Рублев Картины С Названиями

Список произведений Андрея Рублёва

Исследователи установили, что Рублёв написал для собора одну из лучших своих икон — «Преображение». Действительность лишь частично оправдала надежды Сергия. Это особенно явственно дает осебе знать вобразе апостола Андрея (табл. 64), несомненно навеянном лицами людей того времени ивпервую очередь лицами крестьян. Фигуры ангелов расположены так, что линии их фигур образуют как бы замкнутый круг.

Средний из ангелов — Христос. Вего образе нет ничего грозного, ничего устрашающего. Изображения представляют собой не разрозненные полотна, а единое целое.

Особенности и символика 
цвета в иконе «Троица» 
Андрея Рублёва

Особенности и символика цвета в иконе «Троица» Андрея Рублёва

Игумен Никон (ставший после Сергия Радонежского настоятелем Троице-Сергиевого монастыря) очень сокрушался, что вновь воздвигнутый белокаменный Троицкий собор не был украшен живописью. Любопытно, что тень уРублева почти отсутствует. Иконостас Успенского собора — самый большой среди дошедших до нас памятников этого рода47.

Ангелы неподвижны, они в состоянии созерцания их взгляды устремлены в вечность. На заднем фоне – дом (палаты Авраама), дерево (дуб Мамврийский) и гора (гора Мориа). В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности идеи, обычаи, обряды и т. д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни. Все это, конечно же, сказывалось на сохранности первоначальной живописи Лишь в 1919 году «Троица» была окончательно освобождена от поздних наслоений и с тех пор она всех чарует своим художественным совершенством. Он кажется удивительно близким, лик его светел и кроток.

В полукружии, над примыкающей ккоробовому своду западной аркой, представлен «престол уготованный» (табл. 46). Рублевская икона не представляет вданном отношении исключения.

Андрей Рублёв «Троица». До передачи в Троице-Сергиеву лавру икона могла находиться либо в Благовещенском соборе Кремля, либо в кремлевских царских «казнах»-хранилищах, либо в покоях (например, в личной молельне царя). Во взглядах святых на иконах мастера– блаженная задумчивость, тихое смирение, гармония русской души. Художника сыграл актер Анатолий Солоницын. 1413), Западной Европы (Гентский алтарь Яна Ван Эйка, 1432 создания Фра Беато Анджелико). Эти два жеста дают ключ краскрытию сложной символики композиции. Фрески превосходно связаны сархитектурой: они подчиняются плоскостному ритму стены, они живут со стеной единой жизнью, они архитектоничны влучшем смысле этого слова (табл. 39а иб). Как во всяком гениальном художественном произведении, врублевской «Троице» все подчинено основному замыслу — икомпозиция илинейный ритм ицвет.

Репродукция картины 
"Троица (Андрей 
Рублёв)"

Репродукция картины "Троица (Андрей Рублёв)"

Если в ранних иконах использовались мягкие приглушенные полутона, то цвета в «Троице» у А. Рублева стали более насыщенными. Но, как всякое большое произведение искусства, рублевская «Троица» имеет много аспектов. Епифанию Премудрому, писавшему «Житие Сергия» вначале XVвека, борьба серетиками иотпор их учениям представлялись делом весьма жизненным, чем иобъясняется активность его проповеди овеликой пользе тричисленности.

«Троица» Рублева вызвала бесчисленные подражания. Композиционным центром иконы является чаша. Не буду спорить, возможно, мое восприятие исубъективно. Выполненная в византийской традиции, картина Второго пришествия Христа переосмыслена.

Их взгляды встречаются. Эта икона принадлежит к Звенигородскому чину. Плугин полагает, что «Троица» попала в монастырь только при Иване Грозном и только в качестве дара. Дух святой (правый ангел) присутствует как вечно юное ивдохновенное начало, как «утешитель». Дни еще короткие.

C. IV–V. 1408 – 1409, ныне во владимирском Музее-заповеднике) т. н. Они могли явиться также одним из стимулов кее созданию.

Троицкий иконостас – уникален. Мы не видим лучей, от которых укрылись апостолы.

Косые складки гиматия правого ангела подчеркивают его склонение кцентру. Стоящие позади апостолов ангелы могут показаться на первый взгляд несколько однообразными (табл. 65–68). В искусстве Рублева органически соединились две традиции – возвышенный аскетизм и величавая классическая гармония византийской манеры, которую он имел возможность изучить по работам греческих мастеров, в том числе Феофана Грека и особая душевная мягкость стиля, свойственная московской живописи 14 в. Именно мягкая, отнюдь не суровая внутренняя сосредоточенность, определенного рода благородное радушие, – эти черты выделяют его произведения на фоне современных им византийских, обычно гораздо более «аристократически» -строгих. В иконе этот цвет присутствует у всех 3-х ангелов как символ неземной сущности Бога. Его апостол Павел навеян соответствующей полуфигурой Высоцкого чина.

Точно также ииконы подстать самому иконостасу: высокохудожественные изображения человеческих фигур (библейских персонажей) со множеством отвлекающих деталей. Мол, «икона – это идол». Кподножию престола припали на колени трепещущие Адам иЕва (табл. 49), виновники грехопадения человека. Цит. Тысячи людей со всего мира приезжают во Владимир, чтобы посетить Успенский собор и увидеть незабываемые фрески, созданные в 1408 году Даниилом Черным и Андреем Рублевым. Одни ученые считают, что именно в это время (около 1411 года) Андрей Рублев и создал свое лучшее произведение — «Троицу», которая в те времена имела значение особое.

Для выполнения этих работ требовалось немало времени и потому царь разослал во многие русские города «по святые и честные иконы» и велел поставить их в «Благовещении» и других храмах, «доколе новые иконы напишут». Всвоем ответе ближайшему ученику Сергия, ростовчанину Афанасию Высоцкому, он называет армянскую ересь «гнуснейшей из всех ересей». На иконе Андрея Рублева «Архангел Михаил» следуя из названия изображен сам Архангел Михаил, одетый в красные одежды с золотым.

Книга Рублев из 
серии Великие художники 
43 – Скачать бесплатно,

Книга Рублев из серии Великие художники 43 – Скачать бесплатно, читать онлайн

«Звенигородский чин» включает в себя три иконы: «Спас», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел». На фоне просматривается вход в дом Авраама, а также отчетливо заметен силуэт древа познания. Те из них, атрибуция которых Андрею Рублёву в настоящий момент не отведена и остается общепринятой большинством специалистов (несмотря на отсутствие упоминаний в письменных источниках), выделены зелёным цветом. Стояла глубокая зима. За средним — древо, которое означает не только дуб мамрийский из библейского повествования, но и «древо жизни», «древо вечности», путь к которому после изгнания первых людей из рая заградил «серафим с пламенным вращающимся мечом». В иконе нет ни движения, ни действия — это триединое и неподвижное созерцание, словно три души, равной полноты духа и видения, сошлись, чтобы испытать свое смирение и свою мудрость перед жизнью, ее страданиями и скорбью.

