Врубель Картины С Описанием

Самые знаменитые картины Врубеля

Свою будущую жену, Надежду Ивановну Забелу, Врубель увидел во время репетиции оперы-сказки «Гензель и Гретель». Вся цветовая композиция приведена в единство. Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо. Еще до отъезда за границу он несколько раз рисовал Э. Л. Прахову – ее лицо послужило ему прообразом для лика богоматери. В работе над ними художник уже не копировал старинные образцы.

Вот таким образом и художественные средства выбраны Врубелем соответственные. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же). Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. Работа не привела к улучшению.

Его рекомендации позволили молодому художнику познакомиться с руководителем реставрационных мастерских Адрианом Праховым. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156.

Картины — Врубель, 
Михаил Александрович

Картины — Врубель, Михаил Александрович

Вообще пан – это мифическое существо, которого Михаил изобразил в образе пожилого мужчины. Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. Первые уроки в Академии были связаны со станковой живописью, как распространенным видом живописи XIX века. Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. Интересно, что «Богоматерь с Младенцем» он писал с жены своего работодателя, профессора Прахова, будучи влюблённым в неё.

Прошение было удовлетворено157. В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. Михаил Александрович Врубель родился в Омске в семье военного юриста. В статьях под псевдонимом «Профан» Прахов с большим литературным блеском и темпераментом пропагандировал искусство передвижников. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко. Он говорит, что здесь, то есть в Италии, можно учиться, а творить – только на родной почве что творить – значит чувствовать, а чувствовать – значит «забыть, что ты художник и обрадоваться тому, что ты прежде всего человек».

Врубель Михаил Александрович 
 (1856 – 1910)

Врубель Михаил Александрович (1856 – 1910)

Прежде он был, казалось, довольно равнодушен к «родной почве»: она была чем-то само собой разумеющимся, незамечаемым, замыслы черпались из всемирных источников: античность, Гамлет, Фауст. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97.

Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. В. Васнецов так же чутко изображал литературные произведения в своих картинах.

В картине Пан (1899, ГТГ) греческий бог превращается в русского лешего. Цинковые доски для икон Врубелю доставили из Киева, но художнику долго не удавалось отработать технологию и краска не держалась на металле. Эта большая акварель поразительна. Маленький Миша рано увлекся рисованием, питал интерес к музыке и театру.

Врубель Михаил Александрович: 
биография

Врубель Михаил Александрович: биография

3 апреля состоялись похороны на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря161 в Санкт-Петербурге. Им были созданы сюжеты «Сошествия Святого Духа на апостолов» на хорах церкви.

В старой столице ему стало ещё хуже, несмотря на то, что картину купил за 3000 рублей известный коллекционер Владимир фон Мекк. Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. Стоит также сказать, что не меньший вклад в искусство художника внёс Абрамцевский кружок (сейчас музей в Абрамцеве). Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни».

Картины Врубеля 
Михаила Александровича

Картины Врубеля Михаила Александровича

В последние годы жизни Врубель практически постоянно был погружён в мир своих галлюцинаций, о которых весьма образно рассказывал окружающим. Так, в рисунке «Свидание Анны Карениной с сыном», сделанном в начале 80-х годов, Анна с преувеличенной пылкостью чуть ли не душит в объятиях ребенка. Арцыбушева и С. И. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию).

Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. Причем, второй занимался обучением Михаила Врубеля до 1882 года в собственном классе. Он работал над ними в Венеции, куда ездил изучать искусство Раннего Возрождения.

Михаил Врубель: 
от иконы до демона, 
история нового стиля

Михаил Врубель: от иконы до демона история нового стиля

Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. В состоянии Михаила Александровича перемен нет. Историк искусства, археолог, профессор Петербургского университета, он в 70-х годах активно выступал и как художественный критик в журнале «Пчела».

В то же время он как будто театральный – фантастичный, неподвижный, декоративный. Врубель написал на стенах несколько фигур ангелов, голову Христа, голову Моисея и, наконец, две самостоятельные композиции – огромное «Сошествие святого духа» на хорах и «Оплакивание» в притворе. А. М. вот это-то в то время и могло меня более всего поразить. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67.

В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. Вы не сердитесь, я это потому сказал, что вижу вашу ошибку». Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. Из-за службы отца семья часто переезжала. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. Нет, не стоит писать.

Блестящие примеры портретной живописи Врубеля – портреты К. Д. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. Именно тогда уравновесилась характерная для Врубеля техника письма и «история» его произведений. О портрете Арцыбушева говорит Н. В.

