Энгр Наполеон На Троне

" Жан Огюст Доминик Энгр "Наполеон на императорском троне". Наполеон I на его Императорском троне – портрет 1806 года Наполеона I Франции в его костюме коронации, окрашенном французским живописцем Энгром.

Портрет Наполеона на императорском троне

В том же году наступило некоторое финансовое облегчение: правительство Людовика XVIII стало покупать декоративные картины Энгра по плану реконструкции Версальского дворца. В это время он создает замечательные портреты и композиции с обнаженной натурой, а также серию картин на мифологические и исторические темы ("Эдип и сфинкс", "Зевс и Фетида", "Сон Оссиана", "Паоло и Франческа", "Роже и Анжелика", "Въезд дофина в Париж" и др. ), в которых одним из первых мастеров XIX века выходит за пределы традиционных классических сюжетов и самого стиля классической живописи. В этом же году он едет в Париж и становится учеником знаменитого Давида.

Особое место в искусствоведении традиционно занимает истолкование Энгром жанра ню. Есть также основания полагать, что Энгр всерьёз увлёкся искусством Востока, во всяком случае, один из современников иронически назвал его «китайским художником, заблудившимся в развалинах Афин»36. В 1864 году он написал заново «Эдипа». «Не старайтесь создавать красивый характер, — говорил Энгр. История всегда трогала Энгра, по воспоминаниям, он плакал, когда читал её ученикам98.

Музей был открыт в 1869 году в здании бывшего епископского дворца, построенного в XVII веке там экспонируются произведения Энгра и его отца130. В отличие от родителей она изображена не в интерьере гостиной, а в пейзаже. Ее фигура четко вырисовывается на фоне неба, подобно памятнику.

Описание картины 
Доминика Энгра «Портрет 
Наполеона на императорском

Описание картины Доминика Энгра «Портрет Наполеона на императорском троне»

Стиль исторических жанровых картин Энгра отвечал вкусам новых властей: ностальгии по стабильной королевской власти при «старом порядке»56. Ахилл изображён играющим на лире в компании Патрокла. На Всемирной выставке 1855 года были экспонированы 66 полотен Энгра, в том числе недавно написанная картина «Жанна дАрк на коронации Карла VII в Реймском соборе 17 июля 1429 года», «Апофеоз Наполеона», «Мадонна с причастием» и множество других. Учился в Тулузской академии изящных искусств. Столь же спокойно и выражение его лица. Мастер стремится выявить особую гармонию, таящуюся в «неправильности» ее черт. Его лицо сосредоточено, его тело изображено «живым» в противоположность статуарности фигуры Сфинкса40.

Они словно бросают вызов всему миру, подобно героям Байрона. Отец был родом из Тулузы, но осел в патриархальном Монтобане, где преуспел как художник-универсал, который брался за живописные, скульптурные и архитектурные работы, а также был известен как скрипач. Так что Энгру не удалось произвести фурор своей работой, так как она стала неактуальна и ее быстренько убрали с глаз. Спустя пару лет Энгр пишет второй портрет Наполеона, тоже в полный рост. В Салоне 1806 года художник показывает портреты государственного советника Ривьера, его жены и дочери (все — 1805, Париж, Лувр). Прекрасные формы человеческого тела — постоянный источник вдохновения для художника. В знаменитых "купальщицах" и "одалисках", которые Энгр создавал на протяжении всей своей творческой жизни ("Купающаяся женщина", "Купальщица Вальпенсон", "Маленькая купальщица", "Большая одалиска", "Одалиска с рабыней", "Источник", "Турецкая баня"), с особой силой проявилось присущее именно ему понимание искусства, яркость его видения, правдивость по отношению к натуре и умение претворить ее в образы абсолютной красоты. Такие отзывы огорчали, казались несправедливыми.

Далее в зеркальной симметрии выставлены 42 фигуры (41 мужчина и единственная женщина— Сапфо) художников, литераторов и политиков с древнейших времён до XVII века79. Интенсивная работа привела и к тому, что уже в августе 1807 года он разорвал помолвку, написав в последнем письме к Форестье, что для него теперь немыслимо покинуть Италию37. В руках – символы власти Каролингов, потомков Карла Великого. Публика восприняла портрет негативно.

Тем большее разочарование вызывала холодность публики к результатам шестилетнего труда. Энгр в этой работе широко использовал восточные аксессуары, но сам тип одалиски не несёт специфически «восточных» черт, в отличие от марокканских и алжирских женщин Делакруа. Вещь очень холодная, парадная, но не лишенная декоративного эффекта. Королевским указом он был возведён в достоинство пэра.

Не плохое достижение. Революция 1848 года во Франции, как и события 1830 года, оставила Энгра безучастным. Материалы тетрадей Энгра публиковались в 1947 и 1994 годах132. Гайдн, Моцарт, Глюк — его любимые композиторы. Сам же Энгр, комментируя свой творческий метод, заявлял: «Строя фигуру, не создавайте её по частям, согласуйте всё одновременно и, как правильно говорят, рисуйте ансамбль»48. Однако в государстве нет денег и поездка отложена. Особое внимание привлекает портрет дочери (мы ничего не знаем о ней, кроме того, что девушка умерла в год создания портрета).

Описание картины 
«Портрет Наполеона 
»

Описание картины «Портрет Наполеона »

Атрибуты на столе символизируют его профессию (бюст Керубини) и характеризуют вкусы— на столе представлены сочинения Данте и Макиавелли, партитура Гайдна63. Энгр Жан Огюст Доминик (Ingres Jean) (1780-1867), французский художник и рисовальщик. С1796 учился у Жака Луи Давида в Париже. Выбор именно мастерской Давида объяснялся его известностью в революционном Париже4. В соответствии с классицистской техникой, Энгр не признавал видимых мазков, писал «гладко», так же как не признавал смешения цветов, которым активно пользовались художники-романтики. Ниже, по сторонам трона, показаны аллегории Илиады и Одиссеи. «Лишь одеяния ангелов, переливающихся розовато-золотистыми оттенками, заставляют вспомнить лучшие колористические находки Энгра, как и идеальная пластика фигур»71.

