Русь Уходящая Корин
Русь уходящая» – Третьяковская галерея на Крымском валу к юбилею художника Павла Корина показывает его лучшие работы. Задуманная П. Кориным «Русь уходящая» — полотно крупного историко-философского плана. Переименовать картину в «Русь уходящую» Корину предложил Максим Горький и так уберег от различных преследований из-за попыток «воспевания Церкви». Фигуру иеромонаха Фёдора из «Уходящей Руси» Корин воспроизвёл в первой части триптиха «Александр Невский».
«Русь уходящая» или Апокалипсис от Корина
В июле 1941 года его обвинили в создании «подпольной организации церковников», арестовали и поместили в Бутырскую тюрьму, где допрашивали и пытали, но безуспешно. Но в итоге согласился. Гамалеи, актеров В. И.
Сарьяна, М. В. Лучше всех это доказал сам Корин в своих этюдах. У меня другой склад художника». По инициативе влиятельного писателя для Корина строится мастерская. У него было и высокое происхождение и блестящее образование, карьерные перспективы. Вглядимся в последний эскиз «Реквиема».
Через год другая запись: «9 и 10 марта слушал подряд два раза в Большом зале консерватории «Реквием» Берлиоза. Середина 60-х годов – время, на которое приходился пик популярности старого мастера, связанный с выходом к публике цикла его «Руси». Народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР. Мой визит пришелся на понедельник, когда у всех музеев выходной. Первый этюд написан в 1929 году – портрет митрополита Трифона, властительного иерарха. Этюды к задуманной картине были сделаны им задолго до окончательного эскиза ее композиции.
П. Корин собирался даже заказать специальное подъемное кресло и начать работы. Прощание спатриархом было открытое. Писал жадно.
В40-е годы художник работает над эскизами мозаичного фриза «Марш вбудущее» для Дворца Советов— неосуществленного проекта самого высокого здания вмире, вкотором должно было разместиться советское правительство. Что это были за работы, созданные в 1951-9152 годах. Корин месяцами гостит у него на дачах. Внутренним взором он видит свой крестный путь впереди. Она так и осталась не воссозданным полотном. Но трагедия лишь тогда обретает настоящую жизненную силу и величие страстей, когда при конкретном столкновении погибающая сторона обладает своей исторической справедливостью и человеческой красотой. Эта книга Павла Дмитриевича Корина «Статьи, Письма.
Позже художник написал варианты эскизов триптиха «Дмитрий Донской» и части триптиха «Александр Невский» – «Старинный сказ» и «Северная баллада». Большинство потенциальных моделей об этом слыхом не слыхивали, никуда идти не соглашались. На портрете— человек со смиренным, печальным лицом двумя руками держит перед собой крест. Нам девочкам разрешено было присутствовать при убранстве лесной гостьи. Как сожалела она потом, что лишь через семь лет, в 1926 году, ответила согласием выйти замуж за своего «такого красивого и взрослого» учителя. У персонажей "Руси уходящей" этих качеств нет.
Действие своей картины П. Корин развернул в глубине Успенского собора Московского Кремля. "» 4. И главной стала идея – церковь выходит на последний парад. Вот таким образом среди персонажей очень мало склоненных фигур и людей с поникшим взором.
Язык музыки был для него вполне сопоставим с языком живописи. На торжестве присутствовали Елизавета Федоровна, власти Москвы, архитектор А. В. Так, в 1989 году Святейший Патриарх Пимен был избран народным депутатом страны. Корин остался без покровительства.
Однако художник ещё не сдаётся и продолжает размышлять над композицией. Около ограды стояли ряды нищих. Народ стоял с зажженными свечами, плач, заупокойное пение. Корина, не случайно им создано так много портретов именно людей искусства. Был вечер перед сумерками, тихий, ясный.
Музей – на Спортивной, Малая Пироговская, 16, флигель 2. На следующий день после звонка мы уже стояли у двери музея. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. За конкретным событием художник увидел обобщение – «церковь выходит на последний парад» (П. Д. Долгое время некоторые искусствоведы (например, Г. Васильев) рассматривали картину П. Корина как «последний парад осужденных историей на небытие». Все двенадцать дней художник неотступно был в монастыре. Никакой речи онравственном тупике Церкви для него не было ибыть не могло.
Корина. Корин объяснял её, уподобляя Нестерова тенору, а себя басу. Из них потом родились образы картины. Художник ответил, что ещё ни разу не писал портрет, вот таким образом боится пустой траты времени.
Павел Корин: «Русь уходящая», мозаики метро и фрески для Елизаветы Федоровны
О картине Корина ходили легенды. Холмогорова, а потом еще и другие. После многолетних гонений в эпоху тоталитаризма Церкви фактически была возвращена возможность миссионерской деятельности, благотворительного служения (запрещенного в прежние советские годы) последнее десятилетие ХХ века и первое десятилетие XXI столетия – период возрождения и расцвета — ознаменовались открытием тысячи храмов, сотни монастырей, Церковь получила возможность общественной проповеди миллионы людей могут приобщаться ко многим возвращенным святыням иконам и церковным ценностям. Казалось, что такая Россия, действительно, пришла в движение, вот она, в лице тысячи тысяч прихожан, течёт по улицам Москвы, вот она – в рясах духовенства, в белых тайных символах на чёрных одеяниях схимников.
Когда появились еще первые этюды к "Реквиему", многие встретили их просто в штыки. Тут больше меня, чем всех этих людей я старался их видеть просветленными и сам быть в приподнятом состоянии Для меня заключено нечто невероятно русское в понятии «уходящее». Лучше всех это доказал сам Корин в своих этюдах. Трифон был духовником и самого Нестерова и многих из тогдашней творческой интеллигенции. Второе, широко известное в советское время название – «Уходящая Русь» («Русь уходящая») – было дано произведению А. М. В 1911 году им для Марфо-Мариинской обители была создана роспись «Путь ко Христу» : «Пятнадцатиаршинный пейзаж и по нему бредут люди добрые – умилительно и не менее внушительно для ума и сердца, – так писал М. В.
Описание картины «Русь уходящая»
Мальчишка держал чашку, куда ему клали пятаки. Всем знакомый по школьным учебникам портрет князя Александра Невского, портрет «демона войны» маршала Жукова, портреты художников Михаила Нестерова и Кукрыниксов, писателя Алексея Толстого, академика Зелинского, Сергея Коненкова и Василия Качалова – это всё Корин. Нестеров радовался возросшему мастерству ученика.
Коненкова, художников-карикатуристов М. В. Чураков помогал натягивать и грунтовать холст. Корин говорил о трагедии, о крушении вековой традиции. В процессе подготовки выставочного проекта в ГТГ предполагалось разместить в экспозиции краткие биографии всех изображенных на портретах «Реквиема» (в дальнейшем они были опубликованы только в альбоме14). Однако Корин, по словам Жилинского, отказался.
«Русь уходящая»: Церковь выходит на последний парад
Определяя его, профессор Александр Ильич Морозов писал в своей последней книге «Соцреализм и реализм» : «Павел Корин и Виктор Попков принадлежали к тому роду художников, чьи помыслы разрывались между адекватным познанием сущего, его отрицанием и страстной жаждой материализации образов совершенства. » 2. По ком звонил колокол.
