Статуя Святого Георгия Донателло

Автор статуй «Святого Георгия» — Донателло — крупнейшая фигура итальянского ваяния раннего Возрождения. Автор статуй «Святого Георгия»— Донателло— крупнейшая фигура итальянского ваяния раннего Возрождения.

Чувствуется, как нагрузка торса ложится на ноги, как тяжело свисает плотная ткань одежды. Тело немного изогнуто.

Этот молодой герой стоит непоколебимо, как скала. Белый конь в миниатюре Лимбургов похож на игрушечную лошадку. Своего рода апогеем творческих исканий молодого Донателло стала статуя св. Эта «двойная жизнь» позволяет шедевру, с одной стороны, продолжать жить в городской среде, радуя взор прохожих и в то же время быть музейным экспонатом, привлекающим внимание любителей искусства и исследователей.

Автором пьедестала был Дезидерио да Сеттиньяно. Давид – библейский персонаж, псалмопевец. статуи пророков для кампанилы (колокольни) флорентийского собора. В 1912 году в России вышел труд Н. Горбова о творчестве скульптора. Нет надобности долго распространяться о проявлениях новаторства в рельефе Донателло. Это одна из трёх скульптурных портретов, выполненных Донателло.

  • Донателло – итальянский скульптор эпохи Возрождения
  • Брунеллески и Донателло – выдающиеся мастера эпохи раннего Возрождения
  • Донателло великий итальянский скульптор
  • Донателло – величайший скульптор и его творения
  • Скульптор Донателло: биография, работы, фото

И только Христос спокоен и тверд. Донателловским фигурам с их мощной пластикой было слишком тесно в отведенном им пространстве (теперь статуи хранятся в Музее собора).

149). Этот папа совмещал в себе все противоречия века. В своем «Благовещении» Донателло, без сомнения исходил от свежих римских впечатлений, но сделал это столь тонко и тактично, что ни о каких прямых заимствованиях из произведений античного мастерства здесь не приходится говорить. В богатом декоративном обрамлении рельефа с применением позолоты Донателло хотел оттенить радостный характер развернутой перед зрителем сцены. Но и этого ему мало.

  • Библиотека Гумер – культурология
  • 600 лет «Святому Марку» Донателло
  • Донателло Статуя евангелиста Иоанна
  • Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса

Однако картины Яна ван Эйка уже совсем другие. Несмотря на то что статуи находились в нишах, они сразу привлекали внимание суровой выразительностью и внутренней силой образов («Св. Искусствовед Б. Р. Статуя рассчитана на обозревание спереди. Его творчество поражает разнообразием новых начинаний. Когда молодой Моцарт приехал в Париж, он обратил внимание — о чем написал отцу, — что все модные симфонии здесь имеют финал в быстром темпе и решил поразить своих слушателей медленной интродукцией к завершающей части сочинения.

В своём искусстве он старался придерживаться максимального реализма. Святую всегда изображали молодой, в обществе Иисуса Христа, скорбящей о его кончине либо радующейся Вознесению Господню. Итальянцы прозвали его Гаттамелатой (Хитрой Кошкой). 120 илл. Ирод в ужасе отшатнулся, выставив вперед руки. Высота 1, 58 м. Национальный музей Барджелло (Флоренция)Эта скульптура – первое изображение свободно стоящей обнажённой фигуры со времён античности.

  • Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
  • Зимние пейзажи выдающихся художников
  • 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии
  • Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
  • Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста
  • Уильям Блейк: необычные картины английского поэта

У него сосредоточенный, глубокий взгляд он прочно стоит на земле, широко расставив ноги. Видимо, этим объясняется помещенная на видном месте подпись художника, начертавшего по латыни: «Johannes de eyck fuit hic» (Ян ван Эйк был здесь). Георгия (1415 год), а также Аввакума и Иеремии (годы создания – 1423-1426).

Этот несравненный образ порывистой юношеской отваги получил широкое признание. Приём отдельного расположения фигуры (подобно античным) получил развитие в творчестве Донателло. На реальном озере художник поместил фигуры реальных рыбаков – отнюдь не величественных апостолов старой живописи, но простых, грубоватых людей. Однако со временем труд его из камерного превратился в научный трактат.

7: 9): «После сего взглянул я и вот, великое множество людей, которых никто не мог перечесть из всех племен и колен и народов и языков стояло пред престолом и пред Агнцем. ». Здесь Донателло, стремясь выразить новые гражданственные идеалы, превзошел самого себя, создав один из самых счастливых и жизнерадостных образов ренессансного искусства, близкий по общему своему духу тому, что позднее четко сформулировал Альберти: «безмятежность и спокойствие радостной души, свободной и довольной самой собою». Хотя статуя Георгия стоит в ранее сделанной готической нише, она не вступает с ней в противоречие, так как и в статуе очень сильно выражены вертикальные линии (прямое положение всей фигуры, перекрестье щита, шея, нос). В 1403—07 гг.