Михаил Врубель: 
рисунки и наброски

Михаил Врубель: рисунки и наброски

Знакомство с семьей Надежды Забелы прошло не очень приветливо, в первую очередь по причине двенадцатилетней разницы в возрасте между женихом и невестой (Врубелю было 40). Требовалось их дописать, сохраняя по возможности стиль XII века. Как было его сохранить. wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98.

«Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. Коровин и Серов, – друзья живописца, – стали частыми гостями Михаила Александровича. В его даровании раскрылись универсальные возможности. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля.

Начинает шевелиться седой пень, под косматым мхом завиваются бараньи рожки, корявая рука отделяется, сжимая многоствольную свирель и внезапно открываются круглые голубые глаза, как фосфорические светлячки. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. весь в черный бархатный костюм, в чулках, коротких панталонах и штиблетах.

Стоит сказать, что картина посвящена одному из произведений М. Ю. Лермонтова. Однако больной держался и летом, вот таким образом по совету Сербского 9 июля 1904 года Врубеля доставили в санаторную клинику Ф. А. Усольцева в Петровском парке140. Последние лучи солнца играют на белоснежном оперении, переливаясь радужными красками. Воздухом художник дышал в открытую форточку один раз в день.

Экспрессия, хаос, бегающие мазки, насыщенность цвета, мрака и густоты деталей – стали узнаваемым «автографом» мастера. Им посчастливилось работать вместе в киевских храмах над реставрацией древних фресок. Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. Но форма ее необычна, так как это особый атрибут пана. Художник показал своего первого, так называемого «Демона (сидящего)» уже в Москве, куда он переехал в 1889 году. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру.

Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. Была и еще причина, почему Врубелю хотелось поскорее вернуться в Киев. В этом он имеет в виду обращение живописи к литературе. Тонкие деревья колышутся на ветру, но вот борода и волосы пана не развиваются.

Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты). Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63.

Главную роль здесь сыграли методы Усольцева, а также близость жены и сестры, поселившихся по соседству на даче и видевшихся с Михаилом Александровичем каждый день. Отличительными штрихами врубелевских картин стали декоративность и орнаментальность. Ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем (засаленный сюртук и вытертые панталоны), я не видал. Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. Больше всего заинтересовали его палитру не корифеи Высокого Возрождения – Тициан, Веронезе, - а их предшественники, мастера кватроченто (XV век), теснее связанные со средневековой традицией, - Карпаччо, Чима да Конельяно и, особенно, Джованни Беллини.

Михаил Александрович 
Врубель ( )

Михаил Александрович Врубель ( )

Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. Болезнь прогрессировала, но в периоды ясного сознания художник снова работал. В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать. Летом 1901 года в семье Врубелей появился первенец – Саввочка.

Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. Вся меблировка два простых табурета и кровать.

Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. Отношения Врубеля младшего с мачехой сложились хорошо и благодаря её призванию (она была пианисткой) художник вырос на классической музыке. Иногда наступали просветления и тогда он жаловался на постигшее его несчастье и изобретал аскетические практики, которые должны были вернуть ему зрение: отказывался от пищи, целыми ночами простаивал перед кроватью. Работа над «Демоном поверженным» буквально кипела: вместо обычных трех-четырех часов художник иногда работал по 14 часов в день. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости.

Во власти демонов: 
знаменитые картины 
Михаила Врубеля,

Во власти демонов: знаменитые картины Михаила Врубеля, созданные за шаг от безумия

В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). Последней работой Врубеля стал Портрет В. Я. Однако уже 12 февраля Врубель в собственноручном письме к жене жаловался, что не может ни читать, ни рисовать. В 1899 году Врубель потерял отца, а в 1901 году у него родился сын Савва, с врождённым дефектом – «заячьей губой», – что произвело на художника тягостное впечатление.

У него было внутреннее право не следовать букве древнего стиля – он проник в его дух. Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. Незадолго до этого он написал страшную в своей обречённости картину – «Демон поверженный». В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43.

Наравне с новыми открытиями ребенок учился постигать мир прекрасного в рисовальных классах «Общества поощрения» в Петербурге. Любовь и ревность иногда мешают талантливым людям. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». Увидев изображение, подросток позже воспроизвел его детально (по памяти). «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66.

Всё тело Демона составлено из металлических мускулов. В эти годы он вновь писал демонов. Брюсова. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир.

Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. Вернувшись из Венеции, Врубель метался. Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни.

История создания 
картины Врубеля 
Пан

История создания картины Врубеля Пан

Летом 1990 года художник был удостоен присуждения золотой медали на всемирной выставке во Франции за знаменитый камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович». Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина. (1906), необычайно выразительный. Дальнейшая школа живописи ждала Врубеля в Саратове. Сам художник не однократно упоминал, что демон с греческого переводится как «душа».

Мамонтова (оба – 1897). Она не похожа на Надежду Ивановну Забелу— совсем другое лицо, хотя Забела и исполняла эту роль в Сказке о царе Салтане»122. Он страшно эффектен, конечно и был еще более эффектен, пока не потускнели, не пожухли его краски, но С. Яремич справедливо заметил, что здесь «близка к нарушению высшая художественная сдержанность». В 1899 году он пишет «Демона летящего», перед которым вспоминаются слова Блока: «Летим, летим над бездной, среди сгущающейся тьмы» Но Врубель не завершает это полотно и приступает к упорной работе над иным образом Демона, который получил название «Демон поверженный». Обстановка мастерской А. и П. Сведомских ему тоже была близка, поскольку помещение было перестроено из оранжереи, однако из-за стеклянной стены и потолка римской зимой там было очень холодно.

Последний бешеный всплеск энергии, последнее сверхусилие – и потом изнеможение, срыв. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. А в 1886 году он знакомится с К. Коровиным. Демон низринут в ущелье среди скал. В 1879, окончив ун-т, Врубель поступил в Академию художеств, где пробыл четыре года.

Это есть уже в «Сошествии святого духа», написанном на коробовом своде Кирилловской церкви. В Одессе мальчик учиться рисованию в школе Общества изящных искусств. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано.

Немного биографии 
иособенности творчества

Немного биографии иособенности творчества

В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. На хорах он заметил только что встреченного незнакомца товарищи сказали, что это художник Врубель и показали начатое им «Сошествие святого духа», а также двух ангелов: «Врубель говорил, что здесь он ближе всего подошел к Византии». «. Синими искрами загораются стекла пенсне. У многих смотрящих на полотно возникает вопрос: «что держит пан на картине Врубеля». Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64.

Надежда Забела-Врубель предпочла сама выкармливать сына. Кирилловские фрески находились в плохой сохранности, над их «поновлением» работала артель учеников киевской рисовальной школы, руководимой художником Н. И. Мурашко (с ним Врубель потом близко сошелся). Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель.

В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. П. Ю. Климов, специально рассматривавший творческое наследие Врубеля в контексте русского модерна, признавал его представителем революционной ветви русского модерна и утверждал, что положение и значение его в тогдашней культурной среде равно только позиции А. Иванова для русского академизма.

Именно здесь он написал одни из самых известных своих работ: Египтянка, Купава, Мизгирь, Волхова и т. д. Врубель умеет извлечь красивые, красочные созвучия из самых обыкновенных предметов. В 1874, окончив гимназию, поступил на юридический ф-т Петербург.

Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». Особенно примечательна акварель Голова Демона.

Как можно догадаться, немного поразмыслив над сюжетом, этот странный предмет – флейта. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Что нахожу в ней – то интересно только моей палитре».

Тех миров, которые видели они, мы не видим. Помимо фресок, Врубель написал четыре иконы. А в образе Младенца есть сходство с их дочкой.

Описание картины 
Михаила Врубеля 
«Богоматерь с младенцем»

Описание картины Михаила Врубеля «Богоматерь с младенцем»

По евангельскому преданию, апостолам явился святой дух в виде голубя исходившие от него языки пламени «почили на каждом из них». Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139.

Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. Вероятно, «Демон» был не причиной заболевания Врубеля, но стал катализатором, ускорителем: совпадение окончания картины с началом болезни едва ли случайно. В рисунках к «Моцарту и Сальери» (1884 год) Сальери выглядит мелодраматическим злодеем.

Описание картины 
Михаила Врубеля 
«Демон сидящий»

Описание картины Михаила Врубеля «Демон сидящий»

Все расходы за проживание и учебу взял на себя Николай Вессель. Первый биограф Врубеля А. П. Иванов писал о них: «Пластическая музыка этих икон построена в величавых и ясных ладах Дж. Беллини и Карпаччо, а в глубине ее, как доминанта в органном пункте, звучит красочное волшебство мозаик Сан Марко». Здесь были написаны лучшие картины Врубеля – «Пан», «Демон», «Царевна Лебедь» и др. Отец художника был в тревоге: сыну уже тридцать лет, университетское образование, художественное образование, «таланту бездна», а между тем ни имени, ни обеспеченного положения – ни кола, ни двора. И впервые стал искушать Врубеля и завладевать его воображением сумрачный образ богоборца – Демона. В некоторой близости к этой картине – Гадалка (1895, ГТГ), произведение глубоко психологическое.