Мордочка его из-под шапки выглядывала острая, волчья. И все же мастер не хотел сдаваться. Митрополит был стар и никого не принимал. Роспись «Путь ко Христу» располагалась в трапезной храма обители, на ее восточной стене, прямо по центру и, конечно, была хорошо знакома Корину, работавшему здесь вместе с Нестеровым в те годы, как и многим москвичам, приходившим в обитель.
Он в это время (1916 год) выполнял по заказу Великой Княгини роспись усыпальницы в подземном храме под собором на территории Марфо-Мариинской обители и согласился давать уроки иконописи. Ему было уже около семидесяти лет, он перенес два инфаркта, а работа требовала много сил. Лики архангелов и серафимов в растительном орнаменте украсили храм. М. В. Я, как художник, знаю, что такое пустой холст. Двенадцать дней хоронили патриарха.
- Непрозвучавший реквием Павла Корина
- Сердца на копьях: «Уходящая Русь» Павла Корина
- КАК МАКСИМ ГОРЬКИЙ СПАС «РУСЬ УХОДЯЩУЮ»
- В Новой Третьяковке показывают работы художника Павла Корина
Качалова и Л. М. Куприянова, П. Н. И когда молодые настойчиво напоминают мэтру об «Уходящей Руси», у него это вызывает только досаду. Всумраке загадочные глаза святых на потемневших от времени иконах— их писали еще дед ипрадед Павла они знали лики святых так же хорошо, как лица своих близких. Эта Русь и уходила по-русски, уходом своим являя знак вечности.
Они были живые – со своими страстями, верой, смятением. Весь свой народ Божий— монахов, нищих исхимниц Корин решил разместить вУспенском соборе Московского Кремля, где, по его собственным словам, «они на фоне величественной архитектуры выстроились вбоевом иторжественном порядке». Горький покровительствовал Корину и это давало художнику возможность спокойно работать. Рядом – мольберты, краски, пустой холст, пейзажи Италии, Палеха, гипсовые слепки с античных скульптур и портреты размеров «в рост». Он сам был одним из них.
Протянутые вперед руки ищущие спасения. Придете – увидите. Горького, поддержавшего работу над «Реквиемом», Корин едет в Италию11. Их запечатлел на своих мозаичных фресках Павел Корин. Много труда положил я на этот портрет, много, много труда», – из воспоминаний Корина. Этими руками он будет держаться за жизнь, какой бы горькой она ни была.
- 100 великих картин (с репродукциями)
- Записки переводчика с Андреем Десницким
- Иеромонах Феодор (Олег Павлович Богоявленский)
- Схиигумения Фамарь (Тамара Александровна Марджанова (Марджанашвили)
- Сергей Михайлович Чураков (справа) и Степан Сергеевич Чураков
Искусство знал профессионально и с творческими людьми разговаривал о культуре на равных. Нестерова, П. Д.
Щусевым был послан в Псково-Печерский монастырь для копирования двух плащаниц XVI века». Это парный портрет скульптора-самоучки С. М. Конечно, мне было интересно, почему в мастерской стоит пустой холст большой величины. Писал я этот портрет довольно долго, на протяжении двух лет. Исполнялись Утес – фантазия для оркестра и концерт 2 для фортепиано с оркестром.
- Портреты современников и «сила человека»
- Портрет художников Кукрыниксов, 1957–1958
- «Александр Невский» – заказ во время войны
- Великие события на стенах московского метро
- Одна из лучших в СССР коллекция икон
- Фрески по заказу Елизаветы Федоровны
- Дом Павла Корина – «малый музей» Третьяковки
- «Трагедия моих персонажей была моей бедой»
Прошу Вашего указания по этому вопросу». Корин, автор «Реквиема», создает теперь работы, которые для многих поколений стали эмблемами советского искусства, — панно «Мир во всем мире» (1951 год) на станции метро «Новослободская», на котором изображена счастливая мать сребенком на руках, мозаику «Красноармейцы сКрасным Знаменем» на «Комсомольской». Неосторожное слово не обошлось, видимо, без последствий. Но были и более глубокие причины мировоззренческого характера и творческого порядка. Со временем появлялись другие заботы, возникали срочные заказы.
На картине П. Д. Сделав рисунок с «Пьеты» Тинторетто в Венецианском Палаццо дожей, Корин записывает: «У меня центр картины. Пришлось думать не о создании картины, а о сохранении подготовительных материалов к ней. должен быть такого же пафоса и напряжения».
И через минуту, миновав в прихожей большое зеркало в темной квадратной раме, мы уже ходили по затемненным комнатам, где на стенах – картины и эскизы Павла Корина, копия фрагмента полотна Александра Иванова «Явление Христа народу», фотография Микеланджело. В. Нестерова. И куда направлены эти пристальные, напряжённые, обжигающие взгляды. Павел Дмитриевич Корин (1892 – 1967) – выдающийся художник, жизнь и творчество которого полны трагических парадоксов. Слева от амвона зритель видит высокого, гордо откинувшего голову иеромонаха.
В 1935 году последовал еще один этюд – портрет протодьякона М. К. Критик отмечал, что «их отчужденность от жизни безжалостно подчеркнута безлюдием огромного собора. Несомненное влияние личности Корина испытали и такие современные художники, как Дмитрий Дмитриевич Жилинский и Павел Федорович Никонов, с именами которых связаны наиболее известные стилистические направления «нового» искусства и так называемого «сурового стиля» 1960-х годов. Корин был кровно связан сэтим миром. Портрет был трудный: мне надо было передать внутреннюю духовную осанку каждого из них и объединить в одной мощной, предельно выразительной и острой осанке художника «Кукрыниксы», при этом избежать намека на шарж, в портрете он недопустим. Русского искусства – ведь средства изысканы Кориным именно русские: иконописная условность времени, место действия – древний кремлёвский собор, герои – русские православные люди (патриархи, священники, монахи, миряне, нищий слепой, могучий работный человек, мечтательный юноша).
Однако нереализованность главного замысла не воспринимается как его крах. Русские верующие люди всё более убеждались в богоборческой сути советской власти. Сейчас можно только предполагать, с чем мог быть связан отказ мастера, однако из его ответа ясно, что после войны художник уже не решался начать свою картину, хотя продолжал размышлять над ней и, в частности, подписал последний эскиз «Реквиема» 1959 годом (1935-1959). Показ продлится до 30 марта 2014 года. Так юная воспитанница стала прилежной ученицей.
Для него живопись была самосожжением и он себя не жалел». Выставка «Реквием. Паша Петрова (девичья фамилия Кориной) захотела рисовать. Две станции метро: «Комсомольская», девять громадных мозаик и «Новослободская», витражи и одна мозаика. 19 сентября 1935 года Корин писал М. В.
Почему же его не коснулись ни кисть, ни даже уголь. Щусева. Они пели какой-то старинный стих.
