италии и привнёсшего во Фландрию дух маньеризма14. Фасадные скульптуры также ваялись по моделям Рубенса.
10 апреля 1609 года Рубенс писал Иоганну Фаберу в Рим: «Я до сих пор не знаю, какое принять решение— остаться ли на родине или навсегда возвратиться в Рим, куда меня приглашают на самых благоприятных условиях»67.
11 июня Питер Пауль Рубенс прибыл в Брюссель и на следующий день— в родной Антверпен159. Впрочем, первый свой официальный заказ Рубенс получил на родине— в 1602 году. Однако во второй половине XVII века во Франции, где он впервые столкнулся с неприятием, началось противостояние «рубенсистов» и «пуссенистов».
Рубенс – исключение. Несмотря на опасность, не брезговали участием в подобных турнирах и короли. Сохранилась обширная переписка Рубенса, преимущественно дипломатическая.
Уже 26 января Рубенс представил заказчику центральную часть композиции, продемонстрировав своё умение оперативно исполнять поручения39. В одном из боев копье вонзилось в грудь Антиопы. Ферма в Экерене приносила 400 флоринов в год. Имение Стеен было оценено в 100 тысяч флоринов, половина его была завещана вдове, вторая половина— детям226.
Цветовая гамма палитры Рубенса была воссоздана в 1847 году гентским художником Ж. Ренье. Он не только восстановил копии с картин Рафаэля исполненные в Риме Пьетро Факкетти, но и самостоятельно исполнил «Демокрита и Гераклита».
Слух имел реальную основу: раздражённый требовательностью мастера гравёр Лукас Ворстерман набросился на Рубенса с кочергой. Гуго Гроций даже сообщал Дюпюи, что Рубенс был выслан штатгальтером204. И в дальнейшем основным языком иностранной переписки Рубенса оставался итальянский38. Однако к тому времени мастерская Рубенса почти развалилась, а «аспиранты» разбежались201.
По каталогу М. Джаффе насчитывается 1403 аутентичных полотна1. Кроме того, «рубенсисты» желали отображать натуру, тогда как «пуссенисты» стремились подчинить её абстрактному идеалу227. Моя Машка этот шедевр не оценила, а убежала в испуге, когда я продемонстрировала картину.
Рубенс стоял между Микеланджело и Бернини как художник своей эпохи, который смог объединить в своём искусстве живопись, скульптуру и архитектуру. Каждый персонаж на триптихе имеет свой неповторимый характер, который раскрыт через взаимодействие с остальными участниками композиции. Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена Фаурмент с детьми (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена). Она писала, что полотно «выглядит впечатляюще монументально», а персонажи отличаются скульптурностью форм, почти как у Веронезе. В каком-то смысле Рубенс этим изданием создавал себе работу на будущее. Питер Пауль Рубенс (на местном диалекте «Петер Паувел Рюббенс»2) происходил из почтенного антверпенского семейства ремесленников и предпринимателей, упоминавшегося в документах с 1396 года.
По мнению критиков, с технической точки зрения «рубенсовские женщины» лишены каких бы то ни было изъянов. Так, в картине «Три грации» художник изобразил свою молодую жену Елену Фаурмент в образах античных богинь. Отпевание состоялось 2 июня.
Одна серия должна была представлять, «в соответствии с желаниями Ее Величества», «события преславной жизни и героические деяния» самой королевы, тогда как другая — «сражения» и «триумфы» ее покойного супруга Генриха IV. До конца XIX века только восемь иностранных художников удостаивались рыцарского звания200. Франциска, Христа с апостолами— и множество иных религиозных сюжетов. Только в последнюю очередь на холсте или на дереве исполнялся весь портрет. «В этих работах нет пока ничего, кроме впечатляющих размеров мужских и женских фигур, что объединяло бы их и дало возможность без труда узнать руку мастера.
Однако, когда ван Дейка пригласили в Англию, Рубенс не стал его удерживать. Испанское королевство даровало привилегию Рубенсу только в 1630 году, зато сразу на 12 лет с правом перехода авторских прав наследникам художника89. Род Колонна (покровители Караваджо) не заинтересовался фламандцем, но Шипионе Боргезе рекомендовал его ордену ораторианцев для оформления храма Кьеза Нуова.
Марк Морфорд сопоставлял «Четырёх философов» с падуанским «Автопортретом с друзьями» 1606 года, посвящённым кончине Липсия в том же году. Рубенс специализировался на религиозной живописи (в том числе алтарных образах), писал картины на мифологические и аллегорические сюжеты, портреты (от этого жанра он отказался в последние годы жизни), пейзажи и исторические полотна, делал также эскизы для шпалер и книжных иллюстраций. К январю 1623 года работа над галереей картин была практически завершена.
