Статуя Вольтера
Создал галерею психологических многогранных, жизненно ярких портретов представителей эпохи Просвещения, деятелей Французской революции конца XVIII в. (бюсты Ж. Ж. Руссо, 1778, О. Г. Мирабо, 1791 статуя Вольтера, 1781). В годы николаевского царствования был наложен негласный запрет и на упоминания о Библиотеке Вольтера в печати, хотя статьи о фернейском мыслителе иногда появлялись в русских периодических изданиях. Статуя сидящего Вольтера доставлена в Россию лишь в 1784 году. Всю статую Вольтера Пигаль лепил уже в Париже. И хотя скульптор подошел к исполнению статуи весьма серьезно, его и статую осыпали градом насмешек, сам Вольтер аттестовал это изображение коротко: «Обезьяна».
Вольтера отправили «в ссылку»: в 1851 году статую передали в гофинтендантскую контору, так как ей «нет места в новом Эрмитаже и ее там негде хранить».
Гудон Жан Антуан (статуя Вольтера)
Скульптуру спас граф Шувалов. Результатом занятий оказывается его «Экорше» (человеческая фигура без кожи), по которому было легко изучить мускулатуру тела. По бокам изваяния Океана стоят в нишах— с одной стороны изображение «Здоровья», а над ним расположен на гладком пространстве барельеф (работы Бергонди) изображающий деву-нимфу, приводящую к источнику истомленного воина.
30 мая 1778 года его не стало. Пигалю был абсолютно несвойствен строгий и отточенный академизм.
Все остальные расположены вокруг зрачка их глубина различна. Ее спас А. В. Шувалов, один из самых культурных людей в среде русского дворянства.
Итогом и вершиной этих поисков явилась одна из лучших работ мастера «Вольтер, сидящий в кресле» (зал 287). Над живописно нагроможденными грудами обломков дикой скалы возвышается монументальный фасад, сделанный из травертина наподобие огромной триумфальной арки, увенчанной величественной аттикой, которую поддерживают коринфские пилястры и колонны, — с гербом папы-строителя на самом верху. Даже знаменитый «Мальчик с клеткой» (1750, Лувр) Пигаля благодаря необычной силе, с которой передано сосредоточенное внимание ребенка, напоминает Пилона, Донателло или Гудона. Гудон снял слепки с лица и рук писателя и продолжил работу.
Жан Антуан (1741—1828) французский скульптор, статуя Вольтера
Заказы были многочисленны и, не желая повторяться, Гудон делает три варианта бюста. В основном это изделия из мрамора, всевозможные скульптуры и бюсты. Уже в первых работах Гудон заявляет о себе как мастер, причем мастер монументальных форм.
Приказ Николая он выполнил по-своему, спрятав статую. За счет этого даже безобразные лица удавалось сделать прекрасными, ничуть не добавляя какой-то внешней красоты в виде пухлых щек, округлого подбородка или других более привлекательных черт. Но в дальнейшем обстоятельства заставляют его почти абсолютно отказаться от монументально-декоративных работ.
Хотя литейщики обычно указывали на изделии дату создания модели, а не дату отливки, Гудон поступал наоборот. Она установлена на постаменте, отчего даже в уменьшенной копии сохраняется ощущение величавой царственности. В вольтеровской библиотеке преобладают книги по истории, прежде всего по истории Франции (около четверти общего числа) примерно столько же – книги по литературе и искусству (довольно полно представлена художественная литература и французская драматургия XVII – XVIII веков). К счастью, это не было насилием над характером дарования скульптора. Фомы, Страсбург) и монумент Людовика XV (около 1765, Королевская площадь, Реймс)».
- Скульптор Жан-Антуан Гудон – великий мастер гипсового и каменного портрета
- Презентация " век – век Вольтера"
- Памятник Вольтеру в парижском Пантеоне / Р
- Исаак и Авраам: две интерпретации
Скончался он 21 августа 1785 года. Не менее удался ему и портрет Вольтера. Интересно, что на одном из бюстов обозначен 1773 год — то время, когда была сделана реплика, а не сама модель. Картина старости дана с беспощадной правдой. Только с учетом этих условий должна оцениваться роль абсолютизма в 17 столетии, установившегося в форме централизованной монархии во Франции и Испании и в своеобразной форме княжеского мелкодержавного деспотизма — в Италии и германских государствах.