Все иллюстрации к поэме были выполнены Врубелем чёрной акварелью монохромность позволяла подчеркнуть драматичность сюжета и одновременно позволяла показать диапазон фактурных изысканий художника. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». Как мы видим, старец не совсем обычный. От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года.

Описание картины 
Михаила Врубеля 
«Пан»

Описание картины Михаила Врубеля «Пан»

В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду. Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски.

В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. Серо-голубые глаза смотрят лукаво, как у шкодливого ребенка. Любовь, зашедшая в тупик, – вот это было серьезно. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила».

Описание картины 
Михаила Врубеля 
«Снегурочка»

Описание картины Михаила Врубеля «Снегурочка»

Вессель. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. Художник Л. Ковальский, в то время ученик киевской рисовальной школы, рассказывал впоследствии, как он впервые встретился с Врубелем вскоре после прибытия того в Киев.

Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. В этом взгляде – жажда познанья и свободы, мятежный дух сомнения. Работа его, подходя к концу, снова и снова переписывалась.

Он отправляется по рекомендации Чистякова в Киев к А. Прахову для реставрации древних росписей Кирилловской церкви.

Для Терещенко Врубель взялся написать картину «Восточная сказка», но сделал только эскиз акварелью, да и тот порвал, когда Э. Л. Прахова отказалась принять его в подарок. Сон как будто бы стал продолжительнее. Скульптура, мозаика, витраж, майолика, архитектурные маски, архитектурные проекты, театральные декорации, костюмы— везде он оказывался в своей стихии.

Описание картины 
Михаила Врубеля 
«Царевна Лебедь»

Описание картины Михаила Врубеля «Царевна Лебедь»

Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. Рождается ощущение первозданности. Федорова. В письмах родным речь шла уже о тетралогии. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105.

Он перекликается с опустошённостью души. Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями». «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи – как раз к моменту полного прекращения художественной активности. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия.

Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. продолжение. Профессор А. В. Прахов приглашает выпускника расписать Кирилловскую церковь.

Художественно-исторический 
музей Арт-Рисунок

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Он вновь стал посещать академические вечерние классы, куда свободно допускались любители и оттачивать пластические навыки21. Тем не менее уже 28 июля состоялось венчание— в Швейцарии— в Крестовоздвиженском соборе Женевы.

Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. Картина «Демон сидящий» написана в 1890 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.

Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. Доктор Усольцев, лечивший Врубеля, пишет: Это был художник-творец всем своим существом, до самых глубоких тайников психической личности. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня.

Тот вариант «Демона поверженного», на котором оборвался отчаянный поединок и дух художника изнемог, не принадлежит – нужно признать – к вершинам творчества Врубеля. Врубель, в 1880 году становится студентом Академии художеств. Я в спокойствии созерцания изображал, как умел, свой 30-верстный пейзаж, но тихие шаги, а потом устремленный взгляд заставил меня повернуться. Оттуда писал сестре: «Перелистываю свою Венецию (в которой сижу безвыездно, так как заказ на тяжелых цинковых досках, с которыми не раскатишься), как полезную специальную книгу, а не как поэтический вымысел. Их малоискусными руками фрески прописывались сверху по сохранившимся контурам (по «графьям») теперь такой способ был бы сочтен варварским. После окончания академии Михаилу повезло.

Конечно, Врубель писал не просто портрет. Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. Он лечился фенацетином, принимая по 25 гранул в день. Эта работа резко контрастирует с канонами академизма, несмотря на соблюдение всех формальных признаков, включая античную тему. Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. Врубелевский пан – это леший, который является духом леса.

Уже во время болезни он создал полотна «Шестикрылый серафим», «Роза в стакане», «Жемчужина». Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. Конец 80-ых для художника стал особенно плодовитым.