Прах сердца Генриха II давно уже не хранится в урне, которую они поддерживают, да и находятся «Три грации» не на могиле короля, а в парижском Лувре. В реестр не вошли созданные им произведения искусства, а также коллекция античных гемм. Инфанта Исабель даже удостоилась порицания в личном письме от Филиппа IV175. Большинство из них было заказано или приобретено императором Карлом V. Копии Рубенс забрал в Италию, а далее перевёз в Антверпен после смерти художника исполненные им копии выкупил и вернул в Испанию король Филипп IV. Его коллекцию антиков Рубенс оценил в 6850 золотых флоринов и предложил оплатить их 12-ю своими картинами, поклонником которых был Карлтон. Своей личной палитры Рубенс ещё не изобрёл.
По мнению М. Лебедянского, трактовка Рубенсом своего образа напоминает рафаэлевский «Портрет Бальдассаре Кастильоне».
В этот период состоялось очное знакомство с Пейреском. Среди его собеседников и корреспондентов были Гуго Гроций и Корнелис Дреббель, причём, общаясь с последним, Рубенс заинтересовался не только оптикой, но и проблемой «вечного двигателя». Однако величина фигур угнетает динамику композиции.
Мир Рубенса был закрыт для всех остальных». Черты Изабеллы Брандт (первой супруги Рубенса, умершей в тридцатичетырехлетнем возрасте от чумы) и Елены Фоурмен (второй его жены, бывшей значительно моложе супруга) проступают во всех женских персонажах его картин. В частности, были убраны бойницы. «Его довольно грузные композиции и грузные тела в подлиннике такими не кажутся: они выглядят лёгкими исполненными своеобразной грации»94. А Питер с 14 лет начал обучаться живописи имея к этому непреодолимое желание.
Никаких следов его ранней графики не сохранилось17. Карлу Борромео). С 8 августа 1630 года Рубенс пользовался привилегией не платить налоги в городскую казну и членские взносы в Гильдию св. Коллекция медалей и гемм, а также библиотека досталась старшему сыну Альберту.
Рубенсу было 53 года, а его жене— 16, она была ровесницей его сына Альберта. Их северная часть в ходе первой в истории буржуазной революции обрела независимость, возникли так называемые Нидерланды современные (неофициально их именуют Голландией, по названию ведущего региона). Старший сын Ян Баптист навсегда уехал в Италию (там он и скончался), вскоре от болезней умерли ещё трое детей. Это могло выражаться в достаточно сдержанных формах.
Клоду Пейреску он писал, что 12-летний сын неплохо успевает в греческой литературе. Собственных работ Рубенса этого периода сохранилось очень мало. За 10 лет брака родилось пятеро детей: дочь Клара-Иоганна, сын Франциск, Изабелла-Елена, Питер Пауль и посмертная дочь Констанция Альбертина (она родилась через 8 месяцев после смерти отца)219. Однако он уже сам получил право принимать учеников, первым из которых стал Деодато дель Монте, сын серебряных дел мастера27.
Тот же монарх приобрел ещё несколько десятков картин за 27 100 флоринов— среди них три полотна Тициана, два Тинторетто, три Веронезе, одно Пауля Бриля, четыре работы Эльсхеймера, одна Муциано, пять копий с полотен Тициана и тринадцать холстов Рубенса. Хотя Гонзага не ставил задачи воспитания молодого художника, он предоставил Рубенсу работу, способствующую быстрому развитию его таланта: фламандец должен был отбирать произведения искусства для копирования, а далее занимался и их приобретением, получая определённые комиссионные34. Вторая серия осталась неосуществленной. Церемония была назначена на 17 апреля 1635 года и подготовка заняла более года. Из документов и переписки удаётся, как правило извлекать только финансовую информацию. Расстались они, впрочем, вполне мирно: ван Дейк подарил бывшему патрону портрет Изабеллы Брант, «Ecce Homo» и «Гефсиманию», а Рубенс отдарился лучшим испанским жеребцом из своих конюшен100. Рубенс, попытавшийся участвовать в испано-савойских переговорах (герцог Карл-Эммануил был готов поддержать испанскую сторону против Франции), был отстранён личным приказом короля.
«Никакой преувеличенной аффектации чувств, всё сдержанно и достойно». Новая поездка в Париж оказалась неудачной.
На первой панели, Сципион, спящий рыцарь, должен выбрать между Венерой (наслаждением) и Минервой (добродетелью). Прямым «наследником» пасторальной линии в его искусстве стал Антуан Ватто, родившийся спустя 44 года после кончины Рубенса.
По субботам и воскресеньям он исполнял заказы типографии Плантена— Моретуса: рисовал фронтисписы, оформлял титульные листы и создавал иллюстрации. В коллекции оказалось 13 работ Питера Брейгеля Старшего— преимущественно пейзажей.
