Валентин Серов Портрет Ермоловой
Заданный автором Боря лучший ответ это Картина Валентина Серова "Портрет актрисы Марии Ермоловой" из собрания Государственной Третьяковской галереи.
Художник Валентин Серов— портрет артистки Марии Ермоловой
Их внутреннее родство проявлялось и в том, что в кругу близких они считались «великими молчальниками»: и художник и актриса отличались малоречивостью и склонностью даже во время многолюдных вечеринок погружаться в собственные размышления и переживания4. – Артист, 1890, 11, кн. Обозреватель газеты «Гардиан» (англ. The Guardian) назвала портрет Ермоловой «виртуозным выступлением как актрисы, так и художника»81. Лицо лишь слегка обозначено.
Серов сам заказал для портрета Ермоловой дубовую раму, выполнив её эскиз. Художественные средства, применявшиеся для «монументализации образа» Ермоловой, вероятно, получили развитие в картине «Портрет О. М. Нестеровой» Михаила Нестерова.
Искусствоведы отмечают, что, вероятно, это восприятие граничит с тем, что Серов писал Ермолову вне возраста, стремясь сохранить её внутреннюю сущность и «вечные черты»118. Через несколько лет после завершения работы над портретом, в 1911 году, Шаляпин, выступая в Мариинском театре, вместе с хором опустился на колени во время исполнения «Боже, Царя храни. ». Грабарь восклицал: «Перед вами стоит не Ермолова, а сама Драма, даже Трагедия». Вот таким образом работа над заказанными портретами шла обычно в доме той или иной модели.
Судьбы пяти героев портретов Валентина Серова
4. Героини обоих полотен (у Нестерова позирует его дочь) изображены в полный рост их фигуры словно приподняты на пьедестале, чёрные силуэты прописаны очень чётко. К. С. Станиславский.
в зеркале у края холста). на которые открывается душа». Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра). По меньшей мере дважды художник пытался написать портрет Надежды Петровны. Арбузов.
Репин, несмотря на тёплое отношение к своему ученику, не всегда принимал его картины. Не исключено, что именно полотно Серова дало импульс к появлению картины Михаила Нестерова «Портрет О. М. Нестеровой». Искусствовед Игорь Грабарь в своей публикации в журнале «Весы» (1, 1908) назвал краски картины «тяжёлыми, тоскливо-серыми и бесцветно-чёрными»65. Характер Марии Николаевны раскрывается не только во взгляде, но и в положении рук— их пластическая сцепленность, выдающая достоинство и непреклонность, сродни драматическому жесту одного из персонажей скульптуры Родена «Граждане Кале»25. В январе 1914 года состоялась первая посмертная выставка работ Серова.
- Портрет артистки Марии Николаевны Ермоловой
- Портрет актрисы Марии Николаевны Ермоловой
- Серов Валентин Александрович (1865 – 1911)
- Критика Портрет Ермоловой Серова
- 068 Валентин Серов Портрет актрисы М Н Ермоловой
- Серов Валентин Александрович (художник)
- Добавить комментарий Отменить ответ
- Критики о творчествеВалентина Серова
По утверждению Ильи Репина, с той поры «его милый характер круто переменился». — Новое время, 1898, 18 января. В 1889 году особняк был приобретён мужем Ермоловой— Николаем Шубинским. — Искусство, 1947, 3, с. 20. 2 Там же, с. 23. 3 Г. С. На его гроб, среди прочих, был возложен и венок от Марии Ермоловой с надписью: «Вечная память славному художнику»3435.
Серов Валентин Портрет М. Н. Ермоловой. По утверждению Дмитрия Сарабьянова, «социальное измерение» стиля Серова приобрело монументальность и окончательно сложилось именно в этот период76. Вторая выставка этюдов в Московском обществе любителей художеств. Иногда Серов и Коровин создавали изображения одной и той же модели (например, Мазини и Морозова), а над ранними портретами Шаляпина (знакомство с которым состоялось в мамонтовском кружке72) они работали почти одновременно73. Белый зал, в котором позировала актриса имеет строгие архитектурные формы, на полотно не попали никакие приметы «бытовизма», которые могли бы быть восприняты как что-то случайное, преходящее. Это произведение, написанное в 1906 году имеет явную отсылку к «Ермоловой». Проблемы коллекционерства и музейного собирательства становятся близкими Серову, как никому другому из художников.
