Веласкес Менины Картина

Картина Диего Веласкеса «Менины» — один из шедевров мадридского музея Прадо. «менины» (исп. Las Meninas— «фрейлины») или «Семья Филиппа IV»— картина Диего Веласкеса, написанная в 1656 году. Картина «Менины» Веласкеса оставила после себя много загадок.

В 1656 году Веласкес пишет картину «Менины» («Фрейлины»). В Институте Сервантеса в Москве открылась художественная выставка, посвященная одной из самых загадочных картин великого испанского художника Диего Веласкеса «Менины». «менины (Фрейлины)» (1656) — картина Диего Веласкеса.

Маргарита Тереза вышла замуж по устоявшейся брачной традиции габсбургской династии, после долгих переговоров кпасхе1666 года за своего дядю по материнской и кузена отца (двоюродного дядю) по отцовской линииимператора Священной Римской империи Леопольда I. Картина Веласкеса Менины подобна зеркалу:каждый из нас по своему трактует её содержание, усматривает в ней отражение своих мыслей и чувств так, стоя перед зеркалом, мы способны увидеть в ней своё отражение. Продолжая проект, отдел культуры Института Сервантеса, его руководитель Татьяна Пигарева предложили художникам обратиться к творчеству Веласкеса, создавать свои интерпретации картины «Менины» – одного из самых выдающихся творений мировой живописи.

«Менины», Диего Веласкес — описание картины

Всё правильно. Итак, время действия – 1656 год. Действующих лиц мы можем перечислить поименно.

В центре сцены стоит пятилетняя инфанта Маргарита (1). Согласно описанию в музее, эти работы представляют собой «исчерпывающее изучение формы, ритма, цвета и движения»54. Он здесь и объект наблюдения и его субъект. Справа находятся постоянные члены свиты принцессы — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф Маргариты (его кличка также неизвестна). Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Противопоставление обширного мрачноватого помещения и маленькой нарядной девочки усиливают детали: огромная собака, большой холст на мольберте.

Франциско Пачеко говорил (и в этом старый волк знал толк): «Изображение должно выходить из рамы». На поясе художника висят символические ключи от его дворцовых помещений16. Не было бы «Менин», не было бы ни Гойи, ни Сезанна, ни Магритта, ни искусства XIX и XX века вообще.

Какие тайны скрывает 
самая известная 
картина Диего Веласкеса

Какие тайны скрывает самая известная картина Диего Веласкеса «Менины»

Джотто») и Жоржа Перека («Зачарованный взгляд»). В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. А с другой – сам бросает вызов богам. В глазах зрителей того времени это означало высшее признание». В своем смешении действительности и иллюзии Веласкес идет в «Ткачихах» дальше, чем в «Менинах» и потому здесь вспоминается Кальдерон: Ведь то, что видел я во сне, Так было ясно, несомненно.

Но смотрит и художник. Английский коллекционер Уильям Джон Банкс, путешествовавший по Испании во время Пиренейских войн (1808—1814), приобрёл копию дель Мазо50, считая её оригинальным эскизом Веласкеса к «Менинам», хотя тот обычно не занимался подготовительными этюдами.

Может быть, мы тоже попали туда каким-то чудом. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. На гравюре «Менины Пикассо» (1973), собственной вариации картины, Ричард Гамильтон изобразил обоих— и Веласкеса и Пикассо55.

Инфанта в то время ошибочно идентифицировалась как Мария Терезия Испанская— её старшая единокровная сестра (при инвентаризации нового королевского дворца в Мадриде в 1772 году ошибка сохранилась)44. И вот вырвалась наружу. Мы знаем, что проживёт инфанта очень недолго. Это сцены из жизни простых людей. Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни.

Наконец, мое внимание привлекает сам художник, Веласкес. Диего Веласкес и его картина Менины (1656 г) Картина Диего Веласкеса Менины – один из шедевров мадридского музея Прадо. Это привело к инцесту внутри семьи. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Он анализирует замысловатость композиции, заостряя внимание на сложной системе визуальных отношений между художником, моделями и зрителем. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале.