Годы жизни Врубеля 
Михаила Александровича

Годы жизни Врубеля Михаила Александровича

Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. Впервые почувствованная любовь к родине, первая возвышенная любовь к женщине одухотворили этот образ, приблизили его к человеческому сердцу. Там же родились его младшие брат и сестра— Екатерина и Александр, не дожившие до отроческих лет. То он «вельможный пан» с иголочки одетый (отец его был поляком), то он одет в чёрный бархатный костюм, панталоны и чулки как венецианец с картины Тициана, то окружает себя странными людьми: снобами, кутилами, цирковыми артистами итальянцами, бедняками, алкоголиками (так говорил друг Коровин). Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург.

Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. Он был влюблен в жену Прахова Эмилию Львовну, о чем несколько раз, не называя имени, таинственно намекал в письмах к сестре: это было его сокровенное «душевное дело». Бросила сцену, что заставило художника содержать семейство. Его преподавателями были П. Чистяков и И. Репин. В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии.

Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине Царевна-Лебедь (1900, ГТГ). Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея). В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер.

Картины Михаила 
Врубеля с названиями

Картины Михаила Врубеля с названиями

Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. Ковальский расположился писать этюд на высоком холме с видом на Днепр и дальние луга. В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. Цветовой контраст достигает на этом полотне своей кульминации. В. фон Мекк предложил Врубелям провести лето в его имении в Киевской губернии, что несколько взбодрило Михаила Александровича и очень понравилось Надежде Ивановне.

Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». В свои девять лет М. Врубель по памяти копировал Микеланджело. Однако художественное воспитание отец прививал сыну лишь для общего развития. В 1906 художник ослеп.

Ехать нужно в Киев и Врубель с удовольствием принимает приглашение. По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Петербург) – художник. И. Грабарь полагал, что Врубель в русском искусстве занимает своеобразное место.

Врубель провел в Венеции около полугода. Так Врубель превращается в постоянного обитателя психиатрических клиник. Стал раздражительным, срывался, если слышал критику в адрес своих работ. Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. В начале 1902 года В. Бехтерев обнаружил у него неизлечимую болезнь (сухотка спинного мозга), которая грозила сумасшествием.

«Действительный студент» Михаил Врубель

Может быть, в закладе. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема».

Как и другие евангельские сказания, сюжет «Сошествия» имел в церковном искусстве свою иконографическую схему, закрепленную многовековой традицией. Алпатов: «Среди произведений Врубеля имеются такие, в которых он занимателен как рассказчик и которые потому нетрудно передать словами такова его картина К ночи (1900) с пасущимися среди озаренной цветами лужайки конями, которых стережет голый сатир, таков его Пан (1899), лохматый старик, сжимающий флейту в волосатой руке, угрожающе страшный среди ночного пейзажа с ущербной луной над горизонтом, такова Царевна Лебедь (1900), большеглазая гордая красавица в низанном жемчугом кокошнике с лебедиными крыльями, отливающими сиреневыми оттенками. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100.

Это находит отражение и в станковом характере рисунков. Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. И лишь после приобщения к монументальному византийскому и древнерусскому искусству экспрессия Врубеля становится величавой – исчезает психологический нажим, появляется характерно врубелевское выражение духовной напряженности в сосредоточенном взоре огромных глаз (большие глаза – также черта византийской живописи), при позах как бы оцепеневших, скупом жесте, в атмосфере глубокой тишины. Врубель рано испытал то, что через два десятилетия Блок называл «наплывом лиловых миров», лилового мрака, одолевающего золотой свет. Да ведь до них несколько верст.

«Дивная патетическая 
симфония» Врубеля

«Дивная патетическая симфония» Врубеля

Художник в периоды помрачения впадал то в манию величия, то в полное самоуничижение. Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86.

«Юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. К этому же времени относятся интересные автопортреты. Это показывает зрителю, что ветер в предрассветный утренний час совсем не сильный. В общем, это был молодой венецианец с картины Тинторетто или Тициана, но это я узнал много лет спустя, когда был в Венеции.

Картины с описанием 
и названиями

Картины с описанием и названиями

Это был Петербург 1896 года. В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. В картине Демон сидящий (1890, ГТГ) юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. Богоматерь держит младенца на коленях, но не склоняется к нему, а сидит выпрямившись и смотрит перед собой печальным вещим взором.

С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». Яркая фантазия и глубокое осмысление сути человеческого бытия рождали такие картины, как Царевна-Лебедь, К ночи, Пан. Она подлинно монументальна. Дико и жалко лицо падшего с мучительно искривленным ртом, хотя в его венце еще горит розовый отблеск. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. Блок видел в «демоне» – «Юношу в забытье Скуки». Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы.

