Врубель Михаил Сирень

Картина «Сирень» была создана Михаилом Врубелем в 1900 году в период зрелости и ощущения быстрой утраты реальности. Михаил Врубель именно таким увидел куст сирени, передав ее мистический образ и таинственную душу в образе девушки, которая рождается из живописного куста в ночных сумерках, превращаясь из драгоценных каменных росписей сирени в прекрасную нимфу. Многие художники находились под впечатлением от цветущих весной и летом деревьев и кустарников, но сирень, занимающая все пространство картины, впервые прозвучала так необычно и сильно, что была признана одним из лучших пейзажей, написанных Михаилом Врубелем. Картина Врубеля Михаила Сирень: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

А вот какой увидел сирень выдающийся художник Михаил Врубель. Полотно российского художника Михаила Врубеля «Сирень», также как «Пан» и «Царевна-лебедь», относится к «Сказочному циклу» творчества знаменитого живописца и отражает мистические силы природы, которые так поразили его и его постоянный поиск национальной души русского народа.

В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Энергичное порывистое движение дриады будто заставляет шевелиться ветки, слышен их шелест. Вот в это-то время, в поисках чисто и стильно прекрасного, одновременно прилагающего дорогу в бытовой обиход, а тем самым— к сердцу публики, Врубель и становился одним из творцов русского модерна— того нового стиля, который наслаивался на неорусский романтизм мамонтовского кружка, частично из него вырастая»75.

На поверхности этот индивидуальный стиль легко узнаваем: это манера трактовать видимые формы в виде мозаики мазков, кубизированная орнаментация объёмной формы. Прошение было удовлетворено157. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем.

  1. Сирень, Михаил Врубель, 1900 – описание картины
  2. 500 – Внутренняя ошибка сервера
  3. Художник Михаил Врубель, картина Сирень
  4. Михаил Врубель, «Сирень» : описание картины
  5. Обстоятельства написания картины

Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко. Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. Один из современников художника позже (когда Врубель ослеп) написал: «Природа ослепила его за то, что он слишком пристально вглядывался в ее тайны». Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88.

Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». Лицо девушки как бы полустерто. Вессели принадлежали к интеллигенции, сестра Елизаветы Христиановны— Александра— окончила Петербургскую консерваторию и очень много сделала для приобщения племянника к миру музыки. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. Одежда девушки написана темным пятном, никак не уточненным и не детализированным.

  • Подпишитесь на новостную рассылку музея
  • Михаил Врубель, «Сирень»: описание картины
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Врубель, Михаил Александрович Сирень
  • Художник Михаил Врубель, картина Сирень, 1900

Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость.

Сирень, Михаил Врубель, 
1900 – описание 
картины

В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22.

Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы.

Ее образ как бы возникает из королевства природы. Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38.

В архитектурной литературе подчёркивается исключительная роль Врубеля в формировании художественного облика произведений московского модерна.

Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. В сгущающихся сумерках с багряной полосой заката царевна уплывает во тьму и только в последний раз обернулась, чтобы сделать свой странный предостерегающий жест. Художник словно проявляет духов природы, явившихся из древнего мифологического сознания.

22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4.

Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. Он относится без внимания к письмам— и сам не пишет.

Эта сирень и сама становится как живая. Тем самым выражена сама стихийность этого персонажа, словно «проявляющегося» из растительного царства. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171.

В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. В состоянии Михаила Александровича перемен нет. Рассыпая по полотну цветки сирени, как бы «взбивая» облако парящего цвета, Врубель виртуозно разыгрывает тему с вариациями и название этой темы – «превращение Хаоса в Космос». Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159.

При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». В лунном свете проступили очертания одной из них – души сиреневого куста – дриады. (ему — 40 лет, ей — 28) Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно», тем не менее вскоре состоялось венчание — в Швейцарии — в Крестовоздвиженском соборе Женевы. В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель.

Представители рода Врубелей (от польск. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги.

Художник здесь оказывается подобен Творцу, создающему мир из хаоса. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. В лунном свете проступили очертания одной из них – души сиреневого куста – дриады.

Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. Представленная "Сирень" Врубеля – один из вариантов картин на эту тему. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции.

Судя по письмам Забелы Римскому-Корсакову, Врубель ударился в загул, пьянствовал, транжирил деньги и легко срывался по любому поводу. В тени, которую бросает сирень, мы различаем фигуру девушки. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация. Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса.

Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить.

Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. В его даровании раскрылись универсальные возможности. В этой картине, в сущности, нет сюжета и зритель как бы присутствует при возникновении образа, таинственного, мерцающего и почти абстрактного. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей.

Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель.

Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. Это побудило его обратиться к театральной живописи и дизайну костюмов по воспоминаниям современников, он стал собственноручно одевать жену перед спектаклями, переделал костюм для роли онегинской Татьяны112. В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля.

На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. Нет, не стоит писать. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120.

Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. Там Врубель продолжил работу над панно для готического кабинета А. В. Морозова— к моменту венчания он в буквальном смысле слова остался без копейки и от вокзала шёл к наречённой пешком111.

«Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины.