В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. Здесь этот оксюморон вполне уместен. По своему воздействию на зрителя полотно производит эффект тихо разорвавшейся бомбы. Веласкес «пустил» зрителя в живопись и это открытие поменяло всю концепцию искусства.

А почему в мастерской находится инфанта. В самом деле, где король с королевой и где мы, зрители. Получается, что Веласкес настолько уверен в себе, что бросает вызов богам Олимпа.

Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия. И, может быть, вот таким образом неосознанно изобразил королевскую чету не вместе со всеми, а отраженными в зеркале. Звание королевского камергера (aposentador mayor del palacio) подняло его статус и принесло материальный достаток, хотя исполнение возложенных обязанностей отнимало слишком много времени. Но не это главное в полотне. В 1747—1748 годах картина была включена в состав королевской коллекции.

Менины (картина, 
Веласкес, 1656)

Менины (картина, Веласкес, 1656)

Инфанта, напротив, ярко освещена. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). Фигура карлицы. Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик. Филипп отказывался позировать для портретов в пожилом возрасте, однако он позволил Веласексу включить себя в «Менины»5, содержащие единственный известный совместный портрет монарших особ, написанный художником7. Существует мнение, что полотно вдохновило Оскара Уайльда на написание сказки «День рождения инфанты»51. Король Филипп на 30 лет старше своей второй жены и приходится ей дядей.

И это – в условиях жесткого этикета и строгой иерархии испанского двора. Но что всё-таки на этом самом загадочном холсте изображено. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. В целом исследование Фуко посвящено более эпистемологии, в частности, «когнитивному статусу современных гуманитарных наук»35, нежели искусствоведению, будучи основанным на предпосылке Людвига Витгенштейна о картине как модели реальности36. В начале 1650-х годов король отдал Веласкесу под ателье главный зал бывших покоев Бальтазара Карлоса, служивший до того дворцовым музеем, в котором и происходит действие «Менин». В отличие от полотен Рембрандта, например его «Ночного дозора», (напомним, кстати, что эти художники были современниками и оба написали великие групповые портреты), в картине Веласкеса звук отсутствует. Пять персонажей смотрят прямо на короля с королевой (и, соответственно, на зрителя), вкупе с отражением в зеркале подтверждая их присутствие за пределами пространства картины12. Под эту какофонию, условно говоря и спускается в ад знаменитый Ночной дозор.

Быть может, то, что вижу, — сон. управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). Его единственный сын Карл II родился инвалидом и был не в состоянии произвести на свет жизнеспособное потомство. Контраст между темной мастерской и лучезарной нишей напоминает контраст со зрительным залом и театральной сценой и этим как бы утверждается, что «жизнь — это лицедейство». – спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы.

Загадки картины 
Веласкеса Менины 
1656

Загадки картины Веласкеса Менины 1656

В этом обзоре мы приподнимем завесу тайны над этим прекрасным полотном. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. В «Триумфе Вакха» (1629) и нескольких ранних бодегонах некоторые персонажи смотрят прямо на зрителя, словно вызывая того на диалог.

Он видит маленькую девочку, которую зашнуровали в жёсткий корсет и фижмы. Так это их изображает Веласкес.

«Менины» Веласкеса: 
картина о картине

«Менины» Веласкеса: картина о картине

Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Кажется, что взоры участников этой композиции устремлены к нам.

Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. Его фигура во многом доминирует на картине, у него очень гордый, живой вид.

Разворачивая пространство игры и возможностей абсолютно невиданных, оно проникает сквозь все поле изображения, пренебрегая всем и опережая кисть художника и воспроизводит видимый облик того, что находится за пределами «Менин». Так как оно рождает истинно живое, в отличие от инцестуозных отношений». На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. Она словно была на долгие годы заточена в золотой клетке королевской резиденции.

