Сандро Боттичелли Весна
Закончив работу над «Весной», Сандро Боттичелли вынужден был уехать в Рим, куда был призван папой Сикстом IV для росписи стен новой папской капеллы, ныне известной как Сикстинская. «весна» (Primavera) – одна из самых известных картин эпохи Возрождения и одна из самых знаменитых работ великого итальянского художника Сандро Боттичелли (1445-1510).
Согласно Вазари, в 1550 году картина Сандро Боттичелли «Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение. На самом деле это несколько противоречит истине.
Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную. Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер. Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость. Как выяснилось в 1975 году из обнаруженной описи 1498 года, картина находилась в спальных покоях Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, которого после смерти отца взял под своё покровительство его дядя Лоренцо Великолепный.
- «Весна» Сандро Боттичелли: скрытый смысл шедевра эпохи Возрождения
- Описание картины «Весна (Примавера)»
- Картина Весна, Сандро Боттичелли
- История одного шедевра: «Весна» Боттичелли
Третья справа фигура – это уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами.
Венера, уже изображалась на картине этого же художника «Рождение Венеры». В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Красота Симонетты приносила большие проценты, чем ее громадное приданое.
- Описание картины Сандро Боттичелли «Весна»
- Сандро Боттичелли: Весна – красота искусства в его смысле
- «Весна» Боттичелли — свадебный подарок
- История картины Боттичелли «Весна»
- Весна картина Сандро Боттичелли
- Картина Боттичелли «Весна» – одно из самых удивительных произведений живописи
- Сандро Боттичелли Весна Описание Картины
- ЗСандро Боттичелли Весна Описание Картины
Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы. В Весне Боттичели создал живую сцену, основанную на нескольких литературных и исторических источниках, включая «Фасты» Овидияи «О природе вещей» Лукреция. И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза). В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического.
Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева). Собрал вокруг поэтов, музыкантов, художников, философов.
Что касается Меркурия, то он, кроме всего, считалсябогом ветра и в этом качестве назывался Зефиром. Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году. Все сочиняют, рисуют, философствуют.
Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. Именно в этом саду разворачивается действие великого полотна Боттичелли. В 1815 году он попал в коллекцию знаменитой галереи Уффици. Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол.
Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация). Она стала богиней в пышном одеянии. обе выполнены с грацией и выразительностью».
Пусть лучше она тоже станет вампиром, зато не умрет, ведь вампиры живут лет по триста. Месяц считался концом весны и началом лета. Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель. Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе. Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи.
Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов. Сегодня «Весна», наряду с другим шедевром Боттичелли – «Рождение Венеры», является одной из жемчужин галереи.
- Самое интересное в виде мозаики
- Другие картины Сандро Боттичелли
- Словари и энциклопедии на Академике
- Список флорентиек, возлюбленных братьев Медичи, предположительно изображенных в картине
- Описание картины Сандро Ботичелли «Весна»
- Список флорентиек, возлюбленных братьев Медичи, предположительно изображенных на картине
- Сандро Боттичелли, «Весна» и «Рождение Венеры»
В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника. Движение в картине устремлено справа – налево. Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы. А уж если эта упрямица вобьет что в голову – никто не переубедит.
Лувр. Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой.
- Обо всем, что нравится женщинам
- «Это диалектика любви, воплощенная в движении»
- «Гимн живому человеческому влечению»
- Классический дизайн интерьера с мебелью
- Игрушки для детей дошкольного и школьного возраста
Именно так было принято делать на свадьбах. При виде Симонетты этот молчун вздыхает и рассыпается комплиментами. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Он назван так в честь матери Меркурия — Майи.
Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году. Зефиром. У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой. Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору.
Ритм линии есть то, чем велик Боттичелли, в чем он ни с кем не сравним. Поговаривали, что он тоже превратился в вампира. Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли.
С этого времени и начала расти ее всемирная известность. Некоторые позы и фигуры были позаимствованымастером из греческой скульптуры. Меркурий (слева) нарциссически красив. Флоренция. В «Весне» Боттичелли демонстрирует умение создавать различные по характеру линии.
Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1.
Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис. Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля. Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл.
Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти. Неудивительно, что есть множество трактовок картины. Это – гимн и природе и человечеству. Марина Хайкина искусствовед: «Картина создана по законам не драматургическим, а музыкально-ритмическим. На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора.
Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Боттичелли постарался на совесть изображая многообразие цветов, пытаясь передать всё величие прихода весны. Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны. Только взгляд его метнулся по церкви и ударил прямо в глаза Лоренцо.
Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. Раскинув руки, он шагнул на заговорщиков. Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу. Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо. Андрей Россохин, психоаналитик: «На картине только двое мужчин их образы принципиально различны.
О том, как весной расцветает природа. Но это не единственное повторение в картине. Он стал бояться солнечного света, перестал встречаться с друзьями. Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер».
Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору. Уходящий безвозвратно. В этой прекрасной юности, в лёгком платье, в нежных распустившихся цветах, в робкой улыбке, в падающих глазах – скоротечность.
Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры). Но давайте попробуем. Тёмные деревья, плотный ритм их прямых стволов, мягкое свечение оранжевых плодов, контраст тёмного фона и светлых силуэтов, мертвенно-холодный цвет Зефира, вероятно, всё это вместе и создают это щемящее чувство. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы. Медичи даже забросили государственные дела. Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов. Якобы, узнав о болезни возлюбленной, Джулиано послал за неким Домеником Салкедо.
Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце. От его полета согнулись стволы деревьев. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. Она показана простой, тихой и скромной. Овидий рассказал о происхождении богини весны и цветов Флоры. Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу.
По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Будто хотел этим плавным жестом унять их злобу. Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду.
Долгое время «Весна» хранилась в доме Пьерфранческо. Вся эта компания любителей искусств называет себя «странниками в садах Медичи» и свои творения посвящает Симонетте, величая ее Прекрасной Дамой. Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево. Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера. Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах. Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола. Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду. Цепко схватил он бегущую влево нимфу.
Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество. Исследователи предложили несколько толкований. «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. Учитывая то обстоятельство, что в 19 июля 1482 года дядя женил по политическим соображениям 17-летнего Лоренцо ди Пьерфранческо на Семирамиде, представительнице знатной фамилии Аппиани исследователи полагают, что картина была заказана Лоренцо Великолепным Боттичелли в качестве свадебного подарка племяннику.
Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость). В таком случае Боттичелли знал, где будет висеть картина и то, что она будет располагаться на высоте двух метров от пола. Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера. Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка. «Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину.
Философские версии связаны с неоплатонизмом. В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги. Именно Флора изображена между супругами и Венерой. Всё изменила вечная весна. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями.
Часто молился – просил Бога забрать его к Симонетте. Картина висела над софой, называемой летуччо. Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. В своем полотне художник зашифровал философию неоплатоников идеи которых активно поддерживал. Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия).
Больше всех драгоценностей ей оказались дороги надушенные бумажки со стихами. Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать. Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи. И не казнить их надо было, а вознаградить.
Боттичелли воплотил диалектику через композицию. Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. В центре картины Боттичелли помещает богиню садов и любви Венеру изображение которой, согласно принятой тогда иконографии, скорее напоминает Мадонну. Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками. Но эту дурочку не поймешь.
И вдруг осознаёшь – увядание. Очень многие склоняются к религиозному значению, полагая, что символика жестов и поз принадлежит Мадонне, которую угадывают в чертах Венеры. Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы.
Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas). Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства. В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще.
Стал необщителен и молчалив. И тот понял – Джулиано шагнул к смерти сознательно. Они даже устраивают рыцарские турниры в ее честь.
Так рождается стильная линия и вскоре Флоренция становится центром линеарной культуры. Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму. В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май. Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание. Джулиано, с которым художника связывала дружба, был злодейски убит ровно через два года после смерти Симонетты.
Каково же содержание картины. К тому же оба брата буквально завалили Симонетту дорогими подарками. И, конечно, это породило особое искусство. В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью.
Но инвентарь от 1499 года, найденный лишь в 1975, перечисляя собственность Лоренцо ди Пьерфранческо и его брата Джованни, констатирует, что в 15 веке Primavera была выставлена в городском дворце Флоренции. Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. Кажется, что движения и жесты в картине забыты в тот же миг теми, кто их совершает или теми, к кому они обращены.
Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен. Она не просто богиня любви и красоты. Синьор этот служил в тайной должности при дворе Медичи: он был ловцом вампиров. Жест заботливый, опекающий.
В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада. Не прошло и нескольких месяцев, как жизнь семейства Марко Веспуччи разительно изменилась. Философские версии связаны с неоплатонизмом. «Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи.
В 1537 она была перевезена в Кастелло. В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание. Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций.
Джулиано увидел опасность первым. Что уж говорить о младшем Джулиано, влюбленном по уши. Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой.
Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо. Но, это неединственноеповторение в картине. Даже серьезный не по годам Лоренцо начал рифмовать строчки. Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще.
Салкедо доставил во дворец отловленного где-то вампира. Сколь приятна для любования. Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца. Все три фигуры символизируют первый месяц весны ибо первое дуновение Зефира считалось ее началом.
Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты. И как поэтично показано превращение.
А с правого края художник изобразил и себя. Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»).
Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. И это привело к трагедии.
Так как все влюблены. Будто бы красавица Симонетта умерла вовсе не от чахотки. Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии.
В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление. Движение в картине устремлено справа налево. А май считался не только концом весны, но и началом лета.
