Жан Огюст Доминик Энгр Большая Одалиска

Большая одалиска, Жан Огюст Доминик Энгр – описание картины

Родился в Монтабане 29 августа 1780. С этого времени имена Энгра, которого провозглашают главой классицизма и хранителем традиций и лидера романтизма Делакруа воспринимаются как некая антитеза. Если в первом портрете еще проглядывали человеческие черты: суровая воля, решительный характер, то во втором изображен не столько человек, сколько его высокий сан. В отличие от родителей она изображена не в интерьере гостиной, а в пейзаже. Что же так смутило критиков в произведениях Энгра.

Сколько властной силы в этой мощной «львиной» голове, с седой гривой, в благообразном лице, сколько уверенности в своем всемогуществе в позе, в жесте рук с крепкими, цепкими пальцами — один из критиков с возмущением назвал их «паучьими». Здесь же он продолжает рисовать портреты, приобретя нескольких состоятельных заказчиков. Последняя работа являет собой некую «ретроспективу» найденных им образов ню узнаваема, в частности, фигура «Одалиски Вальпинсона» на первом плане.

Большая одалиска 
— Жан Огюст Доминик 
Энгр

Большая одалиска — Жан Огюст Доминик Энгр

Его работы «Автопортрет», «Портрет Филибера Ривьера», «Портрет мадемуазель Ривьер» и «Наполеон на императорском троне» произвели неоднозначное впечатление на общественность. Энгр многое взял у Давида и до самой смерти считал себя его верным учеником. Характерное для XIX века иллюзионистическое правдоподобие в изображении модели сочетается в них с несравненной утонченностью эстетической интерпретации, с яркостью деталей изысканностью линейных ритмов и смелостью цветовых сочетаний. В 1834, после того как осталась незамеченной его картина Св. Эти портреты, которые ныне хранятся в Лувре, критика разругала, называя их «готическими», а самого мастера обвиняя в подражании художникам XV века. Образ пятнадцатилетней мадемуазель Ривьер не по-детски значителен. Ее фигура четко вырисовывается на фоне неба, подобно памятнику.

В 1802 году Энгр дебютировал на выставке парижского Салона. В дальнейшем выставлялся в Салоне (в 1803, 1805), однако первые его работы получили негативную оценку критиков. Другой областью наряду с портретом, в которой талант Энгра раскрылся в полную силу, были произведения изображающие обнаженную натуру. Однако к сроку полотно не было готово, о чём автор очень сожалел.

Его женские портреты имеют очень широкий спектр эмоциональных красок: от чувственного «Портрета мадам Сенонн» к реалистичному «Портрет мадемуазель Жанны Гонен» и холодному «Портрет принцессы де Бройля». Спокойное сияние бархатных глаз и едва заметная улыбка дополняют этот милый облик.

«Большая одалиска», 
Энгр, Жан Огюст 
Доминик, Лувр

«Большая одалиска», Энгр, Жан Огюст Доминик, Лувр

В Салоне 1806 года художник показывает портреты государственного советника Ривьера, его жены и дочери (все — 1805, Париж, Лувр). С одиннадцати до семнадцати лет Доминик учился в Академии художеств Тулузы. Вместе с тем он был далек от одноплановости. Собственно, Российская Академия живописи тоже практиковала именно такое «высшее образование» для лучших своих выпускников-медалистов. Выбор именно мастерской Давида объяснялся его известностью в революционном Париже. Творчество Энгра делится на ряд этапов.

Ему заказывают «Портрет Бонапарта — Первого консула» (1804, Льеж, Музей изящных искусств) и художник делает во время короткого сеанса набросок с натуры, заканчивая работу уже без модели. Его работы «Автопортрет», «Портрет Филибера Ривьера», «Портрет мадемуазель Ривьер» и «Наполеон на императорском троне» произвели неоднозначное впечатление на общественность.

Юный провансалец вовсе не собирался заниматься политикой. Здесь он пишет такие свои знаменитые картины, как «Большая купальщица», обнажённая женская натура. Энгр прекрасно играл на скрипке и в юности подрабатывал этим.