В дальнейшем, будучи уже зрелым он расписывает Успенский собор в г. Владимире (1408 г. ). Андрей Рублев явил нам ту «Троицу», о которой учил Преподобный Сергий Радонежский. Сам праздник строгий, в его песнопениях нарастает настроение покаяния. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. появились после реставрационной расчистки его иконы «Троица» в 1904 году, но в полной мере — начиная с 1918, когда были расчищены фрески Успенского собора во Владимире и найдены иконы Звенигородского чина. Так, например, каскад прямых линий плаща среднего ангела влечет взгляд зрителя кего правой руке, указывающей на евхаристическую чашу (идейный икомпозиционный центр иконы).

Но если «Троица» попала в Троице-Сергиев монастырь только при Иване Грозном, где же тогда она находилась в течение ста пятидесяти лет. 142 х 114 см. До революции «Троица» оставалась в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры, но потом распоряжением Советского правительства она была передана для реставрации в только что учрежденные Центральные государственные реставрационные мастерские. И первой заботой было создание главной иконы — «Троицы», которая должна была стоять по правую сторону царских врат.

Ныне погибшие светло-голубые фоны (теперь осталась только черная прокладка под ними) создавали впечатление известной пространственной глубины исвета43. Вэтих условиях личность Сергия приобретала совсем особое значение. после смерти Сергия Радонежского (1392). Первое, под 1405 годом, — о работах над росписью великокняжеского Благовещенского собора в Московском Кремле: « а мастеры бяху Феофан иконник Гречин да Прохор старец с Городца, да чернец Андреи Рублёв, да того же лета и кончаша ю».

Свои краски Рублев, по-видимому, подбирал не при ярком солнечном свете, авсветлый, срассеянным освещением летний день, когда самые сокровенные итонкие оттенки предметов как бы проясняются иначинают мерцать смягкой согласованностью86. Икона изображает трех сидящих за столом ангелов. Звенигородский чин из которого сохранились три иконы (с Христом (Спасом), архангелом Михаилом и апостолом Павлом ок. Иконоборцы древности иих менее образованные последователи всовременном протестантском мире (атем более сектанты, кпримеру «Свидетели Иеговы»), ссылаясь набиблейский запрет изображать Бога, обвиняют Православие видолопоклонничестве.

Архитектура собора обычно отличается монументальностью форм, отражает тенденции господствующего архитектурного стиля своего времени. Это 14 фрагментов фресок из Успенского собора «на Городке» в Звенигороде (около 1400), 44 фрагмента из Благовещенского собора Московского Кремля (около 1416), 35 фрагментов из Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря (около 1427), а также снятая со стены роспись алтарной преграды с фигурами преподобных из Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря 1420–1430-х годов. В городах бывает несколько соборов, часто собором называют большой храм.

Андрей Рублев: Фрески 
в соборе Успения 
во Владимире

Андрей Рублев: Фрески в соборе Успения во Владимире

Здесь, при храме, живет пророчица Анна. Игумен Никон еще при жизни своей хотел не только видеть храм украшенным, но и написанной икону, которая должна была стать главным памятником «в похвалу Сергию Радонежскому». Стоглав является источником для изучения культуры и быта русского общества 16 века. По свидетельству этих источников, выдающийся мастер вместе со своим «съпостником» Даниилом принимал участие в работах по украшению интерьеров белокаменных храмов — Троицкого в Троице-Сергиевом монастыре (около 1425) и Спасского в Спасо-Андрониковом монастыре (около 1427). На изображении присутствуют не только божественные странники.

Они созерцают свет внутри себя. Гора — это образ «восхищения духа» (именно так она обычно трактуется вБиблии иЕвангелии). Над ангелами, уже взамке прилегающей ксводу восточной арки, размещена вписанная вкруг композиция, символизирующая четыре царства, чьему владычеству суждено окончиться вместе сконцом жизни на земле (табл. 45).

Этой «тричисленности» Епифаний придает поистине космическое значение. До сих пор ведется спор о том, действительно ли «Троица» была написана Андреем Рублевым для Троицкого собора или она попала туда позднее. Была, однако, еще одна причина, объясняющая нам широкое распространение икон Троицы во второй половине XIVвека. Икона Рублева изнутри сияет легким и ровным светом. 1428 исполнил свою последнюю работу – росписи церкви Спаса (от них сохранились лишь малые фрагменты орнамента).

Цвет Божественного присутсвия. Еще хуже «Крещение», особенно сильно пострадавшее от многочисленных позднейших чинок, которые исказили первоначальный рисунок49. Поскольку «святость с государевых дворов» была собственностью царя, то Иван Грозный и оставил у себя «Троицу».

Расчищенные части росписи являются фрагментами грандиозной композиции «Страшного суда», украшающей западные своды центрального июжного нефов, атакже прилегающие столбы. Он разлит во всем творении, просвещает тихо и почти невидимо людей и землю и растения.

Биография и творчество 
преподобного Андрея 
Рублева

Биография и творчество преподобного Андрея Рублева

Таким образом, каждый посох ангела указывает на его эмблему84. Да и сам Бог виделся мастеру добрым и расположенным к человеку. Слегка начинает пожухать, желтеть трава.

Следовательно, 1409год Даниил иАндрей Рублев должны были находиться во Владимире. Ежегодно ко дню памяти Сергия (25 сентября), а иногда и в другие дни, он приезжал в монастырскую обитель и делал щедрые вклады. Особенно популярной эта тема была вкругу Сергия Радонежского.

В средние века на основе ее христианского значения возникло поэтическое сказание о «Чаше Грааля» из которой Иисус Христос пил во время Тайной вечери. По-видимому, еще во Владимире написал Андрей Рублев замечательную икону, хранящуюся вместном музее (табл. 126–127). Ветхозаветная Троица была символом единения еще в середине XIV века. по: Красилин М. М. Иконопись идекоративно-прикладное искусство. Ко времени написания Рублевым иконы Троицы Ветхозаветной (1411 или 1425-1427 (. )) существовала традиция изображения этого библейского эпизода, в основу которого положено сказание о гостеприимстве праотца Авраама, принимающего и угощающего трех странников. (Хотя вот об этом-то чудесном свете, о смысле его, а главное, о происхождении, природе и размышляли, спорили и не пришли к единому мнению исследователи в дальнейшем).

Увидеть рублевскую «Троицу» можно в Третьяковской галерее. И там ученикам дано было увидеть странное, загадочное. При этом некоторые черты классической системы Андрей как будто специально приглушает: округлость формы не подчеркивается иллюзионистические моменты (например, анатомически верная передача суставов) отсутствуют, благодаря чему объемы и поверхности кажутся преображенными, — как и в византийском искусстве, всякая форма предстает у Андрея Рублева перевоплощенной, одухотворенной Божественными энергиями. Но начинались приготовления к весенним полевым и иным работам.