Но это придало ему и хорошей художнической злости. Герцог Орлеанский прислал особое письмо, полное похвал работам прославленного мастера. Главным центром художественного образования Франции была тогда Высшая школа изящных искусств, куда Жан Огюст поступил в августе 1797 года. Официальные круги приняли картину с восторгом.

В конце жизни все устремления Энгра были обращены в прошлое. Красочный акцент сделан только на узоре головной повязки на самой границе серого фона43.

Главной задачей художника стало достоверное изображение фресок Сикстинской капеллы, в том числе «Страшного суда» Микеланджело на западной стене47. Весной 1806 года были выделены средства на четырёхлетнюю пенсионерскую поездку в Рим. Как показано выше, Chaussard (Le Pausanias Franais, 1806) осудил стиль Энгра как готический шрифт (стиль трубадура начинался в это время).

Позднее Энгр-старший был избран членом Тулузской академии2. Осенью 1806 года Энгр, наконец, смог отправиться в Рим. В. И. Раздольская писала, что Энгр следовал в «Послах» классицистским принципам— композиция построена как барельеф, персонажи также решены статуарно, причём художник достаточно свободно интерпретировал античные прототипы16.

В верхней правой из живописи (и намного более явно на предварительном рисунке), отключенный на полпути через его ширину, может быть замечен щит отделениями Папской области, Este, Ломбардия, Венецией и Савойей, все преодолеваемые с короной Италии. Подготовительные рисунки к «Турецкой бане» сохранились и показывают, насколько глубоко Энгр интерпретировал натуру, а затем изменял её в угоду своему замыслу112. В таких работах, как "Обет Людовика XIII", "Апофеоз Гомера", "Святой Симфорион идущий на казнь" или "Мадонна с причастием", свободный творческий порыв мастера и оригинальность его видения ослабляются и гаснут, подчиняясь требованиям академической догмы. Меч коронации находится в его ножнах и поддержавший шелковым шарфом.

Линию ортодоксального академизма продолжала «Мадонна перед чашей с причастием», написанная в 1841 году по заказу наследника русского престола— будущего императора Александра II. Хотя в действительности сложно выбрать самую лучшую картину — все работы характеризуют его как талантливого мастера композиции и натуры. В соединении с портретом короля образовалось абсолютно эклектическое произведение.

Наполеон на императорском 
троне

Наполеон на императорском троне

Не оставил он и занятий музыкой под руководством известного скрипача Лежана5. Творческий путь Энгра начался в период консульства и Первой империи, причём современная ему обстановка определила полную аполитичность художника. 1432), который был привезен в Париж в числе других военных трофеев. Двигаясь дальше от даты рождения Наполеона в хронологическом порядке, стоит рассказать о таком небезызвестном художнике Франции конца 18- начала 19 века, как Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867). В 17 лет Энгр попал в революционный Париж, в ателье Давида.

Альбер Вольф, который в 1870-е годы освещал выставки импрессионистов, писал, что ретроспектива Энгра явилась для него «откровением», поскольку неизвестные широкой публике произведения и эскизы намного превосходили широко разрекламированные творения художника128. Он сблизился с молодыми художниками, таким, как Гро и Жироде. С точки зрения В. Раздольской, картина стала «стилистической реконструкцией», в которой рафаэлевское влияние абсолютно нивелировало творческую оригинальность самого Энгра.

Статуэтка "Наполеон 
на императорском 
троне" (Жан Огюст

Статуэтка "Наполеон на императорском троне" (Жан Огюст Доминик Энгр)

Современники даже называли его «буржуазным Юпитером-громовержцем»84. Его английские последователи стремились превратить классицистскую статуарную «бесчувственность» в «деиндивидуализированность» иными словами, они стремились «депсихологизировать» женское тело и превратить его в «эротический принцип per se»149. Современные искусствоведы не считают эту работу Энгра удачной, так, В. Раздольская называет эту композицию «застывшей» и «лишённой живого чувства».

Короля прессы называли «делателем министров», Его Величеством Бертеном I. Именно таким увидел его Энгр — несокрушимая глыба источающая энергию и волю. Среди портретов, написанных Энгром в этот период, выделяется портрет графини Луизы дОссонвиль, который он сам называл «отчаянно трудным» и писал в течение трёх лет (1842—1845). Помимо портретов, он получил в 1812 году несколько заказов на оформление интерьеров, создав в том числе огромную композицию (5 метров в длину) «Ромул, победивший Акрона» для римской резиденции Наполеона. Энгр добивался в этом образе особого лиризма, Жан Кассу в 1947 году назвал его «Французской Джокондой»23. Во Флоренции Энгр продолжал заниматься портретами.

Император изображен анфас, сидящим на троне. Прежде всего это касается Мадонны и ангелов, в которых явно улавливаются прямые заимствования из «Сикстинской Мадонны» или «Мадонны ди Фолиньо».

Энгр Жан Огюст ДоминикКартины 
и биография

Энгр Жан Огюст ДоминикКартины и биография

В его руке – жезл власти, а на теле – королевский наряд. Узнав об этом, Энгр сильно огорчился. Ещё одной известной работой Энгра был «Портрет княгини Полины де Брольи» (1853).

В 1801 году картина стала дебютом Энгра на парижском Салоне и вызвала одобрительные отзывы. Естественным для Энгра было было обращение к сюжету Данте о Паоло и Франческе да Римини55. Существует также версия о влиянии иллюстраций Флаксмана к «Илиаде», в этом случае образцом был Зевс29.

Жан Огюст Доминик 
Энгр — французский 
художник

Жан Огюст Доминик Энгр — французский художник

Лувр, недавно заполненный добычей, захваченной Наполеоном в его кампаниях в Бельгии, Нидерландах и Италии, предоставил французским художникам начала девятнадцатого века с беспрецедентной возможностью изучить, сравнить и скопировать шедевры со старины и со всей истории европейской живописи. Доминик Энгр родился на юге Франции в старинном городе Монтобане. Подпись ЭНГР П находится в нижней левой части и 1806 ANNO в нижнем правом.