Переписка с Вольтером началась в 1763 году и окончилась лишь с его смертью. Как писал Рудольф Минцлов в книге «Прогулка по С. -Петербургской императорской публичной библиотеке», «при Императоре Николае I этот друг Екатерины не принадлежал уже к числу особенно любимых обитателей зимнего дворца. Его работы давно проникли в Россию. Повторение скульптуры, вероятно, отклик бронзолитейных мастерских на интерес русской интеллигенции к фигуре мыслителя, оставившего о себе память, как ревностного сторонника свободы и равенства. Увидев статую Вольтера, царь злобно распорядился: «Уберите отсюда эту обезьяну». «Экорше»— гордость ваятеля.
- Скульптурные портреты Растрелли
- Декоративная керамическая плитка в дизайне интерьера
- Это место относится к категории
- Отзывы и лента путешественников
- Общееколичествопросмотровстраницы
- Жан Антуан Гудон – Скульптура Вольтера (1781)
Гюбер не копировал внешность Вольтера, а останавливал внимание лишь на самом характерном. Четыре фонтана на людном перекрестке дали свое имя одной из главных улиц папского Рима. 30 мая 1778 года Вольтера не стало. Откинутые назад пряди волос придерживает лента, обнажая высокий лоб.
Размеры статуи значительны. «Пигаль в результате успеха своей конкурсной работы «Меркурий, завязывающий сандалию», – отмечает Арнасон, – оказался под покровительством мадам де Помпадур и десять лет занимался аллегориями, прославляя замену Amitie (дружба) на Amour (любовь) в ее отношениях с Людовиком XV. Этот Рим умел сделать игру вод лучшим своим украшением. Кажется, что движение не прервано.
Средняя часть представляет собой три ниши. Упорный труд по овладению приемами мастерства дал свои плоды.
Сам бюст Гудон изготовил двумя годами ранее. Но это длилось лишь несколько мгновений. Полон непосредственности и женского обаяния образ жены художника (ок.
Разумеется, собраны сочинения знаменитых мыслителей XVII – XVIII вв. Полнота впечатления возникает не сразу, а постепенно, по мере обхода статуи.
Дыханием великой эпохи овеян поэтически-приподнятый образ композитора Глюка (1775, Веймар, Библиотека). Однако в 1887 г. статуя была возвращена в Эрмитаж. Есть закладки без текста (из подручного материала – игральных карт, записок, счетов, черновиков Вольтера и его секретарей, обрывков писем, газет, журналов, книг). Многие из стран Европы становятся ареной классовых битв. Сначала Екатерина II приказала поместить ее в зале Антиков в Царском Селе.
Здесь Пигаль был абсолютно творчески свободен и, если и придавал своим моделям некоторую идеальность в духе времени, не заострял на этом внимание так, как в подчиненных театральной драматичности крупных работах. Другие известные произведения: "Меркурий". Очнувшись, старик с горечью воскликнул: «Что вы делаете, молодой человек. Скульптор облачил Вольтера в античную тогу, скрыв его немощное, худое тело. Правдивость изображения достигнута посредством точной передачи внешних черт. Кроме того, русский посланник при французском дворе, князь Голицын, заказал художнику два надгробных памятника для князей М. Д.
О фонтанах Рима можно было бы написать целую книгу.
В неустойчивой позе ощущается томная нега, кажется, что фигура вот-вот соскользнет со своей опоры. Она представлена сидящей на облаке. Облик Вольтера запечатлен и в изобразительном искусстве. В. Алпатову, А. И. Архангельской, Б. М. Бернштейну, А. Г. Габричевскому, 3. Философ сидит в кресле, чуть склонившись вперед.
1744. Позже этот бюст заказал русский коллекционер граф П. С. 306. ).