Этот шаг Донателло сделал позднее – в своей стоявшей на колонне статуе «Изобилие», украшавшей старый рынок во Флоренции (1428-1431 не сохранилась) и в статуе обнаженного Давида, также увенчивавшей колонну. Слава Донателло росла с каждым годом и строительная комиссия собора решила заказать ему пять статуй для украшения ниш Кампаниле. Донателло (собственно Донато ди Никколо ди Бетто Барди) родился около 1386 г. во Флоренции в семье чесальщика шерсти. Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон. Донателло отлил ее в 1447 году, а установлена эта работа была немного позже – в 1453-м.

  • Клод Моне – человек, дарящий «впечатление»
  • Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
  • 1913-й – революционный год в истории искусства и авангарда
  • Самые красивые города в вечернем освещении
  • Юлиус Нойброннер и невероятный мир голубиной фотографии

Статуя сразу привлекла внимание современников, т. к. Едва намеченная пространственная глубина в «Жертвоприношении Авраама» превращается в «Историю Иакова и Исава», в сложную многоплановую композицию, уходящую далеко вглубь.

Но достоверными эти сведения считать нельзя. Он не оставляет без украшений буквально ни одну поверхность, даже каннелюры пилястр он покрывает чешуйками, он предельно усложняет и цокольную часть и антаблемент (семь полос. ) и завершающую часть в виде полукруглого фронтона с волютами. Георгия, выполненная по заказу цеха оружейников для Ор Сан Микеле (теперь хранится в Барджелло). Но в богатой пластической жизни тела с широким использованием контрапоста (выдвинутые вперед правое плечо и нога, повернутая в обратную сторону голова, отставленная назад левая нога) ощущается уже стремление мастера свободно развернуть фигуру в пространстве.

После сильного пожара монастырь Санта Кроче нуждался в реконструкции. Перейдём к первому периоду, длившемуся до 1443 года. Фигура Марка необычайно устойчива и монументальна. Днем он работал над воротами, а вечерами писал свои «Комментарии» — историю искусств.

  • Тайная вечеря – ошибки Леонардо да Винчи
  • Самые необычные уголки Европы: квартал Ла-Пинья, Сан-Ремо, Италия
  • Даг Джонс: актёр, который всегда скрывается под маской
  • : музыка, которую можно увидеть
  • Эдриан Броуди: 5 интересных фактов
  • Сирша Ронан: фильм её жизни и погоня за «Оскаром»
  • Донателло – основоположник скульптурного портрета

Донателло первый добивается в рельефе истинного впечатления пространства, в соблюдении законов перспективы сближает раннеренессансную пластику с раннеренессансной живописью и окончательно отходит от готического «реализма деталей» во имя реализма осознанного и обобщающего. Вместе с другими мастерами во Флоренцию прибыл и двадцатилетний Лоренцо Гиберти. Иоанна Крестителя в Санта-Мария-Глориоза деи Фрари (Венеция) и еще более необычная фигура святой Марии Магдалины для баптистерия во Флоренции.

Георгия в этой работе мастер воплотил ренессансный идеал воина-героя, придав образу величие и наполнив его патриотическим гражданственным звучанием.

  • Описание скульптуры Донателло «Святой Георгий»
  • Краткие биографические сведения о скульпторе Донателло
  • Поездка в Рим, второй флорентийский период
  • Филиал Лувра открывается в Абу-Даби
  • Альбертина — самый посещаемый музей Вены

Там, быть может, самые восхищенные строки посвящены «Святому Георгию Победоносцу»: «Маленькая голова на длинной шее — тип флорентийской красоты — немного повернута налево. Сюжет скульптуры заимствован из «Ветхого завета»: в благородном металле скульптор запечатлел библейского пастуха Давида, который победил великана Голиафа и стал царем Израиля. 157, можно убедиться, что в живописи ван Эйка все иначе. В 1407 г. Донателло покинул Гиберти и начал работу в мастерских флорентийского собора.

В её лице отражены кротость и благодарность за неожиданный Дар». До поездки в Рим у Донателло преобладало реалистическое направление творчества. Таких мощных складок искусство треченто не знало, чтобы найти им аналогии следует обратиться к пластике Никколо и Джованни Пизано. Марк, можно поверить и его писаниям».

По сторонам изображены благочестивые донаторы в молитвенных позах (илл. Хотя документы указывают на более раннее (1411-1413) возникновение статуи евангелиста Марка в нише Ор Сан Микеле, в художественном отношении эта вещь превосходит статую Иоанна.

  1. ТОП 10 памятников всемирного наследия ЮНЕСКО в Испании
  2. Собор Святого Якова в Сантьяго-де-Компостела

Очевидно, Донателло переживал творческий кризис, который мешал ему работать. С точки зрения идеи— патриотического подвига— «Святой Георгий» Донателло предвосхитил «Давида» Микеланджело. Таким образом, Донателло работал в двух стилях: реалистическом и классическом.

Она возникла около середины второго десятилетия (1415-1417)- В «Георгии» Донателло наиболее полно воплотил новый гражданственный идеал. 219 илл. С августа 1432 года по май 1433 года Донателло находился в Риме.

В конце XVI в. алтарь был разобран. Его гуманистические друзья подтверждают, что он был знатоком древнего искусства. Особенно это заметно в изображении св.

