Завтрак Диего Веласкес

«завтрак» Диего Веласкеса.

В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами. На заднем плане на стене в центре висит шляпа, поверх которой повешен белый воротник (вероятно, принадлежащий старику) справа на стене повешены две шпаги. Возможно, молодой человек иронически смотрящий на нас, – это сам Веласкес, которому было в то время около восемнадцати лет. Картина наполнена спокойствием и безмятежностью. Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства. В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название Копья). Также разнообразно и изобразительное решение завтраков.

Цикл вариаций включал 26 полотен (14 из них — в музее Орсэ в Париже), шесть линогравюр, 140 рисунков и ряд скульптурных композиций. Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид). Творчество последнего великого испанского живописца XVII века Бартоломе Эстебана Мурильо (1617–1682) представлено в Эрмитаже тринадцатью произведениями.

  1. Завтрак (картина Веласкеса, Эрмитаж)
  2. Описание картины Диего Веласкеса «Завтрак»
  3. Картина Завтрак, Диего де Сильва Веласкес
  4. В музей – без поводка / Диего Веласкес "Завтрак"

Официант на заднем плане стоит наготове для того, чтобы вновь наполнить кубки. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. Однако большинство исследователей эту гипотезу не поддержали10. Также утверждалось, что этот персонаж имеет сходство с самим Веласкесом с его наиболее раннего достоверного автопортрета «Молодой испанский дворянин», датируемым 1630—1631 годами и находящегося в мюнхенской Старой пинакотеке9.

В 1617 получил звание мастера. Это также одна из последних картин, написанная Веласкесом. В середине 1623 В. переехал в Мадрид и в том же году стал королевским живописцем. Художник очень жалеет юных принцесс, которые часто лишены детства.

  • «Завтраки» Диего Веласкеса: еда как символ
  • Детям об искусстве: Диего Веласкес «Завтрак»
  • Жизнь и творчество Диего Веласкеса
  • Веласкес ДиегоКартины и биография
  • Диего Веласкес: жизнь и творчество художника
  • В музей без поводка Диего Веласкес Завтрак
  • Диего Веласкес «Завтрак» (около 1618)
  • Общееколичествопросмотровстраницы

Картина написана около 1617 года и является одной из самых ранних работ Веласкеса, более ранняя известна только одна— «Музыкальное трио» из Берлинской картинной галереи, датируемая около 1616—1617 годов. Они притягивают его лежащим на них отпечатком многих лет жизненного пути. Эрмитажный «Завтрак», написанный молодым Веласкесом, – один из нескольких вариантов его картин на эту тему. Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. Некоторые исследователи указывали на связь картины с популярными в XVII веке плутовскими романами, причём даже назывались конкретные эпизоды отдельных романов.

На картине «Завтрак» изображена трапеза: двое молодых людей сидят за столом и беседуют с находящимся напротив стариком, который смотрит на них – это изображение первого плана картины. Веласкес, собственно Родригес де Сильва Веласкес (Rodrguez de Silva Velsquez) Диего (4 или 5. 6. 1599, Севилья, — 6. 8. 1660, Мадрид) испанский художник. «Кузница Вулкана» (1630, Прадо) полна ощущения реальной жизни благодаря колориту, близкому к натуре и естественности поведения её несколько простодушных героев. Необычный композиционный приём (лицо Венеры видно только в зеркале) придаёт особую свежесть и остроту изображению обнажённого женского тела — гибкого, стройного, полного прелести и жизненного обаяния. К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы.

Необычайно тонко и точно разработанная цветовая гамма красных и розовых оттенков в портрете папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим) — эмоциональный ключ образа, жестокой правдивости которого устрашился сам папа. Но всадник далек от реальной войны, да и думает ли он о ней. Вскоре после революции Зинаида Серебрякова потеряла мужа и осталась одна с четырьмя маленькими детьми на руках. Их объединяют общая атмосфера приподнятости, близость к силам природы. В пользу этой датировки говорит центральная фигура мальчика, о котором имеется свидетельство учителя Веласкеса Франсиско Пачеко: «Диего Веласкес да Сильва, когда он был подростком содержал мальчика-крестьянина, который служил ему моделью для различных действий и поз, то плачущим, то смеющимся, не испытывая никаких трудностей»7.

Он почти не пишет аксессуаров, редко изображает жесты, движение. «Завтрак», картина которую мастер завершил приблизительно в 1617 году, соблюдает в себе все закономерности испанского портрета того времени – это строгость линий и очертаний идеальное соблюдение всех пропорций, как в простых натюрмортах, так и в портретах при изображении человеческих лиц. В картине «Вакх» (до 1630, Прадо, Мадрид) В. изобразил на фоне пейзажа бродяг, пирующих в обществе Вакха и фавнов. Веласкес живо и непосредственно передает обыденную сцену. Это можно почувствовать, в частности, в ряде детских образов, созданных художником.