Гудон. В основном это изделия из мрамора, всевозможные скульптуры и бюсты. Библиотека Вольтера насчитывает 6814 томов, включая рукописи. Облик Вольтера запечатлен и в изобразительном искусстве. На самом же деле Гудон и здесь виртуозно владеет техникой обработки материала.
Первый подписанный и датированный бюст был выставлен в Салоне в 1778 году. В Государственном Эрмитаже, помимо бюстов Дидро, Вольтера и статуй Дианы и фернейского философа, хранятся еще бюсты Даламбера и двух малолетних дочерей князя Голицына. Здесь Вольтер словно уходил в себя, как улитка в свою раковину.
Голова немного повернута вправо и туда же направлен взгляд. Но было бы ошибкой не видеть огромной роли народных масс в этой борьбе. Но еще больше удивлял контраст между высохшим лицом старца и его необычайно живым и задорным взглядом, какой бывает свойствен лишь расцвету молодости. Жан Антуан Гудон (1741-1828) — знаменитый французский скульптор. Его автопортрет (1780) и портрет Дефриша, который выставлен вместе с терракотовым бюстом его слуги негра Поля, обладают всей непосредственностью гудоновского «Дидро».
Работа с натуры и слепки легли в основу целой серии гудонивских портретов философа. По мнению Гюбера, этот портрет не только всецело осуществляет его идеи, но значительно их превосходит. Мрамор. Вольтер, даже мертвый, даже мраморный, был ненавистен.
Культура 17 столетия воплощает в себе всю сложность этой эпохи. Разрешение Николая I было получено. В бронзовом бюсте Дидро (1768) Пигаль обнаруживает большую глубину и серьезность мысли. Сеансы приближались к концу, а результат их не радовал Гудона.
Предварительно условившись с художником, маркиз во время одного из сеансов подошел к сидевшему в кресле Вольтеру и возложил ему на голову специально принесенный лавровый венок, тот самый которым философ был увенчан после представления «Ирины». Особенно выразительны глаза – они кажутся прозрачными, блестящими. До сих пор по остаткам можно проследить его древнее направление. Борьба за политическое господство в европейских государствах 17 в. велась между двумя классами — дворянством и буржуазией.
Особенной популярностью у современников пользовался Меркурий. Фигура дряхлого старца дышит жизнию и спокойствием исполненным достоинства. Они спокойно падают отвесными водяными плоскостями, как Аква Паола на Яникуле. Одной из самых гениальных работ автора считается скульптура сидящего Вольтера.
Центральную фигуру маршала Пигаль сумел наделить величавым и мужественным благородством. Возможно, получив заказ на статую Вольтера, Пигаль вспомнил об этой фигуре и решает изобразить старого философа в виде «Умирающего Сенеки», обнаженного, но не стыдящегося своей наготы. Водоемы умножились в нем, распространились повсюду. Особенно впечатляющим выглядит взгляд Вольтера, который одновременно полон мудрости и жизненной силы. Стараясь приспособиться к новым художественным традициям, скульптор постепенно утратил оригинальность своего творчества.
Более трети книг имеют на себе читательские пометы Вольтера, так называемые маргиналии. Одна из самых знаменитых его работ — сидящая фигура насмешливого Вольтера, созданная в мраморе для Екатерины Второй (выставлена в Эрмитаже) её бронзовые копии были изготовлены для Комеди-Франсез и для публичной библиотеки Санкт-Петербурга. Голицыных. В опалу попадает и статуя Гудона. Оттуда она по трем направлениям распределялась в соседние части города.
Работа с натуры и слепки легли в основу целой серии гудоновских портретов философа. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 22, стр.