1 М. Алпатов. Такой мы ее и запомнили по картине Валентина Серова. По его мнению, Серов был представлен на ней «как никогда, в блеске своего таланта», а портрет Ермоловой— «такая изумительная психология, такое виртуозное мастерство, такая простота и величие красок, которых он, может быть, не достигал ещё ни в одном портрете»64. Торжественное «открытие» портрета состоялось в 1907 году во время банкета, устроенного в честь Ермоловой. mw-parser-output. ts-Переход imgmargin-left:. 285714em. Работа Серова вызвала неоднозначные отклики среди современников художника диапазон их мнений варьировался от полного неприятия картины до утверждений о том, что портрет является «лучшим отражением творческой личности актрисы».
3. Благодаря этому приему актриса казалась художнику выше, стройнее, «монументальнее». Он отмечал, что некоторые портреты Серова грубоваты и небрежны75. Портрет Ермоловой несёт отпечаток различных эволюционных этапов и влияний, через которые прошёл Серов. С ними не согласился художественный критик Николай Врангель, писавший о выставке в журнале «Искусство» (5—7, 1905). Ермолова также пребывает в состоянии «неразряженной напряжённости», она уже находится вне обычной жизни, в другом измерении всем своим обликом актриса создаёт невидимую, но неприступную грань, которая отделяет артиста от рядового зрителя.
- Портрет Ермоловой (Серов):взгляд с разныхракурсов
- Литературный портфельчик Искуссницы
- Общееколичествопросмотровстраницы
- Валентин Серов «Портрет Марии Николаевны Ермоловой» 1905
На юбилейную экспозицию были отобраны «вершинные достижения творчества художника». Тот, говоря об артистических возможностях актрисы, отмечал её темперамент, чуткость, «большую нервность и неисчерпаемые душевные глубины». В подобных творческих устремлениях признавался и Серов, который в ту пору был далёк от «тяжёлой» живописи: «Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное».
М., 1970, особенно с. 60—74. 6 Е. В. Он бывал в её ателье, слушал там лекции о современной моде, делал эскизы моделей. Возможно, вот таким образом в портрете Ермоловой оказались совмещёнными два различных культурологических пласта: с одной стороны, Серов снял маску с модели, представив публике подлинную сущность человека с другой— он создал образ трагической актрисы с культовой «маской жреца». В их число вошёл и «Портрет М. Н. Ермоловой»80.
Ермолова как модель и ранее привлекала внимание художников. В своём творчестве, напоминавшем работу скульптора, Ламанова использовала «метод наколки», при котором длинный кусок ткани, задрапированный на фигуре клиентки, закалывался десятками булавок. Тема маски не обошла и творчество Серова, однако представлена она иначе, чем у его коллег-живописцев Константина Сомова, Михаила Врубеля, Льва Бакста и других.
Он, как и стены, написан «очень жидко», кое-где даже нет мазков кисти. Грабарь. Освещённые складки платья создавались на чёрном фоне с помощью «жидких прописок» белилами. Эффект также подкрепляется пространственными и световыми решениями художника. Ермолова была не единственной женщиной, вошедшей в историю русской живописи в платье «от Ламановой». При этом, несмотря на связь с предыдущим опытом Серова, портрет Ермоловой настолько своеобразен, что искусствовед Владимир Леняшин применил по отношению к нему слово «загадка».
