Серов Портрет Ермоловой
Подобный эмоциональный отклик портрет вызывал у многих зрителей, но именно Эйзенштейн первым указал на особые композиционные средства, за счёт которых Серов сумел показать силу «вдохновенного подъёма», свойственного Ермоловой. Над портретом Ермоловой Серов работал по заказу Московского литературно – художественного кружка а феврале – марте 1905 года, где решено было составить собрание портретов знаменитых людей своего времени. В конце 1904 года Серов получил письмо от Ильи Семеновича Остроухова, бывшего в то время одним из попечителей «Литературно-художественного кружка», — предложение принять заказ от кружка на портрет Марии Николаевны Ермоловой.
Подобный эмоциональный отклик портрет вызывал у многих зрителей, но именно Эйзенштейн первым указал на особые композиционные средства, за счёт которых Серов сумел показать силу «вдохновенного подъёма», свойственного Ермоловой41. Надо самозабвенно, яростно любить искусство, как любил его Серов, чтобы так написать портрет Ермоловой. Заданный автором Боря лучший ответ это Картина Валентина Серова "Портрет актрисы Марии Ермоловой" из собрания Государственной Третьяковской галереи. Среди этих почитателей был и Серов, создавший героический портрет М. Н. Ермоловой в тот год, когда была «генеральная репетиция Октября».
Серов создал этот великолепный портрет Ермоловой, увековечив память об этой артистке. Серов готовился писать портрет Ермоловой.
Художник Валентин Серов— портрет артистки Марии Ермоловой
Однако драматические события в жизни страны, связанные с началом Первой русской революции, внесли коррективы в намеченные планы. Белый зал, в котором позировала актриса имеет строгие архитектурные формы, на полотно не попали никакие приметы «бытовизма», которые могли бы быть восприняты как что-то случайное, преходящее. Живописцу было важно обозначить границы «скульптурного» контура и одновременно показать фактуру тонкого бархата. Демонстрация масштаба личности достигается— в том числе— за счёт формата холстов: портреты Ермоловой и Шаляпина (235133 см)— это «изображения в размер натуры».
Кроме того, портрет демонстрировался на коллективных выставках Союза русских художников. На юбилейную экспозицию были отобраны «вершинные достижения творчества художника». — Новости и биржевая газета, 1896, 1 марта. 12 Цит.
В одном из писем художник объяснил причины нежелания писать портрет неизвестного лица так: «Как ленивый эгоист я выбираю то, что мне легче, что более по руке». Сам по себе интерес к театру со стороны Серова отнюдь не случаен: в детстве он видел театральные афиши в кабинете отца— композитора Александра Серова в юношеские годы, находясь в Абрамцеве, проявлял себя в мамонтовском кружке не как художник, а как артист53. Вот таким образом работа над заказанными портретами шла обычно в доме той или иной модели. С ними не согласился художественный критик Николай Врангель, писавший о выставке в журнале «Искусство» (5—7, 1905). Репин, несмотря на тёплое отношение к своему ученику, не всегда принимал его картины.
На полотне отсутствуют какие бы то ни было яркие красочные пятна, но оно не монохромное цветовая гамма картины цельна, в ней удачно найдены сочетания различных оттенков серых и коричневых тонов и чёрного цвета: «в чёрном есть и тёмно-синее и зелёное и коричневое серая стена переливает фиолетовым пол написан охристыми, синеватыми, зеленоватыми мазками». Если некоторые другие женские портреты Серова по стилистике сравнимы с тонкими, несущими лирическую историю новеллами, то, говоря об образе Ермоловой, художник Игорь Грабарь заметил, что «перед вами стоит сама Драма, даже Трагедия»30. И. Немирович-Данченко). Лишь некоторые из картин, в том числе портреты Ермоловой и Фёдора Шаляпина, художник дописывал в своём помещении именуемом «залой». По словам Татьяны Щепкиной-Куперник, если бы речь шла о портрете Ермоловой в преклонном возрасте, то «всего лучше написал бы её в это время Рембрандт, как раньше гениально изобразил Серов». В доме на Тверском Мария Николаевна в феврале— марте 1905 года позировала Серову. Позже, сблизившись с Сергеем Дягилевым, он работал над плакатами для его «Русских сезонов», рисовал эскизы для занавеса к балету Михаила Фокина «Шахерезада». К. С. Станиславский.
Судьбы пяти героев портретов Валентина Серова
Героини обоих полотен (у Нестерова позирует его дочь) изображены в полный рост их фигуры словно приподняты на пьедестале, чёрные силуэты прописаны очень чётко. По словам Татьяны Щепкиной-Куперник, если бы речь шла о портрете Ермоловой в преклонном возрасте, то «всего лучше написал бы её в это время Рембрандт, как раньше гениально изобразил Серов». илл. ). Серов выбрал формат 224120 см (высота почти вдвое превышает ширину). За год до начала работы над портретом дочери Нестеров видел «Ермолову» на историко-художественной выставке. Ермолова была не единственной женщиной, вошедшей в историю русской живописи в платье «от Ламановой». При этом, несмотря на связь с предыдущим опытом Серова, портрет Ермоловой настолько своеобразен, что искусствовед Владимир Леняшин применил по отношению к нему слово «загадка».
Искусствоведы обнаруживают определённую стилистическую близость между портретами Серова, появившимися на рубеже XIX—XX веков и работами его учителя— Ильи Репина. Художник Михаил Нестеров считал изображение Ермоловой «совершенным произведением»8. 10 марта— во время работы над портретом Ермоловой— Серов подал заявление о сложении с себя полномочий академика. Встречная расписка Серова о том, что деньги получены, датирована 28 февраля12138.
Акцентированное внимание к контуру напоминает о работах 1903 года, входящих в так называемый «юсуповский цикл». В подобных творческих устремлениях признавался и Серов, который в ту пору был далёк от «тяжёлой» живописи: «Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное». Директор Русского музея Владимир Леняшин, говоря об общей одухотворённости портрета Ермоловой, сравнил бушующий в актрисе трепет с «огнём, мерцающим в сосуде»29. "Ее данные были исключительные. В момент написания портрета Ермолова находилась в расцвете творческих сил. — Искусство и художественная промышленность, 1899, 7, с. 608. 18 С. Глаголь. Королем ты будешь. Серов и Остроухов подружились еще в Абрамцеве, вместе они путешествовали по Италии.
Портрет актрисы произвёл на художника большое впечатление. Он бывал в её ателье, слушал там лекции о современной моде, делал эскизы моделей. Архитектор и художник Фёдор Шехтель признавался, что при взгляде на портрет Ермоловой у него возникало ощущение «то холода, то жары»: «Чувствуешь, что перед тобою произведение как бы не рук человеческих. За картину художник получил 1000 рублей. Торжественное «открытие» портрета состоялось в 1907 году во время банкета, устроенного в честь Ермоловой. mw-parser-output. ts-Переход imgmargin-left:. 285714em. Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом.