  1. Энгр Жан Огюст ДоминикКартины и биография
  2. Искусство – Жан Огюст Доминик Энгр
  3. Жан Огюст Доминик Энгр — французский художник
  4. Жан-Огюст-Доминик Энгр ( ) – Французский художник, художник информация и картины
  5. Описание картины Жана Энгр «Большая Одалиска»
  6. Отправить запрос на изготовление копии

Доминик Энгр родился на юге Франции в старинном городе Монтобане. В 1855 году Энгр участвует в международной выставке, где была выделена целая комната для его работ. В следующем году стал академиком Академии изящных искусств и открыл собственную мастерскую (1825). В России полотно сочли латинским по духу, после чего недовольный Энгр сделал реплику картины уже с латинскими святыми (1852, Лондон, частное собрание), а еще в одной реплике изобразил рядом с мадонной ангелов (1854, Лувр).

Поклоняясь красоте и гармонии, он создает великолепную «Большую одалиску» (1814) исполненную женственности, совершенную по формам «Сидящую купальщицу» (1808). Великая революция по-новому высветила роль и значение человека и эти представления были сродни тому «открытию мира и человека», которое ознаменовало эпоху Возрождения. В 1801 году художник участвовал в конкурсе на Римскую премию картиной «Послы Агамемнона у Ахилла» и победил, но вследствие тяжелого состояния французской экономики полагающуюся в этом случае поездку в Рим пришлось отложить на несколько лет.

  • 29 августа 1780 года родился французский художник Жан Огюст Доминик Энгр
  • Обратите внимание на следующие картины
  • Всемирный подниматель настроения)))

Историю Энгр, скорее всего, выбирал не без умысла. В системе ценностей, какая культивировалась в это время, достойным делом для художника было создавать огромные, сложные произведения на историческую или мифологическую тему – воспевать прекрасное, героическое, достойное. В знаменитых "купальщицах" и "одалисках", которые Энгр создавал на протяжении всей своей творческой жизни ("Купающаяся женщина", "Купальщица Вальпенсон", "Маленькая купальщица", "Большая одалиска", "Одалиска с рабыней", "Источник", "Турецкая баня"), с особой силой проявилось присущее именно ему понимание искусства, яркость его видения, правдивость по отношению к натуре и умение претворить ее в образы абсолютной красоты. Энгр даже подумывал предложить им бросить жребий.

В этот период он много работает в жанре портрета. Огромное полотно «Обет Людовика XIII», выставленный в Салоне 1824 года, хотя и принесло Энгру официальное признание и орден, производит впечатление внутренне холодной, надуманной композиции. Картина была задумана в общих чертах художником в 1820 году во Флоренции. Энгр продолжал работать до глубокой старости.

Энгр Жан Огюст ДоминикКартины 
и биография

В том же Салоне была выставлена «Резня на Хиосе» Делакруа, написанная на современную животрепещущую тему (расправа турок с греками на острове Хиос). В рисунках Энгра царит иная эмоциональная атмосфера. В этом же году он едет в Париж и становится учеником знаменитого Давида.

Ты давай еще вспомни две перспективные точки схода у Рафаэля в "Афинской школе", юродивого под три метра ростом (в случае, если б он встал на ноги) у Сурикова в "Боярыне Морозовой". В 1801 был награжден Большой (Первой) Римской премией за картину Послы Агамемнона у Ахилла (однако так и не смог получить деньги от французского казначейства, которое взамен выделило ему студию и скромное содержание). Короля прессы называли «делателем министров», Его Величеством Бертеном I. Именно таким увидел его Энгр — несокрушимая глыба источающая энергию и волю.

— Его надо найти в самой модели». Гайдн, Моцарт, Глюк — его любимые композиторы. В 1825 году Энгр был избран в члены Академии.

Горделивая поза кажется удивительно естественной, лишенной всякого кокетства. На хлеб насущный (а также на краски, холсты и все прочее, потребное художнику) Энгр зарабатывал, рисуя портреты. В это же время Энгр работал над росписями в замке Дампьер по заказу герцога де Люин (1841–1847, Железный век и Золотой век, обе не были закончены в связи со смертью жены художника).