В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. По своему реалистическому мастерству и силе характеристики портрет этот занимает выдающееся место в портретной живописи конца XIX столетия». Потом Прахов абсолютно отошел от критической деятельности, перестал заниматься современным искусством (характерный симптом 80-х годов. ) и вернулся к изучению древностей.

Михаил Врубель, 
«Сирень» : описание 
картины

Михаил Врубель, «Сирень» : описание картины

Он словно не находил себе места – то принимал решение уехать из Киева (и действительно на несколько месяцев уезжал в Одессу), то возвращался опять его потянуло к хмельному «кубку жизни», он бурно увлекался какой-то заезжей танцовщицей, много пил, жил неустроенно, лихорадочно, а к тому же еще и жестоко бедствовал, так как денег не было, отношения же с Праховым стали более холодными и далекими. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. Тогда художник повел себя слишком импульсивно и смело, целуя незнакомке руку за кулисой. В 1889 году работа над фресками успешно окончена и Михаил едет в Москву. Больно, горько до слез.

На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. Произведения Врубеля— в основном прикладные керамические вещи и майолики, — экспонировались в Кустарном павильоне124. Как он это делал, можно видеть на примере его картины «Натурщицы в обстановке Ренессанса».

Врубель — у истоков 
русского символизма 
и модерна

Врубель — у истоков русского символизма и модерна

всегда свой. ». Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Осенью 1886 года А. М. Врубель сам приехал в Киев проведать сына и его опасения подтвердились: «Миша здоров (по его словам), но на вид худ и бледен. Остальное сделано уже до меня, только выбирай». Врубель писал картины на темы pyc.

Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. Ничего внешнего, бросающегося в глаза. В 1880 – 1890-е годы творческие искания Врубеля не находили поддержки Академии художеств и критиков искусства. Экспрессивно-драматичны и портреты (К. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. Словно в исступлении Врубель писал по 14 часов в день свою работу. сказок и опер Н. А.

Врубель как универсальный 
мастер

Врубель как универсальный мастер

Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь и ненависть. Любовь к искусству всецело владела Врубелем с академических лет.

Учился в Академии Художеств. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. Но в трактовке фигур и лиц он проявил себя как художник современный, как психолог.

Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. Но и не только это.

Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. Так в 1874 году М. Врубель учиться на юриста в Петербургском университете. В нем поднимался богоборческий бунт. Так, как Врубель написал «демона», не мог писать ни один из его современников.

Все Картины Михаила 
Врубеля по алфавиту

Все Картины Михаила Врубеля по алфавиту

Савву похоронили на Байковой горе. Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. Это вот, эти копны сена.

В Академии он работал по двенадцать часов в день. Отец описывал неоконченное полотно в том же письме, говоря, что Демон показался ему «злою, чувственною, отталкивающей пожилой женщиной». Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. Тогда же Михаил стал работать над мифологическими и сказочными сюжетами – «Пан», «Царевна-Лебедь», «Богатырь».

Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. Результатом стал коренной жизненный перелом, совершённый в 24-летнем возрасте: окончив университет и отбыв краткую воинскую повинность, Врубель поступил в Академию художеств9. Тогда он переехал в Москву.

По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. Но смотря на пожилого пана, нельзя сказать, что он злой. Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. В колорите картины – контрасты. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона».

Одна из самых известных работ того времени — графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге. Сколько у нас красоты на Руси. » – такое восклицание вырывается у Врубеля впервые. А. В. Прахов, в тесном общении с которым (и с его семьей) Врубель провел пять киевских лет, был известен в художественных кругах.

Самое интересное 
в виде мозаики

Самое интересное в виде мозаики

Ярко поразила юного Врубеля копия работы Микеланджело – «Страшный Суд». В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. В 1898 году Врубель отправился на Украину. В 1884 году Врубель уходит из Академии. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. Софии, книгами, цветными таблицами и фотографиями из богатой библиотеки Прахова. Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки.

Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. Первые вполне самостоятельные произведения Врубеля относятся к 1884-1885 годам. Никаких следов киевского «Демона» до нас не дошло – художник его уничтожил, все ныне известные «Демоны» сделаны значительно позже. Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. С первого взгляда трудно разобрать, что изображено: глаз ослепляет переливающаяся мозаика драгоценных частиц, озаренных вспышками голубоватого фосфорического света, как если бы мы действительно вошли в пещеру, сокровищ из «Тысячи и одной ночи». Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля.

Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. Сестре художник писал так: «Поиски мои – исключительно в области техники.

Михаил Алексндрович 
Врубель (1856-1910)

Михаил Алексндрович Врубель (1856-1910)

В Венецию Врубеля командировали в обществе Самуила Гайдука— молодого украинского художника, который проявил себя исполняя росписи по эскизам Михаила Александровича. Он рисует сцены больничного быта, портреты врачей, пейзажи. Грандиозность и поистине титаническое величие Врубеля проявилось в поразительной полифонии творчества, универсализме мастерства и оригинальности мышления.

Кирилле», «Св. Именно здесь, по словам одного из историков искусства «его палитра приобрела новые сильные насыщенные тона, напоминающие переливающийся игру драгоценных камней». Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38.

В семье штабного адъютанта рождается второй ребенок (сын Михаил). Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. Из четырех иконостасных образов богоматерь удалась художнику особенно. В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель».

Он спит через ночь по пять часов и редкий день, чтоб не поспал хотя бы три часа. Во время создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона». В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей.

Эта картина была задумана ещё в Киеве. Казалось, судьба гения была предопределена с ранних лет. Своим творчеством он опроверг сомнения «левых» и «правых» скептиков в необходимости как школы, так и сознательного эксперимента в искусстве. Кушает хорошо— и в своё время. Окончив Петербургский университет и пройдя военную службу М. А.

В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». За спиной этажерка тоже с книгами и деловыми бумагами. Через несколько дней он полностью ослеп155.

Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). музей русского искусства, Киев). Не случайно первая картина Врубеля связана с трагедией Шекспира: это Гамлет и Офелия (1884, ГРМ). Но иллюстрации Врубеля не могут быть сведены к субъективному комментарию. И все же он нетерпеливо ждал возвращения. Он был одним из самых ярких художников конца XIX – начала XX века. Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы.

Одной из самых известных картин Михаила Врубеля стала работа под названием «Демон«. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86.

Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. Общее руководство работами принадлежало Прахову. По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18.

Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. Омск. Как всегда, Врубель не заботился о сохранности красок – он добавлял в краски бронзовый порошок, чтобы придать им блеск, но со временем этот порошок начинал действовать губительно, картина неузнаваемо потемнела. Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Невысокого роста, очень пропорционального сложения, одет.

Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. Одну из самых интересных его статей, посвященную Шестой передвижной выставке 1878 года (собственно, двум экспонатам – «Кочегару» Ярошенко и «Протодьякону» Репина), не пропустила цензура. Здесь он быстро сходится со своим современником В. Серовым. Сильное, грозное произведение. О своей картине Врубель написал отцу: «Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбящий, при всём этом дух властный, величавый». В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод.

Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил». Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. Предложение руки последовало незамедлительно, в тот же день.

Он как раз и работал над «Демоном», когда неожиданно приехал отец. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Представим себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с «духом зла» им созданным, но уже от него отделившимся, зажившим отдельной от него жизнью представим, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле, - это ли не материал для трагической легенды. Искусствовед Н. М. Арцыбушев сидит за столом с разложенными книгами в своём кабинете.

Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. Из мемуаров известно, что Врубель выступал в самых разных образах.

Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Он творил всегда, можно сказать, непрерывно и творчество было для него так же легко и так же необходимо, как дыхание. Когда художник писал демона, в начале работы, тот вполне умещался на холсте.

ун-та и посещал вечерние классы Академии художеств. Это ухудшило его душевное состояние: он стал замкнутым, вспыльчивым, страдал бессонницей.

Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. Михаил Александрович Врубель (1856-1910) родился в семье офицера участника Крымской кампании. В 1874 г. после окончания гимназии юноша поступает на юридический факультет Санкт-Петербургского университета и в 1879 г. оканчивает его с золотой медалью. В 1880 г. Михаил Врубель зачисляется вольнослушателем в Императорскую Академию художеств. В 1884 г. его приглашают в Киев для работы над реставрацией Кирилловской церкви (церкви Святых Кирилла и Афанасия Александрийских). Чтобы выполнить это поручение, Врубель отправился в Венецию для изучения средневековой христианской живописи. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество.

Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). Он в России не имел предшественников, не оставили последователей. Римского-Корсакова (Морская царевна, Тридцать три богатыря и др. ). Но замысел и начало относятся к киевскому периоду. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159.