Донателло – итальянский 
скульптор эпохи 
Возрождения

Во-первых, я писал только о тех произведениях, которые мог показать в иллюстрациях. Глубина изображенного на этом «рельефе-картине» пространства никоим образом не зависит от их присутствия. Увеличить масштаб самих фигур — меньше их уместится. В 1433 г. он завершил мраморную кафедру флорентийского собора.

Такие детали, как обрамление дверного проема с увенчивающим его фронтоном (щипцом), свидетельствуют о тщательном изучении древних памятников, например Пантеона (стр.

Скульптуры, созданные им в этот период, действительно великолепны. Статуя предназначалась для фонтана во внутреннем дворе палаццо Медичи. В нём Донателло был занят работой над украшением собора и церкви Орсанмикеле во Флоренции. Воин протягивает Ироду блюдо с головой Иоанна Предтечи. Здесь и портик и арки и лоджии и порталы и ведущая вглубь лестница. Таким методом пользовались ещё в античном искусстве.

Фигура Марка пропорциональна, устойчива и монументальна. 161 показана часть алтаря, созданного им для женевской церкви в 1444 году. У Донателло нередко одни и те же мотивы повторяются в разные периоды жизни, но применяются в различных аспектах и в различном толковании. Во время пребывания в Риме Донателло выполнил еще две надгробные плиты – папы Мартина V в Сан Джованни ин Латерано (Донателло принадлежат только голова и руки, все остальное – работа флорентийского ювелира Симоне Гини, отливавшего плиту) и Джованни Кри-велли в Санта Мария ин Арачели (полустерлась). Недаром он не побоялся обострить на творческой почве свои отношения и с Брунеллески, хотя последний был его другом, приобщившим мастера к новому направлению в искусстве. После «Пиршества Ирода» для сиенского баптистерия самым сложным по композиционному построению является рельеф на тот же сюжет из Музея Викар в Лилле (ок. Марк, можно поверить и его писаниям. Их пейзаж больше походил на декорационный задник или шпалеру, чем на живую природу.

Его параллельно расположенные руки перекликаются с правой согнутой рукой Марии. Несмотря на поступление других предложений, ни одно из них не было реализовано. Сюжет заимствован из текста Откровения Святого Иоанна -Апокалипсиса (Откр. Петра и завершения ряда других заказов. Такие смелые сочетания мог себе позволить только Донателло при всем своем несколько нарочитом богатстве они все же не выглядят у него насилием над формой. Одна из главных работ Донателло 30-х годов – кантория (певческая трибуна) во флорентийском соборе (1433-1439) – И она имеет очень богатое декоративное обрамление: все плоскости покрыты орнаментом, фон и колонны испещрены углублениями, заполненными золотой пастой, что создавало эффект мерцающей мозаики.

В юности учился у золотых дел мастера, работал как художник. Статуя была поставлена около стены Палаццо Веккьо и как бы служила символом независимости Флоренции. Голову Давида украшает венок из листьев амаранта – античной эмблемы неувядаемой славы храбрых. Возведение капеллы было задачей для Филлипо Брунеллески.

Позднее данный портал получил также украшение в виде мраморного рельефа Нанни ди Банко (один из наиболее талантливых скульпторов, которые работали с Донателло на раннем этапе его творчества). Прекрасную копию «Георгия» можно видеть и в Музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве. Они веселятся не в одиночку, а гурьбой. Он довел до совершенства бронзовое литье и моделировку мрамора.

Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. 216-217 илл. В этих работах преобладает трагическая тема, которую развивает Донателло.

Это узкие, чисто готической формы ниши, увенчанные крутыми стрельчатыми арками.

Плоский рельеф изображающий голову св. Кроме вышеуказанной он выполняет алтарь св. Скульптор этот в поздний период творчества создал не так много интересных работ. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

По свидетельству Вазари, Донателло изобразил в облике пророков Иеремии и Аввакума неприукрашенные портреты двух уважаемых флорентийцев. Фигура исполнена достоинства. Спустя 90 лет Микеланджело создаст Давида: тело его полностью обнажено, правая рука опущена вдоль тела, в кисти вместо меча — камень, поворот головы вправо, дерзкий взгляд в сторону Голиафа (вместо змея), лицо полно чувства гордой мужественности.

Ему не хватало места на дверях. В 1425-1434 годы Донателло активно сотрудничал с архитектором и скульптором Микелоццо ди Бартоломео, они имели общую мастерскую и в содружестве создали целый ряд произведений, среди них четырехметровая мраморная пристенная гробница Бальдассаре Коша, антипапы Иоанна XXIII (скончался в 1419 г. ) (1425-1427) во Флорентийском баптистерии. Есть в этой статуе – постановке фигуры изгибе торса, движении рук – и отзвуки готики. На самом деле фигура полна движения, но сдержанного движения. Одновременно Донателло выполнил в Падуе конную статую кондотьера Эразмо де Нарни, уроженца Падуи, находившегося на службе у Венецианской республики.