Серов сел на маленькую скамеечку, чтобы смотреть на Ермолову снизу вверх. Ермолова выходила на сцену в образах Марии Стюарт в одноимённом спектакле по пьесе Шиллера, Жанны дАрк в «Орлеанской деве», Катерины в «Грозе» в постановках по произведениям Александра Островского она сыграла в общей сложности более двадцати ролей8комм. Над её портретами ещё в XIX веке работали Виктор Быковский (1874), Сергей Ягужинский (1893), Леонид Пастернак (1895). Ее жизнерадостный вид так впечатлил Валентина Серова, что он предложил девочке позировать. Работа шла в полной тишине лишь изредка в помещение входил Шубинский и его появление позволяло прервать сеанс на несколько минут.
Прочитав письмо мужа, говорит:«. Если одна из картин создаёт впечатление «светской любезности», то другая демонстрирует внутренний накал чувств если героиня одного из портретов включена— «почти на равных правах»— в мир окружающих вещей, то вторая явно отстранена от бытового пространства. 4. Илья Репин, считавшийся учителем Валентина Александровича, после знакомства с экспонатами Таврической выставки сообщил в письме историку искусств Владимиру Стасову, что Серов его «огорчил последними работами».
- Портрет актрисы Марии Николаевны Ермоловой
- Портрет артистки Марии Николаевны Ермоловой
- Критика Портрет Ермоловой Серова
- Сочинение по картине Серова «Портрет актрисы Ермоловой»
- Серов Валентин Александрович (1865 – 1911)
- Серов Валентин Александрович (художник)
Благодаря смене ракурсов взгляд зрителя постепенно перемещается по картине снизу вверх, как в замедленной съёмке, с одновременным впечатлением движения зрителя («камеры») сверху вниз, «к ногам» изображённой фигуры. 11 марта в помещении Литературно-художественного кружка в честь актрисы состоялся банкет. на которые открывается душа». Глаза серые.
В итоговом варианте каждая подробность служит элементом для воплощения общего замысла. В мае— июне 2016 года картина выставлялась в Лондоне на проходившей в Национальной портретной галерее выставке «Россия и искусство: эпоха Толстого и Чайковского». Серов создал незабываемый образ человека свободного духом, человека-творца. Однако общее настроение их картин— разное. Теперь там висит копия, а оригинал выставлен в Третьяковской галерее. По его мнению, Серов был представлен на ней «как никогда, в блеске своего таланта», а портрет Ермоловой— «такая изумительная психология, такое виртуозное мастерство, такая простота и величие красок, которых он, может быть, не достигал ещё ни в одном портрете»64.
Люди из близкого окружения актрисы сочли, что на портрете Мария Николаевна выглядит старше своих лет и «не так красива, как в жизни». На фоне этих традиций мировоззренческим «катализатором» при написании портрета Ермоловой стали события Первой русской революции. Модельер упомянута в строчках Марины Цветаевой: «Та богиня— мраморная. Но главным остаётся лицо— красивое, гордое, отрешённое от всего мелочного и суетного. Важную роль играет высота пола. На полотне отсутствуют какие бы то ни было яркие красочные пятна, но оно не монохромное цветовая гамма картины цельна, в ней удачно найдены сочетания различных оттенков серых и коричневых тонов и чёрного цвета: «в чёрном есть и тёмно-синее и зелёное и коричневое серая стена переливает фиолетовым пол написан охристыми, синеватыми, зеленоватыми мазками».
- Добавить комментарий Отменить ответ
- Критики о творчествеВалентина Серова
- Портрет Ермоловой (Серов):взгляд с разныхракурсов
- Литературный портфельчик Искуссницы
- Общееколичествопросмотровстраницы
- Работа сайта временно приостановлена
В работе Серова он увидел присущее ей «высокое благородство» и «спокойное величие»66. К примеру, Сергей Дягилев считал, что в его творчестве совместились этическая («передвижники») и эстетическая («Мир искусства») эпохи. Благодаря этому приему актриса казалась художнику выше, стройнее, «монументальнее». По его мнению, художник сумел передать в удачном полотне голос Ермоловой70. Лицо Ермоловой вдохновенно. Взрыв аплодисментов был выражением горячей любви к актрисе и благодарности художнику».
Таким образом достигается эффект «растущего озарения и одухотворения» образа актрисы. Монолог ледиМакбет волновал, мучил. Важную роль играет высота пола. Художник Михаил Нестеров считал изображение Ермоловой «совершенным произведением». «Омрачённость», связанная с настроением Серова в ту пору, особенно явно проявляется в портретах артистов, души которых в минуты высокого напряжения Серов, согласно трактовке Поспелова, воспринимал как нечто родственное стихии России57.
- Валентин Серов «Портрет Марии Николаевны Ермоловой» 1905
- Описание картины Валентина Серова «Портрет Ермоловой»
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- «Девушка, освещенная солнцем» (1888)
- Портрет Генриетты Гиршман (1907)
Акцентированное внимание к контуру напоминает о работах 1903 года, входящих в так называемый «юсуповский цикл». Но что толковать — раз приехали, давайтепопробуем. Вы насчет портрета. Ему нужно изучить каждый жест актрисы, модуляции ее голоса, а главное — лицо, глаза. Заказ от имени кружковцев художнику передал Илья Остроухов.
Иногда Серов и Коровин создавали изображения одной и той же модели (например, Мазини и Морозова), а над ранними портретами Шаляпина (знакомство с которым состоялось в мамонтовском кружке) они работали почти одновременно. М., 1970, особенно с. 60—74. 6 Е. В. Значительную часть творческого наследия Серова составляют портреты театральных деятелей— речь идёт не только о Ермоловой, но и о Василии Качалове, Иде Рубинштейн, Константине Станиславском, Анджело Мазини и многих других52. Ге. — Новь, 1897, 18, с. 446. 15 И. Репин, указ. В момент написания портрета Ермолова находилась в расцвете творческих сил. Художник знал модель с младенчества. Его отставка была принята в мае 1905 года56.
По словам Татьяны Щепкиной-Куперник, родственники также говорили, что «непохожа», а сама Ермолова восприняла картину как слишком парадную: «Она хотела бы видеть в ней больше простоты». Такая же глубокая духовная работа— «родственная античному катарсису»— видна в глазах Ермоловой. соч., 1965, с. 168. 5 Подробнее об этом в кн. : Г. Ю. Искусствоведы обнаруживают определённую стилистическую близость между портретами Серова, появившимися на рубеже XIX—XX веков и работами его учителя— Ильи Репина.