Если некоторые другие женские портреты Серова по стилистике сравнимы с тонкими, несущими лирическую историю новеллами, то, говоря об образе Ермоловой, художник Игорь Грабарь заметил, что «перед вами стоит сама Драма, даже Трагедия»30. В 1935 году благодаря Михаилу Нестерову, считавшему, что портрет является шедевром и должен быть доступен массовому зрителю, картина попала в Третьяковскую галерею на правах «временного хранения». соч., с. 351, 352. 16 Валентин Серов в воспоминаниях, т. 1, с. 93. 17 Старовер.
Газета «Русские ведомости», разместившая отчёт о мероприятии в номере от 13 марта 1907 года, писала, что портрет Ермоловой, «очень эффектно освещённый и окружённый лаврами», стал украшением зала13. Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось. Серов выбрал формат 224120 см (высота почти вдвое превышает ширину). Встречная расписка Серова о том, что деньги получены, датирована 28 февраля12138.
Актёрская убедительность Ермоловой была столь сильной, что, по воспоминаниям Татьяны Щепкиной-Куперник, во время премьеры спектакля «Татьяна Репина» по пьесе Алексея Суворина и партнёры по сцене и публика поверили в реальную смерть актрисы: «В зале творилось что-то неописуемое: истерики, вопли, вызывали докторов, выносили женщин без чувств»28. И Ермолова и Шаляпин изображены художником в тот момент, когда они находятся в «фазе творческого подъёма». Моя жизнь. Русский портрет второй половины XIX века.
Илья Репин, считавшийся учителем Валентина Александровича, после знакомства с экспонатами Таврической выставки сообщил в письме историку искусств Владимиру Стасову, что Серов его «огорчил последними работами». Он же сумел убедить Ермолову, не любившую «выставлять себя напоказ», дать согласие на совместную работу с Серовым2. С 1935 года находится в Государственной Третьяковской галерее (инв.
Художественная жизнь России на рубеже XIX—XX веков. Демонстрация масштаба личности достигается— в том числе— за счёт формата холстов: портреты Ермоловой и Шаляпина (235133 см)— это «изображения в размер натуры». Оно стало первым в цикле портретов корифеев Малого театра, которые создал Серов. По его мнению, художник сумел передать в удачном полотне голос Ермоловой70. Это— произведение живописца. Директор Русского музея Владимир Леняшин, говоря об общей одухотворённости портрета Ермоловой, сравнил бушующий в актрисе трепет с «огнём, мерцающим в сосуде»29. Живописцу было важно обозначить границы «скульптурного» контура и одновременно показать фактуру тонкого бархата.
"Ее данные были исключительные. Взрыв аплодисментов был выражением горячей любви к актрисе и благодарности художнику»168. Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом.
27-я выставка картин Товарищества художественных выставок. Так рождался эскиз будущего платья. соч. ). 7 См. : И. Э. Силуэт актрисы и общий фон требовали определённого размера и пропорций. Автомонография.
Артист Малого театра Михаил Ленин рассказывал, что они «плавали среди бесконечно бушующего моря, это был такой взлёт могучего темперамента, что у меня дрожал каждый нерв»826. Тогда же состоялось и своеобразное «открытие» портрета Ермоловой кисти Серова. Для придания фигуре актрисы монументальности художник выбрал ракурс, при котором видно «основание для монумента», то есть высокий пол. Схожими являются повороты головы (хоть и в разные стороны) и положение рук. От нее веет здоровьем, безмятежностью. По словам Владимира Леняшина, «репинские портреты бодрят, перед холстами Серова всегда чуточку щемит сердце»74.
– Северный вестник, 1890, 3, отд. Л. — М., 1960, с. 30. 4 И. Грабарь, указ. В число людей, принявших картину, входил литературовед Сергей Дурылин— он, в частности, писал, что портрет Ермоловой является «лучшим отражением творческой личности» актрисы. Из жизни художника. По словам Татьяны Щепкиной-Куперник, родственники также говорили, что «непохожа», а сама Ермолова восприняла картину как слишком парадную: «Она хотела бы видеть в ней больше простоты»62.
К моменту «открытия» портрет уже имел определённую известность. Девочка изображена сидящей за столом в столовой дома Мамонтовых. — Новости и биржевая газета, 1896, 1 марта. 12 Цит. Возобновление работы произошло осенью того же года.