В это время он создает замечательные портреты и композиции с обнаженной натурой, а также серию картин на мифологические и исторические темы ("Эдип и сфинкс", "Зевс и Фетида", "Сон Оссиана", "Паоло и Франческа", "Роже и Анжелика", "Въезд дофина в Париж" и др. ), в которых одним из первых мастеров XIX века выходит за пределы традиционных классических сюжетов и самого стиля классической живописи. Рисунок быстрый, легкий, линия снайперски точна и изящна.

Энгр внял доброму совету и покинул родительский дом. В Риме Энгру для Николая I (лично наследником престола Александром II) была заказана картина Мадонна с остией (Москва, музей им. В 1802 г. Энгр дебютировал на престижной живописной выставке. ЭНГР, ЖАН ОГЮСТ ДОМИНИК (1780–1867) (Ingres, Jean Auguste Dominique), французский художник-неоклассицист. Дружок, похоже образовываться-то нужно как раз тебе: у профессионала, в совершенстве владеющего рисунком, деформация формы (уж не говорю о цвете) с целью подчеркивания каких-либо содержательных вещей — это признак не неумения, а высокого мастерства и смелости. Рисунок наиболее сильная и бесспорная сторона таланта Энгра. Энгр определял своё творчество как «хранение истинных доктрин, а не новаторство», однако эстетически постоянно выходил за пределы неоклассицизма, что выразилось в его разрыве с парижским Салоном в 1834 году.

Позже он скажет ученикам: «Надо добиваться умения верно петь карандашом и кистью». «Источник» был выставлен в мастерской Энгра, его собирались приобрести, по словам художника, пятеро покупателей. Здесь он пишет такие свои знаменитые картины, как «Большая купальщица», обнажённая женская натура. Помимо всего прочего, он пользовался большой популярностью как автор молниеносных портретов – карандашом, практически за один сеанс. Так он получает крупный заказ на полотно длиной 5 метров «Ромул, победивший Акрона», которую писал темперой, сделавшей картину похожей на фреску.

Они не замедлили привлечь на свою сторону такой незаурядный талант. В Салоне 1824 года художник показал «Обет Людовика XIII» (Монтобан, Собор) — король представлен коленопреклоненным перед Мадонной с Младенцем. Таков портрет издателя Бертена Старшего (1832).

Таков «Апофеоз Гомера», «Св. В 1799 году поступает в Парижскую Академию художеств и в 1801-м получает Римскую премию за картину «Послы Агамемнона у Ахилла» (1801, Париж, Школа изящных искусств), дающую право продолжать обучение в Риме. Однако Энгр склонен к самоцитированию и поза фигуры в «Венере Анадиомене» один в один повторена в картинах «Источник» (1856) и «Турецкие бани» (1863).

В общем иди-ка ты, знаток, . К этому периоду относится одно из самых грандиозных произведений художника — картина «Апофеоз Гомера» (1827), предназначенная для украшения потолка Лувра. Королевским указом он был возведён в достоинство пэра.

Тем не менее как портретист он принадлежит к самым выдающимся мастерам мирового искусства. Такие отзывы огорчали, казались несправедливыми. Образ Мадонны написан под влиянием Рафаэля, но ей недостает теплоты и человечности.

При этом время, отведенное ему для пенсиона, подходило к концу. Впоследствии, будучи уже прославленным художником, он снова вернется в Италию в качестве директора Французской академии в Риме (1834-1841). Прекрасные формы человеческого тела — постоянный источник вдохновения для художника.

Только там можно добиться того, чтоб тебя заметили. Мы не знаем, какой была эта круглоликая, чернобровая девушка в действительности (известно только, что она умерла в год создания портрета), не знаем, была ли в ней та значительность и сила, которой наделил ее художник, но мы верим ему. В 1806 он переехал в Рим, где вскоре получил студию. Мечтой и главным призом для всех молодых художников Парижа была Римская премия. В середине 1850-х годов Энгр стремился завершить давно начатые произведения, среди них был и «Источник», который он намеревался представить на Всемирной выставке 1855 года среди своих знаковых произведений.