Икона и картина: 
памяти святого Андрея 
Рублева

Икона и картина: памяти святого Андрея Рублева

Четвертый зверь, символизирующий «Царство Антихристово», обладает самой страшной внешностью: унего морда хищника, между рогами помещено человеческое лицо, хвост завершается змеиной головой. Следы иконописца теряются, о нем не слышно два десятилетия. Несоизмеримо лучше «Сретение» (табл. 124), почти точно повторенное на аналогичной иконе Троицкого собора. классицизма византийского искусства 14 века, которое он знал по работам греческих мастеров, находившихся в Москве и особенно по созданиям Феофана Грека московского периода (Донская икона Богоматери иконы Деисуса в Благовещенском соборе). Она предсказывает необыкновенную судьбу новорожденному.

Обычно в сане архимандрита. Сейчас он приемлет на руки. Известно лишь, что годы его жизни совпали с трудным периодом русской истории. Такжеи сбарочными иконостасами некоторых приусадебных храмов XVIII – XIX веков. Рублевская икона стала новым взглядом на хорошо известный сюжет. Последние написаны не Рублевым, аего учениками.

Все Картины Андрей 
Рублёв по алфавиту

Все Картины Андрей Рублёв по алфавиту

Вскоре после победоносного возвращения с Волги он украсил многие прославленные иконы, но ни одну так пышно, как «Троицу» (в конце XVI века этот оклад был заменен новым, сделанным по заказу Бориса Годунова). Свою собственную смерть. Второе письменное упоминание о мастере датируется 1408 годом. Все образы лаконичны, уместно вписаны в общую композицию. Рассматривая это произведение искусства подробнее, можно отметить, что все здесь вписано в круговую структуру, символизирующую триединство, а также вечность, бесконечность. «Эту ничему в мире не равную лазурь— более небесную, чем само небо, мы считаем творческим содержанием «Троицы», — писал известный ученый священник Павел Флоренский. Исключения составляют две иконы из деисуса и семь икон из праздничного ряда в иконостасе кремлевского Благовещенского собора часть фресок владимирского Успенского собора (в том числе композиция с шествием праведников в рай) знаменитая икона Троица из Троицкого храма одноименного монастыря (которая могла быть создана либо в 1425 – 1427, либо значительно раньше, в 1411, для первоначальной деревянной церкви ныне – в Третьяковской галерее) изначально стоявшая над гробницей Сергия Радонежского, она явилась лучшим памятником великому святителю, с традициями которого искусство Рублева органически связано.

Для произведений средневекового искусства типична символичность замысла. Они выступают здесь носителями идеи милосердия, красной нитью проходящей через всю композицию «Страшного суда». Время пожинать плоды годовых трудов на земле. Кэтому присоединялись неутихавшие княжеские междоусобия, мор иголод. Предполагают, что здесь он был пострижен в монахи (по другой гипотезе — в Андрониковом монастыре в Москве).

Художественно-исторический 
музей Арт-Рисунок

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

В иконе Рублев очень тонко передал образ летней природы в день самого праздника, когда едва заметно блекнут краски, отсветы лета становятся прозрачней, холодней и серебристей и еще издали чувствуется начавшееся движение к осени. Об этом пишет и В. Н. Перед ним как бы была поставлена задача доказать равенство трех лиц святой Троицы для назидания инакомыслящим. hesychia — покой, безмолвие, отрешенность) — мистическое течение в Византии. Эти линии мягки ивто же время упруги, вних круговая мелодия повторяется вдесятках отголосков, всегда неожиданно новых ичарующе прекрасных. Лик Спаса дышит силой и покоем. Предполагается, что к их созданию тоже приложил свою руку великий русский иконописец.

В иконе Рублева, созданной для длительного созерцания, нет ни движения, ни действия. Принадлежность Звенигородского чина Рублеву доказывается не только его высочайшим качеством, но итеми вполне конкретными стилистическими аналогиями, которые эти иконы находят себе вдругих работах мастера: архангел Михаил — родной брат ангелов «Троицы», апостол Павел близок кПавлу из чина Троицкого собора (ср. особенно трактовку скул илба), Спас по общему своему духу напоминает Христа из росписи Успенского собора во Владимире ина иконе Крещения вБлаговещенском соборе. Мы мало знаем о нем. Для этого им понадобилось минимум два летних сезона (на Руси из-за холодного климата церковные росписи выполнялись лишь влетние месяцы, не позднее сентября). Недаром Епифаний Премудрый пишет всвоем «Житии Сергия», что последний возвел храм Троицы, «дабы воззрением на святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего» 64.

Содержание «Троицы» многогранно. Можно было бы без труда продолжить толкование символического содержания рублевской иконы. Даже старые копии не передают исотой доли ее обаяния. Они жестоко пострадали от безграмотных реставраций ипобелки. После написания новых икон привезенные ранее по обычаю были возвращены обратно, но не все. Они больше походят на пастушеские свирели42.

Лазарев: «Особенно хорошо «Преображение», выдержанное в холодной серебристой гамме. Восстановление Троице-Сергиева монастыря началось в 1422 году. дар художника" (В. И. Лазарев).

Подвиг иконописания». Композиция словно подталкивает к мысли о возвращении всего сущего на круги своя.

Осень подает свои первые знаки. Эти трубящие ангелы созывают живых имертвых на Страшный суд.

Картины Андрея Рублева 
в Русском музее

Картины Андрея Рублева в Русском музее

ВРостове антитринитарная ересь называлась «армянской» ионей писал уже митрополит Киприан. Ангелы склонили головы, объединенные общими чувствами и мыслями. Лицо ангела решительно непохоже на принятый в церковной иконографии тип. «Сошествие во ад» (табл. 125) и«Благовещение» (табл. 123) безусловно не могут считаться рублевскими работами. В 1918 году в дровяном сарае вблизи звенигородского Успенского собора «что на Городке» были обнаружены три деисусные иконы, которые были приписаны И. Грабарем на основе стилистического анализа кисти Рублева.

Второй факт относится кобласти литературной70. Это и созданные в 1408 году росписи Успенского собора в городе Владимир и росписи внутри Спасского собора в Спасо-Андрониковом монастыре города Москва, где Рублев был иноком и знаменитая «Троица». Но, кроме этого, в ученых кругах до сих пор не снят вопрос, который, на первый взгляд может вызвать недоумение: «Кто написал «Троицу». Вся та жизнь, которой проникнуты образы, формы, линии «Троицы», звучит и в ее красочных сочетаниях. Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита). Государственная Третьяковская галерея (Москва)На иконе изображены три ангела.

Все то, что он почерпнул от своих русских учителей, от Феофана из византийской живописи, он отлил здесь вклассические по своей зрелости формы. Это – дом, дерево и гора.

Но «Троицы» тогда в Москве не было, она появилась там не позднее 1554 года, поскольку к этому времени для нее был уже изготовлен великолепный золотой оклад. Лица сделались более открытыми, более добрыми (табл. 56–64). Сих помощью Рублев достигает того впечатления тихой умиротворенности, которое его икона порождает улюбого непредубежденного зрителя. «Самая замечательная миниатюра «Евангелия Хитрово» — это изображение ангела в качестве символа евангелиста Матфея, — считает М. В.