В 1744 году Пигаль выполнил мраморный вариант статуи. Она и послужила моделью для большой мраморной статуи, которая будет преподнесена мадам Дени в 1781 г. театру «Комеди Франсез». «Я непременно устрою Фернейский замок в Царскосельском парке. Корф получил письменное уведомление министра Императорского двора, где говорилось: «Государь Император имея в виду необходимость в абсолютно новом размещении в Императорском Эрмитаже редких и драгоценных художественных и других предметов для достижения сего Высочайше соизволил предназначить: из находящихся в Эрмитаже библиотек, с Вольтеровскою включительно, оставить в оном лишь те издания, кои относятся до изящных искусств их истории и археологические, равно Библиотеку Русскую, для служителей учрежденную и затем все прочее из тех Библиотек, равномерно и все хранящиеся в Эрмитаже манускрипты, не исключая и украшенных миниатюрною живописью, передать в Императорскую Публичную библиотеку». Это черта, общая всем лицам XVIII века.
Ироническая усмешка направлена не на зрителя, а связана с раздумьем мудреца. Близка к «Меркурию» мраморная «Венера» (1748) – образец декоративной скульптуры середины века. Однажды библиотеку посетил НиколайI, для которого слово «вольтерьянец» звучало бранью. Карьера Пигаля была удачной. Каждая вещь, вышедшая из его рук, заставляет забывать о ремесленной стороне искусства. По возвращении в Париж, вступил в брак с Сесилью Ланглуа.
Но когда ему несколько лет назад показали вырезанные этим швейцарцем силуэты Вольтера, они удивили его. и А. Д. При обходе выясняется и авторская логика, по которой создана внутренняя динамика образа. «Гражданин» – одна из фигур пьедестала – автопортрет скульптора. Кажется, что движение не прервано. Гудон утверждал, что стремится передать лишь портретное сходство.
Откинутые назад пряди волос придерживает лента, обнажая высокий лоб. В том же году за это произведение скульптор удостоился звания члена Академии. Хмурый, с лихорадочным испытующим взглядом предстает Руссо (1778, Орлеан, Городской музей) точно прислушивается, готовый вступить в беседу Дидро (1771, Париж, Лувр) трибун 1789 г. Мирабо (1790-е гг., Версаль), с надменным взглядом, словно парит над толпой, обращаясь к ней с речью мужественный борец за независимость североамериканских колоний Англии Джордж Вашингтон в статуе в рост (США, Ричмонд, Виргиния, 1787—1792) — весь воплощение гражданственности, самодисциплины и самоотречения. Портретную статую Вольтера Пигаль завершает в 1770 году.
Бросьте его в мою открытую могилу», — и, простившись со скульптором, покинул мастерскую. До 1783 года Пигаль был старшим скульптором Академии. Статуя в точности передает все особенности внешности и характера великого философа.
Скульптор изображает себя обнаженным, в полный рост. Лично участвуя в отливке, он сам дорабатывал каждую модель.
В. И. Ленина, Музею архитектуры Академии строительства и архитектуры СССР и персонально—М. При обходе выясняется и авторская логика, по которой создана внутренняя динамика образа. Честолюбию ЕкатериныII льстит надежда добиться славы гуманной властительницы.
Строганов. Он своими средствами лепил образ, казалось, ни мало не заботясь о сходстве. Теперь лицо Вольтера обращено прямо к зрителю, но глаза смотрят мимо него— в пространство. Это особенно верно в отношении его терракот, материала, в котором он достигал правдивости, свежести и непринужденности передачи мимолетного настроения или выражения лица.
Скульптор протер ее тампоном с толченым песчаником. Он прославился как автор «Меркурия», забавных и живых детских фигурок – «Мальчика с клеткой» или «Любовного послания», где маленький амур привязывает на шею голубю конверт с запиской. Непосредственно с революционной эпохой связано публицистическое творчество Жана-Антуана Гудона (1741—1828), создателя французского гражданственного портрета. С другой стороны— статуя «Изобилия» (так же, как предшествующая, работы Филиппа делла Балле), а над нею— рельеф, Агриппа, утверждающий план своего водопровода (работа Гросси), Аттика украшена пластическими символами четырех времен года в виде женских фигур. Средствами одной лишь пластики он достигает редкого светотеневого эффекта.