Вещь очень холодная, парадная, но не лишенная декоративного эффекта. Пишет портреты друзей — пейзажиста Гране (1807, Экс-ан-Прованс, Музей Гране) и других, прекрасно передающие черты нового поколения, — людей эпохи романтизма, которых отличает героическая приподнятость, независимость духа, внутреннее горение, повышенная эмоциональность. Самыми выдающимися картинами этого периода считаются «Купальщица Вальпенсон» (1808) и «Большая одалиска» (1814), отшлифованное совершенство этих полотен было вдохновлено творчеством Рафаэля, которого Энгр ставил превыше всех художников. Кроме того, Иоахим Мюрат, король Неаполя, давал ему почетные заказы. Здесь же он продолжает рисовать портреты, приобретя нескольких состоятельных заказчиков. Так он получает крупный заказ на полотно длиной 5 метров «Ромул, победивший Акрона», которую писал темперой, сделавшей картину похожей на фреску.

В 1824 году, по возвращении в Париж, Энгр показал в Салоне свою картину «Обет Людовика XIII» имевшую шумный успех и принесшую художнику настоящую славу и орден Почетного легиона. Фигура девушки в белом платье, словно памятник, возвышается на фоне пейзажа. В 1808 Энгр создал картины Купальщица Вальписон (Лувр), Эдип и Сфинкс, в 1811 – Фетида, умоляющая Зевса (Монтабан, музей), в 1814 – Дон Педро Толедский (полное название – Дон Педро Толедский испанский посол, целующий шпагу Генриха IV).

Этот брак придал сил живописцу и в следующем десятилетии Энгр выполнил несколько важных работ. Хитроумный Одиссей в красном тщетно убеждает героя вернуться в строй. В 1820 году он перебрался во Флоренцию, где жил и работал в течение четырех лет. Официальные круги приняли картину с восторгом. В 1807 году Энгр наконец-то отправился в Италию.

Глубина и своеобразие искусства Энгра проявились уже в ранний период его творчества.

Победитель конкурса получал возможность четырехлетней стажировки в Риме, на полном государственном обеспечении – условие было одно: работать и каждый год присылать в Париж картину, доказывавшую, что обучение «на местности» проходит успешно. А Энгр – отправился наконец-то в Рим.

позвонки на фигурах считать. Будучи художником Революции, в вопросах искусства Давид был самым яростным абсолютистом и слово «революционер» применительно к «художествам» непослушного ученика было для него бранным. В настоящее время находится в музее Орсе. Пушкина), по сторонам мадонны стоят святые Николай и Александр.

Однажды он получил заказ, стоивший Римской премии. В это время он создает замечательные портреты и композиции с обнаженной натурой, а также серию картин на мифологические и исторические темы ("Эдип и сфинкс", "Зевс и Фетида", "Сон Оссиана", "Паоло и Франческа", "Роже и Анжелика", "Въезд дофина в Париж" и др. ), в которых одним из первых мастеров XIX века выходит за пределы традиционных классических сюжетов и самого стиля классической живописи. Какая сила в его «львиной» голове, властном взгляде, сколько энергии, уверенности в этом немолодом человеке, его позе, жесте рук, в коротких цепких пальцах.

В знаменитых "купальщицах" и "одалисках", которые Энгр создавал на протяжении всей своей творческой жизни ("Купающаяся женщина", "Купальщица Вальпенсон", "Маленькая купальщица", "Большая одалиска", "Одалиска с рабыней", "Источник", "Турецкая баня"), с особой силой проявилось присущее именно ему понимание искусства, яркость его видения, правдивость по отношению к натуре и умение претворить ее в образы абсолютной красоты. Глубина и своеобразие искусства Энгра проявились уже в ранний период его творчества. Однако в государстве нет денег и поездка отложена. По дороге останавливается во Флоренции, где сильное впечатление на него произвел Мазаччо.