Герои обоих портретов— и Ермолова и Шаляпин— стоят с подчёркнуто прямыми спинами умение держать осанку в любых обстоятельствах было одной из внутренних установок Серова, определявших его отношение к людям. В портретной живописи Серова, в том числе в «Ермоловой» исследователями обнаружены оригинальные пространственные концепции и композиционные принципы.
Важную роль играет высота пола. С этого холста она продолжает жечь сердца»6768. В этюде (Гос. Ермолова выходила на сцену в образах Марии Стюарт в одноимённом спектакле по пьесе Шиллера, Жанны дАрк в «Орлеанской деве», Катерины в «Грозе» в постановках по произведениям Александра Островского она сыграла в общей сложности более двадцати ролей8комм.
Фигура трактована в живописной манере, но при этом линии силуэта строго определены. Чуть меньше, чем в три четверти, он стал органически связанным со всем силуэтом фигуры. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. В 1902-м году Серов пишет портрет Остроухова. «Трагическая Россия как бы прислушивается в этих портретах к самой себе, прислушивается нутром»59.
При жизни Серова картина экспонировалась на Таврической выставке (1905), организованной Сергеем Дягилевым, на Русской художественной выставке в Париже (1906). соч., с. 581. 13 И. Репин, указ. В 1920 году картина перешла в собственность Малого театра.
По словам Татьяны Щепкиной-Куперник, если бы речь шла о портрете Ермоловой в преклонном возрасте, то «всего лучше написал бы её в это время Рембрандт, как раньше гениально изобразил Серов». И логически выясняя, какую роль в нём играет динамическая организация «кадров», мы непосредственно ощущаем, как просто, свободно и безупречно поставлена в пространстве фигура, как точно найдены её отношения к холсту, как глубок и насыщен общий тон, лаконична и в то же время тонко разработана цветовая гамма, как внутри больших пятен цвет движется без вялости, свободно, связываясь в убедительную колористическую систему, то есть переживаем комплекс эмоций, который может быть вызван только предметной сутью живописи. (Для сравнения: портрет Николая II, написанный Серовым в 1900 году, был оценён заказчиком в 4000 рублей за изображение актрисы Иды Рубинштейн ему также заплатили 4000 рублей. ) Гонорар за портрет Ермоловой живописцу передал Илья Остроухов, принявший, согласно сохранившейся расписке, необходимую сумму от членов Литературно-художественного кружка 27 февраля 1905 года. Ермолова была немного выше среднего роста. Этим подчеркнута значительность личности Петра. За картину художник получил 1000 рублей. В 1907 году Ермолова, устав от интриг со стороны театрального начальства испытывая недовольство художественной жизнью Малого театра и чувствуя переутомление, решила оставить сцену (позже выяснилось, что не навсегда)14.
Ермолова сама отказалась от проведения праздничных мероприятий1. Сахарова. В следующем году полотно выставлялось в Париже на экспозиции Серова, участвующей в «Русской художественной выставке», организованной Обществом Осенних салонов18. Лицо Ермоловой в последнем кадре находится на фоне потолка, отражающегося в зеркале, — художник словно предлагает зрителю посмотреть вверх. 1. Заметки о 24-й выставке передвижников. В мае— июне 2016 года картина выставлялась в Лондоне на проходившей в Национальной портретной галерее выставке «Россия и искусство: эпоха Толстого и Чайковского».
В доме на Тверском Мария Николаевна в феврале— марте 1905 года позировала Серовукомм. Стернин. Изменение образа лирического героя шло у Серова постепенно— с годами для него стали более привлекательными не свежесть и обаяние юности, а «тонкие движения умудрённого жизнью сердца»51. В московской квартире Серова не было мастерской в привычном понимании этого словакомм. Появление ряда картин, отражающих напряжённо-драматическое настроение живописца, связано, вероятно, с присущим Серову «чувством России». Серов. Заказ от имени кружковцев художнику передал Илья Остроухов. В 1920 году кружок прекратил своё существование и вместе с частью его собрания портрет стал собственностью Малого театра1621.