Малоизвестные факты 
о картине Диего 
Веласкеса «Менины»

Малоизвестные факты о картине Диего Веласкеса «Менины»

Образ великого мастера, помимо этого, как бы нечаянно обретает второй смысл. И как бы гордо она ни стояла, мы понимаем, что отцу-то нужна не она, а сын, наследник.

Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». Сэр Джон Лавери выбрал шедевр Веласкеса в качестве основы для написания портрета королевской семьи в Букингемском дворце (1913). Но мы уже знаем, что никакого двойного королевского портрета никогда не существовало. Справа находятся постоянные члены свиты Маргариты — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф принцессы (его кличка также неизвестна).

Для Фуко «Менины» являются первым признаком рождения новой эпистемы, срединной точкой между двумя великими разрывами в европейской мысли— классической и современной, в которой появляются элементы чистого представления (репрезентации в теории «археологии знания» Фуко), свободного от внешнего воздействия34. Овидий восклицает: "сочтешь настоящим быка, настоящим и море. Именно тихо. Сам Веласкес (9) изображён слева от сцены у мольберта с огромным холстом14.

На картину, вероятно, оказал влияние «Портрет четы Арнольфини» (1434) Яна ван Эйка, хранившийся в то время во дворце Филиппа и наверняка знакомый Веласкесу25, на котором так же присутствует зеркало на дальней стене, только выпуклое искажающее пропорции и деформирующее пространство. На заднем плане в дверях виден дон Хосе Ньето Веласкес (8), гофмейстер королевы в 1650-е годы и хранитель королевских гобеленов— возможно, родственник художника. Мишель Фуко посвящает анализу «Менин» всю первую главу своей философской работы «Слова и вещи» (1966), где кропотливо описывает картину на языке, «не подверженном влиянию других искусствоведческих текстов»34, без учёта исторического фона, биографии художника, социального контекста, технических особенностей живописи, возможных источников и влияний при написании картины. Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует. Общепринятой трактовки картины не существует, но большинство искусствоведов считает, что по сюжету «Менин» королевская пара позирует Веласкесу для совместного портрета их дочь наблюдает за процессом, а сама картина изображает их взгляд на происходящее. По мнению американского писателя Джона Манчипа Уайта «Менины» можно рассматривать как венец жизни и творчества художника, своеобразное подведение итогов его достижений в живописи.

По свидетельству Лавери: «Найдя достойным для Его Величества королевский голубой цвет, я смешал его на палитре и, взяв кисть, король нанёс его на Орден Подвязки»50. Верхняя свободна, более воздушна и легка. Уродство карлицы – это зеркальное отражение искорёженной детской души маленькой девочки, которой так не посчастливилось родиться в королевской семье да ещё в греховном браке королевского инцеста. Король Филипп IV (10) с королевой Марианной (11) в отражении зеркала идентифицируются по другим портретам и по свидетельству Паломино. Тот факт, что инфанта есть, что она здорова, вызывает надежду о будущем наследнике.

Загадка самой известной 
картины Кустодиева

Загадка самой известной картины Кустодиева

И творчество побеждает. О «Менинах», особенно любимых философами, написана уже целая библиотека. В «Венере с зеркалом» (ок. Исследователь литературы и кино Григории Амелин пристально вглядывается в шедевр Диего Веласкеса «Менины», следя за взаимообращением многочисленных смыслов, которые порождает загадочная композиция этой картины, постоянно пишущей саму себя.

Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита. Инфанта Маргарита на момент написания картины была их единственной дочерью. За пределами холста или внутри него. В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия.

Это им показывает инфанта как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. Стоун пишет: «Невозможно окинуть всех персонажей одним взглядом. На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. Первые картины Веласкеса были написаны в жанре бодегонес.

  1. 14 малоизвестныхфактов о шедевре Веласкеса «Менины»
  2. История одного шедевра: «Менины» Веласкеса
  3. 14 секретов шедевра Веласкеса «Менины»
  4. 14 малоизвестных фактов о шедевре Веласкеса «Менины»
  5. Тайны шедевра Веласкеса «Менины» (15 фото)

Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность. Справа от инфанты два карлика, служившие придворными шутами: страдающая ахондроплазией Марибарбола (Мария Барбола (4) из Германии и Николас Пертусато (5) из Италии, тормошащий ногой сонного мастифа.