О том, что за уходом – возвращение, за смертью – Воскресение. Но силы убывали и незадолго до кончины художник с горечью произнес: "Не успел". Освободили условно, «за преклонностью лет». Вот как рассказывал мне Степан Сергеевич Чураков о своем позировании Корину: «Павел Дмитриевич во время сеанса весь уходил в работу, глаза у него горели. Так, например, среди натурщиков Корина имеется человек, окончивший два высших учебных заведения и в 1932 году постригшийся в монахи. Игумнова итальянского художника Ренато Гуттузо и других.
Ермоловой, например. Однако уже в этих этюдах было своеобразное отражение революции, пусть пока и косвенное. Среди художников оказался искренний певец «Святой Руси» М. В. Нестеров, а с ним ученик и к тому времени самый уже близкий друг его Павел Корин. Корин был даже вынужден давать частные уроки – всё шло за долги.
Что-то примиряло с «Уходящей Русью» и власть и православных. Безысходность», — так окоринском слепом писал писатель Сергей Разгонов. А меж тем Корин был человеком глубоко верующим. Племянника отца Сергия, протоиерея Сергея Михайловича Успенского (младшего) расстреляли на полигоне вБутове в1937 году. В праздник Вознесения Господня 17 мая 2007 года был подписан Акт о каноническом общении между Русской Православной Церковью Московского Патриархата и Русской Православной Церковью Заграницей.
Какие нити памяти «вытягивала» из своего багажа Прасковья Тихоновна в тот день: и о Великой Княгине Елизавете Федоровне и о Михаиле Васильевиче Нестерове – большом друге семьи на протяжении всей жизни и о молодом Святославе Рихтере, который играл в их доме на фисгармонии. И уже не стесняясь своих наивных вопросов, я вдруг осмелилась спросить: «Может быть, Вы и царя видели». Очевидно, что передача характерности облика каждого и общности их как участников «последнего парада церкви», трактуемого Кориным как событие Страшного суда, была для художника основной целью работы.
В1942 году Корин получает заказ исоздает триптих «Александр Невский», воспевающий мощь инепоколебимость русских воинов. Потомственный палехский иконописец, ученик и близкий друг М. В.
Казалось итальянские впечатления, встречи с великим искусством Возрождения должны были заслонить волновавшие его образы «Уходящей Руси». Я убежала от него и расплакалась», – рассказывала Прасковья Тихоновна. На творческий замысел «Реквиема», безусловно, повлияла живопись М. В.
Во время войны появляются новые темы, образы В 1952 году Корин записывает: «Елоховский патриарший собор Под пение размечтался о картине, о своих былых замыслах Да, я мог бы написать картину возвышенную-торжественную». В 1925 году скончался патриарх Тихон, это произошло весной. Портретный цикл и белый холст были единым целым. Когда выходили из ограды монастыря, были сумерки. Павел Дмитриевич Корин – известный русский художник и иконописец, автор героического триптиха «Александр Невский», выразительных портретов своих современников: полководца Георгия Жукова, скульптора С. Т. А «Уходящая Русь» – понимай как хочешь. Но 8 июня 1936 года умер Максим Горький.
У персонажей «Руси уходящей» этих качеств нет. Одних, власть предержащих, успокаивало слово «уходящая», они видели в картине противопоставление уходящего и вечного. Но огромная разница была в творческом темпераменте этих двух художников. Хитроумный механизм начали делать, но закончить не успели.
Потом пришло решение выбрать местом действия главный кремлёвский собор – Успенский. Тогда же Корин побывал в древнем Новгороде. В 1935 году последовал еще один этюд — портрет протодьякона М. К. Травлю поддержала пресса, художника обвиняли, что он «сделал попов героями-мучениками». В каком-то роде Реквием кажется ответом на ту публикацию. Но он постоянно думает о ней, соотнося свои замыслы с опытом великих мастеров.
Первые из портретов «Реквиема» – «Старик Гервасий Иванович» (1925), «Архиепископ Владимир» (1926), «Митрополит Трифон» (1929) – были, несомненно, написаны с натуры. Она была привезена девочкой в Москву из чувашской деревни Елань-Чишма Белебеевского уезда Уфимской губернии (ныне Ермекеевский район Башкортостана)9, в Марфо-Мариинскую обитель для обучения ремеслу сестры милосердия. Ныне он воспринимается своеобразным камертоном, благодаря которому становится понятна грандиозность замысла, свидетельствующая о Корине как о продолжателе традиции создания «большой» исторической картины, важнейшей для национального искусства, а весь ряд произведений, созданных к «Руси уходящей», читается наиболее значительно. Огромный матрос и скорчившийся у его ног фашист, пикирующий над идущими в атаку моряками «мессершмитт» и палящие из орудий корабли, прокопченные руины домов и огненное зарево вместо неба — все это художественные метафоры, вобравшие в себя всю боль и любовь А. Дейнеки, его ненависть и восхищение.
Что помешало Корину написать этот холст. Слева от амвона зритель видит высокого, гордо откинувшего голову иеромонаха. Многоликая толпа, заполнив собор, готовится к торжественному выходу.
Но началось всё с Горького. Корин решил написать парный портрет отца и сына. Павел Корин родом из Палеха из старинного рода потомственных иконописцев. Изображенная на первом плане фигура Чуракова-старшего – высокого, крепкого сложения старика с бородой микеланджеловского пророка – поражает зрителя необычайной силой. Вот, что занес он в записную книжку 12 апреля 1925 года: «Донской монастырь.
Тихая, скромная, усидчивая, способная – все в ней было гармонично. Какая сила, какая широта и какая серьезность Гений. Художник задумал свою картину как «Реквием» – отходную могучему общественному явлению именуемому православием». Художник получает возможность несколько лет жить и работать спокойно. Особенно же преклонялся Корин перед талантом Шаляпина. Трагические и драматические образы верующих людей православной России сегодня можно увидеть на выставке в Государственной Третьяковской галерее (на Крымском валу).
Начало его осуществления приветствовал М. В. Нестеров – мой друг и наставник. Он страстно верил: "Русь была, есть и будет. Для картины вмастерской приготовили громадный холст (размером 551 на 941 сантиметр, больше ивановского полотна «Явление Христа народу»). Именно тогда и зародилась у молодого художника идея написать большую картину, которой он дал название «Реквием». Назвать картину «Русь уходящая» порекомендовал Павлу Корину Максим Горький после посещения мастерской художника на Арбате в 1931 году.
И писал необыкновенных, сильных духом. Впрочем, речь не об этом. Корин написал 29 отдельных портретов. Корина «Реквием» православные люди в черной скорби и страшном горе стоят в Успенском соборе Московского Кремля и молятся – за святую Русь, за Православную Церковь.
Многие из действующих лиц «Реквиема» служили для Корина примерами нравственного и духовного выбора. В 1901 – 1905 годах Нестеров написал картину «Святая Русь» (хранится в ГРМ) – о встрече богомольцев с Господом Иисусом Христом. В 1908 – 1912 годах по проекту архитектора А. В. Вскоре после смерти Горького к Корину нагрянула комиссия из Комитета по делам искусств. Но с ухудшением здоровья приходится отказаться от всех грандиозных планов. Помни «День гнева».