Загадка иконописца 
Андрея Рублева

Загадка иконописца Андрея Рублева

Всвоем «Житии Сергия» Епифаний Премудрый пускается вдалеко идущие рассуждения ороли тройственного начала всобытиях ветхозаветной иновозаветной истории. Иво время молитвы, скажу честно, лучше наних не смотреть, чтобыне отвлекаться. Это было время сильнейшего распространения исихазмаИсихазм (от греч. После того, как приказ был исполнен, было выложено 7пирамид изголов.

Ей присущ тот оттенок фанатизма, который абсолютно отсутствует уРублева. Корзины, чистые холщовые узелки с отборными, лучшими плодами. Втаком понимании традиционных для сцены Страшного суда образов неумолимых глашатаев грядущей расплаты за содеянное лишний раз проявляется гуманность работавших вУспенском соборе художников, сумевших дать новое истолкование этой распространеннейшей всредневековых росписях теме.

Ворвавшись вКремль, татары произвели страшную резню. Советский художник и искусствовед И. Грабарь писал, что «Троица» сверкает высшим, неземным светом, тем самым, который излучают только создания гениев». Для Сергия образ Троицы знаменовал единство исогласие. В соборе прошла юность великого художника. Это отличает его работы от экспрессивного Феофана Грека. В. А. Работой Андрея Рублева называют фреску «Преображение», где легко узнается «рублевская» палитра.

В конце 1940-х в Спасо-Андрониковом монастыре появился заповедник. Много раз изученная и описанная, рублевская «Троица» и сегодня продолжает волновать искусствоведов загадочной сложностью своего художественного стиля. На Руси в первые дни февраля (сейчас это 15 февраля), по старой народной примете, после ветреных метельных дней усиливался мороз.

Круг иголубой цвет впоэтической образности Рублева символизировали свет, просвечивающий человека»40. Из двух дат написания «Троицы», предлагаемых источниками, — 1411 и 1425-1427 — более вероятной представляется последняя. Алпатов. После смерти Даниила Андрей прибыл в московский Андроников монастырь, где ок.

Историк В. А. В нем говорится о начале росписи Андреем Рублевым и Даниилом Черным Владимирской церкви.

В иконе отражена идея единства (объединение Руси), что проповедовал настоятель Сергий. Фрески Страшного суда Рублев с Черным разместили в западной части храма, на его сводах. Летописные источники свидетельствуют, что в 1408 он расписал (вместе с Даниилом Черным) Успенский собор во Владимире (наиболее ценные иконы, восходящие к этому времени, – три иконы из деисуса и одна из праздничного ряда, – хранятся ныне в Третьяковской галерее), а в 1425 – 1427 – храм Святой Троицы в Троицком монастыре. Во всяком случае, в1410году образ Владимирской Богоматери находился во Владимире, так как вэтом году его ободрали («одраша») разграбившие город татары53. Впервые здесь, в Москве в летописях (1405 г. ) упоминается имя знаменитого. Ее история удивительна. Он по-своему переосмыслил тему Умиления, создав нечто совсем новое по сравнению свизантийской иконой.

Русь, чего-то тебе захотелося немецких поступов иобычаев. ». Представлены два фрагмента Царских врат (2-я четверть XV века) из собрания В. А. Логвиненко. Икона написана приблизительно в 1410-е годы. Считают, что художник писал фигуры апостола Петра и архангела Михаила.

Последнюю ему заменяет линия, которой он владеет сбольшим искусством. Лицезреть иконы Звенигородского чина можно в Третьяковской галерее. «Апостол Павел»Андрей Рублев воспринял традицииТрадиция (от латинского traditio — передача) — элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Это все-таки больше картины. В более узком смысле — религиозно-философское учение Григория Паламы. Святые духи, служители Божии одеты по-разному.

Творчество Андрея 
Рублёва – вершина 
русской и мировой

Творчество Андрея Рублёва – вершина русской и мировой живописи

В рублевской «Троице» «чаша смертная» — «залог жизни будущей». Тихое, располагающее к раздумьям время. А самого мастера называют художником-колористом. Когда Андрей Рублев получил заказ на выполнение иконы «Троица», эта тема несомненно имела идля него самого идля его современников животрепещущее значение73. Самые ранние упоминания о нем можно найти в Троицкой летописи. И для какого храма она была написана первоначально.

Рублевские образы бывают не только смиренные, но и восторженные, что проявляется в сиянии глаз, блаженных улыбках, свечении всего лика. «Чаша» прошла долгий путь и во всей истории человечества имела значение «чаши жизни», «чаши мудрости», «чаши бессмертного напитка». Дуб стоит на своем месте до сих пор. Для Андрея Рублева и его современников «чаша» была тесно связана с реальной жизнью, только на иконе трагизм этой героической темы выражен у него светлой печалью. Созидание внутреннего мира человека в христианстве уподоблялось труду зодчего и называлось «домостроительством».

Для его росписи игумен Никон пригласил Андрея Рублева. В 1966 году на киностудии «Мосфильм» режиссером Андреем Тарковским снята кинодрама «Андрей Рублев». Среди многочисленных его вкладов монастырские архивы упоминают и три иконы: «Богоматерь Умиление», «Сергий в житии» и «Троицу». Это был первый период в творчестве молодого художника.

Андрей Рублев: последние 
новости

Андрей Рублев: последние новости

Старые источники указывают, что Рублев написал икону «Троица» впохвалу святому Сергию. Дом – это палаты Авраама, дерево – Мамврийский дуб, а гора – гора Мориа. Вполном молчании восседают на невысоких седалищах три ангела.

Последние мы находим лишь водной иконе — в«Вознесении», выделяющемся высоким качеством исполнения (табл. 122, XI). Остались лишь три фигуры ангелов, трапеза, евхаристическая чаша, дуб Мамврийский, дом искала. А в Троице-Сергиев монастырь, предполагает В. А. В средневековой иконописи в условных отвлеченных формах (золотой фон, плоскостность, религиозная символика) воплощались общественные и эстетические идеалы, что делает иконы значительными произведениями искусства» (17 в. ) известно, что Андрей Рублев жил в Троицком монастыре при Никоне Радонежском, ставшем игуменомИгумен (греческое hegumenos, буквально — ведущий) — настоятель православного монастыря (в женских — игуменья). Дерево, темпера. После перечисления ряда конкретных примеров Епифаний делает декларативное заявление: «тричисленное число всему добру начало»71.

«Троица» Андрея Рублева сегодня

Создать его могли только златокузнецы царских мастерских Кремля. Особое место занимают фигуры ангелов, украшающие западную арку (табл. 69–70), вцентре которой расположен медальон (табл. 72) согромной кистью руки, держащей «души праведных» вобразе младенцев идва медальона сполуфигурами пророков Исайи (табл. 73) иДавида (табл. 74). Творчество Рублeва Андрея является одной из вершин русской и мировой культуры.