  • Основные вехи жизни и творчества Диего Веласкеса
  • Картины Диего Веласкеса в музеях Европы
  • Другие материалы из рубрики «Культура»

Красота народа, его созидательная сила — лейтмотив картины. Пикассо прежде всего интересовали сюжетно-смысловые трансформации оригинала. Именно он и показан на полотне. Эта картина с несложным сюжетом написана Диего Родригес де Сильва Веласкесом (1599-1660), великим испанским художником-реальстом, в дни его молодости, в родной Севилье. Отлично передал Диего Веласкес и выражение лица старика – его взгляд, немного тоскливый.

Завтрак (картина 
Веласкеса, Эрмитаж)

все — 1631—48, Прадо). Несколько особняком в его творчестве стоит Завтрак (Лувр, Париж). Одновременно с картинами В. написал много портретов, составивших необычайно разнообразную галерею представителей испанского общества: конные парадные портреты (герцога Оливареса инфанта Бальтасара Карлоса оба — 1634—35, Прадо), поясные или погрудные изображения придворных, друзей, учеников (Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж дамы с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон Хуана Парехи, 1650, собрание Раднор, Солсбери), серия портретов инфант (Художественно-исторический музей, Вена Прадо Лувр, Париж).

На картинах меняется облик персонажей их взаимоотношения, окружающая среда и даже эпоха. Эти работы имели отношение и к еще одному жанру – «бодегону», что в переводе означает «таверна» или «трактир».

Совершенствованию мастерства В. во многом содействовали знакомство с королевскими собраниями, богатыми итальянской живописью (в частности, картинами Тициана), а также встречи с прибывшим в Испанию П. П. Рубенсом (конец 1628 — начало 1629) и поездка по Италии (конец 1629 — начало 1631). Вместе с тем и взгляд В. на мир становился всё более проницательным.

В картине сказалось известное влияние Караваджо (несколько тяжелая и плотная живопись, подчеркнутая объемность вещей, темный фон, резкие контрасты света и тени). По мнению Кеменова, показан сюжет из новеллы Франсиско Кеведо «История жизни пройдохи по имени дон Паблос»: мальчик и юноша— мошенники, норовящие обмануть зашедшего в таверну старика5. На картине первый министр испанского короля Филиппа IV, герцога Оливареса. Он скуп в выборе изобразительных средств, предельно сдержан в выражении эмоций. Но есть у этой работы, на первый взгляд довольно прозаичной и более интересная трактовка.

Между образами огрубленных жизнью бродяг и античного божества нет непреодолимой дистанции. Контрасты света и тени являются организующим началом и в картине «Завтрак». Пусть своими холстами, но художник хотел сделать что-то доброе для соотечественников. Порой В. вводит в бытовую сцену религиозный сюжет как самостоятельный мотив («Христос в доме Марфы и Марии», около 1622, Национальная галерея, Лондон). Их позы и жесты живые, естественные.

Таким взглядом смотрит умудрённая старость на беспечную юность. Значение которых усиливается благодаря падающего слева яркого света. Эта картина идентична другому полотну художника, выполненному годом позже – Крестьянскому завтраку (Музей изобразительных искусств, Будапешт). Кар сочла, что картина иллюстрирует эпизод анонимной новеллы «Ласарильо с Тормеса»: юный слуга пользуется слепотой своего старика-хозяина для воровства4. Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов.

У мастеров начала 17 века эти контрасты имели своей целью полнее выявить форму, подчеркнуть то, к чему хотел привлечь внимание художник. В последние годы жизни В. написал две самые знаменитые свои картины: «Лас Менинас» («Фрейлины», 1656) и «Пряхи» (первоначальное название — «Миф об Арахне», 1657) — обе в Прадо. Подобные картины приверженцы религиозной живописи презрительно именовали «бодегонес» («кабачок»).

До 1623 Веласкес работал в Севилье. Существует мнение, что в одном из юношей Веласкес изобразил самого себя.

Но за кажущимся внешним бесстрастием В. таится глубоко человечное отношение к окружающему. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Реалистическая направленность искусства Веласкеса (1599–1660) ярко проявилась и в его жанровых работах.

Там же (или вскоре по возвращении в Испанию) В. исполнил «Венеру с зеркалом» (1651, Национальная галерея, Лондон). Картиной «Сдача Бреды» (1634, Прадо) В. закладывает основы всей европейской исторической живописи на тему современной действительности.

Жизнь при дворе научила В. проникать в глубины человеческого характера, скрытые под маской высокомерия и холодной любезности, улавливать затаённые движения души. Справа мальчик-карлик пытается ногой растолкать огромную собаку, растянувшуюся на полу. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Помимо всенародного признания, Веласкес также был любимым живописцем короля Филиппа Четвертого, которому художник преданно служил всю свою жизнь.