Признавая бесспорную одаренность П. Корина, его упрекали за уход от действительности, поэтизацию мрачных сторон «наследия прошлого», апологию религиозности и за многое другое. А когда к словам прибавляется пакет пшена или бутылочка масла. Назвав будущую картину «Реквием», мастер определил ее содержание как заупокойную литургию, траурное прощание. Её можно было бы принять за смотрительницу, если б не по-хозяйски решительное: «Я покажу Вам музей». Коненкова, М. С. Признавая бесспорную одаренность П. Корина, его упрекали за уход от действительности, поэтизацию мрачных сторон «наследия прошлого», апологию религиозности и за многое другое.
Да и государство, поворчав немного на Павла Дмитриевича, примирилось с ним и даже наградило Ленинской премией – не за «Уходящую Русь», правда, а за портреты деятелей культуры. Можно было начинать травлю. Они как бы выходят из алтаря навстречу зрителям.
Почти четверть века (хотя и со значительными перерывами) писал Павел Корин окончательный эскиз картины, который и завершил в 1959 году. Шутя, предостерегал: «Если вы не напишете этой картины, я вам с того света буду грозить». Казалось, вместе спатриархом безвозвратно уходила прежняя старая эпоха.
Эта вещь, может быть, лучшая в портретной серии к «Уходящей Руси». Слепота потеря пути, бездорожье, только бессильно вытянутые руки. Может быть потому, что она стала чем-то большим, чем картина.
За этот год сделаны все мозаики и витражи». Безнадежность, Бездорожье. Казалось, что она уходит навсегда. Однако уже в этих этюдах было своеобразное отражение революции, пусть пока и косвенное. Единственным серьезным препятствием стали возраст и резкое ухудшение здоровья художника.
Тогда ему подсказывают идею специального подъёмного устройства, как у кинооператоров. Сарьяна и Кукрыниксов. 8 апреля 1912 года состоялось его освящение. Он отбрасывает всякий намёк на непринуждённость и естественность. Толстого, ученого Н. Ф.
Сталина: «Подготовка Корина к основной картине выражается в сотне эскизов, натурщиками для которых служат махровые изуверы, сохранившиеся в Москве остатки духовенства, аристократических фамилий, купечества и т. д. Он медленно передвигался, выставив вперед чуткие руки.
Богата разнообразными типами и характерами правая часть композиции. Долгое время некоторые искусствоведы (например, Г. Васильев) рассматривали картину П. Корина как «последний парад осужденных историей на небытие». Крылова, Н. А.
Важным этапом становления Корина как художника стала работа над росписями для Марфо-Мариинской обители в Москве в 1908 – 1917 годах. Коринская «Уходящая Русь» оказалась великим полотном. Так или иначе, в печати началась травля Корина. Партийные функционеры стояли на страже принципа социалистического реализма в литературе и искусстве, ревностно следили за тем, чтобы «идейно вредные» и «чуждые народу» произведения никогда не увидели свет.
Но картина оказалась незавершенной не столько по воле самого художника. Япревратился опять вреставратора ипреподавателя рисования. Героический образ воина-полководца святого князя Александра Невского, созданный П. Д.
Вы бросили мне в душу Ваш пламень, Вы виновник того, что я стал художником». К нему было сделано 29 больших по формату портретов (хранятся в ГТГ). Однако уже в этих этюдах было своеобразное отражение революции, пусть пока и косвенное. Это парный портрет скульптора-самоучки СМ. ну год или два проходит, потом все-таки на него набрасываешься. А еще он считался самым выдающимся оратором своего времени (а ведь это и время Кони и Плевако, да и вообще «говорить красно» умела почти вся тогдашняя интеллигенция).
Слова эти не оставляли Корина все время, пока он писал этюды к «Реквиему». В Москве он вёл абсолютно нищенскую жизнь.
Л. Зингер, например, отмечает, что в эскизе есть просто прекрасные персонажи: тот же старик-богатырь из пары «Отец и сын», некоторые женские типы — плоть от плоти тех вечных прообразов, что в свое время породили боярыню Морозову и стрельцов у В. Сурикова, Марфу и Досифея у Мусоргского, отца Сергия у Л. Толстого. Тот день был одним из тех, что остаются в памяти от первой до последней минуты. Когда выходили из ограды монастыря, были сумерки. Долгое время некоторые искусствоведы (например, Г. Васильев) рассматривали картину П. Корина как "последний парад осужденных историей на небытие".
С момента своего создания полотна хранились в доме П. Д. Дальше – больше. Где же, например, Корин. На картине нищий калека, словно корявый, мшистый пень, раскинул непомерно большие руки. Деньги за картины пришлось выплачивать втечение двадцати лет. В 1967 году Корин умер. М. Васнецова иМ.
Леонидова посетив остров Валаам, пишет портрет М. В. Акцентируя внимание общественности и правительства на необходимости религиозного просвещения в контексте достижений мировой и отечественной культуры, Святейший Патриарх Алесий II выразил убеждение, что воспитание юношества на христианских ценностях, усвоение молодыми людьми христианской нравственности позволит им «понимать великих поэтов и писателей, музыкантов и художников прошлого, таких, как Гете, Шекспир, Пушкин, Гоголь, Достоевский, Бах, Моцарт, Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский, Рахманинов, Рафаэль, Микеланджело, Андрей Рублев, Суриков, Васнецов, Нестеров и многие другие деятели литературы и искусства, сформировавшиеся в христианской традиции, взрастившей их таланты». Важно отметить, что содействие Патриарха позволило в восьмидесятых годах значительно увеличить объем деятельности Издательского отдела Московской Патриархии начинался процесс постепенного возврата Церкви монастырей и храмов, первым из которых, благодаря усилиям его Святейшества, в 1983 году был возвращен Свято-Данилов монастырь — «первый монастырь на Москве» (1282).
Слепота. Художник ищет типажи по московским храмам, а люди не хотят идти в мастерскую. Считается, что горьковская поправка помогла и художнику и картине выжить. Приходили и другие художники. На фоне холста Павел Дмитриевич иногда расставлял свои этюды, прикидывая композицию «Руси Уходящей».
Павел Корин так и не приступил к непосредственному написанию картины. После избрания митрополита Алексия на Московский Патриарший Престол (1990) его главной задачей стало восстановление церковно-государственных отношений в духе позитивного сотрудничества и равноправия благодаря усилиям Святейшего 30 мая 1991 года Русская Православная Церковь обрела право юридического лица. Обращаясь к проблеме духовных истоков искусства 1960-х годов, А. И. На переднем плане уже называвшиеся выше три женские фигуры.
Наши попытки доказать ему ложность взятой им темы пока не имели успеха. Холмогорова, а потом еще и другие. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Родился в1892 году вселе Палех.
Герои сомкнулись стеной, словно защищая алтарь от кого-то. Прошел старичок схимник. Ещё в 1936 году Корин был вынужден продать свои этюды «Всекохудожнику» – всероссийскому кооперативному союзу, рассчитывая, что до окончания большой картины они останутся у него.