Во взгляде, обращенном к двум другим ангелам, читается отеческое превосходство. «Насилие со стороны сильных, хитрость, коварство со стороны слабых, недоверчивость, ослабление всех общественных уз среди всех» — вот черты, господствовавшие, по мнению С. М. Соловьева, врусской жизни того времени82. Слева исправа спешат кпрестолу Богоматерь (табл. 47) иКреститель (табл. 48) — заступники за род людской.

Сзамечательным искусством разместил художник вкруге фигуры четырех зверей из видения пророка Даниила (VII, 2–28). На престоле лежит книга, вкоторую вписаны деяния людей. Таким образом, здесь представлен акт величайшей, по учению христианской церкви, жертвы любви (отец обрекает своего сына на искупительную жертву за мир).

Русская икона вXVIII – начале XX веков // Христианство вискусстве). "Особенно хорошо "Преображение", выдержанное в холодной серебристой гамме. Таинственный свет повсюду. Рублев сознательно отказывается от такого толкования.

Исторический портрет 
Андрея Рублёва

Исторический портрет Андрея Рублёва

Вэти годы возникли два лучших его произведения — звенигородский деисусный чин иикона «Троица». Их пронизывает божественный свет. Это прозрение значения праздника в образах самой природы – черта национальная, русская. Это лицо зрелого человека в мерном развитии духовных и физических сил.

Голубой же цвет как символ чистоты использовался в написании одежд Богородицы. Этап этот ознаменовался внезапным отъездом царя в Александровскую слободу — со всеми приближенными и слугами, со всей казной и «святостью» По дороге в слободу Иван Грозный посетил Троицкую обитель, которая незадолго до того погорела и нуждалась в иконах. К их числу относятся прежде всего три знаменитые деисусные иконы из Успенского собора на Городке в Звенигороде (так называемый «Звенигородский чин», ГТГ), а также росписи этого храма исполненные около 1400 года.

Светозарные палаты — это не только дом Авраама, но исимвол Христа-Домостроителя исимвол безмолвия, то есть абсолютного послушания воле отца. Одна из самых знаменитых работ Андрея Рублева икона Троица. Кто писал эти иконы – Андрей Рублев или Даниил Черный – пока остается загадкой. 1428), Сербии (фрески Манасии до 1418 и Каленича ок. 13-14 вв.

Наряду с Третьяковской галереей и Центральным музеем древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва в выставке участвуют ведущие музеи страны — Государственный Исторический музей, Государственный Русский музей, Государственный музей-заповедник «Московский Кремль», Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник, а также Сергиев-Посадский историко-художественный музей и Звенигородский историко-художественный музей. Каждый из этих мастеров имеет свою индивидуальную физиономию. Синее небо, еще летнее, но веет от него предосенним холодком.

Особенности творчества 
Андрея Рублёва

Особенности творчества Андрея Рублёва

Над усыпальницей Сергия Радонежского вместо сгоревшего деревянного появился храм из камня. Входящие всостав чина иконы, высотою около трех метров, составляли грандиозную по своему монументальному размаху композицию (табл. 119–125). Завораживает миниатюра ангела – символа евангелиста Матфея. Надо видеть в оригинале эти серебристо-зеленые, малахитово-зеленые, фисташковые и белые тона, тонко гармонирующие с ударами розовато-лилового, розовато-красного и золотистой охры, чтобы по достоинству оценить исключительный колористический дар художника. Второй иконой «Звенигородского чина» стал образ Архангела Михаила. Смиренный инок, он всю жизнь свою посвятил созданию фресок и икон на религиозные сюжеты.

Известно, что уже богомилы65 икатары66 отвергали церковную догму отриедином божестве. М. В.

  • Семь знаменитых икон Андрея Рублева
  • Иконы преподобного Андрея Рублева
  • Андрей Рублев и Михаил Врубель, великие художники
  • 10шедевров, которые вам обязательно нужно увидеть вТретьяковке
  • Рублев Андрей (около 1370 – около 1430)

Работал он совместно с Даниилом Чёрным. Равнозначные фигуры Ангелов пребывают в единении друг с другом и совершенном согласии.

Рублевский Страшный суд более милосерден, он дает надежду на избавление. Другие произведения, перечисленные источниками, либо не сохранились, либо принадлежат не Андрею Рублеву, а ученикам — членам артели, возглавляемой Даниилом Черным и Андреем Рублевым (иконостасы Успенского собора во Владимире и Троицкого собора Троицкого монастыря). Мастерзаметно оживил свою палитру. Их стройные, гибкие фигуры полны грации.

Семь знаменитых 
икон Андрея Рублева

Их склоненные фигуры, вместе сслегка изогнутыми фигурами ангелов иапостолов Петра (табл. 50–51) иПавла (табл. 52–53), как бы вторят параболе свода иарки. Только какое это имеет отношение клитургической жизни имолитве. Увидеть икону можно в экспозиции Владимиро-суздальского музея-заповедника.

С икон Андрея Рублёва струится атмосфера тихого созерцания, благости. В конце 1408 года на Русь двинулось татарское полчище хана Едигея. Потом еще и еще.

Плугин икона попала, возможно, в декабре 1564 года. На западном своде центрального нефа, под хорами собора, мы видим фигуру Христа вореоле из серафимов правой рукой он указывает путь праведникам, левой — путь грешникам (табл. 40–42). Огромные (свыше трех метров ввысоту) фигуры из деисусного чина подчеркивали вертикальный ритм всей сложной композиции иконостаса, которая подчинялась тем же художественным принципам, какие лежали ивоснове фресковой росписи.

Сама фигура отличается изяществом и легкостью, она невесомо парит в пространстве. Они сидят за столом, на котором стоит чаша с головой тельца. Авраам встретил трех ангелов Господних, явившихся ему под видом усталых путников. Вероятно, он использовал какую-нибудь панагию (круглое блюдце), донышко которой обычно украшалось изображением Троицы74. Кроме того, фигуры, лишенные позднейших утрат, выглядели более объемными. Большинство из этих документально подтвержденных произведений Рублева до нас не дошло. Эта тема звучит в былинах и «Слове о полку Игореве».

Он пишет: «Чтож извещаю по три числа, ачто ради не помяну болшаго истрашного, еже ес тричисленое божество треми святынями, треми образы, треми собьствы втри лицы едино божество пресвятыя троица иотца исына исвятаго духа триупостаснаго божества едина сила, едина власть, едино господьство»72. Всем известная икона «Троица» (1422-1427 гг. ) была создана для Троицкого собора, который был построен во имя Сергия Радонежского, на месте его захоронения.