В 1819 году она вошла в собрание музея Прадо43. Она вызвала на состязание Афину. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона).

Однако эскиз изображает конечное состояние «Менин» и не соответствует раннему, обнаруженному рентгенографией, следовательно, он мог быть написан только позже самого полотна Веласкеса. Это ребёнок, лишённый детства. По другой версии в зеркале отражается полотно, над которым работает художник1718, с крайне необычными для портретной живописи Веласкеса размерами, аналогичными размерам самих «Менин». Ниша в «Ткачихах» выглядит, как картина в картине (как драма в драме Шекспира).

  • 14 малоизвестныхфактов о шедевре Веласкеса «Менины» (15 фото)
  • Сообщество «Волшебная сила искусства»
  • Невообразимый эксперимент Веласкеса
  • Автопортрет Веласкеса, «вшитый» в «Менины»
  • Самое интересное в виде мозаики
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • ИНФАНТА (Менины Веласкеса и Пикассо)

Так, мы узнаём, что у короля – это второй брак. – женщины ростом с девочку– наводит на мысль о том, что инфанта. Она, пятилетняя, берет кувшин не глядя на него, что очень необычно для ее возраста. Аполлон, победив Марсия, содрал с него кожу. Позади них стоит компаньонка инфанты донья Марсела де Уйоа (6) в траурном одеянии, беседующая с её личным охранником (7) (guardadamas)10.

В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. Справа находятся постоянные члены свиты Маргариты – карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф принцессы (его кличка также неизвестна). Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Её сопровождают фрейлины (менины) из самых именитых семей— донья Исабель де Веласко (2), приготовившаяся к реверансу и донья Мария Агустина Сармьенто де Сотомайор (3), подающая инфанте красный кувшин (bcaro) на золотом подносе, преклонив колено10. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко.

  1. «Мы не зрители, мы участники действия»
  2. Укротительница Маргарита Назарова и тигр Пурш на палубе
  3. Картина-убийца: мистическая загадка автопортрета Ван Гога
  4. Правда и вымысел о Пабло Пикассо
  5. Замысловатые миры австралийского художника Чарльза Блэкмена

Джоэл-Питер Уиткин по заказу Министерства культуры Испании выполнил работу «Менины, Нью-Мехико» (1987), содержащую отсылки к картине Веласкеса и к произведениям других испанских художников56. Они позируют все, включая и старую шутиху, но лиц их Веласкес явно не видит. На это указывает отражение в зеркале. Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов.

Инфанту лишили детства и именно вот таким образом она так похожа на старую карлицу. К началу XVIII века интерес к Веласкесу вышел за пределы Испании, куда направились многие британские коллекционеры в поисках его работ, хотя пик популярности в Великобритании итальянского искусства сосредоточил внимание на картинах художника с явным итальянским влиянием, оставив в стороне работы вроде «Менин». То есть король вступил в инцестуозные отношения. Разумеется, нет.

Изображая, как пишутся портреты (в частности, евангелист Лука — Мадонну), старые мастера доказывают их правдивость сопоставлением оригинала и изображения. «Менины» – картина историческая известны даже имена всех изображенных на ней. Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения. Например, зашифрованный автопортрет самого художника.

Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. Ещё одним важным испытанием для этого шедевра стала его изолированность. По свидетельству Антонио Паломино известного как Джорджо Вазари золотого века Испании, Филипп приказал добавить его на картину после смерти Веласкеса, а по некоторым утверждениям «его Величество написал крест самолично»15. Своим участием он словно преодолевает атмосферу инцеста, внося творческое (здоровое) начало в эту картину. Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины».

Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст. – девочка, вынужденная с малых лет вести себя как взрослая. Понять тревогу трудно, не зная подробностей истории. Однако, многие искусствоведы считают, что на самом деле картина скрывает много секретов. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо.