В своеобразную колесницу впряжены морские кони, управляемые тритонами. А на следующий день Гудон отправился в дом философа и сделал слепки с лица и рук умершего. Екатерина II, состоявшая в пере писке с философом, заказала Гудону статую Вольтера.
Язвительный острослов, чье перо и слово не щадили ни церковь, ни троны, ни человеческие пороки, блестящий сказочник, романист историк, драматург — все это Вольтер. Они словно пронзали окружающее. Прибывшая в Россию скульптура Вольтера переживёт минуты славы и опалы, когда в николаевскую эпоху слово «вольтерьянство» будет приравнено к революции.
"Негр Паоль" – скульптура, раскрывающая пластическое мастерство Пигаля. В результате светотень приобретает большую подвижность. Но Гюбер, осведомленный о столь смелом замысле, предугадывая результат и сославшись на занятость (он срочно отправился на охоту), счел за благо не приезжать в эти дни в Ферне. Вольтер весь преобразился.
Гудона, но и знаменитого русского скульптора Ф. И. Мирабо. Маска служила ему материалом точных измерений и примером такого решения, которого следовало избегать в конечном результате. Бронзовая же копия с мраморного оригинала – работа второй половины XIX века.
Только А. С. Каждый заказчик мог выбрать портрет по своему вкусу. 1787 г., Париж, Лувр), редкий пример пластически законченной трактовки смеха.
В них скорее преобладает честная наблюдательность исключающая лесть и сентиментальность, что никак не согласуется с традицией рококо, к которой, как полагают, они принадлежали. Герои Гудона действенны, целеустремленны, живут напряженной жизнью.
Самая популярная из работ Пигаля, статуя «Меркурий, завязывающий сандалию», сделана в терракоте в Риме, где Пигаль учился в 1736-1739 годах. У него сосредоточенно-печальный взгляд человека, прошедшего через трудную борьбу и пережившего немало разочарований. Вольтер сидит в кресле, чуть подавшись вперед, положив руки на подлокотники. Но убедительность образа— в его одухотворенности.
Таким образом, Гудону удавалось передавать ощущение свежести в исполнении, которое соответствует его желанию передать характерную позу и эффект «живого намерения». Работа с натуры и слепки легли в основу целой серии гудонивских портретов философа. Однако она попалась на глаза императору Николаю I и ее чуть не уничтожили. Вольтер восседал в окружении античных философов. Гудона.
Статуя выполнена с расчетом на круговой осмотр. Лувр, Париж "Статуя Вольтера".
Правдивость изображения достигнута посредством точной передачи внешних черт. Он снова переживал свой триумф в «Комеди Франсез». Ощущение величия усиливает спокойный ритм плоскостей и крупных складок плаща, свободно лежащих вокруг тела.
В ЕвропеXVIII века чрезвычайно популярной была идея просвещенного монарха. Усталый и больной старик тяготится ими. В то время как на портретах искусных художников Вольтер представлен в классическом стиле (в нарядном костюме, длинном парике, смотрящим на зрителя), Гудон помещает философа в свободную обстановку. Лучшие стороны таланта и мастерства ваятеля раскрылись во всем богатстве в статуе сидящего Вольтера.
Веяние мысли, вдохновляющей эти дряхлые формы, придает им красу». Жан Батист Пигаль родился в Париже 26 января 1714 года. Многогранность характеристик, психологизм, суровая правда и вера в человека отличают созданные им скульптурные портреты выдающихся людей времени, «составляющих славу или счастье своего отечества»: философов, ученых, критиков, борцов революции, политических деятелей.
Тем не менее покровительство маркизы и короля давало крупные заказы, в частности такие, как гробница Мориса Саксонского (1753-1776, церковь Св. Новую скульптуру установили в фойе, где она и сейчас находится. Один из них был передан мадам Дени, которая преподнесла его не Академии, а театру «Комеди Франсез». Самый знаменитый мраморный портрет Вольтера – "Вольтер в кресле" Жана Антуана Гудона. Однако этот масштабный проект не был реализован скорее всего по финансовым причинам и Екатерина ограничилась приобретением книг французского просветителя.