Во всем — отблески гармонии Рая и одновременно — расположенность к человеку, доброта. Снова, как в иконе «Преображение», мотив круга имеет определяющее композиционное значение. К ранним творениям Андрея Рублева относят иллюстрации к «Евангелию Хитрову». Этому впечатлению зримо способствуют все элементы художественного строя: и неброская красота ликов (типологически русских, а не греческих) и скругленность фигурных форм, лишенных резкой анатомической четкости и гармония линий, тонко соподчиненных единой, как бы заданной свыше мелодии и, наконец, нежная, чуждая резким диссонансам колористическая стихия, пронизанная светом. В широком смысле — этико-аскетическое учение о пути к единению человека с богом через «очищение сердца» слезами и самососредоточение сознания включало систему психофизического контроля имеющую некоторое внешнее сходство с методами йоги.

По-рублевски безупречно вписанный вкруг, он не ограничен им. Кроме тихого глубокого созерцания Андрей Рублев иногда сообщает своим образам духовный восторг, вызывающий сияние глаз, блаженные улыбки, свечение всего облика (трубящий ангел во фресках Успенского собора) иногда — высокое вдохновение и излучающуюся силу (апостолы Петр и Павел в «Шествии праведных в Рай», там же).

Им были написаны иконы из деисусного чина и праздничного ряда. В первую очередь, это бесспорные произведения, перечисленные в летописных и иных источниках (белый цвет), число которых крайне ограничено, некоторые не сохранились (выделены розовым). «Тое же весны почаша подписывати церковь каменую святое Благовещение на князя великаго дворе, не ту иже ныне стоит, а мастеры бяху Феофан иконник Грьчин да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев, да того же лета и кончаша ю». Изумительно выписаны руки Богородицы, которые широко раскрыты в молитвенном жесте. Возникло в 4-7 вв., возродилось в кон.

Но они не были одиноки всвоих антитринитарных установках. В Библии «гора» есть образ «восхищения духа», потому на ней и происходят самые значительные события: на Синае Моисей получает скрижали завета, преображение Господне совершается на фаворе, Вознесение — на горе Елеонской. Всё здесь направлено на создание непревзойденного драматизма и рефлексирующего созерцания. Мамврийский дуб – то самое дерево, под которым Авраам встретил Господа.

В 1422 году на Руси наступил страшный голод. Был известен при жизни, знаменит после смерти (источники 1430-1460-х годов), особо прославляем с конца 15 века («Отвещание. » Иосифа Волоцкого) в 16 веке его работы стали обязательными образцами для подражания (постановление СтоглавогоСтоглав — сборник решений Стоглавого собора (1551 год), состоит из ста глав кодекс правовых норм внутренней жизни русского духовенства и его взаимоотношений с обществом и государством. В иконе «Троица» мотив круга все время ощущается как лейтмотив всей композиции. Руки среднего и левого ангелов благословляют чашу. Облаченный взолотистые одежды, он легко исвободно парит вголубом ореоле.

Почти все персонажи погружены в состояние безмолвного созерцания, которое может быть названо «богомыслием» или «божественным умозрением» какие-либо внутренние аффектыАффект (от латинского affeсtus — душевное волнение, страсть) — бурная кратковременная эмоция (например, гнев или ужас), возникающая, как правило, в ответ на сильный раздражитель. Там, где хоронили людей имевших особые заслуги перед Церковью. — В этом светлом видении юношеской чистоты ярко проявилась неповторимость художественного дара Рублёва.

В русскую народную поэзию чаша вошла как «смертная». Второе упоминание, под 1408 годом, гласит: «мая в 25 начаша подписывати церковь каменную великую соборную святая Богородица иже в Владимире повелением князя великаго, а мастеры Данило иконник да Андреи Рублёв». им не свойственны. Большинство исследователей согласны, что кисти мастера принадлежит «Владимирская Богоматерь».

Многие считали это явление как проявление божества в Иисусе Христе. Только объединившись, они смогут окончательно избавиться от «злой татарщины». Великий иконописец был канонизирован Церковью в лике преподобных. Икона на сегодняшний день хранится в Третьяковской галерее. Справка: Андрей Рублев – один из самых загадочных людей своего времени. Святой дух посредине и ангел, сидящий справа, склонили головы в его сторону.

Эти земные царства должны уступить место царству правды исправедливости. Рядом сним энергично шагает светлый крылатый барс — «Царство Македонское». Предчувствуя скорую кончину свою и желая завершить убранство собора при жизни, Никон призвал для работы Андрея Рублева и Даниила Черного — прославленных живописцев, «изрядных вельми, всех превосходящих и в добродетели совершенных».

Зелёный цвет в иконе присутствующий в цвете плаща Ангела, п озёма (нижнего подножия иконы), маврийского дуба объединяет саму гамму иконы в единое целое и в тоже время символизирует нам возрождение, новую жизнь, объединяя само название иконы и праздник во единое целое. Это достигнуто приемами, общими для всего искусства византийского круга: лаконичные контуры и силуэты, придающие фигурам невесомость замкнутые параболические линии, сосредотачивающие мысль и настраивающие на созерцание тонкие очертания складок одежд, сообщающие тканям хрупкость световая насыщенность каждого цветаЦвет — свойство света вызывать определенное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или испускаемого излучения. Но Рублев не довольствуется одними закругленными линиями. Они в спокойном безмолвии сидят вокруг стола с угощением.

Вот таким образом датировка звенигородского чина ничем не лимитируется59. Что эти антитринитарные течения, подкапывавшиеся под твердыни православия, породили широкий отклик, доказывают еще два интересных факта. Исполинские фигуры, обращенные кцентру, четко выделялись на золотом фоне. Миниатюры к «Евангелию Хитрову» перекликаются с византийской традицией, но святые Андрея Рублева отличаются от изображений греков неким духовным спокойствием, углубленностью в духовную жизнь и отрешенностью от внешнего.

Одна из таких фигур (на центральном юго-западном столбе) дошла до нас46. Ранним, уже холодным утром спешил народ на освящение первых поспевших яблок. Кроме ссылок на позднейшие монастырские описи и «Сказания о святых иконописцах», достоверных сведений о написании этой иконы нет.

Правда, другие утверждают, что «Троица» была написана в 1420-е годы, когда (как указывалось выше) в монастыре был воздвигнут белокаменный Троицкий собор. Интерес кдревнерусским иконам ифрескам, отождествляемым с«византийской живописью», воспринимался тогда как проявление дурного тона: «Стоит только завести разговор овизантийской живописи итотчас убольшого числа слушателей неизменно появится улыбка пренебрежения иирония. Дуб мамврийский символизирует древо жизни и напоминает о крестной смерти Спасителя и Его воскресении (в центре). Ангелы сидят на фоне необычного пейзажа. Сегодня в Государственной Третьяковской галерее (Лаврушинский, 10, зал 38) открывается выставка «Андрей Рублёв.

Согласно христианству, это древо могло быть символом воскресения. Уважаемый и широко известный, еще при жизни названный «преподобным», через какое-то время он был забыт потомками, а многие творения его оказались утраченными. Именно рублёвская икона соответствовала этим представлениям. Зелень листвы серебрится под ветром.