Он возродил изображение наготы в статуарной пластике, положил начало скульптурному портрету, отлил первый бронзовый памятник, создал новый тип надгробия, попытался решить задачу свободно стоящей группы. Их крепкие фигуры скрыты тяжёлыми складками плащей. Идея возрождения стала укореняться на итальянской почве еще со времен Джотто.

Скульптор работы создал различные по тематике, в которых проявляется данный идеал. Герой изображен обнаженным, его тело абсолютно и прекрасно.

Донателло, овладев техникой rilievo schiacciato (сплющенного рельефа), с большим мастерством создал при невысоком рельефе многоплановое изображение – правая рука Марии, левая ручка Младенца, профиль головы Марии, лицо Младенца, фон – требовавшее виртуозного владения резцом. Данная статуя Гаттамелаты (1447-1453 года) – первый свободно стоящий конный монумент, который был сотворен в Европе со времен античности. Все в этой фигуре весомо и материально. Заключил Лоренцо трактат автобиографией.

Ему удалось сделать несколько пространственных зон, в которых находятся персонажи. Чтобы найти аналогии столь смелым перспективным решениям, надо обратиться к рельефам падуанского алтаря и проповеднических кафедр в Сан Лоренцо. Не совсем ясным остается вопрос о времени исполнения табернакля «Благовещение» во флорентинской церкви Санта Кроче343. Донателло выполнил большую часть работы в период между 1447 и 1450 годами, но статуя не была поставлена на пьедестал до 1453 года. Римские впечатления отразились в таких работах, как табернакль, выполненный для Капеллы дель Сакраменто по заказу Евгения IV (папы), Благовещение (иначе – Алтарь Кавальканти, см. Именно в Битве Святого Георгия с драконом был заложен принцип, характерный для так называемого rilievo schiacciato (сплющенного рельефа), приближавший рельеф к живописному изображению, возникновение которого стал возможен благодаря усилению реалистических тенденций в искусстве Ренессанса.

С помощью диагонали, которую образуют меч и жезл Гаттамелаты (прозвище Эразмо), а также положения рук, объединил фигуры коня и всадника в цельный силуэт скульптор Донателло. Евангелист Марк (1411). Кажется, нет такой силы в мире, которая способна сдвинуть его с места. Рисуя резцом, скульптор уподобляется пишущему картину художнику. 156).

Начиная с этой вещи Донателло вступает в период «бури и натиска», создавая на протяжении второго и третьего десятилетий один шедевр за другим, которые открывают новую эпоху в искусстве. По сравнению с «Иоанном» «Лука» Нанни кажется более элегантным, более пропорционально сложенным, более хрупким. Церковь Орсанмикеле (Флоренция)В 1411-1412 гг. свою красоту и славу. Пейзаж (холмы), который стал фоном действий рельефа – это тоже инновационный для того времени приём.

Кроме того, в книге ставится и несколько более сложная задача: рассматривать произведения в определенном историческом контексте из которого вытекают цели и устремления мастера. Однако это впечатление обманчиво. Опыты в технике рельефа у Донателло также были революционными.

И в этом проявился его характер. Статуя Святого Георгия является прекрасным наполнением готической ниши. Это один из первых ренессансных конных монументов. Гиберти идет от нижнего левого рельефа к правому верхнему.

Донателло не был столь знаменит, но к тому времени уже выполнил несколько важных заказов. Не менее привлекателен опустившийся перед нею на колени ангел.

Роспись принадлежит художнику, получившему известность под прозвищем Мазаччо (1401 – 1428), что означает примерно «Большущий Томмазо». В своем знаменитом бронзовом позолоченном Пиршестве Ирода, украшающем купель баптистерия в Сиене, скульптор сочетал горельеф с техникой rilievo schiacciato (сплющенного рельефа) фона. Современникам Донателло правдоподобие рельефа могло показаться почти невероятным.

(стр. Фигуры размещены на фоне закрытой двери, украшенной тончайшим линейным орнаментом. Все это одни лишь предположения ив настоящем своем виде табернакль воспринимается как единое целое, в котором рельеф и обрамление органически дополняют друг друга. Сцену «Благовещение» Донателло трактует с большой естественностью, простотой и задушевностью. Неудивительно, что такие представления обрели популярность в Италии. Усиливает пространственную иллюзию использование приемов прямой перспективы.

Цоколь статуи Святого Георгия украшает мраморный рельеф Битва Святого Георгия с драконом (около 1417 года). Так, в 1443 году Донателло получает приглашение в Падую, где и проживает десять лет. Она слегка наклонилась, что подчеркнуто изгибом спинки стоящего рядом кресла.

На илл. В своих персонажах Донателло особо подчеркивал их характерные черты, порой грубоватые и неприкрашенные, даже уродливые, однако живые и естественные («Пророк Иеремия», «Пророк Аввакум»). Охваченные смятением гости (один из них закрыл лицо рукой) отхлынули от стола, столпившись вокруг Саломеи, еще пребывающей во власти танца. В ней сильнее выражен индивидуальный характер человека. Донателло родился в 1386 (приблизительно) году в Италии.