Тело и лицо богини соответствует отрешённому и спокойно-безмятежному энгровскому идеалу. В 1801 г. работа Посланцы Агамемнона принесла ему первый Prix de Rome. За пределами Франции самое большое собрание Энгра находится в музеях США140. Она же сравнивала лучшие работы Энгра, включая портреты, с барельефами «с нежными переходами формы»141. Композиция «Венеры» была использована в другом известном полотне Энгра— «Источник». В Салоне 1824 года художник показал «Обет Людовика XIII» (Монтобан, Собор) — король представлен коленопреклоненным перед Мадонной с Младенцем. На его голове золотой лавровый венок, подобный, каждый износился Цезарем. Одним из немногих положительных отзывов были суждения Теофиля Готье, который оценил монументальное построение композиции, её величие и умение художника воссоздать «суровый дух далёкой эпохи»87. Надгробие выполнил в 1868 году римский студент Энгра— скульптор Виктор Бальтар.

-472 Статуэтка Наполеон 
на императорском 
троне (Жан Огюст

-472 Статуэтка Наполеон на императорском троне (Жан Огюст Доминик Энгр)

На кайме ковра орел – знак Зевса, повелителя Небес. «Апофеозу» Энгр придавал большое значение, полагая, что именно эта картина станет «самым прекрасным и самым главным произведением всей его жизни»80. Но вскоре все это забылось — Энгр едет, наконец, в Италию.

Его женские портреты имеют очень широкий спектр эмоциональных красок: от чувственного «Портрета мадам Сенонн» к реалистичному «Портрет мадемуазель Жанны Гонен» и холодному «Портрет принцессы де Бройля». С 1802 года Энгр начинает выставляться в Салоне.

Известен анекдот этого времени: однажды семья туристов постучалась в мастерскую Энгра и глава семейства спросил: «Это здесь живёт человек, который рисует удивительно живые маленькие портреты. » Энгр раздражённо ответил: «Нет.

В России хранятся считанные произведения Энгра— первоначальный вариант «Мадонны перед чашей с причастием» (ГМИИ)99 и «Портрет графа Гурьева» (Государственный Эрмитаж). Во Францию они отправились морем через Геную и вернулись в Париж в середине мая. Энгр очень рассчитывал выставить портрет первого консула в Салоне, но к моменту окончания картины— июлю 1804 года— Наполеон провозгласил себя императором и политическая цель стала неактуальной. Николаю и Александру Невскому. В 1839 году Энгр вернулся к ориентальной теме, написав полотно «Одалиска и рабыня» известное также в повторении 1842 года.

100 великих людей, 
изменивших мир

100 великих людей изменивших мир

По дороге останавливается во Флоренции, где сильное впечатление на него произвел Мазаччо. К 1810 году он завоевал большую часть Европы, но после поражения в войне с Россией 1812 года его империя стала неуклонно идти к закату. Салон 1808 года оказался этапным для развития французской художественной жизни, его иногда именуют «предромантическим». Большинство суждений об искусстве и методе содержится в девятой тетради.

В отборе персон «великих» Энгр проявил почти курьёзную нетерпимость к тем, кто лично был ему антипатичен. Их «война» закончилась только в июле 1857 года, когда Делакруа был, наконец избран действительным членом Академии изящных искусств на место умершего Поля Делароша, с которым Энгр тоже в своё время поссорился119. Сюжет увлёк Энгра ещё в период работы над «Юпитером и Фетидой», но только заказ герцога Орлеанского побудил художника реализовать его. Д. Перова, напротив, утверждает, что «именно таким Бонапарт пришёл к власти в 1799— решительным, уверенным и непоколебимым генералом»8.

Позже он скажет ученикам: «Надо добиваться умения верно петь карандашом и кистью». Н. Вольф отмечал, что эта работа как нельзя лучше иллюстрирует тематическое противостояние Энгра и Делакруа, причём «Турецкая баня» воспроизводит западные «гаремные клише и фантазии». Все эти художники позднее тесно общались во время пребывания в Риме.

Для души он продолжал делать карандашные портреты (всего 23 за все шесть лет пребывания в Риме), моделями для которых служили друзья и гости95. В 1802 г. Энгр дебютировал на престижной живописной выставке. Он провозгласил себя императором в 1804 году и в этом качестве пребывал до 1815 года. Вскоре после этого в газетах появились статьи, в которых писали, что художник делает неудачные попытки «вернуть искусство на четыре столетия назад, к мастерам XV века».

Ещё одной известной римской работой Энгра стала картина «Антиох и Стратоника», написанная на сюжет Плутарха. Статуэтка «Наполеон на императорском троне» демонстрирует момент пика успехов Наполеона темой для нее послужила картина Жана Огюста Доминика Энгра «Наполеон I». Энгр изобразил Наполеона сидящим на императорском троне в традиционной позе верховного бога Юпитера, чей символ – орел – выткан на ковре, лежащем под ногами монарха.

Картина Наполеон 
 Жан Огюст Доменик 
Энгр (1780-1867)

Картина Наполеон Жан Огюст Доменик Энгр (1780-1867)

Ярким примером является «энгровский период» одного из ведущих представителей импрессионизма— Огюста Ренуара, пришедшийся на 1880-е годы. В сентябре, за несколько дней до открытия Салона, Энгр отправился в Рим31. Гимном женской красоте воспринимаются пленяющая классической ясностью форм и линий «Большая купальщица» (Купальщица Вальпинсона) (1808) исполненная элегантной грации и царственности «Большая одалиска» (1814) дышащая томной негой и чувственностью «Турецкая баня» (1863 все — Париж, Лувр). Он также носит капот горностая под большим воротником Lgion d39honneur, вышитой золотом атласной туники и фиолетового бархатного плаща с подкладкой горностая, украшенного золотыми пчелами. Спокойное сияние бархатных глаз и едва заметная улыбка дополняют этот милый облик. Он предпочитал использовать интенсивные цветовые пятна и полутона. В 1817 году скончалась его мать. Сумма гонорара составила 3000 франков.