Он и увидел, как эта Русь, убогая в повседневной жизни, в эти последние – трагические для нее и одновременно звездные мгновения – проявила всю силу своего характера. Одновременно с работой над «Реквиемом» Кориным пишутся и портреты его современников: скорбя по «Руси уходящей», художник не терял живой связи с настоящим, со своим временем, устремленным вперед. Уже – «мог бы».
«Внем символически выражен тот нравственный тупик, вкотором оказалась Церковь. Вте годы он держал дома мешок свещами на случай ареста. Павел Дмитриевич Корин, народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР, лауреат Ленинской премии, автор широко известных послевоенных произведений, таких как триптих «Александр Невский», «Портрет маршала Г. К. Первым зрителем и судьёй этюдов к «Реквиему» стал, конечно, Михаил Васильевич Нестеров, чьё мнение было для Корина самым веским. Партийные функционеры стояли на страже принципа социалистического реализма в литературе и искусстве, ревностно следили за тем, чтобы "идейно вредные" и "чуждые народу" произведения никогда не увидели свет.
Между нами и героями нет воображаемой стены – при этом место действия становится условным. Позднее Корин работает еще над одним эскизом, ныне утраченным (его описание сохранилось в воспоминаниях у Степана Чуракова12): художник переносит действие в Россию, где его герои шествуют на фоне заснеженных гор. Обращение к новым героям (портреты замечательных деятелей советской культуры) заметно притормозило работу над задуманной картиной, но не остановило ее.
Его кисти принадлежат ставшие классическими изображения художников С. Т. «Реквием» в этюдах постепенно вырастал до символического «реквиема» уходящему старому миру. За свою плодотворную и многогранную духовную и социально-культурную деятельность Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II был награжден правительством орденами Трудового Красного Знамени, Почета, двумя орденами Дружбы народов, орденами «За заслуги перед Отечеством» I и II степеней, орденом Святого апостола Андрея Первозванного, орденом «Слава России», орденом Петра Первого Великого, золотым крестом «За служение обществу» отмечен многими церковными, в том числе международными наградами.
Знаковыми для советского искусства воспринимаются монументальные работы Корина – мозаики станций метро «Комсомольская» и «Смоленская», витражи станции «Новослободская». Время-то голодное. Видимо именно тогда к нему и пришла идея картины Русь уходящая. Этюд «Слепой» написан в1931 году.
Между учителем и ученицей не сразу, но возникли нежные отношения. почти неразрешимой. Героини картины «Воспоминания.
Но, пожалуй, самое сильное влияние на Корина имел его учитель Нестеров. С тех пор Павел Дмитриевич считал Михаила Васильевича своим учителем. Тихон».
Степанова при Донском монастыре, где охотно брали палехцев. Само название «Реквием» свидетельствует о музыкальном восприятии художником своего творения. Соколова – и объединить их во всемирно известном художнике, художнике мощной политической сатиры «Кукрыниксы». Павел Корин не был диссидентом: ему доводилось делать плакаты «Окна РОСТА», оформлять сцену Большого театра к первой годовщине Октября, рисовать портрет Ягоды. Общая идея, которая объединяет их все – гибель многовековой духовной традиции Руси. Воспоминания о художнике».
Два полотна отреставрированы благодаря финансовой поддержке ОАО «ТВЭЛ». Нет идеология тут ни при чём. Коненкова, пианиста К. Н. Садовничим, первого учредительного съезда Союза православной молодежи. Существенной стороной социокультурной миссии Владыки Пимена уже в качестве Патриарха Московского и всея Руси (1971) стало продолжение того направления, которое активно развивал Алексий I, а именно укрепление отношений между Православными Церквями разных стран.
Кэтому времени Корин работает над эскизами «Уходящей Руси». «Ваши герои имеют осанку», – говорили художнику высокопоставленные гости его мастерской. Постепенно складывался внутренний строй картины.
За это получил запрет жить в Московской области и переселился под Тверь. У Корина хватило душевной зоркости, чтобы это понять и мужества, чтобы отказаться от создания полотна». Но главным делом его жизни стала работа над картиной «Реквием». Ведь сколько лет он стоял.
Помню, она даже лицо ладонями закрыла. Нестерову о работе над эскизом: «Я здесь целый месяц на бумаге устраиваю смотры и вожу во главе с Михаилом Кузьмичом своих хромых, слепых и убогих стариков по кремлевским соборам и по площадям, наконец привел их внутрь Успенского собора, где они на фоне величественной архитектуры выстроились в боевом торжественном порядке» 13. В1952 году стал лауреатом Сталинской премии второй степени за мозаичные панно для станции метро «Комсомольская» Кольцевой линии, ав 1963 году— лауреатом Ленинской премии. Выставочных залов – множество. Они представлены почти в полный рост.
Замысел картины «Русь уходящая» возник у Павла Корина в 25-м году после смерти патриарха Тихона. Мрачно, безнадежно». В доме-мастерской перед этим «большим» холстом Корин выстраивал свои портреты, устанавливая их низко на мольбертах. Партийные функционеры стояли на страже принципа социалистического реализма в литературе и искусстве, ревностно следили за тем, чтобы «идейно вредные» и «чуждые народу» произведения никогда не увидели свет. Был одним из лидеров обновленческого церковного раскола.
Сам П. Корин в последние годы страстно хотел завершить свою картину. Работу над картиной художник начал в конце февраля 1942 года, а закончил ее к выставке «Великая Отечественная война», которая открылась осенью того же года. Корин был известен современникам в первую очередь как мастер портрета. Навсегда. Внешне фигура юноши напоминает фигуру отца. Одновременно они с братом подрядились работать в артель «богомазов» К. П. Чуракова и его сына, впоследствии известного художника-реставратора. Корин обратился к Нестерову, тот в свою очередь свел его с митрополитом Трифоном (Туркестановым).
Чуракова и его сына, впоследствии известного художника-реставратора. Через несколько лет П. Корин написал этюд "Трое". Среди персонажей коринского «Реквиема» советские искусствоведы особо выделяли образ слепого. Позже, став светским живописцем, мучительно преодолевал традиции иконописи всвоих работах— «обдирая кожу, вылезал яиз иконописца». Кориным, по силе воздействия на зрителя не имеет себе равных. Образы, подобные ликам святых Новгорода, украсят усыпальницу в Марфо-Мариинской обители.
Народ стоял с зажженными свечами. Нестерова позже, в 1940-е годы, он создает портреты скульптора С. Т. Патр. Неужели на западную стену храма.
Нестерова. Нестеров в письме 23 марта 1911 года. Не осталось без попечения Святейшего Патриарха высшее богословское образование: в 1992 – начале 1993 года были открыты Свято-Тихоновский богословский институт (ныне — Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет) и Российский Православный университет — учебные заведения нового для современной России типа, целью которых является подготовка не столько священнослужителей, сколько высококвалифицированных специалистов гуманитарного профиля с глубоким профессиональным знанием богословских дисциплин. Нет, все стоят спиной к алтарю. Запись 1935 года: «Реквием» Берлиоза.
И, может быть, был он так близок художнику, что самого себя Корин ощущал в творчестве «басом». Реквием», по-разному рассказали об этом. Прислушивался к разговорам, смотрел, делал в записной книжке зарисовки. «Я превратился опять в реставратора и преподавателя рисования.