Рубенс был одним из подписчиков только что появившихся газет, в том числе «Рейнской газеты» и «Итальянских хроник», последние он решительно рекомендовал всем своим знакомым, а также пересылал Пейреску151. Должность предполагала контроль над исполнением испанского законодательства5. Однако критики обрушились на картоны для шпалер с историей Константина, обвинив Рубенса в нарушении анатомии (у равноапостольного императора якобы ноги были изображены кривыми).
Отец отдал его на воспитание монахам-августинцам и, очевидно, строил на его счёт большие планы. (Рубенс был в числе его ярчайших представителей. ) Роскошный колорит и трепетные, волнообразные движения кисти передают чувственную красоту женскою тела. Единственным человеком, к которому Рубенс испытывал совершенное доверие, был старший брат Филипп.
Ходили слухи, что он сумел внушить «известные чувства» Изабелле Брант.
Портреты членов семьи достались тем, кто для них позировал. Впрочем инфанта Исабель в апреле 1632 года разрешила Рубенсу оставить французские дела. Уроженец купеческого Антверпена в предисловии к книге писал, что отдал предпочтение генуэзским домам, «более подходящим для обычных семейств, чем для двора владетельного князя»146147.
Поскольку в Антверпен вернулась чума, в октябре 1625 года Рубенс вывез семью в Лаэкен. По-видимому, он считал достоинством картины обилие изображённых персонажей. После передачи ему дел и бумаг 6 марта Рубенс покинул английскую столицу199. Они всегда уступают Рубенсу в отношении стихийной чувственности и здоровой эротики.
Заглушить боль помогает дипломатическая деятельность. Именно Филипп ввёл брата в высшее общество Испанских Нидерландов. По браку Елена приходилась родственницей Изабеллы Брандт: её сестра Клара Брандт была замужем за Даниэлем Фоурменом-младшим (1592—1648), братом Елены.
На личной встрече Рубенсу было заказано два портрета и сообщены некоторые подробности о внешнеполитической стратегии Карла I. Далее он совершил короткую поездку в Германию, отчитавшись перед герцогиней. Он сравнивал собственное творчество с философским камнем. Рубенс заботился о своих авторских правах.
Супруга последовала за ним, сохранились два её письма, которые, по мнению В. Н. Лазарева, «являются замечательными документами возвышенной женской любви и самоотверженной преданности»8. Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635-1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего. Дело тут не в страданиях распятого, а в усилиях распинающих108.
Рубенсовские обнажённые тела были результатом огромной аналитической работы. За работы, полностью исполненные самостоятельно, он удваивал цену98. Живопись «Воздвижения креста» знаменовала и сильное итальянское влияние и начало освобождения от него. Прибытие французского посла с большими финансовыми возможностями означало выбытие Рубенса из «дипломатической гонки»197.
13-летнего Питера Мария Рубенс устроила пажом к графине де Лален (урождённой принцессе де Линь) в Ауденарде, где он за счёт патронов продолжил образование, приобрёл навыки каллиграфии и красноречия, а также обрёл вкус к изяществу одежды, в частности, научившись эффектно запахивать плащ141516. Письма домой и брату Филиппу написаны на живом и богатом итальянском языке и подписаны «Pietro Pauolo»— в форме, которой он придерживался до конца жизни. На фундаменте прежнего нидерландского искусства сложились две художественные школы, которые соответственно называются голландской (во главе с Рембрандтом) и фламандской (во главе с Рубенсом). Этот дом современники единогласно провозгласили самым красивым зданием в городе.
К. Кларк писал, что вопрос о портрете ещё более осложняется при работе в жанре ню. Они были размещены в его домашней ротонде «с порядком и симметрией» 153. В 1630-е годы начался новый период творчества художника. Однако на свадьбе принцессы Генриетты в Париже в мае 1625 года Рубенс сумел завести знакомства при английском дворе и лично с герцогом Бэкингемом, сделавшись единственным авторитетным связным между испанскими властями и английским двором, который мог оказать давление на Голландию164. Так он работал «до пяти часов вечера, затем садился на коня и отправлялся на прогулку за город или на городские укрепления или как-либо иначе старался дать отдых своему уму». Однако в период господства авангарда критики открыто нападали на наследие Рубенса и даже Эрвин Панофский по поводу его пейзажей дословно высказался: «Это всего лишь живопись».
В известном смысле дом Рубенса превратился в «приёмную» Брюссельского двора: у него квартировали посланники Лотарингии и Англии перед официальными приёмами. Всему он предпочитал интересную беседу, чтение или занятия своими коллекциями. Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели.
8 декабря 1635 года художник сообщал Пейреску, что тяжба так и не закончена. После возвращения Рубенса они продолжили сотрудничество, причём, по мнению Анны Воолетт, «это было соавторство редкостного сорта— не просто между художниками равными по статусу, но и между живописцами, чьи стилевые искания были направлены в разные области— многофигурные и аллегорическо-исторические сцены у Рубенса и атмосферные эффекты в пейзажах и натюрмортах у Брейгеля»101.