По словам В. Раздольской, «не все они превосходят по качеству исполнения ранние варианты, но, работая над ними, Энгр повиновался тому стремлению к совершенству, которое было побудительным импульсом всей его творческой жизни»118. Таковы «Ариосто и посол Карла V», «Паоло и Франческа», «Руджеро, освобождающий Анджелику», «Смерть Леонардо да Винчи», «Папа Пий VII в Сикстинской капелле» и некоторые другие. Особенно полная передача ренессансного стиля характерна для «Смерти Леонардо». Ему заказывают «Портрет Бонапарта — Первого консула» (1804, Льеж, Музей изящных искусств) и художник делает во время короткого сеанса набросок с натуры, заканчивая работу уже без модели. Тем не менее, немногие современники, которые могли видеть картину, восприняли её как «порнографическую» (хотя при желании там можно найти намёк на лесбийскую сцену)125. Энгр открыто называл себя гением и ещё в 1806 году откровенно писал, что его «терзает жажда славы».

Это привело его к изучению дорафаэлевской живописи Италии, которую тогда именовали «примитивной» и средневековой книжной миниатюры. Итоговым для пребывания Энгра в Риме стало его огромное полотно «Юпитер и Фетида», законченное в 1811 году. Искусствоведы противопоставляли этим двум портретам изображение дочери— Каролины Ривьер. Во второй половине XX века работы Энгра выставлялись на тематических экспозициях классицизма, романтизма и даже реализма1.

Сочинение-описание 
картины Жана Энгра 
«Наполеон на императорском

Сочинение-описание картины Жана Энгра «Наполеон на императорском троне»

Первая премия в конкурсе 1797 года за рисунок сопровождалась аттестацией, предсказавшей, что художник «прославит отечество своим необыкновенным талантом».

Повторение «Купальщицы» задаёт волнообразные линии, которые в композиции акцентируются немногими стоящими фигурами. На этом фоне выделяется экспрессия взгляда, чего Энгр всегда добивался в своей живописи ибо учил, что «в каждой голове главное, что надо сделать, — это заставить говорить глаза»20. В том же 1801 году картина «Послы Агамемнона у Ахилла» была удостоена Римской премии, что позволяло Энгру на четыре года отправиться во Французскую Академию в Риме.

История декоративных 
стилей: ампир

История декоративных стилей: ампир

Его работы «Автопортрет», «Портрет Филибера Ривьера», «Портрет мадемуазель Ривьер» и «Наполеон на императорском троне» произвели неоднозначное впечатление на общественность. На Салоне 1834 года очень неоднозначные оценки получило эпическое полотно «Мученичество святого Симфориона», заказанное художнику ещё в 1824 году. Очень своеобразным оказался «Автопортрет» 24-летнего художника (в 1850 году Энгр полностью его переписал)18.

Картина «Руджеро, освобождающий Анджелику» вновь не укладывалась в рамки классицизма, напротив, сюжет и композиционное решение отвечают эстетике романтической школы живописи, хотя Энгр был ярым её противником. Свою признательность Энгр выразил в нескольких портретах жены и её родителей115. В исторической перспективе основные причины их конфликта (первичность цвета или линии) оказались второстепенными, а после опубликования дневников Делакруа и записей Энгра выяснилось, что их взгляды на современность, принципы анализа произведений искусства и подходы к их созданию едва ли не полностью совпадают106.

Искусство – Жан 
Огюст Доминик Энгр

Искусство – Жан Огюст Доминик Энгр

Наполеон заказал Жану Энгру свой портрет в полный рост, когда художнику было 23 года. Художнику был 71 год, его избраннице— 43 года.

В декабре они обвенчались. Энгр сам отмечал, что главным в картине видит «моделировку светом». Жан Огюст начал заниматься портретной живописью, главным образом для заработка, подписывая свои работы «Энгр-сын» (фр. Ingres-fils)4. Среди семейных графических портретов римского периода выделяется «Семья Стамати», сочетающая композиционную целостность и динамизм. В его правой руке он держит скипетр Шарлеманя и в его левом рука справедливости.

Наполеон на его 
Императорском троне

Наполеон на его Императорском троне

Другим художником, воспевавшим императора, был Антуан-Жан Гро (1771-1835), который в основном изображал военные походы Наполеона. Тем не менее как портретист он принадлежит к самым выдающимся мастерам мирового искусства. В этой связи в XX веке абсолютно иначе стало рассматриваться противостояние Энгра и Делакруа, которое в 1830—1860-е годы воспринималось как едва ли не основной фактор французской художественной жизни. Оригинально решена и проблема освещения фигур: свет, озаряющий лик Мадонны исходит извне, а не от пламени свечей. Художник продолжал напряжённо работать, в январе 1801 года он был удостоен премии за натурное поясное изображение «Мужской торс». Энгр называл данное полотно «своей большой исторической миниатюрой» (формат картины 5798 см).

Наполеон восседает в позе Бога Отца с картины Яна ван Эйка. За год до назначения Эгра директором стипендиат Школы изящных искусств Ксавье Сигалон должен был снять копию «Страшного суда» Микеланджело в натуральную величину (она должна была отправиться в Париж как учебное пособие), но так и не смог пробиться сквозь противодействие властей Ватикана. В 1803 году Энгру и еще пяти живописцам поступил заказ на изображение портрета Наполеона I в полный рост, эти работы были направлены в города Льеж, Антверпен, Дюнкерк, Брюссель и Гент, которые вошли в состав Франции в 1801 году. Он был первенцем в семье Жана-Мари-Жозефа Энгра (1755—1814) и Анны Муле (1758—1817).

Жан Огюст Доминик Энгр родился 29 августа 1780 года в Монтобане на юго-западе Франции. Композиция «Золотого века» отталкивалась от фресок Рафаэля в Ватикане— строго организованная и с полукруглым завершением.