В настоящее время «Реквием», попадая в сферу актуальных событий современного искусства, вызывает острые дискуссии, не оставляя равнодушных в профессиональной среде и в самой широкой зрительской аудитории. Но в это время село посетила Великая Княгиня Елизавета Федоровна. Однако эти варианты не удовлетворили мастера и впоследствии он от них отказывается.
Загрунтованный холст (551. Действительно, это один из самых сильных образов задуманной картины. На переднем плане уже называвшиеся выше три женские фигуры. У персонажей «Руси уходящей» этих качеств нет. Эта особенность произведения А. Дейнеки продиктована его поэтикой, сдвиг пространственных планов, резкое выделение главных героев и второстепенных — все укрупнено и подчинено логике монументального обобщения.
В 1919 году Павел Дмитриевич отважился сделать предложение Паше. Эскизы к «Руси уходящей» художник писал в общей сложности с 1935 года по 1959 годы. Несомненно, происходящее на картине было также «особым событием».
В этом же году состоялось празднование 400-летия установления в России Патриаршества, в честь которого Первоиерарху удалось посетить Успенский собор, где были совершены панихида над гробницей Всероссийских Патриархов и молебен Новопрославленным святым: Патриархам Московским и всея Руси святителям Иову и Тихону. Реквием – это скорбь, это дань, приносимая благодарной памятью. Корин вписывается всоветское искусство, получает признание. По его замыслу, это должно было быть эпическое полотно – 40 квадратных метров, почти столько же, сколько и «Явление Христа народу» Александра Иванова.
В этот период и родился у художника грандиозный замысел увековечить «уходящую Русь» на полотне – его «Реквием». Вот один из многочисленных эскизов. «На Рождество Великая Княгиня всегда заказывала ёлку под потолок. Может быть, действительно, простота образов «Обороны Севастополя» граничит с плакатной публицистикой и многое в картине кажется излишне прямолинейным. Художник задумал свою картину как «Реквием» — отходную могучему общественному явлению именуемому православием».
У Корина таким главным полотном стала воображаемая картина – задуманный «Реквием» или «Русь уходящая», так и не был никогда написан, несмотря на то что Павел Дмитриевич несколько десятилетий работал над композицией картины, написал цикл портретов, сделал этюды интерьеров Успенского собора Московского кремля. С остальными труднее. С полотна на нас спокойно смотрит человек, ставший для многих символом мощи русской армии. Но все равно проблема: «модели» не привыкли к позированию, они быстро «гаснут» – исчезает та одухотворенность, которую и пытается передать Корин. А дальше – тишина. Из подробностей этого визита известна одна: Корин в разговоре назвал Герасимова «царём халтуры».
Нестерова. Корин). Мне 45 лет». Какое величие. Это действует.
Жилинский, входивший в круг близких друзей и соратников В. А. В центре картины П. Корин расположил высшее духовенство. Безмолвно, день и ночь, шла вся православная Русь. На самоубийцу Корин похож не был. Жена— Прасковья Тихоновна, урождённая Петрова (1900—1992). Художник записал в своей клеенчатой книжке: «Удары колокола. В 1925 году в своей московской резиденции (тогда это был Донской монастырь) умер патриарх Тихон.
(Заметим, что серовская «Девочка с персиками» – воплощение естественности – семьдесят сеансов, а портрет Ермоловой – около трехсот. ) Корин успевает написать с натуры лишь лицо, фигуру пишет с манекена, отсюда и некоторая непропорциональность. Нестерова, Кукрыниксов, выполненные в 1940 – 1960-е годы. Оплакивая их, себя оплакивал. Ни смирения, ни надежды нет в его лице.
Павел Корин сделал тогда для памяти несколько карандашных набросков. Как воочию увидел Павел Корин историческую Русь XVI-XVII веков на улицах Москвы XX века. Вначале 1950-х Павел Корин много работал вмонументальной живописи, создав ряд витражей имозаик для Москвы, вчастности, витражи на станции «Новослободская» имозаичные плафоны для станции московского метро «Комсомольская» Кольцевой линии. Среди всей этой «христовой братии» Корин искал образ, нужный для картины.
У него, как иу остальных героев картины, есть внутренняя осанка. Лучше всех это доказал сам Корин в своих этюдах. – «Видела. », – обрадовавшись моему любопытству, откликнулась Прасковья Тихоновна. Купреянова, П. Н.
Мастерская живописца превратилась в место паломничества художников, литераторов, артистов, дипломатов сохранились воспоминания о посещении ее наркомами, священнослужителями. Ломоносова В. А. Гигантский чистый холст, натянутый на подрамник и поныне стоит в доме-музее. Этот пафос и стон должен быть в моей картине, гром трубы и медные басы. «Этот собор предназначался для особых событий и торжеств», – объяснял свой выбор Корин. В центре картины П. Корин расположил высшее духовенство.
У меня есть книга, которую всегда нахожу на полке «с закрытыми глазами». Двенадцать дней над Донским, над Москвой звенели колокола. Крылова, Н. А. Место его захоронения неизвестно.
Сам автор питал непонятное пристрастие к иностранному слову «Реквием» и поздний эскиз картины озаглавил именно так. Человек физически искалеченный, он не сдается. Скорее «Слепой»— образ потерянности простых русских людей, отрекавшихся от ориентиров, на которые веками указывала Церковь. Когда появились еще первые этюды к «Реквиему», многие встретили их просто в штыки. Обращение героя в зал с монологом – довольно искусственный театральный приём. Он в восторге: «У вас настоящее искусство, кондовое».
Тогда – «козырь»: «У меня сам Трифон стоял. К 1936 году большинство этюдов ккартине было готово. Одним из самых ранних (некоторые исследователи считают его и самым лучшим) был этюд «Отец и сын».
Один из высоких посетителей мастерской Корина заметил: «Ваши герои имеют осанку ту, которая была свойственна людям эпохи Возрождения, ваши имитрополит имонахи инищие ислепые— все проходят под фанфары». Либо это епископ Антонин (Александр Андреевич Грановский), богослов исследователь и знаток древних языков, ученый и переводчик раннехристианских текстов. Исторический сюжет утратил свою конкретность и обрёл предельную силу обобщения. Помню слова: «Сердца на копья поднимем». С высокого входа собора видно было: вдали по ограде монастыря несли гроб, шло духовенство. Прасковье Тихоновне тогда было 94 года.
Входящие в него работы выстраиваются в единое и мощное полифоническое полотно. Здесь под впечатлением от впервые увиденных композиций «Страшного суда» Микеланджело и Синьорелли художник делает множество карандашных набросков для картины, а свою идею «исхода» он пишет на фоне итальянских пейзажей. «Что со мной было. Центральной в творчестве Павла Корина, по мнению самого художника, должна была стать картина «Реквием» («Русь уходящая»).
Но возникли проблемы практические: позирование. Корин притащил его вмастерскую иписал три дня. Идея «Реквиема» и процесс работы над ним были беспрецедентны в советском искусстве. В 1921 году был запрещен в священнослужении за самовольные изменения в литургии. Корин объяснял: «Я не могу писать простых людей. В 1943 году следствие развалилось и всех привлеченных по этому делу освободили.