Перед зрителем предстают три Ангела-странника. Юное "отроча" ждет позор, поругание, крестная мука. Искусствовед Андрей Никитин пишет, что надо говорить не о «Троице» Рублева, а о «Троице Рублева», так как (как об этом говорилось выше) произведениям великого иконописца рекомендовалось подражать как непревзойденным образцам русского иконописного искусства. ". На смену старому, ветхому приходит мир новый, завет иной. К этому периоду относится третье упоминание о мастере. — Тифлис, 1856.

Но это не простой праздник. Рублеву приписываются также (на основании уже не исторических свидетельств, а стилистического анализа) миниатюры и инициалы Евангелия Хитрово (начало 15 в., Российская государственная библиотека, Москва) Богоматерь Умиление из Успенского собора Владимира (ок. В центре иконописец расположил чашу, а вокруг – трех ангелов, сидящих отрешенно. Безусловно, они имеют большую художественную иматериальную ценность.

Изначально полотно называлось «Торжество Тамерлана», войска которого оставляли засобой такие пирамиды черепов. Сочетание «лазоревого» и зеленого в одеждах Бога Сына символизирует его двойственную природу: божественную и человеческую. Это же сочетание красок мы видим на одеждах крайнего Ангела. Войско разрушило Серпухов, Переславль, Нижний Новгород и Ростов, подошло к Москве. Эти три элемента композиции ничего не вносят вхарактеристику конкретной среды. Имя Андрея Рублева обросло легендамиЛегенда (от латинского legenda, буквально — то, что следует прочесть) — в средневековой письменности — житие святого и религиозно-нравоучительный рассказ, притча в фольклоре — вошедший в традицию народный рассказ о чудесном, воспринимающийся рассказчиком и слушателем как достоверный (легенда о «золотом веке») в новейшей литера., а в 20 веке — научными гипотезамиГипотеза (греческое hypothesis — основание, предположение) — предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений форма развития науки.

Эта работа мастера – наиболее прославленная из владимирских. Гора Мориа (Храмовая гора) – обнесённая высокими стенами прямоугольная площадь, возвышающаяся над остальными частями Старого города Иерусалима высотой 774 м над уровнем моря. Явление Аврааму троих ангелов – символ единосущного и триипостасного Бога (Святой Троицы). Нопопробую объяснить, что имею ввиду.

Уже в1382году Тохтамыш пришел «изгоном» под самую Москву. Они восходят ктем же иконописным прорисям, как ианалогичные иконы из Троицкого собора48. Художник нарисовал миниатюры евангелистов и их символы. Работая над иконой «Троица», Рублев несомненно исходил от византийских образцов.

Самыми сильными фигурами являются Христос (табл. 119), Предтеча (табл. VIII), Павел (табл. X), самыми слабыми — архангелы. Другие произведения, перечисленные источниками, либо не сохранились, либо принадлежат не мастеру, а ученикам— членам артели, которую он возглавлял вместе с Даниилом Чёрным (иконостасы Успенского собора во Владимире и Троицкого собора Троицкого монастыря)2. За вторым ангелом возвышаются легкие, стройные палаты. В «Псалтири» палаты являются художественным образом, который употребляется очень часто, как сфера радостного и вдохновенного познания.

1551). Как вкопанный застыл на месте медведь. Но вних нет ничего от грозных вестников «судного дня».

Фигуры ангелов воспринимались как символ триединого божества икак прообраз евхаристии. 1410 – 1420, Третьяковская галерея) фрагменты фресок на алтарных столбах Успенского собора на Городке (Звенигород) и на алтарной преграде Рождественского собора в Саввино-Сторожевском монастыре близ Звенигорода.

Знаток и собиратель икон Д. А. ВЗвенигородском чине, равно как ивросписях Успенского собора, Рублев выступает перед нами вполне сложившимся мастером, выработавшим свой собственный художественный язык. Росписи Успенского собора были расчищены в1918году. в Византии, получившего широкий отклик на Руси.

Работа заключалась не только в том, чтобы расписать храм фресками. Мария и Иосиф приносят сорокадневного Иисуса в храм. В нем есть и изящество и возбуждение и почти кокетливая улыбка на устах. Тело учителя перед их взором вдруг осиялось необыкновенным светом. Иконы Рублева наполнены спокойствием, ясностью и гармонией. Трактованные очень плоско, фигуры воздействовали прежде всего своим силуэтом.

Сретение по смыслу тесно граничит с Рождеством. В летописном известии от 1408года оработе Даниила иАндрея Рублева вУспенском соборе во Владимире говорится, что они «начали расписывать» эту церковь 25мая.

Силуэт Иисуса вписан в круг, полукругом расположены апостолы. Хотя иконы дошли до нас вочень плохой сохранности (смытость, многочисленные утраты иправки), но даже втаком состоянии они дают достаточный материал, чтобы можно было усмотреть вних далеко не одинаковое качество. (Григорий Синаит, Нил Сорский).

Отсюда и просторечное название празднику – "яблочный" спас. Но ни один из них не сумел подняться до нее всвоем собственном творчестве. Руки среднего илевого ангела благословляют чашу. Не менее творчески переосмыслил Рублев византийское наследие ивобразе апостола Павла. Но этим художник не ограничивается. Она была любимейшей иконой древнерусских художников.

Какбы то ни было, особенно спетровских времен врусской церковной живописи иархитектуре начинают преобладать абсолютно новые формы истили, доэтого России ирусскому менталитету не свойственные. Благодаря такому пониманию колорита рублевская палитра отличается не только своим предельно высветленным характером, но иредкой прозрачностью. Рублев четкой, уверенно очерченной линией обозначил глаза, верхние веки и брови. Гармония подчеркивается и цветом. Фрески дошли до нас лишь частично, большинство из них безвозвратно погибло (как, например, валтаре, вкуполе, на парусах, всеверо-западной части храма идр. ). Праздник "Сретение" был известен уже в IV веке.

Какие же цвета присутсвуют в «Троице» и в чём их символизм по отношению именно к этой иконе. Краски наложены слоями: на одну накладывается другая, поверх нее следующая. Деисусный чин (деисус – греческое слово, означающее "моление", "прошение") представляет собой ряд икон: в центре фигура Спасителя, восседающего на троне, по сторонам с молитвенными жестами – Богоматерь, Иоанн Предтеча, архангелы, апостолы, отцы церкви. Он предложил им отдохнуть в тени дуба.

Третья икона – «Апостол Павел» – выполнена в манере, отличной от рублевской, вот таким образом ряд исследователей считают, что этот лик бы создан другим мастером, – например, многолетним сподвижником Рублева – Даниилом Черным. И сейчас он узнаёт, ясно чувствует, что миг этот настал.