Далее картину перевезли в Петербург, где Врубель продолжал непрерывно переписывать её, портя, по мнению друзей. Выходом для Врубеля стало участие во Всероссийской нижегородской выставке, приуроченной к коронации нового императора— Николая II. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. Увидел и поразился им. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру.

Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64.

Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты. Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне.

«Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. По складу личности и художественного мышления он был ярко выраженным индивидуалистом, ему чужды были идеи социальной справедливости, соборности, православного единства, питавшие других художников его поколения.

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина.

Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова», который даже не был допущен к экспозиции.

Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. Тех миров, которые видели они, мы не видим»162.

Часто говорят: «Природа оживает под кистью художника». Художник словно проявляет духов природы, явившихся из древнего мифологического сознания. Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5.

В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14.

Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104.

Забела с беспокойством писала Анне Врубель, что Михаил почти не спит и его вновь не удовлетворяет лицо, которое он бесконечно переписывал. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. Сама концепция и есть сказка. Но кажется, что в этой картине сирень оживает буквально. Очертания предметов как бы проступают из темноты из мрака. В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93.

В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. Оригинальность врубелевского стенописного стиля настолько выделялась на фоне работ его коллег, что разрушила бы и без того относительную целостность ансамбля росписей49. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86.

Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. Работу организовали так: по утрам художник рисовал Брюсова, после обеда академик Серов рисовал академика Врубеля154.

В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41.

Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17.

Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии.

Очертания предметов как бы проступают из темноты из мрака. Рисунок, по Чистякову, надлежало строить разбивкой на мелкие планы, передаваемые плоскостями стыки плоскостей образуют грани объёма с его впадинами и выпуклостями. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. Врубель сделал предложение руки и сердца Надежде Забеле едва ли не в день знакомства.

Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. Свою героиню Врубель называл Наташей (связывая свой мир со светозарным пушкинским миром природы) — по его мысли, она должна была воплощать душу сирени. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». Эта птица с ликом девы едва ли станет послушной женой Гвидона и благополучия не обещает её грустный прощальный взор.

Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». Кирилле», «Св. С точки зрения П. Ю. Климова, уже во врубелевских эскизах киевского периода была заложена программа модерна и имелись все его признаки: стилизация как главный принцип интерпретации формы, стремление к синтезу, акцентирование роли силуэта, холодная цветовая гамма, символизм настроения173. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Он спит через ночь по пять часов и редкий день, чтоб не поспал хотя бы три часа.

Кушает хорошо— и в своё время. Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё.

Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). Очертание ее фигуры скрыто за спутанными волосами. Врубель работает мастихином (тонкой стальной пластиной), позволяющим накладывать краску гранеными мазками. Лиловый и сиреневый — доминантные тона полотна.

Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении.

С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников.

Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. Картина – один из вариантов темы Сирень.

Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2.

Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. Врубель заставляет нас вглядываться в картину очень внимательно, чтобы увидеть все детали. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106.

Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили.

Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. Художник здесь оказывается подобен Творцу, создающему мир из хаоса.

Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин.

«За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона.

А тут еще и особенное, лишь Врубелю свойственное мерцание света. Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Врубель работает мастихином (тонкой стальной пластиной), позволяющим накладывать краску гранеными мазками. В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин.

Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. Работа не привела к улучшению. Излюбленная художником цветовая палитра, включающая все оттенки от голубого до темно-лилового, в сочетании с розовым и зеленым, создает ощущение зыбкой, дробящейся структуры, напоминающей переливы драгоценных камней. Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». В Киеве болезнь обострилась и через день — 3 мая — ребёнок умер.

Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. Это стремление, а вовсе не достижение (обретение смысла), было всегда дорого художнику.

В. фон Мекк предложил Врубелям провести лето в его имении в Киевской губернии, что несколько взбодрило Михаила Александровича и очень понравилось Надежде Ивановне. Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125.

По большому счету, «Сирень» явила собой оформление живописного языка символизма. Через несколько дней он полностью ослеп155. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. Характерна и разница в деятельности Амбрамцева и Талашкина, в которых активно работал Врубель, — у Мамонтова основной акцент делался на театральные и архитектурные проекты использующие все достижения мировой культуры у Тенишевой же деятельность мастерских ограничивалась сферой быта с опорой на русские национальные традиции77. Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски.

Сон как будто бы стал продолжительнее. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110.

Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». Это души цветов и растений.

Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. Одна из самых красивых и поэтичных картин Михаила Александровича Врубеля «Сирень» была написана в 1900 году. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна.

Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. Благодаря этой технике гроздья сирени как бы растут из глубины темного пространства и превращаются в фантастические кристаллы, сверкающие при луне. Но, к сожалению изорвал в клочки летнее новое пальто и брюки. Савву похоронили на Байковой горе.

Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. Это души цветов и растений. В письмах родным речь шла уже о тетралогии. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий.

Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141.

Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. В феврале 1903 года Врубеля выписали из клиники. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. Хрупкая фигура девушки, как будто фея темнеет в сиреневом цвете.

Масса зелени, то сгущающейся, то светлеющей до прозрачности и открывающей грунт, выдвигает нам навстречу цветы сирени — от этого возникает отчетливое ощущение словно «дышащей» картины. Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано.

В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43.