В дальнейшей работе Серов изменил поворот головы (на картине он дан больше, чем в три четверти) и сделал более изысканной линию плеч36. Это памятник Ермоловой. Актриса позировала художнику в течение тридцати двух сеансов. Выставка русских и финляндских художников в зале Музея барона Штиглица. Утром следующего дня 46-летний художник скончался.
За год до начала работы над портретом дочери Нестеров видел «Ермолову» на историко-художественной выставке. Зоркий, сосредоточенный взгляд говорит о незаурядной интеллектуальной личности. На торжестве было прочитано большое количество адресов и речей в честь актрисы. В итоговом варианте каждая подробность служит элементом для воплощения общего замысла. Таким образом достигается эффект «растущего озарения и одухотворения» образа актрисы4546.
Адвокат Шубинский покинул Россию после Октябрьской революции его жена осталась в Москве и жила на Тверском бульваре до конца своих дней567. К примеру, Сергей Дягилев считал, что в его творчестве совместились этическая («передвижники») и эстетическая («Мир искусства») эпохи. 2, с. 88. 11 В. Стасов.
Актрисе и художнику для создания портрета потребовались тридцать два сеанса. Портрет актрисы произвёл на художника большое впечатление. Она была хорошо сложена, отличалась «строгой красотой» современники, обращавшие особое внимание на взгляд актрисы, писали про свет и глубину её «глубоко карьих» глаз. «Омрачённость», связанная с настроением Серова в ту пору, особенно явно проявляется в портретах артистов, души которых в минуты высокого напряжения Серов, согласно трактовке Поспелова, воспринимал как нечто родственное стихии России57.
М., 1964, с. 463 (в дальнейшем: Е. Сахарова, указ. По воспоминаниям Татьяны Щепкиной-Куперник, ей доводилось встречать Ермолову в концертных залах: «Она выезжала в чёрном бархатном платье с жемчужной ниткой на шее, как изобразил её на портрете Серов»8. Модельер упомянута в строчках Марины Цветаевой: «Та богиня— мраморная. Благодаря смене ракурсов взгляд зрителя постепенно перемещается по картине снизу вверх, как в замедленной съёмке, с одновременным впечатлением движения зрителя («камеры») сверху вниз, «к ногам» изображённой фигуры424344. На выставке картин с художником Н. Н.
Серов, редко хваливший себя, оценил работу над портретом Ермоловой фразой: «Но ничего, как будто что-то получилось»11. Он заметил: «Всегда играла животом вперёд. Серов видел ее словно стоящей на пьедестале.
Нерадовский. 2, был впоследствии назван сотрудниками Музея Ермоловой «домом с привидениями». В работе Серова он увидел присущее ей «высокое благородство» и «спокойное величие»66. Лесков в изображении Серова— это русский интеллигент, пребывающий в мучительных поисках ответов на «вечные вопросы» в его взгляде прочитывается непрестанный самоанализ. — Искусство и художественная промышленность, 1899, 7, с. 608. 18 С. Глаголь. Его отставка была принята в мае 1905 года56. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств».
Эту группу произведений, а также написанный двумя годами позже портрет прозаика Леонида Андреева объединяет наличие тёмных, почти траурных силуэтов— искусствовед Глеб Поспелов назвал их «фигурами в чёрном». Это наполняет картину теплом домашнего уюта. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Так в портрете соединились настоящее лицо и маска как «суть творчества трагического актера»5254. «Моделирование» фигуры актрисы происходило— в том числе— за счёт освещения: оно на картине распределено справа налево. По словам Эйзенштейна, при знакомстве с картиной Серова им овладело «абсолютно особое чувство подъёма и вдохновения», которое он не смог себе сразу объяснить, ведь портрет был «предельно скромен по краскам.