Евангелие – это Благая Весть отом, что Бог вошел вмир людей, Сын Божий родился, «вочеловечился», жил слюдьми, был всеми видим, осязаем именно Он преодолел пропасть междуземным иНебесным. Композиционным центром иконы является чаша сголовой жертвенного тельца77. Осталось лишь имя, да и то знали его только любители древнерусского искусства. Но не просто оставил, а уделил ей особое внимание. Они падают на 80-е годы, когда ростовским епископом был Иаков (1386–1392). Грабарь же однозначно заявляет о том, что произведение выполнено великим мастером: «Здесь все от Рублева – холодный голубоватый общий тон, характер рисунка, черты лица, с типичной для Рублева легкой горбинкой носа изящные руки, прекрасный силуэт всей композиции, ритм линий и гармония красок».

«Преображение Господне» – ещё одна знаменитая икона Андрея Рублева. Как ни близки были между собой «иконник Даниил» и«чернец Андрей», они должны были работать вразных манерах иначе говоря, каждый должен был работать всвоей манере. За третьим ангелом возвышается гора — древний символ всего возвышенного. Работа в тандеме с Феофаном, чью манеру письма называют живописной скорописью за точные и четкие мазки, была честью для молодого мастера.

Большое число икон принято относить к «кругу Рублева», поскольку нет возможности подтвердить их авторство. — в духовной ситуации позднего 14 в., при Сергии Радонежском и раннего 15 в., при его учениках. Легкий, как будто цветочный, запах. Персонажи Рублева (за исключением патетических фигур во фресках Успенского собора, посвященных Страшному суду) всегда пребывают в состоянии умиленного покоя или молитвенного созерцания зрителя покоряют не перипетии действия и сюжета, но атмосфера тихой благости. Только соотнося попамяти расположение икон страдиционными иконостасами, примерно догадываешься: справа от царских врат – Спаситель, слева – Богородица, насамих вратах – Благовещение (видимо, Архангел Гавриил иДева Мария), ауж вычислить, что засвятые изображены ивовсе сложно (только еслиэта икона подписана). В «Троице» краски звучат во всю мощь.

Вероятно, этот момент играл какую-то роль вего замысле. Изогнутый клав среднего ангела вторит наклону его головы. Вероятно, тогда-то и появилась в Москве «Троица». Он несет мир и спасение людям. Однако и тут некоторые искусствоведы выражают сомнение в том, что «Троица» к Ивану Грозному перешла по праву прямого наследования.

В 1408 году, по свидетельству летописи, расписывал вместе с Даниилом Черным древний (12 в. ) Успенский собор во Владимире был назван вторым после Даниила. Последние характеризуют ту историческую среду, вокружении которой мастер написал свою икону. Храмовая гора или гора Мориа возвышалась над Иерусалимом именно там стоял Иерусалимский храм, место для которого Царь Давид приобрел у иевусея Аравны (Орны). Всё творчество Андрея Рублёва пронизано светом.

С именем Рублева связывают создание иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. Однако объяснить нам всю глубину художественного замысла Рублева они не всилах. Не будучи всилах завладеть Москвой, они подвергли страшному опустошению ее окрестности (втом числе иТроицкую обитель), атакже сожгли иразграбили Серпухов, Дмитров, Ростов, Переяславль, Нижний Новгород. «Троица» с момента своего создания «была любимейшей иконой древнерусских художников», служила образцом для бесчисленных копий и воспроизведений.

Однако эти общевизантийские черты стиля раннего 15 века художник видоизменял ибо идеальныеИдеал (французское ideal) — образец, нечто абсолютное, высшая цель стремлений. При таком подходе круг достоверных произведений Рублёва сузится до трех : стенные росписи Успенского собора во Владимире икона Троица и фрагменты орнамента в соборе Андроникова монастыря. Предание гласит, как на праздник яблочного спаса Спаситель с тремя своими учениками, ближайшими, доверенными, Иоанном, Петром и Иаковом, отправился однажды из шумного города в дальнее уединенное место, на гору Фаворскую. Его и отмечали на сороковой день после рождественских торжеств. Снова встречается «рублевский» круг, в центре которого шагающий крылатый юноша. Возможно, в эти трудные для Руси времена Андрей Рублев спасался в Андрониковом монастыре.

За каждым из трех ангелов изображена его эмблема. В предыдущей публикации я рассказывала, что ей писались дорогие одежды. Вероятно, он сам не смог бы написать безупречно точное повторение этой вещи. Если исходить из стиля этого произведения, то оно обнаруживает ряд таких черт, которые характеризуют манеру письма не раннего, азрелого Рублева, уже завершившего работу над владимирскими фресками.

Христос изображенный вцентре свода, кажется как бы устремляющимся кпрестолу, чтобы занять на нем место в«страшный судный день». Еслиже кто-нибудь решится сказать, что эта живопись заслуживает внимательного изучения, то шуткам инасмешкам не будет конца. Недаром это единственный в своем роде образ в творчестве Рублёва». Царь Иван Грозный высоко чтил Троице-Сергиев монастырь — место своего крещения.

На этот подвиг его вдохновляет Бог-отец (левый ангел), лицо которого выражает глубокую печаль. «Спас в Силах»Из указанных в источниках произведений Андрея Рублева, сохранились крайне мало: фрески в Успенском соборе во Владимире и знаменитая икона «Троица» из иконостаса Троицкого собора Троицкого монастыря. Дерево — это не столько дуб Мамврийский, сколько древо жизни, древо вечности. Имя Андрея стоит на последнем месте в списке мастеров, как имя самого младшего и по иноческому чину (просто чернец) и по возрасту. Но то, что сделал Рублев, никак нельзя назвать копией.

собораСобор — в культовой архитектуре собором называют главный храм города или монастыря, где совершает богослужение высшее духовное лицо (патриарх, архиепископ). Основывая свою обитель, Сергий Радонежский (как сказано в одном из его житий) «поставил храм Троицы. Свет этот сияет в белых и голубоватых пробелах, он напоминает одновременно и голубизну неба и зацветающий лен и первые васильки (появляющиеся к Троицыну дню) в зеленеющей еще ржи. Их головы слегка склонены их взгляд устремлен вбесконечность. Это «Царство Вавилонское». В1408году татары под предводительством Едигея совершили новый набег на Русь.

«Спас»По позднему источнику — «Сказанию о святых иконописцахИконопись — христианская (главным образом православная) станковая культовая живопись — энкаустика, в средние века преимущественно темпера на дереве, позже масляная живопись. От первоначального названия картины – «Страсти по Андрею» – отказались. На столе у них стоит чаша с головой тельца. Стоглавый собор был созван ввиду того, что священные обычаи «поисшаталися» на рассмотрение собору были предложены сначала 37 вопросов, потом еще 32, касающихся церковного богослужения, епархиального управления, злоупотреблений в монастырском управлении, различных сторон мирского быта (брадобритие, знахарство, скоморошество).

Уверенной, широкой поступью выступает крылатый лев — «Римское царство». Как пишут специалисты по древнерусскому искусству, «с момента открытия подлинных работ Андрея Рублёва (1918) в науке не прекращаются споры о принадлежности кисти мастера тех или иных произведений.