Впрочем, в его ориентальных и некоторых мифологических работах, созданных под влиянием романтиков, «мелодия линии сменяется более чувственным колоритом»144. Многочисленные детали (небрежность причёски и складок плаща), поза героя, оторвавшегося от творчества, показывают, что он— созидатель и служитель прекрасного, что полностью отвечает эстетике романтизма19. В 1852 г. Энгр женился на 43-летней Дельфин Рамель (художнику был 71 год).

На мольберте Энгр показал неоконченную картину «Форнарина» и на заднем плане— тондо «Мадонна делла Седиа», для которых Рафаэлю позировала одна и та же натурщица53. Сохранилось 10 тетрадей Энгра, 9 из которых хранятся в музее в Монтобане. К числу наиболее известных его портретов относятся портреты семьи Ривьер издателя Л. Бертена, пейзажиста Ф. Грене, графа Гурьева, г-жи Зенон, г-жи Девосей, баронессы Джеймс Ротшильд. Сюжет полотна взят из Троянского цикла: изображены Одиссей (в красном одеянии), Аякс и старец Феникс, направленные Агамемноном примириться с великим героем. Вместе с тем он был далек от одноплановости.

Но в глубине души мастер предпочитал писать прекрасных женщин, а не деловых мужчин. Критики отмечали, что из-за стремления Энгра показать историю во всех деталях, левая часть работы выглядит несколько перегруженной6. Сегодня многие называют их лучшими произведениями Энгра. Образ Мадонны написан под влиянием Рафаэля, но ей недостает теплоты и человечности.

В 1806 году Энгр по собственной инициативе создал весьма амбициозный «Портрет Наполеона на императорском троне» (размером 259162 см). Однако, по сравнению с ренессансным прототипом, в работе французского художника было больше декоративных элементов и взгляд модели, как обычно у Энгра, устремлён на зрителя и «ищет с ним контакта»43. Затем следует новый заказ: «Портрет Наполеона на императорском троне» (1806, Париж, Музей армии). Картина досталась графу Шарлю-Мари Танги Дюшателю за 25 000 франков108. Энгр был вообще нетерпим к критике и мог, судя по воспоминаниям Амори Дюваля и спустя полвека помнить каждый нелестный отзыв о своих работах. В этом же году художник вернулся к давно интересовавшей его теме Рафаэля, создав композицию «Рафаэль и Форнарина», на которой представлен парный портрет его кумира с возлюбленной.

Всемирный подниматель настроения)))

Перчатки на руках Каролины Ривьер создают впечатление, что «руки слишком крупные для столь изящного юного создания»24. В 1821 и 1823 годах «Венера» упоминается в переписке, но так и не была закончена. в 1806-1824 работал в Италии, где изучал искусство Возрождения и особенно творчество Рафаэля в 1834-1841 был директором Французской академии в Риме. Энгр писал картины на литературные, мифологические исторические сюжеты (Юпитер и Фетида, 1811, Музей Гране, Экс-ан-ПровансОбет Людовика XIII, 1824, собор в МонтобанеАпофеозГомера, 1827, Лувр, Париж), портреты, отличающиеся точностью наблюдений и предельной правдивостью психологической характеристикипортрет Л. Энгр родился в южно-французском городе Монтабане, в семье талантливого скульптора и живописца. Современники оценили картину, так, Теофиль Готье высокопарно заявил, что «так могло выглядеть творение Апеллеса».

Там были представлены его работы, выполненные во Флоренции и Риме, включая «Сикстинскую капеллу» и «Смерть Леонардо». Эти портреты, которые ныне хранятся в Лувре, критика разругала, называя их «готическими», а самого мастера обвиняя в подражании художникам XV века. Эти заявления вполне типичны для эпохи рубежа XVIII—XIX веков, когда в художественной среде существовала идея высшей миссии художника, которой противопоставлялись взгляды романтиков на то, что судьба настоящего гения— одиночество и непонимание. Был исключён Рубенс, которого Энгр обозвал «мясником» и лишь после долгих колебаний был добавлен Шекспир.

Немедленно последовали знаки внимания и от консервативно настроенного Французского королевства: художника наградил орденом Почётного легиона лично король Карл X, а в 1825 году его избрали членом Академии изящных искусств (членом-корреспондентом которой он был ещё с 1823 года). Цветовой и композиционной доминантой этого портрета является голубое атласное платье, которое определяет элегантность модели и подчёркивает её аристократизм. К чему такие властные коннотации у императора-демократа.

Помимо уроков рисования, он дал сыну основные представления о скульптуре (так как был не только художником, но и скульптором), а также научил играть на скрипке. Впрочем, Гэри Тинтероу заметил, что сейчас такой стиль выглядит китчем108. В тот же период он создал одно из немногих своих полотен на современную тему— «Папа Пий VII в Сикстинской капелле».

Однако Амори-Дюваль, при подготовке Всемирной выставки 1855 года, попросил мэтра разместить под его основными произведениями рисунки и Энгр неожиданно ответил: «Нет, зачем же ведь тогда все будут смотреть только на них»137. Новый брак оказался удачным: Дельфина Ромель была старой девой, жившей с престарелыми родителями, она окружила Энгра заботой, по выражению Г. Тинтероу— «буржуазным комфортом». Желая обрести полную независимость от своего времени, он обращается только к прошлому. Картина «Жанна дАрк на коронации Карла VII» скрупулёзно воспроизводит детали обстановки, доспехи исторические одеяния всё это передано в сухой, жёсткой манере. — Его надо найти в самой модели».

Сочинения по картинам 
5-9 класс

Сочинения по картинам 5-9 класс

Только в апреле 1852 года, после почти трёх лет вдовства, художник женился на племяннице своего давнего друга Маркотта— Дельфине Ромель (она также была сестрой жены сына Керубини— Сальваторе). Ещё в 1809 году первый заказ ему сделал Иоахим Мюрат. На рисунке изображена семья французского консула в Чивитавеккья.