При этом выражение лица Марии Николаевны ещё не просматривалось8. / Нарядить— от Ламановой»33. Серов, скрупулёзно изучавший мельчайшие нюансы в настроении актрисы, уловил «доминирующий» оттенок её взгляда— по мнению искусствоведа Наталии Радзимовской, «он состоит в необычайной просветлённости». Надежда Петровна, несмотря на просьбы заказчиц, никогда не шила сама, считая своей основной задачей создание образа придуманные Ламановой идеи воплощали в жизнь сотрудницы её салона32. На полотне отсутствуют какие бы то ни было яркие красочные пятна, но оно не монохромное цветовая гамма картины цельна, в ней удачно найдены сочетания различных оттенков серых и коричневых тонов и чёрного цвета: «в чёрном есть и тёмно-синее и зелёное и коричневое серая стена переливает фиолетовым пол написан охристыми, синеватыми, зеленоватыми мазками».
Основная же работа над портретом Марии Николаевны проходила в её доме, на Тверском бульваре, 11. Краски портрета— скупые, неяркие, не нарушается основное трезвучие: серый, чёрный, коричневый цвет. Вертикальная форма полотен, на которых актриса и певец написаны в полный рост, с ног до головы, превращают картины «в настоящие памятники исторической значимости артиста». Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату.
Щепкина – Куперник, современница великой русской актрисы. Впоследствии Серов рассказывал живописцу и искусствоведу Игорю Грабарю, что писать «в этой скрюченной позе, без возможности не только отойти, но и пошевельнуться», ему было непросто. Так животом вперёд и стоит на портрете Серова»63. Акцентированное внимание к контуру напоминает о работах 1903 года, входящих в так называемый «юсуповский цикл».
М. — Л., 1937, с. 125. 8 См. : П. И. В одном из писем художник объяснил причины нежелания писать портрет неизвестного лица так: «Как ленивый эгоист я выбираю то, что мне легче, что более по руке»3. соч., 1965, с. 168. 5 Подробнее об этом в кн. : Г. Ю. Хроника семьи художников. илл. ). Среди полотен художника, открывавших выставку и расположенных на главной экспозиционной линии, по инициативе организаторов были представлены портреты, «создавшие ему славу» одного из ведущих портретистов России.
Зеркала зрительно расширяют пространство, добавляют картине «глубины и воздушности». Позже, сблизившись с Сергеем Дягилевым, он работал над плакатами для его «Русских сезонов», рисовал эскизы для занавеса к балету Михаила Фокина «Шахерезада». Архитектор и художник Фёдор Шехтель признавался, что при взгляде на портрет Ермоловой у него возникало ощущение «то холода, то жары»: «Чувствуешь, что перед тобою произведение как бы не рук человеческих.
Однако общее настроение их картин— разное. ". Очень достоверно передана обстановка комнаты. Среди представленных экспонатов, демонстрировавшихся до середины марта, был и «Портрет М. Н. Ермоловой» (поступил на выставку из собрания Литературно-художественного кружка)20.
4, с. 167. 19 Валентин Серов в воспоминаниях, т. 1, с. 541. 20 Н. Кравченко. 11 марта в помещении Литературно-художественного кружка в честь актрисы состоялся банкет. Василий Дмитриевич Поленов, Елена Дмитриевна Поленова. Работа над полотном проходила дома у актрисы— на Тверском бульваре, 11.
В момент написания портрета Ермолова находилась в расцвете творческих сил. Он же изъявил желание для защиты полотна оформить картину под стекло811. 4. Над её портретами ещё в XIX веке работали Виктор Быковский (1874), Сергей Ягужинский (1893), Леонид Пастернак (1895). Той же цели служат арки, которые по форме совпадают с линиями головы и рук Ермоловой.
Немирович-Данченко в своём выступлении, в частности, сказал: «Когда мы вспоминаем ваши сценические создания, сотканные из тончайших страданий, мы называем вас певцом женского подвига»15. Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности. Серов сел на маленькую скамеечку, чтобы смотреть на Ермолову снизу вверх. Если одна из картин создаёт впечатление «светской любезности», то другая демонстрирует внутренний накал чувств если героиня одного из портретов включена— «почти на равных правах»— в мир окружающих вещей, то вторая явно отстранена от бытового пространства. номер 28079).