фото ниже), певческая трибуна одного из флорентийских соборов, а также наружная кафедра, выполненная для собора в Прато (время создания – 1434-1438 годы). Донателло же создал свой собственный новый способ рельефа известный как schiacciato («сплющенный»). С точки зрения идеи — патриотического подвига — «Святой Георгий» Донателло предвосхитил «Давида» Микеланджело. Донателло отправляется в 1443 году в Падую. Можно себе только воображать теперь восхищение, пережитое когда-то флорентийцами. Такие победы одержали тогда и эти герои Возрождения — талаинтливые скульпторы.

Некоторое время он работал в Пезаро у синьора Пандольфо Малатесты. Эта скульптура отображает портрет современника, мужчины с большой лысой головой. Но внимания заслуживает не только сила воображения итальянского скульптора, воплотившего свое индивидуальное видение рыцарственного святого, но и новый подход к решению пластических задач. Святой Георгий изображён в доспехах — несложно догадаться, что сами оружейники проверяли достоверность в изображении лучших свидетельств своего мастерство.

Скульптор в исполнении придерживался натурализма, который граничил с духовным надломом. Георгий у Донателло — гибкий, стройный юноша в легких латах. Разглядывая фасад маленькой церкви – капеллы, созданной Брунеллески для влиятельного флорентийского семейства Пацци (илл. Несколько слов о том, какое место отводится в книге разным видам пластических искусств.

Он выполняет конную статую Эразмо де Нарни (статуя Гаттамелаты). Скульптор Донателло в период с августа 1432-го по май 1433-го находится в Риме. Завершение работы над памятником сопровождалось задержками. пока скрытой.

Небрежно наброшенный плащ покрывает его плечи. Этот несравненный образ порывистой юношеской отваги получил широкое признание. Идея возрождения в сознании итальянцев была тесно связана с идеей восстановления «величия Рима».

– 1446. ). Вес распределен на правую опорную ногу, левая нога отставлена в сторону и слегка согнута.

Антония в Падуе. В этом светлом интерьере с красивыми пропорциями нет ни высоких окон, ни вытянутых колонн, столь ценимых готическими зодчими. Период между классической античностью, на который они оглядывались с горделивым чувством и грядущей эпохой возрождения оценивался ими как достойный сожаления разрыв во времени, пауза в ходе исторического развития.

Практически сразу после приезда скульптор начинает работать над конной статуей кондотьера и дипломата Эразмо де Нарни (прозвище Гаттамелата). Мрамор. Донателло достиг этого эффекта не одним лицом поразительна и вся поза Георгия.

Мраморный рельеф Битва Святого Георгия с драконом (ок. 1417 г. ), Национальный музей Барджелло, Флоренция) на цоколе статуи Святого Георгия, созданный для флорентийской церкви Ор Сан Микеле, является самым ранним рельефом Донателло. Одним из первых он стал использовать в своих произведениях теорию линейной перспективы.

Марк, можно поверить и его писаниям». К первому относится его статуя Марии Магдалины (около 1454 года, находится во флорентийском баптистерии) изображающая изможденную иссушенную постом и покаянием старуху, едва прикрытую рубищем и длинными волосами. Марк»). По словам Вазари, статуя Давида была создана по заказу Козимо Медичи. При этом мастер также преуспел, работая в бронзе. При всей живости и подвижности фигура, схваченная чеканным контуром, крепка, как скала.

72), не были знакомы с законами сокращения объектов по мере их удаления в глубину. В середине XVI века реликварий был передан в Пизу в церковь Сан Стефано. Уже в этой ранней работе проявляется интерес художника к созданию героизированного образа. В искусстве, по его мнению, должна была отражаться настоящая природа человека и окружающего мира. Мастер, работавший над статуями между 1416 и 1435 годами, не мог пожертвовать своими эстетическими идеалами ради заданной ему формы готической ниши.

Французское слово «ренессанс», собственно и означает возрождение или восстановление чего-либо. Подобная трактовка лишает фигуру всякой статичности, что тонко подметил уже Вазари. А бескорыстие «амбициозного» ваятеля доходило до того, что он поставил у дверей своей мастерской корзину с деньгами, чтобы его нуждающиеся друзья имели средства для существования.

Он превосходит готических мастеров в пристальности и точности натурного наблюдения. Но внимания заслуживает не только сила воображения итальянского скульптора, воплотившего свое индивидуальное видение рыцарственного святого, но и новый подход к решению пластических задач. Путти Донателло предельно общительны. 144). Марка и Св.

С риском наскучить читателю я все же настойчиво отсылаю его к более ранним образцам, дабы в сравнении обозначилась дистанция, отделяющая данного художника от его предшественников. Внутри капеллы еще более очевидны заимствования из римской архитектуры (илл. Лицо наездника — идеализированный портрет с интеллектуальным выражением. Таковы были заданные мною правила исключения, так сказать негативные рамки книги.

Изначально скульптура занимала центр двора дворца Медичи во Флоренции во время свадьбы Лоренцо Великолепного в 1469 году. Донателло «Благовещение» (около 1428-1433). Но тогда читатель был бы в праве спросить, на каком основании в книгу, посвященную искусству, вошли не имеющие к нему отношения поделки, потеснив к тому же подлинные шедевры. В прослеживании этих отличий состоит самый простой путь к пониманию искусства прошлого. Наверху, на тяжелом аттике, помещен рельеф «Оплакивание Христа», выполненный в технике rilievo schiacciato.