В этих же тонах выполнен сложный по структуре натюрморт на переднем плане. Сама женщина превращалась в произведение искусства («Портрет Инес Муатессье», 1851, Лондон, Национальная галерея). Самые известные свои портреты раннего периода Энгр создал в 1804—1805 годах. В Риме Энгр продолжал работать в портретном жанре, создав изображения М. Гране и мадам Девосе (оба— 1807 года). Поскольку на это полотно претендовали сразу пять коллекционеров, Энгр устроил аукцион.

47 Жан-Огюст-Доминик 
Энгр, «Наполеон 
на императорском

47 Жан-Огюст-Доминик Энгр, «Наполеон на императорском троне» (1806)

В портрете мадам Ривьер имеются несоответствия в размерах головы, плеч и линии груди. В 1796 году Энгр поступил в мастерскую Давида в Париже, после ее окончания был удостоен Римской премии за картину "Послы Агамемнона у Ахилла" и в 1806 году уехал в Италию, в которой прожил 18 лет (сначала в Риме, затем во Флоренции), зарабатывая себе на жизнь графическими и живописными портретами. Летом 1806 года Энгр обручился с Мари-Анн-Жюли Форестье, а в сентябре состоялся его отъезд в Рим. «На мой взгляд, — писал Стендаль, — это очень сухое произведение». В 1813 году Энгр женился. У Ромелей было и загородное поместье в Менг-сюр-Луар, в котором семья проводила много времени. Художник рскрывал в своих картинах не Бонапарта – хладнокровного завоевателя или Бонапарта-деспота, это был Бонапарт-герой Франции.

Искусствоведы практически единодушны в том, что самая сильная сторона Энгра-художника (как и его учителя Давида)— искусство портрета141, это мнение стало ведущим ещё со времён Всемирной выставки 1855 года142. Давид написал несколько картин, прославлявших императора, в том числе «Наполеон на перевале Сен-Бернар» (1801), «Наполеон раздает армии орлов» (1810), «Наполеон в своем кабинете» (1812). Ковер под троном показывает могильника. В особняке Бартолини в 1820 году был создан один из самых известных у него «Портрет графа Н. Д. Гурьева».

C 1800 года Энгр участвовал в конкурсе на соискание Римской премии, представив полотно «Сципион с сыном и послами Антиоха» (не сохранилось), но оно заняло только второе место7. Неудачным признаётся и цветовое решение, в котором нет единства82. Фидий держит в руках атрибуты своей профессии— резец и молоток. По Н. Вольфу, в лучших работах Энгра доминируют фигуры с чётко обрисованными контурами, что подчёркивается резким, «не атмосферным» освещением. В 1799 году поступает в Парижскую Академию художеств и в 1801-м получает Римскую премию за картину «Послы Агамемнона у Ахилла» (1801, Париж, Школа изящных искусств), дающую право продолжать обучение в Риме.

Костюму и аксессуарам могло уделяться большее или меньшее внимание, но лицо всегда было проработано подробно. Энгр прекрасно играл на скрипке и в юности подрабатывал этим.

Горделивая поза кажется удивительно естественной, лишенной всякого кокетства. Большой работой стал «Апофеоз Наполеона I», написанный в 1853 году на потолке зала в Отель де Виль (Париж), «Портрет принцессы Альберт де Бройля» был завершена в 1853 году и «Жанна дАрк на коронации Карла VII» появилась в 1854 г. (последняя работа была выполнена преимущественно с помощью ассистентов). Однако только 12 ноября 1824 года— за 15 дней до закрытия— Энгр смог экспонировать в Салоне «Обет Людовика XIII», после чего критики единогласно назвали его «Салоном романтической битвы»: одновременно была выставлена «Резня на Хиосе» Делакруа73. Энгр получал официальные заказы на портреты, например, Первый консул в 1803 г., Бонапарт в Льеже (Льеж) или Коронация Императора, Наполеон на императорском троне, выставленные на Салоне 1806 г. Эта картина, предназначавшаяся для Законодательной палаты, поразила современников священностью образа Императора.

Фигура изображена со спины, причём контур создаёт ощущение единого движения кисти. Однажды он привёл на сеанс в Академию натурщика-горбуна и вызвал изрядный скандал. Преклонение перед античностью переросло у Энгра в почти слепое восхищение ею. Напротив именно 1848 годом подписана одна из наиболее известных работ художника— «Венера Анадиомена».

Ювелирные украшения 
на коронации Наполеона

Ювелирные украшения на коронации Наполеона

Энгр выработал особую технику на основе традиций французского карандашного портрета XVI века и мог выполнить рисунок за один сеанс.

По Н. А. Дмитриевой, «всякий раз, когда французское искусство начинает тосковать по утраченной ясности, оно вспоминает Энгра»150. «Сон Оссиана»— картина, демонстрирующая свободу романтического решения, что подчёркивается резкими контрастами светотени ирреальностью изображённого пространства и бесплотностью фигур44. Его отец, Жозеф Энгр, был художником-миниатюристом и дал ему первые уроки рисования. Предмет носит белую обувь, вышитую в золоте и опоре на подушку. Однако и радикал Ш. Делеклюз увидел в «Апофеозе» выражение всех академических идеалов красоты, согласно которым художник должен облагораживать реальность, а не воспроизводить её81.

  • То, что мы видим, зависит от того, куда мы смотрим

Через Милан, Болонью и Флоренцию Энгр последовал в Рим, куда прибыл 11 октября 1806 года. Фигура передана здесь крупной, монолитной массой, причём композиция и строгость цветового решения выдают академическую выучку автора19. Всего художник прожил в Италии 24 года103. Работа была высоко оценена директором Школы изящных искусств, который писал, что «Эдип воплощает прекрасный дух античности, высокого и благородного искусства» и что картина являет собой «дух мастера последних веков Римской империи»41.