Сама женщина превращалась в произведение искусства («Портрет Инес Муатессье», 1851, Лондон, Национальная галерея). Все средства художественной выразительности направлены на то, чтобы выявить значительность модели. Здесь все становится человечнее, проще. Энгр, мнительный, самолюбивый и нервный, как истинный провансалец, продолжал работать и работать – и в 1801 году выставляет на конкурс полотно «Ахилл принимает послов Агамемнона». Доверчиво и просто смотрит на нас молодая, прекрасная и счастливая женщина исполненная достоинства и независимости. Но вскоре все это забылось — Энгр едет, наконец, в Италию. Но зато за портреты платили и потому Энгр писал их при каждой возможности.

В Лувре полотно хранилось до 1986 года. «На мой взгляд, — писал Стендаль, — это очень сухое произведение». Фигуры прекрасно вписаны в пространство холста, линии, контуры каллиграфически точны, великолепно прописаны детали ампирной обстановки, костюма сквозь внешнюю светскость проступают черты индивидуальности каждого. Критики были одинаково враждебно настроены к работам этого французского живописца, называя их архаичными.

Одним из самых известных шедевров художника является необычайно чувственное полотно «Турецкие бани» (1863), написанное им в возрасте 83 лет. Петру». С 1802 года Энгр начинает выставляться в Салоне.

Другой полюс искусства французского мастера – портретная живопись. В 1833 выставил в Салоне Портрет г-на Бертена (Лувр).

В 1852 г. Энгр женился на 43-летней Дельфин Рамель (художнику был 71 год). Вообще, многие, особенно ранние, работы мастера из Монтобана — «Зевс и Фетида» 1811 года, «Сон Оссиана» 1811 года, «Паоло и Франческа» 1819 года — обнаруживают несомненную близость к романтизму, хотя впоследствии Энгр стал яростным противником этого течения и по традиции считается одним из ведущих представителей классицизма.

Занимался музыкой, подрабатывал игрой на скрипке в оркестре оперного театра Тулузы. «Одалиска Вальпинсона» (1808), «Венера Анадиомена» (1848). Гране изображен на фоне римского пейзажа: кажется, будто он внезапно обернулся в сторону зрителя, прервав прогулку. Для заработка же он рисовал портреты, скромно подписываясь «Энгр-сын», так как просто Энгром мог называть себя лишь его отец известный в тех краях художник. Родился 29 августа в Монтобане в семье живописца и скульптора Жана-Мари-Жозефа Энгра. И дело заключалось не только в непривычности, «непохожести» формы, но и в новом отношении к человеческой личности, которое складывается в послереволюционной Франции и которое одним из первых почувствовал и запечатлел в искусстве художник из Монтобана. Вместе с тем он был далек от одноплановости. Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867).

Симфорион», «Передача ключей св. Многие поступки Энгра объяснялись его повышенной чувствительностью к критике и обидчивостью. Оставаться у Давида он тоже не мог – их разлад был слишком серьезен.

Парадный портрет должен был занять подобающее место в администрации города Льежа. Музыкальная одаренность угадывается в мелодичности ритмов и линий его картин. Скульптурная лепка форм, четкая линия силуэта подчеркивают это впечатление. Большой работой стал «Апофеоз Наполеона I», написанный в 1853 году на потолке зала в Отель де Виль (Париж), «Портрет принцессы Альберт де Бройля» был завершена в 1853 году и «Жанна дАрк на коронации Карла VII» появилась в 1854 г. (последняя работа была выполнена преимущественно с помощью ассистентов).

Первая премия в конкурсе 1797 года за рисунок сопровождалась аттестацией, предсказавшей, что художник «прославит отечество своим необыкновенным талантом». До изобретения фотографии такие «портреты» весьма ценились, так что Энгр не бедствовал. Он создал галерею портретов, воплотивших идеальный образ женщины первой половины XIX века, в систему воспитания которой входили культура общения, умение двигаться, одеваться в соответствии с местом, временем и природными данными. Сохраняется и объем и ощущение пространственной глубины.