Виппер отмечает в своей книге: «Андреа Пизано в своем распределении сюжетов придерживался традиций итальянского треченто — Гиберти же заимствует вертикальный принцип своего рассказа у северной готики: именно в таком порядке — слева направо и снизу вверх — совершалось чередование сцен в цветных витражах готического собора». Библейский пастух, победитель великана Голиафа, - один из излюбленных образов Ренессанса.

Донателло очень тонко использует контрапост для оживления фигуры. Поскольку итальянцы считали готов виновными в падении Римской империи искусство «среднего периода» они прозвали готическим, то есть варварским слову «готика» тогда придавался примерно тот же смысл, что сейчас слову «вандализм». Последние годы Лоренцо скитался по разным городам. У него главным является слитность группы, ее неделимость, ее нерасторжимость. По деталям, показанным на илл.

Но все они так обработаны, чтобы выявить жизнь скрывающегося за ними тела. Подражание античному искусству можно обнаружить в бронзовом барельефе в музее Барджелло во Флоренции изображающем триумф Вакха в полуфигурах Силена и вакханки на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее в Лондоне). Вокруг он изобразил цветочный узор.

Гиберти принимает решение уменьшить количество рельефов с 28 до 24. В 1417 году ему поступает заказ от гильдии оружейников на создание статуи Св.

При этом пришлось пожертвовать преимуществами броского литературного стиля. Итальянский скульптор Лоренцо ди Чоне Гиберти родился в 1381 году. Немало вопросов вызывает позднее творчество Донателло. В творчестве мастера наступил новый период.

Срок исполнения работы — один год. 21: 4-8). Вторую он отвел искусству Средних веков.

Его слава, усиленная многочисленными восторженными отзывами, распространилась повсюду. Это вообще типичная черта искусства раннего Возрождения. и Донателло.

Позднее римские арки скульптор перенесет на свои рельефы. Тогда свиток в руках Давида был сменен на пращу, которая получила призывающую к гражданским подвигам надпись: «Тем, кто храбро сражается за родину, боги даруют помощь даже против самых страшных противников». Исаак изображен коленопреклоненным, со связанными за спиной руками, опущенной головой, с безмолвной покорностью принимающий свою участь.

114 илл. Движения фигур резки и порывисты, художник не пытается смягчить жестокость сцены.

Достаточно сравнить, как написаны фоны с деревьями и постройками, чтобы увидеть различия. 148). Скульптура отличается живостью исполнения.

159). Донателло переживал очевидный упадок в творчестве в течение последних трех лет в Падуе. Они возятся со снастями и неуклюже стараются выправить положение накренившейся лодки. Цецилии в профиль, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится в Англии).

Георгия (обе завершены в 1415 году), предназначенных для ниш на внешней стороне церкви флорентийских гильдий. Над их созданием мастер работал на протяжении почти двух десятилетий (с 1416 по 1435 год). Отливка была произведена в 1427 году, посредством Джованни ди Якопо. Жизнь избороздила глубокими морщинами поблёкшее лицо Аввакума, он совсем облысел.

Давид и статуи пророков (примерно 1430-1432 годы) во многом еще связаны с существовавшей в то время позднеготической традицией. И хотя Донателло здесь явно фантазирует, нагромождая один архитектурный мотив на другой, он все же фантазирует в ключе Альберти, а не Брунеллески. Они прыгают, скачут, радуются, брыкаются. 143) его фигуры могут показаться оцепенелыми и неловкими. Статуя Георгия – одна из вершин творчества Донателло.

Стремление к реалистическому изображению иллюзорного пространства приводит скульптора к созданию сплющенного рельефа, где впечатление глубины производится с помощью градации объемов.

Эта статуя стала предком всех конноспортивных памятников, построенных с тех пор. Здесь он вновь вплотную соприкоснулся с античными памятниками, общался с Брунеллески и Альберти, работал для папы Евгения IV. Донателло воссоздал страшный момент: исполняется преступное желание царевны Саломеи, которая в награду за свой танец потребовала от царя Ирода голову Иоанна Крестителя. Композиция была составлена из статуй Мадонны с Младенцем, Распятия (располагается теперь высоко над алтарем Святого Франциска) и ряда прочих фигур изначальный порядок расстановки которых был позже изменен. Основоположник ренессансной архитектуры был первопроходцем и в других областях.

То же самое относится и к фигурам. Обе работы показывают новое понимание реальности автора, на фоне тяжелого психоэмоционального состояния. Оплата за него была произведена в 1427 и 1430 годах. То же направление видно в его статуе пророка Аввакума известной под названием Zuccone («головастый»), которая помещена на фасадной стороне колокольни Джотто во Флоренции.

На илл. 179 илл. В настоящее время эти статуи находятся в музее собора во Флоренции. Ни одна часть (в том числе и наискось поставленный щит) не выступает из плоскости, руки прижаты к телу, завязанный узлом плащ крепко охватывает корпус.