Его племяннице, мадам Дени, понадобился едва ли не месяц, чтобы уломать упрямого старца.
Вслед за тем появилось сразу несколько портретов Вольтера. Голова немного повернута вправо и туда же направлен взгляд. Женевьевы относятся к этой эпохе.
Но ей не суждено было попасть в частную коллекцию. Французский скульптор эпохи классицизма Жан Антуан Гудон работал главным образом в жанре портрета. Легенда гласит, что однажды знаменитая улыбка Вольтера вывела Николая I из себя и он приказал «убрать обезьяну». Все сооружение было готово в 1762 году. Гудон первым добивается этого эффекта, высверлив углубления зрачков (куда падает тень) и оставив нависающий кусочек белого мрамора, создающий иллюзию светового блика. Здесь скульптор имеет широкую клиентуру среди просвещенной части русской аристократии.
Теперь он мог глубже узнать классическое искусство. Смотрите, вот Руссо против Вольтера. Второй же экземпляр был предназначен для далекого путешествия в Россию. Безжалостно, с реалистической проницательностью выполнена фигура «Гражданин» в монументе Людовика XV. 24 февраля 1832 г. поэт просил у шефа жандармов Бенкендорфа разрешения «рассмотреть находящуюся в Ермитаже библиотеку Вольтера, пользовавшегося разными редкими книгами и рукописями, доставленными ему Шуваловым для составления его Истории Петра Великого».
«Вы вернули его вашим друзьям и вы дарите его потомству. Гудон передал состояние «рассеянной задумчивости», внутренняя колкость, саркастическая усмешка старца смягчены какой-то печальной тихостью (вскоре после сеансов позирования Вольтер умер). Но убедительность образа — в его одухотворенности. Шубина. 30 мая 1778 года, через два месяца после триумфального чествования в театре «Комеди франсез», Вольтер скончался. Речные божества, маски, морские чудовища украшают их.
Казалось, они видят то, что скрыто от других. Это позволяло ему тиражировать свои работы, отливая их в самых разных материалах. Уже общее решение гробницы масштабно и живописно. Перед центральной, образующей высокую трибуну с кассетированным полу куполом, красуется гигантская статуя «Океана», несущегося вперед на колоссальной раковине, высеченная из белого мрамора скульптором Пьетро Браччи.
Но вскоре в связи с французской революцией статую отправляют в Эрмитаж. Фернейский патриарх согласился на это с большой неохотой. Создалось впечатление бархатистой, теплой человеческой кожи. Его Дидро – стареющий человек с отяжелевшими чертами лица и резкими линиями морщин. Картина старости дана с беспощадной правдой.
30 мая 1778 года Вольтера не стало. Но сумрачно звучащие ноты побеждаются ощущением силы духа и человеческой значительности.
Фонтан Треви иначе называется фонтан «девственной воды», благодаря особенной чистоте доставляемой сюда влаги. Он вылеплял очередную фигуру в глине, а потом делал для нее гипсовую форму. Улыбка Вольтера, наверное, не менее знаменита, чем улыбка Моны Лизы.
В 1781 году работа была закончена. Нет такого бедного и жалкого угла, в котором не было бы своего источника.
Гудон перешагнул через границу технических трудностей. Эннери и барельеф для церкви св. А на следующий день Гудон отправился в дом Вольтера и сделал слепки с лица и рук умершего.
1776. Точность изображения позволяет считать это произведение одним из лучших портретов века.
Эта перемена совпала с его возвращением из Америки. Кажется, мысль его охватила всю бренность и тщетность человеческих страданий и усилий, но что можно назвать более оптимистической повестью, как не вольтеровского «Кандида». Схоластики (переделанная в Философию) бюсты принца Генриха Прусского, Бюффона, Франклина и многих других. Оттого и создается впечатление сосредоточенности и безграничного полета мысли.