Веласкес Диего, великий испанский художник. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо). Каганэ и ряд других исследователей считают сцену плутовства маловероятной6. Лица обеих групп реальны. Учился в Севилье у Ф. де Эрреры Старшего и у Ф. Пачеко (1610—16).

В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Художник, который часто играет со зрителем, то оставляя зашифрованные послания на полотне, то строя композицию так, что ее можно читать по-разному и поражаться многоплановости работы, вполне может использовать символическое значение обыденных вещей. Вместо юноши в центре – молодая девушка с кувшином вина. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez).

В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. Висящие сверху на стене шляпа и воротничок (их снимали во время еды), а также оружие, какое носили в Испании простые свободные люди – идальго, дополняют жизненную достоверность запечатленной Веласкесом сценки. Но весь облик старика дышит огромной внутренней силой, духовной мощью. К этому же периоду относятся и два пейзажа В. (оба — «Вилла Медичи», 1650—51, Прадо), в которых художник при необычных для того времени свежести и кажущейся этюдности письма создал целостные образы природы. Этот мальчик изображался Веласкесом на нескольких картинах, начиная с «Музыкального трио» вплоть до 1620 года и с каждой картиной было заметно, что он становится старше и его возрастные изменения говорят, что картина была создана после 1616 года, но ранее 1618 года8.

Солнечный свет заливает весь второй план картины. Самой маленькой годовалой Кати нет за столом.

Этот портрет был написан В. во время его второй поездки в Италию (конец 1648 — середина 1651). Некоторые исследователи, правда, полагают, что это мог бы быть кальмар или каракатица, но в Музее изобразительных искусств в Будапеште хранится более поздний вариант «Завтрака», близкий по своей композиции с эрмитажной работой. Оно относится к севильскому периоду творчества мастера, когда он часто обращался к жанру бодегонес (от bodega-кабачок). Эта картина носит название «Завтрак»: три человека сидят в харчевне за накрытым скатертью столом. Рядом с ним любимица Маргариты – карлица с одутлватым лицом. Существует предположение, что юноша изображенный справа – автопортрет Веласкеса. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует.

В поздних произведениях В. с наибольшей полнотой сказались особенности его творческого метода: глубочайшее постижение действительности во всём её богатстве и противоречивости, целостность её образно-пластического воплощения, при котором все элементы художественной формы выступают в нерасторжимом единстве. Картина потемнела от времени, но она и не была написана в светлых тоннах.

Например, Гайа Нуньо сравнивал сюжет картины с эпизодами книги Матео Алемана «Гусман де Альфараче»3. Этот жанр был настолько популярен, что большое число исследователей склонно интерпретировать работу Веласкеса, которому на тот момент не было и 20 лет, как иллюстрацию к одному из эпизодов такого романа. В то же время он искал пути к созданию полотен широкого обобщающего смысла. Пожилой человек и юноша заняты беседой. Этот ребенок, по-видимому, послужил моделью и для мальчика картины Эрмитажа. Художник изобразил свою мастерскую в королевском дворце и себя, слева, с кистью в руке. Обращает на себя внимание натюрморт с отдельно расположенными предметами.

Она является замечательным образцом испанской жанровой живописи начала 17 века, получившей у современников название «бодегонес» (от слова бодегон-кабачок, погребок). Бабушка, мать Серебряковой, разливает суп из фарфоровой супницы. Сын небогатого дворянина. В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем. Лица людей изображенных за трапезой (представителей трех возрастов – разных этапов человеческой жизни), портретны и встречаются в ряде произведений Веласкеса.

Исследователи считают, что здесь Франсуа Буше изобразил собственную семью: жену (справа), сестру (слева), двоих детей и себя самого. В 1924 году художница покинет страну и навсегда уездет во Францию. До 1623 работал в Севилье, писал «бодегонес» (испанский bodegn — харчевня) — сцены из народного быта («Завтрак», около 1617, Эрмитаж, Ленинград «Водонос», около 1620, Музей Уэллингтона, Лондон).

В центре картины – инфанта (принцесса) Маргарита, окруженная придворными. Всё пронизано трепетным движением серебристого воздуха. «Тенебросо»-темная-называли испанцы манеру живописи, в которой применялись резкие контрасты света и тени. Юноши улыбаются и произносят тосты. В «Лас Менинас» художник изобразил на первом плане инфанту Маргариту в сопровождении фрейлин и карликов, а рядом — себя за мольбертом в момент исполнения им портрета королевской четы, отражение которой видно в зеркале в глубине зала.

Эрмитажный Завтрак – одно из наиболее ранних произведений художника.