Ермолова написана в ее московской квартире (у Никитских ворот), куда она возвращалась из театра, провожаемая возгласами благодарности и шумными рукоплесканиями громадной толпы зрителей, всегда ожидавших у театрального подъезда выхода Ермоловой. Адвокат Шубинский покинул Россию после Октябрьской революции его жена осталась в Москве и жила на Тверском бульваре до конца своих дней. Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату. Художественные средства, применявшиеся для «монументализации образа» Ермоловой, вероятно, получили развитие в картине «Портрет О. М. Нестеровой» Михаила Нестерова. В подобных творческих устремлениях признавался и Серов, который в ту пору был далёк от «тяжёлой» живописи: «Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное». Немирович-Данченко в своём выступлении, в частности, сказал: «Когда мы вспоминаем ваши сценические создания, сотканные из тончайших страданий, мы называем вас певцом женского подвига».
Белый зал, в котором позировала актриса имеет строгие архитектурные формы, на полотно не попали никакие приметы «бытовизма», которые могли бы быть восприняты как что-то случайное, преходящее. В дальнейшей работе Серов изменил поворот головы (на картине он дан больше, чем в три четверти) и сделал более изысканной линию плеч. Живописцу было важно обозначить границы «скульптурного» контура и одновременно показать фактуру тонкого бархата.
3. Модельер упомянута в строчках Марины Цветаевой: «Та богиня— мраморная. 2, с. 88. 11 В. Стасов. соч. ). 7 См. : И. Э. Портрет М. Н. Ермоловой— картина русского художника Валентина Серова, созданная в 1905 году.
Актриса Мария Ермолова была властительницей дум для нескольких поколений зрителей. Среди представленных экспонатов, демонстрировавшихся до середины марта, был и «Портрет М. Н. Ермоловой» (поступил на выставку из собрания Литературно-художественного кружка). На стенах портреты Шекспира и Шиллера в овальных рамах. Режиссёр Сергей Эйзенштейн, анализируя композицию холста, пришёл к выводу, что использовавшиеся Серовым «монтажные приёмы» являются предтечей кинематографической техники работы с кадром. В тебе, я знаюИ гордость есть и жажда громкой славы. »Серов не сводит глаз с леди Макбет. на которые открывается душа». Также портрет демонстрировался на коллективных выставках Союза русских художников, проходивших в первое десятилетие XX века в Москве, Петербурге, Казани, Киеве19.
В число людей, принявших картину, входил литературовед Сергей Дурылин— он, в частности, писал, что портрет Ермоловой является «лучшим отражением творческой личности» актрисы. Ермолова также пребывает в состоянии «неразряженной напряжённости», она уже находится вне обычной жизни, в другом измерении всем своим обликом актриса создаёт невидимую, но неприступную грань, которая отделяет артиста от рядового зрителя. Даже поведенческие установки художника при написании этих картин разнились: работая с Юсуповой, Серов словно стремился избежать переоценки образа княгини, тогда как во время сеансов с актрисой он интуитивно ставил перед собой иную задачу: «Достаточно ли поднял, возвысил»50. По воспоминаниям Татьяны Щепкиной-Куперник, ей доводилось встречать Ермолову в концертных залах: «Она выезжала в чёрном бархатном платье с жемчужной ниткой на шее, как изобразил её на портрете Серов».
На фоне этих традиций мировоззренческим «катализатором» при написании портрета Ермоловой стали события Первой русской революции. Он же сумел убедить Ермолову, не любившую «выставлять себя напоказ», дать согласие на совместную работу с Серовым. Работа над полотном проходила дома у актрисы— на Тверском бульваре, 11. Серов, редко хваливший себя, оценил работу над портретом Ермоловой фразой: «Но ничего, как будто что-то получилось»11.
Это памятник Ермоловой. Силуэт актрисы и общий фон требовали определённого размера и пропорций. Колорит решён всего на сочетании двух цветов: чёрного и серого, но во множестве оттенков. по: Е. Сахарова, указ. К моменту «открытия» портрет уже имел определённую известность. За год до начала работы над портретом дочери Нестеров видел «Ермолову» на историко-художественной выставке.
По словам Татьяны Щепкиной-Куперник, родственники также говорили, что «непохожа», а сама Ермолова восприняла картину как слишком парадную: «Она хотела бы видеть в ней больше простоты»62. На его гроб, среди прочих, был возложен и венок от Марии Ермоловой с надписью: «Вечная память славному художнику»3435. Эффект также подкрепляется пространственными и световыми решениями художника. Работа Серова вызвала неоднозначные отклики среди современников художника диапазон их мнений варьировался от полного неприятия картины до утверждений о том, что портрет является «лучшим отражением творческой личности актрисы».
Зеркала зрительно расширяют пространство, добавляют картине «глубины и воздушности». Как заметил Валерий Брюсов, «портреты Серова срывают маски, которые люди надевают на себя и обличают сокровенный смысл лица». Благодаря этому приему актриса казалась художнику выше, стройнее, «монументальнее». Картина была заказана и оплачена участниками московского Литературно-художественного кружка.
Серов выбрал формат 224120 см (высота почти вдвое превышает ширину). Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств». Их внутреннее родство проявлялось и в том, что в кругу близких они считались «великими молчальниками»: и художник и актриса отличались малоречивостью и склонностью даже во время многолюдных вечеринок погружаться в собственные размышления и переживания4. Там я не Ермолова. Закрытое черное платье с единственным украшением — жемчужной нитью — удивительно гармонирует с благородным обликом Ермоловой, со скромной домашней обстановкой.
Возможно, вот таким образом в портрете Ермоловой оказались совмещёнными два различных культурологических пласта: с одной стороны, Серов снял маску с модели, представив публике подлинную сущность человека с другой— он создал образ трагической актрисы с культовой «маской жреца». С. Станиславский). Там дело другое. «Трагическая Россия как бы прислушивается в этих портретах к самой себе, прислушивается нутром»59. Он же изъявил желание для защиты полотна оформить картину под стекло811. 4, с. 167. 19 Валентин Серов в воспоминаниях, т. 1, с. 541. 20 Н. Кравченко.
Иногда Серов и Коровин создавали изображения одной и той же модели (например, Мазини и Морозова), а над ранними портретами Шаляпина (знакомство с которым состоялось в мамонтовском кружке72) они работали почти одновременно73. Позже, сблизившись с Сергеем Дягилевым, он работал над плакатами для его «Русских сезонов», рисовал эскизы для занавеса к балету Михаила Фокина «Шахерезада». Художник хорошо знал Ермолову. Он, как и стены, написан «очень жидко», кое-где даже нет мазков кисти. Ермолова сама отказалась от проведения праздничных мероприятий1.
Он должен впитать этот образ, постичь его. Серов готовился писать портрет Ермоловой. — Искусство, 1947, 3, с. 20. 2 Там же, с. 23. 3 Г. С. 1 М. Алпатов. Схожими являются повороты головы (хоть и в разные стороны) и положение рук.
Здравствуйте, Валентин Александрович. Щепкина – Куперник, современница великой русской актрисы. Он заметил: «Всегда играла животом вперёд.
Благодаря смене ракурсов взгляд зрителя постепенно перемещается по картине снизу вверх, как в замедленной съёмке, с одновременным впечатлением движения зрителя («камеры») сверху вниз, «к ногам» изображённой фигуры424344. На выставке картин с художником Н. Н. Моя жизнь.