Его неоднократно арестовывали, последний раз в1922 году приговорили кдесяти годам тюрьмы. Не считая себя портретистом, П. Корин задумал создать многофигурную композицию с ярко выраженной сюжетной основой: «Церковь выходит на последний парад». Активно сотрудничал с советской властью, выступал за низложение и арест Патриарха Тихона. Герои соединены не столь реальным, сколь духовным пространством: в Корине сказался иконописец, которого он, по его собственным словам, «выдавливал из себя двадцать пять лет». Думаю, что большая картина была уже не нужна: каждый портрет.
Лучше всех это доказал сам Корин в своих этюдах. Странным образом сам пустой холст и все масляные эскизы (которые абсолютно не кажутся незавершёнными или какими-то побочными художественными продуктами, напротив, выглядят как самостоятельные произведения) вместе с залом превращаются в самостоятельный арт-объект. «Реквием» в этюдах постепенно вырастал до символического «реквиема» уходящему старому миру. Именно Михаил и стал на долгие годы другом и наставником Павла Корина. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (в миру Алексей Михайлович Ридигер, 1929–2008) родился в Таллине в семье священника и с юности определил свой жизненный путь как служение Русской Православной Церкви.
«В 1956 году я задумал написать портрет моих друзей, прекрасных художников – М. В. Хотели Корина. Они пели какой-то старинный стих, каким-то странным старинным напевом. Так как картина рассказала и о другом. Помню слова: «Сердца на копья поднимем».
Огромный белый холст и поставленные рядом с ним портреты, часть из которых выполнена мастером «в полторы натуры», производили на избранных посетителей и гостей дома на Пироговке неизгладимое впечатление. Ей тогда исполнилось 16 лет, а ему 24. В их образах, созданных для «Реквиема», была запечатлена та историческая драма, свидетелем которой Корин стал в 1920-1940-х годах.
Михаил Васильевич Нестеров мне говорил: «Если Вы не напишите этой картины, я Вам с того света буду грозить». Народа было великое множество. На похоронах были сотни тысяч людей. В 1931 году по приглашению А. М. Длинная черная ряса с накидкой облекает эту мрачную фигуру. В них самих уже все было сказано, композиционная расстановка не прибавляла ничего» 9.
Идея написать на одном неимоверном холсте картину-реквием родилась именно тогда. Вдовы» (1966-1968) – первого шедевра зрелого Попкова – непроизвольно перекликались с коринскими персонажами. Сам он вспоминал впоследствии: «Моя картина и я в работе слились воедино. Являясь преемником церковного и социального служения Святейших Патриархов Московских Тихона, Сергия и Алексия I, Святейший Патриарх Пимен начал путь тех преобразований, которые осуществил и умножил в предстоящую эпоху глубоких историко-культурных перемен Первоиерарх Русской Православной Церкви Алексий II (1990–2008).
Александр Невский В 1942 году Павел Корин создает центральную часть своего знаменитого триптиха «Александр Невский» (хранится в ГТГ). Художник согласился. Мальчишка концы каждого стиха подвывал диким альтом. Так «Реквием» превратился в значимое явление неофициальной художественной жизни Москвы. – «Мне он казался таким красивым, таким взрослым, я была недостойна его, он художник (. ), а я никто», – говорила она, как будто вновь переживая те чувства, что нахлынули на нее в момент признания.
Особенно интересно, что свой «Реквием» он соотносил с «Реквиемом» Берлиоза. Корина на Малой Пироговской улице. Этот почерк должен быть». Так искусствовед М. А. Нет – прямо на нас. Постепенно слава этюдов росла. Правда, она значительно меньше и тоньше, но и здесь та же глубоко сосредоточенная поза с опущенной головой и сомкнутыми руками.
На обложке – фрагмент из письма «Дорогая Пашенька, . ». На пороге – крошечная сухонькая, седовласая женщина приветливо пригласила войти. Игумнова к 1950-м годам относятся портреты художников М. С. Мне 45 лет».
Было это в 1911 году. Жизнь в искусстве, творческий потенциал личности – одна из главных тем, волновавших П. Д. Мягкий переплет, напоминающий холстину. 24 июня 1945 года маршал Жуков принимал парад Победы на Красной площади в Москве. Народа великое множество. Под него было отведено место разрушенного храма Христа Спасителя.
Будто бы сама Русь уходящая никогда и не должна была быть начата. Горький присылает дрова, время от времени вносит плату. Богата разнообразными типами и характерами правая часть композиции.
Художник долго не мог приступить к работе над собственно полотном «Реквием», а потом всё никак не мог окончательно завершить картину, так сильны были ощущения трагической силы обрушившегося на всех горя и вселенской скорби. И было несладко. – Работаю яростно, на Страстную надеюсь закончить». «Александр Невский», «Дмитрий Донской», «Минин и Пожарский», «Александр Суворов», «Михаил Кутузов», «Вручение гвардейского знамени на Красной площади» и настенное мозаичное панно «Орден Победы» на станции метро «Комсомольская кольцевая». Портрет Успенского (младшего) был написан в1931 году. Отпевание патриарха Тихона.
Только после этого появляются карандашные эскизы, близкие темперному эскизу (1935-1959), ставшему последним. Но картина оказалась незавершенной не столько по воле самого художника. Под эскизом «Реквиема» мы видим даты: 1935–1959. Кто-то выбрал вышивание, кто-то пение, кто-то кулинарию.
Грязный, спарализованными ногами, спутанные волосы кишели вшами. О том же говорил и Степан Чураков, реставратор, ученик Корина, запечатленный мастером на двойном портрете к «Реквиему» «Отец и сын» : «. подрамник был сделан особый, по расчетам Евгения Васильевича Кудрявцева, заведующего реставрационной мастерской Третьяковской галереи» 6. «Нас называли Павел и Паша», – начала свой рассказ Прасковья Тихоновна, как-то незаметно перейдя от официального тона к доверительному. У Степана был отец скульптор-самоучка, необычайной стати человек.
Теперь можно с уверенностью утверждать, что именно работа над «Реквиемом» стала той творческой лабораторией художника, где он создавал пластические и содержательные методы и приемы, во многом определившие художественные новации в искусстве молодых художников-шестидесятников. А на одном из рисунков подписал: «Встретились два схимника, как будто бы вышли из земли Из-под нависшей седой брови смотрит глаз, одичало смотрит». Незадолго до смерти Горького этюды «Руси» были куплены уКорина «Всекохудожником»— Всероссийским союзом кооперативных товариществ работников изобразительного искусства. Вот он.
Длинная черная ряса с накидкой облекает эту мрачную фигуру. Беспомощный слепой во мраке протягивает руки впустоту. Корина, позволили глубже понять и оценить замысел мастера. Он стоит на пороге смерти, бессильно сжимая посох, утративший символ власти. Коринский талант гораздо жёстче, суровее, мужественнее.