В портрете поворот лица был изменен по сравнению с эскизом. Художник Михаил Нестеров считал изображение Ермоловой «совершенным произведением»8. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
Л., 1965, с. 31. 9 Валентин Серов в воспоминаниях, т. 2, с. 181. 10 В. Стасов. Творческое развитие Серова шло под мировоззренческим девизом «Ищу человека», что означало движение художника к некоему этическому идеалу50. Передвижная выставка и ее критики.
соч., с. 345. 14 См. : Л. Мошин. Серов и Остроухов подружились еще в Абрамцеве, вместе они путешествовали по Италии. Серов по-разному выбирал «точки съёмки» для всех кадров: нижнюю часть фигуры Ермоловой (первый кадр) он писал как бы при съёмке сверху, фигуру по колени— с прямого ракурса, фигуру по пояс— немного снизу, а крупный план головы— с самой нижней точки. Лишь некоторые из картин, в том числе портреты Ермоловой и Фёдора Шаляпина, художник дописывал в своём помещении именуемом «залой». Если в его ранних работах (например, в «Девочке с персиками») искусствоведы обнаруживают мажорное мироощущение автора, позитивно относящегося к «цветущему усадебному укладу», то полотна, написанные художником во время Первой русской революции, несут на себе печать «России омрачённой»55. 5.
Внешние данные Марии Николаевны были не менее значительны. Все «фигуры в чёрном» у Серова одиноки: изображения Шаляпина и Горького написаны на абсолютно пустынном фоне Леонид Андреев словно погружён во мрак графически точные линии стены и зеркал на портрете Ермоловой созданы для того, чтобы сосредоточить внимание на властном лице и силуэте актрисы60. Портрет Ермоловой вызвал неоднозначные оценки среди современников художника. Вечером 21 ноября Серов, по словам драматурга Сергея Саввича Мамонтова, «сделал свой последний штрих на этом портрете и в общих чертах он уже был закончен»— оставался, вероятно, только один сеанс.
На фоне этих традиций мировоззренческим «катализатором» при написании портрета Ермоловой стали события Первой русской революции.
Люди из близкого окружения актрисы сочли, что на портрете Мария Николаевна выглядит старше своих лет и «не так красива, как в жизни»8. Картины «Девочка с персиками» и «У балкона. Ге. — Новь, 1897, 18, с. 446. 15 И. Репин, указ. При этом оставаться в стороне от веяний времени художник не мог.
Даже поведенческие установки художника при написании этих картин разнились: работая с Юсуповой, Серов словно стремился избежать переоценки образа княгини, тогда как во время сеансов с актрисой он интуитивно ставил перед собой иную задачу: «Достаточно ли поднял, возвысил»50. В 1905 году Серов, помимо «Ермоловой», создал портреты Фёдора Шаляпина и Максима Горького. по: Е. Сахарова, указ. Просветленные черты лица героини обрамлены деталями отраженного в зеркале интерьера. Кроме того, портрет демонстрировался на коллективных выставках Союза русских художников.
Важную роль играл и шлейф: благодаря стелющемуся по полу подолу и его отражению возник эффект «искусственного удлинения»— изображение Ермоловой зрительно увеличилось и силуэт актрисы приобрёл монументальность8. Режиссёр Сергей Эйзенштейн, анализируя композицию холста, пришёл к выводу, что использовавшиеся Серовым «монтажные приёмы» являются предтечей кинематографической техники работы с кадром. Актриса Мария Ермолова была властительницей дум для нескольких поколений зрителей.
Как заметил Валерий Брюсов, «портреты Серова срывают маски, которые люди надевают на себя и обличают сокровенный смысл лица». Такая же глубокая духовная работа— «родственная античному катарсису»— видна в глазах Ермоловой29.