Он же сумел убедить Ермолову, не любившую «выставлять себя напоказ», дать согласие на совместную работу с Серовым2. Важную роль играл и шлейф: благодаря стелющемуся по полу подолу и его отражению возник эффект «искусственного удлинения»— изображение Ермоловой зрительно увеличилось и силуэт актрисы приобрёл монументальность. Серов Валентин Портрет М. Н. Ермоловой. Л., 1965, с. 31. 9 Валентин Серов в воспоминаниях, т. 2, с. 181. 10 В. Стасов. Среди полотен художника, открывавших выставку и расположенных на главной экспозиционной линии, по инициативе организаторов были представлены портреты, «создавшие ему славу» одного из ведущих портретистов России. По словам Эйзенштейна, при знакомстве с картиной Серова им овладело «абсолютно особое чувство подъёма и вдохновения», которое он не смог себе сразу объяснить, ведь портрет был «предельно скромен по краскам.
Передвижная выставка и ее критики. Серов, редко хваливший себя, оценил работу над портретом Ермоловой фразой: «Но ничего, как будто что-то получилось». М., 1964, с. 463 (в дальнейшем: Е. Сахарова, указ. В 1911 году Серов также написал портрет Владимира Гиршмана. Среди полотен художника, открывавших выставку и расположенных на главной экспозиционной линии, по инициативе организаторов были представлены портреты, «создавшие ему славу» одного из ведущих портретистов России.
Илья Репин, считавшийся учителем Валентина Александровича, после знакомства с экспонатами Таврической выставки сообщил в письме историку искусств Владимиру Стасову, что Серов его «огорчил последними работами». И Ермолова и Шаляпин изображены художником в тот момент, когда они находятся в «фазе творческого подъёма». По меньшей мере дважды художник пытался написать портрет Надежды Петровны. Руки спокойно опущены вниз, тонкие пальцы сплетены. При жизни Серова картина экспонировалась на Таврической выставке (1905), организованной Сергеем Дягилевым, на Русской художественной выставке в Париже (1906). В итоговом варианте каждая подробность служит элементом для воплощения общего замысла. Вот это все ермоловское и хочет найти Серов.
В 1902-м году Серов пишет портрет Остроухова. По меньшей мере дважды художник пытался написать портрет Надежды Петровны. В их число вошёл и «Портрет М. Н. Ермоловой». Силуэт актрисы и общий фон требовали определённого размера и пропорций. Впоследствии Серов рассказывал живописцу и искусствоведу Игорю Грабарю, что писать «в этой скрюченной позе, без возможности не только отойти, но и пошевельнуться», ему было непросто.
– Северный вестник, 1890, 3, отд. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией. С этого холста она продолжает жечь сердца». По воспоминаниям Татьяны Щепкиной-Куперник, ей доводилось встречать Ермолову в концертных залах: «Она выезжала в чёрном бархатном платье с жемчужной ниткой на шее, как изобразил её на портрете Серов»8.
(Для сравнения: портрет Николая II, написанный Серовым в 1900 году, был оценён заказчиком в 4000 рублей за изображение актрисы Иды Рубинштейн ему также заплатили 4000 рублей. ) Гонорар за портрет Ермоловой живописцу передал Илья Остроухов, принявший, согласно сохранившейся расписке, необходимую сумму от членов Литературно-художественного кружка 27 февраля 1905 года. Через несколько лет после завершения работы над портретом, в 1911 году, Шаляпин, выступая в Мариинском театре, вместе с хором опустился на колени во время исполнения «Боже, Царя храни. ». В портретной живописи Серова, в том числе в «Ермоловой» исследователями обнаружены оригинальные пространственные концепции и композиционные принципы. Ермолова сама отказалась от проведения праздничных мероприятий.
Она была хорошо сложена, отличалась «строгой красотой» современники, обращавшие особое внимание на взгляд актрисы, писали про свет и глубину её «глубоко карьих» глаз. Стернин. Работа над полотном проходила дома у актрисы— на Тверском бульваре, 11. Губы сжаты. Как заметил Валерий Брюсов, «портреты Серова срывают маски, которые люди надевают на себя и обличают сокровенный смысл лица».
Серов видел ее словно стоящей на пьедестале. Он, как и стены, написан «очень жидко», кое-где даже нет мазков кисти. Над её портретами ещё в XIX веке работали Виктор Быковский (1874), Сергей Ягужинский (1893), Леонид Пастернак (1895). Генриетта Гиршман — коллекционер русской живописи, мебели работы русских мастеров, предметов декоративно-прикладного искусства. Тогда же состоялось и своеобразное «открытие» портрета Ермоловой кисти Серова. Ермолова выходила на сцену в образах Марии Стюарт в одноимённом спектакле по пьесе Шиллера, Жанны дАрк в «Орлеанской деве», Катерины в «Грозе» в постановках по произведениям Александра Островского она сыграла в общей сложности более двадцати ролей. соч., с. 351, 352. 16 Валентин Серов в воспоминаниях, т. 1, с. 93. 17 Старовер. «Моделирование» фигуры актрисы происходило— в том числе— за счёт освещения: оно на картине распределено справа налево.
А на сцене. В 1905 году Серов, помимо «Ермоловой», создал портреты Фёдора Шаляпина и Максима Горького. От нее веет здоровьем, безмятежностью.
Серов весьма остро отреагировал на события, происходившие 9 января 1905 года, — из окна Академии художеств он наблюдал за столкновением толпы с войсками на Пятой линии Васильевского острова. (Для сравнения: портрет Николая II, написанный Серовым в 1900 году, был оценён заказчиком в 4000 рублей за изображение актрисы Иды Рубинштейн ему также заплатили 4000 рублей. ) Гонорар за портрет Ермоловой живописцу передал Илья Остроухов, принявший, согласно сохранившейся расписке, необходимую сумму от членов Литературно-художественного кружка 27 февраля 1905 года. Эскизный вариант показывает, что решение удлинить фигуру актрисы художник принял позже— на рисунке Ермолова выглядит приземистей, чем на картине. Эффект также подкрепляется пространственными и световыми решениями художника. Эту группу произведений, а также написанный двумя годами позже портрет прозаика Леонида Андреева объединяет наличие тёмных, почти траурных силуэтов— искусствовед Глеб Поспелов назвал их «фигурами в чёрном». В работе Серова он увидел присущее ей «высокое благородство» и «спокойное величие».
В 1920 году картина перешла в собственность Малого театра. Актрисе и художнику для создания портрета потребовались тридцать два сеанса. Появление ряда картин, отражающих напряжённо-драматическое настроение живописца, связано, вероятно, с присущим Серову «чувством России».