Отсюда рождается та цельность, в которой тело неотделимо от одеяния и одеяние от тела. Сравнив ее со скульптурами готических соборов, мы увидим, как решительно порвал Донателло связи с прошлым. Георгий стоит уверенно, слегка расставив ноги, опираясь на щит.

Они потребовали от художника исправить это нарушение. Лошадь со створки Гентского алтаря, при всем сходстве стати и поступи, выглядит живой. Скульптор создал новый тип рельефа, т. н. живописный.

Это вообще типичная черта искусства раннего Возрождения. Первым бесспорным из дошедших до нас произведений Донателло является его «Давид» в Бар-джелло. Фигуры, вписанные в перспективное обрамление, подобны объемным изваяниям. В творчестве Донателло глубокий интерес к реальности во всём многообразии её индивидуальных, конкретных проявлений сосуществует со стремлением к возвышенному обобщению и героике. Именно этим новым подходом, переключением творческих интересов объясняется замечательная убедительность статуи Донателло (Эрнст Гомбрих).

149). Но даже с учетом вышеизложенного, я вынужден был многим пожертвовать. Донателло так обрабатывает переднюю сторону статуи (а она рассчитана на рассмотрение с фронтальной точки зрения), что она воспринимается как своего рода рельеф.

С его именем связывают открытие, во многом определившее дальнейшее развитие искусства, – открытие перспективы. В череде последних работ ваятеля выделяются бронзовая группа «Юдифь и Олоферн», созданная около 1456 года и полная драматического надрыва деревянная статуя Марии Магдалины. 75). Произведения Донателло в ризнице церкви Св.

Образом послужил памятник Марку Аврелию. Одним из наиболее радикальных новаторов в живописи был швейцарец Конрад Виц (1400. для фасада кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции разными скульпторами были созданы статуи четырех евангелистов: Иоанн Богослов работы Донателло, апостол Лука работы Нанни ди Банко, апостол Марк – Николо Ламберти, апостол Матфей – Чуффаньи. Впервые в истории художник стал очевидцем в подлинном смысле слова. «На задней стороне дверей, — пишет М. Ненарокомов, — так и сохранилась на вечные времена разметка на 24 квадрата.

Позже Георгий был заменен копией, а оригинал находится в Национальном Музее. Это приводит к легкой обозримости статуи, которую можно без труда охватить одним взглядом, чему немало способствует ясная, тщательно продуманная композиция фигуры. Донателло «Давид» (около 1440). Впоследствии Джордже Вазари напишет: «Каждый принялся за работу со всяческим рвением и старанием, вкладывая в нее всю свою силу и умение, дабы превзойти друг друга в совершенстве и скрывая в тайне то, что они делали, чтобы не было совпадений». Брунеллески применил их для того, чтобы подчеркнуть формы и членения интерьера.

Гармоничное спокойствие делает Давида самым классическим из произведений Донателло. После чего вновь пригласил принять работу старейшин цеха. Обратите внимание на форму арки, полукружие которой срезается пилястрами (плоскими полуколоннами) верхнего яруса.

Спокойное достоинство разлито во всём облике Гаттамелаты, одетого в римские доспехи, с обнажённой на римский манер головой, которая является великолепным образцом портретного искусства. Такая лепка рук, сведенных бровей могла возникнуть только при самостоятельном, не зависимом ни от каких образцов исследовании натуры. Донателло с большим мастерством выразил индивидуальный характер персонажа.

А это и составляет сущность донателловского образа. Здесь одеяние полностью подчинено телу, прямым отголоском которого оно является. 118), здесь изображены сцены из жизни Иоанна Крестителя.

Широкое использование контрапоста (отставленное назад правое плечо, слегка повернутая в другую сторону голова, отодвинутая вглубь левая нога, небольшой изгиб корпуса) позволило скульптору внести большое разнообразие в трактовку драпировок. Как и на известной нам средневековой купели (стр. У людей, привыкших к готическому изяществу, такая композиция могла вызвать потрясение. Его плотная фигура напоминает фигуры во фреске Мазаччо илл. Совсем другое у Донателло.

Донателло создал образ Марии в преклонных годах, показав ее уставшей изможденной. Это и делает статую таким неповторимым произведением искусства. Донателло выполнил всего две работы между 1450 и 1455 годами — деревянная статуя Св.

Ранее мощные и хорошо сложенные тела Донателло стали иссохшими, а лица выражали сильное эмоциональное напряжение внутри. И в каждом из них Давид предстаёт в особом образе. Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон. Ему неведома донателловская мощь.

Донателло был ключевой фигурой в истории ренессансной пластики. В этой фигуре всё значимо. Все семеро должны были сделать одну контрольную работу — «бронзовую историю», подобную тем, которые ранее исполнил Андреа Пизано для южной двери баптистерия. И все равно что-то не устраивало Лоренцо. Это один из первых ренессансных конных монументов.

При всей живости и подвижности фигура, схваченная чеканным контуром, крепка, как скала. Донателло приближал рельеф к живописи.