В качестве декораций художник выбрал российский лес. Врубель жениться на Е. Х. Казалось, что желание превзойти свой гений только портило картину. Врубельский «демон» сочетает в себе красоту, ум, величие, мощь и в то же время – бессилие, беспомощность (что видно из его безнадёжно сцепленных рук).

Демон Врубеля получился поломанным, с неестественной позой и положением левой руки. У Врубеля сложились близкие отношения с другим русским художником в Академии – В. Серовым. мне было все это видеть. Он уехал в Москву и его поглотила столичная богемная жизнь. И свою картину художник сначала назвал Сатир.

Работал над картиной Врубель уже в Москве, в доме Мамонтова, в предоставленной студии. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. Надежда играла роль сестры Гретель. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1.

Содержание картины Испания (1894, ГТГ), возможно, навеяно оперой Кармен, которую Врубель очень любил и считал эпохой в музыке. Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54.

Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов – Портрет Н. И. Забелы на фоне березок (1904, ГРМ). С самого рождения мальчик болел и через два года умер. В этом явно проявлялось влияние П. Чистякова, который полагал, что подчинение техники искусства идее— коренное духовное свойство русского творчества27. 17 марта 1856. Род.

Сама группа апостолов, охваченная общим высоким душевным подъемом, выражающая это каждый по-своему, производит неизгладимое впечатление: руки, то напряженно стиснутые, то порывисто прижатые к сердцу, то в раздумье опущенные, то трепетно прикасающиеся к руке сидящего рядом. Холодный лиловый цвет борется с теплым оранжево-золотистым. Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. Вессели принадлежали к интеллигенции, сестра Елизаветы Христиановны— Александра— окончила Петербургскую консерваторию и очень много сделала для приобщения племянника к миру музыки.

Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». Лучшее из этих произведений – икона Богоматерь (1885, Гос. С вокзала я отправился прямо к нему и был опечален его комнаткой и обстановкой.

Среди его наставников были Валентин Серов и Павел Чистяков. Он критически относился к современному искусству. Это сказалось на его работе над «Демоном поверженным». Но, к сожалению изорвал в клочки летнее новое пальто и брюки. Поразительна пластическая лепка лица и рук. На настойчивые приглашения приехать и пожить дома (семья жила тогда в Харькове) ничего не отвечает.

В 1903 году умирает малолетний сын Врубебя, через год после написания его портрета. Его учителями были П. П. Чистяков, И. Е. Репин и М. Фортуни. К восстановлению старых фресок по сохранившимся фрагментам он относился с большой бережностью как вспоминал Н. А. Прахов (сын А. В. Прахова), «не выдумывал ничего от себя, а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других местах».

Так в Киеве никто не одевался и это-то и произвело на меня должное впечатление. Ведь столько блестящих надежд. » Нет прямых свидетельств душевного состояния художника в то время – он не любил откровенничать, – но достаточно очевидно, что он переживал не только денежный кризис. Именно там он научился писать с натуры, получая уроки у нанятого учителя. Он относится без внимания к письмам— и сам не пишет.

Представители рода Врубелей (от польск. Описание картины Врубеля «Пан» мы дали выше, а здесь попробуем понять, какую идею художник зашифровал в полотне. Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). На фоне каменистых заснеженных вершин – голова с шапкой черных кудрей. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве.

Это один из его несомненных шедевров. Стремительная стилевая эволюция Врубеля объясняется тем, что он не был связан ни с академизмом, ни с передвижниками и, следовательно, ему не требовалось усилий для преодоления доктрины. Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это неверно: сын А. В. Прахова Н. А. Прахов называет поименно ряд лиц, которые узнаются в «Сошествии», - киевские ученые, священники, археологи, среди них сам Адриан Викторович Прахов. У его апостолов были живые прототипы.

Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). форма, которая создана природой вовек. ». музей русского искусства, Киев) – женственно-нежный и вместе с тем печальный образ матери, предчувствующей трагическую участь сына. Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. Но мечтой М. Врубеля остаётся живопись, он посещает выставки изучает, участвует в спорах о назначении искусства, посещает вечерние классы Академии художеств. «Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем – «здесь человек сгорел».

Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120.

Вообрази, ни одного стола, ни одного стула. К примеру, говорил учителю Репину, в глаза, что тот не умеет рисовать. Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. В 1890 году свет увидела его картина – «Демон сидящий». Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне.

Фон только на этой картине реалистичен. Вокруг упавшего лиловый мрак и переплеснувшие голубые струи. Они обнаруживают тягу к востоку – цветистому, волшебному, пряному.