Но я боюсь: в твоей душе так многоЛюбви мелкой, что не изберешь тыПути кратчайшего. По утверждению Дмитрия Сарабьянова, «социальное измерение» стиля Серова приобрело монументальность и окончательно сложилось именно в этот период. Выставка русских и финляндских художников в зале Музея барона Штиглица. Таким образом достигается эффект «растущего озарения и одухотворения» образа актрисы4546. Изменение образа лирического героя шло у Серова постепенно— с годами для него стали более привлекательными не свежесть и обаяние юности, а «тонкие движения умудрённого жизнью сердца». Актёрская убедительность Ермоловой была столь сильной, что, по воспоминаниям Татьяны Щепкиной-Куперник, во время премьеры спектакля «Татьяна Репина» по пьесе Алексея Суворина и партнёры по сцене и публика поверили в реальную смерть актрисы: «В зале творилось что-то неописуемое: истерики, вопли, вызывали докторов, выносили женщин без чувств»28.
В 1935 году благодаря Михаилу Нестерову, считавшему, что портрет является шедевром и должен быть доступен массовому зрителю, картина попала в Третьяковскую галерею на правах «временного хранения». Такая же глубокая духовная работа— «родственная античному катарсису»— видна в глазах Ермоловой29. Характер Марии Николаевны раскрывается не только во взгляде, но и в положении рук— их пластическая сцепленность, выдающая достоинство и непреклонность, сродни драматическому жесту одного из персонажей скульптуры Родена «Граждане Кале»25.
К примеру, Сергей Дягилев считал, что в его творчестве совместились этическая («передвижники») и эстетическая («Мир искусства») эпохи. Актриса позировала художнику в течение тридцати двух сеансов. На юбилейную экспозицию были отобраны «вершинные достижения творчества художника». 1. Сперва молчала захваченная зала, потом разразилась бурей рукоплесканий, слез, приветствий.
Творческое развитие Серова шло под мировоззренческим девизом «Ищу человека», что означало движение художника к некоему этическому идеалу50. С 1935 года находится в Государственной Третьяковской галерее (инв. Появление ряда картин, отражающих напряжённо-драматическое настроение живописца, связано, вероятно, с присущим Серову «чувством России». Картины «Девочка с персиками» и «У балкона. Согласна. Ермолова была немного выше среднего роста. 5. У нее была гениальная чуткость, вдохновенный темперамент, большая нервность, неисчерпаемые душевные глубины.
Лесков в изображении Серова— это русский интеллигент, пребывающий в мучительных поисках ответов на «вечные вопросы» в его взгляде прочитывается непрестанный самоанализ. Девочка изображена сидящей за столом в столовой дома Мамонтовых. И логически выясняя, какую роль в нём играет динамическая организация «кадров», мы непосредственно ощущаем, как просто, свободно и безупречно поставлена в пространстве фигура, как точно найдены её отношения к холсту, как глубок и насыщен общий тон, лаконична и в то же время тонко разработана цветовая гамма, как внутри больших пятен цвет движется без вялости, свободно, связываясь в убедительную колористическую систему, то есть переживаем комплекс эмоций, который может быть вызван только предметной сутью живописи. Директор Русского музея Владимир Леняшин, говоря об общей одухотворённости портрета Ермоловой, сравнил бушующий в актрисе трепет с «огнём, мерцающим в сосуде».
Заметки о 24-й выставке передвижников. Мне Остроухов говорил. Хочу писать ваш портрет, Мария Николаевна. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств».
А. Яблоч-кина). Это наполняет картину теплом домашнего уюта. Серов по-разному выбирал «точки съёмки» для всех кадров: нижнюю часть фигуры Ермоловой (первый кадр) он писал как бы при съёмке сверху, фигуру по колени— с прямого ракурса, фигуру по пояс— немного снизу, а крупный план головы— с самой нижней точки. Это— произведение живописца. Все «фигуры в чёрном» у Серова одиноки: изображения Шаляпина и Горького написаны на абсолютно пустынном фоне Леонид Андреев словно погружён во мрак графически точные линии стены и зеркал на портрете Ермоловой созданы для того, чтобы сосредоточить внимание на властном лице и силуэте актрисы60.
В следующем году полотно выставлялось в Париже на экспозиции Серова, участвующей в «Русской художественной выставке», организованной Обществом Осенних салонов18. На его гроб, среди прочих, был возложен и венок от Марии Ермоловой с надписью: «Вечная память славному художнику». Искусствовед Игорь Грабарь в своей публикации в журнале «Весы» (1, 1908) назвал краски картины «тяжёлыми, тоскливо-серыми и бесцветно-чёрными»65. Серов сам заказал для портрета Ермоловой дубовую раму, выполнив её эскиз. Серов по-разному выбирал «точки съёмки» для всех кадров: нижнюю часть фигуры Ермоловой (первый кадр) он писал как бы при съёмке сверху, фигуру по колени— с прямого ракурса, фигуру по пояс— немного снизу, а крупный план головы— с самой нижней точки.
Не исключено, что именно полотно Серова дало импульс к появлению картины Михаила Нестерова «Портрет О. М. Нестеровой». В этюде (Гос. Ермолова также пребывает в состоянии «неразряженной напряжённости», она уже находится вне обычной жизни, в другом измерении всем своим обликом актриса создаёт невидимую, но неприступную грань, которая отделяет артиста от рядового зрителя. При этом оставаться в стороне от веяний времени художник не мог. При этом оставаться в стороне от веяний времени художник не мог. Судя по всему, художника совсем не интересовали в данном портрете бытовые детали, хотя в других случаях он охотно привлекал их к раскрытию характера изображаемого человека (например, в портрете Г. Л. Гиршман, где эта светская красавица окружена дорогими вещами и безделушками). Он заметил: «Всегда играла животом вперёд. Так рождался эскиз будущего платья.
Для придания фигуре актрисы монументальности художник выбрал ракурс, при котором видно «основание для монумента», то есть высокий пол. Вечером 21 ноября Серов, по словам драматурга Сергея Саввича Мамонтова, «сделал свой последний штрих на этом портрете и в общих чертах он уже был закончен»— оставался, вероятно, только один сеанс. Освещённые складки платья создавались на чёрном фоне с помощью «жидких прописок» белилами. При этом выражение лица Марии Николаевны ещё не просматривалось8.
Русский портрет второй половины XIX века. / Нарядить— от Ламановой»33. 2, был впоследствии назван сотрудниками Музея Ермоловой «домом с привидениями».
В 1907 году Ермолова, устав от интриг со стороны театрального начальства испытывая недовольство художественной жизнью Малого театра и чувствуя переутомление, решила оставить сцену (позже выяснилось, что не навсегда). Обозреватель газеты «Гардиан» (англ. The Guardian) назвала портрет Ермоловой «виртуозным выступлением как актрисы, так и художника». После 1922 года Гиршманы эмигрировали во Францию.
Так рождался эскиз будущего платья. Краски портрета— скупые, неяркие, не нарушается основное трезвучие: серый, чёрный, коричневый цвет.