Таковы портреты Зели, красавицы Мари Маркоз, мадам Муатесье. «Мое кресло стоит трона», — утверждал издатель. Затем следует новый заказ: «Портрет Наполеона на императорском троне» (1806, Париж, Музей армии). Гимном женской красоте воспринимаются пленяющая классической ясностью форм и линий «Большая купальщица» (Купальщица Вальпинсона) (1808) исполненная элегантной грации и царственности «Большая одалиска» (1814) дышащая томной негой и чувственностью «Турецкая баня» (1863 все — Париж, Лувр).

В 1819 выставил в Салоне полотна Большая одалиска (1814, Лувр), Филипп V награждает маршала Бервика Золотой цепью (1818, Мадрид) Роже, освобождающий Анжелику (1819, Лувр), однако, обидевшись на холодный прием публики и резкие слова критиков, переехал во Флоренцию. Но в глубине души мастер предпочитал писать прекрасных женщин, а не деловых мужчин. Это образ, воплощающий торжество личной инициативы, ума, деловой хватки, человека, превосходно чувствующего себя в «обществе чистогана». Его кисти принадлежит один из шедевров портретного жанра в европейском искусстве XIX века «Портрет Луи Франсуа Бертена» (1832, Париж, Лувр) — основателя влиятельной газеты Журналь де деба.

Особенно привлекают его античность, мастера XV века и Рафаэль. Именно такими предстают они в «Семье Форестье» 1806 года. «Не старайтесь создавать красивый характер, — говорил Энгр. Мастер стремится выявить особую гармонию, таящуюся в «неправильности» ее черт.

В 1791 поступил в Тулузскую Академию, был учеником Г. Ж. Рока и Вигана, сотрудничал с Ж. Брианом. Симфорион идущий на казнь, которую он считал своим шедевром, Энгр вновь переехал в Рим, где получил пост директора французской Академии в Риме, однако в 1841 возвратился в Париж (полотна этого периода – Одалиска и рабыня, Кембридж, музей Фогг Антиох и Стратоника, Шантильи, музей Конде Портрет герцога Орлеанского, собственность семьи Орлеанских). Люди общаются друг с другом с «открытой душой».

Пока Париж сотрясали революция, а потом волна террора, пока лилась кровь и гильотина работала не переставая, Энгр учился держать карандаш и смычок в Монтабане. Помимо портретов, сохранились великолепные изображения обнаженной натуры, множество эскизов, набросков, этюдов к картинам. Возможно, его родина — Гасконь — наградила художника упорством в достижении цели и бурным темпераментом. Портрет мадемуазель Ривьер — одно из наиболее прославленных полотен художника. Целыми днями с альбомом в руках он смотрит изучает и не устает восхищаться. В 1796 году Энгр поступил в мастерскую Давида в Париже, после ее окончания был удостоен Римской премии за картину "Послы Агамемнона у Ахилла" и в 1806 году уехал в Италию, в которой прожил 18 лет (сначала в Риме, затем во Флоренции), зарабатывая себе на жизнь графическими и живописными портретами.

В этот период Энгр, зарабатывая на жизнь, сделал множество потретов карандашом (ныне большинство из них хранится в музее Энгра в Монтабане). Презренный металл добывали презренной работой – написанием портретов на заказ. В возрасте 11 лет был принят в тулузскую Академию искусств, где учился у Г. Ж. Рока. Особая область искусства Энгра – его графический портрет, в котором он наследовал лучшие традиции французского карандашного портрета XVI века.

Особенно декоративны женские портреты мастера, впоследствии восхищавшие своей красочностью Огюста Ренуара. Особое внимание привлекает портрет дочери (мы ничего не знаем о ней, кроме того, что девушка умерла в год создания портрета). Молодой Энгр искал новые пути для красоты, а для Давида это было неприятной ересью. Более того, прославленный англичанин Джон Флаксман, увидев эту картину, обронил, что перед ним «лучшее из всего, что было создано современной французской школой». Они словно бросают вызов всему миру, подобно героям Байрона.