То, что мы видим, 
зависит от того, 
куда мы смотрим

Весной 1820 года Энгры переехали во Флоренцию, причём Жан Огюст в порыве раздражения охарактеризовал римскую жизнь как «13 лет рабства»58. Только в 1862 году он создал станковый, уменьшенный вариант «Золотого века», причём подготовительные материалы к нему «поражают экспрессией и смелостью обобщения»112113. Жан Огюст получил первые уроки музыки и рисования дома и далее был отдан в школу в Монтобане (фр. cole des Frres de lducation Chrtienne), где он смог в очень раннем возрасте реализоваться как художник и скрипач4. В тот период в художественном мире у начинающих живописцев кумиром был Жак Луи Давид. Последняя его картина— восьмая по счёту версия «Мадонны с причастием»— символически датирована 31 декабря 1866 года127.

Впрочем, Энгра и его заказчиков это беспокоило мало47. Нет никаких аксессуаров, которые отвлекали бы от лица персонажа.

Как и обычно у Энгра, портрет полон конкретных деталей. Гектор Берлиоз посвятил Энгру концерт, на котором дирижировал исполнением его любимых произведений, наконец, театр Комеди-Франсез преподнёс художнику почётную контрамарку на пожизненное посещение всех спектаклей104. Ярким примером является изображение Анджелики, прикованной к скале. Для Энгра, финансово зависимого от узкого круга заказчиков, это означало невозможность зарабатывать, как раньше. В свою очередь, Мадлен писала своей сестре, что Энгр— «художник огромного таланта, не мот, не пьяница, не распутник и при этом зарабатывает от десяти до двенадцати тысяч франков в год»50.

В нижней части композиции слева показан Пуссен, переписанный Энгром с известного автопортрета80. Среди работ того периода стоит отметить портреты Наполеона. Однако русский ампир не стал точной копией французского – скорее, его вольным переводом. «Рафаэль и Форнарина» знаменовала начало большой серии небольших по формату картин, чьи сюжеты основаны на разнообразных исторических анекдотах и литературе эпохе Ренессанса.

Однако именно в этот период он создал несколько самых своих знаменитых портретов, в первую очередь «Портрет Луи Франсуа Бертена», директора газеты Journal des dbats (1832). Дэвид (кто закончил его собственное Коронация Наполеона в следующем году) обеспечил серьезное суждение и критики были однородно враждебными, придираясь к странным разногласиям цвета, хотеть скульптурного облегчения, холодной точности контура и застенчиво архаичному качеству. «Мое кресло стоит трона», — утверждал издатель.

Сюжет взят из эпоса Ариосто «Неистовый Роланд». Глубина и своеобразие искусства Энгра проявились уже в ранний период его творчества. Композиция «Апофеоза» строго центрична и основана на «Афинской школе» Рафаэля. Июльская революция оставила Энгра равнодушным.

Этот жанр полностью исчез с появлением фотографии. Творчество Энгра делится на ряд этапов. Энгр был избран в члены Академии художеств и получил из рук Карла X орден Почетного легиона.

Хорошо знали это издание и русские архитекторы. Парижский Салон 1824 года открылся, когда Энгр ещё находился в пути.

Остальные пять изображали его друзей и выполнялись на досуге от главного занятия65. 10 апреля 1867 года в Школе изящных искусств открылась ретроспективная выставка Энгра, которая совпала со Всемирной выставкой. Музыкальная одаренность угадывается в мелодичности ритмов и линий его картин.

Молодой художник изобразил новоиспеченного императора в архаическом стиле. Экспозиция начиналась с Давида, Энгр был представлен 11 полотнами, включая «Большую одалиску», «Стратонику», «Одалиску с рабыней», несколько портретов106. «Портрет Филибера Ривьера» демонстрирует видного чиновника Империи, он сидит спокойно, поза его элегантна. Художник вышел из среды интеллигенции Тулузы.

Стендаль утверждал, что портрет короля на этой картине принадлежит «к числу самых красивых исторических картин»54. Женское начало ассоциируется с льющейся водой— и то и другое означает начало жизни. В этом плане Кабанель в своём «Рождении Венеры» прямо полемизировал с Энгром при полном формальном соответствии канону148. Этот сюжет пользовался популярностью с конца XVIII века: его воспроизвёл учитель Энгра— Давид, а в 1792 году в Париже состоялась премьера оперы «Стратоника» Мегюля, которая была возобновлена в 1821 году. Французское министерство внутренних дел поручило ему написать алтарный образ для собора малой родины художника— Монтобана— на тему «Обет Людовика XIII, просящего покровительства Богородицы для Французского королевства». Современники ощущали некий дискомфорт при сопоставлении Парижа, полностью перестроенного бароном Османом и живописного наследия Энгра, копировавшего ренессансные образцы и призывавшего «Назад, к Рафаэлю. ». К 1808 году относится «Большая купальщица» или «Купальщица Вальпинсона» (по имени коллекционера-владельца), написанная за сравнительно короткий срок в едином творческом порыве. На одном из них (1804) Наполеон – Первый консул.

Широкая публика смогла увидеть картину только в начале XX века. Сам он утверждал, что искажение пропорций, форм и масштабных соотношений вполне позволительно, если позволяет подчеркнуть характер и «выявить элемент прекрасного»45. В 1806 году Энгр дебютировал с этими полотнами в Салоне. Однако, по мнению В. Раздольской именно в портретах Энгр смог «выразить и притом блистательно, своё время»16. В 1855 году Энгр участвует в международной выставке, где была выделена целая комната для его работ. Он также оценивается как крупнейший представитель. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoисторизма в европейской живописи, заявляя, что развитие живописи достигло пика при Рафаэле, далее пошло в неверном направлении и его, Энгра, миссия— продолжить с того же уровня, который был достигнут в эпоху Ренессанса. Несмотря на надменно-бесстрастный облик портретируемого, по мнению В. Раздольской, Энгр привнёс в картину «оттенок романтической взволнованности» благодаря пейзажу с грозовым небом и синеющими вдали горами.