Их внутреннее родство проявлялось и в том, что в кругу близких они считались «великими молчальниками»: и художник и актриса отличались малоречивостью и склонностью даже во время многолюдных вечеринок погружаться в собственные размышления и переживания. М. — Л., 1937, с. 125. 8 См. : П. И. В 1889 году особняк был приобретён мужем Ермоловой— Николаем Шубинским. Для придания фигуре Ермоловой монументальности художник располагался на низкой скамеечке актриса, рост которой был чуть выше среднего, возвышалась над портретистом, как на пьедестале. Если в его ранних работах (например, в «Девочке с персиками») искусствоведы обнаруживают мажорное мироощущение автора, позитивно относящегося к «цветущему усадебному укладу», то полотна, написанные художником во время Первой русской революции, несут на себе печать «России омрачённой»55.
Ермолова как модель и ранее привлекала внимание художников. Он отмечал, что некоторые портреты Серова грубоваты и небрежны75. Он верен себе.
Так животом вперёд и стоит на портрете Серова»63. Люди из близкого окружения актрисы сочли, что на портрете Мария Николаевна выглядит старше своих лет и «не так красива, как в жизни»8. Искусствовед Игорь Грабарь в своей публикации в журнале «Весы» (1, 1908) назвал краски картины «тяжёлыми, тоскливо-серыми и бесцветно-чёрными».
Тот, говоря об артистических возможностях актрисы, отмечал её темперамент, чуткость, «большую нервность и неисчерпаемые душевные глубины». Грабарь восклицал: «Перед вами стоит не Ермолова, а сама Драма, даже Трагедия». Актриса Мария Ермолова была властительницей дум для нескольких поколений зрителей. Лепные карнизы, в стены вделаны зеркала, на окнах, на дверях тяжелые портьеры. В 1905 году Серов, помимо «Ермоловой», создал портреты Фёдора Шаляпина и Максима Горького. номер 28079).
Ермолова была не единственной женщиной, вошедшей в историю русской живописи в платье «от Ламановой». «Омрачённость», связанная с настроением Серова в ту пору, особенно явно проявляется в портретах артистов, души которых в минуты высокого напряжения Серов, согласно трактовке Поспелова, воспринимал как нечто родственное стихии России. В одном из писем художник объяснил причины нежелания писать портрет неизвестного лица так: «Как ленивый эгоист я выбираю то, что мне легче, что более по руке»3.
11 марта в помещении Литературно-художественного кружка в честь актрисы состоялся банкет. Впоследствии Серов рассказывал живописцу и искусствоведу Игорю Грабарю, что писать «в этой скрюченной позе, без возможности не только отойти, но и пошевельнуться», ему было непросто. Портрет актрисы произвёл на художника большое впечатление. В 1889 году особняк был приобретён мужем Ермоловой— Николаем Шубинским. / Нарядить— от Ламановой».
При этом выражение лица Марии Николаевны ещё не просматривалось. Схожими являются повороты головы (хоть и в разные стороны) и положение рук. Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра). Серов.
Портрет Ермоловой вызвал неоднозначные оценки среди современников художника. В своём творчестве, напоминавшем работу скульптора, Ламанова использовала «метод наколки», при котором длинный кусок ткани, задрапированный на фигуре клиентки, закалывался десятками булавок. В доме на Тверском Мария Николаевна в феврале— марте 1905 года позировала Серовукомм. «Моделирование» фигуры актрисы происходило— в том числе— за счёт освещения: оно на картине распределено справа налево.
Поза Ермоловой торжественна и величественна. Искусствоведы отмечают, что, вероятно, это восприятие граничит с тем, что Серов писал Ермолову вне возраста, стремясь сохранить её внутреннюю сущность и «вечные черты»118. Арбузов. Л. — М., 1960, с. 30. 4 И. Грабарь, указ. На торжестве было прочитано большое количество адресов и речей в честь актрисы.
Они занимались торговлей антиквариатом, но из-за кризиса начала 1930-х прекратили дело. Эту группу произведений, а также написанный двумя годами позже портрет прозаика Леонида Андреева объединяет наличие тёмных, почти траурных силуэтов— искусствовед Глеб Поспелов назвал их «фигурами в чёрном». Серов сам заказал для портрета Ермоловой дубовую раму, выполнив её эскиз. Его отставка была принята в мае 1905 года.
Не исключено, что именно полотно Серова дало импульс к появлению картины Михаила Нестерова «Портрет О. М. Нестеровой». Но это не безмолвие, а пауза, звучащая сильнее самых громких слов. Он отмечал, что некоторые портреты Серова грубоваты и небрежны.
По утверждению Ильи Репина, с той поры «его милый характер круто переменился». Эти две замкнутые натуры чем-то подошли друг к другу. Если в его ранних работах (например, в «Девочке с персиками») искусствоведы обнаруживают мажорное мироощущение автора, позитивно относящегося к «цветущему усадебному укладу», то полотна, написанные художником во время Первой русской революции, несут на себе печать «России омрачённой». Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
Он же изъявил желание для защиты полотна оформить картину под стекло. Это памятник Ермоловой. Если одна из картин создаёт впечатление «светской любезности», то другая демонстрирует внутренний накал чувств если героиня одного из портретов включена— «почти на равных правах»— в мир окружающих вещей, то вторая явно отстранена от бытового пространства. В московской квартире Серова не было мастерской в привычном понимании этого словакомм.
В дальнейшей работе Серов изменил поворот головы (на картине он дан больше, чем в три четверти) и сделал более изысканной линию плеч36. Он изучает каждое ее движение, следит за мимикой, прислушивается к тембру голоса. «Макбет» — одно из самых колоссальных и вместе с тем самых чудовищных произведений Шекспира, — писал Белинский, — где, с одной стороны, отразилась вся исполинская сила творческого его гения, а с другой — все варварство века, в котором он жил. »Серов размышляет над словами Александра Белинского о поучительном уроке, который должно усвоить человечество, чтобы спасти мир от жестокости, коварства, зла. В зале тишина. Я — Серов. Лишь некоторые из картин, в том числе портреты Ермоловой и Фёдора Шаляпина, художник дописывал в своём помещении именуемом «залой». В мае— июне 2016 года картина выставлялась в Лондоне на проходившей в Национальной портретной галерее выставке «Россия и искусство: эпоха Толстого и Чайковского».
Репин, несмотря на тёплое отношение к своему ученику, не всегда принимал его картины. Утром следующего дня 46-летний художник скончался. Гордой красотой и вдохновением отмечено ее уже немолодое лицо (Ермоловой тогда было пятьдесят два года). Серов, в отличие от других живописцев, придал образу актрисы социальное, гуманистическое содержание. В Третьяковской галерее хранится эскиз к портрету Ермоловой— единственный известный искусствоведам набросок, выполненный на бумаге графитным карандашом и акварелью. За картину художник получил 1000 рублей. Сахарова.