Над полотном-эпопеей художник работал тридцать лет и три года – до 1959 года. Похороны патриарха собрали их на последнее шествие, на последний акт трагедии. Итак, митрополит Трифон Нестерову не отказал, согласился на 4 сеанса по 2 часа.
В результате проведенных работ на многих полотнах открылись не читавшиеся ранее детали, вернулась глубина и прозрачность колористической гаммы. Робко, но с надеждой позвонила в дверь и мне открыли. Митрополит дал согласие позировать.
И так он и работает: за 20-30 минут надо запечатлеть главное. Скончался в1967 году. «А было это так», – начала свой рассказ Прасковья Тихоновна.
Но и в этот час бесславия митрополит Трифон не отступит от своей веры. Они не могли принять новой морали «красных антихристов». Еще в 1936 году от одного из них, А. Ангарова, поступило письмо на имя И. В. Вот как надо писать вещи: властно, трагично, возвышенно и торжественно».
После окончания Великой Отечественной войны Корин руководил реставрацией полотен Дрезденской галереи, во Владимирском соборе Киева реставрировал фрески илично восстанавливал росписьВ. Отсюда, вероятно и острота некоторых образов, доходящая в отдельных портретах цикла до гротеска. В адрес художника не раз раздавались упреки в схематизме образов, в чрезмерной «жесткости» пластических форм. Так и вышло. Это богослужение. Хотя, может быть, напрасно.
Он далеко не всеяден и его внимание привлекает лишь созвучное собственному творчеству: «Увертюра к «1812 год» Чайковского Как трагично, как торжественно. На свалку, в огонь. Но мы не видим ни у кого в руках хоругвей и икон. Тени. »— писал окоринских героях С. Разгонов в1982 году. Корина. Вот так бы написать картину». Через месяц Павел Дмитриевич отправился в путешествие вместе с Горьким.
Когда появились еще первые этюды к «Реквиему», многие встретили их просто в штыки. По поводу «Реквиема» Павел Корин писал в письме к С. В. Работы для художников-иконописцев в годы гонения на Русскую Православную Церковь не было. Но не пойти было невозможно, а с экскурсоводом сговорились неожиданно легко и быстро.
В своей книге «Русь уходящая» митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев) вспомнил эпизод, как на персональной выставке Павла Корина в Москве в Академии художеств СССР в январе 1963 года, где доминирующими были эскизы к будущей, но так не состоявшейся картине «Русь уходящая», присутствовал Патриарх Московский Алексий I. Поскольку Патриарх и сопровождавшие его были в рясах, то студенты, глядя на них, шептались: «Смотри-смотри, «Русь уходящая» уходит». Возможно итак. По всем дорогам к Москве, к стенам Донского монастыря, потекли потоки людские.
У персонажей «Руси уходящей» этих качеств нет. Стоя под сводами Миланского собора, художник мысленно выстраивает своих героев, ведь они будут написаны в еще более тесном пространстве Успенского собора. Между тем никакого впечатления обреченности, судя по эскизам, он не создает. Он выплачивает эту сумму в течение двадцати лет «Продажа этюдов стала терзанием и ужасом моей жизни», – писал художник. Но в Москве начала ХХ века его называли еще и «кухаркиным архиереем», так как он служил литургии для слуг, т. е. начинавшиеся в 3-4 утра, чтобы челядь успевала вернуться к моменту пробуждения хозяев.
Горьким и стало для Корина своеобразной «охранной грамотой». Конечно, действо подобного рода не могло не привлекать представителей интеллигенции. Единство в свидетельстве и служении великой православной вселенской семье — вот та святая задача, которой мы себя посвящаем». Через несколько лет П. Корин написал этюд «Трое».
Смотрел в тебя так пристально, что иной раз не по себе становилось. Был вечер перед сумерками, тихий, ясный. Тем более ненатурален подобный приём в живописи. Ждали мы недолго: появился экскурсовод в сопровождении нескольких человек. В стороне — слепой и с ним мальчишка лет тринадцати.
Но всё-таки это было почти такой же условностью, как и снежные горы: собор с 1918 года не действовал. Еще в 1936 году от одного из них, А. Ангарова, поступило письмо на имя И. В. В центре картины П. Корин расположил высшее духовенство. Можно проститься с ней печально, можно рукой махнуть – уходит, мол, туда ей и дорога. Наступило время блоковских красноармейцев сих исторической миссией: «Пальнем-ка пулей всвятую Русь»— время массового мученичества за веру.
Увиденное зрелище потрясло художника. И внутри всех есть какое-то количество посетителей. Жуков статен, величав и красив. Перед зрителем предстает одна из главенствующих церковных особ, может быть, в прошлом — настоятельница какого-нибудь монастыря. Но в 1936 году, со смертью Горького, всё меняется. Художник Нестеров с помощником Кориным совместно расписали главный купол собора фреской «Отец Савоаф с Младенцем Иисусом Христом» (эскиз в ГТГ) и далее один Павел Корин оформил подкупольное пространство храма, своды окон и дверей.
Увидите – встанете». П. Д.
Около ограды стояли ряды нищих. Когда все пройдет, то самое хорошее и главное – оно все останется». Чтобы поместилась «Уходящая Русь», мастерская нужна большая – соответственно и плата внушительная.
Он посетит Ярославль, Ростов Великий, Владимир. В конце 1930-х годов П. Корин перестал писать этюды к своей картине, объясняя это чисто внешними фактами – нападками недоброжелателей и т. д. Благодаря им мастер получил официальное признание. Но Корина это не смущает. На что один из сопровождавших Патриарха, повернувшись, сказал: «А мы еще вернёмся». монаха или нищего стал обобщенным образом той России, которая ушла.
Она по-особому дорога мне. Но картина оказалась незавершенной не столько по воле самого художника.
Человек глубокой сосредоточенности, сдержанности и цельности, Владыка проявил научно-исследовательский талант ученого-богослова, являясь автором ряда трудов по истории Церкви: за трехтомный труд «Очерки по истории Православия в Эстонии» он был удостоен высшей ученой степени в Русской Церкви — звания доктора богословия (1984). Обобщая вышесказанное, можно заключить, что из среды русского духовенства ХIХ-начала ХХ столетия выдвигались авторитетные духовные лидеры, которые становились в авангарде научно-просветительской деятельности, церковного строительства, социально-культурного служения, направленного на нравственное оздоровление общества, что, по словам Патриарх Алексия II, способствовало «возрождению и укреплению России» ибо «Церковь всегда помогала государству и благодаря её духовной поддержке возвышалась Русская земля». Корина – полотну «Реквием».
Надо такую силу и такую широту в живописи». Корин делает портреты сильных и талантливых людей: писателя А. Н. Находим объяснение: «Начало крестного хода перед торжественным выходом из храма».
Корин – страстный любитель музыки и свои посещения консерватории он всегда отмечает в дневнике наряду с самыми важными событиями в жизни: «Сегодня слушал симфонический концерт из произведений Вагнера». Последний этюд датирован 37-м годом. Нестеров решал подобную задачу в масштабной картине «На Руси» и, конечно же, ему не терпелось увидеть творение ученика. Соколова (Кукрыниксов), пианиста К. Н.