Некогда юная красавица была не богиней, а нимфой по имени Хлорис. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Тема композиции – весна с сопутствующими ей античными божествами. Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга.
Над богиней парит Амур. Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины. И после его укуса Симонетта действительно стала выздоравливать. «Читаем картину справа налево: Зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой Клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле». Происхождение картины несколько туманно. Джулиано изменился до неузнаваемости.
Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий. Мир изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен. Одна из них – белокурая, а две другие – рыжие. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту.
Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году. Он называет его "величайшим художником линии из всех, какие только существовали в Европе». Если Венера – это линии спокойные, сдержанные, то линеарный узор трёх Граций явно другой.
В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи. Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой. 1476 – 1477 гг.
Мадонна делла Мизерикордия (портрет семьи Веспуччи). Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». У каждой фигуры «Весны» свой горизонт. Сторонники исходят из того, что источниками для Боттичелли являлись не просто Лукреций и Овидий, а философия Фичино и поэзия Полициано, с которыми Боттичелли познакомился в Платоновской Академии.
Согласно Овидию, Зефир также дарит «Весне» чудесный сад, наполненный растениями и цветами, в котором никогда не бывает зимы. Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность. Сюжет картины «Весна» Сандро Боттичелли заимствовал сразу у двух древнеримских поэтов – Овидия и Лукреция. Марко заключил уже немало выгодных сделок по рекомендациям Медичи.
Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы. В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви. Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой. И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет.
Вот что значит выгодно жениться. Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов. Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую. Ведь это был его долгожданный путь к Симонетте. Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки. А к лету по Флоренции поползли слухи.
Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно. Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные. Её хоронят в родовом склепе Веспуччи в церкви Оньисанти. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли.
Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Третьи рассматривают картину как аллегорию расцвета Флоренции под руководством Лоренцо Великолепного после ликвидации последствий заговора Пацци. Их длинные волосы перевиты жемчугом, символизирующим чистоту. Джулиано даже не успел вскрикнуть. Изображение Боттичелли прекрасной триады – само воплощение танца.
До 1743 года шедевр Боттичелли принадлежал семейству Медичи. Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту. до н. э. Она умерла 22 апреля 1476 года 22-х лет от роду.
Богиня любви — в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте. Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» — охранником самой весны. У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение. Десятки кинжалов вонзились в его тело.
Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини. Фрагмент с автопортретом Сандро Боттичелли. Юная Флора шествует неспешной походкой, бросая на своем пути прекрасные розы.
Всё происходящее на картине лишь ее окружение. Композиционно полотно делится на три части. В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема).
Фрагмент. Однако вскоре странные повадки начали проявляться и в поведении самого Джулиано. Начать следует с того, что Боттичелли – это псевдоним, а настоящее имя мастера – Филипепи.
Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике. Миг. В 1537 она была перевезена в Кастелло.
В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон.
Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны. Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано. – воспылал любовью к искусствам. От его полета согнулись стволы деревьев. На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля.
Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг. Ее увидел и полюбил бог ветра Зефир и насильно взял в жены. Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники. Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц.
Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера.
130 – 100 гг. «Весна» была начата, когда Боттичелли вернулся из Рима, где создал ряд фресок на стенах Сикстинской капеллы. Но не будем преувеличивать значимость содержательной канвы ибо писал картину художник, все преображавший своей одушевленной фантазией.
Такие подарки были в то время обычным явлением. Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Но красота Симонетты запечатлилась в памяти Боттичелли и послужила ему при написании Граций и других женских образов картины. Такие подарки были в то время обычным явлением1.
Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость). Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо. Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию. Картина написана на основе древнеримской мифологии.
Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева. Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. Она обернула к нему испуганное лицо, а руками касается третьей фигуры, будто просит защиты.
Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие. А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743.
Боттичелли на картине изобразил Зефира, преследующего нимфу Хлорис из их союза возникает Флора затем видим Венеру, танец Граций и, наконец, Меркурия, который, устремив взгляд ввысь, снимает кадуцеем пелену облаков, препятствующую созерцанию. Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной. Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня.
Уффици. Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви. Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен.
По его мнению, весь мир открывался для Боттичелли в линиях, выражающих движение. Боттичелли был прекрасным рисовальщиком, одним из лучших во Флоренции. Успешное завершение такого трудадобавило еще больше уважения к уже известному художнику.
Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера. На самом деле это богиня цветов и растений Флора. И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение. Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро. Фигуры расположены волнообразно. Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи.
По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра). В стихах там, относящихся к маю, богиня Флора говорит о своей жизни нимфой Хлоридой, ставшей предметом обожания бога Зефира. У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт.
Боттичелли, при создании «весны», вдохновлялся работамиФилиппо Липпи, чей стиль и художественные методы были унаследованы от периода поздней готики.