Общеевропейское признание и подобающие этому заработки Гудону принесли портреты знаменитых современников— Вольтера, Дидро, Екатерины II, Бенджамина Франклина, Джорджа Вашингтона, Мирабо, Неккера и др. Композиция позволяет увидеть лицо философа с разных ракурсов и оценить оттенки эмоций и мыслей в каждом случае. Вольтер и вольтерьянство оказались в опале. Второй же экземпляр был предназначен для далекого путешествия в Россию. Отталкиваясь от посмертной маски Руссо, он создал бронзовую статую мыслителя (находится в Лувре).
Мрамор. Ж. Ж. Третий вариант бюста, не показанный в Салоне изображал Вольтера в парике и современном костюме. Вольтер улыбается самому себе. Первым значительным произведением Гудона, по возвращении во Францию, был портретный бюст Дидро. Он привлек к художнику заказы со стороны герцога Саксен-Готского и императрицы Екатерины. Для первого, Гудон исполнил несколько рельефных портретов его семейства, для императрицы — ее бюст (1773 г. ).
Самый знаменитый мраморный портрет Вольтера – Вольтер в кресле Жана Антуана Гудона. Следующая точка зрения— самая выигрышная в постижении смысловой насыщенности образа. Вольтер сидит в кресле, чуть подавшись вперед, положив руки на подлокотники. Кроме вышеупомянутых произведений, заслуживают быть упомянутыми следующие работы: статуя св. При этой точке зрения силуэт статуи близок к очертаниям треугольника. Эти идеалы были близки эпохе Просвещения с ее культом Разума, рациональности.
Тот факт, что литейщик сам же и был скульптором, давал ему еще одно преимущество. В 1777 году его избрали помощником ректора Академии, в 1779 году он становится ректором. Пик литейного дела Гудона приходится на 1780-1790-е годы. Манера Пигаля становится здесь совсем иной, чем в «Меркурии» в ней появляется твердая точность линий, особенная весомость форм и это, несмотря на отказ скульптора от всякой идеализации, создает произведение подлинно высокого стиля. Пушкин смог получить личное разрешение царя для работы с книгами философа. Другие бьют тонкой хрустальной струёй и стекают вниз медленно, роняя блестящие капли.
Им пользовались в течение всего средневековья. Работа с натуры и слепки легли в основу целой серии гудоновских портретов философа. Страх перед идеями революции был так силен, что статуя легко могла быть уничтожена. Не зная, кого представляет фигура, можно было бы принять ее за идеализацию старости. Долгие годы статуя не привлекала к себе внимания.
Скульптор Пигаль лепил тогда голову Вольтера с натуры. В книгах встречаются загнутые верхние и нижние углы иногда страницы сложены вдвое. Обычно, работая над портретом, Гудон обязательно снимал маску с лица оригинала. Они прежде всего критики: они проверяют все священные дотоле принципы, взгляд их испытующий. Менялись глаза.
Здесь по инициативе папы НиколаяV и по плану знаменитого архитектора Л. Б. Альберти (1453), устроен был новый «эмиссар» для протекавшей «девственной воды» с тремя стоками для нее в обширный водоем. Во взгляде много тонкой проницательности. Заказ на создание мраморной скульптуры был сделан великой императрицей Екатериной II. А. С. Пушкина, Государственной Третьяковской галле-рее, Государственной библиотеке им. В конце жизни он говорит о нем как об одном из лучших своих произведений.
Девизом этой эпохи стали высказанные на ее пороге слова Джордано Бруно: «Единственным авторитетом должны быть разум и свободное исследование». Уже при первой встрече с Вольтером скульптора поразила его худоба. Между тем в его таланте явно было заложено и яркое героическое начало. Библиотека Французского института, Париж. Наконец, свет мерцает и тонет в живых глазах философа— удивительных по своей моделировке. — была установлена на сцене «Комеди Франсез» во время триумфа, устроенного Вольтеру общественностью: бюст был увенчан лавровым венком. Гудоновские портреты королевского семейства, надгробный памятник гр. Выступ снизу ограничен полукружием радужной оболочки.
Она углублена и темная тень впадины усиливает по контрасту свечение блика. А на следующий день Гудон отправился в дом философа и сделал слепки с лица и рук умершего.