Героини обоих полотен (у Нестерова позирует его дочь) изображены в полный рост их фигуры словно приподняты на пьедестале, чёрные силуэты прописаны очень чётко. Так в портрете соединились настоящее лицо и маска как «суть творчества трагического актера». Вот таким образом работа над заказанными портретами шла обычно в доме той или иной модели. Этот особняк, нижние своды которого возводились, вероятно, в конце XVII— начале XVIII века, был впоследствии назван сотрудниками Музея Ермоловой «домом с привидениями». Это произведение, написанное в 1906 году имеет явную отсылку к «Ермоловой».
Если некоторые другие женские портреты Серова по стилистике сравнимы с тонкими, несущими лирическую историю новеллами, то, говоря об образе Ермоловой, художник Игорь Грабарь заметил, что «перед вами стоит сама Драма, даже Трагедия». Для придания фигуре актрисы монументальности художник выбрал ракурс, при котором видно «основание для монумента», то есть высокий пол. Небольшие усы, эспаньолка.
Вечером 21 ноября Серов, по словам драматурга Сергея Саввича Мамонтова, «сделал свой последний штрих на этом портрете и в общих чертах он уже был закончен»— оставался, вероятно, только один сеанс. В январе 1914 года состоялась первая посмертная выставка работ Серова. Зоркий, сосредоточенный взгляд говорит о незаурядной интеллектуальной личности. В портрете поворот лица был изменен по сравнению с эскизом. Газета «Русские ведомости», разместившая отчёт о мероприятии в номере от 13 марта 1907 года, писала, что портрет Ермоловой, «очень эффектно освещённый и окружённый лаврами», стал украшением зала.
Даже поведенческие установки художника при написании этих картин разнились: работая с Юсуповой, Серов словно стремился избежать переоценки образа княгини, тогда как во время сеансов с актрисой он интуитивно ставил перед собой иную задачу: «Достаточно ли поднял, возвысил». Этим подчеркнута значительность личности Петра. Артист Малого театра Михаил Ленин рассказывал, что они «плавали среди бесконечно бушующего моря, это был такой взлёт могучего темперамента, что у меня дрожал каждый нерв». Нерадовский. Изменение образа лирического героя шло у Серова постепенно— с годами для него стали более привлекательными не свежесть и обаяние юности, а «тонкие движения умудрённого жизнью сердца»51.
Так животом вперёд и стоит на портрете Серова». По утверждению Дмитрия Сарабьянова, «социальное измерение» стиля Серова приобрело монументальность и окончательно сложилось именно в этот период76. Серов видел ее словно стоящей на пьедестале. Портрет Ермоловой вызвал неоднозначные оценки среди современников художника. Актриса позировала художнику в течение тридцати двух сеансов. Фигура трактована в живописной манере, но при этом линии силуэта строго определены.
Встречная расписка Серова о том, что деньги получены, датирована 28 февраля. Просветленные черты лица героини обрамлены деталями отраженного в зеркале интерьера. Заказ от имени кружковцев художнику передал Илья Остроухов. Голова в гордом повороте чутьчуть приподнята.
С ними не согласился художественный критик Николай Врангель, писавший о выставке в журнале «Искусство» (5—7, 1905). «Трагическая Россия как бы прислушивается в этих портретах к самой себе, прислушивается нутром». Взрыв аплодисментов был выражением горячей любви к актрисе и благодарности художнику»168. Картина создает ощущение, что Ермолова стоит на сцене, что вот-вот услышишь ее «низкий грудной голос, проникнутый трепетом нарастающей страсти», «услышишь вопль страдания оскорбленной души или могучий призыв к свободе».
Хроника семьи художников. Вторая выставка этюдов в Московском обществе любителей художеств. Характер Марии Николаевны раскрывается не только во взгляде, но и в положении рук— их пластическая сцепленность, выдающая достоинство и непреклонность, сродни драматическому жесту одного из персонажей скульптуры Родена «Граждане Кале». Автомонография.
Возможно, вот таким образом в портрете Ермоловой оказались совмещёнными два различных культурологических пласта: с одной стороны, Серов снял маску с модели, представив публике подлинную сущность человека с другой— он создал образ трагической актрисы с культовой «маской жреца». Завзятый молчальник, Серов встретил в Ермоловой надежного товарища. В их число вошёл и «Портрет М. Н. Ермоловой»80. Утром следующего дня 46-летний художник скончался. Важную роль играл и шлейф: благодаря стелющемуся по полу подолу и его отражению возник эффект «искусственного удлинения»— изображение Ермоловой зрительно увеличилось и силуэт актрисы приобрёл монументальность8.
Испанки Леонора и Ампара», созданные этими художниками во второй половине 1880-х, схожи по стилистике— в них совмещены человек, природа и интерьер. Серов сел на маленькую скамеечку, чтобы смотреть на Ермолову снизу вверх. Через несколько лет после завершения работы над портретом, в 1911 году, Шаляпин, выступая в Мариинском театре, вместе с хором опустился на колени во время исполнения «Боже, Царя храни. ». Лесков в изображении Серова— это русский интеллигент, пребывающий в мучительных поисках ответов на «вечные вопросы» в его взгляде прочитывается непрестанный самоанализ. — Новое время, 1898, 18 января.
Это произведение, написанное в 1906 году имеет явную отсылку к «Ермоловой». соч., с. 581. 13 И. Репин, указ. Она была хорошо сложена, отличалась «строгой красотой» современники, обращавшие особое внимание на взгляд актрисы, писали про свет и глубину её «глубоко карьих» глаз. Выразителен жест сомкнутых рук, который говорит о сдержанной внутренней силе актрисы, умевшей передать «всю сложность женской души, до слез трогательной, до ужаса страшной, до смеха комичной» (К. В первом ряду сел в кресло среднего роста коренастый человек. Демонстрация масштаба личности достигается— в том числе— за счёт формата холстов: портреты Ермоловой и Шаляпина (235133 см)— это «изображения в размер натуры». Торжественное «открытие» портрета состоялось в 1907 году во время банкета, устроенного в честь Ермоловой.
В январе 1914 года состоялась первая посмертная выставка работ Серова. На сцене нет Марии Николаевны Ермоловой. Искусствоведы отмечают, что, вероятно, это восприятие граничит с тем, что Серов писал Ермолову вне возраста, стремясь сохранить её внутреннюю сущность и «вечные черты». соч., с. 345. 14 См. : Л. Мошин. По утверждению Ильи Репина, с той поры «его милый характер круто переменился». Артист Малого театра Михаил Ленин рассказывал, что они «плавали среди бесконечно бушующего моря, это был такой взлёт могучего темперамента, что у меня дрожал каждый нерв»826. Знал, что сценические подмостки были для Ермоловой общественной трибуной, откуда она произносила слова, «палящие огнем, проникнутые безграничной любовью к свободе и ненавистью к гнету» (Вл.
Однако общее настроение их картин— разное. Лицо лишь слегка обозначено. При этом, несмотря на связь с предыдущим опытом Серова, портрет Ермоловой настолько своеобразен, что искусствовед Владимир Леняшин применил по отношению к нему слово «загадка». Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности. Портрет был ему заказан Литературнохудожественным кружком.