14 малоизвестныхфактов 
о шедевре Веласкеса 
«Менины»

Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме). Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии). Картина по неизвестным причинам обрезана с обеих сторон42. «Менины» – полотно, где живописный план тесно переплетается с реальным. Джон Сарджент выполнил небольшую копию «Менин» в 1879 году, а спустя три года написал картине оммаж «Дочери Эдварда Дарли Бойта».

Многие аспекты «Менин» связаны с более ранними работами Веласкеса, в которых он обыгрывает условности представления. Во время гражданской войны в Испании большая часть коллекции Прадо была эвакуирована республиканским правительством в Женеву и «Менины» экспонировались там на выставке испанских картин 1939 года рядом с «Герникой» Пикассо. По-видимому, неравнодушный к искусству король имел близкие отношения с художником, несмотря на жёсткий придворный этикет и после смерти Веласкеса начертал на краю указа о назначении его преемника: «Я сокрушён»8.

Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья. С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. Но это спокойствие весьма обманчиво. И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». Ей всего пять лет.

Герой второй картины Марсий достиг необычайного мастерства в игре на флейте и вызвал на состязание Аполлона, который, победив Марсия, в наказание за дерзость содрал с него кожу. Если хотите, то в этой картине заключён реквием по никогда не случившемуся детству. Ее отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза.

Мы смотрим на то, что происходит в мастерской. Новой книгой известного семиотика (вышедшей параллельно "Путешествию с закрытыми глазами: Письма о Рембрандте" Ольги Седаковой) Издательство Ивана Лимбаха открывает серию Orbis pictus, в первый пул которой вошли также эссе Ролана Барта («Арчимбольдо или Ритор и маг»), Екатерины Андреевой («Орден непродающихся живописцев и ленинградский экспрессионизм»), Петра Вайля («В начале. Арахна славилась как вышивальщица и ткачиха. Ему 57 лет. В классическом искусстве рама замыкает картину, как пролог и эпилог замыкают поэму. был распространен сюжет «Венера перед зеркалом» и Веласкес наверняка видел картины на эту тему.

Эрнст Гомбрих предположил, что необычная композиция картины могла родиться из невинного замечания кого-то из монархов об инфанте, присутствующей на сеансе, как о достойном кисти Веласкеса объекте, а поскольку любые слова, произнесённые государем, считаются приказом, то появление «Менин» могло быть обусловлено мимолётным желанием, воплотить которое в жизнь оказалось лишь под силу гению Веласкеса19. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). В каталоге 1843 года она впервые упоминается под своим современным названием «Менины»44. Веласкес привнес в живопись и новое измерение – время. Загадка заключается в другом.

Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Кроме того, в итальянском и фламандском искусстве 16-17 вв. В настоящее время копия хранится в особняке Кингстон-Лейси (Дорсет)52. Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. А, может быть, художник лишь изучает саму инфанту и ему нет никакого дела до нас. У Веласкеса всё тихо, как и положено в королевских покоях, всё размеренно и степенно.

Это было принципиально важно для Веласкеса, так как правила ордена Сантьяго не допускали членства в нём ремесленников и торговцев3. «Менины» написаны очень точно и реалистично игра света и тени создает объем и глубину. Черты внешности монарших особ неразличимы в светящихся овалах на опалесцирующей поверхности зеркала, но они явно обращены к зрителю.

Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко.

Казалось бы, об этой знаменитой картине XVII века известно совершенно все. На момент создания «Менин» он пробыл при королевском дворе уже 33 года, будучи не только придворным художником, но и куратором растущей коллекции европейской живописи, под опекой которого были приобретены многие полотна, включая работы Тициана, Рафаэля и Рубенса, составившие впоследствии значительную часть собрания Прадо6.

В 1794 году картине вернули прежнее название «Семья Филиппа IV». Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. Вокруг нее хлопочут придворные дамы – менины: так называли в Испании прислуживающих инфанте девушек из хороших семей.

Для меня «Менины» – картина об искусстве живописи и оптической иллюзии, а еще о значимости искусства.