Продуктивность Энгра-художника из-за его прямых обязанностей несколько снизилась. Бартолини тогда ваял графскую жену. Полуженщину-полульва греческой мифологии Энгр показал в тени скал, что символизировало «тёмную» иррациональную природу тайны, противостоящей свету разума Эдипа.

Но опять же не со стороны его военной карьеры, а со стороны политической карьеры. Ещё одной известной картиной этого периода стал «Сон Оссиана», заказанный на тему чрезвычайно модной тогда мистификации Макферсона (её поклонником был Наполеон). Пишет портреты друзей — пейзажиста Гране (1807, Экс-ан-Прованс, Музей Гране) и других, прекрасно передающие черты нового поколения, — людей эпохи романтизма, которых отличает героическая приподнятость, независимость духа, внутреннее горение, повышенная эмоциональность. Впоследствии, будучи уже прославленным художником, он снова вернется в Италию в качестве директора Французской академии в Риме (1834-1841).

И «Одалиска» и «Антиох» были восторженно приняты на Салоне 1840 года, что означало для Энгра возможность вернуться в Париж после окончания срока его полномочий директора Французской Академии102. Колорит соответствует изысканности и грации модели— платье решено в голубовато-серебристых оттенках, что оттеняется синим тоном скатерти на столике перед зеркалом122. Энгр определял своё творчество как «хранение истинных доктрин, а не новаторство», однако эстетически постоянно выходил за пределы неоклассицизма, что выразилось в его разрыве с парижским Салоном в 1834 году. Сурово отнеслись критики и к «готическому» стилю портрета Каролины Ривьер, упрекая художника в «нарочитой точности и сухой прорисовке» фигуры юной девушки25. Художник выполнил и множество графических портретов42. Его кисти принадлежит один из шедевров портретного жанра в европейском искусстве XIX века «Портрет Луи Франсуа Бертена» (1832, Париж, Лувр) — основателя влиятельной газеты Журналь де деба.

Он одет в тунику и большую коронационную мантию. Наиболее известное произведение этого периода— «Большие купальщицы» (1884—1887). Другой полюс искусства французского мастера – портретная живопись. Энгр именовал Делакруа своим «анти-Я» и явно был более непримирим в их конфронтации, активно используя доступные ему административные ресурсы. Учитель Энгра прославленный художник Жак-Луи Давид, работая над большим полотном «Коронование императора Наполеона Бонапарта» (1805-1807) использовал приемы, характерные для итальянского Ренессанса в сочетании с принципами стиля ампир, возникшего в эпоху правления Наполеона.

Энгр – один из ведущих мастеров классицистического направления Франции. Ф. Конисби отмечал, что «Торс» и «Послы» обозначают окончательный разрыв Энгра и Давида: эти картины отмечены сильным влиянием стиля Джона Флаксмана, причём Энгр весьма последовательно воплощал флаксмановскую графичность средствами живописи маслом15. В 1791 году отец решил, что сыну необходимо более фундаментальное образование и отдал его на обучение в тулузскую Академию живописи, скульптуры и архитектуры (фр. Acadmie Royale de Peinture, Sculpture et Architecture), которая из-за перипетий революции потеряла статус «Королевской». С одиннадцати до семнадцати лет Доминик учился в Академии художеств Тулузы. Сколько властной силы в этой мощной «львиной» голове, с седой гривой, в благообразном лице, сколько уверенности в своем всемогуществе в позе, в жесте рук с крепкими, цепкими пальцами — один из критиков с возмущением назвал их «паучьими». В 1845—1846 годах Энгр очень далеко продвинулся в своей работе и даже согласился писать парную композицию «Железный век». Облик Каролины Ривьер далек от классического идеала красоты, но художник внимательно передает индивидуальные особенности — узкие плечи, крупную голову, широкоскулое лицо, странный, непроницаемый взгляд огромных черных глаз.

«Большая одалиска» показывает интерес Энгра к ориентализму, вообще характерному для эпохи романтизма. В 1793—1796 годах выступал второй скрипкой в оркестре тулузского Капитолия (фр. Orchestre du Capitole de Toulouse)— оперного театра6. По сравнению с «Венерой Анадиоменой» композиция «Источника» более статуарна, контуры фигуры более чёткие, но менее живые, более слащавое выражение лица109.

Н. А. Дмитриева даже утверждала, что «работы Энгра не живописны, колориту сознательно отводится второстепенная роль, отсутствуют и светотеневые эффекты»141. Для 23-летнего художника портрет первого лица государства в натуральную величину был очень серьёзной задачей это также свидетельствует о статусе Энгра ибо маловероятно привлечение совсем неизвестного молодого живописца для целей государственной пропаганды. Как и Н. А. Дмитриева, Вольф отмечал, что «Энгр поклонялся превосходству линии и холодным цветам». Он создал такие произведения, как «Наполеон возле больных чумой в Яффе» (1804) и полное драматизма полотно «Наполеон на поле сражения в Прейсипг-Эйлау» (1808). Энгр направил в тот год картину «Эдип и Сфинкс»— первое своё отчётное полотно.

Он переписал «Апофеоз Гомера», тщетно надеясь, что эта картина станет канонической для следующих поколений написал два повторения «Стратоники» и акварельную версию «Сна Оссиана». Иногда создаётся впечатление, что «руки персонажей пририсованы к римским портретным бюстам»145. Французский художник Жан Огюст Доминик Энгр родился в Монтобане, в Гаскони. Картина была решена сдержанно в плане эмоций и колорита.

Образ пятнадцатилетней мадемуазель Ривьер не по-детски значителен. В том же Салоне была выставлена «Резня на Хиосе» Делакруа, написанная на современную животрепещущую тему (расправа турок с греками на острове Хиос). В. Раздольская утверждала, что он «эффектный и броский по цвету, но лишённый подлинной образной значительности»27. «Портрет Бонапарта— первого консула» разными критиками оценивался по-разному. Особенно декоративны женские портреты мастера, впоследствии восхищавшие своей красочностью Огюста Ренуара.