4. Все «фигуры в чёрном» у Серова одиноки: изображения Шаляпина и Горького написаны на абсолютно пустынном фоне Леонид Андреев словно погружён во мрак графически точные линии стены и зеркал на портрете Ермоловой созданы для того, чтобы сосредоточить внимание на властном лице и силуэте актрисы. Вертикальная форма полотен, на которых актриса и певец написаны в полный рост, с ног до головы, превращают картины «в настоящие памятники исторической значимости артиста». Серов, скрупулёзно изучавший мельчайшие нюансы в настроении актрисы, уловил «доминирующий» оттенок её взгляда— по мнению искусствоведа Наталии Радзимовской, «он состоит в необычайной просветлённости». Актрисе и художнику для создания портрета потребовались тридцать два сеанса.
Из жизни художника. Той же цели служат арки, которые по форме совпадают с линиями головы и рук Ермоловой. Той же цели служат арки, которые по форме совпадают с линиями головы и рук Ермоловой.
Работал напряженно. Газета «Русские ведомости», разместившая отчёт о мероприятии в номере от 13 марта 1907 года, писала, что портрет Ермоловой, «очень эффектно освещённый и окружённый лаврами», стал украшением зала13. Обозреватель газеты «Гардиан» (англ. The Guardian) назвала портрет Ермоловой «виртуозным выступлением как актрисы, так и художника»81.
Судя по замыслу Серова, художник изначально решил сделать акцент на силуэте актрисы— он тёмный на светлом фоне, а сами линии строго предопределены. С этого холста она продолжает жечь сердца»6768. в зеркале у края холста). Ни к чему эта затея.
Освещённые складки платья создавались на чёрном фоне с помощью «жидких прописок» белилами. По его мнению, художник сумел передать в удачном полотне голос Ермоловой. В портретной живописи Серова, в том числе в «Ермоловой» исследователями обнаружены оригинальные пространственные концепции и композиционные принципы. Размер— 224120см. Приехал, позвонил.
Ермолова была немного выше среднего роста. По словам Владимира Леняшина, «репинские портреты бодрят, перед холстами Серова всегда чуточку щемит сердце»74.
Среди представленных экспонатов, демонстрировавшихся до середины марта, был и «Портрет М. Н. Ермоловой» (поступил на выставку из собрания Литературно-художественного кружка)20. Творческое развитие Серова шло под мировоззренческим девизом «Ищу человека», что означало движение художника к некоему этическому идеалу. ". В число людей, принявших картину, входил литературовед Сергей Дурылин— он, в частности, писал, что портрет Ермоловой является «лучшим отражением творческой личности» актрисы. Я буду писать в те дни, когда вы свободны, на следующий день после спектакля, не так ли. Все стихло. На сцене идет трагедия Шекспира «Макбет». Серов пристально смотрит на сцену, чегото ждет.
Она исчезает, растворяется в другом образе. Серов, скрупулёзно изучавший мельчайшие нюансы в настроении актрисы, уловил «доминирующий» оттенок её взгляда— по мнению искусствоведа Наталии Радзимовской, «он состоит в необычайной просветлённости». На торжестве было прочитано большое количество адресов и речей в честь актрисы. И Ермолова и Шаляпин изображены художником в тот момент, когда они находятся в «фазе творческого подъёма».
Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось. В 1907 году Ермолова, устав от интриг со стороны театрального начальства испытывая недовольство художественной жизнью Малого театра и чувствуя переутомление, решила оставить сцену (позже выяснилось, что не навсегда)14. Внешние данные Марии Николаевны были не менее значительны. Так в портрете соединились настоящее лицо и маска как «суть творчества трагического актера»5254.
Ермолова как модель и ранее привлекала внимание художников. – Артист, 1890, 11, кн. Архитектор и художник Фёдор Шехтель признавался, что при взгляде на портрет Ермоловой у него возникало ощущение «то холода, то жары»: «Чувствуешь, что перед тобою произведение как бы не рук человеческих.
Немирович-Данченко в своём выступлении, в частности, сказал: «Когда мы вспоминаем ваши сценические создания, сотканные из тончайших страданий, мы называем вас певцом женского подвига»15. Зеркала зрительно расширяют пространство, добавляют картине «глубины и воздушности». С Серовым она познакомилась в 1903 году. Глаза устремлены вдаль. Тогда же состоялось и своеобразное «открытие» портрета Ермоловой кисти Серова. Актёрская убедительность Ермоловой была столь сильной, что, по воспоминаниям Татьяны Щепкиной-Куперник, во время премьеры спектакля «Татьяна Репина» по пьесе Алексея Суворина и партнёры по сцене и публика поверили в реальную смерть актрисы: «В зале творилось что-то неописуемое: истерики, вопли, вызывали докторов, выносили женщин без чувств».
Оно стало первым в цикле портретов корифеев Малого театра, которые создал Серов. Вертикальная форма полотен, на которых актриса и певец написаны в полный рост, с ног до головы, превращают картины «в настоящие памятники исторической значимости артиста». Картины «Девочка с персиками» и «У балкона.
Чуть меньше, чем в три четверти, он стал органически связанным со всем силуэтом фигуры. Возобновление работы произошло осенью того же года. Василий Дмитриевич Поленов, Елена Дмитриевна Поленова. Не люблю выставляться напоказ. Судя по эскизу, к разработке фона и других деталей, определяющих пространство полотна, художник приступил на последующих этапах. В московской квартире Серова не было мастерской в привычном понимании этого слова. По настроению работы двух художников отличаются, но в них заметно использование одних и тех же приёмов.
Художественная жизнь России на рубеже XIX—XX веков. Очень достоверно передана обстановка комнаты. Она уходила вся в жизнь тех, кого изображала, а личной жизни у нее почти не было» (А. В 1935 году благодаря Михаилу Нестерову, считавшему, что портрет является шедевром и должен быть доступен массовому зрителю, картина попала в Третьяковскую галерею на правах «временного хранения».
Такой мы ее и запомнили по картине Валентина Серова. Каждое слово, произнесенное на сцене, звучало как набат. Грабарь. 27-я выставка картин Товарищества художественных выставок.
По его мнению, Серов был представлен на ней «как никогда, в блеске своего таланта», а портрет Ермоловой— «такая изумительная психология, такое виртуозное мастерство, такая простота и величие красок, которых он, может быть, не достигал ещё ни в одном портрете». Возобновление работы произошло осенью того же года. В своём творчестве, напоминавшем работу скульптора, Ламанова использовала «метод наколки», при котором длинный кусок ткани, задрапированный на фигуре клиентки, закалывался десятками булавок.
По словам Владимира Леняшина, «репинские портреты бодрят, перед холстами Серова всегда чуточку щемит сердце». илл. ). Он бывал в её ателье, слушал там лекции о современной моде, делал эскизы моделей.