Этот несравненный образ порывистой юношеской отваги получил широкое признание. И тогда один из них сказал: «Это Господь». Молодая Мария отпрянула от ангела испуганная его неожиданным появлением.

Всё поле кафедры занимает ликующий хоровод пляшущих путти – нечто вроде античных амуров и одновременно средневековых ангелов в виде обнажённых мальчиков иногда крылатых изображённых в движении. Местные жители, по легенде, считали двух друзей кладоискателями. Массивная голова с осанистой бородой, мужественное, сильное лицо, тяжелые, привыкшие к труду руки придают Иоанну такую внушительность, которая невольно заставляет вспомнить о «Моисее» Микеланджело. Поскольку скульптура должна была стоять в нише на специальном возвышении, то художник несколько деформировал в сторону увеличения пропорции ее плеч и головы. Позитивные же задачи должны предстать из нее самой.

У Донателло пророки Иеремия и Аввакум – цельные и духовно богатые натуры. Лаврентия изображающим Страсти Господни. Здесь начинается следующий этап его творчества.

Здесь все – новаторство. Донателло. В этом смысле его можно сравнить с тем же Караваджо и другими творцами реалистами. Мне не хотелось сводить текст к перечислению имен — тем, кто не знает произведений, такой текст ничего не говорит, а для тех, кто знает, он будет поверхностным.

Его можно видеть еще и сегодня, он не сильно изменился со времен Конрада Вица. Свою творческую карьеру Донато начал в качестве ювелира в Пистойе. В 1422 году голова раннехристианского мученика Святого Россоре (1425-1427) была перевезена из Пизы во Флоренцию, было задумано изготовить новый драгоценный реликварий в виде бюста, который монахи ордена гумилиатов заказали Донателло из бронзы с позолотой. Мы словно вступаем в дом четы Арнольфини. Пять фигур находятся в музее собора. Донателло передавал страсти резко, с некоторою жесткостью иногда даже в отталкивающих формах, как например, в выполненном из крашеного гипса барельефе «Положение во гроб», находящемся в церкви Св.

Первую часть его мастер посвятил античности. Вазари дал прекрасное описание этой статуи: «. Они были восхищены тем, насколько статуя стала пропорциональной и гармоничной, после чего безоговорочно приняли работу.

С наступлением утра на берегу явился Иисус, однако ученики не узнали его. Начал Гиберти писать для себя, чтобы лучше разобраться в искусстве прошедших веков. Церковь Санта Кроче (Флоренция)Вот что пишет об этой работе Джорджо Вазари: «Свое имя он прославил созданием Благовещения из песчаника, который помещен в Санта Кроче, на алтаре капеллы Кавальканти. Георгия. Статуя Святого Георгия, выполненная Донателло, принадлежит к числу произведений искусства, о которых можно сказать, что они словно живут «двойной жизнью»: есть подлинник, выставленный в Музее Барджелло и копия, которая занимает нишу на одном из фасадов церкви Орсанмикеле — именно для этого места и была создана мастером скульптура.

Скульптор понимал, что в каждом поле рельефа должно быть много фигур. Ведь эта книга замышлялась не как антология прекрасного, а как руководство для вступающих в еще не ведомые им края и такому читателю примелькавшиеся, «затасканные» примеры послужат знакомыми разметками незнакомого маршрута. Барахтающийся в воде Петр выглядит, как и следовало ожидать, довольно беспомощно. Голова Давида увенчана венком из листьев амаранта – античного символа неувядающей славы храбрых, эта деталь была, несомненно, подсказана Донателло знатоком античной литературы, вероятно, его другом Никколо Никколи – таким образом украшали статуи Ахиллеса, Язона, Геркулеса. Здесь он вместе с Брунеллески обмеряет памятники города изучает античную скульптуру. произведениях есть немало общего.

Особенно известен Святой Георгий – юноша-воин со щитом в руке. В 1430 году Гиберти едет в Рим, где потрясен обилием античных памятников. Донателло воскрешает здесь распространенный в античном искусстве прием постановки, этот мотив выявлен в фигуре Святого Марка с предельной четкостью и определяет как положение слегка изогнувшегося торса, рук и головы, так и характер складок одежды. Измельчить масштаб — создастся впечатление муравейника.

Это первый написанный с натуры пейзаж, первый «портрет» уголка природы. Перед жителями Флоренции предстала лёгкая, простая, понятная и гармоничная капелла. Именно для Евгения IV выполнил Донателло табернакль, который стоял в Капелле дель Сакраменто в папском дворце (теперь находится в сакристии деи Бенефичиати в соборе св. Петра в Риме). Табернакль очень свободно скомпонован, в явной оппозиции к строгим принципам Брунеллески. На плечи наброшен короткий плащ, завязанный узлом. Позднее он сказал, что почти умер «среди тех лягушек в Падуе».

Деревья братьев Лимбургов были схематичны и условны (стр. Задумчивый и спокойный Давид в пастушьей шляпе, затеняющей его лицо, попирает ногой голову Голиафа и словно не сознаёт ещё совершённого им подвига. В 1408-1415 гг.

Марка (1412 год), св. Третье правило также потребовало некоторого самоотречения.